Либретто «Щелкунчика» сочинено балетмейстером М. Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (оригинальная переработка сказки принадлежит А. Дюма). В балете две части. Музыка первого действия (детские сцены в доме Зильбергауза), построенная на сочетании реально-бытового и фантастического, отличается острой ироничностью, задушевностью, поэзией, тонкой портретной характеристикой каждого персонажа. Второе действие – «царство сластей» – напоминает грандиозный дивертисмент. Огненно-стремительный Испанский танец («Шоколад») сменяется сладостной, чарующей музыкой томного Арабского танца («Кофе»), комический Китайский танец (отличающийся особым подбором тембров: свистящая мелодия флейты пикколо на неизменном фоне низких фаготов) контрастирует живому, ярко-темпераментному трепаку, сменяющемуся полным очарования и грации танцем пастушков... Сюиту танцев завершает «Вальс цветов». Драматургия «Щелкунчика» (как и остальных балетов Чайковского) основана на раскрытии излюбленной темы композитора – преодолении «злых чар» победоносной силой любви, света, разума. «Злое начало» – мышиное царство – противопоставлено доброму, светлому, сердечному, воплощённому в образах Мари, Щелкунчика, персонажей волшебного царства сластей. Меткость характеристики подчёркивается и тембровым своеобразием: злое, мертвящее выражено холодноватой звучностью низких кларнетов, фаготов и альтов, свет и добро – тёплым пением гобоя, английского рожка, сочным, вибрирующим звучанием струнных инструментов. Балет завершается в светлых, мягких пастельных тонах, как поэтическое сказание о безмятежном детстве, пробуждении чувств любви, света, радости. Здесь вы можете слушать онлайн mp3 бесплатно и без регистрации.