Все игры
Запись

Дивногорье. Часть 2 (Воронежская область, 02.06.10)


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Елена Копейкина      21-08-2010 02:27 (ссылка)

На величественном мысу у берегов рек Тихая Сосна и Дон, на высоте около 60 метров, находятся остатки Маяцкой крепости – одного из форпостов на северо-западной границе Хазарского каганата. А также здесь, на вершине склона, в 1,5 км от крепости, находится реконструированное поселение салтово-маяцкой культуры.

После экскурсии по храму Иконы Сицилийской Божьей Матери (первая часть отзыва здесь http://www.osd.ru/txtinf.as... ) мы вместе с экскурсоводом поднялись вверх по ступеням лестницы еще метров на 20, и оказались на самой вершине склона.

Но прежде, чем подойти к Маяцкой крепости, мы остановились, чтобы полюбоваться потрясающим пейзажем, и ландшафтом, нехарактерным для Средней полосы России:


Еще в наш первый приезд, находясь на площадке у храма Иконы Сицилийской Божьей Матери, мы видели часть этого пейзажа. Но в тот день подняться выше, после блужданий по степям в поисках Дивногорья, у нас уже просто не хватило сил:), а очень хотелось увидеть эти бескрайние просторы с самой вершины величественного мыса, и те травы, аромат которых ощущается уже у подножия склона (скорее всего, именно всё это и привело нас в Дивногорье во второй раз:)

Стоя на вершине можно видеть сразу две границы – историческую и физико-географическую. Вот здесь, на вершине склона, в IX-X веках, были земли Хазарского каганата, а внизу, за рекой Дон, находились славянские земли. А кроме этого, здесь воочию можно увидеть и физико-географическую границу – на вершине склона начинается Среднерусская возвышенность, а внизу находится Окско-Донская низменность (хотя, конечно, граница эта не является чёткой, и возвышающиеся плато еще сменяются низменными участками):



И, конечно, поражает разнообразие трав и пьянящий аромат цветов самой разной окраски, которые растут на вершине склона. Здесь представлены несколько видов степей, и произрастают редкие и реликтовые растения:




Но более всего впечатлил цветущий ковыль! С тех пор, как на Куликовом поле купила засушенный пучок ковыля, очень хотелось увидеть его цветущим. Раньше и в этой местности, и намного севернее (в т.ч. и на Куликовом поле) были ковыльные степи; со временем они исчезли. На Куликовом поле в настоящее время возрождаются ковыльные поля, и мы их видели, когда были там в конце мая этого года. Видели ковыль и в заповеднике «Галичья гора» в Липецкой области. Но всё это несравнимо с тем, что мы увидели в Дивногорье на вершине склона – здесь ковыль растёт в естественных условиях, рядом с другими степными травами и цветами:





Здесь произрастает четыре вида ковыля. Очень хотелось пройтись по ковыльному полю, но, помня о том, что тут водятся степные гадюки, сделать этого, к сожалению, не смогли. Даже фото крупным планом старалась сделать «по-быстрому», опасаясь, что… в кадр может попасть не только ковыль:)

Кстати, ковыль цветёт примерно с середины мая до середины-конца июня. В это же время много и других цветущих трав. Кроме этого, в мае-июне зелень молодая, яркая, и травы еще не выжжены солнцем. Так что, май-июнь, как мне кажется, самое подходящее время для посещения Дивногорья. Хотя, наверное, и осенью здесь тоже красиво (а мне хочется посетить Дивногорье еще и... зимой – чтобы увидеть бескрайнюю заснеженную равнину, и покрытые снегом склоны и Дивы…).
Елена Копейкина      21-08-2010 02:37 (ссылка)

Далее мы подошли к остаткам Маяцкой крепости, где экскурсовод рассказал нам о Маяцком городище, о крепости, о Хазарском каганате, и народах, населявших эти приграничные хазарские и славянские земли.

О Хазарском каганате.
Территория Дивногорья была заселена еще с эпохи бронзы, после чего много раз приходила в полное запустение. В середине IX-X веков сюда пришли аланы и болгары – основное население Хазарского каганата. Здесь находилась северо-западная граница этого феодального государства, возникшей на развалинах Тюркской империи. Хазары – немногочисленный кочевой народ, который объединил в рамках своего государства различные тюркские народы. Самой многочисленной группой были ираноязычные аланы, а также болгары - часть населения Великой Болгарии (которая располагалась в Приазовских степях; часть болгар присоединилась к Хазарскому каганату, а другая часть, во главе болгарским ханом Аспарух, откочевала далеко на запад, основав там Дунайскую Болгарию). Одновременно с продвижением хазар на север и запад, славянские племена осваивали восточные земли. Многие славянские племена были данниками Хазарского каганата. Хазары контролировали торговые водные пути по восточноевропейским рекам, собирая дань с торговых судов; на берегах этих рек возводились крепости (много крепостей и вдоль берегов реки Тихая Сосна). По восточноевропейским рекам пролегал путь в Киев и Византию, шелковый путь также пролегал через территорию Хазарского каганата; и проходившие торговые суда и караваны платили дань. Таким образом, Хазарский каганат был достаточно богатым и влиятельным государством; он контролировал территорию Предкавказья, современного Дагестана, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, степи Восточной Европы вплоть до Днепра. Существовал Хазарский каганат с середины VII века до середины X века. Падению этой империи положили начало печенеги и усилившаяся внутренняя вражда, а князь Святослав в 965 году нанес сокрушительный удар по Хазарскому каганату, захватив несколько хазарских крепостей; в результате этого, часть хазарских земель были присоединены к Киевской Руси. После чего Маяцкая крепость потеряла свое значение, а население Маяцкого селища, спасаясь от набегов печенегов, ушло с этой территории (в т.ч. и в славянские земли; впоследствии алано-болгарские жилища были обнаружены севернее Дивногорья – на берегах реки Воронеж и Дон). Так же, спасаясь от печенегов, ушли отсюда и славяне. И потом еще долгое время эти земли находились в запустении… Более подробно об истории Хазарского каганата, о хазарских крепостях, и, в частности о Маяцкой крепости, можно почитать, например, здесь http://sarkel.ru/ , http://minuvshie.ru/nayuzhn... .

О Маяцкой крепости и селище.
Стен крепости, к сожалению, увидеть нельзя - сейчас на месте Маяцкой крепости можно увидеть лишь достаточно высокий вал, окруженный рвом; а на территории мыса можно увидеть остатки окружавшего крепость селища (западины от полуземляночных построек). В начале XX века и в 70-е годы XX века, проводились крупные археологические работы, давшие богатый археологический материал, после чего остатки крепости законсервировали (покрыли слоем грунта), т.к. оказавшись на открытом воздухе, многовековые меловые блоки начали терять влагу и трескаться. Еще в XVII веке здесь возвышались остатки стен крепости, но впоследствии меловые блоки, из которых была построена крепость, были разобраны местными жителями на строительство различных хозяйственных построек. В настоящее время стены крепости высотой примерно в 1,5 метра находятся под слоем грунта (лишь некоторые из блоков выступают из-под земли), а по земляному валу, скрывающими остатки крепости, проходит туристическая тропа.




Маяцкая крепость стояла на самом краю мыса. Возведена крепость из хорошо обработанных меловых блоков. Блоки тщательно обрабатывались и укладывались в два щита. Пространство между щитами (около 6 метров) прокладывалось досками (клетями) и заполнялось меловой крошкой. Размер крепости был примерно 80х95 метров, окружена крепость глубоким (до 2,5м) и широким (до 7м) рвом. Внутри крепости находилась цитадель площадью 27х47 метров; она служила последней опорой на случай штурма крепости.

Крепость имела, скорее, не оборонительное назначение (поскольку в IX веке восточные славяне с хазарами еще не воевали, а многие славянские племена были данниками Хазарского каганата), а была опорным пунктом по сбору дани с проходивших торговых судов; так же отсюда в славянские земли направлялись отряды для сбора дани. В крепости жил наместник кагана со своим семейством и слугами. Также крепость служила и для хранения собранной дани.

Внутри крепости обнаружены лишь несколько жилых и хозяйственных построек; остальные же находились за пределами крепости. Вокруг крепости, на всей площади мыса (30га), располагалось довольно большое селище. В настоящее время раскопано и изучено около 50-ти жилищ и хозяйственных построек (но вскрыто не более 10 процентов площади городища, осталось неизученными еще около 250 западин).

На восточном склоне находится могильник. Кстати, помогли археологам найти место захоронений... местные мальчишки – они принесли предметы из могильника, и показали место находки. Кроме этого, в качестве могильников использовались и хозяйственные постройки (например, погреба), которые по каким-либо причинам утратили своё назначение.

Немного в стороне, на северо-восточном склоне, располагался достаточно большой гончарный район (говорят, что и сейчас, особенно после сильного дождя, на склонах можно обнаружить обломки гончарных изделий или какие-либо другие предметы). Помимо ремесленного производства гончарных изделий (их использовали не только для нужд населения городища, но в качестве предмета торговли и обмена), было распространено и домашнее изготовление посуды. Кроме гончарного производства, основными промыслами были земледелие, разведение домашнего скота, рыболовство, ткачество.

Раскопки Маяцкой крепости дали учёным богатый археологический материал. Помимо обнаруженных предметов быта, остатков строений и т.п., найдено множество меловых блоков с рисунками и руническими надписями (в сувенирной лавке продают сувениры с копией рисунков и рунических надписей). Руны написаны на древнем языке тюркского происхождения, и до сих пор не прочитаны. А один из блоков Маяцкой крепости, с нанесённым на него рисунком, хранится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. Реконструкцию одного из таких блоков мы увидели в реконструированном поселении:


После экскурсии по Маяцкому городищу мы попрощались с экскурсоводом и самостоятельно направились к следующему объекту – реконструированному поселению салтово-маяцкой культуры...
Елена Копейкина      21-08-2010 03:11 (ссылка)

Археологический парк (реконструкция жилищ салтово-маяцкой культуры).
Находится это поселение достаточно далеко от крепости – в 1,5 км (по словам экскурсовода, построить его ближе было нельзя, т.к. большая часть городища еще не вскрыта и не изучена, и здесь еще проводятся археологические работы; правда, пока не такие масштабные, как например в 70-ые годы XX века, когда здесь работала Советско-Венгерско-Болгарская археологическая экспедиция).

От крепости к реконструированному поселению ведут две дороги (как говорится в былинах, окольная и прямоезжая:)) – направо, через небольшой лесок, дорога немного короче. Но по ней лучше пойти, когда будете возвращаться (и сил будет уже меньше:). А к поселению лучше сначала пойти по той дороге, которая ведёт налево – тогда вы еще раз полюбуетесь потрясающим пейзажем, открывающемся с вершины и увидите северную часть мыса, изрезанную оврагами:


По пути в реконструированное поселение:






Поскольку поселение находится достаточно далеко от крепости, то, после восхождения по ступеням лестницы на вершину склона, не многие решаются пройти еще полтора километра:). Во время нашей экскурсии мы видели еще две группы туристов, но до поселения дошли только мы:). Экскурсия можно оплатить на месте (если не ошибаюсь, 60руб. за взрослого, дошкольники бесплатно, и нужно заплатить за фото – не помню сколько, но не дорого). Сюда нужно подойти не позже 17 часов, после 18ч вход закрыт.

Построен Археологический парк (реконструированное поселение салтово-маяцкой культуры) на основании археологических исследований и обнаруженных находок.

Вместе с экскурсоводом мы вошли во все постройки, где нам рассказали о народах, населяющих Маяцкое городище, об их жизни и быте, о типах жилищ и хозяйственных построек, особенностях их строения, о назначении предметов, которые находятся в этих жилищах, о культурных связях с восточными славянами и др.

Прежде, чем подойти к постройкам, на нашем пути мы увидели святилище. Подобные святилища обнаружены и на Маяцком селище - здесь приносили жертвы богам и совершались различные обряды. Несмотря на то, что это реконструкция, экскурсовод посоветовала, всё же не входить внутрь огороженного камнями прямоугольника:)


Население Хазарского каганата были язычниками (и лишь правящая верхушка каганата приняла иудейскую религию). Главным божеством был Тенгри-хан — бог неба и света. Арабский путешественник X века Ибн-Фадлан, побывавший в хазарских землях, писал: «…верование их такое,что у дня и ночи, и ветра, и дождя, и земли, и неба – у каждого в отдельности – есть бог, но бог неба больше, чем остальные». На городище найдены различные амулеты, изготовленные из кости, зубов животных, бронзы (в сувенирной лавке можно купить аланские, болгарские, славянские амулеты; о значении каждого из них расскажет продавец). На фотографии – экспонаты, которые представлены в реконструированном поселении – это украшения, найденные на Маяцком городище (реконструкция):


На Маяцком городище существовали жилые наземные постройки двух видов – юрты и полуземлянки. Юрты – типичное жилище кочевых народов, народов Кавказа, Приазовских степей:


Ввиду более холодного климата, пришедшие в эти земли алано-болгары, стали строить полуземлянки, переняв этот тип жилища у славянских народов:



Но алано-болгары не полностью копировали славянские жилища, а сохраняли и некоторые традиционные особенности. Так, например, осталось неизменным расположение очага – очаг всегда находился в центре жилища (у славян печь располагалась в углу). Это обусловлено и типом посуды: у славян - это горшки, которые ставили в печь или на печь, а у алано-болгар - это котлы с ушками, которые вешали над очагом на надочажную цепь. Форма очага круглая - глинобитная или огороженная камнями. На первой фотографии – очаг в юрте, на второй – печь в алано-болгарской полуземлянке (здесь печь не в углу, как у славян, а по центру жилища):


Очаги тщательно чистили, золу собирали (на городище не обнаружено очагов с остатками золы). Священное значение имели надочажные цепи (их так же не обнаружено на городище) – их хранили, никогда не обменивали и не продавали, передавали по наследству, она имела и обрядовое значение. Такое отношение сохранилось, например, у некоторых народов Кавказа, и до наших дней. И, например, существовал такой обычай – если враг входил в дом и касался надочажной цепи, то таким образом он был вне опасности.

Помимо жилых построек, на селище обнаружены различные хозяйственные постройки – погреба, хозяйственные ямы (они были выдолблены в материковом мелу и имели грушевидную форму), помещения для содержания скота (некоторые из них были пристроены к жилищам), мельницы, ткацкие и гончарные мастерские. Некоторые из этих построек представлены в реконструированном поселении.

В ткацкой мастерской было интересно увидеть на стендах различные природные материалы, которые использовались для окраски волокон и ткани:



В северо-восточной части мыса находился довольно большой гончарный район. Располагался он вдали от остальных жилищ и построек городища - возможно, это связано с тем, что гончары старались сохранить секреты своего мастерства, но, может быть, и потому, что у многих народов представителей «огненных» профессий (кузнецы, гончары) считают колдунами или связанными с потусторонними силами.

В реконструированной гончарной мастерской представлены образцы продукции (кружки такой формы можно купить в сувенирной лавке), а так же образцы клейм, которыми мастера клеймили свои изделия:




После посещения гончарной мастерской, нам предложили зайти в погреб (внешне он напоминает жилую полуземлянку, но углубление, выдолбленное в материковом мелу, несколько глубже):


Дети заглянули в погреб, ну, а у взрослых на это уже просто не было сил:). К тому же, рабочий день у экскурсовода заканчивался, не хотелось ее задерживать, да и самим уже пора было возвращаться домой, так как нам предстоял неблизкий обратный путь.

Вот такой насыщенной и полной впечатлений была наша очередная, вторая, поездка в Дивногорье. Сначала мы проехали около 250км от места нашего летнего отдыха до Дивногорья, потом поднялись в гору по лестнице на высоту почти 60 метров, посетили с экскурсией Храм Иконы Сицилийской Божьей Матери и Маяцкое городище, прошли под палящими солнечными лучами 1,5 км до реконструированного поселения (без запасов воды – у нас она закончилась ещё у стен Маяцкой крепости:), экскурсия по поселению, после чего нам предстоял обратный путь - спуск с вершины и дорога к дому.

Уехав из Дивногорья, еще долгое время меня не покидало ощущение того, что очень хочется приехать сюда еще раз. Так что, в Дивногорье мы обязательно вернёмся...


Елена Копейкина      23-06-2014 15:05 (ссылка)
Достопримечательности Воронежской области и некоторые объекты Липецкой
области отмечены на карте (там же указаны адреса и номера телефонов):
http://maps.yandex.ru/?um=n...

Рассказы о наших посещениях некоторых из них здесь:
http://my.mail.ru/community...