Все игры
Запись

Фестиваль "Азовское осадное сидение казаков", 3 августа 2013


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Елена Копейкина      02-08-2013 03:10 (ссылка)

4,5 тысячи донских казаков, около 1 тысячи запорожских казаков, и казачьих жен, на протяжении 4-х месяцев
держали осаду Азовской крепости, 250-тысячной турецкой армии, но крепость не сдали.

В истории это событие получило название – Азовское сидение донских и запорожских казаков (1637-1642),
и стало примером героизма, стойкости и мужества не только в истории казачества, но и России. Этому
историческому событию посвящен фестиваль «Азовское осадное сидение», которое каждый год проходит
в Азове в начале августа. В этом году он пройдёт в 9-ый раз, и ждёт своих гостей 3 августа 2013.

Мы приезжали на этот фестиваль в 2011 году, в год 380-летия Азовского осадного сидения. Но прежде,
чем рассказать о фестивале, хочется написать об Азовском музее-заповеднике (http://азовский-музей.рф/),
который мы посетили впервые в 2010 году. В первый приезд мы прошли по залам музея с экскурсоводом .
Помимо экскурсии по залам, мы вместе с экскурсоводом проследовали к Земляным валам, а затем
в Пороховой погреб. После этого вернулись в музей, и еще долго ходили по нему самостоятельно. Когда
приехали на фестиваль в 2011 году, то, в первую очередь, направились в музей – и вновь провели там часа три.

Пока я не буду писать много об экспозиции музея (в надежде дописать начатый два года назад, и дабы
не увеличивать объем данного текста:). А (с трудом делая выбор и ограничивая свои желания:) напишу
лишь о том, что впечатлило нас в музее более всего (ограничу сама себя тремя пунктами; иначе этот
рассказ либо утонет в количестве не относящихся к фестивалю фотографий, либо его постигнет участь
того недописанного рассказа:).

Во-первых, это богатейшая коллекция музея (а на сегодняшний день это более 320 000 единиц хранения;
и это очень много), отражающая тысячелетнюю историю города и культуру народов, проживающих здесь
в разные времена – скифы, греки-меоты, сарматы, аланы, половцы, татаро-монголы, турки-османы, казаки,
славяне, русские. И, пожалуй, нет в России другого такого города, имеющего столь богатую событиями историю.

Второе (хотя, третье впечатлило еще больше:) – это палеонтологическая коллекция. Самому древнему
экспонату – 250 миллионов лет. Но особое внимание всех посетителей привлекают смонтированные
скелеты древних животных – динотерия и трогонтериевого мамонта.



Это трогонтериевый (степной) мамонт (предок слонов). Возраст этой уникальной находки – около 600-700 тысяч лет.
Высота скелета 4,25 м, в живом виде это древнее животное достигало 4,5-4,75 м (и это значительно выше
мамонтов других видов), и весило более 12 тонн.

Это скелет самца, возраст которого 50-55 лет. Обнаружены также кости, принадлежавшие самке. Эти два
скелета обнаружены в Кагальницком песчаном карьере Азовского района Ростовской области (первый –
в 1964 году, второй – в 1999). Смонтирован скелет в мастерской Азовского музея-заповедника.

В музеях мира насчитывается буквально несколько экземпляров этого животного. В России это единственный
экспонат. А представленный в Азовском музее скелет трогонтериевого мамонта – единственный в мире
с полностью сохранившимся черепом

Другое древнее животное – динотерий:


(если честно, о существовании этого древнего животного узнала впервые лишь здесь)

Возраст этой геологической находки – 7,5-8 миллионов лет! Высота скелета 3,7 м, в живом виде динотерий
достигал 4-4,2 м и весил около 8 тонн. Обнаружены останки в 1982 году в Обуховском песчаном карьере,
около города Новочеркасск Ростовской области. Реставрация и восстановление скелета проходили
в мастерской Азовского музея с 1996 по 2003 год.

Ну, и кроме этого, на территории Ростовской области, на Таманском полуострове, обнаружены кости
еще одного древнего животного – кавказского эласмотерия, имеющего один рог, внешне похожего
на носорога, но которое является родственником лошади. В 2011 году Азовский музей стал победителем
грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводит ежегодно Благотворительный
фонд Владимира Потанина - на номинацию был выдвинут проект «Единорог – миф или реальность?».
В настоящее время в музее ведутся работы по сборке скелета этого древнего животного, и возможно
совсем скоро он предстанет перед посетителями музея…

Третье (которое хочется поставить на первое место:) – это богатейшая экспозиция «Сокровища кочевников
Евразии». Тут абсолютно всё поражает своей красотой – ну, во-первых, потому, что тут почти всё из чистого
золота:), а, кроме этого, впечатляет мастерство ювелиров, живших тысячи лет назад – в IIIв до н.э. - II-IIIвв н.э
(сорри, если пропустила пару тысячелетий:).

Все представленные ниже фотографии – предметы из одного клада (кроме чаши), найденного клад в 1986 году
в дачном посёлке под Азовом (руководитель отряда археологов – Евгений Беспалов), который хранился
в небольшом кургане, высота которого всего 0,9м, диметр около 35м. Возраст этих предметов – последняя
четверть I в н.э.

Клад хранился в тайнике рядом сарматским погребением. Само погребение было разграблено еще в древности,
а этого тайника грабители не обнаружили. И теперь мы с вами можем видеть не только видеть эти потрясающей
красоты и ювелирного мастерства предметы, но и узнать о том, с каким почтение сарматы относились к лошадям.



Два парных фалара конской сбруи, изготовленные из золота и украшенные агатом, бирюзой, альмандином, стеклом:



На первой фотографии – нагрудный фалар, в центре украшенный агатом. На фото справа – фрагмент
украшения оголовья, состоящее из 9 непохожих друг на друга фалара и 20 золотых трубочек (пронизи),
которые насаживались на кожаные ремни:



Изготовленный из золота и серебра, железа и бронзы, украшенный агатами и стеклом уздечный набор –
удила, два повода, псалии с фаларами:



Меч и ножны (также I в н.э):







Это нашивные бляшки конской накидки (попоны):



Всего - 9 634 штук!



…одной такой хватит на изготовление пары тоненьких цепочек. Не знаю, как поступают в таких случаях
(когда находят золото, и когда его так много) археологи, но я б… пару штучек таких себе отложила бы, наверное… :))





Это уже из другого клада - золотые накладки ритуальной чаши скифов:



…признаюсь, у меня тут тогда возник вопрос. Если в III в до н.э. – III в н.э. ювелирное мастерство было
на таком высочайшем уровне (не только у скифов, но у тех же греков), то почему много столетий спустя,
в IX-X веках, славяне (живущие по соседству) имели столь примитивную посуду (лепные горшки; а изготовление
горшков на гончарном круге считались скачком в развитии гончарного дела)? Что стало с цивилизацией за эти
шесть веков, и вообще – куда исчезли из истории эти шесть веков ? Словно не было ни людей, ни развития –
мы знаем про III век, а потом уже про IX, а между ними что было?:). Я как-то задала этот вопрос историку,
и он сказал, что «…пришли «дикие» племена и уничтожили всё развитое население вместе с из мастерством»,
но что-то как-то меня такой ответ не устраивает, надо еще поискать-поспрашивать-поучить историю:)

В этом «золотом» зале мы зависли часа на полтора точно, и если бы не начинающаяся программа фестиваля
и не заканчивающаяся зарядка фотика, то задержались бы еще на часика полтора :)

До начала военно-исторической реконструкции у нас еще было достаточно времени, и мы решили
прогуляться
до земляного вала, а заодно посмотреть, что происходит на основной площадке фестиваля:











Кстати, некоторые называют это вал «Петровским», связывая это с именем Петра I и его знаменитыми
Азовскими походами. На самом деле, это вал построен во времена владение крепостью Азак (Азов) турками.
До наших дней вал сохранился частично. А крепость, стоящая внутри него (вернее, крепостИ), не сохранилась –
одной из причин было то, что по условиям некоторых мирных договоров, крепость подлежала разрушению
(и казаки тоже поучаствовали –когда после победы над турками и непринятия Россией Азова, они покидали
крепость, то перед уходом они её разрушили; и правильно – чтоб не досталась врагам; пусть строят заново:).

Дошли до Порохового склада (один из объектов музея). В нашу первую поездку в Азов мы были здесь
на экскурсии, а в день фестиваля осмотрели самостоятельно. Тут можно увидеть несколько хорошо
сохранившихся (несмотря на свой преклонный возраст:) «половецких баб»:



Эта часть экспозиции внутри Порохового склада:


…сорри за ракурс. Там с какой точки не зайди, получается «хрен редьки не слаще»:)

Экспозиция Порохового склада не большая, и значительно интереснее посетить этот объект музея вместе
с экскурсоводом. Из его рассказа можно узнать об особенностях строения пороховых складов, о том, как
хранили порох, каким образом соблюдался температурный режим и влажность, о специальных фонарях
(защищённых сеткой – чтобы случайно не выскочила искра), и о многом другом.

Здесь же расположена панорама, на которой изображено взятие Азовской крепости во время второго
Азовского похода Петра I, который состоялся в 1696 году:



Из истории. В 1695 году к стенам крепости Азак (Азов), которой в то время владели турки, подошел Пётр I
со своим войскам. Но, как оказалось, овладеть крепостью можно было только лишь с моря. Не имея
в те времена военных кораблей, эта попутка оказалась безуспешной. В том же году Пётр I сказал: «Морским
судам быть!» и повелел строить корабли. Осенью 1695 года в Воронеже (его по праву считают родиной
военного флота России), городах Воронежской губернии и в других городах, расположенных на берегах
рек, впадающих в Азовское море, стали строить корабли.
В невиданно короткие сроки – с ноября 1995 по май 1696 года – были построены два 36-пушечных корабля
«Апостол Пётр» и «Апостол Павел», 4 брандера, 23 галеры, 1300 стругов, морских лодок и плотов. Корабли
сошли на воду и по реке Дон направились к Азову. 19 июля 1696 года российским флотом была одержана
первая большая победа – Азовская крепость была взята.

На берегу Азовского моря (совсем недалеко от валов и порохового склада) стоит вот такой корабль,
и дети с удовольствием лазят по нему, крутят штурвал и представляют себя моряками петровского флота:



Смотровая площадка:



…раз уж я родилась на берегах Дона, то хотелось увидеть его исток – и мы его увидели, он находится
в Новомосковске Тульской области (в одном из рассказов о поездке на Куликово поле, я писала об истоке).
А потом захотелось увидеть устье – то место, где Дон впадает в Азовское поле. Когда в очередной раз
приехали в Ростовскую область, стала я по карте смотреть – где то самое место. Но… увидела, что нет
какой-то одной точки, а Дон разветвляется на множество маленьких рукавов и ереков – один из них
есть и в Азове. Так что, можно считать, что где Дон впадает в море – видела :)

Ну, а теперь возвращаюсь к фестивалю и событию, которому он посвящен – Азовское осадное сидение

Предыстория.
…их тут, как минимум, две – это история Азова, и история казачества и его взаимоотношения с Россией.
И одна, и другая богатейшая, имеющая глубокие корни и сплетения событий. Этому посвящены сотни
томов трудов историков и писателей (и по многим вопросам единого мнения нет:). Я не отношусь ни к тем,
ни к другим, поэтому напишу совсем-совсем коротко (и прошу историков тапками меня не забрасывать,
если немного ошибусь в деталях:).

Азов, занимая выгодное геополитическое положение, открывающий собой выход в Черное море и в Верховья
Дона, с древнейших времён был заветной добычей многих народов. Еще в III тысячелетии здесь обитали
скифы, затем греки-меоты, сарматы, аланы, половцы. Этот город был завоеван татаро-монголами, затем
был частью русских земель, называемых как Тьмутаракань, он принадлежал туркам, потом русским,
снова туркам, завоеванный в знаменитых походах Петра I снова стал частью России…

О казачестве. Зародилось казачество еще в домонгольский период, но официально годом основания
казачества (донского) принято считать год 1570 – когда царь Иван Грозный подписал указ об оказании
казакам материальной помощи и довольствия. Но при этом казаки по-прежнему оставались свободными,
не являлись российского государства, и единственной их задачей было – защита границ российского
государства, участие в военных кампаниях на стороне России (например, во времена Куликовской битвы)
и завоевание новых земель (например, известное завоевание Сибири казачьим отрядом во главе с Ермаком).
Подробнее об истории казачества можно почитать, например, здесь:
http://topwar.ru/27541-star...,
http://topwar.ru/31291-azov...,

На протяжении веков казаки служили российскому государству, но при этом оставались вольными и сохраняли
свою независимость. Нередко они не подчинялись указам царей и самовольничали – как это было и в случае
взятия ими турецкой крепости Азак (Азов).

В середине XVII века крепостью Азак (Азов) Азовом владели турки. В тот период Россия не хотела ни вступать
в антитурецкую коалицию, ни завоевывать этот выгодный по своему географическому положению город.
Для казаков же, которые не только охраняли границы российского государства, но и, как повелось издревле,
ходили в чужие земли за «добычей»:), турецкий Азов закрывал выход в Черное море.

В 1636 году казаки, без дозволения русского царя, стали собирать войско и готовиться к взятию Азова,
и 18 июня 1637 года овладели крепостью. Взятие турецкой крепости казаками изображено на макете,
установленном в одном из залов Азовского музея:



Спустя несколько дней, 30 июня, казаки послали русскому царю послов с извещением о взятии крепости,
и предложением принять Азов в состав российского государства. Но принятие Азова повлекло бы за собой
неминуемую войну с Турцией – поэтому царь Михаил Фёдорович вынес казакам порицание за самовольство,
и ответил отказом (однако, довольствия не лишил). А турецкому послу, прибывшему к царю жаловаться
на казаков, ответил – казаки люди вольные, сами себе хозяева, сами берут то, что им надобно, а если хотите,
то сами с ними и воюйте…

Казаки осели в Азове, ставший на почти четыре года столицей казачества. Турецкий хан отправлял к стенам
Азова войско, но взять крепость им не удалось. Присылал послов с предложением оставить крепость
взамен на свободу и хороший выкуп –казаки ответили отказом.

На четвёртый год, 24 июня 1642 года, к стенам Азова подошло огромное турецкой войско, многократно
превосходящее силы казаков (которых было около 6 тысяч) – более 250 тысяч воинов, флот из 45 галер и
150 судов, 130 тяжелых осадных орудий, около 670 пушек меньшего калибра, более 30 зажигательных мортир.



В первый же день на стены крепости двинулось 30-тысячное войско, но натиск был отбит. Много дней
велась непрекращающаяся стрельба по крепости, разрушая её стены, немецкие и итальянские инженеры
и строители возводили земляные валы для обстрела крепости сверху, строили земляные подкопы, штурмовали
стены – все эти действия турков оказались бессильны перед стойкостью и мужеством казаков.

После четырёхмесячной осады, 1 октября, турецкие войска отошли от стен крепости.

Дальнейшая судьба Азова…
28 октября 1641 года атаман Осип Петров направил в Москву казаков во главе с атаманом Наумом Васильевым.
При себе имея описание своего сидения (вот тут можно его почитать: http://old-ru.ru/08-53.html; интересно,
дочитал ли царь до конца столь длинное писание?:), казаки предложили царю Михаилу Фёдоровичу
принять Азов в дар и во владение российского государства.

Такое предложение было очень заманчивым и выгодным– владея Азовом, Россия защитила бы себя
от набегов крымских татар, а также, при удобном случае, могла пойти на завоевание Крыма, но, с другой
стороны, принятие Азова означало бы войну с турками. Для решения этого непростого вопроса было
созвано Земское собрание. После долгих раздумий и споров, было принято решение – Азов не принимать…

..весной 1642 года казаки покинули крепость. Оставляя Азов, казаки разрушили крепость и вынесли
ценности. Одним из трофеев являются ворота, которые в настоящее время находятся в станице Старочеркасская
(до 1805 года Черкасск), бывшей столице казачества. Эти ворота стоят около Воскресенского войскового собора,
главного храма Войска Донского.


…станицу Старочеркасская мы посетили накануне фестиваля , чтобы познакомиться с историей казачества.

Еще пара ссылок на статьи о казачестве и об Азовском осадном сидении:
http://topwar.ru/5788-bessm...
http://topwar.ru/5789-bessm...

После ухода казаков Азов (Азак) вновь заняли турки. И лишь спустя почти пятьдесят лет русские правители
попытаются овладеть Азовом – в 1696 году войско Петра I, совершив свой второй поход, овладеет крепостью.
…правда, позже, в 1711 году, после неудачного Прутского похода попавшая в окружение российская армия,
была вынуждена сдаться. Был заключён мирный Прутский договор, согласно которому крепость Азов вновь
перешла во владение Османской империи. Но это далеко не конец истории – были еще и многочисленные
русско-турецкие войны. В ходе русско-турецкой войны 1735-1739 года Азов был взят нашей армией
в 1736 году и по Белградскому мирному договору уже навсегда в составе России.

На этом, пожалуй, закончу описывать исторические события. Во-первых, потому, что, я не историк, и если
я еще ничего не напутала, то, продолжая писать, обязательно напутаю:). Во-вторых, потому, что история
Азова и казачества – богатейшая и многогранная, и написать о ней в рамках данной статьи (назначение
которой несколько иное) невозможно (об истории уже написали, и продолжают писать, люди, имеющие
более глубокие познания:). Ну, и, в третьих, потому, что иначе этот текст может постигнуть участь рассказа
об Азове, начатого два года, написанного наполовину, но так и не дошедшего до страниц блога :)

Направляемся на площадку фестиваля…





Здесь были представлены изделия ремесленников:





Проводились мастер-классы для детей:







Около земляного вала расположились несколько площадок, на которых можно было проверить свою меткость, силу и смекалку:





А тут – только для взрослых, т.к. детям пудовую гирю не поднять:).



Зато некоторые женщины – легко :)





Тут можно было услышать казачьи песни (а также концерт проходил на сцене):



А вообще, очень интересно было видеть всю эту разноцветную массу артистов и участников фестиваля –
в ярких казачьих костюмах, в пёстрых турецких и казачьих шароварах, в необычных головных уборах,
с саблями, шашками и нагайками.

Около 17:30 около здания музея стали собираться участника фестиваля – они пройдут ярким, праздничным
шествием от музея до земляного вала, где находится основная площадка фестиваля:













На трёх фото выше – кажется, турки. На трёх следующих – скорее всего, «наши». А вообще, принадлежность
некоторых идентифицировать почти невозможно :). Тем более, что и казачество формировалось из разных
народов (так, например, в их числе есть беглые из развалившейся Орды), и на стороне турков в этой осаде
принимали участие несколько завоеванных ими народов.











А вот этих участников я сразу узнала:



Это военно-исторический клуб Святогор из Коломны. Некоторые из них проводили у нас программу
в Коломенском Кремле, а других мы видели на фестивале «Артфехтование». Очень профессиональная
команда! И они по праву возглавляют эту колонну.























Официальная часть фестиваля началась около 18 часов.



Представаление и награждение участников фестиваля:





После непродолжительной официальной части участники направились к месту предстоящего сражения:



Оно было на левой части вала, а правую – оккупировали зрители:



Пожалуй, этот вал был наиболее удачной наблюдательной точкой, т.к. не мешали головы впередистоящих
(но, правда, от места действия было несколько далековато). В центральной части – довольно плотная
масса, и если мне было видно, то ребёнку почти ничего (посадить себе на плечи килограмм (в то время)
35 я не могла:). Те, кто половчее, взбирались на деревья. Те, кто не ходил по музеям и не наблюдал
за шествием – застолбили себе места в первых рядах:). Чуть меньше было людей на левом фланге – кстати,
там было интересно тем, что оттуда наступали турки…









После боя:



Сорри, фоток взятия крепости нет ну почти совсем :). Тут случилось всё как обычно – в самый ответственный
момент закончилась зарядка у фотоаппарата (больше половины заряда мы оставили в музее, фотографируя
золото скифов и сарматов:).

На этот раз (а мы собираемся поехать на фестиваль:) такой оплошности быть не должно – возьмём два никона,
фуджик и пять аккумуляторов на троих:). Завтра, тьфу.. вернее, уже сегодня, выезжаем, и, надеюсь, ничто
нам не помешает доехать до Азова, и пути наши не свернут налево (а то хочется посетить еще парочку мест
в Ростовской области:)
.
Елена Копейкина      08-08-2013 20:06 (ссылка)

...забыла написать.
В программе фестиваля было еще одно мероприятие - театрализованная программа Ночь в музее, которое проходило в здании музея. Думаю, что было интересно, но, к сожалению, ее мы не посетили, т.к. и без того день у нас был насыщенный, и на вечернюю программу уже не осталось ни сил, ни зарядки фотика:)

Кстати, как и запланировали, мы посетили фестиваль и в этом году. И на этот раз во время реконструкции взятия крепости мы оказались в самой гуще событий - рядом с турецкой армией, и буквально в 3-4 метрах от меня были взрывы (получилось несколько отличных кадров; пока не могу выложить - до инета добираюсь раз в два дня, и минут на несколько:).
Пиротехникам - большой респект, в сравнении с прошлым фестивалем, было намного зрелищнее (я стояла рядом с ними, и очень интересно было наблюдать за их работой). Они же, кстати, работают и на празднике День Бородина, а также на Вохонском сражении (прошлой осенью мы там были), и Малоярославецком сражении (там были мы дважды), и Москва за нами (и тут были, три раза:). В общем, молодцы, отлично сработали и на Азовском осадном сидении.
Ну, и конечно, спасибо всем участникам - членам военно-исторических клубов.
.
Елена Копейкина      06-09-2013 00:26 (ссылка)

Добралась до интернета:), и выкладываю несколько фоток с фестиваля 2013-го года





...эти взрывы были буквально в трёх метрах от меня.
Чтобы не попортить свой фейс, пряталась за фотик :)







Рядом со мной на поле боя стояла женщина с ребёнком, ожидающая возвращения мужа с войны :)



Остальные фотки (штук 150:) выложу позже, отдельным постом...
.