Все игры
Запись
Это спам

"Пока горит свеча..."



Сергей Курехин. Музыка из фильма «Господин Оформитель»

***



Eagles «Hotel California»

***



Daddy Roach «Lacrimosa»


Причиной смерти некоторых героев ролика было не только многолетнее отравление организма табачным дымом, как, например, Владимира Высоцкого, который был и наркоманом, или Патрика Суэйзи, который угробил свою поджелудочную железу еще и алкоголем. Но факт остается фактом: у курильщиков риск сердечно-сосудистых заболеваний и рака в десятки раз больше, чем у некурящих (у 45-летнего Василия Шукшина сердце было, по словам врачей, производивших вскрытие, как у 60- летнего человека).

Оно и понятно – ежедневный прием отравляющих веществ, а их в табачном дыме немало: бензапирен, радиоактивный полоний, синильная кислота, ацетон, радон, никотин (пол-капли которого достаточно, чтобы убить собаку), алкалоиды гармолин и норгармолин – аналоги героина, смола, никель, кадмий, мышьяк и пр. не может не сказаться на жизнедеятельности организма.







***

Отчего же люди все-таки пьют отвратительные на вкус алкогольные напитки, или курят напичканные крайне вредными веществами зловонные сигареты, или вводят в себя ядовитые наркотики, видя таящиеся в них болезни и мучительную смерть?

По многим причинам - сначала по одним, потом по другим, у каждого своя мотивация, когда же впадают в зависимость – уже не могут сойти с гибельного пути.

В основном же с помощью химических веществ, содержащихся в алкоголе, табаке и наркотиках такие люди хотят получить порцию сомнительной радости, «кайф», наслаждение (в юные годы – еще из любопытства, жажды острых ощущений, будучи влекомы желанием познать «запрещенный плод»).







А почему человек так стремится к наслаждению?

Причем влечение это бывает так велико, что часто заглушает даже голос разума и инстинкт самосохранения.

Потому что это стремление заложено у него в природу, он для того и сотворен - для блаженства. Только не плотского, тлетворного и скоропреходящего, а духовного и вечного – это когда потерявшаяся душа находит Господа и «сочетавается» с Ним, живя уже не сама по себе, а под Его благоволением, обучением и защитой.

Но люди в своем большинстве «ищут не Бога внутри себя, а сластей вовне». Душа, не получая нужной ей пищи, голодает, страдает и чахнет, и человеку оттого бывает скучно, тяжко и безрадостно до невыносимости.

Этот душевный дискомфорт люди пытаются заглушить устранить внешними средствами – суетой, работой, общением, всевозможными развлечениями, вкусной едой.

Они снова и снова хватаются за сигарету, за бутылку, за шприц с одурманивающим зельем, чтобы получить хоть какой - то суррогат радости, чтобы отрешиться от тяжких житейских проблем, от гнетущего чувства непонятной тоски, беспокойства и тревоги, страха перед будущим, беспомощности перед обстоятельствами и одиночества.

Но это все равно, как пытаться согреться у нарисованного костра.




Даже если впавший в пагубную страсть ценою титанических усилий над собою какое-то время не пьет, не курит, не колется и не нюхает всякую дрянь, даже если лечится у психиатров, кодируется и прочее - опасность рецидива всегда висит над ним, как дамоклов меч: бесы, изначально наставившие его на гибельный путь, коварны и долготерпеливы, выжидая удобного случая атаковать свою жертву и сразить ее наповал прежней страстью, довести до крайнего отчаяния и даже самоубийства, как им удалось это сделать с Куртом Кобейном, Робином Уильямсом, Владиславом Галкиным, Борисом Березовским и многими другими (последний, правда, не страдал алкогольной или наркотической зависимостью, его депрессия была воздаянием за его многочисленные преступления перед Родиной, которую вынужден был покинуть, чтобы избежать наказания, и по которой очень тосковал).





Что же такое депрессия - эта «чума» нашего времени, сводящая в преисподнюю бесчисленное число людских душ?

Алкоголизм или наркомания, потеря дорогого человека и смысла жизни, или какая-нибудь кажущаяся неразрешимой жизненная ситуация – только поводы к депрессии, которая не может быть полностью излечима никакими таблетками и психиатрами, так как ее корни уходят в иную, духовную реальность.

Депрессия – это когда человек оказывается «на крючке» у демонов, когда он подпал под их невидимый убийственный гипноз, и если у такого человека нет веры во Христа Спасителя, и никто за него не молится, то исход может быть страшный и непоправимый.




Хотя дьявол и назван в Библии «князем мира сего», даже если и кажется порою, что «сатана там правит бал» и зло торжествует, но бесы, эти падшие ангелы, хотя и обладают большими возможностями воздействия на душу человека – всего лишь тварные существа, подвластные Тому, Кто кому подчинено все во вселенной, и могут действовать лишь в дозволенных Им пределах.





Для чего же Господь Бог попускает бесам так измываться над людьми?


- Чтобы человек вспомнил о Нем.

- Чтобы человек всегда помнил о Нем, а не тогда, когда что-то надо.

- Чтобы человек почувствовал в Нем нужду, как в воздухе, которым дышит.

- Чтобы понес наказание за совершенное в своей жизни зло (например, за аборт, причем мужская половина тоже не безответна), чтобы пришел к покаянию и в храм Божий, где соединялся бы с Ним в Причастии, как Он это заповедал (Евангелие от Иоанна 6:56)

- Чтобы понял, насколько лют, опасен, силен и беспощаден тот, кто «яко лев (или тигр) рыкающий ходит, ища кого поглотить» (1Петра 5:8).




- Для того еще Бог попускает демонам терроризировать человека, чтобы он не разленивался, не расслабевал, не сдавался, а всегда пребывал в состоянии духовного усилия, борьбы за свой ум и сердце.

«И вечный бой, покой нам только снится», как сказал Александр Блок.

Покой нам будет, когда пропоют над нами: «Со святыми упокой», и то еще под большим вопросом. Только Богу известна посмертная участь человека, хотя «надежда не постыжает», по словам апостола Павла.


«Пока горит свеча…» (О музыке, унынии и прочем).


Для чего Бог сотворил музыку?

Творец, создавший все из ничего, и человека наделил этой способностью - творить. С помощью музыки и других видов искусства, науки и техники человек тоже может создавать нечто такое, чего еще не было, воплощать в реальных осязаемых формах свои мысли и чувства.

Может украшать мир, а может обезображивать, если пленен страстями и демонами. Как сюрреалисты, кубисты, авангардисты, абстракционисты и подобные им.



Пабло Пикассо. Дора Маар с кошкой (оценивается в 141,5 млн. долларов)




Сальвадор Дали. Осенний каннибализм (картина находится в Галерее Тейт в Лондоне и изображает, как два существа, мужское и женское, в любовном объятии поедают друг друга)


***

Почему, например, так называемая «высокая мода» - это сплошное надругательство над красотой человеческого тела, и над красотой вообще?

Потому что почти все ее создатели – геи: Армани, Ив Сен-Лоран и Пьер Карден, Дольче и Габбано, Джанни Версаче (был убит маньяком - содомитом), Александр МакКуин - кавалер ордена Британской империи, умудрившийся даже из показа своих коллекций делать демонические шоу, и повесившийся в своей гардеробной перед очередным показом в состоянии глубокой депрессии.






В своем творчестве человек выражает то, что у него в душе, оказывая соответствующее воздействие на людей. Музыка, например, может рождать возвышенные чувства и побуждать к размышлениям, как творения Баха, или может возбуждать низменные чувства, как песни Сержа Генсбура и подобных ему, заражающие своих слушателей страстями их авторов.


Музыка может быть просто набором ритмичных звуков, как современная попса, только засоряющая эфирное пространство – пустая, примитивная и вульгарная, фальшиво - чувственная или вообще лишенная всяких чувств, годящаяся только в качестве сопровождения к физическим телодвижениям.



«Все четко» Репер Сява.


Музыка может даже стать орудием дьявола, как рок-музыка в худших ее проявлениях (особенно тяжелый рок, который как будто вырвался в наш мир из глубин ада - оглушающий, отупляющий, зомбирующий, пролагающий дорогу наркомании и прочим порокам, нередко откровенно пропагандирующий сатанизм, авторы и фанаты которого часто производят впечатление бесноватых)







***

Музыка может быть своего рода наркотиком. Есть люди, которые постоянно включают ее или телевизор, или компьютер, так как боятся тишины, боятся остаться наедине с самим собой, что говорит о надвигающемся или уже постигшем их унынии.

Но музыка не может заполнить пустоту души, ее сфера – только область чувств, недугующему неверием, унынием и прочими страстями уму она ничем помочь не может, для этого нужна вера и питающее, исцеляющее душу Слово Божие.

«И было Слово у Бога, и Слово было Бог…» - как сказано об Иисусе Христе в Евангелии от Иоанна (греческое «Логос» в подлиннике переведено на русский язык как «Слово», но имеет еще такие значения, как – «мысль, учение, понятие, разум, смысл, мировой закон». Христос и есть воплотившийся Логос – мысль Божества, ставшая плотью).


***
Мажор и минор.




Как в природе ясные и теплые дни сменяются ненастными и холодными, и солнце то сияет на небосводе, то скрывается за облаками, так в жизни человека чередуются светлые, радостные моменты с грустными и тяжелыми.

И музыка тоже бывает мажорная и минорная, часто сочетаясь одна с другой. Минорная музыка почему-то сильнее трогает струны человеческой души, вероятно потому, что «нет в этой жизни счастья», как говорится, и каждого на его жизненном пути ожидают потери и разочарования, беды и несчастья, труды и болезни, и в конце которого - смерть.

Эту бессмысленность жизни, потерянность человеческой души от Бога - как она скучает, мятется и тоскует, часто сама не зная о чем, в шуме, суете и пустоте этого мира, выразили в своих произведениях многие поэты и писатели – Гейне, Лермонтов, Блок, Чехов, Бунин, Куприн и др., режиссеры («Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна, например), художники и музыканты, особенно последние по причине высокой эмоциональности и проникновенности в душу этого вида искусства.



Эстас Тонне. Галлен (Швейцария)




Васко Росси. О скуке, которая внутри.




И. С. Бах - Прелюдия ми бемоль минор (исп. С. Рихтер)

Творческие люди в силу своего таланта, особой восприимчивости и тонкой душевной организации способны иногда подниматься над суетой, над низшими формами бытия, проникая в более высокие, духовные и касаться в своих произведениях Божественных истин, даже если сами равнодушны к Богу, и толком не понимают, что это они сотворили.

Как о том поведал в интервью Виктор Цой, написав песню про «2000 лет, прожитых под светом Звезды по имени Солнце» (2000 лет назад к тому времени, как известно, произошло эпохальное событие в истории человечества, положившее начало новому летоисчислению – рождение Иисуса Христа).

На вопрос журналиста, как он пишет песни, Цой отвечал: «Я не работаю над песнями, я просто пишу то, что мне нравится. Как-то так получается. Для меня самого это всегда загадка — что у меня получится».

«Мотивы художника — это сокровенная тайна, которую порой и он сам не знает» - сказал режиссер фильма «Игла», где впервые прозвучала песня, Рашид Нугманов, в алма-атинской квартире которого она и писалась.


Похожа история с самой известной в свое время песней группы «Машина времени» - «Пока горит свеча». Хотя вряд ли Андрей Макаревич тогда был верующим человеком, он создал явно христианское произведение, наводящее на размышления и внушающее надежду, оптимизм, несмотря на то, что песня эта про уныние.




«Бывают дни, когда опустишь руки, и нет ни слов, ни музыки, ни сил. В такие дни я был с собой в разлуке…» - то есть когда человек впадает в уныние, то его душа обессиливает – он ничего не хочет делать, ни в чем не находит ни радости, ни успокоения, ни вдохновения, если это человек творческий. Ему никто и ничто не может помочь – «и никого помочь мне не просил», так как это бесполезно.

Человек чувствует себя страшно уставшим, хотя не занимался никаким тяжким физическим трудом. Как будто кто-то высосал из него всю жизненную энергию и даже желание жить.




Всякая страсть разрушает личность человека. Посмотрите в глаза выпившего хотя бы немного алкогольного зелья, или наркомана – это не просто худший прежнего, это другой человек. Это бесоодержимая личность, у него «измененное сознание», у него внутри – «чужой», как показывают в фильмах ужасов, не безосновательно, конечно. Или на близкого, или на знакомого в состоянии злобы, гнева и ярости – он в такие минуты совершенно не похож на себя.






Также и в состоянии уныния человек уже не принадлежит себе, он не властен над собою, так как его ум и чувства пленил невидимый враг. С тем, прежним, свободным и самовластным, каким его сотворил Господь – он «в разлуке», как поет Макаревич.


«И я хотел идти куда попало, закрыть свой дом и не найти ключа».

Страсть уныния отличается от прочих страстей тем, что часто не имеет никакой материальной причины. Человек не понимает, отчего ему так тяжело, ищет, но не находит себе места, где бы ему полегчало. Даже родной дом становится не мил, хочется «идти куда попало», убежать от самого себя, пойти куда глаза глядят, как блудный сын из Евангельской притчи ушел из Отчего дома, то есть от Бога, в «страну далече», в страну греха, в плен к демонам.





«Но верил я - не все еще пропало, пока не меркнет свет, пока горит свеча» - пока человек живет на этой земле и может еще что-то соображать, он может с Божьей помощью изменить состояние своей души к лучшему. Когда же свеча этой жизни погаснет, когда свет померкнет над головой и время остановит свой бег, тогда уже невозможно будет что-либо изменить - «в чем застану, в том и сужу».









Цунами. Япония.




11 сентября 2001 года. И. С. Бах - Месса си минор (Et incarnatus est)


***

«И спеть меня никто не мог заставить» - это про свободу воли, на которую не посягает даже Сам Творец. Единственное, чего всемогущий Бог не может – это заставить человека пустить Себя в его сердце, хотя и просит об этом, стучится в душу человека: «Се, стою у двери и стучу, если кто услышит и отворит дверь – войду и вечерять с ним буду, и он со Мною» (Откровение 3:20).


«Молчание начало всех начал» - это почти как по святым Отцам – то, что «начало всех начал», т.е. молитва, богообщение возможны только в устранении от шума, суеты и дел житейских, насколько это возможно.








«Но если песней плечи мне расправить». Веру человека в Бога можно сравнить с песней, которая есть гармоническое единство слова и музыки. Вера это тоже двуединство - Господа и человека, это как-бы их совместное творчество - божественное Слово, положенное на музыку души.

Вера предполагает надежду. Надежда окрыляет, восставляет согбенных, укрепляет малодушных, «расправляет плечи» (когда человек унывает, у него изменяется даже осанка – спина и плечи будто сгибаются под тяжкою невидимою ношей).

Именно надежды стараются лишить человека демоны, пленяя душу унынием, парализуя волю, загоняя в кажущийся тупик, чтобы ввергнуть в безысходное отчаянье и довести до самоубийства.







«Как трудно будет сделать так, чтоб я молчал» - когда Господь Бог коснется души человека, то это наполняет его такой несказанной радостью, что он не только хочет поделиться ею со всеми, но испытывает в этом потребность. Как сказал апостол Павел: «Горе мне, если не проповедую!».


«И пусть сегодня дней осталось мало» - никто не знает, сколько у него еще осталось времени на этой земле. Какая-нибудь внезапная смертельная болезнь , или авария, или стихийное бедствие, какой-нибудь теракт или падение метеорита, или удар молнии (сразивший на рыбалке ровенского губернатора Михаила Червоного, яростного борца с православной церковью на Украине), и все – «finitа la commedia…»




«Я в сотый раз опять начну сначала» - это про покаяние. Хотя бы в сотый или тысячный раз человек впал в уныние или еще какую-нибудь напасть вражью, он всегда может с Божьей помощью восстать из пепла, как птица феникс, если будет о том просить, конечно. Помощь свыше придет обязательно, может быть и не так скоро, как хотелось бы (чтобы научить терпению и укрепить веру, видимо).




***




Если ум человека будет всегда обращен к Богу, как подсолнечник к солнцу; если он будет всегда напитываться Его живительными словесами, как губка водою, там уже не будет места чужеродным, зловредным, разрушительным, убийственным для себя мыслям и желаниям. Они если и появятся, то будут сразу выпалываемыми, как злостные сорняки на огороде.

Тогда все бури и невзгоды житейские, все потуги демонов овладеть душою будут разбиваться об нее, как волны бушующего моря о неприступные скалы.




Тогда Господь дарует человеку Свой мир, а после смерти – Свой Божественный покой и даже «радость неизреченную», которая запечатлелась на лицах некоторых умерших во Христе, доказывая реальность иного, вечного бытия, к которому и призван человек.

«Пройдохом огонь и воду, и введены в покой… » (Псалом 65:11)

***


«Столь прекрасное в смерти лицо».

Медсестра подошла к нему и, увидев, что он улыбается, спросила: «Вам лучше?»
«Да, лучше», – ответил он, закрыл глаза и с улыбкой умер.



Схииеродиакон Александр (Мамедов) из Кирилло-Мариинского скита Сыктывкарской епархии

(Схима – это высшая ступень монашеского подвига, подразумевает полное отречение от мира ради соединения с Богом)

Умер от рака крови в 30 лет, был удивительно светлой личностью, благодушно перенося все страдания, связанные с болезнью, не только не унывая, но даже и утешая приходящих к нему. Перед самой смертью успокаивал родителей, говоря: «Вы не скорбите, когда человек умирает - радоваться нужно. Он ведь ко Христу идёт. Что там будет – на всё Его воля, но будем надеяться на лучшее».

1979 – 2009





***



Духовник братии Ватопедского Афонского монастыря старец Иосиф. Скончался после тяжелой мучительной болезни. Улыбка на лице появилась уже после смерти.

1921 – 2009

***




Иеромонах Серафим (Роуз) - американский православный подвижник, писатель и миссионер, чья деятельность оказала огромное влияние на развитие православия в Америке.
(Иерей – это священник . Иеромонах – значит и священник, и монах.)

Долго пребывая в духовных исканиях, изучив все религии, особенно восточные духовные практики, пришел, наконец, к православию. Пренебрегши карьерой профессора университета, основал мужской монастырь в Платине, в горах Сев. Калифорнии, ставшей православным американским городом. Умер о. Серафим (Юджин Роуз) в результате внезапной кишечной болезни, сопровождавшейся большими страданиями.

1934 – 1982

***

О Царствии Небесном

Кто-то из святых сказал, что на пути человека к Богу на небеса стоят три горы, как и у Господа, когда Он ходил по этой земле – Фавор (где Христос преобразился перед учениками – засиял в Божественном свете), Голгофа (где Он был распят) и Элеон (откуда вознесся на небеса к Отцу).





Первая гора – это преображение покаянием и силою Божией своей души.

Был алкоголиком, а стал трезвенником. Был похотлив и блудлив, а стал целомудрен, даже преподобен, как Мария Египетская, например. Был раздражителен, гневлив до ярости, зол на весь мир, а стал кроток и терпелив, и перестал материться. Был лжив, лукав и вороват, а стал честен и правдив.

Был пессимистом, то и дело впадал в уныние - по поводу и без причин, даже в депрессию, даже подумывал о суициде, а стал почти что оптимистом, обретя веру и надежду, помощь и защиту Божию, научившись отражать вместе со Христом невидимые атаки на свой ум, волю и сердце, не поддаваться бесовскому гипнозу - мертвящему дыханию из преисподней.

Все эти чудеса происходят с человеком не сразу, конечно, и не без срывов и падений по немощи человеческой, со временем все более редких и слабых, не колеблющих остова души. Исцеление от проказы греха силою Господа и Его церкви занимает годы, а времени у человека осталось, может быть, не так уж и много.




***

«Голгофа» - это особо сильные искупительные страдания, чаще всего в конце жизненного пути, во имя блага своей души или других, или для того, чтобы получить победные венцы в Царствии Небесном, и которые человеку должно принимать, как раскаявшемуся разбойнику, распятому рядом со Христом и первому вошедшему в рай, отверстый Крестом Христа: «Достойное за грехи свои приемлю, помяни мя, Господи, во царствии Твоем».

Раз Бог попустил испытание какой-нибудь скорбью, значит, так надо. Понимание – «почему, зачем, за что, для чего» приходит потом, нередко у врат смерти или уже за гранью земного бытия. Как сказал известный афонский старец Паисий Святогорец перед смертью от рака: «Эти страдания дали мне больше, чем вся моя подвижническая жизнь».

Голгофа новомучеников и исповедников российских, искупивших грех богоборчества русского народа после революции.




В глазах этих исполинов духа и веры, не сломленных страданиями, есть уже что-то нездешнее, вечное…


***

Прощание с нашей земной обителью – телом и этим миром, со всеми, кто дорог, последнее испытание, когда душа может быть вознесена со своего Элеона в небесные обители, а может и быть низринута в преисподнюю тьму – это смерть.



Тогда демоны являются воочию человеку в последнем отчаянном усилии овладеть его душою, и если находят в ней нечто свое (нераскаянные грехи), то «предъявляют на нее права», как авторы греха.

Если же риза души очищена покаянием, или человек достиг той высшей степени любви, что отдал во имя ее даже жизнь, «положив душу свою за други своя», то ангелы Божии возносят ее прямо в объятия Отчие.


***

О счастье…




Что значит слово «счастье»?

Это «со-участие», причастие, причастность к жизни Божества, которая должна зачаться уже здесь, для чего и дается человеку пожить на земле какое-то время, пока она еще не сгорела в огне Апокалипсиса.

Чем же будут заняты люди, заново облекшись в свои уже нетленные тела после кончины этого мира и Страшного Суда Христова, на новой земле под новыми небесами, где уже не будет ни смерти, ни демонов, никаких бед и страданий, никакого зла, так как воля человека, прошедшая суровую земную школу, уже окончательно утвердится в вере и добре?

Там уже не будет зависимости от мира материи, не надо будет трудиться в поте лица для зарабатывания денег или на садовом участке, не надо будет заботиться ни о пище, ни о жилище, ни об одежде (как облеченным в свет), ни об удовлетворении животных инстинктов, ни о создании семьи и воспитании детей.


Об ином нетленном бытии человека ничего не сказано в Священном Писании, так как это пока недоступно его пониманию, хотя святым было кое-что приоткрыто. Как сказал апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (1 Коринфянам 2:9)

Тогда нам, видимо, будет так несказанно хорошо, радостно и покойно «на груди» Божества, что ничего больше уже и не надо будет, хотя будет, вероятно, и какая-то деятельность, развитие своих способностей, познание тайн мироздания, совершенствование - бесконечное, как бесконечен совершенный Бог…

А иначе зачем душе плоть, нетленная к тому же?

Если человек нашел «сокровище нетленное и богатство неистощимое», самую драгоценную в мире «жемчужину» (Матфея 13:46), то есть Иисуса Христа, если смог ухватиться за Него, как утопающий за спасательный круг, как умирающий от жажды припал к Источнику «воды живой», если Им наполняет свою душу, как ветром парус, то ему будет не так важно – что именно в вечности Он ему приготовил, лишь бы никогда с Ним не расставаться, ни в этой жизни, ни в той…










Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.