Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Затверджено Порядок надання держслужбовцям додаткових відпусток


Кабмін затвердив Порядок надання державним службовцям додаткових оплачуваних відпусток, який набере чинності одночасно з новим Законом «Про державну службу», тобто з 1 січня 2013 року.


Так, маючи стаж державної служби понад п’ять років, можна буде розраховувати на один день додаткової відпустки, який, до речі, належить до щорічних відпусток. Починаючи з шостого року держслужби ця відпустка збільшується на один календарний день за кожен наступний рік роботи. Тим не менше, більше 15 днів додаткова відпустка тривати не може.


У перший же рік служби на новому місці досвідчений держслужбовець (від 5 років стажу) може отримати таку відпустку тільки через шість місяців безперервної служби, якщо інше не передбачено законодавством.


Додаткова відпустка надається одночасно з щорічною або окремо від неї за домовленістю між держслужбовцем і керівником. Також порядком встановлено випадки, коли додаткова відпустка може переноситися на інший період або продовжуватися.


Крім того, Порядком врегульовано питання, пов’язані з невикористаною додатковою відпусткою.


Держслужбовці можуть бути відкликані з додаткової відпустки для виконання невідкладних і непередбачених завдань. За бажанням держслужбовця додаткову відпустку або її частину може бути замінено грошовою компенсацією.


Зазначимо, що така відпустка не надається під час перебування держслужбовця у відпустці для догляду за дитиною до досягнення нею трирічного віку, а у випадку, коли дитина потребує домашнього догляду, -- у відпустці за власний рахунок тривалістю, визначеною у медичному висновку, але не більше ніж до досягнення дитиною шестирічного віку.

Нотариусов наделили правом госрегистратора прав недвижимости

Верховная Рада Украины (ВР) приняла во втором чтении и как закон законопроект № 10365 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования и упрощения процедуры государственной регистрации земельных участков и прав на недвижимое имущество. "За" соответствующий законопроект проголосовали 233 народных депутата.

Закон направлен на совершенствование и упрощение процедуры государственной регистрации земельных участков и прав на недвижимое имущество, в частности: законом предусматривается возможность подачи документов на государственную регистрацию прав как в бумажной, так и в электронной форме путем внедрения механизма их предоставления государственным кадастровым регистратором; наделения нотариусов полномочиями государственного регистратора прав на недвижимое имущество, возникающие в результате совершения нотариальных действий, а именно - совершение нотариусами государственной регистрации прав собственности, регистрация которых была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения, при совершении нотариального действия с недвижимостью, объектом незавершенного строительства, а также государственной регистрации прав в результате совершения нотариального действия с такими объектами, возможность получения выписки из Государственного реестра прав на недвижимое имущество лицам, имеющим вещные права на чужое недвижимое имущество, а также информации о наличии ипотеки и обременений прав на недвижимое имущество освобождение физических и юридических лиц от уплаты государственной пошлины при проведении государственной регистрации прав, возникших и зарегистрированные до проведения государственной регистрации прав в порядке, определенном законом Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений". Определен порядок взаимодействия органов государственной регистрации прав с органами государственной исполнительной службы.

Кроме того, законом предусматривается усовершенствовать порядок государственной регистрации земельного участка. В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в закон "О Государственном земельном кадастре" и исключить положение согласно которому государственная регистрация земельного участка отменяется государственным кадастровым регистратором, который осуществляет такую регистрацию, в случае если в течение одного года со дня осуществления государственной регистрации земельного участка вещное право на него не зарегистрировано по вине заявителя.

Приняты правила этики для украинских чиновников))))

Действие Закона «О правилах этического поведения» будет распространяться на Президента, спикера ВР и его заместителей, депутатов всех уровней, Премьер-министра, членов Кабмина, руководителей центральных органов исполнительной власти, Генпрокурора, главу Национального банка, судей и всех нижестоящих чиновников.

В частности, чиновники должны объективно, беспристрастно, компетентно, своевременно, результативно и с пониманием выполнять служебные полномочия, решения и поручения органов и лиц, которым они подчиняются. Кроме того, должны терпимо относиться к политическим взглядам, идеологическим течениям и религиозным убеждениям других лиц, а также действовать непредвзято в отношениях с общественностью, несмотря на личные интересы.
Кроме базовых основ этического поведения Законом утверждена обязанность госслужащих декларировать имущество, доходы, расходы и обязательства финансового характера.

При поступлении им предложения относительно получения неправомерной выгоды или подарка (пожертвования) чиновники должны неотложно отказаться, при возможности идентифицировать лицо, которое сделало предложение, привлечь свидетелей, если это возможно, в том числе из числа коллег по работе, и письменно сообщить об инциденте своему руководителю или коллегиальному органу.

За нарушение правил этического поведения чиновник может быть привлечен к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Авторы документа утверждают, что его реализация будет способствовать укреплению уверенности граждан в честности, беспристрастности и эффективности власти.

Указом Президента создана Конституционная Ассамблея

Указом Президента было утверждено Положение о Конституционной Ассамблее, а также ее персональный состав. В качестве Председателя Ассамблеи определен Леонид Кравчук, Президент Украины в 1991-1994 гг.

Директор Института государства и права имени В.М. Корецкого НАН Украины Юрий Шемшученко назначен заместителем Председателя, а Советник Президента Украины - Руководитель Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации АПУ Марина Ставнийчук - секретарем Конституционной Ассамблеи.

Согласно Положению основными задачами Конституционной Ассамблеи является обобщение практики реализации Конституции Украины, предложений и рекомендаций по ее совершенствованию; подготовка и утверждение Концепции внесении изменений в Конституцию Украины, представление ее Президенту Украины; подготовка законопроектов о внесении изменений в Конституцию Украины и предварительное их одобрение, и т.д.

Решение Конституционной Ассамблеи об одобрении законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины принимается не менее чем двумя третями от утвержденного состава Конституционной Ассамблеи. Решение Конституционной Ассамблеи, ее рабочих органов оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем.

В случае необходимости решения Конституционной Ассамблеи реализуются путем издания в установленном порядке актов Президента Украины.

Депутаты обязали украинцев регистрировать свое место пребывания




Инициатор законопроекта №9289, которым внесены изменения в закон "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине", - депутат из фракции Партии регионов Владимир Олийнык. Согласно документу, за принятие которого проголосовали 250 депутатов при минимально необходимых 226, в Украине вводится регистрационный учет места жительства и пребывания физических лиц.



Как сообщает ЮрЛига, к перечню лиц, место пребывания которых должно быть обязательно зарегистрировано, входят: люди, находящиеся больше одного месяца за границами административно-территориальной единицы, где зарегистрировано их место жительства, люди, имеющие наложенные судом имущественные обязательства, граждане, призывающиеся на срочную военную службу или принимающие участие в судебном процессе.



Как указано в законопроекте, регистрация места жительства или места пребывания лица - это внесение сведений о месте жительстве либо месте пребывания с указанием адреса одного жилья лица либо адреса специализированного социального учреждения, учреждения социального обслуживания и социальной защиты, воинской части в определенные этим законом документы и в регистрационный учет места жительства и места пребывания лиц в Украине.



Закон предусматривает необходимость регистрации новорожденных их родителями в течение месяца со дня государственной регистрации рождения.



Гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, которые постоянно или временно проживают в стране, обязаны на протяжении десяти дней по прибытию к новому месту проживания зарегистрировать место проживания, сообщает ЛIГАБiзнесIнформ.



Учет граждан Украины, проживающих за ее пределами, ведется заграничными дипломатическими учреждениями Украины в установленном Министерством иностранных дел порядке.



В случае изменения адреса проживания гражданин или его законный представитель должны в письменном виде известить об этом орган регистрации на протяжении десяти дней

Опубликован новый УПК

Новый Уголовный процессуальный кодекс Украины опубликован вчера в газете «Голос Украины» (№90-91 от 19 мая в 2012 г.).



В «Заключительных положениях» Кодекса указывается, что он вступает в силу через 6 месяцев со дня его опубликования, кроме определенных положений.



В соответствии с «Переходными положениями», Кабинет Министров должен в 3-месячный срок со дня опубликования УПК привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Кодексом.



В месячный срок со дня опубликования документа правительство должно внести на рассмотрение Верховной Рады предложения о приведении законодательных актов в соответствие с этим Кодексом.



Генеральная прокуратура Украины в течение 3 месяцев со дня опубликования УПК должна создать Единый реестр досудебных расследований, разработать и утвердить по согласованию с Министерством внутренних дел, СБУ, органа, который осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, положения о порядке его ведения, а также привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с кодексом.



МВД должно в течение 3 месяцев разработать и утвердить положение о порядке применения электронных средств контроля в соответствии с требованиями Кодекса.

Декриминализация налоговых преступлений

Как отметил Александр Минин, исходя из собственного опыта, приблизительно по 8 с 10 больших налоговых проверок которые заканчиваются начислением приходит запрос от налоговой милиции по ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса (далее - УПК). А приблизительно каждый с 10-ти этих запросов заканчивается открытием уголовного дела. То есть количество дел, которые на сегодня открыты по налоговым преступлениям очень большое.

Когда принимали Налоговый кодекс, параллельно был принят закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» (№2756). Последний внес изменения в ст. 101 УПК, в частности, относительно компетенции налоговой милиции, которую отнесли к органам дознания. Также были внесены и некоторые другие технические изменения. По словам А. Минина, если до 2011 года налоговая милиция могла вести дела только по 212 ст. Уголовного кодекса Украины (далее - УК), то сейчас, фактически, налоговая может вести и открывать любые дела, которые связаны с уплатой налогов.

А. Минин отмечает, что если посмотреть реестр судебных решений, то можно увидеть, что очень много решений, которые вынесены в налоговых вопросах, не ограничиваются ст. 212 УК (уклонения от уплаты налогов), а включают еще очень много вопросов. Приводятся: ст. 15 (покушение на преступление), ст. 27 (соучастники), ст. 21 (присвоение чужого имущества, ст. 209 (легализация и отмывание доходов полученных уголовным путем), ст. 366 (служебный подлог) и ст. 367 (служебная халатность). «Две последние - это хит сезона последним временем», - утверждает юрист.



Напомним, что Законом №2756 были внесены изменения в ч. 4 ст. 212 УК, согласно которым лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило все налоги и сборы, а также возместило ущерб, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня). По словам А. Минина эти нововведения не решили всех вопросов. Он отмечает, что, согласно законодательству, освобождение от ответственности происходит только по решению суда, а четкая процедура по ст. 212 УК не прописана. «Но по аналогии с другими статьями получается, что освобождение от ответственности возможно только тогда, когда преступление установлено, - говорит юрист. - Если преступление не совершали, то освобождать от ответственности не за что».

Как и для чего это используют декриминализацию?

Александр Минин сообщил, что во многих случаях, когда у предприятия есть соответствующие финансы, налоговая предлагает ему добровольно заплатить сумму налогов и сборов, а также все санкции, утверждая, что это будет освобождение от ответственности. По словам юриста, ели освобождение от ответственности осуществляется по ч. 4 ст. 212, то это значит, что дело передают в суд, который в своем решении будет говорить, что установлено уклонение от уплаты налогов или лицо соглашается с тем, что оно уклонилось от уплаты налогов, но освобождается от ответственности на том основании, что все суммы были уплачены.

Означает ли это завершение «конфликта»?

Во-первых, по словам А. Минина, это не совсем так. Дело в том, что в случае, когда предприятие одновременно обжалует налоговое уведомление-решение в административном суде, то первым будет решение суда по уголовному делу. В данном случае фактически устанавливается преюдиция в этом отношении. То есть на этом деле, которое обжалуют, можно поставить точку, вы его проиграли.

Во-вторых, как отмечает юрист, по УК не может быть привлечено к ответственности лицо, которое уже привлекалось к ответственности за соответствующее преступление. А при декриминализации лицо не привлекается, оно формально освобождается от ответственности. Поэтому потом могут быть открыты дела по ст. 366, 367 УК.

Г-дин Минин сказал, что еще не видел решений суда, когда человека освободили от ответственности по ч. 4 ст. 212 и одновременно потом притянули по другой статье.

Таким образом, юрист обращает внимание на то, что реальна уплата всех налогов и сборов, а также штрафных санкций еще не значит что лицо освобождено от уголовной ответственности. Фактически может быть наоборот - уплатили, значит, признали, что уклонялись.

«Закон о богатстве» отклонили



Премьер-министр Украины Николай Азаров сообщил, что правительство посчитало необходимым доработать закон о налоге на роскошь: «Хочу успокоить всех, кого взбудоражили слухи о так называемом законе о богатстве. Кабинет министров единодушно отклонил законопроект, который имел ярко выраженный фискальный характер и содержал не вполне продуманные нормы. Почему? Как раз по той причине, которая и взбудоражила людей. Разработчики исказили концепцию и смысл закона. Ведь мы закладывали в него не фискальные задачи, а принцип социальной справедливости: богатые должны поделиться с обществом той частью своих доходов, которые они тратят на роскошь. Поэтому не может быть и речи о том, чтобы облагать налогом все без разбору квартиры свыше 120 кв. м и дома свыше 250 кв. м, какие-то сараи и гаражи. За последние годы многое изменилось. Квартиры и дома такого метража стали определенной нормой в жилищном строительстве. Они доступны среднему классу. А мы ни в коем случае не хотим ничем ущемить средний класс. Напротив, всячески будем его поддерживать, потому что это генератор экономического и социального прогресса. Так что повторюсь, не может быть и речи о введении таких норм закона, которые нам предлагали. Закон вернули на доработку и напомнили, какие принципы в нем должны быть заложены. Первое: облагаются налогом именно предметы роскоши – то, без чего, в принципе, можно жить, и то, чему есть функциональные недорогие аналоги. Есть справедливый критерий для определения объекта такого налогообложения – стоимость. Второе: нужно тщательно проработать детализацию этого критерия для различных товаров, объектов движимого и недвижимого имущества, для разных ситуаций. Но это вполне возможно, и задача такая поставлена».

Банкам запретили блокировать выезд за границу должников

Суды больше не могут ограничивать право на выезд за границу проблемных банковских заемщиков. Такое решение принял Высший специализированный суд Украины (ВССУ), пишет «Деловая столица».

Отныне суды низших инстанций не могут принимать от банков ходатайство о запрете на выезд за границу проблемных заемщиков с целью давления на должников.

При этом, запрещая банкирам ограничивать передвижение клиентов, ВССУ все же оставил одну лазейку, которая теоретически может сделать заемщиков невыездными. По словам представителя одного из коммерческих банков, суд сможет накладывать на должника запрет на выезд за границу в том случае, если с таким требованием обратится исполнительная служба, которая де-факто без такого запрета не может выполнить решение суда о взыскании имущества.

Как известно, 8 марта 2011 года вступила в силу новая редакция закона «Об исполнительном производстве», согласно которой граждан, которые просрочили кредитные платежи, могут выселить из квартиры и запретить выезд за границу.

ЕВРО-2012.......

7 июня на Майдане Незалежности и Крещатике откроется фан-зона Евро-2012. Одновременно на 51 тысячи квадратных метров смогут разместиться 70 тысяч человек.
Работать фан-зона будет ежедневно с 12.00 до 01.00 до 2 июля, а значит все матчи чемпионата можно будет смотреть на больших видеоэкранах.
На территории фан-зоны будет запрещено продавать алкогольные напитки и сигареты. Позволят только пиво в пластике. Зато можно будет ходить в туалет во все заведения общественного питания бесплатно. Также в центре города установят 200 мобильных уборных.
С 28 мая по 7 июля будет перекрыт Крещатик. Запретят парковать автомобили на улице Богдана Хмельницкого (от Крещатика до Пушкинской) и на аналогичном участке Прорезной. Парковку временно запретят на ул. Архитектора Городецкого (от ул. Заньковецкой до Крещатика).
Знаки, позволяющие парковку на этих участках, накроют чехлами. Тротуар, проходящей вдоль фан-зоны и прилегающей к Киевской администрации, на время турнира перекроют — он будет открыт только для организаторов фан-зоны. Закроют также подземные переходы площади Независимости и Крещатика.
В безматчевые дни на сцене фан-зоны будут выступать звезды российского и украинского шоу-бизнеса. Днем гостей будут развлекать мини-футболом, боди-артом, флешмобами, интерактивной виртуальной реальностью. В день закрытия чемпионата запланированы салют и световое шоу.
Фан-зону оградят забором высотой 2,2 м, но вход на территорию будет бесплатным. Только за пребывание в vip-зоне придется отдать около 100-200 евро в день. Цена зависит от программы и в дни концертов и ключевых матчей будет выше.Продавать билеты начнут уже через две недели в театральных кассах города. В vip-зоне разместится ресторан, часть меню которого будет бесплатной

С 13 апреля для получения лицензии не нужно подавать выписку ЕГР

Теперь предпринимателям к заявлению о получении лицензии не нужно прилагать выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей (ЕГР).

Законом закреплена также обязанность специально уполномоченного органа по вопросам государственной регистрации обеспечить на своем официальном сайте свободный доступ к сведениям из ЕГР.

Этот же орган обязан утвердить перечень таких сведений. В перечень должны включаться сведения, необходимые для выдачи документов разрешительного характера и лицензий, в частности, о наличии в ЕГР записи о государственной регистрации прекращения зарегистрированного лица или о пребывании зарегистрированного лица в состоянии прекращения.

Также должна быть обеспечена возможность поиска всех зарегистрированных лиц по идентификационному коду, номеру учетной карточки налогоплательщика, серии и номеру паспорта (для лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика).

Проблема с загранпаспортами решена

Проблема с бланками для загранпаспортов уже решена, утверждают в пресс-службе Министерства внутренних дел Украины.

Напомним, на прошлой неделе появилось сообщение, что люди, желающие получить паспорта по обычной, а не ускоренной процедуре, услышали о том, что выдача документов откладывается из-за отсутствия бланков.

В МВД подтверждают наличие некоторых трудностей, однако уверяют, что проблема уже решена.

«На прошлой неделе кое-где могли возникнуть задержки с выдачей. Это связано с проведением тендерных процедур по закупке бланков. Однако теперь все процедуры уже проведены, получили подтверждение на всех необходимых уровнях, и поставки бланков возобновились по всей Украине. В частности, на прошлой неделе МВД получило первые 16 тысяч бланков. Проблема с загранпаспортами уже решена», - рассказали «Обозревателю» в пресс-службе МВД Украины.

Также некоторые источники утверждали, что в связи с нехваткой бланков, цены на срочно получение загранпаспортов в частных конторах взлетели в разы. Обзвонив несколько подобных компаний, мы узнали, что с бланками проблем у них нет, а рассценки остаются прежними.

Депутатська кузня: Як в Україні можна стати чиновником?????

Власний кабінет, можливість розв’язати будь-які питання та періодично презенти від відвідувачів. Саме так уявляють роботу в органах влади чимало українців. Проте піти вчитися на чиновника одразу після школи - не вийде. Потрібно вже обіймати посаду в органах влади. Або ж мати вищу освіту і знати іноземну мову.

Кузня кадрів державних службовців - Національна академія державного управління при Президентові України. Тут готують професійних чиновників, управлінців і навіть народних депутатів.

Юрій Ковбасюк, президент НАДУ при Президентові України: "З часу створення академії в нас навчалися 42 народних депутати, в тому числі 23 з них – в чинному парламенті. Зараз в складі Кабінету міністрів – два наших випускники, кілька – займають посади перших заступників, заступників міністра. Очолюють обласні адміністрації, обласні ради".

Відправити на підвищення кваліфікації чиновника може держава - з місця роботи. Але отримати диплом професійного державного управлінця можна і власним коштом. А заплатити доведеться немало. Денна форма навчання в академії, тривалістю півтора року коштує понад 40 тисяч гривень. Або приблизно 14 тисяч за семестр. Вечірня та заочна тривають по два з половиною роки. І коштують майже сім із половиною тисяч гривень за півроку. І все це заради тривалого робочого дня та маленької зарплати? Проте охочих стати чиновниками в Україні - менше не стає.

Минюст утвердил новую инструкцию по принудительному исполн.р-ний

Министерство юстиции своим приказом от 02.04.2012 г. № 512/5 утвердило новую Инструкцию по организации принудительного исполнения решений.

С вступлением в силу этой Инструкции утратят силу ряд документов Минюста, которые касаются исполнительного производства, в частности Инструкция о проведении исполнительных действий, утвержденная приказом Министерства юстиции от 15.12.1999 г. № 74/5.

В новой Инструкции перечислены органы исполнительной службы, изложены требования к документам, которые составляет госиполнитель (актам, постановлениям, требованиям). Отдельно выделены требования к исполнительному документу, его реквизитам.

Определен порядок обращения взыскания на имущество, заработную плату. Выделена процедура ограничения в праве выезда должника - физического лица или руководителя должника - юридического лица за пределы Украины до выполнения обязательств по решению суда.

Отдельной главой Минюст выделил в Инструкции условия создания исполнительных групп - групп, в состав которых входят исполнители одного или нескольких органов ГИС и которые создаются при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решений. Ранее порядок создания и функционирования исполнительных групп регулировался отдельной инструкцией, которая теперь также утрачивает силу.

Новая Инструкция по организации принудительного исполнения решений вступит в силу со дня опубликования.

Парламентарии разработали законопроект о медиации

Народные депутаты Украины Олег Тищенко (БЮТ) и Юрий Кармазин (НУНС) представили в парламенте законопроект № 10301 о медиации.
Проект устанавливает правовые основы осуществления медиации - внесудебной процедуры разрешения конфликтов и споров. Стороны конфликта обращаются к третьей стороне (медиатору) с просьбой разрешить конфликт (рассудить их). Обращение к медиатору может быть предложено как самими сторонами, так и судом.
Разрешение конфликта медиатором должно происходить на условиях добровольности, самоопределяемости и равноправия сторон, конфиденциальности, независимости и непредвзятости.
Медиация применяется на основании договора о проведении медиации, заключаемом (между медиатором и сторонами спора) как до обращения в суд (иной орган, наделенный компетенцией разрешать споры), так и после начала рассмотрение спора в суде.
С помощью медиации могут разрешаться конфликты между физическими и юридическими лицами, органами власти, в том числе местной, и их должностными лицами.
По результатам разрешения составляется договор о результатах медиации, в котором излагается достигнутое сторонами совместное решение об урегулировании спора. Этот договор заключается в простой письменной форме только между сторонами спора.
В случае неисполнения договора о результатах медиации одной из сторон, вторая сторона может обратиться в суд с иском о побуждении к исполнению условий такого договора.
Медиаторами, в соответствии с проектом закона, могут быть физические лица, достигшие 21 года. Для занятия медиацией необходима специальная подготовка «по направлению медиация» (не менее 40 академических часов) в Украине или за рубежом. Медиаторы могут осуществлять и иную (помимо медиации) деятельность, но не могут состоять на госслужбе.
Специальная подготовка «по направлению медиация» предполагает аттестацию по ее окончании с выдачей документа, подтверждающего профпригодность.
Предприятия, учреждения и организации, согласно проекту, будут вести реестры подготовленных медиаторов.

Началась процедура возвращения советских вкладов




2 апреля, начинается процедура возвращения советских вкладов. Об этом сообщают в "Ощадбанке".

Стоит отметить, что речь пока идет не о выплатах, а об уточнении данных вкладчиков. Напомним, украинцев, рассчитывающих получить компенсацию, насчитывается около шести миллионов человек. Данные вкладчиков есть в базе данных банка. Однако финансисты уточняют, что часть этих людей уже получили свою тысячу гривен в 2008 году.


Таким образом, в "Ощадбанке" было принято решение уточнить данные вкладчиков. Кроме того, их решили поделить по возрасту. В частности, со 2 по 20 апреля будут проверять информацию тех граждан, кому уже исполнилось 80 лет. После 20 апреля и до конца мая проверят тех, кому исполнилось 70 лет. Последними в очереди на проверку будут граждане, которым за пятьдесят.


После того, как будут обновлены базы данных, "Ощадбанк" начнет перечислять средства на пластиковые карточки владельцев вкладов.

Помощь инвалидам войны увеличена в два раза

5 апреля Кабинет Министров Украины внес изменения в свое постановление от 28 декабря 2011 года № 1381 "О повышении уровня социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения", тем самым увеличив в 2012 году размеры ежегодной разовой денежной помощи к 5 мая. Об этом сообщает Урядовый портал.



Проект соответствующего акта был разработан Министерство социальной политики с целью реализовать социальные инициативы президента Украины Виктора Януковича.



Итак, в этом году ежегодная разовая денежная помощь до 5 мая будет предоставляться в следующих размерах:



- инвалидам войны и бывшим малолетним (которым на момент заключения не исполнилось 14 лет) узникам концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, признанным инвалидами от общего заболевания, трудового увечья и по другим причинам:



-инвалидам I группы — 2200 гривен (в 2011 году — 1000 грн);



-инвалидам II группы — 1920 гривен (в 2011 году — 900 грн);



-инвалидам III группы — 1720 гривен (в 2011 году — 800 грн);



- лицам, имеющим особые заслуги перед Родиной, — 2200 гривен (в 2011 году — 1000 грн).

Минфин разъяснил повышение налогов и акцизов

Министерство финансов в связи с появившимися в СМИ публикациями о повышении налогов и акцизов сообщило следующее.

Проектом Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс вынесено на обсуждение повышение рентной платы только за те объемы природного газа, которые реализуются добывающими предприятиями не для нужд населения, а для коммерческих целей.

Эти изменения, как уверяет Минфин, обеспечат равные условия налогообложения для газодобывающих предприятий, реализующих газ для населения по регулируемым государством ценам, и для предприятий, реализующих добытый газ по коммерческим ценам. Они не будут влиять на размер тарифов для населения.

Рентабельность добычи газа при этом, по мнению Минфина, останется высокой - на уровне 40% по экспертным оценкам.

Проектом предусматривается и изменение ставок платы за пользование недрами. Действующее законодательство устанавливает ставки в относительных и абсолютных величинах в зависимости от вида полезных ископаемых. Проект, с учетом мировой практики, предлагает установить все ставки в процентах от стоимости добытых ископаемых. Их размер не превысит соответствующих ставок в Российской Федерации.

Процентные ставки позволят учесть колебания рыночных цен на минеральное сырье и избежать ежегодной процедуры подготовки и принятия законопроектов об индексации таких ставок.

В то же время, дабы не допустить потерь поступлений в бюджет, предлагается установить минимальные ставки - на действующем уровне.

Количество налогов предлагается проектом сократить в целях упрощения администрирования (сокращения отчетности). Отменить собираются сбор на виноградарство, садоводство и хмелеводство, пропорционально увеличится акцизный налог. На настоящий момент и налог, и сбор включаются в цену конечного потребления пива и алкогольных напитков.

Минфин полагает, что такое предложение не будет влиять на потребителей, поскольку не может привести к изменению конечной цены реализации пива и алкоголя.

Вместе с тем, он же и отмечает, что «для виробника в ціні 1 пляшки сума податку збільшиться на 1,03 грн. - для горілки (0,5 л, 40%), на 4,3 коп. - для пива (0,5л), менш ніж на 1 коп. - для сухого вина (0,7л)».

Что касается предложенных изменений в Таможенный тариф, то здесь Минфин говорит лишь о ненарушении ими требований Протокола о вступлении в ВТО. Ставки предлагается поднять до уровня, установленного ВТО.

С сегодняшнего дня украинкам можно выходить замуж только с 18 л.

Сегодня в Украине вступил в силу закон, согласно которому жениться как мужчинам так и женщинам можно только с 18 лет. Ранее женщинам это разрешалось делать с 17 лет, а мужчинам с 18 лет.

Согласно Закону "О внесении изменений в Семейный кодекс Украины относительно повышения брачного возраста", опубликованному в газете "Голос Украины" (№ 64 от 7 апреля 2012 года), брачный возраст для мужчин и женщин устанавливается с 18 лет (до сих пор брачный возраст для женщины составлял 17 лет, для мужчины - 18 лет).

Кроме того, предусмотрено, что по заявлению лица, достигшего 16 лет, по решению суда ему может быть предоставлено право на брак, если будет установлено, что это отвечает его интересам (до сих пор - по заявлению лица, достигшего 14 лет, по решению суда ему могло быть предоставлено право на брак, если будет установлено, что это отвечает его интересам).

Действие закона не распространяется на лиц, подавших заявление о заключении брака до вступления в силу закона.

ЄВРО-2012: укр. митники обіцяють, що черг на кордоні не буде

КИЇВ. 4 квітня. УНН. За два місяці Україна відчинить свої кордони для сотень тисяч вболівальників. Польща вже підтвердила спрощення оформлення віз футбольних фанатів на ЄВРО-2012.

Переговори на рівні консульських службовців України і Польщі відбулися 30 березня. Саме тоді Польща підтвердила закріплення спрощеної процедури оформлення віз для українських вболівальників на ЄВРО.

Україна у відповідь теж спрощує митні процедури і обіцяє як перевізникам,так і вболівальникам легкий перетин кордону за умови достовірного декларування товарів. "Ми з першого дня працюємо над забезпеченням безпроблемного функціонування митниці під час ЄВРО. Це є нашою основною задачею…Тому я вас запевняю, ніяких черг не буде", - сказав голова підкомітету з питань підготовки та проведення фінальної частини чемпіонату Європи 2012 року з футболу Олександр Зац. Загалом на підготовку усіх пунктів українського кордону до початку єврозмагання планується виділити ще 110 мільйонів гривень.

На повітряних кордонах встановлять сканери

У Держмитслужбі кажуть, що основне навантаження буде на аеропорти. Адже як повідомив голова ДМСУ Ігор Калєтнік, в Україні приїде від півтора до двох мільйонів вболівальників. У аеропортах встановлять монітори з інформацією стосовно митних правил, працюватимуть команди кінологів. "У новому терміналі "D" аеропорту "Бориспіль" ми так само змінили організацію роботи. Служба працюватиме таким чином, що її буде повністю непомітно.Ми зробили таким чином, щоб «червоний» коридор займав максимум 20-25% від пропускної спроможності аеропорту. На терміналі "D" ми взагалі переходимо на сучасні засоби контролю з використанням відеокамер, моніторів, скануючих засобів та рентген-апаратів", - каже директор організаційно-розпорядчого департаменту, член колегії Державної митної служби Віктор Бондар.

Чопські митники запроваджують електронне декларування

Серйозне навантаження очікує і Чопську митницю, яка знаходиться на межі з кордонами трьох країн - Словаччиною, Угорщиною та Румунією. Поруч також Чехія та Австрія, звідки теж їхатимуть вболівальники. Ситуація може бути складною, якщо врахувати вантажний транспорт, який перевозить товари для експорту та імпорту.

Адже наприклад, в пунктах пропуску на державному кордоні України зі Словаччиною середньодобовий потік транспортних засобів складає майже 1 тис. транспортних засобів та близько 1900 громадян. На кордоні з Угорщиною - майже 1700 транспортних засобів та майже 4 тис. громадян, а в пунктах пропуску з Румунією - близько 600 транспортних засобів та 1300 громадян. Як зазначають у Чопській митниці, загалом торік через пункти пропуску оформлено та пропущено 372 тисячі транспортних засобів, майже 8 млн. громадян та 414 млн. тонн вантажів.

Пришвидшили митні процедури і за рахунок меншої кількості документальних перевірок, які здійснюють тільки митники, а не інші суміжні служби.

"У середньому транспортні засоби оформляються на митному посту до однієї години. Мінімальний час перебування складає 11 хв.", - каже заступник начальника митного пункту "Тиса" Володимир Лазорик.

Перевізники також відзначають значне скорочення часу на проходження митних процедур. "Багато часу займало, а зараз скоро йде. Зайшов, буквально півгодини і пройшов. Я тут кожен тиждень їжджу і бачу яка ситуація – пішло в кращу сторону", - каже перевізник Василь. За його словами, сама перевірка триває недовго, найбільше часу займає очікування у черзі вантажного транспорту, який накопичується через помилки у деклараціях або недобросовісних перевізників.

Як правило затримки, що виникають під час митного оформлення громадян України, зумовлені переміщенням через кордон товарів понад встановлену норму безмитного ввезення. Нагадаємо, згідно з законодавством, фізична особа має право ввозити в Україну та вивозити за її межі без оподаткування товарів на суму до 200 євро та вагою до 50 кг. З особами, які порушують правила, проводиться роз’яснювальна робота, митники оформлюють товари та пропускають через кордон. Крім того, що для того для підприємств, щоб скоротити час, створена можливість електронного декларування товарів. "За нашою інформацією, час проходження контролю вже скоротився на 25%", - зазначив начальника Чопської митниці Олександр Похилько. Крім того, система електронного декларування дозволяє уникнути можливих корупційних схем під час проходження кордону.

Для вболівальників ЄВРО-2012 будуть спеціальні митні коридори

На кордоні з Польщею також спрощують митні процедури, зокрема запроваджують спільний контроль в пунктах пропуску, виділення суцільних смуг руху ЄВРО-2012 для окремих категорій громадян (представників УЄФА, команд-учасниць, організованих груп вболівальників - Ред.). Митники обіцяють, що здійснення громадянами прикордонних і митних формальностей буде відбуватися за принципом "однієї зупинки" в пункті пропуску, тобто один раз на території однієї з двох країн.

Минулого тижня українські та російські митники також домовилися про взаємовизнання окремих результатів митного контролю, таким чином при перевірці митною службою однієї країни автомобіля інша сторона визнає результати перевірки і не дублює огляд. Планують також організувати в період проведення чемпіонату виносні робочі місця для співробітників митниці для проведення контролю та реєстрації транспортних засобів безпосередньо на смугах їх руху та збільшення в пунктах пропуску, в разі необхідності, кількості співробітників митних органів України та РФ. "Ми пропонуємо, щоб під час чемпіонату наші експерти спільно проаналізували ефективність нововведень щодо процедур на кордоні. І якщо ми прийдемо до висновку, що вони можуть забезпечити, з одного боку, якісний контроль, а з іншого - швидкий пропуск через кордон, то такі процедури будуть впроваджені на постійній основі", — зазначив голова Держмитслужби Ігор Калєтнік.


Про завантаженість кордону повідомлятимуть через Інтернет

Ще одним ноу-хау для митниці у підготовці до чемпіонату стало впровадження електронної системи повідомлень про черги. Усі бажаючі можуть перевірити наявність черг за допомогою мережі Інтернет. До прикладу, така можливість вже є на сайті Чопської митниці. Система показує кількість автомобілів на в’їзд та виїзд з кордону, а також кількість легкових та вантажних автомобілів, які знаходяться у черзі на митному контролі. До того ж на кордоні встановлять відеокамери. Таким чином, громадяни, які планують поїздку, зможуть вибрати оптимальний маршрут, враховуючи завантаженість пункту пропуску. Тож митники обіцяють, що перетин українського кордону буде максимально комфортним і для туристів, і для перевізників.

Украинцев ждет масштабное повышение налогов

Украинские власти готовят ряд законопроектов, которыми предусмотрено существенное повышение налогов и сборов для разных отраслей экономики страны, информируют украинские СМИ.

Ожидается, что, таким образом, удастся дополнительно собрать налогов на 7,4 миллиарда гривен. Речь идет о введении налога на роскошь (это может пополнять бюджет на 900 миллионов гривен в год). Также на 10-11,2 процентного пункта будут повышены акцизы на алкоголь.

В связи с этим стоимость пол-литра водки должна вырасти на 2 гривны. Кроме того, планируется, что на 380 процентов увеличится ставка рентной платы за добычу природного газа. Плюс предусмотрено повышение ставки сбора с электрической и тепловой энергии с 3 до 4 процентов.

Бесплатная первичная правовая помощь

Министерство юстиции утвердило Типовое положение об учреждении по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи.

Как известно, Законом «О бесплатной правовой помощи» предусмотрено, что органы местного самоуправления с учетом потребностей территориальной общины могут создавать специализированные учреждения по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи.

Основной задачей таких учреждений является информирование граждан об их правах и свободах, о необходимых действиях в случае их нарушения, о порядке обжалования решений, действий или бездействия органов государственной власти.

Такие учреждения являются некоммерческими и могут финансироваться за счет средств местных бюджетов либо других, не запрещенных законодательством, источников.

Положением установлено, что учреждение не может устанавливать плату за предоставление любого вида правовых услуг и за выдачу лицам бланков заявлений, обращений, запросов, справок и других документов.

Подписан Закон о единой системе экстренной помощи «112»

Президент подписал принятый парламентом 13 марта 2012 года Закон «О системе экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112», согласно которому в Украине внедряется единая система экстренной службы - «система 112» - (по аналогии с американской «911»).

Вместо нескольких номеров «101» (пожарная), «102» (милиция), «103» (скорая медпомощь), «104» (аварийная газовая служба) вводится один номер «112», по которому украинцы смогут обращаться во всех экстренных ситуациях - то есть ситуациях, угрожающих здоровью, жизни, имуществу, общественному порядку, окружающей природной среде. Перечень не исчерпывающий, сюда попадают также и иные опасные события.

Экстренные вызовы будут приниматься круглосуточно, звонок на номер «112» будет бесплатным.

В соответствии с Законом операторы «центров 112» будут иметь право использовать информацию, содержащуюся в базах данных операторов телекоммуникаций, в частности, абонентский номер, ФИО, наименование и адрес абонента фиксированной телефонной связи, а также абонентский номер и местонахождение абонента мобильной связи в момент экстренного вызова.

Закон вступит в силу в день, следующий за днем его опубликования.

Нотариальные услуги: грядут перемены

Проект нового Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершения нотариальных действий и предоставления нотариальных услуг», одобрен правительством и в ближайшее время будет направлен в парламент. Об этом сообщил председатель Госкомпредпринимательства Михаил Бродский на брифинге в Доме правительства в четверг, 5 апреля, передает пресс-служба Кабинета Министров.

Документом предусмотрено установление четкого перечня нотариальных услуг и существенное их удешевление. «У нас будут минимальные и максимальные нотариальные ставки услуг. Цена будет одинаковой по всей территории Украины. И люди будут понимать, от каких человек может отказаться, чтобы цена была умеренной», - заявил Михаил Бродский. По его словам, предварительные расчеты, сделанные специалистами службы, свидетельствуют, что изменения дадут населению Украины возможность экономить на нотариальных услугах до 2 млрд. грн. в год.

Также ожидается отмена ряда требований относительно представления в государственные органы нотариально заверенных копий документов (при осуществлении хозяйственной деятельности или в других сферах). По словам Михаила Бродского, в случае одобрения законопроекта отпадет необходимость нотариально заверять копии около 50-ти документов, которые используются в гражданском и хозяйственном обороте.

Также обещают пересмотреть и порядок оплаты. Будет установлена четкая цена, привязанная к минимальной заработной плате. У частных нотариусов она может быть увеличена не более чем на размер нотариального сбора на оказанную услугу.

Проект нового закона предполагает сокращение перечня документов, подлежащих нотариальному удостоверению. По словам Михаила Бродского, предусматривается внесение изменений почти в 25 законов Украины и 4 кодекса.

«Количество налоговых споров в административных судах ростет"

Какие сегодня тенденции можно отметить касательно категорий налоговых споров, рассматриваемых ВАСУ.

- Как и ранее, основное количество составляют споры, связанные с начислением налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС. В таких спорах чаще всего предметом являются операции, в которых фиктивные субъекты хозяйствования выступают или контрагентами налогоплательщиков, или включены как посредники в цепочку движения товара от производителя или импортера к налогоплательщику.

Кроме того, достаточно распространены дела по обращениям налоговых органов о взыскании налогового долга.

В этом году на рассмотрение ВАСУ начали поступать дела, связанные с применением норм Налогового кодекса Украины, вступившего в силу с 1 января 2011 года. В настоящее время четвертая судебная палата ВАСУ, специализирующаяся на рассмотрении налоговых споров, активно работает над формированием единой практики применения норм Налогового кодекса Украины.

Какая сегодня позиция ВАСУ касательно основания для формирования налогового кредита? Достаточно лишь надлежащим образом оформленной налоговой накладной или обязательным условием является фактическое поступление сумм в бюджет?

- Правовая позиция ВАСУ в отношении формирования налогового кредита остается неизменной, основывается на требованиях действующего законодательства и состоит в том, что право на налоговый кредит по НДС возникает в результате приобретения товаров и услуг с целью использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика. При этом операция по приобретению должна быть реальной, то есть совершаться не только на бумаге, а в действительности, создавая объективное изменение состава активов налогоплательщика.

Кроме того, в основе любой реальной хозяйственной операции должна лежать экономическая цель, то есть желание налогоплательщика прирастить активы посредством достижения хозяйственного эффекта, а не исключительно за счет экономии на уплате налогов.

«Если за 2010 год на кассационное рассмотрение судей четвертой судебной палаты ВАСУ поступило почти 8 тысяч дел, то в 2011 году - уже более 17 тысяч»

Именно в этом контексте при рассмотрении судебных споров должны оцениваться документы, предоставленные налогоплательщиком в подтверждение своего права на налоговый кредит по НДС. Прежде всего, такие документы должны быть достоверными, то есть отражать реально имевшие место события. В этой связи даже безупречно оформленный документ (например, налоговая накладная) не может подтверждать права на налоговый кредит в том случае, если в процессе судебного рассмотрения будет установлено несоответствие фактического и задокументированного налогоплательщиком движения активов. И наоборот, некоторые дефекты в оформлении документов, в частности, отсутствие отдельных реквизитов или ошибки при их заполнении не должны рассматриваться как основания для лишения налогоплательщика права на налоговый кредит по реально совершенным операциям.

Что касается фактического излишнего поступления сумм НДС в бюджет, то правовую позицию по этому вопросу четко изложил Верховный Суд Украины по делу ЗАО «Мукачевский лесокомбинат» против Мукачевской ОГНИ в Закарпатской области.

В постановлении от 31.01.11 по этому делу ВСУ отметил, что действующее законодательство не ставит в зависимость право налогоплательщика на налоговый кредит от соблюдения требований налогового законодательства его контрагентом. При этом требование об излишней уплате НДС как условие бюджетного возмещения касается уплаты налога в цене приобретенных налогоплательщиком товаров и услуг, а не поступления налога в бюджет.

ВАСУ на сегодня в полной мере придерживается этой правой позиции в силу предписаний статьи 244-2 КАС Украины.

Таким образом, для возникновения права на налоговый кредит необходимо реальное совершение хозяйственной операции и наличие предусмотренных законодательством и достоверных документов. Для возникновения права на бюджетное возмещение помимо этого нужна уплата НДС в составе цены приобретенных товаров или услуг, безотносительно к тому, возникло ли в последующем фактическое излишнее поступление сумм налога в бюджет.

Каковы сегодняшние тенденции по делам касательно возмещения НДС? Их количество растет?

- Растет количество налоговых споров в целом. Если за 2010 год на кассационное рассмотрение судей четвертой судебной палаты ВАСУ поступило почти 8 тысяч дел, то в 2011 году - уже более 17 тысяч. Соответственно, в их числе растет и количество дел по бюджетному возмещению НДС. В 2010 году ВАСУ рассмотрел свыше 100 дел этой категории, а в 2011 году - больше 500.

В основном по делам о возмещении НДС ключевыми являются вопросы правомерности формирования налогоплательщиками сумм бюджетного возмещения.

К сожалению, нередко налоговые органы отказывают в бюджетном возмещении по НДС на том лишь основании, что суммы налога не поступили в бюджет по цепочке движения товара к заявителю бюджетного возмещения, а также в связи с тем, что не завершены проверки контрагентов налогоплательщика. Эти условия по закону не являются обязательными для возмещения НДС, и соответствующая судебная практика (в том числе Верховного Суда Украины) давно устоялась.

В то же время, распространены случаи совершения налогоплательщиками фиктивных операций с целью искусственного формирования сумм бюджетного возмещения, и при таких обстоятельствах суды должны тщательно исследовать все материалы дела для установления объективной истины.

«Некоторые дефекты в оформлении документов, в частности, отсутствие отдельных реквизитов или ошибки при их заполнении не должны рассматриваться как основания для лишения налогоплательщика права на налоговый кредит по реально совершенным операциям»

В письме ВАСУ от 01.11.2011 г. №1936/11/13-11 говорится, что суд должен истребовать у налогового органа или плательщика те доказательства, которые не предоставлены участниками дела. Юристы считают, что этим ВАСУ говорит, каким образом суды могу перенести бремя доказывания с госоргана на налогоплательщика. Как Вы может прокомментировать такие заявления, и для чего было дано такое разъяснение.

- Такое разъяснение было дано исходя из практики рассмотрения судами всех инстанций споров по поводу правомерности налогового учета тех или иных операций налогоплательщиков.

В предмет доказывания по таким делам входит установление обстоятельств реальности совершения хозяйственной операции. На этом неоднократно акцентировал внимание Верховный Суд Украины, например, по делу ООО «Добриня и К» против ГНИ в Ленинском районе г. Севастополя (постановление от 01.09.09).

При этом Верховный Суд Украины отметил, что административные суды должны занимать активную позицию в установлении обстоятельств этой категории дел. По мнению Верховного Суда Украины, суды не должны ограничиваться только теми доказательствами, которые имеются в деле. При необходимости следует истребовать также иные доказательства, свидетельствующие по поводу обоснованности позиций сторон.

Правовым основанием для этого Верховный Суд Украины обоснованно считает предписания статьи 11 КАС Украины, которая раскрывает содержание принципа официального выяснения обстоятельств дела. Согласно части пятой статьи 11 КАС Украины суд должен (норма гласит именно «должен», а не «может») истребовать по собственной инициативе недостающие, по его мнению, доказательства. Именно такая правовая позиция изложена Верховным Судом Украины, в частности, в постановлении от 2.03.10 по делу ЧП «Янус» против Васильковской ОГНИ Киевской области и в целом ряде других судебных решений.

Увы, до сих пор участники налоговых правоотношений не в полной мере учитывают эти устоявшиеся и основанные на действующем законодательстве требования. В своей правовой работе представители интересов сторон по налоговым делам не всегда уделяют должное внимание сбору материалов, доказывающих фактические обстоятельства спорных правоотношений.

Это в равной степени относится и к представителям налоговых органов, и к представителям налогоплательщиков. И те, и другие стремятся идти наиболее простым, по их мнению, и наименее трудозатратным путем - формальным. При этом стороны пытаются свести анализ обстоятельств в налоговом споре только к выяснению сведений о документах, а не о юридических фактах, подтверждающих совершение хозяйственной операции. Кстати, эта ситуация характерна не только для Украины. Опыт рассмотрения налоговых споров в Российской Федерации говорит о схожих проблемах.

К примеру, налоговые органы утверждают, что операция фиктивная, но ссылаются при этом только на то, что были с ошибками заполнены те или иные первичные документы, или не соблюдены требования гражданского или иного законодательства (например, отсутствует разрешение на проведение строительных работ или соответствующие лицензии и т. п.). Но это само по себе не говорит о том, что операция не имела места. В то же время несоблюдение требований законодательства иных отраслей не может быть достаточным основанием для выводов о наличии налогового правонарушения. Других же доказательств фиктивности операции налоговые органы не предоставляют.


Также распространен аргумент налоговиков по поводу отсутствия у предприятия условий, необходимых для совершения хозяйственной операции, со ссылкой на наличие у контрагента налогоплательщика только одного сотрудника. Это, конечно, вызывает сомнения в реальности выполнения таким хозяйствующим субъектом широкомасштабных ремонтных работ. Но в то же время, один человек вполне может заниматься реальными торговыми операциями. Однако налоговые органы иногда не предоставляют никаких иных доказательств фиктивности операции, кроме ссылок на количество работников одного из ее участников.

Что же касается налогоплательщиков, то характерным для них является стремление «отсидеться» за презумпцией неправомерности решения субъекта властных полномочий, вытекающей из содержания статьи 71 КАС Украины.

Действительно, исходя из части второй статьи 71 КАС Украины на ответчика-субъекта властных полномочий возложена обязанность доказывать правомерность своего решения. Применительно к налоговым спорам это означает, что налоговый орган должен указать на те обстоятельства, которые положены в основу произведенных им начислений денежных обязательств по налогам, и подкрепить их ссылками на правовые нормы.

Оценку предоставленных налоговым органом доказательств осуществляет суд.

В то же время, если налогоплательщик не согласен с доводами налогового органа, он может их опровергать. Но опровержение тех или иных обстоятельств должно быть не голословным, а основываться на доказательствах. Это вытекает из содержания части первой статьи 71 КАС Украины, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основываются ее возражения. Исключения из этого правила составляют случаи, установленные статьей 72 КАС Украины, которая предоставляет перечень обстоятельств освобождения от доказывания. Ситуация, предусмотренная частью второй статьи 71 КАС Украины (когда субъект власти должен обосновывать правомерность своего решения), к числу этих обстоятельств не относится.

Следовательно, закон не освобождает налогоплательщика от обязанности подкреплять доказательствами свои возражения против позиции налогового органа. Да, налогоплательщик не обязан занимать активную позицию, и сразу детально подтверждать все обстоятельства совершения той или иной хозяйственной операции. Но при наличии подкрепленных доказательствами утверждений налогового органа по поводу дефектов такой операции налогоплательщику следует опровергнуть позицию налогового органа.

Если же он этого не делает, суд должен решить спор на сновании имеющихся доказательств. Поэтому в предоставлении необходимых доказательств по делу заинтересован в первую очередь сам налогоплательщик.

К примеру, налоговый орган предоставляет доказательства того, что руководитель контрагента налогоплательщика не имел намерений заниматься хозяйственной деятельностью, а документов, оформляющих результаты хозяйственной операции, не подписывал. Разве это не повод усомниться в реальности такой операции? Данное обстоятельство может послужить основанием для выводов по поводу фиктивности операции, если реальность операции не будет подтверждена иными доказательствами. И предоставить такие доказательства - задача налогоплательщика. К примеру, товар мог быть фактически получен через перевозчика, или ответственным за совершение спорной операции было другое лицо, с которым и осуществлялись необходимые контакты и т. п.

На самом деле доказывание реальной и прозрачной хозяйственной операции не должно представлять особых трудностей. Сложности возникают как раз в том случае, если с операцией не все в порядке.

В целом же из-за не всегда юридически оправданной позиции сторон в налоговых делах у суда часто не хватает доказательств, чтобы должным образом оценить правомерность их действий. Поэтому суд вынужден собирать недостающие доказательства по собственной инициативе, устраняя тем самым правовые недоработки сторон.

«Из-за не всегда юридически оправданной позиции сторон в налоговых делах у суда часто не хватает доказательств, чтобы должным образом оценить правомерность их действий, поэтому суд вынужден собирать недостающие доказательства по собственной инициативе»

В своем письме от 18.01.2012 р. N 165/11/13-12 ВАСУ говорит, что обжалование налоговых уведомлений-решений является иском имущественного характера. Таким образом, за обжалование налоговых уведомлений-решений придется платить судебный сбор. Такие нововведения имеют экономический характер и направлены на пополнение бюджета?

- Изложенная в упомянутом письме правовая позиция ВАСУ обусловлена судебной практикой Европейского суда по правам человека, в частности, по делу «Щекин против Украины». Европейский суд считает, что неправомерное начисление налогов связано со вторжением в сферу имущественных интересов лица. Исходя из этого, иск об отмене таких начислений направлен на сохранение имущества лица от неправомерного его перераспределения в пользу государства. Значит, такой иск имеет имущественный характер.

Истцов не должно смущать то обстоятельство, что налоговые споры являются публично-правовыми, и в то же время имущественными. В имущественной сфере, как и в других сферах общественной жизни, также возникают управленческие отношения, когда одна сторона является субъектом власти, а другая - частноправовым субъектом. Споры по поводу таких отношений рассматриваются административными судами, и условием для обращения в суд является уплата судебного сбора.

Что касается возможных утверждений по поводу обременительности таких платежей для истцов, то можно упомянуть о том, что в некоторых странах обязательным условием для обращения в суд является уплата начисленных налоговыми органами сумм. То есть, сначала платишь - потом судишься. Исходя из сегодняшних реалий, в нашей стране установлены другие правила, и, по нашему мнению, они, в том числе и размер судебного сбора, достаточно справедливы и лояльны к налогоплательщикам.

Сегодня налоговые органы согласны со всеми Вашими позициями касательно применения налогового законодательства или существуют разногласия? Если да, то какие?

- Наличие разногласий является следствием нормальной правовой работы. Безусловно, такие разногласия существуют.

Одно из них касается практики обжалования налоговыми органами по всем инстанциям всех без исключения судебных решений, вынесенных не в их пользу. По многим категориям дел административными судами, включая Верховный Суд Украины, наработана устоявшаяся судебная практика, и обжалование решений, принятых в соответствие с этой практикой, является заведомо бесперспективным. Однако налоговые органы, тем не менее, подают заранее обреченные жалобы, создавая излишнюю загрузку судам и расходуя средства на подачу жалоб, командировки представителей и т. п.

Мы хотели бы изменить такую ситуацию. Стоило бы сосредоточится на формировании судебной практики по новым законодательным нормам, на действительно проблемных вопросах. В то же время, мы понимаем мотивы, которые движут налоговиками. В нашей стране, к сожалению, государственному служащему иногда легче подать бесперспективную жалобу и проиграть, чем взять на себя ответственность за прекращение обжалования.

Другой аспект разногласий связан с оценкой правовых последствий совершения операций с участием фиктивных субъектов хозяйствования.

По мнению налоговиков, сам факт фиктивности предприятия, участвовавшего в цепочке движения активов к налогоплательщику (в любом из звеньев цепочки) является безусловным основанием для непризнания права налогоплательщика-покупателя на налоговый кредит по НДС и затраты по учету налога на прибыль.

По нашему же мнению, приоритет следует отдавать реальности совершенной хозяйственной операции. Такой подход основывается, в том числе, и на судебной практике Верховного Суда Украины (например, постановление от 21.01.11 по делу ООО «СИБ» против ГНИ в Жовтневом районе г. Луганска, постановление от 22.10.10 по делу ЧП «Балтимор» против ГНИ в г. Кировограде и другие).

Налогоплательщик, который добросовестно приобретал товар у лица, нарушающего требования налогового законодательства, не должен привлекаться к ответственности в том случае, если он осуществлял реальную хозяйственную операцию и не знал о дефектах правового статуса своего контрагента.

«Никакая правовая конструкция не может быть применена при разрешении налоговых споров, если при этом отсутствует возможность защиты прав добросовестного налогоплательщика»

Этот же подход к разрешению налоговых конфликтов отражен в судебных решениях Европейского суда по правам человека. В решении по делу «Интерсплав» против Украины совершенно однозначно определено, что налогоплательщик может подвергаться ответственности за злоупотребления в сфере налогообложения только в том случае, если будет доказана его непосредственная вовлеченность в эти злоупотребления.

ВАСУ в полной мере придерживается именно таких правовых позиций. На наш взгляд, никакая правовая конструкция не может быть применена при разрешении налоговых споров, если при этом отсутствует возможность защиты прав добросовестного налогоплательщика.

Поэтому мы не можем согласиться с доводами органов государственной налоговой службы Украины о том, что фиктивность контрагента автоматически влечет за собой фиктивность всех операций, совершенных налогоплательщиком с таким контрагентом. Ведь при таком подходе может пострадать и невиновное лицо. Даже в случае наличия признаков фиктивности юридического лица-контрагента необходимо, на наш взгляд, оценивать реальность хозяйственных операций, а также учитывать степень добросовестности налогоплательщика, приобретавшего товар при таких обстоятельствах.

Помнится, ВАСУ встречался с представителями ГНС, обсуждая вопросы и согласовывая позиции. На сегодня такая практика продолжается или нет?

- Упомянутая встреча состоялась 18 ноября 2010 года как круглый стол с представителями ГНС Украины по обсуждению проблемных вопросов применения налогового законодательства Украины. В ходе круглого стола стороны проинформировали друг друга о своих правовых подходах к пониманию ряда вопросов, возникающих во время рассмотрения налоговых дел. Подобные встречи полезны с точки зрения обмена мнениями по поводу актуальных проблем правоприменительной практики.

В любом случае, ВАСУ интересуется общественным мнением по поводу своей деятельности. При этом мы стараемся поддерживать обратную связь не только с представителями налоговой службы, но и с общественными организациями, с прессой. Так, в начале 2011 года состоялась встреча представителей четвертой судебной палаты ВАСУ с налогоплательщиками, организованная Европейской бизнес-ассоциацией.

В течение 2010-2011 года ряд публикаций представителей ВАСУ по налоговой проблематике был размещен в прессе, в особенности юридических изданиях.

Таким образом, мы стремимся быть открытыми для общения, и всегда стараемся поддержать любую инициативу по обсуждению непростых аспектов применения налогового законодательства, от кого бы она не исходила.

В ближайшее время ВАСУ планирует издавать какие-то разъяснительные документы (постановления пленума, письма) касательно налоговых споров? Если да, то какие?

- По нашему мнению, практика разъяснительной работы ВАСУ, осуществляемая на основании статьи 32 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», показала себя с положительной стороны.

Благодаря таким разъяснениям уменьшаются случаи различного применения законодательных норм в схожих правоотношениях судами низших инстанций. Как следствие - упрощается и повышается эффективность исполнение функций ВАСУ как высшего специализированного суда по обеспечению единства правоприменительной практики. Кроме того, все участники налоговых правоотношений могут сориентироваться на то, чего следует ждать от рассмотрения дел определенной категории, не прибегая к трудоемкому анализу многочисленных судебных решений.

Высказываемые нередко несогласия с приведенными в разъяснениях мнениями только подтверждает тот факт, что затронутые в них вопросы актуальны и непросты. К тому же подобные разъяснения носят рекомендательный характер.

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу