Все игры
Запись

Мощи Ленина или крест на христианстве в России

 Зюганов Г.А. о Христе-коммунисте


По-своему Путин, наверное, завидует предшественникам, которые так удачно сколотили вполне удобоваримую систему гражданских культов. Конечно, он сам родом из СССР тех времен, когда культы поистерлись, каста жрецов измельчала, вместо проповеди умами правили апокрифы-анекдоты, а в грядущий коммунистический рай не верили даже в Центральном дворце пионеров. Но надо сказать, что культ Ленина оставался последним бастионом отмирающей религии коммунизма: еще в конце 80-х Ленину сочувствовали как непонятому пророку, чье наследие исковеркали и растоптали злонамеренные, а местами просто бездарные диадохи с эпигонами.



false
 Куб. мавзолей Ленина 1924 г. 

false


false
Куб в развёртке на плоскости

С тех пор как пала религия коммунизма, никакой общей – единой и объединяющей — гражданской религии в России нет. Сколько ни пытаются ее создать, не получается. Может, потому что плохо стараются. Может, потому что время государственных религий просто прошло и объединяться теперь нужно на каких-то других основаниях. Не исключено, что именно за этот культовый провал Путин начал недолюбливать патриарха Кирилла, который так и не сделал православие тем, чем оно было в Российской империи, – той самой цементирующей государство если не верой, то хотя бы духовно-идеологической структурой, обеспечивающей лояльность населения.
На самом деле вопрос о Ленине и Мавзолее для президента Путина – просто повод поговорить. Так же как для большинства россиян, которые в принципе равнодушны и к вопросам религии, и к вопросам истории. Мавзолей никому не мешает. Как не мешают египетские пирамиды. И так же как пирамиды, Мавзолей мог бы стать туристической достопримечательностью. Конечно, теперь туда вряд ли стоит такая очередь, как в 70-х, но коммунистическая идея и русская революция – а стало быть, и ее «отец» — по-прежнему довольно модная тема на Западе. Если бы Кремль размещал у своих маркетологов заказы не на распятых мальчиков, а на продвижение «нашего Че Гевары» или хотя бы «нашего Эхнатона», это куда лучше сказалось бы на казне.

Но, увы, в России по-прежнему «святынями не торгуют» — даже развенчанными и профанированными. Россия ничего не ждет и не хочет от своих богов – ни прошлых, ни настоящих. Она нечувствительна ни к ним, ни к собственной истории — настолько, что даже не способна это все выгодно продать. Это ответ всем тем, кто ждал каких-то потрясений и каминг-аутов в столетие революции – и удивился (и даже обиделся), что юбилей прошел совершенно незаметно. Ничего не случилось особенного – ни в 2017-м, ни, судя по равнодушию публики, сто лет назад. Просто вместо династии Романовых воцарилось Политбюро.


Путину, повторюсь, с его «мощами Ленина» не возражают из РПЦ – возражает Поклонская, подогревающая пламенем православия свою политическую карьеру. В РПЦ не считают нужным внести ясность в вопрос о мощах и святости, и о том, почему коммунизм – это не христианство, а «Краткая история ВКП(б)» – не Евангелие. Никто не ввязывается в дискуссию о том, чем отличается идолопоклонство, обрядоверие и идеологическое мифотворчество культа коммунизма от духовной практики и внутреннего подвига истинной веры. Интересно, почему? В общем, потому, что РПЦ продвигает себя в массы зачастую по тем же рельсам и таким же образом – в виде карго-культа.
Боле того, со стороны РПЦ можно услышать скорее соглашательство: да, мол, моральный кодекс строителя коммунизма – это парафраз на Нагорную проповедь, на ратный подвиг, мол, шли, кладя живот за други своя, т.е. путем праведным, как истовые верующие. Что как будто искупает все сопутствующее и превращает подвиг ратный в подвиг веры, а вдалбливание морального кодекса в головы семиклассников – в полноценную проповедь.



false См. тему ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ:Ленин, гос-во, Революция (автор В. Паутов) Iч.  ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ:Ленин, гос-во,Революция (автор В. Паутов) IIч


В общем, и РПЦ, и Кремль с обеих сторон запутывают ситуацию до полной непрозрачности и царствования полуправды. Ситуация, которая многих устраивает: если правда недостижима, то искать ее бессмысленно. А потому совершенно безразлично, был ли распятый мальчик, чем была для России Октябрьская революция и какая разница между мощами Ленина и Сергия Радонежского. Просто — каждому свое.


С одной стороны, это выглядит почти умиротворенно – торжество плюрализма и толерантности, внутреннего примирения с собой и собственной историей. Если бы как раз все это не оказалось вычтено из пространства – каждое «я» и принадлежащая ему история. Можно ли считать безразличие – плюрализмом, отчужденность – толерантностью, бессловесность — согласием? Чем-то это напоминает историю о Парсифале, который в поисках Грааля забрел на болото и блуждал по топям в сплошном тумане, постепенно забывая, кто он такой, куда и зачем идет, а потом явился к нему этакий черт и сказал, что это болото и есть, мол, твой Грааль. Возможно, этот миф лучше всего и описывает нынешнюю «гражданскую религию» России.
Екатерина Щеткина, «Деловая Столица»


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.