Первая в мире документированная практическая разработка летательного аппарата тяжелее воздуха была выполнена русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Это была модель вертолета в натуре. Работы М.В. Ломоносова охватывали почти все области знания, в том числе и вопросы создания летательного аппарата. В 1754 году, он построил модель, работавшую по принципу вертолета с соосными винтами, которая должна была летать. Мысль о такой машине возникла у Ломоносова в связи с его работами по физике и метеорологии. Он изыскивал средство, с помощью которого можно было бы поднять над землей метеорологические регистрирующие приборы. Летательные аппараты легче воздуха тогда еще не имели практического применения, и учёный обратился к идее создания летательной машины тяжелее воздуха.
Дошедшие до нас данные о такой машине, созданной Ломоносовым, очень скудны и в основном содержатся в пяти документах, из которых два наиболее ценные. Так, в протоколе заседания Российской Академии Наук от первого июля 1754 года имеется следующая запись: «Господин Советник Ломоносова показал придуманную им машину, которую он называет аэродинамической и назначение которой должно быть в том, чтобы работой крыльев, приводимых в сильное движение пружиной, каковые обычно бывают в часах, горизонтально в противоположных направлениях, прижимать воздух и поднимать машину в направлении воздушной верхней области с тем, чтобы можно было исследовать условия верхнего воздуха метеорологическими приборами, к этой аэродинамической машине присоединенными». Машина подвешивалась на шнурке, протянутом через два блока, и удерживалась в равновесии грузиками, привешенными с противоположной стороны, при заведенной пружине тотчас поднимались вверх, и тем обещала желаемое действие. Это же действие, по суждению изобретателя, ещё более возрастёт, если увеличится сила пружины и если расстояние между крыльями в обеих парах их будет больше, и если коробка, в которую вложена пружина, для уменьшения веса будет сделана из дерева, о чём он обещал позаботиться. Другим документом, в котором имеются сведения об этой машине, является годовой отчёт за 1754 год, в котором М. Ломоносов пишет: “Делал опыт машины, которая бы , подымаясь к верху сама, могла поднять маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине, которая с лишком на два золотника облегчалась, однако к желаемому концу не приведена”. Подлинный рисунок машины, выполненный свое время Ломоносовым, не обнаружен. Рисунок же, приводившийся неоднократно в различных книгах, сделан уже в наше время. По этим причинам конструктивная схема машины в деталях неизвестна, но судя по приведенным описаниям, она аналогична схеме соосного вертолета. Машина имела небольшие размеры, поскольку при проведении опытов она под действием несущих винтов разгружалась на два с лишним золотника (8 – 10 г.), что составляло, видимо, немалую долю её общей массы.
В последующие годы М. Ломоносов, занятый многими другими исследованиями, к этой теме больше не возвращался. Значительно позже Ломоносова французы Пауктон (1768 г.), затем Лонуа и Бьенвеню (1784 г.) создали летающие модели вертолетов простейшего типа.
Первая в мире документированная практическая разработка летательного аппарата тяжелее воздуха была выполнена русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Это была модель вертолета в натуре.
Работы М.В. Ломоносова охватывали почти все области знания, в том числе и вопросы создания летательного аппарата. В 1754 году, он построил модель, работавшую по принципу вертолета с соосными винтами, которая должна была летать. Мысль о такой машине возникла у Ломоносова в связи с его работами по физике и метеорологии. Он изыскивал средство, с помощью которого можно было бы поднять над землей метеорологические регистрирующие приборы. Летательные аппараты легче воздуха тогда еще не имели практического применения, и учёный обратился к идее создания летательной машины тяжелее воздуха.
Дошедшие до нас данные о такой машине, созданной Ломоносовым, очень скудны и в основном содержатся в пяти документах, из которых два наиболее ценные. Так, в протоколе заседания Российской Академии Наук от первого июля 1754 года имеется следующая запись: «Господин Советник Ломоносова показал придуманную им машину, которую он называет аэродинамической и назначение которой должно быть в том, чтобы работой крыльев, приводимых в сильное движение пружиной, каковые обычно бывают в часах, горизонтально в противоположных направлениях, прижимать воздух и поднимать машину в направлении воздушной верхней области с тем, чтобы можно было исследовать условия верхнего воздуха метеорологическими приборами, к этой аэродинамической машине присоединенными». Машина подвешивалась на шнурке, протянутом через два блока, и удерживалась в равновесии грузиками, привешенными с противоположной стороны, при заведенной пружине тотчас поднимались вверх, и тем обещала желаемое действие. Это же действие, по суждению изобретателя, ещё более возрастёт, если увеличится сила пружины и если расстояние между крыльями в обеих парах их будет больше, и если коробка, в которую вложена пружина, для уменьшения веса будет сделана из дерева, о чём он обещал позаботиться. Другим документом, в котором имеются сведения об этой машине, является годовой отчёт за 1754 год, в котором М. Ломоносов пишет: “Делал опыт машины, которая бы , подымаясь к верху сама, могла поднять маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине, которая с лишком на два золотника облегчалась, однако к желаемому концу не приведена”. Подлинный рисунок машины, выполненный свое время Ломоносовым, не обнаружен. Рисунок же, приводившийся неоднократно в различных книгах, сделан уже в наше время. По этим причинам конструктивная схема машины в деталях неизвестна, но судя по приведенным описаниям, она аналогична схеме соосного вертолета. Машина имела небольшие размеры, поскольку при проведении опытов она под действием несущих винтов разгружалась на два с лишним золотника (8 – 10 г.), что составляло, видимо, немалую долю её общей массы.
В последующие годы М. Ломоносов, занятый многими другими исследованиями, к этой теме больше не возвращался. Значительно позже Ломоносова французы Пауктон (1768 г.), затем Лонуа и Бьенвеню (1784 г.) создали летающие модели вертолетов простейшего типа.
http://baltavia.ru/aviation...