![]() |
|
Лена Елена
10-05-2012 15:22 (ссылка)
Re: Радуница
Это особый день.Если в этот день бываем на кладбище, то обязательно зовем священника.
Комментарии запрещены
Игорь Кот
30-04-2013 15:48 (ссылка)
Re: Радуница
Как писал собиратель русского фольклора И.П. Сахаров, у «литовцо-руссов», то есть наших белорусов Центральной и Западной Беларуси, западных балтов – литвинов, святой областью в языческой религии являлась территория севернее Лиды, то есть это на реке Радунь (ныне Радунька), что текла в княжестве Дайнова (столица Лида), и до реки Вилия. Именно в этом месте ВКЛ у наших предков считался «центр сбора усопших душ», там было сосредоточение всего магического и упокойного, обитель богов. Кстати, недалеко от Радуни, на Вилии, тоже святом месте, наши предки и основали Вильно.
Вполне возможно, что праздник Радуница имеет свое имя от этой реки, священной для наших предков. Во всяком случае, именно туда почему-то увозили хоронить князей ВКЛ как в место их последнего успокоения. Там было святое место для захоронений на-шей знати, о чем пишется во многих летописях.
На месте этих древних захоронений возник и древний город – Радунь, «специализи-ровавшийся» на погребальных обрядах наших князей. Ныне это только белорусский го-родской поселок на реке Радунька (бывшей Радуни), между Вильно и Лидой, где сегодня живет около 3 тысяч жителей. Однако он – древний город, впервые упоминается в 1387 году в грамоте Ягайло как центр волости. В XIV-XVII веках там создается мощный замок, в 1649 году получает Магдебургское право, имеет свой герб. С 1958 года сведен до стату-са городского поселка. Обряд Радуница и культовая языческая территория Радунь – связь исторических реалий или только фонетическое совпадение? Ответ могут дать дальнейшие исследования темы, но уже сейчас многое говорит об их прямой связи.
Эта версия позволяет объяснить название праздника именем святого погребального места у наших языческих предков Центральной и Западной Беларуси (о мифологии кото-рых, увы, сохранились весьма отрывочные сведения). Но как объяснить традицию кор-мить усопших?
Вполне возможно, что праздник Радуница имеет свое имя от этой реки, священной для наших предков. Во всяком случае, именно туда почему-то увозили хоронить князей ВКЛ как в место их последнего успокоения. Там было святое место для захоронений на-шей знати, о чем пишется во многих летописях.
На месте этих древних захоронений возник и древний город – Радунь, «специализи-ровавшийся» на погребальных обрядах наших князей. Ныне это только белорусский го-родской поселок на реке Радунька (бывшей Радуни), между Вильно и Лидой, где сегодня живет около 3 тысяч жителей. Однако он – древний город, впервые упоминается в 1387 году в грамоте Ягайло как центр волости. В XIV-XVII веках там создается мощный замок, в 1649 году получает Магдебургское право, имеет свой герб. С 1958 года сведен до стату-са городского поселка. Обряд Радуница и культовая языческая территория Радунь – связь исторических реалий или только фонетическое совпадение? Ответ могут дать дальнейшие исследования темы, но уже сейчас многое говорит об их прямой связи.
Эта версия позволяет объяснить название праздника именем святого погребального места у наших языческих предков Центральной и Западной Беларуси (о мифологии кото-рых, увы, сохранились весьма отрывочные сведения). Но как объяснить традицию кор-мить усопших?
Комментарии запрещены
Игорь Кот
06-06-2013 15:36 (ссылка)
Re: Радуница
Был сегодня поражен (06.06.2013г). Оказывается на кладбище сел Селище и Метча Борисовсого района весь обряд сохранился почти в первозданном состоянии. На Радуницу кладбище похоже на один большой стол, все могилы накрыты скатертями. Причем каждая могила из года в год накрывается одной и тойже скатертью. На скатерть выкладывается еда, произносится короткая молитва - приглашение предков за стол. Язык молитвы на столько древний, что пнять о чем идет реч практически невозможно. После молитвы пришедшие семьи трапезничают (чаще всего за столом у могилы). Затем покидают кладбище, забрав скатерти и выложенную на них еду. Некоторые катают куриные яйца на могилах предков, которые в последствии делятся между родственниками и съедаются во время трапезы.
Комментарии запрещены