Все игры
Запись

НАШ ЗНАМЕНИТЫЙ ВЛАДИМИР ШАРПАТОВ!


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Эльвира Лоскутова      18-01-2011 12:20 (ссылка)
Re: НАШ ЗНАМЕНИТЫЙ ВЛАДИМИР ШАРПАТОВ!
Плен и свобода Владимира Шарпатова

Если о Шарпатове-летчике, Герое России, Шарпатове-герое, пятнадцать лет назад ошеломившем весь мир дерзким побегом из афганского плена — на своем самолете, со своим экипажем, известно практически всем, то информация о Шарпатове-поэте довольно скудна. Он из тех, кто пишет, не особо стремясь к известности на литературном поприще.
№50 (5027)
25.03.2010
Елена Купчик

О чем его стихи? О том, что всегда было важно для русского человека: о родной земле, о судьбе человека и страны, о друзьях и врагах, о том, чему нельзя изменить.
Родные места увидены взглядом человека, многое на свете повидавшего и пережившего. Взору открывалось «немало чудных городов» — и это вызывало ностальгию:

Я видел острые соборы
И парки, полные цветов.
Тянуло в русские просторы,
Хотелось ягод и грибов.

Родина — это яркие краски земли, воды и неба, неповторимый вкус воздуха:

Мне весна подарила
Свой зеленый рассвет…
Течет лазурная Илеть,
Воскресла церковь на пригорке…
Озноб озер — лазурь до дна…
Мне этим воздухом взахлеб
Не надышаться, не напиться.

И на этой зелёной земле, покрытой «ковром цветенья», доживает век родительский дом — «пристань детства». «Седой карниз под мшистой крышей», «крыльца прогнившие ступени и вросший в землю старый хлев», ослепшие от дождей окна (лишь во сне можно увидеть за ними улыбку матери) напоминают о времени начала жизни — времени интересном, тяжелом, неласковом.

Варили суп. Один на всех.
Крапивный.
Без мяса, круп. Зеленый
и противный…
Шли поезда с Илети,
пятясь задом.
На них звезда с крестом
больничным рядом.
Бинты и кровь. Белее снега
лица…

А еще — первое ощущение несправедливости.

Мы ничего не понимали,
Ревели в маленький кулак,
Когда средь ночи угоняли
Отцов в безжалостный ГУЛАГ.

Выросших детей ждали другие беды: «Мы — дети «чёрной пятилетки», сироты — мачехи-страны».
Ощущение сиротства возникало и в плену. Больше года российские летчики провели в Кандагаре, напрасно ожидая помощи от своего государства.
Шарпатов писал стихи и там. В созданной в первые дни плена «Неволе» появляется образ «призрачной птицы» — свободы, лишение которой способно отнять надежду:

И каждый прошлый день
так ярок,
И каждый будущий — беда!

В других стихах первых дней неволи — воспоминания о родине, мечты о том времени, когда афганские будни станут прошлым.

Сердце пойманною птицей
Бьёт по клетке по грудной,
И мерещится зарницей
Край зелёный, край родной
(«Плен»).

Мы вспомним дни, как долго
ждали
Любую весточку извне
В чужом для нас Афганистане,
В бетонном высохшем дворе
(«На мотив из к/ф «Тишина»).

Свобода была обретена, но долгие дни плена навечно впечатались в память.

Я помнить буду до конца
Тот год, как самый страшный
сон.
Как пот ручьем стекал с лица
И жёг от гнева в горле ком.
(«Память»).

В испепеляющей пустыне,
В прицелах взглядов
и стволов
Я просыпаюсь и поныне,
Как вечный узник
страшных снов
(«Мои друзья — моя опора»).

Ему довелось столкнуться и с ложью, и с предательством, и с непониманием. Он не собирается ни забывать, ни прощать: «Всё помню, знаю, не молчу». Он понимает, что «стоять и выстоять непросто», но это единственный вариант.
А еще Владимир Шарпатов пишет о лётчиках — «хозяевах сини», об их полётах к югу и северу. Пишет легко и ярко.

Осколки от Испании,
Базальтовый пейзаж.
Сегодня в «Гран Канарии»
Гуляет экипаж.
Испанки загорелые,
Точёные тела,
А мы, как простынь, белые...
Такие вот дела!
(«Гран Канария»).

Опять сегодня нам в Саббету,
Где санитарные снега,
Где твердь земли в бинты
одета —
Полосок санного следа.
Там ни куста, ни горизонта,
Магнитных бурь цветной
карниз,
Там буровые нефтефронта
Штыками в небо поднялись
(«Полёт в Саббету»).

А самый грустный полёт — последний, после которого наступает вечное расставание «уставшего пилота» и его «Ила».

Всё с тобой испытав,
Мы закончим полёт.
Ты — уйдешь в переплав,
Я — откуда никто
никогда не вернет!

Но о последнем полёте думать не хочется, да и не надо. Настоящий лётчик всегда остается лётчиком, помнящим, что такое «бездна под ногами, синь над головой», и имеющим право сказать:

«К испытаниям готовы,
И надёжен самолёт».

Владимир Шарпатов всегда был готов к испытаниям. Разговаривая с этим человеком, строгим, собранным, сдержанно улыбчивым, легко взбегающим — взлетающим — по высокой лестнице, понимаешь: не случайно именно ему выпало тяжелейшее испытание — и не случайно он его выдержал.
Он мощная личность. Он герой. Он пилот. Он поэт.



В.Шарпатов

Не только к Богу

Спаси нас, Боже,
от ненастья,
Спаси от смерча и пурги,
Спаси от краденого счастья
И от несчастья сбереги.
Спаси от хилого здоровья,
Спаси от силушки дурной,
Спаси от гадкого злословья —
Не наяву, а за спиной!
От нищеты спаси духовной,
Спаси от зависти глухой,
Спаси от алчности
греховной
И от компании блатной.
Спаси от временного друга,
Спаси от дружбы по нужде,
Спаси от замкнутого круга,
От умиленья во вражде!
Спаси от труса в лихолетье,
Спаси от мелочных забот,
Спаси от войн на белом свете
И распрям всем закончи
счет!
Спаси от глупости и лени,
Спаси от пьянства
напролёт,
Спаси от рабства
на коленях,
Спаси меня и мой народ!
Спаси от жадности
безмерной,
Спаси от черствости
людской,
Спаси от власти непомерной
И от привычки воровской!
Спаси во всём! Спаси нас, Боже!
Спаси на целый грешный век!
И не забудь спросить
нас тоже:
«Чего ты стоишь,
ЧЕЛОВЕК?!»
Эльвира Лоскутова      18-01-2011 12:23 (ссылка)
Re: НАШ ЗНАМЕНИТЫЙ ВЛАДИМИР ШАРПАТОВ!
Биография

Владимир Шарпатов родился 21 марта 1940 года в поселке Красногорский Звениговского района Марийской республики в семье шофёра. После школы поступал в лётное училище, но не прошел. Работал столяром, шофером, поступил в Казанский авиационный институт на вечернее отделение. Занимался в аэроклубе, стал планеристом. После окончания третьего курса института поступил в Краснокутское летное училище гражданской авиации.

В 1965 году окончил училище и по распределению был направлен в Тюмень, где работал много лет, в том числе и на международных маршрутах.

В 1971 году поступил в Университет гражданской авиации (тогда Ордена Ленина Академия гражданской авиации). В 1976 году закончил по специальности инженер-пилот.

3 августа 1995 года самолёт Ил-76, принадлежащий компании «Аэростан» (Казань), был принудительно посажен на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Экипаж самолёта попал в плен. Спустя год, в августе 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег из плена.

Звание Героя России присвоено указом президента России № 1225 от 22 августа 1996 года. Звезду Героя России В. И. Шарпатову вручил в Кремле премьер-министр В. С. Черномырдин[2].

После возвращения из плена В. И. Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании «Аэростан», но 1 декабря 1998 года в возрасте 58 лет был уволен «по сокращению штатов». Безуспешно пробовал добиться восстановления на работе, даже через суд[2].

Уехал в город Тюмень, где по распоряжению губернатора Тюмени В. И. Шарпатову выделили большую квартиру в центре города. Лётчик вновь сел за штурвал Ил-76 авиакомпании «Тюменьавиа». В частности, летал в Турцию, Эмираты. В возрасте 62-х лет ушёл с летной работы[2].

В настоящее время — на пенсии. Ведёт активную политическую жизнь. Член Совета регионального отделения партии «Родина» в Тюменской области[2].

По состоянию на 2010 год, В. И. Шарпатов — единственный Герой России, живущий на территории Тюменской области[2].
Эльвира Лоскутова      18-01-2011 12:27 (ссылка)
Re: НАШ ЗНАМЕНИТЫЙ ВЛАДИМИР ШАРПАТОВ!
арпатов: "Кандагар" смотреть было тяжело
14:38 | 08 февраля, 2010 → автор: Евгения Мурзина Напечатать www.kandagarfilm.ru

В российский прокат вышел широко разрекламированный фильм Андрея Ковуна "Кандагар", основанный на реальных событиях. Сюжет уже практически всем известен: в 1995 году российский грузовой самолет, перевозивший патроны, был принудительно посажен на аэродроме в Кандагаре (Афганистан). Пятеро российских летчиков были захвачены талибами в плен, который продлился 378 дней.

Для тюменцев этот фильм особенный тем, что прототип главного героя фильма, руководителя экипажа Владимира Ивановича, которого играет Александр Балуев, - Владимир Ильич Шарпатов - живет в Тюмени. Перед субботним показом фильма в "Синема Парке" он рассказал журналистам о том, с чего все началось. "Со мной созвонился Ковун, затем он прилетел в Тюмень, мы с ним несколько дней беседовали. Я рассказывал о плене, о самом побеге. Потом ему дал ксерокопии своих дневников, и он уехал, стал готовить сценарий со своим отцом - Олегом Николаевичем. Фильм снимали в Марокко четыре месяца. Поначалу меня должен был играть Михалков, но в силу занятости у него не получилось".

После этого Владимира Ильича пригласили в Москву на кинофабрику, где он консультировал съемку фильма с профессиональной точки зрения - как управлять системами самолета, какие фразы говорят члены экипажа.

На вопросы журналистов, что в фильме является выдумкой, а что правдой, Владимир Шарпатов ответил, что правды примерно 80-90 %, только изображено это по-своему. Например, ситуация, когда его герой в фильме не улетел без второго пилота, на самом деле была следующая: "Сложилось так, что мы на самолете оказались впятером (в реальной жизни летчиков было семь. - Прим. ред.), не было штурмана и второго пилота. У талибов был выходной день, охраны мало, и мы могли взлететь, но я не мог оставить своих".

Эпизод, когда радист катался на велосипеде, также основан на реальности. "Это катание было предназначено для того, чтобы определить, сидит ли там зенитчик, - говорит Шарпатов. - Когда я набрался наглости, подъехал поближе к зенитке, то увидел, что там был положен брезентовый чехол - для иллюзии, будто сидит человек. Это, конечно, облегчило нам задачу, так как зенитчик мог нас в упор расстрелять". Были и абсолютно вымышленные ситуации, такие как эпизод с гранатой.

На вопрос, что было самым страшным в том плену, Шарпатов ответил: "Самым страшным была неизвестность - засыпаешь и не знаешь, проснешься живым или нет, не знаешь, доживешь до вечера или нет… Это самая страшная пытка".

Действительно, Кандагар на тот момент - место, где не действовали дипломатические и политические правила. Талибы вели себя абсолютно непредсказуемо, они запросто убивали своих, что говорить о русских, с которыми воевали. Взять хотя бы эпизод, когда после бомбежки один из талибов не выдерживает и хочет убить пленных, выстраивая их в стенку.

Отзывы о фильме самые разные, кто-то говорит, что чувства героев выражены достаточно схематически, не показаны их переживания, кто-то считает, что слишком мало действия. На мой субъективный взгляд, фильм интересен в том числе тем, что в экстремальных ситуациях раскрываются характеры героев - таких, как герой Машкова: по замыслу режиссера, Серега настолько внутренне свободен, что не может находиться в ограниченном пространстве. Малоэмоциональность героев вполне объясняется теми условиями, в которых они оказались. В данном случае это помогает им не раскисать, стойко переносить стрессовые условия.

Герой Балуева - отдельная тема, он постоянно сглаживал неровные углы, боялся сказать что-то лишнее, чтобы не навредить ("не делай, только хуже будет", - постоянно говорит герой Балуева второму пилоту). Думаю, именно этим он и раздражал других участников плена до такой степени, что с ним никто не общался. Хотя бытует мнение, что пленники собирались улететь неполным составом, а Шарпатов им мешал…

Сам Шарпатов сказал после фильма, что в жизни он был жестче киногероя. По поводу напряженных отношений между пленниками Владимир Ильич отметил, что сложно найти общий язык, когда нервы напряжены у каждого. Он привел в пример первую экспедицию на Северный полюс, когда четыре человека прожили вместе четыре месяца, в результате двое из них вернулись врагами и потом не общались всю оставшуюся жизнь. "Поначалу, конечно, было обидно то непонимание, но я уже всех простил", - делится летчик. Возможно, участники известной теперь на всю страну истории встретятся в марте этого года, когда Шарпатов будет отмечать юбилей. Был предварительный разговор с членами экипажа, они согласились приехать в Тюмень.

Отдельно стоит отметить потрясающую игру талантливых актеров. Брутальный хулиганистый второй пилот - герой Машкова, Карпатов - постоянно рефлексирующий замкнутый герой Балуева, который смог каждую эмоцию отразить на лице. Менее заметный, но от этого не менее харизматичный герой Панина.

Перед началом фильма спикер Тюменской областной Думы Сергей Корепанов сказал, что уже давно знаком с Владимиром Ильичом, поэтому и пришел на презентацию, чтобы поздравить его с таким важным событием. "Я полагаю, что для всей страны это событие, а для нашей области вдвойне, потому что прототип главного героя - наш земляк… Действительно, ситуация была очень сложной. Люди, которые прошли через это пекло, целый год находились в плену, многое пережили".

Он предположил, что фильм тюменским зрителям очень понравится, потому что Шарпатов не просто известный летчик и герой, он проводит большую общественную работу с ветеранскими организациями, в том числе с афганцами. "Его знают очень многие, и наверняка они все придут посмотреть этот фильм", - сказал Сергей Евгеньевич. Он добавил, что про эту историю хорошо было бы снять документальный фильм, хотя такие попытки были. "Может, он будет не такой зрелищный, но зато будет снят на основе фактов из первых уст и тоже будет востребован".

Что всех героев объединило, так это стремление вернуться домой, сбежать из плена талибов. О побеге Шарпатов рассказал так: "У нас сменился начальник плена и 10 июля мы внаглую пошли всемером в автобус. Но в этот день взлететь я не решился, было очень много охраны. Не все было продумано, не все согласовано. После этого неделю опять молчали, не разговаривали друг с другом. А вот 16 августа, когда опять внаглую все пошли в автобус, нам это удалось". В тот вечер, когда у героев появляется надежда на спасение, возвращение домой, они преображаются: начинают шутить, подкалывать друг друга, в общем, становятся не загнанными в угол пленниками, а обычными людьми.

После просмотра фильма Владимир Ильич сказал, что смотреть фильм было тяжело, пришлось заново все пережить. По окончании картины Шарпатова как настоящую звезду облепили журналисты, фотографы, потом и родственники, ветераны. Его слава и почтение заслуженные, это один из тех людей, про кого можно сказать: "В жизни всегда есть место подвигу".

Шарпатов: В Афганистане я спрятал клад
Эльвира Лоскутова      18-01-2011 12:38 (ссылка)
Re: НАШ ЗНАМЕНИТЫЙ ВЛАДИМИР ШАРПАТОВ!

Архивы



Муза летчика шарпатова.


Побег из талибского плена. Послесловие.

Прошло больше пяти лет с того дня, когда экипаж российского лайнера ил-76 с командиром владимиром шарпатовым совершил дерзкий побег из талибского плена на своем самолете. Фантастический полет на самолете-гиганте российских летчиков стал продолжением подвига героя советского союза михаила девятаева, сбежавшего из плена на фашистском "хейнкеле" в годы великой отечественной войны.

Владимир ильич родился и вырос в поселке красногорск марийской республики. С детских пор осталось в памяти, как в войну в поселок на лечение прибывали эшелоны солдат. Однажды в госпиталь на по-2 привезли генерала. Эта полудеревянная машина навсегда покорила сердце шарпатова. Окончив школу, аэроклуб (тот самый, который перед войной окончил и михаил девятаев), летное училище, владимир ильич в середине 60-х годов приехал покорять сибирские воздушные просторы.

Тюмень стала для летчика шарпатова второй родиной. Тысячи налетанных часов. Десятки тысяч тонн перевезенных грузов. В последние годы - международные маршруты. Почти в восьмидесяти государствах мира побывал владимир ильич. Вырастил двух сыновей, и оба стали летчиками. Старший, евгений, - командир экипажа ан-24, младший, сергей, - второй пилот ту-154. Младший брат летает на ту-134, племянник - на як-40.

Особую страницу в биографии летчика шарпатова занял афганистан 1995 года. Очередной рейс над этой страной проходил в обычном штатном режиме. Неожиданно над кандагаром по-русски услышали команду: "борт такой-то, заходите на посадку". А дальше был плен длиною в 380 дней и ночей, ожидание результатов переговоров, которые почему-то становились безрезультатными, и отчаянный побег на родном самолете. Возвращение на родину, объятия любимых, цветы от друзей и "золотая звезда" героя россии из рук премьер-министра россии виктора черномырдина.

В биографии владимира ильича шарпатова есть еще одна особая страница - любовь к поэзии. Еще третьеклассником он записался в библиотеку. Может быть, раннее чтение и повлияло на то, что с детства стал писать стихи. Школьная стенгазета всегда была украшена стихами шарпатова, затем рифмовал строчки приятелям на день рождения. Он никогда не считал поэзию своим призванием. Но муза пошла следом за летчиком шарпатовым и не отпускала его ни на шаг.

Не раз случалось, что муза посещала прямо в полете. Ничего удивительного, считает владимир ильич. Полет длится несколько часов. Надо же чем-то их занять. Строчка за строчкой - и что-то получается.

Почти сорок лет владимир ильич живет в тюмени. Сибирь называет своей второй родиной. Его жена, юлия кирилловна, сибирячка, здесь выросли сыновья.

После плена и шумных торжеств владимир ильич вернулся к своему любимому делу - вновь сел за штурвал самолета ил-76. Долго рассказывать, каким трудным было возвращение героя россии на летную работу. Увольнение, судебные разборки. Похоже, что побег из плена сорвал возможность получить немалую страховку за самолет и груз. Но и здесь шарпатов не спасовал. И снова полеты в дальние страны, и снова стихи в минуты вдохновения. Как-то летели из америки. Сели на канарах. Экипаж отдохнул немного, затем полетели в африку. Там, на канарах, и написал стихотворение:

осколки от испании,

базальтовый пейзаж.

Сегодня в гранд канарии.

Гуляет экипаж.

Испанки загорелые,

точеные тела.

А мы, как простынь, белые,

такие вот дела.

Цветы, трава зеленая.

И пальмы через шаг,

целуются влюбленные,

щекочет нюх биг-мак.

Громадины стеклянные.

Соседствуют с корчмой,

и пляжи, так желанные,

пленяют чистотой.

Реклама ненасытная.

Лавиной из витрин,

и публика элитная.

С роскошностью машин.

Владимир ильич в свои 62 года по-прежнему летает. Он командир экипажа ил-76. Имеет допуски на международные полеты. Есть ли еще в россии такой летчик? и все же он понимает, что подходит время расставания со штурвалом. Вечного ничего нет. Эта нота тоже прозвучала в поэзии:

мы с тобою уже отслужили.

Свой срок.

И стоим на меже,

что отметил нам рок.

Мы вонзались стрелой в небо.

Годы подряд,

чтоб соперничать с тьмой.

Без оглядки назад.

Въелись копоть и гарь.

В два поникших крыла,

но мы вместе, как встарь,

продолжаем дела.

Вновь уходим в полет.

Ты - по имени ил,

я - уставший пилот,

что за грош прослужил.

Давно замечено, что творческая личность очень многогранна. Шарпатов не просто летчик высочайшей категории, поэт, патриот россии, но еще и активный участник общественно-политической жизни тюменской области. В середине восьмидесятых годов он одним из первых в тюмени участвовал в организации народного фронта. Многим чиновникам и бюрократам досталось от острых выступлений владимира ильича. В сегодняшней политике он тоже активно участвует. Его голос звучит на телеэкранах и в газетах. По-прежнему нетерпимо относится к лицемерию и лжи. Напрочь отмел предложение политического движения, которое хотело использовать звезду шарпатова как блесну для ловли доверчивых избирателей. Честь дороже, считает владимир ильич.

Владимир лысов, соб. Корр. Тюмень.