Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Метки: Андреев, Проза русская, Иуда, Губанова
![]() |
|
Ирина Губанова
09-08-2015 17:53 (ссылка)
Ирина Губанова
09-08-2015 17:55 (ссылка)
Леонид Андреев
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"

Леонид Андреев
Комментарии запрещены
Роман Левичев
09-08-2015 18:41 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Андреева ценю за повесть "Красный смех". Пусть кто-то там говорил, что Андреев пугает, но этому кому-то не страшно, но дело вовсе не в страхе. На мой взгляд, Андреев - практически идеальный писатель: хороший художник и плохой философ.
Его образ Иуды для начала лишь уточняет, что не всё так просто,как схема образцового предателя. Андреев в "...смехе" и "Иуде..." ведет диалог с читателем, а не изрекает сентенции. Иудой мог и может стать каждый из нас в одной из жизненных ситуаций. А еще предательство может стать спасением, единственным выходом из ситуации. Отвлекаясь, могу сказать, что спасение (явление, воспринимаемое всеми как спасение) может стать самым что ни на есть предательством, действием, ведущим в пропасть.
Герой Андреева - человек в муках выбора, человек,чей внутренний мир никак не похож на сборище анекдотов или сплетен, созданных о нем внешним миром. Но этот внешний мир в разы более жесток, чем сам Иуда.
Иуда может быть прощен.
Его образ Иуды для начала лишь уточняет, что не всё так просто,как схема образцового предателя. Андреев в "...смехе" и "Иуде..." ведет диалог с читателем, а не изрекает сентенции. Иудой мог и может стать каждый из нас в одной из жизненных ситуаций. А еще предательство может стать спасением, единственным выходом из ситуации. Отвлекаясь, могу сказать, что спасение (явление, воспринимаемое всеми как спасение) может стать самым что ни на есть предательством, действием, ведущим в пропасть.
Герой Андреева - человек в муках выбора, человек,чей внутренний мир никак не похож на сборище анекдотов или сплетен, созданных о нем внешним миром. Но этот внешний мир в разы более жесток, чем сам Иуда.
Иуда может быть прощен.
Комментарии запрещены
Маргарита Смирнова
09-08-2015 18:48 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Я - ближе к оправдательным моментам, без зла не понять добра, возможно, Андреев просто хотел углубить контраст, чтобы читатель сам додумал. Кстати, на портретах разных времён совсем нет отвращающих черт...скорее страдание
Комментарии запрещены
Valera Vavin
09-08-2015 19:27 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
А некоторые моменты разъясняющие можно найти в "Евангелие от Иуды"-- недавно опубликованных апокрифах. Хотя и по ним много споров.
Комментарии запрещены
Ирина Губанова
09-08-2015 19:39 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Ю. Нагибин "Любимый ученик". Этот рассказ - своеобразный диалог с повестью Л. Андреева.Иуда Ю. Нагибина практически лишен отрицательных качеств: предательство его носит вынужденный характер — он должен выполнить волю Христа во имя безграничной любви к нему. Иисус (и Нагибин) обращается к Иуде: "Иуда, лишь мы с тобой обречены бодрствовать в этот страшный канун. Иуда, брат мой и жертва, прости меня!"
Комментарии запрещены
Владимир Бантыш
09-08-2015 19:45 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Не поклонник я ни Андреева , ни библейских тем )
Комментарии запрещены
Надежда Бонина
09-08-2015 19:49 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
К сожалению, не могу принять участия. Надо скачать и прочесть. Sorry!
Комментарии запрещены
Ирина Губанова
09-08-2015 19:53 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Вот как выглядит Иуда в романе «И стал тот камень Христом» Отеро Сильвы: «Иуда Искариот был высок и широкоплеч, острые чёрные глаза и тёмные вьющиеся волосы, резко очерченный нос и небольшая бородка; на зелёный хитон накинут жёлтый плащ. В его внешнем облике не было ничего отталкивающего, напротив, он выглядел живописно и мужественно, как языческий вождь»
----------------------
А вот такое описание внешности даёт Андреев. "Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус, который слегка сутулился от привычки думать при ходьбе и от этого казался ниже, и достаточно крепок силою был он, по-видимому, но притворялся хилым и болезненным. Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту. Когда в припадке робости или волнения Иуда закрывал свой живой глаз и качал головой, этот качался вместе с движениями головы и молчаливо смотрел. "
----------------------
А вот такое описание внешности даёт Андреев. "Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус, который слегка сутулился от привычки думать при ходьбе и от этого казался ниже, и достаточно крепок силою был он, по-видимому, но притворялся хилым и болезненным. Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту. Когда в припадке робости или волнения Иуда закрывал свой живой глаз и качал головой, этот качался вместе с движениями головы и молчаливо смотрел. "
Комментарии запрещены
Omar Butskhrikidze
09-08-2015 20:05 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Лучше было создать тему без рассказа, просто о писателе. Хотя о нем только у меня 2-3 темы кажется открыты. Вообще Иуду считаю одним из самых слабых рассказов. Самое сильное "Жизнь Василия Фивейского" и "Красный смех". Также "Мысль", "Он", "Тьма", "Рассказ о семи повешенных", "Бездна".
Комментарии запрещены
Ирина Губанова
09-08-2015 20:18 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
…Уже не днями, а короткими, быстро летящими часами мерялось неумолимое время. И был вечер, и вечерняя тишина была, и длинные тени ложились по земле – первые острые стрелы грядущей ночи великого боя, когда прозвучал печальный и суровый голос. Он говорил:
– Ты знаешь, куда иду я, господи? Я иду предать тебя в руки твоих врагов.
И было долгое молчание, тишина вечера и острые, черные тени.
– Ты молчишь, господи? Ты приказываешь мне идти?
И снова молчание.
– Позволь мне остаться. Но ты не можешь? Или не смеешь? Или не хочешь?
И снова молчание, огромное, как глаза вечности.
– Но ведь ты знаешь, что я люблю тебя. Ты все знаешь. Зачем ты так смотришь на Иуду? Велика тайна твоих прекрасных глаз, но разве моя – меньше? Повели мне остаться!.. Но ты молчишь, ты все молчишь? Господи, господи, затем ли в тоске и муках искал я тебя всю мою жизнь, искал и нашел! Освободи меня. Сними тяжесть, она тяжеле гор и свинца. Разве ты не слышишь, как трещит под нею грудь Иуды из Кариота?
И последнее молчание, бездонное, как последний взгляд вечности.
– Я иду.
– Ты знаешь, куда иду я, господи? Я иду предать тебя в руки твоих врагов.
И было долгое молчание, тишина вечера и острые, черные тени.
– Ты молчишь, господи? Ты приказываешь мне идти?
И снова молчание.
– Позволь мне остаться. Но ты не можешь? Или не смеешь? Или не хочешь?
И снова молчание, огромное, как глаза вечности.
– Но ведь ты знаешь, что я люблю тебя. Ты все знаешь. Зачем ты так смотришь на Иуду? Велика тайна твоих прекрасных глаз, но разве моя – меньше? Повели мне остаться!.. Но ты молчишь, ты все молчишь? Господи, господи, затем ли в тоске и муках искал я тебя всю мою жизнь, искал и нашел! Освободи меня. Сними тяжесть, она тяжеле гор и свинца. Разве ты не слышишь, как трещит под нею грудь Иуды из Кариота?
И последнее молчание, бездонное, как последний взгляд вечности.
– Я иду.
Комментарии запрещены
Ирина Губанова
09-08-2015 20:31 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
В "Манускриптах" есть пост по Леониду Андрееву
"Жизнь Василия Фивейского" http://my.mail.ru/community...
"Жизнь Василия Фивейского" http://my.mail.ru/community...
Комментарии запрещены
Septimus Smith
09-08-2015 20:40 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Очень оригинальный и не совсем оценённый рассказ, вместивший в себя многие апокрифы и мысли поэтов и философов многих веков. Кстати, по этому рассказу в 2013 году снят хороший фильм ( Богатырёв) .
А вообще, Творчество Андреева похоже на дивный симбиоз лучшего и странного в творчестве Достоевского и Платонова.
А вообще, Творчество Андреева похоже на дивный симбиоз лучшего и странного в творчестве Достоевского и Платонова.
Комментарии запрещены
Наталья Волкова
09-08-2015 23:19 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Не могу отправить комментарий!
Попробую в который раз:
Попробую в который раз:
Комментарии запрещены
Александр Сафронов
10-08-2015 09:24 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Что-то никто не вспомнил Иуду из Кириафа, жертву коварной Низы :(
Комментарии запрещены
Ирина Губанова
10-08-2015 10:30 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Данте поместил Иуду в самый последний круг Ада. В центре земли вмёрзший в лёд властитель Ада Люцифер, низверженный с небес и продолбивший в падении бездну преисподней, обезображенный, трехликий. Из первой его пасти торчит Иуда, из второй Брут, из третьей Кассий, Он жуёт их и терзает когтями. Хуже всех приходится самому гнусному предателю — Иуде.
"Тот, наверху, страдающий всех хуже, -
Промолвил вождь, - Иуда Искарьот;
Внутрь головой и пятками наруже.
"Тот, наверху, страдающий всех хуже, -
Промолвил вождь, - Иуда Искарьот;
Внутрь головой и пятками наруже.
Комментарии запрещены
Елена Паскевич
10-08-2015 11:42 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
В свое время меня поразило это произведение и эмоционально ,и с точки зрения своего рода "апологии " Иуды. Бесспорно , очень талантливый писатель и произведение,будящее и рождающее как размышления ,так и ассоциативное сознание.
Комментарии запрещены
Наталья Волкова
10-08-2015 12:16 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
" Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры".
Это правда.
Иуда - говорящее имя: предатель. Да ещё и алчный настолько , что мог совершить предательство за несчастные тридцать сребреников?
Что-то не слишком верится в такую алчность.
Совсем недавно я написала отзыв на стихотворение Вячеслава Коломытова "Дары волхвов". В этом стихотворении, посвящённом известной библейской истории, последняя строфа такая:
А рядом, в городе Хевроне,
который день, который год,
стрелою алчности пронзённый,
искал себя Искариот...
В своём отзыве я, в частности, отметила следующее:
"ЧтО мне хотелось бы добавить от себя...
Мы с мужем часто беседуем о Евангелии, которое он знает превосходно и может ответить на ЛЮБОЙ мой вопрос. И ему тоже очень понравилось Ваше это стихотворение. Но он, в отличие от многих, считает Иуду не столько алчным(чтО такое тридцать сребреников - чепуха!Он при Иисусе мог иметь гораздо больше!), а прежде всего - ЗАВИСТНИКОМ! Он и повесился, чтоб доказать, что Христос своей смертью ничего особенного, якобы, не совершил."Проклят всяк, висящий на древе"(апостол Павел).
Но Иисус предал себя в руки грешников по воле Отца Своего Небесного, а Иуда - по своей, то есть по воле сатаны. Поэтому и результат другой. Не удалось Иуде возвысить себя, потому что цели у них с Христом были разные: один шёл на смерть ради людей, а другой - от зависти к славе первого.
"Искал себя Искариот" - Вы правы. А нашёл осуждение христиан".
Эту повесть Л.Андреева я, к сожалению, не читала(прочту обязательно!) Иуда - образ, безусловно, сложный. Ярлык "алчный предатель" поверхностный, как, впрочем, любой ярлык.
Это правда.
Иуда - говорящее имя: предатель. Да ещё и алчный настолько , что мог совершить предательство за несчастные тридцать сребреников?
Что-то не слишком верится в такую алчность.
Совсем недавно я написала отзыв на стихотворение Вячеслава Коломытова "Дары волхвов". В этом стихотворении, посвящённом известной библейской истории, последняя строфа такая:
А рядом, в городе Хевроне,
который день, который год,
стрелою алчности пронзённый,
искал себя Искариот...
В своём отзыве я, в частности, отметила следующее:
"ЧтО мне хотелось бы добавить от себя...
Мы с мужем часто беседуем о Евангелии, которое он знает превосходно и может ответить на ЛЮБОЙ мой вопрос. И ему тоже очень понравилось Ваше это стихотворение. Но он, в отличие от многих, считает Иуду не столько алчным(чтО такое тридцать сребреников - чепуха!Он при Иисусе мог иметь гораздо больше!), а прежде всего - ЗАВИСТНИКОМ! Он и повесился, чтоб доказать, что Христос своей смертью ничего особенного, якобы, не совершил."Проклят всяк, висящий на древе"(апостол Павел).
Но Иисус предал себя в руки грешников по воле Отца Своего Небесного, а Иуда - по своей, то есть по воле сатаны. Поэтому и результат другой. Не удалось Иуде возвысить себя, потому что цели у них с Христом были разные: один шёл на смерть ради людей, а другой - от зависти к славе первого.
"Искал себя Искариот" - Вы правы. А нашёл осуждение христиан".
Эту повесть Л.Андреева я, к сожалению, не читала(прочту обязательно!) Иуда - образ, безусловно, сложный. Ярлык "алчный предатель" поверхностный, как, впрочем, любой ярлык.
Комментарии запрещены
Екатерина .
11-08-2015 02:50 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
мне вспомнился Иуда из "Отягощенных Злом" Стругацких:
"И все его били. Всегда. Пока он был маленький, его били ребятишки. Когда он подрос, за него взялись взрослые. Его обзывали: тухляком, прорвой ненасытной, масалыгой, идиотом, дерьмочистом, дерьмодралом и дерьмоедом, сирийской рыбой, римской смазкой, египетским котом, шавкой, сявкой и залепухой, колодой, дубиной и длинным колом… Девицы не хотели иметь с ним дела. Никакого. Никогда. Даже киликийские шлюхи. И все время хотелось есть. Он съел даже протухшую рыбу, которую подсунули ему однажды смеха ради, и чуть не умер. Он даже свинину ел, если хотите знать… Ничего не было для него в этом мире. Ни еды. Ни женщин. Ни дружбы. Ни даже простого доброго слова…
И вот появился Рабби.
Рабби положил руку ему на голову, узкую чистую руку без колец и браслетов, и он почему-то сразу понял, что эта рука не вцепится ему в волосы и не ударит его лицом о выставленное колено. Эта рука источала добро и любовь. Оказывается, в этом мире еще оставались добро и любовь.
<...>
Конечно, среди учеников он оказался самым распоследним. Все его гоняли. То за водой, то на рынок, то к ростовщику, то к старосте. Вскопай огород хозяину — он нас приютил. … "
Там также "гусенок" просто выполнил повеление Рабби, послужил орудием.
Эх, тоже не люблю библейские истории и их вариации...
"И все его били. Всегда. Пока он был маленький, его били ребятишки. Когда он подрос, за него взялись взрослые. Его обзывали: тухляком, прорвой ненасытной, масалыгой, идиотом, дерьмочистом, дерьмодралом и дерьмоедом, сирийской рыбой, римской смазкой, египетским котом, шавкой, сявкой и залепухой, колодой, дубиной и длинным колом… Девицы не хотели иметь с ним дела. Никакого. Никогда. Даже киликийские шлюхи. И все время хотелось есть. Он съел даже протухшую рыбу, которую подсунули ему однажды смеха ради, и чуть не умер. Он даже свинину ел, если хотите знать… Ничего не было для него в этом мире. Ни еды. Ни женщин. Ни дружбы. Ни даже простого доброго слова…
И вот появился Рабби.
Рабби положил руку ему на голову, узкую чистую руку без колец и браслетов, и он почему-то сразу понял, что эта рука не вцепится ему в волосы и не ударит его лицом о выставленное колено. Эта рука источала добро и любовь. Оказывается, в этом мире еще оставались добро и любовь.
<...>
Конечно, среди учеников он оказался самым распоследним. Все его гоняли. То за водой, то на рынок, то к ростовщику, то к старосте. Вскопай огород хозяину — он нас приютил. … "
Там также "гусенок" просто выполнил повеление Рабби, послужил орудием.
Эх, тоже не люблю библейские истории и их вариации...
Комментарии запрещены
Лидия Вакс
19-08-2015 10:09 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Я не читала Андреева, возьму на заметку. Мне кажется, судя по сюжету рассказа ему соответствует этюд Ге. Такой страдающщий, умный взгляд, как-бы вопрошающий: "За что?
Комментарии запрещены
Любовь Бардакова
09-08-2016 16:59 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Я прочитала эту повесть в свои школьные годы.когда религиозные темы не обсуждались...Но была глубоко потрясена ,и до сих пор неоднозначно мое отношение к нему
Комментарии запрещены
Слава Охренаки
18-11-2017 13:44 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Вот.... Спорная фигура, однако, Ириша.... Сколько литераторов обращались к ней. Потому что Евангелисты что-то не досказали, потому что и сами не знали. А если бы рассказали, то яблоко, сорваное Евой опять бы на ветке оказалось.
Комментарии запрещены
Денис Гущин
14-09-2018 16:33 (ссылка)
Re: Леонид Андреев "Иуда Искариот"
Сразу после прочтения мне захотелось найти портрет иуды, чтоб выяснить было ли у него бельмо на глазу. Настолько сильно поверил автору. Его двуличие Андреев отобразил буквально как клеймо на лице. Персонаж нельзя назвать ни хорошим ни плохим он два в одном такие в литературе встречаются редко. Авторы привыкли к разделению злого и доброго персонажа так проще. Поступку иуды хотели дать мотивацию я увидел обиду и пренебрежение которые его толкнули на предательство чувства мелочные и недостойные. Но так же я видал само пожертвование и раскаяние. И да действительно взял ли бы его Иисус в ученики если бы не считал его способным в какой то мере?
Комментарии запрещены
1) Винчи, Леонардо да (Леонардо ди сер Пьеро да Винчи) Музей изобразительного искусства - Страсбург, Эльзас - Франция Голова Иуды (Работы к Тайной Вечере)
2) Голова Иуды. 1874 Бронников Федор Андреевич.
3) Государственная Третьяковская галерея, Москва. Этюд для картины "Тайная вечеря" (1863, ГРМ), за которую Николай Ге в 1863 году удостоен звания профессора.