Все игры
Запись

РОЛЬ И НАГРУЗКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Владимир Анненков      17-11-2008 13:14 (ссылка)
М.В. Воронов: Исходные положения

ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППС В УСЛОВИЯХ ШИРОКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
д.т.н., профессор Воронов М.В. (МГУ)

Несомненно, что роль профессорско-преподавательского состава (ППС) в образовательном процессе была и останется ключевой. Вместе с тем бурное развитие информационных компьютерных технологий (ИКТ) и повсеместное внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) выдвигают, в том числе и такие проблемы, как необходимость переосмыслить традиционные схемы построения учебного процесса, сместить акценты в распределении усилий профессорско-преподавательского состава (ППС) по отдельным видам образовательной деятельности, и, как следствие, пересмотреть методики учета труда преподавателя.

Развитие ДОТ должно сопровождаться возрастанием требований к качеству учебно-методического обеспечения. Помимо официальных институтов качества, будут развиваться инструменты общественного контроля. Цели образования в их самом широком смысле не должны подменяться частными целями отдельных участников этого центрального процесса развития общества.

Возможности и себестоимость ИКТ должны способствовать все более широкому очному общению обучаемых с преподавателем, как в рамках групповых занятий, так и индивидуально. Представляется, весьма вероятным и целесообразным, что при сокращении времени непосредственного очного общения будет возрастать роль очного опосредованного через ИКТ общения ППС с обучаемыми.

При этом необходим баланс между дистанционным и очным общением преподавателя с обучаемым. Как ограничение фиксируем суммарный объем очного общения обучаемого с преподавателем (как непосредственного, так и опосредованного). В этих рамках, в зависимости от уровня развития возможностей и устремлений вуза, формируется состав и удельный вес разных видов учебных занятий, а также самоподготовки обучаемых. При этом учитывается структура вуза, состав реализуемых им образовательных программ, развитость доступных вузу ИКТ и др.

Приглашаю обсудить методологические аспекты такого подхода и возможные технологии его реализации
     17-11-2008 14:25 (ссылка)
Re: РОЛЬ И НАГРУЗКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Коллеги, о каких Методологических аспектах идет речь?
Пока я вижу лишь парметрическое ограничение - "Как ограничение фиксируем суммарный объем очного общения обучаемого с преподавателем (как непосредственного, так и опосредованного)."
А как это выражается количественно? Разве этот объем не зависит от индивидуальных особенностей учащихся, да, пожалуй, и от способностей преподавателя адаптироваться к ним
Владимир Анненков      17-11-2008 17:28 (ссылка)
О РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Тезис 1: "Преподаватель - лидер образовательного процесса, а не только поставщик информации по предмету" Такое понимание роли преподавателя предполагает

Тезис 2: переход вуза с модели "фабрика знаний" к модели "мастерские компетентностей". В "мастерской" преподаватель-мастер формирует у студентов компетентности (по типу творческих мастерских в искусстве и кейз-технологий в бизнесе)

Тезис 3: Преподаватель мотивирует студента к самостоятельному познанию и развитию. Задачи воспитания, в т.ч. мотивации студента, - неотъемлемая часть роли преподавателя

Тезис 4: "Дистанционный образовательный процесс" может быть включён в учебный план "кампусного вуза" как дополнительный к аудиторному, а может стать ведущей формой как в Современной гуманитарной академии. В разных вариантах роли дистанционного преподавателя меняются, но постоянны функции организатора учебного процесса, воспитателя, лоцмана в океане информации.

Тезис 5: В дистанционном образовательном процессе назревает иное сочетание ролей, чем в традиционном вузе: а) удалённые студенты - "главные действующие лица"; б) преподаватель, ведущий дистанционный курс и отвечающий за качество образовательной среды курса, в) ассистенты мастера (тьюторы, специалисты ИКТ, диспетчеры учебного процесса и другие сотрудники вуза). Разным ролям соответствует разная нагрузка.

Тезис 6: В условиях стремительных изменений преподаватель призван постоянно обновлять содержание учебного курса, соответственно - учиться и вести научную работу. Эти регулярные функции необходимо включить в расчёт должностной нагрузки.
Владимир Анненков      22-11-2008 19:25 (ссылка)
Пример расчета учебной нагрузки в СГТУ

Реферат статьи "Расчет учебной нагрузки с использованием имитационного моделирования на примере дисциплины "программирование" Товбис Е.М., Якимов С.П. (Сибирский государственный технологический университет, Красноярск) - http://technomag.edu.ru/doc...

При обобщении опыта преподавания в ВУЗе и на основании мнения экспертов выделены следующие этапы проведения проверки:
· проверка решения;
· проверка самостоятельности решения;
· проверка оформления отчета.

При этом проверка решения складывается из пяти последовательных этапов:
1. проверка постановки задачи;
2. проверка модели решения;
3. проверка метода решения;
4. проверка реализации решения;
5. проверка доказательства решения.

Приступать к следующему этапу проверки решения имеет смысл только если предыдущий этап был выполнен в той или иной степени верно. Иными словами, каждая следующая часть содержания отчета проверяется при условии правильности предыдущей. В самом деле, если учащийся неверно поставил задачу, то дальнейшая проверка становится бессмысленной...

На каждом из этапов возможны следующие варианты (определены экспертно):
а) представлено верное типовое решение;
б) представлено верное оригинальное решение;
в) представлено решение с допустимыми недочетами;
г) представлено неверное решение, которое принято преподавателем по ошибке;
д) представлено неверное решение;
е) представлено верное решение, которое не принято преподавателем по ошибке.

В случаях а)-г) этап проверки считается пройденным успешно и осуществляется переход к следующему этапу. В случаях д) и е) этап проверки провален, и весь отчет отклоняется. Задание в целом принимается, если решение оказалось верным, самостоятельным и правильно оформленным.

Расчет учебной нагрузки сделан с использованием модели на основе сетей Петри, параметры модели определены и ее адекватность проверена на основе экспериментальных данных.
Вывод: в курсе «Программирование» преподаватель превышает плановую нагрузку на 500 часов на каждые 120 часов плановой нагрузки.
Выработаны рекомендации, в т.ч. издание методической литературы по оформлению отчетов, учет при планировании нагрузки работы преподавателя по организации самостоятельной работы студентов из расчета 40 ч работы студента – 10 часов работы преподавателя
Владимир Анненков      22-11-2008 19:52 (ссылка)
Re: РОЛЬ И НАГРУЗКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

(Фрагмент из: Демкин В. П., Можаева Г. В. Организационно-методическая работа при дистанционном обучении. Томск 2003)
http://www.ict.edu.ru/ft/00...

Особенности организации учебного процесса при дистанционном обучении.
* Участие преподавателя в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности студентов путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых семинарских занятий и консультаций.
* При дистанционном обучении необходима организация коллективной (групповой) учебно-познавательной деятельности, наряду с индивидуальными методами обучения. К групповым формам учебной деятельности при дистанционном обучении мы относим аудиторные занятия под руководством преподавателя или тьютора, сетевые семинары, консультации on-line, коллоквиумы.
* Лекции, семинары, коллоквиумы, консультации проводятся преподавателем базового вуза с использованием off- или on-line технологий. Практические занятия, лабораторные и контрольные работы проводятся под руководством преподавателей, тьюторов или в форме самостоятельной работы. Курсовые и квалификационные работы выполняются студентами самостоятельно под руководством преподавателя и контролем тьютора.
* Под контактным временем в системе дистанционного обучения понимаются организованные формы учебно-познавательной деятельности, предполагающие непосредственный или опосредованный контакт студентов с преподавателем:
-аудиторные занятия, проводимые преподавателем-автором курса;
-аудиторные занятия, проводимые тьютором в региональном учебном центре, филиале или вузе;
-сетевые семинары;
-консультации в режиме on-line и off-line;
-коллоквиумы;
-контрольные работы, проверяемые "вручную" преподавателем.
* При расчете временных затрат на проведение консультаций, выполнение и проверку контрольных работ и организацию СРС учитывались следующие показатели:
-нагрузка преподавателя на проверку 1 контрольной работы - 0,5 часа; на группу (12 человек) - 6 часов;
-нагрузка студента на выполнение 1 контрольной работы - 2 часа плюс 4 часа самостоятельной работы на подготовку;
-дополнительная к аудиторной нагрузка преподавателя на проведение консультаций составляет 10% от объема аудиторной нагрузки по дисциплине, если он превышает 100 часов и 5%, если объем аудиторной нагрузки по дисциплине менее 100 часов;
-объем СРС составляет не более 50 % объема аудиторных занятий по дисциплине.
Владимир Анненков      22-11-2008 21:45 (ссылка)
От академических часов к академическим кредитам

Из "Концепции дифференцированной оплаты труда ППС РАУ при кредитно-рейтинговой системе организации учебного процесса"
http://www.rau.am/bol_proc/...

Не требует излишнего обоснования, что при почасовом принципе оплаты:
- падает мотивация ППС делать акцент не на длительности обучения, а на его качестве и содержательной части, из за чего падают качество и эффективность организации обучения, а также ухудшается показатель "студенты/преподаватель,"
- не учитывается качественный аспект учебно-методической работы преподавателей и повышение роли их контрольно-консультационных функций

При внедрении в вузе кредитно-рейтинговой системы организации учебного процесса должна быть реформирована также система оплаты труда ППС с учетом новых видов внеаудиторных работ ППС.
* Разработка учебных программ по модулям.
При переходе на кредитно-рейтинговую систему организации учебного процесса
преподаватели должны разрабатывать учебные программы таким образом, чтобы каждый
модуль учебной дисциплины имел рабочую программу, структурированную по целям и
задачам, методам и формам обучения, методам, формам и критериям контроля и оценки, а
также требуемым результатам, достигаемым независимо от технологии его освоения.
* Проведение текущих и промежуточных видов контроля знаний студентов.
При кредитно-рейтинговой системе организации учебного процесса преподаватели
должны кроме результирующих семестровых проверок проводить также непрерывный
текущий и промежуточный контроль знаний студентов (три раза в семестре, или по
окончанию каждого модуля учебного процесса)
* Учебная консультация (тюторство).
При кредитно-рейтинговой системе организации учебного процесса каждому
студенту должен быть прикреплен учебный консультант (тютор) из числа профессорско-
преподавательского состава соответствующей кафедры

...в предлагаемой новой концепции оплаты труда ППС особое место отводится определению индивидуального рейтинга преподавателя, состоящего из нижеперечисленных пяти основных компонентов:
1. Показатели достигнутой квалификации.
2. Показатели активности по итогам года
3. Рейтинг у студентов (при наличии сведений об опросе).
4. Показатели академической успеваемости подопечных студентов и качества
преподавательской деятельности.
5.Прочие неучтенные показатели
Владимир Анненков      23-11-2008 10:57 (ссылка)
К Круглому Столу 25 ноября

Согласно "Положению о семинаре..." на очных встречах после доклада проходит Круглый Стол для выяснения и первого согласования позиций участников по теме дня с учетом содержания доклада и предварительного обсуждения темы в блоге
http://blogs.mail.ru/commun...
КС идет как мозговой штурм, где каждый кратко высказывается по вопросам к обсуждаемой теме.
По теме встречи 25 ноября выделяем следующие вопросы:
1. Каковы особенности роли преподавателя в дистанционном образовательном процессе в отличие от аудиторных занятий?
2. Как менять нормативы нагрузки преподавателя в дистанционном образовательном процессе по сравнению с нормами для аудиторных занятий?


Надо ли дополнить/изменить эти вопросы для результативности КС?
Владимир Анненков      26-11-2008 09:38 (ссылка)
Очное занятие 25 ноября

Присутствовали: В.М. Воронов, В.В. Анненков, Д.Э. Колосов, Н.В. Никуличева, М.Б.Зыков.

М.В.Воронов поставил вопрос: может ли быть одна методика расчета нагрузки преподавателя и для Минобразования, и для вуза, и для участников образовательного процесса в самых различных ситуациях?
Как часто бывает, участники говорили каждый о своем. Н.В.Никуличева задавала вопросы по практике в Учебном центре ФИРО, а также по тем суждениям докладчика, которые привлекли ее внимание. Диалог Н.В. с докладчиком шел более часа. Так что по меньшей мере для одной из собравшихся встреча была полезной.
Не беда, что остались без внимания полученные всеми присутствовавшими "Повестка дня" и дайджест подготовки темы в блоге "Технологи...". Еще раз подтвердилась разумность дистанционно-очной организации семинара, при которой в обсуждении темы участвует более широкий круг, чем только присутствующие на очном занятии.
Открыт прием суждений на вопрос "может ли быть одна методика расчета нагрузки преподавателя..." По предложению А.А. Андреева обсуждение темы "Роль и нагрузка преподавателя в дистанционном образовании" продлено до 10 декабря.