![]() |
|
Екатерина Браева
12-06-2011 12:49 (ссылка)
Екатерина Браева
05-10-2011 12:01 (ссылка)
Работа психолога в дошкольном учреждении осуществляется по трем основным направлениям: работа с педагогами, с родителями и, естественно, с детьми.
Работа с родителями и педагогами.
Специалист знакомит педагогов и родителей с последними достижениями психологии, освещает фундаментальные вопросы, например «Развитие детской психики в разные возрастные периоды», (что ваш ребенок уже должен уметь делать в определенном возрасте, а что еще рано с него требовать). Как правило, от психолога ждут решения конкретных, практических вопросов. Например, при одевании детей на улицу тратится много времени. Этому способствует большое количество детей (до 20 человек), теснота раздевалок, желание детей поговорить, поиграть, вместо того, чтобы заниматься таким нудным занятием как одевание. Психологическая составляющая проблеммы заключается в основном в том, что ребенку надо запомнить удобную последовательность одевания примерно девяти (в зимний период) вещей, и часто приходится наблюдать, как сначала ребенок надевает шубу, а потом вспоминает про сапоги, либо пытается застегнуть молнию на куртке в варежках. Для облегчения запоминания можно на каждый шкафчик повесить изображение личного алгоритма порядка одевания для данного ребенка, например:
1. Снять юбку, в которой девочка ходила в группе (картинка с перечеркнутой юбкой);
2. Надеть на колготки теплые штаны (изображение девочки в майке и штанах);
3. Надеть свитер (к предыдущему изображению добавляется свитер) и т. д.
Помимо сокращения времени на одевание (и раздевание ) подобный метод имеет ряд положительных аспектов для ребенка : развивается логическое мышление, т.к. последовательность изображений, соединенных стрелками имеет определенную логику (удобство); развивается мышление (точнее, способность к обобщению, т.к. ребенок сравнивает свои картинки с чужими и замечает, что, например, его меховая шапка, Ирина вязанная с помпоном, и Сережина спортивная шапка – все попадают в одну категорию и обозначаются похожим изображением. А самое главное – ребенок становится более самостоятельным!
В любом саду, где работает психолог, проводятся консультации для родителей. Обычно при первой встрече излагается суть проблемы, которая тревожит родителей, иногда для ее решения необходимо поработать с ребенком , но иногда помощь требуется не столько ребенку, сколько самому обратившемуся. Например, ко мне на консультацию пришла Елена С., мама Кирилла из старшей группы. Поводом для обращения стало ее беспокойство по поводу отношений, которые складываются у Кирилла с детьми в группе. Он играл якобы только с девочками, а мальчики не приглашали его в свои игры, маму волновало, что у Кирилла много «женского» в характере – ранимость, плаксивость и пр. Из беседы с воспитателями выяснилось, что Кирилл плачет не больше, чем остальные дети в группе, иногда участвует и в мальчишеских играх, и в принципе, один из самых активных детей группы. Мама же в процессе беседы рассказала, что в семье сейчас тяжелые времена: сама она сидит с младшим братом Кирилла дома, у мужа сложности на работе и к тому же семья вынуждена снимать квартиру. Стало очевидно, что запрос по поводу сына это только предлог для Елены поделиться своей болью и отчаянием. Высокий уровень тревожности, свойственный ей, под воздействием неблагоприятных обстоятельств , возрос настолько, что Елене стали мерещиться несуществующие беды. Помощь психолога заключалась в оказании поддержке именно ей, а также в снеижении уровня ее тревоги, расширения взгляда на имеющиеся проблеммы, поиски выхода.
Если же запрос родителей действительно касается ребенка, то после обращения с ним проводится необходимая работа ( об этом будет рассказано ниже), а затем родителям даются рекомендации по дальнейшему воспитанию.
Работа с детьми протекает в двух плоскостях: развитие познавательных процессов психики и преодоление нарушений в поведении. Психические процессы, с помощью которых ребенок изучает мир (а именно – восприятие, внимание, память, мышление, воображение) развиваются по мере роста детского организма, но их так же можно совершенствовать с помощью целенаправленных упражнений. Психолог с помощью тестов диагносцирует уровень развития определенного процесса (например слуховой памяти ), сравнивает этот уровень с возрастной нормой ( т. е. как слуховая память развита у большинства детей данного возраста ) и дает заключение – слуховая память развита выше возрастной нормы, на том же уровне, либо ниже. В последнем случае рекомендуются специальные упражнения, при регулярном выполнении которых можно улучшить слуховую память.
Примерно так определяют и широко известную Психологическую готовность ребенка к школе, но кроме вышеперечисленных позновательных процессов изучается также уровень школьной мотивации – т.е. наличие либо отсутствие желания идти в школу, а также что в этой самой школе ребенка привлекает. Так, ответы, типа «В школе хорошо – там спать не заставляют, и можно новый портфель носить» – дают дети с недостаточными представлениями о школе. И наоборот, дети, которые осознанно стремятся приступить к учебе, дают ответы типа «Нравится узнавать новое, хочется научиться писать, считать и пр.»
Кроме мотивации в диагностике школьной зрелости определяется уровень развития произвольной сферы ребенка: может ли он сосредотачиваться на выполнении не очень интересного задания, либо быстро устает, начинает отвлекаться; способен ли удерживаться от импульсивных, непосредственных действий, либо сначала ответит на вопрос, а потом подумает; способен ли подчинять свои желания требованиям ситуации (хочется поговорить с соседом, но нельзя, т.к. идет занятие).
Развитие познавательной сферы детей может проходить в разных формах: на фронтальных (со всей группой) занятиях, микрогруппами по 4-5 человек или индивидуально. Понятно, что в последних двух случаях занятия более полезны, т.к. подбираются упражнения необходимые для развития именно присутствующих детей. Например, если на фронтальных занятиях было выявлено 3-4 человека с недостаточно развитым произвольным вниманием (это когда дети работают только с тем, что им интересно, и не могут долго концентрироваться на непривлекательной задаче), то психолог работает с ними в микрогруппе именно на развитие этого качества.
На консультациях родителей специалист сообщает о результатах диагностики ребенка и рассказывает об упражнениях, которые можно делать с ним дома.
Взрослые, занимающиеся с ребенком, (психолог или кто-то из родителей) обязательно должны учитывать Зону ближайшего развития (термин Л.С.Выготского). ЗБР-это та деятельность, с которой ребенок еще не может справиться самостоятельно, но успешно справляется с помощью взрослого. При нормальном развитии ребенка ЗБР постоянно изменяется: некоторое время назад ребенок с трудом держал карандаш, затем он уверенно черкает им по бумаге, а вскоре успешно закрашивает контуры предметов. Действия, которые вчера были в ЗБР ребенка, сегодня он выполняет самостоятельно и, опираясь на них, осваивает новые, более сложные.
Работа с нарушениями поведения детей может проводиться в форме группового треннинга или индивидуальной психотерапии. Подбираются дети, имеющие сходные психологические проблеммы (например замкнутость, неуверенность в себе, заниженная самооценка) и для них составляется программа треннинга, включающая игры и упражнения на развитие общительности, поднятия самооценки и пр. Например, детям с низкой самооценкой полезны упражнения на гармонизацию собственного имени – надо нарисовать свое имя КРАСИВО-в виде фантастического цветка, привлекательных орнаментов, гармоничного сочетания цвета и формы. Рисунки не оцениваются по художественным критериям, детям не навязываются никакие образы, ребенок сам хозяйничает на листе бумаги и если он считает, что пожарная машина максимально украшает его имя – он рисует ее и получает поддержку от ведущего.
В некоторых случаях групповые тренинги не подходят и тогда показана индивидуальная терапия. Например, Юля К., 4 года, пришла в среднюю группу несколько позже других детей, когда в группе уже сформировались дружеские связи. Этот факт, а также повышенная ранимость девочки, ее тесная связь с матерью затруднили привыкание Юли к детскому саду. По утрам девочка не отпускала мать от себя, когда та все же уходила – плакала навзрыд, игнорируя уговоры и утешения. Юля постоянно спрашивала о маме, едва успокоившись, вспоминала ее и снова плакала. Работа психолога с девочкой началась прямо в группе (Юля отказывалась идти в кабинет). Были принесены яркие необычные вкладыши, которые отвлекли ее на несколько минут от горестных мыслей, и позволили мне завязать с Юлей хрупкий контакт. Когда вкладыши были собраны, она снова заревела, однако уже не так отчаянно, как раньше. В последующие дни мы с Юлей пытались найти преимущества хождения в сад, по сравнению с ее «досадовским» опытом. Мы проигрывали на игрушках ситуации под общим названием «Юля в детском саду», в которых девочка была то общим спасителем, то незаменимым в играх партнером, то источником веселья для всех обитателей сада. Постепенно Юля так осмелела, что стало возможным вводить в игры других детей, что позволило со временем включиться в жизнь всей группы.
В современной психотерапии одним из центральных моментов считается, что нарушения в поведении детей возникают как реакция на нарушения внутрисемейных отношений. Дети, как самые слабые члены семьи являются носителями симптома, который зачем-то нужен семье, либо ребенку. Например, энурез ребенка может быть на руку матери, которая под предлогом ночных вставаний и последующих хлопотах по стирке постели может сорвать бонус «очень заботливой мамы», что позволит ей увильнуть от некоторых функций роли «жены», или отказаться от реализации себя в карьере. При этом рассуждения звучат примерно так: «Как только Юра перестанет мочиться по ночам у нас с тобой будет нормальная сексуальная жизнь (это мужу), и я выйду на работу», но энурез не проходит, и это позволяет матери сохранять прежний образ жизни, не рисковать оказаться невостребованной, как специалист и сохранить высокую оценку себя как матери, как жены, как квалифицированного работника. Поэтому, в терапию ребенка необходимо вовлекать родителей и других членов семьи. В случае с Юлей маме было рекомендовано приводить девочку некоторое время только на 2-3 часа, затем оставлять до обеда и только после полной адаптации Юля стала ходить в сад на целый день. Параллельно с мамой проводилась работа по снятию их болезненной зацикленности друг на друге, усилению самодостаточности дочери, уменьшению тревожности мамы за нахождение Юли без родительской гиперопеки.
При групповой терапии родителям также сообщается, что происходит на занятиях, и как им надо обращаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись.
Конечно, в условиях детского сада невозможна более-менее длительная индивидуальная психокоррекционная работа. К тому же далеко не все психологи, работающие в детском саду, обладают необходимыми для этого знаниями. Распространенной ошибкой многих начинающих психотерапевтов является то, что они хотят быстрых и больших изменений от человека с которым работают. И тогда возможно «гуляние симптома»: ребенок перестал грызть ногти, но у него появились тики; или поведение агрессивного старшего брата улучшилось, но младший теперь хулиганит за двоих. Поэтому для глубокой работы с невротическими проявлениями (страхи, энурез, навязчивые движения и пр.) необходимо обращаться в специализированные психологические Центры.
Также необходимо помнить, что заключение психолога вашего сада не является истиной в последней инстанции. Психология сравнительно молодая наука и точка зрения на решение некоторых проблем меняются с течением времени. Кроме того, важно КТО дает заключение – студентка 3 курса отделения психологии, бывший педагог, переучившийся за 9 месяцев на курсах по психологии, или специалист после психфака МГУ с 10-летним стажем работы. Если у Вас есть сомнения по поводу психологического заключения по проблеме вашего ребенка, обратитесь к другим психологам, психотерапевтам и сравните результаты из разных источников.
В заключение хочется отметить, что это очень здорово, что во многих садах и школах работают психологи , что существуют Психологические центры куда родители могут обратиться в случае необходимости и разделить ответственность со специалистами за воспитание своих детей. Это помогает и родителям и детям проживать жизнь на более качественном уровне.
Автор: Галина Копакова
Re: Подсказка начинающему педагогу-психологу
Работа психолога в дошкольном учреждении осуществляется по трем основным направлениям: работа с педагогами, с родителями и, естественно, с детьми.
Работа с родителями и педагогами.
Специалист знакомит педагогов и родителей с последними достижениями психологии, освещает фундаментальные вопросы, например «Развитие детской психики в разные возрастные периоды», (что ваш ребенок уже должен уметь делать в определенном возрасте, а что еще рано с него требовать). Как правило, от психолога ждут решения конкретных, практических вопросов. Например, при одевании детей на улицу тратится много времени. Этому способствует большое количество детей (до 20 человек), теснота раздевалок, желание детей поговорить, поиграть, вместо того, чтобы заниматься таким нудным занятием как одевание. Психологическая составляющая проблеммы заключается в основном в том, что ребенку надо запомнить удобную последовательность одевания примерно девяти (в зимний период) вещей, и часто приходится наблюдать, как сначала ребенок надевает шубу, а потом вспоминает про сапоги, либо пытается застегнуть молнию на куртке в варежках. Для облегчения запоминания можно на каждый шкафчик повесить изображение личного алгоритма порядка одевания для данного ребенка, например:
1. Снять юбку, в которой девочка ходила в группе (картинка с перечеркнутой юбкой);
2. Надеть на колготки теплые штаны (изображение девочки в майке и штанах);
3. Надеть свитер (к предыдущему изображению добавляется свитер) и т. д.
Помимо сокращения времени на одевание (и раздевание ) подобный метод имеет ряд положительных аспектов для ребенка : развивается логическое мышление, т.к. последовательность изображений, соединенных стрелками имеет определенную логику (удобство); развивается мышление (точнее, способность к обобщению, т.к. ребенок сравнивает свои картинки с чужими и замечает, что, например, его меховая шапка, Ирина вязанная с помпоном, и Сережина спортивная шапка – все попадают в одну категорию и обозначаются похожим изображением. А самое главное – ребенок становится более самостоятельным!
В любом саду, где работает психолог, проводятся консультации для родителей. Обычно при первой встрече излагается суть проблемы, которая тревожит родителей, иногда для ее решения необходимо поработать с ребенком , но иногда помощь требуется не столько ребенку, сколько самому обратившемуся. Например, ко мне на консультацию пришла Елена С., мама Кирилла из старшей группы. Поводом для обращения стало ее беспокойство по поводу отношений, которые складываются у Кирилла с детьми в группе. Он играл якобы только с девочками, а мальчики не приглашали его в свои игры, маму волновало, что у Кирилла много «женского» в характере – ранимость, плаксивость и пр. Из беседы с воспитателями выяснилось, что Кирилл плачет не больше, чем остальные дети в группе, иногда участвует и в мальчишеских играх, и в принципе, один из самых активных детей группы. Мама же в процессе беседы рассказала, что в семье сейчас тяжелые времена: сама она сидит с младшим братом Кирилла дома, у мужа сложности на работе и к тому же семья вынуждена снимать квартиру. Стало очевидно, что запрос по поводу сына это только предлог для Елены поделиться своей болью и отчаянием. Высокий уровень тревожности, свойственный ей, под воздействием неблагоприятных обстоятельств , возрос настолько, что Елене стали мерещиться несуществующие беды. Помощь психолога заключалась в оказании поддержке именно ей, а также в снеижении уровня ее тревоги, расширения взгляда на имеющиеся проблеммы, поиски выхода.
Если же запрос родителей действительно касается ребенка, то после обращения с ним проводится необходимая работа ( об этом будет рассказано ниже), а затем родителям даются рекомендации по дальнейшему воспитанию.
Работа с детьми протекает в двух плоскостях: развитие познавательных процессов психики и преодоление нарушений в поведении. Психические процессы, с помощью которых ребенок изучает мир (а именно – восприятие, внимание, память, мышление, воображение) развиваются по мере роста детского организма, но их так же можно совершенствовать с помощью целенаправленных упражнений. Психолог с помощью тестов диагносцирует уровень развития определенного процесса (например слуховой памяти ), сравнивает этот уровень с возрастной нормой ( т. е. как слуховая память развита у большинства детей данного возраста ) и дает заключение – слуховая память развита выше возрастной нормы, на том же уровне, либо ниже. В последнем случае рекомендуются специальные упражнения, при регулярном выполнении которых можно улучшить слуховую память.
Примерно так определяют и широко известную Психологическую готовность ребенка к школе, но кроме вышеперечисленных позновательных процессов изучается также уровень школьной мотивации – т.е. наличие либо отсутствие желания идти в школу, а также что в этой самой школе ребенка привлекает. Так, ответы, типа «В школе хорошо – там спать не заставляют, и можно новый портфель носить» – дают дети с недостаточными представлениями о школе. И наоборот, дети, которые осознанно стремятся приступить к учебе, дают ответы типа «Нравится узнавать новое, хочется научиться писать, считать и пр.»
Кроме мотивации в диагностике школьной зрелости определяется уровень развития произвольной сферы ребенка: может ли он сосредотачиваться на выполнении не очень интересного задания, либо быстро устает, начинает отвлекаться; способен ли удерживаться от импульсивных, непосредственных действий, либо сначала ответит на вопрос, а потом подумает; способен ли подчинять свои желания требованиям ситуации (хочется поговорить с соседом, но нельзя, т.к. идет занятие).
Развитие познавательной сферы детей может проходить в разных формах: на фронтальных (со всей группой) занятиях, микрогруппами по 4-5 человек или индивидуально. Понятно, что в последних двух случаях занятия более полезны, т.к. подбираются упражнения необходимые для развития именно присутствующих детей. Например, если на фронтальных занятиях было выявлено 3-4 человека с недостаточно развитым произвольным вниманием (это когда дети работают только с тем, что им интересно, и не могут долго концентрироваться на непривлекательной задаче), то психолог работает с ними в микрогруппе именно на развитие этого качества.
На консультациях родителей специалист сообщает о результатах диагностики ребенка и рассказывает об упражнениях, которые можно делать с ним дома.
Взрослые, занимающиеся с ребенком, (психолог или кто-то из родителей) обязательно должны учитывать Зону ближайшего развития (термин Л.С.Выготского). ЗБР-это та деятельность, с которой ребенок еще не может справиться самостоятельно, но успешно справляется с помощью взрослого. При нормальном развитии ребенка ЗБР постоянно изменяется: некоторое время назад ребенок с трудом держал карандаш, затем он уверенно черкает им по бумаге, а вскоре успешно закрашивает контуры предметов. Действия, которые вчера были в ЗБР ребенка, сегодня он выполняет самостоятельно и, опираясь на них, осваивает новые, более сложные.
Работа с нарушениями поведения детей может проводиться в форме группового треннинга или индивидуальной психотерапии. Подбираются дети, имеющие сходные психологические проблеммы (например замкнутость, неуверенность в себе, заниженная самооценка) и для них составляется программа треннинга, включающая игры и упражнения на развитие общительности, поднятия самооценки и пр. Например, детям с низкой самооценкой полезны упражнения на гармонизацию собственного имени – надо нарисовать свое имя КРАСИВО-в виде фантастического цветка, привлекательных орнаментов, гармоничного сочетания цвета и формы. Рисунки не оцениваются по художественным критериям, детям не навязываются никакие образы, ребенок сам хозяйничает на листе бумаги и если он считает, что пожарная машина максимально украшает его имя – он рисует ее и получает поддержку от ведущего.
В некоторых случаях групповые тренинги не подходят и тогда показана индивидуальная терапия. Например, Юля К., 4 года, пришла в среднюю группу несколько позже других детей, когда в группе уже сформировались дружеские связи. Этот факт, а также повышенная ранимость девочки, ее тесная связь с матерью затруднили привыкание Юли к детскому саду. По утрам девочка не отпускала мать от себя, когда та все же уходила – плакала навзрыд, игнорируя уговоры и утешения. Юля постоянно спрашивала о маме, едва успокоившись, вспоминала ее и снова плакала. Работа психолога с девочкой началась прямо в группе (Юля отказывалась идти в кабинет). Были принесены яркие необычные вкладыши, которые отвлекли ее на несколько минут от горестных мыслей, и позволили мне завязать с Юлей хрупкий контакт. Когда вкладыши были собраны, она снова заревела, однако уже не так отчаянно, как раньше. В последующие дни мы с Юлей пытались найти преимущества хождения в сад, по сравнению с ее «досадовским» опытом. Мы проигрывали на игрушках ситуации под общим названием «Юля в детском саду», в которых девочка была то общим спасителем, то незаменимым в играх партнером, то источником веселья для всех обитателей сада. Постепенно Юля так осмелела, что стало возможным вводить в игры других детей, что позволило со временем включиться в жизнь всей группы.
В современной психотерапии одним из центральных моментов считается, что нарушения в поведении детей возникают как реакция на нарушения внутрисемейных отношений. Дети, как самые слабые члены семьи являются носителями симптома, который зачем-то нужен семье, либо ребенку. Например, энурез ребенка может быть на руку матери, которая под предлогом ночных вставаний и последующих хлопотах по стирке постели может сорвать бонус «очень заботливой мамы», что позволит ей увильнуть от некоторых функций роли «жены», или отказаться от реализации себя в карьере. При этом рассуждения звучат примерно так: «Как только Юра перестанет мочиться по ночам у нас с тобой будет нормальная сексуальная жизнь (это мужу), и я выйду на работу», но энурез не проходит, и это позволяет матери сохранять прежний образ жизни, не рисковать оказаться невостребованной, как специалист и сохранить высокую оценку себя как матери, как жены, как квалифицированного работника. Поэтому, в терапию ребенка необходимо вовлекать родителей и других членов семьи. В случае с Юлей маме было рекомендовано приводить девочку некоторое время только на 2-3 часа, затем оставлять до обеда и только после полной адаптации Юля стала ходить в сад на целый день. Параллельно с мамой проводилась работа по снятию их болезненной зацикленности друг на друге, усилению самодостаточности дочери, уменьшению тревожности мамы за нахождение Юли без родительской гиперопеки.
При групповой терапии родителям также сообщается, что происходит на занятиях, и как им надо обращаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись.
Конечно, в условиях детского сада невозможна более-менее длительная индивидуальная психокоррекционная работа. К тому же далеко не все психологи, работающие в детском саду, обладают необходимыми для этого знаниями. Распространенной ошибкой многих начинающих психотерапевтов является то, что они хотят быстрых и больших изменений от человека с которым работают. И тогда возможно «гуляние симптома»: ребенок перестал грызть ногти, но у него появились тики; или поведение агрессивного старшего брата улучшилось, но младший теперь хулиганит за двоих. Поэтому для глубокой работы с невротическими проявлениями (страхи, энурез, навязчивые движения и пр.) необходимо обращаться в специализированные психологические Центры.
Также необходимо помнить, что заключение психолога вашего сада не является истиной в последней инстанции. Психология сравнительно молодая наука и точка зрения на решение некоторых проблем меняются с течением времени. Кроме того, важно КТО дает заключение – студентка 3 курса отделения психологии, бывший педагог, переучившийся за 9 месяцев на курсах по психологии, или специалист после психфака МГУ с 10-летним стажем работы. Если у Вас есть сомнения по поводу психологического заключения по проблеме вашего ребенка, обратитесь к другим психологам, психотерапевтам и сравните результаты из разных источников.
В заключение хочется отметить, что это очень здорово, что во многих садах и школах работают психологи , что существуют Психологические центры куда родители могут обратиться в случае необходимости и разделить ответственность со специалистами за воспитание своих детей. Это помогает и родителям и детям проживать жизнь на более качественном уровне.
Автор: Галина Копакова
Комментарии запрещены
Плохо структурированная информация, нечеткие задания, выполнение поручений, не связанных с должностными обязанностями, а также использование педагога-психолога как наиболее свободной штатной единицы для замены занятий, сопровождения воспитанников на экскурсиях и т. д., приводит к бессистемному, фрагментарному характеру его труда.
В таких обстоятельствах основным видом деятельности психолога становится диагностика – в ущерб всем остальным равнозначно необходимым видам психологической помощи и, в частности, консультативной работе.
Все эти сложности часто связаны с непониманием целей, задач и критериев оценки эффективности работы педагога-психолога самим специалистом, а также другими участниками образовательного процесса – администрацией, педагогами, родителями.
Организовать консультативную работу в дошкольном учреждении помогут следующие советы:
1. Начиная свою деятельность в качестве педагога-психолога, целесообразно подготовить презентацию и выступить с ней перед администрацией дошкольного учреждения или на педагогическом совете. Презентация должна содержать информацию о том, чем может помочь на практике педагог-психолог данному детскому саду, какими могут быть немедленный и отсроченный эффекты от его работы. Во время выступления следует рассказать, по каким вопросам смогут получить консультации родители, педагоги, администрация.
2. Планируя свою ежегодную деятельность, педагогу-психологу необходимо определить ее цели, задачи и основные направления, критерии эффективности для каждого из направлений, и в частности, консультативной работы. На основании данных критериев нужно составить годовой план работы педагога-психолога с подробным описанием каждого из направлений (наименование вида работы, сроки, с кем проводится, результаты, рекомендации).
3. Важно добиваться у администрации включения плана работы педагога - психолога в общий план работы детского сада и его утверждения.
4. Систематически выступать на педсоветах и перед администрацией с результатами
диагностических исследований, проведенных в дошкольном учреждении, с практическими рекомендациями по каждому вопросу.
5. Регулярно выступать на родительских собраниях и приглашать на консультации родителей, воспитателей, воспитанников и/или других участников образовательного процесса, требующих особого внимания со стороны педагога-психолога.
6. Постоянно повышать свой профессиональный уровень как психолога-консультанта.
Для данных целей в настоящее время предоставляются самые широкие возможности: обучение на краткосрочных и длительных курсах, изучение специальной литературы для самообразования.
7. Четко планировать и организовывать консультативную работу.
7.1. Созданию благоприятной атмосферы для проведения консультативной работы будет способствовать выделение в детском саду специально оборудованного кабинета, а в случае отсутствия такой возможности – места непосредственно в кабинете педагога-психолога. Два кресла, удобных для длительной беседы, соединенных в единое пространство с небольшим журнальным столиком, помогут создать необходимый для работы настрой. В данном помещении или отведенной зоне можно установить шкаф или полку с книгами, цветы, настольную лампу; на стену повесить картину. Пространства должно быть достаточно для удобного подхода и размещения в кресле. В комнате необходимо поддерживать порядок. Если в помещении находится рабочий стол психолога, следует освободить его от папок, книг, бумаги и прочих
предметов. Уединенность и комфорт помогут любому пришедшему на консультацию почувствовать себя в безопасности, успокоиться, расслабиться и установить более доверительные отношения с педагогом-психологом, а также настроиться на результативную работу. Не следует пользоваться во время консультации наручными часами или телефоном для контроля времени, поскольку это может создать у клиента иллюзию спешки консультанта или ожидания последним важного звонка.
7.2. На время консультации на дверь кабинета можно поместить табличку с просьбой не
входить.
7.3. По возможности во время консультации желательно выключить мобильный телефон.
7.4. На двери кабинета психолога, на информационном стенде для родителей и в методическом кабинете необходимо разместить утвержденный заведующим дошкольным учреждением график работы педагога-психолога.
7.5. Прежде чем назначить консультацию, педагог-психолог должен уточнить в своем ежедневнике, не занято ли время предполагаемой консультации каким-либо другим делом. Наиболее подходящим временем для консультирования родителей, педагогов, администрации и др. является вторая половина дня, когда в отсутствие спешки и низкой вероятности перемены планов можно спокойно побеседовать.
7.6. Если планируется несколько консультаций подряд, не стоит назначать их друг за другом. Следует разделять их хотя бы 15 минутным перерывом. Данное время необходимо для проветривания кабинета, отдыха педагога-психолога, просмотра результатов диагностики и получения комментариев от воспитателей, если предстоит разговор относительно конкретного воспитанника. Если педагог-психолог не сможет провести консультацию в назначенное время, надо отменить ее или перенести, заранее связавшись с клиентом и согласовав время, удобное для обеих сторон.
7.7. Приглашая на консультацию родителей воспитанников, необходимо четко объяснить, как они смогут найти в детском саду кабинет психолога. Следует заранее предупредить сотрудника охраны о планируемой встрече с родителями и предоставить список с фамилиями.
7.8. Приглашая родителей к себе на консультацию по телефону, педагог-психолог должен представиться и четко произнести свою фамилию, имя, отчество и должность, а также название образовательного учреждения, которое он представляет.
7.9. Для удобства ведения консультативной работы педагог-психолог должен иметь Журнал консультаций. В нем следует отражать дату и время назначенной консультации,
фамилию, имя и отчество обратившегося, его контактный телефон, кратко излагать суть проблемы. В графе «Примечания» можно делать пометки о необходимости ознакомить консультируемого с результатами диагностики или пригласить кого-либо из воспитателей, администрации для получения дополнительной информации.
8. Эффективность консультативной работы педагога-психолога во многом зависит не
только от его умения оптимально спланировать свое рабочее время и организовать
рабочий процесс. Важно наполнить свою собственную жизнь разнообразными интересными событиями, полноценно отдыхать, общаться с родными и друзьями.