![]() |
|
17-03-2008 21:42 (ссылка)
17-03-2008 21:53 (ссылка)
Re: Лестница!
Сорри, вид сверху, до реставрации... потом выложу отреставрированную.
Комментарии запрещены
Сергей Попов
18-03-2008 10:31 (ссылка)
Re: Лестница!
сильное вмешательство, я бы даже сказал переделали!!!! раньше было в ней больше духовного!!!
Комментарии запрещены
18-03-2008 16:19 (ссылка)
Re: Лестница!
Вот немного краткой истории развития Таганрога.
Обширные работы военного и гражданского характера на мысу Таганий Рог, возведение на Mиусском полуострове ряда крепостей, призванных обеспечить безопасность Троецкой крепости, превратили Приазовье в один из крупнейших районов строительной деятельности России конца XVII - начала XVIII веков. План Троецкой крепости был разработан выходцем из Дании Рейнгольдом Трузином. Однако уже через год, в 1699 году чаще можно слышать название не Троецка, а Таганрога. Именно это название прижилось к новому городу, который развивался вместе с военно-морской крепостью. Задолго до строительных работ, побывав в 1697 году на месте будущей крепости и города, Петр I решил заложить здесь столицу русского государства. Именно по этой причине Таганрог стал первым городом России, застраиваемым по заранее разработанному генеральному плану. На плане города-крепости император собственным перстом написал "государев двор", то есть указал место будущей правительственной резиденции. После смерти Р. Трузина в 1705 г. строительные работы в крепости и гавани возглавил выходец из Италии Матео Симонт.
Заложенный на 5 лет раньше Санкт-Петербурга, Таганрог интенсивно строился. Строителей не хватало, а добровольцы в сухие знойные степи ехали неохотно. Да и тревожная полувоенная обстановка не особенно способствовала росту постоянного населения. Поэтому Таганрог стал первой каторгой России: сюда на строительные работы присылали военнопленных, а основные строительные работы выполнялись русскими солдатами. Поэтому уже в 1701 году в Москве было отобрано 1000 девиц и молодых вдов для принудительного вступления в брак с таганрогскими солдатами. С этой же целью был издан указ, обязывающий "по деревням каждые 10 дворов выставить девицу, а остальные 9 снабжать ее нужным и 20 рублями приданого".
Строительными работами руководил видный русский архитектор Осип Старцев. Были построены первые в Приазовье каменные дома: казармы, магазейные палаты и другие общественные здания. Они хорошо вписывались в радиально-концентрическую планировку улиц в границах крепостной стены, проходившей примерно по нынешнему переулку Украинскому. Улицы были связаны воедино центральной площадью, на которой начали возводить Троицкий собор. На территории крепости размещался полутора тысячный гарнизон, иностранные представительства и знать. Мастеровой и работный люд, съехавшийся со всей России, селился в шести слободах за крепостным валом.
Молы Таганрогского порта. Снимок начала XX века
Помимо корабельной верфи в городе возводились кирпичные и черепичные заводы, кузни. К концу первого десятилетия Таганрог со своим десятитысячным населением стал одним из самых благоустроенных городов России. На его улицах появились деревянные тротуары, по побережью зазеленели ивы. За городом из желудей была посажена дубовая роща. Вынашивалась идея строительства водовода из реки Миус. В 1710 году на строительстве Таганрога было занято вдвое больше рабочих, чем на возведении Санкт-Петербурга. И как знать, каким бы стал город еще через десять лет, если бы не новые испытания.
Современный вид Таганрогского порта
В 1710 году Турция вновь объявила войну России. Русские моряки на кораблях Азовского флота не пустили турецкую эскадру к побережью у Таганрога. Но судьба этой войны решалась не здесь, а на реке Прут, где армия Петра потерпела поражение. По условиям заключенного с Турцией в 1711 г. Прутского договора все Приазовье было возвращено Турции. "Как не своею рукою пишу, - обращался император к адмиралу Ф. М. Апраксину, - надо турок удовлетворить. Город разрушить как можно шире, но не портя фундамента его, ибо бог иначе поворотит".
Лишь после возвращения Приазовья, в 1769 году в Таганроге начались восстановительные работы. Однако русские границы постепенно отодвигались на юг, и город стал терять значение крепости. Он воз рождался уже как крупный портовый центр. С 1738 года, после присоединения Крыма, военный флот был переведен в Севастополь. Крепость упразднили. Но Таганрог превратился в крупнейший внешнеторговый порт на юге России. Город застраивался. В 1802 году в нем было учреждено градоначальство, в 1805 - таможенный округ. С 1806 г. Таганрог получил право складирования иностранных товаров. В это же время в городе был создан Строительный комитет, в который вошли крупные архитекторы. Создание комитета способствовало расширению масштабов строительных работ.
План Таганрога, утвержденный в 1827 г.
Город давно перешагнул границы бывшей крепости. Уже в 1808 году, а затем в 1834 утверждаются проекты застройки города. Предусматривалась лучевая система улиц, сходившаяся к бывшей крепости. Она учитывала и особенности береговой линии, и градообразующую функцию порта, и направление господствующих ветров. Отличаясь четкостью и простотой, эта планировка является хрестоматийным образцом во всех учебниках по архитектуре и в основных чертах дошла до наших дней. Центральной осью города генеральный план предусматривал Александровскую (позднее - Чеховскую) улицу. Главной площадью должна была стать Александровская (ныне Красная). И хотя город к 1860 году занимал относительно небольшую территорию (менее 1000 га) и заканчивался Ярмарочным (Гоголевским) переулком, он имел устую сеть площадей - через каждые 500-700 метров. Такая продуманная планировка могла сделать честь любому столичному городу. Не случайно ведь в 1862 году в сборнике "Материалы для географии и статистики России" была дана следующая характеристика этому городу: "Таганрог в Екатеринославской губернии может назваться первым городом по величине и красоте построек. Много есть строений в городе, как частных, так и общественных, которые отличаются изяществом, редко встречаемым в губернских городах..."
На центральных улицах города появилось много зданий, являющихся гордостью таганрожцев и поныне. В их числе построенная в 1843 году по проекту архитектора Ф. К. Боффо (он же - автор замечательной Потемкинской лестницы в Одессе) классическая гимназия; старейшая на юге страны больница (1837 г.); с лучшей на Юге России акустикой городской театр (1866 г., арх. К. Ландерон); телефонная станция (1860 г.).
Таганрогский театр
Город благоустраивался. В 1823 году на средства богатого негоцианта Герасима Депальдо согласно его завещанию была построена знаменитая Каменная лестница - выдающийся памятник строительного искусства. Она имеет 189 ступенек и сложена из мягкого сарматского камня. Ширина лестницы вверху - 5,42 метра, внизу - 7,12 метра. Инженерный расчет позволил видеть лестницу сверху одинаковой ширины, приближая море к зрителю; снизу же лестница производит грандиозное впечатление, заметно сужаясь вверх. Этот прием позднее был использован в Одессе при строительстве Потемкинской лестницы в 1837-1841 гг. Идею строительства лестницы в Таганроге подал подполковник П. Македонский, а строи тельными работами руководил инженер Анисимов. Постройка обошлась в 15 тысяч рублей.
Каменная лестница в Таганроге
В 1833 году на верхней площадке лестницы были сооружены первые на Юге России солнечные часы Они как бы компенсировали первые железные часы, созданные в Троецкой крепости еще в 1704 году и разрушенные при оставлении города по Прутскому договору. Неудивительно, что солнечные часы поставлены на Греческой улице: такие часы под названием "гномон" (указатель тени) - довольно распространены в Элладе. Таганрогские солнечные часы отстают от московского времени на 25 минут, так как показывают истинное время города. До октябрьского переворота 1917 года к этим часам ежедневно в полдень подъезжал специальный муниципальный кортеж для сверки времени на всех городских часах, вывешенных на улицах.
Солнечные часы в Таганроге (реставрация 1973 г.)
В 1849 году было завершено благоустройство Пушкинской набережной на участке от Каменной лестницы до порта. С 1871 года началось газовое освещение улиц, а их замостка в районе Итальянского-Греческой-Петровской частично сделана намного раньше, еще в 1806 году. В середине прошлого века начались дноуглубительные работы в местном порту.
Участок Пушкинской набережной в Таганроге, 1849 г.
Обширные работы военного и гражданского характера на мысу Таганий Рог, возведение на Mиусском полуострове ряда крепостей, призванных обеспечить безопасность Троецкой крепости, превратили Приазовье в один из крупнейших районов строительной деятельности России конца XVII - начала XVIII веков. План Троецкой крепости был разработан выходцем из Дании Рейнгольдом Трузином. Однако уже через год, в 1699 году чаще можно слышать название не Троецка, а Таганрога. Именно это название прижилось к новому городу, который развивался вместе с военно-морской крепостью. Задолго до строительных работ, побывав в 1697 году на месте будущей крепости и города, Петр I решил заложить здесь столицу русского государства. Именно по этой причине Таганрог стал первым городом России, застраиваемым по заранее разработанному генеральному плану. На плане города-крепости император собственным перстом написал "государев двор", то есть указал место будущей правительственной резиденции. После смерти Р. Трузина в 1705 г. строительные работы в крепости и гавани возглавил выходец из Италии Матео Симонт.
Заложенный на 5 лет раньше Санкт-Петербурга, Таганрог интенсивно строился. Строителей не хватало, а добровольцы в сухие знойные степи ехали неохотно. Да и тревожная полувоенная обстановка не особенно способствовала росту постоянного населения. Поэтому Таганрог стал первой каторгой России: сюда на строительные работы присылали военнопленных, а основные строительные работы выполнялись русскими солдатами. Поэтому уже в 1701 году в Москве было отобрано 1000 девиц и молодых вдов для принудительного вступления в брак с таганрогскими солдатами. С этой же целью был издан указ, обязывающий "по деревням каждые 10 дворов выставить девицу, а остальные 9 снабжать ее нужным и 20 рублями приданого".
Строительными работами руководил видный русский архитектор Осип Старцев. Были построены первые в Приазовье каменные дома: казармы, магазейные палаты и другие общественные здания. Они хорошо вписывались в радиально-концентрическую планировку улиц в границах крепостной стены, проходившей примерно по нынешнему переулку Украинскому. Улицы были связаны воедино центральной площадью, на которой начали возводить Троицкий собор. На территории крепости размещался полутора тысячный гарнизон, иностранные представительства и знать. Мастеровой и работный люд, съехавшийся со всей России, селился в шести слободах за крепостным валом.
Молы Таганрогского порта. Снимок начала XX века
Помимо корабельной верфи в городе возводились кирпичные и черепичные заводы, кузни. К концу первого десятилетия Таганрог со своим десятитысячным населением стал одним из самых благоустроенных городов России. На его улицах появились деревянные тротуары, по побережью зазеленели ивы. За городом из желудей была посажена дубовая роща. Вынашивалась идея строительства водовода из реки Миус. В 1710 году на строительстве Таганрога было занято вдвое больше рабочих, чем на возведении Санкт-Петербурга. И как знать, каким бы стал город еще через десять лет, если бы не новые испытания.
Современный вид Таганрогского порта
В 1710 году Турция вновь объявила войну России. Русские моряки на кораблях Азовского флота не пустили турецкую эскадру к побережью у Таганрога. Но судьба этой войны решалась не здесь, а на реке Прут, где армия Петра потерпела поражение. По условиям заключенного с Турцией в 1711 г. Прутского договора все Приазовье было возвращено Турции. "Как не своею рукою пишу, - обращался император к адмиралу Ф. М. Апраксину, - надо турок удовлетворить. Город разрушить как можно шире, но не портя фундамента его, ибо бог иначе поворотит".
Лишь после возвращения Приазовья, в 1769 году в Таганроге начались восстановительные работы. Однако русские границы постепенно отодвигались на юг, и город стал терять значение крепости. Он воз рождался уже как крупный портовый центр. С 1738 года, после присоединения Крыма, военный флот был переведен в Севастополь. Крепость упразднили. Но Таганрог превратился в крупнейший внешнеторговый порт на юге России. Город застраивался. В 1802 году в нем было учреждено градоначальство, в 1805 - таможенный округ. С 1806 г. Таганрог получил право складирования иностранных товаров. В это же время в городе был создан Строительный комитет, в который вошли крупные архитекторы. Создание комитета способствовало расширению масштабов строительных работ.
План Таганрога, утвержденный в 1827 г.
Город давно перешагнул границы бывшей крепости. Уже в 1808 году, а затем в 1834 утверждаются проекты застройки города. Предусматривалась лучевая система улиц, сходившаяся к бывшей крепости. Она учитывала и особенности береговой линии, и градообразующую функцию порта, и направление господствующих ветров. Отличаясь четкостью и простотой, эта планировка является хрестоматийным образцом во всех учебниках по архитектуре и в основных чертах дошла до наших дней. Центральной осью города генеральный план предусматривал Александровскую (позднее - Чеховскую) улицу. Главной площадью должна была стать Александровская (ныне Красная). И хотя город к 1860 году занимал относительно небольшую территорию (менее 1000 га) и заканчивался Ярмарочным (Гоголевским) переулком, он имел устую сеть площадей - через каждые 500-700 метров. Такая продуманная планировка могла сделать честь любому столичному городу. Не случайно ведь в 1862 году в сборнике "Материалы для географии и статистики России" была дана следующая характеристика этому городу: "Таганрог в Екатеринославской губернии может назваться первым городом по величине и красоте построек. Много есть строений в городе, как частных, так и общественных, которые отличаются изяществом, редко встречаемым в губернских городах..."
На центральных улицах города появилось много зданий, являющихся гордостью таганрожцев и поныне. В их числе построенная в 1843 году по проекту архитектора Ф. К. Боффо (он же - автор замечательной Потемкинской лестницы в Одессе) классическая гимназия; старейшая на юге страны больница (1837 г.); с лучшей на Юге России акустикой городской театр (1866 г., арх. К. Ландерон); телефонная станция (1860 г.).
Таганрогский театр
Город благоустраивался. В 1823 году на средства богатого негоцианта Герасима Депальдо согласно его завещанию была построена знаменитая Каменная лестница - выдающийся памятник строительного искусства. Она имеет 189 ступенек и сложена из мягкого сарматского камня. Ширина лестницы вверху - 5,42 метра, внизу - 7,12 метра. Инженерный расчет позволил видеть лестницу сверху одинаковой ширины, приближая море к зрителю; снизу же лестница производит грандиозное впечатление, заметно сужаясь вверх. Этот прием позднее был использован в Одессе при строительстве Потемкинской лестницы в 1837-1841 гг. Идею строительства лестницы в Таганроге подал подполковник П. Македонский, а строи тельными работами руководил инженер Анисимов. Постройка обошлась в 15 тысяч рублей.
Каменная лестница в Таганроге
В 1833 году на верхней площадке лестницы были сооружены первые на Юге России солнечные часы Они как бы компенсировали первые железные часы, созданные в Троецкой крепости еще в 1704 году и разрушенные при оставлении города по Прутскому договору. Неудивительно, что солнечные часы поставлены на Греческой улице: такие часы под названием "гномон" (указатель тени) - довольно распространены в Элладе. Таганрогские солнечные часы отстают от московского времени на 25 минут, так как показывают истинное время города. До октябрьского переворота 1917 года к этим часам ежедневно в полдень подъезжал специальный муниципальный кортеж для сверки времени на всех городских часах, вывешенных на улицах.
Солнечные часы в Таганроге (реставрация 1973 г.)
В 1849 году было завершено благоустройство Пушкинской набережной на участке от Каменной лестницы до порта. С 1871 года началось газовое освещение улиц, а их замостка в районе Итальянского-Греческой-Петровской частично сделана намного раньше, еще в 1806 году. В середине прошлого века начались дноуглубительные работы в местном порту.
Участок Пушкинской набережной в Таганроге, 1849 г.
Комментарии запрещены
Адриано не_Челентано
19-03-2008 20:39 (ссылка)
Re: Лестница!
очень поучительные коментарии. большое спасибо Ирина за интересные факты из жизни родного города....
Комментарии запрещены
02-04-2008 12:54 (ссылка)
Re: Лестница!
От бывшего таганрожца.Ваш покорный слуга принимал участие в рекострукции Каменки в 1969 году пред призцывом на службу. Руководил процессом очень темпераментный армянский человек, не стеснявшийся крыть и работяг и начальников за брак и срывсроков. На стройке тогда поговаривали, что был он и архитектором Новой Каменки, жаль забыл фамилию. С тех пор она силно пообносилась (нестоек сарматский камень к нежной поступи влюблённых, а может благодатный для любви Таган плодит их в количествах выше расчётных); по-любому, очень приятно что отреставрировали (или реконструировали). А ул. III-го Интернационала в наше время (60-70-е гг) в народе называли Греческой. То ли для эпатажа, то ли из удобства произнесения.Школу помню там только 19-ю, ах да! кажется. была ещё 10-я-близко к углу по-моему , на Тургеневском. Сорри, с 73-года бываю только наездами.
Комментарии запрещены
Впервые поднимаясь по ней с молодым человеком, нужно было считать ступени, каждому про себя, а наверху – сравнить результат. Совпадение цифр считалось счастливой приметой. Удивительно, что с каждым новым молодым человеком количество ступеней могло различаться (главным образом из-за того, что часть ступеней давно стерлась и особенно невнимательные обязательно пропускали одну-две). Недавно Старую Каменку отреставрировали, ступеньки «одели» в розовый гранит, так что они перестали шутить с влюбленными.
Легенда гласит, что этот спуск купец распорядился построить для своей неизлечимо больной дочери, которая любила моряка с итальянского торгового судна. Каждое утро, до самой смерти, девушка выходила на берег встречать своего любимого, но его все не было и не было. Так и умерла дочь богатого купца, не дождавшись своего моряка.
Сейчас лестницу отреставрировали и выглядит она вот так: