Все игры
Запись

Александр Пороховщиков- аристократ нашего времени (история №2).


                                              ДЕТСТВО АРИСТОКРАТА.        

В детские годы Александр был предоставлен самому себе, и воспитанием его в основном занималась улица.

"В 8 лет со мной произошел страшный случай.
Старшая шпана пошла грабить гортеатр. А меня, мелюзгу, поставили на шухере. А тут мороженое кругленькое продавалось, которое я просто обожал. Я купил эту маленькую штучку, стою на шухере, наслаждаюсь… И вдруг – свистки. Я получаю такой удар, что теряю сознание. Ну, в общем, проворонил я… А наутро пришли какие-то дяди, забрали меня и отвезли на 13-й участок. А 13-й участок – это место такое, куда сливали со всего города гадость. Там по насыпи шел поезд, останавливался и опрокидывал ковши. А под насыпью труба, так как земля осела, в трубу уже никакая вода не попадала.
И вот один мне сказал: «Полезешь туда – жить будешь». Такое наказание придумали, значит. Ну, я полез. Два метра пролез. Жуткий запах, мыши дохлые. Назад уже невозможно двинуться. Я от ужаса стал потеть и как будто разбухать. И в этот момент я закричал: «Мама!». С той стороны детишки копошились, они услышали и позвали рабочих, которые неподалеку что-то ремонтировали. Они мальчика опутали веревками, спустили к трубе, кинули мне петлю и выдернули меня, как пробку из бутылки. Первые секунды я ослеп. Шок! А ухо левое у меня и так не слышало, а тут и правое вовсе заглохло… "


Из школы будущий «русский Брандо» приносил одни «двойки» и «тройки», чередующиеся с постоянными жалобами учителей на плохое поведение. Матери предлагалось срочно принять меры, но все попытки «выровнять» сына по советским меркам неизменно оканчивались неудачей: однажды она отвела Сашу к частной преподавательнице музыки, но уже через несколько занятий мальчик сбежал, объяснив матери, что учительница перед занятиями злоупотребляла чесноком, и терпеть это не было никакой возможности.
После смерти Сталина в 1953 Дудины-Пороховщиковы переехали в Челябинск: отца назначили главным архитектором области. Сначала семью поселили на даче около озера Смолино. В это время Александр сблизился с отчимом и подолгу проводил с ним время.


"Мы, бывало, с Мишей (так я звал отчима) на лодке уплывем, если начинает штормить, Галя (то есть мама) бросалась в воду и плыла за нами."

В Челябинске Пороховщиков окончил школу рабочей молодежи, часто пропуская занятия из-за драк и гулянок в шумной дворовой компании.

                                 В ПОИСКАХ ПРИЗВАНИЯ. 

После окончания школы в 1957 году длинноволосый Александр Пороховщиков поступил в Челябинский мединститут, где вместе с приятелями немедленно создал джаз-банд. Кроме того, Александр продолжал занятия боксом – ему прочили блестящую спортивную карьеру. Однако занятия медициной – а именно хирургией и органической химией – вскоре увлекли Пороховщикова по-настоящему.  С тем временем у Александра Шалвовича связаны самые теплые воспоминания.


"Когда готовился к экзамену по анатомии, все время ел булочки. У врача, я так думаю, психология особая. Он всегда у порога жизни и смерти. Его уже не задевает то, что трогает обычных людей. Из предметов больше всего любил органическую химию. С удовольствием экспериментировал над лягушками. У меня их дома целая ванна была. Ни одна лягушка не умерла, за что я поставил себе пять с плюсом. Хирургия безумно нравилась .
Помню, как дежурил в больницах... Анекдоты старушкам рассказывал. Они так хохотали, что одна из-под капельницы с кровати упала. Я едва успел ее подхватить, и мы вместе с ней на утку грохнулись. Слава Богу, жива осталась, выписалась потом. Я всех смешил до потери сознания… Очень льстило, когда больные называли меня врачом. Старушки при встрече улыбались, гладили по макушке. Ощущение было потрясающим. Ведь это так здорово, когда ты помогаешь кому-то, когда у человека глаза начинают блестеть, надежда появляется."

Опыт, полученный за два года учебы в медицинском, оказался бесценным в будущем. Медицинское образование впоследствии помогало Пороховщикову и в актерской профессии – еще со студенческих лет ему было достоверно известно, как чувствуют себя старики и пьяницы, известна физиология  пограничных состояний, физическое ощущение старости, запах упадка и отчаянья. Александр Шалвович считает профессию врача божественной, и теперь даже немного жалеет, что в свое время не продолжил обучение. Но в то время двадцатилетнему юноше казалось, что врачи обречены на незаметное существование и жертвенное служение людям, а его манили слава, успех и признание – хотелось восстановить громкое некогда имя Пороховщиковых.
И в музыке, и в боксе Пороховщиков достиг больших успехов, но его амбиции были связаны только с театральной сценой.
Пороховщиковы вернулись в Москву. Александр не смог перевестись в столичный медицинский вуз. Мама устроила его мебельщиком-реквизитором в театр имени Вахтангова, и Пороховщиков моментально влюбился в сцену. "Буду актером", - решил он .  И вот уже в 1960 – 1961 гг. он учится на курсах повышения квалификации актеров театра при ВТО, а в 1962 поступает на вечернее отделение Щуки. Почему на вечернее? Просто на вступительном экзамене абитуриент Пороховщиков подрался с пожарником, который запачкал его идеально чистую накрахмаленную рубашку.
С этого момента смыслом жизни Александра Пороховщикова стал Театр. По его собственным словам, в то время в Щуке учились два комика – на дневном Александр Калягин (тоже врач попервому образованию, кстати), на вечернем – он, Пороховщиков. Именно поэтому после окончания училища в 1966 его пригласили в театр Сатиры как острохарактерного комедийного актера.   
                                                                  
                                            ДЕБЮТЫ.

Дебютом Александра Пороховщикова в театре Сатиры стала роль Белогубова в спектакле «Доходное место» по Островскому, поставленном М. Захаровым. В этом спектакле партнерами актера-дебютанта стали как восходящие звезды советского кино – Андрей Миронов и Анатолий Папанов, так и легенды театральной сцены – Татьяна Пельтцер и Георгий Менглет. Вначале Пороховщикову предназначалась главная роль – Жадова, но сыграл ее Миронов. Эта замена очень раззадорила вспыльчивого актера, и Пороховщиков подумал: «Ну, подождите, я вам выдам!». И в самом деле «выдал», да еще как! Роль Белогубова немедленно стала легендой театральной Москвы, а за кулисы к дебютанту с похвалой приходили корифеи Эраст Гарин и Михаил Яншин. Тем не менее, Пороховщиков вовсе не приписывает феноменальный успех спектакля исключительно своему таланту: «Дело было не только во мне, но и в Миронове, и в режиссуре Захарова. Он ведь поставил как раз историю об этих молчаливых мужчинах в одинаковых костюмах, имя которым – чиновники. А они-то и распознали в героях классической пьесы самих себя. Хрущевская оттепель уже давно закончилась. И всякие идеологические отклонения вызывали подозрения. Сыграли «Доходное место» чуть больше десяти раз, спектакль закрыли, но слава о молодом, потрясающе талантливом актере расходилась по Москве, как круги от камешка по воде.

Затем была пьеса «Банкет» Григория Горина и Аркадия Арканова. Председатель райисполкома в исполнении Пороховщикова получился настолько остросатирическим, что главный режиссер Валентин Плучек сказал: «Если мы оставим его в таком виде, то спектакль закроют». И из 30 страниц текста он оставил Пороховщикову одну: «Я переживал до слез и сказал, что не буду играть совсем. В спектакле сыграл другой актер и провалился». «Банкет» закрыли вслед за «Доходным местом». Как известно, принципиальность и молодость – не самое лучшее сочетание для актера, поэтому долгое время Пороховщиков появлялся на сцене театра Сатиры только в массовках. Когда у В. Плучека спросили, почему так происходит, он ответил: «Пороховщиков такой актер, что у меня для него ролей нет».

Спектакль «Обыкновенное чудо» по пьесе Е. Шварца, в котором Александр Шалвович репетировал министра-администратора и придумал ставшую впоследствии крылатой фразу о «крылышках – бяк, бяк, бяк, бяк», на сцене так и не появился. Когда Пороховщиков заявил, что уходит, Плучек скептически спросил: «Ты думаешь, что где-нибудь лучше найдешь?». Для Пороховщикова это стало последней каплей,  он ушел из Театра сатиры и фактически оказался на улице.

Наступило мучительное время поисков работы. Правда, его пригласил в Театр Моссовета Ю. Завадский, но руководство театра потребовало, чтобы актер прошел соответствующий экзамен на сцене, так сказать, доказал всем свою «творческую состоятельность», на что Пороховщиков ответил решительным «нет». Вот что вспоминает Александр Шалвович о том «смутном времени»: «Лежал дома на диване, смотрел в потолок. Да и верный «друг» артиста – алкоголь – всегда был под рукой».

Эту драматическую идиллию нарушил звонок из Театра на Таганке: «Вас хочет видеть Юрий Петрович Любимов». Пороховщикову происходящее казалось не просто спасением, но осуществлением какого-то неясного сна, потому что наяву мечтать о таком было бы просто безумством: «Пришел к Любимову. Он отправил меня смотреть спектакль. Шла его легендарная постановка «А зори здесь тихие». У меня горло перехватило от этого спектакля. Вернулся в кабинет к Любимову. Он спрашивает: «Хочешь работать со мной?» Я, естественно, согласился. «Иди – оформляйся», - сказал Юрий Петрович». Так без всяких прослушиваний, собеседований и экзаменов на профпригодность Пороховщиков оказался в легендарном Театре на Таганке... Было это в 1971 году.

К тому времени за плечами у Пороховщикова были работы в нескольких фильмах. Дебют актера в кино состоялся в 1967 году – в фильме «Поиск» он сыграл небольшую роль архитектора. Затем были роли в фильмах «Гори, гори, моя звезда» (1969, реж. А. Митта), «Случай с Полыниным» (1970, реж. А. Сахаров), «Спокойный день в конце войны» (1970, реж. Н. Михалков). Уже тогда за Пороховщиковым закрепился образ сильного, мужественного человека с трагической судьбой. Как правило, это был человек «из вражеского стана» - уж больно не вписывался его врожденный аристократизм и спокойная уверенность в рамки страны и времени, поэтому актеру все больше доставались роли белогвардейцев, немцев и прочих «врагов народа».

Между тем, первая серьезная роль в кино состоялась в 1973 году – в детективе Виллена Новака «Ринг», где Пороховщиков сыграл бывшего чемпиона по боксу, а ныне майора милиции Исаева. Как позже признавался Александр Шалвович, в картине было много автобиографического, материал фильма во многом совпал с воспоминаниями его юности.

А через год на экраны вышел фильм Н. С. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», где Пороховщиков сыграл одну из лучших своих ролей – председателя губЧК  Кунгурова: «Я благодарен Никите Михалкову за то, что он мне доверил эту роль. Ведь мой герой – это не кондовый коммунист, а чекист. И если вы помните, там были сцены, когда они очень сомневались в том, что делали. Те люди искренне верили в идею. Да, она не состоялась, но люди верили, ведь без веры жить невозможно. Поэтому, когда хают то время, я не всегда соглашаюсь. Да, в то время было много страшного, но было много интересного и хорошего».

"Свой, среди чужих, чужой, среди своих"
                                      АПЛОДИСМЕНТЫ.

После ярких ролей в «Ринге» и «Своем среди чужих…» от кино-предложений у Пороховщикова не было отбоя. Даже притом, что актер принимал не все предложения, случалось, что за год ему приходилось поработать в трех-четырех фильмах. Только за пять лет он снялся в
21 картине.
Критики единодушно твердили о его богатом творческом потенциале и обвиняли режиссеров в эксплуатации его выразительной внешности, умных задумчивых глаз и атлетического телосложения. В театре ситуация была не такой идиллической: Пороховщикова часто пытались
назначить на роли Высоцкого, чтобы подстраховаться на случай его загулов. Актер отказывался, заявляя, что пришел в театр играть, а не подсиживать Высоцкого. Любимов понял и не возражал. Александр Пороховщиков ушел. Сам. 
Так Александр Пороховщиков оказался в труппе Театра им. Пушкина. Одной из лучших его ролей там стал Вожак в «Оптимистической трагедии» В. Вишневского. Переход в этот театр оказался для актера судьбоносным – здесь он встретил девушку, которая изменила всю его последующую жизнь. К началу 80-х за Пороховщиковым уже прочно закрепилась слава секс-символа. И не только на экране.

Было у меня много увлечений, и в большинстве случаев я ко всем девушкам относился серьезно, даже всех помню, хотя их было очень много! Но в каждой искал ЕЕ и потому от всех не просто уходил – убегал. У меня такие красотки были! Мне жениться все время что-то мешало. Потом я понял, что во всех женщинах я искал свою маму

Как сейчас признается Пороховщиков, в любви он был охотник: чем неприступнее крепость, тем интереснее, но как только девушка сдавалась, он отправлялся на поиски новой жертвы. 
Лишь однажды Пороховщиков все-таки чуть не женился. Это было в 1975 году. Его возлюбленную звали Рузанной. Ей было 27 лет. Они познакомились в театре. Девушка была из артистической армянской семьи, красивая, добрая, скромная. Пороховщикову казалось, он нашел свой идеал. Каждый раз, когда он приходил к Рузанне, устраивалось шумное застолье. Общение затягивалось далеко за полночь. Многочисленные родственники пели, шутили и говорили все сразу одновременно. Остаться наедине с Рузанной не получалось. Пороховщиков понял: так жить он не сможет. Рузанна Лисициан стала известной оперной певицей. Сегодня она преподает в Академии имени Гнесиных. Об Александре она вспоминает с большой теплотой, несмотря на то, что когда-то он разбил ей сердце.



С тех пор Пороховщиков даже не смотрел в сторону ЗАГСа. Он слыл закоренелым холостяком. Ему было под 40, а он все еще не был женат. Девушки уже оставили попытки затащить актера под венец - его уже не переделать. 

                  СВЯЗЬ? ЛЮБОВЬ? ПОДАРОК СУДЬБЫ...


Новой избранницей актера стала 15-летняя Ирина Жукова, которая работала в том же театре. Ирина младше Александра на 23 года. Когда они познакомились, ей было всего 15 лет. Ему – под сорок. Он был "звездой" театра имени Пушкина. Она пришла работать туда помощником костюмера. После школы девушка собиралась поступать в ГИТИС на театроведческий, и в 9-м классе пошла в костюмеры, чтобы заработать стаж. Кстати, поначалу Пороховщиков девушке очень не нравился, и в частности, своей репутацией дон-жуана. В Александра Пороховщикова была заочно влюблена ближайшая подруга Ирины – Лиля. Она таскала Иру на его фильмы, спектакли,  Ира к актеру относилась спокойнее, но предчувствовала - судьбе угодно пересечь их пути.  С Лилей Ирина не общается почти 30 лет, с того времени, как в ее жизни появился Александр Пороховщиков. Подруга до сих пор не может простить ей то, что это она стала женой актера.  

«Пороховщиков уже тогда считался звездой. Ему было чуть за сорок, он был хорош собой, много снимался и очень нравился женщинам. Поклонницы встречали его у проходной, ждали после спектакля. Самые  экзальтированные бежали за его машиной. Пожалуй, во всем театре только я одна относилась к нему равнодушно. Он на меня вообще внимания не обращал – принимал за актерского ребенка, которого не с кем оставить дома, поэтому родители таскают его на спектакли».

А ребенок-то был совсем непростым, и хрупкая внешность скрывала сильную, целеустремленную и вполне сформировавшуюся личность.

"Мне было интересно общаться с ровесниками и вообще хотелось какой-то романтической любви, я ходила по театрам... Когда объявила родителям, что буду поступать в театральный, отец сказал: «Ну что ж, иди, если хочешь быть нищей». Он у меня потомственный военный, племянник маршала Жукова, хотел, чтобы и дети продолжали семейную традицию. Брат должен был стать военным медиком, я – военным юристом. «Не слушаешься – значит, будешь зарабатывать себе на жизнь сама». Я так и сделала. Первую зарплату получила, когда мне было пятнадцать, - как сейчас помню, 85 рублей. Но я была счастлива. Еще бы, в таком месте работаю! Это ведь театр легендарный.  Хотя на самом деле все было далеко не так романтично, как мне представлялось. Я работала костюмером. Приходилось гладить по 7-8 килограммов белья каждый день, носить костюмы и переодевать актрис во время спектакля. Иногда я не успевала все сделать за день и тогда приносила белье домой, и бабушка помогала мне стирать и гладить.

Знакомство произошло случайно: как-то после спектакля Пороховщиков просто поинтересовался у девушки, как ее зовут, и спросил, где она живет. Когда выяснилось, что Ира живет на Комсомольском проспекте, неподалеку от магазина «Дары природы», попросил привезти литровую банку квашеной капустки. Вот с такой романтики начинался роман, который длится до сих пор.Первое свидание состоялось только через два месяца. Вопреки ожиданиям Ирины, знаменитый актер не повел ее в кино или театр. Александр привел Ирину на первое свидание - в знаменитую пивную на Таганке, где в то время собирались актеры.  Отдыхавший там  Золотухин сказал: «Пороховщиков с внучкой пришел!» А потом была долгая прогулка по Москве, бесконечные разговоры, после которых невозможно было расстаться. 

"После второй такой прогулки я в него влюбилась по уши – так, как можно только в пятнадцать лет влюбиться в своего первого мужчину. Потом я пришла к нему в гости, где все и случилось – как-то очень деликатно, естественно. Я так его любила, что была к этому готова, только не знала, как это происходит. А для него было откровением, что ребенок может испытывать такие чувства, он считал, что любить способна только женщина опытная, которая знает, что отдает и что получает взамен. Непонятная детская преданность была для него неожиданной, и я не скажу, что он сразу ее оценил, хоть и говорит сейчас, что влюбился в меня с первого взгляда. Он только сказал мне тогда: «Ты больше ни с кем не встречайся, потому что ничего нового для себя не откроешь. Вот если действительно влюбишься в кого-нибудь, тогда от меня уйдешь». Но после этих слов не стал вести себя со мной деликатней или мягче. Он был избалован женщинами донельзя и изменять своим привычкам не собирался. "

Если жизнь Ирины изменилась в корне, и она с трудом скрывала от окружающих свое сумасшедшее счастье, то в жизни Пороховщикова вроде бы ничего и не изменилось. Он по-прежнему пропадал в шумных компаниях, никому не давал отчета в своих поступках и жил без оглядки на чужое мнение. Проводя вместе много времени, влюбленные должны были приезжать в театр отдельно и ничем не выказывать своих чувств. Единственное проявление чувств, какое могли себе позволить, - тайком прикоснуться друг к другу во время спектакля. В «Оптимистической трагедии» был момент, когда на сцене на несколько секунд гас свет, и в это время Александр и Ира  протягивали друг другу руки. Никто ничего не замечал. Потом, конечно, все открылось, и такое началось...
«Такое» началось летом, на гастролях, когда театр выехал со спектаклями в Барнаул. Жизнь в одной гостинице похожа на жизнь в коммунальной квартире – со всеми вытекающими последствиями, особенно, если речь идет об артистах… Пороховщиков отыграл свой репертуар и безмятежно уехал в Москву, а Ирину незамедлительно вызвали на партсобрание.

« Всю ночь я прорыдала у себя в номере. Даже маме в Москву не могла позвонить – не хватало денег, чтобы оплатить междугородный разговор.  На следующий день мое аморальное поведение обсуждали все. Когда я входила в буфет, никто не хотел сидеть за моим столиком. На меня смотрели как на прокаженную. Какие вопросы они мне задавали – вспоминать не хочется. Секретарь парторганизации театра цеплялся с вопросом: «Было» у вас или не «было»?» Я чувствовала себя раздавленной. Не знала, кому излить душу! Постановили меня уволить и выслать из Барнаула, можно сказать, по этапу».

Ирине устроили настоящую травлю.  Ее каждую неделю вызывали на собрания, где отчитывали за распущенность и аморальное поведение.  Девушку спасла прима театра Вера Алентова, пожинавшая в то время плоды народного признания за роль Екатерины в фильме «Москва слезам не верит». К ее заявлению о том, что если девушку вышлют, то она последует за ней, отнеслись со вниманием . Ирина до сих пор считает Веру Алентову своим ангелом-хранителем.

"С тех пор про наш с Сашей роман знали все. Но на нем почему-то это никак не отразилось. А я ходила словно заплеванная. Меня в наказание перевели работать в театре на мужскую сторону. Это было ужасно! Меня называли «подавалой» - подавала актерам белье, носки. Позже узнала, что несовершеннолетнюю вообще не имели права допускать до такой пикантной работы... Невозможно забыть: протягиваю отглаженную рубашку одному артисту, а он кидает мне ее в лицо: «Из ее рук только после стирки!» Это было мучительно. Девочку, которая полюбила первый раз и на всю жизнь, какими только словами не называли!На гастролях нас Сашей селили в разных номерах - тогда нерасписанных запрещено было селить в одном номере. А утром коллеги - так, чтобы я услышала, - обсуждали: мол, видели, как Пороховщиков ночью в свой номер какую-то девицу тащил. У меня сразу слезы на глазах... Помню, Безруков-старший брал на гастроли маленького тогда Сережу Безрукова, который тыкал в меня пальцем и спрашивал: «Ты проститутка?»...

Но скандалы продолжались и в родном доме Ирины. Каждый вечер, когда Ирина возвращалась с работы, родители устраивали ей настоящий допрос и читали нравоучения. Родители были уверены: все это несерьезно. Разница в возрасте, разница в положении. С тех пор, как Ирина заявила отцу, что Александр Пороховщиков – человек, с которым она хочет прожить всю свою жизнь, родители не дали ей ни одной копейки - с 15 лет она работала сама, сама платила за квартиру, покупала еду и одежду. 
Вторым ангелом-хранителем для Ирины стал Александр Збруев.После очередных съемок он ехал в одном купе с Пороховщиковым. Актеры достали бутылку, разговорились о своем, о мужском, и Александр признался коллеге, что по-настоящему любит Ирину. Збруев позвонил ее родителям и попросил не мешать жизни дочери. С тех пор родители были с Ириной и Александром на одной стороне. 

 «Я была уверена, что Саша рано или поздно оценит мою преданность. Но он в женскую привязанность не верил и к прочным отношениям не стремился. Может быть, он и хотел когда-нибудь иметь семью и детей, но на самом деле для него семьей были мама и папа. Он очень ценил свою независимость. Настолько, что мог подолгу не звонить, зная, что я каждый вечер сижу у телефона и жду. Мог подойти к одной из женщин, которые каждый вечер встречали его у театра с подарками, а потом сказать, что это ничего не значит – просто встретил старую знакомую. Одно время была у него еще такая привычка – часов в десять вечера он звонил мне из какого-нибудь ресторана: «Ира, я здесь с друзьями, ты приезжай, забери меня отсюда». Когда я приезжала, оказывалось, что
его уже нет – уехал вместе со всеми. Тогда я хватала такси и начинала искать его по всем ресторанам, где он любил бывать. Могла полночи ездить - телефонов же сотовых не было! - наконец, приезжала к нему домой. Наивно спрашивала у его мамы: «Что с Сашей? Не звонил?» А она не пускала на порог. И я стояла до утра под окнами. А рядом была гостиница «Космос», и иногда даже дворник принимал меня за «ночную бабочку». Было стыдно, горько, обидно. Но - любовь брала свое.
И все повторялось снова. При этом не могу сказать, что он меня не любил, плохо ко мне относился. Просто привык так себя вести». 

Друзья по-прежнему не воспринимали их отношения серьезно,
говорили: «Ну зачем тебе эта костюмерша? Опомнись! Ты на себя в зеркало посмотри. Она же ребенок».  Кто-то просто завидовал, а кто-то просто не верил, что в жизни может быть такое. Пороховщиков уже столько  перевидал, какая уж тут любовь может быть… ? Но вера Ирины в него, ее чистота спасали Александра от многих непоправимых шагов.  У него была масса знакомых женщин, но постепенно круг этот все сужался, сужался, и…

Перелом к лучшему в этих странных отношениях наступил только в середине 80-х. Однажды Александр Шалвович завел разговор о своем роде, о предках, и в частности, об аресте деда, который он отчетливо запомнил – не мог понять, почему люди не сопротивлялись, когда их уводили на расстрел. 

"Мы говорили об этом, и вдруг он сказал: «Если когда-нибудь за мной придут, я буду отстреливаться. А ты что будешь делать?». Оказывается, у него был такой тест – каждой своей женщине он рано или поздно задавал этот вопрос. И каждая, услышав это, испуганно спрашивала: «А что ты натворил?» После этого он с ней больше не встречался. А я
не знала, что это проверка, но очень серьезно ответила: «Если ты начнешь отстреливаться, я буду подавать патроны». Потом выяснилось, что это все и решило"


У коллег и родителей Ирина выиграла битву за свою любовь. Но впереди ее ждало главное сражение. Со свекровью. Галина Пороховщикова родила Александра в 17 лет. Может, именно из-за небольшой разницы в возрасте, она всегда была для него больше другом, чем мамой. Александр называл ее только по имени – Галя,  она всегда была для него больше другом, чем мамой. Маму Пороховщиков боготворил. Ее слово было для него законом. Он и девушек себе выбирал, похожих на маму, но она  ни разу никого не одобрила. На Ирину Галина Пороховщикова при первой встрече даже не взглянула. Но Александр впервые не прислушался к маминому мнению, не бросил Иру. Поскольку матери его избранница не нравилась, влюбленные встречались у Ирины. Позже они стали там жить. 

"Когда я  впервые привел Иру к нам домой, мама так взбрыкнула, что я даже не ожидал. А она просто почувствовала, что это настоящее, и как любая мама приревновала. Я ведь был у нее единственный сын, мы с ней столько вместе пережили. А тут вдруг пришла какая-то маленькаяпигалица и увела у нее сына. Потом как-то был момент: я пришел к маме в комнату, сел на кровать – она отдыхала, и она сказала мне: « Ну  все – это твой крест. Не обижай ее». 

Из «моей девушки» и «просто Иры» Ирина постепенно превратилась в «мою невесту». Если раньше ей приходилось искать его, то теперь Александр Шалвович сам забирал ее из ГИТИСа, где она училась на  театроведческом. Переживал, если она задерживалась. Обзванивал знакомых и приходил без предупреждения. Казалось, что дело медленно, но неуклонно идет  к свадьбе, но с предложением Пороховщиков медлил.
У Ирины началась самостоятельная жизнь. Ее стали охотно печатать, театральные обзоры и рецензии, подписанные фамилией «Жукова», издавали в Америке, в Эмиратах. Из костюмерного цеха она перешла в литературную часть, затем последовало приглашение в Малый театр... 
 В 1995 году пара отдыхала в Турции. Каждый день они ходили на местный рынок – то сувенир друзьям присмотрят, то тунику для Ирины, то кальян для Александра. Однажды они зашли в ювелирный магазин. "Купить тебе что-нибудь?" - спросил Александр. "Купи" - улыбнулась Ирина. Александр подошел к прилавку, а когда вернулся, в ладони у него лежали два обручальных кольца. ... 

 «Честно говоря, я уже не верила, что это когда-нибудь произойдет. Я ведь никогда не ставила ему никаких условий, ничего не требовала. Поэтому он и не думал о том, чтобы оформить наши отношения, -
привык, что у него есть семья, а то, что мы не расписаны, ему и в голову не приходило. Ну и я стала считать, что это нормально. Но когда он, не
предупредив, надел мне обручальное кольцо на палец прямо в ювелирном магазине, я начала рыдать. Сердце сжимается, как вспоминаю, столько было нежности, любви, тепла... Когда стала законной женой, сразу же почувствовала новый статус, который принес положительные эмоции, Вернувшись в Москву, мы сразу же  расписались». 

До того как они расписались, прошло долгих 14 лет. Это случилось 13 мая 1995 года.  Только Пороховщиков сразу поставил условие: никаких платьев, пупсов на машинах и криков "Горько!". Пусть это будет только нашим праздником. На свадьбе родителей не было. Александр и Ирина поехали к ним сразу после ЗАГСа. Вначале они зашли к Ириной маме, а затем к маме Александра. Ирина не ждала от свекрови особенных восторгов по поводу женитьбы сына, а та вдруг обняла ее. Долголетнее
противостояние закончилось. Ирина укротила не только Александра, но и его маму.
Несмотря на обилие женщин в своей жизни, с любовью Александр Шалвович говорит только о двоих: о маме и своей жене Ирине.

" Выше мамы в мире просто ничего не существует: ни государства, ни правительства. Всю свою жизнь, все поступки я просматриваю через маму, для меня мама – это ходячая доброта, а без доброты жизнь
невозможна…Она была святой. Когда я встретил Иру, то был поражен: настолько она похожа на мою маму. Не внешне, а внутренне, духовно. У нас огромная разница в возрасте, но мы этого не чувствуем. Люди, подобные моей маме, Ирочке. – это люди, которые тебя окрыляют.   С ними жить на свете легче, теплее, добрее."


                                ПАМЯТЬ СЕРДЦА.

Богатый эмоциональный опыт послужил основой фильма «Цензуру к памяти не допускаю» (1991), где Александр Пороховщиков появился не только как исполнитель главной роли, но и как сценарист и режиссер. Фильм с самого начала повел себя удивительно: он требовал участия самых близких для Пороховщикова людей – его мамы и Ирины. Если получить согласие Ирины оказалось достаточно легко – она должна была сыграть саму себя – главную женщину в жизни главного героя, то с мамой вышло труднее: в то время она была прикована к постели после инсульта, говорила с трудом. Эта ситуация неожиданно разрешилась самым счастливым и неожиданным образом.

"Когда я написал сценарий, подошел к ней: «Галя, прошу тебя сняться в роли моей матери». (За эту идею коллеги сочли меня сумасшедшим: «Ты гестаповец, у тебя мать на ладан дышит, а ты ее на съемки тащишь»). Но мама ответила: «Я согласна». Мы ее погрузили на носилки и в «скорой помощи» повезли на другой конец Москвы. Там съемочный интерьер, комната, где она должна лежать. Суета! Гримеры, осветители,операторы. Мама все выдержала, снялась. Целый день лежала, курила. Вечером я присел отдохнуть, вдруг кто-то меня за плечо трогает: «Ну что, лысый, поехали». Открываю глаза – и едва чувств не лишился: передо мной моя мама. «Заводи, - говорит, - свою «шарманку». Мама встала! И она еще несколько лет жила, сама ходила в магазин. Вот! Существует же Создатель! А когда снимали финал, где мой герой бежит по шоссе, вдруг на фоне неба возник огромный крест. Его вся группа видела. Пока возились, он почти исчез, только чуть-чуть отсняли. "
В октябре 1992 года, в день премьеры фильма в кинотеатре «Октябрьский», Пороховщиков едва не погиб в автомобильной аварии. В тот день он возвращался домой на своем стареньком «жигуленке» и на одном из перекрестков столкнулся со встречным автобусом. К счастью, удар пришелся на противоположную от актера сторону, и ему удалось избежать печального исхода. А вот автомобиль ремонту не подлежал.


Между тем, фильм продолжал преподносить сюрпризы своему автору: «После телевизионного показа стали звонить какие-то люди: «Где вы были раньше?! Ваша картина достойна фестивалей, но они уже прошли»». Началось путешествие картины по разнообразным европейским и отечественным фестивалям: фестиваль в Сан-Ремо (четвертое место), Канны, кинофестиваль в Сан-Рафаэле (главный приз «Золотой парус», 1993), «Кинотавр» (главный приз и приз зрителей «За исповедальность»), фестиваль в Бердянске (главный приз, 1999). Успех фильма вдохновил Александра Шалвовича на написание новых сценариев. 

"У меня рука сама начинает писать, и я сижу по пять-шесть часов не вставая. Мне папа, когда еще жив был, как-то говорит: «Ты же с ума сойдешь, вон глаза кровью налились, исхудал, не ешь ничего». А я не могу остановиться: как будто кто-то свыше водит моей рукой. Так я и в кино снимаюсь: до тех пор не пойду, пока меня внутри не укусит за сердце кто-то. Тогда я готов хоть эпизод, хоть даже бессловесную роль играть." 

                                            СТРАННОЕ ВРЕМЯ.

Главная роль в собственном фильме стала тем редким случаем в 90-е годы, когда недюжинный талант  Пороховщикова был востребован по-настоящему. В других фильмах ему доставался весьма посредственный материал – роли мафиози, крупных чиновников и прочих «серьезных мужчин», в которых за непроницаемой внешностью супермена угадывалась тонкая и ранимая душа. Впрочем, одно только присутствие Пороховщикова на экране обеспечивало фильму если не успех, то определенный зрительский интерес. 

В это время девизом Пороховщикова стали слова пушкинского Скупого рыцаря: «Я знаю мощь мою. С меня довольно сего сознания». Неоднократно приходилось принимать не самые удачные приглашения, чтобы заработать деньги на лекарства для тяжело больной матери. Мама Пороховщикова ушла из жизни больше 10 лет назад. Как-то зимой она поскользнулась, упала и сломала шейку бедра. Чтобы
заработать ей на лечение, Александр брался за любые роли, и даже снялся в рекламе. Но поднять ее на ноги так и не удалось. 12 сентября 1997 года у Галины Пороховщиковой оторвался тромб. Смерть наступила мгновенно. Пороховщиков даже не успел попрощаться с мамой. Он до сих пор не может смириться с этой потерей. Александр признается: он бы давно спился от горя или наложил на себя руки, если бы не жена. Ирина заменила ему маму. 

 «Поскольку у меня есть семья, люди, за которых я отвечаю, мне приходится заниматься бизнесом, тратить золотое время на какие-то потусторонние вещи. Зарабатываю деньги, чтобы снимать кино. Раньше мы ездили по стране с концертами. Сейчас приглашают в рекламу. Пару раз я снялся, правда, ролики были смешные и симпатичные. А презервативы и другие противозачаточные средства не хочу рекламировать, хотя предлагают за полминуты съемок шесть тысяч долларов. Жена сказала: «Попробуй только согласись, домой можешь не приходить». Ирочка права, тем более,  что я ею безумно дорожу». 

Чтобы доказать Ирине свою любовь, Пороховщиков предложил обвенчаться. Они заключили церковный брак. Актер хотел пригласить всех друзей, устроить настоящее торжество, но на этот раз Ирина сказала: "Пусть это будет только нашим праздником". 

С 2000 года Александр Шалвович стал чаще появляться в кино: в сериалах: «День рождения Буржуя» (2000, реж. А. Матешко), «Черная комната» (2000, реж. А. Звягинцев), «Империя под ударом» (2000, реж. В. Хотиненко), «Даша Васильева. Любительница частного сыска» (2003, реж. А. Матешко), «Слепой» (2004, реж. С. Лялин), и полнометражных фильмах: «Женщин обижать не рекомендуется» (2000, реж. В. Ахадов), «Игра в модерн» (2002, реж. М. Коростышевский), «Чердачная история» (2004, реж. Г. Евтушенко). Большую часть заработанных денег Александр Шалвович вкладывает в восстановление дома-музея Пороховщиковых в Староконюшенном переулке.

                                      РОДОВОЕ ГНЕЗДО.

О существовании дома, принадлежавшего когда-то его предкам, Александр Шалвович узнал только в середине 90-х, когда просматривал семейные фотографии. Дом на фото выглядел странно знакомым – мимо него он часто проходил, когда работал в Театре им. Вахтангова и учился в Щуке. Однако никогда не обращал внимания на табличку у входа. А следовало бы, поскольку и эта табличка, и сам дом имеют к нему самое непосредственное отношение: здесь жили Пороховщиковы еще в XIX веке, а хозяином дома был прадед актера. 

Разрозненные воспоминания детства обрели очертания и форму: Александр Шалвович наконец понял, куда уходили мама с бабушкой, оставляя его играть на Старом Арбата, и почему возвращались с заплаканными глазами. 
С тех пор Александр Шалвович всерьез увлекся историей дома. Он выяснил, что построен был этот особняк в 1871 году. Но он не был основным домом Пороховщиковых. Они жили в кирпичном здании, выходящем фронтоном на Старый Арбат. 
После всяческой бюрократической возни и волокиты в 1996 особняк удалось арендовать у правительства Москвы на 49 лет, и началась приятная, но утомительная работа по его восстановлению. 



Однако реконструкция дома – это всего лишь часть фамильного дела Пороховщикова. В последние годы он вплотную занялся поиском материалов для создания в этом доме музея своих прадеда и деда, воссозданием своего родового древа, благо для этого доступны теперь многие закрытые архивы. Он днями просиживал в библиотеках, рылся в архивах.

"Вот подниму дом из руин, тогда и соберемся все вместе, чтобы отпраздновать возрождение рода. По сравнению с ними я – единственный, кто остался с голым задом из всех ветвей рода Пороховщиковых. И для меня принципиально важно доказать, что я тоже кое-что могу."

Фамильная гордость не позволяет Александру Пороховщикову обращаться к заграничным родственникам с предложением принять участие в восстановлении родового гнезда своими капиталами. Хотя некоторые из них приезжали в Москву, видели дом и предлагали свою помощь.  
 
                                           НАШИ ДНИ...

Александру Пороховщикову недавно исполнилось 72 года.



С Ириной они по- прежнему вместе. Работают над общими проектами. Ирина, уйдя из театра, работала на телевидении, затем в кинокомпании.  Вела национальные проекты в правительстве, уважаемая светская дама. Но порой сокрушается, что для мужа так и осталась той девочкой в простеньком сарафанчике. Вместе они достигли многого - построили дачу в элитном районе Подмосковья. Занимаются восстановлением и поддержанием особняка Пороховщиковых. Все организационные и хозяйственные вопросы - на Ирине. Муж - в творчестве.  

"Я всю жизнь верна мужу, больше никого у меня не было, однолюбка. А у него случалось... К сожалению, я знаю, что такое измены. Но все можно пережить, если есть любовь! " 

В прошлом году Пороховщиков и его молодая жена Ирина отметили 30-летие совместной жизни.  И вдруг как гром среди ясного неба: Александр и Ирина Пороховщиковы  разводятся. В газетах появились комментарии обеих сторон. Отправной точкой этой истории послужил фамильный особняк, принадлежавший прадеду Пороховщикова. 

"Ира нашла по Интернету организаторов галерей, которые начали работу по приведению здания великого актера Александра Пороховщикова в надлежащий вид .  Но вскоре начали происходить недоразумения. Как-то жена пришла в дом и увидела, что в одной из стен сделан пролом. Она прибежала ко мне с глазами, полными ужаса, но я сказал, что проблема и выеденного яйца не стоит: сделали — значит, так им надо. Но после этого некие «добрые люди» решили нас с женой рассорить — нашептали моей доверчивой Иришке, что эта команда вообще не та, за кого себя выдает. Мол, они бандиты, рейдеры и вообще занимаются организацией не галерей, а гей-клубов. Моя Ирочка — наивной души человек. Поверила, испугалась и стала настаивать, чтобы работы прекратились. Я навел справки. Все, что сказали жене, оказалось ложью. И тогда я заявил Ире, что останавливать работы не буду. У нас начались ссоры на этой почве. Заявляю: ни о каком разводе и речи быть не может . Между нами с Ирой действительно было недопонимание, но только потому, что у нас обоих взрывной характер. К тому же мы слишком любим друг друга и из-за этого порой не можем вовремя трезво оценить ситуацию. Ангел  доброты летает над наш им домом. Вообще, я отчасти даже рад тому, что произошло. Этот конфликт станет для нас обоих уроком».

Александр первым пошел на примирение, извинившись перед супругой в открытом письме через «Комсомольскую правду». 

«Дорогая Ирина! Я, Пороховщиков Александр, твой муж, хочу публично извиниться перед тобой, что я где-то сказал, что ты стала злоупотреблять алкоголем. Алкоголичкой я тебя никогда не называл. Про алкоголь я знаю всё, поверь мне... Живи долго и счастливо. 
Р. S. Доверчивость, ранимость - это хорошие человеческие качества. Я горжусь, что они у тебя есть, но, к сожалению, не для нашего времени, Ира. Помнишь детское: "Что ты еж такой колючий? - Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи".
9 февраля, вторник,
2010 год. Привет, твой Саша».


Истинная причина этой семейной трагедии так и осталась тайной за семью печатями. Между супругами уже все в порядке, но сейчас  еще один  семейный конфликт будоражит внимание поклонников Пороховщикова. На этот раз судебная тяжба  разгорелась между Пороховщиковыми и  родным братом Ирины из-за 5 квадратных метров родительской квартиры.



У семьи Пороховщиковых есть заветная мечта... Стать родителями Александр и Ирина мечтают уже много лет. Но, увы, с каждым годом надежд на воплощение этой мечты становится все меньше. Время идет, да и здоровья годы не прибавляют.

"Это моя самая большая вина перед ней. Это самое главное… Она ведь очень добра. С собакой и то как с младенцем возится, накупила псу два магазина игрушек. Малыш ей нужен, она должна сидеть с ним, воспитывать, уверен, что из нее получится замечательная мама. Да, задержался я, не было времени, другие ставил цели и задачи. Жизнь так распорядилась. Но все равно верю, что у нас появится маленький. Это сейчас только от нее зависит: нельзя быть такой худенькой, иначе ребенка не выносить. Какое же я испытаю счастье, когда врачи скажут, что мы скоро станем родителями! Буду около ножек ее лежать, как собачка верная. Любой каприз, любое желание выполню. Я даже думал: как появится первенец, возьмем потом из детского дома еще троих…"

Вот такой он, Александр Пороховщиков. Обыкновенный  человек, мастер своего дела. Редкий тип актера, чей образ на экране полностью соответствует его внутреннему "Я".


 
По материалам прессы.
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Irina GeRda      15-04-2011 21:42 (ссылка)
Фильмография:
1968 — «Крах» - Муссолини
1969 — «Гори, гори, моя звезда» — белогвардейский офицер
1970 — «Случай с Полыниным» — англичанин
1970 — «Спокойный день в конце войны» — немецкий солдат
1972 — «Бой после победы» — немецкий офицер
1973 — «Ринг» — Исаев
1974 — «Свой среди чужих, чужой среди своих» — председатель ЧК Николай Кунгуров
1975 — «Бриллианты для диктатуры пролетариата» — Осип Шелехес
1975 — «Звезда пленительного счастья» — Пестель
1975 — «Капитан Немо» — капитан Фарагут
1975 — «Ярослав Домбровский»
1976 — «Огненное детство»
1977 — «Ералашный рейс»
1977 — «Талант» — Ладошников
1978 — «И ты увидишь небо»
1978 — «Поговорим, брат…»
1978 — «Стратегия риска»
1978 — «Человек, которому везло»
1979 — «Ищи ветра» — офицер
1979 — «Город принял» — Скуратов
1979 — «С любимыми не расставайтесь» — Николин
1979 — «Выгодный контракт» — Разгонов, майор КГБ
1979 — «Железные игры»
1980 — Крах операции «Террор» - Савинков
1980 — «Тростинка на ветру»
1980 — «Главный конструктор» — Мальцев
1981 — «Два долгих гудка в тумане» — Андрей Исаев
1982 — «Наследница по прямой»
1983 — «Лунная радуга» — Бак
1985 — «Возвращение с орбиты» — Алексей Евгеньевич Свиридов, генерал-майор
1984 — «Завещание профессора Доуэля» — Гульд
1984 — «Пока не выпал снег» — Михаил
1984 — «Избранные» — Линдинг
1984 — «Канкан в английском парке»
1985 — «На крутизне»
1985 — «Тайны мадам Вонг»
1986 — «Первоцвет»
1987 — «9 мая»
1988 — «Фуга» — неизвестный
1988 — «Этот фантастический мир» Четырнадцатый выпуск. Умение кидать мяч
1989 — «Следствие ведут знатоки. Мафия» — Олег Коваль
1990 — «Битва трех королей»
1990 — «Всё впереди»
1990 — «Живая мишень» — Колобов
1991 — «… Цензуру к памяти не допускаю»
1992 — «Тридцатого уничтожить» — Григорий
1994 — «Хаги-Траггер» — Антон Дмитриевич, генерал милиции
1997 — «Мытарь» — Потоцкий
1999 — «Ворошиловский стрелок» — Пашутин
1999 — «Женщин обижать не рекомендуется» — Шахов
1999 — «День рождения Буржуя» — Борис
2001 — «День рождения Буржуя 2» — Борис
2002 — « Следствие ведут знатоки. Третейский судья» — Олег Коваль (Максим Янов)
2002 — «Удар Лотоса 2: Сладкая горечь полыни» — Пелевин
2003 «Тайный знак. Часть вторая: „Возвращение хозяина“» — Скорик, губернатор
2004 — «Шпионские игры» — Соколовский
2004 — «Даша Васильева 2» — Сыромятников
2004 — «Слепой» — Кречетов
2006 — «Кадетство» — Матвеев, начальник училища
2007 — «Софи» — старый князь
2008 — «Белая медведица» — Андрей Андреевич Платошин
2009 — «Исаев» — генерал В.М.Молчанов
2010 — «Мы из джаза 2» (в производстве)
2010 — «Когда цветет сирень» - доктор
200? — «Ангел мой» — отец Марии

Режиссёрские работы:

1987 — 9 мая
1992 — Тридцатого уничтожить
1992 — Воля
1994 — Хаги-Траггер
1999 — Женщин обижать не рекомендуется
2001 — Под Полярной звездой
2002 — Удар Лотоса — 2: Сладкая горечь полыни
ГЕННАДИЙ ПЕТРУШОВ      17-04-2011 23:43 (ссылка)
Re: Время Александра Пороховщикова________2