Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Коми

Коми


   Коми (коми-зыряне, зыряне; коми - коми-зыряна, ед. ч. - коми-морт, мн. ч. - коми-войтыр) — финно-угор. народ, коренное население Республики Коми. Другие регионы проживания — Свердловская обл.; Мурманская обл.; Омская обл.; Тюменская обл.; Ненецкий АО; Ямало-Ненецкий
АО; Ханты-Мансийский АО.

   Выделяются 11 этнических групп: вишерцы, верхне-вычегодцы, нижне-вычегодцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы, зюздинцы, пермяки. Локальные этнографические группы коми сохранялись до нач. 20 в. Наибольшее своеобразие в к-ре имели удорцы — население верховьев Вашки и Мезени, ижемцы — низовьев Печоры, прилузцы — верховьев Лузы и Летки.

undefined  ][ undefined  ]

Весь

Весь


  Весь — прибалт.-фин. племя, от которого якобы происходят вепсы и частично карелы. Племя занимало территорию Межозёрья: между озёрами Нево (Ладога), Онего (Онежское) и Белым и далее на юг. «На Белом озере сидит весь» (ПВЛ). По сев.-рус. к тому же «весь» - это и поселение, и мамонт. Известны весь выбушская (якобы, от с. Выбушское), весь ёгонская (т. е. деревня (весь) на р. Ёгне) - в р-не г. Весьегонск в крайнем с.-в. р-не Тверской обл. Возможно, ранее р. Реня называлась Ёгна. Сейчас название Ёгница носит ручей,приток Медведки (р. Звана). Также с. Ёгна расположено на ручье Ёгнице.

undefined  ]

Югра

Югра


   Терминами «Югра, Югория» в рус. летописях 11-15 вв. называлась территория на Полярном Урале (рус. – Камень) и в З. Сибири, а также её жители.

   1-е датированное упоминание Югры в ПВЛ относится к 1096 г. Однако крупнейшие специалисты-историки считают, что оно было включено в состав повести неск. позже - в 1118 г. В ПВЛ (11 в.) предки венгров названы «уграми» (от «хунгар/хункар» - авт.), а предки якобы хантов и манси – «югрой». Именно тогда в летописи появился знаменитый рассказ о походе новгородцев в «земли
неведомые»: «Теперь же хочу поведать, о чем рассказал мне Гюрята Рогович, новгородец, говоря так: «И пришел отрок мой к ним, а оттуда пошел в землю Югорскую. Югра же - это люди с языком непонятным, и соседствуют они с самоядью в северных странах. Югра же сказала отроку моему:
«Дивное мы нашли и новое чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это ещё 3 года назад: есть горы, доходящие до залива морского, высота у них как до неба, и в горах тех слышны клики великие и говор, и секут гору, стремясь высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят. Не понять языка их, но показывают железо и машут руками, прося железа; и, если кто даст им железо - или нож, или секиру, они взамен дают меха
».

false

undefined  ]

Голядь

Голядь



   Го́лядь (др.-рус. голѧдь) — якобы, балтоязычное племя, обитавшее, согласно др.-рус. письменным источникам 11-12 вв., в верховьях р. Протвы (на территории совр. Московской, Смоленской и Калужской обл.), между землями вятичей и кривичей (восточнее кривичей и западнее мери и мещёры). Археол-ки якобы соотносится с Мощинской к-рой (см. карту; которая, возникнув в сер.
—2-й пол. 3 в. н. э., исчезает в конце 4–5 в.; лишь отдельные её памятники, расположенные на малых притоках р. Оки, доживают до 6-7 вв.; исчезновение её отделяет от летописного упоминания людей голѧди полтысячелетия), близкой Зарубинецкой к-ре Десны и Верхнего Поднепровья, хотя на мой взгляд логичнее связать её с Москворецкой к-рой. Название племени (этноним) безо всяких на то оснований пытаются связать с прусс. галиндами (силезо-ополянскими голенжицами), предками совершенно иного этноса – бужских галендров, хотя в числе «з.-слав.» племён в составе велетов-лютичей было племя колодицы/колодичи/коледичи, которые, как считается, какое-то время входили в состав сербов-лужичан (вспомним имя франк. вождя Хлод-вика), многие из племён которых переселились на Балканы. Историк Иордан (6 в.) писал о них как о колдах, покорённых остроготским (гревтунгским/грейтунгским, т. е., вероятно, кривичским) королём из рода Амалов, Германа-рихом.

undefined  ]

Мурома

Мурома


   Мурома́ — якобы финно-угор. племя, которое с сер. 1 тыс. н. э. жило в нижнем течении Оки в окрестностях г. Муром. Упоминается в ПВЛ как не-славянское (что можно понимать и как до-славянское – авт.) и живущее у впадения Оки в Волгу. Происходило-де от племён Мощинской к-ры. Племя занималось с/х, охотой, ремёслами. К 12 в. было-де ассимилировано «вост. славянами» (читай, великорусами) на «начальном этапе формирования» великорусского супер-этноса (такая постановка вопроса позволяет предполагать не только древ. автохтонность данного этноса, но и субстратность по отношению к великорусскому супер-этносу – авт.). Дискуссионным в науке является вопрос о том, являлась ли мурома одним из мордовских или марийских племён, или, также как и меря, была
самобытным народом (в составе мордвы и марийцев этноса с близким названием нет – авт.).

false
Как представляется с официальной точки зрения - карта финно-угорских племён до расселения славян

undefined  ]

Мордва

Мордва


   Мордва́ — финно-угор. народ, который делится на 2 основных субэтноса — мокша и эрзя. Самоназвания: мокшан - мокше´т (мокш.), эрзян — эрзя´т (эрз.). Этнические группы: эрзян — шокша, мокшан — каратаи. Также сравнительно недавно ещё существовали терюхане. Относятся к коренному населению Ц. России. Проживают в РФ, ок. 1/3 — в Мордовии, а также в сопредельных обл-х — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской. Верующие — в основном православные, есть также приверженцы народной религии (традиц. религия мокшан — мокшень кой), лютеране и молокане.

false
Как представляется с официальной точки зрения - карта финно-угорских племён до расселения славян

undefined  ]

Меря. Предки марийцев или древне-русский субстрат?

Меря. Предки марийцев или древне-русский субстрат?


   Ме́ря, меря́не — древ. предположительно финно-угор. племя, проживавшее на территории совр. Владимирской, Ярославской, Ивановской, вост. части Московской, вост. части Тверской, части Вологодской и зап. части Костромской обл. России до великорус. колонизации их земель в 10-11 вв. Исследователь Кузнецов утверждает, что центром поселения мерян были губ-ии Владимирская, Ярославская и Московская – к востоку от голяди. Также считается общим названием населения
(Мерянская к-ра), проживавшего на этой территории во 2-й пол. 1 тыс. н. э.

false
Как представляется с официальной точки зрения - карта финно-угорских племён до расселения славян

undefined  ]

Марийцы, черемисы

Марийцы, черемисы



   Марийцы (мар. - марий, мары, маре, мӓрӹ; ранее: рус. - черемисы, тюрк. - чирмыш) — финно-угор. народ в России, в основном в республике Марий Эл. В ней проживает ок. половины всех марийцев, насчитывающих 604 тыс. человек (2002). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала. Основной территорией проживания является междуречье Волги и Ветлуги.

false
Как представляется с официальной точки зрения - карта финно-угорских племён до расселения славян

undefined  ]

Скобари, Псковская республика

Скобари, Псковская республика


   Псковская республика (или также Псковская вечевая республикаПсковская феодальная республикаПсковское княжество, официальное — Псковское господарствоПсковская
земля
) — ср.-век. гособразование на территории Руси со столицей в городе Пскове. Название происходит от слова piskava (по-ливски), piskva, pihkva (по-эст.), означающих «смолистая вода». С нач. 11 в. до 1136 г. якобы управлялась киевскими наместниками (Русский каганат династии Ашина), затем находилась в составе Новгородской республики, пользуясь широкой автономией. С 1348 г. полностью независима. В 1510 г. вошла в состав централизованного Русского гос-ва.

false
Карта 1239-1245 гг.

undefined  ]

Поморы

Поморы


   Поморы - одна из наиболее крупных субэтнических групп великорусов по численности (наряду с казаками), с высоким уровнем и устойчивостью самосознания. Ранее - чудь поморская. Поморы занимают северную окраину расселения северных великорусов — побережье Белого и Баренцева морей. Они представляют собой, как принято считать, потомков главным образом новгородцев и отчасти ростово-суздальцев, начавших осваивать поморский регион с 12 в. (что, как увидим ниже – вовсе не так – авт.). Формирование поморов происходило в результате сложных процессов, связанных с неск. волнами переселений выходцев из с.-рус. и ср.-рус. областей, а также с ассимиляцией местных групп финно-угор., саамского и ненецкого происхождения. Доля финно-язычного компонента в составе поморов значительна, хотя, как считается, поморы в значительной степени изолировали себя от соседнего иноэтничного населения.

undefined  ]

Крах мифа о славянах-вятичах

Крах мифа о славянах-вятичах


   Как только возник раздел исторической науки, получивший название славянистики, начался не расцвет, а упадок в ней, поскольку на одну ошибку, когда т. н. вятичей причислили к славянам («Повесть временных лет» (ПВЛ) Нестора-летописца) стали громоздить другие. И эта гора домыслов преградила путь истине.

undefined  ]

Удмурты

Удмурты



   Удму́рты (ранее — рус. вотяки́; удм. - удмурт, удморт, укморт, мн. ч. - удмуртъёс) — финно-угор. народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах. Говорят на русском и удмуртском языках финно-угорской группы уральской ЯС. Внутри своей языковой группы удмуртский
язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу. По переписи 2010 г. в России проживало 552 тыс. удмуртов, в т. ч. в самой Удмуртии — 410 тыс. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, Украине, Белоруссии, Узбекистане. Основная религия - православие, в сельской местности включающее остатки до-христ. верований. Удмурты делятся на 2 основные этно-территориальные группы – ватка (т. н. вятские удмурты) и калмез (средне-вятские удмурты).

undefined  ]

Квены/каяны

Квены/каяны


   Есть гипотеза, что 1-м экзонимом якобы саамов стало слово finn — именно так назывался народ, близкий, по мнению нек. учёных, к саамам, описание которого было дано в некоторых хрониках раннего средневековья. Кроме того, в совр. Швеции и Норвегии прозвища саамов lapp и finn остались тождественны, причем lapp носит более пренебрежительный оттенок. При этом жители С. Норвегии собственно финнов называют «квены» (kvæn, kven). Т. е. предположительно в основу этнонима «финн» лёг этноним «квен». Совр. квенов/каянов причисляют к саамам, а их область в ср. века именовалась Квенналандом или Каянией, соседней Кириалландии/Карьяле, т. е. Карелии, и известна уже в конце 1 тыс. н. э.

false

undefined  ]

Коми-пермяцкие основатели Господина Великого Новгорода

Коми-пермяцкие основатели Господина Великого Новгорода


  Новгородская республика — ср.-век. государство, существовавшее в период с 1136 по 1478 гг. В период наибольшего расцвета кроме собственно Новгородской земли включала также территории от
Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке, и от Белого моря на севере до верховьев Волги и З. Двины/Даугавы на юге. Кроме того, в состав Новгородской республики входили колонизированные и имеющие особый статус «новгородских волостей» территории, с которых специально снаряжаемыми отрядами данников собирались не государственные подати, а дани (Бежецкий Верх, Мелечя, Шипино, Егна, Заволочье, Тре, Пермь, Печора, Югра, Вологда), или же находившиеся в совместном владении с владимирскими [Торжок, Волок (Ламской; ныне Волоколамск)] и полоцкими [Луки (с начала 15 в. Великие Луки)] князьями.

false
undefined  ]

Карелы

Карелы


   Коре́лы/корела — древ. прибалт.-фин. племя, жившее в средневековье главным образом на Карель. перешейке и в С. Приладожье.

false
Зоны расселения племён современного росс.-фин. пограничья, включая корел, в 10 в. н. э.

undefined  ]

Финны-суоми, тавасты

Финны-суоми, тавасты


   Фи́нны-суоми (самоназв. - суомалайсет, фин. suomalaiset) — финно-угор. народ, основное население Финляндии. Составляют абсолютное большинство населения в Финляндии (4,6-4,9 млн. человек). Финны живут также в США — более 623,6 тыс. (2002), Швеции — от 446 до 470 тыс. (оценка), Канаде — более 130 тыс. (2006), России — 34,1 тыс. (2002), Австралии — 21 тыс. (2006), Великобритании — более 11 тыс. (2001), Эстонии — 10,6 тыс. (2010), Норвегии — от 10 тыс. до 60 тыс. (оценка).

   Говорят на финском языке финно-угор. ЯС. Письменность на основе латиницы. Верующие — в основном лютеране.

false
false
undefined  ]

Ингры

Ингры


   Ингры или фи́нны-ингерманла́ндцы (фин. inkeriläiset, inkerinsuomalaiset, эст. ingerlased, швед. finskingermanländare, устар. финны-инкери, ленинградские финны, самоназв. – инкерикот, инкеройн, ижор. inkeroin) — субэтническая группа финнов, проживающая на территории истор. области
Ингерманландия/Ингрия. Язык ингерманландцев относится к восточным диалектам фин. языка. По вероисповеданию ингерманландцы традиционно относятся к лютеранской церкви, однако часть из них придерживается православия. В Эстонии перепись 2000 г. зафиксировала 358 ингров («ingrian, ingerisoomlased»), относящихся к финнам-ингерманландцам.

undefined  ]

Ижора

Ижора


   Ижо́рцы, ижо́ра/ижера (самоназв. - ижора, ижоралайн, ижор. ižora, ižoralain) — малочисленный финно-угор. народ, в древности — основное (наряду с водью) население Ижорской земли. К ним порой прилагают названия инкеройн (inkeroin), карьялайн, т. е. ингров и карел. До сер. 20 в. сохраняли свой язык и нек. своеобразные черты материальной и духовной культуры (в одежде, пище,
жилище и др.). В отличие от лютеран-ингерманландцев, проживавших на тех же землях, исповедовали православие. К наст. времени почти полностью ассимилированы, количество говорящих на родном языке — неск. сотен человек. Совр. представители ижоры проживают в основном в Ломоносовском и Кингисеппском р-нах Ленобласти (истор. Ингрии). Их по переписи населения 2002 г. в России было зарегистрировано 327 человек, из которых 177 в Ленинградской обл. Интересная ситуация сложилась после распада СССР — Всеукраинская перепись населения 2001 г. зафиксировала проживание на Украине 822 ижорца — т. е. больше, чем на их истор. родине — из которых только 2 назвали ижорский язык родным. Причём 788 из них живёт в Крыму. Эти результаты тем более вызывают удивление, что по предыдущей переписи 1989 г. на Украине насчитывалось всего 9 ижорцев. Помимо этого в Эстонии перепись 2000 г. зафиксировала 62 ижорца, из которых назвали родным ижорский язык 19 чел., русский — 39 чел., эстонский — 3 чел. В Таллине из них проживает 10 ижорцев.

false
Национальный флаг ижоры

undefined  ]

Трагедия води

Трагедия води


   Водь (самоназв. - ва́ддялайзыд (водск. vaďďalaizõd), вадьякко, вадьялайн, водь, редко - вожане) — малочисленный финно-угор. народ в России, коренное население Ленобласти (истор. Ингрии). Относится к списку исчезающих народов России.

false
Водская и Ижорская земля на нач. 15 в.

undefined  ]

Чудь, вепсы

Чудь, вепсы


  Чудь — якобы собирательное др.-рус. название ряда финно-угор. племён и народов, как правило, прибалт.-фин. группы (ср. водь, весь, сумь, ямь/емь, корсь, самоядь; а как быть с этнонимами русь, жмудь? – авт.). Существовала чудь заволочская (нын. литов. «занеманцы»-сувалкечай, а также ингерманландские саваки/савакоты), возможно, в в.-фин. истор. обл. Саволакс; известны также чудь псковская (р-н Чудского оз.; совр. сету), об'онежская чудь (нын. вепсы) и миф. чудь белоглазая (карелы-лаппи, не путать с лопью белоглазой – нын. саамами), чудь лужская (нын. карелы-людики), чудь обруселая (прото-русский субстрат), чудь поморская (нын. поморы).

false
undefined  ]

Ливы

Ливы



   Ли́вы (латыш. līvi или lībieši, лив. līvlizt, др.-рус. либь, ливь) — малочисленный прибалт.-фин. народ, однако, упоминаемый как летто-литовского происхождения. Предположительно прибыли в Прибалтику с восточного и с.-в. направления. Ближайшие родственные ливам народы — совр. эстонцы, с которыми ливы поддерживали хозяйственно-языковые связи до нач.20 в., в особенности с рыбаками о. Сааремаа, и водь (проживающая сейчас в неск. деревнях Ингрии – нын. Ленобласти). Как полноценная и довольно многочисленная этническая община ливы сохранялись до 12 в., после чего началась их постепенная этноязыковая ассимиляция различными балт. племенами, на основе которых при непосредственном участии ливов сформировались совр. латыши. Исторически родной язык ливов — ливский, ныне почти не используется в живом общении. С ливами явно связаны немецкий г. Лейпциг и латвийский г. Лиепая (быв. Либава).

false
undefined  ]

Эстонцы

Эстонцы


   Эстонцы (эст. eestlased) — прибалт.-фин. народ Эстонии, общая численность прим. 1,1 млн. человек, в т. ч. в Эстонии порядка 925 тыс. (2012). Основной язык — эстонский, прибалт.-фин. группы финно-угор. ЯС. Большинство эстонцев — атеисты. Верующие в основном лютеране, есть
православные. Антропологически относятся к в.-балт. и атланто-балтийской расам и переходным типам между ними.

undefined  ]

Балты

Балты


  Обычно слависты не вдаются в историю т. н. «балтов», среди которых, как считается, после германизации Ливонским и Тевтонским орденами сохранились в основном только восточные. Правда археологи отмечают, что только вятичи и радимичи были-де «в.-слав.» племенами, в этногенезе которых принимали участие «балты» (причём соседство их с более близкими псковичами
(самоназвание которых – скобари, возможно, восходящее к той же основе, что и англ. «сквайр/эсквайр» - помещик – от баскского наименования языка – «эскуара», т. е. «ясный говор» - з.-герм. племени сигамбров, как и герм. энгры – предки прибалт. ингров), дреговичами и полочанами (нын. поль. палучане) как-то вроде бы не отразилось на межэтнических связях; но суть этой «загадки» прояснится позже). Для вятичей (предков удмуртов-ватка) и радимичей характерны балтские шейные гривны, не известные в других рус. землях. Правда с вятичами выходит накладка, поскольку
территория, принимаемая за их ареал расселения, уж очень тесно связана с мещёрой (предками рус. мещеряков и живущих в Татарии и Башкирии мишарей) и голядью (возможныt предков венгров-колотасегов и саамов-колтта/скольт), причисляемых на неясных основаниях к «балтам» (Смоленская, Калужская и Московская обл.). Но голядь известна уже историку Иордану (6 в.), называвшему её колдами: у «з.-слав.» велетов (предков валдайских карел) и лужичан известно племя колодицы/колодичи/коледичи. А прусские галинды практически тождественны з.-полянским голенжицам,
причём сомнений быть не может, поскольку эти племенные группы – соседи. Этот факт говорит о том, что историки порой один и тот же народ относили к той или иной племенной группе, в соответствии с какими-то своими соображениями. Как бы там ни было, голядь и галинды 
- народы, не имеющие друг к другу никакого отношения.

undefined  ]

И вдруг… А был ли «новгородский» Рюрик?

И вдруг… А был ли «новгородский» Рюрик?


  В числе гуннских вождей, правивших с 376 по 465 г. известен некий Ругила/Ро'ил (род. в 368 г., умер в 434) , он же – Роа/Руа (лат. Rua, греч. Ρούγας, Ροϋνας, Ρωίλας), которого Иордан называет Roas (Роас/Руас), а Приск – Руа-базилевс (по сути, отсюда монахом Нестором, или тем, у кого он списывал легенду, и взята калька в герм. варианте – Рюрик, т. е. Ру-рих, где «рих, рекс, рикс, ригас» - царь), западные же историки - воеводой «скифов» Rhodas.

undefined  ]

Владимир Красно Солнышко

Владимир Красно Солнышко


   Никаких РЕАЛЬНЫХ свидетельств в пользу отождествления Владимира Красное Солнышко с правителем 10 – нач. 11 в. Владимиром Крестителем (в крещении получившем христ. имя Василий, т. е. буквально – базилевс, император; ок. 960 г. — 15 июля 1015 г.) нет. Впрочем, нет и саркофага Владимира Крестителя, как считается, якобы утраченного ещё во времена монголо-татар. нашествия.

undefined  ]

Иранские источники о допотопной истории

Иранские источники о допотопной истории


   По иран. мифологическим первоисточникам, перво-человеком, «вылепленным из глины», и перво-царём династии Парадата (др.-иран. версия называет перво-царём Хаошьянху Парадату, имя которого близко иран. же «змею» Хушенгу, а с др. стороны пересекается с шумер. Энки или шумер. же
Ан-Ки (т. е. «Небо и Земля»), др.-герм. Инги/Ингви (одного из 3-х «сыновей» «героя Потопа» Манна) и греч. Хаосом) – явно связанной с названием авестийской «Мировой Горы» Хары Березайти (и,
возможно, именем сакского вождя Бартатуя («бородатого»?)) – был Кайа/Гайа (т. е. «кей/кай» - царь) Марс/Март(-ан) (однозначно – эпоним груз. имеретинцев или итал. марсиев – родичей марийцев), супруг блудницы Джех и отец Мартйа и Мартйа-нага (где «наг» - змей). С др. стороны, он
считается сыном Вивахванта (который 1-м выжал сок хаомы/сомы из ревеня, и в награду породил сына – Хаошьянху - в царствование которого не было ни мороза, ни зноя, ни старости, ни смерти для людей и скота, и все люди имели облик 15-летних) - арий. Вивасваты/Вайвасваты (где «вайва» - радуга), безрукого, бесполого, бесформенного, имевшего эпитет Мартанда, у которого, однако, были
дети, совместные с Сарайю – иран. Йима/арий. Яма и иран. Йимак/арий. Ями, в арий. мифологии ставшие супругами, имевшими сына Аспьяна (рус. Успен) и дочь Заришум (в имени которой угадывается имя арий. богини Сара-свати (т. е. Зари светлой, аналога библ. Сарры) – супруги арий. бога-творца Брамы/Брахмы – аналога библ. Авраама/Ибрахима).

undefined  ]

Быль про «инока» Пересвета, или как церковь к русскому подвигу п

Быль про инока Пересвета, или как церковь к русскому подвигу примазалась


  Почему про «троицких иноков» Ослябю и Пересвета молчат патерики Троице-Сергиевой обители и житие Сергия Радонежского? Почему их останки покоятся вне стен Троице-Сергиевой лавры? Чьими вассалами были в миру «брянские бояре», и когда они оказались на землях княжества Московского? И чего стоят легенды о монахах-воинах, в схимах скакавших навстречу закованным в железо
ордынцам?

 
false

undefined  ]

Лучший парень античной истории

Лучший парень античной истории


  Так называл Спартака К. Маркс. Но что, кроме самих перипетий восстания
рабов 74/73-71 гг. до н. э. в Италии, известно о самом Спартаке?

undefined  ]

Когда создали иврит

Когда создали иврит


   В средние века евреи говорили на языках тех стран, в которых они проживали. Так в Испании
они говорили на иудейском диалекте исп. языка, иначе называемом «ладино» (от «латынь» - авт.). После изгнания из Испании многие евреи переселились в Османскую империю, где продолжали использовать ладино.

undefined  ]

Загадка Триглава

Загадка Триглава



   В польских источниках упоминается бог, условно называемый «Триглав» (имя образовано от 3-х голов), единственная статуя которого была установлена близ источника на среднем из 3-х высоких холмов в огромном храме Щецина, покоящаяся на священных столбах, обтянутых чёрным сукном, где хранились военные трофеи и горы сокровищ – 1/10 часть добычи, посвящённая богу. «Триглав» был с ног до головы закутан покрывалом, а на глазах и устах его была золотая повязка. Изрекал он свою волю устами жрецов: её высекал копытом священный чёрный конь, трижды прыгавший через 9 разложенных на земле копий.

undefined  ]

Некоторые моменты в географии Тацита и Плиния Старшего

Некоторые моменты в географии Тацита и Плиния Старшего


   Плиний Старший помещает вроде бы в Ю. Прибалтике венедов, отличая их от вандилиев (или вандалов), но топонимика привязывает их к побережью Латвии, а коли СПб действительно назывался в древности Винетой – то и к Ингрии.

undefined  ]

Мифология русских сказок

Мифология русских сказок


  Одним из главных персонажей русских сказок-мифов является злое божество Кощей/Кащей - аналог греч. Хаоса и шумер Аксу/Абзу (бога первозданного пресного «океана»), почему совсем не случайно он и «бессмертный» персонаж, и смерть его – в яйце, из которого, по представлениям древних, родился мир. Если учесть происхождение ряда «в.-слав.» племён из Фракии, Мезии, Греции и даже Галлии, то вполне уместна и необходима для понимания ассоциация Кощея с богом Хаосом, прародителем, создателем всего сущего, который, в свою очередь, хорошо известен на древнем Б.
Востоке, где в аккадо-вавилонской культуре существует персонаж-носитель хаоса, отец всех богов, Аксу (последний, очевидно, обще-племенной бог для элам. уксиев, коссеев и киссиев).

undefined  ]

Рюгенские боги

Рюгенские боги



   Из таковых (т. е. почитавшихся в храмах о. Ру'ян/Рю'ен - нын. Рюген) нам известны: в первую очередь – Свенто-вит/Святе-вид, затем – Руе-вит/Руги-вит, Рун-вит, Поре-вит/Пуру-вит, Туру-пит, Поренут, Пизамар.

undefined  ]

Можно ли верить «Иоакимовской летописи»?

Можно ли верить «Иоакимовской летописи»?


   Т. н. «Иоакимовская летопись», в отличие от «Повести временных лет» (ПВЛ), которая дошла до нас в виде списков, и они у нас есть аж с 13 в., эта летопись вообще не сохранилась до наших дней и известна только (!) по «трудам» псевдо-«историка» В. Н. Татищева, к которому она «чудесным образом» попала в руки. Автором летописи якобы является епископ Иоаким. Это грек, который приехал на Русь в 991 г. и скончался в 1030 г. Именно так его представляет нам сам Василий Татищев в своем труде «История Российская». «Иоакимовская летопись» там приведена в 4-й главе. Непосредственно перед ней - описательная часть от самого Татищева, который рассказывает о том, как она попала в его руки. Разыскивая истор. сведения, в 1748 г. он обратился к некоему архимандриту Бизюкова монастыря Мелхиседеку Борщову. У того ничего интересного для Татищева не было и он переадресовал Татищева к монаху Вениамину, коллекционеру рукописей. Последний и прислал Татищеву 3 тетради с номерами «4», «5» и «6», вынутые из некой сшитой книги. Сам Татищев определил, что текст в тетрадях написан плохой новой скорописью, а язык записей был намешан из старых и новых слов новгородского наречия. Т. е. это явно не оригинал, а какой-то новодельный список. Также Татищев указывает, что в тексте есть ошибки в топонимах, географии и названии племен (славян к примеру назвали сарматами). В сравнении с ПВЛ, у новой летописи были сведения, которых не было у Нестора, либо сведения об одних и тех же событиях отличаются
от описания их Нестором (например, крещение Новгорода). Только эти «недостающие» или отличные от Нестора сведения «переписал» (точнее, дописал – авт.) Татищев и опубликовал в своей «Истории». И именно они известны нам теперь под условным названием «Иоакимовская летопись».

undefined  ]

Ипатьевская летопись

Ипатьевская летопись


   Астраханский губернатор Василий Никитич Татищев задумал написать «Историю Российскую с древнейших времен» по летописям. Он собственноручно переписал известные ему источники, в т. ч. и Ипатьевскую. Но переписывал не как копиист, а как редактор - соавтор. Его поправки к текстам Ипатьевской летописи отражают уровень исторической науки 18 в., когда рус. интеллигент почувствовал обиду за «подлое прошлое» народа. Он оценивает факты истории, «уточняя» и дополняя их по своему усмотрению. В соответствии с новым сознанием. 

undefined  ]

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу