Все игры
Запись

Поздравляю с праздником памяти св.блаж.Ксении Петербургской








Забвения подробностей жития святой блаж. Ксении
связано с взорванным храмом св. ап. Матфия ( 1932 г.), а нет прихода, некому и работать над историей прихода.
С июля 2001 г. наша православная община уже 11 год молится на фундаменте взорванного храма св. ап. Матфия, Покровская церковь. И Господь дал возможность приоткрыть совсем немного завесы неведения о житии св. блаж. Ксении Петербургской.


1), Храм св. ап. Матфия, Покровская церковь отмечен памятью св. блаж. Ксенией Петербургской (6 февраля, 6 июня ). В этом кладбищенском храме она венчалась, исповедовалась и причащалась, вся жизнь блаженной проходила в приходе храма св. ап. Матфия, и отпевалась она также в храме св. ап. Матфия.


2), Муж ея Андрей Федорович похоронен там же на кладбище Матвеевской церкви, Приблизительно, место известно, около алтаря Покровского придела в виде отдельной церкви, Матфиевского храма.


3), Сохранился эскиз исторического деревянного храма св. ап. Матфия, облик которого был во время жизни св.блаж. Ксении .


4), Сохранилась фотография иконостаса, сотворенного императором Петром 1, перед которым молилась, и отпевалась св. блаж. Ксения и ея муж.


5), Житие и акафист написал прот. Евгений Рахманин (изд.1913 г.), в прошлом году издана книга о нем, его внучкой Натальей.


6),. известны адреса и даты жизни ея шести подруг, о которых говорится в житии


7), Уникальность подвига блаженной Ксении, как святой.

Отказ от своего имени есть не только форма проявления юродства, но и высшая форма святости – самоотречение, доходящее до отречения своего имени, чтобы провести жизнь в покаянии под другим именем, спасая другого человека. Это явление исключительное и редкое, даже среди святых.
В описаниях жизни святых есть все формы самопожертвования (например, во втором послании ап. Павла к Коринфаням, гл. 6.), кроме одного, - отказа от имени. Наречение имени человека есть порождение человека. Человек без имени - тварь безсловесная. (О наречении имени см. толкования А. П. Лопухина к кн. Бытия Гл. 2 – 13.) При наречении имени при крещении человеку дается возможность спасения, и по имени крещеному человеку дается ангел-хранитель и святой (из святок) для помощи в спасении.
Здесь за переменой имени следует отказ от вечного спасения. Жертва жизнью у святых это одно, а жертва спасением нечто иное.


8), Приемный сын Параскевы Антоновой стал действительным статским советников, получил второй дом и похоронен на Смоленском кладбище


9), «Капелла» никакого отношения к Андрею Федоровичу не имеет,
она сформировалась в 1763 : Императорская придворная певческая капелла, а ранее все придворный хоры после Петра 1 назывались капеллами, на итальянский манер…. Во времена Елизаветы Петровны было 3 придворных хора. Главный придворный хор был в придворной церкви св. прав. Симеона и Анны (с 1734 по 1802 г), а по завершения Казанского Собора, который впоследствии стал придворным, и второй хор в домашней церкви по месту жительства царицы, и совсем маленький, при Елизавете Петровне, где она сама лично участвовала певчей и регентом.
Супруги пели также в кладбищенской церкви св. ап. Матфия (холодная церковь), и ея Покровском приделе.(отдельная теплая церковь с 1754 по 1800 )



10), Родственники Андрея Федоровича жили около храма св.ап.Матфия. Всего из 12 Петровых середины ХУШ века, около 9 Петровых, жили на острове св. Петра (Санкт-Петербургский остров, позже назв. Петроградская сторона), из них 6 Петровых, жили напротив церкви.


11), По преданию возможно говорить о странствии св. блаж.Ксении Петербургской за пределы города после 1764 г до 1777г.
в связи отъездом из Александро-Невской Лавры СПб (1757) и рукоположением монаха Федора ( 1762 г ), возможного духовника. (будущего св. Феодора Санаксарского) ( подробности в изданной книге и в Путеводителе)–


12), О Сытном рынке и его истории,
пребывание святой на Сытном рынке освящено, в последствии, и в Х1Х веке, построена часовня Тихвинской иконы Божией Матери, приписной церкви св. ап. Матфия. Странствия святой по острову св. Петра также необычно. На Петроградской стороне до революции было 70 церквей, домовых храмов и часовен (сейчас пять церквей, …). Почти на каждой улице, или через улицу. Последние годы ежегодно, провожу автобусную экскурсию по утраченным церквям Петроградской стороны, успеваем всегда объехать только треть. (вокруг мест св. блаж. Ксении)


13), Петр 1 умер в 1725, а погребен в земле. в 1732, в год рождения св. блаж. Ксении, покровительницы Петербурга. Отпевали ее в церкви св. ап. Матфия в 1803 г.


14). Облик храма, единственный 1751 г найден в отделе архитектурной экспертизы СПб р.б. Еленой,
Это последняя и почти неизвестная работа Доменико Трезини (о ней даже не упоминается в его жизнеописаниях) (перестройка храма 1732-34, а умер Трезини в 1734г.)
Сотворен облик храма св.ап.Матфия, из керамики, - сотворили дети из приюта «Надежда», точности такой же, какой был при св. блаж. Ксении (фото в книге.)


15), Многолики духовные связи св.блаж. Ксении со святыми:

сакральная связь св. блаж. Ксении с св. ап. Матфием, св.прав. Симеоном Богоприимцем, с игуменью Таисией, и Иоанном Кронштадским, с приделом св. блаж. Ксении Смоленской церкви пресвятой Богородицы. св.ап. Андрей Первозванный, св. Андрей юродивый. ( Леушинское подворье, а сам монастырь образован в день св. ап. Матфия 1875 г.) (все сакральные связи есть в изданной книге)


16), Кроме грошика святой, можно было добавить и о пятаке св. блаж. Ксении, который она дала со словами «Возьми патяк, потухнет»,
( фото пятака. Вес 60 грамм. Подробнее. в. книге.) Погорельца жила на улице Бармалеевой, и шла, по-видимому, по Большой пр. История пятака также странна, он пролежал последние 60 лет в храме св. Александра Невского (который освящал еще св. преп. Иоанн Кронштадский в 80-хг.Х1Хв), и в котором сейчас находится библиотека дома слепых, в квартире моей жены, Грошик исторически такой же подарен прихожанкой о. Геннадию (Беловолову), и находится на иконе св.блаж.Ксении Петербургской в храме св. ап. Иоанна Богослова на Леушинском подворье (чудо с пожаром при освящении иконы архиерейским чином в 2005 г.описано в книге). Пятак также передан о. Геннадию Беловолову.


17), Первое в истории массовое исцеление слепых связано с св. ап. Матфием
. С домом слепых связано одна из икон св. блаж. Ксении (их более 90 ), написанной иконописцей Натальей, почти слепой (0,02% зрения). Хранится в настоящее время в алтаре Леушинского подворья, у о. Геннадия Беловолова.. Это почти единственная из икон св. блаж. Ксении с ее обликом за пределами Смоленского кладбища.. А мои просьбы к иконописцам написать икону св. блаж. Ксении на фоне храма св. ап. Матфия на Петроградской стороне иконописцами пока не услышаны..


18), О наказе подаренной Ксении своего дома Параскеве Антоновой : «даром пускать жить бедным». Здесь два момента.
С одной стороны перенаселенность города в то время, и законы обязывали подселять иногородних и без жилья. Т.е. наказ, как напоминание о п р е д ш е с т в у ю щ е й жизни Параскевы. А, с другой стороны, ( удивительное чудо ), стали развиваться приюты после наказа блаженной, в увеличении и отпочковании приютов вокруг дома св. блаж. Ксении . ( Адреса и названия в книге )


19), Особенности рисунков святой второй половины Х1Х века и ее внешнем обликов по воспоминаниям. современников, которые видели ее в младенчестве и по описаниям (см. статью.. о рисунках). А единственное описание внешнего облика есть также в Ведомостях полицейского управления за декабрь 1849 г.

20), Надпись на фронтоне Михайловского Замка Павла 1 преподносится как пророчество св. блаж. Ксении Петербургской,
а в моей статье, специально посвященной этому вопросу, год назад, говорится совсем иное. Что данные публикации являются фальсификациями пророчества святых, сначала приписывали Авелю 130 лет назад, а 20 лет назад стали приписывать св. блаж. Ксении. Суть фальсификации в признании, что пророчества русских святых могут иметь каббалистическую форму. Т.е. допустить в русской святости элементы оккультизма и мистики. Чтоб в дальнейшем дискредитировать православие. Анализ документов показывает, что на самом деле таких пророчеств не было.


21), Недопустимы спектакли о святой.

В православной прессе о недопустимости таких спектаклей сказано достаточно. «… недавно главный режиссер Александринского театра Валерий Фокин, лауреат всех известных в России премий, решил преумножить ее популярность. Он поставил пьесу В. Леванова «Ксения. История любви»…… Печально быть свидетелем невежества деятелей культуры. Очень хотелось бы им пожелать быть не только в курсе того, что делается в парижских театрах и на Бродвее и что модного придумали о человеке голливудские мудрецы. Нужно все-таки знать отечественную классику и евангельские истины, на которых она построена. Нужно знать, как следовали этим истинам русские подвижники благочестия. А пока деятелям культуры это неведомо, лучше все-таки оставить в покое православных святых и заставить гулять по сцене других героев.» Александр Богатырев «Оставьте святых в покое» 12 / 04 / 2010 http://www.pravoslavie.ru/j...


22), Почему молитва за городом, поклоны на 4 стороны света, объясняются, - земные поклоны блаженной Ксении - не Земле, в отличии от стригольников. А Земля просто с в и д е т е л ь с т в у е т о молитве Богу. (различие есть в книге). Карты пустырей сохранились. (за Чкаловским проспектом …). Места застроены, но известны.


23), причина смерти Андрея Федоровича.

с Петра 1 почти весь ХУШ век, почти все певчии и не только придворных храмов. вовсю участвовали и развлечении знати и царского двора. Развлечение закрепилось в особой оргструктуре «Императорской капелле» в 1763 г. . а в 70 х годах Екатерина 2 указом закрепила стихийную практику участия певчих в развлекательных мероприятиях. До этого более 70 лет все происходило стихийно.
С одной стороны, бурного расцвета партеса и авторский песнопений в ХУШ веке, вместо предшествующих неспешных видов распева в предшествующие века, и вынужденной ориентацией певчих в участии в развлекательных мероприятиях стала источников внутренних проблем у благочестивых певчих. (ибо, проходило все с попойкой и разгулом…)
« Партесное пение активно насаждал, кроме Никона, сам царь Алексей Михайлович и его двор. "По-латыне поют плясавицы скоморошьи", – свидетельствует современник и очевидец "деяний" реформаторов. В этой краткой фразе "гения слова и человека пера" (акад. А. Панченко) протопопа Аввакума весьма большая информация: поют в церкви, подражая латинянам ("по-латыне"), ритм – симметричный, танцевальный ("плясавицы"), стиль пения мирской, нецерковный ("скоморошьи"). Аввакум же обвиняет Никона в принципиальной переориентировке православного понимания образа на римокатолический, что выразилось в снижении сакрально-духовного уровня каноничной православной иконописи через переход к реалистическому искусству с его "живоподобием": "умыслил будто живыя писать, устрояет всё по-фряжскому, сиречь по-неметцкому".»
( «Почему в русском православном храме должен звучать одноголосный знаменный распев, а не многоголосный партес?..» главы из книги церковного историка и головщика (регента) хора храма Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре Кутузова Бориса Павловича)
Пьянство было повсеместным, а результат пьянства известен…: «…В Санкт-Петербурге в 1749-1751 годы был 121 кабак: "На Санкт-Петербургской Стороне кобаков тридцать. На Адмиралтейской стороне сорок восемь кобаков. На Литейной стороне девятнадцать кабаков. На Выборгской Стороне десять кабаков. На Васильевском Острову четырнадцать кабаков" ( С. В. Семенцов Н. Петрова «Из истории Санкт-Петербургских гостиниц» http://www.allcafe.info/rea...)
Возможно, это одна из общих причин преждевременной смерти Андрея Федоровича.


24.-n ). Остальные вопросы
( о исихазме святой,
о специфике ее речи, и проявлении умной молитвы в ней,…
и т.д.)
затронуты в изданной книге, статьях и рукописи «Путеводителя…»

==========================================

Слайд - Фильмы: ( мягкий звук природы)
1. Фильм о св. блаж. Ксении Петербургской. Дополнение к житию.http://my.mail.ru/community...

2. Фильм «Неизвестный ученик св.прав.Симеона Богоприимца»25 минут http://my.mail.ru/community...

3. Христианство и слепота. Предпосылки падения зрения http://my.mail.ru/community...

4. Неделя молчания (страстная неделя). Иконография молчания. http://my.mail.ru/community...


====================================


Некоторые факты из истории храма св. ап. Матфия:

1. Престол храма св. ап. Матфия был освящен 13 февраля ( 31 января ст. ст. ) 1720 года - Событие связано с воспоминанием о Петровской победе: взятии русскими войсками 9 (22) августа 1704 г. — в день святого апостола Матфия — г. Нарвы, т. е. наш храм – храм воинской славы. Память о воинской славе вечна.

2. Создание исторически первого храма г. Санкт-Петербурга, деревянного храма св. ап. Петра и Павла, началось с 14 мая 1703 г. с благодатного решения Петра 1 о закладке храма. В 1719 г. деревянный храм св. ап. Петра и Павла, был разобран, и здание храма было перенесено, и храм переосвящен 31 января 1720 г. как храм св. ап. Матфия. Храм переосвящен в присутствии императора Петра 1. Храм перенесен полностью вместе с церковной утварью, иконостасом, иконами… Территория храма - ныне «Матвеевский сквер», адрес: СПб. Б. Пушкарская д. 35.

3. Храм св. ап. Матфия (Покровская церковь) – единственный в мире православный храм, посвященный св. ап. Матфию. (Св. ап.Матфий избранный вместо Иуды Искариота, ), Всем одинадцати св. апостолам есть храмы в православных патриархиях, кроме храма памяти св. ап. Матфия.

4. Храм отмечен памятью св. блаж. Ксенией Петербургской (6 февраля, 6 июня ). В этом храме она венчалась, исповедовалась и причащалась, вся жизнь блаженной проходила в приходе храма св. ап. Матфия, и отпевалась она также в храме св. ап. Матфия.

5. Храм отмечен памятью священноновомученника прот. Николая Сперанского, настоятеля нашего храма, убиенного в 1918 г., одного из первых священноновомученников г. Санкт-Петербурга. Образ убиенного прот. Николая Сперанского находится в иконе «Собор Санкт-Петербургских святых».

6. В храме имелся уникальный иконостас, сотворенный царем Петром 1. который можно воспроизвести по сохранившимся фотографиям.

7. В 1923 г. церковь св. ап. Матфия (Покровская церковь) получила статус Собора.

8. В 1932 г. храм был взорван...

Молитвенное стояние с июля 2001 г еженедельно по средам в 19 ч. по настоящее время…

==============================================

Более полно с дополнениями ея жития, всю литература по житию:
св. блаж. Ксении, по св. ап. Матфию, по истории храма св/ ап. Матфия, Покровская церковь, - можно ознакомится в книгах и статьях на сайте храма, www. hramm.ru. на сайте «Соборное дело». http://www.sobornoedelo.ru/.... на моей страничке. и в моем блоге моего мира на mail.ru


1. По благословению высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Синкевич В.А. «История храма св. ап. Матфия (Покровская церковь)» 6 издание, СПб, 2009 200 с.
2. Приложение - Иллюстративный материал
3. Синкевич В.А. «Чудеса на Сытном рынке. Православная история Сытного рынка. ( Д о к у м е н т ы и м а т е р и а л ы ) Святая блаженная Ксения Петербургская и Сытный рынок Часовня образа Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы на Сытном рынке. С приложением: Утраченные церкви Петроградской стороны» СПб 2008 г. 100 экз
4. Синкевич В.А. Антология странничества (Ксения греческий яз. "странничество", "странствие"). 123 с.
5. По благословению прот. Иоанна ( Оларь) Синкевич В.А. «Первая святая г.Санкт-Петербурга: св. блаж. Ксения Петербургская, прихожанка утраченного храма св. ап. Матфия (Покровская церковь)» СПб 2007 г. 1000 экз, 184 с.
6. Синкевич В.А. «Собор святых Ксений ( 8 жизнеописаний из 10 св. Ксений) » СПб 2007 г. 100 экз.
7. По благословение прот. Геннадия Беловолова Синкевич В.А. «Святой апостол Матфий» ( все об святом апостоле Матфии – 3 издание СПб, 2009г. 200 с.
8. «Значимость утраченного Собора св. ап. Матфия (Покровская церковь)»
9. Синкевич В.А. Святые утраченного храма св. ап. Матфия ( Покровская церковь) - родоначальники поколений Санкт- Петербургских, Русских и Вселенских святых.» СПб 2007 г. 100 экз
10. Синкевич В.А. «Тайна жития св. блаж. Ксении Петербургской» СПб, 24.09. 2009 г. «Уточнение дат рождения и смерти святых», статьи в блоге и собществах
11. «Утраченный Собор св. ап. Матфия (Покровская церковь). История и современность», статья
12. Синкевич В.А. «Христианство и слепота». Спб,2009 г.,.130.с.сдана в библиотеку дома слепых.
13. Синкевич В.А. «Пророчество, которого не было», статья в блоге и сообществах
14. Синкевич В.А. «Христианство и слепота. Предпосылки падения зрения в современной цивилизации» статья
15. Синкевич В.А. «Исихазм в Санкт-Петербурге» статья в блоге и сообществах
16. Синкевич В.А. «Иконография молчания» статья и фильм в блоге и собществах
17. Синкевич В.А. «Она была прихожанкой храма св. ап. Матфия», «Кто был духовником у блаженной Ксении», «Адреса блаженной Ксении в Петербурге», газета «За православие и самодержавие» №2 (64), апрель2008
18. Е.Захарченко «Храм воинской славы» - «Милицейские ведомости. №6 (2534),апрель-май 2008г
19. Елена Владимировна ЗАХАРЧЕНКО «Храм, где молилась Блаженная» Журнал «Русский Дом » Архив 2008 года » февраль 2008
20 . Елена Захарченко, Храмы возрождаются в сердцах» газета «Вести» 16 августа 2007г., №157 (2468)
21. По благословению прот.Иоанна (Оларь) Синкевич В.А. «Православный молитвослов утраченного храма св. ап. Матфия (Покровская церковь)» СПб 2008 г. 50 экз.
22. пер. на сербский яз. «Прилог житију свете блажене Ксеније Петроградске O Светој блаженој Ксенији Петроградској Скуп истраживачких радних материјала, архивских и са интернета, као информативна допуна књизи «Историja храма Св. ап. Матeja (Покровска црkвa)» 3 издање, СПб 2006 г. објављена на Васкрс по благослову митрополита Владимира) Саставио: Владимир Синкевич Vsa48@mail.ru Санкт – Петербург 2008 г. Ниш-Београд Превела: Жаклина Манчић
23. Ильюнина Л . «Музыка помогает строить храм» газета «Вера» сентябрь 2006
24. В 2001—2003 гг. в ряде газетных изданий Санкт-Петербурга были опубликованы статьи по истории храма: Марии Белоусовой, Елены Захарченко, и др. ( 6 статей).
25.. Александр Богатырев «О блаженной Ксении» Радонеж
6 июня 2005 г http://www.pravaya.ru/faith... на сайте
26. Людмила Ильюнина, Владимир Синкевич, 10.08.2005 «Блаженная Ксения Петербургская - созидательница храма на Смоленском кладбище» http://www.rusk.ru/st.php?i...
27. авт. Литвинова Нина подготовлен фильм «Воздвижение памятного Креста, на месте фундамента утраченного храма, 2007,


И др. это где-то часть публикаций в прессе в статьях и книгах.
1. Архив фотографий 1 «Иконография молчания»
2. Архив фотографий «Иконы св.блаж. Ксении»
3. Архив фотографий «Иконы св. ап. Матфия» общая иконография св. ап. Матфия достигла уже около полторы сотни икон, рисунков, картин, фотографий.
4. Архив фотографий «Карты Матвеевского сада»

Основное изложение в :
. рукописи "Путеводитель по житию св. блаж..Ксении Петербургской" (2008 г ) 500 страниц, ( ищем редактора и издателя,)
и дополнительные статьи и материалы, опубликованные в моем блоке на mail.ru, и сообществах.

===================================

Приложение:

СВТ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК ОБ ОТНОШЕНИИ К СВЯТЫМ
«…..познавать их Богоподобные свойства и труды, ими подъятые, и всеми силами стараться подражать им в чувствах и делах, почитая их жизнь верным руководительным светом;
приходить с ними, сколько возможно, в теснейшее духовное единение, соуслаждаясь их славою и сочувствуя их трудам и добродетелям. Во исполнение всего такого должно: воспоминать их в их дни и праздновать положенные им празднества;
чтить их иконы, молиться пред ними и лобызать любовно, возжигать свечи и служить молебны; прочитывать их ж и т и я или тропари и кондаки; беседовать о н и х и о д е л а х и х с должным уважением и любовию….»
.

Православному, верующему зрителю подтверждение веры в чудесах чуждо, ибо у него вся жизнь протекает в чудесах, когда жизнь идет не по семейному плану, а по промыслу Божию.
О неприятии чудес у воцерковленных верующих: Хорошо сказал о. Игорь (Рябко) в статье :« О плевелах церковной литературы: «Я пытался вспомнить, где в традиционной православной литературе (Древний Патерик, Лавсаик, и проч.) говорилось бы хоть об одном из Святых Отцов, который бы восхищался чудесами, превозносил их и уж тем более искал. НИКТО и НИКОГДА из Отцов Церкви не занимался выискиванием чудес и не стремился к этому. Кассиан Римлянин советовал быть с ними очень осторожными, не доверять. Я вспомнил один случай с духоносным старцем, который после того, как его духовное чадо стало восторгаться тем, что у нее лампадка каждую ночь в 12 часов зажигается сама по себе, отлучил ее от причастия на полгода, а лампадка больше не зажигалась» Протоиерей Игорь Рябко, г. Запорожье Газета "Одигитрия", N1 (57), 2007 г.
Я поражаюсь, что в интернете, на православных сообществах основное содержание рассказов о святых, часто идет в плане воспроизведения чудес, описаний,…их сопереживания. Странно, получается, что православные сообщане неверующие, или маловерующие, и им нужно чудеса, знамения,… для подтверждения своей веры. Разве недостаточно только своей веры, и мало необходимых дел в храме, приходе, в населенном пункте, в своей профессии, в семье.

Нерешенные вопросы и возможность дальнейшего уточнения:

1. Требуется микрофильмировать все метрики исповедальные и причастные ( в ХУШ веке они велись раздельно), просмотрены выборочно р. б. Ириной очень мало. Пока микрофильмировать все метрики за время жизни св.блаж.Ксении - нереально. Госархив платный.
2. Атлас 1849 г. мы с р. б. Борисом, покупали около 7 лет назад, ксерокопировали и продали по той же цене в научный отдел Сампсониевского Собора, филиала Казанского собора. Атлас во многом нам помог по установлению адресов, но более важны предшествующие документы, но на них у нас средств нет. (Нужен электронный атлас 1807, и ряд последующих документов) И помощи никакой не было и нет. а на энтузиазме мало, что сделаешь, ибо архивы сейчас платные. Нужны также полные подготовительные материалы к прославлению 1978 и 1988 г. которые для нас пока недоступны, и т. д . Пока у нас различные выписки, что неполно.


Прошу Ваших молитв.




Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.