Баллада о Джоне и Йоко
Четверть века назад, когда «Лук» писал о кумирах времени (Элизабет Тейлор, Шарли Маклейн, Мэрилин Монро и т. д.), на его страницах не проскользнуло даже малой догадки ни о том, какую феноменальную популярность приобретут вскоре «звезды» рок-музыки и она сама, ни тем более о том, какие эволюции последуют в политической окраске этого движения.
Я шел по следам убийцы. Они начинались на нью-йоркской Шестьдесят третьей стрит, у общежития молодых христиан, где всегда роится стайка длинноногих спортивного вида юнцов. Господь, видать, поощряет бег трусцой.
Двадцатипятилетнему увальню, выскользнувшему из общежития 8 декабря 1980 года, было не до господа. Он торопился свершить великую миссию своей жизни.
Мне чудится, я не отпускаю его ни на шаг. Миновав груду мусора в черных пластиковых мешках, толстяк сворачивает налево на Сентрал-парк вест, улицу маленьких аптек и богатых апартаментов, уставившихся окнами в свежесть, этого самого парка. Маячит напряженная спина, оттопырились карманы куртки.
Зачем мне дано знать, что в них?! В одном — томик Сэлинджера. В другом — револьвер марки «Чартер армз» 0.38 калибра.
На перекрестке с Семьдесят второй стрит куртка замедляет свое неумолимое движение к цели и тонет в толпе левак. Потому что цель — вот она. Сумрачный, прокопченный нью-йоркскими дымами, дремлет под своей позеленевшей медной крышей домина по имени «Дакота». Ненавистное теперь многим имя.
Как и тогда, шесть лет назад, с черной чугунной ограды кричат немыми искаженными ртами лики каких-то греческих старцев. Предупреждают об опасности? Не предупредили.
Вхожу в полумрак центральной арки. Из дальнего угла оглядываюсь на сияющий полукруглый проем глазами того, в куртке с оттопыренными карманами.
Он не должен был видеть лиц мужчины и женщины, шагнувших сюда с улицы в тот понедельник, 8 декабря, без десяти одиннадцать вечера. Просто два силуэта на фоне ночных отблесков неона.
— Мистер Леннон?
Силуэт, что повыше, замер, напряженно качнулся в сторону голоса, как это делают сильно близорукие люди.
Пять выстрелов. Раны в шее и плече.
Когда швейцар выбежал на грохот, убийца читал «Над пропастью во ржи» под уличным фонарем.
— Знаете, что ыы натворили?!!
Ответ вошел во все хрестоматии рок-н-ролла и криминалистики:
— Я только что застрелил Джона Леннона...
Марк Дэвид Чэпмен, тот парень с томиком Сэлинджера, ошибался. Точнее, скромничал. В теплый нью-йоркский вечер 1980 года у «Дакоты» была убита целая эпоха в западной поп-музыке, расстреляна душа, талант и движущая энергия «Битлз», пожалуй, самой популярной рок-группы XX века.
Джон Леннон был всем этим. И — что важнее — не только.
Поднимаюсь по ступенькам подъеда — словно перешагиваю через лежащее тело. Бородатого швейцара, который говорил с убийцей, а потом укладывал смертельно раненного в по лицейскую машину, сегодня нет, дежурят другие. Обо мне докладывают по домашней связи, просят подождать. Со времен трагедии в «Дакоте» введен суровый режим безопасности. Без сопровождения кого-нибудь из жильцов в дом не пускают.
Лифт со скамеечкой поднимает нас куда-то под крышу.
Щелчок дверного замка — и мою руку пожимает холодная узкая ладонь:
— Йоко Оно.
На первое интервью советскому журналисту согласилась та, кого журнал «Ньюсуик» с игривой трогательностью назвал недавно «одной из самых знаменитых вдов планеты». Еженедельник намекает, будто известность японской художницы-авангардистки и музыканта Йоко Оно осталась в прошлом. Будто ее имя держится только на ассоциации с тем, кого уже нет. Не человек, мол, — ходячий траур по Леннону.
Не прав «Ньюсуик»! Иначе в магазинах грампластинок не расхватывали бы диск с портретом Оно на обложке и бунтарским по нынешним американским временам названием «Звездный мир». Президент США только что отмахнулся от грандиозных достижений Рейкьявика из-за своей одержимости идеей «звездных войн». А тут рок-знаменитость вдруг обрушивает на Америку песни о чем-то совершенно противоположном, крамольном.
Это уже не рок-н-ролл, а рок-н-мир.
Маленькая хрупкая женщина в черном, неслышно скользя по ковру босыми ногами, ведет меня в гостиную. Здесь, среди снежного раздолья белого ковра, белых стен и белой мебели провел свои последние годы, метался и искал сам себя и творил свою музыку Джон Леннон. Вот он, ливерпульский менестрель, смотрит со стены, с гигантского портрета, выполненного в пронзительной «психоделической» гамме желтого и пурпурного.
Комната собрала по кусочку от всей планеты. Стеклянный саркофаг с египетской мумией у стены. Японский карликовый сад — под журнальным столиком. И окно, в которое рвется Сентрал-парк с его многоголосьем карусельной шарманки, с цоканьем лошадиных копыт.
Йоко Оно устраивается на диване, по-восточному скрестив ноги. Недобрая к ней пресса не устает повторять на каждом углу, что «самой знаменитой вдове» 52 года. Но смуглое, загадочное лицо, кажется мне, не изменилось с тех пор, как впервые замелькало в конце 60-х на журнальных разворотах, на боках лондонских и нью-йоркских автобусов.
Может быть, потому, что я слишком долго готовился к этому интервью и, как бывает с музыкантами, чересчур «заиграл» его, вдруг неловко оступаюсь в запретное, незажившее:
— Знаете, Йоко, я шел в ваш дом, шагая по асфальту, на который про лилась кровь Джона...
— Это место видно из окна, — прерывает она меня. — Нет, не то, где убили Джона, а «Земляничные поля», Место в Сентрал-парке, которое я назвала в память о его песне, о нем...
Мы подходим к окну и слушаем шелест платанов, дубов, русской березы. Похоже, Йоко меньше хотела бы говорить о прошлом, больше — о будущем. О днях, когда подрастут саженцы деревьев, присланные из ста двадцати трех стран для «Земляничных полей». В том числе — из Советского Союза.
Прежде чем стать идиллической балладой «Битлз» о сказочной, бездумной стране, «Земляничные поля» были названием сиротского дома на той улице в Ливерпуле, где родился Леннон. Бросил семью отец, в автомобильной катастрофе погибла мать. Не причуды ради, нищете в угоду Джон спал в гробу, найденном на свалке. Призрак сиротства витал над парнем в старинных круглых очках, даже когда он обрел королевскую свиту.
Я делюсь с Йоко своими странными мыслями. Живы не только песни Леннона, его законсервированный голос, его жажда согреть, очеловечить человека. Чудится, пуля не убила и самого Джона. К вечному сверстнику тянутся все новые поколения юных. И, откликаясь на этот интерес, множится, пухнет книжная леннониада. Кто он, какой он, этот бард из Ливерпуля?
«Твердый орешек с мягкой начинкой»,— рассуждает один биограф. «Скопище горечи и нежности»,— уверяет другой. Идут годы, жухнут и вновь зеленеют земляничные поля, но критика не устает от своих попыток загнать духовный мир Леннона в некую формулу.
— А каким помнится Джон вам, Йоко?
— Он был очень сложен, многолик, что ли... Его нельзя определить одним словом. Нет, пожалуй, я могу найти такое слово. Честность. Олицетворение честности. К другим и к себе. Была ли у Джона своя формула, свое обращение к людям? Думаю, была: мир и любовь...
Я интересуюсь ее мнением о биографической телевизионной драме «Джои и Йоко», премьера которой прошла в те дни в Штатах.
— Помните, там есть такая сцена: вы с Джоном смотрите на телеэкран, где кричит, льет кровь вьетнамская война. А актриса, изображающая вас, восклицает что-то в таком роде: «Что же мы будем делать, Джон? Ведь молодежь смотрит на тебя. Что ты надумал, чего хочешь?» А актер в парике и очках «под Леннона» отвечает строкой знаменитой песни: «Я хочу подержать тебя за руку...». Был ли Джон действительно так замкнут тогда в своем мирке, так далек от того, что творилось в Америке?
Йоко дотрагивается до стакана с содовой. Слышно, как кусочки льда бьются о стекло.
Нет, она не считает, что Джон витал со своей гитарой в каком-то отрешенном от большой жизни, дезинфицированном пространстве. Нет, он всегда разбирался в происходящем. Жизненная позиция Джона —- в его песнях. Вспомните рок, посвященный мятежу узников тюрьмы в городе Аттика. Вспомните балладу в защиту коммунистки Анджелы Дэвис...
— Джону претило несправедливое судилище над Анджелой, — объясняет Йоко. — Но он, наверное, чувствовал бы то же самое, будь она не коммунисткой, а, скажем, буддисткой. Думаю, мировоззрение Джона было настолько политизированным, сколько общечеловеческим, гуманитарным. Человек, пострадавший в борьбе за любую благородную идею, был достоин его сострадания...
Йоко говорит, а я пытаюсь разобраться в странном впечатлении, которое производит на меня эта миниатюрная фигурка, сжавшаяся в углу дивана. Она будто излучает явно ощутимую напряженность. Даже ее паузы — и те заставляют тебя вслушиваться, ловить сигналы, несомые неведомой энергией. Пожалуй, не в такую уж гиперболу впал один репортер, когда заметил: «Эта смесь здравого смысла и целеустремленности вырывается за рамки характера в область чего-то потустороннего...».
— Джон вышел из рабочей семьи. И он хорошо знал, какие страдания выпадают на долю рабочего класса в нашем обществе, — размышляет Йоко. — Вначале «Битлз» были просто четверкой простаков из портовой слободы. Им полагалось бы стыдиться своего простонародного ливерпульского говора. Вот почему взлет Джона в ряд серьезных музыкантов с мировым именем стал, по-моему, его важным политическим достижением. Пошатнулся барьер неполноценности, окружающий, простых ливерпульцев. Да и вообще людей труда. Тех, кто не говорит по-английски с королевским прононсом. И Джон отдавал себе отчет в этом. Другое дело, что до конца шестидесятых он публично не обнажал своих политических взглядов...
«До конца шестидесятых...» Серьезные биографы находят другую точку отсчета.
До встречи с ней, Йоко Оно.
Они познакомились в 1966 году на ее лондонской выставке, интригующе озаглавленной «Незаконченные картины и предметы». Это были дни, когда после десятилетия совместного триумфа что-то, казалось, лопнуло в музыкальном феномене, именуемом «Битлз». Лондонские радиостанции еще объявляли время «по Битлз», а не по Гринвичу. Американский финансовый оракул «Уолл-стрит джорнэл» еще сулил ансамблю ежегодный доход в 50 миллионов долларов. Но томительное предчувствие некоего рубежа, если нe конца уже, преследовало четверку. «Словно в будущем — какая-то черная дыра», — жаловался Леннон.
Спасаясь от этих настроений, он забрел в один прекрасный вечер в художественную галерею взглянуть на «неоконченные картины и предметы».
Картин, к его удивлению, не было, зато хорошо обстояло дело с предметами. На постаменте красовалось настоящее яблоко с ценой на этикетке «200 фунтов стерлингов». Плодом художественного воображения предлагалось так же считать стремянку с установленной на ней подзорной трубой, нацеленной п потолок. Ценитель прекрасного мог рассмотреть надпись, выцарапанную на штукатурке, — «Да». Менее грамотным посетителям галереи предоставлялось право вбить гвоздь в специально вывешенную для этого доску.
Как и сотни начинающих западных художников. Йоко Оно страстно пыталась выделиться, удержаться на плаву в разливанном море модернизма. Но Леннон увидел в замкнутой женщине с черном, которая была старше его на 6 лет, еще кое-что: ускользающую от него самого в ту пору раскованность духа, затухавший в нем самом огонь протеста.
Джон попросил разрешения у автора забить гвоздь.
Критики потом говорили что это был гвоздь в гроб «Битлз».
И начало баллады о Джоне и Йоко, которую не оборвал даже выстрел,
Они стали неразлучны. Когда загадочная японка болела, Леннон требовал, чтобы ей ставили кровать в студии, где он записывался. На граммофонном рынке один за другим появлялись алъбомы их композиций, в музыкальном отношении неровных, с элементами эпатажа. Рок-пресса и поклонники «Биттлз» возненавидели Йоко Оно, этот 'новый «Пёрл-Харбор». С их точки зрения, она «взорвала» единство ливерпульской четверки, «разрушила» ансамбль.
А что думает об это сама Йоко? Берет грех на душу или нет?
— Не беру, — жестко отвечает моя собеседница. — Не думаю, что все обстояло именно гак. К тому времени «Битлз» подошли к такой грани, за которой всем четверым виделась и зависимость друг от друга. Каждый из них, будь то Джон, Пол, Джордж или Ринго, стремился к творчеству личномy, индивидуальному. И, на мой взгляд, это было естественное очень здоровое желание. Даже не появись я, так сказать, в кадре, они бы все равно разошлись. А если бы не разошлись — возникло бы очень нездоровое положение. Джон давно готовил себя к разрыву, но никак не мог решиться на последний шаг. Быть может, с моим приходом этот шаг дался ему чуть-чуть легче. Но он сам его сделал.
Чтобы развеять осадок от деликатной темы, спрашиваю, какие песни Леннона ей больше всего по душе. Йоко называет «Вообрази », «Герои рабочего класса» и еще одну — «Бог».
— Там отрицается всякое закабаление человеческого духа. Прекрасная песня...
Это разные песни. Разные полюса ленноновского дарования. Нежная, хрустальная баллада «Вообрази» — о щемящей тоске Джона по идиллистическому миру, где
...Некого убивать, не за что умиратьИ никаких религий.Вообрази: все люди живут в мире.
В «Герое рабочего класса», кажется, скрежещут портовые краны Ливерпуля, слышится прерывистое дыхание надорвавшегося, выжатого до последней капли пота докера:
Как только ты родился,Из тебя делают пешку,Отбирают все,Оставляют одну спешку...
С каким бы сладострастием ни кляла массовая западная рок-пресса «разлучницу» «Битлз», правду не скрыть: хронологически короткий, но творчески значительный путь от утопического созерцания к социальной тревоге Джон JIеннон прошел вместе с ней, Йоко Оно.
Я даже думаю — за ней.
Питер Браун и Стивен Гейнс, чинные и вдумчивые биографы ансамбля, пишут в своей книге «Любовь, которую ты творишь»: «Она (Йоко Оно. — В. С.) раскрыла nepeд Джоном больше возможностей в его жизни, чем «Биттлз» -- за восемь лет. Она вернула энергию его мятежной натуре, пробудила в нем тщеславие серьезного художника... Она утвердила Джона в мысли, что его положение поп-звезды — одна пустота...»
Идол растерял свою свиту угодников, стремившихся спеленать его канатами, как уснувшего Гулливера. Взамен он обрел другое — душу гражданина.
26 ноября 1969 года Леннон отсылает королевскому двору почетную медаль магистра Британской империи. И с ней записку: «Ваше величество, я возвращаю этот орден МБИ в знак протеста против вмешательства Британии в события в Нигерии-Биафре и против нашей поддержки Америки во Вьетнаме...».
В Амстердаме, а потом в Торонто Йоко и Джон устраивают знаменитые «демонстрации за мир в постели». Сидя на кровати в пижамах, они дают за десять дней около шестидесяти интервью крупнейшим газетным и телевизионным концернам. Осуждают милитаризм, требуют мира.
Рекламный скандал или политический протест?
Общественные оценки начинают склоняться к последнему, когда демонстрантов посещают видные радикалы, в том числе поэт Ален Гинзберг и карикатурист Ол Кэпп. Здесь, на этой самой гостиничной кровати, Джон записывает на портативный магнитофон песню «Дайте миру шанс» ту, что до сих пор остается рок-гимном мирного движения по обе стороны Атлантики. Вот тебе и «сексуальная» оргия напоказ, которую предвкушала «желтая» пресса.
— Будь я моралистом, — говорю, — я бы строго спросил вас, Йоко: разве «демонстрация в постели» — подобающий способ поддерживать такое большое и благородное дело, как борьба за мир?
— Ну, видите ли... Это первое, что мы с Джоном предприняли, когда поженились. Шел наш медовый месяц... И знаете, нам миллион раз задавали вопрос: «Да разве так можно?!» Но если мир запомнил наш необычный протест против войны, похоже, наша с Джоном идея оказалась действенной...
— Похоже. Причем настолько, что Федеральное бюро расследовании завело на Джона секретное досье весом 26 фунтов (12 кг. — Ред.).
— Двадцать шесть фунтов чего?
— Двадцать шесть фунтов доносов, рапортов о слежке. Этакий ком бумажной грязи. Один профессор затребовал досье у ФБР — и на весы.
— Неужели такая тяжесть?! — Моя собеседница искренне потрясена. — Почему-то мне не встречалась эта цифра. Уверена, у них есть досье и на меня. Конечно, есть. Джон знал, что они шпионят за нами. Мы оба знали. Вряд ли что-либо считается у нас более предосудительным, чем защита мира...
В августе 1971-го Леннону выдали шестимесячную визу на въезд в США. В Вашингтоне наивно полагали, что впустили безобидного эксцентрика, существо из ревущего мира цветных мигалок и падающих в обморок поклонниц. Нет, Америка открыла дверь яростному мятежнику.
«Джон: восстал против властей США, — признает биограф. - Казалось, за одну ночь он стал одним из наиболее красноречивых политических активистов в стране, влиятельным бунтарем рок-н-ролла, вызывающим страх...»
Участие в массовом протесте в защиту гражданских прав индейцев... Бенефис в гарлемском театре «Аполлон» в пользу тюремных узников. Статьи для подпольного журнала «Сандэнс»... Песня «Власть - на роду», пролетарский рок... Уже этих грехов хватило бы, чтобы ФВР записало Леинона в «красные».
Но было еще кое-что. Бунтарь был богат. Журнал «Форчун» оценивал в те дни его состояние в 250 миллионов долларов. Сейчас известно, что Леннон щедро финансировал идеи Эбби Хоффмена и Джерри Рубина, вожаков антивоенного движения, членов так называемой «чикагской семерки», осужденной за организацию массовых протестов во время съезда демократической партии в Чикаго в 1968 году.
Теперь Рубин и Хоффмен готовились сорвать съезд республиканцев в Сан-Диего, устроив поблизости грандиозный рок-концерт. Толпа нуждалась к приманке. Ею должен был стать Джон Леннон.
Из негласного меморандума подкомитета по проблемам внутренней безопасности юридического комитета сената США (1972 год): «В результате в саквояжи «новых левых» хлынут колоссальные суммы денег... Если виза Леннону будет аннулирована, это станет стратегической контрмерой».
Сквозь заднее стекло своего лимузина Джон и Йоко видели, как по Нью-Йоркским улицам за ними петляют мышиные «форды». Скучные молодцы в. шляпах и галстуках топтались у их тогдашней обители на Бэнк стрит в Гринвич Виллидж. «Я схожу с ума! — терял самообладание Джон. — Они подслушивают мои телефонные разговоры! Таскаются всюду по пятам!»
Он проклял филеров ФБР прямо телевизионного экрана, на всю Америку. Ему мало кто тогда поверил...
В те же самые дни в Атланте, штат Джорджия, юнец по имени Марк Чэпмен продал свою коллекцию дисков «Битлз», нацепил на шею деревянный крест и стал напевать на знакомый всему миру мотив: «Вообрази, что Джон Леннон мертв»…
— Возвращаясь к сегодняшним временам, хочу опросить вас, Йоко: как вы смотрите на нынешнюю международную обстановку?
Говоря честно, она очень боится за будущее. Это стало уже каким-то естественным чувством. Шестое чувство ядерного страха, понимаете? В то же время ей кажется, что на планете еще есть место для оптимизма. Сегодня люди лучше представляют себе, что нужно делать, чтобы все нe сорвалось под откос.
— Как ни печально об этом говорить, — отбрасывает Йоко с лица жесткую прямую прядь, — Чернобыль, например, очень помог всеобщему пробуждению. Это было трагическое событие, но от трагедии — пусть не прозвучат мои слова кощунственно — то-же был прок. Теперь даже американцы из глубинки, из сонных краев, и те поняли: продолжать ядерную гонку нельзя. Только до наших политиков это доходит туговато...
— А Чернобыль... — возвращается ока к волнующему. — Наше телевидение освещало его, конечно, несправедливо по отношению к вам, русским. По в каком-то смысле просчиталось. Комментаторы со вкусом объясняли опасности, таящиеся в ядерной технологии, потому что речь шла о России. Если бы такое случилось у нас, они бы скрыли факты, свели к минимуму последствия. Теперь же они трезвонили об угрозе «русской технологи», не подозревая, что американцы примеряют эти предупреждения к собственным реакторам и ракетам. О, благословенное запугивание! — от души восклицает Йоко. — Лучше б чернобыльской трагедии не было, но, свершившись, беда сблизила нас...
Название ее последнего диска «Звездный мир» показывает, что она по меньшей мере не в восторге от СОИ.
— Да, — кивает моя собеседница. — Это так. Одна проскользнувшая ракета, один проскользнувший террорист — и конец. Космическое оружие не спасет, а погубит Америку. Тем более нет никакого смысла тратить на «звездные войны» миллиарды, когда многие американцы голодают. Вы, русские, тоже испытываете трудности — рубли идут на ракеты. Иногда у меня даже мелькает такая мысль: а не обеднеют ли обе наши страны от того, что перестанут быть самыми сильными в мире? До такой вот степени...
Она записала пластинку «Звездный мир» как раз в дни, когда мистер Горбачев использовал это выражение в своей речи, рассказывает Йоко. И что же? Ее граммофонная фирма «Полигрэм рекордс» новела себя странно: не стала заниматься рекламой. Более того, не выпустила лучшую песню альбома в виде отдельного диска на 45 оборотов в минуту. А в Америке, если этого не сделать, надежды на коммерческий успех падают. Таое вот решение они приняли.
— Почему?
— Спросите их, почему. Песня называется «Ад в раю». Видимо, сочли, что там слишком много политики...
Йоко Оно горько сетует на пристрастность прессы. Они, рок-певцы, устраивают концерт в защиту политических заключенных, а о нем не особенно-то распространяются в американских газетах. Они выходят на мирную демонстрацию в Сентрал-парк, миллион людей выходит, а пишут — едва двести пятьдесят тысяч...
К счастью, сюда, в Америку, приехала советская рок-группа Стаса Намина, и она, Йоко, рада, что рок-музыка все-таки путешествует между системами. «Встречалась сегодня с советскими музыкантами. Милые люди. А какие профессионалы!»
— Рок-музыка... Ее влияние на молодые умы на Западе, да и на Востоке, порой неизмеримо. Не попытаетесь ли объяснить этот феномен, мисс Оно?
— Рок, по моему, — это способ общения людей на все покоряющем,, общедоступном эмоциональном уровне. Не на уровне, скажем, каких-то юридических отношений или даже — пусть фыркают снобы — не на особенно, может быть, интеллектуальном уровне. В роке кричит душа многих народов. Я еще раз убедилась в этом, когда выступала летом с концертами в социалистических странах Восточной Европы.
— Время от времени вы выпускаете альбомы с еще неизвестными записями Джона Леннона. «Молоко и мед», кажется, был последним?
— Нет, позднее вышел диск «Джон Леннон в Нью-Йорке», запись нашего последнего публичного концерта в зале «Медисон сквэр гарден» в 1972 году, Концерт, насыщенный политикой. Четырнадцать лет спустя песни Джона все еще отвечают на то, что происходит вокруг.
— Есть ли еще магнитофонные сокровища в вашем сейфе?
— Может быть, наберется на два долгоиграющих диска. Может быть.
Героиня баллады о Джоне и Йоко не дает ей, балладе, умереть.
Разговор соскальзывает из другого Леннона — Джулиана. В последние месяцы диск-жокеи Запада весьма благосклонны к молодому певцу. Леннон, сын Леннона... Трудное соперничество, предполагаю я. Что думает Йоко о будущем Джулиана?
Никакого соперничества нет, возражает она. Слушатели воспринимают Джулиана не просто как сына идола. Он на редкость талантливый музыкант и старается утвердить собственную индивидуальность. У него своя земля под ногами.
Закат перекрашивает белый рояль в цвет апельсина. Пора выключать магнитофон. Решаюсь на последний, не очень-то легкий для меня вопрос. Не секрет, что в свое время Йоко Оно нашла в себе силы преодолеть пристрастие к наркотикам. На Олимпе рок-н-ролла такой подвиг — редкость. Шприц с дурманом, пилюли свели в могилу таких кумиров рока, как Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, тот же Пресли...
— Наркотики и американский рок-культура? Они нашли друг друга в годы молодежного бунта 60-х,—Йоко говорит медленнее обычного, ее лицо утопает в глубокой тени. — Тогда кое-кто пытался таким способом «освободить» себя от условностей постылого общества. Мы упивались мыслью, будто убиваем свое здоровье, чтобы не убивать детей и женщин во Вьетнаме. Конечно, глупо это было, наивно. А сегодня даже такой «идеологической» мотивировки у наркомании нет. Протесту против ядерной бомбы нужна ясная голова.
— Ваш сонет юному поклоннику рока? Тому, кто считает вас, Йоко Оно, хранительницей музы Джона Леннона, его огня?
— Я скажу ему те же слова, какие услышал от меня мой одиннадцатилетний сын от Джона — Шон: «Не экспериментируй с наркотиками! Они того не стоят!»
...Я вышел из «Дакоты», стараясь обойти стороной тот кусок асфальта, где рок сразил гения рока. До Сентрал-парка, до «Земляничных полей», было рукой подать.
Там, на площадке, где в мозаичном круге выложено слово «Imagine» — «Вообрази», стояли, как над могилой, парни и девчонки с горящими свечами. И магнитофонный голос Йоко выкрикивал, казалось, на всю Америку ту самую песню «Ад в раю»:
Здесь ад, а кущи нарисованы. Мы все во сне, парализованы, Мы так запуганы, ни слова мы Не молвим о мечте... Проснись, встряхнись, Вырвись наружу, мускулы натужив, Возвысь голос, излей душу. Пришла пора, пора, пора...
Я шел по следам убийцы. Они начинались на нью-йоркской Шестьдесят третьей стрит, у общежития молодых христиан, где всегда роится стайка длинноногих спортивного вида юнцов. Господь, видать, поощряет бег трусцой.
Двадцатипятилетнему увальню, выскользнувшему из общежития 8 декабря 1980 года, было не до господа. Он торопился свершить великую миссию своей жизни.
Мне чудится, я не отпускаю его ни на шаг. Миновав груду мусора в черных пластиковых мешках, толстяк сворачивает налево на Сентрал-парк вест, улицу маленьких аптек и богатых апартаментов, уставившихся окнами в свежесть, этого самого парка. Маячит напряженная спина, оттопырились карманы куртки.
Зачем мне дано знать, что в них?! В одном — томик Сэлинджера. В другом — револьвер марки «Чартер армз» 0.38 калибра.
На перекрестке с Семьдесят второй стрит куртка замедляет свое неумолимое движение к цели и тонет в толпе левак. Потому что цель — вот она. Сумрачный, прокопченный нью-йоркскими дымами, дремлет под своей позеленевшей медной крышей домина по имени «Дакота». Ненавистное теперь многим имя.
Как и тогда, шесть лет назад, с черной чугунной ограды кричат немыми искаженными ртами лики каких-то греческих старцев. Предупреждают об опасности? Не предупредили.
Вхожу в полумрак центральной арки. Из дальнего угла оглядываюсь на сияющий полукруглый проем глазами того, в куртке с оттопыренными карманами.
Он не должен был видеть лиц мужчины и женщины, шагнувших сюда с улицы в тот понедельник, 8 декабря, без десяти одиннадцать вечера. Просто два силуэта на фоне ночных отблесков неона.
— Мистер Леннон?
Силуэт, что повыше, замер, напряженно качнулся в сторону голоса, как это делают сильно близорукие люди.
Пять выстрелов. Раны в шее и плече.
Когда швейцар выбежал на грохот, убийца читал «Над пропастью во ржи» под уличным фонарем.
— Знаете, что ыы натворили?!!
Ответ вошел во все хрестоматии рок-н-ролла и криминалистики:
— Я только что застрелил Джона Леннона...
Марк Дэвид Чэпмен, тот парень с томиком Сэлинджера, ошибался. Точнее, скромничал. В теплый нью-йоркский вечер 1980 года у «Дакоты» была убита целая эпоха в западной поп-музыке, расстреляна душа, талант и движущая энергия «Битлз», пожалуй, самой популярной рок-группы XX века.
Джон Леннон был всем этим. И — что важнее — не только.
Поднимаюсь по ступенькам подъеда — словно перешагиваю через лежащее тело. Бородатого швейцара, который говорил с убийцей, а потом укладывал смертельно раненного в по лицейскую машину, сегодня нет, дежурят другие. Обо мне докладывают по домашней связи, просят подождать. Со времен трагедии в «Дакоте» введен суровый режим безопасности. Без сопровождения кого-нибудь из жильцов в дом не пускают.
Лифт со скамеечкой поднимает нас куда-то под крышу.
Щелчок дверного замка — и мою руку пожимает холодная узкая ладонь:
— Йоко Оно.
На первое интервью советскому журналисту согласилась та, кого журнал «Ньюсуик» с игривой трогательностью назвал недавно «одной из самых знаменитых вдов планеты». Еженедельник намекает, будто известность японской художницы-авангардистки и музыканта Йоко Оно осталась в прошлом. Будто ее имя держится только на ассоциации с тем, кого уже нет. Не человек, мол, — ходячий траур по Леннону.
Не прав «Ньюсуик»! Иначе в магазинах грампластинок не расхватывали бы диск с портретом Оно на обложке и бунтарским по нынешним американским временам названием «Звездный мир». Президент США только что отмахнулся от грандиозных достижений Рейкьявика из-за своей одержимости идеей «звездных войн». А тут рок-знаменитость вдруг обрушивает на Америку песни о чем-то совершенно противоположном, крамольном.
Это уже не рок-н-ролл, а рок-н-мир.
ВЕЧНЫЙ СВЕРСТНИК
Маленькая хрупкая женщина в черном, неслышно скользя по ковру босыми ногами, ведет меня в гостиную. Здесь, среди снежного раздолья белого ковра, белых стен и белой мебели провел свои последние годы, метался и искал сам себя и творил свою музыку Джон Леннон. Вот он, ливерпульский менестрель, смотрит со стены, с гигантского портрета, выполненного в пронзительной «психоделической» гамме желтого и пурпурного.
Комната собрала по кусочку от всей планеты. Стеклянный саркофаг с египетской мумией у стены. Японский карликовый сад — под журнальным столиком. И окно, в которое рвется Сентрал-парк с его многоголосьем карусельной шарманки, с цоканьем лошадиных копыт.
Йоко Оно устраивается на диване, по-восточному скрестив ноги. Недобрая к ней пресса не устает повторять на каждом углу, что «самой знаменитой вдове» 52 года. Но смуглое, загадочное лицо, кажется мне, не изменилось с тех пор, как впервые замелькало в конце 60-х на журнальных разворотах, на боках лондонских и нью-йоркских автобусов.
Может быть, потому, что я слишком долго готовился к этому интервью и, как бывает с музыкантами, чересчур «заиграл» его, вдруг неловко оступаюсь в запретное, незажившее:
— Знаете, Йоко, я шел в ваш дом, шагая по асфальту, на который про лилась кровь Джона...
— Это место видно из окна, — прерывает она меня. — Нет, не то, где убили Джона, а «Земляничные поля», Место в Сентрал-парке, которое я назвала в память о его песне, о нем...
Мы подходим к окну и слушаем шелест платанов, дубов, русской березы. Похоже, Йоко меньше хотела бы говорить о прошлом, больше — о будущем. О днях, когда подрастут саженцы деревьев, присланные из ста двадцати трех стран для «Земляничных полей». В том числе — из Советского Союза.
Прежде чем стать идиллической балладой «Битлз» о сказочной, бездумной стране, «Земляничные поля» были названием сиротского дома на той улице в Ливерпуле, где родился Леннон. Бросил семью отец, в автомобильной катастрофе погибла мать. Не причуды ради, нищете в угоду Джон спал в гробу, найденном на свалке. Призрак сиротства витал над парнем в старинных круглых очках, даже когда он обрел королевскую свиту.
Я делюсь с Йоко своими странными мыслями. Живы не только песни Леннона, его законсервированный голос, его жажда согреть, очеловечить человека. Чудится, пуля не убила и самого Джона. К вечному сверстнику тянутся все новые поколения юных. И, откликаясь на этот интерес, множится, пухнет книжная леннониада. Кто он, какой он, этот бард из Ливерпуля?
«Твердый орешек с мягкой начинкой»,— рассуждает один биограф. «Скопище горечи и нежности»,— уверяет другой. Идут годы, жухнут и вновь зеленеют земляничные поля, но критика не устает от своих попыток загнать духовный мир Леннона в некую формулу.
— А каким помнится Джон вам, Йоко?
— Он был очень сложен, многолик, что ли... Его нельзя определить одним словом. Нет, пожалуй, я могу найти такое слово. Честность. Олицетворение честности. К другим и к себе. Была ли у Джона своя формула, свое обращение к людям? Думаю, была: мир и любовь...
Я интересуюсь ее мнением о биографической телевизионной драме «Джои и Йоко», премьера которой прошла в те дни в Штатах.
— Помните, там есть такая сцена: вы с Джоном смотрите на телеэкран, где кричит, льет кровь вьетнамская война. А актриса, изображающая вас, восклицает что-то в таком роде: «Что же мы будем делать, Джон? Ведь молодежь смотрит на тебя. Что ты надумал, чего хочешь?» А актер в парике и очках «под Леннона» отвечает строкой знаменитой песни: «Я хочу подержать тебя за руку...». Был ли Джон действительно так замкнут тогда в своем мирке, так далек от того, что творилось в Америке?
Йоко дотрагивается до стакана с содовой. Слышно, как кусочки льда бьются о стекло.
Нет, она не считает, что Джон витал со своей гитарой в каком-то отрешенном от большой жизни, дезинфицированном пространстве. Нет, он всегда разбирался в происходящем. Жизненная позиция Джона —- в его песнях. Вспомните рок, посвященный мятежу узников тюрьмы в городе Аттика. Вспомните балладу в защиту коммунистки Анджелы Дэвис...
— Джону претило несправедливое судилище над Анджелой, — объясняет Йоко. — Но он, наверное, чувствовал бы то же самое, будь она не коммунисткой, а, скажем, буддисткой. Думаю, мировоззрение Джона было настолько политизированным, сколько общечеловеческим, гуманитарным. Человек, пострадавший в борьбе за любую благородную идею, был достоин его сострадания...
Йоко говорит, а я пытаюсь разобраться в странном впечатлении, которое производит на меня эта миниатюрная фигурка, сжавшаяся в углу дивана. Она будто излучает явно ощутимую напряженность. Даже ее паузы — и те заставляют тебя вслушиваться, ловить сигналы, несомые неведомой энергией. Пожалуй, не в такую уж гиперболу впал один репортер, когда заметил: «Эта смесь здравого смысла и целеустремленности вырывается за рамки характера в область чего-то потустороннего...».
— Джон вышел из рабочей семьи. И он хорошо знал, какие страдания выпадают на долю рабочего класса в нашем обществе, — размышляет Йоко. — Вначале «Битлз» были просто четверкой простаков из портовой слободы. Им полагалось бы стыдиться своего простонародного ливерпульского говора. Вот почему взлет Джона в ряд серьезных музыкантов с мировым именем стал, по-моему, его важным политическим достижением. Пошатнулся барьер неполноценности, окружающий, простых ливерпульцев. Да и вообще людей труда. Тех, кто не говорит по-английски с королевским прононсом. И Джон отдавал себе отчет в этом. Другое дело, что до конца шестидесятых он публично не обнажал своих политических взглядов...
«До конца шестидесятых...» Серьезные биографы находят другую точку отсчета.
До встречи с ней, Йоко Оно.
ПРОБУЖДЕНИЕ ГУЛЛИВЕРА
Они познакомились в 1966 году на ее лондонской выставке, интригующе озаглавленной «Незаконченные картины и предметы». Это были дни, когда после десятилетия совместного триумфа что-то, казалось, лопнуло в музыкальном феномене, именуемом «Битлз». Лондонские радиостанции еще объявляли время «по Битлз», а не по Гринвичу. Американский финансовый оракул «Уолл-стрит джорнэл» еще сулил ансамблю ежегодный доход в 50 миллионов долларов. Но томительное предчувствие некоего рубежа, если нe конца уже, преследовало четверку. «Словно в будущем — какая-то черная дыра», — жаловался Леннон.
Спасаясь от этих настроений, он забрел в один прекрасный вечер в художественную галерею взглянуть на «неоконченные картины и предметы».
Картин, к его удивлению, не было, зато хорошо обстояло дело с предметами. На постаменте красовалось настоящее яблоко с ценой на этикетке «200 фунтов стерлингов». Плодом художественного воображения предлагалось так же считать стремянку с установленной на ней подзорной трубой, нацеленной п потолок. Ценитель прекрасного мог рассмотреть надпись, выцарапанную на штукатурке, — «Да». Менее грамотным посетителям галереи предоставлялось право вбить гвоздь в специально вывешенную для этого доску.
Как и сотни начинающих западных художников. Йоко Оно страстно пыталась выделиться, удержаться на плаву в разливанном море модернизма. Но Леннон увидел в замкнутой женщине с черном, которая была старше его на 6 лет, еще кое-что: ускользающую от него самого в ту пору раскованность духа, затухавший в нем самом огонь протеста.
Джон попросил разрешения у автора забить гвоздь.
Критики потом говорили что это был гвоздь в гроб «Битлз».
И начало баллады о Джоне и Йоко, которую не оборвал даже выстрел,
Они стали неразлучны. Когда загадочная японка болела, Леннон требовал, чтобы ей ставили кровать в студии, где он записывался. На граммофонном рынке один за другим появлялись алъбомы их композиций, в музыкальном отношении неровных, с элементами эпатажа. Рок-пресса и поклонники «Биттлз» возненавидели Йоко Оно, этот 'новый «Пёрл-Харбор». С их точки зрения, она «взорвала» единство ливерпульской четверки, «разрушила» ансамбль.
А что думает об это сама Йоко? Берет грех на душу или нет?
— Не беру, — жестко отвечает моя собеседница. — Не думаю, что все обстояло именно гак. К тому времени «Битлз» подошли к такой грани, за которой всем четверым виделась и зависимость друг от друга. Каждый из них, будь то Джон, Пол, Джордж или Ринго, стремился к творчеству личномy, индивидуальному. И, на мой взгляд, это было естественное очень здоровое желание. Даже не появись я, так сказать, в кадре, они бы все равно разошлись. А если бы не разошлись — возникло бы очень нездоровое положение. Джон давно готовил себя к разрыву, но никак не мог решиться на последний шаг. Быть может, с моим приходом этот шаг дался ему чуть-чуть легче. Но он сам его сделал.
Чтобы развеять осадок от деликатной темы, спрашиваю, какие песни Леннона ей больше всего по душе. Йоко называет «Вообрази », «Герои рабочего класса» и еще одну — «Бог».
— Там отрицается всякое закабаление человеческого духа. Прекрасная песня...
Это разные песни. Разные полюса ленноновского дарования. Нежная, хрустальная баллада «Вообрази» — о щемящей тоске Джона по идиллистическому миру, где
...Некого убивать, не за что умиратьИ никаких религий.Вообрази: все люди живут в мире.
В «Герое рабочего класса», кажется, скрежещут портовые краны Ливерпуля, слышится прерывистое дыхание надорвавшегося, выжатого до последней капли пота докера:
Как только ты родился,Из тебя делают пешку,Отбирают все,Оставляют одну спешку...
С каким бы сладострастием ни кляла массовая западная рок-пресса «разлучницу» «Битлз», правду не скрыть: хронологически короткий, но творчески значительный путь от утопического созерцания к социальной тревоге Джон JIеннон прошел вместе с ней, Йоко Оно.
Я даже думаю — за ней.
Питер Браун и Стивен Гейнс, чинные и вдумчивые биографы ансамбля, пишут в своей книге «Любовь, которую ты творишь»: «Она (Йоко Оно. — В. С.) раскрыла nepeд Джоном больше возможностей в его жизни, чем «Биттлз» -- за восемь лет. Она вернула энергию его мятежной натуре, пробудила в нем тщеславие серьезного художника... Она утвердила Джона в мысли, что его положение поп-звезды — одна пустота...»
Идол растерял свою свиту угодников, стремившихся спеленать его канатами, как уснувшего Гулливера. Взамен он обрел другое — душу гражданина.
26 ноября 1969 года Леннон отсылает королевскому двору почетную медаль магистра Британской империи. И с ней записку: «Ваше величество, я возвращаю этот орден МБИ в знак протеста против вмешательства Британии в события в Нигерии-Биафре и против нашей поддержки Америки во Вьетнаме...».
В Амстердаме, а потом в Торонто Йоко и Джон устраивают знаменитые «демонстрации за мир в постели». Сидя на кровати в пижамах, они дают за десять дней около шестидесяти интервью крупнейшим газетным и телевизионным концернам. Осуждают милитаризм, требуют мира.
Рекламный скандал или политический протест?
Общественные оценки начинают склоняться к последнему, когда демонстрантов посещают видные радикалы, в том числе поэт Ален Гинзберг и карикатурист Ол Кэпп. Здесь, на этой самой гостиничной кровати, Джон записывает на портативный магнитофон песню «Дайте миру шанс» ту, что до сих пор остается рок-гимном мирного движения по обе стороны Атлантики. Вот тебе и «сексуальная» оргия напоказ, которую предвкушала «желтая» пресса.
— Будь я моралистом, — говорю, — я бы строго спросил вас, Йоко: разве «демонстрация в постели» — подобающий способ поддерживать такое большое и благородное дело, как борьба за мир?
— Ну, видите ли... Это первое, что мы с Джоном предприняли, когда поженились. Шел наш медовый месяц... И знаете, нам миллион раз задавали вопрос: «Да разве так можно?!» Но если мир запомнил наш необычный протест против войны, похоже, наша с Джоном идея оказалась действенной...
— Похоже. Причем настолько, что Федеральное бюро расследовании завело на Джона секретное досье весом 26 фунтов (12 кг. — Ред.).
— Двадцать шесть фунтов чего?
— Двадцать шесть фунтов доносов, рапортов о слежке. Этакий ком бумажной грязи. Один профессор затребовал досье у ФБР — и на весы.
— Неужели такая тяжесть?! — Моя собеседница искренне потрясена. — Почему-то мне не встречалась эта цифра. Уверена, у них есть досье и на меня. Конечно, есть. Джон знал, что они шпионят за нами. Мы оба знали. Вряд ли что-либо считается у нас более предосудительным, чем защита мира...
В августе 1971-го Леннону выдали шестимесячную визу на въезд в США. В Вашингтоне наивно полагали, что впустили безобидного эксцентрика, существо из ревущего мира цветных мигалок и падающих в обморок поклонниц. Нет, Америка открыла дверь яростному мятежнику.
«Джон: восстал против властей США, — признает биограф. - Казалось, за одну ночь он стал одним из наиболее красноречивых политических активистов в стране, влиятельным бунтарем рок-н-ролла, вызывающим страх...»
Участие в массовом протесте в защиту гражданских прав индейцев... Бенефис в гарлемском театре «Аполлон» в пользу тюремных узников. Статьи для подпольного журнала «Сандэнс»... Песня «Власть - на роду», пролетарский рок... Уже этих грехов хватило бы, чтобы ФВР записало Леинона в «красные».
Но было еще кое-что. Бунтарь был богат. Журнал «Форчун» оценивал в те дни его состояние в 250 миллионов долларов. Сейчас известно, что Леннон щедро финансировал идеи Эбби Хоффмена и Джерри Рубина, вожаков антивоенного движения, членов так называемой «чикагской семерки», осужденной за организацию массовых протестов во время съезда демократической партии в Чикаго в 1968 году.
Теперь Рубин и Хоффмен готовились сорвать съезд республиканцев в Сан-Диего, устроив поблизости грандиозный рок-концерт. Толпа нуждалась к приманке. Ею должен был стать Джон Леннон.
Из негласного меморандума подкомитета по проблемам внутренней безопасности юридического комитета сената США (1972 год): «В результате в саквояжи «новых левых» хлынут колоссальные суммы денег... Если виза Леннону будет аннулирована, это станет стратегической контрмерой».
Сквозь заднее стекло своего лимузина Джон и Йоко видели, как по Нью-Йоркским улицам за ними петляют мышиные «форды». Скучные молодцы в. шляпах и галстуках топтались у их тогдашней обители на Бэнк стрит в Гринвич Виллидж. «Я схожу с ума! — терял самообладание Джон. — Они подслушивают мои телефонные разговоры! Таскаются всюду по пятам!»
Он проклял филеров ФБР прямо телевизионного экрана, на всю Америку. Ему мало кто тогда поверил...
В те же самые дни в Атланте, штат Джорджия, юнец по имени Марк Чэпмен продал свою коллекцию дисков «Битлз», нацепил на шею деревянный крест и стал напевать на знакомый всему миру мотив: «Вообрази, что Джон Леннон мертв»…
АД В РАЮ
— Возвращаясь к сегодняшним временам, хочу опросить вас, Йоко: как вы смотрите на нынешнюю международную обстановку?
Говоря честно, она очень боится за будущее. Это стало уже каким-то естественным чувством. Шестое чувство ядерного страха, понимаете? В то же время ей кажется, что на планете еще есть место для оптимизма. Сегодня люди лучше представляют себе, что нужно делать, чтобы все нe сорвалось под откос.
— Как ни печально об этом говорить, — отбрасывает Йоко с лица жесткую прямую прядь, — Чернобыль, например, очень помог всеобщему пробуждению. Это было трагическое событие, но от трагедии — пусть не прозвучат мои слова кощунственно — то-же был прок. Теперь даже американцы из глубинки, из сонных краев, и те поняли: продолжать ядерную гонку нельзя. Только до наших политиков это доходит туговато...
— А Чернобыль... — возвращается ока к волнующему. — Наше телевидение освещало его, конечно, несправедливо по отношению к вам, русским. По в каком-то смысле просчиталось. Комментаторы со вкусом объясняли опасности, таящиеся в ядерной технологии, потому что речь шла о России. Если бы такое случилось у нас, они бы скрыли факты, свели к минимуму последствия. Теперь же они трезвонили об угрозе «русской технологи», не подозревая, что американцы примеряют эти предупреждения к собственным реакторам и ракетам. О, благословенное запугивание! — от души восклицает Йоко. — Лучше б чернобыльской трагедии не было, но, свершившись, беда сблизила нас...
Название ее последнего диска «Звездный мир» показывает, что она по меньшей мере не в восторге от СОИ.
— Да, — кивает моя собеседница. — Это так. Одна проскользнувшая ракета, один проскользнувший террорист — и конец. Космическое оружие не спасет, а погубит Америку. Тем более нет никакого смысла тратить на «звездные войны» миллиарды, когда многие американцы голодают. Вы, русские, тоже испытываете трудности — рубли идут на ракеты. Иногда у меня даже мелькает такая мысль: а не обеднеют ли обе наши страны от того, что перестанут быть самыми сильными в мире? До такой вот степени...
Она записала пластинку «Звездный мир» как раз в дни, когда мистер Горбачев использовал это выражение в своей речи, рассказывает Йоко. И что же? Ее граммофонная фирма «Полигрэм рекордс» новела себя странно: не стала заниматься рекламой. Более того, не выпустила лучшую песню альбома в виде отдельного диска на 45 оборотов в минуту. А в Америке, если этого не сделать, надежды на коммерческий успех падают. Таое вот решение они приняли.
— Почему?
— Спросите их, почему. Песня называется «Ад в раю». Видимо, сочли, что там слишком много политики...
Йоко Оно горько сетует на пристрастность прессы. Они, рок-певцы, устраивают концерт в защиту политических заключенных, а о нем не особенно-то распространяются в американских газетах. Они выходят на мирную демонстрацию в Сентрал-парк, миллион людей выходит, а пишут — едва двести пятьдесят тысяч...
К счастью, сюда, в Америку, приехала советская рок-группа Стаса Намина, и она, Йоко, рада, что рок-музыка все-таки путешествует между системами. «Встречалась сегодня с советскими музыкантами. Милые люди. А какие профессионалы!»
— Рок-музыка... Ее влияние на молодые умы на Западе, да и на Востоке, порой неизмеримо. Не попытаетесь ли объяснить этот феномен, мисс Оно?
— Рок, по моему, — это способ общения людей на все покоряющем,, общедоступном эмоциональном уровне. Не на уровне, скажем, каких-то юридических отношений или даже — пусть фыркают снобы — не на особенно, может быть, интеллектуальном уровне. В роке кричит душа многих народов. Я еще раз убедилась в этом, когда выступала летом с концертами в социалистических странах Восточной Европы.
— Время от времени вы выпускаете альбомы с еще неизвестными записями Джона Леннона. «Молоко и мед», кажется, был последним?
— Нет, позднее вышел диск «Джон Леннон в Нью-Йорке», запись нашего последнего публичного концерта в зале «Медисон сквэр гарден» в 1972 году, Концерт, насыщенный политикой. Четырнадцать лет спустя песни Джона все еще отвечают на то, что происходит вокруг.
— Есть ли еще магнитофонные сокровища в вашем сейфе?
— Может быть, наберется на два долгоиграющих диска. Может быть.
Героиня баллады о Джоне и Йоко не дает ей, балладе, умереть.
Разговор соскальзывает из другого Леннона — Джулиана. В последние месяцы диск-жокеи Запада весьма благосклонны к молодому певцу. Леннон, сын Леннона... Трудное соперничество, предполагаю я. Что думает Йоко о будущем Джулиана?
Никакого соперничества нет, возражает она. Слушатели воспринимают Джулиана не просто как сына идола. Он на редкость талантливый музыкант и старается утвердить собственную индивидуальность. У него своя земля под ногами.
Закат перекрашивает белый рояль в цвет апельсина. Пора выключать магнитофон. Решаюсь на последний, не очень-то легкий для меня вопрос. Не секрет, что в свое время Йоко Оно нашла в себе силы преодолеть пристрастие к наркотикам. На Олимпе рок-н-ролла такой подвиг — редкость. Шприц с дурманом, пилюли свели в могилу таких кумиров рока, как Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, тот же Пресли...
— Наркотики и американский рок-культура? Они нашли друг друга в годы молодежного бунта 60-х,—Йоко говорит медленнее обычного, ее лицо утопает в глубокой тени. — Тогда кое-кто пытался таким способом «освободить» себя от условностей постылого общества. Мы упивались мыслью, будто убиваем свое здоровье, чтобы не убивать детей и женщин во Вьетнаме. Конечно, глупо это было, наивно. А сегодня даже такой «идеологической» мотивировки у наркомании нет. Протесту против ядерной бомбы нужна ясная голова.
— Ваш сонет юному поклоннику рока? Тому, кто считает вас, Йоко Оно, хранительницей музы Джона Леннона, его огня?
— Я скажу ему те же слова, какие услышал от меня мой одиннадцатилетний сын от Джона — Шон: «Не экспериментируй с наркотиками! Они того не стоят!»
...Я вышел из «Дакоты», стараясь обойти стороной тот кусок асфальта, где рок сразил гения рока. До Сентрал-парка, до «Земляничных полей», было рукой подать.
Там, на площадке, где в мозаичном круге выложено слово «Imagine» — «Вообрази», стояли, как над могилой, парни и девчонки с горящими свечами. И магнитофонный голос Йоко выкрикивал, казалось, на всю Америку ту самую песню «Ад в раю»:
Здесь ад, а кущи нарисованы. Мы все во сне, парализованы, Мы так запуганы, ни слова мы Не молвим о мечте... Проснись, встряхнись, Вырвись наружу, мускулы натужив, Возвысь голос, излей душу. Пришла пора, пора, пора...
JIMI HENDRIX
Джими Хендрикс (р. 27 ноября 1942, Сиэтл, США) еще в детском возрасте проявлял большой интерес к гитаре. И хотя он не знал музыкальной грамоты и нот, ему удалось стать кумиром для многих поколений меломанов. В середине 60-х он переиграл со многими известными и не очень музыкантами. К 1966 году Джими основательно поднаторел в обращении с гитарой и когда на один из его концертов попал басист "Animals" Чэс Чэндлер, того сразило мастерство чернокожего музыканта. Чэс предложил Хендриксу контракт, по которому он должен был переехать в Лондон, и взялся подобрать ему новый состав. Барабанщиком проекта стал достаточно опытный музыкант Митч Митчелл, а бас-гитару предоставили Ноэлю Реддингу. Свежеиспеченную команду назвали довольно просто - "The Jimi Hendrix Experience".
Проведя разминку во Франции, где группа открывала концерты Джонни Холидея, музыканты записали свой первый сингл "Hey Joe". Этот релиз в начале 1967 года занял 6-е место в британском хит-параде. Следующий сингл, "Purple Haze", оказался на третьей строчке, а последовавший за ним лонгплей "Are You Experinced?" окончательно добил публику.
Музыкальные критики поставили "Experience" на уровне с "Beatles". Не просекли фишку лишь менеджеры группы, не давая ей выступать самостоятельно, запихивая ее в комплект с другими музыкантами. Но слава коллектива неуклонно росла и вскоре добралась и до Штатов. Трио пригласили в Америку для участие в монтерейском фестивале и янки наконец-то смогли насладиться настоящим шоу. Что Джими только не вытворял со своим инструментом: играл за спиной и щипал струны зубами, а затем вообще поджег свой "Стратокастер". Теперь, после покорения Америки мировое признание "Jimi Hendrix Experience" было обеспечено. Однако музыканты не стали почивать на лаврах, а снова приступили к студийной работе.
Альбом "Axis: Bold As Love" записывался дольше и более тщательно, чем первая пластинка, поскольку Хендрикс не хотел разочаровывать слушателей. Он и действительно не обманул их надежд, чего стоила только "Little Wing" – концертный фаворит. Однако как всегда не обошлось и без проблем. Между Реддингом и Хендриксом начались трения, а сам Джими начал баловаться наркотиками.
Следующий альбом, "Electric Ladyland", записывался еще дольше чем его предшественники. Этому "способствовало" совмещение студийной и концертной деятельности. Тем временем раздоры между Ноэлем и Джими происходили все чаще, поскольку первый очень ревниво относился к славе Хендрикса. Недовольный тем, что его больше никто не слушает, Чэс Чэндлер отказался от сотрудничества с "Jimi Hendrix Experience". Тем не менее запись пластинки все-таки была закончена и осенью 1968-го диск появился на прилавках магазинов. "Electric Ladyland", получивший золотой статус уже через неделю после выхода, стал вершиной творчества группы. "Jimi Hendrix Experience" стали суперзвездами и их концерты проходили с аншлагами. Теперь они всегда выступали в качестве хедлайнеров. Но все хорошее к сожалению быстро кончается и в середине 1969 года команда была распущена.
Хендрикс набрал себе новую банду, "Band of Gypsys", и записал с ней пластинку, но эта работа его не устроила и он попытался возродить "Jimi Hendrix Experience" в компании с Митчеллом и новым басистом Билли Коксом. Музыканты начали работу над новым альбомом с рабочим названием "First Rays of the New Rising Sun", но не успели довести ее до конца, поскольку 18 сентября 1970 года Джими Хендрикс скончался от передозировки снотворного
история рока
Рок-му́зыка— общее название направлений музыки, возникших в середине 1950-х годов. Характерные признаки рок-музыки, такие как использование электрогитар, творческая самодостаточность (большинство рок-музыкантов исполняют композиций собственного сочинения) часто вводят в заблуждение. Из за этого принадлежность некоторых стилей музыки к року не имеет никаких оснований.(Действительно,сейчас группу играющую музыку хоть с минимальными признаками гитаных соляг,сразу же стремяться возвести в ранг рок музыкантов) Сам по себе рок является особым культурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до жестких и агрессивных жанров - дэт-метала и грайнда. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского.
Истоки рок-музыки находяться в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время существования рока было множество попыток соединить его практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). Все крупнейшие поджанры рок-музыки появились в конце 60-70 гг., крупнейшими из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также агресивные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х).
Первые шаги рок-музыки
Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролл, позаимствовавшего себе черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри.
Значительное влияние на рок-н-ролл оказали блюзовые исполнители Роберт Джонсон, Лидбелли, Мадди Уотерс. Название «рок-н-ролл» происходит из песен госпел-исполнителей 40-х годов и, являясь по сути призывом к танцу, представляет собой сексуальный эвфемизм. Впервые выражение появилось в песне «Good Rocking Tonight» Роя Брауна 1947 году. В 1949 году выходит песня «Rock And Roll» Уайлд Билла Мура.
Развитие раннего рок-н-ролла связано в основном с американскими исполнителями, однако установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре не представляется возможным. Как вариант — сингл «Fat Man» Фэтса Домино, вышедший в 1950-м году. Согласно другим версиям, первой рок-н-ролльной записью является «Rocket 88», записанная в 1951 году Jackie Brenston and his Delta Cats
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до жестких и агрессивных жанров - дэт-метала и грайнда. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского.
Истоки рок-музыки находяться в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время существования рока было множество попыток соединить его практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). Все крупнейшие поджанры рок-музыки появились в конце 60-70 гг., крупнейшими из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также агресивные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х).
Первые шаги рок-музыки
Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролл, позаимствовавшего себе черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри.
Значительное влияние на рок-н-ролл оказали блюзовые исполнители Роберт Джонсон, Лидбелли, Мадди Уотерс. Название «рок-н-ролл» происходит из песен госпел-исполнителей 40-х годов и, являясь по сути призывом к танцу, представляет собой сексуальный эвфемизм. Впервые выражение появилось в песне «Good Rocking Tonight» Роя Брауна 1947 году. В 1949 году выходит песня «Rock And Roll» Уайлд Билла Мура.
Развитие раннего рок-н-ролла связано в основном с американскими исполнителями, однако установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре не представляется возможным. Как вариант — сингл «Fat Man» Фэтса Домино, вышедший в 1950-м году. Согласно другим версиям, первой рок-н-ролльной записью является «Rocket 88», записанная в 1951 году Jackie Brenston and his Delta Cats
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу