3-е Вдохновение Кораном.
СУРА 68 ЧАСТЬ ВТОРАЯ
(34) Истинно, набожным у Господа блаженные сады.
(35) Поступим ли Мы с Подчиненными как с теми, что грешны?
(36) Что с вами и каково суждение?
(37) Или у вас писание, а в нём учение
(38) Что вам, поистине, любое предпочтение?
(39) Или у вас Наши клятвы вплоть до Дня Предстояния о том, что вам – плод вашего суждения?
(40) Спроси их, кем будут клятвы подтверждены?
(41) Или у них – святые? Пускай же приведут своих святых, если правдивы они.
(42) В тот день, когда откроются все тайны, и призовут земной поклон вершить, они не смогут сделать преклонение –
(43) Опущены их взоры и их постиг позор, а ведь могли они пасть ниц, (когда спустилось повеление).
(44) Оставь Меня с теми, кто ложью считает этот рассказ – когда они не будут знать, их жизнь постигнет завершение –
(45) Я дам отсрочку им, ведь замыслы Мои прочны.
(46) Или ты просишь награды и у них от платы отягощение?
(47) Или, быть может, пишут они тайное откровение?
(48) Ты дотерпи! Господь решит! Не будь подобен спутнику кита. Вот он воззвал, когда его постигло заточение.
(49) И если б не Господня милость, то был бы выброшен он на пустырь, его постигло б унижение.
(50) Избрал его Господь и сделал человеком правоты.
(51) А те, кто отвергает, своими взорами тебя готовы опрокинуть, и, слушая Упоминание, говорят: «Его коснулось бесов проникновение»
(52) Но это - не что иное, как Упоминание для народов, (ниспосланное с Божьей высоты).
Тимур Джумагалиев - ответственный за перевод.
Источник: http://blogs.mail.ru/mail/timjum/62F437EA42AA03A5.html
(34) Истинно, набожным у Господа блаженные сады.
(35) Поступим ли Мы с Подчиненными как с теми, что грешны?
(36) Что с вами и каково суждение?
(37) Или у вас писание, а в нём учение
(38) Что вам, поистине, любое предпочтение?
(39) Или у вас Наши клятвы вплоть до Дня Предстояния о том, что вам – плод вашего суждения?
(40) Спроси их, кем будут клятвы подтверждены?
(41) Или у них – святые? Пускай же приведут своих святых, если правдивы они.
(42) В тот день, когда откроются все тайны, и призовут земной поклон вершить, они не смогут сделать преклонение –
(43) Опущены их взоры и их постиг позор, а ведь могли они пасть ниц, (когда спустилось повеление).
(44) Оставь Меня с теми, кто ложью считает этот рассказ – когда они не будут знать, их жизнь постигнет завершение –
(45) Я дам отсрочку им, ведь замыслы Мои прочны.
(46) Или ты просишь награды и у них от платы отягощение?
(47) Или, быть может, пишут они тайное откровение?
(48) Ты дотерпи! Господь решит! Не будь подобен спутнику кита. Вот он воззвал, когда его постигло заточение.
(49) И если б не Господня милость, то был бы выброшен он на пустырь, его постигло б унижение.
(50) Избрал его Господь и сделал человеком правоты.
(51) А те, кто отвергает, своими взорами тебя готовы опрокинуть, и, слушая Упоминание, говорят: «Его коснулось бесов проникновение»
(52) Но это - не что иное, как Упоминание для народов, (ниспосланное с Божьей высоты).
Тимур Джумагалиев - ответственный за перевод.
Источник: http://blogs.mail.ru/mail/timjum/62F437EA42AA03A5.html
28 апреля 2012 года. Встреча вновь у Абая!

ТРЕБУЕМ СПРАВЕДЛИВОСТИ! АК ЖЕБЕ! "АК ЖЕБЕ" – стрела кочевника с белой лентой – это знак предложения мирных переговоров у кочевников в степи. Спорящие стороны посылали друг другу стрелы с белой лентой для решения спорных и конфликтных вопросов.
28 апреля 2012 года в г.Алматы состоится 4-й митинг Несогласных Казахстана!
Митинги начались с Несогласия с результатами парламентских выборов, состоявшихся 15.01.2012 года. Потому что все мы знаем цену этих выборов: они были сфальсифицированные, несвободными, нечестными. 16.12.11 года в Жанаозене были расстреляны боевыми пулями 17 бастующих нефтяников. Все мы знаем: это было жестоко, бесчеловечно и антигуманно.
23.01. 2012 года начался новый виток репрессий в стране – были задержаны В.Козлов лидер НП «АЛГА» и С.Сапаргали – главный защитник всех безработных нашей многострадальной родины.
Все мы знаем: они не виновны, это была провокация, подстава.
25.02. 2012 года состоялся 2-й митинг Несогласных, где власть попыталась нас запугать и избить. Организаторов Болата Абилова и Амиржана Косанова посадили на 15 суток, выступающих оштрафовали. Все мы знаем: у нас есть право мирно митинговать и это право нам гарантировано Конституцией РК. Увидев это, мы на следующий митинг НЕсогласных пригласили наблюдать всех иностранных послов в Казахстане.
24.03. 2012 года состоялся 3-й митинг Несогласных – 100 дней в знак солидарности с семьями 17-ти погибших жанаозенцев. Наша власть не только не дала разрешение нам провести день памяти по погибшим, но истроила провокацию - рядом с митингом гремела музыка и был концерт детей. Всем нам было понятно: это было аморально, подло и не по-человечески. И на этот раз насильственного разгона митингующих не было, потому что Казахстан подписал международные документы, где гарантирует гражданам право на мирные митинги протеста.
Мы хотим знать имена тех, кто дал команду убивать в Жанаозене
Мы хотим честного суда в г.Актау, где судят 37 нефтяников
Мы хотим чтобы наши митинги имели уведомительный характер!
Мы требуем справедливости для себя, для страны и для народа!
АК ЖЕБЕ! СПРАВЕДЛИВОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ! ПРИХОДИ! ВМЕСТЕ МЫ СИЛА!
Дата: 28 апреля, в 12-00 часов; Место проведения: г.Алматы: Площадь
у Дворца Республики, Абая-Достык у памятника Абая
Метки: Абай, митинг, несогласные, 28 апреля, Наурыз, Жанаозен, Нефтяники, Казахстан, 37, Справедливость
Мейржан Смагулов,
12-03-2012 14:23
(ссылка)
Алтай руы!
Приветствую вас казахи!у меня есть книги про Алтайцев(Аргын), шежире, а так же информация про некоторые интересные факты про Курно(в книгах), автором является мой дед, информация достоверная. всех заинтересовавшихся прошу писать мне, буду рад помочь, количество книг ограничено.
П.С. Кстати, отличный подарок для более старшего поколения!
П.С. Кстати, отличный подарок для более старшего поколения!
Метки: Алтай руы, Шежире, Коргалжын, Коргалджино, Аргын, Сайдалы Алтай
Все на митинг! 100 дней со дня расстрела жителей г.Жанаозен

16 декабря 2011 года в г.Жанаозен были расстреляны боевыми пулями жители этого нефтяного города. Нет ничего страшнее человеческих жертв и потерь. Одно дело, когда люди гибнут в результате стихийных бедствий, другое дело, когда они гибнут от рук людей. Особенно страшно когда те, кто призван защищать народ, начинает его расстреливать.. Потрясенная кровавыми событиями в Жанаозене, страна ожидала общенационального траура, чтобы почтить память погибших. Но никто не объявил общенациональный траур по погибшим в Жанаозене, нарушив тем самым священный обычай казахов. В ряду обычаев и традиций казахов похоронно-поминальные обряды - конил айту, бата, жоктау, корису, топрак салу, дуга, каралы уй, жетисы, кыркы, жылы, ас - занимают особое место. Соблюдение похоронных ритуалов казахи обычно обосновывают словами - «Өлі разы болмай, тірі байымайды» (процветание живущих зависит от умиротворения духа умерших). Не выразить родственникам умершего соболезнования считается постыдным. Это древняя традиция человечности и заботы о ближнем, солидарности в беде, сплоченности народа, традиция, пережившая столетия, завещанная нам нашими предками, закон, который никто не вправе отменять.
Адайцы, коренные и основные жители Мангыстау, отмечают 3, 7, 40 и 100 дней со дня смерти, а также годовщину. Поэтому в преддверии 100-дневных поминок по жертвам Жанаозеня, мы призываем поддержать 24 марта 2012г. Днём Памяти, Днем общенационального траура по жертвам Жанаозена и приглашаем в г.Алматы прийти на площадь перед памятников Абая (Абая-Достык) в 12.00 часов. Этим мы выполним долг перед казахами-адайцами, выразив им соболезнование и поддержку, разделив их горе, выразив сочувствие. Проявив сплоченность и солидарность перед лицом трагических событий, чтя священные традиции, мы выполним свой долг перед предками и своей совестью.
Митинг состоится в г.Алматы 24 марта 2012 года в 12.00 часов
у памятника Абая (Абая-Достык)
у памятника Абая (Абая-Достык)
ПРИХОДИТЕ!
Метки: Абай, митинг, несогласные, 24 марта, Наурыз, Жанаозен, Нефтяники, казахастан, трагедия
25 февраля 2012- День НЕсогласия-2!

г.Алматы: Площадь у Дворца Республики, Абая-Достык у памятника Абая, 12 часов, организатор ОСДП "Азат"
г.Уральск: площадь Абая, 12 часов по Астане обращаться Лукпан Ахмедьяров
Будущее Казахстана – это свободная от страха, нищеты и коррупции страна!
Эта встреча создана для того, чтобы активные граждане страны, которые устали от беззакония со стороны властей, решили объединиться чтобы выйти на митинг и потребовать от власти, прекратить произвол. Стране нужны не подковерные игры Акорды, а честные и открытые выборы, в которых должны участвовать все партии, а не карманные акординские марионетки. Нужно зарегистрировать «Алгу», допустить до выборов «Руханият» во главе с Серикжаном Мамбеталиным, КПК! Нужно провести честные выборы с участием в составах избиркомов представителей всех партий!
Нужно провести открытое международное расследование по Жанаозену, потому что пока не наказаны виновные, стрелявшие в свой народ, ни о каких выборах не может быть и речи. Граждане Жанаозена имеют право на жизнь и на свободные выборы!
Все казахстанцы, кто выступает за:
1. Честные выборы
2. Независимые суды
3. Многопартийную политическую систему в парламенте
4. Свободу слова
Все, кто устал от лжи, коррупции, страха, нищеты, морального обнищания нации, присоединяйтесь в эту группу и приходите на митинг, чтобы показать власти, что все мы граждане, а не стадо, что народ – источник власти, и он требует перемен!
Приходи! Поддержи демократию в Казахстане!
Группа в Фэйсбуке http://www.facebook.com/gro...
Группа в VK http://vk.com/basta_25
Встреча в Фэйсбуке http://www.facebook.com/eve...
Встреча в VK http://vk.com/basta25
В твиттере хэш-тег #dat25
Қазақтар ояныңдар! Болашақтарыңды ойлаңдар!
Метки: митинг, 25 февраля 2012, Казахстан, несогласные, Булат Абилов, Алматы, Абай
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ НА ВЫБОРАХ

• отказ допустить на участок наблюдателя, представителя СМИ;
• места для наблюдателей расположены так, что в поле зрения не находятся места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования, ящики для голосования;
• избирателям выдаются заведомо испорченные или неустановленной формы бюллетени;
• в кабину для голосования неоднократно заходят посторонние лица;
• отказ предъявить перед началом голосования ящики для голосования, опечатывание избирательных ящиков в отсутствие наблюдателей;
• попытки сокрытия дополнительных бюллетеней;
• вброс бюллетеней (применяется на всех этапах голосования) (вброс – это помещение больше одного бюллетеня в ящик или на стол уже при подсчете голосов членами комиссии, либо избирателем на стадии голосования в ящик для голосования);
• голосование за умерших, сменивших место жительства, не пришедших голосовать;
• голосование по нескольким паспортам (за родственников и т.п.);
• агитация в помещении избирательного участка и при работе «на выезде» (у информационных стендов, на подходах к участку, в кабинках с помощью заранее проинструктированных избирателей - «подсказчиков»);
• исправления в бюллетенях (применяется на этапе подсчёта голосов с целью порчи бюллетеней);
• подтасовка бюллетеней (применяется на этапе сортировки (подкладывание бюллетеня с одним результатом в стопку бюллетеней с другими результатами);
• внесение в протокол данных, не соответствующих результатам подсчета;
• фальсификация или подмена итогового протокола (применяется на этапе доставки протокола в вышестоящую избирательную комиссию);
• подкуп избирателей перед участком (частным случаем подкупа является технология, которая именуется как «хоровод» или «карусель», когда избирателю перед участком дают заполненный бюллетень и предлагают вынести с участка незаполненный бюллетень);
• агитация избирателей во время голосования на дому;
• поквартирный обход (или обход по спискам от соцобеспечения) во время голосования на дому;
• массовое голосование по открепительным удостоверениям (подвоз избирателей автотранспортом в большом количестве от участка к участку т.е. «карусели»);
• особое внимание необходимо обратить на то, чтобы в здании, где проводится голосование, или рядом с избирательным участком, не было одного и того же лица, к которому подходят избиратели до или после голосования, и о чем-то разговаривают, или осуществляют иные странные действия. Это могут быть организаторы технологии подкупа избирателей. В этом случае немедленно свяжитесь со штабом!!!
• голосование по открепительным удостоверениям лиц с других участков (эстафетное голосование) (часто, открепительное удостоверение не изымается);
• общее число избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных и стационарных ящиках для голосования, не должно быть больше числа полученных УИК (участковая избирательная комиссия) бюллетеней;
• При сортировке не оглашается содержания каждого бюллетеня, и каждый бюллетень не предъявляется так, чтобы вы могли видеть его содержание.
• отказ заверить ваши копии протокола (пока комиссия его не сверит с акиматом)
• не допускайте, чтобы комиссия покинула участок, не заверив вашу копию протокола, на которой должны быть живая печать и подписи председателя (в случае его отсутствия – заместителя и секретаря).
• Отказ обеспечить вам присутствие (якобы нет места в машине) при передаче протоколов в территориальную избирательную комиссию (ТИК). Комиссия обязана вам обеспечить возможность присутствовать при передаче протоколов, а не только при получении их ТИКом.
Что делать, если заметили? Снять на фото или видео и информацию высылать на сайт https://sailau.crowdmap.com
УСТРАНЕНИЕ НАРУШЕНИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ЖАЛОБ.
Если нарушение несущественно, можно не составлять жалобу
Несущественное нарушение 1) может и не повлиять на итоги голосования, 2) устраняются по первому вашему требованию.
В случае существенного нарушения порядка голосования,
а) составьте жалобу на нарушение в двух экземплярах: один экземпляр вручите председателю комиссии для приобщения к первой копии протокола об итогах голосования, на втором экземпляре попросите сделать отметку о приеме (в случае отказа в приеме - зафиксируйте на первом экземпляре и подпишите у свидетелей);
б) постарайтесь немедленно сообщить о нарушении в штаб.
Если председатель не принимает мер, заявите, что в соответствии с Законом о выборах мы будем вынуждены обжаловать его действия (бездействие) в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Одновременно предупредите его о том, что если будет назначен повторный подсчет голосов избирателей или если выборы на территории данного избирательного участка будут признаны недействительными, соответствующие расходы могут быть отнесены на счет виновных ответственных лиц. Составьте заявление по прилагаемой форме и ознакомьте председателя УИК (участковая избирательная комиссия) с его содержанием.
Метки: Теги: выборы 2012, нарушения, сайт, наблюдение, граждане, Казахстан, Сайлау, Мажилис, парламент
Собрано 420 тысяч тенге! Акция «Поддержим нефтяников!»
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

За 20 дней собрано 420 тысяч тенге! Акция
«Поддержим нефтяников!» продолжается
«Поддержим нефтяников!» продолжается
Акция стартовала 9 августа 2011 года с Заявления комитета по сбору средств в поддержку
семей бастующих нефтяников,которое можно прочитать по адресу http://www.socialismkz.info...
семей бастующих нефтяников,которое можно прочитать по адресу http://www.socialismkz.info...
Деньги пересылать на счет KZ
166015473000003785 Народный Банк Республики Казахстан г. Жанаозень Утарбаева
Нурсулу Жумабековна БИК HSBKKZKX РНН:
430718690260
166015473000003785 Народный Банк Республики Казахстан г. Жанаозень Утарбаева
Нурсулу Жумабековна БИК HSBKKZKX РНН:
430718690260
Метки: Жанаозен, Каражанбас, Актау, Казахстан, забастовка, Нефтяники, протест, поддержка, 420
О грехах
О грехах
Грех. Что же означает это слово? Понимают ли люди его смысл? Как понимали его наши праведные предшественники из числа сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), их последователей и праведных ученых? И как изменилось его понимание в наше время, как среди мусульман, так и среди не мусульман? Все эти вопросы важны для верующего, дабы не оказаться в числе небрежных.
Известно, что слово грех понимается по-разному. И быть может то, что в понимании одного греховно, может быть дозволено в понимании другого. Поэтому необходим плацдарм, с точки зрения которого это слово рассматривается как термин. К примеру, быть без партбилета в коммунистическом государстве грех, в то время как в империалистическом грехом будет быть с этим билетом. Но не будем углубляться в политику, это нынче не "модно" у мусульман, есть более простые примеры для доведения смыслов этого слова. Например, младенец, рожденный в христианской семье (по их представлениям) уже грешен, в то время как в Исламе ребенок чист и не несет ответственности вплоть до совершеннолетия. Доить корову у буддистов грех, тогда как не доить ее, например, у нас на Кавказе может быть еще большим грехом. Кстати, они бы уже обвинили меня в грехе, за то что я написал слово «корова» с маленькой буквы.
Итак, мы выяснили, что понимание этого слова зависит от таких факторов как государство, общество, религия, обычаев и т.д. Мы же, как мусульмане, постараемся рассмотреть этот термин с точки зрения Ислама.
Слово грех (занб), как говорят знатоки языка, произошло от слова «занаб», «азнаб», то есть хвост. И на самом делe, грех подобен хвосту в его смысловой форме. От него не избавишься вплоть до Дня Суда, кроме как, с покаянием. И все ученые сошлись на том, что занб – это маасийа, то есть ослушание.
Стоит отметить, и в этом нет никаких сомнений, что грех всегда приносит вред, как в этом мире, так и в загробном. Хотелось бы перефразировать: найдем ли мы в мирской или загробной жизни хуже вреда чем тот, который коснулся человека по причине его греха? Ведь именно грех вывел наших прародителей из Рая, из обители вечности и наслаждений в обитель боли, грусти и страданий. По причине греха был низвергнут Дьявол из мира подчинения и покорности к неверию и ослушанию. Из-за греха были потоплены народы, и были посланы ветры на Адитов, которые уничтожили их уничтожением. Ведь именно из-за греха погиб Самуд, и только лишь одого крика хватило для их уничтожения.
И народ Лута, чьи селения были подняты до небес, что даже ангелы услышали лаи их собак, после чего их перевернули, и сделали их верх низом, и пролили на них дождь камней так, что до сегодняшних дней не найти народа который был бы так жестоко наказан. Также народ Шуайба, к которому приблизили облако наказания, в то время как они ликовали. И Фараона с его войском, потопленного и ввергаемого в огонь утром и вечером, а когда наступит Судный Час скажут: Введите род Фараона в самое тяжелое наказание. Также Каруна, который прельстился этим миром и забыл про неотвратимое, и поглотила его земля с его имуществом. Субхана Аллах! Поистине в этом назидание для каждого раба кающегося.
Вплоть до сегодняшних дней Всевышний показывает свои знамения в уничтожении народов, которые перешли все границы дозволенного. Но есть ли понимающие? Так как же нам узнать, в каком положении находимся мы? Праведны ли мы, или же нас окутали наши грехи, в то время как мы и не чувствуем. Кстати, стоить отметить, что даже у Имама Бухари в его "Сахихе" есть глава, которая так и называется: "Глава: страх верующего, что его окутают его деяния, в то время как он и не чувствует".
Имам Ахмад в своем "Муснаде" привел от Катады: "Сказал Муса: О Господь! Ты на небесах мы на земле, что же является знаком отличающим Твой гнев от Твоего довольства? Он сказал: Когда я поставлю над вами лучших из вас, то это знак Моего довольства вами, когда же поставлю худших из вас, то это знак Моего гнева".
Стоит задуматься каждому из нас, доволен ли нами наш Господь, и если нет то почему? Однозначно, причина - грехи. Более того, та победа, которую пророчествовал нам Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) может отсрочиваться по причине грехов, как это произошло во время Ухуда и Хунейна и еще много раз в истории этой Уммы. Боимся ли мы своих грехов? От Катады передают, что Абу Бакр говорил: "О, если бы я был растительностью, которую съедят животные".
Также Умар ибн Хатаб который читал аят: "Действительно, наказание твоего Господа непременно наступит" (Тур, 7), затем плакал до тех пор, пока его не постигала болезнь. И Усман, которому следовало только остановиться у могилы, как он начинал плакать, что борода становилась мокрой.
Смотрите, все эти люди - лучшие в этой общине, после Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), как они страшились своего Господа, как они сторонились грехов. Ведь именно поэтому, Всевышний посредством их установил на большей части земли свою религию. Пала Персия и Византия рукой этих сынов пустыни, с которыми еще недавно даже никто не считался. Они воевали не своим оружием, и тем более не своей численностью, напротив, они сражались своей праведностью.
Здесь уместно будет привести известную историю, которая произошла с Сальманом Фариси и Саидом ибн Абу Уакасом в одном из их походов на Персию. Во главе с огромной армией, эти два великих сподвижника прошли незамеченными огромную территорию, чтобы напасть внезапно на один из гарнизонов врага. Однако, когда до неверных оставалось несколько часов, пред ними предстала огромная река, для которой пришлось бы сбивать плоты несколько дней, что было бы опасно для конспирации. Тогда Саид приказал разбить лагерь, и, позвав Сальмана сказал: «О, Сальман, не взглянул бы ты на дела воинов в этом лагере, а затем поведай, что ты увидел». И не оставил Сальман в ту ночь ни одного кружка, чтобы не услышать о чем говорят, и ни одного костра, чтобы не увидеть что делают. Вернувшись же, он поведал: «О Саид, поистине я обошел весь лагерь, и не нашел ни одного воина, чтобы он не был либо в земном поклоне, либо читающим книгу Аллаха, либо делающим зикр или напоминание своим товарищам». Услышав это, Саид возрадовался и сказал: «Утром начинаем форсирование реки по воле Аллаха».
Когда же наступило утро, мусульмане без потерь оставили реку позади себя, и как же Аллах не помог бы им в их сражениях. Конечно, этот открыватель Кадисии, а именно Саид ибн Абу Уакас знал, что наше преимущество именно в нашей праведности, и если она есть, то бояться больше нечего, это армия ведома Всевышним, и ее победа неотвратима. Вот какое значение играло отстранение от грехов в истории этой общины.
К сожалению здесь же можно привести и другие, заслуживающие сожаления сведения. А именно, то, что падение исламских государственных режимов сопровождалось возникновениями крайне заблудшихся сект, которые стали проповедовать различные формы заблуждений и нововведений, некоторые из которых доходили до многобожия. И тогда хватал Аллах их за грехи, и все, что строилось веками, могло рухнуть за считанные дни. Такова действительность. Такова сунна Аллаха в Его творениях. Как только они переходят границы дозволенного, наказание неотвратимо.
Из вышесказанного видно, что все наши беды кроются именно в нашем понимании и остережении от греховного.
Грехи же, как на это указывает Коран, Сунна и Иджма сподвижников и их последователей, делятся на большие и малые. Прошу внимательно прочитать эти прекрасные аяты, и задуматься над ними. Всевышний Аллах говорит:
"Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши прегрешения и введем вас в почтенный вход" (Ниса, 31).
"Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Поистине твой Господь обладает необъятным прощением" (Нажм, 32).
Бухари и Муслим в своих знаменитых сборниках приводят хадис: пять молитв, от пятницы до пятницы, от Рамадана до Рамадана, стирают то, что между ними, если сторонился кабаир (великих грехов).
Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сторонитесь семи смертных грехов». Сказали: «Какие же они о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Придавание Аллаху сотоварищей, колдовство, убийство души, которую запретил Аллах, кроме как по праву, поедание имущества сироты, риба - ростовщичество, бегство в день наступления, поношение непорочных верующих женщин». (Бухари, Муслим).
И разделились люди в том, что касается больших грехов. Ибн Масуд считал, что их четыре, Ибн Умар что семь, Абдулла ибн Амр что их девять. Некоторые, что одиннадцать, другие сказали их семьдесят. По этому поводу, уместным будет привести слова Абу Бакра Макки: «Я собрал их со слов сподвижников, и нашел что их четыре в сердце:
многобожие, упорство в грехе, отчаяние в милости Аллаха и чувство безопасности от Его хитрости.
Также четыре на языке: лжесвидетельство, поношение непорочных женщин, лжеклятвы, колдовство.
Три в животе: распитие спиртного, поедание имущества сироты и риба-ростовщичество.
Два в половых органах: прелюбодеяние и гомосексуализм.
Два в руках: убийство и воровство.
Одно в ногах: бегство с поля боя,
и одно, которое объединяет все тело: разрыв отношений с родителями».
Хотелось бы обратить внимание на последнее изречение этого известного ученого. На какое место он поставил этот грех в этой классификации. Кстати, это же приводится в книги ибн Каима аль-Джаузия " ад-Дау уад-Дауа", со ссылкой на Абу Бакра Макки. Но это отдельная тема разговора.
В связи со всем сказанным стоит отметить, что мусульманам предписано остерегаться именно больших грехов, что же касается малых, то оставление их полностью невозможно, однако их уменьшение желательно. Так, в достоверном хадисе у Муслима от Абу Хурейры, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если бы вы не грешили, то обязательно Аллах погубил бы вас, затем привел бы народ который грешит, потом просит прощения и им прощается». С таким же смыслом есть хадисы у Ахмада и Тирмизи.
Как же это понимать? Как об этом писал Хафиз ибн Раджаб, Всевышний Аллах иногда посылает в сердца своих рабов небрежность до тех пор, пока они не совершат некоторые прегрешения. И если бы не это, то тогда были бы люди в постоянном зикре, и не касался бы их грех.
И в том, что их постигают некоторые прегрешения две пользы.
Первая - как говорит Шеих, - признание совершившего грех в своем прегрешении и в его попирании прав своего Покровителя. И это любимее пред Аллахом, чем совершение многих видов поклонения. И поистине, беспрерывное, постоянное подчинение может проявить в его совершающем самолюбование или тщеславие. Как сказано в хадисе от Анаса и Абу Саида аль-Худри что Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если бы вы не грешили, то я обязательно побоялся бы за вас того, что хуже этого, а именно самолюбования». (Байхаки в "Шаабуль иман").
Как сказал Хасан аль-Басри: «Если бы сын Адама, когда бы не говорил, говорил правильно, и что бы не делал, делал это наилучшим образом, то стал бы он на грани сумасшествия из-за самолюбования».
Вторая же польза - в получении прощения и помилования от Аллаха для Его рабов. И поистине, Аллах любит миловать и прощать. Ведь из Его прекрасных имен: Прощающий, Извиняющий, Принимающий покаяние. И как же было бы дело, если бы творения были бы безгрешны, так для кого же было бы это прощение и милосердие.
Следует отметить, что это тема очень тонка. Ведь не в коем случае нельзя забывать и тот хадис, в котором говорится о том что, малые грехи подобны маленьким веточкам, однако при их разведении, они становятся костром, сжигающим человека. Поэтому важно покаяние, даже за малые грехи. Смотрите как каялся Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе, переданном Имамом Бухари от Абу Хурейры§ который сказал:
«Я слышал как Посланник Аллаха говорил: «Клянусь Аллахом, я прошу прощения у Аллаха и каюсь пред Ним» в день более 70 раз». ( Бухари 5948).
Дошло до нас от праведных предшественников, что когда Аллах сотворил перо, было записано: Поистине Я Принимающий покаяние у того, кто кается.
Передается от Абу Джальда (см.Тарих Табари 294\2), что как-то один из праведников воззвал: «О Аллах, улучши меня таким улучшением, после которого я не испорчусь». Тогда Всевышний внушил ему, сказав: «Поистине все Мои верующие рабы просят Меня о том, о чем попросил ты, и если Я улучшу их всех подобным образом, то над кем будет Мое предпочтение, и над кем Я буду щедро расходовать Свое прощение?»
Также говорил один из предшественников: «Если бы я знал самые любимые дела пред Аллахом, то обязательно проявил бы свое усердие в них». После чего он услышал голос во сне, который ему сказал: «Поистине ты хочешь того, чего не может быть, и поистине Аллах любит, чтобы Он прощал».
Передает Али ибн Ахмада аль-Уахиди (см "Сир ааляму нубаля 339\18) в своей книге "Катляль Куран", с цепочкой от него самого, что как-то, один из знатных людей Басры, плыл на корабле , а с ним его рабыня, которая пела ему и играла на музыкальном инструменте. И в один из дней он выпил, и рабыня стала развлекать его музыкой. В то же самое время в корабле с ними находился один праведный бедный юноша. Увидев его, богач сказал: «Сможешь ли ты подобно этому?» (указывая на красоту звуков). У бедняка же был необычно красивый голос, потому он сразу же ответил: «Я смогу красивее чем это», и прочел слова Всевышнего:
"Скажи: «Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен. Вы же не будете обижены даже на величину нити на финиковой косточке». (Ниса, 77).
Услышав это, этот человек бросил то, что было у него в руке из спиртного и сказал: «Свидетельствую, что это прекраснее того, что я слушал, есть ли еще кроме этого?» «Да»- ответил бедняк, и продолжил аятом:
"Скажи: «Истина - от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон. Если они станут просить о помощи, то им помогут водой, подобной расплавленному металлу (или осадку масла), которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверная обитель!" (Кахф, 29)
И попало это ему в сердце так, что он бросил то, что оставалось из спиртного и сломал инструмент, затем сказал: «О юноша! Есть ли здесь облегчение?» «Да»- добавил бедняк и прочитал:
"Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный". (Зумар, 53).
Тогда закричал он великим криком, что все посмотрели на него, в то время как он уже умер, да смилуется над ним Аллах.
Действительно, этот аят указывает на ту всеобъемлющую широту милости Аллаха к Его рабам. Его прощению нет границ, как сказано в достоверном хадисе аль-кудси:
«О сын Адама, если ты придешь ко Мне с грехами ,которые подобны земле, затем встретишь Меня не придавая Мне никого в сотоварищи, то Я обязательно дарую тебе столько же прощения». (Термизи , сахих.).
Исходя из этого, хотелось бы призвать сначала себя, затем вас к упорству в мольбах, просите своего Господа, поистине он любит тех кто Его просит. Как сказано в известном хадисе: Мольба- оружие верующего.
Прошу Аллаха Его прекрасными именами и абсолютными качествами, чтобы Он простил нам наши грехи, и собрал нас в Раю вместе с пророками, правдивейшими, шахидами, праведниками, какие же прекрасные товарищи они. И чтобы Он утвердил нас на земле, как утвердил наших предшественников, поистине это для Аллаха легко.
Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его сподвижникам и его семье. И хвала Аллаху Господу миров.
http://www.religia.kz
Грех. Что же означает это слово? Понимают ли люди его смысл? Как понимали его наши праведные предшественники из числа сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), их последователей и праведных ученых? И как изменилось его понимание в наше время, как среди мусульман, так и среди не мусульман? Все эти вопросы важны для верующего, дабы не оказаться в числе небрежных.
Известно, что слово грех понимается по-разному. И быть может то, что в понимании одного греховно, может быть дозволено в понимании другого. Поэтому необходим плацдарм, с точки зрения которого это слово рассматривается как термин. К примеру, быть без партбилета в коммунистическом государстве грех, в то время как в империалистическом грехом будет быть с этим билетом. Но не будем углубляться в политику, это нынче не "модно" у мусульман, есть более простые примеры для доведения смыслов этого слова. Например, младенец, рожденный в христианской семье (по их представлениям) уже грешен, в то время как в Исламе ребенок чист и не несет ответственности вплоть до совершеннолетия. Доить корову у буддистов грех, тогда как не доить ее, например, у нас на Кавказе может быть еще большим грехом. Кстати, они бы уже обвинили меня в грехе, за то что я написал слово «корова» с маленькой буквы.
Итак, мы выяснили, что понимание этого слова зависит от таких факторов как государство, общество, религия, обычаев и т.д. Мы же, как мусульмане, постараемся рассмотреть этот термин с точки зрения Ислама.
Слово грех (занб), как говорят знатоки языка, произошло от слова «занаб», «азнаб», то есть хвост. И на самом делe, грех подобен хвосту в его смысловой форме. От него не избавишься вплоть до Дня Суда, кроме как, с покаянием. И все ученые сошлись на том, что занб – это маасийа, то есть ослушание.
Стоит отметить, и в этом нет никаких сомнений, что грех всегда приносит вред, как в этом мире, так и в загробном. Хотелось бы перефразировать: найдем ли мы в мирской или загробной жизни хуже вреда чем тот, который коснулся человека по причине его греха? Ведь именно грех вывел наших прародителей из Рая, из обители вечности и наслаждений в обитель боли, грусти и страданий. По причине греха был низвергнут Дьявол из мира подчинения и покорности к неверию и ослушанию. Из-за греха были потоплены народы, и были посланы ветры на Адитов, которые уничтожили их уничтожением. Ведь именно из-за греха погиб Самуд, и только лишь одого крика хватило для их уничтожения.
И народ Лута, чьи селения были подняты до небес, что даже ангелы услышали лаи их собак, после чего их перевернули, и сделали их верх низом, и пролили на них дождь камней так, что до сегодняшних дней не найти народа который был бы так жестоко наказан. Также народ Шуайба, к которому приблизили облако наказания, в то время как они ликовали. И Фараона с его войском, потопленного и ввергаемого в огонь утром и вечером, а когда наступит Судный Час скажут: Введите род Фараона в самое тяжелое наказание. Также Каруна, который прельстился этим миром и забыл про неотвратимое, и поглотила его земля с его имуществом. Субхана Аллах! Поистине в этом назидание для каждого раба кающегося.
Вплоть до сегодняшних дней Всевышний показывает свои знамения в уничтожении народов, которые перешли все границы дозволенного. Но есть ли понимающие? Так как же нам узнать, в каком положении находимся мы? Праведны ли мы, или же нас окутали наши грехи, в то время как мы и не чувствуем. Кстати, стоить отметить, что даже у Имама Бухари в его "Сахихе" есть глава, которая так и называется: "Глава: страх верующего, что его окутают его деяния, в то время как он и не чувствует".
Имам Ахмад в своем "Муснаде" привел от Катады: "Сказал Муса: О Господь! Ты на небесах мы на земле, что же является знаком отличающим Твой гнев от Твоего довольства? Он сказал: Когда я поставлю над вами лучших из вас, то это знак Моего довольства вами, когда же поставлю худших из вас, то это знак Моего гнева".
Стоит задуматься каждому из нас, доволен ли нами наш Господь, и если нет то почему? Однозначно, причина - грехи. Более того, та победа, которую пророчествовал нам Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) может отсрочиваться по причине грехов, как это произошло во время Ухуда и Хунейна и еще много раз в истории этой Уммы. Боимся ли мы своих грехов? От Катады передают, что Абу Бакр говорил: "О, если бы я был растительностью, которую съедят животные".
Также Умар ибн Хатаб который читал аят: "Действительно, наказание твоего Господа непременно наступит" (Тур, 7), затем плакал до тех пор, пока его не постигала болезнь. И Усман, которому следовало только остановиться у могилы, как он начинал плакать, что борода становилась мокрой.
Смотрите, все эти люди - лучшие в этой общине, после Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), как они страшились своего Господа, как они сторонились грехов. Ведь именно поэтому, Всевышний посредством их установил на большей части земли свою религию. Пала Персия и Византия рукой этих сынов пустыни, с которыми еще недавно даже никто не считался. Они воевали не своим оружием, и тем более не своей численностью, напротив, они сражались своей праведностью.
Здесь уместно будет привести известную историю, которая произошла с Сальманом Фариси и Саидом ибн Абу Уакасом в одном из их походов на Персию. Во главе с огромной армией, эти два великих сподвижника прошли незамеченными огромную территорию, чтобы напасть внезапно на один из гарнизонов врага. Однако, когда до неверных оставалось несколько часов, пред ними предстала огромная река, для которой пришлось бы сбивать плоты несколько дней, что было бы опасно для конспирации. Тогда Саид приказал разбить лагерь, и, позвав Сальмана сказал: «О, Сальман, не взглянул бы ты на дела воинов в этом лагере, а затем поведай, что ты увидел». И не оставил Сальман в ту ночь ни одного кружка, чтобы не услышать о чем говорят, и ни одного костра, чтобы не увидеть что делают. Вернувшись же, он поведал: «О Саид, поистине я обошел весь лагерь, и не нашел ни одного воина, чтобы он не был либо в земном поклоне, либо читающим книгу Аллаха, либо делающим зикр или напоминание своим товарищам». Услышав это, Саид возрадовался и сказал: «Утром начинаем форсирование реки по воле Аллаха».
Когда же наступило утро, мусульмане без потерь оставили реку позади себя, и как же Аллах не помог бы им в их сражениях. Конечно, этот открыватель Кадисии, а именно Саид ибн Абу Уакас знал, что наше преимущество именно в нашей праведности, и если она есть, то бояться больше нечего, это армия ведома Всевышним, и ее победа неотвратима. Вот какое значение играло отстранение от грехов в истории этой общины.
К сожалению здесь же можно привести и другие, заслуживающие сожаления сведения. А именно, то, что падение исламских государственных режимов сопровождалось возникновениями крайне заблудшихся сект, которые стали проповедовать различные формы заблуждений и нововведений, некоторые из которых доходили до многобожия. И тогда хватал Аллах их за грехи, и все, что строилось веками, могло рухнуть за считанные дни. Такова действительность. Такова сунна Аллаха в Его творениях. Как только они переходят границы дозволенного, наказание неотвратимо.
Из вышесказанного видно, что все наши беды кроются именно в нашем понимании и остережении от греховного.
Грехи же, как на это указывает Коран, Сунна и Иджма сподвижников и их последователей, делятся на большие и малые. Прошу внимательно прочитать эти прекрасные аяты, и задуматься над ними. Всевышний Аллах говорит:
"Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши прегрешения и введем вас в почтенный вход" (Ниса, 31).
"Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Поистине твой Господь обладает необъятным прощением" (Нажм, 32).
Бухари и Муслим в своих знаменитых сборниках приводят хадис: пять молитв, от пятницы до пятницы, от Рамадана до Рамадана, стирают то, что между ними, если сторонился кабаир (великих грехов).
Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сторонитесь семи смертных грехов». Сказали: «Какие же они о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Придавание Аллаху сотоварищей, колдовство, убийство души, которую запретил Аллах, кроме как по праву, поедание имущества сироты, риба - ростовщичество, бегство в день наступления, поношение непорочных верующих женщин». (Бухари, Муслим).
И разделились люди в том, что касается больших грехов. Ибн Масуд считал, что их четыре, Ибн Умар что семь, Абдулла ибн Амр что их девять. Некоторые, что одиннадцать, другие сказали их семьдесят. По этому поводу, уместным будет привести слова Абу Бакра Макки: «Я собрал их со слов сподвижников, и нашел что их четыре в сердце:
многобожие, упорство в грехе, отчаяние в милости Аллаха и чувство безопасности от Его хитрости.
Также четыре на языке: лжесвидетельство, поношение непорочных женщин, лжеклятвы, колдовство.
Три в животе: распитие спиртного, поедание имущества сироты и риба-ростовщичество.
Два в половых органах: прелюбодеяние и гомосексуализм.
Два в руках: убийство и воровство.
Одно в ногах: бегство с поля боя,
и одно, которое объединяет все тело: разрыв отношений с родителями».
Хотелось бы обратить внимание на последнее изречение этого известного ученого. На какое место он поставил этот грех в этой классификации. Кстати, это же приводится в книги ибн Каима аль-Джаузия " ад-Дау уад-Дауа", со ссылкой на Абу Бакра Макки. Но это отдельная тема разговора.
В связи со всем сказанным стоит отметить, что мусульманам предписано остерегаться именно больших грехов, что же касается малых, то оставление их полностью невозможно, однако их уменьшение желательно. Так, в достоверном хадисе у Муслима от Абу Хурейры, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если бы вы не грешили, то обязательно Аллах погубил бы вас, затем привел бы народ который грешит, потом просит прощения и им прощается». С таким же смыслом есть хадисы у Ахмада и Тирмизи.
Как же это понимать? Как об этом писал Хафиз ибн Раджаб, Всевышний Аллах иногда посылает в сердца своих рабов небрежность до тех пор, пока они не совершат некоторые прегрешения. И если бы не это, то тогда были бы люди в постоянном зикре, и не касался бы их грех.
И в том, что их постигают некоторые прегрешения две пользы.
Первая - как говорит Шеих, - признание совершившего грех в своем прегрешении и в его попирании прав своего Покровителя. И это любимее пред Аллахом, чем совершение многих видов поклонения. И поистине, беспрерывное, постоянное подчинение может проявить в его совершающем самолюбование или тщеславие. Как сказано в хадисе от Анаса и Абу Саида аль-Худри что Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если бы вы не грешили, то я обязательно побоялся бы за вас того, что хуже этого, а именно самолюбования». (Байхаки в "Шаабуль иман").
Как сказал Хасан аль-Басри: «Если бы сын Адама, когда бы не говорил, говорил правильно, и что бы не делал, делал это наилучшим образом, то стал бы он на грани сумасшествия из-за самолюбования».
Вторая же польза - в получении прощения и помилования от Аллаха для Его рабов. И поистине, Аллах любит миловать и прощать. Ведь из Его прекрасных имен: Прощающий, Извиняющий, Принимающий покаяние. И как же было бы дело, если бы творения были бы безгрешны, так для кого же было бы это прощение и милосердие.
Следует отметить, что это тема очень тонка. Ведь не в коем случае нельзя забывать и тот хадис, в котором говорится о том что, малые грехи подобны маленьким веточкам, однако при их разведении, они становятся костром, сжигающим человека. Поэтому важно покаяние, даже за малые грехи. Смотрите как каялся Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе, переданном Имамом Бухари от Абу Хурейры§ который сказал:
«Я слышал как Посланник Аллаха говорил: «Клянусь Аллахом, я прошу прощения у Аллаха и каюсь пред Ним» в день более 70 раз». ( Бухари 5948).
Дошло до нас от праведных предшественников, что когда Аллах сотворил перо, было записано: Поистине Я Принимающий покаяние у того, кто кается.
Передается от Абу Джальда (см.Тарих Табари 294\2), что как-то один из праведников воззвал: «О Аллах, улучши меня таким улучшением, после которого я не испорчусь». Тогда Всевышний внушил ему, сказав: «Поистине все Мои верующие рабы просят Меня о том, о чем попросил ты, и если Я улучшу их всех подобным образом, то над кем будет Мое предпочтение, и над кем Я буду щедро расходовать Свое прощение?»
Также говорил один из предшественников: «Если бы я знал самые любимые дела пред Аллахом, то обязательно проявил бы свое усердие в них». После чего он услышал голос во сне, который ему сказал: «Поистине ты хочешь того, чего не может быть, и поистине Аллах любит, чтобы Он прощал».
Передает Али ибн Ахмада аль-Уахиди (см "Сир ааляму нубаля 339\18) в своей книге "Катляль Куран", с цепочкой от него самого, что как-то, один из знатных людей Басры, плыл на корабле , а с ним его рабыня, которая пела ему и играла на музыкальном инструменте. И в один из дней он выпил, и рабыня стала развлекать его музыкой. В то же самое время в корабле с ними находился один праведный бедный юноша. Увидев его, богач сказал: «Сможешь ли ты подобно этому?» (указывая на красоту звуков). У бедняка же был необычно красивый голос, потому он сразу же ответил: «Я смогу красивее чем это», и прочел слова Всевышнего:
"Скажи: «Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен. Вы же не будете обижены даже на величину нити на финиковой косточке». (Ниса, 77).
Услышав это, этот человек бросил то, что было у него в руке из спиртного и сказал: «Свидетельствую, что это прекраснее того, что я слушал, есть ли еще кроме этого?» «Да»- ответил бедняк, и продолжил аятом:
"Скажи: «Истина - от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон. Если они станут просить о помощи, то им помогут водой, подобной расплавленному металлу (или осадку масла), которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверная обитель!" (Кахф, 29)
И попало это ему в сердце так, что он бросил то, что оставалось из спиртного и сломал инструмент, затем сказал: «О юноша! Есть ли здесь облегчение?» «Да»- добавил бедняк и прочитал:
"Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный". (Зумар, 53).
Тогда закричал он великим криком, что все посмотрели на него, в то время как он уже умер, да смилуется над ним Аллах.
Действительно, этот аят указывает на ту всеобъемлющую широту милости Аллаха к Его рабам. Его прощению нет границ, как сказано в достоверном хадисе аль-кудси:
«О сын Адама, если ты придешь ко Мне с грехами ,которые подобны земле, затем встретишь Меня не придавая Мне никого в сотоварищи, то Я обязательно дарую тебе столько же прощения». (Термизи , сахих.).
Исходя из этого, хотелось бы призвать сначала себя, затем вас к упорству в мольбах, просите своего Господа, поистине он любит тех кто Его просит. Как сказано в известном хадисе: Мольба- оружие верующего.
Прошу Аллаха Его прекрасными именами и абсолютными качествами, чтобы Он простил нам наши грехи, и собрал нас в Раю вместе с пророками, правдивейшими, шахидами, праведниками, какие же прекрасные товарищи они. И чтобы Он утвердил нас на земле, как утвердил наших предшественников, поистине это для Аллаха легко.
Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его сподвижникам и его семье. И хвала Аллаху Господу миров.
http://www.religia.kz
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу