между прошлым и будущем
также как раньше девушки отдаются САМИ старикам но калын платиться лишь в украшеньях и
машинах.
люди делеться на богатых и бедных
на жузы на роды
просто есть одно мы одеваемься а девушки раздеваються вот только в этом так все одинкого
http://my.mail.ru/community/kazakh-musulman
Без заголовка
настроение: Внимательное
Метки: Cлово есть слово!
Без заголовка
настроение: Влюбленное
Без заголовка
Наши размышления о словах...
Слово Первое
Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь? Озадачивает то, что не нахожу ответа на свой вопрос. Править народом? Нет, народ неуправляем. Пусть этот груз взвалит на себя тот, кто пожелает обрести неисцелимый недуг, или пылкий юноша с неостывшим сердцем. А меня сохрани Аллах от непосильного бремени. Умножать ли стада? Нет, не стоит заниматься этим. Пусть дети растят скот, коль им надобно. Не стану омрачать остатки дней своих, ухаживая за скотом на радость проходимцам, ворам и попрошайкам. Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью. А может, посвятить себя богослужению? Боюсь, не получится. Это занятие требует полного покоя и умиротворения. Ни в душе, ни в жизни не ведаю покоя, уж какое благочестие среди этих людей, в этом краю! Воспитывать детей? И это мне не под силу. Воспитывал бы, да не ведаю как и чему учить? Какому делу, с какой целью учить, для какого народа воспитывать их? Как наставить, куда направить, когда сам не вижу, где бы дети могли приложить свои знания? И здесь не нашел я себе применения. Наконец решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся не нужными мои слова людям — останутся при мне. И нет у меня теперь иных забот.
Жить одному среди невежественных масс... когда тебя непонимают, считают тебя за "дурака", мягко говоря. Положение Абая было очень трудным. Знание и разум великая вещ, но если ты один такой, то эти качества может обернутся тяжелым бременем(Вспомните сказку о сумасшедшим городе). Любил ли народ Абая? Нет! Скорее незамечал его... а любил ли Абай народа? Тоже мало вереятно. Ибо на это указывает сам мыслитель.
Слово Девятое
Я сам казах. Люблю я казахов или не люблю? Когда б любил, одобрил бы их нравы, нашел бы в их поведении какую-нибудь малость, что принесла бы мне радость или утешение, позволила бы довольствоваться не теми, как иными их качествами, и не померкла бы надежда моя. Но нет этого. Когда б не любил, не стал бы говорить с ними, делиться сокровенными мыслями, советоваться, входить в их круг, интересоваться их делами, спрашивая «что там делают, что происходит?», полеживал бы себе спокойно, нет,- так вовсе откочевал бы от них. Надежды такой, что они изменятся или я образумлю, исправлю их, тоже не питаю. Не испытываю ни одного из этих чувств. Как же так? Должен бы склониться к чему-то одному. Я хоть и живу, живым себя не считаю. Не знаю, от досады ли на людей, от недовольства ли собой, а может, и по какой иной причине. Внешне жив, внутри все мертво. Сержусь, но не испытываю гнева. Смеюсь, но не могу радоваться. Слова, произносимые мной, и смех кажутся мне не моими. Все чужое. В молодые годы и не помышлял о том, что можно оставить свой народ, любил казахов всей душой, верил в них. Когда же довелось узнать людей, когда постепенно угасла моя надежда, обнаружил: нет уже той силы, которая позволила бы покинуть родные края, породниться с чужими. Поэтому в груди у меня сейчас — пустота. А вообще думаю: может, оно и к лучшему? Умирая, не буду страдать: «Увы, не привелось изведать еще такой то радости!..» Не терзаясь сожалениями о земном, утешусь надеждой на предстоящее.
Хочется добавить только слова Имама аль- Газали: "Человек владеет только тем, что у него останется после кораблекрушения"
СЛОВО-Сорок Четвертое!!! --- Стремление к чему??? и верно ли?
отличаются друг от друга по способностям и силе воли. Талантливые или бездарные, все они не прочь услышать похвалу в свой адрес.
Они ждут ее, заслуженную или нет, все равно.
Люди обращаются с людьми своего круга, делятся с ними сокровенными мыслями. И скорее всего ждут похвалы от тех, кто живет рядом
с ними и знает их, а не от незнакомых и далеких людей.
Одни стремятся к почестям. Другие алчут богатства. Неважно каким оброзом, скаредностью или хитростью."Кто добыл богатство, тот безгрешен" или
"У имущего лик светел", - говорят они и знают, что никто их за это не осудит. Видят в богатстве свое главное достоинство и честь. Судя по их извращенным нравам,
так оно и есть, но если смотреть с позиций человечности - это один из отвратительных пороков.
Одни хотят прослыть храбрецами, святыми, балями , другие - не чураются славы хитрых, ловких, всезнающих. Чванятся худой славой, пытаясь даже из нее извлечь выгоду.
Все стремятся к чему-то, стремятся читать, но не по книгам, а по лицам людей. Смотрят, точно прощупывают биение пульса и определяют: "А... сегодня в цене то-то и то-то,
а вот на этом деле можно недурно заработать ".
Что бы постичь науку по книгам, нужно, говорят, прежде всего очистить от скверны душу, помыслы, и только потом приступить к чтению.
Если предпочитаешь учиться по лицам, продолжай начатое, не старайся очиститься, ведь никому не видно, что там у тебя за душой. Говорят, чем больше складок и зазубрин в ней, тем неуязвимее и прочнее благоденствие.
Вот и суди теперь, кто чему и учится и к чему стремится.
настроение: Внимательное
хочется: .................................
слушаю: ..................................
Метки: Cлово есть слово!
Cлово ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЕ!!! - 37 - О достоинствах человека!!!
2. Как ни прекрасна мысль, пройдя через человеческие уста, она тускнеет.
3. Сказав мудрые слова самонадеянному невежде, порой обретаешь утешение, но чаще всего от них не остается и следа.
4. Твори благо разумному, глупого оно только портит.
5. Сын своего отца для других - враг. Сын человеческий - твой брат.
6. Достойный, попросив много, довольствуется малым, ничтожный просит много, но останется не довоольным, если дашь больше, чем он просит.
7. Тот, кто трудится для своего блага, уподобляется животному, которое пасется только для себя; того, кто трудится, выполняя человеческий долг, Всевышний метит своей любовью.
8. Кто отравил Сократа, кто спалил Жанну д"Арк, кто казнил Гайсу, кто закопал нашего пророка в останках верблюда? - Толпа. Толпа безрассудна. Сумей направить её на путь истины.
9. Человек - дитя своего времени. Если он плох, в том виноваты и его современники.
10. Будь в моих руках власть, я бы отрезал язык тому, кто твердит, будто человек неисправим.
11. Остаться одиноким - все равно что умереть. Все беды падут на голову одинокого. В миру много порочного, но и утешение, и веселье существует в нем же. Кто с достоинством выдержит первое? Кто устоит во втором?
12. Кому из нас не приходилось бывать в беде? Теряет надежду только слабый. Верно, что в мире нет ничего неизменного, но ведь и зло не вечно. Разве после суровой зимы, не приходит полноводная цветущая весна?
13. Если некто молчит в гневе, значит всю силу гнева он затаил в себе. Извергающий черную брань - обычно хвастун и трус.
14. Успех и счастье опьяняют человека. И только один из тысячи умеет сохранить хладнокровие и разум.
15. Если хочешь, чтоб дела твои ладились, берись за них разумно.
16. Высокая должность - все равно что высокая скала. На нее и неторопливая змея вползет и быстрокрылый сокол взмоет. Недоброжелатели начинают хвалить тех, кто еще не достиг вершины, а эти, легковерные, радуются их словам.
17. Мир - океан, ветер - веяние ветра, Ранние волны - старшие братья, поздние волны - младшие братья. Поколения сменяются чредой, а кажется - незыблем их покой.
18. Простолюдин, прославившийся умом - выше царя, вознесенного удачливой судьбой. Юноша, продающий свой труд, достойнее старца, торгующего своей бородой.
19. Сытый попрошайка - дьявол во плоти, ленивый суфи - лицемер.
20. Плохой друг - все равно, что тень, когда солнце над головой, от нее не избавиться, когда тучи сгущаются, ее не сыщешь.
21. Будь откровенен с тем, кто одинок, поддерживай хорошие отношения с теми, у кого много друзей. Будь осторожен с беспечными, и стань опорой обездоленному.
22. Бесполезны и бесплодны; бессильный гнев, любовь без верности, учитель без ученика.
23.Пока ты добиваешься счастья, добра тебе желают все, но как толькоты достигнешь цели, твой доброжелатель - лишь ты сам.
От себя хотела бы добавить, что жить по этим принципам очень даже легко, чем вы можете себе это представить! Имею ввиду быть доброжелательным, как к окружающим , так и к себе в целом!
И мудрость человека заключаеться в том, что он может в каждом человеке увидить в первую очередь его хорошую сторону, и в каждой ситуации в жизне быть терпеливым и размышляющим!!!
еще:
"Мудрость - не отрицает молодость,
Молодость - не отрицает мудрость!"
Как бы мне хотелось иметь единомышленников!!!
настроение: Благодарное
хочется: Мудро подходить при взаимоотношениях с людьми!
слушаю: Тех, кого задели эти слова!!!
Метки: CОЗ!!! Мiнез
Слова назидания - Абай Кунанбаев (18)
Человек должен одеваться скромно, содержать одежду в чистоте, быть опрятным. Тратить на одежду больше, чем позволяют средства, обременять себя излишней заботой о внешности, могут только щеголи. Щеголи проявляют себя по-разуму: один холит лицо, лелеет усы и бороду, нежит тело, ступает с важностью — то брови вскинет томно, то пальцами стучит, то локоть в сторону отставит; другой же подчеркнуто небрежен в своем щегольстве и, стараясь прослыть к тому же простецким парнем, как будто нечаянно обронит вскользь про лучшего скакуна и свои богатые наряды — мол, ничего особенного; усердствует, привлекая к себе внимание тех, кто стоит выше него, вызывает зависть в равных себе, а среди низших слывет примером недосягаемой изысканности и роскоши. О нем говорят: «О чем можно тужить, имея такого коня и одеваясь как он?» Все это и нелепо и стыдно. Пусть никто не увлечется этой блажью, иначе трудно будет ему вернуть истинно человеческий облик. В слове «кербез» (7) вижу родство со словами «кер»(8) , «керден» (9) , предостерегающее людей от этих пороков. Человек должен отличаться от других умом, знаниями, волей, совестливостью, хорошим нравом. Думать, что можно возвыситься иначе, может только глупец.
7 Кербез – франт, щеголь
8 Кер - чванливый
9 Керден – спесивый
Слова Назидания Абая Кунанбаева, Слово Семнадцатое - 17
кто из них важнее.
Воля сказала: «Эй, Наука, ты ведь знаешь, без меня ничто не достигает
совершенства: чтобы познать тебя, надо упорно учиться, а без меня этого не
сделать; служить Всевышнему, поклоняясь ему, не ведая покоя, можно только
с моей помощью. Нельзя, если меня нет, добиться в жизни богатства,
мастерства, уважения, карьеры. Разве не я оберегаю людей от мелких
страстей и держу их в узде, не я ли предостерегаю их от греха, зависти,
соблазнов, не я ли помогаю им собраться и в последнюю минуту удержаться
на грани пропасти? Как могут спорить со мной эти двое?»
Разум сказал: «Только я способен распознать, какое из твоих слов полезно
и какое пагубно, будь то в земной или загробной жизни. Только мне дано
постигнуть твой язык. Без меня не избегнуть зла, не найти выгоды, не
постичь знаний. Почему эти двое спорят со мной? На что они годятся без
меня?»
Сердце сказало: «Я — владыка человеческого тела. Кровь идет из меня,
душа обитает во мне, без меня жизнь немыслима. Я лишаю сна, заставляю
ворочаться тех, кто лежит в мягкой постели, вынуждаю их думать о бедных,
не имеющих крова, мерзнущих и голодающих. По моей воле младшие
почитают взрослых и снисходительны к меньшим. Но люди не стараются
сберечь меня в чистоте и от этого страдают сами. Будь я чистым, не стал бы я
делать различия между людьми. Я восторгаюсь добродетелью, я восстаю
против зла и насилия. Самолюбие, совесть, милосердие, доброта — все
исходит от меня. На что годятся эти двое без меня? Как они смеют спорить со
мной?»
Выслушав их, Наука ответила:
«Воля, ты все верно сказала. В тебе еще много достоинств, о которых ты
не упомянула. Ничего нельзя достигнуть без твоего участия. Но ведь в тебе
таится и жестокость, равная твоей силе. Ты тверда в служении добру, но не
меньшую твердость проявляешь и в служении злу. Вот что плохо в тебе.
Разум! И ты прав. Без тебя невозможно добиться успеха в жизни чего-либо.
Благодаря тебе мы узнаем о создателе, посвящены в тайны двух миров. Но
это не предел твоих возможностей. Лукавство и коварство тоже творения
твоих рук. И добрый, и злой опираются на тебя, ты верно служишь и тому, и
другому. Вот в чем твой изъян.
Моя задача — помирить вас. Хорошо бы повелителем и вершителем в
этом споре явилось Сердце.
Разум! У тебя множество путей-тропинок. Сердце не может следовать по
каждой из них. Оно не только радуется твоим добрым замыслам, но и
сопутствует тебе в них с охотою. Но оно не последует за тобой, если ты
замыслил недоброе, и даже отстранится от тебя с брезгливостью.
Воля! В тебе много силы и мужества, но и тебя Сердце способно удержать.
Оно не станет препятствовать в деле благоразумном, но в деле ненужном
повяжет тебя по рукам.
Вам следует объединиться и во всем повиноваться Сердцу. Если вы все
трое мирно уживетесь в одном человеке, то прахом с его ног можно будет
исцелять незрячих. Не найдете согласия, я отдам предпочтение Сердцу.
Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку. Так
сказано и в писаниях,» — сказала Наука.
Он алтыншы СОЗ!!--Ойлану кажет шыгар!??
жыгылып турса болганы. Саудагер несиесiн жия келгенде, "тапканым осы, бiттiм деп, алсан - ал,
айтпесе, саган бола жерден мал казамын ба?" дейтугыны болушы едi гой. Кудай Тагаланы дал
сол саудагердей кыламын дейдi. Тiлiн жаттыктырып, дiнiн тазартып, ойланып, уйренiп алек болмайды.
"Бiлгенiм осы, ендi картайганда кайдан уйрене аламын" дейдi. "Окымадын демесе болад тагы, тiлiмнiн
келмегенiн кайтушы едi" дейдi.
Онын тiлi озге журттан болекше жаратылып па?
настроение: Внимательное
хочется: ))))))))))))))
Метки: CОЗ!!! Мiнез
Отыз Тогызыншы СОЗ!!___ Айырмашылык!!!
тазалыгы томен болган, бiрак бул замандагылардан артык екi мiнезi бар екен. Ендiгi журт
ата-бабаларымыздын мiндi iсiн бiр-бiрлеп тастап келемiз, алгi екi мiнезiн бiржола жогалтып алдык.
Осы кунгiлер озге мiнезге осы ормелеп iргелi бара жатканына карай, сол аталарымыздын екi гана
тауiр мiнезiн жогалтпай турсак, бiз де ел катарына кiрер едiк, мiнез жок болган сон, алгi уйренген
онерiмiздiн барi де адамшылыкка уксамайды, сайтандыкка тартып барады. Журттыктан кетiп бара
жатканымыздын бiр улкен себебi сол корiнедi.
Ол екi мiнезi кайсы десен -- ауелi -- ол заманда ел басы, топ басы деген кiсiлер болады екен.
Кош-конды болса, дау-жанжалды болса, билiк соларда болады екен. Озге кара журт жаксы-жаман
оздерiнiн шаруасымен журе бередi екен. Ол ел басы, топ басылары калай кылса, калай бiтiрсе,
халыкта оны сынамак, бiрден-бiрге жугiрмек болмайды екен. "Кой асыгын колына ал, колайына жакса, сака кой",
Бас-басына би болсан, манар тауга сыймассын, басалканыз бар болса, жанган отка куймессiн" деп, мал айтып
тiлеу кылып, екi тiзгiн, бiр шылбырды бердiк саган, берген сон, кайтып бузылмак тугiл, жетпегенiндi жетiлтемiн деп,
жамандыгын жасырып, жаксылыгын асырамын деп тырысады екен. Оны зор тутып, аулие тутып, онан сон
жаксылары да коп азбайды екен. Барi оз бауыры, барi оз малы болган сон, шыныменен жетесiнде жок болмаса,
солардын камын жемей кайтедi?
Екiншiсi - намыскор келедi екен. Ат аталып, аруак шакырылгaн жерде агайынга, окпе, араздыкка карамайды екен,
жанын салысады екен. "Озiне ар туткан жаттан зар тутады" деп, "Аз араздыкты куган коп пайдасын кетiрер"деп,
"Агайыннын азары болса да, безерi болмайды" деп, "Алтау ала болса, ауыздагы кетедi, тортеу тугел болса,
тобедегi келедi" десiп, "Жол куган казынага жолыгар, дау куган балеге жолыгар" десiп.
Канеки, ендi oсы екi мiнез кайда? Булар да арлылык, намыстылык, табандалыктан келедi. Буларадан айрылдык.
Ендiгiлердiн достыгы - бейiл емес, алдау, душпандыгы - кейiс емес, не кундестiк, не тыныш отыра алмагандык.
настроение: Внимательное
хочется: иметь ..
слушаю: кто хочет...
Метки: Cлово есть слово!
Ты - очей моих свет.............
Абай (Ибрагим)
Кунабаев
Ты – очей моих свет,
Ты – души моей цвет.
Заболел я тобой,
Исцеления нет.
Самый мудрый казах,
Тот, кто в зрелых летах,
В мире ровни тебе
Не нашел бы никак.
Плача, песнь заведу,
Весь слезой изойду.
Если дело в словах,
Я для милой – найду.
Строг и сдержан, спою
Про любовь я свою.
Я давно своих чувств
От тебя не таю.
Тайн сердечных знаток,
Взор девичий глубок.
У невинной на вид,
Суд на деле жесток.
Пусть страдают вокруг,
Ты терпения друг.
Я пылаю, горю, -
Не снисходишь до мук.
Бия** красит совет,
Дом зовет нас на свет.
У бестрепетных душ
И ума, видно, нет.
Сердце хоть надорви,
Нет исхода любви.
Ты послушай меня
И покров свой сорви.
Лба слепя белизной,
Ты мне лик свой открой.
Где извивы волос,
Где и щек твоих зной.
Где и глаз нет черней
Под изломом бровей.
Рот – медовый бутон,
Зубы – снега белей.
Где и нос меня влек,
Стан – прогнет ветерок.
Кожей белой нежна,
Словно редкий цветок.
Свет очей моих, стой!
Ты меня удостой!
Пусть насытится взор
Всей твоей красотой.
Моя мука, тебя
Видя, радостен я!
Твой пленительный смех,
Словно трель соловья!
Потешаясь, чужой
Из себя ты не строй.
Мне не жаль для тебя
Поступиться собой.
Ты – цветка аромат,
Свет, смущающий взгляд.
Как увижу тебя,
Я любовью объят.
Ты и слова нежней,
Краше славы своей.
Что мой бледный язык
Пред красою твоей?!
Сердцу в радость мне – ты,
Телу в сладость мне – ты,
Высший изыск Творца,
Свет его доброты.
Красоту дарит Бог,
И любовь – не в упрек.
Нам красавиц любить
Завещал сам пророк.
Чем тебя улестить?
Как любви боль избыть?
Только встреча с тобой
Может все изменить.
Нас, влюбленных, не счесть.
Кто же милый твой есть?
Ты прости, я не смог
Толком речь произнесть.
Где-то ходишь, маня…
В тебе столько огня.
Неуемный твой смех
Покоряет меня.
Каждый верит в успех,
Ты желанна для всех.
Моей бедной душе
Нет покоя вовек.
К Аллаху дорога ведёт не из уст....
К Аллаху дорога ведет не из уст.
Нетрудно любить на словах.
Раденье сердечное, искренность чувств, -
Иного не примет Аллах.
Всю силу природную, коей велик,
Ты тратишь на творчество, горд,
Когда твой разумности сердца родник
К Создателю рвением тверд.
Величие Творца не осилить уму,
Его не опишет язык.
Но сущ несомненно, свидетель всему,
Зачем, для чего Он возник?!
Ни разум, ни чувства Его не
прозрят,
Ты сердцем воспримешь Его.
Напрасно схоласты о догмах твердят,
Не знают они ничего.
Абай (Ибрагим)
Кунабаев
Без заголовка
Cлово ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ!!!-----Все в наших деяниях!!!
Если кто спросит, отчего это так, вы ответите - такова Воля Аллаха!
Но случается, Аллах вознаграждает богатством всеми презираемого лодыря, а другой, поклоняясь Богу, честно трудится, и все-таки живет в нужде,
кое-как питает жену и детей. Безобидный тихий человек часто болен и немощен, а какой-нибудь мошенник и вор наделен дюжим здоровьем.
У одних и тех же родителей один из детей рождается умным, другой глупый. Аллах призывает всех быть добродетельными, жить честно.
Готовя праведным место в раю, грешникам муки ада, одних он направляет по верному пути, других по ложному. Разве это не противоречит
божьему милосердию, его справедливости? И люди, и все их имущество, принадлежат Аллаху. Он обращается со своей собственностью так,
как ему заблагорассудиться!
Как нам понять Его деяния?
Твердить, что Создатель безгрешен, значит, признав его несовершенства и погрешности, продолжать молчать об этом из страха?
В таком случае чего может добиться смертный своими стараниями и усилиями? Все творится по воле Создателя. Людям не чем винить
друг друга. Разве творя добро и зло, они не исполняют волю Господа?
Разумный человек должен знать, долг верующего - творить добро. Если не дать свободу разуму, то как быть с истиной:
"Да познает меня обладающий разумом"? Если существует в нашей религии изьян, то как запретить разумному думать о нем? На чем бы
основывалась религия, не будь разума? Чего стоит добро, творимое без веры? Нет, ты должен понять и поверить в то, что добро и зло созданы Богом,
но не он творит их; Бог создалбогатство и бедность, но не он сделал людей богатыми и бедными; Бог создал болезни, но не заставляет людей страдать
от них. Иначе, все --- тлен.
настроение: Довольное
хочется: ЧТО Б ВСЕ ПОНЯЛИ ЭТО ТАК КАК НАДО...
слушаю: ПОНЯТЛИВЫХ.........
Метки: CОЗ!!! Мiнез, Адам...Создатель и мы...
Жиырма Бiрiншi соз!!!-Мактаншактык деген НЕ?!!
Сол мактан деген нарсенiн мен екi турлiсiн байкадым: бiреуiнiн атын улкендiк
деп атаймын, бiреуiн мактаншактык деймiн.
Улкендiк - адам iшiнен озiн озi багалы есеп кылмак. Ягни надан атанбастыгын,
женiл атанбастыгын, мактаншак атанбастыгын, адепсiз, арсыз, байлаусыз,
пайдасыз, сурамшак, осекшi, отiрiкшi, алдамшы, кеcелдi -осындай жарамсыз
кылыктардан сактанып, сол мiнездердi бойына корлык бiлiп, озiн ондайлардан
зор есептемек. Бул мiнез -- акылдылардын, арлылардын, артыктардын мiнезi.
Олар озiмдi жаксы демесе, мейлi бiлсiн, жаман дегiзбесем екен деп азаптанады.
Екiншi, мактаншак деген бiреуi: "демесiн" демейдi, "десiн" дейдi.
Бай десiн, батыр десiн, ку десiн, пысык десiн, арнешiк не турлi болса да,
"десiн" деп азаптанып журiп, "демесiндi" умытып кетедi. Умытпак тугiл, ауелi iс екен деп ескермейдi.
Мундай мактаншактардын озi уш турлi болады.
Бiреуi жатка мактанарлык мактанды iздейдi. Ол - надан, лакин надан да болса адам.
Екiншiсi, оз елiнiн iшiнде мактанарлык мактанды iздейдi. Онын надандыгы толык, адамдыгы абден толык емес.
Ушiншiсi, оз уйiне келiп айтпаса, яки аулына гана келiп айтпаса, озге кiсi костамайтын мактанды iздейдi.
Ол --- наданнын наданы лакин озi адам емес.
Жатка макталсам екен деген елiм мактаса екен дейдi. Елiме макталсам екен деген агайыным мактаса екен дейдi.
Агайыннын iшiнде озi мактау iздеген oзiмдi озiм мактап жетем дейдi.
настроение: Бодрое
хочется: ..........................
слушаю: .....................
Метки: Cлово есть слово!
Cлово Шестнадцатое! - Даа, стоит подумать об этом!!!....
Он делает только то, что делают другие - встает и падает, молясь.
С Богом обходится примерно как с купцом, явившимся за долгом:
"Это все, что имею, хочешь - бери, не хочешь - не из-под земли же
я достану тебе скот". Не будет утруждать себя, думая, ломая язык,
обучаясь , заботясь об очищении веры. "Это все, что знаю, не браться
же за учебу на старости лет. Главное -- не попрекнули бы, что не молюсь,
а что язык коряв -- не беда".
Разве у него язык устроен не так, как у других?
настроение: Озадаченное
хочется: и не понятно......
слушаю: кого то.......
Слово Тринадцатое!...Иман!!
о бытии и существовании, которого дано нам знать из посланий через
его пророка , да благословит Аллах его имя.
Существует двоякий путь верования.
Одни принимают веру, убедившись в ее необходимости и справедливости,
укрепляют ее в себе разными доводами. Эту веру мы называем "Якини иман".
Другие веруют, черпая познания из книг и со слов муллы. Этим людям
требуется особая приверженность к предмету своей веры, твердость духа,
дабы выстоять перед соблазнами тысячи искусителей и не дрогнуть даже
перед лицом смерти. Это есть " таклиди иман".
Чтобы сохранить в себе иман, необходимо иметь отважное сердце,
твердую волю, уверенность в своих силах. Но как нам быть с тем,
кто не имеет знаний, позволяющих отнести его к приверженцам "якини имана",
или не иметь твердых убеждений, легко поддается соблазнам и уговорам, из
корысти называет черное - белым, белое - черным, клянется, выдавая ложь за правду,
чтобы назвать его сторонником "таклиди имана"? Сохрани нас Аллах от таких людей.
Каждый должен помнить, не существует имана помимо упомянутых.
И пусть вероотступники не рассчитывают на беспределность божьей милости,
они не заслуживают ни прощения Аллаха, ни защиты пророка.
Будет проклят тот, кто принемает за истину ложные пословицы:
"Острие меча сильнее клятвы", "Нет греха, которого не простил бы Аллах".
настроение: Страдающее
хочется: искреннего имана...
слушаю: кто может хоть что-то сказать по этому поводу..
Слово Двенадцатое!!!..Быть осторожными не помешает....
у нас язык не повернется запретить ему проповедь, ибо нет ничего предосудительного в делах благонамеренных.
Пусть наставляет, если даже сам недостаточно просвящен. Но ему следует помнить два непреложных условия.
Прежде всего, он должен утвердиться в своей вере, во-вторых, пусть слишком не довольствуется тем, что знает,
а постоянно совершенствуется. Если кто, не завершив учебу, оставляет ее, тот лишает себя божьего благославения,
от его наставлений прока не жди. Что толку, если , обернув голову чалмой, строго соблюдая посты, совершая моления,
он напускает на себя благообразие, но не знает, в каких местах требует повторения или в каком месте может прерваться
тот или иной намаз?
Кто небрежен, не соблюдает себя в строгости, не умеет сострадать, того нельзя считать верующим - без бережливости и
внимания не удержать в душе иман - веру.
настроение: Под впечатлением
хочется: но не получается иногда...
слушаю: и думаю могу ли я также...
Cлово Девятое!!- Люблю ли Я Казахов?!!!
Когда б любил, одобрил бы их нравы, нашел бы их поведении какую-нибудьмалость,
что принесла бы мне радость или утешение, позволила бы довольствоваться не теми,
как иными качествами, и не померкла бы надежда моя. Но нет этого.
Когда б не любил, не стал бы говорить с ними, делиться сокровенными мыслями, советоваться,
входить в их круг, интересоваться их делами, спрашивая "что там делают, что происходит?",
полеживал бы себе спокойно, нет, -так вовсе откочевал бы от них.
Надежды такой, что они изменяться или я образумлю, исправлю их, тоже не питаю.
Не испытываю ни одного из этих чувств. Как же так? Должен бы склониться к чему-то одному.
Я хоть и живу, живым себя не считаю. Не знаю, от досады ли на людей, от недовольства ли собой,
а может, и по какой иной причине. Внешне жив, внутри всё мертво. Сержусь, но не испытываю гнева.
Смеюсь, но не могу радоваться. Слова, произносимые мной, и смех кажутся мне не моими. Все чужое.
В молодые годы и не помышлял о том, что можно оставить свой народ, любил казахов всей душой, верил в них.
Когда же довелосьузнать людей, когда постепенно угасла моя надежда, обнаружил: нет уже той силы, которая
позволила бы покинуть родные края, породниться с чужими. Поэтому в груди у меня сейчас -- пустота.
А вообще думаю: может, оно и к лучшему? Умирая, не буду страдать:"Увы, не привелось изведать еще такой-то радости!.."
Не терзаясь сожелениями о земном, утешусь надеждой на предстоящее.
настроение: Задумчивое
хочется: незнаю даже...
слушаю: Вроде казахов.....
Метки: Cлово есть слово!
Cлово Восьмое!! -Наставления!!!
Кто-то волостной, а кто-то бий. Имея намерения учиться уму-разуму,
разве стали бы они избираться на такие должности? Эти люди считают себя
достаточно умныим и стремятся к власти, чтобы учить и воспитывать других,
будто бы достигли полного совершенства, и единственное, что им осталось -
это других наставлять. Им ли слушать нас, да и захоти они слушать, найдется
ли у них на это время? Головы их заняты заботами: как бы ненароком не
провиниться перед начальством, не обозлить вора, не смутить народ, не остаться
внакладе, а найти выгоду. Кому-то надо пособить, кого-то вызволить.
Все недосуг...
Богачи? Те ни в чем нужды не знают. Пусть на день, но им дано богатство,
им кажется, что они владеют сокровищами чуть ли не половины мира,
а чего им не хватает, то купят за скот. Взоры их высоко, а помыслы еще выше.
Честь, совесть, искренность для них не дороже скота. Был бы скот , уверены, можно
подкупить самого Бога. Скот заменяет им все - родину, народ, религию, родных, знания.
Где им прислушиваться к чужим советам? Прислушиваться бы да времени нет.
Надо скотину напоить-накормить, выгодно продать, от вора и волка уберечь,
от холода укрыть да найти человека, который бы занялся всем этим. Пока все уладит-утрясет,
до похвальбы доведет. Недосуг и ему!
А вор-злодей да мошенник лукавый так или иначе никого слушать не станут.
Бедняки, что смиреннее овцы, озабочены своим пропитанием. Что им советы, знания, учения,
когда все это не нужно богатым? "Не трогайте нас, беседуйте с теми, кто больше нашего понимает",-
говорят они, будто, если беден, так и знания не нужны. Им ни до кого нет дела.
Имея то, что имеют другие, они и горя бы не знали.
...
...
...
Как удивительно все-таки...
...
Будь это - тогда, когда еще казахи жили в степях, свободными как ветер, или
сейчас век информаций и новых технологий!
...
...
...
А что вы скажете про это???!!!
настроение: Задумчивое
хочется: дискуссии....
слушаю: .........
Жетiншi соз!!-Кiм жалгастырар...деген ?!
Булар таннiн кумары, булар болмаса, тан жанга конак уй бола алмайды, hам озi оспейдi; куат таппайды.
Бiреуi бiлсем екен демеклiк. Не корсе соган талпынып, жалтур-жултыр еткен болса, оган кызыгып, аузына салып карап,
дамiн татып карап, тамагына, бетiне басып карап, сырнай-керней болса, дауысына умтылып, онан ержетiнкерегенде
ит урсе де, мал шуласа да, кулсе де, бiреу жыласа да тура жугiрiп, "ол немене?", "бул немене?"деп, "ол неге уйтпейдi?"
"бул неге буйтпейдi?" деп, козi корген, кулагы естiгеннiн барiн сурап, тыныштык кормейдi. Мунын барi - Жан кумары,
бiлсем екен, корсем екен, уйренсем екен деген.
...............................................................................................................................................................................
...............................................................................................................................................................................
...............................................................................................................................................................................
...............
...............
...............
...............
..............
Ары карай кiм жалгастырар екен... коментке жаза берiнiздер.........!!!
жане сол туралы оз козкарастарынызды да айта кетсенiздер.............
настроение: Внимательное
хочется: продолжения.....
слушаю: всех, как всегда...
Метки: CОЗ!!! Мiнез, Адам...
Алтыншы соз!!- Онер алды -бiрлiк, ырыс алды - тiрлiк!!!
Казак ойлайды: Бiрлiк ат ортак, ас ортак, киiм ортак, даулет ортак болса екен дейдi. Олай болагaнда байлыктан не пайда, кедейлiктен не залал?
Агайын курымай мал iздеп не керек? Осы ма бiрлiк? Жок, бiрлiк - акылга бiрлiк, малга бiрлiк емес. Малынды берiп отырсан, атасы баска, дiнi баска,
кунi баскалар да жалданып бiрлiк кылады. Бiрлiк малга сатылса антургандыктын басы осы. Агайын алмай бiрлiк кылса керек, сонда аркiм несiбесiн
кудайдан тiлемейдi, шаруа iздемейдi. Ауел бiрiне бiрi пале iздейдi. Не тусiн, не ажарын, не oкпесiн булдап, ол болмаса, бiр пале салып, коргалатып,
айтеуiр бiрiн-бiрi алдаудын амалын iздеседi. Мунын кай жернен бiрлiк шыкты?
"Ырыс алды - тiрлiк" дейдi, ол кай тiрлiк? Ол осы жан кеудеден шыкпагандык па? Жок, ондай тiрлiк итте де бар. Ондай тiрлiктi кымбат корiп,
булдаган адам олiмдi жау корiп, ахиреттке душпан болады. Жанын коргалатып, жаудан кашып, коркак атанып, енбек кылудан, кызмет кылудан кашып,
ерiншек атанып, дуниеде алгi айтылган ырыска дуспан болады.
Ол айткан тiрлiк олар емес. Кокiрегi, конiлi тiрi болса, соны айтады. Озiн тiрi болсан да, кокiрегiн олi болса, акыл табуга соз уга алмайсын.
Акыл енбекпен ерiнбей журiп мал табуга жiгер кыла алмайсын.
Кеселдi жалкау, кылжакбас,
Азiр тамак, азiр ас,
Сыртын -пысык, iшiн - нас,
Артын ойлап уялмас, -
болып журiп, тiрiмiн деме, онан да Алла жiберген ак буйрыкты олiмнiн озi артык.
Бунын барi Абай атамыздын создерi....
Тiрлiк пен ырыс...... Ал Бiрлiк дегенмiз не?!
Бiздiн заманга кандай катынасы бар?
Айтынызшы!!!................
настроение: Бодрое
хочется: сравнить...
слушаю: ............
Метки: CОЗ!!!
Екiншi соз!!!--Казактар кандай екен?!!
аркадан уй тобесiне саламын деп камыс арткан, бутадан корыкккан, коз коргенде "эке-уке" десiп, шыгып кетсе,
кызын боктаскан, " сарт-сурт деген осы" деп.
Ногайды корсе, оны да боктап кулушi едi: "туйеден корыккан ногай атка мiнсе, шаршап, жаяу журсе, демiн алады,
ногай дегенше, нокай десенiзшi, тукке ынгайы келмейтугын, солдат ногай кашкын ногай, "башалшiк" ногай деп.
Орыска да кулушi едi:" ауылды корсе шапкан, жаман сасыр бас орыс" деп. Орыс ойына келгенiн кылады деген...
не айтса соган нанады, "узын кулакты тауып бер дептi!" - деп.
Сонда мен ойлаушы едiм: ей, кудай-ай, бзден баска халыктын барi антурган, жаман келедi екен, ен тауiр халык бiз
екенбiз деп, алгi айтылмыш создердi бiр улкен кызык корiп, куанып кулушi едiм.
Ендi карап турсам, сарттын екпеген егiнi жок, саудагерiнiн журмеген жерi жок, кылмаган шеберлiгi жок.
Озiменен озi ауре болып, бiрiменен бiрi ешбiр шагари жауласпайды. Орыска карамай турганда казактын олiсiнiн ахиреттiгiн,
тiрiсiнiн киiмiн сол жеткiзiп турды. Аке балага кимайтугын малынды кiрелеп, сол айдап кетiп турды гой. Орыска караган сон да,
орыстын онерлерiн бiзден олар коп уйренiп кеттi. Улкен байлар да, улкен молдалар да, ептiлiк, кырмызылык, сыпайылык - барi соларда!
Ногайга карасам, солдаттыкка да шыдайды, кедейлiкке де шыдайды, казагa да шыдайды, молда, медресе сактап, дiн кутуге де шыдайды.
Енбек кылып мал табудын да жонiн солар бiледi, салтанат, асем де соларда.
Онын малдыларына кузгын тамагымыз ушiн, бiрiмiз жалшы, бiрiмiз кош алушымыз. Бiздiн ен байымызды: "санiн шакшы аягын бiлан пышыратырга
койган идэн тугiл, шык, сасы казак", - деп уйiнен куып шыгарады.
Онын барi бiрiн-бiрi куып, кор болмай, шаруа куып, онер тауып, мал тауып зор болгандык асерi.
Орыска айтар соз де жок, бiз кулы, кунi кадарлы да жокпыз.
Баганагы мактан, баганагы куанган, кулген создерiмiз кайда?
настроение: Любознательное
хочется: /////////////////////////
слушаю: ................
Метки: CОЗ!!!
БIРIНШI СОЗ!!
алыстык, жулыстык, айтыстык, тартыстык - аурешiлiктi коре-коре келдiк! Ендi жер отрасы жаксы келдiк:
кажыдык, жалыктык: кылып журген iсiмiздiн барiнiн баянсызын, байлаусызын кордiк, барi коршылык екенiн бiлдiк.
Ал, ендi калган омiрiмiздi кайтiп, не кылып откiземiз? Соны таба алмай озiм де кайранмын!!!
Ел багу? Жок, елге багым жок. Багусыз дертке ушырайын деген кiсi бакпаса, не албырткан, конiлi басылмаган
жастар багамын демесе, бiздi кудай сактасын!
Мал багу? Жок, бага алмаймын. Балалар оздерiне керегiнше оздерi багар. Ендi картайганда кызыгын озiн тугел
коре алмайтугын, уры, залым, тiлемсектердiн азыгын багып беремiн деп, калган аз гана омiрiмдi кор кылар жайым жок.
Гылым багу? Жок, гылым багарга да гылым созiн сойлесер адам жок. Бiлгенiндi кiмге уйретерсiн, бiлмегенiндi кiмнен
сурарсын? Елсiз-кунсiзде кездеменi жайып салып, колына кезiн алып отырганнын не пайдасы бар?
Мундасып, таркатысар кiсi болмаган сон, гылым озi - бiр тез картайтатугын куйiк.
Софылык кылып, дiн багу? Жок, ол да болмайды, оган да тыныштык керек. Не конiлде, не корген кунiнде бiр тыныштык жок,
осы елде, осы жерде не кылган софылык!!!
Балаларды багу? Жок, бага алмаймын. Багар едiм, калайша багудын манiсiн де бiлмеймiн, не болсын деп багам, кай елге косайын,
кай харекетке косайын? Балаларымнын озiне iлгерi омiрiнiн, бiлiмiнiн пайдасын тыныштыкпен корерлiк орын тапканым жок, кайда бар,
не кыл дерiмдi бiле алмай отырмын, не бол деп багам? Оны да ермек кыла алмадым.
Акыры ойладым: осы ойыма келген нарселердi кагазга жаза берейiн, ак кагаз бен кара сияны ермек кылайын, кiмде-кiм
iшiнен керектi соз тапса, жазып алсын, я окысын, керегi жок десе, оз созiм озiмдiкi дедiм де, акыры осыган байладым,
ендi мунан баска ешбiр жумысым жок.
настроение: Внимательное
хочется: СРАВНЕНИЯ!
слушаю: ВСЕХ.....!
Метки: CОЗ!!!
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу