Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

БРАТСТВО И БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ

БРАТСТВО И БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ
автор Ибн Масуд

Тафсир 102 и 103 аятов суры «аль-Имран»

О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами.

И помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, - может быть, вы пойдете прямым путем!


Ибн Масуд говорил, что это подчиняться и не грешить, помнить и не забывать, благодарить и не быть из неблагодарных (неверных), и здесь иснад достоверен. Так же этот хадис передал аль-Хаким и сказал, что он соответствует условиям двух шейхов достоверных хадисов - Аль-Бухари и Муслима. От Анаса передается, что не будет человек бояться Аллаха должным страхом, пока не будет сдерживать свой язык.

Катада, Мукатиль, Зайд б. Аслам и некоторые другие ученые сказали, что этот аят стерт аятом «Бойтесь Аллаха как можете», а от Ибн Аббаса передается, что этот аят не стерт, но «должным страхом к Нему» означает стараться на пути Аллаха должным старанием и поступать по справедливости и по отношению к самому себе и к своим отцам и к своим детям. Путь Аллаха надо понимать обширно, т.е. не только джихад или дават. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), говорил, что беременная женщина умирает шахидом (это для нее является путем Аллаха), тот, кто вышел на путь знаний– на пути Аллаха, пока не вернется и утонувший является шахидом «…и не умирайте иначе, как будучи мусульманами», т.е. заботьтесь об Исламе, старайтесь сохранить его в вашем здоровье и процветании и умрите в нем, ведь в чем человек жил в том умрет, а в чем умрет, с тем и воскреснет.

Ибн Аббас передает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами, и если капля с дерева аз-заккум капнула на дом этого мира, причинит вред людям этого мира и их жизни, то как же тем, кому не будет ничего, кроме еды из этого дерева аз-заккум» (передали ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и Ибн Хиббан в своем сахих сборнике, аль-Хаким сказал, что иснад хадиса соответствует условиям двух шейхов достоверных хадисов).

«Держитесь за вервь Аллаха все», т.е. по завету Аллаха, а также по аль-Кур-ану аль-Кариму, а в слове «и не разделяйтесь» приказ им быть общиной (джамаатом) и запрет на разобщенность. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Книга Аллаха – это веревка Аллаха длиной от небес до земли» (ат-Табари). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сообщил о том, что эта община разделится на семьдесят три группы (партии), и только одна из них войдет в Рай и спасется от огня, и эта группа, к которой принадлежит посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и его сподвижники. После себя посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) оставил Коран и Сунну и сказал: «Поистине, тот из вас, кто проживет, увидит много раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путем, ни в чем не отступая от этого и полностью избегая новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение» (Абу Дауд и ат-Тирмизи).

«и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, - может быть, вы пойдете прямым путем!», здесь напоминание о племенах аль-Аус и аль-Хазрадж, когда между ними шли сильные войны, но после того, как Аллах ниспослал завершающую религию – Ислам, они стали любящими братьями и богобоязненными людьми.
NFE{BL



Самым важным из пяти столпов, на которых воздвигнут великий Ислам, является "Шахада": свидетельствование, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Его (Ла илаха иллаЛлах Мухаммадар РасулуЛлах). Именно свидетельство "нет божества, кроме Аллаха" является ключом к вратам рая. Пророк (с.г.в.) сказал: "Кто умер со знанием того, что нет божества, кроме Аллаха, тот попадает в рай". (Этот хадис передал Муслим).
Свидетельство «Нет бога, кроме Аллаха», является формулой Единобожия. Знание смысла этого свидетельства, который состоит в отрицании поклонения кому-нибудь, кроме Аллаха, и утверждении Одного Аллаха в качестве объекта поклонения.
Всевышний сказал: "Узнай, что нет божества, кроме Аллаха" (Мухаммад, 19).
Только Аллах заслуживает поклонения на небесах и на земле, человек должен твердо и без малейшего сомнения, верить в это.
Всевышний сказал: "Поистине, верующие - только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника и затем не усомнились" (аль-Худжурат, 15).
Пророк сказал: "Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха. Любой раб, встретивший Аллаха этими словами, безпрепятственно войдет в рай". (Этот хадис передал Муслим).
Таухид (Единобожие) раскрывает суть веры в Единственного Аллаха, Всевышнего Создателя. Единобожие есть нечто изначально присущее самой природе людей, а многобожие — нечто случайное и чуждое им.
Признание факта существования Всевышнего Творца, слава Ему, является естественным актом в силу того, что сердца по природе своей созданы для признания этого.
Всевышний Аллах сказал:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не желаю от них никакого пропитания и не желаю, чтобы они Меня кормили. Ведь Аллах — податель пропитания, обладатель силы и мощный!» (Рассеивающие, 56-58)
Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал так:
Каждый младенец рождается с присущим ему врожденным качеством (единобожия), а уже потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника (то есть совращают его с присущего ему врожденного качества единобожия).
Этот хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, приводят ал-Бухари и Муслим.)
Таким образом, единобожие является первоосновой каждого человека.
Кроме того, к признанию факта существования Всевышнего Творца неизбежно приводят те очевидные данные, которые становятся известными всем людям либо без каких-либо размышлений и рассмотрения, либо уже при ближайшем рассмотрении.
Большинство людей признавало существование Творца и то, что Творец этот является единственным, как сказал об этом Всевышний:
- "Посланники говорили им: "Неужели вы сомневаетесь в Аллахе, Творце небес и земли?" ("Ибрахим", 10.)
Аллах Всевышний также сказал:
- "Если ты у них спросишь, кто их сотворил, они непременно ответят: "Аллах". ("Украшения", 87.) Аллах Всевышний также сказал:
- "Если ты спросишь их: "Кто сотворил небеса и землю?"-, они непременно ответят: "Их создал Великий, Знающий". ( "Украшения", 9.)
Аллах Всевышний изначально наделил Своих рабов тем, что позволяет им познавать Его, признавать Его единственность, почитать и любить Его, в чём и состоит суть чистого единобожия, исповедовать которое надлежит всем Его рабам, как сказал об этом Всевышний:
- "Обрати же свой лик к религии с верностью по установлению Аллаха, которое Он предписал людям. То, что сотворил Аллах, не подлежит изменению - такова вера истинная, но большинство людей не ведает!
Обращаясь к Аллаху, бойтесь Его, творите молитвы и не будьте в числе многобожников, которые внесли раскол в свою религию и разделились на толки, представители каждого из которых премного довольны собой." ( "Румы", 30 - 32.)

Со времен Адама и в течение долгих веков религией потомков его был Ислам. Аллах Всевышний сказал:
Люди были одной общиной, затем послал Аллах Пророков вестниками и увещателями...
Корова, 213
Поскольку признание существования Творца есть нечто, связанное с самим естеством и и значально заложенное в сердца людей, доказательств тому можно привести великое множество. В основе их лежит сам факт существования сотворённого, что уже само по себе указывает на существование Творца, независимо от того, идёт ли речь о сотворённом в целом или же об отдельных его частях. Так, например, всё существующее, будь то люди, животные, растения, облака и так далее, некогда не существовало, а потом возникло, но всё то, что появляется и исчезает, никогда не возникает само по себе.
Аллах Всевышний сказал:
- "Или созданы они из ничего? Или сами они творцы?" ( "Гора", 35.)
Иначе говоря, Всевышний спрашивает: разве созданы они без участия Творца?..., разве они сами себя сотворили?
Ответ на оба этих вопроса очевиден, и поэтому в вышеупомянутом аятe он не приводится. У них обязательно должен быть Творец, ибо, как уже было сказано, всё возникающее само по себе не появляется, а если бы не было того, что приводит к его возникновению, то оно бы и не возникло.
Кроме того если человек будет размышлять о окружающем его мире, то он непременно придёт к выводу, что за всем этим стоит Всевышний Творец.
Аллах Всевышний сказал:
- "Поистине, в небесах и земле заключены знамения для верующих. И в том, что вас сотворили, и в животных, которых Он рассеял по земле, - знамения для тех, кто твёрд в вере. В смене дня и ночи, в уделе (имеется в виду дождь.), который Аллах ниспосылает с неба, оживляя им землю, что была безжизненной, и в смене ветров, поистине, заключены знамения для тех, кто разумеет.
"Это - знамения Аллаха. Мы возвещаем их тебе в истине. Так в какие же сказания, кроме как об Аллахе и Его знамениях, вы веруете?" ("Коленопреклонённая", 3-6.)
Вера в Аллаха подразумевает знание, подтверждение, признание и твёрдую убеждённость в том, что Аллах существует и что Он является единственным в Своих делах, единственным достойным поклонения, а также единственным в том, что касается Его имён и Его атрибутов.
Таухид (Единобожие) имеет три составляющие:

Первая – Единственность Аллаха в Божественной природе, иначе говоря в поклонении (Таухид аль-Улухиййа). Суть этого заключается в знании и убеждённости в Божественности только Одного Аллаха, обращении поклонения Ему Одному и преданности религии Одного Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:
"Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас другого бога..." ("Преграды", 59,65, 73.)
«Baш бoг - Бoг eдиный. ..» (Пчёлы, 22)

Вторая- Единственность Аллаха в Господстве (Таухид ар-Рубубиййа). Её суть заключается в убеждённости раба в том, что Аллах является Единственным Творцом, Кормильцем и Управителем всего сущего, Который одарил благами все Свои творения, а выдающихся людей, то есть пророков и их последователей, наградил истинными вероубеждениями, прекрасной моралью, полезными знаниями, а также стремлением творить праведные дела.
«Пoиcтинe, Гocпoдь вaш - Aллax, кoтopый coтвopил нeбeca и зeмлю в шecть днeй, пoтoм yтвepдилcя нa тpoнe, yпpaвляя Cвoим дeлoм. Heт зacтyпникa инaчe, кaк пocлe Eгo пoзвoлeния. Этo для вac - Aллax, вaш Гocпoдь, пoклoняйтecь жe Eмy! Paзвe вы нe oпoмнитecь?» (Йунус, 3 )

Третья- Единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами (Таухид аль-Асма ва-с-Сифат). Данное положение подразумевает Единственность Господа – беспредельно величие Его - в Его абсолютном совершенстве во всех аспектах Божественных качеств величия, великолепия и красоты, и что Ему нет равных в обладании ни одним из этих качеств. Эти имена сообщил нам Сам Аллах в Своей Книге, и сообщил о Нём Его посланник (с.г.в.), в Сунне, это значит, что мы должны ориентироваться только на них, ничего не убавляя и не добавляя к тому, на что они указывают Аллах Всевышний сказал:
- "Есть у Аллаха прекрасные имена, зовите Eгo по ним " ("Преграды", 180.)
Кроме того, Аллах обладает высшими и совершенными атрибутами, лишёнными каких бы то ни было недостатков.
Аллах Всевышний сказал:
- "Аллах являет Собой наивысший пример." ("Пчёлы",60.)
Таухид подразумевает прежде всего поклонение Всевышнему Аллаху. Существует множество видов поклонения, ибо религия в целом является не чем иным как поклонением Аллаху. К числу видов поклонения относятся страх, надежда и любовь, речь о которых уже шла выше.
К видам поклонения относится также обращение к Аллаху с мольбами.
Аллах Всемогущий и Великий сказал:
- "Ваш Господь повелел:" Взывайте ко Мне, и я удовлетворю вашу мольбу. Поистине, те, которые не поклоняются Мне из гордыни, войдут в ад униженными" ("Верующий", 60.)
Аллах Всевышний также сказал:
- "Обращайтесь к Господу своему смиренно и покорно. Поистине, Он не любит преступающих!"
("Преграды", 55.)
Аллах Всевышний также сказал:
- "Если спросят тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я близок, отвечу Я на мольбы взывающего ко Мне. Так пусть же они отвечают Мне, верят в Меня, может быть, они встанут на истинный путь." ("Корова",186.)
В "Сунан" ат-Тирмизи приводится хадис, передаваемый со слов ан-Ну'мана бин Башира, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Обращение к Аллаху с мольбой есть поклонение"-, после чего прочитал аят, в котором сказано:
- "Ваш Господь повелел:" Взывайте ко Мне, и Я удовлетворю вашу мольбу. Поистине, те, которые не поклоняются Мне из гордыни, войдут в ад униженными". ("Верующий", 60.)
Ат-Тирмизи считал этот хадис хорошим и достоверным. В "Сунан" приводится также и другой хадис, передаваемый со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- "Обращение к Аллаху с. мольбой есть суть поклонения. Одним из видов поклонения является обращение к Аллаху за помощью, ибо Аллах Всемогущий и Великий сказал:
- "Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи..." ("Фатиха", 5.)
Что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то известно, что однажды он сказал Ибн Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими:
- "Если будешь просить, то проси у Аллаха, если будешь обращаться за помощью, то обращайся за ней к Аллаху." (Этот хадис, приводимый ат-Тирмизи, является хорошим и достоверным.)
К числу видов поклонения относятся также поиски прибежища у Аллаха.
Аллах Всевышний сказал:
- "Когда ты читаешь Коран, то ищи прибежища у Аллаха от побиваемого камнями шайтана." ("Пчёлы", 98.)
Аллах Всевышний также сказал:
- "Скажи:" Ищу убежища у Господа рассвета от зла того, что Он сотворил..." ("Рассвет" 1 - 2.)
Аллах Всевышний также сказал: - "Скажи:" Ищу убежища у Господа людей, Царя людей, Бога людей от зла искусителя исчезающего..."
(То есть от шайтана, исчезающего при поминании Аллаха.) ("Люди", 1 - 4.)
К числу видов поклонения относится также обращение к Аллаху с просьбой о спасении в случае беды.
Аллах Всевышний сказал:
- "...обратились вы с мольбой о спасении к своему Господу, и Он ответил на ваш зов..." ("Добыча", 9.)
Известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к Аллаху с такими словами:
- "О Живой, о Сущий, о Обладатель величия и щедрости, о Создатель небес и земли, к милосердию Твоему обращаюсь за спасением!"
К числу видов поклонения относится также упование, иначе говоря, доверие сердца к Аллаху, выражающееся в уверенности в том, что Он защитит человека.
Аллах Всемогущий и Великий сказал:
- "Положитесь на Аллаха, если вы веруете."
("Трапеза", 23.)
Аллах Всевышний также сказал:
- "Пусть на Аллаха уповают верующие!" ("Ибрахим", 11.)
Аллах Всевышний также сказал:
- "Пусть на Аллаха уповают уповающие!"
("Ибрахим", 12.)
К числу видов поклонения относится также жертвоприношение. Аллах Всевышний сказал:
- "Скажи:" Поистине, моя молитва, моё поклонение, жизнь моя и смерть - для Аллаха, Господа миров, помимо которого нет иного божества. Это ведено мне, и я - первый из предавшихся Ему". ("Скот", 162 - 163)
Аллах Всевышний также сказал:
- "Так молись Господу своему и закалывай..." ("Изобилие", 2.)
Существует также и много иных, явных и тайных видов поклонения, и все они должны быть посвящены Аллаху, а если хоть что-либо из этого будет посвящено не Аллаху, а кому-нибудь иному, то это станет проявлением многобожия, которого необходимо остерегаться.
Именно таухид даёт нам возможность заслужить милость Аллаха и попасть в рай.
Всевышний сказал: "Кто не верует в ложных богов и верует в Аллаха, тот ухватился за крепкую рукоять, которая не сломится вовеки" (аль-Бакара, 256).
Пророк сказал: "Тот, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, и отвергал все, чему поклоняются помимо Аллаха, тот обезопасил свое имущество и свою жизнь(Этот хадис передал Муслим).
Знание и следование таухиду даёт блага как в этом мире, так и в том.
Всевышний Аллах сказал:
«Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них – безопасность, и они – на верном пути» (Скот, 82)
Ибн Масуд рассказывал: «Когда был ниспослан аят «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость…», мы сказали: «О посланник Аллаха! Кто же из нас не поступает несправедливо со своей душой?» Он сказал: «Это не то, о чём вы говорите. В словах «…и не облекли своей веры в несправедливость…» имеется в ввиду ширк. Или вы не слышали слов Лукмана своему сыну: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей: ведь ширк – великая нессправведливость!»? (Лукман, 13)
Хадис передал аль-Бухари
Вера во Всевышнего Аллаха обеспечивает любовь Аллаха к своим рабам.
Аллах Всевышний также сказал:
- "...с людьми, любимыми Им и любящими Его..." ("Трапеза", 54.)
Также человек, придерживающийся таухида (Единобожия) не ведает страха и печали.
Всевышний Аллах сказал:
« Поистине, не узнают друзья Аллаха ни страха, ни печали; это – те, которые уверовали и были богобоязненными. Для ниx - paдocтнaя вecть в ближaйшeй жизни и в бyдyщeй. Heт пepeмeны cлoвaм Aллaxa, этo - вeликий ycпex!» (Йунус, 62-64)
Кроме того знание и следование таухиду исключает вечное пребывание в Огне, если в сердце человека есть такое убеждение хотя бы размером в горчичное семечко. Если же сердце человека преисполнено таухидом, то он вообще не попадает в Огонь.
Пророк сказал: "Аллах запретил ввергать в ад каждого, кто правдиво засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его раб и посланник". (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).
Таким образом, единобожие служит защитой религии, жизни и имущества человека, о чём и говорится в одном из хадисов, который приводится в обоих "Сахихах".
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
" Мне было велено сражаться с этими людьми ( Имеются в виду многобожники.), до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха, и если они сделают это, то тем самым защитят от меня свою жизнь и своё имущество, которые после этого могут оказаться доступными для других лишь по праву ислама ( Иначе говоря, в том случае, если человек нарушит законы ислама.), а отчёта с них вправе будет требовать только Аллах".
Человек, достигший таухида путём преисполнения своего сердца верой, убежденностью в Единственности Аллаха и преданностью Ему, чьи реальные дела подтверждают его полную покорность повелениям Аллаха, который искренне кается перед Аллахом, не омрачив этого ни малейшим прегрешением или непослушанием, попадёт в Рай без отчёта в числе первых и займёт там подобающее место.
В обоих "Сахихах" приводится также и другой хадис, передаваемый со слов Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Того, кто засвидетельствует, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, что Мухаммад -Его раб и Его посланник, что Иса - раб Аллаха, Его посланник, Его слово, с которым Он обратился к Марйам, и дух от Него, что рай - истина и ад - истина, Аллах введёт в рай независимо от того, какими будут дела его.
В основе ислама лежит, прежде всего, таухид (единобожие) – вера во Всевышнего Аллаха, которому принадлежит Царство и к Нему наше возвращение. Ввиду всего этого каждому мусульманину следует уделять внимание всему, что имеет отношение к его Таухиду, что должно выражаться в стремлении к приобретению необходимых знаний и пониманию, передаче знаний другим и размышлениям, чтобы человек мог быть уверенным в том, что вероубеждение его стоит на правильных основах, благодаря чему он сможет обрести счастье в обоих мирах.

Да направит всех нас Аллах на правильный путь и сделает приверженцами таухида!
Хвала Аллаху, Господу миров

Мисс Интернет 2009

Мисс Интернет 2009


Мой Мир@Mail.Ru объявляет третий ежегодный конкурс красоты “Мисс интернет 2009». Хотите стать лицом российского интернета? Номинируйте свою фотографию на конкурс, и у вас появится шанс выиграть главный приз от компании AVON - автомобиль Fiat Bravo и получить еще много интересных призов!


В прошлом году 130 тысяч девушек боролось за титул «Мисс Интернет». Самая красивая участница завоевала этот титул. Мой Мир@Mail.Ru вновь дает вам шанс прославиться на просторах Интернета. Считаете, что вы достойны победы? Участвуйте в конкурсе!

Для участия в конкурсе создайте альбом «Мисс Интернет». Поместите туда минимум три фотографии: в полный рост, поясной портрет или лицо крупным планом и фото, отражающее ваши увлечения. Не забудьте сохранить исходное изображение. Номинируйте на конкурс фото в полный рост или портрет. Лицо должно быть хорошо видно! Фотографии должны быть хорошего качества (желательно профессиональные). Фото с мобильного телефона и с пропечатанными датами на конкурс не принимаются. Также не принимаются фото в солнцезащитных очках и головных уборах, закрывающих часть лица. Нерезкие фотографии так же не принимаются. Каждая участница может номинировать только одну фотографию!

Конкурс «Мисс интернет 2009» проходит в три этапа. В первом туре голосуют все пользователи Интернета. По результатам этого голосования останется ТОР100 участниц, из которых во втором туре наше звездное жюри отберет финалисток. В финале вновь подключаются наши пользователи. Они-то и выберут трех самых достойных Мисс. Подробнее о правилах и призах читайте здесь http://foto.mail.ru/catalog...

<text color="00ccff">...::: Республика Казахстан :::...</text>

Республика Казахстан (казах. Қазақстан Республикасы) —
государство, находящееся в Центральной Азии и частью в Европе.

Национальный девиз: «Алаш! (исторический) Алға Қазақстан (Казахстан, вперёд!) (неофициальный)»
Дата независимости 16 декабря 1991 (от СССР)
Официальные языки казахский — государственный, русский - «язык межнационального общения»
Столица Астана
Крупнейший город Алмата
Форма правления Президентско-парламе​нтская
Президент Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев
Премьер-министр Карим Масимов
Территория

Всего 9-я в мире 2 724 900 [1] км²
Население

Всего (2006) • Плотность 60-е в мире 15 560 000 чел. 5,4 чел./км²
ВВП
Итого (2007) • На душу населения 55-й в мире $161,155 млрд. [2] ${{{ВВП на душу населения}}}
Валюта Казахстанский тенге (KZT, код 82)
Интернет-домен kz
Телефонный код +7
Часовые пояса UTC +5, +6

Без заголовка

17 декабря будет бунт КАЗАХОВ на площади.ПРОТИВ уйгуров ,масимов подписал документы дать 20 млн уйгуром гражданство в КАЗАХСТАНЕ ,поэтому сейчас идут такие проблемы как национальность КАЗАХСТАНЦЫ,на паспортах,всех уйгуров из китая сюда хотят ,и Назарбаев подписал документы,передай всем ок,НАМЫС бар inwAll Skaju vam vsem 4to esli uiguri budut zdes budet bespredel!!!! Kazak jerimizdi korgaik agaiyndar!!!!! Karyn maidy byr kumalak  shyrtedy demekshy,Masimovty ornynan ketyreik!!!!

Nabat Kumarov, 27-12-2009 16:53 (ссылка)

Айбарлы, Айдарлы &#1178;аза&#1179;тар ушін!!!!!!!!!!!!!!""

Фйбарлы, Айдарлы, Намысты Қазақтар үшін!!!!!!!!

KAZAKHSHA RAP OSENITE!!!!!!!!


















Мирфатых Закиев. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЮРКОВ.





Мирфатых Закиев. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЮРКОВ.

Мирфатых Закиев. Происхождение тюрков и татар.

Печатается по решению бюро

Отделения гуманитарных наук АН РТ



Редактор: доктор исторических наук, профессор Я.Ш.Шарапов

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Р.Х.Бариев

доктор исторических наук, профессор Д.К.Сабирова



В первой части книги делается
попытка раскрытия древнейших этнических корней тюркоязычных племен и народов:
субаров, сумеров, кангаров, хорасмиев, парфян, согдийцев, ариев,
тохаров-тавров, кусанов, саков-скифов, сарматов, этрусков, оногуров,
аланов-асов, хунов-сюнов и т.д. Сравнительно подробно описанные в других трудах
этнические корни тюрков периода собственно тюркских государств затрагиваются
лишь в общих чертах. Эта часть книги может быть полезной для воссоздания
этнической истории не только булгаро-татар, но и других тюркоязычных народов.



Вторая часть книги посвящена освещению проблем этногенеза и основных вопросов
этнополитической истории не вообще татар, а их конкретной части, а именно
булгаро-татар, в состав которых исторически вошли татары Урало-Поволжья,
сибирские татары и литовские татары. Наряду с этим вносится некоторая ясность в
отдельные аспекты этногенеза древних татар, монголо-татар, тартар, ордынских
татар, тюрко-татар, крымских татар и добруджинских (буджакских) татар.



Содержание



Часть первая ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЮРКОВ



Введение 5

1 О фонетических вариантах и семантике этнонима тюрк 5

2 Регионы обитания, этнический состав и численность тюрков 10

3 О месте тюрков среди других народов мира и их дотюркских этнических корнях 15

Первая глава Традиционная историческая наука о древней этнической истории
тюрков 19

4 Зарождение традиционной исторической науки и влияние ее на неиндоевропейские
исследования 19

5 Европоцентризм и колониальная политика 22

6 Были ли тюрки «неисторическими» 23

7 Традиционная историческая наука об этнических корнях тюрков 25

8 Стоит ли заниматься проблемами древней этнической истории тюрков? 27

9 Были ли тюрки только кочевниками? 29

10 Были ли тюрки склонны к постоянным переселениям? 31

11 Были ли тюрки только монголоидами и раздатчиками тюркского языка
немонголоидам? 34

12 О «насельниках» Восточной Европы, Малой и Средней Азии до «прихода» тюрков
36

13 Где была прародина тюрков и когда? 39

Вторая глава Способы обнаружения этнических корней тюрков 43

14 Первоисточники и исторические труды 43

15 Источники этногенеза их взаимоотношение 45

16 Роль этнонимов в обнаружении этнических корней 48

17 Этнонимы и этнический состав населения 51

18 Первичные тюркские этнонимы и их особенности 53

19 Вторичные тюркские этнонимы и семантика их определяющих частей 57

20 Этнонимообразующие аффиксы 61

21 Этимология, семантика и функции этнонима тюрк 64

22 Этимология, семантика и функции этнонима татар 67

23 Этимология, семантика и функции этнонима маджгар>мадьяр 69

24 Взаимоотношение истории этнонима и истории этноса 73

Третья глава О древних тюркоязычных ареалах 76

25 Общие сведения 76

26 Роль тюркского языка в обнаружении древних тюркских ареалов 78

27 Древнейшие следы тюрков в языках американских индейцев и возможные
древнейшие тюркоязычные ареалы 80

28 Яркие следы тюрков в шумерском языке 83

29 Древний тюркоязычный ареал в Передней Азии 86

30 Древний тюркоязычный ареал в Средней Азии 90

31 Древние тюркоязычные ареалы на Кавказе, в Причерноморье, Урало-Поволжье и
Западной Сибири 99

32 Хуннские этнические корни тюрков и их ареалы 107

33 Этнические корни тюрков в хуннских племенах сянби, усунь, табгач, жужан,
эфталит 112

34 О степени древности тюрков по наскальным и пещерным рисункам и надписям, а
также о судьбах периферийных тюркских ареалов 114

35 Следы тюрков в этрусской культуре или еще один исчезнувший тюркский ареал
117

36 Некоторые доводы Адили Айда, доказывающие тюркоязычность предков этрусков
121

Четвертая глава Скифо-сарматские этнические корни тюрков 125

37 Общие сведения 125

38 О степени надежности древних источников о скифах 128

39 Геродот о скифах 131

40 Кратко об истории изучения скифов во всеобщей истории 134

41 Кратко об истории изучения скифов в тюркологии 137

42 Общие изъяны скифо-иранской теории 139

43 О некоторых доводах скифо-иранской теории 141

44 Об этническом составе скифов по этимологии скифских этнонимов скиф, ишгуза,
сколот, сармат, агадир, гелон, сака 145

45 Об этническом составе скифов по этимологии этнонимов каспи, траспи,
аргиппей, иирк, меланхлен, катиар, паралат, массагет, имеющих отношение к
скифам 148

46 Об этническом составе скифов по этимологии этнонимов тавр (тохар/
тогар/тагарма) и ангареан 152

47 Об этническом составе скифов по скифским словам, этимологии которых даны в
древних источниках 155

48 Об этническом составе скифов и сарматов по археологическим, этнологическим,
религиозно- мифологическим и искусствоведческим данным 157

49 Подтверждают ли древние источники ираноязычность скифов? 160

50 Подтверждают ли древние источники тюркоязычность скифов? 163

Пятая глава Алано-асские этнические корни тюрков 166

51 Общие сведения 166

52 На чем же первоначально было основано мнение об осетиноязычности алан/асов?
167

53 Подтверждают ли осетиноязычность алан текст Зеленчукской эпитафии и фраза
«Иоанна Цеца»? 168

54 Были ли осетиноязычными ясы — венгерские аланы, как это утверждает Ю Немет?
170

55 За кого принимали алан их современники? 172

56 О тюркоязычности алан по особенностям применения некоторых этнонимов 174

57 Этноязыковая сущность алан по данным этнонима алан 177

58 Этноязыковая сущность алан по данным этнонима ас/яс 178

59 Этнический состав алан/асов по их тесным взаимоотношениям с гуннами 181

60 Этнический состав алан/асов по их тесным взаимоотношениям с хазарами и
кыпчаками 183

Заключение 186

61 Основные итоги 186



Часть вторая ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАТАР



Введение Общие сведения о татарах 192

62 Кого называли и называют татарами 192

63 Об этнониме булгар и его значениях 198

64 Названия татар и булгар как внутренние и внешние этнонимы 201

65 Об этнониме булгаро-татары и его семантике 204

66 Состав булгаро-татар и их численность 207

Первая глава История изучения этногенеза татар 212

67 Первые попытки изучения этногенеза татар 212

68 История изучения этногенеза татар монгольских государств чингизидов 215

69 История изучения этногенеза татар и булгар русскими учеными 218

70 Зарождение и развитие мадъяро-мишаро-татарской концепции в истории изучения
этногенеза татар 223

71 Зарождение и развитие булгаро-татарской концепции в истории изучения
этногенеза татар 225

72 Возобновление булгаро-татарской концепции в изучении этногенеза татар 228

73 Появление необходимости определения сущности булгаро-татарской концепции 231

74 Дальнейшее всестороннее подтверждение адекватности булгаро-татарской
концепции 234

75 Зарождение и развитие татаро-татарской концепции в изучении этногенеза татар
239

76 Зарождение и развитие булгаро-чувашской концепции в изучении этногенеза
татар и чувашей 242

77 Движение за возвращение этнонима булгар и против сохранения названия татар
244

78 Новые стремления возродить татаро-татарскую концепцию и их побочные мотивы
248

79 Почему татаро-татаристы боятся комплексного подхода к изучению этногенеза
татар? 249

80 Приемы защиты татаро-татарской концепции 251

81 Нова ли так называемая новая концепция по изучению истории татар 258

82 Историческая наука как и любая другая должна быть объективной 256

83 К чему может привести необъективное этногенетическое построение
татаро-татаристов? 260

Вторая глава Предки булгаро-татар 265

84 Общие сведения 265

85 Чьими предками были сами булгары: чувашей или татар? 268

86 Предками булгарского народа оказались местные субары, куманы и другие 274

87 Предками булгарского народа оказались местные хуарасмии (ѕуары и асы), хунны
274

88 Предками булгарского народа оказались местные скл, барсулы, барды 279

89 Предками булгарского народа оказались местные кошаны/касаны, усуни, авары,
аланы 281

90 Предками булгарского народа оказались местные асы, буртасы, остяки, суасы и
веда 283

91 Предками булгарского народа оказались местные байлары/ биляры/бигеры/биары,
башкиры, мишари/маджгары 286

92 Предками булгарского народа оказались куманы, сарыманы, бесермяне, хазары,
угоры 289

93 Ранние болгары/булгары по сведениям дунайскоболгарских ученых 291

94 Ранние булгары по сведениям свода булгарских летописей «Джагфар тарихы» и
«Легенды о дочери Шана» 294

95 Племена археологических культур регионов формирования булгаро-татар 298

Третья глава Лингвоэтнические особенности волжских булгар 302

96 Общие сведения 302

97 Из истории изучения волжских булгар 303

98 Первый этап изучения булгарской эпиграфики и появление булгаро-чувашской
концепции 308

99 Начало системного изучения булгарской эпиграфики 310

100 Анализ языка 2-го стиля булгарской эпиграфики 316

101 Как и почему А П Ковалевский «нашел» чувашизмы в сочинении Ибн-Фадлана? 320

102 «Очувашивание» булгарских слов из записей Ибн-Фадлана 322

103 Имеются ли чувашские слова в славяно-болгарском «Именнике»? 326

104 Имеются ли чувашизмы в древнебалкарских рунических надписях? 331

105 Имеются ли чувашизмы в венгерском языке? 336

106 Финно-угры Поволжья слова с ротацизмом приняли не из булгарского, из
чувашского языка 339

107 Имеются ли булгаро-чувашские заимствования в русском языке? 340

108 Волжско-булгарский язык по первоисточникам 342

109 Булгары — это часть народа сакалиба, а сакалиба — это кыпчаки 346

110 Были ли славянами сакалиба? 351

111 Классификационная характеристика булгарского языка 356

Четвертая глава Возникновение и развитие государственности булгаро-татар 358

112 Общие сведения 358



Древние тюркские государства, имевшие контакты с предками булгар 361

113 Государства в Передней Азии и следы их связи с предками булгар 361

114 Древний Хорезм и следы его связи с предками булгар 365

115 Парфянское, Арийское, Согдийское, Кангарасское, Греко-бактрийское,
Кушанское, Эфталитское и Кимакское государства и следы их связей с предками
булгар 368



Добулгарские государства, включившие в свой состав и будущие булгарские регионы
373

116 Скифское, Боспорское государства и их контакты с предками булгар 373

117 Сарматское, Аланское, Западно-гуннское, Аварское и Хазарское государства и
контакты их с предками булгар 377



О предбулгарском государстве Биармии 378

118 Общие сведения 378

119 Проблемы локализации Биармии 382

120 О концепции Биарм-Пермь 384

121 О соответствии некоторых фактов в истории Биармии и Булгара 388

122 Идентификация Биармии с Волжской Булгарией по данным материальной культуры
389

123 Идентификация Биармии с Волжской Булгарией по данным духовной культуры 391

124 Имеются ли следы связей Биармии со Скандинавией в истории Булгарии? 392

125 Имеет ли отношение Пермь к Биарм? 393

126 Была ли самостоятельная Биармия или Булгарию называли Биармландом? 395



О государствах Маджгар, Башкурт, Буртас, и Булгар 396

127 Относится ли Маджгарское государство к государственности булгаро-татар? 396

128 Башкуртское государство и отношение его к Булгаро-татарской
государственности 398

129 Было ли государство буртасов и какое отношение оно имело к Булгарскому
государству? 402

130 О первых государствах булгар/болгар 405

131 Дунайская Болгария и ее связи с Волжской Булгарией 408

132 Возникновение домонгольской Волжской Булгарии 410

133 О территории Волжской Булгарии 413

134 Результаты суверенного развития Волжской Булгарии 416



Появление и распад татарских государств 420

135 Золотая Орда в системе империй чингизидов и проблемы ее изучения 422

136 Этнические процессы в Золотой Орде 423

137 Государства, образованные в результате распада Золотой Орды 425



Булгарское и Казанское ханства 427

138 Превращение Булгарского ханства в Казанское и его падение 429



Стремление булгаро-татар к возрождению своего государства 432

139 Борьба булгаро-татар за выживание в условиях царской России 432

140 Октябрьский переворот и приобретение татарами государственности 435

141 Борьба за государственный суверенитет Татарстана, возрождение и развитие
татарской нации 437

Заключение 441

142 Основные выводы 441

Список использованной литературы 446

Указатель этнонимов 474

Именной указатель 480


 


От Автора



Как было замечено в аннотации,
результаты научных исследований изложены так, как обычно делается в
исторических трудах, т.е. начиная с древнейших времен, постепенно приближаясь к
современности. А процесс исследования исторического материала и событий шел в
обратном направлении, т.е. ретроспективно, начиная с изучения современного нам
материала, углубляясь в прошлое.



В самом начале 50-х годов XX в. в Казанском университете я начал вести
различные курсы по татарскому языку, в том числе и по его истории. Вскоре
бросилось в глаза то, что подлинная история тюркских и, в частности татарского,
языков не согласуется с общепринятым в традиционной исторической науке взглядом
на этническую историю тюркских народов, которая официально представлена в
западноевропейской и русской тюркологии, в монографиях и вузовских учебниках по
древней, средневековой истории, в различных энциклопедиях и исторических
справочниках. Долго думал, почему так cлучилось? Может быть, эти официальные
издания появились в силу недостаточности исследований и обобщений данных
лингвистических, мифологических, фольклорных, археологических, этнологических
первоисточников? Чем больше читал статьи и книги многих западноевропейских и
русских авторов, тем больше убеждался в том, что мои сомнения имеют реальную
почву.



Действительно, в период становления традиционной исторической науки тюркская
этническая (и политическая) история специально не изучалась. Она составляла
лишь периферию истории индоевропейских народов. Тем более, что тогда не было
историков, выходцев из самих тюркских народов. Некоторые эпизоды тюркской
этнической и политической истории нужны были лишь для подтверждения и
обогащения истории индоевропейских народов. Поэтому древние письменные
источники, лингвистические, мифологические, археологические, этнологические
данные анализировались, синтезировались и обобщались индоевропейскими учеными
лишь с их точки зрения на свою историю.



Учитывая эти обстоятельства, я решил не ограничиваться сведениями официальной
исторической науки, начал изучать все доступные мне первоисточники,
составленные древними греческими, иранскими, ассирийскими, китайскими,
индийскими историками, содержащие лингвистические, антропологические,
фольклорно-мифологические, археологические, этнологические, искусствоведческие
данные о древних племенах и народах, имеющих какое-нибудь отношение к
территориям, заселенным тюрками. Из их анализа и синтеза старался вывести свои
выводы, опираясь при этом и на исследования индоевропейских ученых, в том числе
и сторонников европоцентризма.



Таким образом, мною постепенно были написаны статьи по отдельным вопросам
этногенеза сначала булгаро-татар, т.е. булгар, которые лишь в XIX—XX вв.
приняли этноним татары, затем и добулгарских древних тюрков, которые легли в
основу этноса булгаро-татар, получив при этом название тюрко-татары. Чуть позже
появились мои монографии по этим вопросам. Так, в 1977 году вышла книга «Татар
халкы теленеє барлыкка киже» (Образование языка татарского народа, Казань, 208
с.); в 1986 году — сборник статей «Проблемы языка и происхождения волжских
татар» (Казань, 304 с.); в 1993
г. — «Волжские булгары и их потомки» (в соавторстве с
Я.Ф.Кузьминым-Юманади, Казань, 160 с.); в 1995 г. — «Татары: проблемы
истории и языка» (Казань, 464 с.); в 1998 г. — «Тјрки-татар этногенезы» (Этногенез
тюрко-татар, Москва-Казань, 624 с.).



В этой книге, по просьбе читателей, я решил на русском языке изложить основные
выводы моих многолетних исследований по раскрытию этнических корней древних
тюрков, а также по выяснению на этой основе способов формирования булгаро-татар,
оставляя в стороне аналогичные проблемы крымских и добруджинских татар, хотя
они ретроспективно также восходят к древним тюркам.



Выражаю глубокую благодарность Ахмадишину Шафкату Мухамматшаевичу, Галееву
Раису Салимовичу, Гибадулину Яхья Набиулловичу, Закирову Занфиру Закирьяновичу,
Насипову Ильшату Сахиатулловичу, Саитову Марату Мазитовичу за оказанную помощь
в издании этой книги.



ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЮРКОВ

Введение



1. О фонетических вариантах и
семантике этнонима тюрк.Восточные, южные и
юго-западные тюрки этот этноним применяют в форме тюрк (türk) и в качестве
прилагательного — в форме тюрки (türki). Урало-поволжские тюрки, т.е. татары и
башкиры, произносят его как тјрк (törk), прилагательное от него — как тјрки
(törki).



В русском языке, по-видимому, под влиянием татарского языка, сначала
фиксируется фонетический вариант торк, а прилагательное от него применяется в
форме торческий. Но после монголо-татарских завоеваний в русских источниках как
название тюркских народов (иногда и всех восточных народов) встречается слово
татары и прилагательное от него — татарский. В XIX веке тюркские народы
начинают обозначаться словами турко-татары, турецко-татарские. В начале XX в.
по мере закрепления этнонима татары за прежними поволжскими булгарами и
крымскими тюрками (таврами, т.е. тауэрами) для обозначения тюркских народов в
русском языке активизируются слова турок и турецкий. Лишь в 1923 году
А.Н.Самойлович предлагает имя существительное турок

и прилагательное турецкий применять по отношению к туркам, а слова тюрк и
тюркский — по отношению ко всем тюркским народам [Кононов А.Н., 1982, 17].1



В этой книге этноним тюрк мы применяем в самом широком смысле. Общим этнонимом
тюрк (рус. тюрки) называются несколько разновидностей тюркоязычных народов.



Первую разновидность составляют так называемые собственно тюрки,
действительно носившие этот этноним в качестве самоназвания, создавшие в VI—VII
вв. н.э. Первый и Второй тюркские каганаты, и тем самым способствовавшие
распространению их самоназвания тюрк в качестве общего этнонима среди всех
жителей этих каганатов.



Вторая разновидность тюрков — это все современные тюркоязычные
народы, многие из которых этноним тюрк в качестве самоназвания никогда не
применяли. Это — башкиры, татары (булгаро-татары, крымские татары, добруджинские
татары), нагайбаки, казахи, каракалпаки, ногайцы, караимы, карачай-балкары,
кумыки, крымчаки, алтайцы, азербайджанцы, каджары, шахсаваны, карадаги,
карапапахи, кашкайцы, афшары, халаджи, гагаузы, урумчи, тувинцы, тофалары,
шорцы, хакасы, чулымские татары, узбеки, уйгуры, салары, сары уйгуры, чуваши,
якуты (саха), долганы и т.д.



Третью разновидность тюрков составляют те тюркоязычные племена и
народы, которых в своем труде «Дивану лугат-ит-тюрк» (XI в.) Махмут Кашгарлы
считает тюрками. Перечислим их и здесь: афшар, арамут, аргу, ава (аwа), басмыл,
башгирт, айат, баюндар, беченек, булак, булгар, бюдгюз, чаруклуг, чигил, чомал,
чивалдар, эймюр, халач, хозар, хытай, ыграк, карлук, кар йагма, кай, кайыг,
кенчек, кыфчак, кынык, кыргыз, кючет, ограк, огуз (угуз), салгур, согдак,
сувар, тат, татар, тавгач, тенгют, тохси, тутырка, тюгер, тюрк, тюркмен, уграк,
уйгур, урегир, йабаку, йагма, йасмыл, йава, йаwа, йазгыр, йемек, йыwа, йурегир.
Из перечисленных тюркских племен некоторые сохранили свой собственный этноним,
некоторые потеряли его и вошли в состав других тюркских племен и народов.



В четвертую разновидность тюрков входят известные в истории
тюркоязычные племена и народы, которые не вошли в список тюрков Махмуда
Кашгарлы, но жившие после распада тюркских каганатов, поэтому так или иначе они
вошли в историю, но не сохранились до наших дней как самостоятельные народности
под тем же названием. К ним относятся: алтай кижи, аз киши, аккоюнлы, барабалы,
байлар, билІр,

бигер, барсил, басмыл, берендей, беренджер, берсулы, буртас, буджакские татары,
гаджалы, гяйня, читак, иштяк, кавар, кайсак, карагас, карадаглы, каракоюнлы,
кара кыргыз, караман, кара татар, кара ногай, кара хазар, кимІк, ковуй,
койбалы, котригур, кЄмеш болгар, куирк, кубанды, курук, кутригур, китай, лугар,
маджар (машар, мажгар), майма кижи, мангот, огхондор, оногур, остяк, отуз
татар, сабакуль, сарагур, саралымин, сарацин, сарлы, сарман, сарт, сарысјн,
сІлёЅк, суас, суасламари, тарылы, таулас, тогуз татар, туба кижи, тюргеши,
уннугундур, халадж, читак, чуй кижи, шор кижи, юрматы, язгыр, язок, ясыр и др.



Пятую разновидность тюрков составляют те тюркоязычные племена и народы,
которые жили задолго до распространения этнонима тюрк и носили различные
названия, в том числе и некоторые фонетические варианты слова тюрк. Это говорит
о том, что этноним тюрк образовался и применялся задолго до VI в. н.э., когда
он начал распространяться как общий этноним многих тюркоязычных народов. К
дотюркским тюркоязычным племенам и народам относятся абдалы (эфталиты — белые
хунны), авары (аорсы), агадиры (агафирсы) / акатиры (акациры, агач эри),
аргиппеи, асы (аз/яс/аш/иш/уз), аланы, алваны, ангарейоны (кангары), апасиаки,
апахтарки, аримаспи, асана, барды (парды > парфы), би/пи/пей/бей/бек,
бунтурк, гелон (йылан), гунны (ѕуны), дагарма (дагар, тагар), даи, жужан
(сусюн), иирк (ийи эркек > ийи эрк), ишгуза, кангарас, кангюй, каспи,
катиар, кусан/кушан/касан/казан, кюше, киммер, коман, куирк, кунаксалан, куу
кижи, куэрик, массагет, мІн (мин), оногур, паралат, роксолан, са, сармат, сага,
сагадар, сагай, сак (сака), саха, сакалиба (саклаб), сянби (сюнби), синды,
скиде (рус. скиф, турец. искит, западн. скит), сколот, согды (сугдак, согдак),
суар, сумер, сэ, табгач, тавр (тохар, тагар, дагар, дагарма), тиссагет, тохри,
трак (рус. фракиец), траспи, троя, турсака, уд (ас), уну, усунь, фиссагет,
хангар, хартеш, хварас (ѕуарас/хорасм), хорасан (ѕуар-ас-сюн), хунугур
(ѕоногур/оногур), эорпата, этруск и др.



Первая часть данного исследования посвящена пятой
разновидности тюрков, а именно тем из них, которые до сих пор не признаны
тюркоязычными, ошибочно и тенденциозно отнесены к носителям индоевропейских,
особенно индоиранских языков. Во второй части книги на основе изучения так
называемых «дотюркских» тюрков мы попытались по-новому описать древние
этнические корни булгаро-татар.



2. Регионы обитания, этнический
состав и численность тюрков. В глубокой
древности, еще задолго до н.э. тюрки обитали во многих регионах Евразии. Их
древняя территория обитания была намного обширнее, чем их современные земли.
Современные территории на карте определены Турецким институтом изучения
тюркской культуры следующим образом (см. карту на 8, 9 страницах этой книги).











 







Legend

1 Turkic
Türks 7 Karakalpak Türks 13 Dagestan Türks 19 Altai Türks 25 Cypress Türks

2 Balkanian Türks 8 Uigur Türks 14 Kumyk Türks 20 Khakass Türks 26 Kashgay
Türks

3 Kazakh Türks 9 Tatar Türks 15 Karachay Türks 21 Tuva Türks 27 Khamsin
Turkmens

4 Uzbek Türks 10 Chuvash Türks 16 Balkar Türks 22 Sibir Türks

5 Kyrgyz Türks 11 Bashkort Türks 17 Nogay Türks 23 Iraq Turkmens

6 Turkmen Türks 12 Azeri Türks 18 Sakha Türks 24 Syria Turkmens



Этнический состав тюрков изучен лингвистами, и по
их данным, проведена генеологическая классификация тюрков. Она приведена ниже в
следующей таблице (с. 10—13), где указана их численность по данным специальных
исследований.



№ Основные группы, народы (самоназвания)
Страна Численность

1. КЫПЧАКСКАЯ ГРУППА(Всего 25,780,000)

1.1. Кипчако-булгарская подгруппа
(Всего 8,120,000)

1 Башкиры СНГ (СССР) 1,449,157

2 Татары (булгаро-татары) СНГ 6,648,760

Китай (4,873)

Турция (10,000)

США 1,000

Финляндия 900

В других странах 800



1.2. Кыпчако-ногайская подгруппа
(Всего 9,830,000)

3 Казахи СНГ 8,135,813

Китай 1,111,718

Афганистан 5,000

Монголия 73,000

4 Каракалпаки СНГ 423,520

Афганистан 4,000

5 Ногайцы СНГ 75,181



1.3 Кыпчако-половецкая подгруппа
(т.е Кыпчако-Кыпчакская подгруппа) (Всего 5,040,000)

6 Караимы (карай) СНГ 2,608

7 Карачайцы СНГ 155,936

8 Балкарцы СНГ 85,126

Карачай-балкарцы вместе: (говорят на одном языке) СНГ 241,062

9 Крымские татары СНГ 271,715

Турция (4,000,000)

10 Кумыки СНГ 281,933

11 Крымчаки СНГ 1,400



1.4 Кыпчако-киргизская
подгруппа(Всего 2,790,000)

12 Кыргызы СНГ 2,528,945

Китай 141,549

Афганистан 46,000

13 Алтайцы (алтай-кижи) СНГ 70,777



2. ОГУЗСКАЯ ГРУППА (Всего 79,370,000)

2.1 Огузская подгруппа (Всего
79,030,000)

14 Турки (тюрк) Турция 55,000,000

Германия 1,500,000

Болгария 1,200,000

СНГ 207,512

Кипр 150,000

Югославия 120,000

Румыния 50,000

15 Крымские татары в Румынии Румыния 50,000

16 Азербайджанцы (азери) СНГ 6,770,403

Иран 7,000,000

17 Каджарцы Иран 37,000

18 Кашгайцы (относятся к азербайджанцам) Иран 600,000

19 Шахсаванцы Иран 300,000

20 Туркмены (тюркмен-тюркпен) СНГ 2,728,965

Иран 590,000

Афганистан 330,330

В арабских странах 243,000

21 Карадаги Иран 25,000

22 Карапапахи Турция, Иран 100,000

23 Кашкайцы Иран 720,000

24 Бахарцы, эйнанцы, нафары, хорасаны, пичагчи, теймурташцы, гоударцы, карайцы,
карагозлийцы, кангурлийцы и др. Южный и Восточный Иран 380,000

25 Афшары (прежние туркмены) Иран, Афганистан 700,000

26 Халаджцы Иран 25,000

27 Гагаузы СНГ 197,768

28 Урумы (на севере Азовского моря) СНГ ?



2.2 Огузо-Уйгурская подгруппа
(Всего 340,000)

29 Тувинцы (туба-тува) СНГ 206,629

30 Тофы (тофа) СНГ 731

31 Хакасы (хаас) СНГ 80,321

32 Урянхайцы Монголия 30,000

33 Шоры СНГ 16,652

34 Хотонцы Монголия 4,000

35 Чулымские татары (чулым, позднее их назвали «чулымские тюрки») СНГ ?



3. КАРЛУКСКАЯ ГРУППА (Всего 25,680,000)

36 Узбеки СНГ 16,697,815

Китай 14,502

Афганистан 1,390,000

37 Уйгуры Китай 7,214,331

СНГ 262,643

38 Салары Китай 87,697

39 Сары уйгуры Китай 12,298



4. ЧУВАШСКАЯ ГРУППА (Всего 1,850,000)

40 Чуваши (сильное монгольское и финно-угорское
влияние отдалило этот язык от обычнотюркского) СНГ 1,842,346



5. ЯКУТСКАЯ ГРУППА (Всего 390,000)

41 Долганы СНГ 8,000

42 Якуты (саха-сака). Сильное влияние эвенкийского языка несколько отдалило от
обычнотюркского СНГ 381,922



Итого 132,800,000





В таблице численность тюркских народов прежнего
СССР дана по итогам переписи населения 1989 года, а численность тюрков других
регионов — по результатам исследований Надира Давлета [Давлет Н., 1989; 1992] и
Хасана Эрена [Эрен Х., 1995], который в свою очередь пользовался данными
Георгия Хазая, опубликованными в Британской энциклопедии. По численности
населения некоторых народов данные Надира Давлета и Хасана Эрена не совпадают,
в таких случаях данные последнего указываются в скобках.



Иногда ученые используют не самоназвание народа, а его внешний этноним. В тех
случаях, когда самоназвание народа и его внешний этноним не совпадают,
самоназвание указывается в скобках. Самоназвания тюркских народов даны по
Н.А.Баскакову [Баскаков Н.А., 1969.



К настоящему времени установить точные сведения по численности тюрков
невозможно, ибо приведенные данные относятся к разным временам. Кроме того, в
тех странах и регионах, где тюрки составляют меньшинство населения, их
численность при переписи обычно искажается, ибо в целях увеличения численности
основного народа численность тюрков сознательно несколько уменьшается. Очень
часты и такие случаи, когда некоторые представители тюрков, надеясь на
улучшение условий жизни, при переписи населения записываются представителями
титульной нации.



Как видно из приведенной таблицы, численность всех тюрков в 1989—1990 годах
составляла около 132 миллионов 805 тысяч человек. По данным статистики,
численность тюрков за год увеличивается на один процент. Если так, то через 10
лет, т.е. в 2000 году, общая численность тюрков должна была составить около 146
миллионов 700 тысяч человек.



Имеются и другие цифры.



Надир Давлет численность тюрков по странам на 1990 год определяет следующим
образом:



По подсчетам Надира Давлета, тюрки мира в 1990 году составляли 147 987 270
человек. Если численность тюрков за год увеличивается на один процент, то за 10
лет, т.е. в 2000 году, их число должно было достигнуть 163 470 тысяч человек.



Исходя из данных 1992 года, опубликованных Георгием Хазаем в Британской
энциклопедии, Хасан Эрен предполагал, что численность тюрков в 1995 году
достигнет 125 000 тысяч, а в 2000
г., при ежегодном однопроцентном росте — 131 376 тысяч
человек.



Таким образом, численность тюркских народов мира в

2000 году должна была составить, по подсчетам Георгия Хазая и Хасана Эрена, 131
376 тысяч, а по подсчетам Надира Давлета — 163 470 тысяч человек.



3. О месте тюрков среди других
народов мира и их дотюркских этнических корнях. В
мире насчитывается примерно 3000—5000 народов и, следовательно, — языков.
Генеологическая и этническая классификация проводится по родственным связям их
языков на лексическом, фонетическом, грамматическом уровнях.



В настоящее время ученые определили наличие в мире около 30 родственных семей
языков, следовательно, столько же этнических групп народов. Перечислим наиболее
известные и имеющие какое-либо отношение к тюркам семьи:



1) индоевропейская семья. К ней относятся индийская, иранская, славянская,
балтийская, германская, кельтская, романская, греческая и др. группы, армянский
и албанский языки;



2) урало-алтайская семья, к которой относятся из уральских: финно-угорская,
самодийская группы, из алтайских: тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская
группы, корейский и японский языки;



3) семито-хамитская (по новой терминологии, афроазийская, т.е. афроазиатская)
семья, к которой относится очень много языков; к тюркским языкам прямое
отношение имели языки арабский и ивритский;



4) китайско-тибетская семья, к которой относятся тибето-бирманская и
таи-китайская группы. Последняя группа очень тесно соприкасалась с
древнетюркским (хуннским) языком;



5) палеоазиатская семья, к которой относятся чукотско-камчатская,
эскимосско-алеутская, енисейская, юкагиро-чуванская группы и нивхский язык;



6) кавказская (иберийско-кавказская) семья, к которой относятся
абхазско-адыгская, картвельская, нахско-дагестанская группы;



7) дравидийская семья, к которой относятся языки и народы Южноазиатского
субконтинента;



8) индейская семья, т.е. семья языков индейцев Америки. Языки этой семьи
исторически восходят к языкам населения, мигрировавшего 20—30 тыс. лет назад из
Азии через зону Берингова пролива. В некоторых группах этой семьи имеются
четкие следы и тюркских языков.



Исходя из точки зрения, по которой все языки мира исторически восходят к
единому праязыку, ученые долго занимались выяснением, какие семьи языков
наиболее близки между собой. На этом пути зародилась и развивалась теория о
родстве индоевропейских, урало-алтайских, афразийских, дравидийских и некоторых
кавказских языков. Эта макросемья языков получила название ностратическая (лат.
nostra ‘наша’).



Тюркские этнические корни далее углубляются в следующем ретроспективном
направлении: тюркские языки и народы < алтайские языки и народы <
урало-алтайские языки и народы < ностратические языки и народы.



Родство алтайских языков. Первым, кто неопровержимо доказал родство тюркских,
монгольских и тунгусо-маньчжурских языков, кто уверенно включил в алтайскую
группу корейский и японский языки, был Е.Д.Поливанов [Поливанов Е.Д., 1927]. К
сожалению, далее ни один ученый не смог заниматься развитием этой теории. Мало
того, в 30—40-х годах теория о родстве алтайских языков объявляется
реакционной, неразоблаченной традицией буржуазной лингвистики. Лишь после известной
лингвистической дискуссии 1950 года стало возможным легально заниматься
проблемами родства алтайских языков. В результате научных исследований по этим
проблемам сформировалось самостоятельное лингвистическое и этногенетическое
направление — алтаистика [Суник О.П., 1971; Киекбаев Дж.Г., 1972]. Поучителен
тот факт, что ученые, занимавшиеся конкретными языковедческими проблемами,
безоговорочно признают родство алтайских языков, а ученые — теоретики — считают
родство алтайских языков спорным.



По мнению некоторых ученых, алтайский праязык начал распадаться на разные ветви
10—6 тысяч лет назад [Киекбаев Дж., 1972, 20—24]. В.М.Иллич-Свитыч полагает,
что алтайский праязык начал распадаться на разные ветви намного раньше, чем
индоевропейский праязык [Иллич-Свитыч В.М., 1971, 69].



Родство урало-алтайских языков.
Направление о родстве урало-алтайских языков и
народов (уралоалтаистика) является более спорным, чем алтаистика. Оно обычно
отвергается учеными, которые никогда не занимались проблемами языков, входящих
в урало-алтайскую семью, а признается в основном теми, кто является
представителем этих народов и занимается лингвистическими проблемами
уралоалтаистики [Киекбаев Дж.Г., 1972; Иллич-Свитыч В.М., 1971, 38—43;
Фокош-Фукс, 1962; Рясянен М., 1969; Закиев М.З., 1974 и др.].



Родство ностратических языков.
Эта теория одновременно доказывает и родство
урало-алтайских и алтайских языков.



Ученые еще в XIX в. обратили внимание на наличие языковых соответствий,
доказывающих родственные отношения между индоевропейскими и уральскими,
алтайскими и дравидийскими, дравидийскими и индоевропейскими, семитскими и
индоевропейскими языками.



В результате сравнительного изучения различных семей языков и обобщения
выводов, в 60-х годах XX в. В.М.Иллич-Свитыч уверенно выдвинул идею родства
индоевропейских, афроазийских, урало-алтайских, дравидийских и кавказских
языков. По его мнению, многие сходства между этими языками — не результат
взаимовлияния, а следствие их генетического родства. Например, мы давно
наблюдали спор между учеными о том, какому языку принадлежит корень татарского
бору, бораулау и русского бурить, кто у кого заимствовал. В.М.Иллич-Свитыч
корень этого слова обнаружил во всех ностратических языках: в русском бурить,
бурение, в семито-хамитских языках: b(w)r ‘сверлить, копать, проделать
отверстие’, в кавказских: br(u) ‘вертеть’, в индоевропейских: bher ‘сверлить,
рыть, колоть’, в уральских: pura ‘орудие для сверления, сверлить, долбить,
копать’, в дравидийских: por ‘отверстие’, в алтайских: bura ‘вертеть, сверлить’;
он установил фонетические закономерности изменений таких общих корней в
ностратических языках [Иллич-Свитыч В.М., 1971, 186].



По результатам генеологической классификации, невозможно делать какие-либо
выводы о древности, историчности одних, о неисторичности, молодости других
семей языков. Если согласиться с теорией об историческом восхождении всех
языков к единому праязыку, то бессмысленно ставить вопрос о древности или
молодости тех или иных языков и народов. Разумнее искать ответ на другой вопрос
— какие языки способны больше сохранять древние, праязыковые формы. Здесь нам в
какой-то степени поможет типологическая классификация. Так, по ее результатам,
мы знаем о наличии флективных и агглютинативных языков. Во флективных языках
корень слова не имеет стандартной формы, он изменчив. Так, в русском языке в
словах ходить и хождение один и тот же корень имеет две формы ход и хож.
Поэтому слова во флективных языках с течением времени претерпевают значительные
фонетические изменения. Кроме того, в этих языках некоторые грамматические
явления до конца не стандартизованы, имеют исключения из общего правила в виде
неправильных склонений и неполных спряжений. Поэтому в этих языках мало
сохраняются древние формы без изменений.



В агглютинативных языках корни слов, а также формы склонений и спряжений
настолько стандартизованы, что они не имеют исключений. Поэтому агглютинативные
языки больше сохраняют древние, праязыковые черты.



Тюркские языки относятся к агглютинативным языкам, в них можно обнаружить
праязыковые формы, поэтому их нельзя отнести к неисторическим, молодым языкам.
Таковых вообще нет.



Таким образом, дотюркские этнические корни тюрков мы обнаруживаем в
генетической общности алтайских, урало-алтайских и ностратических языков.



В первой части данной книги речь пойдет об этнических корнях лишь тех тюрков,
которые до сих пор в исторической науке не были отнесены к тюркам, ошибочно
считались ираноязычными. О тюркоязычности хуннов (гуннов), а также народов,
официально включенных историками в разряд тюрков, ученые сейчас не спорят,
поэтому на них мы специально не будем останавливаться.


 


 


 


Первая глава

Традиционная историческая наука о
древней этнической истории тюрков






 


 


 


 




4. Зарождение традиционной
исторической науки и влияние ее на неиндоевропейские исследования. Традиционной мы называем европоцентрическую историческую
науку. Европоцентризм рассматривается как вид этноцентризма. «Возникнув в
тесных границах феодальной Европы, он получил распространение тогда, когда
европейские народы, опередив остальное человечество по своему
научно-техническому уровню, вышли на авансцену мирового прогресса» [Артановский
С.Н., 1967, 19]. В гуманитарной сфере он возник в процессе изучения проблем
истории и современного состояния европейских, более шире, индоевропейских
народов. Европейские ученые, изучающие проблемы европейских народов,
естественно, на первый план выдвигали свои проблемы, а проблемы других народов
для них были не главными. Так, естественным путем, зародился и постепенно
укрепил свои позиции европоцентризм в исторической науке.



Европоцентризм — это не наука, а идеология европейцев, более шире —
индоевропейцев, которые в решении исторических вопросов исходят прежде всего из
интересов европейцев и индоевропейцев, стремятся доказать, что Европа с самого
начала принадлежала только европейцам, что во многих регионах Азии
первоначально жили только индоевропейцы, а другие, неиндоевропейские народы
пришли на свои современные территории значительно позже. Европоцентризму «весь
мир — только варварская периферия Европы» — емко сказал Л.Н.Гумилев [Гумилев
Л.Н., 1993, 319].



В нижеприведенной классификации кратко изложено, какие языки (следовательно, и
народы) относятся к индоевропейской семье.



Индийская или индоарийская группа охватывает языки и народы хинди, бихари, бенгали, маратхи,
сингаль, синдхи и др.



К иранской группе относятся
персы, таджики, пушту, белучи, таты, талыши, осетины и многие памирские языки.



В романскую группу входят
французский, провансальский, испанский, каталонский, галисийский,
португальский, итальянский, румынский, молдавский народы и их языки.



Германская группа включает
языки и народы: английский, немецкий, нидерландский, люксембургский, идиш,
шведский, датский, норвежский, исландский и др.



В балтийскую группу входят
литовский, латышский языки и народы.



К славянской группе относятся
языки: болгарский (подунавья), македонский, сербский, хорватский, чешский,
словацкий, польский, русский, украинский, белорусский и др.



Кроме этих групп, в индоевропейскую семью входят отдельные языки: армянский,
албанский и греческий.



Изучая древние, еще непознанные языки,
индоевропейские ученые без оснований относили их также к индоевропейской семье.
Так, например, тохарам — насельникам Центральной и Средней Азии в I в. до н.э. и
в начале нашей эры немецкие ученые искусственно приписали иранский язык.
Требует тщательного изучения этнический состав и язык хеттолувийцев,
населявших в ХVIII—ХIII вв. до н.э. центральную и северные части древней
Анатолии, фригийцев, населявших во II и начале I тысячелетия до н.э.
северозападную часть Малой Азии, фракийцев, населявших в VI—III вв. до н.э. северовосточную часть
Балканского полуострова, а также северозападную часть Малой Азии, скифов, сарматов, аланасов, кушанов, согдийцев,
хорезмийцев, парфян и т.д., которые без
достаточных оснований отнесены к индоевропейцам.



В среде неиндоевропейских народов Евразии тогда еще
мало было историков и языковедов. История и языки этих народов оставались
малоизученными, научная критика безосновательности подобных выводов почти
отсутствовала. Молодые историки и лингвисты из финноугорских и тюркских
народов, естественно, сначала старались понять и усвоить учения индоевропейских
ученых, более того, стремились обогатить их учения свежими материалами из
истории своих народов. Они даже не подозревали, что их учителя —
индоевропейские ученые — могут ошибаться.



Но позже, во II половине XIX в. в результате разностороннего изучения
источников неиндоевропейские ученые и некоторые индоевропейцы сами поняли, что
многие прежние выводы индоевропейцев по этногенезу других народов не
соответствуют действительности. О кризисе европоцентристского мировоззрения
этого периода С.Н.Артановский писал: «Во II половине XIX столетия А.И.Герцен
мог уже отметить начавшийся кризис буржуазного европоцентризма... Крушение
европоцентристкого мировоззрения, в полной мере проявившееся в наш век,
означало переход к картине мира, в основе которой лежал принцип единства
всемирной истории и культурного развития человечества» [Артановский С.Н., 1967,
7].



Отрицательный взгляд на европоцентристскую идеологию постепенно проникал и в
среду более широкого круга ученых. От взглядов европоцентризма первыми начали
избавляться финноугорские ученые, особенно венгерские и финские. Выступая
против определения прародины своих народов в регионе Алтая, Саян или в
Центральной Азии, они доказывали, что прародина финноугров была в Европе, а
именно, в лесной зоне УралоПоволжья. Следовательно, они со своей прародиной
«вторглись в Европу», которая, по мнению сторонников европоцентризма, должна
была принадлежать только древним индоевропейским народам.



Тюркологи долго продолжали и многие сейчас продолжают следовать некоторым мифам
традиционного европоцентризма. Согласно одному из них, прародиной тюрков был
Алтай, якобы оттуда они начали распространяться по другим регионам Евразии лишь
позже, особенно в III в. — в период «великого переселения народов».



Вскоре историки тюркских народов показали несостоятельность и другого мифа,
выдвинутого наиболее политизированными поклонниками европоцентризма о том, что
тюрки были только кочевниками, следовательно, не могли себя как следует
прокормить, поэтому постоянно совершали набеги на своих оседлых соседей,
грабили их, не давали спокойно жить. На этой почве родился очередной миф о
«прогрессивной» роли некоторых индоевропейских народов в переводе тюркских
народов от кочевого образа жизни к оседлому.



Между тем первые же объективные исследования дают материал, доказывающий
наличие тюрков во многих регионах Евразии задолго до н.э. и создание ими
богатой древней культуры.



5. Европоцентризм и колониальная
политика. Как было сказано выше,
традиционная европоцентристская наука не преследовала специально цель принизить
роль других народов в истории. В то же время, среди ученых этого направления
были национал-патриоты, служившие колониальной политике. Часть из них
действительно старалась показать величие своего народа, принижая историческую
роль аборигенов колоний. Упомянутый выше С.Н.Артановский заметил, что
европейский капитализм, развив производительные силы и резко обострив национальные
противоречия, с

**********КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед***********

"*КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед*
 *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед* *КАЗАХСТАН AЛГА*Только Bперед*

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу