Effendy Effendy,
26-12-2012 13:16
(ссылка)
Без заголовка
Дорогие друзья!Сейчас я набираю группу.Вторник-Четверг-Суббота в 19.00!Всем желающим звонить 8-701-341-93-05.Торопитесь-количество мест ограничено!))))
Effendy Effendy,
28-11-2012 16:22
(ссылка)
Без заголовка
Друзья!!!В нашем клубе "Айкидо Биранкай Шымкент" с 30.11 по 02.12 2012 г. Проводится республиканский учебно-аттестационный семинар!!!Всем желающим посмотреть на это прибыть по адресу-г. Шымкент,Ул.Байтурсынова,фитнес центр Тумар.
Effendy Effendy,
25-01-2012 11:13
(ссылка)
Без заголовка
Контактный телефон для всех желающих заниматься.............8-701-341-93-05,Анвар.
RoY SvaroG,
09-12-2011 09:24
(ссылка)
Немного о техниках...
Техники - это средство для выражения духовных принципов Айкидо. Это не застывшие формы, поскольку «изменение и адаптация являются сущностью Айкидо». Морихэй не очень много говорил о технических аспектах тренировки в Айкидо, поскольку он был уверен в том, что,
«Если твое сердце истинно, то твои техники будут правильными».
Наиболее полное техническое представление техник Морихэя можно найти в книге "Будо". Вдобавок к намекам, содержащимся в дока относительно выполнения техник Айкидо, Морихэй также акцентировал внимание своих учеников на следующих основных положениях:
Как сказано в "Будо", техники в Айкидо структурно разделены на шесть «столпов»:
1.СИХО-НАГЭ
Первый из шести столпов техник Айкидо - это сихо-нагэ. Эта техника выражает собой ту благодарность, которую испытывает занимающийся Айкидо человек к жизни во всех «четырех направлениях»; обычно это первая техника, которую изучают ученики (но которой не так-то легко овладеть).
2. ИРИМИ-НАГЭ
Ирими, второй столп техник Айкидо, означает "входить", физически и духовно, в атаку, одновременно отступая с линии атаки в сторону.
3.КАЙТЭН
Кайтэн, третий столп Айкидо, означает «открыть и повернуть». В «Будо» Морихэй описывал эти движения еще как кайка («повернуть и трансформировать»), моментальную адаптацию к любой атаке. В кайтэн человек должен открыть сердце и повернуть агрессию вспять.
4.КОКЮ-ХО
Кокю-хо, «техники силы-дыхания», составляют четвертый столп Айкидо. Морихэй говорил: «Дыхание - это нить, связывающая мироздание воедино. Когда вы можете почувствовать бесконечное число вариаций дыхания во вселенной, рождаются отдельные (индивидуальные) техники Айкидо». В старые времена считалось, что техники кокю-хо содержат секрет истинной силы, и поэтому их никогда не преподавали открыто.
Сувари кокю-хо, «тренировка силы-дыхания сидя», - это базовая техника, практикуемая в каждом додзё Айкидо, обычно в конце тренировки. Сувари кокю-хо, «тренировка силы-дыхания сидя», - это базовая техника, практикуемая в каждом додзё Айкидо, обычно в конце тренировки.
5.ОСАЭ-ВАДЗА
Осаэ-вадза, «техники удержания», составляют пятый столп Айкидо. Удержания представляют совершенный контроль, правильное разрешение техники. Удержания также служат для растягивания и стимулирования мышц и суставов партнера, что помогает делать их гибкими, сильными и здоровыми.
6.УСИРО-ВАДЗА
Усиро-вадза, «техники против атак сзади» - это шестой столп Айкидо. «Благодаря практике техник против атак сзади, - писал Морихэй, - человек учится тому, как тренировать свое сознание и тело против атак со всех сторон. Техники против атак сзади открывают окно сознания и развивают шестое чувство».
(Более подробнее о техниках Айкидо мы рассмотрим в следующих материалах.)
«Если твое сердце истинно, то твои техники будут правильными».

Наиболее полное техническое представление техник Морихэя можно найти в книге "Будо". Вдобавок к намекам, содержащимся в дока относительно выполнения техник Айкидо, Морихэй также акцентировал внимание своих учеников на следующих основных положениях:
- «Даже если наш Путь абсолютно отличен от воинских искусств прошлого, не обязательно полностью отказываться от старых способов. Впитывайте достойные традиции в Айкидо, одевая их в свежие одежды и строя на классических стилях, чтобы создать лучшие формы.»
- «Наши техники используют четыре качества, которые отражают природу мира. В зависимости от обстоятельств, вы должны быть: твердыми как алмаз, гибкими как ива, текучими как вода или пустыми как космос.»
- «Тело должно быть треугольным, а сознание кругообразным. Треугольник представляет собой порождение энергии, и это самая стабильная физическая позиция. Круг символизирует чистоту и совершенство, источник бесконечных техник. Квадрат символизирует твердость и прочность, основу применяемого контроля.»
- «Хорошая стойка и позиция отражают должное состояние сознания. Ключ к хорошей технике в том, чтобы держать руки, ноги и бедра прямо и отцентрированно. Если вы отцентрированны, то вы можете двигаться свободно. Физический центр -- это ваш живот; если ваше сознание также находится там, то вам гарантированна победа в любом вашем начинании.»
- «Не смотрите в глаза своему противнику: он может загипнотизировать вас. Не фиксируйте свой взгляд на его мече: он может напугать вас. Не фокусируйтесь на своем оппоненте вообще: он может поглотить вашу энергию. Сущность техники в том, чтобы привести своего оппонента полностью в свою сферу. И тогда вы сможете стоять там, где вам нравится - в неприступной позиции.»
- «Когда противник двигается вперед, двигайтесь навстречу ему и приветствуйте его; если он хочет тянуть назад, позвольте ему идти туда, куда он хочет.»
Как сказано в "Будо", техники в Айкидо структурно разделены на шесть «столпов»:
- Сихо-нагэ (бросок на четыре стороны)
- Ирими-нагэ (бросок вхождением)
- Кайтэн (движение открыть-и-повернуть)
- Кокю-хо (техники силы-дыхания)
- Осаэ-вадза (техники удержания)
- Усиро-вадза (техники против атак сзади).
1.СИХО-НАГЭ
Первый из шести столпов техник Айкидо - это сихо-нагэ. Эта техника выражает собой ту благодарность, которую испытывает занимающийся Айкидо человек к жизни во всех «четырех направлениях»; обычно это первая техника, которую изучают ученики (но которой не так-то легко овладеть).
2. ИРИМИ-НАГЭ
Ирими, второй столп техник Айкидо, означает "входить", физически и духовно, в атаку, одновременно отступая с линии атаки в сторону.
3.КАЙТЭН
Кайтэн, третий столп Айкидо, означает «открыть и повернуть». В «Будо» Морихэй описывал эти движения еще как кайка («повернуть и трансформировать»), моментальную адаптацию к любой атаке. В кайтэн человек должен открыть сердце и повернуть агрессию вспять.
4.КОКЮ-ХО
Кокю-хо, «техники силы-дыхания», составляют четвертый столп Айкидо. Морихэй говорил: «Дыхание - это нить, связывающая мироздание воедино. Когда вы можете почувствовать бесконечное число вариаций дыхания во вселенной, рождаются отдельные (индивидуальные) техники Айкидо». В старые времена считалось, что техники кокю-хо содержат секрет истинной силы, и поэтому их никогда не преподавали открыто.
Сувари кокю-хо, «тренировка силы-дыхания сидя», - это базовая техника, практикуемая в каждом додзё Айкидо, обычно в конце тренировки. Сувари кокю-хо, «тренировка силы-дыхания сидя», - это базовая техника, практикуемая в каждом додзё Айкидо, обычно в конце тренировки.
5.ОСАЭ-ВАДЗА
Осаэ-вадза, «техники удержания», составляют пятый столп Айкидо. Удержания представляют совершенный контроль, правильное разрешение техники. Удержания также служат для растягивания и стимулирования мышц и суставов партнера, что помогает делать их гибкими, сильными и здоровыми.
6.УСИРО-ВАДЗА
Усиро-вадза, «техники против атак сзади» - это шестой столп Айкидо. «Благодаря практике техник против атак сзади, - писал Морихэй, - человек учится тому, как тренировать свое сознание и тело против атак со всех сторон. Техники против атак сзади открывают окно сознания и развивают шестое чувство».
(Более подробнее о техниках Айкидо мы рассмотрим в следующих материалах.)
RoY SvaroG,
11-11-2011 09:23
(ссылка)
На счет поиска
Айки - до это хорошо, даже супер! Плохо что в сообществе нет не адреса по которому вас можно найти желающим, не телефона, что бы связаться! Вот например Я. Хочу заниматься Айки - до, как мне найти вас? Неплохо бы еще карту поставить Шима с указателеми и метками...
настроение: Спокойное
хочется: Начать жить...
слушаю: клацанье клавиш.
Effendy Effendy,
06-06-2011 08:53
(ссылка)
Мотивация
Здравствуйте уважаемые участники сообщества!Предлагаю вашему вниманию обсуждение темы-Низкая активность людей,их нежелание посещать тренировки....Как вы думаете,почему?
Effendy Effendy,
02-03-2011 07:28
(ссылка)
Морихей Уэсиба.Жизненный путь.
Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в городке Танабе префектуры Вакаяма. Он был четвертым ребенком и младшим сыном зажиточного землевладельца Йороки Уэсиба, собственностью которого были два гектара плодородной земли. Йороки пользовался большим уважением в местной общине, он был избран в совет самоуправления и оставался его членом в течение двадцати лет. Мать Морихэя, Юки, происходила из благородного семейства Итокава.
Сыновья в семье воспитывались в духе буддизма. В возрасте семи лет Морихэй начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме секты Шингон, расположенном вблизи Дзизоде-ры. Его учитель, священник Кобо Дайши, был талантливым рассказчиком. Мальчика очаровали его чудесные истории, но под их влиянием впечатлительного ребенка стали преследовать повторяющиеся сновидения, что очень обеспокоило его отца. Йороки решил, что физические нагрузки помогут восстановить здоровый сон сына, и стал обучать Морихэя плаванию и сумо.
В Танабе Морихэй окончил начальную школу, и там же в возрасте тринадцати лет был зачислен в недавно открытую местную среднюю школу, которую оставил, не закончив обучения, и поступил в Счетный институт Йосиды. Получив диплом, Морихэй работал в налоговой службе Танабе, где в его обязанности входила оценка земель.
В 1902 году Морихэй уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие. В период организационных работ перед открытием "Уэсиба Трэйдинг" - компании по торговле канцелярскими и школьными принадлежностями, - он работал коммивояжером в районе Нихом-баси. И именно тогда, во время своего первого пребывания в Токий, Морихэй начал заниматься боевыми искусствами джиу-джитсу и кен-джитсу. Тогда же у него обнаружилась болезнь бери-бери, что и вынудило его оставить Токио и возвратиться в Танабе. Там вскоре состоялось бракосочетание Морихэя Уэсибы и Хацу Итокава. Хацу родилась в 1881 году и выросла в Танабе, Морихэй был знаком с ней с детских лет.
В 1903 году Морихэй был призван в армию, зачислен в 37-ой полк Четвертой дивизии в Осаке. За успехи в боевой подготовке, трудолюбие и честность его называли "королем солдат". Через год, когда началась русско-японская война, он попал на фронт в чине капрала и за беспримерную отвагу в сражениях получил звание сержанта. В периоды затишья в военных действиях Морихэй постоянно занимался боевыми искусствами, посещая додзё мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал джиу-джитсу Ягю-рю школы Гото.
В 1907 году Морихэй был демобилизован из армии и возвратился в Танабе, где работал в семейном хозяйстве и участвовал в местной политической жизни, возглавив молодежную ассоциацию городка.
В это время отец Уэсибы предложил посетившему Танабе преподавателю дзюдо Киючи Такаги стать наставником Морихэя. Получив согласие Такаги, Йороки переделал семейный амбар в додзё- Именно здесь Морихеи осваивал дзюдо стиля Кодокан. Одновременно он продолжал посещать додзё Накаи и получил квалификационное свидетельство школы Гото. Так, в делах и занятиях боевыми искусствами, прошли три года.
В 1910 году у Хацу и Морихэя родилась дочь Мацу-ко. В это время Морихэй заинтересовался правительственным планом освоения севера острова Хоккайдо. Он совершил ознакомительную поездку на Хоккайдо, где останавливалсяв гостинице города Энгару. Там и произошло его знакомство с известным мастером боевого искусства Дайто-рю Сокаку Такеда. Техника Дайто-рю потрясла Морихеи, у него появилось желание освоить ее под руководством Такеда. который переселился на Хоккайдо в поисках новой жизни. Морихэй договорился с местной администрацией о возможности переселения в Ширатаки, близ деревни Йобецу. Вернувшись в Та-набе, он организовал группу добровольных переселенцев из членов местной молодежной ассоциации. Группа, получившая название Кишу, состояла из пятидесяти четырех хозяйств (более восьмидесяти человек). В марте 1912 года началось путешествие переселенцев из Танабе в Ширатаки, которое завершилось в мае.
Местность, где и сейчас находится поселок Ширатаки, в те времена была пустошью с бедной почвой, а климатические условия на севере Хоккайдо не были благоприятны для растениеводства. Тем не менее, множество начинаний группы Кишу были успешными, такие как выращивание мяты, разведение лошадей и коров молочных пород. В первый же год были заложены основы деревообрабатывающего предприятия. Морихеи делал все возможное, чтобы добиться успеха этого предприятия, занимаясь одновременно строительством начальной школы и торгового ряда в Ширатаки, благоустройством домов и интенсивными тренировками с Сокаку Такеда (в 1916 году Морихэй получил квалификационное свидетельство Дайто-рю джиу-джитсу).
Вследствие расширения производства древесины Ширатаки быстро разрастался. Но 23 мая 1917 года был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром. В течение года Морихэй вместе с другими переселенцами восстанавливал Ширатаки. Весной 1918 года он был избран в совет местного самоуправления, а в июле того же года родился его первый сын - Такемори, год спустя в семье появился еще один ребенок - сын Кунихару.
Восемь лет жизни Морихэй Уэсиба посвятил освоению Хоккайдо, но беспокойство о тяжело заболевшем отце заставило его возвратиться в Танабе. Известие о болезни отца Морихэй получил в середине ноября 1919 года, и после недолгих сборов семья отправилась в далекое путешествие на юг. При остановке в Киото Морихэй узнал, что в близлежащем Аябе поселился основатель нового, быстро обретавшего популярность религиозного учения Омотокийо - Онисабуро Дегучи, известный своими идеями об умиротворении духа и возвращении к божественному посредством медитаций и физических упражнений. Морихэй решил посетить Дегучи и оставался в Аябе до 28 декабря. Он попросил Онисабуро помолиться за своего больного отца, но Дегучи ответил: "Тот не нуждается в молитвах, кто уже близок к Богу". Эти слова произвели глубокое впечатление на Морихэя.
Йороки Уэсиба умер 2 января 1920 года в возрасте 76 лет. Морихэй тяжело переживал смерть отца и в поисках душевного успокоения решил переехать в Аябе, чтобы быть рядом с Онисабуро Дегучи, религиозное учение которого позволило бы Морихэю обрести мир в своей душе. В Аябе он поселился в районе проживания последователей учения Омотокийо, в доме позади начальной школы, где и прожил вместе с семьей до своего переезда в Токио в 1927 году.
Морихэй глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путем их совершенствования в боевых искусствах. Он присоединился к ученикам Омотокийо, принимая участие в физических упражнениях и медитациях. С помощью Онисабуро он переоборудовал часть своего дома в додзё на 18 циновок, получившее название "Академия Уэсибы". Там он преподавал начала боевых искусств последователям Омотокийо.
К сожалению, первый год пребывания Морихэя в Аябе был отмечен новыми личными драмами: он потерял обоих сыновей. В августе 1920 года заболел и умер Такемори, а в сентябре - годовалый Кунихару.
В течение первого года пребывания Морихэя в Аябе программа обучения в Академии Уэсибы расширялась и углублялась, и стала расти известность великолепного мастера боевых искусств из Аябе. Вместе с этим росло число занимающихся в Академии, и не только за счет последователей Омотокийо. Учиться приехали многие военные моряки с базы Майдзуру. 11 февраля 1921 года власти устроили облаву на штаб-квартиру последователей Омотокийо (впоследствии она получила название "Первый Инцидент Омото"). Несколько человек были арестованы, среди них и Онисабуро. К счастью, неприятности не коснулись Академии и семьи Морихэя. В 1921 году родился я.
В следующие два года Морихэй помогал освобожденному под залог Онисабуро восстанавливать центр Омотокийо, обрабатывал в Теннодэра девять соток земли, полученных от администрации, и все это не прекращая преподавания в Академии.
Повседневные занятия боевыми искусствами и возделыванием земли привели Морихэя к мысли, что между обоими видами деятельности существует несомненное родство - и то, и другое призвано взращивать и лелеять жизнь, защищать и очищать ее. Веру в то. что любое действие ценно только тогда, когда оно наполнено оберегающей любовью и ответственностью за живое, Морихэй принял всем сердцем, и все его поступки в дальнейшем были подчинены ей. Другими словами, эта вера стала лейтмотивом его жизни.
В это время Морихэй увлекся изучением котодама - науки о единстве формы и содержания. Он отказался от формального преподавания Ягю-рю и Дайто-рю, так как пришел к пониманию необходимости преодолеть условные разграничения между духовным и телесным развитием, поскольку они взаимосвязаны. Так зарождалось новое, совершенно оригинальное боевое искусство, основанное на гармоничном развитии духа и тела, а не только на превосходной технике самообороны. В 1922 году Морихэй назвал его "айки-будзютсу".
13 февраля 1924 года Морихэй вместе с Онисабуро и группой учеников Омотокийо тайно покинули Аябе, намереваясь пересечь Маньчжурию и найти в Монголии место, куда можно было бы переместить штаб-квартиру Омотокийо, и где религиозная секта могла бы мирно существовать, не подвергаясь преследованиям со стороны властей. 15-го февраля они прибыли в Мукден, где встретили Лю Чанг Кьюи, известного маньчжурского военачальника, возглавлявшего Северо-западную Независимую Армию. Вместе с Лю они направились вглубь Монголии. В этом путешествии Морихэй взял себе китайское имя Ванг Шу Као. Экспедиция закончилась плачевно. Китайский военачальник Чанг Цо Лин уже поджидал путешественников в Байан Далаи, где они попали в засаду 20 июня. Морихэй, Онисабуро и еще четыре участника экспедиции были арестованы и приговорены к смертной казни. В ожидании исполнения приговора они провели в плену несколько месяцев. К счастью, вмешались сотрудники японского консульства, которые договорились об освобождении пленников и обеспечили их благополучное возвращение на родину.
Это приключение стало серьезным испытанием для Морихэя и его спутников. Понадобились все духовные и физические силы, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.
Возвратившись домой в 1925 году, Морихэй пытался вернуться к прежней жизни, привычным занятиям сельским трудом и боевыми искусствами. К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьем и мечом. Однако все воспринималось не так, как прежде. Потрясения, выпавшие на его долю во время пребывания в Монголии, оставили глубокий след в душе Морихэя. Там он обнаружил в себе новые качества. Так, в ситуациях, когда жизнь подвергалась опасности, его спасало внутреннее зрение - под ружейным огнем он видел траектории движущихся пуль, как светящиеся линии.
Однажды открыв в себе интуитивную сверхчувствительность, Морихэй учился осознанно применять ее в своих занятиях "айки-будзютсу".
Весной 1925 года военно-морской офицер, мастер кэндо, вызвал Морихэя на поединок. Морихэй принял вызов и победил практически без борьбы, поскольку мог предвидеть направление ударов соперника прежде, чем офицер успевал поднять свой деревянный меч. Сразу после поединка Морихэй пошел искупаться к водопаду. Под струями воды он испытал ни с чем не сравнимое чувство чистоты духа и тела, как будто заново родился. Ему казалось, что он купается в золотом свете, льющемся с небес, а его тело и душа сами излучают золотое сияние. Он ощутил себя частицей Вселенной. После долгих нравственных исканий смысла будо он, наконец, пришел к осознанию тех фундаментальных философских принципов, которые теперь являются основойайкидо. Другими словами, то было божественное озарение.
Морихэй решил изменить название "айки-будзютсу" на "айки-будо" (дзютсу - искусство, до - путь). "Искусство" подразумевает совершенство техники выполнения приемов, "до" — путь, по которому следует воин, совершенствуясь и духовно, и физически.
С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон. Осенью 1925 года по приглашению адмирала Исаму Такешита Морихэй поехал в Токио для демонстрации боевых искусств перед множеством сановников в резиденции бывшего премьер-министра Гомбеи Ямамото. Его выступление произвело на всех огромное впечатление. Двадцать один день Морихеи прожил во дворце наследного принца, преподавая боевые искусства.
Весной 1926 года Такешита вновь пригласил Морихэя в Токио. На этот раз Морихэй преподавал в Имперском суде, Министерстве внутренних дел, обучал военных и морских офицеров, финансистов. Пребывание Морихэя в Токио несколько затянулось, а летом из-за кишечного расстройства он плохо себя чувствовал и вынужден был возвратиться на отдых в Аябе.
Получив следующее приглашение адмирала Такешита в феврале 1927 года, Морихэй не мог отказаться от поездки в Токио, но постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихэй решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.
В течение двух лет Морихэй снимал в Токио временное жилье, потом поселился в доме неподалеку от храма Сенгаки в районе Курума. Он переделал две комнаты в додзё с восемью циновками. В это время его учениками были Исаму Фудзита, Шойо Мацуи, Кайдзан Накадзато и актер театра кабуки Кикугоро Йонносуки VI.
В 1930 году Морихэй поселился на вилле Ушигоме в районе Вакамацу и начал строительство нового додзё. Именно там его посетил Дзигоро Кано - основатель дзюдо и глава Кодокана. Кано был восхищен мастерством Морихэя, а об айки-будо Дзигоро сказал: "Это -идеал будо". Впоследствии Кано послал заниматься у Морихеи двух своих учеников: Дзиро Такеда и Минору Мочидзики.
В 1930 году произошло еще одно важное для развития айки-будо событие - это был визит генерал-майора Макото Мицура. Тот был скептически настроен к новому будо и приехал в додзё, чтобы посрамить Морихэя. Однако от его скепсиса не осталось и следа, а восхищение основателем айки-будо было столь велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики. В дальнейшем, по рекомендации этого генерал-майора, Морихэй стал инструктором Военной Академии Тояма.
В 1931 году было завершено строительство главного додзё айки-будо на восемьдесят циновок в районе Вакамацу, где оно стоит и сегодня. На торжественном открытии додзё получило название "Кобукан". Следующие десять лет были первым "золотым периодом" айки-будо. В Кобукане тогда обучалось множество последователей айки-будо, среди них Хисао Камата. Хадзима Ивата, Каору Фунабаси, Цутому Югава, Риндзиро Сирата. В первые годы работы Кобукана там занимались и несколько талантливых женщин. Кобукан называли "адским додзё" из-за высокой интенсивности тренировок.
Следующие несколько лет Морихэй был чрезвычайно занят, поскольку преподавал не только в Кобукане, но и во многих других организованных им в Токио и Осаке додзё: в Токио - Оцука (додзё, спонсируемый Сейдзи Нома, председателем Коданса), Койсикава, Фудзими и Шайбадаши; в Осаке - Сонедзаки, Суйда и Чаусуяма.
Выдающимися учи-деши (постоянными учениками) в это время были Шигеми Йонекава, Дзензабуро Акадза-ва, Годзо Шиода и Тегуми Хоши.
В этот период Морихеи много времени и внимания уделял искусству боя с мечом - кендо. Множество бойцов кэндо стали тогда завсегдатаями додзё Кобукан, среди них Кийоши Накамура, который в 1932 году женился на дочери Морихэя.
Морихэй преподавал также в полицейских участках Осаки (по рекомендации Кендзи Томита, начальника полиции префектуры Осака, а впоследствии губернатора префектуры Нагано и ответственного секретаря кабинета министров). Кроме того, он сотрудничал с осакской газетой "Асаши" и тренировал финансистов в Японском Промышленном Клубе.
В 1932 году было основано "Общество Содействия Боевым искусствам Японии", и в 1933 году Морихэй стал его президентом. В мае 1933 года открылся додзё Такеда - постоянно действующий тренировочный комплекс в префектуре Хайого. Со всех концов страны съехались туда молодые люди, чтобы тренироваться и работать, воплощая в жизнь идеи основателя об объединении занятий боевыми искусствами и земледелием.
К середине тридцатых годов Морихэй стал знаменитостью в мире боевых искусств. Глубокое философское содержание его детища - айки-будо, "союза духа, разума и тела" — привлекало общественное внимание к его личности даже в большей степени, чем его непревзойденное мастерство во многих традиционных японских боевых искусствах.
В сентябре 1939 года Морихэй в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и с легкостью одержал победу. Морихэй стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях. Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению "Великой Ассоциации Боевых искусств" в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования прояпонского государства Маньчжуко. Там Морихэй демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И.
30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стая адмирал Исаму Такешита. В том же году айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уэсиба.
С началом войны в Тихом океане ученики додзё Кобукан один за другим уходили на фронт. В это время я был учащимся средней школы при университете Васеда. Мне, Кисабуро Одзава и другим молодым ученикам было поручено поддерживать порядок в додзё.
В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены. Морихэй назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая. Именно с этого времени в употребление вошло название "айкидо"вместо "айки-будо".
Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, основной задачей Морихэя стало сохранение айкидо для будущих поколений. Он эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив мне ответственность за додзё в Вакамацу, Морихэй с женой переехал в Иваму. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.
В Иваме Морихэй начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзо. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. В Святилище хранятся сорок три изваяния божеств, оберегающих айкидо. Айки Додзо, ныне известный как додзё Ибараги, был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны.
Морихэй лично спроектировал комплекс, следуя принципам котодама в расположении его элементов. Все элементы в додзё, молельне и окрестностях расположены соответственно трем универсальным фигурам - треугольнику, кругу и квадрату, символизирующим дыхательные упражнения в котодама. "Когда треугольник, круг и квадрат объединяются в сферическом вращении, возникает состояние совершенной ясности и чистоты. Это - основа айкидо",- объяснял Морихэй.
Во время войны все свои силы я отдавал сохранению додзё Кобукан. Несмотря на массированные бомбардировки Токио американской военной авиацией, додзё не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей. Штаб-квартирой айкидо в это время была Ивама, где мирно жил Морихэй, занимаясь земледелием и обучая молодых людей из окрестностей.
После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Однако Морихэй верил в свое детище, и мы вместе упорно трудились, чтобы айкидоутвердилось в послевоенной Японии. Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, мы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио.
9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзё в Токио был переименован во "Всемирный Центр Айкидо".
Когда был учрежден Айкикай, я получил поручение объединить существующие организацииайкидо и планировать их дальнейшее развитие. Тем временем Морихэй оставался в Иваме, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств.
Начиная с 1950 года Морихэй снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техникиайкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Морихэя приближался к семидесяти годам, его превосходная техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа, а не тем неистовым напором и физической силой, которые были присущи ему в молодости. Он особо подчеркивал, что главным источником айкидо является любовь. Первый иероглиф в названии "ай" - гармония, читается точно так же, как иероглиф, в японском языке обозначающий любовь. В зрелые годы Морихэй сконцентрировал внимание учеников на сходстве не только звучания, но и смысла этих двух слов.
В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзё, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: "Главный Додзё Айкидо". В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такашимайя в районе Токио Ни-хомбаси. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихэй всегда был против публичных демонстраций, но он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстрант ради дальнейшего развития айкидо.
1956 год можно назвать годом международного признания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзё, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях, правительственных учреждениях. Так начался второй "золотой период" айкидо.
С возрастом Морихэй стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив мне заботы по организации занятий в Главном Додзо. Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года был снят фильм о Морихэе: "Мастер Айкидо", в котором он сам демонстрировал технические приемы.
14 мая 1960 года Айкикай организовал демонстрации айкидо в районе Шинзуки в Токио. Морихэй участвовал в них и своим показательным выступлением, названным "Сущность Айкидо", просто поразил аудиторию.
Позднее в этом же году император Хирохито наградил Морихэя и обладателя десятого дана по кюдо Йосабуро Уно орденами Шидзухосо. Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифуне и мастера кэндо Кинносуко Огава и Сейдзи Мошида.
28 февраля 1961 года Морихэй посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: "Я прибыл на Гавайи с целью построить "серебряный мост". До сих пор я трудился в Японии, создавая "золотой мост" для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви".
7 августа 1962 года в честь шестидесятилетнего юбилея занятий Морихэя боевыми искусствами в Святилище Айки был организован большой фестиваль айкидо. А в 1964 году Морихэй получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств.
14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзё. В этот же день в Иваме Морихеи провел первую церемониальную борозду Нового года. Строительство нового здания додзё, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года. Одну из комнат этого здания Морихэй использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя.
Торжественное открытие нового Главного Додзё состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихэя на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание дод-зо в Хокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзё Морихэй провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо.
15 января 1969 года Морихэй посетил празднование Нового года в Главном Додзё. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухушалось. Морихэй тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов. Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзё 1 мая в 19 часов 10 минут. В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито. Его прах захоронен в семейном склепе Уэсиба на кладбище Танабе, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Иваме, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябе.
Я был избран преемником своего отца на посту Айки Досю единогласным решением Айкикай 14 июня 1970 года.
Киссёмару Уэсиба.
Главы из книги "Будо - учение основателя Айкидо" Издательство "Феникс" 1999г.
Сыновья в семье воспитывались в духе буддизма. В возрасте семи лет Морихэй начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме секты Шингон, расположенном вблизи Дзизоде-ры. Его учитель, священник Кобо Дайши, был талантливым рассказчиком. Мальчика очаровали его чудесные истории, но под их влиянием впечатлительного ребенка стали преследовать повторяющиеся сновидения, что очень обеспокоило его отца. Йороки решил, что физические нагрузки помогут восстановить здоровый сон сына, и стал обучать Морихэя плаванию и сумо.
В Танабе Морихэй окончил начальную школу, и там же в возрасте тринадцати лет был зачислен в недавно открытую местную среднюю школу, которую оставил, не закончив обучения, и поступил в Счетный институт Йосиды. Получив диплом, Морихэй работал в налоговой службе Танабе, где в его обязанности входила оценка земель.
В 1902 году Морихэй уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие. В период организационных работ перед открытием "Уэсиба Трэйдинг" - компании по торговле канцелярскими и школьными принадлежностями, - он работал коммивояжером в районе Нихом-баси. И именно тогда, во время своего первого пребывания в Токий, Морихэй начал заниматься боевыми искусствами джиу-джитсу и кен-джитсу. Тогда же у него обнаружилась болезнь бери-бери, что и вынудило его оставить Токио и возвратиться в Танабе. Там вскоре состоялось бракосочетание Морихэя Уэсибы и Хацу Итокава. Хацу родилась в 1881 году и выросла в Танабе, Морихэй был знаком с ней с детских лет.
В 1903 году Морихэй был призван в армию, зачислен в 37-ой полк Четвертой дивизии в Осаке. За успехи в боевой подготовке, трудолюбие и честность его называли "королем солдат". Через год, когда началась русско-японская война, он попал на фронт в чине капрала и за беспримерную отвагу в сражениях получил звание сержанта. В периоды затишья в военных действиях Морихэй постоянно занимался боевыми искусствами, посещая додзё мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал джиу-джитсу Ягю-рю школы Гото.
В 1907 году Морихэй был демобилизован из армии и возвратился в Танабе, где работал в семейном хозяйстве и участвовал в местной политической жизни, возглавив молодежную ассоциацию городка.
В это время отец Уэсибы предложил посетившему Танабе преподавателю дзюдо Киючи Такаги стать наставником Морихэя. Получив согласие Такаги, Йороки переделал семейный амбар в додзё- Именно здесь Морихеи осваивал дзюдо стиля Кодокан. Одновременно он продолжал посещать додзё Накаи и получил квалификационное свидетельство школы Гото. Так, в делах и занятиях боевыми искусствами, прошли три года.
В 1910 году у Хацу и Морихэя родилась дочь Мацу-ко. В это время Морихэй заинтересовался правительственным планом освоения севера острова Хоккайдо. Он совершил ознакомительную поездку на Хоккайдо, где останавливалсяв гостинице города Энгару. Там и произошло его знакомство с известным мастером боевого искусства Дайто-рю Сокаку Такеда. Техника Дайто-рю потрясла Морихеи, у него появилось желание освоить ее под руководством Такеда. который переселился на Хоккайдо в поисках новой жизни. Морихэй договорился с местной администрацией о возможности переселения в Ширатаки, близ деревни Йобецу. Вернувшись в Та-набе, он организовал группу добровольных переселенцев из членов местной молодежной ассоциации. Группа, получившая название Кишу, состояла из пятидесяти четырех хозяйств (более восьмидесяти человек). В марте 1912 года началось путешествие переселенцев из Танабе в Ширатаки, которое завершилось в мае.
Местность, где и сейчас находится поселок Ширатаки, в те времена была пустошью с бедной почвой, а климатические условия на севере Хоккайдо не были благоприятны для растениеводства. Тем не менее, множество начинаний группы Кишу были успешными, такие как выращивание мяты, разведение лошадей и коров молочных пород. В первый же год были заложены основы деревообрабатывающего предприятия. Морихеи делал все возможное, чтобы добиться успеха этого предприятия, занимаясь одновременно строительством начальной школы и торгового ряда в Ширатаки, благоустройством домов и интенсивными тренировками с Сокаку Такеда (в 1916 году Морихэй получил квалификационное свидетельство Дайто-рю джиу-джитсу).
Вследствие расширения производства древесины Ширатаки быстро разрастался. Но 23 мая 1917 года был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром. В течение года Морихэй вместе с другими переселенцами восстанавливал Ширатаки. Весной 1918 года он был избран в совет местного самоуправления, а в июле того же года родился его первый сын - Такемори, год спустя в семье появился еще один ребенок - сын Кунихару.
Восемь лет жизни Морихэй Уэсиба посвятил освоению Хоккайдо, но беспокойство о тяжело заболевшем отце заставило его возвратиться в Танабе. Известие о болезни отца Морихэй получил в середине ноября 1919 года, и после недолгих сборов семья отправилась в далекое путешествие на юг. При остановке в Киото Морихэй узнал, что в близлежащем Аябе поселился основатель нового, быстро обретавшего популярность религиозного учения Омотокийо - Онисабуро Дегучи, известный своими идеями об умиротворении духа и возвращении к божественному посредством медитаций и физических упражнений. Морихэй решил посетить Дегучи и оставался в Аябе до 28 декабря. Он попросил Онисабуро помолиться за своего больного отца, но Дегучи ответил: "Тот не нуждается в молитвах, кто уже близок к Богу". Эти слова произвели глубокое впечатление на Морихэя.
Йороки Уэсиба умер 2 января 1920 года в возрасте 76 лет. Морихэй тяжело переживал смерть отца и в поисках душевного успокоения решил переехать в Аябе, чтобы быть рядом с Онисабуро Дегучи, религиозное учение которого позволило бы Морихэю обрести мир в своей душе. В Аябе он поселился в районе проживания последователей учения Омотокийо, в доме позади начальной школы, где и прожил вместе с семьей до своего переезда в Токио в 1927 году.
Морихэй глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путем их совершенствования в боевых искусствах. Он присоединился к ученикам Омотокийо, принимая участие в физических упражнениях и медитациях. С помощью Онисабуро он переоборудовал часть своего дома в додзё на 18 циновок, получившее название "Академия Уэсибы". Там он преподавал начала боевых искусств последователям Омотокийо.
К сожалению, первый год пребывания Морихэя в Аябе был отмечен новыми личными драмами: он потерял обоих сыновей. В августе 1920 года заболел и умер Такемори, а в сентябре - годовалый Кунихару.
В течение первого года пребывания Морихэя в Аябе программа обучения в Академии Уэсибы расширялась и углублялась, и стала расти известность великолепного мастера боевых искусств из Аябе. Вместе с этим росло число занимающихся в Академии, и не только за счет последователей Омотокийо. Учиться приехали многие военные моряки с базы Майдзуру. 11 февраля 1921 года власти устроили облаву на штаб-квартиру последователей Омотокийо (впоследствии она получила название "Первый Инцидент Омото"). Несколько человек были арестованы, среди них и Онисабуро. К счастью, неприятности не коснулись Академии и семьи Морихэя. В 1921 году родился я.
В следующие два года Морихэй помогал освобожденному под залог Онисабуро восстанавливать центр Омотокийо, обрабатывал в Теннодэра девять соток земли, полученных от администрации, и все это не прекращая преподавания в Академии.
Повседневные занятия боевыми искусствами и возделыванием земли привели Морихэя к мысли, что между обоими видами деятельности существует несомненное родство - и то, и другое призвано взращивать и лелеять жизнь, защищать и очищать ее. Веру в то. что любое действие ценно только тогда, когда оно наполнено оберегающей любовью и ответственностью за живое, Морихэй принял всем сердцем, и все его поступки в дальнейшем были подчинены ей. Другими словами, эта вера стала лейтмотивом его жизни.
В это время Морихэй увлекся изучением котодама - науки о единстве формы и содержания. Он отказался от формального преподавания Ягю-рю и Дайто-рю, так как пришел к пониманию необходимости преодолеть условные разграничения между духовным и телесным развитием, поскольку они взаимосвязаны. Так зарождалось новое, совершенно оригинальное боевое искусство, основанное на гармоничном развитии духа и тела, а не только на превосходной технике самообороны. В 1922 году Морихэй назвал его "айки-будзютсу".
13 февраля 1924 года Морихэй вместе с Онисабуро и группой учеников Омотокийо тайно покинули Аябе, намереваясь пересечь Маньчжурию и найти в Монголии место, куда можно было бы переместить штаб-квартиру Омотокийо, и где религиозная секта могла бы мирно существовать, не подвергаясь преследованиям со стороны властей. 15-го февраля они прибыли в Мукден, где встретили Лю Чанг Кьюи, известного маньчжурского военачальника, возглавлявшего Северо-западную Независимую Армию. Вместе с Лю они направились вглубь Монголии. В этом путешествии Морихэй взял себе китайское имя Ванг Шу Као. Экспедиция закончилась плачевно. Китайский военачальник Чанг Цо Лин уже поджидал путешественников в Байан Далаи, где они попали в засаду 20 июня. Морихэй, Онисабуро и еще четыре участника экспедиции были арестованы и приговорены к смертной казни. В ожидании исполнения приговора они провели в плену несколько месяцев. К счастью, вмешались сотрудники японского консульства, которые договорились об освобождении пленников и обеспечили их благополучное возвращение на родину.
Это приключение стало серьезным испытанием для Морихэя и его спутников. Понадобились все духовные и физические силы, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.
Возвратившись домой в 1925 году, Морихэй пытался вернуться к прежней жизни, привычным занятиям сельским трудом и боевыми искусствами. К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьем и мечом. Однако все воспринималось не так, как прежде. Потрясения, выпавшие на его долю во время пребывания в Монголии, оставили глубокий след в душе Морихэя. Там он обнаружил в себе новые качества. Так, в ситуациях, когда жизнь подвергалась опасности, его спасало внутреннее зрение - под ружейным огнем он видел траектории движущихся пуль, как светящиеся линии.
Однажды открыв в себе интуитивную сверхчувствительность, Морихэй учился осознанно применять ее в своих занятиях "айки-будзютсу".
Весной 1925 года военно-морской офицер, мастер кэндо, вызвал Морихэя на поединок. Морихэй принял вызов и победил практически без борьбы, поскольку мог предвидеть направление ударов соперника прежде, чем офицер успевал поднять свой деревянный меч. Сразу после поединка Морихэй пошел искупаться к водопаду. Под струями воды он испытал ни с чем не сравнимое чувство чистоты духа и тела, как будто заново родился. Ему казалось, что он купается в золотом свете, льющемся с небес, а его тело и душа сами излучают золотое сияние. Он ощутил себя частицей Вселенной. После долгих нравственных исканий смысла будо он, наконец, пришел к осознанию тех фундаментальных философских принципов, которые теперь являются основойайкидо. Другими словами, то было божественное озарение.
Морихэй решил изменить название "айки-будзютсу" на "айки-будо" (дзютсу - искусство, до - путь). "Искусство" подразумевает совершенство техники выполнения приемов, "до" — путь, по которому следует воин, совершенствуясь и духовно, и физически.
С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон. Осенью 1925 года по приглашению адмирала Исаму Такешита Морихэй поехал в Токио для демонстрации боевых искусств перед множеством сановников в резиденции бывшего премьер-министра Гомбеи Ямамото. Его выступление произвело на всех огромное впечатление. Двадцать один день Морихеи прожил во дворце наследного принца, преподавая боевые искусства.
Весной 1926 года Такешита вновь пригласил Морихэя в Токио. На этот раз Морихэй преподавал в Имперском суде, Министерстве внутренних дел, обучал военных и морских офицеров, финансистов. Пребывание Морихэя в Токио несколько затянулось, а летом из-за кишечного расстройства он плохо себя чувствовал и вынужден был возвратиться на отдых в Аябе.
Получив следующее приглашение адмирала Такешита в феврале 1927 года, Морихэй не мог отказаться от поездки в Токио, но постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихэй решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.
В течение двух лет Морихэй снимал в Токио временное жилье, потом поселился в доме неподалеку от храма Сенгаки в районе Курума. Он переделал две комнаты в додзё с восемью циновками. В это время его учениками были Исаму Фудзита, Шойо Мацуи, Кайдзан Накадзато и актер театра кабуки Кикугоро Йонносуки VI.
В 1930 году Морихэй поселился на вилле Ушигоме в районе Вакамацу и начал строительство нового додзё. Именно там его посетил Дзигоро Кано - основатель дзюдо и глава Кодокана. Кано был восхищен мастерством Морихэя, а об айки-будо Дзигоро сказал: "Это -идеал будо". Впоследствии Кано послал заниматься у Морихеи двух своих учеников: Дзиро Такеда и Минору Мочидзики.
В 1930 году произошло еще одно важное для развития айки-будо событие - это был визит генерал-майора Макото Мицура. Тот был скептически настроен к новому будо и приехал в додзё, чтобы посрамить Морихэя. Однако от его скепсиса не осталось и следа, а восхищение основателем айки-будо было столь велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики. В дальнейшем, по рекомендации этого генерал-майора, Морихэй стал инструктором Военной Академии Тояма.
В 1931 году было завершено строительство главного додзё айки-будо на восемьдесят циновок в районе Вакамацу, где оно стоит и сегодня. На торжественном открытии додзё получило название "Кобукан". Следующие десять лет были первым "золотым периодом" айки-будо. В Кобукане тогда обучалось множество последователей айки-будо, среди них Хисао Камата. Хадзима Ивата, Каору Фунабаси, Цутому Югава, Риндзиро Сирата. В первые годы работы Кобукана там занимались и несколько талантливых женщин. Кобукан называли "адским додзё" из-за высокой интенсивности тренировок.
Следующие несколько лет Морихэй был чрезвычайно занят, поскольку преподавал не только в Кобукане, но и во многих других организованных им в Токио и Осаке додзё: в Токио - Оцука (додзё, спонсируемый Сейдзи Нома, председателем Коданса), Койсикава, Фудзими и Шайбадаши; в Осаке - Сонедзаки, Суйда и Чаусуяма.
Выдающимися учи-деши (постоянными учениками) в это время были Шигеми Йонекава, Дзензабуро Акадза-ва, Годзо Шиода и Тегуми Хоши.
В этот период Морихеи много времени и внимания уделял искусству боя с мечом - кендо. Множество бойцов кэндо стали тогда завсегдатаями додзё Кобукан, среди них Кийоши Накамура, который в 1932 году женился на дочери Морихэя.
Морихэй преподавал также в полицейских участках Осаки (по рекомендации Кендзи Томита, начальника полиции префектуры Осака, а впоследствии губернатора префектуры Нагано и ответственного секретаря кабинета министров). Кроме того, он сотрудничал с осакской газетой "Асаши" и тренировал финансистов в Японском Промышленном Клубе.
В 1932 году было основано "Общество Содействия Боевым искусствам Японии", и в 1933 году Морихэй стал его президентом. В мае 1933 года открылся додзё Такеда - постоянно действующий тренировочный комплекс в префектуре Хайого. Со всех концов страны съехались туда молодые люди, чтобы тренироваться и работать, воплощая в жизнь идеи основателя об объединении занятий боевыми искусствами и земледелием.
К середине тридцатых годов Морихэй стал знаменитостью в мире боевых искусств. Глубокое философское содержание его детища - айки-будо, "союза духа, разума и тела" — привлекало общественное внимание к его личности даже в большей степени, чем его непревзойденное мастерство во многих традиционных японских боевых искусствах.
В сентябре 1939 года Морихэй в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и с легкостью одержал победу. Морихэй стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях. Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению "Великой Ассоциации Боевых искусств" в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования прояпонского государства Маньчжуко. Там Морихэй демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И.
30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стая адмирал Исаму Такешита. В том же году айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уэсиба.
С началом войны в Тихом океане ученики додзё Кобукан один за другим уходили на фронт. В это время я был учащимся средней школы при университете Васеда. Мне, Кисабуро Одзава и другим молодым ученикам было поручено поддерживать порядок в додзё.
В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены. Морихэй назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая. Именно с этого времени в употребление вошло название "айкидо"вместо "айки-будо".
Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, основной задачей Морихэя стало сохранение айкидо для будущих поколений. Он эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив мне ответственность за додзё в Вакамацу, Морихэй с женой переехал в Иваму. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.
В Иваме Морихэй начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзо. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. В Святилище хранятся сорок три изваяния божеств, оберегающих айкидо. Айки Додзо, ныне известный как додзё Ибараги, был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны.
Морихэй лично спроектировал комплекс, следуя принципам котодама в расположении его элементов. Все элементы в додзё, молельне и окрестностях расположены соответственно трем универсальным фигурам - треугольнику, кругу и квадрату, символизирующим дыхательные упражнения в котодама. "Когда треугольник, круг и квадрат объединяются в сферическом вращении, возникает состояние совершенной ясности и чистоты. Это - основа айкидо",- объяснял Морихэй.
Во время войны все свои силы я отдавал сохранению додзё Кобукан. Несмотря на массированные бомбардировки Токио американской военной авиацией, додзё не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей. Штаб-квартирой айкидо в это время была Ивама, где мирно жил Морихэй, занимаясь земледелием и обучая молодых людей из окрестностей.
После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Однако Морихэй верил в свое детище, и мы вместе упорно трудились, чтобы айкидоутвердилось в послевоенной Японии. Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, мы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио.
9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзё в Токио был переименован во "Всемирный Центр Айкидо".
Когда был учрежден Айкикай, я получил поручение объединить существующие организацииайкидо и планировать их дальнейшее развитие. Тем временем Морихэй оставался в Иваме, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств.
Начиная с 1950 года Морихэй снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техникиайкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Морихэя приближался к семидесяти годам, его превосходная техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа, а не тем неистовым напором и физической силой, которые были присущи ему в молодости. Он особо подчеркивал, что главным источником айкидо является любовь. Первый иероглиф в названии "ай" - гармония, читается точно так же, как иероглиф, в японском языке обозначающий любовь. В зрелые годы Морихэй сконцентрировал внимание учеников на сходстве не только звучания, но и смысла этих двух слов.
В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзё, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: "Главный Додзё Айкидо". В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такашимайя в районе Токио Ни-хомбаси. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихэй всегда был против публичных демонстраций, но он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстрант ради дальнейшего развития айкидо.
1956 год можно назвать годом международного признания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзё, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях, правительственных учреждениях. Так начался второй "золотой период" айкидо.
С возрастом Морихэй стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив мне заботы по организации занятий в Главном Додзо. Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года был снят фильм о Морихэе: "Мастер Айкидо", в котором он сам демонстрировал технические приемы.
14 мая 1960 года Айкикай организовал демонстрации айкидо в районе Шинзуки в Токио. Морихэй участвовал в них и своим показательным выступлением, названным "Сущность Айкидо", просто поразил аудиторию.
Позднее в этом же году император Хирохито наградил Морихэя и обладателя десятого дана по кюдо Йосабуро Уно орденами Шидзухосо. Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифуне и мастера кэндо Кинносуко Огава и Сейдзи Мошида.
28 февраля 1961 года Морихэй посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: "Я прибыл на Гавайи с целью построить "серебряный мост". До сих пор я трудился в Японии, создавая "золотой мост" для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви".
7 августа 1962 года в честь шестидесятилетнего юбилея занятий Морихэя боевыми искусствами в Святилище Айки был организован большой фестиваль айкидо. А в 1964 году Морихэй получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств.
14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзё. В этот же день в Иваме Морихеи провел первую церемониальную борозду Нового года. Строительство нового здания додзё, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года. Одну из комнат этого здания Морихэй использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя.
Торжественное открытие нового Главного Додзё состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихэя на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание дод-зо в Хокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзё Морихэй провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо.
15 января 1969 года Морихэй посетил празднование Нового года в Главном Додзё. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухушалось. Морихэй тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов. Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзё 1 мая в 19 часов 10 минут. В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито. Его прах захоронен в семейном склепе Уэсиба на кладбище Танабе, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Иваме, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябе.
Я был избран преемником своего отца на посту Айки Досю единогласным решением Айкикай 14 июня 1970 года.
Киссёмару Уэсиба.
Главы из книги "Будо - учение основателя Айкидо" Издательство "Феникс" 1999г.
Effendy Effendy,
02-03-2011 07:20
(ссылка)
История зарождения Айкидо.Замысел.
История Айкидо. Ассоциация айкидо (Айкикай).
Ассоциация айкидо (Айкикай) была основана 9 февраля 1948 г.
То есть , эта форма будо приспособлена для нашей эпохи
. Помимо приемов самообороны, Уэсиба выработал особый "способ жизни", основанный на идее айки.
С ранней юности основатель айкидо прилежно изучал техникидзю-дзюцу, кэн-дзюцу, боя с нагинатой и боя с палкой в стиле дай- то-рю.
Обнаружив, что все эти техники чересчур воинственны , он задумал уникальную, чисто "оборонительную" систему
. Она сочетала в себе решительный настрой, знание анатомии и быстроту реакции при выполнении оборонительных движений против одного или нескольких нападающих.
В отличие от дзю-дзюцу, в системе Уэсибы не приняты методы "рукопашного боя" - наоборот, целью является избежать близкого контакта с потенциальным нападающим
. Из техник старых дзюцу Уэсиба взял только быстроту и точность движений и решительность ума (кимэ).
По его мнению, только эти техники подходили для эффективной самозащиты (нагэ) от вооруженного или невооруженного нападения.
Данные техники позволяют свести к нулю силы нападающего, но не за счет приложения своей собственной силы, а за счет искусного применения ускользания, особых движений тела (таи-саба- ки) и контрприемов, обращающих силу противника (укэ) против него самого
. Уэсиба хотел создать искусство самозащиты, которое было бы не только эффективным и мирным, но и типично японским (в те времена японский национализм был на подъеме и всем иностранным влияниям давался отпор), свободным от китайских техник (кэмпо).
М. Уесиба> Уэсиба был глубоко религиозным человеком и хотел, чтобы его техники вдохновлялись чувством гармонии и любви ко всем людям.
Cам он определял свое искусство как "путь любви к человечеству". Своей жизнью оcнователь айкидо воплотил идеал древних японских мастеров меча: "Куацу дзин кэн", то есть, "возвращение людей к жизни посредством меча", или способность "заставить человека понять сухость его истинной природы, отрезав все, что в нем есть плохого".
Для Уэсибы плохим было все, что противоречило понятию ай: ненависть, желание причинять боль, неумение оценивать себя и других, тщеславие.
Меч, в котором нет нужды в мирное время, по его мнению, следовало заменить "мечом ума" - столь же эффективным, но не таким смертоносным.
В айкидо он подчеркивал важность достижения гармонии между дыханием (ки) и телом (таи) в сочетании с природой, но в равной степени он делал упор и на гармонию между умом (син) и нравственностью (ри).
Всё это и было для него сущностью До, то есть пути самосовершенствования, Согласно Уэсибе, только тот, кто полностью материализовал в себе это интуитивное восприятие гармонии всего во вселенной и отмечен чистой любовью ко всем созданиям, может войти в высшее состояние "за пределами страха, лености и гордыни и стать поистине свобод- ным".
Основатель мечтал о том, чтобы айкидо стало школой самосовершенствования, новой религией, основанной на знании тела и ума, в которой ритуалы были бы заменены "смягчением" первого и очищением второго.
Ведь только ум, свободный от материальных желаний, находящийся в совершенном покое, способен предвидеть движения противника и достигать непрерывного состояния интуиции и бдительности (сэн-но сэн).
Все упражнения айкидо должны давать ученикам урок преодоления психологических и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощущение бодрости и гармонии с окружающим миром.
Если вы дышите правильно, если ваша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа, Хара (или Тандэн).
Тогда вы можете предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не применяя собственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью по кругу, центр которого в вашем Хара.
Вот почему айкидо - это, "в сущности, подготовка состояния, в котором между вами и космосом существуют особые отношения, позволяющие вам само выражаться в движении. В этом движении нет агрессии, но, прежде всего, союз и гармония между двумя партнерами" (М. Рандом).
Из этого следует, что движения, должны выполняться плавно, по перетекающим друг в друга дугам, без разрывов. Когда противник толкает вас, вы парируете поворотом (тай-сабаки), а когда он тянет вас, вы контратакуете путем "вхождения".
Техники айкидо делятся на две основные категории: приемы "контроля" (катамэ-вадза) и броска (нагэ-вад- за).
Ассоциация айкидо (Айкикай) была основана 9 февраля 1948 г.
То есть , эта форма будо приспособлена для нашей эпохи
. Помимо приемов самообороны, Уэсиба выработал особый "способ жизни", основанный на идее айки.
С ранней юности основатель айкидо прилежно изучал техникидзю-дзюцу, кэн-дзюцу, боя с нагинатой и боя с палкой в стиле дай- то-рю.
Обнаружив, что все эти техники чересчур воинственны , он задумал уникальную, чисто "оборонительную" систему
. Она сочетала в себе решительный настрой, знание анатомии и быстроту реакции при выполнении оборонительных движений против одного или нескольких нападающих.
В отличие от дзю-дзюцу, в системе Уэсибы не приняты методы "рукопашного боя" - наоборот, целью является избежать близкого контакта с потенциальным нападающим
. Из техник старых дзюцу Уэсиба взял только быстроту и точность движений и решительность ума (кимэ).
По его мнению, только эти техники подходили для эффективной самозащиты (нагэ) от вооруженного или невооруженного нападения.
Данные техники позволяют свести к нулю силы нападающего, но не за счет приложения своей собственной силы, а за счет искусного применения ускользания, особых движений тела (таи-саба- ки) и контрприемов, обращающих силу противника (укэ) против него самого
. Уэсиба хотел создать искусство самозащиты, которое было бы не только эффективным и мирным, но и типично японским (в те времена японский национализм был на подъеме и всем иностранным влияниям давался отпор), свободным от китайских техник (кэмпо).
М. Уесиба> Уэсиба был глубоко религиозным человеком и хотел, чтобы его техники вдохновлялись чувством гармонии и любви ко всем людям.
Cам он определял свое искусство как "путь любви к человечеству". Своей жизнью оcнователь айкидо воплотил идеал древних японских мастеров меча: "Куацу дзин кэн", то есть, "возвращение людей к жизни посредством меча", или способность "заставить человека понять сухость его истинной природы, отрезав все, что в нем есть плохого".
Для Уэсибы плохим было все, что противоречило понятию ай: ненависть, желание причинять боль, неумение оценивать себя и других, тщеславие.
Меч, в котором нет нужды в мирное время, по его мнению, следовало заменить "мечом ума" - столь же эффективным, но не таким смертоносным.
В айкидо он подчеркивал важность достижения гармонии между дыханием (ки) и телом (таи) в сочетании с природой, но в равной степени он делал упор и на гармонию между умом (син) и нравственностью (ри).
Всё это и было для него сущностью До, то есть пути самосовершенствования, Согласно Уэсибе, только тот, кто полностью материализовал в себе это интуитивное восприятие гармонии всего во вселенной и отмечен чистой любовью ко всем созданиям, может войти в высшее состояние "за пределами страха, лености и гордыни и стать поистине свобод- ным".
Основатель мечтал о том, чтобы айкидо стало школой самосовершенствования, новой религией, основанной на знании тела и ума, в которой ритуалы были бы заменены "смягчением" первого и очищением второго.
Ведь только ум, свободный от материальных желаний, находящийся в совершенном покое, способен предвидеть движения противника и достигать непрерывного состояния интуиции и бдительности (сэн-но сэн).
Все упражнения айкидо должны давать ученикам урок преодоления психологических и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощущение бодрости и гармонии с окружающим миром.
Если вы дышите правильно, если ваша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа, Хара (или Тандэн).
Тогда вы можете предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не применяя собственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью по кругу, центр которого в вашем Хара.
Вот почему айкидо - это, "в сущности, подготовка состояния, в котором между вами и космосом существуют особые отношения, позволяющие вам само выражаться в движении. В этом движении нет агрессии, но, прежде всего, союз и гармония между двумя партнерами" (М. Рандом).
Из этого следует, что движения, должны выполняться плавно, по перетекающим друг в друга дугам, без разрывов. Когда противник толкает вас, вы парируете поворотом (тай-сабаки), а когда он тянет вас, вы контратакуете путем "вхождения".
Техники айкидо делятся на две основные категории: приемы "контроля" (катамэ-вадза) и броска (нагэ-вад- за).
Effendy Effendy,
01-03-2011 11:48
(ссылка)
Без заголовка
"Любому, кто приступает к учению, приходится выкладываться настолько, насколько он способен, и границы обучения определяются собственными возможностями ученика". Карлос Кастанеда, "Колесо времени".
Effendy Effendy,
25-02-2011 11:39
(ссылка)
Без заголовка
Время не трать даром,
Молод ты или стар!
Учись ударом
Отвечать на удар!
Молод ты или стар!
Учись ударом
Отвечать на удар!
Пусть крепче булатной стали
Станет твоя рука,
Чтоб зря враги уповали
На мощь стального клинка!
Станет твоя рука,
Чтоб зря враги уповали
На мощь стального клинка!
Вопрос
Если сообщество создано для популяризации айкидо, то для человека не ходившего дальше фитнесса ,если это возможно, краткий экскурс в историю,философию айкидо.Можно, конечно, найти в инете и почитать, но здесь , я думаю, это будет уместно и наглядно .
Effendy Effendy,
18-02-2011 18:24
(ссылка)
Что для вас Айкидо?
Хотелось бы узнать дорогие участники сообщества,что для вас означает Айкидо? Как вы это понимаете?
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу