Преданья старины глубокой...
Александрия: великий город Ипатия родилась в 370 году в Александрии – отсюда и ее прозвание Александрийская дева. В то время родной город нашей героини, стоявший в дельте Нила в Египте, считался эллинистическим по культуре, ибо был основан самим Александром Македонским (332 до н. э.). Ее отец, Теон (Феон) Александрийский, был известнейшим математиком, астрономом и философом своего времени. По легенде, имя же ей дал сам Юлиан, племянник императора Константина I. Церковь окрестила Юлиана Отступником, ибо он почитал старых античных богов и мечтал восстановить Римскую империю в ее прежних границах. Историк Сократ Схоластик характеризует Ипатию следующим образом: Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ею. в возрасте около тридцати лет Ипатия заняла кафедру философии, стала преподавать философию Платона и Аристотеля, математику, занималась составлением астрономических таблиц. Со временем она стала схолархом (то есть руководителем) Александрийской школы неоплатонизма. Среди её учеников были многие видные политики, общественные деятели и духовные лица. В начале V века в Александрии существовал острый общественный конфликт на религиозной почве между христианами, язычниками и иудеями. Противоборство иногда выливалось в кровопролитие. Один из таких случаев дал повод христианскому епископу Кириллу изгнать из Александрии иудеев (за массовое убийство христиан). Ипатия принимала участие в александрийской городской политике, и имела влияние на главу города - префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом, у которого с Орестом были разногласия. Племянник Феофила Кирилл стал патриархом после напряженной борьбы с другим кандидатом - Тимофеем. Весь город разделился на группировки. После своей победы Кирилл стал расправляться с оппозицией. Орест защитил одну из групп, что рассорило Кирилла с Орестом. За Орестом стояла влиятельная часть александрийской городской знати. Епископ стал считать Ипатию врагом, способным поставить под угрозу идеи христианства. И сделал все для того, чтобы против Ипатии поднялась волна обвинений в чародействе, и в том, что она околдовывает Ореста и направляет его политику. Его целью было избавиться от нее. Аспасия и Ипатия Духовенство её времени никак не могло простить Ипатии, что она была прекрасна, но скромна; что она была гораздо более образованна, чем они, не была черствой к мирянам и пользовалась большим доверием гражданского магистрата, который духовенство того времени старалось оттеснить или подавить, прибрав в свои руки. Город оказался во власти мелких боевых групп, одной из которых были парабаланы - монахи из египетской пустыни, переводе "банщики" или санитары, которые хоронили умерших от болезней, чтобы заразиться и принять смерть за Христа. Ипатия Александрийская. Женщина - математик В 415 году группа парабаланов, сторонников епископа Кирилла, напала на Ипатию. Они потащили её к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, побили камнями и умертвили устричными раковинами, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Убийство Ипатии навлекло немало позора на Кирилла и на Александрийскую Церковь. Особенно разгневан был император Феодосий, но следствие, тщательно изучив все обстоятельства трагедии, так и не смогло установить, что Кирилл был хоть как-то к ней причастен. История и некоторые труды Ипатии сохранилась благодаря ее ученикам, но ее фигура не признана в силу того, что в те времена было принято не учитывать знания и вклад женщин в великое коллективное предприятие науки. |
Метки: Анатолий Лебедев
Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.
|
|