Гостевая книга
Здеся можно писать мнение, знакомится, выкладывайте фото материал из любимых мест края, пишите свое мнение о крае, своих проблемах.
Стратегия развития города Барнаула до 2010 года
О стратегии развития города Барнаула до 2010 года
Современное качественное планирование предполагает переход от оперативного управления социально-экономическим развитием города к стратегическому. Главная задача органов управления при этом заключается в определении приоритетов развития, разработке комплексных программ развития.
В начале 2003 года администрация города инициировала разработку Стратегии развития города до 2010 года. В эту работу включились отраслевые комитеты, отделы, управления администрации города. Проект Стратегии рассматривался на круглом столе у главы администрации города В.Н.Колганова с участием депутатов Барнаульской городской Думы, представителей предпринимателей, науки города. Для доработки проекта распоряжением главы администрации города в ноябре 2003 года была создана рабочая группа во главе с заместителем главы администрации города М.М. Шипициным.
Основу разработки проекта Стратегии составили важнейшие параметры социально-экономического развития Алтайского края на долгосрочную перспективу, программные документы Правительства Российской Федерации и Алтайского края, был изучен опыт городов, уже разработавших свои стратегические планы.
Главная цель Стратегии развития города Барнаула на период до 2010 года - достижение высоких стандартов качества жизни всех горожан за счет достижения устойчивого экономического роста, улучшения хозяйственного климата, последовательного совершенствования городской среды.
Разработка разделов строилась по двум направлениям: на первоначальном этапе - проведение полного и всестороннего анализа современной социально-экономической ситуации в городе. Далее, на его основе, - выявление диспропорций в развитии, определение целей развития и путей их достижения.
Для достижения главной цели социально-экономического развития Барнаула, необходимо приложить все возможные усилия для обеспечения реализации мер, включенных в Стратегию в рамках выбранных стратегических направлений:
"Динамичная экономика",
"Сплоченное общество",
"Устойчивая городская среда".
I. Экономико-финансовая сфера
1.1. Экономика города и перспективные отраслевые приоритеты развития
Основой стабильного качества жизни населения в городе, бесспорно, может быть лишь эффективная, мобильная, развитая многоотраслевая экономика, в которой постоянное повышение производительности труда сопровождается расширением рынка сбыта и возникновением новых продуктов и услуг, позволяя сохранять стабильно высокую занятость.
Главная цель развития экономики Барнаула на долгосрочную перспективу - обеспечение устойчивого экономического роста - будет достигнута за счет реализации следующих целей второго уровня:
Цель 1. Увеличения объемов инвестиций в развитие производственной и социальной сфер.
Цель 2. Роста реальных денежных доходов населения.
Цель 3. Повышения уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Дальнейшему стабильному ускоренному росту производства препятствуют как проблемы, характерные для промышленности России в целом, так обусловленные спецификой городской промышленности. Основные из них:
энергодефицитность экономики города при стабильно высоких ценах на услуги электроэнергетики;
высокий износ основных фондов, в целом по отрасли он достиг показателя 57%, негативным образом сказываясь на производительности труда;
сохраняющаяся избыточность мощностей по производству продукции специального назначения на предприятиях оборонного комплекса;
крайне неблагоприятное финансовое положение большинства предприятий.
недостаточная обеспеченность сырьем. В силу специфики географического положения Алтайский край имеет значительную сырьевую базу для развития пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности. Однако для машиностроения, химической промышленности сырьевые ресурсы в крае и городе недостаточны. Высокие транспортные издержки лишают возможности городских товаропроизводителей выходить на рынок европейской части России в рамках производственной кооперации;
кадровая проблема. Большинство крупных предприятий города испытывают острую потребность в обеспечении как основными рабочими, так и инженерно-техническим персоналом. Эта проблема становится все острее, так как, с одной стороны, сохраняется тенденция "старения" персонала, с другой - низкая заработная плата и потеря престижа работы в реальном секторе, создают сложности в привлечении молодежи на предприятия города.
Наиболее важными задачами в реализации промышленной политики в ближайшее десятилетие станут:
ресурсосбережение, снижение издержек производства, прежде всего, топлива и энергии;
улучшение инвестиционного климата с целью привлечения инвестиций в промышленность края и стимулирование развития инновационных производств и технологий;
стабилизация финансового положения предприятий города;
активизация обновления и модернизации производственных мощностей с целью увеличения выпуска, повышения качества и конкурентоспособности продукции;
расширение использования производственного потенциала предприятий оборонного комплекса за счет увеличения производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения;
внедрение систем управления качеством продукции, соответствующих международным стандартам;
восстановление системы обучения и переподготовки кадров для промышленности на базе высших и средних специальных учебных заведений.
1.2. Инвестиционная деятельность
Положительные результаты социально-экономического развития Барнаула, достигнутые в последние годы, стали возможны во многом благодаря росту инвестиционной активности. В период с 1999 по 2002 год объем инвестиций в основной капитал превысил 7,8 млрд. руб., в том числе за 2002 год 3,1 млрд. руб.
Целью реализации инвестиционной политики является обеспечение инвестиционной привлекательности г. Барнаула для увеличения объемов инвестиций в развитие производственной и социальной сферы города.
Для ее достижения будут реализованы следующие основные задачи:
содействие созданию благоприятных финансово-кредитных и налоговых условий развития экономики;
дальнейшее совершенствование правовой базы, регулирующей привлечение инвестиций;
более широкое привлечение частных инвесторов к финансированию проектов развития городской инженерно-транспортной инфраструктуры, городских территорий;
повышение инвестиционной привлекательности города за счет формирования благоприятного имиджа города;
развитие в городе системы кредитования предприятий и организаций для возможности реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов;
развитие ипотечного кредитования.
1.3. Хозяйственный климат города
Хозяйственный климат - это институционально-правовая среда развития бизнеса. Благоприятный хозяйственный климат создает условия для устойчивого экономического роста за счет снижения рисков и неопределенности, налоговой нагрузки, административных барьеров, укрепления прав собственности и принципов справедливой конкуренции, облегчения доступа ко всем ресурсам (включая информационные), эффективного взаимодействия бизнеса и власти.
Стратегической целью развития предпринимательства является формирование благоприятного хозяйственного климата, способного обеспечить:
повышение социальной эффективности деятельности предпринимательских структур - рост численности занятых в этом секторе экономики, средних доходов и уровня социальной защищенности работников и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической и экономической стабильности;
повышение темпов развития предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития города, увеличение доли предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта.
Основным инструментом реализации муниципальной политики в отношении бизнеса являются Программы поддержки и развития малого предпринимательства, которые разрабатываются в городе, начиная с 1992 года. При разработке программ сохраняется их преемственность и в то же время совершенствуется муниципальная политика в области поддержки предпринимательства. В настоящее время действует Программа, утвержденная на 2003- 2004 годы.
Проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса, характеризуются тем, что их решение возможно на государственном уровне. Основные из них:
несовершенство нормативно-правовой базы;
отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов;
несовершенство системы налогообложения.
Поддержку и развитие предпринимательства в дальнейшем планируется развивать по следующим направлениям за счет решения стратегических задач:
1. Нормативно-правовое обеспечение предпринимательства:
постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов предпринимательства, не принятие актов, усложняющих или ухудшающих ситуацию для бизнеса.
2. Организационное, информационное и методическое обеспечение предпринимательства:
совершенствование форм совместной работы общественных объединений предпринимателей и органов городского самоуправления;
проведение работы по дальнейшему устранению административных барьеров и обеспечению безопасности бизнеса;
повышение уровня социальной защищенности работников;
содействие расширению межрегиональной и внешнеполитической деятельности субъектов предпринимательства
3. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка предпринимательства:
совершенствование механизма финансово-кредитной поддержки предпринимательства, развитие его новых форм для облегчения доступа бизнеса к финансовым ресурсам;
привлечение предпринимателей к участию в выполнении муниципального заказа,
4. Пропаганда предпринимательской деятельности:
формирование благоприятного общественного мнения путем освещения в СМИ деятельности субъектов малого предпринимательства;
улучшение психологического климата, укрепление социального статуса и престижа предпринимателя.
1.4. Бюджет города и межбюджетные отношения
Экономика города в значительной своей части представлена общественным сектором, который формируется как за счет федеральных и краевых, так и за счет городских финансов. Городские общественные финансы делают возможной работу таких сфер как образование, здравоохранение, ЖКХ, городской транспорт, а также учреждений социального обеспечения.
Цель реформирования городских финансов заключается в превращении бюджета в надежный инструмент реализации коллективных потребностей горожан.
Основные проблемы межбюджетных отношений, препятствующие реформированию городских финансов:
отсутствие законодательно утвержденных государственных региональных социальных стандартов;
отсутствие долговременного правового закрепления нормативов отчислений от регулирующих налогов за бюджетом города;
неустойчивость разграничения расходных полномочий между бюджетами различных уровней, ежегодный их пересмотр;
Перечисленные недостатки приводят к тому, что исключается возможность наладить качественное бюджетное планирование, ослабляются стимулы к повышению собираемости налогов, неоправданно снижается уровень компетенции городских властей в налогово-бюджетной политике и их ответственности перед избирателями.
В результате реформирование бюджетного процесса должно быть направлено, в первую очередь, на:
достижение прозрачности бюджетных процедур, подконтрольности расходов обществу;
создание системы среднесрочного бюджетного планирования на основе оценки эффективности расходов (в противовес методу "от достигнутого");
обеспечение реалистичности бюджета, осуществление бюджетных расходов в меру экономических возможностей;
организацию эффективной системы управления городским долгом, его обслуживания и погашения, оптимизации рисков.
Городские финансы обеспечивают конкретное воплощение стратегии развития города. Успех стратегического плана во многом определяется тем, насколько эффективно мобилизуются средства в бюджет и затем используются в поставленных им целях. Поэтому реформирование городских финансов должно стать одним из главных приоритетов в деятельности городских властей, направленной на выполнение Стратегии развития Барнаула.
Основные стратегические направления развития экономики города представлены на рис. 1.
Рис. 1. Основные направления развития экономики города Барнаула
II. Социальная сфера
2.1. Социальная структура и развитие гражданского общества
Социальная структура Барнаула за последнее десятилетие значительно изменилась, что связано с общими трансформационными процессами, происходящими в России. Прежде всего, это привело к резкой дифференциации уровня жизни населения. В городе преобладают низкодоходные группы населения и несколько замедлен процесс формирования среднего класса. Кроме того, в Барнауле можно выделить пространственную сегрегацию по сегментам "центр" - "окраины". Город разделен на "спальные" и "рабочие" районы, он представляет собой сложную, но устойчивую среду проживания людей, которая разделяется на неоднородные "богатые" и "бедные" сегменты.
Социальная цель развития города Барнаула - всестороннее развитие личности на основе улучшения качества, доступности и разнообразия услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения; развитие гражданского общества, прежде всего - системы местного самоуправления.
Исходя из главной цели, определены цели каждого выделенного направления: образование, культура и средства массовой информации, здоровье население, социальная защита, социальная структура, гражданское общество и власть (рис. 2.).
Рис. 2. Структура и взаимосвязь целей развития общества и социальной инфраструктуры
2.2. Образование
В современных условиях решающим фактором конкурентоспособности городского сообщества является качество "человеческого капитала". Уровень образования, профессиональной подготовки и квалификации населения создают основу для успешного развития территории.
Несмотря на развитость системы образования, в данной отрасли могут быть выделены следующие ключевые проблемы:
недостаток мест в детских дошкольных учреждениях в связи с продолжающимся строительством новых микрорайонов;
неудовлетворительная материально-техническая обеспеченность учреждений образовательной сферы;
неразвитость коммерческого сектора образовательных услуг: из 128 средних образовательных учреждений города лишь 8,5% относится к негосударственному сектору;
в области профессионального и высшего образования - несогласованность процесса подготовки специалистов с учетом структуры спроса и возможностей регионального рынка труда и профессий;
слабый охват населения дополнительным образованием, отсутствие банка данных образовательных услуг.
Для достижения стратегической цели в образовательной сфере города, а именно - создание образовательной системы, соответствующей современным требованиям и обеспечение ее стабильного функционирования, политика в сфере образования будет нацелена на решение следующих задач:
в системе дошкольного образования необходимо довести уровень оплаты за содержание ребенка до полного финансирования расходов на питание;
строительство ежегодно хотя бы одного объекта социальной инфраструктуры;
проведение работы по средне- и долгосрочному прогнозированию потребности предприятий и организаций города в квалифицированных кадрах;
интеграция высшей школы с учреждениями среднего профессионального образования, производственными организациями и фирмами;
расширение новой формы сотрудничества "университеты - фирмы".
2.3. Здоровье населения
В большей степени здоровье населения определяется спецификой крупного города и, в первую очередь, находится под влиянием экологической ситуации.
Среди основных проблем в сфере охраны и укрепления здоровья горожан можно выделить следующие:
ограниченная доступность частных медицинских услуг, обусловленная низким платежеспособным спросом большинства населения;
разобщенность и нескоординированность медицинских учреждений по уровням территориального охвата;
неблагоприятные условия труда приводят к профессиональной и производственной заболеваемости горожан;
неблагоприятная экологическая обстановка;
сохранение в качестве принципов, определяющих уровень финансирования - ресурсных показателей (коечный фонд, штаты), а не объемов медицинской помощи.
Стратегическими задачами для обеспечения структурных изменений системы здравоохранения и повышения уровня здоровья населения города являются:
совершенствование управления и финансирования здравоохранения на основе принципов государственного (муниципального) заказа и переход на финансирование стационаров по принципу пролеченного больного;
сохранение гарантированного медицинского обеспечения при дальнейшем развитии платной медицины;
профилактика наиболее социально-опасных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, туберкулеза, алкоголизма и наркомании, ВИЧ-инфекций, травматизма);
продолжение развития отделений профилактики и центров реабилитации.
2.4. Культура и средства массовой информации
Культура города - продукт усилий всех горожан, отражение уровня духовности, места и роли каждого субъекта в системе социокультурных ценностей. В Барнауле сохранены многие традиции, позитивные ценности культуры, проявляющиеся в различных видах творчества, в общении и личностном выражении людей.
Однако, следует отметить наметившуюся в последние годы проблему отчужденности значительной части населения от системы учреждений культурно-досуговой сферы. Отчасти это связано с проблемами финансовой доступности данных учреждений.
В связи с этим может быть сформулирован следующий круг проблем:
происходит отставание развития объектов социокультурной сферы от темпов развития и увеличения территории города;
существует проблема оснащенности учреждений культуры современным оборудованием из-за дефицита бюджетных и иных финансовых средств;
расширяющееся потребление продукции массовой культуры (телевидение, видео, компьютерные игры), заменяющее подросткам и молодежи клубную спортивную и культурную деятельность;
в деятельности учреждений культурной сферы при наличии общих целей и задач наблюдается корпоративность, замкнутость, нарушение обмена информацией.
Для формирования и поддержания духовно-нравственных основ общества необходимо способствовать:
возрождению и обновлению культурных ценностей и традиций. Особое значение задача по формированию духовно-нравственных основ имеет в отношении детей и молодежи;
расширению доступа всех жителей города к культурным ценностям, повышению качества и разнообразия услуг социокультурной инфраструктуры;
обеспечению новых микрорайонов города учреждениями культуры, местами проведения досуга и отдыха;
созданию условий для объединения усилий и координации в целях развития культурной сферы всех ее звеньев.
2.5. Социальная защита населения
Для города с существенной социальной дифференциацией важно добиться сбалансированности социальной структуры для избежания социальной напряженности.
В настоящее время 35% населения города составляют лица нетрудоспособного возраста (дети, пенсионеры, инвалиды), нуждающиеся в различных видах социальной помощи.
Нынешний этап развития характеризуется новыми социально-экономическими реалиями, которые обуславливают появление проблем социальной защиты иного качества и уровня:
повышение нагрузки коммунальных платежей на семейный бюджет, явившееся следствием реформирования жилищно-коммунального комплекса. Эта проблема требует адекватных мер социальной защиты малоимущих слоев населения в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг;
пассивность участия институтов гражданского общества и самого населения в сфере социальной защиты;
отсутствие обоснованных критериев и норм предоставления социальной помощи и поиска новых адекватных решений социальных проблем.
Для смягчения негативных последствий бедности, уменьшения социального неравенства, актуальным становится выполнение задач:
перехода от преимущественно категориального предоставления социальной помощи к заявительно-адресному;
обеспечения максимально эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;
обеспечения доступности для инвалидов зданий и сооружений торговли, культуры, средств транспорта, связи и информации;
развития самоокупаемости социальных услуг в сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки.
2.6 Молодежная политика
Молодое поколение - это потенциал социального и экономического развития Барнаула, требующий к себе особого внимания. До 40% населения города составляют люди моложе 30 лет. Чрезвычайно важна поддержка молодежных прогрессивных инициатив, пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивного мышления молодежи.
Для создания условий всесторонней профессиональной и творческой самореализации молодых людей, а также вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь города, необходимо решить следующие задачи:
сохранить доступность образования, в т.ч. высшего профессионального;
обеспечить информированность молодежи о возможностях участия в общественной и политической жизни города;
вести работу по предупреждению ассоциального поведения молодежи и воспитательному воздействию на подрастающее поколение;
разработать механизм поддержки молодежного предпринимательства;
материально и творчески поддерживать талантливую молодежь.
В стратегии предложен ряд мер, направленных на решение стратегических задач в области молодежной политики. В их число входят: развитие досуговых центров для несовершеннолетних по месту жительства; социальная поддержка молодых людей, столкнувшихся с проблемой наркомании; материальная поддержка творческой, талантливой молодежи на основе учреждения специальных городских стипендий и грантов; развитие существующей системы образования.
2.7. Трудовые отношения, занятость населения
В течение последних лет деятельность администрации города направлена на решение задач, связанных со становлением системы регулирования социально-трудовых отношений в городе путем социального партнерства, построения системы муниципального управления охраной труда, соблюдения трудового законодательства на предприятиях города.
Несмотря на улучшение ситуации на рынке труда города, острыми остаются проблемы:
привлечения и закрепления на производстве молодежи;
грамотного применения норм Трудового кодекса в части гарантий работникам, совмещающим работу с обучением, заключения ученических договоров;
отсутствие долгосрочных и среднесрочных прогнозов изменения профессионально-квалификационной структуры работников;
нарушения трудового законодательства в предпринимательском секторе экономики.
Стратегическая цель в области труда и занятости ближайшего десятилетия - организация эффективного функционирования социально-трудовой сферы города. Исходя из нее, усилия по вопросам трудовых отношений будут направлены на решение следующих задач:
содействие развитию кадрового потенциала. На особом контроле должен находиться вопрос профессионализации подростков 15-18 лет. За каждым работающим подростком должен быть закреплен наставник;
повышение заработной платы в реальном секторе экономики, восстановление стимулирующей роли заработной платы, предотвращение скрытых форм оплаты труда;
формирование муниципальной системы управления охраной труда. Стабилизация показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
создание в городе эффективной системы социального партн?рства.
Основные задачи реализации политики города в сфере занятости населения в долгосрочной перспективе:
повышение мотивации незанятого населения к трудовой деятельности посредством реализации активных программ по занятости населения;
дальнейшее развитие системы профессионального обучения, переподготовки безработных граждан и незанятого населения;
координация деятельности обучения профессиональных училищ в целях подготовки рабочих высокой квалификации, необходимых на рынке труда.
III. Устойчивая городская среда
Под городской средой понимается совокупность используемых и воспринимаемых городских пространств от первичных, частных (двор, домовладение) до общезначимых городских (улицы, площади, бульвары, скверы, и пр.). Городское пространство самым существенным образом влияет не только на ежедневное поведение и мироощущение горожан, но и на долгосрочные и фундаментальные процессы становления гражданского общества: ценности, доверие к общественным институтам, взаимоотношения социальных групп, нормы и стереотипы поведения, отношение к историческому наследию и условия формирования молодежи.
3.1. Экология и охрана окружающей среды
Главными проблемами в области охраны окружающей среды в городе остаются:
загрязнение воздуха в результате выбросов промышленных предприятий и транспорта;
загрязнение поверхностных водных ресурсов и подземных вод;
постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления.
Стратегия действий в области охраны окружающей среды до 2010 года будет включать в себя мероприятия по г. Барнаулу, предусмотренные постановлением главы администрации Алтайского края от 17.10.2003 N529 "Основные направления по улучшению экологической обстановки, использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов Алтайского края на 2003-2010 гг.", а также мероприятия, входящие в программу "Здоровье Барнаула на 2004-2008 гг.".
Основными задачами в обеспечении природоохранных мероприятий являются:
разработка мероприятий по сокращению объемов образующихся отходов и вредных веществ за счет технологического перевооружения, внедрения передовых экологически безопасных технологий в промышленности, жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве, а также современных методов и средств обезвреживания и переработки отходов;
совершенствование систем учета и контроля за состоянием природных ресурсов;
повышение уровня экологического образования населения;
предотвращение развития водной эрозии, оползней и разрушения берегов в бассейне реки Обь;
предотвращение затопления и подтопления территорий и объектов экономики при паводках и наводнениях в бассейне реки Обь;
повышение уровня безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений.
3.2. Инфраструктура рынка недвижимости
Городское пространство образовано множеством связанных с землей недвижимых объектов, включая застройку, дороги, озеленение, иные элементы благоустройства, а также искусственный и естественный ландшафт.
Проблемы городской среды следует рассматривать в институциональном аспекте, прежде всего в связи с ситуациями на рынке недвижимости, условиями доступа к земельным участкам, правовыми и организационными условиями градостроительной деятельности и с проводимой в городе градостроительной политикой.
Сегодня ситуация на рынке недвижимости города характеризуется следующими проблемами:
требует доработки правовое обеспечение рынка недвижимости в плане инвентаризации объектов недвижимости на территории города и сведений земельного кадастра;
неравномерно развиты отдельные секторы рынка недвижимости: хорошо развит рынок квартир, отстает рынок коммерческой и промышленной недвижимости и рынок земельных участков;
процедура согласования технических условий носит усложненный характер и связана с долгими временными издержками;
не обеспечено надлежащее финансирование предпроектных исследовательских работ и изысканий по целому ряду взаимосвязанных направлений: инженерная геология и гидрогеология; измерение уровней загрязнения среды; исследования рынка недвижимости, инвестиционных предпочтений и обоснование приоритетных площадок под строительство и реконструкцию;
крайняя дефицитность городского бюджета сдерживает развитие городской инфраструктуры и реализацию городских программ. Недостаточна еще роль доходов от городской недвижимости, в г. Барнауле эта доля не превышает 4 %;
в отрасли управления городским развитием ощущается нехватка квалифицированных кадров, способных решать нетрадиционные и междисциплинарные задачи, связанные с переходом к новым формам градостроительного регулирования.
Важной мерой в последовательном достижении совершенствования городской среды является развитие транспортного комплекса Барнаула. Она предусматривает ежегодное выполнение мероприятий по дальнейшему усовершенствованию маршрутной сети, достижению регулярности движения на маршрутах городского и пригородного сообщения не менее 85% от запланированных рейсов, упорядочению системы предоставления льгот с дальнейшим переходом на выплату адресных компенсаций малообеспеченным гражданам, повышению культуры обслуживания и развитию транспортной инфраструктуры.
В рамках программы "Здоровье Барнаула", утвержденной решением Барнаульской городской Думы, разработана схема развития магистралей и транспортных узлов города до 2010 г.
Цель развития инфраструктуры рынка недвижимости связана, в основном, с градостроительными преобразованиями, направленными на повышение привлекательности городской среды, рационализацию землепользования, совершенствование транспортной системы и экологической ситуации.
Для последовательного улучшение городской среды необходимо решение следующих задач:
переход к интенсивному градостроительному развитию, при котором используются, в основном, внутренние резервы города и совершенствование транспортной системы города;
возрождение проблемных территорий (районов жилой застройки низкого качества, городского центра, неэффективно используемых территорий промышленных и коммунально-складских зон);
улучшение качества окружающей среды.
3.3. Градостроительная политика города
Строительство в Барнауле должно осуществляться только по утвержденному генеральному плану, сформированному с учетом всех существующих норм и требований. В развитие генерального плана города:
Разработана схема перспективного строительства, ведется работа по составлению схемы территориального зонирования г. Барнаула;
Разработан многочисленный ряд схем раздела территорий промпредприятий и застройки отдельных кварталов, в том числе поселков индивидуальной застройки;
3. Создана схема существующих тепловых сетей Западного сетевого района;
4. Переработаны, с учетом нового Земельного кодекса РФ, "Правила застройки г. Барнаула".
Цель градостроительного развития города связана со стимулированием интенсивного градостроительного развития Барнаула.
Кардинальная задача - перейти от экстенсивного освоения территорий, характерного для социалистической эпохи, к интенсивному использованию внутренних резервов в пределах уже сложившихся и недостаточно эффективно используемых территорий, и к четкому выбору приоритетов в пределах этих территорий.
Достижение цели градостроительного развития г. Барнаула станет возможным после решения следующих задач:
обеспечения ясных правовых условий предоставления земельных участков;
создания благоприятных и равных возможностей для привлечения частного капитала в процесс городского развития;
передачи части неэффективно используемого городского имущества управляющим (сервейинговым) компаниям;
разработка системы предоставления полноценной информации о рынке недвижимости, ее беспрепятственная доступность, что является важнейшим инструментом для стимуляции частных инвестиций;
выделение приоритетных территорий городского развития для привлечения инвестиций без распыления средств по всей городской территории.
3.4. Развитие жилищной сферы ЖКХ и благоустройство
Для успешного развития экономики, общества и городской среды, крайне важно добиться решения проблем жилищно-коммунальной сферы. От их решения зависит состояние городского бюджета, динамичное развитие бизнеса, благополучие горожан. Поэтому цели и приоритеты развития ЖКХ определены, с учетом интересов и проблем деятельности заинтересованных субъектов.
Интересы населения
Население заинтересовано, с одной стороны, в получении качественных жилищных и коммунальных услуг, с другой стороны, плата за эти услуги должна быть разумной, т.е. не превышать определенной доли семейного бюджета и не уменьшать потребление других жизненно важных социальных благ.
Интересы бюджетного сектора
Таким образом, с точки зрения администрации, цель реформирования отрасли заключается в уменьшении расходов бюджета на финансирование ЖКХ путем доведения
уровня платежей населения за ЖКУ до государственных стандартов, снижения объема дотаций предприятиям ЖКХ, создания стимулов у бюджетных организаций к экономии энергоресурсов и обеспечения прозрачности естественных монополий и предприятий ЖКХ. Высвобожденные средства при этом могут быть направлены на усиление поддержки малоимущих семей и улучшение среды их обитания.
Интересы частного бизнеса
Интересы предпринимателей (как крупных, так и мелких), действующих на территории города, в первую очередь, состоят в минимизации издержек и рисков, связанных с использованием коммунальных услуг и инженерной инфрастуктуры.
Наконец сама отрасль ЖКХ могла бы быть привлекательной сферой для деятельности частных предприятий.
Цель развития и реформирования жилищно-коммунальной сферы - это эффективное функционирование предприятий ЖКХ и повышение качества их услуг.
В рамках достижения стратегической цели реформирования жилищно-коммунальной сферы, выделяются два направления развития, связанные, во-первых, с развитием жилищного сектора, а во-вторых - с развитием инженерной инфраструктуры города.
Развитие жилищного сектора в свою очередь характеризуется изменением двух аспектов: экономического и социального.
1. Экономические аспекты реформирования жилищного сектора
При реализации данного направления проекта решаются задачи, связанные с созданием конкурентной среды на рынке ЖКУ и повышением эффективности работы предприятий ЖКХ, совершенствованием институциональной среды для развития частного бизнеса в части регулирования локальных естественных монополий, экономии бюджетных расходов.
Задачи экономического блока реформ в жилищной сфере:
демонополизация в сфере обслуживания жилищного фонда и привлечение частного капитала;
обеспечение участия граждан в управлении жилищной сферой и дальнейшее стимулирование создания ТСЖ;
формирование резервного фонда свободного муниципального жилья для отселения неплательщиков за ЖКУ;
повышение прозрачности деятельности естественных монополий и обеспечение ясных и предсказуемых правил подключения к сетям;
обеспечение 100% собираемости коммунальных платежей;
создание экономических стимулов к экономии ресурсов для населения и бюджетных учреждений.
2. Социальные аспекты реформирования жилищного сектора
Более четверти населения Барнаула - малоимущие, именно их, в первую очередь, затронут последствия рыночных преобразований в отрасли. Поэтому в рамках данного направления ставится цель обеспечить выполнение социальных гарантий малоимущим и повысить эффективность социальной защиты этой группы населения.
Задачи социального блока реформ в жилищной сфере:
развитие системы адресных субсидий и обеспечение контроля целевого использования адресных субсидий;
создание программы предоставления социального жилья;
подготовка к внедрению единого пособия по нуждаемости;
общественная поддержка программы реформирования ЖКХ.
3.5. Инженерная инфраструктура города
Энергетическая безопасность города является одним из главных условий его устойчивого развития. Энергосистема Барнаула является дефицитной по мощности и энергии. За счет собственного производства обеспечивается 40% потребности в электроэнергии, недостающий ресурс поступает с оптового рынка перетоков ОЭС Сибири.
Если дефицит электрической энергии можно закрыть за счет ФОРЭМа, то дефицит тепла можно закрыть только по месту его потребления. Сегодня в городе сформирована разветвленная сеть тепловых сетей протяженностью более 760 км. Доля централизованных источников в тепловом балансе города составляет 83%.
Для стабильно устойчивого энергоснабжения Барнаула с 2000 г. в городе принимаются программы энергосбережения. Сейчас реализуется программа, утвержденная на 2002 - 2004 гг.
В сфере управления инженерной структурой города, для достижения стратегической цели - создание безопасной и благоустроенной городской среды, обеспечивающей комфортные условия жизнедеятельности, необходимо решить в долгосрочной перспективе следующие задачи:
проведение реконструкции существующих систем коммунального тепло- и водоснабжения;
повышение качества предоставления бытовых услуг;
развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий, установка приборов учета;
ведение пообъектного учета ресурсопотребления;
продолжение реализации программы газификации города.
По каждому из выбранных стратегических направлений определены меры по реализации стратегических задач, выделенные в отдельный (IV) раздел Стратегии.
Позитивные последствия реализации основных положений Стратегии развития города Барнаула в максимальной степени проявятся в развитии городского сообщества. Повышение уровня жизни основной части населения приведет к улучшению комфортности проживания. Реальные денежные доходы в 2010 году возрастут к уровню 2002 года в 2 раза, устойчиво опережая инфляцию на 4-5%. Повышение уровня жизни будет способствовать улучшению основных демографических показателей - средняя продолжительность жизни увеличится за соответствующий период с 66 до 68 лет.
Чтобы обеспечить процесс качественного обновления основных фондов производственного сектора экономики, объем производственных инвестиций должен возрасти в 2 раза к уровню 2002 года. Необходимо уже в среднесрочной перспективе обеспечить темп роста промышленного производства не ниже 7% за год, поддерживая такой режим ближайшее десятилетие, чтобы обеспечить реализацию поставленной Президентом задачи по удвоению ВВП за это время.
Уровень регистрируемой безработицы сохранится на уровне - менее 1% от численности экономически активного населения.
Успешная реализация стратегических целей и задач развития города совместными усилиями власти, бизнеса и горожан позволит нашему любимому Барнаулу успешно развиваться в XXI веке в интересах каждого из его жителей и всей России!
Современное качественное планирование предполагает переход от оперативного управления социально-экономическим развитием города к стратегическому. Главная задача органов управления при этом заключается в определении приоритетов развития, разработке комплексных программ развития.
В начале 2003 года администрация города инициировала разработку Стратегии развития города до 2010 года. В эту работу включились отраслевые комитеты, отделы, управления администрации города. Проект Стратегии рассматривался на круглом столе у главы администрации города В.Н.Колганова с участием депутатов Барнаульской городской Думы, представителей предпринимателей, науки города. Для доработки проекта распоряжением главы администрации города в ноябре 2003 года была создана рабочая группа во главе с заместителем главы администрации города М.М. Шипициным.
Основу разработки проекта Стратегии составили важнейшие параметры социально-экономического развития Алтайского края на долгосрочную перспективу, программные документы Правительства Российской Федерации и Алтайского края, был изучен опыт городов, уже разработавших свои стратегические планы.
Главная цель Стратегии развития города Барнаула на период до 2010 года - достижение высоких стандартов качества жизни всех горожан за счет достижения устойчивого экономического роста, улучшения хозяйственного климата, последовательного совершенствования городской среды.
Разработка разделов строилась по двум направлениям: на первоначальном этапе - проведение полного и всестороннего анализа современной социально-экономической ситуации в городе. Далее, на его основе, - выявление диспропорций в развитии, определение целей развития и путей их достижения.
Для достижения главной цели социально-экономического развития Барнаула, необходимо приложить все возможные усилия для обеспечения реализации мер, включенных в Стратегию в рамках выбранных стратегических направлений:
"Динамичная экономика",
"Сплоченное общество",
"Устойчивая городская среда".
I. Экономико-финансовая сфера
1.1. Экономика города и перспективные отраслевые приоритеты развития
Основой стабильного качества жизни населения в городе, бесспорно, может быть лишь эффективная, мобильная, развитая многоотраслевая экономика, в которой постоянное повышение производительности труда сопровождается расширением рынка сбыта и возникновением новых продуктов и услуг, позволяя сохранять стабильно высокую занятость.
Главная цель развития экономики Барнаула на долгосрочную перспективу - обеспечение устойчивого экономического роста - будет достигнута за счет реализации следующих целей второго уровня:
Цель 1. Увеличения объемов инвестиций в развитие производственной и социальной сфер.
Цель 2. Роста реальных денежных доходов населения.
Цель 3. Повышения уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Дальнейшему стабильному ускоренному росту производства препятствуют как проблемы, характерные для промышленности России в целом, так обусловленные спецификой городской промышленности. Основные из них:
энергодефицитность экономики города при стабильно высоких ценах на услуги электроэнергетики;
высокий износ основных фондов, в целом по отрасли он достиг показателя 57%, негативным образом сказываясь на производительности труда;
сохраняющаяся избыточность мощностей по производству продукции специального назначения на предприятиях оборонного комплекса;
крайне неблагоприятное финансовое положение большинства предприятий.
недостаточная обеспеченность сырьем. В силу специфики географического положения Алтайский край имеет значительную сырьевую базу для развития пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности. Однако для машиностроения, химической промышленности сырьевые ресурсы в крае и городе недостаточны. Высокие транспортные издержки лишают возможности городских товаропроизводителей выходить на рынок европейской части России в рамках производственной кооперации;
кадровая проблема. Большинство крупных предприятий города испытывают острую потребность в обеспечении как основными рабочими, так и инженерно-техническим персоналом. Эта проблема становится все острее, так как, с одной стороны, сохраняется тенденция "старения" персонала, с другой - низкая заработная плата и потеря престижа работы в реальном секторе, создают сложности в привлечении молодежи на предприятия города.
Наиболее важными задачами в реализации промышленной политики в ближайшее десятилетие станут:
ресурсосбережение, снижение издержек производства, прежде всего, топлива и энергии;
улучшение инвестиционного климата с целью привлечения инвестиций в промышленность края и стимулирование развития инновационных производств и технологий;
стабилизация финансового положения предприятий города;
активизация обновления и модернизации производственных мощностей с целью увеличения выпуска, повышения качества и конкурентоспособности продукции;
расширение использования производственного потенциала предприятий оборонного комплекса за счет увеличения производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения;
внедрение систем управления качеством продукции, соответствующих международным стандартам;
восстановление системы обучения и переподготовки кадров для промышленности на базе высших и средних специальных учебных заведений.
1.2. Инвестиционная деятельность
Положительные результаты социально-экономического развития Барнаула, достигнутые в последние годы, стали возможны во многом благодаря росту инвестиционной активности. В период с 1999 по 2002 год объем инвестиций в основной капитал превысил 7,8 млрд. руб., в том числе за 2002 год 3,1 млрд. руб.
Целью реализации инвестиционной политики является обеспечение инвестиционной привлекательности г. Барнаула для увеличения объемов инвестиций в развитие производственной и социальной сферы города.
Для ее достижения будут реализованы следующие основные задачи:
содействие созданию благоприятных финансово-кредитных и налоговых условий развития экономики;
дальнейшее совершенствование правовой базы, регулирующей привлечение инвестиций;
более широкое привлечение частных инвесторов к финансированию проектов развития городской инженерно-транспортной инфраструктуры, городских территорий;
повышение инвестиционной привлекательности города за счет формирования благоприятного имиджа города;
развитие в городе системы кредитования предприятий и организаций для возможности реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов;
развитие ипотечного кредитования.
1.3. Хозяйственный климат города
Хозяйственный климат - это институционально-правовая среда развития бизнеса. Благоприятный хозяйственный климат создает условия для устойчивого экономического роста за счет снижения рисков и неопределенности, налоговой нагрузки, административных барьеров, укрепления прав собственности и принципов справедливой конкуренции, облегчения доступа ко всем ресурсам (включая информационные), эффективного взаимодействия бизнеса и власти.
Стратегической целью развития предпринимательства является формирование благоприятного хозяйственного климата, способного обеспечить:
повышение социальной эффективности деятельности предпринимательских структур - рост численности занятых в этом секторе экономики, средних доходов и уровня социальной защищенности работников и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической и экономической стабильности;
повышение темпов развития предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития города, увеличение доли предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта.
Основным инструментом реализации муниципальной политики в отношении бизнеса являются Программы поддержки и развития малого предпринимательства, которые разрабатываются в городе, начиная с 1992 года. При разработке программ сохраняется их преемственность и в то же время совершенствуется муниципальная политика в области поддержки предпринимательства. В настоящее время действует Программа, утвержденная на 2003- 2004 годы.
Проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса, характеризуются тем, что их решение возможно на государственном уровне. Основные из них:
несовершенство нормативно-правовой базы;
отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов;
несовершенство системы налогообложения.
Поддержку и развитие предпринимательства в дальнейшем планируется развивать по следующим направлениям за счет решения стратегических задач:
1. Нормативно-правовое обеспечение предпринимательства:
постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов предпринимательства, не принятие актов, усложняющих или ухудшающих ситуацию для бизнеса.
2. Организационное, информационное и методическое обеспечение предпринимательства:
совершенствование форм совместной работы общественных объединений предпринимателей и органов городского самоуправления;
проведение работы по дальнейшему устранению административных барьеров и обеспечению безопасности бизнеса;
повышение уровня социальной защищенности работников;
содействие расширению межрегиональной и внешнеполитической деятельности субъектов предпринимательства
3. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка предпринимательства:
совершенствование механизма финансово-кредитной поддержки предпринимательства, развитие его новых форм для облегчения доступа бизнеса к финансовым ресурсам;
привлечение предпринимателей к участию в выполнении муниципального заказа,
4. Пропаганда предпринимательской деятельности:
формирование благоприятного общественного мнения путем освещения в СМИ деятельности субъектов малого предпринимательства;
улучшение психологического климата, укрепление социального статуса и престижа предпринимателя.
1.4. Бюджет города и межбюджетные отношения
Экономика города в значительной своей части представлена общественным сектором, который формируется как за счет федеральных и краевых, так и за счет городских финансов. Городские общественные финансы делают возможной работу таких сфер как образование, здравоохранение, ЖКХ, городской транспорт, а также учреждений социального обеспечения.
Цель реформирования городских финансов заключается в превращении бюджета в надежный инструмент реализации коллективных потребностей горожан.
Основные проблемы межбюджетных отношений, препятствующие реформированию городских финансов:
отсутствие законодательно утвержденных государственных региональных социальных стандартов;
отсутствие долговременного правового закрепления нормативов отчислений от регулирующих налогов за бюджетом города;
неустойчивость разграничения расходных полномочий между бюджетами различных уровней, ежегодный их пересмотр;
Перечисленные недостатки приводят к тому, что исключается возможность наладить качественное бюджетное планирование, ослабляются стимулы к повышению собираемости налогов, неоправданно снижается уровень компетенции городских властей в налогово-бюджетной политике и их ответственности перед избирателями.
В результате реформирование бюджетного процесса должно быть направлено, в первую очередь, на:
достижение прозрачности бюджетных процедур, подконтрольности расходов обществу;
создание системы среднесрочного бюджетного планирования на основе оценки эффективности расходов (в противовес методу "от достигнутого");
обеспечение реалистичности бюджета, осуществление бюджетных расходов в меру экономических возможностей;
организацию эффективной системы управления городским долгом, его обслуживания и погашения, оптимизации рисков.
Городские финансы обеспечивают конкретное воплощение стратегии развития города. Успех стратегического плана во многом определяется тем, насколько эффективно мобилизуются средства в бюджет и затем используются в поставленных им целях. Поэтому реформирование городских финансов должно стать одним из главных приоритетов в деятельности городских властей, направленной на выполнение Стратегии развития Барнаула.
Основные стратегические направления развития экономики города представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные направления развития экономики города Барнаула
II. Социальная сфера
2.1. Социальная структура и развитие гражданского общества
Социальная структура Барнаула за последнее десятилетие значительно изменилась, что связано с общими трансформационными процессами, происходящими в России. Прежде всего, это привело к резкой дифференциации уровня жизни населения. В городе преобладают низкодоходные группы населения и несколько замедлен процесс формирования среднего класса. Кроме того, в Барнауле можно выделить пространственную сегрегацию по сегментам "центр" - "окраины". Город разделен на "спальные" и "рабочие" районы, он представляет собой сложную, но устойчивую среду проживания людей, которая разделяется на неоднородные "богатые" и "бедные" сегменты.
Социальная цель развития города Барнаула - всестороннее развитие личности на основе улучшения качества, доступности и разнообразия услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения; развитие гражданского общества, прежде всего - системы местного самоуправления.
Исходя из главной цели, определены цели каждого выделенного направления: образование, культура и средства массовой информации, здоровье население, социальная защита, социальная структура, гражданское общество и власть (рис. 2.).

Рис. 2. Структура и взаимосвязь целей развития общества и социальной инфраструктуры
2.2. Образование
В современных условиях решающим фактором конкурентоспособности городского сообщества является качество "человеческого капитала". Уровень образования, профессиональной подготовки и квалификации населения создают основу для успешного развития территории.
Несмотря на развитость системы образования, в данной отрасли могут быть выделены следующие ключевые проблемы:
недостаток мест в детских дошкольных учреждениях в связи с продолжающимся строительством новых микрорайонов;
неудовлетворительная материально-техническая обеспеченность учреждений образовательной сферы;
неразвитость коммерческого сектора образовательных услуг: из 128 средних образовательных учреждений города лишь 8,5% относится к негосударственному сектору;
в области профессионального и высшего образования - несогласованность процесса подготовки специалистов с учетом структуры спроса и возможностей регионального рынка труда и профессий;
слабый охват населения дополнительным образованием, отсутствие банка данных образовательных услуг.
Для достижения стратегической цели в образовательной сфере города, а именно - создание образовательной системы, соответствующей современным требованиям и обеспечение ее стабильного функционирования, политика в сфере образования будет нацелена на решение следующих задач:
в системе дошкольного образования необходимо довести уровень оплаты за содержание ребенка до полного финансирования расходов на питание;
строительство ежегодно хотя бы одного объекта социальной инфраструктуры;
проведение работы по средне- и долгосрочному прогнозированию потребности предприятий и организаций города в квалифицированных кадрах;
интеграция высшей школы с учреждениями среднего профессионального образования, производственными организациями и фирмами;
расширение новой формы сотрудничества "университеты - фирмы".
2.3. Здоровье населения
В большей степени здоровье населения определяется спецификой крупного города и, в первую очередь, находится под влиянием экологической ситуации.
Среди основных проблем в сфере охраны и укрепления здоровья горожан можно выделить следующие:
ограниченная доступность частных медицинских услуг, обусловленная низким платежеспособным спросом большинства населения;
разобщенность и нескоординированность медицинских учреждений по уровням территориального охвата;
неблагоприятные условия труда приводят к профессиональной и производственной заболеваемости горожан;
неблагоприятная экологическая обстановка;
сохранение в качестве принципов, определяющих уровень финансирования - ресурсных показателей (коечный фонд, штаты), а не объемов медицинской помощи.
Стратегическими задачами для обеспечения структурных изменений системы здравоохранения и повышения уровня здоровья населения города являются:
совершенствование управления и финансирования здравоохранения на основе принципов государственного (муниципального) заказа и переход на финансирование стационаров по принципу пролеченного больного;
сохранение гарантированного медицинского обеспечения при дальнейшем развитии платной медицины;
профилактика наиболее социально-опасных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, туберкулеза, алкоголизма и наркомании, ВИЧ-инфекций, травматизма);
продолжение развития отделений профилактики и центров реабилитации.
2.4. Культура и средства массовой информации
Культура города - продукт усилий всех горожан, отражение уровня духовности, места и роли каждого субъекта в системе социокультурных ценностей. В Барнауле сохранены многие традиции, позитивные ценности культуры, проявляющиеся в различных видах творчества, в общении и личностном выражении людей.
Однако, следует отметить наметившуюся в последние годы проблему отчужденности значительной части населения от системы учреждений культурно-досуговой сферы. Отчасти это связано с проблемами финансовой доступности данных учреждений.
В связи с этим может быть сформулирован следующий круг проблем:
происходит отставание развития объектов социокультурной сферы от темпов развития и увеличения территории города;
существует проблема оснащенности учреждений культуры современным оборудованием из-за дефицита бюджетных и иных финансовых средств;
расширяющееся потребление продукции массовой культуры (телевидение, видео, компьютерные игры), заменяющее подросткам и молодежи клубную спортивную и культурную деятельность;
в деятельности учреждений культурной сферы при наличии общих целей и задач наблюдается корпоративность, замкнутость, нарушение обмена информацией.
Для формирования и поддержания духовно-нравственных основ общества необходимо способствовать:
возрождению и обновлению культурных ценностей и традиций. Особое значение задача по формированию духовно-нравственных основ имеет в отношении детей и молодежи;
расширению доступа всех жителей города к культурным ценностям, повышению качества и разнообразия услуг социокультурной инфраструктуры;
обеспечению новых микрорайонов города учреждениями культуры, местами проведения досуга и отдыха;
созданию условий для объединения усилий и координации в целях развития культурной сферы всех ее звеньев.
2.5. Социальная защита населения
Для города с существенной социальной дифференциацией важно добиться сбалансированности социальной структуры для избежания социальной напряженности.
В настоящее время 35% населения города составляют лица нетрудоспособного возраста (дети, пенсионеры, инвалиды), нуждающиеся в различных видах социальной помощи.
Нынешний этап развития характеризуется новыми социально-экономическими реалиями, которые обуславливают появление проблем социальной защиты иного качества и уровня:
повышение нагрузки коммунальных платежей на семейный бюджет, явившееся следствием реформирования жилищно-коммунального комплекса. Эта проблема требует адекватных мер социальной защиты малоимущих слоев населения в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг;
пассивность участия институтов гражданского общества и самого населения в сфере социальной защиты;
отсутствие обоснованных критериев и норм предоставления социальной помощи и поиска новых адекватных решений социальных проблем.
Для смягчения негативных последствий бедности, уменьшения социального неравенства, актуальным становится выполнение задач:
перехода от преимущественно категориального предоставления социальной помощи к заявительно-адресному;
обеспечения максимально эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;
обеспечения доступности для инвалидов зданий и сооружений торговли, культуры, средств транспорта, связи и информации;
развития самоокупаемости социальных услуг в сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки.
2.6 Молодежная политика
Молодое поколение - это потенциал социального и экономического развития Барнаула, требующий к себе особого внимания. До 40% населения города составляют люди моложе 30 лет. Чрезвычайно важна поддержка молодежных прогрессивных инициатив, пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивного мышления молодежи.
Для создания условий всесторонней профессиональной и творческой самореализации молодых людей, а также вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь города, необходимо решить следующие задачи:
сохранить доступность образования, в т.ч. высшего профессионального;
обеспечить информированность молодежи о возможностях участия в общественной и политической жизни города;
вести работу по предупреждению ассоциального поведения молодежи и воспитательному воздействию на подрастающее поколение;
разработать механизм поддержки молодежного предпринимательства;
материально и творчески поддерживать талантливую молодежь.
В стратегии предложен ряд мер, направленных на решение стратегических задач в области молодежной политики. В их число входят: развитие досуговых центров для несовершеннолетних по месту жительства; социальная поддержка молодых людей, столкнувшихся с проблемой наркомании; материальная поддержка творческой, талантливой молодежи на основе учреждения специальных городских стипендий и грантов; развитие существующей системы образования.
2.7. Трудовые отношения, занятость населения
В течение последних лет деятельность администрации города направлена на решение задач, связанных со становлением системы регулирования социально-трудовых отношений в городе путем социального партнерства, построения системы муниципального управления охраной труда, соблюдения трудового законодательства на предприятиях города.
Несмотря на улучшение ситуации на рынке труда города, острыми остаются проблемы:
привлечения и закрепления на производстве молодежи;
грамотного применения норм Трудового кодекса в части гарантий работникам, совмещающим работу с обучением, заключения ученических договоров;
отсутствие долгосрочных и среднесрочных прогнозов изменения профессионально-квалификационной структуры работников;
нарушения трудового законодательства в предпринимательском секторе экономики.
Стратегическая цель в области труда и занятости ближайшего десятилетия - организация эффективного функционирования социально-трудовой сферы города. Исходя из нее, усилия по вопросам трудовых отношений будут направлены на решение следующих задач:
содействие развитию кадрового потенциала. На особом контроле должен находиться вопрос профессионализации подростков 15-18 лет. За каждым работающим подростком должен быть закреплен наставник;
повышение заработной платы в реальном секторе экономики, восстановление стимулирующей роли заработной платы, предотвращение скрытых форм оплаты труда;
формирование муниципальной системы управления охраной труда. Стабилизация показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
создание в городе эффективной системы социального партн?рства.
Основные задачи реализации политики города в сфере занятости населения в долгосрочной перспективе:
повышение мотивации незанятого населения к трудовой деятельности посредством реализации активных программ по занятости населения;
дальнейшее развитие системы профессионального обучения, переподготовки безработных граждан и незанятого населения;
координация деятельности обучения профессиональных училищ в целях подготовки рабочих высокой квалификации, необходимых на рынке труда.
III. Устойчивая городская среда
Под городской средой понимается совокупность используемых и воспринимаемых городских пространств от первичных, частных (двор, домовладение) до общезначимых городских (улицы, площади, бульвары, скверы, и пр.). Городское пространство самым существенным образом влияет не только на ежедневное поведение и мироощущение горожан, но и на долгосрочные и фундаментальные процессы становления гражданского общества: ценности, доверие к общественным институтам, взаимоотношения социальных групп, нормы и стереотипы поведения, отношение к историческому наследию и условия формирования молодежи.
3.1. Экология и охрана окружающей среды
Главными проблемами в области охраны окружающей среды в городе остаются:
загрязнение воздуха в результате выбросов промышленных предприятий и транспорта;
загрязнение поверхностных водных ресурсов и подземных вод;
постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления.
Стратегия действий в области охраны окружающей среды до 2010 года будет включать в себя мероприятия по г. Барнаулу, предусмотренные постановлением главы администрации Алтайского края от 17.10.2003 N529 "Основные направления по улучшению экологической обстановки, использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов Алтайского края на 2003-2010 гг.", а также мероприятия, входящие в программу "Здоровье Барнаула на 2004-2008 гг.".
Основными задачами в обеспечении природоохранных мероприятий являются:
разработка мероприятий по сокращению объемов образующихся отходов и вредных веществ за счет технологического перевооружения, внедрения передовых экологически безопасных технологий в промышленности, жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве, а также современных методов и средств обезвреживания и переработки отходов;
совершенствование систем учета и контроля за состоянием природных ресурсов;
повышение уровня экологического образования населения;
предотвращение развития водной эрозии, оползней и разрушения берегов в бассейне реки Обь;
предотвращение затопления и подтопления территорий и объектов экономики при паводках и наводнениях в бассейне реки Обь;
повышение уровня безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений.
3.2. Инфраструктура рынка недвижимости
Городское пространство образовано множеством связанных с землей недвижимых объектов, включая застройку, дороги, озеленение, иные элементы благоустройства, а также искусственный и естественный ландшафт.
Проблемы городской среды следует рассматривать в институциональном аспекте, прежде всего в связи с ситуациями на рынке недвижимости, условиями доступа к земельным участкам, правовыми и организационными условиями градостроительной деятельности и с проводимой в городе градостроительной политикой.
Сегодня ситуация на рынке недвижимости города характеризуется следующими проблемами:
требует доработки правовое обеспечение рынка недвижимости в плане инвентаризации объектов недвижимости на территории города и сведений земельного кадастра;
неравномерно развиты отдельные секторы рынка недвижимости: хорошо развит рынок квартир, отстает рынок коммерческой и промышленной недвижимости и рынок земельных участков;
процедура согласования технических условий носит усложненный характер и связана с долгими временными издержками;
не обеспечено надлежащее финансирование предпроектных исследовательских работ и изысканий по целому ряду взаимосвязанных направлений: инженерная геология и гидрогеология; измерение уровней загрязнения среды; исследования рынка недвижимости, инвестиционных предпочтений и обоснование приоритетных площадок под строительство и реконструкцию;
крайняя дефицитность городского бюджета сдерживает развитие городской инфраструктуры и реализацию городских программ. Недостаточна еще роль доходов от городской недвижимости, в г. Барнауле эта доля не превышает 4 %;
в отрасли управления городским развитием ощущается нехватка квалифицированных кадров, способных решать нетрадиционные и междисциплинарные задачи, связанные с переходом к новым формам градостроительного регулирования.
Важной мерой в последовательном достижении совершенствования городской среды является развитие транспортного комплекса Барнаула. Она предусматривает ежегодное выполнение мероприятий по дальнейшему усовершенствованию маршрутной сети, достижению регулярности движения на маршрутах городского и пригородного сообщения не менее 85% от запланированных рейсов, упорядочению системы предоставления льгот с дальнейшим переходом на выплату адресных компенсаций малообеспеченным гражданам, повышению культуры обслуживания и развитию транспортной инфраструктуры.
В рамках программы "Здоровье Барнаула", утвержденной решением Барнаульской городской Думы, разработана схема развития магистралей и транспортных узлов города до 2010 г.
Цель развития инфраструктуры рынка недвижимости связана, в основном, с градостроительными преобразованиями, направленными на повышение привлекательности городской среды, рационализацию землепользования, совершенствование транспортной системы и экологической ситуации.
Для последовательного улучшение городской среды необходимо решение следующих задач:
переход к интенсивному градостроительному развитию, при котором используются, в основном, внутренние резервы города и совершенствование транспортной системы города;
возрождение проблемных территорий (районов жилой застройки низкого качества, городского центра, неэффективно используемых территорий промышленных и коммунально-складских зон);
улучшение качества окружающей среды.
3.3. Градостроительная политика города
Строительство в Барнауле должно осуществляться только по утвержденному генеральному плану, сформированному с учетом всех существующих норм и требований. В развитие генерального плана города:
Разработана схема перспективного строительства, ведется работа по составлению схемы территориального зонирования г. Барнаула;
Разработан многочисленный ряд схем раздела территорий промпредприятий и застройки отдельных кварталов, в том числе поселков индивидуальной застройки;
3. Создана схема существующих тепловых сетей Западного сетевого района;
4. Переработаны, с учетом нового Земельного кодекса РФ, "Правила застройки г. Барнаула".
Цель градостроительного развития города связана со стимулированием интенсивного градостроительного развития Барнаула.
Кардинальная задача - перейти от экстенсивного освоения территорий, характерного для социалистической эпохи, к интенсивному использованию внутренних резервов в пределах уже сложившихся и недостаточно эффективно используемых территорий, и к четкому выбору приоритетов в пределах этих территорий.
Достижение цели градостроительного развития г. Барнаула станет возможным после решения следующих задач:
обеспечения ясных правовых условий предоставления земельных участков;
создания благоприятных и равных возможностей для привлечения частного капитала в процесс городского развития;
передачи части неэффективно используемого городского имущества управляющим (сервейинговым) компаниям;
разработка системы предоставления полноценной информации о рынке недвижимости, ее беспрепятственная доступность, что является важнейшим инструментом для стимуляции частных инвестиций;
выделение приоритетных территорий городского развития для привлечения инвестиций без распыления средств по всей городской территории.
3.4. Развитие жилищной сферы ЖКХ и благоустройство
Для успешного развития экономики, общества и городской среды, крайне важно добиться решения проблем жилищно-коммунальной сферы. От их решения зависит состояние городского бюджета, динамичное развитие бизнеса, благополучие горожан. Поэтому цели и приоритеты развития ЖКХ определены, с учетом интересов и проблем деятельности заинтересованных субъектов.
Интересы населения
Население заинтересовано, с одной стороны, в получении качественных жилищных и коммунальных услуг, с другой стороны, плата за эти услуги должна быть разумной, т.е. не превышать определенной доли семейного бюджета и не уменьшать потребление других жизненно важных социальных благ.
Интересы бюджетного сектора
Таким образом, с точки зрения администрации, цель реформирования отрасли заключается в уменьшении расходов бюджета на финансирование ЖКХ путем доведения
уровня платежей населения за ЖКУ до государственных стандартов, снижения объема дотаций предприятиям ЖКХ, создания стимулов у бюджетных организаций к экономии энергоресурсов и обеспечения прозрачности естественных монополий и предприятий ЖКХ. Высвобожденные средства при этом могут быть направлены на усиление поддержки малоимущих семей и улучшение среды их обитания.
Интересы частного бизнеса
Интересы предпринимателей (как крупных, так и мелких), действующих на территории города, в первую очередь, состоят в минимизации издержек и рисков, связанных с использованием коммунальных услуг и инженерной инфрастуктуры.
Наконец сама отрасль ЖКХ могла бы быть привлекательной сферой для деятельности частных предприятий.
Цель развития и реформирования жилищно-коммунальной сферы - это эффективное функционирование предприятий ЖКХ и повышение качества их услуг.
В рамках достижения стратегической цели реформирования жилищно-коммунальной сферы, выделяются два направления развития, связанные, во-первых, с развитием жилищного сектора, а во-вторых - с развитием инженерной инфраструктуры города.
Развитие жилищного сектора в свою очередь характеризуется изменением двух аспектов: экономического и социального.
1. Экономические аспекты реформирования жилищного сектора
При реализации данного направления проекта решаются задачи, связанные с созданием конкурентной среды на рынке ЖКУ и повышением эффективности работы предприятий ЖКХ, совершенствованием институциональной среды для развития частного бизнеса в части регулирования локальных естественных монополий, экономии бюджетных расходов.
Задачи экономического блока реформ в жилищной сфере:
демонополизация в сфере обслуживания жилищного фонда и привлечение частного капитала;
обеспечение участия граждан в управлении жилищной сферой и дальнейшее стимулирование создания ТСЖ;
формирование резервного фонда свободного муниципального жилья для отселения неплательщиков за ЖКУ;
повышение прозрачности деятельности естественных монополий и обеспечение ясных и предсказуемых правил подключения к сетям;
обеспечение 100% собираемости коммунальных платежей;
создание экономических стимулов к экономии ресурсов для населения и бюджетных учреждений.
2. Социальные аспекты реформирования жилищного сектора
Более четверти населения Барнаула - малоимущие, именно их, в первую очередь, затронут последствия рыночных преобразований в отрасли. Поэтому в рамках данного направления ставится цель обеспечить выполнение социальных гарантий малоимущим и повысить эффективность социальной защиты этой группы населения.
Задачи социального блока реформ в жилищной сфере:
развитие системы адресных субсидий и обеспечение контроля целевого использования адресных субсидий;
создание программы предоставления социального жилья;
подготовка к внедрению единого пособия по нуждаемости;
общественная поддержка программы реформирования ЖКХ.
3.5. Инженерная инфраструктура города
Энергетическая безопасность города является одним из главных условий его устойчивого развития. Энергосистема Барнаула является дефицитной по мощности и энергии. За счет собственного производства обеспечивается 40% потребности в электроэнергии, недостающий ресурс поступает с оптового рынка перетоков ОЭС Сибири.
Если дефицит электрической энергии можно закрыть за счет ФОРЭМа, то дефицит тепла можно закрыть только по месту его потребления. Сегодня в городе сформирована разветвленная сеть тепловых сетей протяженностью более 760 км. Доля централизованных источников в тепловом балансе города составляет 83%.
Для стабильно устойчивого энергоснабжения Барнаула с 2000 г. в городе принимаются программы энергосбережения. Сейчас реализуется программа, утвержденная на 2002 - 2004 гг.
В сфере управления инженерной структурой города, для достижения стратегической цели - создание безопасной и благоустроенной городской среды, обеспечивающей комфортные условия жизнедеятельности, необходимо решить в долгосрочной перспективе следующие задачи:
проведение реконструкции существующих систем коммунального тепло- и водоснабжения;
повышение качества предоставления бытовых услуг;
развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий, установка приборов учета;
ведение пообъектного учета ресурсопотребления;
продолжение реализации программы газификации города.
По каждому из выбранных стратегических направлений определены меры по реализации стратегических задач, выделенные в отдельный (IV) раздел Стратегии.
Позитивные последствия реализации основных положений Стратегии развития города Барнаула в максимальной степени проявятся в развитии городского сообщества. Повышение уровня жизни основной части населения приведет к улучшению комфортности проживания. Реальные денежные доходы в 2010 году возрастут к уровню 2002 года в 2 раза, устойчиво опережая инфляцию на 4-5%. Повышение уровня жизни будет способствовать улучшению основных демографических показателей - средняя продолжительность жизни увеличится за соответствующий период с 66 до 68 лет.
Чтобы обеспечить процесс качественного обновления основных фондов производственного сектора экономики, объем производственных инвестиций должен возрасти в 2 раза к уровню 2002 года. Необходимо уже в среднесрочной перспективе обеспечить темп роста промышленного производства не ниже 7% за год, поддерживая такой режим ближайшее десятилетие, чтобы обеспечить реализацию поставленной Президентом задачи по удвоению ВВП за это время.
Уровень регистрируемой безработицы сохранится на уровне - менее 1% от численности экономически активного населения.
Успешная реализация стратегических целей и задач развития города совместными усилиями власти, бизнеса и горожан позволит нашему любимому Барнаулу успешно развиваться в XXI веке в интересах каждого из его жителей и всей России!
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу