Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

В продаже имеются сборники


Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Выпуск 1 / Под. ред.
Е.И. Нарожный (отв. редактор); С.Л. Дударев (отв. за выпуск); В.Б. Виногра-дов
(гл.ред. серии); П.В. Соков (отв. секретарь); И.И. Басов (оригинал-макет). –
Армавир, 2003. 216 с. 400 руб

Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Выпуск 2 / Под. ред.
Е.И. Нарожный (отв. редактор); С.Л. Дударев (отв. за выпуск); В.Б. Виногра-дов
(гл.ред. серии); П.В. Соков (отв. секретарь); И.И. Басов (оригинал-макет). –
Армавир, 2003. 276 с. 500 руб

Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Выпуск 3 / Под. ред.
Е.И. Нарожный (отв. редактор); С.Л. Дударев (отв. за выпуск); В.Б. Виноградов
(гл.ред. серии); П.В. Соков (отв. секретарь); И.И. Басов (оригинал-макет). –
Арма-вир, 2004. 350 с. 500 руб

Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Выпуск 4 / Под. ред. Е.И.
Нарожный (отв. редактор); С.Л. Дударев (отв. за выпуск); В.Б. Виноградов
(гл.ред. серии); П.В. Соков (отв. секретарь); И.И. Басов (оригинал-макет). –
Арма-вир, 2004. 404 с.  500 руб

Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Выпуск 5 / Под. ред.
Е.И. Нарожный (отв. редактор); С.Л. Дударев (отв. за выпуск); В.Б. Виногра-дов
(гл.ред. серии); П.В. Соков (отв. секретарь); И.И. Басов (оригинал-макет). –
Армавир, 2005. 406 с.  650 руб

Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Выпуск 6 / Под. ред.
Е.И. Нарожный (отв. редактор); С.Л. Дударев (отв. за выпуск); В.Б. Виноградов
(гл.ред. серии); П.В. Соков (отв. секретарь); Е.В. Муравенко (оригинал-макет).
– Армавир, 2006. 268 с. 500 руб

Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Выпуск 7 // Нарож-ный
Е.И., Охонько Н.А. Новопавловский могильник XIV века в системе евразий-ских
древностей / Под. ред. С.Н. Савенко. – Армавир, 2007. 176 с. 400 руб

Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Выпуск 8 / Под. ред.
Е.И. Нарожный (отв. редактор); П.В. Соков (отв. за выпуск); С.Я. Березин (отв.
сек-ретарь); Е.В. Муравенко (оригинал-макет). – Армавир, 2007. 326 с. 500 руб

Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Выпуск 9 // Под. ред.
Е.И. Нарожный (отв. редактор); П.В. Соков (отв. за выпуск); С.Я. Березин (отв.
сек-ретарь); Е.В. Муравенко (оригинал-макет). – Армавир, 2008. 204 с. 500 руб

Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Выпуск 10 // Под.
ред. Е.И. Нарожный (отв. редактор); П.В. Соков (отв. за выпуск); И.И. Басов
(отв. секретарь); В.И. Плютов (оригинал-макет); С.Н. Кореневский, В.Н. Чхаидзе,
И.А. Дружинина. – Армавир, 2009. 213 с.  500 руб

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ  (СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ)
/ Под ред. Е.И.Нарожного. Армавир. 2007. № 1. 162 c. стоимость 300 р.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ II / под ред. Е.И. Нарожного. Армавир. 2008. 154 с. стоимость 300 р.

Е.И. Нарожный Средневековые ко-чевники Северного Кавказа (Неко-торые
дискуссионные проблемы эт-нокультурного взаимовоздействия эпохи Золотой Орды)
Армавир. АГПУ. 2005. 210 с.  стоимость 400 р.


 


Сканы титульных
листов


http://foto.mail.ru/bk/ira8...


Содержание
сборников


http://blogs.mail.ru/bk/ira...



Археология Кавалеровского района

Долина реки Зеркальной - одно из тех мест, которое демонстрирует стабильность заселе-ния ограниченной экологической ниши на протяжении почти 20 тыс. лет. В это время во взаимоотношениях населения с природной средой происходили существенные изменения, сказавшиеся на местах расположения стоянок, технико-типологических особенностях орудийного набора. Уникальность долины проявляется в широкомасштабности археоло-гического изучения территории, которое позволяет констатировать высокую плотность и концентрацию здесь разновременных стоянок. Это дает возможность утверждать, долина реки Зеркальной представляет собой в высокой степени привлекательную среду обитания. Речные долины по богатству, разнообразию и предсказуемости ресурсов не только близки высокопродуктивным ландшафтам побережья, но и имеют преимущества (наличие пре-сной воды, удобных прибрежно-мелководных маршрутов для передвижения). С другой стороны море оказывает огромное влияние на микроклимат долины. Бассейн Японского моря с востока и цепь горных хребтов Сихотэ-Алиня с запада определяют муссонный ха-рактер климата прибрежных районов с сезонной сменой воздушных масс. Воздействие океанических компонентов обуславливает относительно прохладное и влажное лето в до-лине реки и мягкую зиму со сравнительно непродолжительным и маломощным смежным покровом. Богатству и разнообразию растительности соответствует животный мир, вклю-чающий виды высокогорной и таёжной фауны, также дополняемый ихтиофауной реки и моря.
Бассейн реки Зеркальной связан с юго-восточной экспозицией горной системы Сихотэ-Алинь. Основная масса стоянок (более 25) сосредоточена в среднем течении в 25-30 км от устья реки. В пределах этой части долины выделяются три зоны концентрации: террасы обоих берегов реки Зеркальной в 3,5-4,5 км ниже по течению с.Устиновки, долины и меж-дуречье её притоков рек Курчумки и Садовой (правый берег в районе с.Суворово), стоян-ки левого берега у с. Богополь.
Основная задача работы - исследование культурной динамики в долине р. Зеркальной в контексте природно-исторических событий на всем временном отрезке.
На сегодняшний день, при изучении "зеркальнинской археологии" неискушенный, но внимательный исследователь несомненно столкнется с путаница связанной с индексацией памятников. И если авторство открытия и порядок индексации памятников у с. Устиновка на сегодняшний день более или менее ясна, то с теми же вопросами по памятникам у с. Богополь ситуация остается запутанной. Это связано, в большей степени, с малочисленно-стью и разноречивостью упоминания этих памятников в литературе. Более или менее полная информация о них проходит, в основном, только по полевым отчетам экспедиций Андреевой Ж.В. (Полевой отчет 1961 года), Васильевского Р.С., Дьякова В.И., Гладышева С.А., работавших в долине практически в одно и тоже время в начале 80-х гг. Дополни-тельную путаницу в этом вопросе прибавил выход в 1991 году издания "Памятники исто-рии и культуры Приморского края. Материалы к Своду", претендующего, в свою очередь, на наиболее полное освещение проблемы, абсолютно игнорируя при этом результаты раз-ведочных работ новосибирских исследователей 1981, 1983 гг. В середине 90-х годов, в связи с возобновлением работ у села Богополь, делается попытка разобраться в сложив-шейся ситуации (Васильевский, Крупянко, Табарев, 1997). При этом, анализируется си-туация с памятниками, фигурирующими в Отчетах Васильевского Р.С. и Гладышева С.А., а два объекта в 10 км выше с. Богополь (по отчету Андреевой Ж.В. 1961 года), вслед за Хоревым В.А. (Хорев, 1978), фиксируются как один (Богополь 2 по индексации "Мате-риалам к Своду"). В упомянутых "Материалах к Своду" повторяется ситуация, с сокраще-нием количества местонахождений у села Богополь. Только на этот раз из числа таковых исключен памятник, фигурирующий в отчете Андреевой Ж.В., "в 2 км к западу от села, на первой надпойменной террасе, в месте впадения в реку ручья" (Андреева, 1961, С.28-29). Это, на наш взгляд, может быть связано (учитывая 20-ти летний разрыв между посеще-ниями данного местонахождения Андреевой Ж.В. и Дъяковым В.И.) с уточнением места расположения данного памятника, поскольку тут же дается памятник Богополь под индек-сом 6, со ссылкой на авторство Дьякова В.И., "в 3-4 км к северо-западу от поселка, на вы-сокой левой береговой террасе реки" ("Материалы к своду", с.231). Такая же ситуация на-блюдается с памятниками, попавшими в отчет Дьякова В.И. - в отчете их 3, а в "Материа-лах к Своду" - только два. Исключен из "списка" объект "вероятно не один, а несколько близко расположенных памятников, к юго-востоку от села, по дороге в с.Зеркальное" (Дьяков В.И., С. ), упоминание которого мы находим в публикации результатов разведоч-ных работ в 1983 году новосибирских археологов: "… расположен на левом берегу реки Зеркальной в 7км к юго-востоку от села Богополь. Находки обнаружены на второй 10-ти метровой надпойменной террасе, частично разрушенной карьером" (Гладышев С.А., С.90-91). В свою очередь, в отчете новосибирских археологов за 1981 г. говорится о двух пунк-тах у с. Богополь (Васильевский, 1981, С. ), где мы находим уже встречаемое нами ранее описание местонахождения "на левом берегу реки, не доезжая 4 км до пос. Богополь, на заросшем останце 20-ти метровой террасы" и "в 500 западнее, на осыпи карьера на 15-ти метровой террасе".
С другой стороны, в "Материалах к Своду" появляются два индексированных пункта, рас-положенных к западу о села Богополь (практически на современной окраине), на двух бе-регах одного и того же ручья: "к западу …, сразу за селом на мысу…, омываемом с восто-ка ручьем" (Андреева, 1961, С.28-29); "в 0,5 км к северо-западу от поселка, на 10-15 мет-ровой террасе правого берега ручья" (Дьяков, 1981, С ), что, принимая во внимание отме-ченный выше временной разрыв между исследованиями, на наш взгляд, является искусст-венным разделением одного памятника на два.
Обращение к теме индексации богопольских памятников вызвано проведением разведоч-ных раскопок на двух пунктах: у водомерного поста на южной окраине села, и в 3 км за-паднее села на террасе левого берега впадающего в Зеркальную ручья. Исходя из выше изложенного - первый ранее не был известен, второй мог быть "открыт" к моменту прове-дения там последних работ трижды. Поскольку индексация, предложенная "Материалами к Своду", по ряду описанных причин, практически не может быть использована в даль-нейшей работе, считаем логичным предложить индексировать лишь пункты с сохранив-шимся на сегодняшний день культуросодержащим слоем, с презентабельным разведоч-ным материалом, или подвергшихся стационарным исследованиям. Так, исходя их оценки сложившейся современной ситуации и ориентируясь на последние публикации, затраги-вающие в той или иной степени данную проблему (Вас., Круп., Таб., 1997, С.30-32), счи-таем возможным, в рабочем варианте, индексировать памятник у водомерного пункта как Богополь 3, а памятник в 3 км западнее села па террасе правого берега ручья севернее до-роги Кавалерово - Зеркальное как Богополь 4. В дальнейшем предлагается номерную ин-дексацию памятников связывать с указанными выше критериями, с учетом максимально полной информации об исследованиях, проведенных ранее на данной территории.
К настоящему времени в долине р.Зеркальной, берущей начало на восточных склонах Си-хотэ-Алиня и впадающей в Японское море обнаружено около 70 разновременных памят-ников.
Археологическое изучение данного района ведется уже более 100 лет. Первые упомина-ния о средневековых памятниках дают нам Венюков М. (1854) и Арсеньев В.К., посетив-ший долину в 1906 г. В 1954 г. геологом Петрунем В.Ф. в 30 км от устья обнаружено ме-стонахождение каменных орудий - Устиновка-1, впоследствии неоднократно привлекав-ший внимание ученых и подвигнувшее их к систематическому изучению данного района. Геолог Денисов Е.П. в 1959 г. обнаружил в устье р.Зеркальной памятник с керамикой. В 1961- 66 гг. разведки и раскопки на памятнике Устиновка-1 произвела Андреева Ж.В.. В 1963-68 гг. в долине работала экспедиция Окладникова А.П., в 1980-81, 1984, 1986 гг. экс-педиция Васильевского Р.С.; в 1980-84 и 1994-99 гг. и Дьякова В.И. на памятнике Усти-новка-4 (вскрыто 1520 кв.м.) На сегодняшний день работы продолжаются совместной ар-хеологической экспедицией лаборатории КНИИ ДВГУ (г.Владивосток) под руководством Крупянко А.А. и отрядом ИАиЭ СО РАН (г.Новосибирск) под руководством Табарева А.В.
На сегодняшний день в научной литературе имеется три концепции, касающихся проблем интерпретации устиновских местонахождений. Первая - концепция "устиновского архео-логического комплекса" Кононенко Н.А., Гарковик А.В.; концепция "устиновской культу-ры" Дьякова В.И.; и последняя - концепция "устиновской индустрии" Табарева А.В., Кру-пянко А.А. По локализации памятников долину можно разделить на три участка: на четы-ре участка: верхнее, среднее, нижнее течения, а также приустьевая прибрежная часть. Древнейшие памятники Устиновка-1 - 6 и Суворово-1 - 6 расположены в среднем течении. Большинство памятников дислоцируются на 2 и 3 надпойменных террасах р.Зеркальной.
Наличие на памятниках пластинчатой и микропластинчатой техники, характерные типы орудий, техники обработки, отсутствие керамики, общая стратиграфическая ситуация ста-вит вопрос о единой традиции, культурной привязанности и хронологической близости памятников верхнего палеолита. Для ряда памятников этой эпохи получены следующие даты: Суворово-4 - 15300+140 (Ки-3202)(Кузьмин, 1990, 1991; Васильевский, Гладышев, Табарев, 1992); 15105+110 (АА-9463)(Кузьмин, 1994); 15900+120 (АА-36626)(Крупянко, Табарев, 2001); 15340+90 (АА-36625)(Крупянко, Табарев, 2001); Устиновка-6 - 11500+240 л.н. (GEO-1412) и 11750+620 (СОАН-3538); Устиновка-3 - 10500 л.н. (OSL), 9305+31 л.н.(Университет Рикоку) (Кононенко, 2001) относящие их к концу верхнего палеолита. Результаты последних работ на памятнике Устиновка-5 свидетельствуют о возможности существования в долине более ранних памятников. На памятнике в 1999 г. А.А. Крупянко была собрана коллекция типологически древних артефактов из липарита, такие же липа-ритовые комплексы обнаружены на стоянках Суворово-мастерская и Садовая-4. В пользу вероятного более раннего заселения говорят также находки дефлированных артефактов на памятниках Суворово-4, Устиновка-4.
В настоящее время в долине р. Зеркальной известно 12 местонахождений, которые так или иначе относятся к неолитическому времени (ни об одном из них нельзя говорить со сто-процентной уверенностью, неолитический материал присутствует на памятниках в каче-стве инокомпонентного или очень не выразителен). 6 из них находятся в устье, 5 в сред-нем течении реки. Но, несмотря на достаточное количество памятников с неолитическими находками, период неолита остается наименее изученным на этой территории. Ни на од-ном из памятников не было проведено стационарных раскопок, и известны лишь по подъ-емным сборам или разведочным траншеям и шурфам. Таким образом, вопрос о неолите в долине до недавнего времени оставался открытым. Крупянко А.А. и Табарев А.П. неодно-значно отзывались о возможности нахождения неолита в среднем течении реки.
(Крупянко А.А. Диссертация. с.26: Достоверные свидетельства о наличии в рассматри-ваемом районе памятников неолитической эпохи до сих пор не зафиксированы. Как нам представляется, за этим фактом скрывается не только сложный процесс хозяйственных и климатических изменений в раннем голоцене, но и изменения демографического и даже этнического характера. Вероятность обнаружения здесь неолитических памятников, на наш взгляд, невелика.
В независимости от того, какую из трех концепций развития палеолита в долине р.Зеркальной считать правомерной, все авторы сходятся в одном, - что последний этап развития (стоянка Устиновка-3) палеолитической индустрии является переходным к руд-ненской неолитической культуре. Кузнецов А.М. вообще определяет этот памятник как мастерскую рудненской культуры. Это единственное свидетельство причастности носите-лей рудненской культуры к неолитической эпохе долины р.Зеркальной. Все остальные стоянки дают материал, относящийся к зайсановской культуре и даже бойсманской.
В отчетах Андреевой Ж.В. упоминается два неолитических памятника, представленных керамикой с отпечатками гребенчатого штампа, сгруппированного в орнаментальные по-лосы.
Зайсановская керамика до последнего времени была известна на следующих памятниках: Усть-Зеркальное-5 (1 фрагмент), Усть-Зеркальное-6 (1 фрагмент), оз.Зеркальное (Гарко-вик А.В., 1965). В последнем случае речь идет о керамике со струйно-гребенчатым орна-ментом, которую автор сравнивает с керамикой со стоянки Зайсановка-1, собственно и давшей название этой культуре. Она же говорит ещё об месте "…к западу от села Бого-поль…", где была обнаружено подобная керамика, украшенная струйно-гребенчатом ор-наментом. В 2000 г. в 3 км к западу от с. Богополь был обнаружен новый памятник Бого-поль-4 (Крупянко, Табарев, Рожков 2000). На памятнике была собрана коллекция из 12 керамических артефактов. Для 10 из них сырьем служила глина с отощителем до 70%, в качестве которого использовался тальк (размер зерна до 1 мл). Цвет черепка в изломе рав-номерный, черный. Черепок плотный, крепкий, изнутри лощеный. Орнаментирован косой гребенкой. Ближайшие аналогии прослеживаются на памятнике Реттихова-геологическая в Черниговском районе, относящейся к финальному этапу зайсановской неолитической культуре (также Синий Гай). 2 фрагмента: один с меандровым орнаментом, второй - гре-бенка - толщиной до 6 мл, в качестве отощителя использовался песок до 3 мл. Цвет череп-ка в изломе неравномерный, изнутри черного цвета, имеются следы нагара.
Ещё один фрагмент зайсановской керамики известен с памятника оз.Утиное (Табарев, Крупянко, Рожков, 1999). Большой интерес представляют 2 фрагмента керамики с памят-ника оз.Утиное. Первый фрагмент найденный Семиным П.Л. в 1985 г. - орнаментирован-ный фрагмент венчика, орнамент в виде оттиска отступающей лопаточки. В изломе чер-ный, керамика плотная, в качестве отощителя использовался кварцевый песок с размером зерна 0,3 - 0,5 мл. Второй найден Крупянко А.А. в 1999 г. - фрагмент тулова орнаментиро-ванная косым зигзагом, выполненный зубчатым колесиком. Цвет в изломе не равномер-ный, черно-бурый. Аналогичный орнамент встречается на памятниках бойсманской не-олитической культуры. Это даёт основание предположить о возможности существования памятников бойсманской культуры в приустьевой части р.Зеркальной. Такая же керамика известна на памятнике Синие Скалы (сообщение Андреевой Ж.В.).
Дополнительную информацию к размышлению о неолите в долине р. Зеркальная дают да-ты 5000 л.н. с Суворово-6 и 3695+50 (АА-32663), полученная из разреза Стоянки Суворо-во-3 (Кроме этой даты, после исследований 1997-98 гг. есть все основания говорить о мультикомпонентности комплекса Суворово-3. К ранее уже упоминавшимся обломкам альгоматолитовых бусин добавились два небольших и невыразительных фрагмента кера-мики. Первый был найден в траншее - лепка ручная темно-оранжевый, внутренняя сторо-на бурая, без орнамента, второй - в кв 0`-8 в раскопе - тонкий, серовато-коричневый, руч-ной лепки, без орнамента.
К бронзовому веку можно отнести с разной степенью достоверности 16 памятников (Зер-кальная-спортлагерь, Усть-Зеркальная-6, Усть-Зеркальная-4, Зеркальное-1, Богополь-1 (Гладышев), Богополь-2 (Гладышев), Богополь-1 (Андреева), Богополь-3 (Андреева), Бо-гополь-5, Пьяный ключ, Ручей Кривой, Суворово-6, Суворово-8, Зазеркальное-2, Усти-новка-4, Орлиное гнездо) лидовской культуры, расположенными практически по всему течению реки. Большинство из них известно лишь по разведочным работам. И лишь на 5 из них проводились стационарные раскопки: Пьяный ключ, Устиновка-4, Усть-Зеркальная-4, Суворово-6, Суворово-8.
Суворово-6 раскапывалось в 1990-93, 1996 гг., вскрыто 281 кв. м., есть серия дат: 2960+90 (ГИН-7234), 2935+50 (СОАН-3023), 2320+55 (СОАН-3022).Суворово-8 раскапывалось в 1998-2000 гг., вскрыто 71 кв. м., даты 2355, 2560.
Разведочные работы и раскопки на памятнике Пьяный ключ производились экспедицией ДВГУ в 1981-83 гг. Для лидовского слоя характерны керамические сосуды с небольшими венчиками в виде воротничков и карнизиков, изделия из кремня и шлифованного камня (Бродянский Д.Л., Дьяков В.И. Приморье у рубежа эр, Владивосток 1984 гг., с 58).
На памятнике Усть-Зеркальная-4 вскрытая площадь составила 222 кв.м. - в основном это мохэский слой. Часть раскопа (вне границ мохэского жилища) позволила изучить непо-тревоженные участки лидовского слоя, в том числе жилище, представленное ступенчатой выемкой-котлованом. Верхняя ступень оформлена почти вертикальным уступом, высотой 0,25 м. На дне этой выемки обнаружено несколько ям и небольшие зольные скопления. В коллекции три развала сосудов амфоровидной и горшковидной форм, тонкостенные, ло-щенные, 2 обломка и заготовка ножа, 2 топора прямоугольных в сечении, мотыги, грузила (Дьяков В.И. Приморье в эпоху бронзы, Владивосток, 1989. с. 112-113). Устиновка-4 - комплекс эпохи бронзы включает: обломки керамических сосудов плоскодонных, тонко-стенных, лощеных, плечиковую мотыгу, обломки шлифованных тесел, грузило, обломок шлифованного наконечника стрелы, цилиндрическую бусину (Дьяков В.И. Приморье в эпоху бронзы, Владивосток, 1989. с. 115). В последнее время единственным исследовав-шимся памятником бронзового времени стала стоянка Суворово-8. Раскопки на нем ве-лись в течении 1998-2000 гг.
Памятники железного века тяготеют к нижнему течению реки (Зеркальная-4, . Самым удаленным от устья считается частично раскопанный памятник Пьяный ключ (25-27 км от моря), относящийся к янковской археологической культуре. Интерес представляют рабо-ты последних лет на памятниках среднего течения - Суворово-8, где были обнаружены фрагмент толстостенной керамики с пальцевым оттиском и железный наконечник стрелы; а также Суворово-9, где найдены 2 фрагмента венчиков с пальцевым оттиском, относя-щихся к польцевско-ольгинскому времени. Известны пункты, где слой железного века пе-рекрывает слои бронзового века.
Мохэские памятники располагаются в приустьевой части р.Зеркальной. Представлены не-большими поселениями. Средневековые городища и селища занимают как вершины сопок (Горнореченское-1,2) так и низменные части долины: Садовый ключ, Усть-Садовая, Суво-рово городище относятся к бохайскому и чжурчженьскому периодам. К средневековым относятся и дорога между селами Суворово и Брусиловка и вал у с.Зеркальное. О наход-ках средневековой керамики есть сообщения из с. Синегорье, а так же три местонахожде-ния к западу от с.Устиновка.
Главную роль в выборе экологической ниши древними в финальном плейстоцене, опреде-лившим облик каменной индустрии и места расположения стоянок сыграли биоресурсы, гидроресурсы и литоресурсы.
Биоресурсы.
Суворово-4 - исходя из топографического положения и особенностей технико-типологического контекста памятник интерпретируется как временная стоянка собирате-лей, охотниников и рыболовов - при предпочтительном преобладании последнего. Нерест красной рыбы. Находки скульптур рыб: Устиновка-3, Устиновка-1, Суворово-4, Суворо-во-6, Устиновка-4 - 40% от всех найденных скульптур. Это соответствует структуре усти-новской экономики. Возникновение и, существование и эволюция ранних форм водного транспорта.
Гидроресурсы.
Все памятники находятся в непосредственной близости от рек, ручьев, моря, озер. Опять же рыба.
Литоресурсы.
Устиновские стоянки расположены группами и приурочены к выходам туфитов, кремни-стых сланцев, липаритов. Суворово-мастерская также. Остальные памятники не далеко от этих выходов. Соответственно устиновская группа памятников - мастерские по первона-чальной обработке камня, Суворовская - другое дело, кроме Суворово-мастерская.
Дьяков В.И. "Анклав археологической культуры" - компактное расположение монокуль-турных объектов, базировавшихся на месторождениях конкретных видов сырья, исполь-зовавшегося её обитателями для производства более 50% типологически выраженных ка-менных орудий. Границы ААК определены сырьевыми возможностями района, ибо па-мятники дислоцированы непосредственно или вблизи (в пределах возможности двух дневных пешеходных перемещений: стоянка - источник сырья - стоянка) мест его концен-трации. Учитывая, что базой анклава являются сырьевые источники, то за его пределами складывается "зона влияния", в которой могут находится как однокультурные, так и син-хронные памятники.

Александр Александрович Крупянко
к.и.н., доцент,
зав. кафедрой археологии,
этнографии и истории мировой культуры ДВГУ


Гарковик А.В. Древнее поселение на берегу оз.Зеркального // Восьмая конференция моло-дых ученых ДВ. - Владивосток, 1965
Гладышев С.А. Археологические памятники в долине р.Зеркальной (Южное Приморье). // Проблемы археологии Северной и Восточной Азии. - Новосибирск, 1986. - С.88-99).
Табарев А.В., Крупянко А,А., Рожков С.В. Археологические исследования в прибрежной части Восточного Приморья в 1999 г. // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы V годовой итоговой сессии ИАиЭ СО РАН. Декабрь 1999. - Новосибирск, 1999
Табарев А.В., Крупянко А. А., Рожков С.В. Исследования памятников каменного века и палеометалла в Восточном Приморье в 2000 г. // Проблемы археологии, этнографии, ан-тропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы VI годовой итоговой сессии ИАиЭ СО РАН. Декабрь 2000. - Новосибирск, 2000

http://www.kavalerovo.com/c...

Без заголовка

Ура!!! Мне пришло приглашение на РАЭСК!!!))

Археологическая практика МГУ в Великом Новгороде

Археологическая практика в Великом Новгороде проходит в июле в две смены, каждая из которых длится 13-14 дней. Московский университет оплачивает своим студентам дорогу туда и обратно (в размере стоимости плацкартного билета) и проживание в новгородском общежитии. Помимо этого, выдаются суточные (50 р. в день), которые, очевидно, нужно тратить на питание, но практика показывает, что денег этих, конечно, не хватает. К тому же, суточные выдают единовременно в последний день, так что в течение практики особенно рассчитывать на них не приходится.

Дорога


До Новгорода из Москвы добираются поездом. Он единственный, отправление с Ленинградского вокзала в 21.20, прибытие в 5.00, на вокзале студентов встречают и отвозят в общежитие. Это, правда, относится только к тем, кто приехал нужного числа. Тем, кто дату перепутал или просто решил прибыть попозже, нужно будет добираться своими силами, т. е., скорее всего, на такси. Надо сказать, что в Новгороде очень много такси и цены на их услуги вполне доступные. Например, доехать от вокзала до общежития стоит где-то 60 рублей. Следовательно, если в машине едут несколько человек, то вообще получаются сущие копейки.

Проживание

Студенты обитают в общежитии некого новгородского техникума (Молотковская ул., д. 4). Комфорт, конечно, минимальный. Комнаты двух- и трехместные, и интерьер их зависит от воображения прежних жильцов. В некоторых, например, дизайнерская мысль дошла до того, что обои были поклеены только рядом с кроватями и горизонтально, а в качестве абажуров служили чайные пакетики. На этаже есть туалеты и умывальники, которые не поражают ни новизной сантехники, ни, увы, чистотой. На весь корпус общежития один душ, причем летом, когда идет ремонт, он может не работать. Тогда разрешается пользоваться душем соседнего корпуса. Общежитие закрыто с 23.00 до 6.00. Попытки войти или выйти в неурочное время через окно затрудняются решетками, которыми оборудованы первые этажи. Стоит отметить, что весь командный состав экспедиции живет не в общежитии, что, конечно, отрицательным образом сказывается на единении поколений, но с другой стороны, оставляет студентам больше свободы. Единственным сдерживающим фактором является бабушка-вахтерша, которая пытается не допускать в общежитие посторонних, а в темное время суток любит ходить по этажам, прислушиваясь к ночной жизни молодых археологов.

Фауна общежития представлена различными насекомыми, главным образом, правда, комарами, от которых просто нет спасенья. Поэтому советуем запастись различными средствами против этих представителей живой природы. Но ко всем неудобствам быстро привыкаешь, так что даже грустно будет с ними расставаться, да в общем и не ради комфортного отдыха едут в археологическую экспедицию.

Работа

Раскопки ведутся в самом центре города — в Кремле или рядом с ним. От общежития до раскопа идти минут 25. Работа заключается в постепенном снятии культурного слоя и переборки накопанной земли в надежде найти что-нибудь, представляющее интерес для науки. Находок довольно много, в основном керамика, остатки домашней утвари, одежды, украшений, гребни, гвозди, лезвия, кости животных. Находка берестяной грамоты — событие, важное не только для ученых, но и для студентов: нашедшим дают выходной. Но обычно берестяные грамоты попадаются редко, хотя бывали сезоны, когда их находили десятками. Работа ведется в парах, каждой паре выделяется квадрат площадью 4 кв. м, с которого нужно при помощи лопаты и совка снять слой земли (20 см) и перебрать ее. Работать лопатой приходится немного, а переборка земли — занятие скорее нудное и утомительное, чем физически тяжелое. В идеале нужно делать квадрат в день, но студенты-историки, работающие на время, а не на результат, энтузиазма обычно не проявляют. Зато новгородские школьники, которые работают на тех же раскопах, но за деньги, а не за идею, делают чуть ли не по два квадрата в день, наглядно показывая превосходство вольнонаемного труда над крепостным.

Работы на раскопе ведутся с 9.00 до 13.00 и с 14.30 до 18.30. Каждый час — десятиминутный перерыв. С 13.00 до 14.30 — обед. Воскресенье — выходной. В субботу обычно работают полдня.

Питание

Новгород — это областной центр, поэтому с заведениями общепита там проблем нет. Известностью и уважением среди многих поколений студентов-историков пользуется кафе «Колобок», находящееся на Большой Московской улице, то есть недалеко от общежития. Оно знаменито своей восхитительной выпечкой, но там есть и горячие блюда. Полноценный, довольно вкусный обед обойдется рублей в 70. Минусом этого заведения является очень маленький зал, в котором помещается всего 4 стола, следовательно, там шумно и тесно, особенно в обеденное время. Обедать лучше всего в столовой новгородской городской думы, здание которой находится совсем рядом с раскопом. Вход свободный даже для грязных археологов, никаких пропусков не надо. Здесь, как и во всех заведениях такого типа, цены ниже стандарта, обед стоит рублей 50. Но существует мнение, что в «Колобке» готовят вкуснее. Зато здесь есть довольно большой и светлый зал и вообще как-то тише и приятнее. К сожалению, эта столовая работает только по будням и только до 16.00.

Стоит отметить также заведение «Сказка», расположенное почти напротив новгородской думы. Цены здесь значительно выше, но этот факт положительно сказывается на разнообразии и качестве блюд и обслуживания. В «Сказке», в отличие от вышеперечисленных заведений, есть официанты и скатерти. К тому же здесь просторный зал, но при этом очень мало посетителей. Отдельной достопримечательностью является гигантский аквариум с живой рыбой и очень вкусный хлеб.

Культурная программа

Университет позаботился и о повышении культурного уровня своих студентов во время практики: программой предусмотрены экскурсии по городу и лекции по истории и лингвистике. Они проводятся обычно вечером после раскопок. В выходные можно съездить на Валдай или в Питер, но, впрочем, в Новгороде и его окрестностях есть много мест, достойных внимания: сам кремль, новгородский музей (куда и поступают археологические находки), многочисленные храмы, Юрьев монастырь, музей деревянного зодчества Витославлицы и др. Можно попросить у руководителей экспедиции специальную бумажку, которая обеспечивает бесплатный вход во все музеи.

Если повезет с погодой, то стоит искупаться в Волхове. Городской пляж, чистый и довольно обустроенный, находится прямо под кремлевской стеной.

Напомним, что Новгород — это областной центр, поэтому здесь есть такие блага цивилизации, как кинотеатры, парикмахерские и интернет-кафе. Кстати, в городской библиотеке, которая находится в кремле, слева от краеведческого музея, дважды в неделю бесплатный интернет для всех желающих. Наконец, в Новгороде есть туристический центр «Красная изба», где отвечают на любые вопросы про этот прекрасный город, причем совершенно бесплатно.


Из музея Археологии ИстФака МГУ




























настроение: С чувством выполненного долга

Помогите, ради бога, перья достали!!!

здравствуйте, все кто меня слышет, подскажите, кто знает, где можно преобрести рапидограф, желательно по почте. Я работаю художником в археологическом центре, перьями рисовать больше не могу а рапидограф у нас достать негде и через интернет выписать тоже не получается. Продавцы в канцелярских магазинах, при одном названии решают, что я их оскорбляю.

настроение: Огорченное

Без заголовка

учасников даного сообщества невижу. Кстате я зновал одного наблюдателя,но он дантист случаем это не ты Наблюд?

настроение: В спешке

Питекантроп и другие


Из ответов студентов МГУ по курсу "Основы археологии".




Древнейший человек, как установлено, жил в полиомиелите.
(Хотел сказать: в
палеолите). С самого начала люди жили в
стадах и кочевали.
Первый
человек был питекантроп.
...Отметим следующие важнейшие черты.
Во-первых, он был
позвоночным животным. Или - беспозвоночным. Или
-
пресмыкающимся. (Версии одного автора -
последовательно).


У неандертальцев ещё был подбородочный выступ. Потом
он исчез. У человека
же верхнего палеолита уже исчезают глазные
впадины, что демонстрирует
появление человека современного
вида, называемого как-то на букву "X".


…Человек в Ашёле не был даже неандертальцем, что
подтверждается находкой
знаменитой нюфгербюргской челюсти,
имевшей объём мозга до 1200 см.


…Известный Л. Лики открыл в Африке 25 особей. Это
были преимущественно черепные крышки.

С основной территории Европы ледник отступал со скоростью 160 км/час.

До изобретения стрел люди охотились на мелких
животных - мамонтов и т.д.,
- хотя, согласно другой версии,
мамонт, скорее, был похож на корову, а
для охоты на него
применялся остроконечник.
Имеются данные и
о
рыболовстве на таёжного зверя: об этом свидетельствуют
найденные
каменные рыбы, которые были подсадными
утками.


Мужчины из тайных союзов нападали на женские половые
селения по ночам, каждый
отыскивал свою супругу и принимался за
дело. Какое именно дело? Дело
утверждения патриархата, причём
дело кончалось иногда смертельным
исходом.


Покойников посыпали красной махрой (вместо: охрой).

Попавши в огонь, человек убедился в преимуществе глиняной посуды.


Когда же появилось земледелие, возникла потребность
в женщинах, а когда возникло скотоводство, появилась потребность в
мужчинах.

Для духовной культуры неолита показательны найденные в
больших количествах
глиняные статуэтки - символ материнства.
Эти глиняные статуэтки,
возможно, были беременны.


В период бронзы развивалось скотоводство -
разводили уток. А, например, трипольцы производили коров.

Интересны способы добычи цветного металла, например меди:
гору обливали водой, а
затем она при помощи естественных
условий отваливалась. После этого
металл доводился до жидкого
вида. Он шёл на изготовление различных
орудий. Например,
проушных топоров, то есть топоров, которые имеют уши,
или мечей
колючего действия. Или стрел-громил, а также молотков
для
добивания трупов.


В Мариупольском могильнике были найдены палки от набалдахина с
набалдашниками, то есть
набалдашники, надетые на голову
покойника.


Греческие пароходы, вместимость которых измерялась
в амфорах, достигали самых удалённых уголков тогдашней
ойкумены.

Вообще все греческие колонии были основаны в 90-м тысячелетиии.

В Пантикопее было найдено жилище в виде каменной стены длиной 200 м.

Стремление античных колонистов к гигиене просто поражает:
мытьё в бане, как
показали исследования, было вообще основным
занятием римлян.


...Среди прочих изделий явно античного изготовления была
найдена ваза с
изображением скифов, третий из которых
завязывает раненому товарищу
место.


Несмотря на то, что римские мечи предназначались для прокола, в конце концов на
развалинах
рухнувшей римской империи образовались романские
языки.


Один из обнаруженных замков был роскошный, благодаря найденным раскопкам.

Нередки находки мастерских: в одной избе сапожника
были найдены его остатки - кожа и шерсть.

Не забудем также знаменитые русские шлемы до колен.
Один из них,
принадлежавший Ярославу Всеволодовичу, нашла
крестьянка, искавшая под
кустом корову.


В XIII веке каждый советский человек умел писать на
бересте


Акылко Салют!

Ты почему в этой статье нарочно умолчал подробности о том, что ИМЕННО делали Кирпич и сын Саламандры в домике у лесника...И вообще, тут многое искажено..и где мои фотографии? Ты меня чувак игнорируешь?

настроение: Занудное

это статья одного из участников нашей экспедиции

ВРЕМЯ НЕСКУЧНЫХ КОМАНДИРОВОК
ИЛИ СОВМЕЩАЯ ПОЛЕЗНОЕ С ПРИЯТНЫМ

В ПОИСКАХ БРОНЗЫ И ПРОПАВШИХ АРХЕОЛОГОВ
(горы Кент)Есть одно ремесло, в котором я уже давно хотел себя попробовать – это археология. И такая возможность подвернулась мне совершенно случайно, когда я попал на встречу с одним весьма известным в Казахстане преподавателем истории и археологии. Даже не раздумывая, я согласился на предложение провести несколько недель на раскопках поселения Кент. Моя девушка, узнав об этом, также, не раздумывая, решила ехать вместе со мной. А один из моих одноклассников, Андрей, совершенно не задумываясь о деталях, попросил и его записать в состав экспедиции. Очевидно, археология все-таки любит людей, которые совершают что-то не раздумывая, а лишь повинуясь сидящему внутри духу приключений.
Развалины Кентского дворца

Городище Кент, относящееся к позднему бронзовому веку и представляющее собой знаменитую Бегазы-Дандыбаевскую культуру, располагается в речной долине между горными хребтами массива Кент, находящегося к юго-востоку от Каркаралинских гор. Кент можно назвать еще одним нетронутым уголком Центрального Казахстана. И дело здесь, очевидно, в отсутствии больших водоемов, из-за которого здесь так и не построили ни одного дома отдыха. Лишь несколько мелких речушек протекают через эти места, да совсем небольшие озера радуют своей влагой.
Туристы из находящихся неподалеку каркаралинских домов отдыха и санаториев обычно посещают только так называемый Кентский дворец, которых как раз таки и не произвел на меня должного впечатления, поразив своей, мягко говоря, не «дворцовостью». Говорят, что еще в пятидесятых годах прошлого века здание имело два этажа, однако, по распоряжению какого-то очень «умного» местного начальника, второй ярус был разобран для строительства школы в близлежащем поселке. Несомненно благородная затея, только она, вкупе с последующей безмозглой реставрацией здания (этот факт отмечают все сегодняшние археологи), превратила дворец, или что там было (дело это дискуссионное), в низенькую и открытую всем ветрам хибару.
На Сорока озерах

А вот про «Сорок озер» - место, которое, несомненно, является жемчужиной Кентских гор, туристы вовсе не наслышаны. Озера – это, конечно, громко сказано. Честно скажу, не считал, сколько на самом деле маленьких водоемов имеется в этом живописном лабиринте из скал, воды и деревьев. Некоторые из них можно смело назвать просто лужами, но какие-то, занимая по площади территории небольших бассейнов, вполне пригодны для купания.
Неподалеку от Сорока озер находятся остатки карьера, в котором еще несколько десятилетий назад добывали разнообразные самоцветы – хризопраз, аметист, морион, кварц и другие. Оставшиеся от карьера внушительных размеров пещеры, в которых еще можно при достаточном упорстве, отбить со стенок или подобрать с земли самоцветы, стали однажды нашим укрытием от льющего дождя. Народ не терял времени даром, изо всех сил пытаясь добыть для себя как можно больше природных сувениров.
А на самом деле, какие еще достопримечательности нужны в Кентских горах, если это горы? Для меня такие поднятия земной поверхности сами по себе являются вполне самодостаточными достопримечательностями.
Вид с горной вершины

Напротив древнего городища располагалась одна довольно высокая гора, на которую мне долгое время хотелось попасть, чтобы увидеть окрестности с высоты птичьего полета. И где-то на второй неделе пребывания на раскопках это получилось. После работы я пошел не в лагерь на ужин, а двинулся прямиком к вершине. И через полчаса я уже обозревал всю долину реки Кызылкеныш в обе стороны. Я видел дорогу, идущую в сторону поселка Кент, по которой через неделю после этого мы с Леной гуляли целый день во время данного нам за дежурство в воскресный день выходного. Я видел часть нашего лагеря, дорогу, проходящую к северу от Кентских гор, и наш крохотный, на фоне обширной долины, раскоп.
Именно этот, побитый на квадраты и с каждым днем все более и более углубляющийся, раскоп и стал на три недели нашим местом работы. А рядом с ним постепенно вырастал отвал, куда относилась «отработанная» земля, количество которой красноречиво говорило о затраченных нами усилиях. Пятьдесят минут работы и 10 минут отдыха по восемь часов в день. Постоянная жара в рабочее время дня и непременный дождь во время отдыха.
Раскоп

Дни археологической экспедиции были в массе своей похожи один на другой, ведь график раскопок, как и расписание любого рабочего процесса, предполагал некоторую упорядоченность. Утренний удар в гонг и крик дежурного «На раскоп!» - так начинался каждый день в лагере, за исключением воскресенья и тех дней, когда небо особенно сильно затягивало грозовыми тучами, и вести раскопки было просто невозможно из-за обильно льющейся с небес воды.
Когда раскапывается поселение бронзового века, то первостепенной задачей является, конечно же, находка бронзы. Причем найти первую бронзу – это особый почет, особенно, когда по прошествии двух недель, бронзы все нет и нет, а находятся лишь осколки керамики (пусть даже иногда и весьма интересные), да уже порядком поднадоевшие всем кости животных (пусть и весьма древних). Первая зеленая пластинка была найдена Леной при осмотре земли, которую мы со Сталкером откидывали в одном из самых перспективных квадратов. А неделей позже паренек по прозвищу Кирпич нашел бронзовый наконечник стрелы, который стал, как мне думается, хорошим украшением археологической коллекции Карагандинского университета.
Но эта находка Кирпича состоялась уже потом, практически в последний день его пребывания в Кенте. А до этого, как-то раз, всем пришлось искать самого Кирпича. Произошло это во время поездки на Сорок озер, которая вполне могла иметь плачевные последствия.
Начало дороги
с Сорока озер

В один из воскресных дней нашу группу закинули на машине в район Сорока озер. Пообещав руководителю не разбиваться и вернуться в лагерь все вместе, мы двинули вначале на карьер, где надолго застряли, пытаясь унести как можно больше самоцветов, потом устроили пикник в небольшой пещерке возле одного из озер, где мы прятались от дождя. А затем, перевалив через небольшой хребет, мы выяснили, что планы разных участников нашей группы не совсем совпадают. Кирпич и Саша хотели возвращаться в лагерь, который был уже довольно близко, кто-то хотел идти на Кентский дворец, а кому-то хотелось попасть в поселок Кент. В общем, каждый из нас пошел своей дорогой.
Мы, побывав в поселке Кент и затарившись вином, вернулись в лагерь, куда немного позже подошли парни, ходившие смотреть Кентский дворец. Не было только Кирпича и Саши. Как же так получилось, что люди, которые должны были вернуться в лагерь самыми первыми, по прошествии, как минимум, пяти-шести часов все еще находились где-то далеко? Ответ был очевиден – что-то случилось. Группа, ушедшая на поиски ребят, через некоторое время вернулась ни с чем. Продолжать поиски в горах ночью было бессмысленно, поэтому, сообщив начальству о пропавших, мы стали ждать наступления утра.
За этот вечер и последовавшую за ним ночь мы уже успели передумать все возможные варианты развития событий. Добычу «камня смерти», то есть мориона, который руководитель экспедиции всегда строго-настрого запрещал подбирать, тоже не забыли упомянуть. В такие моменты, суеверность, очевидно, становится свойственна почти всем без исключения. Всю ночь в лагере горел огромный костер, призванный стать ориентиром для потерявшихся. Но с рассветом ситуация никаким образом не изменилась.
С раннего утра две поисковые группы выдвинулись в поисках пропавших. В составе одной из них был и я. В течение четырех-пяти часов окрестные горы оглашались криками «Кирпич!» и «Саша!». Практически сорвав глотки и никого так и не обнаружив, мы, как было оговорено, в районе полудня, направились обратно в лагерь. Но, не успев дойти до места, мы наткнулись на поисковую «газель» и прискакавшего из поселка Кент лесника, который рассказал нам о том, что ребята заночевали у его брата с другой стороны гор. Остается только догадываться, каким образом можно было настолько сильно отклониться от курса, чтобы вместо того, чтобы перейти через хребет и спуститься к лагерю, повернуть на девяносто градусов и пройти расстояние раза в два большее, чем нужно было идти до лагеря. Как оказалось позднее, в конце концов, ребята наткнулись на лесника, который, видя, что уже начинает темнеть, просто запретил им идти в лагерь, от которого они к тому времени успели очень сильно удалиться. Новость о найденных археологах удалось передать только на следующее утро, а до нас она дошла уже ближе к обеду. Не могу сказать, что Кирпич и Саша возвращались триумфально, скорее они ехали обратно опустив глаза, ведь им светило наказание в виде быстрого возвращения домой. Однако, все обошлось, ведь все остались живы, и это было самое главное.
Лагерь археологов

Прелесть археологических полевых работ, вообще, по-моему, состоит в том, что на них собираются далеко не самые обычные люди, а точнее народ совершенно неординарный. Многие из людей, встретившихся мне на раскопе, заслуживают того, чтобы написать о них если не книгу, то, по крайней мере, рассказ. И именно с этими людьми (в просторечии, все участники археологических экспедиций обычно именуются раскопологами) были связаны разные веселые события и происшествия, имевшие место быть за несколько недель раскопок посреди Кентских гор. С амое интересное обычно происходило долгими и веселыми вечерами, плавно переходящими в ночи.
Уже упоминавшийся Кирпич – прекрасный музыкант и просто душа компании, исчезновение которого всеми переживалось довольно тяжело. Оберон – поэт, музыкант и просто ужасный фантазер, в словах которого обычно было очень сложно отличить правду от вымысла. Сталкер – настоящий ветеран раскопок, археолог-практик без университетского образования, смыслящий в этом деле намного больше, чем многие из имеющих дипломы. Лёха – человек с тысячей профессий, рассказы о местах работы которого, наводили на мысль о том, что личность это весьма разносторонняя. Мой одноклассник Крэй, человек-оркестр, ставший с годами еще большим лириком. И еще масса других, каждый из которых запомнился чем-то своим. Скажу только, что в окружении всех этих людей я чувствовал себя весьма комфортно.
А из событий, произошедших за три недели пребывания в Кентских горах, помимо поисков Кирпича и компании, больше всего сегодня вспоминаются три других: профсоюз, разведка и свадьба. События это, в большей степени, комичные, потому и описание их будет соответствующим.
Когда люди работают вместе под присмотром кого-то свыше, то кому-нибудь в голову возьмет, да и придет мысль о создании профсоюза. Такой светлой головой стал Андрей, решивший взять в свои руки «судьбу революционного движения». Однако, его деятельность, даже не будучи подпольной, сразу же стала предметом повышенного интереса у класса эксплуататоров, которые не преминули использовать слова трудового народа против него же. Желание поехать на экскурсию, чтобы посмотреть Кентский дворец, было истолковано как доказательство того факта, что жизненная сила просто пышет из трудового люда, посему ее можно и нужно использовать продуктивно. В общем, вместо экскурсии в Кентский дворец, мы получили экскурсию на лесозаготовку, где все желающие, очевидно, должны были сублимировать и перенаправлять энергию, которая задумала было пойти в неверном направлении. А шутка о Кентском дворце еще долго вспоминалась трудящимися.
Как говорится, «на войне - как на войне». Не скажу, что наша война с вновь прибывшими была связана с предыдущей и несостоявшейся революцией, как это обычно бывало в мировой истории. По-моему, народу просто было нужно куда-то деть накопившуюся энергию, а когда подходящая ситуация возникла, все с радостью ею воспользовались. Тем более, что повод был более чем уважительный, ведь новоприбывшие, являясь выпускниками исторического факультета и представляя собой официальную науку, совсем не считали обычных раскопологов за людей, вели себя заносчиво и нагло. За что и были наказаны.
Ночь, последовавшая за днем их прибытия, как нельзя больше подходила для нашей затеи. Стояла тихая июньская ночь, а число на календаре сменилось с двадцать первого на двадцать второе. И именно в эту ночь, карагандинско-темиртауская коалиция раскопологов собиралась вероломно и без какого бы то ни было объявления войны нарушить покой агрессоров. Не могу сказать, что данное решение было принято заранее и на трезвую голову, но факт остается фактом – в разведку нас со Сталкером отправляли как на фронт. Добравшись пешком до линии фронта, начинавшейся за нашей крайней палаткой, к стану неприятели мы решили двигаться ползком. Рассказы о рысях и кабанах в окрестностях должны были сделать свое дело, и мы не ошиблись в прогнозах: непонятные шорохи и двигающиеся тени быстро всполошили вражеский стан.
Лежа в минполосе, огораживающей лагерь, мы со Сталкером, подогретые самодельным шампанским, слышали совсем близко от нас испуганные голоса историков, а над нашими головами сновали лучи фонарей, напоминая фильмы о войне и делая наше задание еще более серьезным и опасным в наших собственных глазах. Постепенно голоса стали становиться громче, а свет фонарей все отчетливее. Краем глаза я увидел, как Сталкеру в последний момент удалось перекувыркнуться через минполосу и остаться незамеченным…
И вот когда я окончательно понял, что рассекречен, мне в голову пришла отчаянная мысль: в этот момент только психологическая атака могла спасти ситуацию. Посему включив налобный фонарь, который должен был светить во вражьи глаза, выхватив нож и топорик, я вскочил и двинулся в направлении вражеского отряда. Что же я обнаружил, добежав до врага? Несколько испуганных людей с топорами, которые уже очевидно всерьез собрались встретиться лицом к лицу с какой-нибудь грозной животиной. Шок, очевидно, все-таки был серьезным, так как моего лица они запомнить не смогли. Зато спросили меня о том, а нет ли у меня случайно таблетки от сердца.
Мы не ошиблись в моральных качествах наших оппонентов, и на следующий день они, как мы и думали, обратились к руководителю экспедиции с кляузой по поводу нашего несерьезного поведения. На что получили совет: вести себя проще и дружить с теми, с кем им придется вместе жить. Справедливость восторжествовала, хотя народное возмущение еще не раз намеревалось перелиться во что-нибудь более осязаемое.
Посвящение в археологи

Но раз была война, должен был быть и мир, причем во всех его самых ярких проявлениях. За несколько недель пребывания на раскопках народ, очевидно, стал потихоньку скучать по великосветским мероприятиям. Эта тоска, в конце концов, не преминула вылиться в организацию весьма масштабного мероприятия под названием «свадьба», когда жених и невеста были выбраны буквально случайным образом и без поисков какого-то особого подтекста, словно в подтверждение того, что свадьба – это просто повод выпить. Церемония была устроена по всем канонам, со священником (который пьяным заплетающимся языком скрепил брак), праздничной дракой – кучей-малой, пьяными гостями, песнями и бросанием венка. А на следующий день выяснилось, что праздничное мероприятие было организовано нами на месте какого-то жутко древнего могильника. Правда, обнаружил это руководитель экспедиции, которого факт ночной пьянки совсем не обрадовал. В связи с чем, на следующий день мы были наказаны принудительной экскурсией по археологическим достопримечательностям Кента, проходившей во время обеденного перерыва.
Вот так, в трудах и отдыхе, пролетели три недели. А в последний день все те, кто участвовал в раскопках впервые, прошли церемонию посвящения в археологи, чтобы уже ранним утром следующего дня уехать из Кентских гор с огромным желанием обязательно вернуться обратно.

Ссылки

http://www.raesc.edu.mhost.ru/ - Официальный сайт РАЭСК

http://raesc.edu.mhost.ru/f... - Дискуссионный клуб молодых археологов и этнографов

http://archaeology.nsc.ru/s... - Палеолит Алтая

http://www.archaeology.nsc.ru/ - ИАЭТ СО РАН

http://www.sati.archaeology... - Археология и Этнография Северной Азии

http://macroevolution.narod... - Проблемы эволюции, устройство и происхождение мира, в котором мы живем

http://www.sati.archaeology... -Сектор археологической теории и информатики

http://www.sati.archaeology... - Археологический портал знаний

http://ruralmih.wyksa.ru/st... - Энциклопедия Кольера

Дорогу осилит идущий


На горы стремительно наступала липкая обволакивающая темнота. В нас закрадывались тревога и опасения. Занялась гроза с дождём… Крайние минуты погрузки в экспедиционную «газель», мы заняли места «согласно купленным билетам», и стало возможным наблюдать населённый пункт Чёрный Ануй через мутновато-немытое стекло шестиместного автотранспорта.
Удручённо заурчал мотор и мы в полном, почти трагически-парадном молчании отъехали от деревенского «магазина», где по обыкновению пополняли запасы провианта, алкоголя (исключительно в медицинских целях и исключительно для смачивания ран, не исключая всё же и душевные), и других полезных вещей в экспедиции.
Трясясь на кочках и поворотах, каждый из нас думал о своём, атмосфера кабины «газели» была просто переполнена мыслями. Я же прислонившись щекой к холодному стеклу думал о красоте Алтая, красоте некогда воспетой Н.К. Рерихом…. Красоте которую завтра по утру мне придется покинуть…
Да… Ещё ни так давно, только, только приехав на «Дениску», как говорил кто-то из опытных - «Думал, что время у меня в кармане, оглянулся и уже седой», так и со мной произошло… Оглянулся, а завтра ужо прямая дорога в Новосибирск… Ну может и не совсем прямая, но перспектива не особо радует….
По окнам «чудесной повозки археологов», крупными каплями барабанил дождь, слегка потряхивало на крутых поворотах… Этих поворотов, возможно, мне уже никогда не предстоит пройти… Печальненько как то… Грустно то как….
По левую сторону, пошёл поворот на Усть-Каракол, тот самый Каракол, который в каком то роде послужил хорошей школой выносливости, товарищества, раскопного дела…. Были, конечно, и другие раскопы за этот долгий изнурительный месяц: Карама, Ануй 3… Но именно Каракол, без сомненья стал одним из важнейших эпизодов знакомства с алтайскими древностями, и эспедиционной практике в целом… А вот и он сам показался… Пробились мы конечно не хило… Шеф вроде одобрил…
Какой же сегодня был чудеснейший день! Не в пример этому унылому мокрому вечеру… Заключительному вечеру, моего пребывания в этом замечательном месте… Завершающему аккорду моего душевного «Кая», за которым начнётся новый день, новый путь, новые места, новые находки, возможно огорчения и потери… Да множество всего… н о в о г о…
Прощание с Караколом, было не долгим… Говорят, невозможно научиться расставаться без боли… Нет, господа, не угодали… Возможно! Б о л ь приходит потом… В большей или в меньшей степени… Это зависит от привязанности к тому с чем/кем расстаёшься… Нужно учится не привязываться…
Душа путешественника – понятна только путешественникам… Наверное это наследственное, так же как и тяга/зов археологии… Сегодня здесь, завтра там… Если привязываться ко всему, то душевная болезнь гарантирована….





XLVIII региональная археолого-этнографическая

XLVIII региональная археолого-этнографическая студенческая конференция


Информационное письмо 1



Уважаемые коллеги!



Кафедра археологии, этнографии и источниковедения исторического факультета Алтайского государственного университета приглашают Вас принять участие в очередной 48-ой региональной археолого-этнографической студенческой конференции (РАЭСК-48) "Этнокультурная история Евразии: современные исследования и опыт реконструкций", которая будет проходить в г. Барнауле на базе Алтайского госуниверситета в апреле 2008 года.

Работу конференции предполагается организовать по следующим направлениям:
1. Теория и практика этнокультурных реконструкций в археологии и музеологии.
2. Проблемы изучения каменного века Евразии.
3. Историко-культурное развитие Северной Азии в эпоху раннего металла.
4. Ранний железный век: этнокультурные взаимодействия в различных природно-климатических зонах Евразии.
5. Средневековая археология Евразии: направления и результаты исследований.
6. Традиционная культура и этническая история народов Сибири.


К участию в форуме приглашаются: молодые исследователи, студенты, аспиранты, соискатели, а также их научные руководители. В связи с обращением организаторов к различным фондам в целях поддержки конференции, заявку на ваше участие необходимо прислать в срок до 15 июня 2007 года.

Требования к оформлению тезисов и сроки их подачи будут сообщены во втором информационном письме.


Контактные телефоны организаторов:
(3852) 668158 (кафедра археологии, этнографии и источниковедения АлтГУ),
(3852) 366349 (Музей археологии Алтая АлтГУ).


E-mail: kaei@hist.asu.ru


Форма заявки.
1. Ф.И.О. автора и представляемая организация.
2. Название доклада.
3. Ф.И.О., научная степень, звание и должность научного руководителя.
4. Контактные адреса, факс, телефоны, e-mail.

Заявку высылать по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61, АлтГУ, кафедра археологии, этнографии и источниковедения или на e-mail с пометкой РАЭСК-XLVIII.

Уважаемые коллеги!


XLVIII региональная археолого-этнографическая
студенческая конференция

Информационное письмо №2

Кафедра археологии, этнографии и источниковедения исторического факультета Алтайского государственного университета уведомляет о сборе тезисов докладов по конференции «Этнокультурная история Евразии: современные исследования и опыт реконструкций». Тезисы необходимо прислать в срок до 20 января 2008 года по электронной почте на адрес kaei@hist.asu.ru.

Требования к оформлению тезисов:

1. Объем не более 3 страниц
2. Форматирование: Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал; поля: справа 2,5см, слева не менее 1см, верх и низ 1,5см.
3. Сноски оформлять по следующему образцу: (Тишкин А.А., 2006, с. 25).
4. Список литературы оформлять по следующему образцу:
1) Горбунова Т.Г., Тишкин А.А. Методика системного изучения археологических источников// Теория и практика археологических исследований: Сб. науч. трудов. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. Вып.1. С. 11–18.
2) Тишкин А.А., Горбунов В.В., Казаков А.А. Курганный могильник Телеутский Взвоз-I и культура населения Лесостепного Алтая в монгольское время. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 276с.

Тезисы оформленные не по требованиям не принимаются!!!

Оргкомитет РАЭСК-XLVIII

http://www.raesc.edu.mhost.ru/

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу