Все игры
Запись

КРЯШЕНЫ


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


     05-12-2011 18:45 (ссылка)
Re: КРЯШЕНЫ
..."куремче
‘знахарь’, чиру ‘войско’,
ойрятеуче ‘учитель, тын ‘дух’,
аракы ‘вино’, жазык ‘грех’,
бойорок ‘закон’, ой ‘дом"...
Те же слова на казанско-татарском звучат так: Знахарь - Багучы(От слова - багу - наблюдать/гадать/ворожить. Это же слово является корнем для слов: Бог, богатырь, бахча), Войско - Чиру/Гаскэр, Учитель - Укытуче/Ойрэтуче, Дух - Рух/Акыл/Кун,ел/Сулыш/Тын/Ж,ан. , Вино - Шэрэп(аракы, это водка), Грех - Гонах/Язык/Гаеп, Закон - Канун(боерык, это приказ), Дом - Ой/Йорт/Торак/Хуж,алык.
Теперь про 'к', которую употребляют вместо 'х', например мишары и башкиры говорят 'катын' - женщина, вместо литературного 'хатын', и это касается многих слов.
Формы 'маган' и 'ырга' одинаково распространены, но имеют разный смысл, например: укы-маган - необученный/необразованный. Укырга - Читать/Учиться.
     06-12-2011 00:10 (ссылка)
Re: КРЯШЕНЫ
..."Существенные расхождения
наблюдаются в области
фонетики. Прежде всего
кряшенский язык относится к
ж-языкам, в отличие от
татарского й-языка: жаман
вм.яман 'плохой’, жарлы вм.
ярлы ‘бедный’. Сохраняется
начальное к (калык вм. халык
‘народ’), чаще встречается
начальное б и т, но
отсутствует в начале
заимствованных слов г и к. В
срединной позиции
сохраняются п и г. Различны
также многие случаи звуковой
ассимиляции типа мн на месте
мл."

Ничего существенного в области фонетики здесь нет, есть попытка определенных лиц внести раскол в булгарском суперэтносе. Это от их действий возникли "нации", вроде башкир, нугай, нагайбак, мишар, тептяр и кряшен. Не надо быть академиком, чтобы понять, с какой целью это делается.
А теперь разберем приведенные автором статьи примеры. Именно казанский диалект отличается ж-оканьем, например: Жюк, вместо Юк/Нет, Жярар-Ярар/Хорошо/Ладно, Жёкларга-Йокларга/Спать, Жаман-Яман/Плохо, Жыр-Йыр/Песня, Жьир-Йер/Земля.
И у нас говорят 'мн', вместо 'мл', например: Тамне-Тамле/Вкусно.
Поэтому все попытки этих псевдо-ученых "создать" новый язык/нацию, обречены на провал.
Михаил Михайлов      06-12-2011 11:32 (ссылка)
Re: КРЯШЕНЫ
Одежда татар-кряшен сильно напоминает одежду чувашей-анатри! неопытный глаз и вовсе не увидит различий! Горсточка сохранившихся до XX века “некрещеных” кряшен, может дать представление о том, какими указанные племена были до превращения в казанских татар, в результате мусульманизации.
     06-12-2011 17:32 (ссылка)
Re: КРЯШЕНЫ
ЧУВАШИ-ПРОИСХОЖДЕНИЕ
И КОСТЮМ.
Чуваши условно
подразделяются
на 2 группы:
верховые (вирьял)
и низовые
(анатри).
Верховые чуваши
по сути являются
потомками
горных мари, об
этом пишут
многие
исследователи. Костюм вирьялов
соответствует
горномарийскому
костюму. Даже
сами чуваши
(Дмитриев) в
работе
«Происхождение
чувашского
народа» пишет,
что у вирьял
сублапаноидный
тип лица у
примерно 65%. А
этот тип является
характерным
именно для мари
(уральская раса с
повышенной
монголоидностью). В средние века
т.н. чуваши
наряду с мари
назывались
«черемисы» (достаточно
посмотреть
любую старую
карту), поскольку
черемисами
(марийцами) и
были. Про
низовых чувашей
исследователи
пишут, что это
смесь пришедших
суваров с
местными
«финно-
угорскими
племенами» (читай
«марийцами»).
Они несколько
отличаются от
вирьял языком и
культурой.
Костюм анатри
соответствует
костюму мари
Звениговско-
Волжского-
Моркинского
региона (бывшая
Галицкая даруга
Казанского
ханства),
полностью
соответствует
орнаментация и
её расположение,
кроме того с
некоторым
искажением
заимствованы
названия.

ЯЗЫК. Некоторые горе-
учёные считают,
что якобы в
марийском языке
много
чувашизмов. На
самом деле они
есть, но их
немного. Просто
не надо
чувашские
заимствования в
марийском языке
путать с
марийскими
заимствованиями
в чувашском. Именно
ассимилированные
мари привнесли в
чувашский язык
много марийской
лексики.
НАЗВАНИЕ. Культура мари
такова, что мари
никогда не
называют
неродственные
народы словом
«марий», а только
родственные –
например, мы
спокойно можем
сказать
«одомарий», т.к.
удмурты –
родственный нам
народ, но никогда
не скажем
«рушмарий» или
«суасмарий» имея
ввиду русских или
татар
соответственно.
Чуваши считаются
типа тюрским
народом, но
исследовав
марийские
названия чувашей
мы видим, что
они не тюрки, а
марийцы: горные
мари называют
чувашей СУАСЛА
МАРЫ (мари на
татарский лад),
луговые их
называют
КУКМАРИЙ
(сокращённо от
КУРЫКМАРИЙ, т.е.
горные мари). Короче, как не
крути, чуваши в
памяти
марийского
народа навсегда
остались
МАРИЙЦАМИ, а
не надуманными
чувашами.

ТОПОНИМИКА.
На территории Чувашии полно
марийских
топонимов,
Шемурша (мар.
Шемуржа),
Большой Сундырь
(мар. Шындыр/
Шундыр), Мижер,
Миснер, Синьял,
Юнга (Йынгы) и
др., которые
подробно
исследованы
Васиковой в
«Словаре
горномарийской
топонимики».
Кроме того,
существуют
чувашские
названия,
указывающие на
марийское
происхождение,
например,
Сярмыськасы и
т.п.
ИСТОРИЯ
ЧУВАШЕЙ. Чуваши в своих
учебника пишут,
что это они
булгары, а не
татары, хотя мы
знаем, что что
именно татар мы
называем
"суас"(булгары),
а не чувашей, что
булгары с
древних времён
были
мусульманами, а
не язычниками
как чуваши, что
именно на
территории
Татарстана
находятся все
крупнейшие
булгарские
города Биляр,
Сувар, Булгары,
Джукетау, а не на
территории
Чувашии. Чуваши
же всё это плоско
включают в
чувашскую
историю,
называют Кул
Гали чувашским
поэтом, а
Сююмбике –
чувашской
царицей. Чистейший
плагиат. Это ещё
не всё.
На одном
чувашском сайте
даже марийского
князя Мамич-Бердея из
Оршанского края
себе приписали
под именем
Мамич-Пердей. Хоть они и
говорят, что его
отец - марийский
князь, они
откуда-то
выдумали, что его
мать-чувашка(ещё можно
проглотить), а
самого Мамич-Бердея назвали вирьялом! Это
уже ни в какие
рамки не лезет! О
чём это говорит? Это говорит о
том, что их
национальная
история очень
скудная и они
урывают себе
куски из истории
татар и из
истории мари,
причём из
истории мари –
наверняка чисто
благодаря
этнопамяти о
марийском
происхождении.
ВЫВОДЫ: Чувашей мы
признаём как
отдельный народ,
но, ребятки, меру
знать надо в
своих фантазиях.
     11-12-2011 03:31 (ссылка)
Re: КРЯШЕНЫ
Читая такой бред начинаешь жалеть бедных чуваш, глядя на их тщетные потуги урвать кусочки прошлого у других народов. Мне искренне вас жаль. Здесь даже усилий никаких прилагать не надо, чтобы опровергнуть каждый пунктик чувашской концепции, всем тюркам итак известно, что в переводе с тюркского слово 'балх', 'балк', означает сияющий город, от сл. 'балкыш' - сияние.
Общеизвестно, что в чувашском языке отсутствуют твердые и звонкие согласные, это 'б', 'г', 'д', 'ж', 'з', 'ц', которые есть лишь в заимствованных словах. Исходя лишь из этого факта можно уверенно говорить, что если бы булгары были чувашеязычны, то их самоназванием были бы варианты 'палхар', 'пулхар', и именно в таком звучании этот этноним сохранился бы в истории Земли до наших дней, чего однако не наблюдается. Особенно если учесть, что вы утверждаете про древность и неизменность чувашского языка. И кстати, кто вам помешал в 15 веке назваться палхарами, вместо чуваш?))
Идель, означает 'семь царств', 'семь народов'. Жиде/Йиде/Етти - Семь, Эль/Иль - Страна/Народ. И об этом тоже упоминается с давних времен, Геродот писал, что скифы решают свои дела при помощи семи переводчиков, на семи языках.

Кашан, искел(ишкуз), берсул, чалмат, саба куль, тямтуз, биляр(буляр, булумяр), суар, бортас, бесермен, нохрат, каепыч, апаас, это древние компоненты волжско-камских болгар, никто из них не был чувашеязычным, но именно от смеси суар с марийцами появился новый народ, чуваши. И судя по хроникам, появился не так давно, каких-то 500-600 лет назад. Чуваши, самый молодой этнос в Поволжье, который никак не может самоутвердиться, вместо этого занимаясь ненужными спорами со своими соседями, за наследие моих предков. Это уже плагиатом попахивает. Вот вы к примеру, до какого колена знаете своих предков? Их имена.
Михаил Михайлов      11-12-2011 11:35 (ссылка)
Re: КРЯШЕНЫ
Николай Тимофеев 10.12.2011 20:05 (ссылка) Re: Re[3]
Я вот недавно был по приглашению, очень мне хорошо знакомого и работающего в этом заведении доктора исторических наук, на экскурсию в Кунсткамеру. И она мне по-казала фотографии 18 века, людей одетых в национальной одежды – это регионы Биляра, Казани, Арска, Чебоксар, Ульяновска. И что поразительно одежды похожи, особенно жен-ское одеяние, за исключением некоторых элементов. Ничем не отличается и более похожа одежда Казанских от Чебоксарских, Ульяновских от Арских. Отсюда вопрос: почему сей-час у Казанских татар национальная одежда изменилась и более похожа на ногайскую и казахскую.
     11-12-2011 15:14 (ссылка)
Re: КРЯШЕНЫ
Особенностью
традиционной одежды
является то, что она, тесно
связанная с жизнью народа,
создавалась не одним
человеком, а этнической
общностью. Поэтому
основные ее элементы по
форме были едиными для
всей этой общности и
носили ярко выраженный
этнический характер.
Повседневные и
праздничные формы,
одежда бедняков и богачей
различались лишь
качеством ткани и
украшений. Однако это не
означает, что традиционная
одежда абсолютно схожа.
Она очень многообразна,
ибо, представляя творчество
общности людей,
традиционная одежда
оставляла широкий простор
и для развития яркой
индивидуальности. Ни один
элемент одежды, даже
одного возраста, и одной и
той же территории, хотя и
включал элементы общего
типа, не повторял другой.
Они соотносились не как
копии, а как стереотипы или
варианты. Необходимо
также иметь в виду, что
традиционная одежда не
формировалась как нечто
единое на всей территории
проживания татар уже в
глубокой древности. Она
довольно долго
существовала как множество
местных традиций.
Общим признаком одежды
раннего (патриархального)
периода являлся ее
монументальный стиль.
Вплоть до середины 19 века
татары всех территорий (как
мужчины, так и женщины)
носили длинные широкие
рубахи туникообразного
покроя и длинную, с
цельным остовом, верхнюю
одежду. Этому стилю
одежды у женщин
соответствовали большие
нагрудные и накосные
украшения, широкие
браслеты, а также сложный
головной убор.
Вторая половина 19 века
явилась эпохой зарождения
новых сил, которые
вдохнули свежую струю в
жизнь народа, усилив
демократические тенденции.
Формируется новый,
утонченный стиль татарского
костюма, в том числе и
женского. Появлению этого
стиля одежды
способствовало широкое
внедрение фабричной
ткани, особенно ситца, что
давало возможность
расширить подол женской
рубахи, появление воланов,
а также фабричных платков.
Новому утонченному стилю
соответствовали
подогнанные по фигуре (в
верхней ее части) платья,
короткие приталенные
камзолы. Этот второй стиль
костюма, особенно
женского, давал
возможность существованию
множества вариантов. Так,
женская рубаха, в целом
оставаясь широкой и
длинной (это требование
традиции), подвергалась
значительным вариациям.
Вариативность создавалась
главным образом за счет
сокращения остова и
образования подола и
оборок, воланов.
В мужской одежде новому
стилю соответствовали
распространенные в начале
20 века несколько
укороченные, с
выкроенными (без ластовиц)
рукавами рубахи,
укороченные же, с
приталенной спинкой,
камзолы, короткие
казакины, шаровары
общеевропейского образца,
на голове — тюбетейка с
плоским верхом их черного
бархата. На ногах читек-
кэвеш или штиблеты.
Мужская традиционная
одежда волжско-уральских
татар сохранила мало
местных особенностей, что
выражается главным
образом в деталях одежды: в
форме воротника, большей
привязанности костюма
отдельных групп к
архаичным формам
(длинные рубахи, длинные
же камзолы и т.д.), наличии
заимствованных от соседей
элементов костюма.
Основа любого
традиционного ансамбля
костюма мужчин составляют
рубаха и штаны, сшитые из
сравнительно легкой
льняной или
хлопчатобумажной ткани. По
особенностям покроя в
середине 19-го и начале 20-
го вв. имели место два типа
мужских рубах: 1)
туникообразный — без шва
на плечах, с ластовицами
под мышками и с широкими
вставными боковыми
клиньями; 2) рубаха со
скошенными сшивными
плечиками и круглыми
проймами для рукавов.
Штаны также относятся к
древней части одежды татар.
По покрою они
представляют собой вариант
поясной одежды
тюркоязычных народов,
получивший в
этнографической литературе
название штаны широким
шагом.
Общим и устойчивым
признаком, по которому
можно систематизировать
всю верхнюю одежду татар,
является покрой стана, его
спинки. По этому признаку
все многообразие верхней
одежды сводится к
следующим двум типам: 1)
одежда с приталенной
спинкой; 2) одежда с прямой
спинкой. В конце 19-го -
начале 20-го вв.
преобладающим являлся
первый тип одежды. К этому
типу верхней одежды
относятся: камзол, казакин,
бишмет, чоба, билле
чикмен, билле тун.
Камзол носили поверх
рубахи. Он воспринимался
народом как вид домашнего
платья. Казакин - легкая
длиннополая или короткая,
с длинными рукавами,
одежда. Его шили
исключительно из
фабричной ткани темных
тонов. Бишмет — по покрою
идентичен длинному
казакину. Его также шили из
фабричной материи со
сплошной приталенной
(пятишовной) спинкой,
длиной до икр; он утеплялся
ватой или овечьей шерстью.
Чоба — легкая, без
подкладки, верхняя одежда.
Шили ее из льняных или
конопляных тканей
домашнего производства,
длиной чуть ниже колен.
Чоба является древней
верхней одеждой. Об этом
говорит и тот факт, что она
вместе с рубахой и штанами
входила в приданое невесты.
Чикмень — приталенная
длиннополая, крестьянская
демисезонная одежда,
сшитая из домашнего сукна.
Застегивали чикмень на
левом боку: крючки
пришивали на край правой
полы, а петли - на левую
полу. В начале 20-го века
чикмень в большинстве
районов проживания татар
уже встречался в качестве
рабочей одежды. Основным
видом верхней одежды он
оставался у татар-кряшен.
Шуба приталенная —
наиболее древняя меховая
одежда. Шили из нагольных,
реже дубленых овчин, мехом
внутрь. Среди зажиточных
татар бытовали шубы из
лисьего меха.
Одежда с прямой спинкой
имеет следующие
разновидности: джилян,
чикмень прямоспинная,
тулуп. Джилян —
просторный и длинный
весенне-летний халат с
небольшим шалевым
воротником; шили его из
фабричной однотонной или
с еле заметными полосками
материи. Джилян
представлял собой верхнюю
одежду мужчин почтенного
возраста. Ходили в нем в
мечеть или в другие
присутственные места;
носили чаще всего с
длинным камзолом или с
коротким казакином.
Чикмень прямоспинная —
длинная и широкая, с
глубоко запахивающимися
полами, верхняя
демисезонная одежда; имеет
неширокий, спереди
сходящий на нет шалевый
воротник и длинные, слегка
зауженные к кистям рукава.
Тулуп — длинная верхняя
дорожная меховая одежда.
Тулупы шили из овчин, реже
из лисьего меха. Покрывался
он темной фабричной
материей, чаще сукном.
Встречались также тулупы из
дубленых овчин.
Обязательным атрибутом
традиционной одежды
татарина являлся пояс. Им
подпоясывали верхнюю
одежду. У богатых пояс
служил своеобразным
предметом щегольства. Он
делался из дорогого
цветного шелка, концы
украшались золотой или
серебряной бахромой.
Головные уборы мужчин, как
и другие элементы одежды,
делятся на домашние и
выходные. К первой
разновидности относится
тюбетейка. Тюбетейка
представляет собой
небольшую, надеваемую на
верхнюю часть головы,
шапочку. Ее шили из
материи и украшали
вышивкой — шелками,
золотой и серебряной
канителью, бисером,
блестками. Обязательную
принадлежность костюма
(повседневного и
праздничного) составляет
обувь.
Это прежде всего чулки,
отличающиеся большим
разнообразием как по
материалу, из которого они
изготовлены, так и по
форме. Обувь по материалу
ее изготовления делится на
кожаную, лыковую, валяную.
Чаще встречается кожаная
обувь, хотя различные по
зажиточности группы
крестьян пользовались ею в
разной
степени.Изготовление
кожаной обуви у татар так
же, как и головных уборов,
давно перешло в руки
ремесленников и кустарей.
По качеству (твердости
подошвы) выделяются два
типа кожаной обуви: 1) с
мягкой подошвой и 2) с
твердой подошвой.
К первому типу кожаной
обуви относятся ичиги -
сапоги из мягкой
однотонной, чаще черной
кожи (юфть, сафьян). При
выходе из дома на ичиги
надевали кожаную обувь на
твердой подошве, а зимой
полуваленки. Народ
воспринимает их как
национальную обувь.
Сапоги — кожаная обувь с
высоким голенищем и на
твердой подошве. Этот
традиционный вид кожаной
обуви в конце 19 - начале 20
вв. имел единичное
распространение в районах
Приуралья. Среди мишарей
Окско-Сурского междуречья,
а также татар-кряшен,
довольно рано вошли в быт
сапоги русского образца.
Женская традиционная
одежда Волжско-уральских
татар как в общем
комплексе, так и в деталях,
имеет больше разнообразия
по сравнению с мужской.
Она различается не только
по функциональному
назначению (весенняя,
летняя, осенняя, зимняя,
повседневная, праздничная),
но и по возрастному
признаку (одежда девушек,
молодых и старых женщин).
На ней больше, чем на
мужской одежде, заметны
территориальные
особенности. Однако во
второй половине 19 в. эти
особенности все больше
уступают место
общенародным.
В число нижней
традиционной женской
одежды татар входят: рубаха,
нижний нагрудник и штаны.
Это сочетание имеет место в
составе любого комплекса
костюма, представляя его
традиционную основу. По
принципу кройки все
многообразие женских рубах
середины 19 - начала 20вв.
так же, как и мужских,
можно разделить на два
типа: 1) рубахи
туникообразного покроя и 2)
рубахи со скошенными и
сшивными плечиками,
закругленными проймами
для рукавов. В начале 20 в. в
городах и близлежащих к
ним селениях женское
платье начали шить с
учетом общеевропейской
моды. При этом его верхняя
часть все больше
подгонялась по фигуре, а
подол становился пышным.
Новый стиль платья создал
новый элегантный облик
женщины.
Неотъемлемой частью
нижней женской одежды
является нижняя нагрудная
повязка, нижний нагрудник.
Ее шили из прямоугольного
куска материи (домотканой
или фабричной), размером
примерно 25 х 40 см. На
центральную часть повязки
пришивался вышитый кусок
материи или полоски яркой
разноцветной ткани.
Надевали нагрудник под
платье и при помощи
лямочек укрепляли к шее
или за плечи, покрывая
грудь женщины. Вышивка на
нагруднике чаще тамбурная;
орнамент цветочный;
оригинальные узоры
выполнены в технике
золотошвейной (или
шелковой) глади;
центральным
орнаментальным мотивом
является шести-
восьмиконечная или
"вихревая" розетка,
имитирующая солнце или
солнечный свет (солярный
знак). Важной составной
частью нижней одежды
женщин представляют
штаны, по покрою
аналогичные мужским.
Женская верхняя одежда
также разнообразна.
Большой популярностью
пользовались камзолы и
бишметы. Под камзолом
обычно понимается
короткая, приталенная,
безрукавная, двубортная
одежда. В отличие от
мужских, женские камзолы
шились более
приталенными. Бишмет —
оригинальная длиннополая,
с длинными же рукавами
одежда с приталенной
спинкой. Богатый бархатный
бишмет отделывался мехом
и застегивался при помощи
большой серебряной
застежки, которая
одновременно выполняла и
роль украшения одежды.
Женские головные уборы
делятся на: уборы девичьи и
замужних женщин. Девичьи
традиционные головные
уборы в основном
представлены в виде шапок.
При их ношении волосы,
заплетенные в две косы,
располагались на спине и
оставлялись открытыми или
слегка прикрывались
накосным украшением или,
позже, легким фабричным
платком. В середине 19 —
начале 20 вв. в качестве
девичьего головного убора
бытовали калфаки. Девичий
калфак представляет собой
вид длинного колпака, один
конец которого
заканчивается на конус, к
которому пришита кисть. Он
надевался на голову, а
конусообразный конец
откидывался назад (или на
бок). Традиционные
головные уборы замужних
женщин более
разнообразны и сложны. В
отличие от девичьих, уборы
замужних женщин призваны
были закрывать не только ее
волосы, но и шею, плечи,
спину. Поэтому они
включали в свой состав
волосники и различные
покрывала, которые, кстати,
составляли основную часть
комплекса головного убора
замужних женщин.
В комплекс женского
традиционного костюма
включаются украшения:
головные, шейные,
нагрудные, ручные. В более
или менее полном наборе
они входили в костюм
новобрачной и молодой
женщины, особенно в
праздничные комплексы. В
повседневной жизни, а
также с возрастом
некоторые из них
исключались. Но такие
украшения, как серьги,
накосники, бусы, браслеты и
перстни носились до самой
смерти.
Металлические (ювелирные)
украшения выделывались
местными мастерами-
ювелирами. Основным
материалом служило
серебро, для декоративного
оформления
использовались
драгоценные и
полудрагоценные камни,
особенно бирюза и
сердолик, которым
приписывалось магическое
значение (приносит счастье,
любовь; отгоняет злые силы,
«дурной глаз»).
Характерными приемами
декорировки металлических
украшений были скань с
инкрустацией, гравировка,
чекан и штамп, чернение.
Древнему
(монументальному) стилю
одежды соответствовали
большие ажурные (сканые),
часто с подвесками,
отделанные камнями
украшения. В качестве
украшений использовались
также серебряные монеты,
кораллы, перламутровые
пуговицы