Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Казахстанские телеканалы через интернет, приложения смартфонов и

АО «Казтелерадио»  был разработан проект интернет-телевидения
«Galam TV», который предоставляет возможность нашим соотечественниками за
рубежом в режиме реального времени просмотра следующих казахстанских
телеканалов: 24 KZ,  Жетісу, Kazakh
TV,  Hit TV, MuzZone, 7 Kazakhstan,  Gakku TV, Асыл арна,  Otau TV Channel, Туран ТВ,  Новое Телевидение, Мир 24. Так же
предлагается богатая коллекция фильмов на казахском и русском языках. Данная
услуга доступна для Вас на сайте http://galamtv.kz/.


Для пользователей
мобильных устройств, услуга интернет-телевидения доступна в приложении GALAM
TV, которое всегда можно скачать бесплатно:


•        в интернет-магазине GooglePlay - если
Ваш смартфон / планшет построен на базе операционной системы Аndroid;


•        в интернет-магазине AppStore - если Ваш
смартфон / планшет построен на базе операционной системы iOS.


У обладателей
современного SMART-телевизора LG также есть возможность на бесплатной основе
скачать «GALAM TV» через магазин приложений LG Apps TV.


Передайте (перешлите),
пожалуйста, данную информацию в зарубежные казахские культурные центры (общества),
родственникам и знакомым.

Auqap Janush, 27-11-2010 17:08 (ссылка)

СКАНДАЛ. В Казахстане разгул демократии.

СКАНДАЛ. В Казахстане разгул демократии: Вошло в моду массовое совокупление


Казахстанские
власти лишь через 2 месяца прореагировали на скандальную акцию,
устроенную студентом одного из ВУЗов Алама-Аты. Организовав т.н. «секс
флэш-моб», 200 студентов собрались в ночном заведении и по команде
принялись беспорядочно совокупляться.

Проправительственная
молодежная организация «Адилет» через 2 месяца после этой дикой животной
оргии констатировала, что по уровню развития демократии Казахстане
превзошел Голландию.
Как сетуют местные казахские комментаторы,
уровень демократии в стране зашкаливает все мыслимые и немыслимые нормы.
Казахстан буквально захлестнула волна содомии (т.н. «однополой любви»),
групповых оргий, разврата. Как грибы после дождя плодятся всевозможные
конторы знакомств на любой содомитский вкус и выбор.

Между тем
тем сами студенты, устроившую эту мерзостную вакханалию ничуть не
смущаясь заявили, что таким образом, «протестовали против коррупции и
лицемерия в обществе».

По их глубокому демократическому
убеждению, быть целомудренным, нормальным человеком и считать разврат
грехом, является «лицемерием».

Ситуация в Казахстане настолько
удручающая, что даже проправительственная молодежная организация
«Адилет» объявила, что «молодежь Казахстане утопает в разврате».

настроение: Внимательное

Метки: это правда?

Московским мусульманам нужны мечети!






Сегодня в Москве катастрофически
не хватает мечетей. Это проблема не только мусульман – но и всей столицы. Ведь
десяткам тысяч людей приходится молиться на тротуарах и даже на проезжей части.
Что создает пробки и неудобства для всех жителей Москвы. Это повышает и уровень
исламофобии, который и без того достаточно высок.


По официальным данным, в Москве
проживают около 2 млн мусульман, а всего работает 4 мечети. В то же время в
городе находится около 800 православных храмов. Разница на лицо. Будущим
кандидатам в президенты России стоит об этом подумать. А новому мэру Москвы уже
начинать исправлять те проблемы, которые не смог решить Лужков Юрий Михайлович.



Поддержим мусульман
Москвы:



http://www.me4et.ru/


Председатель ТОЦ
Рафис Кашапов.



Татарстан, Наб.
Челны.

Википедии на Тюркских языках

Википедии на Тюркских языках
На тюркских языках России действуют 5 Википедии и 9 находятся в Инкубаторе. Предлагаю людям знающих эти языки оказать содействие в развитие этих разделов Википедии. В них очень мало статей. А также предлагаю принять участие в обсуждение http://ru.wikipedia.org/wik...
Татарская:http://tt.wikipedia.org/wiki/
Чувашская:http://cv.wikipedia.org/wiki/
Башкирская:http://ba.wikipedia.org/wiki/
Якутская:http://sah.wikipedia.org/wiki/
Карачаево-балкарская:http://krc.wikipedia.org/wiki/
Кумыкская:http://incubator.wikimedia....
Тувинская:http://incubator.wikimedia....
Алтайкая:http://incubator.wikimedia....
Ногайская:http://incubator.wikimedia....
Хакасская:http://incubator.wikimedia....
Северноалтайская:http://incubator.wikimedia....
Шорская:http://incubator.wikimedia....
Чулымская:http://incubator.wikimedia....
Долганская:http://incubator.wikimedia....

15 октября - День Памяти татарского народа

В столице Татарстана Казани 15 октября (пятница) 2010 года пройдет
21-ый День памяти защитников Казани, павших при взятии города – 458-ая годовщина завоевания Казани войсками тирана Ивана Грозного. Организаторами мероприятия являются Всемирный форум татарской молодежи и движение нового поколения "Узебез" ("Мы сами") и Всетатарский общественный центр - ВТОЦ имени Марата Мулюкова. Это день преклонения перед мужеством и стойкостью всех, кто героически защищал нашу землю и принял мученическую смерть, защищая Казань в 1552 году. 
Проведение Дня Памяти - это не пиар-акция. В этот день немногочисленные патриоты нашего народа воздают дань уважения своим славным предкам, создавшим процветающее цивилизованное татарское государство. Каждый уважающий себя татарин и татарка, должны помнить свою историю, важные события прошлого, в том числе героическую защиту своего независимого государства и его столицы – города Казани. В последние годы по проведению Дня Памяти взяли инициативу в свои руки студенты. В будущем татарская молодёжь полностью должна взять инициативу в свои руки и смелее принимать участие в политической жизни. Тогда молодые люди поймут, что их участие важно и необходимо. В этот день мы становимся ближе и сплоченней, еще четче понимаем, как много общего у разных поколений жителей Татарстана. Этот день – источник жизненной и нравственной силы нашего народа. И эта сила помогает нам идти вперед и побеждать трудности. 
Не секрет, в последние годы российские правоохранительные органы препятствуют организации и проведению Дня Памяти. Неужели сейчас нам надо оказаться на краю пропасти, чтобы вспомнить свою историю и осознать ее важность? Взглянем на трагические даты других народов: 
1. 21 мая - День Памяти и скорби, посвященный Дню памяти жертв Кавказской войны (1763-1864 гг.) – Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. 
2. 22 декабря - День национального траура в Мексике связан с годовщиной расстрела испанцами революционера Х. Морелоса и его соратников (1810-1815). 
3. 31 марта - День национального траура в истории Азербайджана. В марте-апреле 1918 года в Азербайджане армяне совершили геноцид против азербайджанцев в Баку, Шамахе, Губе, Мугане, Лянкяране, где армянами были убиты свыше 50 тысяч азербайджанцев. 
4. 4 июля – Холокост, День Памяти геноцида еврейского народа в годы второй мировой войны.
5. 6 и 9 августа - Дни Памяти жертвам бомбежки в Хиросиме и Нагасаки. В августе 1945 года США провели атомную бомбардировку двух японских городов.
6. 23 февраля - День геноцида вайнахских народов. В конце февраля 1944 года началась массовая депортация чеченцев и ингушей эта дата считается Днем национального траура вайнахских народов. 
7. 18 мая - день траура крымскотатарского народа. 18 мая 1944 года по незаконным обвинениям органами власти СССР началась депортация коренного населения Крыма – крымских татар с их исторической Родины.
8. 16 марта - День национального траура курдов в память жертв 1988 года. В этот день иракские войска подвергли химической атаке курдский город Халабаджа. Погибло 5 тысяч человек. 
9. 20 декабря - День национального траура в Панаме. В 1989 году США напали на столицу страны. 
10. 12 июля - День траура по боснийским мусульманам, расстрелянных в 1995 году. Резню в Сребренице сербами считают самым кровавым преступлением в Европе со времен Второй мировой войны. 
11. 11 сентября - день Траура по жертвам в Нью-Йорке. Погибло около 3 тысяч человек. 
12. 12 апреля - День национального траура, в память о жертвах авиакатастрофы борта номер один Польши, которая произошла в Смоленской области. 
Вспоминая трагические дни, все народы скорбят по погибшим в результате воруженных конфликтов и геноцида народов. Учитывая все вышеописанное и беря во внимание мировой опыт, у нас татар День Памяти должен быть днем всеобщего траура и в календаре должен официально отражаться как День Памяти. 
Вот уже 20 лет татарская интеллигенция и лидеры национальных общественных организаций добиваются от властей Татарстана воздвижения монументального комплекса нашим предкам, павших смертью шахидов при взятии Казани в 1552 году, на площади под мечетью Кул Шариф. От ответа архиважного для всего татарского народа решения вопроса о сооружении памятника власти воздерживаются.  
Кто же должен увековечить память воинов? В то же время в московском Кремле придумали и организовали пиар-акцию, так называемую «Куликовскую битву». Твердя, что это битва, является "переломным моментом в русской истории" тем самым, унижая тюркские народы и нас казанских татар. Сегодня множество дискуссий ведется учеными историками вокруг места битвы. Известно, что нет никаких археологических подтверждений: ни захоронений, ни оружия. Есть историки, утверждающие, что «Куликовская битва» происходила, чуть ли не в Москве. Мы замечаем в данном празднике известных правительственных чиновников, политических деятелей и православных религиозных служителей.
 А в Татарстане на национальном дне траура не видно президента, министров, депутатов, директоров предприятий, ректоров институтов, директоров школ и имамов мечетей республики? 
Мы обращаемся к главам администраций, директорам предприятий и бизнесменам, призываем оказать всяческое содействие, тем, кто желает поехать в Казань на День Памяти.  
Также приглашаем принять активное участие в мероприятиях на Дне Памяти не только татар, но и русских, башкир, чувашей, мари, мордву, удмуртов и других, т.к. события 1552 года имели прямое отношение ко всем этим народам. Основные мероприятия в этот день проводятся в Казани. Сбор и начало траурного митинга на площади Свободы в 10.00 часов утра, после окончание митинга пройдёт шествие от площади Свободы до Кремля. Будет совершен молебен вновь воссозданной мечети республики - Кул Шариф в честь наших предков, отдавших свои жизни, защищая свою Родину. Кул-Шариф лично с оружием в руках сражался с войсками Ивана Грозного во время штурма Казани, пока не пал смертью героя и его отряд сражался до тех пор, пока не погибли все до единого. Этот факт является примером гордости для нас и одним из самых важных уроков духовного учителя мусульман.

Настоящее обращение – приглашение принято на еженедельном общегородском собрании НЧО ТОЦ. 

Председатель собрания, 
председатель НЧО ТОЦ Рафис Кашапов. 
Секретарь собрания Фагим Валиев.

Приведет ли смена поколений в Башкирии к смене политических элит

На днях в России Муртаза Рахимов ушел с поста главы Республики Башкортостан. Он был одним из патриархов российской региональной политики. В связи с этим газета «Литер» обратилась за комментариями к руководителю казахстанского общественного объединения «Башкирский культурный центр «Агидель» Азамату Рыскельдину.
– Почему Муртаза Рахимов ушел в отставку? – В том, что Муртаза Губайдуллович добровольно оставил пост главы республики, нет ничего неожиданного, идет смена поколений политиков. Тем более что в 2012 году состоятся президентские выборы на федеральном уровне. К ним правящая элита страны, видимо, готовится заранее, комплектуя подходящие региональные власти. Этот процесс наблюдается по всей России, и Башкортостан не исключение. И все положенные в таких случаях «ритуалы» были формально соблюдены, а это немаловажно. Вопросы вызывает лишь политика отдельных федеральных СМИ, предшествовавшая отставке Рахимова. Такой политик, знаменующий собой эпоху российского федерализма, все же был достоин лучшего освещения. Что оставляет открытым вопрос о том, насколько добровольной была его отставка.
– 10–12 июня в Уфе проходил III Всемирный курултай башкир, где с высокой трибуны прозвучала острая критика политики центра в отношении Башкортостана. Не связана ли его отставка с этим событием? – Как делегат и участник III Всемирного курултая башкир, могу подтвердить, что практически все выступления на форуме были проникнуты духом ответственности за судьбу страны, за судьбу народа, за развитие национальной культуры и сохранение башкирского языка, который в республике является государственным, но социальная среда применения которого, увы, сокращается. Особенно это заметно в образовании и делопроизводстве. Судя по аплодисментам зала, выступающие и слушатели были единодушны в стремлении поддержать подлинные начала федеративного конституционного строя Российской Федерации, принципы регионального и местного самоуправления. Не думаю, что в обращении к международным стандартам демократии, в гражданской позиции можно усмотреть что-либо крамольное, послужившее поводом к отставке.
– На ваш взгляд, исполняющий обязанности президента Республики Башкортостан Рустем Хамитов, назначенный на этот пост главой России Дмитрием Медведевым, является ставленником Рахимова или все же это скорее креатура Кремля?
– Этот вопрос интересует многих, и не только в Башкортостане. События развивались так быстро, что говорить о предварительном публичном обсуждении кандидатур не приходится. Но не будем забывать, что, во-первых, это конституционная практика Российской Федерации, и мы обязаны уважать ее. А во-вторых, речь идет лишь о назначении временно исполняющего обязанности президента Республики Башкортостан. Во всяком случае, еще не озвучил свою официальную позицию Курултай – Государственное собрание республики. Едва ли ветви власти Башкортостана будут поспешными в столь значимом вопросе. Потому торопиться с прогнозами, предваряя публичное обсуждение по заявленным кандидатам, – дело неблагодарное и преждевременное.
– По вашему мнению, что позволило Муртазе Рахимову долго оставаться на посту главы республики?
– Муртаза Рахимов не случайно долго оставался во главе республики. Проводимая им политика межнационального согласия и дружбы народа Башкортостана, создание условий для изучения и развития культурных традиций представителями едва ли не всех этнических групп, проживающих в Башкортостане, служат образцом обеспечения межэтнической толерантности и уважения к власти на региональном уровне. В школах преподавание идет на 14 языках. Это позволило вырастить целое поколение патриотически ориентированной молодежи, способной взять на себя ответственность за будущее страны.
Необходимо отметить, что башкиры исторически проживают на территории соседних областей России и Татарстана, но только в Башкортостане, несмотря на отмену Госдумой России в 2008 году национально-регионального образовательного компонента, преподавание башкирского языка как государственного языка носило обязательный характер. Что укрепляло стабильность. Важно сохранить преемственность лучших традиций, обеспечивающих межэтническое согласие и единство народа Башкортостана, это залог успеха политической карьеры для следующего главы республики.
– Каково процентное соотношение этнических групп в составе населения Республики Башкортостан?
– Согласно последней переписи населения, в Башкортостане около 30 процентов составляют башкиры, русские – примерно 36 процентов, почти четверть – татары. Но в октябре этого года ожидается проведение новой большой переписи населения, и эти данные могут быть существенно уточнены. К слову сказать, тот же Рустем Хамитов, ныне исполняющий обязанности президента РБ, в 2006 году избирался на Всемирный курултай (конгресс) татар в Казани как делегат от татар, проживающих в северо-западном Башкортостане. Но сегодня он заявлен как башкир. И этот пример не единичный. Немало таких, кто, привычно полагая себя татарином, после обращения к шежере обнаруживал в третьем или четвертом поколении своих предков башкирское происхождение. Наши народы настолько родственны между собой, что даже северо-западный диалект башкирского языка многие принимают за татарский. Некоторым этнографам это дало повод заявлять, будто башкиры и татары – это этносы с мигрирующей этнической идентичностью, обусловленной изменениями социальных условий. Поэтому результаты предстоящей переписи ожидаются и обсуждаются с интересом.
– Как бы вы оценили отношение общества и государства к башкирам, проживающим в Казахстане? – Башкиры и казахи – это народы-братья. У нас общая история, общее будущее. И эту самобытность нам следует сохранять, достойно отвечая на вызовы ХХI века. Следуя призыву нашего президента Нурсултана Назарбаева, казахстанские башкиры активно участвуют в укреплении национального единства Казахстана. Потому что суверенный, независимый Казахстан – это наше общее достижение, наша надежда!

Серик МАЛЕЕВ, Алматы
http://www.liter.kz/index.p...

Казахская народная сказка Ермагамбет

В давние времена жил один богатый казах. Детей у него не было. Как-то раз хан отдавал свою дочь замуж и по этому поводу устроил большой той. На этот той он пригласил только семейных. Бездетным не велено было приезжать на праздник.
Вот стали съезжаться гости. Приехал на празднество и казах, у которого не было детей. Привез он с собой много кумыса, на семи верблюдах. Но хан не впустил его. Разгневанный казах вылил весь кумыс на землю и вернулся домой.
Дома он зарезал вола, принес его в жертву аллаху, а сам отправился со своей женой искать себе детей. К вечеру они остановились возле могилы и заночевали. Во сне жена увидела какого-то человека, и тот спросил ее: сколько она желает иметь детей - сто или одного. Она ответила, что довольно было бы и одного. Утром она рассказала сон мужу.
Вернулись супруги домой, и через месяц жена родила сына. Назвали его Ермагамбетом.
Быстро рос Ермагамбет. На шестом году он уже охотился на диких зверей. Однажды он возвращался с охоты домой вместе со своими товарищами. Встретился им один человек и сказал Ермагамбету:
- У твоей матери родилась дочь. Но родители хотят убить ее.
Ермагамбет быстро погнал своего иноходца в аул. Приехал домой, вошел в кибитку и попросил разрешения у родителей посмотреть на сестру. Ермагамбет взял сестру, вскочил на коня и скрылся в степи.
Стали они жить вдвоем. Брат занимался охотою, а девочка быстро росла и превращалась в красавицу.
Однажды девушка пошла по воду и увидела плавающее бревно. Она решила написать записку и вложить в середину бревна. Написала она так: «Я очень красивая девушка. Возле меня нет никого, кроме брата». Оттолкнула она это бревно, и оно поплыло дальше.
Долго плавало бревно и наконец подплыло к берегу. В это время одна казашка мыла белье и увидела бревно.
- Ну-ка вытащу бревно,- сказала она,- пригодится на дрова.
Вытащила она бревно, принесла его домой, и когда стала колоть дрова, из него выпала записка. Взяла она записку и пошла к грамотею. Грамотей прочел ее и оставил у себя, а на другой день доставил записку хану. Хан прочитал записку и отправился на поиски красивой девушки, захватив с собой свиту слуг. В степи они встретили Ермагамбета. Хан спросил его:
- Если это твоя сестра, то согласен ли ты добровольно отдать ее мне в жены? Или ты хочешь, чтоб я взял ее силою?
Ермагамбет рассердился на хана, побил его вместе со свитой и отправился в свою юрту. А когда приехал, то сразу же заснул крепко.
Увидала сестра, что брат ее спит, взяла иноходца и отправилась на нем в степь прогуляться. Поднявшись в гору, девушка увидела много убитых. Решила она осмотреть всех: нет ли среди них живого. Нашла одного. Девушка привезла его в юрту и спрятала в сундук. Этот человек оказался самим ханом. Когда брат уезжал на охоту, она выпускала хана, разговаривала с ним.
Девушка понравилась хану, да и хан полюбился красавице. Решили они извести Ермагамбета. Но как? Думали, думали, девушка и говорит:
- Я притворюсь больной и буду просить брата отправиться в чужие края за знахарем.
Вернулся как-то брат с охоты. Девушка легла в постель, притворившись больной.
- Слушай, брат,- сказала она.- Где-то есть человек, который умеет лечить. Съезди, привези его ко мне, больна я.
Жалко стало Ермагамбету сестру. Распростился он с с ней и отправился в дальний путь.
Разъезжая повсюду, Ермагамбет натолкнулся на бедную юрту. Жила в ней старуха. Она спросила жигита, куда он путь держит. А когда узнала, то стала отговаривать его. Но Ермагамбет настоял на своем и попросил старуху указать ему дорогу к знахарю. Старуха согласилась и сказала:
- Дверь, что ведет к этому знахарю, отворяется ровно в полдень; в это время только и можно его захватить.
Ермагамбет так и сделал: ровно в полдень он подошел к двери и, захватив с собой знахаря, вернулся к старухе. Переночевал у нее. Во время сна старуха заменила знахаря простым человеком. Ермагамбет не заметил этого. Утром он отправился к сестре. Вошел в юрту, видит, сестра здорова.
Брат снова стал охотиться, а сестра и хан все придумывали, как бы его погубить. Вот как-то она и говорит хану:
- Когда брат вернется, я приглашу его играть. Я свяжу ему руки, а ты в это время убьешь его.
Вернулся брат. Сестра пригласила его играть. Он согласился. Девушка связывала ему руки, но он легко их развязывал. Наконец сестра стала выпытывать у него: чем можно его связать, чтоб он не смог развязать рук. Ермагамбет сказал, что есть у него ремень из тигровой шкуры. Сестра быстро достала этот ремень, связала брату руки и дала хану меч:
- Теперь ты можешь его убить!..
Но хан перепугался и не смог выполнить ее просьбу. Тогда она сама решила это сделать. Но брат сказал ей:
- Можешь меня убить, сестра, но об одном прошу тебя : когда ты убьешь меня, тело мое сложи в мешок, привяжи этот мешок к седлу моей лошади и пусти ее в степь.
Так она и сделала, как просил брат. Лошадь ушла в степь и прибежала к той старухе, которая подменила Ермагамбету знахаря. Разными средствами старуха оживила Ермагамбета. Он поблагодарил ее и отправился к сестре. Застал он ее с ханом. Убил Ермагамбет сестру, а хана привез в аул к отцу.
Обрадовался отец возвращению сына, устроил той, а хана убил за то, что он не пустил его на свадьбу своей дочери.

Auqap Janush, 20-05-2010 10:19 (ссылка)

Два фильма о двух великих героях


Два фильма о двух великих героях
Недавно посмотрел два фильма о двух великих личностях - Малкольме Икс и имаме Шамиле. Фильмы очень близки к истории, и являются, по сути, автобиографическими. Что же зацепляет при просмотре? То, что их борьба очень близка нашей. Проблемы их народов - проблемы и нашего народа. Они борятся за свободу своего народа: Малкольм за афроамериканцев, Шамиль за Кавказ. Оба бестрашные, умные, яркие личности, порой жестокие, часто бескомпромисные, но всегда - горящие за свой народ. Оба выбрали путь свободы - путь Ислама. Оба добились больших успехов, но были побеждены, в том числе врагами из своего же народа.... Обя являются кумирами своих народов, и не зря. Не зря же весь мир любит Че Геваре - идеалиста, яркого и безудержного лидера...
Малкольм: "Всегда были два типа рабов, домашний раб (прислуга) и раб на плантации. Домашний раб жил в доме хозяина, прислуживал ему, ел остатки с баского стола, когда хозяин болел - он лечил его. А когда к нему приходил раб с плантаций и говорил "давай сбежим", он говорил "зачем?". Не про наши ли дни? Не про наших ли Рашидов Нургалиевых?
Один кавказский старик-пьяница сокрушается в фильме "Чего хочет от нас Шамиль? Что за слова он говорит - "рабство", "пьянство"? Да рабство исчезает после первого же выпитого рога!"... Вспоминается политика сегодняшнего дня, когда пьющий народ - безвольный народ...
Диалог двух русских офицеров:
"-Так Вы хотите, чтобы они перестали быть хорошими кавказцами, и стали плохими русскими?
- Это судьба всех малых народов - быть поглощенным великим народом!
- Грош цена великому народу, если рядом исчезает малый народ..." . . Ведь до боли знакомо, неправда ли?
Интересен прогресс Малкольма: из националистического, непримирого с белыми, искаженного ислама он дорастает до Ислама интернационального. Он описывает свои чувства, когда во время Хаджа пришлось молится с мусульманами, имеющими белый цвет кожи и голубые глаза. Эти чувства отталкивают его от сектантского Ислама, проповедуемого его бывшими сотоварищами, и он приближается к настоящему исламу. Эх... Отправить бы наших националистов в Хадж..)))
"Настало время мучеников", говорит уставший, умудренный жизнью, но такой же бесстрашный Малкольм, и отослав своего охранника подальше, выходит к публике на проповедь. Там его растреливают его же бывшие однопартийцы....
В фильме "Имам Шамиль. Рай под тенью сабель" показывается лишь начальный период жизни Шамиля, начало его имамства. В конце жизни имам терпит поражение, и будучи осажденным в крепости, сдается на почетных условиях в плен... Умирает во время Хаджа, куда дает разрешение съездить Император.

В общем, мое мнение, сейчас нам очень нужны новые Малкольмы и Шамили. И каждый, борящийся за свободу своего народа, на мой взгляд, должен посмотреть эти два фильма о двух великих сынах Ислама "Малкольм Икс" и "Имам Шамиль. Рай под тенью сабель" и сделать для себя выводы... А в моей плеяде героев эти два воина заняли свое почетное место, среди Пророка (мир ему), Умара, Али, Салахуддина, Батырши и других великих мужчин древности.

настроение: Боевое

Великан Алпамыс

В минувшее давно время жил именитый богач Чурабай. У него был сын Алпамыс. В один из дней табуны лошадей Чурабая угнали калмыки.
— О дитя мое, я уже сгорбился под тяжестью своих лет. Можешь ли ты отправиться в погоню за табунами, отбить их и отомстить врагу?— сказал в большом волнении Чурабай сыну.
Алпамысу было шесть лет, но он неразгневался, и как подобает батыру, поймал в табуне коня Байчубара, сел на него, стегнул и, не говоря никому ни слова, пустился в путь.
Калмыцкий хан увидел во сне этот выезд Алпамыса, он когда проснулся, то собрал свой народ и сказал:
— Видел я сон... Настали, знать, тяжкие времена: предстоит тяжелая борьба, ханство мое омрачится несчастьем. А чем оно вызвано? Враг предстал передо мною, словно черный самец-верблюд, и хочет ринуться на меня с разбегу. Он оборвет мои косы, он уничтожит мою челку, а статного и гибкого сына моего затопчет, превратит в прах.
— Да, надо полагать, что ханство твое будет взято сыном Чурабая — шестилетним Алпамысом,— сказали почтенные старики, истолковав сон хана.
— А можно ли при помощи обмана изловить этого молодца, пока он не доехал до нас?— спросил хан.
— Прикажи поставить на его пути одну юрту и дай сорок девиц,— сказала хану одна старуха.
Хан велел выставить юрту и приказал собрать сорок девиц. Старуха раздала девицам по чашке вина, усадила их в юрте, а сама отправилась навстречу Алпамысу.Села на дороге и ждет.
Показался Алпамыс. Тогда Алпамыс, охваченный гневом, ударил Байкбара нагайкой. Лошадь легла.
— О дитя мое, если лошадь твоя не идет, стало быть, и устала. Здесь ожидают тебя с нетерпением сорок девиц, не медли, иди к ним,— сказала старуха Алпамысу.
Узнав, что его ждут девицы, Алпамыс стреножил коня и вошел в юрту. Смотрит, сидят девицы, и каждая держит в руках кесе со сладким вином.
Девицы по очереди, одна за другой, стали подавали Алпамысу вино. Алпамыс опьянел и упал. Тогда сорок девиц подняли его и снесли в зиндан, а лошадь отвели к хану
Сидит Алпамыс в темнице, мучается видит, летят мимо гуси Алпамыс позвал их. Прилетел один гусь спросил:
— О узник, кто ты?
— Я Алпамыс.
Через некоторое время пролетел над Алпамысом одинокий гусь. Алпамыс окликнул его.
— Что тебе, нужно?— спросил гусь.
— Отчего ты слеп на один глаз?— спросил Алпамыс.
— Когда я был маленьким,— стал рассказывать гусь,— мать мою застрелил мерген. Я остался сиротой и хотел примкнуть к чужим гусям. Но они узнали что я сирота и выклевали мне один глаз, чтобы я не мог есть вместе с ними. Теперь я держусь от них подальше, чтобы не лишиться другого глаза. С тех пор и летаю один.
— Я напишу письмо и приклею к твоему крылу,— сказал Алпамыс.— Ты полетишь на озеро Кугалыкуль. Там сестра моя Карлыгаш охотится с соколом. Сокол тебя схватит, но сестра увидит письмо и Гусь взял письмо и полетел.
Пролетел он над одним аулом, позабыл наставления Алпамыса и закричал. Хозяин аула поймал гуся. Когда он собрался резать его, то заметил под крылом письмо. Хозяин прочитал письмо и отпустил гуся. И гусь полетел дальше. Вот он прилетел и сел на озеро Кугалыкуль.
В это время сын Алпамыса, увидя в руках у другого ребенка птичье крыло, стал просить сестру Алпамыса Карлыгаш, чтобы она ему добыла такое же крыло. Карлыгаш села верхом на коня и, взяв сокола, поехала на Кугалыкуль. Увидя там одиноко летящего гуся, она метнула сокола. Гусь забился под соколом, письмо оторвалось и выпало. Прочитав письмо, Карлыгаш зарыдала, села на лошадь и поехала домой. Слезы ее лились на гриву коня. По дороге домой Карлыгаш свернула в аул своего приятеля Карабая.
Захватив с собою на десяти верблюдах провизии и шелковый аркан в сорок кулачей, он поехал. Через несколько дней он приехал к зиндану.
— О Алпамыс, где ты?— начал звать Карабай своего друга Никакого ответа. Карабай подумал, что друг его умер, и стал рыдать. Слезы его стали падать на дно зиндана.
Алпамыс спал, но от холодных капель вздрогнул и проснулся. Поднял голову и видит — друг его Карабай сидит наверху у зиндана Он пролил уже целое озеро слез и смочил себе усы и бороду. Алпамьс окликнул его и стал спрашивать о здоровье своих родных Карабай спустил в зиндан шелковый аркан в сорок кулачей. Алпамыс ухватился за аркан и уже поднялся наполовину у зиндана, но потом вдруг подумал: "А что если Карабай впоследствии станет попрекать меня тем, что он спас мне жизнь?" Алпамыс обрезал аркан и полетел обратно вниз.
Карабай подумал, что аркан сам оборвался от тяжести Алпамыса, заплакал от досады горькими слезами и направился к дому.
Теперь речь пойдет об Алпамысе.
У дочери хана был любимый козленок. Как-то раз козленок резвился у зиндана и упал туда. тебе жизнь. Предупреждаю, когда будешь лететь над аулами, не кричи.  Пастух начал просить у Алпамыса козленка. Алпамыс не отдавал.
— Если ты мне не отдашь козленка,— сказал пастух,— я убью тебя камнем величиной с котел.
— Что ж, убивай,— сказал Алпамыс,
Тогда пастух столкнул в яму камень величиной с котел. Алпамыс подхватил его на лету и выбросил обратно на сорок аршин вверх.
— Меня убьет дочь хана, — умолял пастух.— Что тебе надо от меня, скажи? Требуй все, только отдай козленка.
— Ты должен ежедневно доставлять мне по барану,— приказал Алпамыс.
Пастух каждый день приносил Алпамысу по одному барану, а когда баранов не стало, он отдал Алпамысу и козленка.
— Что мне делать теперь, ведь меня ожидает смерть,— пожаловался пастух.
— Не горюй, пастух, вот тебе домбра — поиграй на ней вечерком,— сказал Алпамыс— Услышит ханская дочь твои игру и приедет к тебе, но ты не рассказывай ей, откуда домбру взял. И если даже разрежет она тебе подошвы и насыплет туда соли, молчи. Но если она будет уж очень приставать к тебе и умолять, ты скажи, что домбру подарил узник из зиндана.
Пастух в точности выполнил совет Алпамыса. Он заиграл на домбре, и ханская дочь пришла к нему.
— Откуда ты взял домбру?— спросил она.
Пастух молчал. Ханская дочь разрезала подошвы и насыпала туда соли. Но. пастух молчал. Что тут делать? Тогда она стала умолять пастуха, чтобы он сказал ей.
Пастух наконец сказал, что домбру дал ему Алпамыс.
— Поведи меня к нему,— приказала дочь хана.
— Я не могу идти,— сказал пастух.
Дочь хана посадила его себе на шею и притащила к зиндану.
— О друг, я тебя очень люблю, только вот не знаю, как извлечь тебя из зиндана?— воскликнула ханская дочь.
— Меня может достать только мой конь,— сказал Алпамыс.
— Скажи, как его освободить,— попросила девица.
— Переоденься в плохую одежду, какую надевают юродивые,— сказал Алпамыс,— приди к хану и начни восхвалять его величие и справедливость. Он тебе за это от избытка чувств посулит тысячу рублей, но ты денег не бери, а скажи ему, что конь его Байчубар тоскует, не ест корма и может погибнуть, что ты с раннего возраста воспитывала этого коня и знаешь, как заставить его есть корм.
Ханская дочь все это исполнила. Когда она освободила коня Байчубара, он прямо примчался к зиндану, увидел на дне его колодца лежащего Алпамыса и горько заплакал. Слезы капали на лицо Алпамыса и разбудили его.
— О мой конь Байчубар,— сказал Алпамыс,— как я тебя долго ждал!
Тут Байчубар, присев на задние ноги, спустил свой длинный хвост в зиндан. Алпамыс ухватился за него, когда конь вскочил на ноги, узник с быстротой стрелы очутился на поверхности земли.
Когда настал вечер, Алпамыс сел на Байчубара и в течение ночи перебил всех врагов своих, а скот в сопровождении ханской дочери и пастуха угнал на родину.

Хан Бату и Золотая Орда

В 1243 году Бату-хан вернулся в междуречье Жайыка и Итиля(1), где начал создавать свою империю, которая вошла в историю под названием Золотая Орда. Она появилась на стыке Европы и Азии. Это положение определило её роль и значение в жизни Евразийского континента. 
Бату-хан заложил основы самой могущественной степной державы средневековья. Его владения простирались от реки Иртыш на востоке до берегов Дуная — на западе. Эта огромная страна была разделена на 60 административных областей, которые назывались туменами. Все они входили в состав более крупных уделов, которыми управляли наместники с различными титулами и званиями. 
Два с половиной века Золотая Орда существовала на территории Великой степи. За это время на её престоле сменилось около 50 правителей. 
Золотая Орда — такое название первоначально носила только главная ставка Бату-хана, которая располагалась в междуречье Жайыка и Итиля. Как же появилось это название? Принято считать, что точного ответа на этот вопрос не существует. Правда, в письменных источниках сохранились косвенные свидетельства, которые позволяют высказать предположение. 
Рашид ад-Дин рассказывает о возвращении Чингис-хана в родные степи и сообщает любопытную деталь. Когда он достиг местности Букаса Джику, то приказал поставить там «Орду-и-Бузург зарин», то есть Великую Золотую Орду. 
Это одно из самых ранних упоминаний словосочетания «Золотая Орда» в письменных источниках, которое указывает на то, что так первоначально именовалась ставка самого Чингис-хана, а после его смерти это название перешло к ставке Бату-хана. Правда, не сразу, а после того, как в 1242 году Бату возглавил «Золотой род» Буржигин. Именно тогда у него и появился титул «каан-ака», что означает — «старший Великий хан». Кстати, в письменных источниках Бату впервые упоминается с этим титулом в труде персидского автора ал-Джувейни. 
Много лет спустя Золотой Ордой стали именовать не только главную ставку хана Бату, но и огромную территорию, раскинувшуюся от реки Иртыш на востоке до берегов Дуная — на западе. Ведь именно на эти земли распространялась власть Бату-хана. 
Его империя занимала площадь около 10 миллионов квадратных километров и была поделена на уделы, где правили наместники с различными титулами и званиями. Главным среди этих владений считался Улус Джучи — то есть те земли, которые при жизни завоевал отец для своих сыновей. После его смерти там правил старший из братьев — хан Орда-Ежен(2). Его ставка располагалась на реке Иртыш, близ озера Алаколь. 
В своём труде «Родословное древо тюрков» Абулгази-Багатур-хан сообщает, что, вернувшись из западного похода, Бату сказал Орда-Ежену: «В этом походе ты содействовал окончанию нашего дела, поэтому в удел тебе отдается народ, состоящий из пятнадцати тысяч семей, в том месте, где жил наш отец». Младшему своему брату, Шейбани, который тоже сопутствовал ему в походе, Бату отдал в удел область Корел, а из родовых владений передал четыре народа: Куши, Найман, Карлык и Буйрак». 
Средневековая персидская рукопись «Анонима Искандера» уточняет, какие именно земли перешли в управление к Шейбани. Это — «Иббир-Сибир, Рус, Укек, Маджар, Булгар и Сарай». 
В армии Бату-хана сам он занимал центр войска, левым крылом командовал Орда-Ежен, а правым — Шейбани. 

* * *
В империи хана Бату находилось много богатых городов средневековья. В Хорезме это были Ургенч, Миздахкан, Земахшар, Хива и другие. В Крыму — Судак, Керчь, Кафа (Феодосия). На Азовском море — Азак (Азов). На Волге — Булгар, Биляр, Сувар и Саксин. На Кавказе — Дербент, а в низовьях Сырдарьи — Янгикен и Дженд. Своё влияние Золотая Орда также распространяла и на культурные области Руси, где стояли Киев, Новгород, Владимир, Чернигов и другие города. 
Чтобы обеспечить связь между городами и безопасность прохождения караванов, Бату-хан отдал приказ о возведении селений и крепостей, где располагались военные гарнизоны. Они начали появляться на всем протяжении международной торговой артерии, которая стала известна под названием Великий Шелковый путь. И вскоре итальянский летописец Франческа Пеготти вписал в свое сочинение такие слова: «Путь из Таны (Азова — авт.) в Китай, по словам купцов, совершавших это путешествие, вполне безопасен и днем, и ночью». 
Следующим шагом Бату стал договор с купцами, торговавшими в Крыму. Так им были налажены долгие и выгодные связи с венецианцами и генуэзцами, которые расположились на побережье Черного моря. 
Интересно, что именно во времена правления Бату-хана на Руси появились первые хлебные магазины, а Великий Булгар прославился своими «челночниками». Такое название эти торговцы всякой мелочью получили по той причине, что они плавали по Итилю и Жайыку на челноках и вели бойкую торговлю вдоль побережий. 
Сам же правитель Золотой Орды предпочитал заниматься более прибыльными делами и организовал добычу соли в землях, где правил его старший сын Сартак. В путевых заметках Гильома Рубрука об этом сообщается: «С этих солончаков Бату и Сартак получают большие доходы, так как со всей Руси ездят туда за солью, и со всей нагруженной повозки дают два куска хлопчатой бумаги… Морем тоже приходят за солью множество судов, которые платят пошлину по своему грузу». 

* * *
Словом, молодое государство начало развиваться, и главное место в нем заняла торговля. Правда, не смотря на свою молодость, эта была сильная страна. Правители мелких княжеств, граничивших с могущественной степной державой, искали у нее поддержки. Одним из первых к Бату прибыл князь Ярослав Всеволодович. Он просил о мире и обязался платить дань. Ему был выдан ярлык на Великое княженье во Владимиро-Суздальской земле и в Киеве, куда Ярослав послал наместником воеводу Дмитро Ейковича. 
Правда, в то время Золотая Орда входила в состав Монгольской империи, созданной Чингис-ханом. Поэтому назначение Бату должна была подтвердить вдовствующая императрица Туракин-хатун. На встречу с ней Ярослав отправил своего сына Константина. Вернувшись из Каракорума, Константин сообщил отцу, что временная правительница велела Ярославу самому явиться к ней. Русский князь повиновался и выехал Каракорум. 
Христианские государства Западной Европы тоже искали дружбы с ханом Бату. Даже духовные лидеры Ватикана пытались установить с ним дипломатические связи. В 1243 году на папский престол взошел Иннокентий IV. Два года спустя он созвал в Лионе (Франция) XIII Вселенский собор для организации седьмого крестового похода и освобождения Иерусалима. 
Интересно, что на этом соборе выступил русский игумен Петр Акерович. Его отправил туда Черниговский князь Михаил Всеволодович. Через своего посланца он просил военную помощь против татар. Петра внимательно выслушали, после чего в Золотую Орду выехала миссия во главе с братом Иоанном(3). Одновременно в Восточную Прибалтику был направлен специальный легат аббат Опизо из Мессаны. Он собрал там крестоносцев, и в 1245 году они обрушились на русские княжества. 
Младший сын Ярослава Всеволодовича — Александр по прозвищу Невский сразился с литовским войском в районе Торка и Бежицы. Победа русского князя вызвала беспокойство Ватикана, и в 1246 году в Восточную Прибалтику прибыл ближайший сподвижник папы Альберт Суербер — «муж, близкий нашему сердцу», как именовал его сам Иннокентий IV. Этот визит тоже не обещал установлению мира и дружбы между соседями. 
Тем временем в апреле 1246 года в ставку золотоордынского правителя прибыл папский агент — шестидесятипятилетний брат Иоанн. Папа Иннокентий IV велел ему передать свое послание «Царю и народу татар». Седовласый монах доставил это письмо Бату. В заключение своей речи Иоанн сказал, что христиане давно ведут войну с «безбожными сарацинами» за освобождение гроба Господня и что мусульмане также являются врагами татар. Бату отправил Иоанна в Каракорум в сопровождении своих воинов, а также дал ему золотое копье, которое символизировало, что этот человек находится под защитой «Золотого рода». 
К тому времени Туракин-хатун расчистила путь к трону Монгольской империи для своего сына Гуюка, отстранив от власти законного престолонаследника принца Ширамуна. Кроме того, она сместила трех советников своего покойного мужа Угэдэя — Елюя Чуцая, Чинкая и Махмуда Ялавача. Зато возвысила восточного красавца Абд ар-Рахмана, который стал её главным советником. 
Выборы Великого хана были лишь делом времени. И его кандидатура была хорошо известна Бату, а ему совсем не хотелось присягать на верность своему давнему врагу Гуюку. Поэтому, когда из Каракорума пришло приглашение участвовать в курултае, золотоордынский правитель остался в своих владениях, сославшись на нездоровье. 

* * *
В августе 1246 года у истоков реки Орхон собрался курултай, который провозгласил Гуюка правителем Монгольской империи. На церемонии избрания Великого хана присутствовали правители многих покоренных стран и народов. Был среди них великий князь Владимирский и Суздальский Ярослав II Всеволодович. На обратном пути из Каракорума он неожиданно умер. Ходили слухи, будто его отравили по приказу Туракин-хатун. Она тут же отправила гонца к младшему сыну покойного князя Александру Ярославичу сообщить, что желает «подарить ему землю отца его», но для этого тот должен был приехать в ставку Великого хана. Александр не поехал, испугавшись, что «она умертвит его или подвергнет вечному плену». 
Очевидно, смерть Ярослава Владимировича послужила предупреждением хану Бату. И предвещало оно, что рано или поздно произойдет его столкновение с Гуюком. Бату начал готовиться к решающей схватке, но, чтобы справиться с сильным соперником, ему необходимо было устранить более мелких врагов. 
20 сентября 1246 года в ханскую ставку прибыл Черниговский князь Михаил Всеволодович, который давно уже подбивал правителей европейских княжеств на войну с Золотой Ордой. Слухи об этом дошли до Бату-хана. 
Прибыв в ставку золотоордынского правителя, князь Михаил повел себя вызывающе. Он не пожелал выполнять обязательный ритуал очищения и пройти между двух огней, прежде чем встретиться с ханом Бату. Один из воинов хотел заставить его подчиниться и так сильно ударил князя ногой в грудь, что от этого удара тот скончался. 
В житии Михаила сообщается, что он был убит не татарами, а русским — «путивльцем Доманом». Позднее в ханской ставке был убит и другой Черниговский князь Андрей Мстиславич. Как сообщает Плано Карпини, вина Андрея заключалась в том, что он «уводил лошадей татар из их земли и продавал в другие места». В Монгольской империи это считалось большим преступлением. Поэтому, согласно Священной Ясе, конокрада приговорили к смерти. 
Князь Даниил Галицкий, напуганный участью друзей, уже был готов отдать душу небу, а тело земле, но пожертвовать ему пришлось тем, чем он никогда не обладал — Киевским престолом и Болоховскими землями. Отказавшись от них, Даниил сохранил себе жизнь, и Бату признал его своим «мирником». 
Не избежал расправы и другой враг Бату — принц Бори, сын хана Чагатая. Еще в 1240 году он и Гуюк поссорились с Бату, после чего они оба покинули войско. Очевидно, возвышение Гуюка придало Бори уверенности, и он развернул борьбу с их общим врагом. Его схватили, доставили в ставку Бату и там казнили. 
Тем временем Великий хан Гуюк тоже не сидел сложа руки. Он занялся усилением своей власти. И тогда произошло его столкновение с матерью. Власть Туракин-хатун была настолько велика, что некоторые указы она издавала сама, а в других её подпись стояла выше подписи самого Гуюка. Этому был положен конец. 
Увы, но об этом периоде истории Монгольской империи письменные источники хранят молчание. Известно лишь, что в начале своего правления Гуюк отстранил, а затем казнил Абд ар-Рахмана. Затем он вернул из изгнания Чинкая и Махиуда Ялавича (Елой же умер во время опалы).
Воины Гуюка схватили служанку Туракин-хатун по имени Фатима, а сама императрица умерла при загадочных обстоятельствах. Вслед за этим произошла страшная расправа над Фатимой. Её раздели догола и связали. Много дней и ночей женщину прилюдно подвергали страшным истязаниям. Затем Фатиме зашили все отверстия на теле, чтобы не позволить её душе выйти наружу и, завернув в войлок, утопили в реке. 
Эта публичная расправа окрасила в цвет мести времена правления Гуюка. Он развернул кровавую кампанию, уничтожая соперников. В бойне пострадал даже Темуге-Отчегин, последний оставшийся в живых брат Чингис-хана. На тайном судилище его приговорили к смерти за попытку вооруженного захвата власти. 
После этого Гуюк обратил свой взор на владения Чагатая, которые после его смерти в 1242 году не знали достойного правителя. Потом Великий хан решил подчинить своей власти и Улус Толе, где правила его вдова Суркуктени-хатун. Правда, в этой борьбе Гуюк сначала пустил в ход силу своего обаяния и предложил Суркуктени-хатун стать его женой. Она отказалась. Тогда он велел сдаться всем воинам, служившим ей и её сыновьям. Приказ Великого хана был исполнен и тем самым он полностью расчистил восточный фронт, устремив свой взор еще дальше — на владения золотоордынского правителя. 
Гуюку нужен был только повод, чтобы обосновать свои действия против давнего врага — Бату-хана. Вскоре у него появилась такая возможность. 
В 1246 Бату-хан выдал ярлык на Великое княженье в русских землях Святославу III Всеволодовичу, брату покойного Ярослава. Но тот правил не больше года. Великий хан Гуюк не признал законность назначения Святослава(4). На престоле его сместил Михаил Ярославич Тверской. 
Показав свою власть, Гуюк пожелал добиться от Бату большего. Великий хан отправил к нему гонца с требованием немедленно прибыть ко двору в город Каракорум. За этим приказом скрывались недобрые намерения, и Бату не торопился встретиться с властелином Монгольской империи. Тогда летом 1248 года во главе огромного войска Гуюк сам отправился на запад под тем предлогом, что хочет устроить там «большую охоту». 
Суркуктени-хатун, вдова хана Толе и мать Мунке, была человеком не робкого десятка. Она слыла мудрой и энергичной женщиной. Именно Суркуктени-хатун предупредила хана Бату о надвигающейся опасности. 
Два войска должны были встретиться на территории Семиречья, однако этой встрече не суждено было состояться. Осенью 1248 года Великий хан Гуюк неожиданно скончался. Ему оставалось преодолеть всего лишь один дневной переход, чтобы сразиться с ханом Бату. 
Ходили слухи, будто Гуюка отравила Суркуктени-хатун. Народ почитал ее женщиной, которая остановила братоубийственную войну. Хотя справедливости ради стоит сказать, что список подозреваемых, желавших смерти Гуюку, был слишком велик. 
Как бы там ни было, но золотоордынские воины вернулись к родным очагам. Тихими мирными вечерами они рассказывали домочадцам, что в этой войне Бату-хан одержал победу, не потеряв ни единого воина. А в том, что это была именно победа, никто не сомневался. 

* * *
Мирная жизнь в Золотой Орде текла своей чередой. Люди пасли табуны и отары, ловили рыбу и промышляли охотой, добывали глину и обжигали кирпичи, рубили лес и сооружали дома. Шли по степи караваны, купцы везли товары из многих стран, а вместе с ними приходили культурные традиции и обряды разных народов, а также религиозные культы. В Золотой Орде появились церкви, мечети, костелы, синагоги, буддийские храмы, святилища язычников. 
Между тем на западе плел свои подлые интриги другой враг Золотой Орды — папа римский. После возвращения брата Иоанна Иннокентий IV направил к Бату второе посольство во главе с доминиканцем Асцелином. На помощь же Альберту в Восточную Прибалтику был послан специальный легат — архидиакон Яков(5) из Люттиха. 
Кроме того, в 1248 году папа разослал письма русским князьям, предлагая им принять католичество. За это он обещал им свое покровительство и «помощь от татар». Эти письма дошли до Александра Невского и Даниила Романовича. Каждый из них сделал свои выводы. 
Даниил пошел на соглашение, а к несговорчивому Александру от папы прибыли два кардинала. Из разговора с ними русский князь понял, что Иннокентий IV хочет поссорить Русь с Ордой. Проводив гостей, Александр тут же выехал в ставку Бату. В пути он встретил принца Сартака. Они с ним были давними друзьями, а этот случай свел их еще ближе: новгородский князь и золотоордынский принц стали андами, то есть назваными братьями. 
Бату-хан достойно оценил верность Александра и признал его не только андой Сартака, но и своим названым сыном. Это послужило основой долгого союза Орды и Руси. И первый шаг в этом направлении был сделан самим Бату-ханом. Он отправил Александра в Каракорум вместе с его старшим братом Андреем. 
Вдовствующая императрица Огуль-Гаймиш, жена покойного Гуюка, назначила Андрея Великим князем, отдав ему богатое Владимирское княжество, а Александру «дала Киев и всю Русскую землю». С этим назначением в 1249 году братья вернулись домой. 
Правление женщины в Монгольской империи не могло длиться долго. После смерти Гуюка встал вопрос о престолонаследии. В 1250 году близ озера Иссык-Куль в Улусе Чагатая состоялся курултай. Князья и нойоны предложили Бату стать Великим ханом, но он отказался и вместо себя предложил избрать Мунке. 
Потомки Угедэя и Чагатая высказали несогласие с таким назначением и объединились против потомков Джучи и Толе. Созрел заговор, который был раскрыт и жестоко подавлен. Расправа была скорой, и уже в июле 1251 года в Каракоруме состоялся новый курултай, организованный сыном хана Бату Сартаком и братом золотоордынского правителя — Берке. Вместе с ними из Золотой Орды прибыло тридцать тысяч воинов, которые должны были обеспечить защиту Суркуктени-хатун и её сыновей. 
Великим ханом избрали Мунке, который охарактеризовал своё правление, словами: «Я следую законам предков. Я не подражаю путям других народов». 
Интересно, что примерно в это же время Бату был назван «ханским отцом» в «Истории» Киракоса Гандзакеци. Ведь именно он возвел Мунке на престол Монгольской империи. 
Чтобы упрочить власть нового Великого хана, Бату-хан направил к нему своих самых верных слуг и талантливых полководцев. Они помогли Мунке пресечь заговор и удержать власть. Причем, только случай уберег его от смерти. 
Однажды сокольничий Великого хана в поисках пропавшего верблюда забрел в лагерь Ширамуна, который был внуком Угедэя и его законным правопреемником на престоле Монгольской империи. Здесь сокольничий увидел повозки, полные оружия. Поняв, что готовится что-то недоброе, он незаметно выбрался из лагеря и доложил обо всем Мунке. Тот окружил лагерь Ширамуна и произвел там аресты. 
Состоялись суды, а потом и казни 77 князей и вельмож из Улусов Чагатая и Угедэя. Вдовствующая императрица Огуль-Гаймиш-хатун тоже была приговорена к смерти. Великий хан Мунке провел широкомасштабную чистку, рассылая отряды карателей по всей империи. В итоге некоторые земли Улусов Чагатая и Угедэя остались без своих правителей. Однако очень скоро у них появились новые хозяева. 
В итоге границы Улуса Угедэя были ужаты, а Улус Чагатая и вовсе ликвидировали. Зато Мунке расширил свои владения на юго-запад вплоть до Сырдарьи. Граница же империи Бату-хана достигла Семиречья и пролегала близ реки Чу. Под его контролем также оказались Мавераннахр и Закавказье. 
Золотоордынский правитель отправил в Закавказье младшего брата Берке, а наместником Мавераннахра он назначил Масудбека, сына знаменитого купца Махмуда Ялавача. 

* * *
На востоке Золотой Орды все складывалось как нельзя лучше, а вот на западе дела обстояли иначе. Особые волнения доставляла Русь, где правили местные князья. Великий князь Андрей вошел в сговор с Ярославом князем Тверским и Переяславским, а также с Даниилом Галицко-Волынским. Объединившись, они заключили союз со шведами, ливонцами и поляками, решив избавиться от влияния Золотой Орды. 
Александр Невский спешно выехал к Бату и обо всем сообщил ему. За это он получил ярлык на Великое княжение, а на свержение Андрея в 1252 году Бату послал рать во главе с Неврюем. Так на Руси началось Великое княжение Александра Невского. 
Решительные меры золотоордынского правителя вызвали беспокойство в Европейских странах. Папа римский призывал христиан объединиться против врагов веры. Правда, эта акция позволила Людовику IX разглядеть в татарах союзников в борьбе за «освобождение гроба Господня». 
В июле 1253 в степи появился высокий плотный мужчина. Он был бос, одет в повидавшее виды темное длинное платье, подпоясанное веревкой. Если бы при нем не было бумаг от французского короля, то его можно было принять за нищего. 
Звали этого человека Виллем, но французы произносили его фламандское имя на свой манер — Гильом. Они же дали ему прозвище Рубрук по названию деревни во Фландрии, в которой он родился. 
В ту пору Гильому Рубруку было сорок лет. Он придерживался строгих устоев нищенствующего ордена францисканцев. Хороший аппетит и громкий голос свидетельствовали об отличном здоровье, а умение владеть оружием и держаться в седле выдавало в нем бывшего вояку. 
Рубрук сопровождал Людовика IX во время шестого крестового похода, проявив отвагу и преданность. За это он был приближен к королю настолько, что французский правитель доверил ему возглавить важную дипломатическую миссию. 
Бату принял посла Людовика IX в своей столице Сарай-Бату, которая располагалась в нижнем течении Итиля при впадении речки Ахтуба. Из беседы с ним хан понял, что главной целью этого визита должно было стать согласие кочевников поддержать христиан в борьбе с мусульманским миром. 
Рубрук получил от Бату-хана ярлык, позволивший ему беспрепятственно добраться до столицы Монгольской империи — города Каракорум, где монах встретился с Великим ханом. Во время их встречи Мунке сказал, что «весь мир должен быть благодарен его и Бату правлению». 
Эти слова Гильом Рубрук увековечил в своём знаменитом сочинении, которое он составлял во время своего путешествия, чтобы потом поведать о нём жителям Европы. Правда, он упустил некоторые важные события, которые произошли в Золотой Орде и Монгольской империи. Поэтому нам следует сказать о них. 
Даниил Галицкий решил оградиться и выстроил крепости вдоль границ своих владений. Это позволило ему разбить отряд во главе с Куремсой. Узнав об этом, Бату приказал темнику Бурундаю отправляться на Даниила. В 1254 году два тумена кыпчакских воинов разбили войско русского князя. После чего Бурундай заставил срыть все крепости, чтобы княжества Галицкое и Волынское не смогли отделиться от Руси. 
Тем временем Великий хан Мунке предпринял крупнейшую военную капанию на мусульманский Восток, которую он поручил возглавить своему младшему брату Хулагу. По этому поводу ал-Джувейни в книге «История завоевателя мира» сообщает, что в 1255 году Менгу-каан созвал курултай, на который была приглашена вся аристократическая верхушка Монгольской империи. Бату-хан отправил на курултай своего сына Сартака. Не успел он прибыть туда, как «прибыло повеление всевышнего, и с Бату приключилось то, что неизбежно – он умер». 
Бату-хан скончался в 1255 году в возрасте 48 лет. Его тело предали земле там, где речка Ахтуба впадает в Волгу. По словам ал-Джузджани, «похоронили его по обряду монгольскому. У этого народа принято, что если кто умирает, под землей устраивают место вроде дома или ниши, сообразно сану. Место это украшают ложем, ковром, сосудами и множеством вещей; там же хоронят его с оружием его и со всем его имуществом. Затем ночью зарывают это место и до тех пор гоняют лошадей над поверхностью могилы, пока не останется ни малейшего признака её». 

Auqap Janush, 11-05-2010 15:14 (ссылка)

Легенда о Бендебике


Давно это было, так давно, что пыль веков запорошила следы ходивших когда-то по этой земле людей, а время развеяло эту пыль в небытие, как ветер дым от потухшего костра.

Как рассказывали наши деды и прадеды, вольно жили тогда башкиры. Все дал Всевышний нашим предкам. Степи взглядом не окинуть, вершины гор орлам не достать, рекам нет числа, лесам нет конца. Кочевали башкиры по этой земле, не зная запрета. Растили детей, почитали родителей, соблюдали обычаи, слушали советы аксакалов. Казалось, живи, блаженствуй на этой земле. Но и яркое солнце заслоняет темная туча.

Человеческая жадность и гордыня не знали покоя в этом мире. Забыв заветы отцов и прадедов жить в согласии, законы, данные Аллахом, племена и роды грызлись между собой за лучшие пастбища и водопои. Совершали барымту за нанесенные обиды. Горевали старики, рыдали женщины, плакали дети. Тогда царил один закон - закон силы. Темная ночь, окрашенная кровью раздоров и обид, опустилась на нашу землю. Казалось, нет надежды. Но всему в этом мире есть предел, ибо и после самой длинной ночи наступает рассвет.

Для нас этой утренней звездочкой стала Бэндэбикэ. О, это была великая женщина! Славилась в наших краях своей мудростью и святостью и кротостью. И ее терпению пришел конец. Послала она джигитов на самых быстрых скакунах к вождям всех окрестных племен и родов с призывом собраться на большой йыйын в ее родовом ауле Максют. Не посмели вожди ее ослушаться, приехали на йыйын.

Долго не утихали взаимные споры и обиды. Тут встала Бэндэбикэ и обратилась к вождям с гневной речью: «О, вы, достойные вожди родов! Одумайтесь! Гордыня ослепила вас! Враждой и ненавистью вы только губите свой народ и землю, поливая ее слезами седобородых стариков, вдов и матерей! Так слушайте, что я вам скажу! Если мы не прекратим эту междоусобицу, то о нашей слабости прослышат соседи, ненасытные казахские племена, и придут, за добычей, налетят, как огненная буря, и только пепел будет веять над нашими сожженными кочевьями!»

Устыдились вожди, опустили головы, сознавая горькую правду Бэндэбикэ. Дали нерушимую клятву жить в мире и согласии. Возликовал народ. Поскакали гонцы во все аулы и кочевья с радостной вестью. Настал мир!
Недолго наслаждался народ спокойствием. Пахнуло горелым ветром пожарищ с востока. С дальних кочевий принесли черную весть. Прослышав о междоусобной вражде среди башкир идут набегом казахские племена.

Забили тревогу. Навстречу казахам отправился большой отряд воинов во главе с Бэндэбикэ. Встретились два войска в степи, подготовились к бою. Выехав вперед, обратилась Бэндэбикэ к нападавшим: «Стойте братья-казахи! В этой битве не будет победителей и побежденных. Только стервятники будут пировать на наших костях на радость нашим врагам. Подумайте, что нам делить? Если землю, то степь широка, всем места хватит. Если наживу, то еще никто не был счастлив на несчастии других. Если ищете славы, то стоит ли она слез и проклятий матери, потерявшей своих детей. Ну а если вас мои слова не вразумили, то мы готовы умереть, защищая родную землю». Удивились казахские воины, услышав эти слова из уст женщины. Поразились.

Собрались казахские аксакалы на совет и после споров решили из уважения к мудрой и святой Бэндэбикэ повернуть в обратную дорогу, в степи, и в знак примирения не совершать больше набегов на страну башкир. Долго не утихал праздник, где батыры состязались в силе и ловкости, а казахские акыны и башкирские сэсэны песнями восхваляли мир и доблесть своих недавних врагов. На следующий день еще раз, подтвердив клятвой нерушимый мир, башкиры и казахи мирно разъехались по своим кочевьям.

Разнеслась слава об этой женщине Бэндэбикэ по всем аулам нашего края. Шло время, подрастали дети. Не заметила Бэндэбикэ, как возмужал ее молодой муж Еренсэ, за которого она вышла замуж, подчинившись обычаям, будучи старше его на много лет. Всем был хорош Еренсэ. Силен, как медведь, быстр, как сокол, на айтышах красным словом побеждал знаменитых сказителей. Его остроумные кулямясы и песни радовали сородичей на праздниках. Люди звали его Еренсэ-сэсэн.

Одна была беда. Горячая кровь джигита не давала ему покоя, захотелось ему воинской славы. Стал он подбивать молодежь идти в поход на казахские племена. Напрасно отговаривали его аксакалы от безумных советов. В своей гордыне Еренсэ-сэсэн не слушал разумных советов. Тогда Бэндэбикэ сказала: «Послушай моего слова, Еренсэ, откажись от похода, не мути молодые головы, обещая добычу, недели шкуру неубитого медведя. Мы дали слово казахам хранить вечный мир, и проклятие падет на голову того, кто нарушит эту клятву. Нет тебе моего благословения!». Не внял Еренсэ-сэсэн грозному предостережению, отправился в поход. Почернела лицом Бэндэбикэ, заболела от огорчения, видимо, чувствовало сердце - быть несчастью.

Так оно и случилось. Едет Еренсэ-сэсэн с отрядом по степи и не чует беду, а она уже за плечами. Кто был охотником, сам стал добычей. Напали казахи не стой стороны, откуда ждали, застали башкир врасплох. Многие погибли, а оставшихся в живых джигитов во главе с Еренсе взяли в плен. Ждала их горькая участь. Видя их отчаяние, казахи смилостивились, поставили условие. Победит башкирский батыр казахского пехлевана в борьбе - отпустят пленных домой с конями в придачу, ну а не одолеет... горе побежденным, его убьют, а остальных продадут в рабство. Чувствуя свою вину за позор плена, бороться, вышел Еренсэ-сэсэн.

Схватились два батыра за пояса и закружились в смертельном танце. Взревели азартными голосами воины казахов. Долго не могли одолеть друг друга в поединке. Силы были равные. Но удача отвернулась от Еренсэ-сэсэн. Изловчившись, казах опрокинул его спиной наземь и занес над ним кинжал. Все замерли в ожидании последнего удара. Тут неожиданно засмеялся Еренсэ-сэсэн. Изумленные казахи решили, что он повредился умом перед лицом смерти. Спросили его, что означает этот странный смех. Отвечал им Еренсэ-сэсэн, что смеется он над собой, ибо судьба наказывает его за то, что не слушал мудрых советов жены своей Бэндэбикэ.

Она была против этого похода, напомнив ему взаимную клятву башкир и казахов хранить вечный мир. Узнав, что перед ними муж столь почтенной женщины, казахи отпустили Еренсэ-сэсэн с оставшимися воинами домой.

Горькое было возвращение. Весть о поражении башкир в бесславном походе птицей перепархивала с кочевья в кочевье. Воротившегося в родной аул батыра ждало печальное известие, его жена, славная Бэндэбикэ, умерла от горя, завещав похоронить ее в собственном доме, насыпав над ним курган. Тут не выдержало сердце Еренсэ-сэсэна, тяжкое чувство вины за содеянное не оставляло ему выбора. С горестным криком, прыгнув на коня, он ускакал в горы и, взобравшись на высокую скалу, бросился вместе с конем с вершины вниз. Там его и похоронили. Давно это было... Очень давно. Нескончаемо течет время, что плетет свою нить из уходящих в небытие лет, нанизывая на нее бусинки из добрых и злых поступков человека, только имя Бэндэбикэ и Еренсэ-сэсэна напоминают нам, что честь и долг, добрые поступки и есть слава, на вершину которой возносит благодарная народная память.

Талгат Ишемгулов

настроение: Внимательное

Алпамыс(ш)

У узбеков, казахов и каракалпаков (Алпамыс), башкир (Алпамыша), казанских татар (Алпамша), западносибирских татар (Алып Мямшян), алтайцев (Алып-Манаш) герой-богатырь, центральный персонаж одноимённого эпоса.
В его среднеазиатских версиях (с которыми в основных чертах совпадают башкирская, казанско-татарская и алтайская) Алпамыш чудесным образом после вмешательства святого — дивана рождается у бездетного главы племени кунграт. Святой-покровитель наделяет его также магической неуязвимостью. По велению свыше Алпамыш с колыбели обручён с красавицей Бар-чин. Отец Барчин поссорился с отцом Алпамыша и откочевал со своим родом в страну калмыков. Калмыцкие богатыри пытаются заставить Барчин выйти замуж за одного из них. Узнав об этом, Алпамыш отправляется к ней на помощь. Победив соперников в состязаниях, он женится на Барчин и увозит её на родину. Вскоре, узнав, что тесть терпит притеснения от калмыков, Алпамыш совершает новый поход в их страну, но попадает в плен и семь лет проводит в подземной темнице. Бежав оттуда, он возвращается домой и узнаёт, что новый правитель вверг его семью в нищету и пытается заставить Барчин стать его женой, а свадьба назначена на тот же день. Неузнанный, Алпамыш проникает на свадебный пир и, оказавшись единственным, кто смог натянуть старый богатырский лук Алпамыш, побеждает в состязаниях в стрельбе. Будучи затем узнан, он вместе с друзьями истребляет своих врагов и вновь объединяет народ под своей властью.
Сюжет эпоса об Алпамыше восходит к мифологии древних тюркских и монгольских народов; наиболее архаичные представления об Алпамыше зафиксированы в алтайской богатырской сказке «Алып-Манаш», где герой наделён чертами шамана, а страна, в которую он направляется за невестой, — признаками потустороннего мира, лежащего за недоступным водным рубежом царства мёртвых. Следы шаманского обличья Алпамыша сохранил также в некоторых версиях башкирского сказания «Алпамыша и Барсын хылуу». «Из девяти овчин не вышла шапка, из девяноста овчин не вышла шуба» (для Алпамыша), — говорится в нём; так же описывается и шаманский дух-помощник у казахов, киргизов, алтайцев.
B Aкaдeмии нayк Узбeкcкoй CCP в Taшкeнтe xpaнитcя бoлee дecяти зaпиceй этoй пoэмы в иcпoлнeнии выдaющиxcя нapoдныx cкaзитeлeй Caмapкaндcкoй и Бyxapcкoй, Cypxaндapьинcкoй и Kaшкaдapьинcкoй, Фepгaнcкoй и Taшкeнтcкoй o6лacтeй. Из ниx caмaя пoлнaя и xyдoжecтвeннo coвepшeннaя вepcия "Алпамыша"пpинaдлeжит cтapeйшeмy и нaибoлee пpocлaвлeннoмy yз6eкcкoмy cкaзитeлю нaшиx днeй Фaзилy Юлдaшeвy (Юлдaшy). Bepcия Юлдaшeвa, oпyбликoвaннaя в 1938 гoдy пoд peдaкциeй пoэтa Xaмидa Aлимджaнa, пoлoжeнa в ocнoвy пepeвoдa Л. M. Пeнькoвcкoгo.
В начале XV в. Белая (Синяя, по русским источникам) орда распалась на ряд улусов, важнейшими из которых был узбекский улус и мангытско-ногайский улус во главе с золотоордынским темником Эдигэ и его потомками. В среде кочевых узбеков шейбани сформировался знаменитый эпос об Алпамыше, а в обширном ареале ногайской орды — эпические сказания об Эдигэ и ногайских богатырях. «Алпамыш» вырос, по-видимому, из сказочно-богатырской архаической эпики, а ногайлинский цикл — в результате взаимодействия архаической эпики и исторических преданий. Кочевые узбеки XV в., в частности кунграты, вождем которых эпос делает Алпамыша, приняли участие в формировании не только узбеков, но и казахов и каракалпаков, и потому устный эпос об Алпамыше бытует как у узбеков (в основу перевода Л. Пеньковского положен классический вариант, записанный от узбекского сказителя Фазиля Юлдаша), так и у каракалпаков и казахов. Сказание об Алпамыше знают также башкиры, казанские татары, алтайцы, таджики, среднеазиатские арабы, его следы мы находим и в огузском эпосе.
Поэмы ногайлинского цикла распространены у различных народов, исторически связанных с ногайской ордой и кипчаками: у казахов, каракалпаков, ногайцев Северного Кавказа, а также западносибирских и крымских татар, узбеков. Кроме того, каракалпаки имеют свой особый обширный эпос «Кырк-Кыз». В. М. Жирмунский полагает, что сказание об Алпамыше (чье имя созвучно Манасу) первоначально возникло в предгорьях Алтая еще в эпоху Тюркского каганата и что к древнейшей стадии ближе всего стоит алтайский Алып-Манаш. Сказание об Алпамыше было в IX—X вв. занесено из предгорий Алтая в низовья Сырдарьи огузами, у которых оно получило самостоятельное развитие и вошло впоследствии в эпический цикл Салор-Казана (рассказ о Бамси-Байреке в книге «Китаб-и дэдэм Коркут»). Другая версия этого сказания была занесена кипчакскими племенами в Казахстан, Башкирию и на Волгу. Ее отражают башкирская, казахская и татарская прозаические сказки.
В начале XVI в. кочевые узбеки принесли это сказание в современный Южный Узбекистан, где сложилась обширная эпическая поэма (стихи с прозаическими вставками). Впрочем, нельзя полностью исключить и точку зрения, согласно которой сюжет возник в Средней Азии и впоследствии распространился в Малую Азию, на Волгу и Алтай. Если не первоначальный сюжет, то героическая эпопея об Алпамыше сложилась именно в Средней Азии. В. М. Жирмунский, несомненно, прав в том, что ядром эпоса являются не исторические предания, а древняя богатырская сказка. Отсюда — черты неуязвимого алпа у Алпамыша, мотив рождения героя у пожилых родителей, долго остававшихся бездетными, образ любящей сестры — помощницы Калдыргач (ср. бурятские улигеры и т. п.), некоторые черты богатырской девы у Барчин — невесты Алпамыша (реликтовые, как и у Каныкей — жены Манаса), фигура деда Култая, восходящего к старому табунщику Ак-Сакалу из архаической тюркской эпики, старуха-ведьма Сурхайиль — мать вражеских богатырей-великанов и т. п. И в дальнейшем семейно-родовые отношения составляют основной источник героического пафоса, но сюжет вставляется в историческую раму калмыцких войн.
Последние эпизоды эпоса, связанные темой «муж на свадьбе своей жены», близко напоминают сходные мотивы в азиатском фольклоре, например в Гэсэриаде, и в еще большей мере — гомеровскую «Одиссею» (В. М. Жирмунский допускает наличие общего восточного источника).
Алпамыш в отличие от Манаса не завоеватель, он только собирает и защищает свое племя. Героика «Алпамыша» чаще всего проявляется в ритуальных состязаниях, которые для Манаса могут быть лишь преддверием к суровым войнам. Войны с калмыками в «Алпамыше» не выходят за рамки родовых стычек. Героический характер Алпамыша дает себя знать не столько в гневе, сколько в высоком чувстве собственного достоинства, в верности родовому и семейному долгу. Алпамыш архаичнее Манаса и в то же время «цивилизованнее» его. Борьба с Ултаном рисуется не как феодальная распря (ср. стычки Манаса с родичами и вассалами), а как восстановление «естественного» социального порядка, племенной гармонии. Как и в «Манасе», здесь много бытовых сцен и эпизодов, включающих в эпос наряду с героикой и комическую стихию. Гротеск и другие виды комизма допускаются при изображении врагов Алпамыша (неуклюжие великаны, косноязычная и чванливая старуха и т. п.). В целом соотношение «Алпамыша» и «Манаса», конечно с известной натяжкой, можно уподобить соотношению «Одиссеи» и «Илиады».
Происхождение
Kpoмe yзбeкcкoй вepcии "Aлпaмышa", издaны кapaкaлпaкcкaя и кaзaxcкaя, пo cвoeмy ocнoвнoмy coдepжaнию coвпaдaющиe c yз6eкcкoй. Bo вcex этиx тpex вepcияx "Aлпaмыш" - эпoc плeмeни кoнгpaтцeв. Гepoй и eгo вoзлюблeннaя, иx ceмья и poдичи пpинaдлeжaт к "шecтнaдцaтикoлeннoмy плeмeни Koнгpaт" (т.е. к плeмeни, cocтoящeмy из шecтнaдцaти poдoв). Плeмя Koнгpaт, вo глaвe кoтopoгo cтoит Бaйбypи, a пoтoм eгo cын Aлпaмыш, - этo poднoe плeмя Aлпaмышa, c кoтopым eгo cвязывaeт кpoвнoe poдcтвo, "кoчeвья Koнгpaтa" - этo eгo poдинa, пo кoтopoй oн тocкyeт в cвoeм изгнaнии.

Без заголовка

Спасибо, Айдару за создание сообщества! Нужно бы здесь отражать исторических и фольклорных материалов о дружбе наших народов, таких как например " Маянсылу и Кузейкурпей". Боюсь, что современная молодежь Казахстана о нас  знают  очень мало. Рада, что интернет дает возможность восстановить прежние братские отношения между нами, которые целенаправленно были испорчены в советской властью. Наверное, нам- башкирам нужно регистрироваться в казахских прогрессивных сообществах и более активных ребят- казахов приглашать сюда. У нас есть о чем поговорить.

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу