Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки
Юлай Валей, 17-03-2014 00:03 (ссылка)

Сказание о силе башкирской





Ильгизар Дикат



                                          Сказание о силе башкирской                             


(По мотивам древних башкирских
преданий)



Монгольский хан окинул мрачным взором поле битвы.
Нет, не испытывал он радость от этой победы. Слишком много его воинов полегло в
нынешнем сражении. Не ожидал хан такого яростного сопротивления от горстки башкир. Да и от своего войска, на обучение
которого он не жалел ни денег, ни времени, ни сил, хан ждал гораздо большего. Он познал сладость побед с
пятнадцати лет, он не ведал поражений и всегда был уверен в боевых навыках и опыте своих воинов, но сегодня за победу
пришлось заплатить слишком высокую цену. Башкиры бились до конца. И
бились умело...


Теперь
все позади. Битва, несмотря ни на что, выиграна. Враг повержен. Если не считать
вон тех башкирских всадников на холме,
которые продолжали обороняться и с неистовостью обреченных раз за разом отбивали все атаки. Проклятье! Им бы сложить
оружие и сдаться на милость победителя, и тогда у них был бы шанс остаться в живых. Что ж, если так торопятся в
преисподнюю, скоро там и будут. Все отправятся туда, все до единого, и
даже раненым не будет пощады!


И тут над
холмистой степью, заглушая крики, ржание коней и звон металла, зазвенел сильный
голос:


-         Корайт, Тенгри! Братья, вперед!


Это был оран —
боевой клич башкир.


Хан оглянулся и не поверил свои глазам: несколько
последних башкирских всадников в страшной ярости набросились на его воинов и начали прорываться сквозь окружение. Их
можно было заметить сразу среди его воинов - по красным еляням, длиннополым
халатам, которые башкиры обычно надевали поверх доспехов. Вглядевшись в густые клубы пыли, хан мог наблюдать за каждым их
движением. Длинные башкирские мечи обрушались на его воинов, прорубая щиты и кольчуги словно дерево.
Четверо башкир рванули вперед и сумели-таки вырваться сквозь плотное
окружение.


Некоторые воины не растерялись, тут же натянули
тетивы луков, и уже чуть было не выстрелили, глава тумена тысячник Тайчар, один из самых могучих
багатуров орды, с десятью всадниками выскочил наперерез башкирам. В мгновенье ока всадники смешались в
единый клубок, окутавшийся густой пылью и шумом битвы.


Внезапно все стихло. Раздался победный крик, а
затем громкий, торжествующий смех. Из клубов пыли показался гнедой конь и умчался далеко в степь.
Хан вскочил на ноги. Да ведь это конь Тайчара!


Пыль быстро осела. Хан увидел, что бой был
прерван. Рослый башкирский всадник взмахнул мечом и двинул коня на ханских воинов, которых оставалось
всего пять. Они опустили сабли и начали отступать.


Глаза хана налились кровью. Он кликнул Джихангира
— прославленного своей отвагой и ловкостью багатура, и внезапно охрипшим
от гнева голосом приказал:


— Ты должен доставить их живыми! Они заслужили самых
мучительных пыток! Догони их! Привезешь

живыми — отблагодарю по достоинству, упустишь — лучше не возвращайся!


И тут же сотня самых закаленных в боях воинов —
личных телохранителей хана — ринулась в погоню.


...
Поле битвы осталось далеко позади. Но башкирские всадники все также скачут
далеко впереди, и монголам их явно не
догнать. «С погоней долго тянуть нельзя. Как бы не напороться на засаду или
становище башкир», — подумал
Джихангир, и, впервые в жизни, хлестнул плеткой своего любимого вороного
скакуна. Конь рванул что есть мочи, и Джихангир оставил свой отряд позади.
Багатур был доволен — наконец, он приблизился к башкирским всадникам.
Еще немного, совсем немного... Джихангир достал аркан.











*зание о силе башкирской


Но
тут его конь то ли отступился, то ли угодил ногой в нору — он покачнулся на
полном ходу, и остановился, с трудом удержав
равновесие. Джихангир, отбросив аркан, выхватил лук со стрелами. Ладно! Если
нет возможности взять башкир живьем,
хан получит их головы! Обработанная змеиным ядом стрела полетела вслед
башкирам, которые снова далеко оторвались. Следом за его стрелой засвистели
стрелы и других воинов. Но ни одна из них не долетела до цели. Джихангир
зарычал от досады и почувствовал сухой ком ком в горле...


И тут над его головой с пронзительным свистом
пролетела еще одна стрела. Она на миг растворилась в синеве неба и описав дугу,
вонзилась в круп одного из башкирских скакунов. Джихангир оглянулся. Слава Вседержателю! Это был Бердибек, старший из сыновей
хана. Он со своим отрядом тоже присоединился к погоне. В воинстве хана есть
много прекрасных лучников, но Бердибек — самый лучший, никто не может
сравниться с ним в дальности и точности стрельбы. Бердибек присоединился к
погоне, значит, повеление хана будет исполнено!


Джихангир жестом велел остановиться одному из
своих воинов, сел на его коня, и погоня продолжилась.


...Конь с вонзившейся стрелой проскакал еще
немного и упал наземь. Всадник успел соскочить с лошади и сумел удержаться на ногах. И тут другой башкир
придержал своего скакуна и подхватил его. Раздались громкие возгласы преследующих. Они, отменные воины,
посвятившие жизни совершенствованию навыков боя и джигитовки, несмотря на преисполнявшую их ярость, не могли не
оценить удивительную ловкость и мастерство башкирских всадников.


 


Бердибек выстрелил второй раз, но то ли
поторопился, а может намеренно, но на этот раз стрела пролетела чуть
выше цели, поверх голов башкирских всадников.


К тому времени Джихангир сумел нагнать своих
воинов и вырваться вперед. И тут он увидел, что тот башкир, который вскочил на коня своего товарища,
стал оборачиваться. «Прицеливается. Сейчас начнет пускать стрелы. Наши — тоже. Так они могут перестрелять
башкир, а хан велел взять их живыми», — подумал Джихангир. Но башкирский воин не стал стрелять. Колчаны
преследуемых пусты! Как он сразу не догадался! Башкиры уже давно осыпали
бы их градом стрел, ведь степные воины, которые на скаку палят из лука назад,
имеют большее преимущество перед теми, кто
догоняет их. А после нынешней битвы Джихангир убедился, что башкиры — отменные
воины.


Лошадь с двумя всадниками явно выбивалась из сил
и сбавляла скорость. Башкир оглянулся еще раз и понял, что монголы вот-вот настигнут их. Он крикнул что-то своим
товарищам и соскочил с коня.. Затем окинул взором синеву неба, произнес несколько слов и вытащил меч. Весь его
облик выражал готовность к последнему смертельному бою.


Трое его товарищей увидели это и повернули коней
обратно. Башкир с мечом что-то кричал им, указывая в направлении
спасительного леса, но всадники остановились. Один из них спешился, подбежал к
воину, и тот прижался к его груди.
Джихангира передернуло. «Что за женские нежности у этих отчаянных башкир?
Неужели они так прощаются?» — подумал он, обернулся к отряду и крикнул:


— Теперь им некуда деваться! Готовьте арканы.
Брать только живыми. Это — повеление хана!


* * *



Когда хану доложили, что один из четверых
пойманных воинов — женщина, душащий его доселе гнев стал утихать. Ханом
овладело любопытство, и он приказал немедленно доставить ее к нему.


...Хан и раньше знал, что башкирки очень красивы,
но не предполагал, что женщина-воин окажется райской девой, гурией, спустившейся с небес. Красоту эту
не могли скрыть даже густая пыль, засохшая кровь и грязь по всему телу,
с головы до ног. Да, она была прекрасна...


— Подойди ближе! — сказал хан.


Девушка сделала несколько шагов и остановилась. В
движениях пленницы чувствовалась необычайная легкость и грациозность, а в ее глазах не было ни тени страха, даже
беспокойства или волнения не проявляла она.


— Кто ты, воительница? — спросил хан.











ание о силе башкирской


Девушка назвала свое имя, род, тамгу и родовую
птицу. Хан вздрогнул. Он ожидал услышать грубый голос, но женщина говорила мягко и нежно. Если бы хан
своими глазами не видел ее в бою, то никто бы не смог ему доказать, что эта красавица с таким гибким
станом, красивыми кистями и нежным голосом способна сражаться наравне с самыми доблестными мужами. Нет, грешно
будет уродовать это творение Всевышнего. Нет... Хан еще раз пристально оглядел
женщину и натолкнулся на ее твердый взгляд. Это был взгляд отважного воина, от
меча и стрел которого полегло немало его лучших воинов. Хан подвергнет ее
пыткам, но будет пытать не тело, а душу!


Он обратился к девушке:


— Я
— воин. Я вызываю на битву равных себе мужчин. Но я не хочу ни убивать, ни
калечить такую красоту.

Мне дороже моя честь. Я мог бы сделать тебя рабыней, но мы оба понимаем,
что ты, гордая воительница

бесстрашного племени, предпочтешь рабству
смерть. А значит, получится, что я все же убью тебя. Поэтому я отпущу

тебя домой. Но только после того, как ты своими глазами увидишь казнь
сородичей. А потом расскажешь остальным,

что мы делаем с теми, кто смеет поднять оружие против нас.


Башкирка не ожидала таких слов от хана, известного
своей жестокостью и беспощадностью. Она пытливо посмотрела ему прямо в
глаза и сказала:


—  Хан, во время погони мы сумели
оторваться от твоих воинов и могли бы уйти. Но моего коня

подстрелили. Остальные вернулись, чтобы
вместе встретить смерть. Это мой старший брат, муж и сын. Самые

дорогие для меня люди. Отпусти их
тоже. Ведь для этого достаточно одного твоего слова...


Какая наглость! Хан ожидал всего — женских слез,
слов благодарности, но не этого. Его вновь обдало жаром гнева. Вместо того чтобы благодарить, ставит
условия! Ведет себя так, будто и не пленная вовсе, а прибыла на переговоры с равным! Хан снова вспомнил, сколько
камней — по числу погибших воинов — он положил на курган и стиснул кулаки. Все, теперь он ее не отпустит так
просто! Теперь он сделает все, чтобы гордая воительница превратилась в
обычную слабую женщину!


Стараясь придать своему голосу как можно больше
нежности, он ответил ей:


—  Я — правитель, а правители должны принимать мудрые решения, с которым
согласятся все мои

подданные. Иначе меня перестанут
почитать и воспринимать каждое мое слово как закон. Я не могу бросать свои

слова на ветер. Когда я посылал за
вами в погоню, то во всеуслышанье приказал доставить вас живыми, чтоб

подвергнуть самым мучительным
пыткам. Отпуская тебя, я нарушаю данное мной слово. Но, гордая воительница,

ради твоей красоты я готов сделать
тебе еще один подарок: чтобы в дороге тебе одной не было скучно, разрешаю

забрать одного из твоих
родственников. Сама решай, кого брать: старшего ли брата, любимого мужа или
родного

сына?


Хан
медленно произнес последние слова и откинулся на подушки. Вот сейчас он будет
свидетелем настоящих душевных страданий! Он
посмотрел в глаза женщины. Та выдержала его взгляд и ответила сразу, будто заранее
была к этому готова:


—  Отпусти брата.


В глазах женщины сверкнул такой огонь, что хан не выдержал и отпустил свой
взгляд. ,    — Не любишь мужа? И
сына тоже? — ехидно спросил он.


—  Ошибаешься, хан. Нет у меня никого дороже их. Но я могу еще раз найти
себе мужа, смогу родить сына.

А брата, кроме этого, у меня не будет никогда.


Хан, ошеломленный услышанным, велел привести
остальных пленников.


—   Хорошо. Выбор
сделан. Но об этом ты скажешь им сама! — улыбнулся хан, и приятная волна

прокатилась по всему его телу. Это было предвкушением торжества победы.


Хан
молчал, молчала и пленница. Он неотрывно смотрел на нее и с удовлетворением
наблюдал, как женщина напрягает всю свою волю, чтобы сохранить спокойствие.


Воинов
ввели в юрту. Они вошли уверенно и спокойно, будто к себе домой. Не было
растерянной суетливости, беспокойной дрожи, обычного перед оглашением смертного
приговора.


Хан
не торопился говорить. Он пристально оглядел каждого. Пленные были в пыли и
грязи, на их искромсанных доспехах видны
засохшая кровь и следы чудовищных ударов. Похоже, потому его люди и не забрали











азание о силе башкирской






Стр











доспехи себе, что были они уже не пригодны для боев. Все трое были
изранены, и некоторые раны продолжали кровоточить.


, ...Хан носит титул багатура. Титул, который не
дается с рождения, а добывается силой и бесстрашием в бою. Раньше, когда был
моложе, он всегда сражался в первых рядах, достойно выдержал бесчисленные
сражения и не раз оказывался на
волоске от смерти. Его сбивали с коня ударами палиц, стрелы впивались в него,
копья железным острием рвали мышцы и дробили кости, мечи и сабли полосовали его
упругое, сильное тело. Бесчисленные шрамы на теле хана вели летопись его
подвигов и воинской доблести...


Поэтому хану хватило одного взгляда, чтобы
понять, насколько серьезны ранения башкир, и он удивился, что эти воины все еще держатся на ногах. И даже
пытаются скрыть боль. Ничего, сейчас посмотрим! Перед казнью хан решил сломить их дух, дав им всем надежду на
освобождение, ибо врага с несломленным духом, невозможно победить даже
после его смерти...


—  Башкиры! Война — не женское дело, и поэтому я
отпускаю женщину. Но не одну. Одного из вас она

может забрать с собой. Кого —
выберет сама. Оставшихся двоих ждут суровые пытки. В сегодняшнем бою я потерял

больше половины войска. Двое из вас ответят за моих погибших людей...


Хан ожидал, что мужчины взглядами и жестами
начнут умолять женщину. И в самом деле, молодой, но крепкий юноша с надеждой
посмотрел на мать. Но его взгляд перехватил второй — коренастый мужчина средних
лет с глубокой раной на лице, и обратился к хану:


—  Мы в твоих руках, хан. Ты можешь пытать наши
тела, можешь оборвать нашу земную жизнь. Но ведь это

не смерть. Ты не сможешь нанести увечья нашим душам, и ты не в силах унизить
наше достоинство. Ибо души даны

нам Богом Тенгри, а достоинство наше — от предков. Тебе они
неподвластны.


Молодой воин выпрямился, глаза его сверкнули, и
он посмотрел вверх, где, сквозь решетку в центре купола юрты, пылало
закатными лучами Вечное Небо. Мужчина заметил это и торжествующе улыбнулся, а
затем продолжил речь, но уже обращаясь к жене:


—  Твое решение будет правильным. Действуй согласно
обычаям. Когда придет время, встретимся в покоях

Тенгри. Мы с сыном будем ждать тебя...


Хан был поражен. Ожидающий пыток и казни мужчина
пытался успокоить жену и сына! «Умен! Делает вид, что обращается ко мне и к
жене, а сам говорит с сыном», — подумал он. Так оно и было — и сын, и жена
облегченно вздохнули. Их взгляды
вновь выражали то величественное спокойствие, которое больше всего гневило
хана. Установилось недолгое молчание,
которое прервал зычный голос могучего рослого воина:


—  И ты, зять,
будь спокоен! Мы до конца исполним долг чести!


Хан вздрогнул и посмотрел в сторону рослого
широкоплечего воина, который выкрикнул эти слова. Они встретились взглядами. Воин и не стремился скрыть
свои чувства — в его глазах читались неприкрытая ненависть и жажда
мести.


По всему телу хана прошла мелкая, неприятная
дрожь. Нет, он не испугался. В своей жизни он повидал немало могучих багатуров с яростными и отчаянными
взорами, но впервые его обжег огонь холодный ненависти. Воин был
исполнен решимости идти до конца...


Хан отвел взгляд.
Неразумно оставлять в живых таких врагов. И невозможно будет сломить их, вместе
или

поодиночке — это хан тоже осознал. Изощренная пытка не удалась. Верные своим
обычаям, мужчины сами поняли,

кто должен быть избран. И все были
готовы к ответу женщины. Хан понял, что проиграл, но ведь он не привык к

поражениям! Теперь ему хотелось во
что бы то ни стало заполучить для пыток этого могучего воина с орлиным

взором — старшего брата красавицы.
Но при этом он не мог нарушить обещание.                                      5


—  
Как ты ловко пользуешься
обычаями своего народа. Сердце твоей сестры обливается кровью, к тому же она еще не сказала ни слова. Почему ты решил, что
она выберет тебя? А ты ведь здесь самый старший, мог бы уступить тем,
кто помоложе, — сказал хан, ехидно усмехнувшись.


—  
Да, я прожил дольше
их, но и опыта у меня больше. И долг свой я исполню лучше молодых, — ответил воин.


Хан был поражен дерзостью ответа. И тут он
вспомнил о Бошмане, батыре, о котором в далеком детстве рассказывал ему
дед.











.азание
о силе башкирской


... Во время первых сражений с башкирами, после
одной из жестоких битв батыр кипчакского рода Бошман попал в плен к прадеду хана. Желая сломить
железную волю батыра, прадед поставил ему условие: «Если встанешь на колени и попросишь прощения за убитых тобой и
твоими людьми моих воинов, можешь рассчитывать на снисходительность. Если же откажешься, казнь будет
суровой...» Бошман ответил: «Не я пришел на твои земли с войной. Я не буду
просить прощения за то, что убивал завоевателей. И я не верблюд, чтобы стоять
на коленях»...


Сегодня он лицом к лицу встретился с потомками
Бошмана, такими же гордыми и отчаянными. Нет, не сможет хан поставить их на колени. Что он должен сделать с ними?! Хан
начал задыхаться от гнева:


—  Ты поплатишься за свои слова. Я отрекаюсь от
своего обещания. Всех вас будут пытать — долго и

мучительно, до тех пор, пока ваши
души не окажутся в преисподней! — Хан повернулся к старшему сыну.


—   Скажи палачам, чтобы готовили орудия пыток! Бердибек
вышел из юрты.


—   Готовьтесь. Мои палачи знают свое дело, —
усмехнулся хан.


Но
башкиры были невозмутимы.                                                            ..


—  Может, хотите что-нибудь сказать напоследок? — не
выдержал он, нарушив долгое молчание.


—   Не боимся мы ни тебя, ни твоих палачей, хан, —
громкий голос рослого воина вновь наполнил юрту, и звучал он словно откуда-то с вышины. — Каждому из
нас важно знать, как он пройдет испытание на прочность нашей силы.
Нашей, башкирской силы.


—   Башкирской силы? Так в чем же она?


—   В кровных узах, и в обычаях, скрепляющих их.


Хан вдруг почувствовал страшную боль под левой
лопаткой. Она пронзила все тело, забилась под самым сердцем и отдалась в
висках. У хана перехватило дыхание, он закрыл глаза.


Много лет назад, после смерти отца, в борьбе за
ханский престол он убил брата. Сводный брат был старше его на семнадцать лет. В детстве он приезжал со
своими воинами в их кочевье, и юрта наполнялась запахом пота и гари. Когда брат
спорил с отцом, громко и дерзко, размахивая рукоятью плетки, мать тихо дрожала,
обнимая их, четверых детей, за тонкой занавеской. Когда хан вонзал нож в тело
брата, он мстил и за тот свой детский страх. А немного времени спустя в
него самого вонзился нож младшего брата Эльчидая.


...С Эльчидаем они с раннего детства были
неразлучны. Он защищал его от других мальчуганов, таскал на спине, порой
тяжелый крепыш Эльчидай засыпал на его плече, и он боялся разбудить его. Он
обучал его объезжать диких коней, выточил ему первую стрелу, вместе они
охотились на сайгаков...


Лезвие
ножа не дошло до сердца. Хана спасла кольчуга, которую он никогда не снимал. Он
подверг Эльчидая ужасной казни.


Сейчас
этот давно забывшийся шрам вновь напомнил о себе, отзываясь страшной болью.
«Сила — в кровных узах, и в обычаях,
скрепляющих их... Они сильны своими кровными узами. И счастливы. И в жизни, и
даже в смерти они верны друг другу.
А мы истребили друг друга в драке за власть и богатство. Наши прадеды создавали
это богатство на пустом месте, из
ничего, безжалостно и жестоко били своих врагов, а мы с такой же жестокостью насмерть стоим брат против брата. А что будут
делать мои сыновья после того, как я покину этот мир? Кто из них победит?» Рана под сердцем заныла. И тут он
вспомнил предсмертный крик Эльчидая. Хан покрылся потом...


Он представил своих сыновей. Вот выстроились они
перед отцом — рослые красавцы, искусные воины, гордость отца и всего их народа! Но что происходит? Глаза их полны
ненависти, а в руках сверкнули ножи... Нужно их спасти! Ведь он растил
их для великих дел, а не для междоусобиц!


Хан открыл глаза. Пленные башкирские воины
вполголоса прощались друг с другом.


—  Нет! — крикнул хан. — Передайте всем, что казни
не будет! Дайте пленникам четырех самых лучших

коней, и пусть они немедленно уезжают!









ание о силе башкирской


...Башкирские всадники скрылись во мраке ночи.
Хан молча проводил их взглядом.


—  
Отец, — раздался
голос из темноты. Хан обернулся и увидел шестерых вооруженных всадников. Это были его сыновья. — Почему ты отпустил их? Это
твое поражение? — Бердибек вытащил лук и вопросительно посмотрел на
отца.


—  
Нет, сын мой, это
дань их силе. Силе кровных уз. А она сильнее смерти...


Перевод с башкирского
Зухры Буракаевой




Юлай Валей, 18-01-2014 07:36 (ссылка)

Урал Батыр







Метки: Урал Батыр, сесен, Урал, Батыр

Abu-l-Batir Bashkurdi, 28-11-2013 12:08 (ссылка)

Что твориться в Уфе!

КYК БYРЕ
Всем! Всем! Всем!
Максимальный перепост!
25.11.2013
года на заместителя председателя Башкирского правозащитного движения
"Кук буре" Алчинова Фаиля произошло нападение группой лиц (двое взрослых
мужчин и женщина) с целью спровоцировать "Кук буре" на ответную
реакцию. Нападавшие были на джипе с блатными номерами 222.
Фаиля Алчинова избивали три раза при его жене, которая была с грудным
ребенком. Несколько раз ударили и жену. Все это сопровождалось криками:
"Понаехали сюда из аулов! Башкирята! Наркоманы! Экстремисты!" Жене Фаиля
же кричали: "Шлюха! Убирайся в свой аул!". Все кто устраивал эту
провокацию, ожидали, что "Кук буре" немедленно соберет своих активистов и
устроит потасовку. У башкирского движения действительно принято
собираться мгновенно в случае различных экстренных ситуаций, и ребята
быстро собрались на месте происшествия. Но режиссер спектакля не
ожидал, что ребята из "Кук буре" оценив разумно всю ситуацию, сами
вызовут сотрудников полиции. Приехавшая полиция не торопилась начать
разбираться и вообще собирались уехать, но ребята из "Кук буре"
настояли, чтобы сотрудники полиции прошли в дом, где скрылись те, кто
нападал на Фаиля. Зайдя в дом, Фаиль указал на тех, кто его избивал, но
его не пустили в дом и закрывшись от всех, сотрудники полиции о чем-то
поговорили с нападавшими и выйдя из дома коротко сказали Фаилю: "Ты с
нами едешь в РОВД." На вопросы ребят, почему не забирают тех, кто
нападал на семью Фаиля, им ответили:"За что их забирать, вы же сами
виноваты".
После того, как Фаиль написал заявление и снял побои, он
решил вместе с известной правозащитницой Рамилей Саитовой поговорить с
теми кто нападал, но женщина, выйдя, сразу начала кричать: "Экстремисты!
Знаем мы вас "Небесных волков", собирались здесь 15 человек устроить
разборки! Стрелять вас надо!". После этого все сомнения о состоявшейся
провокации были отброшены.
Что сегодня известно: Фаиль Алчинов
лежит в больнице , где ему сделали операцию. Никто из сотрудников
полиции не приходил к нему, видимо они лихорадочно ищут пути выхода из
сложившейся ситуации. Хотели сделать виноватыми "Кук буре", а сделали
своих же актеров.
Напоминаем, что в последенее время идет
массированное давление на Председателя "Кук буре" Азата Сальманова и его
младшего брата Арслана. На них пытаются повесить преступление, которое
они не совершали. Все это звенья одной цепи, и цель их обезглавить "Кук
буре", запугать всех активистов и дескредитировать единственную
оставшуюся башкирскую организацию, которая защищает права башкир.
Просьба всем неравнодушным к башкирскому национальному движению, рассказать что твориться в Уфе!
БПД "Кук буре".

ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТАТАР ОРЕНБУРГСКОГО

http://ufagen.ru/node/29092
Д. Н. Денисов
ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТАТАР ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ (XVIII —начало XXвв.)

"Своеобразным отголоском масштабных переселений 20-40-х годов XIX века стало основание пензенскими мишарами в 1887 году хутора Мещеряковского (Ислаевского) (ныне село Ислаевка Саракташского района Оренбургской области). Первоначально переселенцы арендовали 300 десятин земли по речке Баран-Бык у башкир-вотчинников деревни Карагузиной, а в 1901 году выкупили этот участок при содействии Крестьянского Поземельного Банка за 9000 рублей(1). К этому времени хутор Ислаевский насчитывал всего 12 дворов и 92 жителей.
В 80-90-е годы XIX века отдельные группы татарских припу-щенников появляются в различных башкирских деревнях на территории современной Оренбургской области. Так, в 1888 году 125 человек подселились в нынешнее село Аустяново Тюльганского района, что способствовало его дальнейшему превращению в татарский населенный пункт(3). В 1887-1891 годах население башкирской деревни Юлгутла (ныне Кувандыкского района Оренбургской области) пополнилось 303 переселенцами(4) и т. д.
Продолжалось и внутреннее расселение татар по территории Оренбуржья. В 60-е годы XIX века тептяри деревни Староашировой основали современное село Новоаширово Матвеевского района Оренбургской области, которое в прошлом носило также название Бакирова. По данным 1886 года, здесь проживало 797 татар(5). В 1866-1869 годах часть жителей деревни Биккуловой обособилась и основала в пределах того же Октябрьского района современное село Новобиккулово, которое насчитывало в 1869 году 161 жителя, а в 1887 году 193 человека обоего пола(6)."

"Процесс постепенного превращения башкирских сел в татарские всегда был связан со значительным притоком татарских переселенцев. Начало ему было положено сравнительно поздно, лишь во второй четверти XIX века. К этому времени количество свободных земель в Оренбургском крае значительно сократилось вследствие масштабных переселений из центральных губерний страны. Многие же башкирские общины сохраняли в своих руках крупные земельные участки, необходимые для занятия полукочевым скотоводством. Расположенные здесь населенные пункты в большинстве своем носили хуторской характер, что открывало широкие возможности для подселений со стороны. Так, 13 февраля 1836 года башкиры 9-го кантона, Кара-Кипчакской волости, 15 юрты, команды старшины Аллаберды Аллагулова на волостном сходе вынесли приговор о припуске в деревни Кульчумову 85 и Карагузину 53 татар, перешедших с каргалинского хутора Булгакова по случаю окончания срока его аренды(1). 10-я ревизия 1834 года отметила в указанных селах, соответственно, 138 и 80 башкир-вотчинников. В 1840 году 78 татар из деревень Верхние и Нижние Чебеньки пополнили население башкирской деревни Аустяновой Бушман-Суун-Каракипчакской волости(2), где шестью годами раньше было зафиксировано 105 вотчинников. К 1887 году половина аустяновцев (220 человек) была татарами, а половина (220 человек) - башкирами, но в 1888 году сюда подселилось еще 125 татарских припущенников(3). По распоряжению Оренбургской казенной палаты от 19 марта 1868 года в башкирскую деревню Бектимирову 2-й Усергенской волости были причислены 17 татар из деревни Саиновки Бузулукского уезда Самарской губернии(4). В 60-80-е годы XIX века на Бузулуке, в непосредственной близости от башкирской деревни Красная Мечеть обосновались татары-тептяри. К 1885 году деревня Малая Красная Мечеть насчитывала 93 жителей(5). Впоследствии оба населенных пункта слились воедино.
Этническое взаимодействие между татарами и башкирами проходило особенно широко в восточных районах современного Татарстана и в Пермской области, чему в немалой степени способствовала общность хозяйственного уклада. Процесс перерождения башкирского населения в татарское на территории Оренбургского края был гораздо более сложным, неоднозначным, противоречивым, сопровождался острыми конфликтами. Главным препятствием на пути к этому выступало принципиальное различие в организации хозяйства. Башкиры изначально занимались в степных районах полукочевым скотоводством, а татары были оседлыми земледельцами.
В этой связи весьма показательной является ситуация с жителями татарской деревни Мухамедьяровой. С 1835 года они были расселены в количестве 216 душ по 17 окрестным башкирским деревням: Зиянчуриной (35 домовладельцев), Канчуриной (34), Тлявгуловой (25), Акбулатовой (24), Каиповой (19), Кузяимковой (14), Аскаровой (11), Бурангуловой (10), Бикбердиной (8), Гумаровой (7), Мамбетшиной (6), Акдавлетовой (5), Юнаевой (5), Агурдиной (4), Бикташевой (4), Идельбаковой (4) и Барангуловой (1)(1). Однако на протяжении двух поколений татары, проживавшие в башкирском окружении, сохраняли свое национальное самосознание, язык, культурно-бытовые особенности. В отношениях с властями эти люди, распыленные по многочисленным населенным пунктам, выступали единым фронтом, под названием "бывших жителей деревни Мухамедьяровой". Башкиры-вотчинники принуждали их кочевать вместе с ними, не допускали к земледельческим работам, травили посевы и сенные покосы. Противостояние между коренным башкирским населением и татарами, которые пытались незаконно обосноваться на их земле, нередко выливалось в открытые конфликты. В течение долгого времени татарские припущенники вели упорную борьбу за воссоединение в рамках одного населенного пункта, которая в 1868 году увенчалась основанием новой деревни Мухамедьяровой. Часть людей, по-видимому, осталась на прежних местах жительства, в селах Акбулатово, Гумарово и Тлявгулово, где их потомки проживают до настоящего времени, сохраняя свое национальное самосознание как татары.
Аналогичная ситуация имела место и с бывшими жителями де-ревни Новая Каргала близ Гирьяльского редута. В 1840-1841 годах они были разделены по 4 башкирским селам: Чанким-Бектимирово, Султанбаево, Рыскулово и Сунарчи(2). Поверенные этих татар писали в 1862 году: "Мы, припущенники, привыкши к оседлой жизни и к хлебопашеству, некоторым образом в общежитии отличаемся от Башкирцев-вотчинников. Они ходят на кочевки, а мы нет, они очень мало занимаются домашностию и хлебопашеством, а мы стараемся о исправлении домов и засеваем всегда больше их хлеба, отчего вотчинники и глядят на нас пристрастно, даже стараются вредить нам, кто чем может, а чрез это всегда мы с ними живем не в мире"(3). Лишь в 1873 году татары добились выделения им участка земли, на котором основали деревню Новогафарову."

В книге много о татарах Оренбургской области
В скобках (1),(2),(3) - это ссылки на архивные материалы. Кого заинтересует текст с удовольствием поделюсь и ссылками на фонды и описи ГАОО.
К сожелению целиком предоставить не могу авторские права и так далее. К тому же книга только вышла в свет. Получена мною от автора лично, под чесное слово.

Список деревень упамянутых в книге:
А
Абдрахманово
Абдулино (Тиристамак)
Абдулова (исчезн.)
Аблязово
Акбулатово
Алабайтал
Амерханово (Баткаклы)
Асекеево
Асселя (Асселятамак) (исчезн.)
Аустяново
Ахмерова (Бикбуга) (исчезн.)
Б
Бакаево (Акана, Акана-елга)
Баширово (Муллабаширова)
Бектимирово
Бердская крепость
Биккулово Октябрьского района (Ашик-Темир)
Бикулово Ташлинского района
Бугуруслан
Бузулук
В
Верхненовокутлумбетьево (Новокут-
лумбетьева, Тулбаева, Кинель)
Верхнеозерное
Верхние Чебеньки
Верхний Иртек (Вершин Иртецких) (исчезн.)
Воздвиженка (Иктамак)
Г
Гирьял
Гумарово
Д
Деревня между рек Садаку и Сейдяку (исчезн.)
Донское
Дюсметьево (Арыкарагач Тоскилька)
Ж
Желтое (Чертанлы, Куль аул, Амирова)
З
Зубочистка 1-я
Зубочистка 2-я
И
Ибряево Красногвардейского района
(Таллы-елга)
Ибряево Северного района
Измайловка
Илек
Ильинка
Ислаевка (хутор Мещеряковский)
К
Каменноимангулово
Карагузино
Кондуровка (Кундровская слобода)
Красногор
Кряжлы (Аитова)
Кулат (исчезн.)
Кульчумово
Кутлуево (Кармалка)
Кызыл-Мечеть
Л
Линевка
М
Медведка
Мулюково
Мустаево (Мустабаевский)
Мустафино (Нить)
Мухамедьярово (Микета)
Мухраново
Н
Наурузово (Сокур арема)
Нежинка
Нижненовокутлумбетьево (Новокут-лумбетьева, Тулбаева, Кинель)
Нижнеозерное
Нижние Чебеньки
Никитино (Карамалы рядут)
Никольск
Новоаширово (Бакирова)
Новобелогорка (Вершин Бузулуцких)
Новобиккулово
Новогафарово
Новогумерова (Абдрайтамакова) (исчезн.)
Новоилецкое
Новокульшарипово (Ереуз-елгатамак)
Новомусино
Новочеркасское
Новоякупово (Субханкулова)
Новый Тирис (Минлибаева)
О
Озерки
Оренбург
Орск
Р
Рычковка (Токмаковка)
С
Саиновка
Сакмара
Сарманай (Красная)
Северный (Сок-Кармалинская слобо-
да)
Соль-Илецк (Илецкая Защита)
Староаширово (Сайдак вершины)
Старобелогорка (Белогорская)
Старокульшарипово
Старокутлумбетьево (Сайдак арема)
Старосултангулово
Староякупово (Малый Ик)
Старые Шалты
Степановка 2-я (Шалтинский высе-лок, Суммеля)
Султакай
Сурметбаш (Асановка) (исчезн.)
Т
Татарская Каргала (Сеитова слобода,
Сеитовский посад)
Татарский Саракташ
Тирис-Усманово
Тлявгулово
Тукай
У
Уранбаш (Алмала)
Ускалыцкая (Бердяшева, Минитбае-ва, Сукалыцкая) (исчезн.)
Усманова (исчезн.)
Утеево
Ч
Чанышево (Ибрагимовка, Тулупов Ерик) (исчезн.)
Чеганлы (Чеганлытамак)
Чесноковка (Сухарникова слобода)
Ю
Юзеево (Ницкое устье)
Юлгутла
Я
Яфарово (Кулат)

Фрагменты из книги по указанным выше населенным пунктам размещены на сайте w w w.predk

Юлай Валей, 03-12-2012 21:08 (ссылка)

В ночь лунного затмения

Фильм поставлен по
одноимённой пьесе народного поэта Башкортостана Мустая Карима. События
фильма происходят в XVII веке. Драма из истории башкирского народа.
«Пьесу народного поэта Башкирии Мустая Карима „В ночь лунного
затмения“,по которой снят фильм, обычно называют трагедией, своеобразным
вариантом „Ромео и Джульетты“. Такое сравнение поверхностно.Отличие
заключается и в иных исторических условиях и в разности национальных
культур и духовных корнях.



Метки: сэсэн, Башкортостан, Мостай Карим

Юлай Валей, 24-10-2012 12:40 (ссылка)

Личность в башкирской истории















Метки: Личность в башкирской истории, Башкортостан

Юлай Валей, 19-10-2012 20:29 (ссылка)

Будущее за трезвыми Семьями-Нациями!!!!!




Метки: сэсэн, Башкортостан, Яркояш

Юлай Валей, 05-10-2012 23:24 (ссылка)

Сэсэн

Розалия Султангареева: Пение сэсэна — это плетение нитей между нациями


В репертуаре сказительницы — редко исполняемые народные песни, колыбельные, обрядовые и религиозные напевы


В характере и жизни Розалии Султангареевой счастливо сочетаются
творческое начало и строгий аналитический ум ученого. Хотя при первой же
встрече с красивой, эффектной женщиной возникает ощущение, что ее
стихия — это сцена, бархатные крылья занавеса, манящий зыбкий свет
софитов. Тем не менее Розалия Асфандияровна — главный научный сотрудник
института истории, языка и литературы (ИИЯЛ) Уфимского научного центра
Российской академии наук, доктор филологических наук, кавалер ордена
Салавата Юлаева, автор более 250 научных трудов. Философ Николай
Кузанский считал: «У человека есть два крыла, которые помогают ему
воспарить в высший мир, — воображение и логика». Пока в науке работают
такие люди, она всегда будет на высоте.


 

— Сейчас многие активно стали интересоваться своими
родословными. У вас она, несомненно, любопытная. Если можно, расскажите
немного о своей семье.



— По традиции должно быть известно двенадцать поколений рода. Мы
ведем свою историю от XVII века, от Казакбая. Он был вождем и тарханом —
землевладельцем. Упомяну Аюпа Каюпова, который в 1814 году получил
дворянский титул и крест святой Анны 3-й степени за победу в
Отечественной войне 1812 года. Мои папа Асфандияр Мухамадиярович и мама
Джамиля Аюповна — учителя. Бабушка по линии отца наизусть знала Коран,
причем прекрасно разбиралась в том, по какому случаю читать то или иное
избранное место из Священной книги. Она была необычайно сильной в
интеллектуальном и физическом плане женщиной: проводила на войну мужа и
троих сыновей. И вымолила всех у Бога: они вернулись домой.


— Учась в педуниверситете, вы еще и занимались в пяти кружках. Так сильна была тяга к творчеству?


— Я просто занималась тем, что любила. Мама моя, с длинными
черными косами до колен, чернобровая, замечательно пела и после рождения
пяти детей оставалась такой же стройной, статной. У нас был большой
дом, куда заглядывало множество гостей. Они сидели часами: пригубят
медовуху — и поют песню, пригубят — и поют. О чем только не пели: о
земле, о людях, что на ней работают, о космосе. Так и проявлялась
настоящая культура застолья.


— Создается впечатление, что столь востребованное
сейчас фольклорное направление в искусстве не совсем понятно его
исполнителям по сути. Как бы вы определили понятие фольклора и
охарактеризовали расплодившиеся псевдонародные коллективы?



— Это не искусство, это эксперимент с целью выделиться, удивить,
оглушить. Недавно у меня состоялся разговор с молодым человеком по
поводу исполнения песни «Алпамша». Он убеждал меня очень горячо: «Вот
Азат Аиткулов сыграет — люди хлопают. Через несколько номеров мы играем
то же — знаете, как хлопают!» Я считаю такое искусство обманом разума.
Но эту подделку прекрасно отличают от настоящего искусства слушатели:
«Мы хлопали, даже визжали, — рассказывала мне одна девочка-школьница, — а
вышли — и на душе пустота». Такое искусство лживо. Нести в своем
творчестве этот обман — значит понести наказание впоследствии.


Если же говорить научным языком, еще в 1985 году в Париже на
конференции ЮНЕСКО определили, что фольклор — это песни, предания,
танцы, эпос, исторические хроники, родословные, рукоделие, архитектура,
обряды, традиции.


— Почему вы не остались в ансамбле Файзи Гаскарова?
Вы танцевали там четыре года и, мне кажется, стали бы настоящей звездой
коллектива.



— Как это нередко бывает с людьми творческими, а значит,
эмоциональными, наряду с Файзи Гаскаровым, убежденным, что мое место на
сцене, поручавшим мне сольные партии, находились люди, которые считали,
что я бездарь. Балансирование между признанием и неприязнью нередко дает
силы для того, чтобы жить и творить дальше.


А по поводу танцев у меня был серьезный разговор с отцом. На то,
чтобы я продолжала ими заниматься, он своего благословения не давал.
Старшее поколение танцы, пение искусством, тем более работой, не
считало: для них это была жизнь, часть души человека. Мы же были так
воспитаны: раз не было благословения, значит, и разговаривать не о чем.
Наверное, мне это пошло только на пользу: склад ума у меня все-таки
научный.


Я люблю все, чем занимаюсь, и потому счастлива. Не всем дано
умение собрать по кусочкам, по осколочкам сокровища народного
творчества. А время уходит. Чтобы слепить из этих осколочков целое —
нужно много знать самой и уметь задавать вопросы. Помню, еду из одной
деревни в другую, а водитель говорит: «Я ведь вызвался вас подвезти.
Интересно стало: неужели есть еще такие, как вы, собиратели и те, кто
еще помнит о старых временах, обрядах, традициях». Оставшиеся с древних
времен поверхностные знания еще помнятся: например, нельзя на
подоконнике при полной луне оставлять острые предметы. Но есть знания,
запрятанные в народной памяти так глубоко, уже на подсознательном
уровне, что добыть их — все равно, что жемчужину из глубин достать.


Пожилого человека нужно уметь разговорить. В той поездке я
интересные заклички записала: дождя, солнца, радуги. Если конец радуги
падает на воду — снова дождь будет, если на сухую землю — семь дней без
дождя. А если пробежишь под радугой — превратишься в красивого юношу или
девушку. Как мы еще детьми под эту радугу торопились — полем, по
слякоти! Нельзя кричать у воды: вода очень хорошо все слышит. Когда я
слышу возле Аслыкуля бессвязные вопли пьяных, мне кажется, что они
просто убивают это прекрасное место. Нельзя пить воду после заката —
вода спит. Просто так не искупаешься, нужно бросить в воду лист
кувшинки: «Возьми ее, не меня, возьми листок, а мне дай здоровья». Это
похоже на язычество, но я считаю, язычество — это термин не научный, а
политический. С точки зрения любых конфессий земля, вода — это творение
божье. А все творения Всевышнего мы должны ценить, благодарить за них. В
20 — 30-е годы к такому образу мышления приклеили ярлык «язычество»,
чтобы обезличить, обезбожить.


— Одной из обнаруженных вами жемчужин была легенда
«Гали-батыр», которую сравнивают с преданиями древнегреческой мифологии.
Как вам удалось ее найти?



— Я ее привезла из Хайбуллинского района. Ее и «Кугат-батыра». По
легендам, это был батыр-великан, имевший двух дочерей. Спасая от
недругов, он спрятал их на высокой горе. Но батыра ранили, не смог он
уберечь дочерей от врагов, спрыгнули они с горы. Рассказывают, что нашли
его останки: кость бедра — длиной в два метра. И Гали-батыр тоже был
героем-исполином. О нем еще не все песни и легенды собраны.
Единственное, что известно, так это что враги убегали от одного его
взгляда. Великаны — не выдумка. Взять Пермский, Гайнинский, Бардымский
районы. У них есть понятие «угумнар» — длинные. В Татышлинском,
Аскинском районах есть погребения, в которых покоятся великаны. В
сказках все правда: в них история и душа вместе идут.


— Говорят, вы — единственная в республике сэсэния. У
нас утеряна школа обучения сэсэнов, или женщинам нельзя исполнять
кубаиры, баиты?



— Может быть, нескромно так говорить, но так меня называют по
мастерству пения. Школы нет, но сэсэны есть, и необыкновенно
талантливые, особенно в Абзелиловском и Хайбуллинском районах, например,
такие как Асма Усманова.


А школа, к сожалению, пущена на самотек. У нас есть все
возможности открыть кафедру сольной импровизации. Но чьим-то планам это
не отвечает. Хотя молодежь, которой я преподаю основы импровизации,
получает истинное удовольствие. Это гимнастика ума и языка. Есть такое
мнение: если ты сэсэн — значит, бунтарь. Надо куда-то звать, что-то
рушить, против кого-то выступать. Но обязанности сэсэна — быть врачом,
целителем, преподавателем, политиком, нести посредством красоты языка
истину народу. Это искусство — плетение нитей между нациями, которые
сейчас рвутся. Исполняя кубаиры, я хожу по лезвию ножа, говоря правду,
которую, может быть, не скажет, кроме сэсэна, никто.


Мое глубокое убеждение в том, что сейчас, когда все говорят о
духовном кризисе, забытые народные обряды — «юла» — способны спасти
человечество. К чему придумывать велосипед? Люди давно знают этот
механизм самореализации, самозащиты, воспроизводства. Слово «закон»
произошло от древнефарсийского «сакон» — «порядок», «гармония». А «юла» —
от древнеэтрусского слова, обозначающего нечто бесконечно вращающееся,
неменяющееся — золотой диск — юла, на которой были записаны заповеди для
правителя: «Не воруй, не лги». Сказано это было 25 тысяч лет назад.


Опубликовано: 23.08.12 (11:10)

Республика Башкортостан

Источник: http://www.resbash.ru/stat/2/2354

Мир меняется - Ислам, спорт и политика!


На ФОТО: Флаг Организация Исламская Конференция (ОИК)
Мир меняется, в современном мире мусульманские государства выступают важным фактором геополитики. Достаточно отметить, что исламский мир обладает колоссальными запасами нефти и газа, у них происходит интенсивное движение мировых капиталов, во многом благодаря тому, что через эти регионы проходят основные воздушные и сухопутные коммуникации, связывающие Европу с Азией и Америкой.
В мире интерес вызывает феномен «исламского возрождения» в странах Ближнего и Среднего Востока и Восточной и Западной Европы. Решающий толчок, выведший исламский фактор в ранг первостепенных проблем мировой политики, экономики, культуры и спорта, является увеличение числа мусульман. Быстрому росту исламского мира способствует демографический фактор: если в 1980 г. численность мусульман в мире составляла 18% от всего населения Земного шара, то в 2000 г. - уже 23%, а, по прогнозам, к 2025 г. составит уже 31%, т.е. впервые превзойдет по численности христианское население планеты.
Мы знаем среди спортсменов мирового уровня немало мусульман: тех, кто принял Ислам, и тех, кто родился в мусульманской семье. Большое число мировых звёзд спорта пришли к Исламу уже в зрелом возрасте, добившись успехов в спортивной карьере. Вот несколько имён самых знаменитых мусульман спортсменов: Мохамед Али, Зинедин Зидан, Карим Абдул-Джаббар, Майк Тайсон, Златан Ибрагимович, Билал (Франк) Рибери, Хаким Абдул Оладжьювон, Абдул-Салам Билал Анелька…
Отметим недавние успехи зарубежных мусульман в области спорта: учитывая мнение  многомиллионный мусульманской уммы мира, испанский футбольный клуб «Реал-Мадрид» избавился от креста. В качестве жеста признательности президент «Реала» Флорентино Перес убрал с короны на официальном гербе клуба крест, чтобы избежать непонимания или неправильного толкования в регионах, где большинство населения составляют мусульмане. Крест на гербе испанского клуба появился в 1920 году, когда опеку над ним взял король Альфонс XIII. Тогда же в названии клуба появилось слово "Королевский" – Real. Ранее по просьбе мусульман из Катара от креста на гербе также избавилась известный испанский футбольный клуб «Барселона».
Уже многие годы мусульмане России требуют убрать с герба России крест, доказывая, что в многоконфессиональной стране это несправедливо. По словам протестующих мусульман, Россия, как и СССР,  светское государство и наличие христианских символов в гербе, конечно же, не может не задевать чувства  граждан российского общества, в частности около 25 миллион мусульман. Последователи Ислама надеются быть услышанными властью. 
Совсем скоро стартуют Олимпийские игры, торжественное открытие которых пройдет 27 июля в Лондоне, и поэтому праздничному событию недавно был опубликован маршрут движения олимпийского огня. Рима Абдулла спортивный комментатор и любительница футбола станет первой женщиной в истории Саудовской Аравии, которая примет участие в эстафете Олимпийского огня. Наряду с этим также на Олимпиаде в Лондоне может впервые в истории участвовать женская футбольная команда королевства Саудовской Аравии. Как ожидается, в Олимпиаде-2012 примут участие более трех тысяч спортсменов из мусульманских стран. 
Одновременно с традиционными видами спорта начали развиваться единоборства, такие как: кикбокс, тайский бокс, миксфайт и тд. Все больше людей становятся не только зрителями поединков, но и их участниками. Среди них немало мусульман. 
На сегодняшний день довольно таки часто проводятся турниры и чемпионаты по данным видам спорта. И на этих соревнованиях немало моментов, которые неприемлемы для морально-этических устоев мусульман.  Спиртные напитки, вызывающие музыкальные группы, полуголые девушки с табличками раундов всё это оскорбительно не только для мусульман, но и для спортсменов и зрителей других конфессий. Нужно действовать над решением данных проблем. 
Одновременно с развитием боевых искусств, все больше и больше начинаются участвовать в них российские мусульмане, например: Адлан Амагов, Муса Мусалаев, Адам Халиев, Багаутдин Абасов, Магомед Маликов,  Али Багаутинов, Джабар Аскеров, Бувайсар Сайтиев, Магомед Шихшабеков, Марат Гафуров, Маирбек Тайсумов, Мухаммад Бибулатов, Муса Хаманаев, Хабиб Аллахвердиев и многие другие. Их достижения видны на европейском и мировом уровне. Очень приятно, когда бойцы посвящают свои победы Всевышнему Аллаху! Зрелищные поединки настоящий подарок всем любителям этого вида спорта. И это видят миллионы активных любителей спорта по всему миру. 
Спортсмены из национальных республик выходят на ринг с национальными флагами. Если взглянуть на нынешнюю политическую ситуацию, вслед за Чечней «президентские» посты были упразднены в республиках Бурятия, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, Саха (Якутия), Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. На очереди Татарстан и Башкортостан. Сегодня идут упразднения постов президентов, а завтра могут ликвидировать республику, флаг, герб и гимн.  Мы, активисты Татарского общественного центра, категорически против политического давления Москвы. Однако, ни смотря, ни на что давление продолжается в отношении национальных республик. В связи с чем, мы предлагаем объединиться спортсменам мусульманам России под исламским флагом. Флаг Организация Исламская Конференция (ОИК) - полностью зелёный фон, символ Ислама, Исламских земель. В центре на белом диске, красный полумесяц обращённый к вверху - это символ, который должен буквально отобразить в символической форме Ислам и что Аллах стоит выше, чем все люди. Белый диск представляет Мир среди мусульман и всех людей, живущих в мире. На диске слова «Аллах Акбар» написаны арабской вязью. Появление спортсменов на спортивную арену с флагами ОИК, которая сотрудничает с Россией, привлек бы внимание руководителей мусульманских государств и богатых шейхов, которые могут спонсировать чемпионаты. 
Также мы замечаем сплочённость народов на подобных чемпионатах, да это вполне нормальное явление, и у славян заметно подобное отношение друг к другу. К примеру, дзюдоист Владимир Путин регулярно поддерживает чемпиона мира по смешанным единоборствам Федора Емельяненко украинца по национальности.  
Напоминаем, в Татарстане в 2013 году состоится XXVII Всемирная Летняя Универсиада - всемирные студенческо-молодёжные спортивные соревнования. Организаторам  летней Универсиады надо создать комфортные условия для всех, особенно для мусульманской молодёжи. Во время Универсиады мусульмане спортсмены не должны быть обречены на скучную, однообразную, будничную жизнь. Им необходимо предложить соответствующие шариату формы проведения досуга. Для казанских татар-мусульман сейчас актуально выработать проблемы досуга для гостей.  

Настоящее письмо принято на общегородском собрании Набережночелнинского отделения (НЧО) ТОЦ. 
Председатель собрания председатель ТОЦ Рафис Кашапов.
Секретарь собрания Марзия Шакирова.
Татарстан, Набережные Челны. 
http://tatar-centr.blogspot.com/2012/06/blog-post_23.html

Юлай Валей, 04-04-2012 18:14 (ссылка)

Ремесла моего народа.




Юлай Валей, 04-04-2012 13:31 (ссылка)

Бог шельму метит (репортаж из зала заседания суда)

19 марта сего года состоялось очередное
судебное заседание по так называемому делу Фанзиля Ахметшина. Сегодня
этого человека знают не только в родном Башкортостане: он стал
достаточно известной личностью и в медиапространстве всей России. В этой
связи стоит упомянуть, что совсем недавно тележурналист Максим Шевченко
в одной из передач федерального телевидения упомянул его как одного из
россиян, подвергнувшегося незаконному преследованию со стороны ФСБ.

  Напоминаю небезучастным к судьбе
российских политзаключенных соотечественникам, что заместитель
председателя Исполкома МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир»
Фанзиль Ахметшин был обвинен УФСБ по Республике Башкортостан в
приобретении, незаконном хранении и контрабанде наркотического вещества
во время его заграничной поездки по реализации гуманитарной
благотворительной акции в помощь голодающим детям Сомали. Не будучи
уверенными в исходе сфабрикованного дела, новоявленные
чекисты-провокаторы не преминули также использовать крапленую карту
экстремизма в отношении давно ими избранной жертвы, якобы уличенной в
проповедовании идей ваххабизма в дни религиозного праздника Мусабака в
Баймакском районе летом 2011 года.

После неизбежного в таких случаях
предисловия вернемся к тому, как началось рассмотрение уголовного дела
по существу в Уфимском районном суде РБ. У Фанзиля Ахметшина, человека
открытого и поистине общественного, много друзей и доброжелателей.
Сообразуясь с принципами гражданской чести и общественной
справедливости, они приходят в день суда к зданию местного правосудия,
выражая искреннюю солидарность с тем, кто попал в жернова
государственной машины уничтожения человеческого достоинства в человеке,
не захотев быть ее бессловесным рабом. И на этот раз таких людей в
предбаннике здания Уфимского районного суда набралось немало.

Но не тут то было. Постовые объявили,
что места в открытом судебном заседании будут только для родственников
подсудимого. Что, ОНИ испугались, что аварийное здание суда не вынесет
тяжести чувств и переживаний, а то и неприязни к организаторам и
реализаторам бессовестного судилища? С грехом пополам в зал заседаний
удалось пройти пятерым из желающих присутствовать на этом процессе. И
что же мы обнаружили в достаточно вместительном зале? Секрет полишинеля
был до абсурдного прост: оказывается, 10 практикантов юрфака
университета именно в этот день и именно на данное заседание были
направлены для получения показательного урока башкирской юриспруденции
во всей ее красе. Как же примитивны и откровенно наглы методы судебной
практики, применяемые ради попрания конституционного принципа открытости
судебного процесса в отдельно взятой судебной инстанции, именуемой
Уфимским районным судом! Впрочем, забегая вперед, скажу о том, что
данные несмышленыши, впервые вступающие в поле правосудия, действительно
получили весьма показательный урок фальсификации обвинительного
заключения от имени государства Российского.

Что же случилось сногсшибательного на
данном заседании, что еще долго будет сниться государственному
обвинителю, заместителю прокурора Кировского района г. Уфы Марату
Насырову как кошмарный сон? Давайте, расскажу по порядку.

В начале судебного заседания, как это
принято в соответствии с УПК РФ, рассматривались ходатайства сторон. Ф.
Ахметшин и его адвокаты попытались оспорить чрезмерно жесткое с их точки
зрения меру пресечения, ходатайствуя о замене заключения под стражей
домашним арестом, так как подсудимый не представляет опасности для
общества. Но судья Гульнара Насырова отклонила данное ходатайство:
преступления, в совершении которых подозревается подсудимый, тяжкие, и
он должен находиться под арестом. То, что за Ф. Ахметшина заступились
очень уважаемые в обществе люди, и он имеет прекрасные характеристики со
всех мест его жизни и деятельности, у него на иждивении 3 детей, а
младшей дочери всего несколько месяцев, и то, что общественность
республики не считает его способным к совершению инкриминируемых ему
преступлений и никогда не поверит в это – не было принято в расчет
федеральным судьей Насыровой. И не спрашивайте – а судьи кто, это в
данном случае вопрос не уместный. Ведь если даже нам давно известно, что
друг познается в беде, мы еще не созрели до ответа на вопрос о том, где
познается судья, выращенный в российской правовой глухомани.

Впрочем, прошу у читателя этого
незатейливого судебного репортажа прощения: в волнительном ожидании
описания кульминации собственного рассказа о происходящем 19 марта в
здании Уфимского районного суда по делу Ф. Ахметшина, я буквально
трепещу от невозможности передать в полной мере те чувства, которые было
суждено пережить всем участникам этого процесса.

Как говорится, критический момент
процесса подкрался и ошеломил всех нежданно-негаданно. Итак, после
завершения всех процессуальных моментов, наступил момент истины
по-прокурорски: государственный обвинитель М. Насыров, ни на миг не
отвлекаясь от текста обвинительного заключения, достаточно внятно и
последовательно огласил суть обвинительного заключения в отношении
подсудимого. Суть обвинения проста и незамысловата: подозреваемый в
совершении инкриминируемых преступлений, находясь с 23 декабря по 28
декабря 2011 года (обратите внимание на дату, уважаемые господа!) в
Турции, приобрел у неустановленных лиц наркотическое вещество, а затем с
целью умышленного провоза сего запрещенного и не заявленного в
таможенной декларации вещества приобрел билет на самолет турецкой
авиакомпании рейсом 00446 по маршруту «Стамбул – Уфа» и прибыл 29
декабря около 8.00 часов утра в аэропорт г. Уфы, где и был задержан
бдительными сотрудниками отряда пограничного контроля при пересечении
таможенной границы. Обратите еще раз внимание, господа и товарищи:
нахождение Фанзиля Ахметшина за границей в декабре месяце,
зафиксированное в обвинительном заключении, являющимся юридическим
документом, повторяется несколько раз. Но увольте, господа,
подозреваемый в таком тяжком преступлении Ф. Ахметшин еще 29 ноября 2011
года был задержан и в дальнейшем содержался под арестом в СИЗО г. Уфы!

В своей предыдущей статье «Не судимы
будете» я писал о некоем мистическом наваждении, которое наблюдалось у
обитателей УФСБ по РБ, под влиянием которого ими и было сфабриковано
дело о незаконном приобретении, хранении и контрабанде Ф. Ахметшином
опия весом 1,411 г. Как тут без мистики – человек, никогда не
употреблявший и не промышлявший подобными веществами, более того,
проявивший себя настойчивым борцом с употреблением алкоголя и
наркотиков, в один миг стал «обладателем» сего губительного вещества
безо всякой на то мотивации. Похоже на то, что те, кто сшивал дело на
Ахметшина, действительно согласились стать жертвами потусторонних
нечистых сил. Что тут огород городить, точно бес попутал. Как же иначе:
ведь по версии УФСБ и прокуратуры, находящийся в заключении в Уфе с 29
ноября 2011 года Ф. Ахметшин мистическим образом смог пройти через стены
уфимского централа, сесть в самолет, долететь до Турции, купить наркоту
и благополучно вернуться в ожидающие его арестантские покои. Это вам не
узник замка ИФ, а еще покруче!

Адвокаты Ф. Ахметшина, обнаружив
абсурдность и абсолютную несостоятельность предъявляемого ему обвинения в
части незаконного приобретения, хранения и контрабанды наркотического
вещества, предприняли попытку добиться смягчения меры пресечения по
отношению к нему и отмены обвинения по соответствующим статьям УК РФ. Но
судья Г. Насырова, похоже, с точки зрения жанра мистической драмы, тоже
попала под чары невидимых простым гражданам грозных сил: она раз за
разом принимала решения об отказе удовлетворять ходатайства защиты.
Действительно, от ее тихого и несколько усталого голоса веяло какой-то
жутковатой обыденностью, и мне почуялось в ее речи ледяное дыхание давно
проклятого 1937 года. Разве это не жуть: судья в качестве юридического
основания содержания в заключении человека, являющегося активным и
результативно действующим борцом за здоровый образ жизни, стремящегося
оградить молодежь от пагубного воздействия алкоголя, табакокурения и
наркотиков, приводит необходимость сохранения здоровья населения, его
благополучия и нравственности. Разве эти слова, произнесенные в
присутствии десятка студентов юрфака, не звучат кощунственно? Разве это
не является скрытом призывом не заниматься благотворительностью ради
жизни чужих детей, влачащих жалкое существование и тысячами умирающих от
голода в далекой Африке? Разве не в этом заключается скрытое
лоббирование и защита интересов тех, кто обогащается на алкогольной,
табачной и наркотической зависимости наших же граждан?

Знаете, господа, мне как
профессиональному психологу, было дюже интересно наблюдать за
персонажами этой судебно-мистической драмы. Ниже речь поведу именно об
этом.

Прокурор М. Насыров, как говорится,
пойманный с поличным, сидел весь багровый от неожиданно обнаруженной
ФСБ-шной бяки в обвинительном заключении. На его бледном челе выступил
предательский холодный пот, и рука прокурорская автоматически потянулась
за оказавшимся пред замутненным взором государевого слуги клочком
бумаги, которым он стал вытирать пот со лба… Он в эту минуту мне,
бывшему учителю, напомнил школьного лоботряса, не выучившего заданный
вчера урок. Мне даже в какой-то мере стало жалко этого незадачливого
исполнителя чужой воли. Судья же внешне сохраняла спокойствие, но по
тому, как она удивленно вскинула голову, и как внезапно блеснул
беспокойством ее взгляд, можно было заметить охватившее ее волнение.

Государственному обвинителю М. Насырову
все же необходимо было пояснить тот абсурд, что имел место быть в
обвинительном заключении, и он сослался на опечатку в тексте. Ничего
себе опечаточка, которая повторена аж несколько раз! Не замедливший
выступить Фанзиль Ахметшин в своем искреннем и возмущенном слове обвинил
самих обвинителей в фальсификации не только доказательств
инкриминированного ему преступления, которых на самом деле нет и быть не
может, но и всего затеянного с больной головы уголовного дела. Как
точно и метко прозвучали его резкие слова о том, что речь идет не об
отдельной опечатке, так как на самом деле большой прокурорско-фсбшной
опечаткой является все это уголовное дело. Он говорил и о том, что
именно вот подобным способом шьются дела, в результате которого сотни и
тысячи безвинных российских граждан оказываются в местах не столь
отдаленных. В этих словах я еще раз почувствовал несгибаемую волю
человека, которого наши же сограждане, но наделенные властными
полномочиями, очень хотели бы превратить безвольного и жалкого
рабоподобного существа.

Странно, конечно, как сонм
задействованных силовиков не увидел этого ляпа. Впрочем, многие из них
вершат свои дела в темных, скрытых от человеческого глаза углах, и во
мраке беззакония они легко теряют способность видеть то, что дела-то
сшиты белыми нитками.

Напоследок еще несколько заметок по
поводу судебного процесса, свидетелем которого я явился. В обвинительном
заключении, по крайней мере, в озвученной его части, вообще не
содержится ни единого слова о действительных целях и мотивах поездки Ф.
Ахметшина в Кению через Турцию, о благотворительной акции «Дети Сомали».
Вот ведь как: если об этом не говорить, значит, ничего подобного не
было! А что же было по версии обвинения? Представьте себе, что Ф.
Ахметшин отправился в Турцию, чтобы незаконно приобрести у неких
неустановленных лиц опий весом 1,411 г. Спрашивается, если ему было
невмоготу, то почему он не приобрел это дьявольское зелье у наших
местных наркоторговцев, которых доблестные силы ФСБ, МВД и
Госнаркоконтроля, вместе взятые, никак не могут переловить по сей день?
Может, не слишком сильно хотят? Право, не знаю.

Во время очередного перерыва судебного
заседания 19 марта я высказал сидящим в зале свою достаточно
оригинальную версию позорного провала государственного обвинения по делу
Ахметшина. Не кажется ли вам, господа, что рукой тех, кто шил сие
позорное сфальсифицированное дело, водила высшая сила, затмив их разум,
застлав мутной пеленой их глаза, заставив их черным по белому написать
несусветную чушь? Не побоятся ли они после такого позора кары Божьей,
ведь она неизбежна и необратима? Поверьте, я достаточно много чего знаю в
сфере психологии и философии человека, и о законах не юридических
осведомлена уже достаточно большая часть людей. В ответ мне один из
участников напомнил древнюю народную поговорку: «Бог шельму метит». Это
тоже чистая правда. А суд еще далеко не завершен, и очередное заседание
состоится 23 марта.

Кто из нас не любил детских сказок: они
добрые, и в них добро всегда одерживает верх над злом. В связи с этим
мне вспоминается сказка о добром докторе Айболите, вышедшая из-под пера
великого Корнея Чуковского. Да, и в реальности, в том числе российской,
не перевелись еще Айболиты, у которых всегда начинает болеть душа при
известии о страданиях детей, что подвигает их на дальние и опасные
поездки хоть в Азию, хоть в Африку. Так вот о чем я хотел бы
предупредить неугомонных Айболитов: остерегайтесь злых Бармалеев, они
живут не только в далекой жаркой Африке, но и рядышком с нами, и в
родной Уфе они тоже водятся. Но в одном я уверен – не одолеть им никогда
тех, в чьих душах навсегда поселилась любовь к Всевышнему и людям, им
сотворенным.

Валиахмет Бадретдинов, 

общественный деятель, публицист

ссылка: http://bashkorttar.ru/?p=2818#comments

Мин башkорт

Мин-башkорт!Я этим горжусь!И уважаю всех башкир на этой планете!

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу