Все игры
Запись
Это спам

Неделя 20-я по Пятидесятнице.

Метки: неделя

Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


     21-10-2012 12:53 (ссылка)
Re: Неделя 20-я по Пятидесятнице.
После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.


Мы слышим об исцелении сына Наинской вдовы. У врат города Наин, расположенного неподалеку от города Капернаума, Господь, идя со множеством народа, всегда сопровождающего Его, встречает другой людской поток - похоронную процессию. Он видит женщину, которая пребывает в страшном горе, потому что недавно она потеряла своего мужа, а теперь хоронит единственного сына.

Воистину, беда не приходит одна. И Господь часто дает нам узнать всю глубину горя, которое предстоит вкусить каждому человеку. Эта женщина надеялась, что ее единственный сын, когда вырастет, будет опорой в ее жизни и старости. И вот, как тростник надломленный, он лежит.

Разве кто-нибудь может сказать, что у него все будет по-другому? Разве есть хоть один человек, который мог бы сказать, что жизнь его не прервется в самом расцвете сил? Разве есть хоть один человек, который мог бы сказать, что Господь внезапно не посетит его самым большим горем? Бог, ставший человеком, показывает нам, что такое человек, какую доброту и сострадание к чужому горю он должен иметь. Это сострадание исходит из Его естества. Ему никто не рассказал о том, что происходит у городских ворот города Наин. Видя горе этой женщины, Он подходит к ней, касается гроба и тела умершего юноши. И говорит женщине одно только слово: «Не плачь».

Он говорит это слово так, как Он говорит следующие за ним слова: «Юноша, тебе говорю, встань». Как власть имеющий, говорит Он: «Не плачь» - не как книжники и фарисеи. Не как мы, которые все можем знать об истинной вере и о том, что нужно утешать других людей, но не имеющие силы сказать другому человеку «не плачь», так чтобы это было утешением для него. Эта власть Господа над смертью исходит из глубины любви, которую Он имеет к каждому человеку. Это и есть жизнь, которая побеждает смерть - то есть, та благодать, то благоухание, тот живительный «запах на жизнь», который Он принес для всех людей. Чтобы каждая душа стала чистым благоуханием для Господа - для вечной, райской, цветущей, Божественной, истинной жизни.

Мы призываемся быть участниками этой жизни. И мы должны исповедать перед Господом свое духовное бессилие в сегодняшнем мире, который так нуждается в нашем утешении. В мире, который отличается такой жестокостью, что, по слову преподобного Серафима Саровского, в сердцах человеческих остается только диавольский холод и окамененное нечувствие, которые действительно как гробовой камень по отношению к правде жизни, к истине, и к горю другого человека.

В одной заметке в газете, среди каждодневного потока убийств, преступлений и несчастных случаев, рассказывается о том, как веселилась молодежь на так называемой дискотеке, и в разгар этого веселья и плясок один юноша замертво упал, потому что у него отказало сердце. И что же вы думаете, остановилось эта дискотека? Ничего подобного. Наступило короткое замешательство, юношу оттащили в сторону, и с новой силой грянуло веселье до самого утра. Вот картина нашей сегодняшней жизни: кто-то плачет над телом умершего, а за стеною пьянка и скотские вопли. Не потому что эти люди не знают о горе другого (такое тоже может быть), а потому, что знают, и все равно заняты своим.

Что представляет сегодняшняя картина нашей российской жизни? Говорят: пир во время чумы. Когда пируют какие-то безумные «новые русские», в то время как смерть косит всех подряд, вымирает народ.

Раньше на Руси был такой обычай: если кто-нибудь умирал в деревне, то, естественно, всякое веселье считалось неприличным. Это было оскорблением умершего человека и горя его близких. Все, так или иначе, принимали участие в этом горе. В сегодняшнем Евангелии мы видим, как народ всего города Наина идет вместе с несчастной вдовой. Может быть, она занимала какое-то особое почетное место в городе. Или просто люди не развратились еще до такого бесчувствия, чтобы не воспринимать уже чужую смерть.

Чтобы научиться милосердию, мы должны ставить себя перед лицом смерти, потому что, как известно, мудрец отличается от глупца тем, что видит все до конца, перед лицом той реальности, которая ожидает каждого человека. Господь посещает нас не только какими-то отдельными скорбями, но и смертью наших близких, для того чтобы мы увидели, чт о такое человеческая жизнь.

Церковь мудро установила: не сразу предавать земле тело умершего, а на третий день - во образ Воскресения Христова - ради тайны того, чт о совершается с душой человека в первые три дня после того, как она отходит от тела. Но и ради того, чтобы мы увидели через смерть самого дорогого человека, чт о такое человеческая жизнь. Чтобы ночью мы молились над этим бездыханным телом и размышляли о том, чт о такое жизнь и смерть, и чт о предстоит нам. Мы должны обрести способность сказать неложные слова утешения другим людям, которых посещает такое же горе. «Не хочу же оставить вас, братия, - говорит нам Апостол, - в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» ( 1 Фес. 4, 13 ).

Мы должны увидеть в смерти другого человека то, что Христос видит в смерти сына вдовы Наинской. Или когда Он говорит плачущей толпе: «Девица не умерла, но спит» ( Мф. 9, 24 ), и все смеются над Ним, потому что знают, что она умерла - но Господь смерть называет сном. И подобно тому, как мы не пугаемся, когда видим спящего человека, потому что знаем, что он проснется снова, так и не должны мы безмерно ужасаться, видя умершего человека, потому что смерть - это только сон.

Успением называем мы кончину Божией Матери и всякого человека, чья смерть в Господе. Один святитель сказал: «Каждый день, просыпаясь, мы должны восклицать “Воскресение Христово видевше”, потому что, воистину, сон - это смерть, это образ смерти, а смерть - это долгий сон». Когда мы отходим ко сну, мы произносим слова, силу которых мы должны узнать в последний день: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Это повторяется каждый день, и каждый день есть как бы образ всей нашей жизни. Снова и снова Господь дает нам начать сначала, чтобы мы стали людьми, способными воспринимать чужое горе, страдание и смерть, так же как воспринимает это Он Сам.

Мы не можем ничем утешить другого человека, кроме как Христом Богом - Христовым утешением. Никто не может помочь другому человеку ничем, как только большей верой и подлинной любовью.

Где берется любовь? Конечно, у Христа. И мы должны ей научиться. Как Он возлюбил нас, так и мы должны любить братьев наших. В том явилась любовь Божия, что Он жизнь Свою полагает за нас. Так же и мы, говорит Апостол, должны жизнь свою полагать за близких своих. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! - говорит апостол Иоанн, - если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» ( 1 Ин. 4, 9-11 ). Вся жизнь наша должна быть отдачей другим и научением этой тайне.

Есть ли среди нас хоть кто-нибудь один добрый человек? Или хоть один святой человек? Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Добрый человек - это тот, кто не боится смерти, а святой человек - это тот, кто желает смерти». Кто вместе с апостолом Павлом может сказать: «Смерть для меня приобретение»?

Мы должны идти тем путем, которым прошел впереди нас Сам Спаситель. Воскрешение одного человека не есть какой-то исключительный случай, который выходит из ряда всего, что происходит в мире. Мы знаем, что Сам Господь принял смерть и приобщился таким образом страданию и смерти каждого человека без исключения. В Его Воскресении открывается первый луч зари того пасхального дня, которому не будет конца - когда Бог жизнью Христовой воссияет для всех нас.

Только будем помнить о единственном уроке, который предлагает нам сегодня Господь - о тайне тех слов, которые мы слышим за церковным богослужением: какова милость Божия, такова и крепость Его. Это относится к силе Его Воскресения. И насколько мы научаемся тайне милосердия, настолько мы приобщаемся победе Божией ради собственного спасения и ради спасения всех.

Прот. Александр Шаргунов
     21-10-2012 12:57 (ссылка)
Re: Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.



*Проповедь в неделю 20-ю по Пятидесятнице*

В нынешнем Евангелии вы слышали, возлюбленные братья, повествование о воскрешении из мертвых Спасителем единственного сына одной вдовы, жившей в городе Наине (Лк. 7, 11-16).

Возлюбленные братья! И мы все - духовные мертвецы. Остави мертвых погребсти своя мертвецы, - сказал Господь (Мф. 8, 22) одному ученику Своему, который просил у Него позволения прежде сходить и похоронить отца своего и потом следовать за Спасителем, т. е. оставь мертвых по душе людей, хотя живых с виду, оставь погребать своих мертвецов по телу. Имя имаши яко жив, а мертв еси, - еще говорит Господь в Откровении одному, по-видимому благочестивому, человеку (Апок. 3, 1). Да, мы мертвы душой, братья, и вот так же и наши умерщвленные грехом души Господь часто Своим действенным, живым словом, Своей вседействующей благодатью пробуждает от мертвого сна греховного; наши-то души слышат и ныне часто Его всеоживляющее слово, как тот умерший наинский юноша: юноше, тебе глаголю, востани, - и восстают по Его гласу.

Господь касается нашего сердца Своей благодатью чрез слово Божие, проповедуемое в Церкви, или чрез добрый совет близких к нам, или чрез мысль благую, Им посылаемую в нашу омраченную грехами душу, или касается нашего грешного тела какой-либо посылаемой Им болезнью, или посещает нас какими-либо потерями, например потерей близких родных, потерей своего имущества, или Он угрожал нам близкой опасностью вдруг потерять жизнь свою на суше или в море, или другим чем подействовал благодатно на нашу душу. И что же? Мы - духовные мертвецы - весьма часто от этого оживали, т. е. начинали чувствовать суету, тленность всего земного и необходимость для души истинной, живой веры в Бога и дел добродетели, которыми прежде пренебрегали; начинали сердечно раскаиваться в прошедшей беспорядочной жизни, появлялся у нас дух сокрушенный и сердце смиренное, мы умилялись при мысли о великом долготерпении Божием над нами, считали себя величайшими грешниками, оплакивали свои заблуждения и твердо решались и начинали вести жизнь совсем другую, богоугодную. И вот здесь-то совершается чудо, весьма подобное тому, которое было с умершим сыном вдовы наинской. Седе отрок, т. е. восстает наша душа от греховного сна, начинает говорить слова спасения - начат глаголати, и Господь отдает ее, воскрешенную от духовной смерти, матери ее, т. е. Церкви святой, которая есть мать наша, для духовного воспитания и руководства ее к будущей жизни.

Автор: Иерей.Валентин Накашидзе,
     21-10-2012 21:42 (ссылка)
Re: Неделя 20-я по Пятидесятнице.


*Встань, не бойся и не плачь!*

/Священник Феодор Людоговский/

Воскрешение сына наинской вдовы (Лк, 7:11-16)

В те дни Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

В любом учебнике догматического богословия мы можем прочесть, что Бог в Своей сущности непостижим, а потому любое высказывание о Нем либо неполно, либо абсурдно. Мы и не претендуем на полноту. Но если позволить себе мыслить о Христе как о человеке («отдельно» от Его Божества), то можно сказать, что Спаситель, совершая чудеса, не придерживался какого-либо плана. Он не планировал совершить то и это, чтобы в Него уверовали такие-то люди в таком-то количестве. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» – говорит Христос (Мф 12:39). Бог не занимается самопиаром. Вспомним, как Иисус совершил первое чудо (Ин 2:1–11): Он ведь даже и не собирался чудотворить – но прислушался к просьбе Своей Пречистой Матери помочь людям, которые, устроив брачный пир, столкнулись с нехваткой вина. Он совершил чудо по сыновнему послушанию и по любви к молодым и их гостям. И насыщение четырех тысяч случилось, прежде всего, потому, что людям просто неоткуда было взять пищи: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть» (Мк 8:2).

Так же обстоит дело и с сегодняшним чудом: Христос, как повествует евангелист, сжалился над бедной женщиной, потерявшей сперва мужа, а теперь – и единственного сына, свою надежду и свою опору. Христос видел толпу людей, которые провожали похоронную процессию, слышал в этой толпе толки об умершем и о его матери-вдове – и не мог не откликнуться сердцем на это горе. Он не приказывает всем расступиться, не становится в театральную позу. Он просто прикасается к носилкам – и вся процессия останавливается. Первые слова Спаситель обращает к безутешной матери: «Не плачь!» – говорит Он ей. («Не бойся!» – говорит Он Иаиру.)

Мне кажется, для нас очень важно понять и прочувствовать, что Иисус – был и есть не только Бог, но и человек. Легко заучить: «Бог есть любовь». Да, Бог есть любовь, и жизнь, и свет. Но Божие Слово сделалось плотью, и обитало среди нас. И Богочеловек Иисус являет нам в Евангелии не только Свое божественное величие, но и предельную человечность, сострадание. И не худо бы нам и этому поучиться у нашего Спасителя.

Следующее слово Христос обращает к умершему: «Юноша! тебе говорю, встань». У Бога слово есть уже дело: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс 32:9). Юноша сел и заговорил. А Учитель Израиля, отняв юношу у смерти, отдает его матери.

«И всех объял страх» – продолжает евангелист. Страх бывает разный, и люди, видевшие это чудо, тоже были разные. Кто-то, возможно, по своей испорченности испугался такой власти Иисуса. Кто-то почувствовал прикосновение силы, способной изменить всю его жизнь – такую привычную и удобную. Но большинство ощутили благоговейный страх перед этим чудотворцем, который, будучи несомненным человеком, был вместе с тем больше, чем человек.

«И славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Да, они были правы: Бог посетил народ Свой. Более того: Он стал одним из народа. И Он был милостив к соотечественникам (впрочем, и к язычникам), Он даровал утешение, Он исцелял и воскрешал. «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» – свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов (Ин 21:25).

Как отблагодарил избранный народ своего благодетеля, нам хорошо известно. Но Бог всё обращает ко благу, и смерть Сына Божия обернулась гибелью для самой смерти. «Не бойся! Не плачь!» – говорит Христос каждому христианину: смерть побеждена воскресением, а совершенная любовь изгоняет всякий страх. «Встань!» – слышим мы властное повеление Спасителя, восставшего из гроба. Встань, христианин, пробудись, стряхни с себя уныние и боязнь и прославь своей жизнью воскресшего Христа!