Все игры
Запись

ИСТОРИЯ БЛЮЗА. ( 1 (3) ЧАСТЬ)


Блюзовые песни принимают различные формы, некоторые из них выражают общие чувства и отношения. Выпеваемые и исполняемые с блюзовой экспрессией и интонацией, они не всегда подходят под стандартные блюзовые структуры и не поддаются импровизации. К таким формам могут быть отнесены блюзовые танцы, широко представленные во все периоды. Они могут иметь стандартную 16- или 32-тактную структуру, но также могут исполняться на 12-тактной основе, хотя наличие 3-строчных строф - необязательно. Такие блюзовые танцы создали базу для блюза-развлечения, чьи корни могли отыскаться в более ранних танцевальных шаблонах; на поздних стадиях развития блюза они сопровождались гитарным или фортепианным буги-вуги акккомпаниментом. Тем не менее стандартная форма настолько широко известна, что выражение "играть блюз" обычно подразумевает использование 12-тактной структуры.
История блюза насчитывает как минимум 80 лет и влияние его на современную рок-музыку настолько велико, что его всепроникающие использование проходит почти незаметно. Блюз оказал значительное влияние и на современную поп-музыку, не только среди американских черных, но и в международных масштабах. До середины 50-х годов 20 века и появления вдохновенного блюзом рок-н-ролла, блюз был по существу черным понятием, обладающим характерными чертами фолкмузыки.
Глубокие корни блюза уходят в жизненный опыт американских черных, поэтому его вечное присутствие в жизнях афро-американцев часто олицетворяется в песне. Что касается песенной формы, считается, что блюз выражает многое из комплекса социальных и эмоциональных переживаний, которые вытерпевало черное меньшинство. И, наконец, блюз символизирует борьбу черных людей за возвращение им их чувств гордости после унижений и страданий и 200 лет рабства.


2. История блюза. От "Сонгстеров" до исполнителей блюзов.

Репертуар "сонгстеров" - черных американских музыкантов периода пост-Реконструкции отличался большим разнообразием, он состоял из баллад, танцевальных мелодий, кун-песен, рэгтаймов и частично пересекался с репертуаром белых сельских исполнителей. Порой их поддерживали исполнители на струнных инструментах. Облюбовавшие гитару вместо более ранних банджо и скрипки, второе поколение "сонгстеров" образуют соединительное звено между традициями прежних песен и блюзами. Сохранились некоторые такие записи; одна из них "John Henry" (Vocalion 1094, 1927) Henry Thomas'a из Техаса (род. 1874 - ум. ок. 1959), исполняема на двух гитарах и свирели. Возможно, это один из первых записанных вариантов этой старинной песни.
Henry Thomas - John Henry

К этому же поколению принадлежал и кузнец из Мемфиса Frank Stokes (род. Татуайлер, Миссисипи, 1883 - ум. 1954), исполняемая им песня "You Shall" (Paramount 12576, 1927) может датироваться началом Гражданской войны. Jim Jackson [Хернандо, Миссисипи, ок. 1880 - ум. Хернандо, ок. 1935] был моложе Стоукса, играл на гитаре просто, но был черезвычайно популярен благодаря песням: "He's In The Jailhouse Now" [Vocalion 1146, 1925] и "Travelling Man" [Victor 38517, 1925]. Подобные песни входили в репертуар каждого "сонгстера", поэтому эта традиция была широко распространена.
Самая ранняя "сонгстерская" запись принадлежит Papa Charlie Jackson'у (род. Новом Орлеане, ок. 1885 - ум. Чикаго, 1935), игравшему на банджо, который по данным "Парамаунт" был: "остроумным, веселым, добросердечным человеком". Джексон работал на ярмарках, скачках и на передвижных представлениях, он записывал более приземленные версии черных фолковых песен, включая "Shave 'em Dry" (Paramount 12264, 1927) Он был выходцем из Луизианы, а высокоголосый Lyke Jordan, блестящий инструменталист, из Северной Каролины; его "Pick Poor Robin Clean" (Victor 20957, 1927) считается выдающейся.
Frank Stokes - Downtown Blues

Широту репертуара "сонгстеров", подтверждают записи таких исполнителей, как Mississippi John Hurt и Blind Blake. Живший в Авалоне, Миссиссипи, фермер и железнодорожник Харт (род. Теок, март 1894 - ум. 3. 11. 1966), никогда не был профессионалом; таким образом, наряду со свойственным его музыке качеством, она важна и тем, что придерживается старых традиций. Когда он делал свои самые ранние записи, включа "Frankie" [Okeh 8560, 1925], "Stack O'Lee Blues" [Okeh 8654, 1925], "Spike Driver Blues" [Okeh 8692, 1925] на темы "John Henry", они уже считались стародавними мелодиями. Легкий ритм и быстрые пальцовки были типичными для него, его игра на гитаре превосходно подчеркивала его мягкий голос и почти всегда нашептывающее пение. Харт играл исключительно на местных торжествах, другие же исполнители интенсивно разъезжали по стране.
Mississippi John Hurt - You got to walk that lonesome valley

Arthur Blake (Blind Blake) (род. ? Джексонвилл, Флорида, ок. 1895 - ум. ок. 1935) был известен как исполнитель и гитарист во Флориде, Джорджии и восточных штатах. Он много гастролировал, выступал в Теннесси и даже в Детройте. В период с 1926 по 1932 год он записал около 80 вещей включа "инструменталки", одна из которых - "Blind Arthur's Breakdown" (Paramount 12892, 1929) - продемонстрировала его бесподобную технику. На его игре сильно отразилось влияние рэгтайма - она была легкой и плавной. Многие из его песен хорошо подходили дл танцев, например "Come On Boys Let's Do That Messin' Around" (Paramount 12413, 1926); другие же, как "He's In Jailhouse Now" (Paramount 12565, 1927) происходили из репертуара медицинских шоу. У Блейка был меланхоличный голос, хорошо подходящий для исполнения блюзов и существенно выигрывал при исполнении "Search Warrant Blues" [Paramount 12737, 1925], или "Cold Hearted Mama Blues" [Paramount 12710, 1925] c их чувственным аккомпанементом и соло. Многие исполнители и ранние блюзмены юга участвовали в "медицинских шоу" - уличных представлениях, устраиваемых продавцами патентованых лекарств для привлечени покупателей. Похожие на менестрельные шоу 19 века и зачастую с участием "черных", в этих шоу блюзы преподносились как старые песни. Бродячие исполнители, которых нужда, физическое состояние или склонности заставляли петь и играть на "выживание", также способствовали распространению блюзов. Они следовали примеру уличных церковников, которые практически в то же самое время обеспечивали популярность госпелам. Исполнитель, который пел и играл только блюз, начал вытеснять "сонгстера".
BLIND BLAKE 'Hey Hey Daddy Blues' (1927

Последние исполняли версии сочиненных ими песен, либо в своих балладах сосредотачивались на легендарных негритянских героях; исполнители же блюзов в своих песнях пели о себе и о тех, кто разделял их переживания. Многие строфы вскоре стали традиционными и вместе с определенными образами вошли в шаблонный запас фраз каждого блюзмена. В песнях блюзмены выражали свои тревоги, крушение надежд или смирение. Некоторые блюзы содержат описания бедствий или личных происшествий; преступления, азартные игры, алкоголь и тюремное заключение - всегда были ведущими темами. Некоторые блюзы нежны, но лишь в немногих выражено это чувство по существу; гораздо большее число выражает желание передвижения или бегства на поезде или по дороге к некоей лучшей земле. Во многих - агрессивна сексуальность. Также в блюзах много того, что сознательно или подсознательно у черных отождествляется с их восприятием отношений с обществом.

3. История блюза. Публикации и записи.

К 1910 году белые собиратели черных народных песен из различных частей юга обратили внимание на блюз. E.C.Perrow, Howard Odum в Миссиссипи, John A. Lomax и Willard Gates Thomas в Техасе - все нашли образцы. Часть из них сами исполнители нарекли блюзами, но в общем-то блюзы входили в число других собираемых песенных типов черных. Новый термин привлекал разных композиторов-песенников, в частности W.C.Handy - черного руководителя группы, которому довелось слышать блюз в исполнении фолк-гитариста в Миссиссипи еще в 1903 году. "The Memphis Blues" Хэнди был опубликован в 1915, а черный исполнитель Leroy "Lasses" White, опубликовал свой "Nigger Blues" (1912) в 1913 году. Он был одним из первых, кто стал сочинять в 12-тактовой форме. Белый исполнитель George O'Connor, один из немногих, кто использовал новую, и по тому времени редкую блюзовую форму, записал эту вещь (Columbia A2064) в 1916. Песенка "Baby Seals Blues" в исполнении Baby F. Seals'a и рэгтаймового пианиста Artie Matews'a (1912), "Kansas City Blues" (1914) Euday Bowman'a и "Hooking Cow Blues" (1917) Douglas Williams'a невзирая на использование хора и стихотворную структуру способствовали популяризации блюза у белой аудитории.
W.C. Handy - Memphis Blues


Предполагалось, что опубликованные блюзы будут исполняться в значительной мере как написанные. Сюда входили композиции, в которых иногда использовались элементы блюзовой тональности или структуры, включая "Dallas Blues" Hart Wand'a и Lloyd Garrett'a (1912), это был первый опубликованный 12-тактовый блюз. Многие опубликованные вещи, хот и знакомили широкую аудиторию со звуками блюзов и назывались блюзами, имели к последним не большое отношение. Однако они были удобной формой выражения для джазовых импровизаций, и эта связь с джазом способствовала возникновению представленя о том, что блюзы возникли из джаза. До сих пор не выяснено значение опубликованных блюзов для распространения блюзов среди черных. Немногие блюзмены могли читать ноты и опубликованные блюзы скорее всего могли быть предназначены для джазовых исполнителей. Тем не менее на разговорном употреблении блюзового языка сказалась фолк-традиция, либо ранние песенные формы от которых, возможно частично произошли и фолк-блюз и сочиненный блюз.
Деревенские блюзмены не часто исполняли сочиненные блюзы: к редким исключениям относятс записи Jim Jackson'a - "St. Louis Blues" и "Hesitation Blues" (Vocalion 1477, 1930). Из блюзов, растиражированных издательскими компаниями, лишь незначительное число появилось на бумаге, поэтому маловероятно, что музыка на бумаге оказала влияние на распространение блюзов на Юге. Более важными были записи исполнителей в кабаре и на сценических подмостках: черных певиц, чьи "блюзы" зачастую были композициями, написанными композиторами черной музыки. Среди них были "Crazy Blues" (1920) Perry Bradford'a, "Arkansas Blues" (1921) Anton Lad'a и Spencer Williams'a, "John Home Blues" (1922) Albert'ы Hunter и Lovie Austin, "Gulf Coast Blues" (1923) Clarence Williams'а. Похожие блюзовые песни, вероятно, оказали влияние на деревенских исполнителей, образы и фразы которых они переработали в своих собственных композициях, хотя даже черезвычайно популярный "Crazy Blues", записанный Mamie Smith в 1920 году, никогда не был записан южными исполнителями блюзов и вероятнее всего не исполнялся ими. Мэми Смит не была первой черной исполнительницей, сделавшей свою запись, но она была первой, чьи записи продавались черным покупателям. В молодости Мэми Смит (род. Цинциннати, 26.05.1883 - ум. Нью-Йорк, ок. 16.09.1946) гастролировала как танцовщица с Tutt-Whitney' s Smart Set Company (Изящная компания Тутта Уитни), она также была ведущей певицей в клубах и театрах Гарлема перед 1 Мировой войной. "Crazy Blues" (Okeh 4169, 1920) пользовался громадным успехом, что обеспечило популярность Мэми и удачу ее рекламному агенту Перри Брадфорду, и открыло дорогу записям черных певцов. Смит была черезвычайно привлекательной, с ярким сценическим образом и сильным голосом. Многие из ее лучших записей сделаны при участии ее группы Jazz Hounds, в состав которой входили Джонни Данн и иногда Баббер Майли (корнет), как в "I Ain't Gonna Give Nobody None O'this Jelly Roll" (Okeh 4752, 1922) или "The Darktown Ball" (Okeh 4767, 1922). Однако "Jenny's Ball" (Okeh 8915, 1931), будучи хорошо записан, дает лучшее представление о ней как о певице. Смит была скорее водевильно-джазовой исполнительницей, чем блюзовой и она редко использовала блюзовую форму.
The Greatest Blues Songs Of All Time 1 (1912-1929)

Songlist-

1912-
Dallas Blues (Hart Wand)
Memphis Blues (W.C. Handy)
1914-
St. Louis Blues (W.C. Handy)
1915-
Original Jelly Roll Blues (Jelly Roll Morton)
1916-
I Ain't Got Nobody (Marion Harris)
1919-
Bluin the Blues (Wilbur Sweatman's Original Jazz Band)
1920-
Crazy Blues (Mamie Smith)
1921-
Loveless Love (James P. Johnson)
1922-
My Man Rocks Me (Trixie Smith)
1923-
Any Woman's Blues (Ida Cox)
London Blues (Jelly Roll Morton)
Graveyard Dream Blues (Ida Cox)
Nobody Knows You When You're Down and Out (Bessie Smith)
Downhearted Blues (Bessie Smith)
Guitar Rag (Sylvester Weaver)
1924-
See See Rider (Ma Rainey)
Mistreated Mama (Sara Martin)
1925-
Careless Love Blues (Bessie Smith)
1927-
Motherless Chile Blues (Barbecue Bob)
Mr. Furry's Blues (Furry Lewis)
Jesus Make Up My Dying Bed (Blind Willie Johnson)
Black Dog Blues (Blind Blake)
Back Water Blues (Bessie Smith)
Match Box Blues (Blind Lemon Jefferson)
Black Snake Moan (Blind Lemon Jefferson)
1928-
Statesboro Blues (Blind Willie McTell)
Cool Drink of Water Blues (Tommy Johnson)
How Long, How Long Blues (Leroy Carr and Scrapper Blackwell)
Blues before Sunrise (Leroy Carr and Scrapper Blackwell)
1929-
Slow Drag (Cow Cow Davenport)
Forty-Four Blues (Roosevelt Sykes)
I'm a Mighty Tight Woman (Sippie Wallace)
Pony Blues (Charley Patton)
Policedog Blues (Blind Blake)

Другие записывающие компании не замедлили отреагировать на успех Мэми Смит и Okeh, и "вооружившись" певицами Edith Wilson, Rosa Henderson, Lucille Hegamin, Viola Mc'Coy, начали издавать записи на фонографе предназначенные специально для черной аудитории. Такие записи, названные "расовыми" (этот термин предложил Ральф Пир из Okeh), группировались в номерные серии. Okeh начала свою 8-тысячную серию в 1921 году; в числе других расовых серий выходили 12-тысячники Парамаунта (с 1922 г.), 14-тысячники Колумбии (с 1923 г.), тысячники Вокэлион (с 1926 г.), 21-тысячники и 38-тысячники Виктора. Многие менее крупные компании также издавали свои расовые записи и к 1927 году ежегодно издавалось около 500 таких записей. С наступлением Депрессии продажа записей пошла на убыль и многие концерны закрылись. Но в 1933 году филиал Виктора "Bluebird" продолжил их издавать, конкурируя с фирмами ARC (Американска звукозаписывающая корпорация). В 1934 году американский филиал английской компании Декка приступил к выпуску успешной 7-тысячной рассовой серии.

Хотя джазовые записи также издавались в расовых сериях, однако преобладали вокалисты с инструментальным аккомпанементом. Между 1921 и 1925 годами это были преимущественно спиричуэл- и госпел- квартеты и женщины-исполнительницы "классического" блюза. Большинство этих женщин были профессионалками, выступающими с гастролями под эгидой TOBA (Ангажирующа ассоциация владельцев театров), котора занималась менеджментом черных артистов.

4. История блюза. "Классический" блюз.

Многие из исполнительниц, записывавшихся на расовых пластинках в 20-х годах, были профессионалками, а некоторые (Fae Barnes, Ethel Waters, Alberta Hunter, Gertrude Saunders) выступали на Бродвее и гастролировали по Европе на волне популярности всех черных шоу. Некоторые в своих песнях использовали намеки на блюзовые парафразы и интонацию, однако мало кто тогда пыталс сочинять свои собственные блюзы или хотя бы петь в блюзовой манере; их песни только назывались блюзами. Но были и исполнители, которые включали блюзы и "блюзовые" песни в свои выступления, подобно интенсивно записывавшейся Sara Martin, чей "Blind Man Blues" (Okeh 8090, 1923) исполнялся "Clarence Williams Blues Five", с молодым Сиднеем Беше на сопрано-саксофоне. Более значительной исполнительницей была Beulah 'Sippie Wallace, чьему теплому голосу эффектно аккомпанировал Луи Армстронг в "Special Belivery Blues" (Okeh 8328, 1926). Она приходилась сестрой George W. Thomas'у, композитору из Хьюстона, который продвигал других членов своей семьи, включая свою дочь Hociel Thomas, которой аккомпанировал младший брат Джорджа - Hersal, в замечательной "Fish Tail Dance" (Okeh 8222, 1925). Луи Армстронг играл для многих исполнителей классического блюза, особенно блестяще в версии Берты "Чиппи" Хилл композиции Ричарда М. Джонса "Trouble In Mind" (Okeh 8312, 1926), которая перешла в традицию.
Sara Martin with King Olivers Orchestra ~Death Sting Me Blues ~ 1928

"Классический блюз" - это неточный термин (возможно впервые использованный в печати Джоном Якобом Нилсом в 1930 году), который вольно употреблялся в отношении песен городских исполнительниц - жительниц Нью-Йорка и Чикаго. Если быть более точным, то этот термин описывает контральто широкого голосового диапазона, которым исполнялись блюзы. Записанные на пластинки, они редко сопровождались аккомпаниментом самого исполнителя, обычно ему подыгрывали джазовые музыканты. Некоторые сравнительно малоизвестны, например, "Kansas City Batterball" Lottie Beamon, чьему "Red River Blues" (Paramount 12201, 1924) подигрывал на гитаре Pruitt Twins. Еще одной сильной певицей была Lillian Glinn из Техаса, чей мощный "Shake It Down" (Columbia 14315, 1928) был записан в Новом Орлеане. Атланта, в Джорджии, возможно, был родиной Cleo Gibson, она записала только одну пластинку "I've Got Ford Engine Movements In My Hips" (Okeh 8700, 1929), заслуженно названной "классической".
Из выдающихся певиц Gertrude 'Ma' Rainey (род. Колумбус, Джорджия, 26 апреля 1886 г. , ум. Рим, Джорджия 22 дек. 1939), которая первой исполняла блюзы в 1902 году, была наиболее близка к фолк-традиции. Урожденна Gertrude Pridget, она начала свою карьеру в талантливом шоу 'Bunch Of Blackberries' (Горсть черники) в возрасте 12 лет. В 1904 году она вышла замуж за Will 'Pa' Rainey и выступала с ним в F. S. Wolcott's Rabbit Foot Minstrels и других шоу. В 1916 году они создали свою собственную компанию. К тому времени, когда она начала записываться, она была известна по всему югу. Ее записи на "Парамаунт" едва ли позволяют судить о мощи ее голоса, но величественна фразировка уже очевидна в ее первой работе "Bo-Weavil Blues" (Paramount 12080, 1923) и "Moonshine Blues" (Paramount 12083, 1923) - ее самых прославленных произведениях. За пять лет она сделала свыше ста записей; ее "Jelly Bean Blues" (Paramount 12238, 1924), пронизанный стонущей интонацией, записан с участием Луи Армстронга, а "Yonder Come The Blues" (Paramount 12357, 1926), записанный с ее "Джорджия Джаз Бэнд", - трагичностью. Она гастролировала со своей группой по всему югу и даже побывала в Мексике в 20 годы, выступая перед большими аудиториями. Ее нрав был шумным, хотя это качество редко находит отражение в ее записях. "'Ma'Rainey's Black Bottom" (Paramount 12590, 1927) является одним из немногих, отражающих ее светлую сторону.
Gertrude 'Ma' Rainey - Black Eye Blues

В 1935 году Ма Рэйни вернулась в Колумбус и в последние годы жизни была активисткой Дружественной Баптистской Церкви. Вероятно они и могли работать вместе, но сказать, что Ма Рэйни была наставницей Бэсси Смит, было бы неправильно. Они могли уважать и соперничать друг с другом, но индустрия представлений черных исполнителей была достаточно обширна, чтобы дать приют и "Матери блюза" - Ма Рэйни и "Владычице блюза" - Бэсси Смит (род. Чаттануга, 15.04.1894; ум. Кларксдейл, Миссисипи, 26.09.1937), начавшей свою профессиональную карьеру в 1912 с шоу Moses Stoke, в составе которого выступали супруги Рэйни. Она гастролировала с другими негритянскими исполнителями, и с подачи Кларенса Уильямса, записала свой "Down Hearted Blues" (Columbia A 3844, 1923), закрепившей за ней славу самой удачливой черной певицей ее времени. Она регулярно записывалась вплоть до 1928 года в сопровождении участников оркестра Флетчера Хендерсона, включая трубачей Луи Армстронга, Tommy Ladnier'a и Joe Smith. Интенсивно гастролирующая, ведущая бурную жизнь со своим мужем, бывшим полицейским, Джеком Ги, она пристрастилась к джину. Она появилась вновь в коротком фильме "St. Louis Blues". В последний раз она записывалась в 1933 году. В 1936 она намеревалась вернуться на сцену, но смерть после автокатастрофы помешала этому.

Бэсси Смит была величайшей водевильно-блюзовой певицей, с непревзойденным искусством внесша эмоциональную напряженность и переживание в джазовый репертуар. "After You've Gone" (Columbia 14197, 1927), записанную с Джо Смитом, и "Nobody Knows You When You're Down And Out" (Columbia 14451, 1929), с Эдом Алленом, играющим на корнете, демонстрируют ее способность придавать новое значение популярным песням посредством чувственной интерпретации. Широкая фразировка, милая интонация и гибкость голоса стали ее вкладом в джазово-блюзовое исполнительское искусство 20 годов. Она сделала около 200 записей, из которых ее замечательные дуэты с Луи Армстронгом, включая "St. Louis Blues" (Columbia 14064, 1925) и "You've Been A Good Old Wagon" (Columbia 14079, 1925) относятся к числу лучших. Хотя она превзошла всех в медленном блюзе, она также исполняла энергичные вещи джазовых стандартов, включая опьяняющую "Cake Walking Babies (From Home)" (Columbia 35673, 1925) и "Alexander's Ragtime Band" (Columbia 14219, 1927), обе записанные с музыкантами из оркестра Флетчера Хендерсона. В аккомпанименте она отдавала предпочтение корнетисту Джо Смиту, но возможно ее лучшая, знаменитая запись того времени - "Back Water Blues" (Columbia 14195, 1927) сделана с Джеймсом П. Джонсоном на фортепиано. К ее последнему сейшену, когда она делала "Gimme A Pigfoot" (Okeh 8949, 1933), ее голос огрубел, но и немногие джазовые артисты были последовательно выдающимися.

Многим фанатам блюза "подача" Бэсси Смит представляется слишком джазовой. Некоторые отдают предпочтение более утяжеленной, менее продуманной технике Ida Cox (род. Токкоа, Джорджия, 25.02.1896; ум. Ноксвил, Теннесси 10.11.1967). Хотя она участвовала в негритянских шоу еще ребенком и пела в театрах с 14 лет, она менее тяготела к водевильному жанру, и практически на всех ее пластинках записаны традиционные блюзы. Перва из них "Any Woman's Blues" (Paramount 12053, 1923) демонстрирует ее звучный, слегка гнусоватый тембр голоса. Своим материалом, особенно собственными блюзовыми композициями, она завоевала славу одной из именитых певиц. В "Ida Cox Lawdy Lawdy Blues" (Paramount 12064, 1923) и "I've Got The Blues For Rampart Street" (Paramount 12063, 1923), обе с участием замечательного корнетиста Томми Ладниера, ведет сильный, слегка расслабленный голос Иды. В течение нескольких лет Кокс аккомпанировал пианист Джесси Крамп, чья унылая игра на органе прослушивается в "Coffin Blues" (Paramount 12318, 1925).

Классическому блюзу известно лишь несколько хороших певцов. Вилли Джексон и Джордж Уильямс из Нового Орлеана были "средненькими". Некоторые певцы могли совмещать блюз с джазом: одним из них, знакомым с джазом с детства, был Alonzo 'Lonnie' Johnson (род. Новый Орлеан, 8.02.1889; ум. Торонто, 16.06.1970). Будучи подростком, он начал профессионально играть на гитаре и скрипке в Сторивиле, Новый Орлеан. К 1917 году он работал с Jazz-O-Maniacs Чарли Крейта на речном корабле "Св. Павел", позже присоединился к корабельной группе Фейта Мербла. Прославился же он как гитарист, блестяще выигрывая соло в "Stomping 'em Along Slow" (Okeh 8558, 1928) или в дуэтах с Эдди Лэнгом (Сальваторе Массаро), например "A Handful Of Riffs" (Okeh 8695, 1929). Джонсон играл с оркестром Дюка Эллингтона в композиции "Move Over" (Okeh 8638, 1928), с Луи Армстронгом в прославленной "Mahogany Hall Stomp" (Okeh 8680, 1929) и с Кингом Оливером в "Jet Black Blues" (Okeh 8689, 1929). Он начал свою долгую карьеру с "Mr'Johnson's Blues" (Okeh 8253, 1925), где он играл на скрипке. Голос Джонсона был пронзительным, в чем-то вкрадчивым, а тексты к песням, как правило, интересными. "Low Land Moan" (Okeh 8677, 1927) в этом аспекте типична, а также - в использовании мелодии, которую он слишком часто "эксплуатировал". Он любил сентиментальные темы, такие как "Baby Please Don't Leave Home No More" (Okeh 8754, 1929), тем не менее отличающаяся вкусом. Он был чутким аккомпаниатором, обеспечивая близкую по духу "поддержку" нестандартному пению Alger 'Texas' Alexander'у в "Bell Cow Blues" (Okeh 8563, 1928), а с Victoria Spivey он записал много занятных, не совсем приличных номеров, к примеру "Furniture Man Blues" (Okeh 8652, 1928).
Bessie Smith - St Louis Blues

Виктория Спайви (род. Хьюстон, 15.10.1906; ум. Нью-Йорк, 3.10.1976), дочь руководителя струнного оркестра, выступала в театре Линкольна в Далласе, в возрасте 12 лет. Она начала записываться в Сент-Луисе с "Black Snake Blues" (Okeh 8338, 1926) в собственном фортепианном сопровождении. Ее голос был гибок и гнусоват. Совместная работа с Лонни Джонсоном породила много выдающихс записей, включая "T. B. Blues" (Okeh 8494, 1927) и "Murder In The First Degree" (Okeh 8581, 1927). В 1929 она снялась в "черном" фильме Кинга Видора "Аллилуйя" и сделала несколько записей с New York Orchestra Генри Аллена, включая песню "Funny Feather Blues" (Victor 38088, 1929) и характерную "Moaning The Blues" (Victor 38546, 1929). Будучи одной из самых молодых классических певиц, Спайви имела возможность продолжать свою карьеру в 1930-х и 1940-х годах; когда большинство певцов перестало профессионально выступать, поскольку популярность водевиля-жанра, в котором их преимущественно можно было услышать, пошла на убыль в 30-х годах. Такая участь постигла и участников водевильных дуэтов: Butterbeans и Sunsire, 'Coot' Grant и 'Kid Sox' Wesley Wilson, которые в своих комедийных номерах пользовались блюзовой вокальной техникой. И лишь палаточные и передвижные представления, в частности, "The Rabbit Foot Minstrels" и шоу Силаса Грина из Нового Орлеана еще долго привлекали внимание публики во время Депрессии.

5. История блюза. Южный Фолк-Блюз.

Многие исполнители классического блюза были выходцами с юга или приграничных штатов, и были знакомы с творчеством фолк-певцов, чьи блюзы они исполняли. Раннее развитие блюза воссоздать нетрудно, но свидетельств, объясняющих быстрое распространение и происхождение блюзовой формы - мало. Блюзовые стихи собирались в обеих Каролинах, Джорджии, Мисиссипи, Техасе в первые годы 20 века. Но, невзирая на популярность женщин-певиц, фолк стал записываться из коммерческих соображений лишь в начале второй четверти века - времени, когда его форма четко оформилась, вокальная и инструментальна техника хорошо развились, а региональные стили и подходы к ним уже четко очерчены.

Названный "country blues" (деревенский), "rural blues" (сельский), или "downhouse blues", блюз певшийся и игравшийся местными исполнителями, обладал характеристиками фолк-музыки: играли их преимущественно безграмотные или лишь отчасти грамотные певцы, и традиции фразы и строфы развивались почти независимо от профессионалов. Тем не менее, исполнители блюзов сыграли определенную роль в распространении блюзовых текстов и техники, в то время, как строки или стихи к коммерческим записям классического блюза можно было услышать в первых записанных примерах фолк-блюза. Хотя большинство фолк-блюзовых певцов родилось в сельских районах и работало на фермах, многие из них переселились в "черные" кварталы ближайших городов, чтобы петь на улицах и извлекать пользу из жизни которую они попросту "прожигали". Блюзы были в равной степени и городским и деревенским феноменом, и "южный фолк-блюз" можно считать более точным обобщающим термином.
Записывающая индустрия начала прославление блюза с "Papa's Lawdy Lawdy Blues" (Paramount 12219, 1924) Papa Charlie Jackson'a, записанного под аккомпанимент банджо. Стиль Джексона был прост и многое из его репертуара типично для исполнителей блюза; но в тысячи домов черных подлинный звук сельского блюза принесла песня "Long Lonesome Blues" (Paramount 12354, 1926) Блайнда Лемона Джефферсона.
В рамках фолк-блюза не было более влиятельного певца, чем Blind Lemon Jefferson (род. Коучмен, Техас, ок.1897; ум. Чикаго, ок.1930).
Blind Lemon Jefferson See That My Grave Is Kept Clean

Его зрение ухудшилось в раннем детстве, и на жизнь он стал зарабатывать пением на улицах Далласа и других городов Техаса, иногда в компании Лидбелли. Голос его был высоким, как бы пронзающим уличный шум, но иногда он мог быть низким, стонущим, как бы продолженным его гитарой, производящей плачущие или имитирующие его звуки, что характерно для "Match Box Blues" (Okeh 8455, 1927) - его лучшей записанной песни. Композиции Джефферсона, навеянные частичной потерей зрения, нередко были автобиографичными, например"Pneumonia Blues" (Paramount 12880, 1928); в других, таких как "Blind Lemon Penitentiary Blues" (Paramount 12666, 1928) или "Hangman Blues' (Paramount 12679, 1928), чувствовалась озабоченность судьбой заключенных. Исполненные игры воображения, блюзы Джефферсона, еще долго после его смерти записывались в различных вариантах другими певцами.
Высокоголосое, гибкое пение может являтьс примером Техасского подхода к блюзу. Этому стилю, равно как и использованию гитары в качестве выразительного голоса, вторящему вокальному материалу, был верен и Уиллард "Ремблин" Томас; однако "Texas" Alexander был настолько близок к традиции "холлера", что он даже не играл на инструменте.
Один из популярнейших записывающихся блюзовых певцов, Alger Alexander (род. Джюэтт, 12.09.1900; ум. Ричардс, 12.04.1954) вырос и провел большую часть своей жизни в восточном Техасе. Он работал помощником фермера и кладовщиком в Далласе; находился в заключении за, как минимум, два проступка. На его ранние записи, включая "Levee Camp Moan" (Okeh 8498, 1927), сильное влияние оказала рабочая песня. В его известной песне "West Texas Blues" (Okeh 8603, 1928), среди прочих ему подыгрывал Лонни Джонсон, дополняя своей гитарой его нестандартное пение и поэтическую структуру. Пение Александера же было низким, стонущим; хороший эффект производило использование гудящего припева, как в его "Awful Moaning Blues" (Okeh 8731, 1929), состоящего из двух частей, с гитаристом Денисом "Литл Хат" Джонсом. Его тексты часто были необычными и поэтичными, но он отдавал предпочтение ограниченному числу мелодий, и пел почти исключительно в трех-строчной блюзовой форме.
К прочим техасским певцам, демонстрировавшим беглость игры на гитаре, легкость и поэтичность в своих образах, относились: "Little Hat" Jones, "Funny Paper" Smith, Gene Campbell.
Подход к блюзу в Миссисипи был совершенно иным. Дельта Миссисипи часто считается местом рождения блюза. Сотни миль к северу от собственно дельты реки - это"клин" лежащих в низине плодородных земель между реками Миссисипи и Язу, прямо на юг от Мемфиса и северных холмов берегов Миссисипи. Отсюда вышли многие блюзовые певцы, где черное население равнялось, а во многих городах существенно превосходило, белых. Хлопковые поля плантаций дельты вполне могли вырастить блюз. Близость к Мемфису и относительная легкость, с которой сотрудники фирм грамзаписи могли сюда попасть на поезде из Чикаго, также означали, что это место хорошо подходило для записей прямо там. Музыканты из Миссисипи также могли ездить в Чикаго. Многие из самых ранних, наименее искушенных записей сделаны в Миссисипи. Многие из певцов были гитаристами, чей аккомпанимент к нередко гортанному, выразительному пению, был заметно ритмически акцентирован.
Самым влиятельным блюзовым исполнителем того периода был Charley Patton (род. ? Болтон, Миссисипи, ок. 1887; ум. Индианола, Миссисипи, 28.04.1934).
Charley Patton Spoonful Blues Delta Blues 1929

он создал школу певцов-гитаристов перед Первой Мировой войной около Кларксдейла; его роль в развитии блюза Миссисипи можно сравнить со вкладом в Техасский блюз Джефферсона. Несмотря на светлую кожу и худощавость, голос его был резким, в "жестком" варианте, полюбившийся многим блюзменам. В 1912 году он приехал на плантацию Докери, где работал с Томми Джонсоном, Вилли Брауном и другими Миссисипскими блюзменами, обменявшимися между собой песнями и техникой. Пэттон был известен своим шутовством, записи же представляют его как серьезного музыканта. "Pony Blues" (Paramount 12792, 1929) была самой прославленной из них, а "Moon Going Down" (Paramount 13014, 1930) с Вилли Брауном, солирующим на гитаре, одна из его самых запоминающихся записей. Темы его блюзов часто были автобиографичными, хотя порой строфы были спутанными, хотя "High Sherif Blues (Vocalion 02680, 1934) - последовательное повествование. В записи, блюзы Пэттона унылы, часто с перкуссивным аккомпаниментом гитары в открытой тональности G. Из-за того, что в его репертуар входили баллады, рэгтаймы и спиричуэлзы, например - "Frankie And Albert" (Paramount 13110, 1929), "Hang It On The Wall" (Vocalion 02931, 1931) или "Oh Death" (Vocalion 02904, 1934), Пэттон может считаться "сонгстером"; но именно его блюзы повлияли на младшее поколение блюзменов, которое представляли Шон Хаус, Бакка Уайт, Честер Барнет.
Часто считающийся наиболее значительным блюзменом, Eddie 'Son' House (род. Ривертон, Миссисипи, 21.03.1902) не выступал, пока ему не исполнилось почти 25 лет. Ребенком он пел в церкви и позже читал проповеди; это, возможно и способствовало оформлению его мощного стиля. Поработав на ферме и на сталелитейном заводе в Сент-Луисе, он вернулся в Миссисипи; с тех пор имя его произносится в одной "упряжке" с именами Чарли Пэттона и Вилли Брауна. В 1930 году он записал три исполненных замечательной силы блюза из двух частей, включая, оказавший на последователей влияние "Preachin' The Blues" (Paramount 13013, 1930) и рассказывающий о фермерском кризисе в Миссисипи "Dry Spell Blues" (Paramount 12990, 1930), для которых характерен "мычащий" голос на фоне повторяющихся фраз, играемых слайдом на гитаре.
Son House Death Letter Blues

Порой принято считать, что глубокие, "жесткие" голоса Чарли Пэттона или Шона Хауса были типичными для Миссисипского саунда. Однако в Миссисипи были и высокоголосые исполнители - 'Crying' Sam Collins, Bo Weevil Jackson и Nehemiah 'Skip' James. У Джеймса из Бентонии, Миссисипи были жуткий, пронзительный голос и блистательная, скоростна техника игры на гитаре; его "I'm So Glad" (Paramount 13098, 1931) удачно отображает его мастерство, а текст в "Cypress Grove Blues" (Paramount 13065, 1931) своей поэтической выразительностью может сравнитьс со стихами любого блюзмена из Техаса. Хотя Скип Джеймс считается музыкантом-одиночкой, исследования свидетельствуют, что он представлял местную традицию сконцентрированную на незаписывавшемся певце Henry Stuckey; это обстоятельство подчеркивает факт, что одни лишь записи не могут дать точной картины распространения эволюции или стилей блюза.
Skip James Devil Got My Woman

Можно спорить о том, был ли Tommy Johnson (род. Терри Миссисипи, ок. 1896; ум. Кристел Спрингс, Миссисипи, 1.11.1956) лучшим из Миссисипских блюзменов. Он работал на плантации и на ферме в Кристел Спрингз, играл на местных торжествах и иногда гастролировал. Под влиянием Чарли Пэттона и других он оттачивал свой прекрасный и волнующий стиль, пример которому "Cool Drink Of Water Blues" (Victor 21279, 1928). Его блюзы были медленными с использованием фальцетных фраз под аккомпанимент гитары Чарли Маккоя, игравшего дополнительную партию "под мандолину".
В "Big Road Blues" (Victor 21279, 1928) традиционные стихи мощно выпеваются под нетрадиционный аккомпанимент восходящих тонов. В "Canned Heat Blues" (Victor 38535, 1928) - произведении, исполненном большой красоты, с элементами из старых песен, он пел о своем пристрастии к алкоголю.
На сейшенах с Джонсоном выступал и его партнер Ishman Bracey (1901- 1970), голос которого был гнусоватее и жесче, но чьи пластинки, например "Saturday Blues" (Victor 21349, 1928), едва ли были менее замечательными. Оба певца продолжали выступать в течение 30-х и 40-х годов, но они не записывались. Если Джонсон был известен своим чувством юмора (чего, кстати не подтверждают его записи), Брэйси присоединился к церкви, став последователем Его Преподоби Рабина Лейси, и его единственная пластинка лишь намекала на былую славу блюзмена в 20-е годы.
Передвижные студии, особенно подразделени "Коламбии", "Виктора" и "Okeh", записывали на полях многих блюзовых певцов, которые в противном случае остались бы неизвестными. Но отдельные территории просторного Юга не оказались представленными: едва ли какие-либо записи были сделаны в 20-х годах в обеих Каролинах, Алабаме, Флориде или Арканзасе. В Атланте, Джорджия, была записана целая школа игры на 12-струнной гитаре. Некоторые использовали для "слайда" (скольжения вдоль струн) нож, бутылочное горлышко или другое приспособление, дабы производить ноющие, заунывные звуки, - как раз под стать настроению блюза. Некоторые переходили к открытому аккорду (например D-a-d-f-a'-d') для достижени перекрестно-нотной тональности, что позволяло им принажимать слайд поперек всех струн, когда они играли блюзовую последовательность. Прижатием струн поперек ладов достигался "воющий" эффект; таким образом приспособляемость слайда к гитаре полюбилась блюзовым исполнителям.
Tommy Johnson - Cool Drink of Water Blues

Barbecue Bob (Robert Hicks) (род. Уолнат Гроув, Джорджия, 11.09.1902; ум. Литония, Джорджия, 21.10.1931) был центральной фигурой в группе блюзовых певцов, работавших в Атланте и ее окрестностях; сюда также входили его старший брат Чарли и Керли Уивер. Перед приездом в Атланту, Боб работал на ферме, в Атланте же - поваром в Барбекю Плейс у Тидвелла. Его первая пластинка - "Barbecue Blues" (Columbia 14205, 1927) стала бестселлером, она отразила его характерный голосовой диапазон и звенящий звук его 12-струнной гитары, на которой он играл со слайдом. Он экспериментировал с блюзовой формой, постоянно выдумывая что-то новое, как в "We Sure Got Hard Times Now" (Columbia 14558, 1930), иногда он играл танцевальные мелодии или комические песни. Со своим братом "Laughing" Charlie Hicks'ом (который также записал сольный альбом под именем Чарли Линкольна) он записал "Darktown Gamblin" (Columbia 14531, 1930). После ранней смерти Боба, его брат стал пить и прекратил выступления. Их бывший компаньон Керли Уивер и юный Бадди Мос, продолжали играть, Уивер иногда поигрывал с другим одаренным "12-струнщиком" Мактеллом.
Barbecue Bob - Yo Yo Blues

"Blind"Willie McTell (род. Томсон, Джорджия, ок. 1898; ум. Миллджвилл, Джорджия, 19.08.1959) пользовалс значительной славой. Он обучался в школах дл слепых в Джорджии, Нью-Йорке и Мичигане и пропутешествовал вплоть до Южной Америки как популярный певец и музыкант. Он был превосходным гитаристом и его записи отличаютс инструментальным разнообразием. Несмотря на то, что его голос был выше, чем голоса у многих певцов Джорджии, он идеально подходил для блюзов, примером тому может служить "Death Cell Blues" (Vocalion 02577, 1933) c его замечательными стихами. "Mama Tain't Long Fo' Day" (Victor 21124, 1927) из его первого сейшена (записанного в Атланте) раскрывает его слайд-стиль игры, не требующий от него никаких усилий; "Atlanta Strut" (Columbia 14657, 1929) - рэгтаймова танцевальная тема с малооригинальными, импрессионистскими "прорывами"гитары и проговариваемым повествованием. МакТелл был настоящим "сонгстером", основными записями которого были блюзы. Он был одним из самых известных блюзменов Peidmont'а - так называли певцов из северной части Джорджии, Южной и Северной Каролин и южной части Вирджинии.
Большой славой в 20-е годы пользовался и "Blind" Willie Walker, но он сделал только одну запись. Он возглавлял струнный ансамбль, в состав которого входил "Blind" Gary Davis - в то врем блюзовый певец; позже он прославился как евангелический госпел-певец и гитарист. То, что струнный ансамбль Уокера не записывался, - большая потеря для истории черной музыки.
BLIND WILLIE McTELL 'Mama Let Me Scoop For You' (1932)


6. История блюза. Струнные, кувшинные и стиральнодосочные ансамбли.

Joshua Barnes 'Peg Leg' Howell (род. Итонтон, Джорджия, 5.03.1888; ум. Атланта, 11.08.1966) давал некоторое представление о грубоватой традиции "сонгстеров" Джорджии и о ее струнных ансамблях. Обладатель скрипучего и скорбного голоса, он записал большое количество деревенских и южных городских песен, от "Rolling Mill Blues" (Columbia 14438, 1929), вдохновившую белую балладу "900 миль", до азартной песни "Skin Game Blues" (Columbia 14473, 1927), равно как и немало унылых медленных блюзов. Но со своей "Gang" (Бандой), в состав которой входили: скрипач Эдди Энтони и гитаристы Генри Уильямс, Джим Хил, Олли Гриффин, он записывал буйные деревенские танцы вроде "Beaver Slide Rag" (Columbia 14210, 1927), "Peg Leg Stomp" (Columbia 14298, 1927), на которой скрежещущая и пиляща "уличная" скрипка Энтони создавала грубый, но трогательный "саунд".

Известно, что струнные ансамбли были широко распространены по всему югу, но, похоже, они не привлекали внимания звукозаписывающих компаний. Одной из немногих групп, которым удалось записаться, была Техасская "Dallas String Band" под управлением Коли Джонса. Ее "Dallas Rag" (Columbia 14290, 1927) со звенящими мандолинами, гитарой и басовой скрипкой - исключительный пример скрипичного рэгтайма, в то время как "Shine" (Columbia 14574, 1929) демонстрирует уровень популярной музыки, которую группы подобного типа играли перед черной и белой аудиторией.
Joshua Barnes 'Peg Leg' Howell - broke and hungry blues

Известно, что струнные ансамбли были широко распространены по всему югу, но, похоже, они не привлекали внимания звукозаписывающих компаний. Одной из немногих групп, которым удалось записаться, была Техасская "Dallas String Band" под управлением Коли Джонса. Ее "Dallas Rag" (Columbia 14290, 1927) со звенящими мандолинами, гитарой и басовой скрипкой - исключительный пример скрипичного рэгтайма, в то время как "Shine" (Columbia 14574, 1929) демонстрирует уровень популярной музыки, которую группы подобного типа играли перед черной и белой аудиторией.

Из Миссисипских струнных ансамблей, группа Сида Хэмфила, как и Техасская струнная группа под управлением братьев Райт, не оставила записей. Однако, "The Mississippi Sheiks" в сокращенном виде сделали много записей. Это был семейный ансамбль состоящий из 11 членов коллектива, играющими на множестве инструментов, включая кларнет и пианино, а также гитары и скрипки. Bo Carter (Armenter Chatmon) (род. Болтон, Миссисипи, 21.03.1893; ум. Мемфис, 21.09.1964) был самым известным. Во время 1 Мировой войны "The Mississippi Sheiks" играли деревенские танцы на праздниках белых. Позже, трое или четверо членов ансамбля, включая Бо Картера и его брата Сэма Четмона, сделали несколько ярких записей, например - "The Jazz Fidler" (Okeh 45436, 1930), "Loose Like That" (Okeh 8820, 1930), "Sales Tax" (Bluebird 5453, 1934). В некоторых были комические элементы, но они давали неполное представление о южной струнной групповой музыке. Бо Картер продолжал карьеру как сольный певец, в 30-е годы он интенсивно записывался; его работу отличает чистая, бегла игра на гитаре и местами тоскливый голос.

Кувшинные ансамбли, в которых кувшин вдувалс воздух и, таким образом он использовался как басовый инструмент, пользовались популярностью на медицинских шоу и деревенских пикниках, благодаря своей новизне. Обычно в таком ансамбле использовался только один кувшин, помимо которого в его состав входили струнные инструменты, гармоника. Однако группа "The Dixeland Jug Blowers" из Луисвилла, Кентуки, раньше всех начавшая записываться, использовала два кувшина, как в "Skip Skat Doodle Do" (Victor 20649, 1926) и три рожка, как в "Southern Shout" (Victor 20954, 1927). Джазовый кларнетист Джонни Додс подыгрывал им на нескольких пластинках; джазовому пианисту Клэренсу Уильямсу также был по душе кувшин, он подыгрывал себе в "Chizzlin Sam" (Columbia 2829, 1933). "Memphis Jug Band" Уила Шейда и "Jug Stompers" Гаса Кэнона - оба из Мемфиса, превосходили всех других ранних "кувшинников". На "K. C. Moan" (Victor 38558, 1929) последнего, записаны переплетени гармоники на фоне струнных и кувшина, сделавшие его шедевром жанра.
Memphis Shake, Dixieland Jug Blowers

Кувшинные группы играли песни из репертуара блюзмэнов и "сонгстеров", свидетельство тому записи Гаса Кэннона или 'Banjo' Joe (род. Рэд Бэнкс, Миссисипи, 12.09.1883; ум. Мемфис, 15.10.1979). Кэнон вырос на Миссисипской плантации, где, будучи ребенком, сделал банджо из сковородки. Подростком он играл в трудовых лагерях на юге, хотя сам работал на железной дороге. Примерно в 1910 году он выступал на деревенских танцах и в передвижных медицинских шоу в сопровождении Но Льюиса, игравшего на гармонике. В число его первых записей, сделанных под именем Банджо Джо, вошла сатирическая песня о Букере Т.Вашингтоне, "Can You Blame The Coloured Man?" (Paramount 12571, 1927). Первые записи "Джуг Стомперс" Кэнона, в которых Кэнон подыгрывает сам себе басовую мелодию на кувшине, были сделаны в 1928 году. Кэнон любопытно произносил гласные дифтонги, о чем можно судить по "Heart Breakin' Blues" (Victor 38523, 1928) или быстрой "Feather Bed" (Victor 38515, 1928). "Minglewood Blues" (Victor 21267, 1928) отличает чувственная игра Ноя Льюиса на гармонике. Их выступления тщательно продумывались как единое целое; это видно из сопоставления двух дублей "Viola Lee' Blues" (Victor 38523, Victor RCX 202, 1928). Последние 40 лет своей жизни Кэнон работал уборщиком на улицах Мемфиса.
Banjo Joe / Poor boy, Long ways from home, 1927

"South Memphis Jug Band" Джека Келли был попроще группы Кэнона, примером тому - "Highway No. 61 Blues" (Melotone 12773, 1933); но члены этого спонтанно созданного ансамбля все еще выступали в 60-е годы. Кувшинные группы образовывались и в других штатах, включа Birmingham Jug Band из Алабамы, записавших прелестную "Gettin' Ready For Trial" (Okeh 8856, 1930) и Cincinnati Jug Band, которую возглавлял гитарист Боб Колмен в "Newport Blues" (Paramount 12743, 1929).
Как и "кувшинники" к "стиральнодосочникам" относились такие инструментальные группы, в состав которых входила жесткая доска как ритм-инструмент, по рифлениям которой протаскивался гвоздь, вилка или наперсток, что производило громкий, резкий звук. В состав ранних "стиральнодосочных" групп входили и струнные инструменты, нередко к ним добавлялись такие импровизированные инструменты как ушат в качестве баса, гребень и бумага, а также гармоника. Такие группы, были "близкими родственниками" детских "Spasm bands" (судорожных групп)из Нового Орлеана; бела группа под управлением Stalebread Lacoume в 1897 году оказалась лучше всего"задокументированной", хотя, возможно в ней и не было исполнителя на доске. К числу типичных номеров в исполнении народных "стиральнодосочных"ансамблей относятс "Diamond Ring" (Gennett 7157, 1930) Walter Taylor'a и "Atlanta Town" (Bluebird 6187, 1935) Washboard Trio и Chasey Collins'а. Игрой на стиральных досках часто сопровождалось пение блюзов, и, по крайней мере, один певец-Washboard Sam (Robert Brown) играл на доске и пел-как в скрежещущей "Rack 'em Back" (Bluebird 8044, 1938) или "Levee Camp Blues" (Bluebird 8909, 1941).

В "кувшинных" и "стиральнодосочных" группах иногда пели женщины, среди них - Дженни Клейтон, Хэтти Харт; Лора Дайкс играла на укулеле с Вилом Батсом, Джеком Келли и South Memphis Jug Band. Хот женщины-фолк-блюзовые певицы и записывали пластинки, их было гораздо меньше, чем записей мужчин-исполнителей. Исключения составляли: многоголосая Bessie Tucker из Техаса, певшая в основном о тюрьмах, и Lucille Bogan (Bessie Jackson) из Бирмингема, Алабама, исполнявшая грубоватые блюзы о всяческих пороках.
South Memphis Jug Band 'Move That Thing'

Minnie McCoy (Douglas) (род. Элджерс, Луизиана, 3.06.1896; ум. Мемфис, 6.08.1973) занимает такое же положение в ряду женщин-исполнительниц деревенского блюза, как Бесси Смит - в водевиле; никакая другая женщина не достигла такой высоты, как она. Она была единственной значительной женщиной-инструменталисткой, игравшей на гитаре в мощной, раскачивающейся ритмичной манере, характерной для мемфисских музыкантов. Под именем Кид Дуглас она зарабатывала себе на проживание на улицах Мемфиса с 8 лет. Голос у нее был сильный, с широким среднечастотным диапазоном, а ее игра на гитаре была удивительно четкой, свидетельством тому - "Bumble Bee" (Vocalion 1476, 1930). Многие ее блюзы были актуальными или автобиографичными; "Memphis Minnie-jitis Blues" (Vocalion 1588, 1930) рассказывала о ее болезни. К ее лучшим записям относятся гитарные дуэты с первым мужем, Миссисипским блюзовиком, игравшем на гитаре и мандолине, Joe McCoy, включая исключительную "Let's Go To Town" (Vocalion 1660, 1931). Потом она вышла замуж за гитариста 'Casey Bill' Weldon'a, с которым записала восхитительную "Joe Louis Strut" (Vocalion 3046, 1935). Ее третий муж, Ernest 'Lil Son' Lawler, также был блюзовым гитаристом, аккомпанировавший ей в "Me And My Chauffeur Blues" (Okeh 06288, 1941). Почти тридцать лет она прожила в Чикаго, где для певцов устраивала свои "Блюзовые вечеринки по понедельникам".

Эти женщины-исполнительницы фолк-блюзов снискали любовь и уважение за мужественность и собственный подход к музыке; на смену женственности пришло хвастовство сексуальностью. Предполагалось, что черные женщины будут растить детей и следить за домом; черным мужчинам часто приходилось переселятьс с места на место, чтобы получить работу хотя бы на сезон; мужчины-исполнители блюзов были более привычны к свободному образу жизни. Они и познакомили с блюзом городской север.


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Татарин и К* (Алексей)      28-02-2012 23:17 (ссылка)
Да, ....серъезная работа.....Чувствую себя маленьким мальчиком...
     23-03-2012 19:23 (ссылка)
Ооооо! Здесь столько великолепия)))))))) Пожалуйста,Кузьма Кузьмич выложите в сообщество! Не прячьте свои замечательные записи! Порадуйте нас всех !Можно я буду заходить сюда почаще?Оказалась такой неграмотной ((((Спасибо огромное за ссылочку!
Ирина .      25-03-2012 20:28 (ссылка)
★ღ•°˜”*°• axio •°*”˜°•ღ★      14-07-2012 21:23 (ссылка)
Комментарий удален
Ирина дочь Владимира      18-11-2012 21:35 (ссылка)
Класс!!!
Elena Gon      16-01-2015 20:04 (ссылка)
Re: ИСТОРИЯ БЛЮЗА. ( 1 (3) ЧАСТЬ)
Ого! Инфо!!! Замечательно! Будем знакомиться! Спасибо большое за такую трудоемкую, но важную работу!!!