Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Педагогические аспекты при обучении в МООС

 
 


 



Решение   задачи бесплатного  и массового доступа к качественным учебным
курсам, независимо   места проживания  и статуса обучающегося привело к появлению массовых
открытых дистанционных курсов МООС, которые реализуется в среде Интернет.   Широкое
распространение и признание МООС в мире показало, что методика преподавания   требует
изучения их методических основ  на
предмет внедрения  их элементов в очный и
дистанционный учебный процесс в российских вузах.


Анализ проектов, которые иногда называют
электронными университетами, типа  Coursera, Udasity, EdX, Khan Academy  позволил
сделать обобщения, которые будут изложены   в форме
заметок и могут быть учтены   преподавателями.    


Предварительно скажем, что схема организации
учебного процесса  во всех МООС
организована, как мне показалась, имеет много общего. Потенциальный студент
выбирает в Интернете и записывается на интересующий его курс. Деятельность
студента включает в себя   работу на  лекциях, выполнение заданий, тестирование, работу
в форумах по обсуждению заданий и проблем. Кроме того, студент может пройти
итоговую аттестацию для получения сертификата.


Позволю себе высказать некоторые
утверждения, правильность которых и хотелось бы обсудить.


3.      Теоретический
материал в курсах представляется лекциями, которые    разбиваются на части   длительностью
их 2-10 мин. Причем каждая часть лекции  завершается
тестом, викториной или контрольным и вопросами на понимание. Лекции чаще всего
представляются в записи. Кстати, такой подход описан и использовался М.Е.
Вайндорф-Сысоевой в 2005г.


      Вебинары, представляющие  собой дистанционные интерактивные лекции,
которые распространены  в ДО курсах в  России, 
в МООС не используются.  


 


4.                
Практикуется подача  теоретического материала и формул с помощью
графического планшета «хановским» методом, когда преподаватель доносит учебную
информацию голосом, одновременно делая пояснительные графики, схемы и рисунки. Это
можно трактовать, как возврат на новом электронном уровне к «меловому» периоду
обучения с помощью доски, мела и голоса преподавателя. В этом случае ясно виден
      принцип
развития явления  по спирали, которому
нас учили в советском курсе философии.


      


5.Дополнительный
теоретический материал к   лекциям дается в ссылках на интернет-источники.  Мультимедийное представление учебных  материалов, по крайней мере, автору не
встречалось.


6. Практикумы
представлены в виде разного рода заданий и дистанционных виртуальных
лабораторий.


7. Основные усилия авторов
и разработчиков курсов направлены на автоматизацию проверки результатов
выполнения   заданий.    Помимо заданий с вариантами ответов, и вопросов с краткими свободными ответами, как на видеолекциях,  разрабатываются   задания по математике, с алгебраическими
выражениями,
 а также с выводом формул и доказательствами. В заданиях  может
проверяться правильность моделей, будь то
 финансовые модели из курса по бизнесу,   физические модели из курсов по науке и технике или  довольно сложные
задания по программированию.



5.            
Для контроля деятельности студентов используется самостоятельное
 и перекрестное (взаимное) оценивание
студентами работ друг друга. Только итоговое контрольное мероприятие  принимает очно преподаватель в случае, когда
необходимо выдать сертификат. Итоговая аттестация проводится очно в специально
организованных местах.


8. Для гуманитарных
дисциплин организуются онлайн дискуссии в форумах   как  один из вариантов заданий   по  курсам гуманитарного направления.  


   Форум
рассматривается как:

• место, где люди могут задавать вопросы и помогать друг другу;

• место, где люди могут выразить свои чувства по отношению к курсу и получить
поддержку и поощрение;

• место, где может быть дополнительная информация, касающаяся курса;

• место, где студенты могут связаться с другими студентами для формирования
учебных групп, организации реальных встреч для общения и совместного                   


                 9.
Много внимания уделяется сотрудничеству. Студенты сотрудничают различными способами. Во-первых, существует форум вопросов и ответов, где одни студенты могут задать вопрос, а другие на него ответят. Правила
сотрудничества подробно расписаны на сайте курса. Например, Udacity призывает
студентов  создавать сообщества для общения как онлайн, так и лично, чтобы
помогать друг другу учиться. Ключевым является использование сотрудничества как
способа повышения качества обучения, а не как способ поделиться ответами, не
понимая их.


Поощряется совместный
 просмотр лекций, а также обсуждение и совместная работа над ответом на
лекции в викторинах. Для выполнения заданий можно обсудить вопросы с другими
студентами в онлайн-форумах.   


  Важно
отметить, что в процессе обучения по МООС во всех зарубежных проектах проводится
большая научно-исследовательская работа по анализу учебного процесса. Это
позволяет оценивать качество и эффективность тех или иных новаций.


Российские    протоMOOC типа  «Интуит»
(А.В. Шкред) и Businesslearning (Альянс-Медиа и МИМ ЛИНК), характеризуются доступом в
теоретическим материалам в текстово-графической  форме, тестам и   отсутствием общения между студентами.
Консультации с    преподавателем
минимизированы.


Выводы



1.      Лекции,
  являются
 основой представления теоретической
части курса МООС.  Особенностью их
является режим офлайн, дискретизация и контроль.   Такой
вариант вполне конкурентен распространенным 
в России вебинарам. Видеозаписи  
лекций (90 мин), которые  часто
используются  в российских ДО лишены этой
детали и поэтому малоэффективны.


2.      Промежуточный
контроль четко спланирован во времени, и  требуется его четкое выполнение студентом. Поблажки,
которые распространены в российских онлайн курсах   недопустимы.


3.      Процесс
проверки заданий по возможности автоматизируется. Кроме того,     приветствуется
 само или взаимооценка учебной
деятельности студентов самими же студентами. Последнее редко используется в
российских курсах, что нельзя считать правильным.


4.      Большое
внимание в МООС уделяется общению и взаимопомощи студентов посредством форумов
и социальных сетей.  Этому роду
деятельности должно уделяться больше времени  на российских онлайн курсах   или  в
смешанных вариантах обучения.


 


 



 



Литература



 



1.Бугайчук К.Л.  Массовые открытые
дистанционные дистанционные курсы: история, типология, перспективы.  // Высшее образование в России
№3, 2013.


2.Норвинг  Учебная аудитория на 100 000 студентов                 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ted.com/talks/peter_norvig_the_100_000_student_classroom.html


 


3.Дафна Коллер. Чему нас учит
онлайн-образование                  [Электронный
ресурс]. URL:




 


 4.Тимкин С.Л. Блог.   Материалы по МООС              [Электронный ресурс]. URL: http://timkin-blog.blogspot... MOOC


5.  Вайндорф-Сысоева, М. Е. Дискретная
лекция – шаг в будущее [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева // ХV международная
конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» : сб. трудов
участников конференции. – М. : «БИТ про», 2005. – Ч. 4. – 0,1 п.л. – С. 41 –
42. 


6. Кухаренко В.Н.   Массовый открытый
дистанционный курс    [Электронный
ресурс]. URL:   http://www.e-learning.by/Article/Massovyj-otkrytyj-distancionnyj-kurs/ELearning.html


 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В настоящее время существует до десятка  определений понятия дистанционного обучения (ДО).
Различные  научные школы защищают  свои точки зрения. Принятые добавления   в
«Закон об образовании» о дистанционном и электронном обучении вынуждают
законопослушную  научно-педагогическую
общественность ориентироваться на «законное» определение, независимо от того,
принимают они его или нет. Хотя, стоит заметить, что чем больше имеется  определений ДО, тем ближе мы приближаемся к
истинному пониманию этого явления.


Датой основания ДО в России можно считать 1995г.,
когда была  Утверждена Концепции ДО   РФ, хотя существуют и другие точки зрения по
этому поводу. Например, дату начала эксперимента по ДО или дату первого
экспериментального дистанционного обучения российских студентов в США.


В историческом плане  можно отметить значимые даты развития
российского ДО: 1990г. была создана 
система ДО обучения рыбаков  
Дальнего  востока,
организованную   ректором РИУ «Тантал»
В.П. Черновым (www.tantal.ru); 1991г. МИМ «Линк» (www.link.ru)   ректор С.А. Щенников; 1992г; СГА (www.muh.ru) ректор М.П. Карпенко;  1997г. МЭСИ ректор В.П.Тихомиров. в котором ДО
проводилось в  Институте дистанционного
образования    (директор В.И. Солдаткин) (www.mesi.ru).  


Можно выделить несколько причин зарождения ДО в России:
формирование контингента потенциальных потребителей   ДО,
обширная территория, успехи информатизации и др.  


 Номативно-правовой
основой является Приказ 137 о «Порядке применения ДО» и дополнения  и поправки  в «Закон об образовании».


Исследование проблемы позволяет  выделить дистанционные образовательные
технологии в России, которые применяются вс той или иной степенью частоты: кейс,
вахтовая, телевизионная, корреспондентская, интернет, мобильные,
телеприсутствия.   Границы типологии дистанционных
образовательных технологий размыты и  они
взаимопроникают друг в друга.


Наиболее перспективной и широко используемой является
инетнет-технологии.


 Анализ
реального интернет-обучения в российских образовательных организациях  позволил обратить внимание на использование:
1. Виртуальной реальности; 2. Сервисов Интернета веб 2.0; 3. Открытых
образовательных ресурсов; 4.  
Видеосервисов.


Описывается  содержание
и порядок обучения разработанного авторского курса «Основы преподавания в
Интернете», который позволяет, с одной стороны, проводить подготовку  преподавателей интернет-обучения
(онлайн-преподавателей), а с другой - является экспериментальной базой для
апробации  инновационных  средств интернет-технологий и разработки
методик их применения в учебном процессе.


 


Выводы



1.Сбор
и оформление материалов об истории российского ДО позволит использовать
накопленный опыт и не забыть о личностях, внесших вклад в его становление и
развитие.


 2. Из известных семи технологий ДО,
известных  к настоящему времени, наиболее
эффективной  и перспективной является
интернет-технологии.


 


 

 

 


 

Электронная педагогика

 


 



 



Электронная
педагогика



А.А. Андреев



Московский финансово-промышленный университет
«Синергия»



 


 



         В
настоящее время объективный процесс информатизации всех сфер человеческой
деятельности привел к новой  общественной
формации, называемой информационным обществом (постиндустриальным, знаниевым
обществом). Классическая педагогика, начиная с Я. Коменского, хорошо
обслуживала  индустриальную эпоху, но
стала неадекватной информационному  обществу и поэтому потребовалось разработка новой
парадигмы, новых подходов к образованию. Стали явно непригодны установки   в части
таких компонентов парадигмы образования индустриального общества, как: образование
для общественного производства; учение в молодости, как запас на всю жизнь;
педагог передает знания и стоит над обучающимся; стабильная структура учебных
дисциплин и форм организации учебного процесса с акцентом на аудиторные
занятия; книга как основное средство обучения  и др.) [8]. Настоятельно потребовалось
сформировать новую педагогику, адекватную постиндустриальному обществу.


 Потребность в
некой постиндустриальной, новой педагогике ощущается научно-педагогической общественностью
и  на это  обращали  внимание  А.М.Новиков, В.И. Солдаткин, В.П. Тихомиров,  В.Д.Шадриков, С.А. Щенников, Кухаренко В.Н.,
В.В. Наумов и другие эксперты в этой области.  


 Анализ
 материалов по проблематике электронного
обучения на постсоветском пространстве   показывает,  что в своем большинстве они описывают реальный
  опыт внедрения э-обучения (e-Learning), опыт разработки
электронных учебных  материалов и  проведения учебных  занятий, успехи и трудности организации и другие
элементы практической деятельности. Явно просматривается представление накопленного
эмпирического опыта электронного обучения, при отсутствии научных теоретических
обобщений. Доклады и статьи  напоминают
отчеты об их собственной, действительно хорошей работе в том или ином
образовательном учреждении. В них отсутствует главное-доказательство того, что
предлагаемые способы деятельности являются оптимальными, необходимыми и
достаточными для выполнения поставленных целей, а не просто хорошими в ряду
других, тоже неплохих, вариантов практики.


  Выход видится    в
освоении новой  педагогической науки, в
которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний
о действительности.  Именно она будет научно
обосновано  описывать,  объяснять 
и прогнозировать педагогические 
явления.


На сегодня   более
или менее устоялись отрасли применения общепедагогических знаний, которые,
делятся на   дошкольную педагогику, педагогику школы,   производственную, военную,
исправительно-трудовую, социальную и 
коррекционную педагогики. Это общепринятое деление, хотя основания  классификации разные [1]. Пожалуй, можно
утверждать, что электронная педагогика - это не отдельная новая отрасль, а она присутствует
в каждой из указанных  отраслях
педагогики. Каждая из отраслей эволюционно переходят в электронную.


  Таким образом, научное направление изучения,
описания и прогнозирования процессов в ИКТ- насыщенных средах предлагается  назвать электронной  педагогикой.  Предметом электронной педагогики является
педагогическая система, точнее, процессы в ней происходящие, а происходят они,
как мы уже сказали, в ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среде [2].


 Что
же на первый взгляд изменилось при эволюционном пришествии электронной
педагогики?


Например, понятийный аппарат явно  расширился. 
Появились новые категории: дистанционное обучение (ДО), электронное
обучение, интернет-обучение, преподаватель ДО, электронные учебные занятия и
др. Под
пристальным вниманием   электронной
педагогики находится новая категория в лице персональной    учебной среды (ПУС) - термин, который
появился несколько лет назад в западной литературе и  связан с практическим применением идей
e-learning 2.0.  ПУС – это результат эволюции веб 2.0 и его влияния на
образовательный процесс. Доступ к обучению
становится доступом к ресурсам и услугам и позволяет учащимся не только
потреблять учебные ресурсы, но и производить их. Обучение, таким образом,
эволюционирует от передачи информации и знаний к производству информации и
знаний. 


Изменились задачи и принципы. Так,
сохраняются   принципы, которые традиционно лелеет
классическая педагогика: сознательность,  активность,  наглядность обучения,  систематичность и последовательность, прочность,  доступность,  связь теории с практикой и др., но и добавились новые:
интерактивность, стартовые знания,    идентификация,
 педагогическая
целесообразность применения средств  ИКТ
и др. Дополняется перечень и содержание   метапринципов педагогики, которые    позволяют определить общие черты будущей
системы образования:  аксиологический,
культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический
и  валеологический
 [3].


Понятно, что новорожденной педагогике
требуется теория, поскольку научный статус и социальный престиж той или иной
отрасли науки во многом зависят от уровня разработанной в ней теории как высшей
и самой развитой формы организации научного знания, дающих целостное
представление о закономерностях и существенных связях в определенной области
действительности, являясь системой обобщенных знаний, рассчитанных на
объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу
практических действий.


        Перед тем как сказать о некоторых новых,
присущих электронной педагогике теориях, уместно вспомнить теории и концепции,
господствующие в  классической педагогике,  в основе которых лежит понимание сущности
процесса обучения. Для
нас важна теория обучения как концептуальный
поход к организации обучения и конструированию новой педагогической
системы.  Известные   теории
аккумулировали богатый практический опыт обучения и раскрывают закономерности,
принципы и способы его организации вплоть до описания образовательных
технологий и характера взаимодействия участников образовательного процесса.  


Перечислим
известные теории и концепции классики [4].  


  1. Концепция
дидактического энциклопедизма.   (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов).
 


2. Концепция
дидактического формализма      (Э. Шмидт, А. А. Немейер, И. Песталоцци, А.
Дистервег, Я. В. Давид, А. Б. Добровольский).


3. Концепция
дидактического прагматизма (утилитаризма) (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер).  


4. Концепция
функционального материализма (В. Оконь).


5. Парадигмальная
концепция обучения (Г. Шейерль).  


6. Кибернетическая
концепция обучения (С. И. Архангельский, Е. И. Машбиц).  7.Ассоциативная теория обучения. (Дж. Локк и
Я. А. Коменский).  


8.Теория
поэтапного формирования умственных действий. (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).
  


9. Управленческая
модель обучения.   (В. А. Якунин и др.)


Изучение
этих теорий заставляет    поразмышлять об их уместности в новых условиях.
Например, первая мощная  «Концепция
дидактического энциклопедизма» в связи с широким распространением Интернета и
его мощной информационной базой постепенно сходит на нет. В то же время актуализируется
вторая «Концепция дидактического формализма», суть которой - научить мыслить. Остальные
концепции и подходы также требуют пересмотра. Надо сказать, что большой вклад в развитие современной теории
электронного обучения вносит деятельность группы «НЭО» (новое электронное
обучение) под руководством В.В. Наумова.


           Электронная педагогика   дополняет
указанный список теоретическими подходами, известными, как, например,  коннективизм   [5], где обучение можно рассматривать как
процесс создания сети, узлами которой являются внешние сущности, т.е. люди, организации,
библиотеки, сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник
информации.  


           Исследуя более
прогрессивные теоретические тенденции в экономике,  менеджменте и  других науках 
и проецируя их на образование, получаем, что в перспективе такие
направления как   вузовская система управления знаниями и превращение
 образовательного учреждения в
саморазвивающуюся организацию являются перспективными   и  приведут появлению новых положительных качеств
образования.


Что еще
нового уже заметно в э-педагогике?


Она  обогащается, в частности,   новыми
видами учебных занятий (организационными формами), проведение которых возможно
с развитием сервисов Интернета, в частности, 
веб2.0. Например,  обычным
атрибутом в дистанционном и смешанном обучении стали вебинары - интерактивные
аудиовидео онлайновые занятия.    Принципиально
новые организационные формы обучения, на базе интернет-технологий  рождаются  в МОДК. Термин «Массовый открытый
дистанционный курс» (МОДК) ввел Джордж Сименс в
2008 году.  МОДК основывается на активном
участии   студентов, которые сами организуют участие в
соответствии с целями обучения, предварительными знаниями и навыками, а также
общими интересами [6]. Большой вклад в исследование дидактики и  внедрение МОДК на постсоветском пространстве внес
В.Н. Кухаренко  (Национальный
технический университет "Харьковский
политехнический институт"), который впервые   организовал
и провел в 2011 г. два МОДК «Социальные сервисы в ДО» и «Стратегия разития e-learning в организации».


Список других организационных форм, адекватных в
разной степени новой парадигме (и, соответственно, электронной педагогике) в
количестве 36 наименований  и
используемых в МИМ ЛИНК, приведен в [7].


В
заключение сформулируем некоторые проблемы электронной педагогики, которые
актуальны, с нашей точки зрения, на сегодняшний день.



1.      Становление  и развитие теоретической базы, в том числе
понятийного аппарата.



2.      Виды и методики
проведения электронных занятий, в том числе дистанционные лабораторные
практикумы.



3.      Дидактические свойства
инструментов (программных средств и сервисов Интернета).



4.      Формы представления
учебных материалов для изучения в электронной информационно-образовательной  среде.



5.      Подготовка студентов и
преподавателей для эффективного преподавания и учения при  электронном обучении.



6.       Валеология электронного обучения  и интернет-безопасность.



7.      Воспитательные
проблемы, которые актуализируются при широком использовании Интернета.



8.      Обеспечение качества  э-обучения и его оценка.



9.      Нормативно-правовое
обеспечение э-обучения.



10.  Исследование  организационных  форм обучения,  поиска оптимального  их сочетания  и веса в смешанном и дистанционном вариантах
проведения учебного процесса.



11.  Использование  психолого-физиологического потенциала
человека  (резервов человеческого мозга
и  психики).



Последним    пунктом 
11   автор хотел отметить, что не только широкомасштабное
применение  ИКТ может привести  к изменениям и успешному развитию педагогики.  


 Таким образом, объективный процесс
информатизации образования стал основой перехода к информационному обществу, а
это, в свою очередь,   закономерно приводит к необходимости разработки
электронной педагогики,  которой   присущи свои принципы, понятийный аппарат,
новые теории, новые виды учебных занятий и т.д. Для решения этих проблем в МФПУ
«Синергия» создана  и развивается кафедра
Электронной педагогики. 


     


Литература



1.     
Краевский
В.В.Общие основы педагогики -М.: ИЦ «Академия», 2003.


2.     
Андреев А.А.
Педагогика высшей школы. Новый курс.  -М.:ММИЭИФП,
2003.


3.     
Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им.
М.А.Шолохова,
2002.


4.      Бордовская Н.В. , Реан
А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Издательство " Питер",2000.
 



5.     
George Siemens. Connectivism: A
Learning Theory for the Digital Age. December 12, 2004 [Эл.ресурс] URL: http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm  



6.     
Ken
Masters, A Brief Guide. To Understanding MOOCs. The Internet Journal of Medical Education. 2011 Volume 1 Number 2  [Эл.ресурс] URL: http://bit.ly/hZGiVG.



7.     
Щенников С.А.
Дидактика современного образования.// Высшее образование в России. №12, 2010.
С.83-91.



8.     
Новиков А.М.
Постиндустриальное образование -М.: «Эгвес», 2008.-136с. 

Модели организации обучения в Интернете (типология курсов ДО)

 
 



Модели  организации обучения в сети Интернет



(типология курсов дистанционного обучения)



А.А. Андреев



 


Сейчас редко встретишь образовательные
учреждения  разных ведомств и  уровней образования, где  не использовали бы, с той или иной степенью
детализации,  сеть Интернет в целях    подготовки 
и проведения учебного процесса.


 Прежде,
чем делать теоретические обобщения и разработать подходы к моделированию
учебного процесса, рассмотрим,   как
реально на практике проходит обучение с использованием интернет-технологий на
примере нескольких российских образовательных учреждений.


Варианты
организации интернет-обучения



1.               
Русский
гуманитарный интернет-университетет
(www.i-u.ru).    Учебный процесс проходит следующим образом.
После оплаты обучения и регистрации студент получает доступ к электронным
учебным материалам, расположенным на сайте университета. Учебные материалы
состоят из:  1). базового учебника; 2). глоссария;  3). демонстрационного материала (графики,
фото, рисунки и пр.); 4). хрестоматии, книги, статьи и пр; 5). вопросов с
вариантами ответов для контроля за усвоением пройденного материала. Содержание
базового учебника  разбито  на модули (лекции).   В конце каждого модуля студенту предлагается
пройти промежуточный тест, а в конце  курса  пройти итоговое тестирование. По итогам
каждого года обучения студенты готовят курсовые работы, которые
отсылаются     в университет по
электронной почте. После   проверки
преподавателем, оценка   заносится в
электронное досье студента.    


По итогам обучения готовится дипломная
работа, которая   публично защищается   очно  в  университете. После  успешной защиты студент получает диплом
государственного образца.  


Как видно, при
интернет-обучении учебная деятельность состоит из изучения учебных материалов и
тестирования. Процесс обучения не предусматривает контакты с
преподавателем,  видео и аудио
лекции,  семинарских и  практических занятий. 


 


2.Московский
институт экономики, менеджмента и права
 
(www.miemp.ru)  Рассмотрим,
как организовано обучение в этом образовательном учреждении. После регистрации,
изучение учебного материала, в соответствии с учебным планом, производится
студентом самостоятельно с использованием электронных учебных курсов, размещенных
в  специальной программной среде для
интернет-обучения. Студент в процессе обучения может консультироваться  с преподавателем.


Основой для изучения отдельной
дисциплины является электронный учебный курс, который состоит из   изучаемых   тем;  
методического раздела (руководство по изучению курса);     контрольного 
раздела (тесты и иные контрольные задания); дополнительного
раздела (материалы для организации самостоятельной работы студентов: электронные
хрестоматии, указатели, глоссарий и т.п.).
   


Последовательность
изучения электронного учебного курса описывается в руководстве по изучению
курса, содержащим учебно-тематический план курса и график контрольных
мероприятий.


3.Интернет-университет информационных
технологий

(www.intuit.ru).


Обучающийся
после регистрации получает доступ к курсам, 
которые представляют из себя совокупность лекций, выполненных в
текстографической  форме (учебный текст с
графиками и рисунками).  Обучающийся
самостоятельно  изучает  и  
контролирует усвоение материала с помощью тестов в конце каждой лекции.
После прохождения всех модулей слушатель получает сертификат об окончании
курса. Имеется также возможность обучаться на видеокурсах,  ссылки, на 
которые можно увидеть  внизу сайта
университета.  


 



4.Учебный
центр «Звезды и С»
(www.e-learn.ru)


При
обучении слушателю после оплаты обучения и  процедуры регистрации предоставляется
дидактически   полный  комплект учебного материала:


1.    
краткий
конспект лекций, сопровождаемый иллюстрациями;


2.    
инструкции
для выполнения лабораторных работ;


3.    
набор
CD-дисков;


4.    
демонстрационная
версия изучаемого продукта (evaluation copy of software);


5.    
учебные
материалы в электронном виде: презентации и текст.


Кроме
того, слушатель получает широкий спектр   возможностей для  учебной деятельности, а именно:






 



1.    
многократно прослушать лекции, которые
сопровождаются демонстрацией учебных слайдов или видео презентациями;





 



2.    
обсудить рабочие вопросы с тренером и
коллегами в "чате", а также принять участие в специализированной
"конференции";





 



3.    
проконсультироваться с сертифицированными Microsoft
тренерами по электронной почте;





 



4.    
получить фирменные учебно-методические пособия
Microsoft, аналогичные пособиям, которые получают слушатели очных курсов;





 



5.    
протестироваться с помощью онлайн тестов
после изучения каждого учебного модуля и 
проверить свои знания и навыки;





 



6.    
выполнить «живые»
лабораторные работы, подключаясь к установленному и настроенному оборудованию
учебного центра в терминальном режиме.





 



5. Система дистанционного бизнес-образования
малого и среднего бизнеса
(www.businesslearning.ru).


Для
обучения слушатель выбирает на сайте интересующий его курс из списка  и регистрируется на нем. Учебный материал по
курсу в текстографической форме разбит на 
модули. Выбор
модулей, порядок изучения материала и время дистанционной аттестации
определяются слушателем самостоятельно. Он 
может консультироваться с куратором  курса и просматривать статистику своих
результатов. Контроль знаний ведется с помощью онлайн-тестирования.  Успешное прохождение всех тестов модуля
является допуском к очной аттестации, после которой слушатель может получить
сертификат.


 


6. Московская финансово-промышленная академия
(www.e-education.ru).


 Зарегистрированный студент получает доступ к
учебным материалам, которые включают: учебную программу курса, руководство по
изучению дисциплины, учебное пособие по курсу, сборник задач и упражнений,
ситуационные практикумы, лабораторные практикумы и другие виды заданий для
практической деятельности. 


В процессе обучения предусматриваются
следующие виды учебной деятельности в режиме дистанционного и смешанного
обучения (blended education): консультации, практикумы по решению задач,
практические задания, тренинги, работа в учебно-тренировочной фирме,  интерактивные аудиовидеозанятия в форме  дистанционных лекций и вебинаров.


       На виртуальном кампусе имеются все
необходимые педагогические и технологические инструменты для коммуникации
преподавателя и студента, в том числе класс виртуальных консультаций. Здесь же
находится электронная библиотека, содержащая всю необходимую дополнительную
литературу, видеопрезентации, научные статьи, ссылки на интернет-источники по
предметной области, а также  педагогическую
литературу для преподавателей.


 


7.    
Московский
государственный индустриальный университет
(www.msiu.ru)


 При интернет-обучении  студентов реализуются типовые функции по
организации и проведению учебного процесса: допуск к учебным материалам,     возможность общения студента с
преподавателем как в сетке расписания занятий в режиме онлайн, так и в любое
удобное для него время в режиме офлайн.


Все контрольные тесты и задания могут выполняться
студентами удаленно. При проведении некоторых видов занятий используется
видеоконференцсвязь. Электронная ведомость позволяет контролировать процесс изучения
дисциплины студентами.


8.    
Международный
институт менеджмента ЛИНК
, Система OpenLearning (www.ou-link.ru).


Учебная
деятельность  слушателей при
интернет-обучении,   после оплаты и регистрации,   включает     изучение 
учебного материала, тестирование и консультации. Внедряется система  вебинаров.


Анализ  
вариантов интернет-обучения



Из
приведенного выше краткого описания учебно-методического  обеспечения, форм обучения и некоторых других
организационных моментов видно, что виды учебной деятельности могут быть самые
простые, при которых обучающийся изучает учебный материал и тестируется (образовательные
учреждения №1, №3, №5) и  дидактически насыщенные
как в отношении учебного материала, так и разнообразия видов занятий (образовательные
учреждение №4, №6).


Заметна
общая тенденция, которая заключается в том, что начинают внедряться   дистанционные интерактивные виды
видеозанятий  в форме видеолекций и  вебинаров,    апробацию проходят учебные занятия с
использованием сервисов веб 2.0.


 Приведенные выше примеры, конечно, не
охватывают всего множества вариантов обучения. Читателю можно самостоятельно
попытаться посмотреть сайты этих и других образовательных учреждений,
использующих интернет-технологии.  Это
сложное и утомительное занятие, предусматривающее анализ сайта образовательного
учреждения и содержания ссылок, изучения демоверсий курсов с целью выяснения
особенностей обучения и др.    Несомненно,
такого читателя-исследователя  поразит
множество вариантов обучения.   
Напрашивается  аналогия с
положением дел в химии на пороге открытия периодической системы химических
элементов гениальным русским ученым и педагогом Д. Менделеевым (1834–1907) или
в биологии до создания систематики растительного и животного мира,
разработанной шведским естествоиспытателем К.Линнеем (1707 – 1778). 


При таком же многообразии в видах интернет-обучения
и их комбинациях потребность в упорядочении  
   использования Интернета в образовании уже
назрела.  Предварительное упорядочивание
вариантов можно сделать, взяв за основание типологии период    времени использования Интернета в течение
учебного процесса. В результате получим:


1.    
чистое
(полностью бесконтактное обучение через
Интернет
);


2.    
смешанное
 (
интернет-технологии дидактически обоснованно встраиваются в традиционный очный
процесс
).


Опрос российских слушателей,
окончивших  курсы повышения квалификации
в области интернет-обучения, показал, что в ближнесрочной перспективе  чистому обучению отдают предпочтение только
13.7% опрошенных. Заметим, что эксперты США отводят на него 20%.


Предпочтение всеми респондентами
отдавалось смешанному обучению. Это еще раз подтверждает факт, что проведение
учебного процесса полностью в Интернете не является самоцелью и  должно быть дидактически оправданным.


Подход
к  моделированию интернет-обучения



 Под моделированием здесь понимается разработка
формализованного описания разнообразных вариантов организации проведения
занятий при  интернет-обучении.  Моделирование   можно провести, разбив учебный процесс на
дискретные элементы, т.е. на  базовые
виды учебной деятельности (единицы обучения) в качестве которых может выступать: 


1.    
изучение
содержания дисциплины;


2.    
консультации;


3.    
участие
в семинарах и других учебных занятиях, требующих коммуникаций участников;


4.    
тестирование;


5.    
выполнение
различного рода практических заданий;


6.     выполнение
удаленных лабораторных работ;


и др.


При таком подходе  любой вариант сценария учебного процесса
можно сформировать, расположив элементы во времени в определенной дидактически
обоснованной последовательности, например, варианты: 1; 4; 1-4; 1-2-3-4;
1-2-3-4-5 и т.д. Так, например, вариант 1-4 означает  следующий 
сценарий проведения учебного процесса. Студент сначала  самостоятельно изучает предоставленный
учебный  материал, а затем в конце учебы
проходит тестирование с тем, чтобы проконтролировать усвоение материала.


Практически всем   указанным комбинациям можно найти    примеры из реальной учебной практики  образовательных учреждений. Например, вариант
1 соответствует ситуации, когда в ваше распоряжение предоставляется учебный
материал, вы самостоятельно его изучаете без контроля со стороны
образовательного учреждения, а вариант 4 (экстернат) соответствует тому, что вы
изучаете самостоятельно найденный или рекомендованный вам материал, и проходите
тестирование, чтобы подтвердить уровень знаний и получить соответствующий
сертификат, как это делается, например, при получении сертификата TOEFL или СFA.


Для лучшего понимания существа
предлагаемого подхода можно привести такую метафору. Из букв алфавита можно,
используя правила  синтаксиса и
грамматики, написать художественное 
произведение разного стиля, объема 
и качества. Таким же образом, преподаватель может «сочинять» различные
варианты учебного процесса из элементов, зная основы дидактики, т.е. теории
обучения, которая  позволяет превратить
их в   учебный процесс того или иного качества.
Аналогом букв в этом случае являются учебные единицы, а электронная педагогика,
является метафорой  правил грамматики и
синтаксиса.  


Похожим путем идут исследователи при
создании стандартов описания структуры учебного процесса при e-Learning  (педагогическая мета-модель). Это,
например,  спецификация IMS LD
на основе языка EML, разработанная
Открытым  Университетом Нидерландов,
которая  позволяет описать учебный
процесс в машиночитаемом формате.


 


 


 


Выводы



1.         
Практически
все современные образовательные учреждения используют интернет-технологии с
разной степенью включенности и интенсивности. Разнообразие вариантов
организации учебного процесса требует их классификации и формализации, наиболее
простая из которых состоит в делении на 
чистое и смешанного обучение. Последний вариант   является
наиболее распространенным и позволяет эволюционно внедрять интернет-технологии.
 


 


2.               
Анализ
учебного обеспечения,  организационных
форм обучения и некоторых других организационных моментов интернет-обучения в
различных образовательных учреждениях интернернет-обучения позволил определить,
что набор видов учебной деятельности может 
быть простейшим, при котором обучающийся изучает учебный материал и
тестируется,  и  дидактически насыщенный, когда используются
интерактивные виды занятий, 
дистанционные лабораторные практикумы и др. Заметна общая тенденция   внедрения  
дистанционных интерактивных   видеозанятия типа   вебинаров. Апробацию проходят учебные  занятия с использованием сервисов веб 2.0.


 


3.         
Подход
к моделированию учебного процесса в Интернете на базе дидактически обоснованных
комбинаций «единиц обучения» позволяет упорядочить и формализовать описание
различных вариантов его проведения.


 



 



 

Роль преподавателя в среде eLearning

Обсуждаются роли и требования к преподавателям в образовательной среде, насыщенной средствами информационных и коммуникационных технологий.
 

Ключевые слова: преподаватель, eLearning, высшая школа.
 

Целесообразней, наверное, было бы дать название статьи более провокационно, например,  «Нужен ли преподаватель в среде eLearning (EL)?».    Но это было бы  не формате   солидного научного журнала, хотя провокация  активизирует мыслительные процессы. Недаром темы программы М.Швыдкого «Культурая революция» на  телеканале «Культура»  всегда кратки и провокационны и  поэтому по умолчанию предопределяют активную    «дискуссию».
Вопрос: «нужен ли преподаватель в среде  EL?» не так безоснователен, если привести следующие  размышления по этому поводу.
1.Питер Друкер –утверждает: «Потребность в традиционном очном высшем образовании отпадет в течение ближайших тридцати лет». Он является  идеологом современногоменеджмента, научным авторитетом мирового уровня и ему можно доверять. Значит, если высшего образования в его нынешней форме не будет, то, следовательно,   не нужны  и преподаватели высшей школы (по крайней мере, в нынешней форме).
2. Важной  особенностью современного образования является смещение вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы, на что, кстати,   обращается внимание в  ВГОС третьего поколения.
Эту тендендицию в мировом  образовании задолго до ВГОСа отмечал Г. Драйдент «Обучение очень быстро будет превращаться в самообучение: самостоятельно направляемое и самостоятельно выполняемое учащимися» [1]. Из этого следует, что этом случае  опять же минимизируется роль преподавателя, а в предельном случае,-  отсутствует   вовсе.
3.            Возрастание роли информального образования в информационном обществе, где по некоторым признакам мы находимся и декларативно успешно двигаемся к обществу знания.    Такое образование спонтанного   реализуется за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде: общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д.  Оно  проявляется особенно ярко в социальных сетях Интернета (типа  вконтакте), где население, имеющее выход в Интернет, особенно российские школьники, проводят значительную часть времени.    Этот факт  исключает опять же наличие преподавателя в принципе, хотя некоторые преподаватели используют дидактические возможности социальных сетей для   поддержки  учебного процесса.
4.      Развитие идеологии  открытых  образовательных ресурсов OS(OpenSource),  основоположником которого по праву можно считать Россию в лице, например, ректора Института информационных технологий А.Шкреда, а не американский МТИ  (массачусетский технологический институт). OSэффективно поддерживает    непрерывное образование LLL(lifelonglearning) в части реализации самообразования и    представляет собой безграничную сферу для самообразования, исключающее опять же преподавателяю. Идеология OSсвоего рода, «образовательный коммунизм» девиз которого так же, как и  классического коммунизма - «все для блага человека, все  во имя   человека»  стремительно набирает силу в мировой системе образования [2]. 
 С другой стороны, инерционный устаревший взгляд     на  функции  преподавателя в ИКТ среде приводят к тому, что    преподавателя  заменяют   кибернетической моделью, моделирующей действия традиционного преподавателя, которой для убедительности и правдоподобности  придают облик человека.  Активно появляются сообщения о разработке и апробации в России и за рубежом таких преподавателей- роботов, например, http://spb.kp.ru/daily/24316.4/509685, http://www.openclass.ru/comment/197146http://japantoday.ru/index.php?dn=videos&id=10.  

Здесь, по нашему мнению,  явно допускается  принципиальная типичная  ошибка   реализации    новейшими средствами ИКТ устаревших   ролей преподавателя, присущих    традиционной очной классно-урочной модели.  
Думается, что перечисленного достаточно, чтобы в будущем в ИКТ-насыщенной образовательной среде следует  отказаться от преподавателей, или серьезно пересмотреть его роли. Роль его нам представляется прежде всего  как менеджера учебного процесса. И знание существа предмета уходит на второй план.
Никого же не удивляет тот факт, что человек, обладающий хорошими компетенциями менеджера может с успехом управлять предприятиями различной специализации–авиационными, железнодорожными, медицинскими и т.д. Так и в образовании, преподавателю не обязательно знать свой предмет досконально, главное организовать на основе последних достижений электронной педагогики (педагогического дизайна) учебный процесс с использованием ИКТ.
Стало очевидными,  даже на интуитивном уровне,   такие  положения, как   преподаватель XXIвека должен   помогать выбрать индивидуальную образовательную траекторию,   должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, реализовать индивидуальный подход, поощрять неформальную обстановку на занятиях,  коллективную работу студентов и т.д. В перечисленном не проглядывает знание предмета, это чистой воды элементы педагогического менеджмента.
и т.д. Иными словами, преподаватель    призван учить самоорганизации под быстро меняющиеся задачи жизни. Знаменитую фразу основателя отечественной  научной педагогики Д.К. Ушинского по поводу главного требования в преподавателю для успешной педагогической деятельности «Знай свой предмет …»  можно перефразировать так: «Знай основы управления учебной деятельностью в ИКТ- насыщенной среде…».  Персональная образовательная среда (PLS), принципы которой рассматриваются в работе [3],   позволяют  реализовать такой подход в значительной  мере.   
Ввиду актуальности   дискуссионности темы, возможно, у читателей появится необходимость провести  дискуссию  по этой  проблеме. Ее можно организовать в Интернете на блоге автора по адресу   http://blogs.mail.ru/mail/andreev_a_a , где размещен текст этой статьи.
Результаты дискуссии мы обобщим и опубликуем, а пока займемся насущными делами подготовки корпуса преподавателей вузов, который насчитывает более 300 тыс. человек, к эффективной работе в ИКТ насыщенной образовательной среде, причем надо учитывать, что  преподаватели вузов в своем большинстве не имеют педагогического образования, что сказывается на качестве образования. Действительно, в свое время  Д.Менделеев  отмечал, что качество университетского образования зависит от педагогической подготовки его преподавателей. Положение в современном вузе не особенно изменилось  с того времени [4].
Чему же  следует учить преподавателей, имеющих высшее профессиональное  образование, и ведущих преподавательскую деятельность в ИКТ– образовательных средах? Перечень компетенций, которые вытекают из практики работы в   таких средах   рассматривались во многих публикациях журнала, в том числе в работах автора.       
Хотелось обратить внимание на такой показатель, как обязательное  участие преподавателя в НИР, что следует из самого определения понятия вузовский преподаватель, две трактовки отечественную и зарубежную приводится ниже.
Преподаватель вуза - это научно-педагогический работник высшего учебного заведения, осуществляющий профессиональную преподавательскую деятельность в пределах своей специальности и квалификации, а также занимающегося научно-исследовательской работой.
 В Рекомендациях о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования говорится (Париж, 11 ноября 1997 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО. Преамбула.) …под «преподавательскими кадрами учреждений высшего образования» понимаются все лица в учебных заведениях или программах высшего образования, которые в течение полного или неполного рабочего дня занимаются преподаванием и/или научной работой     и/или те, кто предоставляет образовательные услуги учащимся или обществу в целом».
  Кстати, если вспомнить, что педагог - это человек,  имеющий специальную педагогическую подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью, то преподавателя вуза, не имеющего специального педагогического образования, нельзя именовать  педагогом. Его правильно называть  «преподаватель» (в англоязычном варианте: teacher,  instructor, lecturer; academic, professor, tutor)
Анализ и обобщение документов, а также многолетний личный опыт автора как преподавателя и  заведующего кафедрой позволил сформировать минимальные практикоориентированные    требования к преподавателю вуза.
1.Уметь формулировать  цели учебной дисциплины и занятия.
2.Знать структуру и уметь разработать  учебную программу дисциплины.
3.Знать дидактические и организационные характеристики, а также   уметь реализовать  в учебном процессе    типовые  виды традиционных и электронных занятий.  
 4. Выбирать и применять   в учебном процессе   во всех формах получения образования дидактически обоснованные  средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе компьютера и Интернета.
5.Знать и применять разнообразные педагогические  формы контроля учебного процесса,  в том числе  в виде тестов.
6. Знать    характеристики, а также уметь искать и использовать  в учебном процессе образовательные ресурсы, в том числе  Интернета. 
7. Уметь разрабатывать   методические рекомендации и пособия для проведения учебных занятий.
8. Знать основы нормативно-правового обеспечения учебного процесса и авторского права.
9. Быть физически,  психически и нравственно здоровым.
Любопытно, что требования «цифровому» преподавателю с точки зрения зарубежных исследователей, оформленные в виде видеоклипа и выложенные  в ютьюбе по адресу http://www.youtube.com/watch?v=W2j9qw-A0NM&feature=player_embedded     созвучны перечисленным выше  и это подтверждает их эмпирическую достоверность.
Таким образом, роль преподавателя в ИКТ образовательной  среде скорее всего изменится в сторону уменьшения   при непосредственной реализации электронного обучения, но возрастет при подготовке электронного учебно-методического обеспечения.
Литература

  1. Гордон Драйдент, Джанет Вос. Революция в обучении. –М.: ПАРВИНЭ, 2003.-671с.
  2. Андреев А.А. Открытые образовательные ресурсы // Высшее образование в России. №9. 2008
  3. Стародубцев В.А.,  Киселёва А.А.,А.Ф. Федоров,  Возможности сервисов web 2 для формирования персональных образовательных сфер// Высшее образование в России. №7. 2010.
  4. Гуров В.Н., Резванова И.Ю. Комперенции преподавателей вузов: мнение студентов. // Высшее образование в России. №12. 2009. С.143-146.
 

Проблемы подготовки преподавателей высшей школы для e-Learning





 


 


 


 


Проблемы подготовки преподавателей высшей школы для e-Learning



 



Андреев А.А.



 


 



Традиционно  на вопрос: 
«Назовите самую древнюю профессию»,- после нескольких минут раздумья респондент
отвечает: путана, охотник или что-то другое. Однако, надо признать, что  этой профессией является учитель, поскольку
необходимость передачи накопленных знаний последующим поколениям возникла с
зарождением человека.  Если брать отчет
от  возникновения homo sapiens, то этому ремеслу около 200 000 лет (википедия).


Если
внимательно анализировать учебные процессы, присущие всем экономическим
формациям, то хорошо просматриваются общие закономерности, которые    описываются  педагогикой как наукой. Дело в том, что во все
времена учебный процесс описывается основной формулой педагогики, которая в
словесной интерпретации утверждает, что учебный процесс может, в принципе,
протекать в педагогической системе только при наличии семи элементов: обучаемый,
обучающий, цель, содержание, средства, методы, формы. Эти элементы
обнаруживаются даже из здравого смысла при попытке ответить на вопрос: для чего
учить? чему учить? кого учить? кто? будет учить? с помощью чего?  как? и где?


Как
видно из названия работы, предметом нашего изучения является   один из элементов педагогической системы -
обучающий. На практике название этого элемента имеет много синонимов -
профессор, преподаватель, педагог, учитель, инструктор, тьютор и др. Нелишне
будет напомнить, что педагог - это человек, имеющий специальное педагогическое
образование и занимающийся профессионально педагогической деятельностью.
Поскольку большинство преподавателей вузов не имеют специального
педагогического образования как, например, учителя школ, то формально  их нельзя именовать педагогами.


Итак,
речь пойдет о современных преподавателях вузов. Слово современный условно означает,
что преподаватель, в силу объективного и закономерного процесса информатизации
образования, вынужден  работать в образовательной
среде, насыщенной средствами информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ). Этих средств достаточно много, но среди них  выделяется 
неразлучная пара - компьютеры и  сети. Поэтому, говоря об ИКТ,  чаще всего в последнее время подразумеваются
дидактические возможности сети Интернет, которые можно свести в три группы:
публикация, доступ, общение. Этих свойств достаточно, чтобы считать Интернет
мощным средством поддержки любых форм обучения с качеством, превосходящим
известные  формы получения образования.


Какие
же требования предъявляются к современному преподавателю? Исследования
показывают, что, в целом,  традиционные
требования сохраняются, но к ним, в связи с экспансией в образование ИКТ, добавляются
новые [1]. В упрощенном обобщенном виде  дискуссионный
список требований будет следующим.


1.     Знать теоретические основы  педагогики.


2.     Уметь формулировать  цели учебной дисциплины и конкретного
занятия.


3.     Знать структуру и уметь
разработать  учебную программу
дисциплины.


4.     На уровне пользователя (как минимум)
владеть компьютером и уметь работать в сети   
Интернет.


5.     Знать дидактические и организационные
характеристики различных форм проведения занятий, в том числе электронных, а
также   уметь реализовать  в учебном процессе.     


6.     Владеть  основными  
аудиовизуальными средствами поддержки учебных занятий (средства
видеоконференцсвязи, проектор, документ-камера, интерактивная  доска, микрофон и т.д.).  


7.     Знать и применять разнообразные
педагогические  формы контроля учебного
процесса,  в том числе  в виде тестов.


8.     Знать    характеристики, а также осуществлять поиск и
использовать  в учебном процессе
образовательные ресурсы Интернета.


9.      Знать дидактические и технические
характеристики и уметь использовать дистанционные образовательные технологии в
очной и в других  формах получения
образования.


10. Уметь разрабатывать   методические рекомендации и пособия для
проведения учебных занятий.


11. Поддерживать  физическое, 
психическое и нравственное здоровье.


 


В определенной степени
эти требования можно удовлетворить, используя программу повышения квалификации преподавателей
вузов  под названием «Современная
педагогика высшей школы»,  содержание
которой оформлено  в   следующих темах: 1. Особенности современного
образования; 2. Теоретические основы педагогики высшей школы; 3. Учебно-методическое обеспечение для
электронного обучения. 4.
Планирование и реализация  учебного
процесса; 5.  Программные средства для
подготовки и проведения электронного обучения;  6 . 
Качество     электронного обучения;  7 . Преподаватель   электронного обучения. 8.Нормативно-правовое
обеспечение.Авторское право


 Видно, что в программе специально
выделена Тема 2 по теоретическим основам педагогики, что сохраняет
преемственность с традиционными программами подготовки преподавателей вузов.


Практика
  e-Learning показала, что при электронном обучении  преподаватель  несет существенно большую физическую и
психологическую нагрузку, чем преподаватель в очной традиционной системе и,
кроме того, оказывается в нормативно-правовом вакууме. Отсутствуют  нормы его работы и оплаты труда, не определен
статус и т.д. [3].  Например, официальных
нормативов по определению трудозатрат преподавателя не разработано, хотя  численное значение их  можно рассчитать, используя   методику расчета трудоемкости при проведении
типовых видов преподавательской деятельности при интернет-обучении, например,  Знакомство (упрощенный вариант teambuilding), Анкетирование   (адаптация, обработка входных и итоговых
анкет), Тестирование (обработка результатов промежуточного и  итогового тестирования), Консультации,
Семинары (дискуссии), Контрольная  работа
(прием и проверка), Итоговая работа (прием и проверка), Отчет (итоги,
предложения по улучшению).


После проведения   расчетов затрат времени  на 
реализацию курса, их можно согласовывать с администрацией учебного
заведения при заключении контракта при использовании электронного обучения. Как
показывают расчеты и реальный хронометраж операций трудозатраты  при электронном обучении превосходят затраты
труда при очном обучении [2].   Например, при проведении электронного
семинара    затраты по времени на
электронный вариант составляют более 0.3 часа х N, 
где N - число обучающихся.


Второй актуальной
проблемой является разработка и принятие статуса преподавателя высшей школы. На важность  
проблемы статуса обращали внимание еще на VI съезд Российского Союза
ректоров 6-7 декабря 2000 г.,
предусмотрев введение для преподавателей  квалификационных государственных рангов. Это,
несомненно,  обеспечило бы приток
молодежи в ряды вузовских «препов», средний возраст которых составляет 50-60
лет.


Таким образом,
преподаватель новой формации для электронного обучения является важным
элементом педагогической системы, в которой протекает учебный процесс с
использованием информационных и коммуникационных технологий. Стартовыми
проблемами  являются разработка
требований к преподавателю и программы подготовки, а также разработка и
принятие статуса преподавателя высшей школы.  
 


Список литературы



1.     Андреев А.А. Проблемы подготовки
современного преподавателя высшей школы. // Вопросы информатизации образования,
вып 11. http://www.npstoik.ru/vio/i...


2.     А.А. Андреев, Н.В. Черепанова
"Оценка трудозатрат преподавателя, использующего
интернет-технологии". 

Информационные технологии в науке и образовании: материалы Междунар.
науч.-прак. Интернет-конференции, октябрь 2008г.-март 2009г., III Всерос.
семинара "Применение MOODLE в сетевом обучении", 1-3 апреля 2009г.
(Железноводск). Шахты: ГОУ ВПО "ЮРГУЭС", 2009.  85-92 с.


3.     Рубин Ю.Б. Нормативно-правовая база
не соответствует современным форматам электронного обучения.// Высшее
образование в России. №9, 2009.


 


 


 


 


 


 



АНТИКРИЗИСНЫЕ ОБЩЕДОСТУПНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ



 



 АНТИКРИЗИСНЫЕ  ОБЩЕДОСТУПНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ



Андреев А.А



 



 


 Высокая стоимость   электронных образовательных ресурсов и
лицензионного программного обеспечения       сдерживает процесс информатизации образования.
В этой связи обращает на себя внимание наметившаяся тенденция в мировом
образовании,  связанная с распространением
идеологии открытых ресурсов.   Термин «открытый» может быть заменен терминами   общедоступный, бесплатный или  свободно распространяемый.   Другими словами, под этим понимается как
свободный  доступ и использование в
учебном процессе,   как образовательных
ресурсов, так и программного обеспечения различного назначения.


 Метафорически это направление можно назвать
условно «коммунизмом в образовании».   Примером   успешной
реализации «коммунистического»  принципа  в образовании может служить свободная  энциклопедия wikipedia.org.


  Открытые 
образовательные ресурсы (ООР) создаются учебными и научными
организациями, информационными агентствами, профессиональными ассоциациями и
объединениями, государственными и межправительственными структурами. Данные
ресурсы имеют большое значение для образовательного сообщества, обладая
огромной ценностью для развития и распространения образования в мире. ЮНЕСКО
поддержало инициативу создания ООР, в которой сегодня участвуют около 150
крупнейших университетов из 21 страны мира, каждый из которых предоставил в
открытый доступ собственные учебные материалы в рамках консорциума Open Coursе
Ware (http://www.ocwconsortium.org/).


 Показательным примером в формировании ООР
может служить инициатива  Массачусетского
технологического института (МТИ), который   бесплатно предлагает свои курсы всем желающим
через сеть Интернета.  В российском
образовательном пространстве в настоящее время существует интернет-проект,
который  во многом созвучен инициативе
Массачусетского технологического института.  
Речь идет об Интернет-университете информационных технологий   (http://www.intuit.ru/courses.html).
Концептуальное обоснование проекта  
включает в себя следующие положения:  


1.     
За обучение не нужно платить (не нужно платить за то,
что человек читает книги);


2.     
Доступ к курсам свободный, для тестирования необходима
регистрация на сайте;


3.     
Все книги находятся в полном, открытом и бесплатном
доступе;


4.     
Авторы имеют право издавать свои учебники в других
издательствах;


5. Вузы имеют право бесплатно использовать курсы в
учебном процессе


По такому же пути пошел 
Московский институт экономики, менеджмента и права (www.miemp.ru), Московская
финансово-промышленная академия (www.mfpa.ru) и др., где выставлено
множество бесплатных качественных учебных курсов для дистанционного обучения.
Список таких «альтруистских»  проектов в
России   может быть продолжен.


В
отношении открытых образовательных ресурсов в России большая работа  проводится на уровне Министерства образования
и науки РФ. Например, электронные образовательные ресурсы, находящиеся в
открытом доступе в сети Интернет,   
представлены в следующих информационных системах:


·       
Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru);  


·       
Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru);



·       
Информационная
система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС
"Единое окно"http://window.edu.ru);
 


·       
Ресурсы, описания
которых находятся на Федеральном портале "Российское образование" (http://www.edu.ru). 


Тенденция
открытых ресурсов прослеживается и в программном обеспечении для целей
образования. Это касается, например, пакета свободного программного обеспечения
для нужд образовательных учреждений, которое проходит апробацию в регионах страны
в соответствии с  циркулярным  письмом ФАО от 17 июня 2008  №15-51-450/01-09 «Об использовании ПСПО для
ПСПО для ОУ РФ». Это позволит реализовать принципы свободного ПО (http://freeschool.altlinux.ru).


Среди общедоступного свободно распространяемого программного
обеспечения, которое можно бесплатно применять 
в учебном процессе, обращает на себя внимание свободное программное
обеспечение Мудл  для дистанционного
обучения через Интернет, сервисы Гугл, сервисы Интернета Веб 2.0 (блоги,
делишес, ютьюб, вики, фликр), программное обеспечение для проведения аудио/видеоконференцсвязи
Скайп и другие. Большинство этого программного обеспечения может «работать» на
опять же открытой, свободно распространяемой операционной системе  Линукс.


Все перечисленное  богатство
можно применять бесплатно  в учебном
процессе, затрачивая, конечно, определенные  
интеллектуальные усилия.  К
сожалению, анализ состояния применения ИКТ в образовательных учреждениях
показывает, что работники вузов и сузов  
мало проинформированы о таких возможностях, не говоря об его
эффективном  использовании в учебном
процессе. Поэтому с целью устранения такого положения дел    целесообразно  разработать 
программу «Применение общедоступных 
образовательных ресурсов и 
программного обеспечения  в
профессиональном образовании». Это начинание, на наш взгляд,  позволит обеспечить необходимый   уровень информатизации профессионального
образования в период  мирового
финансового кризиса.


 


 


 


 


 


 


 


Оценка трудозатрат интернет-преподавателя


 


 


Оценка  трудозатрат  интернет-преподавателя  



 Сеть Интернет все шире входит в   педагогическую практику  российских вузов. Интернет – технологии,  как одна из разновидностей дистанционных
образовательных технологий,   находит применение не только в дистанционном,
но и смешанном обучении (blended learning), когда в дидактически
целесообразной пропорции используются очные и дистанционные образовательные
технологии.  В такой  «ИКТ-насыщенной» образовательной среде преподаватель
продолжает оставаться ключевой фигурой в учебном процессе, хотя функции его
существенно меняются [1]. Требования к преподавателю многоплановы  и даже в минимальном объеме представляют
собой внушительный список [2].



 

1/Уметь формулировать  цели учебной дисциплины и конкретного занятия.

 

2/Знать структуру и уметь разработать  учебную программу дисциплины.

 

3/На уровне пользователя (как минимум) владетькомпьютером и уметь работать в сети   Интернет.

 

4/Знать дидактические и организационные характеристики различных форм проведения занятий, а также   уметь реализовать  в учебном процессе    типовые  виды занятий (лекции, семинары,практикумы…).

 

5/Выбирать и применять   в учебном процессе   дидактически обоснованные  средства информационно-коммуникационныхтехнологий (ИКТ).

 

Владеть основными   аудиовизуальными средствами поддержки учебных занятий (проектор, документ-камера,интерактивная  доска, микрофон и т.д.).

 

6/Знать                                                                                                                                                                психолого-педагогические и эргонометрические характеристики эффективной  визуализации учебной  информации и уметь готовить презентации к учебным занятиям, используя  ПО типа Ms PowerPoint.

 

7/Знать и применять разнообразные педагогические  формы контроляучебного процесса,  в том числе  в виде тестов.

 

8/Знать адреса, характеристики, а также осуществлять поиск и использовать  в учебном процессе образовательные ресурсы Интернета.

 

9/Знать дидактические и технические характеристикии уметь использовать дистанционные образовательные технологии в очной и в других формах получения образования.

 

10/Уметь разрабатывать   методические рекомендации и пособия для проведения учебных занятий.

 

11/Быть физически, психически и нравственно здоровым.

 


 Преподавательская деятельность при
дистанционном обучении с использованием интернет-технологий в физиологическом и
психологическом плане  существенно отличается
от   очного варианта. Это могут  подтвердить те преподаватели, которые
рискнули использовать интернет-технологии в учебном процессе  и на себе ощутили гораздо  большую 
  нагрузку различной этимологии. В настоящее
время  отсутствуют общепринятые нормы
работы  преподавателей в новых условиях,
что не позволяет адекватно планировать и оплачивать их работу администрацией
образовательного учреждения.   Цель настоящей дискуссионной работы - предложить
методику, скорее просто  подход,  вариант, основанный на опыте и здравом смысле,
который можно использовать для оценки трудозатрат преподавателя при выполнении
типовых работ при дистанционном обучении через Интернет.  


   Выделим
 типовые (базовые) элементы деятельности
преподавателя при преподавании по реальному   дистанционному  курсу гуманитарной направленности  применительно при дистанционном обучении.


1.       
Знакомство
(упрощенный вариант teambuilding)


     
2.Анкетирование   (адаптация, обработка входных и итоговых
анкет)

3.  Тестирование
(обработка результатов промежуточного и 
итогового тестирования).


4. Консультации.


5.       Семинары
(дискуссии).


6.       
Контрольная  работа (прием и проверка).


7.       
Итоговая
работа (прием и проверка).


8.       Отчет
(итоги, предложения по улучшению).


 

    Раскроем
подробнее содержание   элементов деятельности преподавателя,
рассмотренные выше. Введем некоторые условные 
обозначения N - число
слушателей, а K- число тем (модулей) курса. Опишем подробнее элементы учебного процесса.


1. Знакомство. Это мероприятие - важный элемент курса. Реализовать его можно
в реальном и отложенном времени, используя различные средства  коммуникаций (чат, форум, сервисы веб2.0
Интернета и др.). Если это мероприятие организуется
через чат, то  обычно отводится времени около
 1 часа. Если в форуме, то ориентировочные
затраты времени преподавателя составят Тз = NхТо, где То- это время, затрачиваемое
на  акт эпистолярного общения в текстовом
варианте объемом 0.25 страницы, которое    учитывает время, затрачиваемое  на  
включение аппаратуры, загрузку программного обеспечения,  вход в систему по логину и паролю. Эта
операции в сумме составляет обычно около 
2-4 мин. Типовое  сообщение при
педагогическом общении офлайн, объемом 600 зн. (0.25 стр.)  и   скорости печати на клавиатуре 100 зн/мин.,
займет  по длительности около   6 мин. 
Обдумывание содержания сообщения 
(размышление, поиск  справочного
материала, смысловая обработка  сообщения,
проверка орфография и т.д.) занимает не менее 10мин.  


Поэтому, общее время   оформления единицы смыслового текстового сообщения
составляет   приблизительно То=20 мин. 


 2.Анкетирование.
В случае использования заранее разработанных анкет, время на автоматизированную
обработку,  осмысление и формулировку
выводов при входном  и итоговом анкетировании
займет по 1 часу и составит  Та= 1 час +1
час = 2 часа.


3. Тестирование. При автоматизированном тестировании время Тр на
проверку результатов тестирования, в основном, уходит на  осмысление  результатов тестирования, формулировку выводов
и корректирующие учебного процесса. Тр обычно составляет 20-30 мин. Суммарное
время по тематическому и итоговому тестированию по  этому мероприятию составит Тт = (К+1)х Тр.


4.Консультации. Это очень распространенный  и важный элемент учебного процесса. Для
поддержания дисциплины  общения надо обычно
ограничивать число  консультаций,
например, не более трех на тему.    Тогда
общее время, затрачиваемое на консультации, составит Тк =  3 х То х K х N. Заметим, что число вопросов
существенно снижается, если заранее подготовить список часто задаваемых
вопросов и ответов на них (FAQ).


5. Семинар. Трудозатраты по проведению семинара по  каждой теме составляют Тс=К х N х То. Здесь рассматривается ситуация,
когда преподаватель должен отреагировать на каждое выступление слушателя, т.е.  используется самая распространенная схема проведения
электронного семинара [3].


 6. Контрольные
тематические работы (КР). Общее время на проверку работ преподавателем  за курс составит Ткр=К х N х 0.5 час. Здесь принято, что   трудозатраты
на проверку одной работы составляют 0.5 часа, согласно рекомендации   Минобразования
России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15.    


7. Итоговая работа. Используя рекомендации предыдущего документа Минобразования
по которым затраты на одного человека   составляют  1 час получаем  проверка итоговой работы   за курс
составит Ти = N чел.
х 1 час.


 Таким образом, суммарное время, затрачиваемое
на преподавание по курсу, определяется путем суммирования затрат времени  по элементам, т.е. Т=Тз+Та +Ти+ Тс+ Тк+Ти.


  Применим данных подход к  расчету трудозатрат при преподавании  дистанционного курса А. А. Андреева   «Дидактические и организационные основы
Интернет-обучения». Сценарий обучения включает в себя  предварительное тестирование и итоговое
тестирование,   при котором предусматривается  проведение консультаций, проверку контрольных
работ, проведение тематических семинаров по обсуждению и закреплению
теоретических вопросов, а также промежуточное тематическое тестирование. В
конце трехмесячного обучения слушатели выполняют и защищают итоговую работу.   Приняв такой сценарий и используя
рассмотренный подход при численности обучающихся в группе N= 10 чел. и количестве тем  К=6 получаем 
трудоемкость преподавания     Т= 129 час за три месяца. Продолжительность
курса 3 месяца=90дн. Из них в среднем  72
рабочих, т.е. в день преподаватель должен работать в среднем  2 часа.  


 Таким образом, предложенный методический
подход позволяет  достаточно просто рассчитать
трудозатраты преподавателя. Понятно, что данный подход может быть распространен
и для случая, если в учебном процессе использован набор элементов (видов
занятий), отличный от рассматриваемых.  Последовательность
действий при расчете трудозатрат такова. Согласно дидактическим  целям выделяются элементы учебного процесса,
далее, расчетно-теоретически или, исходя из нормативных документов рассчитывают
трудоемкости реализации элементов учебного процесса, которые в итоге
суммируются.


Литература



1.       
Андреев
А.А. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика) ч.I. -М.: МЭСИ, 2000.-141с



2.       
Рубин
Ю.Б., Леднев В.А., Андреев А.А. К вопросу о подготовке преподавателей в
современной высшей школе. Материалы Международной научно-методической
конференции  «Информатизация образования
– 2006». Г. Тула, 16-18 января 2006
г С.285-288.


3.       
 Андреев А.А. Форум в Интернете: методические
аспекты // Высшее образование    в
России. №12, 2005, с.31-36.


 


Не надо забывать, что

Читателям блога не надо забывать, что последовательность записей во времени идет снизу вверх

Какие сервисы будем исследовать на первых шагах


1.Вики (WikiWiki) – средство (программная среда) для создания коллективного
гипертекста при котором история внесения изменений сохраняется. Примеры http://wikipedia.com http://letopisi.ru


2.Блог
средство (программная среда) для публикация материалов в форме личного дневника в сети
с возможностью доступа к его чтению www.livejournal.ru


3.Делишес - средство (программная среда) для хранения закладок на веб-страницы
с описаниями и возможностью поиска http://www.bobrdobr.ru


4.Ютьюб - средство
(программная среда) для хранения, просмотра и обсуждения видеозаписей (http://youtube.com, http://rutube.ru).








В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу