![]() |
|
Владимир Суменков
26-12-2012 22:31 (ссылка)
Владимир Суменков
28-12-2012 16:46 (ссылка)
Homo noosferic - человек будущего. Главное его отличие от человека сегодняшнего дня - нравственный императив.
Комментарии запрещены
Владимир Суменков
20-05-2013 17:59 (ссылка)
Доклад др. Надкарни 5го марта 2007 г. (Invocation 27)
Когда мы говорим о жертвоприношении, то всегда предполагаем, что человек жертвует нечто ценное для себя по какой-то значительной причине. Но Божественный ни в чём не нуждается и ему не приходится ни от чего отказываться. Он как певец или художник делает всё ради удовольствия. Что же делает Божественный? Он творит ради самого творчества. И эта созданная модель мира может рассматриваться как процесс инволюции, за которой следует эволюция.
Это означает, что когда заканчивается процесс инволюции, начинается процесс эволюции. Начинается этот процесс из Несознания. Если Несознание – это формация Божественного, то стремление к восхождению, к развитию не может долго подавляться. Вот почему всегда, когда в человеческой истории возникает попытка истребить стремление к Божественному, оно возвращается с удвоенной силой. И неважно, вы или я стремимся к Божественному. Правильнее сказать, это земля стремится к Божественному через вас и меня. Мы все участники космической Йоги. Поскольку мы каналы космической Йоги, в нас создаётся стремление к Божественному, которое, следовательно, не может долго подавляться. Божественный также не ворвался стремительно в Несознание, этот процесс инволюции развивался постепенно. Процессом эволюции называется восхождение в сознание Божественного. Этот процесс восхождения тоже происходит постепенно, по ступенькам лестницы, имеющей семь уровней, от Анна (Материи) к Жизни, Уму, сверхразуму, а затем к Ананде, к Чит и, наконец, к Сат - таков процесс восхождения. Таким образом, существует две лестницы: нисхождения и восхождения.
Из всего этого процесса Шри Ауробиндо создал чудесную поэму. Современная физика говорит то же самое, но другим языком. Она рассказывает о большом взрыве, из которого возникло это творение. Что же произошло после большого взрыва? Возник мощный вихрь энергий, и прошло биллионы лет, пока сформировался атом, и ещё биллионы лет прошло, пока сформировалось солнце. Всё это темы исследований сложнейших лабораторий ведущих институтов мира. Если нам дадут книгу об этом, большинство нас, вероятно, отложит её в сторону, посчитав слишком скучной и технической. Но Шри Ауробиндо эту сагу об истории превратил в волнующий сюжет своей поэмы. Ни в какой другой поэзии мира не отражено эволюционное путешествие этого творения. Поэтому Шри Ауробиндо можно считать великим поэтом эволюции. Эволюция вряд ли рассматривалась в качестве сюжета для поэмы – в эволюции нет ничего волнующего, не так ли? В основном это история о земных формах жизни, сначала происходит расцвет растительности на земле, потом беспозвоночные развиваются в животных. На это развитие ранних форм жизни ушло очень много лет, пока эволюция не произвела человека. Много времени и много усилий потрачено природой. Но Шри Ауробиндо не считает что-либо напрасным, поскольку за так называемым напрасным усилием он видит мастерство высшего искусного мастера, Божественного. Через всё это развитие осуществляется магия Божественного. Этот процесс очень интересует и волнует Шри Ауробиндо, а если что-то вас волнует, то это может служить основой для поэмы. И во второй книге этот сюжет используется практически, и какая получилась поэма! Как прекрасно она выполнена! Чтобы показать это, прочту несколько строк:
Дух грезил в исходном космическом вихре,
Ум плавал, не понимая, в соке жизни
И груди Материи питали Идею божественную.
Рождалось чудо Абсолюта;
Бесконечность облачилась в конечную душу,
Весь океан жил в блуждающей капле,
Временем созданное тело вместило Безграничного.
Прожить эту мистерию пришли сюда наши души. Стр.101
Мы пришли сюда на землю как ограниченные существа, как множество мелких капель воды из океана, но цель нашего прихода сюда состоит не в том, чтобы раствориться – как долго выдержит капля? Цель в том, чтобы остаться каплей, маленькой ограниченной формой. Физически мы не можем стать больше, чем мы есть сегодня. Но мы можем вместить в ту каплю величие Бесконечного. Вот почему мы здесь. Никто не будет бесконечным физически, но оставаясь ограниченными физически, мы всё же сумеем проявить бесконечное совершенство Бога! Мы видим, что именно это здесь и происходит. И вся эта картина очень волнует Шри Ауробиндо, ему интересна каждая деталь этого процесса: где же заложен краеугольный камень, сколько цемента использовано Природой при создании этой вселенной – из всего этого создана чудесная поэма.
Именно Ашвапати проводит исследование эволюционной лестницы. Первый мир, который он исследует, а исследует он семь миров, это тонкий физический мир. Этот мир описывается в песне 2 книги 2. А как насчёт плотного физического мира, в котором живём вы и я, хорошо знакомый нам, который мы осязаем? Написал ли что-либо Шри Ауробиндо о нём? Если вы помните, Шри Ауробиндо детство провёл в Англии. Он там учился во времена, когда воспевалось превосходство физической природы, во времена материализма, который властвовал во всём интеллектуальном мире. Тогда утверждалось, что плотный физический мир является единственно реальным миром. В то время материализм был главенствующей философией западного мира и Шри Ауробиндо изучал эту философию. Он знал как его слабые, так и сильные стороны, и в «Савитри» есть несколько отрывков, особенно в книге 10, относящиеся к материализму. К ним относится долгий спор между Богом Смерти и Савитри, где прослеживается критика и оценка материалистического мировоззрения, что оно дало человечеству и каковы его слабые стороны. Но этого нет в книге 2, которую мы изучаем, и поэтому мы не будем в это углубляться. В книге 2 Шри Ауробиндо не касается плотного физического мира. Ашвапати входит в тонкий физический мир.
Теперь скажу несколько слов о тонком физическом мире. Этот мир нелегко воспринимается чувствами людей, исключая тех, у кого развито йогическое видение. Полагают, что великие художники обладают способностью проникать порой в этот мир, не осознавая этого. Полагают также, что с помощью хатха йоги человек может обрести такою способность, что позволит ему действовать в тонком физическом мире. Это мир утончённо прекрасных форм. Там всё очень красиво. То, что просто красиво здесь, в нашем плотном мире, говорит Шри Ауробиндо, в том мире божественно красиво. И в тонком мире также содержатся чистые архетипы, которые стоят за всеми феноменами, проявленными здесь, в плотном мире. Прежде чем что-либо проявится здесь, оно сначала обретает форму в тонком физическом мире и оттуда спускается в плотный физический мир. Но нет гарантии, что всё из тонкого физического мира проявится в плотном физическом мире. Однако может много чего произойти «между чашкой и губами», что-то может пойти не так. Это объясняет, почему люди видят что-то, какое-то событие, в тонком мире, но в плотном физическом мире это меняет свою форму и может стать чем-то совсем другим. Многих людей это сбивает с толку. Об этом даже спрашивали Шри Ауробиндо: «Почему такое происходит?» Он отвечал, что нет гарантии, что из тонкого физического плана всё проявится в плотном физическом мире в той же форме. Так вот, тонкий физический мир – это мир замечательной красоты. Шри Ауробиндо говорит, что когда артист или художник получает вдохновение, то потому, что, не осознавая этого, они контактируют с существами, или формами, или с силами тонкого физического плана. Но этими силами или существами невозможно командовать, можно только полагаться на их милость: они приходят, когда хотят. Иначе каждый из нас мог бы стать великим поэтом, но так не бывает.
Этот мир также служит защитной кровлей нашего физического мира. Из высших миров постоянно изливаются на нас силы, и мы не способны вместить многие из них. Поэтому тонкий физический мир служит защитой, и только определённым силам позволяется спуститься, главным образом тем, которые мы можем выдержать. Это одна из функций тонкого физического мира. Это прекрасно описано на странице 103:
Прекрасная ступень в иерархии чудесного,
Царство волшебного мастерства тонкой Материи
Очерчивалось на фоне яркого неба,
Из блеска и лёгкой дымки возникало
Его чарующе открытый вид.
Мир прекрасных форм соседствовал с нашим,
Там искажающее зрение земли не скрывало,
Что все формы прекрасны, а все вещи истины.
В той прозрачной среде, мистически ясной,
Глаза были дверьми для небесного восприятия,
Слух наполнялся музыкой, касание было чарами
И сердце глубоко вдыхало силу. Стр.103
У Ашвапати Шри Ауробиндо есть одно интересное качество: не зависимо от того, где он находится, а он посещал миры более счастливые, чем земля, и наслаждался жизнью в этих мирах, но где бы он ни был, мысли о земле и её трудном положении не оставляли его. Даже когда он находился в совсем другом регионе, его мысли постоянно возвращались к земле: «Бедная земля, почему она не может получить немного этого великолепия?». Мысли о земле, о том, что она должна перерасти своё нынешнее состояние, и т о, что он должен сделать для этого – эти мысли постоянно звучали в уме Ашвапати. Когда он рассказывает о тонком физическом мире, он спрашивает: «Может ли эту красоту принять земля? Стоит ли стараться сделать землю соучастницей этого величия?» Шри Ауробиндо никогда не терял надежду в отношении земли. Он знает каждый недостаток земного сознания, каждый недостаток человеческих существ. Но он видит, независимо от того, насколько несовершенна земля, что у неё есть нечто, чего нет у других миров. И что же это? Земля – это лишь «колыбель душ» (стр.107). Здесь взращиваются души. Это единственный эволюционирующий мир. Даже если вы бог, а я уверен, что все вы боги, хотя вы этого не знаете, если вы хотите развиваться дальше, вам придётся спуститься в наш мир, облачиться в человеческое тело, только так вы сможете превзойти ваше существующее состояние. Поэтому он говорит: «Земля – удивительное место! Не смотрите на её нынешнее положение, смотрите на скрытые возможности земли: она – колыбель душ. Место, где будут создаваться боги, будут создаваться совершенные существа». И поэтому он всегда надеется на будущее, и на странице 107 он говорит:
Эта трясина должна приютить орхидею и розу,
Из её слепой упрямой субстанции должна появиться
Красота, что принадлежит более счастливым сферам.
Это – судьба, что была завещана ей,
Словно павший бог поручил золотую обязанность
Слепой силе и душе, лишённой свободы.
Бессмертного божества бренные части
Она должна восстановить из утраченных фрагментов,
Переписать документ, где-то там заполненный,
Свой сомнительный титул заменить на божественное имя. Стр. 107
Но Ашапати не может довольствоваться даже таким восхитительно прекрасным физическим миром. Этот мир больше похож на красивый выставочный зал: все вещи здесь красивые изысканные. Но он пришёл сюда не развлекаться, он пришёл не просто смотреть на красивые вещи. У него две цели, из-за которых он предпринял это путешествие. Первое, он узнаёт, что все эти миры, и земля как низшая ступень, все высшие миры: многочисленные витальные, ментальные, многие другие миры на разных планах – они полностью взаимосвязаны. Они не только взаимосвязаны, но силы и существа из высших миров постоянно воздействуют на наш мир, на землю. Некоторые из этих сил благотворные, помогают нашему росту, принося нам великое благословение, а некоторые из этих сил очень злобные, они тоже иногда спускаются на землю. Например, Шри Ауробиндо говорил о том, что произошло в Германии в конце тридцатых годов, когда там спустилось много злобных сил, которые извратили народ, и их поведение стало таким, каким мы его знаем. В другом отношении германцы очень добрый народ. Если где-то в мире серьёзно изучают санскрит и Калидаса, так это в Германии. Но что же произошло с этим прекрасным либеральным народом? Иногда даже в такое общество внедряются злобные силы, и результат такого вторжения очень, очень очевиден. Шри Ауробиндо интересовало, что именно происходит, когда приходят такие злобные силы. Откуда они приходят? Можно ли их остановить? Его всё это очень интересовало. Поэтому он занимался тем, чтобы найти все эти миры и обезопасить нашу землю от вторжения этих злобных сил. Мы не пойдём туда сейчас. Когда он узнал о такой склонности враждебных сил, он много лет провёл, подавляя в человеческом сознании то, что притягивало эти силы.
Второе, в результате исследования этих миров Ашвапати увидел, что земля вышла из Божественного, что однажды она станет добиваться божественного совершенства. Когда? Когда это произойдёт? Что нужно земле, чтобы добиться этого? Чтобы узнать это, он исследует эти миры, он ищет Силу, творческий принцип, который можно спустить на землю, чтобы жизнь земли могла быть трансформирована. Человеческие существа ждут тысячелетия, приходили аватары, приходили великие люди, осуществлялись особенные реформы, но человеческая жизнь в основном остаётся прежней. Те же ограничения связывают её сегодня, что и одно и два тысячелетия назад. Можно ли это изменить? Вот для чего он предпринял то путешествие по мирам. Такой освобождающей силы он не находит нигде в проявленном мире, и поэтому в книге 3 он входит в Трансцендентальный Мир, где встречает Высшую божественную Мать. И там он видит супраментальный мир, который ещё не проявился, и он уговаривает Мать спустить на землю супраментальную силу. Вот в чём заключается двойная цель его путешествия.
Ашвапати в тонком физическом мире не находит того, что ищет. Он обнаруживает, что этот мир – «мир безупречной красоты, что приходит по милости природы». «Фантазия совершенной линии и правила», но ещё он обнаруживает, что этот мир «не имеет разрешения на ошибку и на поражение, у него нет возможности на ошибку и нет силы на неудачу». Он понимает, что это не то, что он ищет. Здесь всё предопределено, нет возможности делать ошибки, нет возможности для роста и дальнейшего развития. Он осознаёт, что это бесплодный мир. Поэт так описывает неудовлетворённость Ашвапати этим миром:
Совершенная картина в совершенной раме,
Это волшебное искусство не могло лишить его воли:
Оно принесло лишь мимолётное прекрасное облегчение;
Беззаботный час прошёл в лёгком блаженстве.
Наш дух устаёт от поверхностного бытия,
И обращается к скрытым силам и глубоким структурам.
Теперь он искал более великий свет. Стр.115
Когда Ашвапати обнаруживает, что тонкий физический мир похож на парк развлечений, что в нём больше ничего нет, он решает идти дальше. Он оставляет этот мир и идёт в высшие миры.
Ближайшие высшие миры – это в основном царства Жизни, витальные миры. Из пятнадцати песен книги 2 семь песен посвящены описанию жизненных миров. В них есть разные уровни. Также есть великие миры фальши и зла. Всё это части одного плана, и он проходит их все. Этот жизненный мир очень сложный. Теперь перейдём к следующей песне 3, которая называется «Слава и падение жизни».
Бесспорно, это длинная песня, занимает около семнадцати страниц. В ней чудесно изображается главная опасность витала. Какова главная опасность витала? Не похоже, что это какая-либо инертность. Витал всегда активен и подвижен. Он всегда пробует что-либо новое. Витал отличается неистощимым разнообразием и творчеством, безрассудной страстью к переменам, ненасытной жаждой нового. Это похоже на желание подняться на Эверест. Зачем нам подниматься туда? Нами движет желание приключений – мы всегда пытаемся сделать то, что до нас никто не делал. Жизнь старается расшириться во всех направлениях и, поскольку, кажется, что контроля нет, нет ориентиров для этого потока творчества, то это сопровождается разрушением. Но жизнь настолько слепа, что никогда не может отличить созидание от разрушения. Она бесконечно продолжает создавать, действовать, разрушать, создавать …. Всё это Шри Ауробиндо описал очень красиво. Как можно сделать из этого поэму? Вот только послушайте:
Огромная непоследовательность была законом её действий,
Словно бы каждая возможность должна быть исчерпана,
В галопе громовых копыт превратностей
Она неслась по гоночным полям Обстоятельств,
Или, колеблясь, металась меж своими высотами и глубинами,
Поднимаясь или разбиваясь на непостоянном колесе Времени.
Средь утомительных извивов серых желаний
Она корчилась, червь среди червей, в грязи Природы,
Затем, становясь Титаном, всю землю делала своей пищей,
Жаждала моря сделать своим платьем, звёзды – венцом,
И, крича, шагала с одного пика на другой,
Шумно требуя миры для завоевания и правления. Стр.117
Только Шри Ауробиндо мог написать так!
Отметим, что витал большой друг депрессии и печали, и Шри Ауробиндо пишет:
Затем, беспричинно влюбляясь в лик Печали,
Она погружалась в пучину страданий
И, барахтаясь, цеплялась за собственные невзгоды.
Печально беседуя со своей расточительной самостью,
Она вела счёт всему тому, что потеряла,
Или сидела с горем, как со старинным другом. Стр.117
Это первая часть песни три. В частях два и три чудесно описываются высшие уровни витала – разного рода небеса: восторга, красоты и т.д. Эти небеса изобилуют всеми чудесными вещами, которые витал постоянно хочет иметь. Я прочитаю только немного из этих описаний, поскольку всё, что я могу сказать об этих небесах, что они более прекрасны и чудесны, чем что-либо на земле, чем мы можем себе вообразить. Если вы послушаете стихи с этими описаниями, то, по меньшей мере, получите некоторое представление о том, что Шри Ауробиндо хотел передать. Возьмём отрывок на странице 119:
Высились спирали, яркие магические кольца,
И мерцающие сферы странного блаженства
Проплывали вдали как символический мир.
В тревогах и трудах участвовать не могли они,
В несчастьях помочь не могли они,
Глухие к страданию жизни, к борьбе и горю,
Незапятнанные её гневом, унынием и ненавистью,
Не волнуемые, равнодушные смотрели вниз великие планы,
Вечно блаженные в своём бесконечном праве.
Поглощённые собственной красотой и довольством,
Своей бессмертной радостью, уверено жили они.
Обособленные собственной славой поглощённые и отдалённые,
Пылая, плыли они в смутной прозрачной дымке,
Вечное убежище светлых грез,
Туманность великолепия богов,
Созданная из размышлений вечности.
Трудно представить, что такое существует. Стр. 119
В этих двух частях несколько страниц с таким описанием – описанием миров восторга, миров бессмертия и счастья, и нам хотелось, чтобы хоть немного из этого можно было пережить здесь на земле. Далее поэт рассказывает нам:
Радости неба могли бы быть на земле, если б она была чистой.
Могли бы достичь наши обожествлённые чувства и сердца
Какого-то естественного счастья высшей яркости,
Какого-то трепета абсолютностей Суперприроды:
Все силы могли бы смеяться и играть на твёрдых дорогах земли
И никогда не чувствовать жестокого лезвия боли,
Вся любовь могла бы резвиться, не зная позора Природы.
Но во дворах Материи она поселила свои мечты
И её двери пока закрыты для высших вещей. Стр. 123
Проблема в этом.
Очень много красивых описаний, но я прочту ещё несколько строк, а потом продолжим.
Творение выскакивало прямо из рук Бога;
Чудо и восторг бродили по дорогам.
Только чтобы быть высшим восторгом,
Жизнь счастливо смеялась смехом души
И радость была царём, а Любовь – министром.
Это приводит нас к последней части этой песни, где описывается падение Жизни.
Согласно метафизике Шри Ауробиндо, когда возникает зов земли к высшим уровням сознания, тогда, естественно, приходит ответ. Следующий высший уровень над землёй – Жизнь. Поэтому когда от земли поднимается устремление к Жизни и когда земля готова её принять, от Жизни-мира спускается ответ. И так же, когда человек готов к ментальному сознанию, от земли поднимается мольба и из ментальных миров приходит отклик. Так вот, Шри Ауробиндо верит, что земля готова к супраментальному сознанию и от земли должно подняться устремление за супраментальным сознанием и тогда придёт отклик от супраментального плана.
Когда есть такой призыв, такая мольба, чтобы спустилась жизнь, она спускается из Жизни-мира. Сейчас Жизнь часто называют «виталом», по сути, она произошла из Высшей Божественной Матери. Главным образом, это Чит-Шакти Господа, Сознание-сила Господа. И, следовательно, если это сознательная сила Божественного, то она в качестве своей собственности должна обладать Восторгом, Бессмертием и Энергией. Поэтому этот великий мир Восторга, Бессмертия и Энергии сейчас готовится спуститься на землю, прийти вниз на землю. Но поэт указывает, что землёй владеет материя. Материя владеет этой землёй. И Материя не хочет вторжения никакой другой силы и даже Бога. Но сейчас Жизнь очень хочет прийти на землю и принести ей эти важные великолепия Бессмертия, Восторга и т.д. Материя остаётся непреклонной и останавливает, говоря: «Пожалуйста, остановись – ты вторгаешься на мою территорию». Жизнь отвечает: «Послушай, было великое устремление, чтобы я спустилась, и я готова спуститься со всем моим богатством блаженства на землю». А Материя говорит: «Ты можешь прийти, но на моих условиях». Какие это условия? Материя говорит Жизни о том, какие условия она должна принять прежде, чем сможет спуститься на землю и водвориться на земле: это Смерть, Неспособность, Невежество и Желание. «Захочешь ли ты связать себя этими правилами?» У Жизни нет другого выбора, кроме как согласиться на эти условия. И Жизнь принимает эти условия. Вот то, что в действительности произошло. В результате «Мощь пришла на землю благословить и осталась на земле страдать и стремиться». Стр. 133
Это очень красиво изложено на странице 130:
Жизнь услышала зов и оставила свой родной свет.
Изливаясь из своего ясного великолепного плана
На жёсткую спираль и неуклюжесть смертного Пространства,
Сюда изливал и милосердный великокрылый Ангел
Своё великолепие, свою быстроту и блаженство,
Надеясь наполнить прекрасный новый мир радостью.
Словно пришла богиня к душе смертного
И обняла его своим небесным объятием,
Спустилась она, чтобы сделать себе дом в преходящих формах;
В лоно Материи внесла она пламя Бессмертного,
В нечувствующей Пустоте разбудила мысль и надежду,
Поразила своим очарованием и красотой плоть и нервы
И навязала восторг бессознательной структуре земли.
Живое, покрытое деревьями, цветами и травами
Большое коричневое тело земли улыбалось небесам,
Лазурь отвечала лазури в смехе моря:
Новые чувствующие создания наполнили невидимые глуби,
Слава и быстрота жизни проявлялась в красоте зверей,
Человек смел, думал и встречал мир своей душой.
Но пока магическое дыхание продолжало свой путь,
Прежде, чем дары смогли достичь наших заточённых сердец,
Тёмное неясное Присутствие всё подвергло сомнению. Стр. 130
Здесь, в сердце Материи обитает тёмное неясное Присутствие. Оно не позволяет сознания подниматься легко по лестнице эволюции. Это Присутствие оказывает постоянное сопротивление эволюции, и на каждой стадии эволюция сталкивается с сопротивлением, и Савитри тоже встретит это Присутствие в форме Бога Смерти в книге 9 и 10 «Савитри».
Тайная Воля, облачившись в Ночь,
Предлагает духу испытание плотью,
Навязывая таинственную маску смерти и боли. Стр. 130
Таково в основном содержание песни 3. Во время этих наших учебных курсов мы рассматривали ещё одну песню. Последние два дня мы просмотрели так же песню 4, одну из самых длинных песен, занимающую 18 страниц. Когда я попытался кратко изложить её, я не нашёл, что в ней можно пропустить. И я понял, что в этой песне слишком богатое содержание, чтобы её можно было кратко передать. Мы вернёмся к ней в ближайшее время. Учебное занятие на следующий год мы начнём с песни 4.
Прежде, чем закончить я бы хотел сделать два общих замечания, касающиеся «Савитри». Первое, я уже немного сказал о том, что никто не описал эволюцию так, как это сделал Шри Ауробиндо. Шри Ауробиндо великий поэт эволюции. Он исследовал эволюцию на всех её уровнях – от Несознания до Суперсознания.
В книге 2 песни 4 Ашвапати погружается в подсознание человека. Там он видит грубые инстинкты, которые сталкиваются друг с другом. Там нет красоты, там уродство, ссоры, раздоры … Поэтому одна часть ума Ашвапати приходит к заключению, что это бесполезный мир. Ничего хорошего из него выйти не может, надо о нём просто забыть. Но другая часть его ума более восприимчивая говорит: «Как это может быть бесполезный мир? Давайте рассмотрим его поближе». И когда Ашвапати начинает рассматривать его, он понимает, что это не бесполезный мир, таким загадочным способом работает Божественный. Это удивительно, но, кажется, для Божественного это естественный способ.
Что происходит в мире прямо сейчас? Я не буду много говорить об этом. Если посмотреть на мир, почитать газеты, посмотреть новости, мы увидим, что в мире множество столкновений, конфликтов, нам в лицо смотри надвигающиеся экологические бедствия, нигде нет согласия, ни на одном континенте. Повсюду беспорядки. Кажется в Европе некоторый покой, но может быть потому, что конфликты истощились за время Второй Мировой войны. Но в других местах – взять Африку - там идут войны, Америка тоже вовлечена в различные войны, Латинская Америка тоже ведёт войну, но другого рода. Конфликты повсюду. Ситуация на Индийском полуострове и в соседних странах вам хорошо известна. Если у вас есть пристрастия и антипатия, то вы также разделяете вину за происходящее. Если смотреть беспристрастно на весь мир, то, кажется, что он в беде. Поэтому многие приходят к выводу, что это бесполезный, бесплодный мир. Но Шри Ауробиндо говорит, что это не безнадёжный мир. Разумеется, мир бурлит, он кипит, но из этого что-то получается, возникает великое устремление к новой Истине, к Супраментальной Истине.
http://blogs.mail.ru/mail/t...
Из записи в блоге Тамары Волосатовой.
И об этом снова и снова говорит «Савитри». Я всегда чувствовал, что когда Шри Ауробиндо писал «Савитри» в Пондичери, неизвестный миру, делал он это для мира. Он не просто писал «Савитри». В ней он оставил последующему поколению великую вдохновляющую идею, великую силу и энергию, которая всегда будет поддерживать эволюционный процесс человека. Многие ощутили это на себе: если вы в депрессии, а она легко приходит в современном мире, если чувствуете, что всё идёт не так в вашей жизни, в мире, то лучшее средство от такой депрессии – чтение «Савитри». Откуда у «Савитри» эта сила? Потому что Шри Ауробиндо писал «Савитри» не только как великую поэму, но как средство, пропускающее оккультный мир с его вибрациями любви, надежды и радости. Именно это вы получаете, когда читаете «Савитри». Я уверен, что «Савитри» - это мост к новому миру, который создал Шри Ауробиндо для всех нас. У «Савитри» не только внешнее тело, форма «Савитри» - только внешняя оболочка. Дух «Савитри» Шри Ауробиндо вложил в оккультный мир, и когда мы следуем по пути, указанному Шри Ауробиндо и Матерью, то «Савитри» послужит нам средством, чтобы мы могли продолжать это путешествие. В «Савитри» Шри Ауробиндо оставил нам достаточно средств, которые помогают и дают возможность продвигаться к новому миру по пути надежды, любви и радости. Вот поэтому многие считают «Савитри» золотым мостом, который приведёт нас к новому миру.