Среди первых западных путешественников, которые посетили Тибет,была французская исследовательница буддизма Александра Дэвид-Нил(1868—1969). Ей, боровшейся за равные с мужчинами права за столетие до начала феминистского движения, принадлежит честь быть первой западной женщиной, которая побывала в Лхасе (в возрасте 54 лет) и которую официально принял Далай-Лама.
Поскольку путешествовать по Тибету было очень опасно,Александре Дэвид-Нил и ее спутнику, тибетскому ламе,пришлось переодеться в налхор-па,или нищих пилигримов. Только благодаря анонимности и маскараду они могли безопасно передвигаться по стране, и все-таки им приходилось опасаться бродячих разбойников и полиции.Британское правительство постоянно искало ее, чтобы выслать из Тибета;так поступили бы и тибетские правители, если бы знали, кто скрывается под маской пилигрима.Дэвид-Нил провела в Тибете в общей сложности более 12 лет, приблизительно с 1912 по 1924.Она описала свое замечательное путешествие и свои открытия в ряде популярных книг,которые до сих пор переиздаются и являются захватывающим чтением.Во время своего 12-летнего пребывания в Тибете она видела таинственные ,кажущиеся волшебными достижения адептов, мастеров, мудрецов и магов.
Александра Дэвид-Нил была практикующим буддистом.Она изучала тибетскую культуру и язык под руководством Панчен-Ламы,настоятеля Ташилумпо, монастырского университета, который был тибетским эквивалентом Оксфорда или Гарварда.Он располагался возле города Шигадзе и обладал богатой библиотекой; в нем жили 3 800 монахов. В этом университете Дэвид-Нил получила тибетский эквивалент степени доктора философии в изучении буддизма, и ее наградили почетным одеянием ламы. Для любого человека с Запада, а тем более для женщины из Франции,получить такое признание в Тибете было необычайным достижением — и остается таковым по сей день. По словам Его Святейшества Четырнадцатого Далай-Ла-мы, Александра Дэвид-Нил была «первым человеком, который представил Западу настоящий Тибет» и «передал подлинный аромат Тибета таким,каким он его ощутил» Несомненно, история путешествий Дэвид-Нил очень увлекательна, но подлинную ценность представляют те учения, с которыми мы благодаря ей познакомились. Подобно Блаватской и Сполдингу, Дэвид-Нил привезла из Тибета рассказы о таких замечательных мистических и духовных подвигах,в сравнении с которыми бледнеют события, пересказанные полковником Брэдфордом. Она описала необычайные способности многих «духовных спортсменов», которых она повстречала в своих странствиях.В действительности сама Александра Дэвид-Нил была истинным адептом ,ведь она была посвящена в тайны нескольких тибетских ритуалов и иногда демонстрировала свои необычные способности.Так, некоторые мастера могут, сидя обнаженными на холодной снежной вершине и завернувшись в одеяла, пропитанные ледяной водой, превратить воду в пар и полностью высушить одеяла. Они делают это благодаря специальному виду дыхания под названием тумо.Человек генерирует внутри себя тепло,комбинируя особый способ дыхания,определенные мысли и образы Все это усиливает внутренний жар в солнечном сплетении.Первые западные путешественники по Тибету (среди них Александра Дэвид-Нил и У. И. Эванс-Венц) сообщали об этом необычайном феномене.Те,кто практиковали дыхание тумо, могли сидеть обнаженными на снегу,завернувшись в одеяло, пропитанное ледяной водой. Они были способны превратить воду в пар и полностью высушить одеяло.
Александра Дэвид-Нил, которая всегда страдала от холодной погоды, настолько хорошо овладела дыханием тумо,что могла путешествовать по Тибету в сравнительно легкой одежде. Тумо освободило ее от страха перед холодом и от самого холода.Несколько столетий назад один из выдающихся йогов Тибета оценил дыхание тумо за его практическую ценность как альтернативу теплой одежде. Адепты тумо могут с удобством сидеть на покрытых снегом горах, одетые лишь в легкие одежды из хлопка. Демонстрируя свое владение дыханием тумо, монахи растапливали лед на одеялах.Дэвид-Нил также видела лунг-гом(хождение в трансе) Люди, владеющие этой способностью, могут преодолевать большие расстояния, не останавливаясь, чтобы поесть или попить, в течение многих дней. Мастера лунг-гом как бы летят над землей —так описывали многие это поразительное умение. Тибетские ламы овладевали этим искусством после напряженных занятий, куда входили дыхательные упражнения, мантры и визуализация. Ключевой момент в лунг-гом — сосредоточить сознание на стихии воздуха и на ее качествах, особенно на легкости, так сильно, чтобы практически отождествить себя с воздухом.
Дэвид-Нил описывала одного лунг-гом-па,который настолько овладел этой техникой ,что ему приходилось надевать тяжелые железные цепи, чтобы стоять на земле и не взлетать в воздух.Наблюдая за еще одним скороходом, Дэвид-Нил заметила,что он не бежал, но,«казалось, парил над землей, передвигаясь прыжками». Его лицо было совершенно спокойным и отрешенным,глаза широко открыты,взгляд прикован к какому-то объекту вдали.Его шаги,ритмичные,как качание маятника,были мягкими, и каждый раз,когда нога касалась земли,он подпрыгивал в воздух,словно мяч. «Когда лама проходил мимо, мои слуги спешились и склонились до писала Дэвид-Нил.В таком состоянии транса скороходы способны покрывать за короткое время огромные расстояния,и при этом кажется,что они совершенно не устают. Несомненно, что такое умение было весьма ценным с практической точки зрения в столь малонаселенном районе Земли с таким сложным ландшафтом. А однажды в результате долгой концентрации мысли перед ней появился добродушный, невысокий и толстый монах. Он то возникал, то исчезал перед ее взором. Видели его и другие свидетели. Мадам Дэвид-Нил сначала вызывала этот материализованный образ тогда, когда хотела. Постепенно коротышка становился беспокойным и дерзким, его внешний вид начинал произвольно меняться. И вскоре Дэвид-Нил уже не в силах была управлять им — недостаточно тренированный ум не позволял сохранять контроль над этой сущностью. Женщина не на шутку встревожилась и решила “разрушить” собственное творение. Но сделать это оказалось непросто. Полгода потратила она, чтоб произошел обратный эффект — материализованный образ вернулся в мир воображаемого, то есть туда, откуда он был извлечен. Словом, Дэвид-Нил с большим усилием удалось изгнать коротышку из собственных мыслей.
Александра Давид-Неэль (фр. Alexandra David-Neel, 1868—1969) — французская путешественница, писательница и исследовательница Тибета. С ранних лет Александра интересовалась всем необычным, увлекалась чтением приключенческих романов Жюля Верна и Эмара, слушала рассказы знакомого географа Элизе Реклю о странах, в которых он побывал. Благодаря тому же географу была «заражена вирусом» анархизма и атеизма, также была увлечена оккультизмом. В отрочестве бежала от родителей путешествовать из Франции в Испанию на велосипеде. Обучалась в католической школе и Брюссельской консерватории. Хорошо пела и подавала надежду как пианистка. Затем родителями была отправлена в Лондон для повышения квалификации в качестве пианистки. Здесь её познакомили с основательницей теософского общества Еленой Блаватской, которая заинтересовала Александру рассказами о Тибете. По возвращению в Париж, Александра начала петь в театре «Опера комик», пела в том числе и оперы своего сочинения. Посещала заседания местных теософов, а также сходки анархистов. Тогда же написала атеистический трактат «Во имя жизни». Вступила в масонскую ложу добившись высокой степени посвящения. В 1891 году впервые посетила Индию, где в теософской коммуне изучала санскрит и йогу. Мечтала о путешествии в Гималаи, в Тибет — волшебную страну. Этому мешало в том числе отсутствие денег — родители отказались помогать ослушавшейся дочери, из парижского театра Александру уволили по причине нескольких взрывов в Париже, устроенных анархистами. В 1900 году Александра переехала в Тунис, устроилась работать в местный театр. Там познакомилась с железнодорожным инженером Филиппом Неэлем. По просьбе умирающего отца вышла замуж в 1904 году за Филиппа, но через пять недель после замужества она уехала в Париж. При финансовой поддержке своего мужа Александра вновь отправилась в Индию в 1911 году. Супруг относился к её увлечению с пониманием — с этим отъездом началась многолетняя переписка между супругами, которая не прерывалась вплоть до смерти Филиппа в 1940 году и полностью заменяла им семейную жизнь. В Индии Александра изучала индийскую культуру и религию. Из-за невозможности проникнуть в Тибет с запада (им завладели китайские войска)[источник?], Александра с послушником-тибетцем Афуром Йонгденом попала в Японию, потом Корею и Китай, собравшись проникнуть в Тибет с востока. Ей это удалось сделать только в феврале 1924 года. Ей повезло — на одном из пограничных постов в ней не признали иностранку и пропустили. Позже она описала этот момент:« Я достигла Лхасы, высохшая, как скелет. В течение двух месяцев я бродила по храмам и террасам монастыря, и ни одна душа не догадывалась, что впервые за всю историю человечества западная женщина видит сокровенные тайны этого закрытого города. » В Лхасе Александра увидела стены дворца Потала — резиденции Далай-ламы. Пробыв в тибетской столице два месяца, Александра отправилась в обратный путь. Уезжая не более чем на полтора года в Азию, она пробыла там четырнадцать лет — в мае 1925 года она прибыла в Гавр. По возвращении домой, Александра начала читать лекции, а в 1927 году издала книгу «Путешествие парижанки в Лхасу». После смерти мужа Александра выстроила на юге Франции, в городке Динь, дом «Самтен-Дзонг» («обитель размышления»), выполнявший функцию тибетского культурного центра. Туда начали приезжать мистики, мечтавшие научиться чудесам, описанных в книге Давид-Неэль. В своих книгах она рассказывала о людях, умеющих летать, умирающих и воскресающих по своему желанию. Она объясняла, что суть буддизма заключается не в этих внешних эффектах, а в изменении сознания, и что на этом пути она сама пока не достигла высот. О том же она говорила на лекциях, с которыми объездила многие страны Европы. Оставшиеся годы Александра Давид-Неэль посвятила изучению культуры Тибета и написанию книг о своих путешествиях. Своё последнее путешествие — восхождение на альпийский перевал высотой более двух тысяч метров — Александра совершила в 82 года. Она умерла в 101-летнем возрасте. Прах её был развеян над водами Ганга. В Дине, где она жила последние годы, Александру считали чудачкой и фантазёркой. Местные жители были немало удивлены, когда через двадцать лет после её смерти в «Обители размышлений» побывал Далай-лама, почтивший её память.
Давид-Неэль Александра
Среди первых западных путешественников, которые посетили Тибет,была французская исследовательница буддизма Александра Дэвид-Нил(1868—1969). Ей, боровшейся за равные с мужчинами права за столетие до начала феминистского движения, принадлежит честь быть первой западной женщиной, которая побывала в Лхасе (в возрасте 54 лет) и которую официально принял Далай-Лама.
Поскольку путешествовать по Тибету было очень опасно,Александре Дэвид-Нил и ее спутнику,
тибетскому ламе,пришлось переодеться в налхор-па,или нищих пилигримов. Только благодаря анонимности и маскараду они могли безопасно передвигаться по стране,
и все-таки им приходилось опасаться бродячих разбойников и полиции.Британское правительство постоянно искало ее, чтобы выслать из Тибета;так поступили бы и тибетские правители, если бы знали, кто скрывается под маской пилигрима.Дэвид-Нил провела в Тибете в общей сложности более 12 лет, приблизительно с 1912 по 1924.Она описала свое замечательное путешествие и свои открытия в ряде популярных книг,которые до сих пор переиздаются и являются захватывающим чтением.Во время своего 12-летнего пребывания в Тибете она видела таинственные
,кажущиеся волшебными достижения адептов, мастеров, мудрецов и магов.
Александра Дэвид-Нил была практикующим буддистом.Она изучала тибетскую культуру и язык под руководством Панчен-Ламы,настоятеля Ташилумпо, монастырского университета, который был тибетским эквивалентом Оксфорда или Гарварда.Он располагался возле города Шигадзе и обладал богатой библиотекой; в
нем жили 3 800 монахов. В этом университете Дэвид-Нил получила тибетский эквивалент степени доктора философии в изучении буддизма, и ее наградили почетным одеянием ламы. Для любого человека с Запада, а тем более для женщины из Франции,получить такое признание в Тибете было необычайным достижением — и остается таковым по сей день. По словам Его Святейшества Четырнадцатого Далай-Ла-мы, Александра Дэвид-Нил была «первым человеком, который представил Западу настоящий Тибет» и «передал подлинный аромат Тибета таким,каким он его ощутил» Несомненно, история путешествий Дэвид-Нил очень увлекательна, но подлинную ценность представляют те учения, с которыми мы благодаря ей познакомились. Подобно Блаватской и Сполдингу, Дэвид-Нил привезла из Тибета рассказы о таких замечательных мистических и духовных подвигах,в сравнении с которыми бледнеют события, пересказанные полковником Брэдфордом. Она описала необычайные способности многих «духовных спортсменов», которых она повстречала в своих странствиях.В действительности сама Александра Дэвид-Нил была истинным адептом
,ведь она была посвящена в тайны нескольких тибетских ритуалов и иногда демонстрировала свои необычные способности.Так, некоторые мастера могут, сидя обнаженными на холодной снежной вершине и завернувшись в одеяла, пропитанные ледяной водой, превратить воду в пар и полностью высушить одеяла. Они делают это благодаря специальному виду дыхания под названием тумо.Человек генерирует внутри себя тепло,комбинируя особый способ дыхания,определенные мысли и образы
Все это усиливает внутренний жар в солнечном сплетении.Первые западные путешественники по Тибету (среди них Александра Дэвид-Нил и У. И. Эванс-Венц) сообщали об этом необычайном феномене.Те,кто практиковали дыхание тумо, могли сидеть обнаженными на снегу,завернувшись в одеяло, пропитанное ледяной водой. Они были способны превратить воду в пар и полностью высушить одеяло.
Александра Дэвид-Нил, которая всегда страдала от холодной погоды, настолько хорошо овладела дыханием тумо,что могла путешествовать по Тибету в сравнительно легкой одежде. Тумо освободило ее от страха перед холодом и от самого холода.Несколько столетий назад один из выдающихся йогов Тибета оценил дыхание тумо за его практическую ценность как альтернативу теплой одежде. Адепты тумо могут с удобством сидеть на покрытых снегом горах, одетые лишь в легкие одежды из хлопка. Демонстрируя свое владение дыханием тумо, монахи растапливали лед на одеялах.Дэвид-Нил также видела лунг-гом(хождение в трансе)
Люди, владеющие этой способностью, могут преодолевать большие расстояния, не останавливаясь, чтобы поесть или попить, в течение многих дней. Мастера лунг-гом как бы летят над землей —так описывали многие это поразительное умение. Тибетские ламы овладевали этим искусством после напряженных занятий, куда входили дыхательные упражнения, мантры и визуализация. Ключевой момент в лунг-гом — сосредоточить сознание на стихии воздуха и на ее качествах, особенно на легкости, так сильно, чтобы практически отождествить себя с воздухом.
Дэвид-Нил описывала одного лунг-гом-па,который настолько овладел этой техникой
,что ему приходилось надевать тяжелые железные цепи, чтобы стоять на земле и не взлетать в воздух.Наблюдая за еще одним скороходом, Дэвид-Нил заметила,что
он не бежал, но,«казалось, парил над землей, передвигаясь прыжками». Его лицо было совершенно спокойным и отрешенным,глаза широко открыты,взгляд прикован к какому-то объекту вдали.Его шаги,ритмичные,как качание маятника,были мягкими, и каждый раз,когда нога касалась земли,он подпрыгивал в воздух,словно мяч.
«Когда лама проходил мимо, мои слуги спешились и склонились до писала Дэвид-Нил.В таком состоянии транса скороходы способны покрывать за короткое время огромные расстояния,и при этом кажется,что они совершенно не устают.
Несомненно, что такое умение было весьма ценным с практической точки зрения в столь малонаселенном районе Земли с таким сложным ландшафтом.
А однажды в результате долгой концентрации мысли перед ней появился добродушный, невысокий и толстый монах. Он то возникал, то исчезал перед ее взором. Видели его и другие свидетели. Мадам Дэвид-Нил сначала вызывала этот материализованный образ тогда, когда хотела. Постепенно коротышка становился беспокойным и дерзким, его внешний вид начинал произвольно меняться. И вскоре Дэвид-Нил уже не в силах была управлять им — недостаточно тренированный ум не позволял сохранять контроль над этой сущностью. Женщина не на шутку встревожилась и решила “разрушить” собственное творение. Но сделать это оказалось непросто. Полгода потратила она, чтоб произошел обратный эффект — материализованный образ вернулся в мир воображаемого, то есть туда, откуда он был извлечен. Словом, Дэвид-Нил с большим усилием удалось изгнать коротышку из собственных мыслей.
Александра Давид-Неэль (фр. Alexandra David-Neel, 1868—1969) — французская путешественница, писательница и исследовательница Тибета. С ранних лет Александра интересовалась всем необычным, увлекалась чтением приключенческих романов Жюля Верна и Эмара, слушала рассказы знакомого географа Элизе Реклю о странах, в которых он побывал. Благодаря тому же географу была «заражена вирусом» анархизма и атеизма, также была увлечена оккультизмом.
В отрочестве бежала от родителей путешествовать из Франции в Испанию на велосипеде.
Обучалась в католической школе и Брюссельской консерватории. Хорошо пела и подавала надежду как пианистка. Затем родителями была отправлена в Лондон для повышения квалификации в качестве пианистки. Здесь её познакомили с основательницей теософского общества Еленой Блаватской, которая заинтересовала Александру рассказами о Тибете.
По возвращению в Париж, Александра начала петь в театре «Опера комик», пела в том числе и оперы своего сочинения. Посещала заседания местных теософов, а также сходки анархистов. Тогда же написала атеистический трактат «Во имя жизни». Вступила в масонскую ложу добившись высокой степени посвящения.
В 1891 году впервые посетила Индию, где в теософской коммуне изучала санскрит и йогу. Мечтала о путешествии в Гималаи, в Тибет — волшебную страну. Этому мешало в том числе отсутствие денег — родители отказались помогать ослушавшейся дочери, из парижского театра Александру уволили по причине нескольких взрывов в Париже, устроенных анархистами.
В 1900 году Александра переехала в Тунис, устроилась работать в местный театр. Там познакомилась с железнодорожным инженером Филиппом Неэлем. По просьбе умирающего отца вышла замуж в 1904 году за Филиппа, но через пять недель после замужества она уехала в Париж. При финансовой поддержке своего мужа Александра вновь отправилась в Индию в 1911 году. Супруг относился к её увлечению с пониманием — с этим отъездом началась многолетняя переписка между супругами, которая не прерывалась вплоть до смерти Филиппа в 1940 году и полностью заменяла им семейную жизнь. В Индии Александра изучала индийскую культуру и религию.
Из-за невозможности проникнуть в Тибет с запада (им завладели китайские войска)[источник?], Александра с послушником-тибетцем Афуром Йонгденом попала в Японию, потом Корею и Китай, собравшись проникнуть в Тибет с востока. Ей это удалось сделать только в феврале 1924 года. Ей повезло — на одном из пограничных постов в ней не признали иностранку и пропустили. Позже она описала этот момент:« Я достигла Лхасы, высохшая, как скелет. В течение двух месяцев я бродила по храмам и террасам монастыря, и ни одна душа не догадывалась, что впервые за всю историю человечества западная женщина видит сокровенные тайны этого закрытого города. »
В Лхасе Александра увидела стены дворца Потала — резиденции Далай-ламы. Пробыв в тибетской столице два месяца, Александра отправилась в обратный путь. Уезжая не более чем на полтора года в Азию, она пробыла там четырнадцать лет — в мае 1925 года она прибыла в Гавр. По возвращении домой, Александра начала читать лекции, а в 1927 году издала книгу «Путешествие парижанки в Лхасу».
После смерти мужа Александра выстроила на юге Франции, в городке Динь, дом «Самтен-Дзонг» («обитель размышления»), выполнявший функцию тибетского культурного центра. Туда начали приезжать мистики, мечтавшие научиться чудесам, описанных в книге Давид-Неэль. В своих книгах она рассказывала о людях, умеющих летать, умирающих и воскресающих по своему желанию. Она объясняла, что суть буддизма заключается не в этих внешних эффектах, а в изменении сознания, и что на этом пути она сама пока не достигла высот. О том же она говорила на лекциях, с которыми объездила многие страны Европы.
Оставшиеся годы Александра Давид-Неэль посвятила изучению культуры Тибета и написанию книг о своих путешествиях.
Своё последнее путешествие — восхождение на альпийский перевал высотой более двух тысяч метров — Александра совершила в 82 года.
Она умерла в 101-летнем возрасте. Прах её был развеян над водами Ганга.
В Дине, где она жила последние годы, Александру считали чудачкой и фантазёркой. Местные жители были немало удивлены, когда через двадцать лет после её смерти в «Обители размышлений» побывал Далай-лама, почтивший её память.