Субботний вечер с Владимиром Соловьёвым
После концерта почти в течение часа Соловьёв раздавал автографы, параллельно отвечая на вопросы каждого, кто протягивал ему на подпись книгу. Это, можно сказать, была третья часть вечера, не менее интересная и насыщенная.
Пересказывать содержания вечера невозможно. Соловьёв очень глубок и тонок. Можно в пересказе потерять оттенки. Многие темы описаны им блогах на майл.ру http://blogs.mail.ru/mail/v...
Выходные дни
Как много хочется успеть в эти выходные! Например, допить шампанское, открытое ещё с празднования 8 марта. Это удовольствие я отложу до вечера. Хочется дочитать, наконец, роман Толстого "Война и мир", знакомство с которым началось ещё в 10 классе. Да и вообще, хочется просто взять и отдохнуть.
Но где же взять столько времени на всё?
Эти заманчивые выходние дни! В моей профессии вы превращаетесь в чёрные будни. Как правило, самая трудная работа приходится именно на выходные. Есть в этом и свои плюсы. Все, например, едут с работы за город, а я по свободной стороне в сторону центра. В будни - с точностью наоборот. В магазины я хожу только в будние дни и поэтому не стою в очерядях. Но иногда так хочется, чтобы было всё как у нормальных людей, строго по календарю. Но ничего не получается. В июне я учу с хором рождественские песни, а в январе - пасхальные. Всё надо делать заблаговременно. И это неизбежно наносит отпечаток на мою жизнь.
Самые умные говорят мне, что надо жениться. А откуда взять столько времени на жену? А на детей? Если жениться только для того, чтобы вовремя была убрана Новогодняя ёлка, то по-моему это неразумно. Сколько разных мыслей лезет в голову в выходные дни. Скорей бы уже наступили будни.
настроение: Мечтательное
хочется: Отдыхать
слушаю: Тишину
Метки: выходные
Спевочный зал
французский институт, который много лет арендовал помещения бывшего Хорового училища, покинул занимаемые площади в связи с окончанием
срока аренды. Таким образом, Капелла вновь обрела свой первозданный внутренний облик. 3 февраля, в воскресенье, состоялся концерт в
честь 85-летия Евгении Дмитриевны Выходцевой, которая проработала в Капелле много лет.
Вместе со своим хором я принимал участие в чествовании юбилярши. Но перед концертом произошло то, чему может позавидовать любой
Капелланин – для хоровой репетиции нам предоставили помещение Спевочного зала, того самого, где четыре раза в неделю мы репетировали
с Фёдором Михайловичем Козловым. Зал был абсолютно пуст, в нём не было тех самых портретов композиторов, не было часов над дверьми,
которые в нашем детстве отсчитывали время до перемен, не было даже самих дверей, вместо них – пустой проём. Но атмосфера того времени
появилась сразу, как запели мальчики. Я построил свой хор точно так же, как мы стояли в детстве. И как только зазвучали первые звуки, я был
поражён изумительной акустике этого помещения. Хор звучал в родных стенах очень плотно и насыщенно, петь было чрезвычайно удобно.
Нахлынули воспоминания детства, учителя, друзья. Рыжее солнце просочилось в окна, как и тогда, в детстве, на пятом и шестом уроке, но вскоре
скрылось за набежавшими тучами.
Как бы хотелось, чтобы всё вернулось обратно, на свои места! Но это, наверное, уже невозможно...
Метки: Козлов, Спевочный зал, Выходцева, капелла
Хор любителей пения
Ловил каждую звучащую минуту, дыхание каждой хоровой партии, так как было ощущение, будто бы прикоснулся к чему-то очень близкому и дорогому. В звучании хора сохранилась та удивительная трепетность, которая всегда будет отличать этот коллектив от тысячи других хоров.
Репетировали "Символ веры" Чайковского, "Тебе поем" Рахманинова и "Ангел вопияше" Чеснокова.
Катя Артюшкина очень кропотливо работала над каждой фразой, над интонацией. Эта тщательность
порою была чрезмерна и нарушала общую динамику репетиции. Впрочем, любители были очень терпеливы и внимательны.
По просьбе хора поработал над "Легендой" Чайковского и был сражён полной, сто процентной отзывчивостью коллектива. Те фрагменты партитуры, которые никогда не удавались ранее, сегодня получились с первого раза. Но особенно потрясли в исполнении хора слова Христа: "Вы позабыли, что шипы остались мне". На этой строчке певцам удалось создать такой звуковой ореол, придать такую искренность и святость каждому слову, будто кто-то свыше наполнил звучащую мелодию невидимым Божеством.
Я уезжал окрылённый, охваченный безграничным духовным зарядом. Счастливые Любители, они даже не подозревают, каких глубин и какого профессионализма они достигли! Этот хор - настоящее чудо.
Метки: Хор любителей, Артюшкина
Деревня Шанёво
Одна из сестёр-Нина-была от рождения глухонемой. И когда в 1941 году в деревню пришли немцы, она не убежала вместе со всеми и была расстреляна. Брат Миша ушёл на фронт, когда ему было 18 и не вернулся. Никакой информации о его дальнейшей судьбе мне не известно. Старшая сестра Рая живет в настоящее время в Краснодарском крае. Сима и Маша умерли в 80-90 х годах. Моя бабушка - Зинаида Ивановна Кузнецова умерла 06.07.1993 года.
Недалеко от деревни есть кладбище, на котором захоронены Анна Гавриловна и Иван Николаевич. Мне очень хочется найти их могилу и привести её в порядок.
Я пытался по интернету отыскать эту деревню, но безуспешно. Скорее всего, она уже вся заросла. Как хочется отыскать хотя бы одного жителя в том районе, который бы помог мне в этих поисках
Метки: Шанёво, Славковичи, Анна Гавриловна Кузнецова, Иван Николаевич Кузнецов, Зинаида Ивановна Кузнецова
Хор мальчиков "Эхо"
Я даже помню некоторые лица детей её первого состава. И вот передо мной последний состав. Даже страшно это произносить. Последний. И скорее всего, другого состава уже
не будет. Это грустно.
После Таниной смерти подготовить хор к концерту в Капелле посчитали делом чести её друзья, работавшие ранее: Лена Лобанова (дирижёр) и Евгения Алексеева (концертмейстер).
За эту инициативу девчонкам надо поставить памятник уже при жизни. Это непомерно трудно. И в этом я ещё раз убедился на репетиции. Работа с мальчиками - это сравнимо,
пожалуй, с работой дрессировщика в цирке. Я не знаю, какими надо обладать качествами, каким терпением, каким надо быть психологом, чтобы хотя бы несколько минут они тебя
выслушали и, может быть, ещё что-нибудь выполнили.
Репетировали "Kirye eleyson" и "Gloria" Делиба. Очень красивая музыка. Таня вообще умела подбирать репертуар. Я просмотрел всю папку с нотами и обратил внимание, что подбор
репертуара был эпизодический, то есть основная программа менялась каждый год только фрагментарно.
Детей было не так много, где-то около 30 человек, но своим эмоциональным настроем они были похожи на все 60. Кто-то бесконечно крутился, кто-то то и дело доставал свой
мобильный телефон, кто-то разговаривал. За дверьми класса разрывались мощные аккустические системы, это репетировал танцевальный ансамбль. За окнами с грохотом пролетали
самолёты, так как рядом находится аэропорт. В таком шумовом окружении требовать от детей внимания и собранности не представляется возможным. Для работы с мальчиками
первое и обязательное условие - это остутствие отвлекающих моментов.
Пели также несобранно, без интереса, без энтузиазма, без удовольствия. Кто-то старался, кто-то валял дурака. Через двадцать минут я не выдержал и вышел к хору. Напомнил, как
правильно стоять, объяснил значение слов "Kyrie eleison", отрепетировал самое начало. Слушали очень внимательно, только двое по-прежнему были в неадеквате. Какие-то стран-
ные начали появляться дети, ты им что-нибудь говоришь совершенно не смешное, а у них нервный смех. Вообще, дисциплина хора воспитывается методично, из урока в урок,
приучением к тихому голосу, к выполнению конкретных задач и требований. Это очень длительная и сложноя работа, требующая от дирижёра прежде всего колоссального количества
духовных, внутренних сил. Как только повышаешь голос или, не дай Бог, перекрикиваешь, жди инфляции: через некоторое время твоих голосовых связок будет уже недостаточно.
Отрепетировали "Песню о материнской любви" Андрея Петрова. Она будет исполняться в самом конце концерта в память о Татьяне.
Я рассказал немного ребятам о концерте, о том, что от них требуется, напомнил, что времени остаётся очень мало, другие коллективы в этот момент репетируют. И, конеч-но же,
пожелал удачи.
В классе стоит Танин портрет и три погасших свечи.
Я возвращался обратно, не дождавшись конца репетиции, так как для меня было очень важно, чтобы Лена и Женя сами наладили контакт с детьми. Моё длительное присутствие
могло ограничить их творческую свободу.
Я проезжал по проспекту Ветеранов мимо озёр, мимо берёзового леса. Когда-то, вместе с Таней, мы гуляли по этим Красносельским ландшафтам, даже не подозревая, что скоро
это станет лишь воспоминанием одного из нас.
Метки: Филипук, Хор мальчиков, эхо, Лобанова, Алексеева
О вокальных конкурсах
Никита Гусев, Ян Медведев и Ваня Рябов. Все, безусловно, ждали от Никиты Гусева если не Гран при, то
уж безусловно I место, от Яна Медведева II, от Вани Рябова III. Однако всё вышло соверешеннно неожиданно.
Первое место получил Медведев Ян, (ради справедливости надо отметить, что в своей возрастной группе), второе место
присудили Рябову Ване, а Никита Гусев был удостоин диплома. Так я не очень понимаю, в чём всё-таки заключается
смысл вокальных конкурсов? Мне не понятны вообще критерии оценки вокалистов: Тебе понравилось? А мне нет.
Кто мне объяснит, где вообще находятся в вокальном мире аксиомы, в какой плоскости? То ли дело спорт: всё по секундам,
если не по секундам, то по линейке, если не по линейке, то по видеосъёмке. А как быть в вокале? Нет вопросов,
когда участник конкурса гениален, и это слышат все. А если он только талантлив? Как быть в этом случае?
Я не признаю ни вокальные, не хоровые конкурсы. Они не несут в себе ни какого смысла. Более того, я вообще считаю их
аморальными. Мне кажется, что конкурсы могут быть только в тех областях, где есть какая-то конкретика.
А в вокале, в хоровом искусстве должны быть фестивали. Публика сама найдёт своих кумиров.
Весна в ЛЭТИ
Если сравнивать этот фестиваль с предыдущими, то профессиональный и творческий рост коллективов колоссальный. Но что особенно ценно, что начал увеличиваться и численный состав певцов. Это очень важный момент для дальнейшего развития хорового искусства.
Особенно порадовали на конкурсе женские хоры. Они были выделены в отдельную номинацию и соответственно оцениваливась отдельно.
Тема конкурса была посвящена эпохе Возрождения, поэтому в конкурсных программах каждый коллектив стремился раскрыть заявленную тему.
Особым событием фестиваля стало присутствие Валентина Ивановича Нестерова. Его работа со сводным студенческим хором стала настоящим Мастер классом. Студенты даже не представляют себе, какие они счастливые!
Вряд ли кто из студентов Петербургской консерватории может похвастаться, что видел своими глазами работу Валентина Нестерова.
Художественный руководитель фестиваля Светлана Александровна Садовникова подготовила удивительный рассказ, сопровождаемый фотовыставкой о замечательном музыканте, просветителе, каппелланине Петре Петровиче Левандо. Студенты слушали, затаив дыхание.
Вся атмосфера фестиваля быля заряжена творчеством, до последней минуты сохранялась конкурсная интрига. И только на сцене Капеллы коллективы узнали свои результаты.
Фестиваль зарядил меня на дальнейшую работу, и это здорово!
Метки: Весна в ЛЭТИ, Нестеров, ВОЗРОЖДЕНИЕ, Левандо, Садовникова
Концерт в музее-квартире Н.А.Римского-Корсакова
проводились в музее А.В.Суворова или в Хоровой студии. Для профессионального обучения такие концерты представляют особый интерес. Когда ребёнок знает, что его будет слушать не только педагог,
а также другие слушатели, он вынужден уделить своей подготовке к концерту значительно больше времени, чем обычно. Сцена заставляет любого исполнителя лучше готовиться, находить время на допол-
нительную шлифовку своей программы. Опытные педагоги знают, что именно концерты позволяют достичь с учениками наивысших результатов.
Музей Н.А.Римского-Корсакова - это единственный композиторский музей в САнкт-Петербурге. В этой квартире великий композитор прожил 15 лет. Здесь были написаны 11 из его 15 опер, в числе которых
"Садко", "Кащей бессмертный", "Сказка о царе Салтане", "Золотой Петушок". В этой квартире еженедельно проводились музыкальные вечера, на которых присутсвовали Рахманинов, Танеев, Глазунов, худож-
ники Репин и Серов. Часто посещал это квартиру Фёдор Иванович Шаляпин. Соседские дети, которые жили над этой квартирой, ложились на пол и прикладывали ухо к полу, чтобы услышать голос знамени-
того певца. После смерти Римского-Корсакова, а затем и его супруги почти 50 лет здесь размещалась обыкновенная коммуналка. И только в 1971 году по настоятельной просьбе потомков Римского-Корсакова
квартира была расселена и в ней был создан мемориальный музей. Надо отметить, что четыре интерьера (передняя, гостиная, столовая и кабинет) были воссозданы полностью, как это было при жизни ком-
позитора. Работникам музея удалось сохранить не только обстановку, но и возродить ту атмосферу, которая царила здесь при жизни Николая-Андреевича. Кстати, в июне этого года исполнится 100 лет с того
момента, когда на учёном совете консерватории Александр Константинович Глазунов с прискорбием сообщил о кончине композитора.
По стечению обстоятельств, в программе пианистов и вокалистов произведений Н.А.Римского-Корсакова не было. Таким образом хозяин квартиры мог беспристрастно оценить всю исполняемую программу.
Наиболее удачным этот концерт стал для учащихся фортепианных классов. Этому способствавали превосходный рояль, играть на котором было одно удовольствие, и отличная именно для инструментальных
пьес аккустика. Для учащихся вокальных классов этот зал оказался крайне неудобным как не странно по этим же двум причинам: рояль часто заглушал исполнителей своим прекрасным тембром, а аккустика
подчёркивала все вокальные шероховатости маленьких певцов.
Из всего концерта особенно хочется отметить Гришу Ивакина, которого слушали как настоящего взрослого мыслящего музыканта, и Войко Владу, покорившая сердце как в пени, так и в игре на фортепиано.
Это было две настоящие удачи.
Очень понравился своей чуткостью и проникновенностью Саша Сидоров, удивил своим спокойствием и вдумчивостью Коля Игнатьев, прекрасно и уверенно исполнил своё произведение Серафим Герасимов.
Ярко и тонко исполнил свой номер Алёша Галимов.
Концерт длился полтора часа, но слушатели не уставали апплодировать каждому маленькому музыканту.
Атмосфера концерта была настолько творческой и возвышенной, что каждый слушатель и участник покидал зал в прекрасном расположении духа.
А тёплое весеннее солнце придавало этому концерту особое настроение.
Метки: Музей, концерт, Римский-Корсаков, Шаляпин, Ивакин, Войко, Сидоров, Игнатьев, Герасимов, Галимов
Белая ветка сирени
Метки: Рахманинов, Лунгин, Ветка сирени
Благодарность
Пол дня ушло на то, чтобы добраться до Городского Дворца творчества юных, где происходило вручение, естественно на метро, так как всё движение замерло
в Петербурге в одной большой пробке. В 14.00 в красной бархатной гостиной состоялась церемония вручения. Награждали только мужчин, работающих в системе
дополнительного образования. Многие отработали уже не один десяток лет. Кому-то вручали благодарности в красном переплёте – это от депутатов Законодательного
собрания, а кому-то грамоты от Комитета по Молодёжной политике. Когда все награды нашли своих героев, директор городского ДТЮ г-н Киселёв поинтересовался,
нет ли у кого-нибудь желания выступить с ответным словом. Но так как женщин среди награждённых не было, то желающих выступить с хвалебной речью в адрес
обоих ветвей власти не оказалось.
А собственно, что можно было бы по этому поводу сказать? Можно было бы, например, сказать о том, что вот есть такой гражданин Артур Нобель, так вот он придумал
замечательную премию для поддержки деятелей науки, образования, искусства. И эта премия уже много лет является достойной наградой и настоящей поддержкой
одержимых людей. Вместе с тем, он дал превосходный урок всем чиновникам всех стран – КАК на самом деле должны поддерживаться талантливые и работоспособные люди.
Можно было ещё сказать о том, что в Комитете молодёжной политике есть возможность выделять гранты, поддерживающие талантливые коллективы и их руководителей,
а ещё иногда учреждаются стипендии, которые всегда являются хорошим материальным стимулом для любого работника.
Вот интересно, как долго в нашей стране труд людей, искренне и всецело отдающих себя работе на государство, на общество, на социальную сферу будут поддерживаться
куском картона в кожаном переплёте.
В заключение хочу сказать о том, что даже в хоре мальчиков Санкт-Петербурга ежегодно три самых достойных ученика получают так называемую дирижёрскую денежную
премию «за личный в клад в развитие и процветание хора», а ежемесячно самые трудолюбивые и прилежные награждаются шоколадкой или чупа-чупсом. Как жаль, что
за многие годы своей работы никто из представленных к награждению не заслужил даже Чупа-чупс.
Рецепт похудания
Никто не хотел убивать?
не каждое. "А кому-нибудь, - продолжил я вопросы, - приходило в голову сделать дорогу от больницы до морга? Девчонки смущённо ответили, что не знают.
К 10.00 утра собрались родственники, знакомые и коллеги по общему делу. Кто-то вернулся из прощального зала и сказал, что там 8 покойников, но Тани нет. Стали выяснять. Оказалось, что Таню просто никто не мог узнать. Вместо обаятельной молодой девушки лежала старушка, совершенно не похожая на Таню. Никто не мог понять, почему совершенно неузнаваемо изменился облик. Неужели так меняется тело человека за неделю?
Постояли, помолчали. Автобус с гробом и с провожающими отправился на Южное кладбище. Когда похоронный автобус выехал на главную дорогу, какая-то Газель, выезжающая с прилегающей территории чуть не протаранила его. Водитель успел среагировать.
На Южном кладбище, в часовне, состоялось отпевание. Когда мы вышли из автобуса, то около церкви увидели мальчиков. Они пришли проститься.
Батюшка отслужил панихиду, гроб вновь перенесли в автобус и поехали на могилу.
Дожди размыли всю дорогу. Мы то и дело увязали в грязи. За автобусом ехал кортеж машин: родители учеников, выпускники. Это было очень трогательно. Таню подхоранивали к маме. Эту могилу много лет назад я навещал вместе с Таней. Похоронили очень быстро, но все всё-равно успели промокнуть. Дождь лил бесконечно. Земля была вся в воде. Землекопы вёдрами вычерпывали из могилы воду.
Рекриация Дома творчества, где много лет проработала Таня, вместила всех желающих проститься. Один за другим. люди говорили о Тане, о её душе, о том, как много она делала для каждого. Продемонстрированный слайд фильм стал наглядной иллюстрацией её дел. Последний раз я был в этом зале около 15 лет назад. И когда я вошёл, то у меня возникло ощущение, что Таня вот-вот сейчас выйдет. Но вместо неё я увидел фотографию на рояле и зажжённую свечу.
Как могла произойти эта трагедия? Этот вопрос не даёт мне покоя. Как возможно, чтобы водитель дважды сбил человека? Как стало известно, трагедия произошла на пересечении проспекта Ветеранов и Симонюка. 27 марта (пятница) Таня шла по пешеходному переходу на зелёный сигнал сфетофора . Водитель на пятёрке с транзитными номерами выполнял правый поворот. После удара тело отлетело на 20 метров, а затем на полной скорости водитель переехал пострадавшую и скрылся с места происшествия. Эти обстоятельства не похожи на случайное происшествие. Они больше напоминают спланированное, умышленное убийство.
Мне стало известно, что при удочерении девочки Таня получала в свой адрес очень много угроз. Нет ли здесь связи? Разберётся ли с этим следствие?
Проезжавшие мимо машины Скорой помощи даже не останавливались. Когда вдали показалась реанимационная машина, люди перекрыли проезжую часть и вынудили водителя остановиться. Только по требованию людей машина реанимации отвезла Таню в больницу. В течение первого дня она находилась ещё в сознании и успела попросить не отдавать Вику в детский дом. Значит, она понимала своё состояние.
Можно ли было её спасти? Это уже останется неизвестно.
Пусть земля ей будет пухом. Светлая ей память.
Метки: Филипук
О финансовом кризисе
Метки: финансовый кризис, увольнения
Встреча с Рождественским
Рождественский репетирует с оркестром Филармонии и с Хором любителей "Морскую тишь"и "Фантазию" Бетховена. За роялем - Виктория Постникова. Начал смотреть поздно, около часу ночи. Не смог оторваться, так как получал неисчерпаемое удовольствие. Рождественский гениален! (Чего, кстати, не могу сказать о Виктории Постниковой). Я могу бесконечно смотреть на то, как этот великий музыкант создаёт музыку, буквально на ваших глазах складывает её из совершенно ясно очерченных мыслей. Неотъемлемая аттрибутика его образа - большая потрёпанная партитура. Он знает её наизусть, но каждый раз раскрывает вновь, где, по всей видимости, красным карандашом обозначены основные вехи исполняемого произведения. Рождественский для меня - это арка между XIX и XXI столетиями. Он вобрал всё лучшее, что было открыто в дирижёрской профессии великими музыкантами и обогатил своим интеллектом, своими мыслями и идеями. Рождественский - это музыкант, которого надо записывать на плёнку до последнего аккорда. За такой личностью хочется идти, хочется всё время видеть это мастерское волшебство. Как я завидую исполнителям, кому выпадает честь непосредственно работать с Геннадием Рождественским.
настроение: Как выжатый лимон
Метки: Геннадий Рождественский, Виктория Постникова, Хор любителей
Концерт в Политехническом университете
Здесь я волнуюсь только за сам концерт. В других залах приходится волноваться за организацию, за правильно расставленные станки, писать технические рейдеры, бесконечные списки участников,
заверенные всеми возможными печатями, реализовывать билеты неимоверными усилиями. Здесь всем этим занимаются администраторы зала. Они всегда очень приветливы, всегда находятся на
рабочем месте и свою работу выполняют очень профессионально.
Как всегда несколько человек до концерта не дошли. Особенно обидно, что не было Утургаули и Аликина. Они в своих партиях являются локомотивами. Это не могло не сказаться на качестве исполнения.
Первых дискантов было недостаточно по звучанию, не хватало тембра Никиты Утургаули.
В целом, концерт прошёл успешно. Но были моменты, которые хочется отметить особенно. НА мой взгляд, замечательно прозвучал "Domine Deus" в исполнении Никиты Гусева. Он настолько тонко отвечал роялю,
что дуэт между инструментом и голосом был местами фантастическо органичный. Потрясли "Журавли" Яна Френкеля. Очень удачно был найден тем. Реприза прозвучала как настоящий Реквием по
погибшим.
Ставить в программе "Алфавит" после Журавлей - непростительная ошибка. Вообще, что-либо ставить после "Журавлей" невозможно, так как эта песня забирает исполнителя полностью, это редкий пример,
когда произведение всегда оказывает воздействие и на исполнителя и на слушателя. Наверно, после этого произведения можно исполнять только "День Победы" Давида Тухманова.
"Страшенная баба" Валерия Гаврилина была очень удачна. Наконец-то можно было разобрать текст. Но говорят, что удачно она звучала только в первых рядах партера. А вот тем, кто сидел в конце зала,
было очень дискомфортно, всё перемешивалось. Что им можно на это ответить? Садитесь ближе. Не льстите себе. Вы ведь не упрекаете хор в том, что с последних рядов его хуже видно!
"День Победы" стал настоящим апофеозом концерта. Люди слушали стоя. На второе отделение хор вышел с георгиевскими ленточками, и это усиливало военно-патриотический настрой.
Мне кажется, что те, кто стал свидетелями этого концерта, ушли домой с хорошим чувством в душе и в сердце.
Слонимский "Антигона" - мировая премьера
Сергея Слонимского "Антигона" (По трагедии Софокла). Работа над этим сочинением началась ещё в марте, и мне посчастливилось первым прикоснуться к этой
партитуре, разучивая её с хором Капеллы. В процессе работы над "Антигоной" для меня совершенно неожиданно открылся целый пласт древнеримской
культуры и литературы. Но об этом - отдельная статья. Музыка Слонимского, по моему мнению, представляет собой взгляд на древнеримскую эпоху с позиции
современного музыкального языка. Но интересно то, что трагедия Софокла, не утратившая актуальности и по сей день, изложенная современными средствами
музыкальной выразительности всё равно сохраняет атмосферу античной культуры. Слонимский местами гениален. Почти все мелодические хоровые проведения,
которые контрастируют с инструментальными сольными вокальными партиями - пленяют своей нежностью, тонкой выразительностью и искренностью.
Зал Капеллы в этот вечер был переполнен. Концерт задержали на 20 минут, так как очередь в кассу не заканчивалась. В зале можно было увидеть профессоров
консерватории как композиторского, так и дирижёрского факультетов, присутствовал экс дирижёр малого оперного театра - Андрей Аниханов, был замечен
директор Пасхального фестиваля Валерий Сергеевич Павлов, дирижёр камерного хора - Николай Корнев и другие известные деятели культуры и искусства.
О том, что публика, пришедшая на этот концерт была особая, искушённая, говорит тот факт, что ни у кого ни разу за всё исполнение не зазвенел мобильный
телефон.
Премьера продолжалась чуть больше полутора часов, но всё это время зал продолжал следить за разворачивающимися на сцене событиями. Постановка
Александра Сокурова придала сложному и подчас трудному для моментального восприятия музыкальному языку Слонимского образность и драматический
рельеф.
Усех был настоящий, совершенно не наигранный. Концерт стал тем редким случаем, когда множество факторов соединяются воедино, и на глазах у слушателей
и зрителей рождается чудо. Колоссальная заслуга и, я так думаю, самая значимая в этом концерте - это работа Аркадия Матвеевича Штейнлухта. За
дирижёрским пультом он был волшебником, которому подчинялись все. Ни разу оркестр не нарушил баланса, аккомпанируя солистам или хору. Вообще,
такая слаженность и сыгранность оркестра за такое незначительное количество репетиций приводила в восторг. Особо хочется отметить фагот, так как
этот инструмент запомнился своей виртуозностью и саркастическими высказываниями. Штейнлухт на протяжении всего концерта был совершенно незаметен,
он всё время находился как бы в тени происходившего действия. Очень лаконичный дирижёрский жест подчинял при этом не только оркестр, но и хор,
который завораживал своей отточенностью слова и детальной, тщательно проработанной фразеровкой. Капельский хор в этом сочинении был совершенно
неузнаваем, он больше напоминал хор драматического театра, так как от него исходила какая-то особая энергетика и широчайший тембральный размах.
Слово порою звучало нарочито небрежно в своей утрированности, но от этого произведение только выигрывало, так как расширялись слуховые и зрительные
горизонты. Некоторые номера, такие как "Песня о человеке" или "Песнь скорби" представляли в своём звучании верх совершенства.
Безусловно, главным действующим лицом трагедии, а следовательно и оперы - является Антигона. Именно она составляет основу всего музыкального материала.
Исполнительница партии - Олеся Петрова стала на этом концерте настоящим открытием. Ей не уступала в мастерстве Лариса Радченко (Исмена). И вообще,
все их дуэты, терцеты и квартеты с Петром Мигуновым (Креонт) и Олегом Трофимовым (Гемон) были так виртоузно исполнены и переплетены, что порою
захватывало дух от фантастического вокального мастерства.
Перед началом концерта несколько певцов довольно скептически отзывались о работе Александра Сокурова, который был приглашён лично Сергеем Слонимским
и кстати, работал над постановкой бесплатно. Премьера не оставила сомнений в гениальности Сокурова. Мастер тем и отличается от простого ремесленника,
что оставляет на века свой узнаваемый почерк. Сокурову удалось самое главное - ему удалось сделать постановку. Он был ограничен в этом всем, чем только
может быть ограничен режиссёр: временем и пространством. Но мастерство всегда видно даже там, где надо сыграть лишь только эпизод. И поэтому, начиная
с выхода в царскую ложу Исмены и Антигоны - уже виден был почерк Сокурова. Хор Капеллы, как мне известно, отказывался петь наизусть. Сокуров нашёл
выход, который украсил и сделал незабываемой для всех сидящих в зале картинку, на которой в номере "Битва" певцы хора, по мере нарастания напряжённости
и динамически разворачивающегося действия, начинают поднимать хоровые партитуры всё выше и выше, постепенно заслоняясь ими от публики, подобно
войску, заслонявшегося от неприятеля огромными щитами. Таким же защищённым и в то же время безликим будет выглядить хор в финале, разойдясь по
всей сцене и заполнив всё оркестровое пространство. Лица, закрытые белыми партитурами создадут картину ушедшего и запечатлённого в камне времени,
того времени, где был древний город Фивы. Благодаря этой находке финальный итог драмы "Мудрость - высшее благо для нас!" звучит не как назидание
сидящим в зале, а как филосовская мысль, сохранившая свою ценность до сегодняшнего дня и остающаяся такой же ценной для веков грядущих.
Не могу найти ответ только на один вопрос: почему такие масштабные проекты, на которые затрачивается так много усилий и человеческого ресурса
имеют разовое исполнение? Почему нельзя ещё несколько раз их не повторить? Я убеждён, что и на следующие концерты зал был бы полон.
Остаётся утешать себя только одной мыслью, что я там был...
Метки: Антигона, Слонимский, капелла, Штейнлухт, Сокуров, Петрова, Радченко, Мигунов, Трофимов
Модернизация-2
Предположим, меня назначили директором школы. О чём мечтает настоящий директор? О модернизации. В моём представлении это: высокопрофессиональные преподаватели, отремонтированные аудитории, современное оснащение учебного процесса и качественное питание. Итак, я стал директором. Начинаю создавать свою педагогическую команду. Звоню Моисею Абромовичу - лучшему преподавателю математики в городе. Спрашиваю: "Пойдёте ко мне работать?" Он отвечает: "Пойду. А какая зарплата?" А я ему в ответ: "По единой тарификационной сетке, согласно Вашей аттестации". А он мне отвечает: "А какой мне интерес добираться до вашей школы, если в школе, расположенной через дорогу от моего дома, та же самамя зарплата?". Вот тут начинается самое интересное. Тот директор, для коготорого дело превыше всего и который реально хочет сделать педагогический коллектив лучшим в городе, начнёт придумывать всемозможные уловки, чтобы изыскать возможность сделать зарплату педагогам более привлекательную, чем это заложено в бюджете. И вот с этого момента начинается коррупция.
Следующий этап - ремонт. Директора школ не распоряжаются финансами. По новому бюджетному кодексу за них это делает комитет финансов. Директора ставят перед фактом, что ремонт его школы будет осуществлять такая-то фирма, так как она прошла тендерные торги и получила право на проведение ремонтных работ. В школу приходит мужик с молотком, куском рубероида и мешком цемента. Какой в школе будет ремонт - уже понятно. Если директор всё-же захочет привести свою школу в порядок, он будет искать сам внебюджетное финансирование. Как правило, этими спонсорами выступают родители. И с этого момента начинается коррупция. Всё тоже самое относится к оснащению и к общественному питанию. Таким образом, модернизация и коррупция - близнецы-братья.
настроение: ужасное
хочется: уехать из страны
слушаю: зов сердца
Метки: модернизация, коррупция
Восемнадцатое мгновение весны
что фильм получил тем самым новую жизнь. Жаль только, что у меня дома до сих пор чёрно-белый телевизор.
настроение: Спокойное
Метки: Лиознова, Александр Любимов, раскраска
Либера
"Либера", сделанную моими московскими друзьями. С интересом просмотрел. Потрясающая атмосфера на сцене! Удивительное актёрское мастерство детей и продуманность программы. Очень необычно и свежо.
Операторская работа и работа видеоинженера - это щедевр. К сожалению, сам жанр, в котором работает хор мне не очень близок, однако он имеет полное право на существование. Важно то, что это результат
труда, результат поисков и очень грамотного вокального подхода. Надо будет после праздников показать запись своему хору, есть чему поучиться. Также этот хор ещё раз подтвердил мою мысль, что концерт должны
вести сами дети, как это было у Фёдора Михайловича Козлова. Во всяком случае, на гастролях. Чем больше взрослых дядей и тётей изымаются из детского исполнительства, тем интереснее и ярче выглядит самостоятельность
и творчество самих детей.
Метки: Либера, Козлов Ф.М
О сыре и масле Schell
участие в социологическом опросе, который займёт, по её словам, не более трёх минут. Мы согласились. За наш труд дама обещала подарить шоколадку.
Мы поднялись на второй этаж рядом расположенного здания и оказались в плохо освещённой комнате, где несколько идиотов, подобно нам, поддались на эту провокационную затею.
Дама не обнула. Вся процедура заняла действительно три минуты, в течение которых нам пришлось нюхать, кусать и глотать четыре разных сорта сыра и запивать их водой, а в перерыве
между трапезой отвечать не список вопросов по каждому куску. Замечу, что вопросов было значительно больше, чем сыра. Название сортов нам так и не сообщили, а на тарелках
она были обозначены буквами А, B, C и D. Сыры отличались между собой почему-то только запахом. С каждой следующей буквой запаха становилось всё меньше, а вкус почему-то
не изменялся. На последний вопрос исследования, купим ли мы этот сыр в магазине, и я и Макс, не сговариваясь, ответили что никогда не купим. За исследовательскую работу Макс выбрал
себе шоколадный батончик, а я блокнот для фотографий.
Вот тут бы нам и уйти! Но мы поддались на новое предложение - поучаствовать в социологическом опросе на предмет машинного масла. Макс сперва не понял, о каком именно масле идёт
речь, поэтому на вопрос :"Какое масло вы покупаете?" честно ответил: "Валио", смутив тем самым исследователей вопроса, так как эта торговая марка им была неизвестна.
Это исследование продолжалось около 20 минут, я уже боялся опоздать на концерт в музей-квартиру Н.А.Римского-Корсакова. Нам показывали какие-то рекламные ролики, задавали бесконеч-
ные вопросы. Но итог всё равно один: "Купите масло Schell?" Ответ: нет. В чём же смысл этих исследований? Не понимаю.
И всё-таки я верю...
Посетил в ДК Выборгский долгожданный моноспектакль Владимира Соловьёва «Сказка про доброго царя». Это второй творческий вечер известного правозащитника и журналиста в Санкт-Петербурге. Несмотря на пасмурную как поэтическую, так и политическую погоду, народу в концертном зале собралось довольно много. Очень порадовало присутствие большого количество молодых людей, судя по всему, не безразличных к событиям, происходящих в России. Но самое приятное, что в этот раз мне не было стыдно за Санкт-Петербург, так как среди собравшихся отсутствовали неадекватные, если не считать моего соседа, пожилого мужчину, периодически засыпавшего и начинавшего храпеть так, что предыдущие ряды оборачивались и начинали его будить. Впрочем, просыпаясь, он был благодарен за побудку, но через некоторое время вновь погружался в царство морфея. Однако, оставим этого зрителя в покое и обратимся к «виновнику» мероприятия.
Для меня самым главным итогом вечера стала колоссальная духовная поддержка. Соловьёв вдохновил так, как в последние годы не вдохновляет даже искусство в концертных залах. Ему удалось упорядочить в моей голове все мысли, терзания и сомнения, которые буквально разрывали меня на части в последние дни. Отсутствие в стране ярких духовных лидеров сегодня в полной мере компенсировал Соловьёв. Для меня он гениален, потому что – неповторим. Для меня он – пример самосовершенствования, самообразования, безостановочной работы над собой. Для меня он образец того самого стержня, который когда-то я видел в своих блистательных учителях, давших мне настоящее Образование и Профессионализм.
Мне иногда кажется, что нет таких вопросов, на которые он не мог бы ответить. А тот эмоциональный посыл, с которым преподносится аналитический материал, по сути создаёт новый жанр в искусстве – политический театр. Как трудно иногда понять мысль того или иного политолога, говорящего порой абсолютно здравые вещи, но завуалированные в словеса так, что только после распечатки текста их можно перевести на русский язык. У Соловьёва – всё предельно лаконично и ясно, так как на помощь мысли приходит Слово и Интонация.
Музыкальное обрамление спектакля, которое осторожно вводит зрителя в особое состояние, а после - подводит итог под ключевыми словами, так редко звучащими в наши дни, придаёт этой творческой работе изысканность и завёршённость.(Думаю, без помощи Табриза здесь не обошлось)
Как и в прошлый раз, вечер был разделён на три части: моноспектакль, ответы на вопросы зрителей и неформальное общения с теми, кто под предлогом получения автографа спешил задать свои вопросы, не решившись это сделать в присутствии большой аудитории. Для удобства, на сцену вынесли огромное кресло, по форме напоминающее трон, и вечер продолжился … Как тут не вспомнить «Евангелие от Соловьёва»?
Предвидя нападки некоторых читателей моих сумбурных мыслей, что сей пост написан «по заказу», сразу же отвечу: « Да, по заказу. По заказу совести. Страна должна знать своих героев». Я во многом сомневаюсь, но в этом – убеждён.
Когда я представляю себе рабочий график Соловьёва (утренний четырёхчасовой эфир на «Вести ФМ», запись передачи «Поединок», затем перелёт в Санкт-Петербург и почти четырёхчасовое выступление), то мне становится не по себе, и я ощущаю себя настоящим лентяем.
Как часто приходится слышать комментарии типа «кремлёвский ставленник», «популист», «я ему не верю». А я ему верю, так как он – настоящий, со своей позицией, с чёткими и ясными суждениями, и, самое главное, с колоссальным желанием сделать нашу страну лучше вместе с нами и для нас же самих.
настроение: Под впечатлением
хочется: жить и работать
слушаю: шум дождя
Метки: Владимир Соловьёв, Табриз Шахиди
Свешников и Караян
Исполнение народных песен Свешниковым - это тот источник, из которого можно черпать вдохновенье ежедневно, ежеминутно. Мне чрезвычайно близка та духовная наполненность, которая отличает этот хор от сотен других. Мне не найти ответа, почему сегодня это всё утеряно, и я даже на горизонте не вижу имён, способных на такое воплощение. Мне хочется провести эксперимент и пригласить для участия в нём людей, по роду своей деятельности далёких от музыки. Мне хочется на хорошей аппаратуре дать им послушать несколько хоровых записей: две современных и одну Свешникова. Смогут ли они оценить тонкость и глубину исполнения в одном хоре и поверхностное чтение нот в других хорах? Если основное назначение искусства - воздействие, то смогут ли самые обыкновенные граждане нашей страны почувствовать на себе воздействие хора Свешникова? К сожалению, такая глубина интерпретации и интонирования слова невозможна в детском коллективе. Более того, попытка такой работы над интонацией текста может привести в детском хоре к совершенно обратным результатам, так как ребёнок не в состоянии осмыслить то, что несёт в себе жизненный опыт и глубокое духовное начало.
Свешников проник в работе над словом в запредельно далёкий уровень, не досягаемый сегодня. "Гибель Варяга" воспринимается как колоссальное и монументальное хоровое полотно, полное гордости за человеческий подвиг и скорби за цену этого подвига. Какое счастье, что мастерство Александра Васильевича увековечено в аудиозаписях. Ведь иначе нашлись бы скептики, которые с пеной у рта доказывали бы, что исполнительский уровень сегодня выше, чем пол века назад. Да ничего подобного. Достаточно послушать в исполнении современных хоров русскую народную песню "Со вьюном я хожу". Возникнет ощущение, что более скучную обработку Римсого-Корсакова трудно себе представить. А в исполнении хора Свешникова мы с моим приятелем прослушали её сегодня четыре раза. Вот это мастерство! Вот то, к чему надо стремиться, на что надо равняться и периодически сверять свои достижения с записями настоящих хоровых мастеров.
Что же касается Герберта фон Караяна, то Второй концерт Рахманинова я слышал совсем недавно в исполнении оркестра одного очень известного музыканта. Не хочу упоминать его имя, так как это был единственный концерт (и поэтому допускаю, что он был единственно неудачный), на котором я имел возможность лично лицезреть маэстро за дирижёрским пультом. И даже не смотря на то, что оголтелый зал минут двадцать буквально орал бис и браво, я ушёл с концерта с чувством глубокого отвращения ко всему, что связано с музыкой. Мне казалось тогда, что наверное, я что-то не понимаю или воспринимаю как-то не так. Я уже почти смирился с этими ощущениями и с необходимостью дальнейшей жизни вместе с ними. Однако видеозапись, найденная сегодня на ютубе, полностью вернула меня к жизни. Караян гениален. И если кто-то скажет, что это не так, я даже не буду утруждать себя доказывать эту очевидную истину. Даже в записи Караян поглощает слушателя целиком своей мыслью, уводит за собой, вызывает эмоции душе, вынимает из оркестра такую тембральность, котрая не восхитит только невежду или дурновкуса.
Итог один. Я прихожу к выводу, чтобы не только жить дальше, а ещё и находить в себе силы работать и творить, надо слушать только хороших исполнителей и делать всё, чтобы серятина и посредственность даже фоном не пролетала мимо ушей.
настроение: Под впечатлением
О качестве Российских товаров
что никому не было дела до меня. Поэтому телефон весь день молчал и соовершенно не отвлекал. Я решил воспользоваться этим затишьем и, наконец-то, оклеить
свою комнату обоями.
Обычно такие тихие дни я предчувствую заранее и стараюсь подготовиться к ним заблаговременно. С этой целью, в четверг или в пятницу, я посетил Максидом с
желанием докупить ещё два недостающих рулона. Справедливости ради надо отметить, что предыдущие рулоны я покупал в Максидоме два года назад, поэтому
уверенности в том, что именно эта партия есть в наличии, у меня не было. Держа в одной руке образец тиснения, в спешки оторванный от одного из руллонов,
а в другой сумку с деньгами (за два года товары сильно подорожали), я решительно собрал в обойном отделе старшего продавца, просто продавца и консультанта.
Я уже давно заметил, что если обратиться только к продавцу, то шансов быть услышанным практически нет. Поэтому теперь я практикую новую методу общения
с крупными магазинами, организуя стихийную летучку. Увидев в моих руках кусок бумаги, вся эта команда хором ответила, что таких обоев уже давно нет, и не
дав мне возможность задать следующий вопрос, тут же добавила, что и не будет, и вообще этот товар снят с производства. Чтож, по крайне мере сэкономили
своё и моё время на бессмысленные диалоги. Среди представленных образцов мой выбор пал на две продукции: одна - российского происхождения по 800 рублей
за руллон, другая - немецкого, соответственно вдвое дороже. Тиснение на российских обоях мне нравилось больше, чем на немецких, но относительно качества
был целый ряд вопросов, которые я и адресовал работникам Максидома. Они долго смотрели на российские обои, затем на меня, затем на немецкие и солидарно,
хотя и не патриотично сказали, что немецкие безусловно лучше. Тогда я попытался выяснить, с каким всё-таки проблемами я могу столкнуться если выберу
наши обои. Продавцы ответили, что эти проблемы им неизвестны и уже настоятельно порекомендовали взять всё-же немецкий товар. Я спросил, были ли случаи
возврата российских руллонов или претензий к ним у покупателей? Ответ был отрицательный, такой информацией работники явно не располагали. На всякий
случай, они ещё раз настойчиво порекомендовали мне приобрести продукцию из Германии. Я поблагодарил за оказанную мне помощь в выборе товара, обратив
внимание, что я непременно воспользуюсь всеми полученными советами. После чего положил в корзину два огромных российских руллона и отправился
на кассу.
И вот комната оклеена. Материал оказался удивительно высокого качества. Неужели мы научились делать качественную продукцию? В процессе оклейки
обои вели себя очень тонко и профессионально. Интересно, а как они перенесут покраску? Это я узнаю только завтра.
Кстати, это не первый случай, когда продукция российских производителей оказывается отличного качества. Так, например, по помещениям Хоровой
студии можно водить экскурсии. Те классы, в которых расположился линолеум с протёртыми дырами - это продукция зарубежных производителей,
а там, где рисунок как новый и нет никаких изъянов - наш, родной, Российский. В одном классе мы как-то пытались отодрать такой от пола, так это
оказалось невозможным, оторвали только краешек, обнаружив под ним дохлую мышь, безнадёжно пытавшуюся много лет прогрызть его с другой стороны.
Страна изготовитель, а также цена уже давно не играют решающей роли в выборе и приобретении того или иного строительного материала.
Качество товаров, к сожалению, можно определить только в процессе их использования.
Елизавета Петровна
Начинаешь наблюдать за Елизаветой Петровной и весь подчиняешься её магнетизму, неотрывно следишь за ней, за её рукой, за её комментариями. Она забирает тебя полностью, и ты не можешь
оторваться, так как всецело подчинён уже её воздействию. Интересно то, что уже спустя десятилетие, как были сделаны эти записи, они воздействуют точно так, как воздействовали на тебя эти
репетиции. Возникает ощущение, что даже через видеоплёнку Елизавета Петровна организует вокруг себя Время и Пространство, наполняя его Искусством в самом высоком понимании этого слова.
На диске есть запись репетиции Мессы Антона Брукнера ми минор, на ней присутствовал хор мальчиков. Дети также подчинены той атмосфере, которую Елизавета Петровна создаёт с первых минут
общения с хором. Никто не отвлекается, не разговаривает. А ведь никаких специальных требований к дисциплине или к вниманию Елизавета Петровна не предъявляет.
Метки: Кудрявцева, Брукнер
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу