Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Весна в ЛЭТИ

Четыре весенних дня провёл на IV хоровом фестивале студенческих хоров "Весна в ЛЭТИ". Размах фестиваля колоссальный. И всё организовано только силами студентов при поддержки ректората ЛЭТИ. А по идее, такие конкурсы должны быть заявлены как Национальный проект, и государство должно их субсидировать.
Если сравнивать этот фестиваль с предыдущими, то профессиональный и творческий рост коллективов колоссальный. Но что особенно ценно, что начал увеличиваться и численный состав певцов. Это очень важный момент для дальнейшего развития хорового искусства.
Особенно порадовали на конкурсе женские хоры. Они были выделены в отдельную номинацию и соответственно оцениваливась отдельно.
Тема конкурса была посвящена эпохе Возрождения, поэтому в конкурсных программах каждый коллектив стремился раскрыть заявленную тему.
Особым событием фестиваля стало присутствие Валентина Ивановича Нестерова. Его работа со сводным студенческим хором стала настоящим Мастер классом. Студенты даже не представляют себе, какие они счастливые!
Вряд ли кто из студентов Петербургской консерватории может похвастаться, что видел своими глазами работу Валентина Нестерова.
Художественный руководитель фестиваля Светлана Александровна Садовникова подготовила удивительный рассказ, сопровождаемый фотовыставкой о замечательном музыканте, просветителе, каппелланине Петре Петровиче Левандо. Студенты слушали, затаив дыхание.
Вся атмосфера фестиваля быля заряжена творчеством, до последней минуты сохранялась конкурсная интрига. И только на сцене Капеллы коллективы узнали свои результаты.
Фестиваль зарядил меня на дальнейшую работу, и это здорово!


Метки: Весна в ЛЭТИ, Нестеров, ВОЗРОЖДЕНИЕ, Левандо, Садовникова

Прослушивание в концертный хор

Сегодня состоялось прослушивание мальчиков из Среднего хора и Группы интенсивного обучения в Концертный хор.
Это всегда самый яркий момент в работе Хоровой студии. Дети, которые в течение многих лет занимались у разных педагогов, переходят
на самую главную ступень. Теперь именно от них зависит - каким будет Концертный хор в новом сезоне. Именно на них возлагается
вся ответственность за новый репертуар, за новые концерты. Каждый раз в каждом из них я пытаюсь увидеть верных помощников
и преданных своему делу маленьких музантов. Так, как горят их глаза, когда происходит это прослушивание, не возможно
передать даже могучим русским языком. И каждый раз я пытаюсь сделать всё, что от меня только может зависеть, чтобы этот
блеск не угас, чтобы этот интерес не пропал. И каждый раз это удаётся с очень большим трудом, но всё-таки удаётся.
Кто-то из них станет солистом, кто-то будет просто рядовым дискантом или альтом, но всех их будет объединять один
коллектив - хор мальчиков Санкт-Петербурга.
Пройдёт много лет. Кто-то свяжет свою жизнь с музыкой профессионально, кто-то нет, но останется дружба, останутся воспоминания
от концертов и репетиций, останется детство, в котором у них был свой хор.
А пока только прослушивание, распределение по хоровым голосам, первое знакомство.
И уже в который раз всё только начинается...

Метки: прослушивание

Белая ветка сирени

Наконец-то телевидение показало фильм, который очень многие так долго ждали. "Белая ветка сирени" - работа Павла Лунгина о Сергее Рахманинове должна была стать если не сенсацией, то во всяком случае ещё одним явлением. Однако всё произошло с точностью наоборот. Фильм оставил после просмотра неприятно пошлый осадок. Он больше напоминал "Глянец" Кончаловского, чем известный всем рассказ Юрия Нагибина. В чём же дело? Почему столь опытный, столь тонкий и талантливый мастер как Лунгин, создаёт такую низкопробную картину? Те немногие, кто досмотрел до конца, увидели маленькую сноску в конце фильма, что все события вымышлены. А какой смысл был придумывать эти события, если вся жизнь Рахманинова сама по себе была настолько яркой, интересной и драматичной, что перед каждым режиссёром или сценаристом возникет труднейший вопрос выбора отдельных эпизодов, так как каждый из них в жизни творца был очень значимым. Мне интересно, а для какой зрительской аудитории вообще предназначен этот фильм? Ведь музыканты будут негодовать от исковерканных фактов, ценители красоты не увидят в фильме ни одного оригинального кадра, поклонники актёрского таланта вряд ли останутся довольными эпизодическими ролями Ахеджаковой и Петренко. После удивительно проникновенного фильма "Остров", обращённого к человеческой душе, в новой работе Лунгина я ждал продолжения филосовского размышления о человеческой жизни, ведь образ Рахманинова занимает особое место в русском искусстве. Как жаль, что мои ожидания не оправдались.

Метки: Рахманинов, Лунгин, Ветка сирени

День Швейцарии

Принял приглашение генерального консула Швейцарии господина Штраусака принять участие в праздновании Дня Швейцарии.
Вечер проходил в отеле Невский Палас, куда я буквально вырвался  из строительного хаоса, которым наполнены последние дни ремонта
в Хоровой студии. В отличие от приёма в Генеральном консульстве Германии, на котором я присутствовал две недели назад,
Швейцарская обстановка была более скромной: не было праздничного концерта, долгих речей, ответных слов и.тд. Зато была
широко представлена национальная кухня - от сухих вин до сладостей. Во вступительном слове, которое было очень кратким,
но в то же время ёмким, господин Штраусак отметил заметное движение в налаживании творческих связей между двумя
государствами. В качестве конкретного примера он привёл недавний визит в Санкт-Петербург Цюрихского хора мальчиков и
их концерт в зале Академической Капеллы. Мне было очень лестно слышать эти слова на таком высоком уровне, так как наша студия
принимала самое непосредственное участие во всех организационных вопросах.
Удалось немного пообщаться с господином Брауном (Генеральный консул Германии) и его супругой Анет. Каждый раз, когда я вижу
Анет, я не перестаю удивляться её способностям в освоении иностранных языков. Если в прошлый раз она говорила по-русски
без ошибок, то сегодня её речь была уже без акцента. Далеко не все знают, что это уже пятый иностранный язык, который
она освоила почти в совершенстве.
Господин Браун, к глубокому сожалению, в сентябре покинет Санкт-Петербург в связи с направлением на новую работу в другую страну.
Очень надеюсь, что наше уже давнее знакомство не прервут далёкие расстояния.
 
 

Метки: Штраусак, Браун

Спевочный зал

На прошлой неделе в Академической Капелле имени М.И.Глинки состоялось мало кому заметное событие:
французский институт, который много лет арендовал помещения бывшего Хорового училища, покинул занимаемые площади в связи с окончанием
срока аренды. Таким образом, Капелла вновь обрела свой первозданный внутренний облик. 3 февраля, в воскресенье, состоялся концерт в
честь 85-летия Евгении Дмитриевны Выходцевой, которая проработала в Капелле много лет.
Вместе со своим хором я принимал участие в чествовании юбилярши. Но перед концертом произошло то, чему может позавидовать любой
Капелланин – для хоровой репетиции нам предоставили помещение Спевочного зала, того самого, где четыре раза в неделю мы репетировали
с Фёдором Михайловичем Козловым. Зал был абсолютно пуст, в нём не было тех самых портретов композиторов, не было часов над дверьми,
которые в нашем детстве отсчитывали время до перемен, не было даже самих дверей, вместо них – пустой проём. Но атмосфера того времени
появилась сразу, как запели мальчики. Я построил свой хор точно так же, как мы стояли в детстве. И как только зазвучали первые звуки, я был
поражён изумительной акустике этого помещения. Хор звучал в родных стенах очень плотно и насыщенно, петь было чрезвычайно удобно.
Нахлынули воспоминания детства, учителя, друзья. Рыжее солнце просочилось в окна, как и тогда, в детстве, на пятом и шестом уроке, но вскоре
скрылось за набежавшими тучами.
Как бы хотелось, чтобы всё вернулось обратно, на свои места! Но это, наверное, уже невозможно...

Метки: Козлов, Спевочный зал, Выходцева, капелла

Никто не хотел убивать?

Весь день, с самого утра до позднего вечера лил дождь. Сегодня провожали в последний путь Таню Филипук. Около десяти утра я уже был у морга на улице Костюшко. Пока мы ожидали официального приглашения в прощальный зал, мимо нас две молоденькие девчонки-медсёстры провезли на тележке чей-то труп. Так как от здания больницы до морга не было никакой дороги или тропинки, то тележка всё время цеплялась то за камни, то за поребрик, и тело вот-вот могло скатиться. Девчонок это очень веселило, и они каждый раз ухищрялись что-нибудь придумать, чтобы труп не упал. Я спросил: "Это у вас так каждое утро начинается?" Они ответили. что
не каждое. "А кому-нибудь, - продолжил я вопросы, - приходило в голову сделать дорогу от больницы до морга? Девчонки смущённо ответили, что не знают.
К 10.00 утра собрались родственники, знакомые и коллеги по общему делу. Кто-то вернулся из прощального зала и сказал, что там 8 покойников, но Тани нет. Стали выяснять. Оказалось, что Таню просто никто не мог узнать. Вместо обаятельной молодой девушки лежала старушка, совершенно не похожая на Таню. Никто не мог понять, почему совершенно неузнаваемо изменился облик. Неужели так меняется тело человека за неделю?
Постояли, помолчали. Автобус с гробом и с провожающими отправился на Южное кладбище. Когда похоронный автобус выехал на главную дорогу, какая-то Газель, выезжающая с прилегающей территории чуть не протаранила его. Водитель успел среагировать.
На Южном кладбище, в часовне, состоялось отпевание. Когда мы вышли из автобуса, то около церкви увидели мальчиков. Они пришли проститься.
Батюшка отслужил панихиду, гроб вновь перенесли в автобус и поехали на могилу.
Дожди размыли всю дорогу. Мы то и дело увязали в грязи. За автобусом ехал кортеж машин: родители учеников, выпускники. Это было очень трогательно. Таню подхоранивали к маме. Эту могилу много лет назад я навещал вместе с Таней. Похоронили очень быстро, но все всё-равно успели промокнуть. Дождь лил бесконечно. Земля была вся в воде. Землекопы вёдрами вычерпывали из могилы воду.
Рекриация Дома творчества, где много лет проработала Таня, вместила всех желающих проститься. Один за другим. люди говорили о Тане, о её душе, о том, как много она делала для каждого. Продемонстрированный слайд фильм стал наглядной иллюстрацией её дел. Последний раз я был в этом зале около 15 лет назад. И когда я вошёл, то у меня возникло ощущение, что Таня вот-вот сейчас выйдет. Но вместо неё я увидел фотографию на рояле и зажжённую свечу.
Как могла произойти эта трагедия? Этот вопрос не даёт мне покоя. Как возможно, чтобы водитель дважды сбил человека? Как стало известно, трагедия произошла на пересечении проспекта Ветеранов и Симонюка. 27 марта (пятница) Таня шла по пешеходному переходу на зелёный сигнал сфетофора . Водитель на пятёрке с транзитными номерами выполнял правый поворот. После удара тело отлетело на 20 метров, а затем на полной скорости водитель переехал пострадавшую и скрылся с места происшествия. Эти обстоятельства не похожи на случайное происшествие. Они больше напоминают спланированное, умышленное убийство.
Мне стало известно, что при удочерении девочки Таня получала в свой адрес очень много угроз. Нет ли здесь связи? Разберётся ли с этим следствие?
Проезжавшие мимо машины Скорой помощи даже не останавливались. Когда вдали показалась реанимационная машина, люди перекрыли проезжую часть и вынудили водителя остановиться. Только по требованию людей машина реанимации отвезла Таню в больницу. В течение первого дня она находилась ещё в сознании и успела попросить не отдавать Вику в детский дом. Значит, она понимала своё состояние.
Можно ли было её спасти? Это уже останется неизвестно.
Пусть земля ей будет пухом. Светлая ей память.


Метки: Филипук

О финансовом кризисе

Похоже, Финансовый кризис докатился до работников бюджетной сферы. С 01 февраля директорам бюджетных учреждений велено сократить Фонд заработной платы на 10%. В связи с этим, начались увольнения работников младшего обслуживающего персонала и совместителей. С педагогов сняты все доплаты и надбавки. О премиях нечего и говорить. При выезде с детскими группами на фестивали, конкурсы, гастроли, заработная плата начисляться не будет. При этом интересно, что вся ответственность за жизнь и здоровье детей в выездных мероприятиях по-прежнему возлагается на педагогов, только теперь уже за бесплатно. Начались прокурорские проверки школ, детских садов, внешкольных учреждений. На работу ходить уже просто не хочется.

Метки: финансовый кризис, увольнения

Концерт в Политехническом университете

Концерты в Белом зале политехнического университета - это всегда праздник. Этот зал отличается от всех остальных залов Санкт-Петербурга. Он какой-то особенный, располагающий, домашний.
Здесь я волнуюсь только за сам концерт. В других залах приходится волноваться за организацию, за правильно расставленные станки, писать технические рейдеры, бесконечные списки участников,
заверенные всеми возможными печатями, реализовывать билеты неимоверными усилиями. Здесь всем этим занимаются администраторы зала. Они всегда очень приветливы, всегда находятся на
рабочем месте и свою работу выполняют очень профессионально.
Как всегда несколько человек до концерта не дошли. Особенно обидно, что не было Утургаули и Аликина. Они в своих партиях являются локомотивами. Это не могло не сказаться на качестве исполнения.
Первых дискантов было недостаточно по звучанию, не хватало тембра Никиты Утургаули.
В целом, концерт прошёл успешно. Но были моменты, которые хочется отметить особенно. НА мой взгляд, замечательно прозвучал "Domine Deus" в исполнении Никиты Гусева. Он настолько тонко отвечал роялю,
что дуэт между инструментом и голосом был местами фантастическо органичный. Потрясли "Журавли" Яна Френкеля. Очень удачно был найден тем. Реприза прозвучала как настоящий Реквием по
погибшим.
Ставить в программе "Алфавит" после Журавлей - непростительная ошибка. Вообще, что-либо ставить после "Журавлей" невозможно, так как эта песня забирает исполнителя полностью, это редкий пример,
когда произведение всегда оказывает воздействие и на исполнителя и на слушателя. Наверно, после этого произведения можно исполнять только "День Победы" Давида Тухманова.
"Страшенная баба" Валерия Гаврилина была очень удачна. Наконец-то можно было разобрать текст. Но говорят, что удачно она звучала только в первых рядах партера. А вот тем, кто сидел в конце зала,
было очень дискомфортно, всё перемешивалось. Что им можно на это ответить? Садитесь ближе. Не льстите себе. Вы ведь не упрекаете хор в том, что с последних рядов его хуже видно!
"День Победы" стал настоящим апофеозом концерта. Люди слушали стоя. На второе отделение хор вышел с георгиевскими ленточками, и это усиливало военно-патриотический настрой.
Мне кажется, что те, кто стал свидетелями этого концерта, ушли домой с хорошим чувством в душе и в сердце.
 
 
 

Метки: Утургаули, Гусев, Аликин, Политех, журавли

Субботний вечер с Владимиром Соловьёвым

В субботу вечером посетил концерт Владимира Соловьёва. Известный журналист провёл встречу со слушателями в ДК имени А.Горького. Моноспекталь, заявленный в программе, назывался "Когда мир сошёл с ума". Сама встреча состояла из двух частей: в первой Соловьёв делился аналитикой о трагической судьбе России, во второй отвечал на вопросы слушателей. Почти четыре часа зал находился под воздействием блестящего оратора. Я впервые вижу Владимира Соловьёва "живьём". И не только мастерское владение словом, но и блистательная актёрская игра, актёрская подача материала, в чём-то напоминающая игру Аркадия Райкина удивляла и восхищала. Страшно становится от той безысходности, которая возникает, когда он пласт за пластом вскрывает картину Российской действительности. Особенно интересно было наблюдать за интерактивным диалогом со слушателями. Блистательные ответы на вопросы, владение материалом, потрясающее чувство юмора, чёткая и ясная гражданская позиция по каждой теме, всё это не оставляло равнодушным.
После концерта почти в течение часа Соловьёв раздавал автографы, параллельно отвечая на вопросы каждого, кто протягивал ему на подпись книгу. Это, можно сказать, была третья часть вечера, не менее интересная и насыщенная.
Пересказывать содержания вечера невозможно. Соловьёв очень глубок и тонок. Можно в пересказе потерять оттенки. Многие темы описаны им блогах на майл.ру http://blogs.mail.ru/mail/v...

Метель

Утром разбудила метель. Теперь настала очередь погоде сойти с ума. Воет и свистит во все щели. Я уже не помню, когда последний раз в Петербурге была метель. По-моему, когда мне было 7 или 8 лет. Жаль, что пришлось отменить репетицию. Заниматься в такую погоду - одно удовольствие. Как тут не вспомнить Пастернака: "Мело. Мело по всей земле, во все пределы..."

Детское хоровое искусство в Санкт-Петербурге и не только

Имел возможность в течение двух дней прослушать около 30 детских хоровых коллективов на XI хоровом конкурсе "Гатчинская радуга". Общее впечатление удручающее. Уровень хоровой культуры упал на запредельно низкий уровень. И это при том, что в России музыканты получают высочайшее образование в различных музыкальных учреждениях. На конкурсе выявилась удивительная закономерность: чем больше возможностей имеет для хорового творчества коллектив, тем ниже исполнительский уровень. Как объяснить тот факт, что музыкальные школы Санкт-Петербурга, в которых каждый ребёнок обучается игре на инструменте, в которых созданы идеальные условия для занятий (есть музыкальные инструменты, огромный педагогический штат, концертный зал и.т.д.) выглядят бледно на фоне хоровых студий, где дети как правило обучаются только пению, иногда сольфеджио, а к инструменту восемьдесят процентов учащихся вообще никогда не подходило. Ситуация печальная ещё и потому, что за последние пятнадцать лет очень большой прорыв в вокальных и педагогических методиках сделали такие люди как Виктор Вадимович Емельянов и Владимир Викторович Кирюшин. Так в чём же дело? Почему всё возвращается обратно? Программы хоровых коллективов настолько отдают нафталином, что уже даже неприлично их выставлять на конкурс. Где творческий поиск? Где стремление к совершенству? Где смелость? Где новаторство? По большому счёту, не было ни одного коллектива, который бы удивил.
В связи с эти возникла в очередной раз идея о проведении независимых методических объединений, где была бы возможность разговаривать с руководителями хоров, проводить открытые уроки, объяснять те или иные приёмы работы, организовывать фестивали и конкурсы, где ставились бы конкретные задачи. Хорошо было бы на такие встречи приглашать композиторов, чтобы они создавали произведения для детей со знанием их возможностей.
Это должна быть колоссальная организационная работа, на которую необходимо тратить все силы и всё время. Но у меня, к сожалению, его нет.
Я ехал после конкурса на репетицию со своим хором, как на праздник.




Метки: Гатчинская радуга

Воскресенье

На этой неделе врачи снабдили меня суточным монитором, который каждые 15 минут измерял артериальное давление. Расшифровка данных показала удивительную вещь, давление боле-менее
стабилизируется только тогда, когда я работаю. Зато вот отдых приводит к сумасшедшим показателям.
Получается, что я обречён только и делать, что работать. Любой выходной день оборачивается для меня полным кошмаром. Сегодняшнее воскресенье - не исключение. Наверно, именно поэтому у меня самое хорошее самочуствие бывает только тогда, когда я уезжаю на гастроли. Там рабочий день начинается в 6.00 утра и заканчивается только в конце поездки. Чтож, осталось недолго.


настроение: Деперессивное

Слонимский "Антигона" - мировая премьера

12 июня 2008 года на сцене Академической Капеллы имени М.И.Глинки состоялась Мировая премьера (именно так было заявлено в афише) ораториальной оперы
Сергея Слонимского "Антигона" (По трагедии Софокла). Работа над этим сочинением началась ещё в марте, и мне посчастливилось первым прикоснуться к этой
партитуре, разучивая её с хором Капеллы. В процессе работы над "Антигоной" для меня совершенно неожиданно открылся целый пласт древнеримской
культуры и литературы. Но об этом - отдельная статья. Музыка Слонимского, по моему мнению, представляет собой взгляд на древнеримскую эпоху с позиции
современного музыкального языка. Но интересно то, что трагедия Софокла, не утратившая актуальности и по сей день, изложенная современными средствами
музыкальной выразительности всё равно сохраняет атмосферу античной культуры. Слонимский местами гениален. Почти все мелодические хоровые проведения,
которые контрастируют с инструментальными сольными вокальными партиями - пленяют своей нежностью, тонкой выразительностью и искренностью.
Зал Капеллы в этот вечер был переполнен. Концерт задержали на 20 минут, так как очередь в кассу не заканчивалась. В зале можно было увидеть профессоров
консерватории как композиторского, так и дирижёрского факультетов, присутствовал экс дирижёр малого оперного театра - Андрей Аниханов, был замечен
директор Пасхального фестиваля Валерий Сергеевич Павлов, дирижёр камерного хора - Николай Корнев и другие известные деятели культуры и искусства.
О том, что публика, пришедшая на этот концерт была особая, искушённая, говорит тот факт, что ни у кого  ни разу за всё исполнение не зазвенел мобильный
телефон.
Премьера продолжалась чуть больше полутора часов, но всё это время зал продолжал следить за разворачивающимися на сцене событиями. Постановка
Александра Сокурова придала сложному и подчас трудному для моментального восприятия музыкальному языку Слонимского образность и драматический
рельеф.
Усех был настоящий, совершенно не наигранный. Концерт стал тем редким случаем, когда множество факторов соединяются воедино, и на глазах у слушателей
и зрителей рождается чудо. Колоссальная заслуга и, я так думаю,  самая значимая в этом концерте - это работа Аркадия Матвеевича Штейнлухта. За
дирижёрским пультом он был волшебником, которому подчинялись все. Ни разу оркестр не нарушил баланса, аккомпанируя солистам или хору. Вообще,
такая слаженность и сыгранность оркестра за такое незначительное количество репетиций приводила в восторг. Особо хочется отметить фагот, так как
этот инструмент запомнился своей виртуозностью и саркастическими высказываниями. Штейнлухт на протяжении всего концерта был совершенно незаметен,
он всё время находился как бы в тени происходившего действия. Очень лаконичный дирижёрский жест подчинял при этом не только оркестр, но и хор,
который завораживал своей отточенностью слова и детальной, тщательно проработанной фразеровкой. Капельский хор в этом сочинении был совершенно
неузнаваем, он больше напоминал хор драматического театра, так как от него исходила какая-то особая энергетика и широчайший тембральный размах.
Слово порою звучало нарочито небрежно в своей утрированности, но от этого произведение только выигрывало, так как расширялись слуховые и зрительные
горизонты. Некоторые номера, такие как "Песня о человеке" или "Песнь скорби" представляли в своём звучании верх совершенства.
Безусловно, главным действующим лицом трагедии, а следовательно и оперы - является Антигона. Именно она составляет основу всего музыкального материала.
Исполнительница партии - Олеся Петрова стала на этом концерте настоящим открытием. Ей не уступала в мастерстве Лариса Радченко (Исмена). И вообще,
все их дуэты, терцеты и квартеты с Петром Мигуновым (Креонт) и Олегом Трофимовым (Гемон) были так виртоузно исполнены и переплетены, что порою
захватывало дух от фантастического вокального мастерства.
Перед началом концерта несколько певцов довольно скептически отзывались о работе Александра Сокурова, который был приглашён лично Сергеем Слонимским
и кстати, работал над постановкой бесплатно. Премьера не оставила сомнений в гениальности Сокурова. Мастер тем и отличается от простого ремесленника,
что оставляет на века свой узнаваемый почерк. Сокурову удалось самое главное - ему удалось сделать постановку. Он был ограничен в этом всем, чем только
может быть ограничен режиссёр: временем и пространством. Но мастерство всегда видно даже там, где надо сыграть лишь только эпизод. И поэтому, начиная
с выхода в царскую ложу Исмены и Антигоны - уже виден был почерк Сокурова. Хор Капеллы, как мне известно, отказывался петь наизусть. Сокуров нашёл
выход, который украсил и сделал незабываемой для всех сидящих в зале картинку, на которой в номере "Битва" певцы хора, по мере нарастания напряжённости
и динамически разворачивающегося действия, начинают поднимать хоровые партитуры всё выше и выше, постепенно заслоняясь ими от публики, подобно
войску, заслонявшегося от неприятеля огромными щитами. Таким же защищённым и в то же время безликим будет выглядить хор в финале, разойдясь по
всей сцене и заполнив всё оркестровое пространство. Лица, закрытые белыми партитурами создадут картину ушедшего и запечатлённого в камне времени,
того времени, где был древний город Фивы. Благодаря этой находке финальный итог драмы "Мудрость - высшее благо для нас!" звучит не как назидание
сидящим в зале, а как филосовская мысль, сохранившая свою ценность до сегодняшнего дня и остающаяся такой же ценной для веков грядущих.
Не могу найти ответ только на один вопрос: почему такие масштабные проекты, на которые затрачивается так много усилий и человеческого ресурса
имеют разовое исполнение? Почему нельзя ещё несколько раз их не повторить? Я убеждён, что и на следующие концерты зал был бы полон.
Остаётся утешать себя только одной мыслью, что я там был...
 
 
 

Метки: Антигона, Слонимский, капелла, Штейнлухт, Сокуров, Петрова, Радченко, Мигунов, Трофимов

"Gloria" Антонио Вивальди

В четверг, 22 мая, исполнили со студенческим оркестром музыкального училища имени Н.А.Римского-Корсакова под управлением Дмитрия Ралко "Gloria" Антонио Вивальди.
Концерт проходил в зале Института технологии и дизайна и имел большой успех. Сольные номера исполнили Ольга Шуршина (сопрано) и Изабелла Базина (меццо).
Замечательный оркестр и замечательное отношение молодых ребят к исполняемой музыке. Это уважительное, профессиональное отношение с первых минут передалось
хору, мальчики были очень дисциплинированы и внимательны.
С Дмитрием Ралко мне давно хотелось сделать совместный проект. Дима относится к тому редкому числу музыкантов, которые не перестают читать, изучать, искать, а значит
и думать. Дирижёр, который может общаться с коллективом на значительной интеллектуальной высоте - всегда интересен.
Однако, я не соглашусь с темпами некоторых частей. И прежде всего это темп восьмого номера "Domine Deus. Agnus Dei". Мне кажется, что это очень проникновенная молитва,
в которой переплетаются три голоса - хор, солистка и виолончель. Вивальди убирает оркестр, тем самым как бы выкристаллизовывая философскую мысль этого номера. Я ощущаю
движение этой молитвы чрезвычайно медленно, чтобы успеть всё сказать, чтобы всё донести. Для меня этот номер - покаяние. Речь идёт о Божьем Агнеце, который взял на
себя грехи мира. Партию органолы я воспринимаю как подчёркивание неотвратимости этой жертвы. Темп должен определяться по неторопливой мелодии виолончели.
Не смотря на то, что основной текст произносят солистка и хор, главная тема именно у виолончели, так как музыкальная мысль значительно глубже слова.
Седьмой номер был исполнен очень поспешно. Я не разделяю эту поспешность, так как хор в этом темпе не успевает подчеркнуть ритмический рельеф мелодии, а оркестр
не успевает насладиться дуэтом с хором. Соответственно исчезает главная идея этого номера - игра канонических проведений.
Самый сложный вопрос - это темп первого номера и, соответственно, одиннадцатого. То, что темпы этих номеров должны быть одинаковые, совершенно очевидно. И Дима
совершенно правильно репетировал их вместе. Однако где граница между Allegro и Presto. Где та грань, которая не позволит иметь место суете и в то же время не сделает
эту музыку статичной. Александр Свешников исполнял первый номер очень медленно (Andante non troppo) , Геннадий Рождественский исполняет его медленно (Andante),
многие музыканты, в том числе и Дмитрий Ралко исполняют его очень быстро (Presto). Мне кажется, что темп этих двух номеров определяет финальная фуга. Она идёт
в тесной связке с одиннадцатым номером, а значит, вполне оправданно может быть подчинена этому же движению. Определив темп фуги таким образом, чтобы были
понятны все противосложения, очень легко находится темп одиннадцатого номера, а, соответственно, и первого. Он должен быть очень нарядным, подвижным, но ни
в коем случае не поспешным.
Интересный эпизод произошёл на первой оркестровой репетиции. Во время исполнения четвёртого номера "Gratias agimus tibi" обнаружилось, что у орестра и хора разные ноты на
словах "tibi". Басы поют ля бекар, а виолончели с контрабасами играют ля диез. Дмитрий Валерьевич обратился к басам с просьбой исправить. Я возразил, сославшись
на два клавира, выпущенных разными издательствами. И в том и в другом нет ля диеза ни у хора, ни у оркестра. Дмитрий сослался на исполнение Фёдора Михайловича Козлова,
впитанное всеми нами с молоком матери. Мне пришлось уступить, так как Фёдор Михайлович - это святое. Вечером я попытался найти ответ у авторитетного издателя и
профессионального наборщика нот, у моего близкого друга Петра Трубинова. Петя сказал, что если диез в клавирах не стоит, то могли и забыть поставить, а вот если стоит бекар,
то это уже сложнее. Ради интереса, он поскрёб у себя по сусекам и нашёл в своих громадных архивах партитуру, где и  обнаружил всё-таки ля диез. Может быть, на этом история
и закончилась бы, если не запись Московского хорового училища с Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР под управлением Геннадия Рождественского.
Так вот, в записи оркестр играет ля диез, а хор поёт ля бекар! Фальшь жуткая.
Я думаю, что нашим следующим совместным работам с Дмитрием Ралко будут предшествовать бурные и эмоциональные обсуждения, доходящие до рукоприкладства.
Во всяком случае, темпы просто так не уступлю.
 

Метки: Вивальди, gloria, Ралко, Шуршина, Базина, Свешников, Рождественский, Козлов

О вокальных конкурсах

Завершился очередной вокальный конкурс, в котором принимали участие три наших мальчика:
Никита Гусев, Ян Медведев и Ваня Рябов. Все, безусловно, ждали от Никиты Гусева если не Гран при, то
уж безусловно I место, от Яна Медведева II, от Вани Рябова III. Однако всё вышло соверешеннно неожиданно.
Первое место получил Медведев Ян, (ради справедливости надо отметить, что в своей возрастной группе), второе место
присудили Рябову Ване, а Никита Гусев был удостоин диплома. Так я не очень понимаю, в чём всё-таки заключается
смысл вокальных конкурсов? Мне не понятны вообще критерии оценки вокалистов: Тебе понравилось? А мне нет.
Кто мне объяснит, где вообще находятся в вокальном мире аксиомы, в какой плоскости? То ли дело спорт: всё по секундам,
если не по секундам, то по линейке, если не по линейке, то по видеосъёмке. А как быть в вокале? Нет вопросов,
когда участник конкурса гениален, и это слышат все. А если он только талантлив? Как быть в этом случае?
Я не признаю ни вокальные, не хоровые конкурсы. Они не несут в себе ни какого смысла. Более того, я вообще считаю их
аморальными. Мне кажется, что конкурсы могут быть только в тех областях, где есть какая-то конкретика.
А в вокале, в хоровом искусстве должны быть фестивали. Публика сама найдёт своих кумиров.

Метки: вокал, конкурс

Хор любителей пения

После почти пятилетнего перерыва посетил Хор любителей пения Санкт-Петербурга. Отложил все дела, поехал на метро, чтобы пешком прогуляться по набережной канала Грибоедова. Погода прохладная, но очень уютная.
Ловил каждую звучащую минуту, дыхание каждой хоровой партии, так как было ощущение, будто бы прикоснулся к чему-то очень близкому и дорогому. В звучании хора сохранилась та удивительная трепетность, которая всегда будет отличать этот коллектив от тысячи других хоров.
Репетировали "Символ веры" Чайковского, "Тебе поем" Рахманинова и "Ангел вопияше" Чеснокова.
Катя Артюшкина очень кропотливо работала над каждой фразой, над интонацией. Эта тщательность
порою была чрезмерна и нарушала общую динамику репетиции. Впрочем, любители были очень терпеливы и внимательны.
По просьбе хора поработал над "Легендой" Чайковского и был сражён полной, сто процентной отзывчивостью коллектива. Те фрагменты партитуры, которые никогда не удавались ранее, сегодня получились с первого раза. Но особенно потрясли в исполнении хора слова Христа: "Вы позабыли, что шипы остались мне". На этой строчке певцам удалось создать такой звуковой ореол, придать такую искренность и святость каждому слову, будто кто-то свыше наполнил звучащую мелодию невидимым Божеством.
Я уезжал окрылённый, охваченный безграничным духовным зарядом. Счастливые Любители, они даже не подозревают, каких глубин и какого профессионализма они достигли! Этот хор - настоящее чудо.

Метки: Хор любителей, Артюшкина

Либера

Даже не верится, что начались выходные дни. И впереди их целых четыре штуки!!! Подготавливая к ремонту музыкальную гостиную, неожиданно обнаружил в компакт-дисках запись на DVD Английского хора мальчиков
"Либера", сделанную моими московскими друзьями. С интересом просмотрел. Потрясающая атмосфера на сцене! Удивительное актёрское мастерство детей и продуманность программы. Очень необычно и свежо.
Операторская работа и работа видеоинженера - это щедевр. К сожалению, сам жанр, в котором работает хор мне не очень близок, однако он имеет полное право на существование. Важно то, что это результат
труда, результат поисков и очень грамотного вокального подхода. Надо будет после праздников показать запись своему хору, есть чему поучиться. Также этот хор ещё раз подтвердил мою мысль, что концерт должны
вести сами дети, как это было у Фёдора Михайловича Козлова. Во всяком случае, на гастролях. Чем больше взрослых дядей и тётей изымаются из детского исполнительства, тем интереснее и ярче выглядит самостоятельность
и творчество самих детей.

Метки: Либера, Козлов Ф.М

Таня Филипук

Сегодня ушла из жизни Таня Филипук. Она была уникальна. Созданный ею хор мальчиков "Эхо" - это почти 20 лет каторжного труда.
Вся её жизнь была для кого-то, но только не для себя. Она рано осталась без матери и её воспитанием занялась крёстная - Валентина Александровна.
Через несколько лет всё поменялось местами, и уже повзрослевшая Таня опекала свою "вторую" маму. Валентина Александровна была окружена таким вниманием и заботой,
которую редко получают от своих детей настоящие родители. Полтора года назад Валентины Александровны не стало. Как пережила это Таня, знают только близкие ей люди.
Но она нашла в себе силы продолжить жить дальше. Она взяла из детского дома и удочерила 4-летнию Вику, которая стала для неё самым дорогим и близким существом.
Казалось, что жизнь только начается. Хор готовился к гастролям в Германию, которые должны были состоятся в конце апреля. Как много для этого ей пришлось сделать.
В четверг, 27 марта, она в последний раз отвезла дочку в садик, и больше за ней уже не пришла. Я не знаю, что произошло, говорят, что Таню сбила машина, но известно,
что больше недели она боролась за жизнь. Она боролась не за свою жизнь, а за жизнь того крошечного созданья, для которого она стала мамой. Но судьба очень часто бывает жестокой.
И сегодня, в 17 часов Тани не стало...
Для меня она была одним из самых близких и дорогих людей. Мы могли позвонить друг другу в любое время, в любой день. Если кто-то из нас не дозванивался,
то по высвеченному на мобильном телефоне номере сразу же перезванивал. Когда в воскресенье мой звонок остался безответным, я почувствовал, что что-то произошло.
Но я не мог даже в мыслях предположить трагедию.
Она была замечательныи человеком, прекрасным музыкантом. Она раскрыла музыкальные способности нескольким сотням детей. Она была честна и требовательна в своей работе.
Она всегда приходила на помощь, если кто-то в ней нуждался.
Как жаль, что никто не смог помочь ей, никто не удержал, никто не спас.

Метки: Филипук, Хор мальчиков Эхо

Александр Юрлов

Один из моих учеников - Александр Димент обнаружил в интернете интересную ссылочку: http://musicmp3.spb.ru/mp3/6309/sergei_ivanovich_taneev_sergey_taneev.htm
Здесь размещены записи музыки Сергея Ивановича Танеева. Но особый интерес представляют хоры танеева, записанные в 1970 году Московской хоровой Капеллой
под управлением Александра Юрлова. На мой взгляд, это - щедевры. Потрясающая исполнительская свобода в сочетании с ясностью мысли.
 

Метки: Юрлов, Танеев

Деревня Шанёво

Деревня Шанёво. Она находится в Псковской области, недалеко от посёлка Славковичи. Это моя историческая Родина. Я не разу в том месте не был, но в этом году обязательно хочу его посетить. В этой деревне у моей семьи в начале ХХ века был свой дом. Прадедушка - (Иван Николаевич Кузнецов) - был врач, и на первом этаже располагалась приёмная и лазарет. Прабабушка - (Анна Гавриловна Кузнецова) занималась домашним хозяйством. Семья была большая - 6 детей: Рая, Миша, Нина, Зина, Сима, Маша.
Одна из сестёр-Нина-была от рождения глухонемой. И когда в 1941 году в деревню пришли немцы, она не убежала вместе со всеми и была расстреляна. Брат Миша ушёл на фронт, когда ему было 18 и не вернулся. Никакой информации о его дальнейшей судьбе мне не известно. Старшая сестра Рая живет в настоящее время в Краснодарском крае. Сима и Маша умерли в 80-90 х годах. Моя бабушка - Зинаида Ивановна Кузнецова умерла 06.07.1993 года.
Недалеко от деревни есть кладбище, на котором захоронены Анна Гавриловна и Иван Николаевич. Мне очень хочется найти их могилу и привести её в порядок.
Я пытался по интернету отыскать эту деревню, но безуспешно. Скорее всего, она уже вся заросла. Как хочется отыскать хотя бы одного жителя в том районе, который бы помог мне в этих поисках

Метки: Шанёво, Славковичи, Анна Гавриловна Кузнецова, Иван Николаевич Кузнецов, Зинаида Ивановна Кузнецова

Хор мальчиков "Эхо"

Сегодня посетил репетицию Хора мальчиков Красносельского района "Эхо", которым много лет руководила Таня Филипук. Всё тот-же класс, в котором я был несколько лет назад.
Я даже помню некоторые лица детей её первого состава. И вот передо мной последний состав. Даже страшно это произносить. Последний. И скорее всего, другого состава уже
не будет. Это грустно.
После Таниной смерти подготовить хор к концерту в Капелле посчитали делом чести её друзья, работавшие ранее: Лена Лобанова (дирижёр) и Евгения Алексеева (концертмейстер).
За эту инициативу девчонкам надо поставить памятник уже при жизни. Это непомерно трудно. И в этом я ещё раз убедился на репетиции. Работа с мальчиками - это сравнимо,
пожалуй, с работой дрессировщика в цирке. Я не знаю, какими надо обладать качествами, каким терпением, каким надо быть психологом, чтобы хотя бы несколько минут они тебя
выслушали и, может быть, ещё что-нибудь выполнили.
Репетировали "Kirye eleyson" и "Gloria" Делиба. Очень красивая музыка. Таня вообще умела подбирать репертуар. Я просмотрел всю папку с нотами и обратил внимание, что подбор
репертуара был эпизодический, то есть основная программа менялась каждый год только фрагментарно.
Детей было не так много, где-то около 30 человек, но своим эмоциональным настроем они были похожи на все 60. Кто-то бесконечно крутился, кто-то то и дело доставал свой
мобильный телефон, кто-то разговаривал. За дверьми класса разрывались мощные аккустические системы, это репетировал танцевальный ансамбль. За окнами с грохотом пролетали
самолёты, так как рядом находится аэропорт. В таком шумовом окружении требовать от детей внимания и собранности не представляется возможным. Для работы с мальчиками
первое и обязательное условие - это остутствие отвлекающих моментов.
Пели также несобранно, без интереса, без энтузиазма, без удовольствия. Кто-то старался, кто-то валял дурака. Через двадцать минут я не выдержал и вышел к хору. Напомнил, как
правильно стоять, объяснил значение слов "Kyrie eleison", отрепетировал самое начало. Слушали очень внимательно, только двое по-прежнему были в неадеквате. Какие-то стран-
ные начали появляться дети, ты им что-нибудь говоришь совершенно не смешное, а у них нервный смех. Вообще, дисциплина хора воспитывается методично, из урока в урок,
приучением к тихому голосу, к выполнению конкретных задач и требований. Это очень длительная и сложноя работа, требующая от дирижёра прежде всего колоссального количества
духовных, внутренних сил. Как только повышаешь голос или, не дай Бог, перекрикиваешь, жди инфляции: через некоторое время твоих голосовых связок будет уже недостаточно.
Отрепетировали "Песню о материнской любви" Андрея Петрова. Она будет исполняться в самом конце концерта в память о Татьяне.
Я рассказал немного ребятам о концерте, о том, что от них требуется, напомнил, что времени остаётся очень мало, другие коллективы в этот момент репетируют. И, конеч-но же,
пожелал удачи.
В классе стоит Танин портрет и три погасших свечи.
Я возвращался обратно, не дождавшись конца репетиции, так как для меня было очень важно, чтобы Лена и Женя сами наладили контакт с детьми. Моё длительное присутствие
могло ограничить их творческую свободу.
Я проезжал по проспекту Ветеранов мимо озёр, мимо берёзового леса. Когда-то, вместе с Таней, мы гуляли по этим Красносельским ландшафтам, даже не подозревая, что скоро
это станет лишь воспоминанием одного из нас.
 
 

Метки: Филипук, Хор мальчиков, эхо, Лобанова, Алексеева

О сыре и масле Schell

Когда мы с Максом припарковались на перекрёстке у Пяти углов, к нам подошла заманчивая дама и спросила, едим ли мы сыр. Мы ответили, что едим. Тогда она предложила нам принять
участие в социологическом опросе, который займёт, по её словам, не более трёх минут. Мы согласились. За наш труд дама обещала подарить шоколадку.
Мы поднялись на второй этаж рядом расположенного здания и оказались в плохо освещённой комнате, где несколько идиотов, подобно нам, поддались на эту провокационную затею.
Дама не обнула. Вся процедура заняла действительно три минуты, в течение которых нам пришлось нюхать, кусать и глотать четыре разных сорта сыра и запивать их водой, а в перерыве
между трапезой отвечать не список вопросов по каждому куску. Замечу, что вопросов было значительно больше, чем сыра. Название сортов нам так и не сообщили, а на тарелках
она были обозначены буквами А, B, C и D. Сыры отличались между собой почему-то только запахом. С каждой следующей буквой запаха становилось всё меньше, а вкус почему-то
не изменялся. На последний вопрос исследования, купим ли мы этот сыр в магазине, и я и Макс, не сговариваясь, ответили что никогда не купим. За исследовательскую работу Макс выбрал
себе шоколадный батончик, а я блокнот для фотографий.
Вот тут бы нам и уйти! Но мы поддались на новое предложение - поучаствовать в социологическом опросе на предмет машинного масла. Макс сперва не понял, о каком именно масле идёт
речь, поэтому на вопрос :"Какое масло вы покупаете?" честно ответил:  "Валио", смутив тем самым исследователей вопроса, так как эта торговая марка им была неизвестна.
Это исследование продолжалось около 20 минут, я уже боялся опоздать на концерт в музей-квартиру Н.А.Римского-Корсакова. Нам показывали какие-то рекламные ролики, задавали бесконеч-
ные вопросы. Но итог всё равно один: "Купите масло Schell?" Ответ: нет. В чём же смысл этих исследований? Не понимаю.

Метки: сыр, Schell

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу