Все игры
Запись

Митрополит Филипп и непокорный Новгород. Религия как оружие.



На какой-то период в Московском государстве было установлено такое «иго иудейское», по сравнению с которым власть Орды выглядела даже вполне невинно.

Россия – единственное государство на планете, где только официально юридически закрепленное рабство существовало после Орды четыреста лет, вплоть до второй половины XIX века!

Ведь это оттуда крик простолюдина:

«Суди нас не по закону, а по справедливости!»

К справедливости взывают тогда, когда нет закона или действуют такие законы, которые направлены против народа. Как, например, в современной Российской Федерации.

А справедливость – это этическая доминанта в русском характере и это обусловлено страшной историей России. Не случайно так были живучи легенды о "праведной земле». Не привольной, не изобильной, а именно праведной. Где люди живут «по правде», хотя может быть и не вполне сытно.

Обстоятельства складывались так, что во второй половине XV века Новгородская феодальная республика стала клониться к упадку оттого, что власть в ней захватили несколько знатных фамилий, отчетливо злоупотребляя ею.

РЕЛИГИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ТОГО ПЕРИОДА ИМЕЛА ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ – И ВОТ ФИАСКО НОВГОРОДА – НОВГОРОДЦЫ ТОЛПАМИ БЕГУТ В СОСЕДНЕЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО МОСКОВСКОЕ К МИТРОПОЛИТУ – ЗА ПРАВДОЙ!

(Ни у кого это не вызывает никаких ассоциаций? Например с обращениями в Страссбург, в Европейский суд по правам человека, например?)


Лучшего повода для вмешательства Великого князя Московского в новгородские дела придумать сложно!

И вот Новгород уже вынужден выкупать свою независимость. Мера страшная и лучше всего демонстрирующая Москве слабость Новгорода.

Ситуация резко обострилась в конце 1470 года после кончины новгородского архиепископа Ионы. Новгородская феодальная республика того периода имела тесные торговые связи с западными соседями и кроме этого часть новгородской знати тяготела к более развитому в культурном и экономическом отношении Великому княжеству Литовскому, не входившего прежде в ордынскую политическую систему.

Намерения новгородской знати одинаково тревожили (разведка работала!) как Великого князя Московского, так и московского митрополита.

После кончины архиепископа Ионы новгородцы пригласили к себе на княжение литовского князя Михаила Олельковича (обычная практика вече), но еще и было решено направить в Литву к митрополиту-униату Григорию на поставление Феофила, избранного новгородским духовенством на место Ионы.

В течение нескольких веков до этого русские княжества в политическом отношении были частью Ордынской системы, но в идеологическом – вся Русь была отдаленной поздневизантийской епархией.

После заключения византийцами Унии (Союза) с Ватиканом на Ферраро-Флорентийском Соборе 1438 – 1439 годов, признавшего главенство католической церкви (что не принесло Византии никакой практической пользы как военной, так и политической) и особенно после захвата турками в 1453 году Константинополя, на Руси постепенно все большую силу стала набирать уверенность, что отныне только Москва может претендовать на роль центра истинной православной веры, а следовательно и всего мирового христианства.

(Спустя столетия эта безумная идея не давала покоя Ф.М.Достоевскому)

Падение Константинополя расценивалась в XV веке на Руси как расплата за измену православию, а в современности, кроме историков, уже мало кто помнит, что к середине XV века от прежней огромной Византийской империи под контролем Константинополя собственно и осталось всего несколько сот квадратных километров в окрестностях столицы Византии и незначительная деспотия Морея на юго-западе Пелопоннеса).

Потому-то приглашение на княжение в Новгород литовского князя Михаила Олельковича и особенно в сочетании с поставлением на новгородское архиепископство ставленника униатов (резко углубляющее экспансию Ватикана в русские земли) были расценены в Москве как намерение порвать традиционные государственные связи с Великим княжеством Московским и были объявлены изменой православию.

У этого конфликта была давняя предистория и межконфессиональный религиозный конфликт был всего лишь идеологическим прикрытием действительной сути обострившегося конфликта:

К XIV – XV векам большинство земель ранее входивших в Киевскую Русь оказалась в составе разнородных государственных образований – Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского.

Присоединение бывших земель Киевской Руси Литвой и Москвой происходило параллельно и в конце 1360-х годов Москва и Вильно (современный Вильнюс) были вынуждены вступить в конфликт.


Перемирная грамота Ольгерда Гедиминовича и Дмитрия Ивановича Московского (фрагмент подлинника, ЦГАДА)

Походы Ольгерда на Москву (1368, 1370, 1372) были отбиты и это продемонстрировало, что на восточном направлении Литва достигла своих пределов.

Что любопытно, но и Вильно, и Москва претендовали на воссоздание не просто государства, но именно Русского государства!

Литовские князья называли себя «Великими князьями литовскими и русскими», а московские князья носили титул «Великий князь Московский и Всея Руси». Впрочем, титул «Великий» московским князьям нужно было получать ярлыком (леном) в Ордынской системе. Русская знать успешно ассимилировала потомков татаро-монгольских ханов, но ордынские ханы внимательно манипулировали претензиями русских князей.

Таким образом речь шла не о борьбе Великого княжества Литовского с Великим княжеством Московским за захват наибольшей территории, а о воссоздании на этих территориях Великого Русского государства, империи, наследницы Киевской Руси. В летописях сохранился проект создания единой державы на землях древнего Киевского государства выдвигавшейся в 1358 году Ольгердом и Кейстутом.

Литовские летописи содержат легенду об основании династии Гедиминовичей неким Палемоном, родственником римского императора Нерона из династии Юлиев, и несколько своеобразно аргументируются претензии Литвы на роль правопреемницы Киевской Руси. Так в летописи говорится, что русские князья «не сохранили» свою землю, допустив, чтобы их разбила Орда. А потому, по этой логике, Литовское государство, успешно сопротивлявшееся Орде, получало все права и на земли и на преемственность власти от древней державы.

Противоборство Литвы и Москвы было процессом центростремительным (борьба двух альтернативных центров с перспективой их дальнейшего объединения под властью победившего), но в 1385 году литовский князь Ягайло изменил вектор этого процесса на центробежный, поскольку победа Дмитрия Донского над ханом Мамаем в 1380 году изменила соотношение сил, а Польшей в 1385 году были предложены Ягайле более привлекательные условия.

А ситуация в Литве тогда была и вовсе неспокойной.

После смерти Великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича в 1377 году, у него осталось от первой жены пятеро детей и от второй семеро. Самый старший, Андрей, был князем Полоцким. Дмитрий Ольгердович правил в Брянске. Далее был Константин. В Киеве правил Владимир и свой удел был у младшего Федора.

Все дети Ольгерда от второй жены, Тверской княжны Ульяны Александровны, носили литовские языческие имена: Корибут, Скиригайло, Ягайло, Свидригайло, Коригайло, Минигайло, Лугвений. В этом проявилось противостояние Литвы и Москвы – Ольгерд демонстративно намекал этим Константинопольскому Патриарху, что не намерен уступать идеологическую власть в своем государстве Московскому митрополиту и настаивает на создании в Литве отдельной митрополии, иначе униаты распространят свое влияние на Литву.

Был жив и брат Ольгерда Кейстут, у которого тоже было немало взрослых детей. Вскоре после смерти Ольгерда Скиригайло ввел свою дружину в Киев и выслал своего единокровного брата Владимира под стражей из города и стал сам править в Киеве.

Вскоре был убит и Великий князь Кейстут Гедиминович, перебиты его бояре и слуги, а его сын Витовт бежал из Литвы к немцам.

В Псков с просьбой об убежище прибыл Андрей Полоцкий и псковичи посадили его на свое княжение. Поскольку Дмитрий Донской должен был выразить свое согласие (или несогласие) с действиями псковичей, то Андрей Полоцкий явился в Москву.

Договор был заключен и был скреплен договорной грамотой. Этот документ не сохранился, но еще в XVII веке московские дьяки и подъячие (обыкновенно выполнявшие функции нотариусов) видели ее и упоминали о ней в перечне древних великокняжеских грамот, известном как Опись 1626 года. «Опись» упоминает «…грамоту докончальную Великого князя Дмитрия Ивановича с Великим князем Ондреем Ольгердовичем». Называя его «Великим князем» московская грамота тем самым подтверждала его права, как старшего сына Ольгерда, на Великий Литовский стол.

Четких правил престолонаследия в Литве не существовало, власть наследовалась по прихоти Великого князя Литовского любимым из его сыновей, и Дмитрий Донской в своей «докончальной грамоте» открыто в своей дипломатии отдавал предпочтение новому своему союзнику перед Ягайло и его братьями.

Впоследствии Андрей Ольгердович Полоцкий, прежде немало насоливший Москве с Кейстутом Гедиминовичем и Витовтом, будет в 1380 году сражаться с Мамаем в войске Дмитрия Донского. А дочь Витовта Софья станет женой Василия, матерью Великого князя Московского Василия Темного.

Суровые обстоятельства той эпохи требовали от людей умения мыслить и поступать, сообразуясь в первую очередь с собственным опытом, решительно и без оглядки. И русские князья, и духовенство, и простые слобожане и крестьянство все они вместе и каждый сам по себе жили заботой о Домостроительстве, с мыслями о малой и великой русской Семье, которая только и может дать всем защиту.


В.М. Васнецов
Фрагмент росписи алтарной части собора св. Владимира в Киеве.

Изображены:
преподобный Феодосий Печерский; святой Алексий, митрополит Московский; святой Стефан Пермский; святой Петр, первый митрополит Московский. Работа В.М. Васнецова была настолько выразительна, что в 1989 году я даже перефоторгафировал для себя в лаборатории экспертов-криминалистов эти репродукции из журнала «Наше наследие», издававшегося Советским Фондом культуры.

И даже не в кровном происхождении было дело. Ведь не у себя на родине прославился Феофан Грек из Византии. Он привез на Русь свою энергию и талант. Стефан Пермский и Епифаний Премудрый, Сергий Радонежский и митрополит Алексей, инок Лаврентий и Андрей Рублев – вот лишь небольшое число имен, которые всегда будет помнить Россия. Но эта мечта о великой русской семье, которая только и может дать всем защиту так и осталась мечтой из-за своей утопичности.

Сколько бед и страданий выпало народам России, пока укрепилась государственность империи!
В последней четверти XIV века до этого было еще далеко:

В 1385 году Ягайло отказался от своего первоначального проекта – антиордынского московско-литовского союза, скрепляемого династическим браком с дочерью Дмитрия Донского и подписал с Польшей соглашение – Кревскую Унию, скрепленную женитьбой на польской королеве Ядвиге и тем самым стал одновременно Великим князем Литовским и Польским королем.


Ягайло Ольгердович

ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ЧТО ВНУК ТВЕРСКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ЯГАЙЛО СТАЛ КОРОЛЕМ ПОЛЬШИ, - ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЛЬСКАЯ И РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ УПОРНО «НЕ ЗАМЕЧАЮТ» ПО ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ.

Спустя два года, в 1387 году Дмитрий Донской выдал свою дочь Софью за Федора, сына рязанского князя Олега Иоанновича, хитрая политика которого в 1380 году обманула Ягайло и хана Мамая и помогла Дмитрию Донскому победить в Куликовском сражении. Так что напрасно некоторые современные историки необоснованно обвиняют Олега Рязанского в предательстве русских интересов в русско-ордынской «замятне».

Дмитрий Донской лучше этих историков знал, за кого он выдает свою дочь замуж династическим браком после победы в Куликовском сражении 1380 года.

В результате же сближения Литвы с Польшей и проникновения католицизма в идеологию Литвы после заключения Кревской Унии, Литва оказалась включенной в орбиту влияния Ватикана и поставление на новгородское архиепископство в 1471 году митрополита-униата стало реально угрожать влиянию Москвы в Новгородской феодальной республике. Ведь достигнутая прежде остановка экспансии Литвы на восточном направлении создавала для Москвы перспективу построения в Восточной Европе мощной самостоятельной Державы, подхватившей власть у разваливающейся Орды и остановившей Литву.

Это было обусловлено обострившейся в середине XV века проблемой конфессиональной уникальности Руси - она как бывшая отдаленная поздневизантийская епархия оказалась единственным в мире сильным государством, с которым в последующие столетия сторонники «греческой веры» связывали надежду на выживание и подъем православия.

«А иного (кроме Московского) царства волнаго и закона християнскаго греческаго нету, и Надею (надежду) на Бога держат во умножения веры християнския на то царство русское, царя благоверного рускаго» (Иван Пересветов, публицист середины XVI века). См. А.Филюшкин «Защитный пояс Третьего Рима», журнал «Родина» № 4,1998 год.

Намерения новгородской знати сильно встревожили Великого князя Московского и в июне 1471 года Иван III начал военные действия против Новгорода.

Как видно из вышеизложенного, религия не имела к этому прямого отношения.

«НАЦИОНАЛЬНОГО» ВОПРОСА И ВОВСЕ НЕ СТОЯЛО, ПОСКОЛЬКУ ИВАН БЫЛ ПРАВНУКОМ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЛИТОВСКОГО ВИТОВТА, А В ЛИТВЕ И ПОЛЬШЕ ПРАВИЛИ ПОТОМКИ ТВЕРСКИХ КНЯЗЕЙ.

А МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ «КОНФЛИКТ» БЫЛ ВСЕГО ЛИШЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ ПРИКРЫТИЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ СУТИ ОБОСТРИВШЕГОСЯ КОНФЛИКТА.


Вскоре на реке Шелони произошло сражение, после которого Новгородская республика уже никогда не смогла оправиться и вошла в состав Великого княжества Московского.

Немалое значение в победе Ивана III имел и митрополит Филипп. Его заслугой была идейная подготовка похода – он пишет целый ряд обличительных посланий против новгородцев, обличает их в вероотступничестве, воодушевляет московские войска. Архиепископ Феофил был настолько подавлен религиозной пропагандистской компанией Филиппа, что так и не посмел поднять руку на Великого князя Московского.

В результате, владычный полк, самый сильный в новгородском войске, бездействовал все время битвы на Шелони. Пропаганда московского митрополита очень дорого обошлась новгородцам.

ОЧЕНЬ ОТЧЕТЛИВЫЙ ПРИМЕР ТОГО, КАК ВСЯКИЙ ВЗДОР СПОСОБЕН ДЕМОРАЛИЗОВАТЬ ЛЮДЕЙ!

На поле битвы полегло более 12 000 человек. Летопись отмечает, видимо, только потери новгородцев. Учитывая злобу, с которой москвичи мстили новгородцам, логично предположить, что даже при бездействии владычного полка новгородцы сражались упорно и нанесли немалый урон противнику.

Пленным новгородцам москвичи резали уши, носы и губы. В знак презрения не брали себе их доспехи, хотя воинская амуниция стоила дорого. Наиболее активные представители новгородской знати позже были казнены в Новгороде, хотя они и не были вассалами Ивана III, так как Новгородская феодальная республика была суверенным государством.


Картина К. В. Лебедева
«Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча»

После победы над Новгородом Иван III на Семенов день, 1 сентября 1471 года торжественно въехал в Москву. Его окружали придворные, москвичи – «малы и велицы, славнии и неславнии, бесчисленное их множество» - ликовали и выкрикивали ему приветствия, а на Кремлевской площади навстречу Ивану III вышел сам митрополит Филипп в сопровождении высшего московского духовенства.

Победа Москвы, однако, означала конец не только новгородской независимости, но и конец тесного союза митрополичьей кафедры с Великим князем Московским.

Результат этой победы для обоих союзников был неравнозначным. Если поражение Новгорода резко подняло авторитет Ивана III среди властителей русских княжеств, то для митрополита Филиппа оно означало лишь сохранение существовавшего положения – новгородское архиепископство так и не вышло из-под его контроля.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО ПОЛУЧЕННОЕ МИТРОПОЛИТОМ ФИЛИППОМ ОТ СВОИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ ВЛАСТНО ДИКТОВАЛО ЛИНИЮ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРАЯ НЕ МОГЛА НЕ ПРИВЕСТИ ЕГО К КОНФЛИКТУ С ИВАНОМ

Ведь кафедра в Москве была основана в XIII веке самим митрополитом Петром, почитавшегося святым и чудотворцем. Огромен был  и авторитет имени митрополита Алексея, который долгие годы руководил всей жизнью Московского государства и сумел заложить политические основы будущей Куликовской битвы. А какого влияния на политическую жизнь русских княжеств сумел добиться хорошо известный Филиппу новгородский архиепископ Иона в годы борьбы за власть между внуками Дмитрия Донского!

Впрочем, поначалу отношения Ивана III и митрополита Филиппа складывались вполне в стиле летописного этикета. Их близость была необходимостью в борьбе с общим врагом – непокорным Новгородом.

На страницах летописи митрополит и Великий князь всегда рядом как ближайшие сотрудники во всяком деле. Согласно этикета летописных традиций Великий Князь ничего не предпринимает без «многого совета» с духовным отцом своим митрополитом, будь то объявление войны, пожалование милости или наложение опалы, женитьба или возведение церкви.

НА ОСНОВЕ ЭТОЙ УСЛОВНОЙ КАРТИНЫ ПОЗДНЕЙШИМИ ИСТОРИКАМИ БЫЛ СОЗДАН ДРУГОЙ НЕ МЕНЕЕ ИСКУССТВЕННЫЙ МИФ – О РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, КАК ВЕРНОЙ СОЮЗНИЦЕ МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ, НЕИЗМЕННО ПОДДЕРЖИВАВШЕЙ ПОЛИТИКУ «СОБИРАНИЯ РУСИ».

В КОНЦЕ XX ВЕКА РПЦ ТАК ЖЕ НЕ СДЕЛАЛА РОВНЫМ СЧЕТОМ ВООБЩЕ НИЧЕГО, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ СССР.

История как наука всегда отсутствовала в русской традиции и историю подменила
литература. Обыкновенно историки безоговорочно верят всему, что в древности было написано в летописях и не учитывают того, что очень многое в те времена (да и теперь) могли писать под угрозой топора, либо в «верноподданническом» угаре.

Во времена Ивана III церковь еще не стала частью государственного аппарата, а сила «духовного» авторитета у простонародья при сплошной неграмотности населения и огромные богатства церкви делали ее одним из самых серьезных конкурентов великокняжеской власти в борьбе за влияние в обществе.

В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЖЕ, ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ И МИТРОПОЛИТОВ БЫЛА ЧЕРЕДОЙ ОСТРЕЙШИХ СТОЛКНОВЕНИЙ.

СОБСТВЕННО ГОВОРЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ –
ЭТО ИСТОРИЯ ОБМАНОВ, НАСИЛИЯ И ГЕРОИЗМА, ИНЫМИ СЛОВАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ, В КОТОРОЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЕ НЕ ВСЕГДА СТРАДАЮТ, ЖЕРТВЫ НЕ ВСЕГДА ДОБРОДЕТЕЛЬНЫ, А ЗЛЫЕ НЕ ВСЕГДА ОБЛАДАЮТ ВЛАСТЬЮ.


Один из таких конфликтов между светской властью и церковью приходится на годы
покорения Новгородской феодальной республики.

После победы Ивана III в 1471 году митрополит Филипп оказался перед необходимостью срочно предпринять нечто такое, что могла бы уравнять возросшее влияние Московского государя. Такое дело вскоре было найдено.

Внимание Филиппа привлек к себе Успенский Собор Кремля (в религиозной традиции считалось, что мать Иисуса Христа – Дева Мария – не умерла, а уснула и потому храмы в память этого события назывались Успенскими).

Эта первая каменная церковь заложенная еще в XII веке митрополитом Петром, не раз пострадавшая от многочисленных московских пожаров вот-вот грозила развалиться. Плачевное состояние главной московской святыни отчетливо противоречило новому возросшему положению Москвы.

Обычно кафедральные Соборы в столицах русских княжеств возводили князья. Такое строительство было подарком церкви и считалось богоугодным делом, достойным величия княжеской власти.

Однако митрополит Филипп решился отойти от этой традиции и не только берет возведение нового Успенского Собора в свои руки, но всеми силами стремится не допустить участия в этом деле Ивана III. Это было, конечно, вызовом со стороны митрополита, но Иван III никак не выразив своего недовольства, постарался продемонстрировать себя подлинным «христианским государем».

Во всем советуется с «отцом нашим митрополитом» и послушно участвует в затеянных
Филиппом пышных церемониях, которыми сопровождался каждый новый этап строительства Собора.

НО ПОКОРНОСТЬ ЭТА БЫЛА ТОЛЬКО ВИДИМОСТЬЮ, А НА ДЕЛЕ ИВАН III СРОЧНО ПРЕДПРИНИМАЕТ ОТВЕТНЫЙ ШАГ, УСИЛИВАЯ КОНТАКТЫ С ВАТИКАНОМ.

Еще в 1469 году от римского Папы Павла II и кардинала Виссариона овдовевшему Ивану III поступило предложение о его браке с племянницей последнего византийского императора Софьей (Зоей) Палеолог.

С этим браком в Ватикане связывали большие надежды. Софья Палеолог, дочь деспота Мореи Фомы Палеолога, брата византийского императора Константина XI погибшего при штурме турками Константинополя в 1453 году, воспитанная при папском дворе после разгрома Византии – по замыслу католиков была призвана усилить влияние католичества в Москве, склонить Ивана III к принятию Унии и тем самым расширить власть римского Папы на новые обширные территории подчинив ему московского митрополита: к экспорту пушнины из русских княжеств в Европе были неравнодушны.


Иван III Васильевич.
Гравюра из «Космографии» А.Теве, 1575 год.

Своих претензий на создание в Восточной Европе нового царства, империи – преемницы Киевской Руси Иван III не оставлял и этот династический брак был ему выгоден, поскольку брак с Софьей Палеолог позволял ему принять в свой герб двуглавого орла Комнинов и Иван III как бы становился не только «римским патрицием», но и законным правопреемником древнего Рима и императоров Византии. Отсюда имеет свое происхождение и современный герб Российской Федерации. Вызывая порой маразматические споры его сторонников и противников.


Прорисовка великокняжеской печати, датируемой 1497 годом

Древний римский орел, символ патрициев и императоров древнего Рима, стал в гербе Комнинов двуглавым, символизируя претензии на территории как Западной Римской империи, так и Восточной империи (Византия). Такой брак был надежнее литовской легенды об основании династии Гедиминовичей родственником римского императора Нерона, неким Палемоном.

До этих тонкостей митрополиту Филиппу не было никакого дела, но он, конечно, прекрасно понимал, что переговоры о женитьбе Ивана III с папским престолом, а тем более приезд Софьи в Москву со своим двором были чреваты угрозой усиления влияния католицизма при московском дворе. Своими действиями Иван III как бы намекал Филиппу на возможность благосклонного отношения к планам римского Папы.

СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ МОСКОВСКОГО МИТРОПОЛИТА ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ТОМ, ЧТО ОН НЕ ИМЕЛ НИКАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ОФИЦИАЛЬНО ВЫСТУПИТЬ ПРОТИВ ЭТОГО БРАКА – НЕВЕСТА БЫЛА ПРАВОСЛАВНОЙ!

Это позднее псковский монах Филофей придумает концепцию Москвы как Третьего Рима, центра вселенского христианства, которую подхватит московское духовенство, но тогда митрополит московский Филипп был сильно встревожен.

Конфликт духовного и светского властителей протекал подспудно.Иван, кривляясь, разыгрывал послушного сына церкви, а Филипп – кроткого пастыря. Иван III играл с Филиппом как кот с глупой мышью.

Когда митрополит собирал средства для постройки Успенского Собора, в Москву в составе венецианского посольства прибывает посланник римского Папы Павла II Антонио Джисларди. Ивану III был вручен портрет Софьи и охранные грамоты от римского Папы, позволяющие послам Ивана III «волно ходити до Рима по всей земле Латынской и Немецкой, и Фряжской (Италии), и по всем тем землям, которые под его
папежество присягают».

В мае 1472 года послы Ивана III были торжественно приняты в Риме новым римским Папой Сикстом V, кардиналом Виссарионом и братьями Софьи «цесаревичами» уже не существующей империи Андреем и Мануилом. В конце июня 1472 года Софья в сопровождении папского легата Антония и многочисленной свиты отправилась в Москву.

ЕЩЕ НЕ ЗАЖИЛИ РАНЫ ИСКАЛЕЧЕННЫХ НОВГОРОДЦЕВ, УЦЕЛЕВШИХ В БИТВЕ НА РЕКЕ ШЕЛОНИ, СЛУЧИВШЕЙСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРЕСЕЧЬ КОНТАКТЫ НОВГОРОДСКОЙ ЗНАТИ С УНИАТАМИ, ЕЩЕ НЕ ВЫСОХЛИ СЛЕЗЫ ВДОВ И ДЕТЕЙ ПОГИБШИХ, КАК ПО ПСКОВСКИМ И НОВГОРОДСКИМ ЗЕМЛЯМ В МОСКВУ ДВИГАЛСЯ В ОСЕННЮЮ РАСПУТИЦУ КАТОЛИЧЕСКИЙ КОРТЕЖ.

Учитывая численность Новгородской феодальной республики в тот период, становится понятным, что по русскому народу битвой на Шелони удар был нанесен страшный. Этим и объясняется позднейшее запустение псковских и новгородских земель во времена Иоанна Грозного. Конфликт Москвы и Новгорода по своим последствиям был страшнее эпидемии черной чумы или моровой язвы.

В те времена мои предки жили, по всей видимости, в составе Великого княжества Литовского, там, где впоследствии образовались территории запорожского казачества. Юридически входя в состав польской Речи Посполитой, казачество придерживалось православия и на территориях Запорожского Войска действовала своя юрисдикция, существенно отличавшаяся от законов, действовавших на территории Речи Посполитой и Московии.

Там формировалась пограничная субкультура из обычаев, обрядов, верований и традиций, которые в дальнейшем лягут в XVIII веке в основу субкультуры Кубанского и Терского казачества, существенно отличающихся от русских «традиций» и прежде всего отсутствием рабского «менталитета».

Но все это будет потом, а тогда на митрополичьем дворе в Москве приезда Софьи ожидали с нарастающей тревогой. Все попытки «переиграть» Ивана III оказались напрасными и митрополит нервничал все сильнее. Было достаточно повода, чтобы маски были сброшены и распря между владыкой и Великим князем вырвалась наружу. Слухи о поведении посольства в пути только добавляли нервозности.

Вступив на русские земли Антоний вел себя вызывающе. Во время богослужения в Пскове Антоний демонстративно отказался приложиться к православной иконе, а впереди кортежа он велел идти монаху с католическим распятием в руках и когда 12 ноября 1472 года Софья достигла столицы и готова была въехать в Москву – нервы у митрополита не выдержали. Ему казалось вступление кардинала Антония с его распятием в Москву чуть ли не торжеством католичества.

Явившись в покои Ивана III владыка заявил, что немедленно покинет Москву через другие ворота, если «латынский крыж» будет внесен в город.

Авторитет церкви в обществе того времени был огромен и открытый конфликт с ней не входил в намерения Ивана III. К тому же он никогда и не собирался способствовать росту влияния католичества в русских землях – и в самом деле, какое могло быть католичество в будущей, по планам Ивана III, православной империи, наследнице Киевской Руси?!

Просто он был намерен показать Филиппу, что в его распоряжении всегда остается
возможность привлечь к себе в союзники Ватикан. Своей цели он добился в полной мере – владыка потерял контроль и был явно напуган. Эту игру продолжать далее становилось опасным.

Для умиротворения митрополита Иван III срочно шлет гонца к приближающемуся посольству с требованием убрать «крыж». «Крыж» положили на телегу и укрыли рогожей.


Софья Палеолог. Реконструкция С. А. Никитина, 1994 год.

Софья благополучно вступила в Москву, а Филипп не покинул своего подворья. Однако венчать Ивана III с «римлянкой» владыка отказался и Великому князю пришлось с этим смириться. Обряд совершил коломенский протопоп Осей, а конфликт с Филиппом вновь был упрятан за благолепный фасад этикета.

Этот конфликт завершился в апреле 1473 года во время одного из частых в деревянной Москве пожаров. Горел весь Кремль, в пламени гибли храмы и богатые терема московской знати, дотла выгорел двор митрополита. Сам Филипп искал спасения в молитве среди каменных стен еще недостроенного Успенского Собора.

Там, у гроба митрополита Петра, в XIII веке основавшего кафедру в Москве и нашел владыку Иван III. Видимо, он боялся потерять контроль над Филиппом, если тот, воспользовавшись гибелью своего подворья, решится покинуть Москву. Это могло вызвать смуту.

В тексте летописи Иван III смиренен и готов к любым жертвам, лишь бы утешить «отца своего митрополита»:

«Отче, господине, не скорби, тако Богу изволившу, а что двор твой погорел или запас, то все у меня емли».

Филипп, однако, уже не имел сил на притворство и неприязненно молчал, как бы не замечая присутствия Ивана III. От сдерживаемой ярости у Филиппа произошел удар (инсульт) – он «начат изнемогати телом, начат слабети ему рука, тако же и нога».

Чувствуя приближение смерти он просит Великого князя отпустить его в монастырь.

Божий суд свершился надо мной – так расценил митрополит всю череду своих неудач в противостоянии в борьбе с Великим князем, преследовавших его после победы над Новгородом.

Разбитого параличом Филиппа перенесли из горящего Кремля на подворье ближайшего Богоявленского монастыря, где он и скончался...



Москва. Кремль. Успенский собор

Уже взрослым человеком бывая в Москве, я с интересом осматривал Успенский Собор в Кремле, размышляя о событиях прошлого происходивших здесь, когда возводился этот Собор.
Где-то рядом в Кремле был М.С. Горбачев, но пока до него мне не было еще никакого дела.

Я размышлял об истории и культуре, понимая, что женитьба Ивана III на Зое Палеолог «аукнулась» в идеологии Российской империи много позднее.

В литературе это наиболее емко отразилось в творчестве Ф.М. Достоевского, цитату которого из романа «Братья Карамазовы» о слезинке невинного ребенка, я неосторожно употребил в качестве ситуативной метафоры в Меморандуме составленном к Съезду ВЛКСМ 15-18 апреля 1990 года, говоря о разгоравшейся тогда гражданской войне в Нагорном Карабахе.
См. тему
"О сказочных голых королях и цветной капусте"
http://blogs.mail.ru/mail/f...

Речь шла не о литературных слезах и я искренне скорбел о гибнувших в этой безумной войне своих согражданах. Указ М.С. Горбачева «О принятии необходимых мер в Литве» реально угрожал вспышке антирусских настроений в Прибалтике и мною был расценен как провокация.

Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Дмитрий Криковцев      20-11-2012 05:00 (ссылка)
Начало войны было настолько нелепым...

...Я размышлял об истории и культуре, понимая, что женитьба Ивана III на Зое Палеолог «аукнулась» в идеологии Российской империи много позднее.

В литературе это наиболее емко отразилось в творчестве Ф.М. Достоевского, цитату которого из романа «Братья Карамазовы» о слезинке невинного ребенка, я неосторожно употребил в качестве ситуативной метафоры в Меморандуме составленном к Съезду ВЛКСМ 15-18 апреля 1990 года, говоря о разгоравшейся тогда гражданской войне в Нагорном Карабахе. См. тему "О сказочных голых королях и цветной капусте"

Речь шла не о литературных слезах и я искренне скорбел о гибнувших в этой безумной войне своих согражданах. Указ М.С. Горбачева «О принятии необходимых мер в Литве» реально угрожал вспышке антирусских настроений в Прибалтике и мною был расценен как провокация.



В содержании Меморандума, составленного к Съезду ВЛКСМ 15-18 апреля 1990 года говорил прямо:

«… Предчувствие гражданской войны слабо и неясно витавшее в атмосфере политической жизни, после издания Указа «О принятии необходимых мер в Литве» приобрело более конкретные формы угрожая стать ужасной действительностью и причем в самое ближайшее время…»

Ведь если где и возможно было принимать «необходимые меры», но только не в Литве. Народ Литвы имеет общую с Россией многовековую историю и силовое воздействие на социально-экономическую ситуацию в Литве вело только к одному – при бездарности и слабости М.С.Горбачева и жадности его окружения – к выходу Литвы из состава СССР и по ее примеру к цепной реакции выходов из СССР наиболее развитых в экономическом и политическом отношении республик. «Шкурные» интересы обывателей вполне понятны, но как можно было игнорировать традиции, возникшие за последние 500 лет в мировоззрении литовцев?!


Впервые я обратил на это свое внимание, прочитав в детстве роман классика белорусской литературы Владимира Короткевича «Колосья под серпом твоим», где в сюжете романа Екатерина II грустно сказала, глядя на юного князя Загорского:

- Маленький литвин. Как же вы нас ненавидите…

Алесь Загорский в ответ сломал руками клинок своего кинжала и бросил обломки к ногам Екатерины II в знак того, что она глупости произносит.

Однако литература – литературой, но в 1989 году во время празднования 400-летия Волгограда я персонально обеспечивал безопасность проживания в гостинице Волгоградского облсовпрофа хореографических коллективов, съехавшихся в Волгоград из всех республик и многое понял, увидев кое-что своими глазами. Но на том фестивале 400-летия Волгограда я был в парадной милицейской форме и прибалты смотрели на меня совсем недружелюбно. Было досадно – ведь я относился к ним с симпатией.

За своим внешним видом я всегда следил и форма на мне была как влитая – выглядела даже эффектнее, чем на офицерах SD III Рейха Германии. Полная противоположность милиционеру из публицистического телефильма того периода Станислава Говорухина «Так жить нельзя».

Бывая прежде в Прибалтике, я не раз обращал внимание на игривые взгляды девушек и местные жители при обращались ко мне говорили на своем диалекте и очень удивлялись, когда я отвечал по-русски. Мой двоюродный брат Михаил, такой же потомок запорожских казаков как и я, и вовсе остался в Литве и женился на местной жительнице. «Национальные» проблемы с литовцами у него не возникли.

Возвращаясь к теме поста замечу, что было бы несправедливым утверждение, что конфликт Новгорода и Москвы был событием исключительным. Существовало множество независимых друг от друга русских княжеств, конфликты между которыми (особенно после освобождения от Ордынской зависимости) приобрели хронический и затяжной характер. Правители этих княжеств были близкими родственниками и именно длительные междуусобные войны обусловили социально-экономическую отсталость Московского государства по сравнению с Литовским, кроме климатических условий для сельского хозяйства из-за географического их месторасположения.

Великому князю Московскому Ивану III в 1471 году шел тридцать второй год. Посетивший Москву спустя пять лет венецианец Амброджо Контарини оставил краткое описание внешности Великого князя:

«Иван III высок, но худощав; вообще он очень красивый человек».

К этому следует добавить, что при своем высоком росте Иван III был, по видимому, сильно сутул, поэтому на Руси его называли еще и Горбатым.

Детство Ивана III пришлось на годы ожесточенной борьбы между его отцом и дядьями. В тяжелых испытаниях выковывалась личность молодого княжича. Борьба шла с переменным успехом. Наградой в этой борьбе был престол, а за неудачей следовала жестокая кара.

Сначала попав в плен был ослеплен его дядя Василий Юрьевич (из-за этого увечья получивший впоследствии прозвище «Косой»), затем был захвачен в плен и в отместку за содеянное был лишен зрения его отец Великий князь Московский Василий II, которого из-за этого увечья стали называть «Темный». А вскоре был отравлен его дядя Дмитрий Юрьевич Шемяка (брат Василия Косого). Отравленный Дмитрий Шемяка был похоронен в Юрьевом монастыре со всеми почестями, какие полагались князю, но впоследствии его имя предавалось анафеме церковью за ослепление им Василия II.


Место погребения Дмитрия Шемяки и его дочери в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде. Вид с северо-востока.

Дмитрий Шемяка был отравлен мышьякоми для данной формы отравления характерно резкое обезвоживание тела, что способствовало мумификации трупа. В результате не произошло гнилостного разложения трупа и в последующем его скелетирования, а в начале XVII века его мумия была перенесена в Софийский Собор Новгорода, где его останки почитались верующими как мощи юного князя Федора Ярославича, умершего в XIII веке накануне своей свадьбы. С амвона церкви Дмитрию Шемяке пели анафему и тут же ждали чудес от его мощей, которые почитались верующими с благоговением. В религии ситуация обыкновенная.

Для юного Ивана III события этой гражданской войны были своего рода школой борьбы за власть, к которой его подталкивал инстинкт самосохранения. Именно из-за этих «уроков» он стал политическим деятелем, который сумел совершить дело собирания Руси в единое государство.

Не добейся он успеха, Россию могла ожидать участь Индии, княжества которой контролировала британская Ост-Индская Компания, передавшая впоследствии свои права Британской империи.


Древнейшее каменное сооружение Московского Кремля – церковь Рождества Богородицы.
В 1393 году великая княгиня Евдокия повелела строить ее в память о муже Дмитрии Донском и о победе на Дону.


Начало же этой гражданской войны, которая через кровь и страдания народа привела к объединению Руси в единое централизованное государство было настолько нелепым, что об этом следует обязательно рассказать отдельно, поскольку школьные учебники истории как в СССР, так и теперь в Российской Федерации об этом упорно молчат.

В 1433 году князья Василий Юрьевич (в дальнейшем «Косой») и Дмитрий Юрьевич Шемяка пировали на свадьбе своего двоюродного брата, семнадцатилетнего князя Коломенского и Великого князя Московского Василия II. Всем было весело и все присутствовавшие на свадьбе изумлялись драгоценному поясу на Василии Юрьевиче. Пояс был роскошен. По обычаю того времени пояс был украшением мужской одежды. Широкий золотой пояс украшали жемчужинами, золотыми и серебряными бляхами, на поясе висели капторги (застежки), тузлуки и калита (кошелек). Пояс никогда не сминался из-за ширины и толщины, одевался гладко и ровно поверх ферязи.

Как и Василий II, Василий Юрьевич и Дмитрий Шемяка были внуками Дмитрия Донского, а пояс что был на Василии Юрьевиче первоначально был подарен Великим князем Суздальским Дмитрием Константиновичем в 1367 году своему зятю Дмитрию (впоследствии Донскому) во время его свадьбы на его дочери Евдокии. Во время свадьбы Дмитрия и Евдокии, тысяцкий Василий тайно обменял этот пояс из свадебного подарка на другой пояс, гораздо меньшей стоимости, и отдал похищенный пояс своему сыну Николаю. Сын тысяцкого Василия Николай в дальнейшем женился на Марии, старшей дочери того же Великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича.

Переходя из рук в руки с 1367 по 1433 год, этот пояс достался Василию Юрьевичу, родному внуку того же Дмитрия Донского. Присутствовавший на свадьбе Василия II в 1433 году наместник Ростовский узнал о происхождении этого пояса и рассказал об этом вдовствующей Великой княгине Софье, матери семнадцатилетнего Василия II. Софья была вдовой Василия I и дочерью Великого князя Литовского Витовта Кейстутовича, убитого «по-семейному» (такие происшествия в семьях очень хорошо помнят!), и была, видимо, тщеславной женщиной, весьма недалекого ума, поскольку обрадовавшись находке, она забыв приличествующую семейному свадебному торжеству пристойность, приказала слугам снять с Василия Галицкого этот пояс, вызвавший всеобщее восхищение.

Произошла, разумеется, ссора, после которой Василий и его родной брат Дмитрий Шемяка с гневом покинули свадьбу, отправились в Галич (свою родовую ставку), собрали войско и начали войну против Московского княжества.

Иван III, родившийся в 1440 году, с детства рос на этой войне, начавшейся с взбалмошного поступка его бабушки Софьи Витовтны. Эта война принесла беды не только ее семье, но и горе многочисленным жертвам этой гражданской войны.

Высшей ценностью для Ивана III стала общерусская, ничем не ограниченная власть, а верный политический расчет – единственным расчетом его деятельности. Страшный опыт своей семьи он усвоил и никогда не принимал решений под влиянием эмоций, в любом поступке стараясь обеспечить себе свободу политического маневра.

Для достижения своих целей Иван III ловко сталкивал между собой влиятельные политические силы, умел подолгу выжидать наиболее выгодного момента и стремительно переходил от показного смирения к применению силы, настойчиво заботился об идеологическом обеспечении своих мероприятий в соответствии с общепринятыми представлениями общества своей эпохи.

Это обеспечило ему внутреннюю стабильность в Московском Великом княжествеи успех в покорении Новгородской республики
Комментарий удален
Дмитрий Криковцев      20-11-2012 22:24 (ссылка)
Re: Но будут еще и победы. И себя от России я не отделяю!

...Все дети Ольгерда от второй жены, Тверской княжны Ульяны Александровны, носили литовские языческие имена: Корибут, Скиригайло, Ягайло, Свидригайло, Коригайло, Минигайло, Лугвений. В этом проявилось противостояние Литвы и Москвы – Ольгерд демонстративно намекал этим Константинопольскому Патриарху, что не намерен уступать идеологическую власть в своем государстве Московскому митрополиту и настаивает на создании в Литве отдельной митрополии, иначе униаты распространят свое влияние на Литву.

Был жив и брат Ольгерда Кейстут, у которого тоже было немало взрослых детей. Вскоре после смерти Ольгерда Скиригайло ввел свою дружину в Киев и выслал своего единокровного брата Владимира под стражей из города и стал сам править в Киеве.

Вскоре был убит и Великий князь Кейстут Гедиминович, перебиты его бояре и слуги, а его сын Витовт бежал из Литвы к немцам.

В Псков с просьбой об убежище прибыл Андрей Полоцкий и псковичи посадили его на свое княжение. Поскольку Дмитрий Донской должен был выразить свое согласие (или несогласие) с действиями псковичей, то Андрей Полоцкий явился в Москву...

...Впоследствии Андрей Ольгердович Полоцкий, прежде немало насоливший Москве с Кейстутом Гедиминовичем и Витовтом, будет в 1380 году сражаться с Мамаем в войске Дмитрия Донского...


Ситуация отразилась в древнем литературном памятнике «Задонщина»:

«Снидемся, братия и друзи и сынове русские, составим слово к слову, возвеселим Русскую землю, возверзем печаль на восточную сторону в Симов жребий (по примитивной древней географии в византийских хронографах и в русских летописях говорилось о том, что вся земля была поделена между тремя сыновьями Ноя: восток (Азия) достался Симу, юг (Африка) – Хаму, а север (Европа, в том числе и Русь) – Иафету), воздадим поганому царю Мамаю победу (то есть провозгласим победу над Мамаем), а великому князю Дмитрию Ивановичу похвалу и брату его Владимиру Андреевичу (Владимир, князь Серпуховской, 1353-1410). И рцем таково слово:

Лудчи бо нам, братие, начатии поведати иными словесы от похвальных сих от нынешних повестий похвалу великого князя Дмитрия Ивановича и брата его Владимира Андреевича, правнуков Владимира Киевского. Начатии поведати по делом и по былинам. Не проразимся (не будем уноситься) мыслию над землями, помянем первых лет времена, похвалим вещаго Бояна, в Киеве гораздна (искусного) гудца. Тот бо вещий Боян, воскладая своя златыя персты на живыя струны, пояше русским князем славу, первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу, Владимиру Святославичу, Ярославу Володимировичу.

Зде же помянем сего великаго князя Дмитрия Ивановича и брата его Владимира Андреевича, правнуков святаго князя Владимира Киевского, их же помянем и похвалим песнями и гуслеными буйными словевы, занеже их было мужество и желание за землю русскую и за веру христианскую. Се бо князь великий Дмитрий Иванович и брат его князь Владимир Андреевич, истягнувши ум крепостию своею, поостриша сердца своя мужеством и наполнишася ратного духа, уставиша себе храбрыя воеводы в Русской земле, помянувшее прадеда своего великаго князя Владимира Киевского.

Жаворонок птица, в красные дни утеха! Взыди под синия облаки, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его Владимиру Андреевичу. Ци не буря сокола занесе из земли Залесския в поле Половецкое. Кони ржут на Москве, бубны бьют на Коломне, трубы трубят в Серпухове, звенит слава по всей земле русской, чюдно стязи стоят у Дону великаго на березе, пашутся (развеваются) хоругови берчаты (узорчатые), светятся калантыри (кольчуги, панцири) злачены. Стоят мужи новгородцы у святыя Софии, аркуче таково слово: «Уже нам, братия, к великому князю Дмитрию Ивановичу на пособь не поспети».

Тогда аки орли слетошася со всея полуношныя страны. То ти не орли слетошася, со всея полуношныя страны. То князю Дмитрию Ивановичу на пособь, аркучи таково слово: Господине, князь великий! Ужу погани татарове на поля на наши наступают, а вотчину нашу у нас отнимают, стоят между Доном и Днепром, на реце на Мече (приток Дона) брести хотят, а предати живот свой нашей славе».

И рече князь великий Дмитрий Иванович брату своему князю Владимиру Андреевичу: «Поидем, брате, за быструю реку Дон, укупим (добудем) землям диво, старым повесть, а младым память, а храбрых своих испытаем, а реку Дон кровию прольем за землю Русскую и за веру христианскую».

Також рече князь великий Дмитрий Иванович своей братии, русским князем: «Братоица моя милая, русския князи! Гнездо есми князя Владимира Киевского, не в обиду есми князя Владимира Киевского, не в обиду есми были порожены ни соколу, ни ястребу, ни черну ворону, ни тому псу поганому Мамаю».

Славий птица! Абы еси вышекотала сии два брата, два сына Ольгердовы, Андрея Полоцкого и Дмитрия Брянскаго (Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский соединились с войском Дмитрия Донского в Коломне). Те бо суть сынове храбры, на щите рожены, под трубами повити, под шеломы взлелеяни, конец копия вскормлены, с вострого меча в Литовской земле. Молвяще Андрей к своему брату Дмитрию: Сама есма два брата, дети Ольгердовы, внучата Гедымонтовы (Гедимина, великого князя Литовского (ум. в 1340 или в 1341 году), правнуки Сокольдимеровы. Соберем себе милую дружину, сядем, брате, на свои борзы комони, посмотрим быстрого Дону, испием шеломом воды, испытаем мечев своих литовских о шеломы татарские, а сулиц (копий) немецких о байданы (кольчуги) бесерменские».


Дмитрий Донской встречается с союзниками, литовскими князьями (миниатюра).

И рече ему Дмитрий: «Не пощадим, брате, живота своего за землю Русскую и за веру христианскую, за обиду великаго князя Дмитрия Ивановича. Уже бо, брате, стук стучит, гром гремит в славном граде Москве; то не стук стучит, не гром гремит, стучит сильная рать великаго князя Дмитрия Ивановича, гремят удальцы русские злачеными шеломы, черлеными щиты. Седлай, брате Андрей, свои борзые комони, а мои ти готови, напреди твоих оседлани. Выедем, брате, в чистое поле и посмотрим своих полков. Уже бо всташа силнии ветри с моря, прилелеяша тучу велику на усть Днепра, на Русскую землю. Из тучи выступиша кровавые зори, а в них трепещут сини молнии. Бытии стуку и грому велику между Доном и Днепром, пасти трупу человеческому на поле Куликове, пролитися крови на речке Непрядве. Уже бо всхрипели телеги татарския между Доном и Днепром, идут хинове на русскую землю.

Притекоша серые волци, приидоша поганые татарове, хотят пройти воюючи всю землю русскую. Тогда же гуси взгоготаша, и лебеди восплескаша, се бо поганый Мамай приведе вои свои на Русь.

Уже бо беды их пасоша птиц под облак, ворони часто грают, а галици своею речью говорят, орли восклекочут, волци грозно воют, а лисицы на костях брешут. Земля, земля русская, теперь бое си за соломянем побывала.
(за соломянем - за холмом. Во всех трех списках «Задонщины» вместо этого слова – «за царем Соломоном» или «за Соломоном царем), и в кирилло-белозерском списке дальнейшая попытка осмысления: «как еси была доселева за царем за Соломоном, тако буди и нынеча за князем великим Дмитрием Ивановичем». Здесь вероятнее всего ошибка невежественного переписчика или редактора. Вполне возможно, что «Задонщина» возникла на Псковщине, где обычен переход «ш» в «с»; «е» же часто в положении после мягкого шипящего перед следующим твердым согласным переходило вообще в старорусском языке в «о», так что получалось написание «соломянем», легко превращавшееся у переписчика псковича в «соломоном».

Тогда же ястреби и соколи и белые кречети отрывахуся от златых колодиц (насестов), обрываху шелковые опутины, возвивающсь под синие небеса, позвониша своими злачеными колокольцими над быстрым Доном, хотят ударити на многоие стада гусиныя и лебединыя, а богатыри русские хотят ударити на великия силы поганого царя Мамая. Тогда великий Дмитрий Иванович вступи в позлащенное стремя свое и взем меч в правую руку и помолися богу и пречистой его матери.

Солнце ему ясно сияет на востоце и путь поведает, а Борис и Глеб молитву воздают за сродники своя.

Что ми шумит, что гремит рано перед зорями! Князь Владимир Андреевич полки подбирает и ведет к быстрому Дону, аркучи так: «Господине князь Дмитрий! Не ослабляй поганым татаровям, уже бо поганые поля наступают».

И рече князь Дмитрий Иванович брату своему князю Владимиру Андреевичу: «Брате милый, сами есмя собе два брата, сынове есми великаго князя Ивана Даниловича, а внучата есми великого князя Данилы Александровича…»


Обрати внимание: явно монах писал. Эти особенности древнерусской литературы я как-то рассматривал в теме
Дмитрий Криковцев - БАЛЛАДА О ЖИЗНИ
http://blogs.mail.ru/mail/f...

Цитата:

Хазарский плен оплел страну
Лукавой прелестью изъяна
И вспомнив нашу старину
Я поднимаю меч Бояна!


Ну что ж. Попробую опять
Восстать из ада. Чтоб воскреснуть
Чтоб поднялась святая рать
Проклятье древнее низвергнуть!

Да будет сталь теперь крепка
В клинке, звеня победным звоном
Чтоб бесконечности река
Мне стала вечности законом.

Из мрачной глубины веков,
Засыпанный забвенья снегом
Склонив колено под крестом
Шепчу: Мир праху твоему коллега…

Прости Боян, я помню «Слово»
Но век стоит теперь иной
Иной напев и власть закона
Звучат в словах Орды чужой

Твой Щит и Меч послужат делу
Свободе, Счастью и Мечте
Добудут славу и победу
Славянской мысли и судьбе

И будет грозным гнев народа:
Россия вспрянув ото сна
Ни трон, ни хлев и ни темницу –
Свободу выберет сполна!

Низвергнув Кодекс Вашингтона
Приняв отцов своих закон
Чадящий смрад звезды Сиона
Погашен будет и сметен !


И если речь зашла о «Бояне», то для понимания этих метафор необходим небольшой экскурс в историю древней Руси. Ведь «Слово о полку Игореве», о котором я вспомнил, когда писал эту балладу, было не первым художественным произведением о поражении дружины Новгород-северского князя Игоря.

Ведь такого разгрома, как в мае 1185 года, русские в противостоянии с половцами еще не терпели. Тысячи воинов погибли, а пять тысяч и четыре князя попали в плен. Страшная весть прокатилась по Руси.

Несчастных жалели и оплакивали. Особенно преуспели в этом странствующие монахи, кормившиеся, читая истории с религиозной моралью. Разумеется, они объясняли неудачу Игоря Божьей карой за его грехи. Судя по всему он и сам так думал. Патриотом он изображен только в древней литературе, а в жизни был обычный удельный князь, не упускавший случая поживиться. Подвернулся ему слабо укрепленный русский город Глебов и он его «взял на щит» (захватил, разграбил). Кого убил, кого в рабство продал. Вот Господь и покарал нечестивца за нападение на единоверцев, православных христиан.

Когда через какое-то время его дружинный певец вернулся из плена, о походе на половцев бытовали только такие слезливые рассказы. От уснащавших их ветхозаветных назиданий вернувшихся из плена тошнило. В жизни они были лихими рубаками, обагренными кровью, любители веселья, женщин и вина. Да не последний это был поход! Будут еще удачи. Он же воспоет доблесть, с которой малое войско три дня противостояло превосходящим числом половецким ордам…

…Лично для меня май 1990 года когда я был подвергнут заведомо незаконно репрессирован за попытку выступления на Съезде ВЛКСМ 15-18 апреля 1990 года с инициативой сохранения территориальной целостности СССР и недопустимости новой гражданской войны в России был не менее страшен, учитывая из-за чего это произошло - Новгород-северскому князю Игорю и союзным ему четырем князьям, вместе с ним попавшим в половецкий плен в мае 1185 года, такие масштабы и такая ответственность и пригрезиться не могли бы даже в кошмарных похмельных снах…


На снимке: я в начале своей службы в МВД, 1986 год, мне тогда уже 23 года было.

Но будут еще и победы. И себя от России я не отделяю!
ВОИНР СССР      23-03-2013 21:32 (ссылка)
когда не помогает ифно оружие, давно есть иное: Нелетальное оружие. Что это такое? http://galinaslavnaya.ucoz....
Yuri Hema      31-07-2014 14:35 (ссылка)
ПРЕЦЕДЕНТ. (Религия как оружие).
"Религия как оружие."

Прецедент, - да.
Если убрать идеологию (религию), то любая войнушка превращается в обыденный грабёж одних грабителей, в пользу других, - нечаянно набравшихся сил.

При этом, нет необходимости ходить по дворам и выворачивать хозяйские амбары, так как это сделали уже другие, (с)коагулировавшие матценности под разными предлогами.

Царская власть и аппарат, это уже размах пошире, - в масштабе сундуков, замков и т.д.
А в истоке остаётся единое: грабёж!
И двигающая стимулирующая сила жажды наживы в целях стабилизации положения и состояния.
Однако, - помним "время время ход": такую центральную мысль навеяли тщательно прочитанные материалы и комментарии к ним.