Все игры
Запись

"ЛОКТЕВ и ЛОКТЕВЦЫ".Из книги В.Ионченкова "Серебряные струны"




Когда меня пригласили в Центральный концертный зал «Россия» на шестидесятилетний юбилей
Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров, я был крайне удивлен. Дата
должна быть совсем другая. Впрочем... История — наука невероятно сложная и запутанная. Ее надо изучать с разных сторон.
Многие видят в ней то, что хотят увидеть. Так получилось и с историей Ансамбля песни и пляски
МГДПШ. До войны в городском Доме пионеров существовали кружки— хор, танцевальная группа,opкестр. Их совместные выступления можно истолковывать как концерты Ансамбля песни и пляски Дома пионеров. Но по всем меркам,по всем статьям это был другой коллектив, а не был Ансамбль, который сегодня носит имя В.С.Локтева.Ансамбль им. Локтева — это не территориальное образование, а особое детское государство, если хотите, страна, созданная Локтевым. Это мое глубокое убеждение.
Поэтому не надо гнаться за датами, привязываться к месту рождения. Надо смотреть глубже и
дальше. Это новое явление, направление в воспитании подрастающего поколения.
Судите сами. Началась война. Начался голод, вокруг разруха. Опустели комнаты Дома пионеров в переулке Стопани. Какой уж там Ансамбль песни и пляски! В то*то время! Оставшимся
в Москве детишкам было невероятно трудно. Немцы были на подступах к столице. Было не до
музыки и танцев!..
Но вот появился Владимир Сергеевич Локтев — молодой человек, полный энтузиазма, огромного желания что-то сделать такое, что может помочь людям. У него музыкальное образование. И он осознал свой путь в жизни... Локтев начал делать с нуля то, во что верил. Его воли,
веры, силы духа, знаний хватило на то, чтобы собрать вокруг себя слоняющихся московских
мальчишек и девчонок, объединить их музыкой, песней и создать уникальный Ансамбль, построенный на особой энергии. Это было нечто новое не только в музыкальном мире, но и в области педагогики. Как только не называли детский коллектив. В разные годы по разному. Это и пионерская дружина, и детская Республика. Безусловно, Локтев создал свой мир и научил детей смотреть и относиться к окружающему взрослому миру по особенному, по доброму. Когда собираются истинные локтевцы, их можно безошибочно выделить среди всех окружающих.
Они более общительны, разносторонне развиты, более любопытны. Им интересно все, что их
окружает. А научили их этому В.С.Локтев и педагоги, которых собрал вокруг себя В.С.Локтев.
Локтев создал не похожий на другие коллективы Ансамбль. Локтевцев всегда можно было
узнать по общению между собой, по высокому, не по*детски музыкальному профессионализму.
Если послушать записи, которые сделаны Ансамблем в годы, когда им руководил Владимир
Сергеевич, то можно лишь поразиться мастерству, с которым они сделаны... В Ансамбль принимали всех желающих ребят. Надо было только определить, к чему более склонен тот или иной ребенок. Локтев это делал блестяще. Вспомните хотя бы уникальные кадры фильма,сохранившие те мгновения, когда Локтев проводил отбор детей в Ансамбль. Кому-то он советовал петь, а кому-то попробовать поиграть в оркестре.
Рассуждать на эту тему можно много и долго. Несомненно то, что именно Локтев создал Ансамбль, который мы сегодня по праву называем его именем. И отсчет времени должен быть от того момента, когда в Доме пионеров в переулке Стопани впервые появился В.С.Локтев.
Я заглянул в свои детские дневники, погрузился в записи, которым уже более 40 лет, и не
мог оторваться от воспоминаний. Сколько интересного! Сколько событий, встреч! И все они бы ли благодаря тому, что я ходил на Ленинские горы в Ансамбль песни и пляски, который создал
В.С.Локтев. Я предлагаю вам лишь некоторые страницы из записей многолетней давности. Они
о Локтеве и локтевцах. Это неразрывно. Говоря о делах Ансамбля, о его участниках, я рассказываю о Владимире Сергеевиче.
* * *

В.Ионченков. 1965 г.

Еще в детские годы я вел дневник. Поэтому мне легко оживить воспоминания давно минувших
дней. Были незабываемые встречи, концерты, поездки, связанные с В.С.Локтевым. Как я уже сказал, дела Ансамбля, созданного им, — это Владимир Сергеевич. Именно его Ансамбль приглашали на самые ответственные концерты во Дворце Съездов, в Колонном зале Дома Союзов, в Концертном зале им. Чайковского. Хор и оркестр звучат в нескольких кинофильмах. Ими за писаны лучшие песни для детей.
На концертах можно было увидеть самых знаменитых людей страны. На один из концертов
первый космонавт Земли Юрий Гагарин приехал на несколько минут раньше. Каждый мечтал
его увидеть, подойти к нему, прикоснуться. В ожидании начала концерта Гагарина провели за
кулисы. Он заглянул на сцену, где на подставках уже стоял хор. Мы с музыкальными инструментами готовились занять свои места, ждали выхода. И вдруг!.. Оркестр оказался в более привилегированном положении. Рядом с собой мы увидели космонавта. Рядом с Гагариным Владимир Сергеевич Локтев.
Музыканты стали задавать нелепейшие вопросы, на которые Гагарин терпеливо ответил всем. Он оказался на редкость простым и общительным. Я же крутился с «ФЭДом» вокруг Гагарина и Локтева, фотографируя их со всех сторон. Тогда автоматических фотоаппаратов со вспышками не было, а за кулисами было довольно темно. Потому на снимках с трудом можно угадать — кто есть кто. И все*таки это были Гагарин и Локтев. Оба улыбающиеся и довольные встречей. Эти несколько минут врезались в память на всю жизнь. Затем мы не раз выступали в Звездном городке. У меня сохранились автографы почти всех первых космонавтов.




Нам казалось, что
Гагарин был на всех наших концертах. Ведь ансамбль был всегда в центре значительных событий. Мы посторянно спрашивали: - А зале есть Гагарин?
Особенно часто мы встречались с Германом Титовым, Николаевым, Поповичем... У них было особенное отношение к детям...

* * *
Я стал вчитываться в дневник и погрузился в воспоминания. Сразу вспомнился апрель 1963 года, когда в Москву приехал руководитель первого в Западном полушарии социалистического государства Фидель Кастро. Его встречали как, говорят, когда-то Чкалова. Я могу сравнить встречу Фиделя Кастро в Москве разве только с той, когда мы встречали Юрия Гагарина.
Все, кто только мог, вышли на улицы. По обеим сторонам на протяжении всего Ленинского проспекта стояли люди сплошной стеной, с цветами, флажками... 1 мая Фидель Кастро был на демонстрации на Красной площади. На трибуне мавзолея он стоял рядом с Н.С.Хрущевым. А на следующий день Кастро и Хрущев присутствовали на праздничном концерте во Дворце Съездов в Кремле. В этом концерте участвовал Ансамбль песни и пляски под руководством В.С.Локтева. Открылся занавес и после песен В.С.Локтева «Гори, костер, веселей» и Н.Губарькова «Mapш пионерских дружин» Ансамбль исполнил
знаменитую песню, которая потом надолго вошла в репертуар локтевцев, кубинскую песню «Mapш 26 июля». После этой песни зал взорвался аплодисментами и встал. Я пытался разглядеть сквозь яркий свет прожекторов Фиделя. Локтев с поклоном повернулся к зрителям. Когда занавес стал закры*
ваться и свет прожекторов перестал нас слепить, мы увидели прямо перед собой Фиделя Кастро и Никиту Сергеевича Хрущева. Фидель поднял над собой руки, аплодируя Ансамблю, Локтеву, всем нам, собравшимся на сцене.
Это одно из ярких мгновений, из которых состоит моя жизнь. Много таких мгновений подарил детям Владимир Сергеевич Локтев.
Благодаря детским запискам вспоминается много смешного и забавного, всплывают подробности тех дней. Когда мы с ребятами вышли из КДС, наш завхоз Михал Михалыч названивал в телефон с одного из милицейских постов. Он возмущался по поводу исчезновения водителя автобуса, всех спрашивал:
— Куда запропастился шофер? Мне инструменты грузить надо. Где его найти?
Михал Михалычу посоветовали узнать, куда надо звонить, у постового. Когда наконец-то наш завхоз дозвонился по указанному номеру и начал говорить о своих проблемах, то мы увидели, как он вдруг осекся, стал кого-то внимательно слушать, а затем постепенно него стало вытягиваться лицо. Как оказалось, его соединили с правительственной ложей. Концерт еще не закончился, и МихМих со своими проблемами кого-то «не того» очень озадачил. Да так озадачил, что водитель появился через несколько минут и долго ругался по поводу того, что кто*то нажаловался на него начальству и у него могут быть неприятности.
На Михал Михалыча же посыпались шутливые каверзные незлобивые вопросы. Ребята стали над ним подтрунивать:
— Михал Михалыч, а с Никитой Сергеевичем вы не разговаривали? А кто снял трубку? Как вам ответили — по-русски или по-испански? Может быть, трубку снял сам Фидель? О чем вы с ним говорили? Он же не понимает по-русски!
Каждый год Ансамбль выступал с отчетными концертами. И к каждому концерту Владимир Сергеевич обязательно сочинял новую песню. И XXI отчетный концерт, который состоялся 26 мая 1963 года, не был исключением. Локтев приходил на репетиции. Внимательно слушал, как оркестр разучивал аккомпанемент его новой песни «Мечты юных космонавтов». Названия песен отображали время, в которое мы жили. Мелодичность, лирика, откровение, настоящий патриотизм... Все это есть в музыке Локтева!
Поэтому-то его песни распевала вся пионерия. Их знали не только дети, но и взрослые.
* * *
В этом же году Ансамбль во главе с В.С.Локтевым ездил на Северный Кавказ. Что это была за поездка, можно много и долго рассказывать. Я вел дневник день за днем. Только сам Владимир Сергеевич мог знать, как далась ему организация этих концертов на Кавказе. Это были удивительные гастроли. Помимо концертов каждый день оказался насыщенным яркими впечатлениями.
* * *


Ансамбль песни и пляски Московского городского Дворца пионеров и школьников.
Художественный руководитель
Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор В.С.Локтев


Ансамбль это школа, где воспитывались правильные взаимоотношения между людьми, закладывалось определенное мировоззрение. Локтев понимал, что одних репетиций и концертов детям мало. Человеческие отношения развиваются в общении. И начинаться они должны с первых дней рождения. Мальчишки и девчонки, когда их объединяют общие воспоминания, переживания, общие дела, становятся более общительными, добрыми, терпимыми к недостаткам других. Локтевцы, настоящие локтевцы — всегда протянут друг другу руку помощи, поддержат не только словом, но и делом.
Локтев шутя высмеивал недостатки, умел найти правильное слово для провинившегося. Он
замечал недостатки, но мало кто видел, как он помогал избавиться от них.
По ходу сказанное слово воспитывало. Одно время у мальчишек и девчонок появилась странная привычка жевать травинки. Как-то на гастролях по Сибири шли по берегу Байкала наши девочки из хора. Одна из них сорвала травинку, за ней другая. Идут, разговаривая между собой сквозь тростинки. Навстречу им — Локтев с завхозом. Вдруг Владимир Сергеевич остановился и громко распорядился:
—Михал Михалыч! Посмотрите на хор. Накормите девочек как следует. Обратите внимание на Наташу. Выдайте ей две порции. Разве вы не видите, как ребенок изголодался! День и ночь жует сено.
Поездка на Северный Кавказ дала столько энергии ребятам, что им хотелось поделиться ею со всеми окружающими. Все ждали вечер отдыха, на котором каждый мог поделиться своими впечатлениями, рассказать забавные случаи. Локтев и Чунин обещали показать отснятый ими кинофильм,
Вечер наметили провести 23 ноября. Я как раз в эти дни простыл и серьезно заболел. Температура подскочила до 39. Врач приказала:
— Сиди дома и лечись! Но разве я мог пропустить то, чего ждали все участники — поездки на Кавказ? Укутав горло шарфом, поехал на Ленинские горы.
23 ноября 1963 г. мы собрались в оркестровом зале и стали ждать Владимира Сергеевича.
Но пришел Чунин и всех огорчил сообщением, что Локтева задержали в каком-то министерстве. Но он хочет, чтобы его дождались. А чтобы мы не скучали, Владимир Сергеевич пригласил во Дворец пионеров известного археолога, который недавно производил раскопки в Краснодарском крае. Его открытия, находки наделали много шума во всем мире. О них небезынтересно узнать и нам.
В зал вошел человек с бородкой, с очень живыми глазами и начал рассказывать удивительные вещи:
— Уважаемые, дорогие дети! На Северном Кавказе мы обнаружили весьма странные исторические остатки, сделали удивительные находки, свидетельствующие о том, что в Краснодаре, на побережье Черного моря — в районах городов Туапсе, Сочи, Новороссийска — жило могучее
племя с очень странным, я бы сказал, необычным названием «Ассамблея». Их следы были найдены даже на берегу горного озера Рица, куда попасть бывает весьма не просто. Я хочу вам про* демонстрировать некоторые предметы обихода этого веселого племени. Мы нашли необычной формы синие трусики. Некоторые свидетельства доказывают, что племя носило их вместо штанов и называло шортиками. Очень забавное, я бы сказал, название. Шортики племя надевало, когда хотело выглядеть особенно нарядно, во время своих праздничных представлений. Но не будем отвлекаться. В Туапсе найдены рукава для ног. Их называли еще смешнее — носкАми или нОсками... Мы пока не установили на каком слоге делало ударение племя. Кадры кинохроники, дошедшие до наших дней, на которых вы увидите носки, пока не озвучены. Вы увидите, как предметы, найденные в Краснодарском крае, использовало племя. Там много чего интересного. Исторический фильм продлится более часа. К тому времени, возможно, появится ваш руководитель В.С.Локтев.
После такого пространного сообщения лектор удалился, а через несколько минут показался Владимир Сергеевич. Ему зааплодировали. Все, конечно, догадались, что знаменитый археолог с Кавказа был не настоящий. Это был никто иной, как сам Локтев. Племя «Ассамблея» — это наш Ансамбль! Он оставил свой след... — в сердцах жителей Краснодарского края.
Повеселившись от души, мы с восторгом, комментируя вслух, стали смотреть фильм, который потом долго и бурно обсуждали.


29 декабря 1963 г.
Целый день Ансамбль провел в Кремлевском Дворце Съездов. Репетиция и прогон новогоднего концерта. Мы стали привыкать к этому великолепному coopужению, которое сокращенно называется КДС. Невозможно только привыкнуть к лифтам, которые поднимаются и опускаются бесшумно. Ребятам они пришлись по душе. Особенно всем нравится, когда лифт трогается с места. Нажимаешь кнопочку, и лифт словно падает вниз, а душа уходит в пятки. Легкое ощущение невесомости.
В свободное время хор отдыхает, исполняя песни под аккомпанемент Стаса Гусева. Странный отдых у хора. Но так оно и есть. В фойе КДС звучат песни для души и сердца. Но самое необыкновенное было, когда Станислав Дмитриевич предложил:
— Хотите, я вам поиграю на рояле?
Возражений не было.
Стас играл так, что мы слушали его, раскрыв рты, более часа. Это целый концерт. Концерт с небольшими отступлениями, комментариями. Гусев обаял девчат.
Вот такой он — один из педагогов Ансамбля песни и пляски!.
* * *

Участники Ансамбля имеют редкую возможность изучать историю страны не по учебникам. Они в центре основных событий. Будь то съезд партии или комсомола, слет пионерии или приезд именитых гостей!
Запомнился концерт для делегатов Всемирного форума молодежи, который состоялся 19 сентября 1964 года. После таких концертов дети подолгу стояли около КДС в ожидании, когда к ним выйдут иностранные делегаты, у которых всегда были значки, жвачка, сувениры. Среди них не было локтевцев. Нет! Это был не запрет подходить к иностранцам. Перед одной из репетиций Локтев сумел объяснить нам, что такое чувство достоинства. И оно срабатывало неизменно. Владимир Сергеевич объяснял, как надо принимать подарки, чем отличается подачка от сувенира. Бывают ситуации, когда от подарков отказываться нельзя, чтобы не обидеть человека. Как, например, в той ситуации, в которой я оказался в Болгарии.

Так встречали Ансамбль в Пловдиве. Болгария. 1964 г

Однажды после концерта в Пловдиве мне подарили столько роскошных роз, что я не мог удержать их все в руках. А тут ко мне подошла женщина и стала давать еще цветы. Я показал ей жестами, что у меня заняты руки. Женщина расстроилась до слез и отвернулась в сторону. Локтев подошел ко мне и сказал:
— Как ты смел?.. Это заслуженная учительница Болгарии. Ты ни за что обидел человека. Надо было
все розы положить к ее ногам, а ее букет взять и прижать к сердцу.

***
Поездка в Болгарию особоя страница в творческой биографии Ансамбля. Весной 1964 года два детских коллектива - Ансамбль МГДПШ и хор "Бодра смяна" связала прочная дружба. А началась она с того, что в Болгарии побывал Владимир Сергеевич Локтев. У него было много встреч. Там и произошло его знакомство с выдающимся болгарским хоровым дирижером Бончо Бочевым, который руководил детским хором "Бодра смяна", коллективом высочайшего мирового класса. Даже взрослые профессиональные хоры не отваживались браться за те музыкальные проиведения, которые включал в репертуар детского хора Бончо Бочев. Это было нечто. Когда весной 1963 года болгарские школьники прилетели в Москву, то их встречали всем Ансамблем. ВдоОт метро "Ленинские горы" до Дворца пионеров стояли детишки со всей Москвы и, конечно, участники Ансамбля под руководством В.С.Локтева. Болгар встречали с розами, полевыми цветами, коробками конфет, мягкими игрушками...
В Большом концертном зале состоялся концерт, который оставил неизгладимые впечатления. Словно не хор стоял на сцене, а нечто неведомое... Живое - одно единое целое. В звучании ни малейшей помарки, сбоя... Яркий детский тембр и высочайший исполнительский уровень...



В октябре 1964 года состоялся ответный визит Ансамбля Дворца пионеров и школьников в Болгарию. Юные артисты утопали в цветах. В автобусах ящики с виноградом, яблоками, фруктами... В селе Поликраиште, на родине Бончо Бочева локтевцев буквально "расхватали" болгары.Они разобрали советских детишек по домам и вечер маленькие артисты провели в болгарских семьях, о чем потом всю жизнь рассказывали своим родным и близким, своим сверстникам. Более 2.000 км проехал Ансамбль на автобусах по Болгарии и везде его встречали тысячи слушателей. София, Велико Тырново, Габрово, Ловеч, Варна, Бургас, Пловдив... Московские пионеры поднялись на Шипку, чтобы лучше узнать историю, своими глазами увидеть места, где совершались подвиги, возложить цветы русским героям, отдавшим жизнь за свободу Болгарии.
***

1 февраля 1967 года во Дворце пионеров на Ленинских горах проходил очередной пленум ЦК ВЛКСМ, на котором вручались первые премии Ленинского комсомола за лучшие произведения литературы и искусства. И самая первая из них - писателю Николаю Островскому, чьи книги были обязательны для изучения в школе. Одна из них - "Как закалялась сталь", выдержки из которой тогда знал наизусть каждый неравнодушный к жизни человек.Как бы хотелось, чтобы ее помнили и те, кто будет после нас. Хотя бы эти фразы:
"Самое дорогое у человека - это Жизнь. и прожить ее надо так,чтоб не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы..."
Среди награжденных премией Ленинского комсомолат композитор Александра Николаевна Пахмутова.
И снова на сцене локтевцы. Звучит одна из лучших песен А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Гайдар шагает впереди». Сколько потом было споров по поводу написания этой песни. История перевернула смысл фразы «с ног на голову». Но песня-то замечательная. Она учит жить, дает положительный заряд, являлась примером для воспитания патриотизма. Внук Гайдар своими поступками, делами перевернул смысл, вложенный в эту песню, предал то, за что воевал его дед...
Время... Время... Безжалостное время! Но Гайдар, тот самый Гайдар, по книжкам которого воспитывались мальчишки и девчонки ХХ столетия, всегда останется Аркадием Гайдаром —
примером для подражания. Тем самым Гайдаром, который «шагает впереди» — впереди нашего времени.
В.С.Локтев не только от себя, но и от имени всего Ансамбля, всех нас, присутствовавших на сцене, подарил любимому композитору букет прекрасных цветов. Затем мы уступили место другим артистам, которые желали исполнить песни Пахмутовой.
Когда мы с ребятами вышли из зала, то у выхода увидели Леонида Ильича Брежнева. Его окружили участники Ансамбля. Я не мог не протиснуться в первый ряд.
...Снова с фотоаппаратом и наивными вопросами. Удивительно, но нас не отгоняли от Генерального секретаря ЦК КПСС. Более того — Брежнев сам долго не уходил и очень охотно отвечал всем, кто его спрашивал, задавал встречные вопросы.
Т акие встречи, как я уже сказал, запоминаются на всю жизнь.
Таких ярких мгновений было достаточно много в жизни участников Ансамбля песни и пляски МГДПШ и его руководителя В.С.Локтева.
* * *

26 мая 1967 года, в пятницу, вся первая полоса центральной всесоюзной детской газеты «Пионерская правда», которая печаталась колоссальным по тем временам тиражом и имелась в
каждой школе, у большинства мальчишек и девчонок, была посвящена 25-летнему юбилею Ансамбля Дворца пионеров. Поздравления шли из всех уголков страны и из-за рубежа.
Народный артист СССР композитор Дмитрий Кабалевский писал:
— Дорогие друзья! Горячо поздравляю вас всех в день вашего 25-летия. Ваше светлое искусство давно уже стало одним из самых ярких очагов музыкальной культуры в мире пионеров и
школьников. А для меня 25*летняя дружба с вами — источник радости и творческих сил. Спасибо вам за эту дружбу. Желаю вам новых успехов, долгой, счастливой жизни.
А это добрые слова Героя Социалистического Труда Германа
Ламочкина:
— Мне хочется пожелать всем участникам Ансамбля на всю жизнь сохранить любовь к настоящему искусству, сохранить творческий огонек, который так ярко горит в их коллективе и светит и ребятам, и взрослым.
Народная артистка СССР композитор Александра Пахмутова прислала поздравление:
— Самые добрые, самые теплые слова хочется сказать об Ансамбле песни и танца, которым руководит Владимир Сергеевич Локтев. Ансамбль работает по-настоящему, серьезно, с
увлечением. И я, и мои товарищи композиторы и музыканты с большим уважением относятся к этому коллективу. Что бы ни исполнял Ансамбль — классические произведения, народные песни, современные — все звучит, я бы сказала, профессионально. А это, по-моему, очень высокая оценка.
Во многих центральных газетах в майские дни 1967 года можно было прочесть об Ансамбле и его руководителе Владимире Сергеевиче Локтеве. У меня сохранились вырезки из газет «Правда», «Комсомольская правда», «Советская Россия», «Труд»... А это также весомые свидетельства заслуг коллектива, его организатора и руководителя.
* * *

Прошло совсем немного времени, и Александра Пахмутова поздравила художественного руководителя Ансамбля, его организатора, композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР профессора Владимира Сергеевича Локтева с присуждением ему премии Ленинского комсомола.
Хочется напомнить, что премия Ленинского комсомола тогда ценилась даже выше, чем почетное звание заслуженного артиста, так как присуждалась не только за личные творческие успехи и достижения, но и была выражением большого общественного признания.
* * *

Как же я стал профессиональным музыкантом? Мне нравилось играть в оркестре, ездить на гастроли. Но все же тогда я совсем не предполагал, что музыка станет моей профессией. Вопрос из популярной тогда песни: «Как это все случилось, в какие времена?...»
Как здесь не вспомнить Локтева? Локтев определил судьбы многих мальчишек и девчонок. В том числе и мою.
Летом 1966 года, когда я окончил школу, Ансамбль Дворца пионеров отправился на гастроли на Дальний Восток. Об этой поездке снят фильм «Салют океану». О ней можно было бы написать и целую книгу, так много было ярких впечатлений, встреч со сверстниками, экскурсий по достопримечательным местам. Мы выступали на настоящем крейсере, облазили несколько подводных лодок. Для мальчишек это было величайшим событием. Нам дали посмотреть на окружающий мир через настоящий перископ, подняться на командирский мостик, накормили флотским борщом и кашей. У многих хранятся значки, которые дарили нам матросы во время встреч, после концертов. Это и «Отличник службы на флоте», гвардейские значки, матросские атрибуты... Мы играли во дворцах культуры, в пионерских лагерях...

Находка. В доке. 1966 г.

А у меня в это самое время лежали документы в МИМО (Московский институт международных отношений). Я собирался стать дипломатом. Готовился к экзаменам. У меня были отличные рекомендации от ЦК ВЛКСМ, от КИДа (Клуба интернациональной дружбы), где я несколько лет являлся президентом секции стран Африки и защитил реферат по последним событиям, произошедшим тогда на Кубе. До сих пор у меня хранится свидетельство «Юного референта» №1. Все складывалось как нельзя лучше.
И вот поездка на Дальний Восток. Хабаровск, Владивосток, Артем, Находка... Только от названий городов, от которых веяло новизной, романтикой, начинала кружиться голова. Хотелось в путь. Хотелось увидеть Тихий океан, поехать с родным Ансамблем на край Советского Союза! И я поехал. Поездку на Дальний Восток никогда не забуду! Она несколько растянулась во времени. Не преднамеренно. Дальний Восток есть Дальний Восток. В день вылета в Москву погода оказалась нелетной. Ансамбль задержался в Хабаровске на пару дней. Ребята радовались возможности продлить интересные гастроли. А мне было совсем «не по себе». Я опаздывал на вступительные экзамены в МИМО. И опоздал всего на один день. Грустно и печально! Так у меня появилась присказка: — «Стремился я в МИМО и попал «мимо».
Когда я сказал об этом Локтеву, он стал меня успокаивать:
— Чего ты расстраиваешься? Ты же окончил школу! Хочешь работать педагогом в нашем Ансамбле?
— Хочу! Но я ничего не умею...
— В августе начнутся вступительные экзамены в институт культуры (МГИК). Мы дадим тебе рекомендацию для поступления в этот ВУЗ. Будешь учиться в институте и работать в Ансамбле.
—Как же я буду туда поступать, если у меня нет музыкального образования? Даже начального?! Я умею только играть.
— Это не мало. Поговори со своим педагогом Виктором Семеновичем Чуниным. Он тебе подскажет, что делать. В институт культуры принимают лучших участников художественной самодеятельности. Пойдешь с третьим потоком... Время для подготовки еще есть.
Начались мои дополнительные занятия с Чуниным и преподавателями института культуры Владимиром Антоновичем Андреевым и балалаечником Иосафом Авинировичем Балмашевым. Менее чем за месяц они подготовили меня к вступительным экзаменам. К своему удивлению экзамен по «специальности» я сдал вполне прилично, и меня приняли в МГИК. Удивительно, но факт. Я даже как-то закончил этот ВУЗ. Почти каждый день ходил во Дворец пионеров, где на протяжении пяти лет был педагогом по классу домры. Продолжал ездить на гастроли, играть в оркестре.
Так разговор с Локтевым, его подсказка определили мою судьбу. После окончания института меня призвали на службу в Советскую Армию, после которой я вернулся в Ансамбль песни и пляски имени Владимира Сергеевича Локтева, а через некоторое время поступил по конкурсу в Государственный академический русский народный оркестр им. Н.П.Осипова.
В оркестре им. Осипова встретил бывших участников Ансамбля им.В.С.Локтева Семена Хуторянского, Анатолия Стасенко, Антонину Ельникову (Степурко)... В профессиональном оркестре совсем другая жизнь. Там другие отношения между людьми, иные
правила. Мое детство закончилось поздно. Но то, что было в нем заложено Владимиром Сергеевичем Локтевым, сохранилось и по сей день.
***


После службы в Ансамбле песни и пляски МО ПВО Владимир Ионченков в качестве педагога вернулся в Ансамбль песни и пляски им. В.С.Локтева Московского городского Дворца пионеров и школьников, а через полгода поступил по конкурсу в Государственный академический русский народный оркестр им.Н.П.Осипова.

Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Альбина Рогожкина      17-08-2009 01:01 (ссылка)
Спасибо, Володя, за интересный рассказ о красивых мгновениях твоей детской и юношеской жизни, о хорошей школе формирования красоты души, характера, лучших человеческих качеств, развития таланта всех участников знаменитого Ансамбля песни и пляски имени В.С.Локтева. С интересом узнала о замечательном руководителе, педагоге, воспитателе В.С. Локтеве, о талантливых локтевцах и их учителях, о встречах участников с интересными и знаменитыми людьми, оставивших добрый след в душах детей.
С неожиданным интересом узнала, что мы с тобой коллеги. Все мы родом из СССР. Восхищена твоими благодарными отзывами о людях и времени , о счастливом пионерском детстве, о созидательной комсомольской юности и молодости, о осознанном выборе жизненного пути. Я все это тоже помню с благодарностью, так я сама работала с детьми и молодежью в этом же направлении Более 30 лет. Удавалась смотреть выступления этого знаменитого детского Ансамбля песни и пляски имени Локтева в разные времена только с экранов телевизора. Но всегда души детей и взрослых наполнялись радостью и гордостью, светом и красотой, слушая детский хор, замечательный аккомпанемент оркестра, смотря зажигательные детские танцы.
     22-10-2009 13:21 (ссылка)
re:
Смотрите, место где можно скачать музыку на халяву http://r.mail.ru/clb15235/g... так может кому пригодится ;)
Elena Lokteva      15-11-2009 14:55 (ссылка)
Володя,здравствуйте!Случайно попала на вашу страницу.Огромное Вам спасибо за такие добрые слова,за прекрасные воспоминания о моем папе.
Илья Колесников      01-12-2009 14:09 (ссылка)
Просьба
Володя, помню ещё в детстве ваш ансамбль пел песню, которую потом называли "Корочка хлеба". Скорее всего она имеет другое название, но хотелось бы её спеть с детьми, особенно в придверии 65-летия Победы.Не сохранилось ли её записи или нот и текста?
Заранее благодарна, Ирина.
Собственно в её поисках я и попала на Ваш сайт, который прочитала на одном дыхании.Спасибо, вы вернули меня в детство, я тоже пела в подобном ансамбле "Арман" в г.Алма-Ата.
Комментарий удален
Димон И      19-10-2010 11:35 (ссылка)
Спасибо за светлые воспомининания детства.