|
|
|
Ирина Балашова
04-01-2013 10:57 (ссылка)
Svetlana ***
04-01-2013 14:18 (ссылка)
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ПОСТ! СПАСИБО,ИРИША! ЗАБЕРУРождества прекрасного
Праздник наступает,
И на небе бархатном
Звезды засияют.
Но из самых ярких
Есть одна звезда,
Та, что означает
Праздник Рождества.
Праздник наступает,
И на небе бархатном
Звезды засияют.
Но из самых ярких
Есть одна звезда,
Та, что означает
Праздник Рождества.
Комментарии запрещены
Святки! Сколько надежд, ожиданий, предвкушения радостей и веселья связано с этими праздниками.
В России Святки (с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января) ожидались с нетерпением, особенно молодежью. Они сменяли тяжелый сорокадневный рождественский пост, когда гулянья и разные потехи были запрещены, а до поста развлекаться не позволяли многочисленные хозяйственные работы. Со Святками приходили колядованье, скоромная еда, гаданья — возможность приподнять завесу над будущим, над предстоящим годом.
Новый год, перенесенный указом Петра I в 1699 году с 1 сентября на 1 января (день, когда церковь чествовала святого Василия), разделил Святки на «Святые вечера» — с 25 декабря (7 января) по 1 (14) января — и «Страшные вечера» — с 1(14) января по 6 (19) января. Святые вечера в народном сознании были связаны с Рождеством Христовым. Вторая неделя (Страшные вечера) шла под знаком разбушевавшейся нечистой силы, активность которой прекращалась в Крещение, когда освящалась в церквях и прорубях вода, на дверях и окнах в домах ставили мелом или углем кресты и окропляли их принесенной из церкви «святой водой».
СВЯТКИ на РУСИ испокон века был самый большой и любимейший праздник года. То ли потому, что отвечал он каким-то особенным свойствам и потребностям русской души, то ли потому, что сохранял в себе отголоски самых древних обрядов славянских пращуров, но только оказался он не менее стойким, чем разгульная русская Масленица, и продержался в народе вплоть до второй половины ХХ века.
"Игры ряженых на Святках" (сцена, Российский Этнографический музей)
Время зимнего солнцеворота, когда "солнце - на лето, зима - на мороз", в сознании крестьянина знаменовал собой окончание старого и начало нового хозяйственного года. Со святками в России были связаны веселые молодежные посиделки, девичьи гадания, смотрины невест и непременно
игры ряженых. Ряженая до неузнаваемости молодежь в "личинах" старика, старухи, козы, медведя с поводырем ходила из избы в избу с величальными песнями, колядками, пожеланиями доброго урожая и изобилия в семье.
Коляда
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи». А.Стрижев «Народный календарь»
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем.
Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5—6 января. Славяне отмечают Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл, и начинает разгораться зимнее солнце. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком, и обавник (читающий славления и приговоры на обрядах во время праздников) восклицает: «Овсень, куда едешь? Мосты мостить! Кому ездить? Коляде государю! На чем ему ездить? На солнечной свинке! Чем погонять? Поросенком!»
Накануне Нового года дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество. Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать взвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».
Нардуган
В переводе с тюркского слово Нардуган означает «рожденный солнцем» и символизирует языческий культ Солнца. Проведение праздника приходится как раз на время, когда начинает расти световой день. Начинается праздник в дни зимнего солнцестояния и празднуется вплоть до празднования Рождества Христова — с 25 декабря до 7 января. (по старому стилю)
Можно сказать, что Нардуган — это, практически, те же Святки. Основные празднования разворачиваются вместе с увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, когда, по поверьям, ослабевает действие темных сил. Праздник символизирует пробуждение
природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. Ряженых угощали, как и на святочных колядках. В Нардугане также присутствуют гадания, характерные для святочных праздников. Этот праздник под разными названиями известен у всех восточных народов России. Татары, башкиры и удмурты празднуют Нардуган, татары-кряшены — Раштуа, чуваши — Нартаван, эрзя — Нардава, мокша — Нардаван.
По материалам http://www.calend.ru/, А. Стрижев «Народный календарь»