Тайны усадьбы Каменских:подземелье,пропавшая коллекция и др.
Пропавшая коллекция
Пермские искусствоведы много лет ищут разгадку тайны пропавших ценностей, принадлежавших роду Каменских. Как известно, в коллекции находились работы выдающихся русских художников В. Серова, Н. Рериха. Есть сведения, что в краеведческом музее Нижнего Новгорода были найдены предметы, которые, по мнению
краеведов, находились ранее в доме-усадьбе Каменских в Суксуне.
Иван Григорьевич Каменский и его жена Лидия Николаевна собрали выдающуюся по составу художественную коллекцию. Наиболее ценная ее часть находилась в Суксунском заводе Пермской губернии. После революции 1917 года коллекция бесследно исчезла. Все попытки найти ее оказались напрасными.
В 1928г. директор Пермского музея Николай Николаевич Серебренников получил интересное письмо. Художник М.М. Гужавин сообщал ему о своем былом знакомстве с Каменскими и о тех картинах, которые видел у них дома. Само письмо в архиве Серебренникова не обнаружено, но остались сделанные его рукой выписки на обеих сторонах узкой полоски листа. Написанный темными чернилами текст начинается с фразы: "В Суксунском заводе и в Тохтамыше в имении И.Г.Каменского были…", затем перечислены художники и полотна. Расставим авторов с их картинами по порядку, соответственно времени и стране проживания, попутно давая необходимые пояснения.
Коллекция Каменских (неполный список , составленный Н.Серебренниковым в апреле 1928г на основании сообщений художника М.М.Гужавина)
Италия
Рафаэль Санти (1483-1520). «Мадонна» на кипарисной доске.
Единственное произведение, которое возможно приписать кисти Рафаэля, и найденное на Урале (в 1924г.), принадлежит Нижнетагильскому музею. Историкам искусства оно известно, как «Мадонна дель Пополо». Вопрос о прежнем владельце до конца не ясен. Подобный образ мадонны висит в Лувре, а копия хранится в Омском музее.
Роза Сальватор (1615-1673). «Распятый Христос»
Картина на этот евангельский сюжет в русских монографиях о художнике не упоминается.
Дольчи Карло (1616-1686). «Святая Цецилия»
Существует несколько авторских повторений и вариантов: в Эрмитаже, в Дрезденской галерее, в музеях Касселя и Милана. Эрмитажное полотно куплено еще в ХVIII веке.
Голландия
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669).
«Голова старого еврея»
Картина с таким описанием могла изображать апостола или философа. В современных альбомах о творчестве Рембрандта она не публиковалась.
Хальс Франс (1579-1657)
Два портрета - один – «играющий на мандолине».
по сюжету близок к композиции "Шут с лютней". Варианты: в Париже - коллекция Р.Ротшильда, и в Амстердамском музее.
Фландрия
Снейдерс Франс (1579-1657) «Цветы и фрукты».
Одноименное полотно есть в Эрмитаже. Вероятно, у Каменских был похожий натюрморт.
Франция
Грез Жан-Батист (1725-1805)
Ланкре Никола (1690-1743).
Милле Жан Франсуа (1814-1875)
4 картины школы барбизонцев.
Все мастера представлены в наших музеях, но связь с коллекцией Каменских нигде не просматривается.
Англия
Бренгвин Френк (1867-1956). «Плывущие корабли»
Полотен с морскими видами у художника много. Среди опубликованных иллюстраций точно такой композиции нет.
Россия
Левицкий Портрет молодой женщины.
Венецианов. Голова старика.
К.Брюллов. Голова молодой девушки.
Прянишников. 1 картина и 3 этюда.
Пимоненко. 2 картины.
Дубовской.
Репин. Портрет и рисунок.
Левитан. 4 пейзажа.
Зарубин. Вечер в Малороссии.
Колесников Степан. На пашне. (Куплена в 1911г. с передвижной выставки за 1400 рублей.)
Сергеев. «Оксана в вишнях».Куплена с передвижной выставки за 800 р.
Светличный. Этюд.
А.Белый. Этюд.
Святославский. «Журавли летят».
Гужавин Михаил Маркелович 16 этюдов и 4 рисунка, театральные декорации ( в Суксунском заводе)"
Следует важное дополнение к списку картин: "Были голландцы, фламандцы, всего 1000 вещей. Фарфор, бронза, майолика".
Выписки завершаются словами "Из сообщения художника. Михаила. Маркеловича Гужавина, учившегося на средства Каменских и проживающего летом в их Суксунском имении (.Гужавин Михаил Маркелович (1888-1931) - выпускник Академии художеств, участвовал на выставках передвижников. При советской власти работал в Русском музее).
Сообщено в апреле 1928г. И подпись - "Н.Серебренников" (Серебренников Н.Н. (1900-1966)-искусствовед, автор книг о Пермской Деревянной скульптуре).
. Потом записи продолжаются, но уже простым карандашом. Здесь перечислены люди, когда-то работавшие у Каменских:
Экономка Каменских - Подхалимова Аграфена Авдеевна, В Суксуне кучер Каменских Рощин Степан Кузьмич. Иван Аристархович Чукмасов, живущий в Верх Исетском заводе. В деревне Журавли Данило Алексеевич Бабкин ( охотник- поставлял к столу свежую дичь).
Несмотря на все предпринятые усилия, Николай Серебренников не нашел коллекцию Каменских, и до конца своих дней жалел об этом.
Существует следующая версия:
В 1917 или 1918 году Каменские вывезли свою коллекцию в Пермь. При конфискации их дома по ул. Большая Ямская,9, картин уже не было. Родственники Каменских, Бажановы, жили неподалеку, на Екатерининской,38, и реквизициям не подвергались. Не у них ли были спрятаны художественные сокровища? Во всяком случае, через тридцать лет в Пермскую художественную галерею поступили от В.М.Бажановой две работы Валентина Серова.
Похоронив мужа, Л.Н.Каменская и ее внебрачный сын Николай уехали с отступавшими колчаковскими войсками, последним кто их видел и провожал ,был кучер с п.Суксуна Рощин Степан Кузьмич. Их дальнейшая судьба неизвестна :были слухи о том, что ее видели в Харбине. Путь многих эмигрантов лежал через Китай в Японию , далее в Америку и в Европу. Скорее всего, остатки коллекции были распроданы и пополнили частные собрания за рубежом. Некоторые картины из оставшихся на родине оказались в российских музеях, но опознать их, не имея полного каталога коллекции Каменских, не представляется возможным. Поиски картин продолжаются и по сей день.

Метлахская плитка, найденная в разрушенной усадьбе
Каменских. Предположительно , установлена в 1896 году,
когда производилась реконструкция.
Метлахской плиткой в России исторически принято называть мелкоформатные керамические плитки разнообразных форм, произведенные из фарфоровых масс различных цветов. За счет высокотемпературного обжига ~1200С достигается плотное спекание вещества. Получающиеся плитки, обладают высокими эксплуатационными свойствами (морозостойкостью, твердостью, кислотостойкостью и т.п.), что допускает использование метлахской плитки, как в жилых, так и в общественных помещениях, а так же на улице.

Клеймо на метлахской облицовочной напольной плитке. Завод фирмы Villeroy & Boch в Мерциге. Начало 1900-х
"Фирма Villeroy & Boch — один из крупнейших европейских производителей керамики — была основана 1 января 1841 года членами двух семей — Виллеруа и Бох, которые, породнившись, создали товарищество на вере с правлением в Меттлахе.
1852 году построен цех по производству напольной облицовочной плитки с низким процентом износа. Метлахская плитка очень быстро приобрела известность и стала пользоваться большим спросом, что привело к открытию в Меттлахе специального завода по ее изготовлению. Да и само выражение — «метлахская плитка» (mettlach platten) скоро стало нарицательным и распространилось на всю плитку подобного типа.
Количество заводов, принадлежащих фирме «Виллеруа и Бох» с каждым годом растет
Известность фирмы поддерживается постоянным участием в различных выставках, среди которых можно отметить Международную керамическую выставку в Петербурге (1901), выставку керамики при Северо-Богемском ремесленном музее в Рейхенберге (1902–1903), выставку изделий «Виллеруа и Бох» в Дрезденском королевском художественно-ремесленном музее (1903) и другие.
С Россией фирма «Виллеруа и Бох» тесно связана со второй половины XIX века. С этого времени и до начала Первой мировой войны изделия компании во всем своем разнообразии пользуются постоянным спросом благодаря удачному сочетанию качества и цены. Продукция фирмы была высоко оценена членами Императорского дома, давшего «Виллеруа и Бох» звание поставщика императорского двора.
Однако основной продукцией, поставлявшейся фирмой «Виллеруа и Бох» в Россию, была различная метлахская плитка — квадратная, прямоугольная, шестигранная, с рисунком или однотонная, имитирующая мозаику. Все разнообразие плитки довольно хорошо представлено в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Спросу на нее в немалой степени способствовал строительный бум, пришедшийся на конец XIX–начало XX веков. Особенно активное строительство развернулось в Санкт-Петербурге, где в начале XX века был открыт специализированный магазин на Невском проспекте под вывеской «Метлахская плитка. Виллеруа и Бохъ». Среди зданий Петербурга, в решении которых была использована их метлахская плитка, могут быть названы, например, доходный дом на Большом проспекте, 43 (1901–1902, арх. Д.А. Крыжановский) или здание Ортопедического клинического института (1902–1906, арх. Р.Ф. Мельцер).
В меньшем объеме применялась метлахская плитка и в других регионах страны. Так ее можно найти в ряде зданий Москвы, интерьерах Пушкинского театра во Владивостоке (1908, архитектор П. Вагнер) и т.д. Любопытные плитки фирмы «Виллеруа и Бох» были применены в отделке одной из построек конца XIX века в комплексе двора Батова в Пскове. Клеймо на них выполнено на русском языке и содержит надпись: «Виллеруа и Бохъ метлахъ представители Косъ и Дюрръ С.-Петербург».
Особо нужно отметить работы «Виллеруа и Бох» для церкви Св. Марии Магдалины в Дармштадте (архитектор Л.Н. Бенуа; 1897–1899). Храм, для которого фирма выполнила специальные плитки в форме луковицы для отделки фасадов и башен куполов, возводился на средства Николая II и его супруги, императрицы Александры Федоровны, т.е. участие в подобном проекте было как большой ответственностью, так и свидетельством доверия.
Плитка «Виллеруа и Бох» применялась не только при отделке вновь построенных зданий, но и при ремонте старых. Так, именно она была использована для облицовки полов в здании Российской Национальной библиотеки , построенном в 1796–1801 годах Е.Т. Соколовым и впоследствии неоднократно расширявшемся и перестраивавшемся.
Дальновидные планы Ойгена фон Боха, увлеченного археологией, подтолкнули его к идее создания промышленного производства напольного покрытия - метлахской плитки,
Прочная и надежная, необычайная по красоте плитка имела беспрецедентный успех. Многие попытались её копировать. Однако, никто так и не преуспел в достижении высокого качества оригинала.
Старинную оригинальную плитку еще можно встретить сегодня во многих исторических местах. К примеру, в Кёльнском соборе, Большом театре, ее использовали при строительстве метро в Гамбурге или Гудзонова тоннеля — первого в мире подводного тоннеля для автомобилей, связавшего остров Манхэттен с материковой частью Нью-Джерси. В 1899 году Император Российского государства Николай II вместе со своей семьей и придворными совершил путешествие на царском поезде в Германию. Даже рогатый скот, который прихватили в дорогу для обеспечения королевской семьи лучшим российским молоком, был размещен в комфортабельном вагоне, оборудованном надежной метлахской сине-белой плиткой. Популярная у представителей самых лучших кругов метлахская плитка ублажала аристократию и богатую знать на легендарном «Титанике». Фрагменты исторической плитки, сопровождающей первый рейс роскошного лайнера, были подняты с глубины океана.
«П. К. Ушков и К°»
В 1850 году Капитоном Яковлевичем Ушковым были основаны химические заводы в Бондюге и Кокшане Вятской губернии Елабужского уезда. В 1883 году для развития деятельности названных заводов Петром Капитоновичем Ушковым учреждено существующее «Товарищество химических заводов П. К. Ушкова и К°»

Петр Капитонович Ушков
В течении пяти лет Иваном Петровичем Ушковым товарищество значительно расширено, товариществу принадлежат: земли под лесными дачами, заводами и пристанями , четыре химических завода: Бондюжский и Кокшанский, Вятской губернии Елабужского уезда, с заводской пристанью «Тихие Горы» на реке Каме, что выше Елабуги на 40 верст; Казанский завод в городе Казани (Большая Адмиралтейская слобода) и Самарский завод, Самарской губернии и уезда, при разъезде Иващенково Самаро-Златоустовской железной дороги — с одной стороны, и на реке Моче — с другой стороны; завод строительной извести и добыча известкового камня на реке Волге, Самарской губернии Сызранского уезда; торфяное болото близ села Частые на реке Каме, Пермской губернии Осинского уезда; товарные пристани в Н. Новгороде — Сибирская пристань, в Ярославле на ветке, в Перми, Левшине и Самаре с оборудованными складочными помещениями; на Урале для нужд заводов товарищество арендует колчеданные, хромовые, меднорудные, марганцовые и другие рудники, управляемые конторою в Екатеринбурге.
На заводах товарищества вырабатываются: серная кислота, олеум, сульфат, соляная кислота, хлорная известь, глинозем, хромпик калиевый, хромпик натриевый, квасцы хромовые, штыковая медь, строительная известь и камень, половые плитки, гончарная посуда для химического и других производств и прочие мелкие фабрикаты.
Все материалы, потребляемые при выработке товаров на заводах товарищества,- отечественного происхождения, за исключением двух, а именно: чилийской селитры и боксита, привозимого из Франции.
Для доставки по Волге и ее притокам материалов, употребляемых на заводах, а равно и поступающих в продажу товаров, товарищество имеет свой флот, состоящий из буксирных стосильных пароходов и нескольких десятков баржей и других мелких судов.
Продажу вырабатываемых фабрикатов товарищество производит в конторах в Москве, Н. Новгороде, Перми, Казани, Самаре, а равно при всех заводах и складах и в агентствах в городах Омске и Уфе.
Товарищество состоит поставщиком казенных заводов как Казанского порохового, так и Самарского завода взрывчатых веществ и многих казенных российских железных дорог.
Следя за положением химической промышленности в России, а равно и учитывая запросы промышленности, товарищество заканчивает заводы разделки толуола, анилиновых солей и масла и первого в России завода разделки отработанных кислот при выделке взрывчатых веществ.
Все химические продукты, а равно и гончарная посуда, вырабатываются столь высокого качества, что не только имеют награды на выставках как от русского правительства, так и от правительства Франции, Северо-Американских Соединенных Штатов и других государств, но и расцениваются на рынке самими потребителями значительно выше однородных продуктов других заводов как отечественных, так и заграничных.
В заключение можно не без гордости сказать, что товарищество «П. К. Ушков и К°» - предприятие исконно русское по духу и замыслу и где нет и не будет места подданным враждебных России государств, что очень редко в химической отрасли нашей отечественной промышленности.
Правление товарищества помещается в Москве, на Варварке. Состав правления - директоры: Иван Петрович Ушков, Александра Ивановна Ушкова и Константин Капитонович Ушков.
Род Ушковых происходит из крепостных крестьян знаменитых уральских «олигархов» Демидовых.
Основателем рода считается Клементий Константинович (1783-1859), который занимался строительством гидросооружений на Нижнетагильских заводах своих хозяев. Еще будучи крепостным, этот человек сумел разбогатеть.
Он владел двумя мануфактурами, производивших конскую сбрую и повозки, несколькими мельницами и табуном из 300 лошадей. Клементий Ушков являлся подрядчиком по перевозке сырья и готовой продукции на демидовских заводах.
Ему, в частности, принадлежит авторство проекта и строительство канала Черноисточинский пруд – река Черная. Это то самое гидросооружение, описанное Маминым-Сибиряком в очерке «Плотина». Оно решило проблему водообеспечения нижнетагильских предприятий Демидовых.
Постройка этого канала, работающего и сегодня, принесла семье Ушковых вольную 10 июля 1849 г., после чего К.К. Ушков записался в московское купечество.
Дело Капитона Яковлевича продолжили его сыновья: Петр и Константин. В 1883 году Петром Капитоновичем Ушковым было учреждено «Товарищество химических заводов П. К. Ушкова и К°»
Вторая половина XIXв. – период становления и расцвета династии купцов-промышленников Ушковых. Именно Ушковы явились основателями химических заводов в Прикамье. Первый химический завод был построен К.Я. Ушковым в Кокшане в 1850 г.
Его сын, П.К. Ушков, упрочил и расширил деятельность Кокшанского завода и вскоре основал новый химический завод – Бондюжский, расположенный в 30 верстах от Елабуги. Как по разнообразию и размерам своего производства, так и по образцовой постановке дела он занимал в 90г XIX в. первое место среди химических заводов России.
Возник поселок Кокшан-завод в середине XIX века - в период становления и бурного развития капиталистических отношений в России, когда после отмены крепостного права на авансцену экономики вышел частный капитал. Именно в эти годы получили возможность реализоваться люди предприимчивые, смекалистые, с деловой хваткой, пусть и неблагородного происхождения. Таковыми и были выбившиеся из грязи да в князи братья Ушковы – бывшие крепостные крестьяне помещика Демидова. Благодаря своим деловым качествам они вышли в самые верхи общества, став во главе созданного ими в 1883 году товарищества, куда помимо завода в поселке Новый Кокшан вошли еще три, один из которых находился в Бондюге (ныне город Менделеевск). К тому времени общий капитал товарищества составлял 2 миллиона 400 тысяч рублей – деньги по тем временам громадные. Никто толком не знает, как и на чем сколотил свой первоначальный капитал основатель завода Капитон Ушков, однако известно, что в гору он пошел с больших денег, доставшихся ему от деда Егора.
Золотые полозья дедушки Егора
Егор Ушков уже в середине XIX века слыл среди односельчан человеком зажиточным: занимался торговлей, имел красильню для холстов и шерсти. Регулярно зимой ездил на Урал, куда отвозил шерсть и холсты, а оттуда, как поговаривали, вез не только материалы, необходимые для окраски тканей. Помимо вполне законного груза, уверяли люди знающие, везли Ушковы и купленное у тамошних старателей золотишко. Дело это было опасное и хлопотное, а потому требовало особой осторожности. Говорили, что запретный груз Ушковы переправляли в тайниках, которые находились в... полозьях саней. Вариант провоза контрабанды идеальный: вряд ли государевы люди при осмотре саней с холстами додумались бы простукивать грязные, облепленные лошадиным навозом, обледенелые полозья. Да и в случае нападения разбойников, пошаливавших ночами на дорогах, лиходеям не пришла бы в голову мысль о тайниках. А уж из Бондюга золотой песок таким же способом доставлялся в Москву, куда Ушковы отправляли свои товары. В белокаменной у Егора Максимовича тоже были надежные люди, которые помогали превращать золотую крупу в звонкую монету и тугие пачки хрустящих ассигнаций.
Трудно сказать, насколько достоверны эти слухи. Тем более что есть и другая легенда, по которой Егорка Максимов сын Ушков внезапно разбогател, обнаружив один из кладов, запрятанных людьми бунтаря и самозваного царя Емельки Пугачева. Что вполне возможно. Ведь, как полагают некоторые историки, после поражения под Казанью самозванец бежал на Урал через эти места. Как бы то ни было, стартовый капитал у детей Ушкова имелся.
В 1970-е гг здесь разыгралась настоящая детективная история:
Кокшанские сокровища
Стало известно, что в Менделеевск приехал иностранец - будто бы внучатый племянник Ушкова. Приехал за сокровищами своих предков, которые те якобы спрятали от большевиков, зарыв их то ли под фундаментом беседки возле барского пруда, то ли под каменной лестницей. Слухи слухами, а местные жители помнят, что творилось в округе в то лето: весь лес, примыкающий к селу, был оцеплен солдатами внутренних войск, контролировавшими местность, где будто бы находился зарытый клад. Видимо, о намерениях потомка Ушковых узнали правоохранительные органы. Говорят, наследнику все же удалось найти сокровища и он даже сумел их как-то передать на хранение одной дальней родственнице из Менделеевска – вывезти богатство за границу было нереально. Так это или нет, судить трудно - дело, как говорится, темное. Однако двухметровую яму под лестницей, ведущей к беседке, видели доподлинно. Позже ее засыпали местные жители, набросав туда битого стекла, дабы отбить охоту у новоявленных кладоискателей.
Вот собственно и все расследование, где я попытался объединить всю информацию.Но исследование не
закончено...
![]() |
|