Звучит БЕСПОДОБНАЯ МУЗЫКА
Адажио соль минор для орга́на и струнных ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АДАЖИО. Ремо Джадзотто и Адажио Альбинони — они стоят рядом! Современный итальянский музыковед, возродивший к жизни эту бессмертную музыку и само сочинение с официальным названием "Адажио соль минор для орга́на и струнных". В концертах объявляют имя автора по-разному: "Томмазо Альбинони", или же добавляют: "Альбинони-Джадзотто". Да, несколько десятилетий подряд авторитетные музыковеды многих стран вели спор: кому же принадлежит авторство этой пьесы? Самому Альбинони, жившему более трех веков назад в Венеции или же Джадзотто, нашему современнику, умершему не так уж давно? Давайте ВСПОМНИМ, как все было. Адажио соль минор для струнных инструментов и орга́на, известное как произведение Адажио Альбинони, впервые опубликовано Ремо Джадзотто в 1958 году. По утверждению Джадзотто, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном на развалинах разрушенной при налётах союзной авиации в конце Второй мировой войны Саксонской земельной библиотеки в Дрездене. Ремо Джадзотто опубликовал в 1945 году первую научную биографию Альбинони, в 1720-е гг. работавшего в Германии. ![]() Томаазо Джоваанни Альбиноони (1671 - 1751) венецианский композитор и скрипач эпохи барокко Волею судьбы его родиной стала прекрасная Венеция, воспетая знаменитыми поэтами и запечатленная на полотнах таких же знаменитых мастеров живописи. ![]() Этот город на воде до сих пор будоражит воображение. Его тесные улочки с многочисленными каналами, множество церквей и храмов создают неповторимое впечатление, привлекая туристов. Здесь родились, жили и творили многие ставшие впоследствии известными люди из мира искусства. В эпоху барокко, например, триста лет назад здесь жили Томмазо Альбинони и Антонио Вивальди… Родившийся в семье богатого промышленника Альбинони с детства не знал нужды и музыкой занимался для души. Был финансово независимым и, сочиняя музыку, не подстраивался под вкусы богатых аристократов. Он просто посвящал свои опусы тем, с кем дружил. Не добивался Томмазо и места службы органистом при каком-нибудь соборе.., а ведь многим музыкантам того времени приходилось делать это. Для Альбинони музыка была всем. Сочинялось ему легко. Музыкальное наследие композитора велико: большое количество, около 50 опер, инструментальных концертов, симфоний и сонат. Редкий мелодический дар позволял ему создавать неповторимые чарующие мелодии, которые позже использовались им в сонатах, симфониях и операх. Жизнь композитора была благополучной, без проблем. Каких-либо жизненных подробностей к сожалению, не сохранилось. Известно лишь, что состоял в браке; кроме Венеции, жил еще в Вероне и в городах Германии. Постепенно популярность музыки Альбинони проникла и за пределы Италии. Громкой славы он не получил, но стал по-настоящему известен; его сочинения регулярно издавались и исполнялись. Прожив достойную жизнь, композитор нашел упокоение в родной Венеции. ![]() Ремо Джадзотто (1910 — 1998) итальянский композитор и музыковед. Был талантливым музыкальным критиком, писал книги о незаслуженно забытых итальянских композиторах, какое-то время редактировал музыкальный журнал и трудился на радио. Неожиданно известным он стал в 1958 году, когда заявил всему музыкальному миру о неожиданной находке. По словам Ремо, он обнаружил шедевр эпохи барокко. Произошло это при разборе завалов Дрезденской библиотеки, которая сильно пострадала во время бомбежки города. ![]() Обнаруженные обрывки нотных листов с записью музыки Ремо Джадзотто реконструировал в полноценное сочинение, фактически возродив его к жизни, после чего объявил, что это неизвестное до сих пор произведение принадлежит самому Альбинони. Музыка была исключительно хороша! Поначалу все поверили и никакого сомнения в авторстве венецианца не возникало. Исследователи музыки были несказанно удивлены. Как из маленького нотного фрагмента вдруг появилось на свет такое стройное по форме и выразительное по музыке сочинение? Естественно, у музыкальных авторитетов появились сомнения. Возможно ли, что произошла мистификация? Что Джадзотто просто произвел стилизацию найденной нотной записи под барочную эпоху? Ведь венецианский маэстро оставил после себя значительное наследие и оно сохранилось. Чтобы развеять сомнения и добиться правды, музыковеды тщательно проанализировали структуру и музыкальный стиль Альбинони и пришли к выводу, что ни по каким параметрам адажио соль минор не могло принадлежать ему. Конечно, добивались разъяснений у самого мистификатора, как он был назван, но никаких ответов от Ремо не было получено. ![]() В сегодняшнем XXI веке все страсти по вопросу мистификации давно улеглись. Ремо уже нет на свете более двух десятков лет и проделанная им кропотливая работа с удачной оркестровкой найденного отрывка была оценена по достоинству. Ведь музыка Адажио — превосходна! Что и говорить — за три века творчество Томмазо основательно забылось; занимаясь много лет составлением его биографии, изучая по крупицам факты его музыкальной деятельности в эпоху барокко, Джадзотто испытывал глубокое уважение к человеку, жившему до него три столетия назад. Поэтому он проделал необходимую работу по реконструкции нотного отрывка и явил музыкальному миру изумительное по красоте и выразительности музыкальное сочинение, восхитившее миллионы слушателей. Отдавая авторство своему кумиру, Ремо не испытывал никаких сомнений; лишь радость поселилась в его сердце. Анатолий Лебедев |
Метки: 16-12-2019 00:14
![]() |
|