Все игры
Запись

Антонио Сальери. Знаменитый неудачник.


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Елена Королёва      28-02-2011 14:59 (ссылка)
СПАСИБО, НАДЕЖДА! С МАСЛЕНИЦЕЙ ВАС!
Людмила (Люарде)      02-03-2011 00:44 (ссылка)
Надежда, спасибо за материал.

Почти каждый, услышавший имя Сальери, немедленно представляет себе злодея, отравившего (в буквальном или переносном смысле) жизнь Моцарта

Серьёзные исторические исследования, основанные на многочисленных документах, давным-давно установили полную абсурдность подобных представлений.
В русскоязычной культуре миллионы людей почерпнули эти представления из маленькой трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери", а также из её театральных постановок и экранизаций.

Как же могло получится такое расхождение? Почему после смерти его объявили злым завистником и убийцей? Ведь никто никогда не замечал в нем зависти. Да и как могла у него возникнуть зависть к Моцарту? Слава у Сальери была такова, что Моцарт о такой не мог даже мечтать. Он имел золотую императорскую медаль и французский орден. Ну скажите на милость, какие основания были у него завидовать человеку, живущему в нужде и не имевшему ровным счетом ничего?

Говорят: зависть к гению. Однако для того, чтобы правильно оценить степень одаренности человека, требуется время. Именно оно определит, кто и что останется в памяти потомков.
Выходит, Пушкин придумал легенду и запустил ее в свет? Вовсе нет. После смерти Моцарта в музыкальной среде ходили слова какого-то композитора, якобы сказавшего: «Жаль, конечно, такого гения, но благо нам, что он мертв. Ибо поживи он больше — поистине, никто в мире не дал бы куска хлеба за наши произведения».

Ходили и другие слухи. Кто-то припомнил, будто на первом представлении «Дон Жуана» раздался свист. Обернувшаяся публика увидела покидающего зал Сальери, снедаемого завистью.
Это, безусловно, ложь. Поскольку достоверно известно, что Сальери вообще не было на премьере «Дон Жуана», которая состоялась в Праге. Но рассказ о свисте произвел сильное впечатление на Пушкина. В его бумагах было найдено подробное описание этого анекдота с такой припиской: «Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца…»

Мысль о несовместимости гения и злодейства была для него, очевидно, важнее исторической правды. Надо сказать, что гений Пушкина настолько убедительно обосновал мотив преступления Сальери, что у юристов и психиатров появился термин «синдром Сальери» — преступление, совершенное на почве профессиональной зависти.

Увы, эта трактовка не подтверждается документально. Многие «документы», якобы подтверждающие убийство, на поверку оказывались подделками. Таковым оказалось и письмо Сальери, терзаемого угрызениями совести и готового на самоубийство.

Таким образом, мы имеем здесь дело с уникальной ситуацией, когда искусство на протяжении уже нескольких поколений используется для разрушения репутации, доброго имени ни в чём не повинного человека, вдобавок выдающегося артиста и музыкального деятеля.

Источник: Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери.