putnikiegipet @mail.ru,
18-11-2013 21:49
(ссылка)
1893 год. Путешествие в землю, где жил Иисус Христос
1893 ГОД!
При изучении материалов в библиотеке Свято-Покровского православного женского монастыря во Франции, мною были обнаружены, исследованы и зафотографированы экземпляры дореволюционных изданий о путешествиях в Египет и на Синай.
Среди них по объему, историческому и культурному содержанию, важное место занимает книга изданная в 1898 г. в гор.Риге. Цензурой дозволено 18 декабря 1898 года, отпечатано в Риге, ул.Кузнечная дом 43, Типография А Фон Гротус.
И.А.Фрей в год своего 30-летия, а именно в 1893 году, подготовил всё необходимое и собрался в путешествие своей мечты – по странам Ближнего Востока. Как он сам пишет: «17 декабря (1893г) я отпраздновал свой 30-ый день рождения и стал готовиться в дальний путь».
12 января 1894 года с вокзала в Риге он выехал в Одессу.
Из Одессы на пароходе «Царь» он отплыл в Египет.
Александрия.И вот «…при ярком солнечном сиянии я увидел вдали берега Египта. В этой стране Иисус провел Свое раннее детство; на этой почве он впервые начал ходить, чтобы вернувшись в Свое отечество, готовиться к великим деяниям. И мы скоро ступим на земля, по которой ходил Иисус.»(стр.26)
Из Александрии прибыли в Каир. Гора Мокаттам, Матерейя – эти и другие дорогие каждому православному Святые места описывает путешественник в своей книге. Затем Порт-Саид и Синай. Путь его лежал дальше. Вот как описывается Египет: «Мы могли бы прожить в Египте целые месяцы, и не иметь недостатка в новых впечатлениях, однако, выпало пробыть в этой стране чудес только семь дней.»
А как описывается Синай!!! «… Господь избрал Своей кафедрой, с которой преподал Своим сынам Десять заповедей и Свои законы.»
Затем Иордания и Палестина, Сирия…В дороге он провел несколько месяцев, а вернувшись с Ригу, написал воспоминания «усталого путника». В книге 545 страниц.
В этом 2013 году исполняется 120 лет начала путешествия рижского паломника И.А. Фрея на Восток. И 115 лет издания книги.
При изучении материалов в библиотеке Свято-Покровского православного женского монастыря во Франции, мною были обнаружены, исследованы и зафотографированы экземпляры дореволюционных изданий о путешествиях в Египет и на Синай.
Среди них по объему, историческому и культурному содержанию, важное место занимает книга изданная в 1898 г. в гор.Риге. Цензурой дозволено 18 декабря 1898 года, отпечатано в Риге, ул.Кузнечная дом 43, Типография А Фон Гротус.

12 января 1894 года с вокзала в Риге он выехал в Одессу.
Из Одессы на пароходе «Царь» он отплыл в Египет.
Александрия.И вот «…при ярком солнечном сиянии я увидел вдали берега Египта. В этой стране Иисус провел Свое раннее детство; на этой почве он впервые начал ходить, чтобы вернувшись в Свое отечество, готовиться к великим деяниям. И мы скоро ступим на земля, по которой ходил Иисус.»(стр.26)
Из Александрии прибыли в Каир. Гора Мокаттам, Матерейя – эти и другие дорогие каждому православному Святые места описывает путешественник в своей книге. Затем Порт-Саид и Синай. Путь его лежал дальше. Вот как описывается Египет: «Мы могли бы прожить в Египте целые месяцы, и не иметь недостатка в новых впечатлениях, однако, выпало пробыть в этой стране чудес только семь дней.»
А как описывается Синай!!! «… Господь избрал Своей кафедрой, с которой преподал Своим сынам Десять заповедей и Свои законы.»
Затем Иордания и Палестина, Сирия…В дороге он провел несколько месяцев, а вернувшись с Ригу, написал воспоминания «усталого путника». В книге 545 страниц.
В этом 2013 году исполняется 120 лет начала путешествия рижского паломника И.А. Фрея на Восток. И 115 лет издания книги.
putnikiegipet @mail.ru,
18-11-2013 21:46
(ссылка)
XIX век, гости Египта

Царевич Николай Александрович (пятый слева) посещает Египетские пирамиды. 1891 год.
putnikiegipet @mail.ru,
18-11-2013 17:31
(ссылка)
Хождение на Восток
Издавна русские люди совершали поездки, чтобы поклониться святыням Востока.Многие описывали свои "Хождения на Восток"
1559 год. Монастырь Святой Екатерины
«Ты бы, отче, сам и во всём своём архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Феодоре и о всём православном христианстве».
Посольство Ивана Грозного в Синайский монастырь, 1559 год.
подробнее http://copticmasr.narod.ru/E/palomnic_hyst1.html

1559 год. Монастырь Святой Екатерины
«Ты бы, отче, сам и во всём своём архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Феодоре и о всём православном христианстве».
Посольство Ивана Грозного в Синайский монастырь, 1559 год.
подробнее http://copticmasr.narod.ru/E/palomnic_hyst1.html
putnikiegipet @mail.ru,
07-08-2012 20:12
(ссылка)
НОВОЕ ИЗДАНИЕ
Вышла в свет новая книга,подготовленная нашими силами по благословению схиархимандрита Илия
Художественно-литературное издание "Египет. Обетование".

О пути Святого Семейства в Египет,
о местах, благословленных пребыванием Младенца Христа и Божией Матери,
о египетской пустыне, давшей миру сонм подвижников,
о древних обителях Антония Великого, Павла Фивейского,
Пахомия Великого, Макария Великого, Арсения Великого,
Паисия Великого, Ефрема Сирина и многих других.
О Небесных покровителях земли Египетской, совершивших свой мученический подвиг
в Египте и прославивших его:
Святой Екатерине, Георгии Победоносце, Мученике Мине и других.
Фотокнига создана на основе фотографий Кодацкого Игоря Борисовича(слушатель ОПК, лето 2010),

статей профессора Остапенко Андрея Александровича, нашего преподавателя,

составителем Алексеевой Верой Юрьевной, помощником по воспитательной работе ВБК.

Художественно-литературное издание "Египет. Обетование".

О пути Святого Семейства в Египет,
о местах, благословленных пребыванием Младенца Христа и Божией Матери,
о египетской пустыне, давшей миру сонм подвижников,
о древних обителях Антония Великого, Павла Фивейского,
Пахомия Великого, Макария Великого, Арсения Великого,
Паисия Великого, Ефрема Сирина и многих других.
О Небесных покровителях земли Египетской, совершивших свой мученический подвиг
в Египте и прославивших его:
Святой Екатерине, Георгии Победоносце, Мученике Мине и других.
Фотокнига создана на основе фотографий Кодацкого Игоря Борисовича(слушатель ОПК, лето 2010),

статей профессора Остапенко Андрея Александровича, нашего преподавателя,

составителем Алексеевой Верой Юрьевной, помощником по воспитательной работе ВБК.

putnikiegipet @mail.ru,
17-03-2012 23:14
(ссылка)
КАИР, 17 марта. /ИТАР-ТАСС/.

Патриарх Коптской православной церкви папа Шенуда III скончался сегодня в египетской столице в возрасте 88 лет.
В последнее время он долго болел, неоднократно лечился в США. Ранее в патриархии сообщили, что состояние здоровья папы Шенуды улучшилось, кризис миновал, и на этой неделе он должен был проводить литургию. Однако на службе коптский предстоятель так и не появился.
Папа Шенуда III возглавлял Коптскую православную церковь более 40 лет - с 14 ноября 1971 года. Он был известен как убежденный сторонник христианского единства и межконфессионального диалога. В 1973 году папа Шенуда III стал первым коптским патриархом за 1500 лет, встретившимся с главой Римско-католической церкви.
В годы патриаршества Шенуды III Коптская церковь проводила активный курс на расширение числа прихожан за пределами Египта, главным образом, среди египетской диаспоры. В результате этого существенно возросло количество коптских епархий и церквей в США, Австралии, Новой Зеландии, в странах Южной Америки.
В 80-миллионном Египте насчитывается около 8 млн коптов.
putnikiegipet @mail.ru,
17-03-2012 21:34
(ссылка)
21-30. КАИР, 17 мар - РИА Новости, Маргарита Кислова
Патриарх Коптской церкви Шенуда III скончался на 89 году жизни в Каире, сообщает египетское телевидение.
Египетские копты представляют самую значительную христианскую общину Ближнего Востока. По разным данным, они составляют от 6% до 10% 85-миллионного населения страны. Только в Каире насчитывается 163 коптские церкви.
Папа Шенуда III - 117-й по счету глава коптской церкви, относящейся к восточной ветви христианства. Он родился 3 августа 1923 года в Асьюте (Египет). Окончил Каирский университет со степенью бакалавра по истории, преподавал, совмещая работу с теологическим образованием в семинарии Коптской церкви. В 1949 году получил диплом богослова. В 1962 году стал епископом и возглавил Высшую семинарию Коптской церкви.
В 1971 году на Священном Синоде Коптской церкви Шенуда был избран 117-м Папой и Патриархом Коптской церкви. Он принял имя Шенуда III. 14 ноября состоялась интронизация нового патриарха.
Шенуда III был активным сторонником межконфессионального диалога.
Первым главой коптов считается апостол Марк, который в 1 в. н.э. принес христианское учение на землю Египта, основав в Александрии первую церковь.
Египетские копты представляют самую значительную христианскую общину Ближнего Востока. По разным данным, они составляют от 6% до 10% 85-миллионного населения страны. Только в Каире насчитывается 163 коптские церкви.
Папа Шенуда III - 117-й по счету глава коптской церкви, относящейся к восточной ветви христианства. Он родился 3 августа 1923 года в Асьюте (Египет). Окончил Каирский университет со степенью бакалавра по истории, преподавал, совмещая работу с теологическим образованием в семинарии Коптской церкви. В 1949 году получил диплом богослова. В 1962 году стал епископом и возглавил Высшую семинарию Коптской церкви.
В 1971 году на Священном Синоде Коптской церкви Шенуда был избран 117-м Папой и Патриархом Коптской церкви. Он принял имя Шенуда III. 14 ноября состоялась интронизация нового патриарха.
Шенуда III был активным сторонником межконфессионального диалога.
Первым главой коптов считается апостол Марк, который в 1 в. н.э. принес христианское учение на землю Египта, основав в Александрии первую церковь.
putnikiegipet @mail.ru,
17-03-2012 21:29
(ссылка)
Без заголовка
Родился 3 августа 1923 года в Асьюте, Египет в семье коптских христиан. В молодости преподавал в воскресной школе при церкви. Окончил Каирский университет со степенью бакалавра по истории, затем работал преподавателем, совмещая работу с теологическим образованием в семинарии Коптской церкви. В 1949 году получил диплом богослова. В качестве офицера-резервиста участвовал в арабо-израильской войне 1948—1949 годов. В 1950 году начал работать в движении воскресных школ Коптской церкви. 18 июля 1954 года Назир Гайед поступил в монастырь Дейр-Суриани в Вади-Натруне, при постриге получил имя Антоний Сирийский. После принятия монашества посвятил себя отшельнической жизни. В 1956 году он был выдвинут одним из кандидатов на патриарший престол, но в результате был избран патриарх Кирилл VI. После синода отец Антоний вернулся в монастырь Дейр-Суриани, чтобы продолжить отшельничество и изучение богословия, шесть лет с 1956 по 1962 год он прожил в пещере недалеко от монастыря Св. Бишоя.

Монастырь Дейр-Суриани
30 сентября 1962 года патриарх Кирилл рукоположил отца Антония в епископы, а также назначил деканом Высшей семинарии Коптской церкви. При рукоположении отец Антоний принял имя Шенуда, в честь святого Шенуды, египетского монаха V века, почитаемого святым в Древневосточных церквях, и одного из самых почитаемых святых Коптской церкви. Под руководством епископа Шенуды число студентов семинарии утроилось. Активно развёрнутая ректором кампания за «обновление церкви» привела к конфликту между ним и патриархом Кириллом. Конфликт впоследствии был улажен. В 1966 году епископ Шенуда был избран президентом Ассоциации богословских учреждений Коптской церкви, неоднократно участвовал в международных конференциях и конгрессах.
В 1971 году патриарх Кирилл скончался. На состоявшемся в том же году Священном Синоде Коптской церкви епископ Шенуда был избран 117-ым Папой и Патриархом Коптской церкви. Он принял имя Шенуда III. 14 ноября состоялась интронизация нового патриарха, проходившая в Соборе Святого Марка в Каире.
В 1974 году возник кризис в отношениях между Коптской церковью и Эфиопской церковью, причиной которого стал арест и последующая казнь Эфиопского патриарха Феофила марксистским режимом Менгисту Хайле Мариама. Патриарх Шенуда отказался признавать преемника Феофила, поставленного эфиопским режимом, и заявил о его незаконности. Отношения между церквями крайне осложнились, хотя евхаристическое общение между ними было сохранено. В 2007 году было заявлено о восстановлении полноценных связей между двумя церквями.
В конце 70-х годов в Египте участились антикоптские выступления исламских фундаменталистов, следствием которых стали межрелигиозные столкновения и антикоптские погромы. После того, как патриарх Шенуда в 1981 году отказался отменить публичные торжества по случаю Пасхи, президент Египта Анвар Садат поместил его под домашний арест в монастыре. Заключению также подверглись 8 епископов и 24 священника Коптской церкви. Садат объявил о низложении патриарха и назначил для руководства коптами «комитет» из пяти епископов. Священный Синод церкви, однако, не признал отстранение Шенуды III и законность «комитета». 2 января 1985 года по прошествии более чем трёх лет после убийства Садата президент Хосни Мубарак распорядился освободить патриарха. Пятью днями позднее тот уже служил Рождественскую литургию в Каире.
В патриаршество Шенуды III Коптская церковь проводит активный курс на расширение числа прихожан за пределами Египта, главным образом, среди египетской диаспоры. Так, если в 1971 году в Северной Америке было лишь 4 коптских церкви, то в XXI веке их число превысило две сотни. В 1995 году были образованы две коптские епархии в США, а в 1999 епархия в Австралии и Новой Зеландии. В 2006 году патриарх лично освятил две первые коптские церкви в Южной Америке — в бразильском Сан-Паулу и в боливийском городе Санта-Крус.
Шенуда III — активный сторонник межконфессионального диалога. В мае 1973 года подписал с папой римским Павлом VI совместную декларацию, в которой было выражено обоюдное стремление способствовать единству Церкви. Встречался с Константинопольским патриархом, патриархами Русской, Румынской, Болгарской и Антиохийской православных церквей, предстоятелями восточнокатолических церквей и архиепископом Кентерберийским.


Монастырь Дейр-Суриани
30 сентября 1962 года патриарх Кирилл рукоположил отца Антония в епископы, а также назначил деканом Высшей семинарии Коптской церкви. При рукоположении отец Антоний принял имя Шенуда, в честь святого Шенуды, египетского монаха V века, почитаемого святым в Древневосточных церквях, и одного из самых почитаемых святых Коптской церкви. Под руководством епископа Шенуды число студентов семинарии утроилось. Активно развёрнутая ректором кампания за «обновление церкви» привела к конфликту между ним и патриархом Кириллом. Конфликт впоследствии был улажен. В 1966 году епископ Шенуда был избран президентом Ассоциации богословских учреждений Коптской церкви, неоднократно участвовал в международных конференциях и конгрессах.
В 1971 году патриарх Кирилл скончался. На состоявшемся в том же году Священном Синоде Коптской церкви епископ Шенуда был избран 117-ым Папой и Патриархом Коптской церкви. Он принял имя Шенуда III. 14 ноября состоялась интронизация нового патриарха, проходившая в Соборе Святого Марка в Каире.
В 1974 году возник кризис в отношениях между Коптской церковью и Эфиопской церковью, причиной которого стал арест и последующая казнь Эфиопского патриарха Феофила марксистским режимом Менгисту Хайле Мариама. Патриарх Шенуда отказался признавать преемника Феофила, поставленного эфиопским режимом, и заявил о его незаконности. Отношения между церквями крайне осложнились, хотя евхаристическое общение между ними было сохранено. В 2007 году было заявлено о восстановлении полноценных связей между двумя церквями.
В конце 70-х годов в Египте участились антикоптские выступления исламских фундаменталистов, следствием которых стали межрелигиозные столкновения и антикоптские погромы. После того, как патриарх Шенуда в 1981 году отказался отменить публичные торжества по случаю Пасхи, президент Египта Анвар Садат поместил его под домашний арест в монастыре. Заключению также подверглись 8 епископов и 24 священника Коптской церкви. Садат объявил о низложении патриарха и назначил для руководства коптами «комитет» из пяти епископов. Священный Синод церкви, однако, не признал отстранение Шенуды III и законность «комитета». 2 января 1985 года по прошествии более чем трёх лет после убийства Садата президент Хосни Мубарак распорядился освободить патриарха. Пятью днями позднее тот уже служил Рождественскую литургию в Каире.
В патриаршество Шенуды III Коптская церковь проводит активный курс на расширение числа прихожан за пределами Египта, главным образом, среди египетской диаспоры. Так, если в 1971 году в Северной Америке было лишь 4 коптских церкви, то в XXI веке их число превысило две сотни. В 1995 году были образованы две коптские епархии в США, а в 1999 епархия в Австралии и Новой Зеландии. В 2006 году патриарх лично освятил две первые коптские церкви в Южной Америке — в бразильском Сан-Паулу и в боливийском городе Санта-Крус.
Шенуда III — активный сторонник межконфессионального диалога. В мае 1973 года подписал с папой римским Павлом VI совместную декларацию, в которой было выражено обоюдное стремление способствовать единству Церкви. Встречался с Константинопольским патриархом, патриархами Русской, Румынской, Болгарской и Антиохийской православных церквей, предстоятелями восточнокатолических церквей и архиепископом Кентерберийским.
putnikiegipet @mail.ru,
31-12-2011 12:03
(ссылка)
ОБРАЗЕЦ ГЛУБОКОЙ ОБРАЗНОЙ АНАЛИТИКИ
ПОСТУПЬ РУССКОГО НАРОДАhttp://www.zavtra.ru/content/view/postup-russkogo-naroda/
Привычный мир меняется, взрывается изнутри. «Этажерка власти» начинает шататься и вибрировать, грозя превратиться в груду никому не нужного хлама, место которому — на помойке истории. На верхней полке этой этажерки — вовсе не лихие гимнасты, не ловкие мускулистые эквилибристы, но стремительно теряющие чувство равновесия, политики. Их удел — «хвататься за воздух» и льнуть к зыбкой ступени, то и дело уходящей из-под ног.
Сегодня мы воочию наблюдаем вовсе не процесс пробуждения гражданского общества, не восстание «среднего класса» и даже не воспетую кремлевскими администраторами пресловутую «оранжевую революцию». Идет великий и страшный процесс саморазрушения зла. Система пожирает сама себя. Змея кусает себя за хвост. Химера распадается на отдельные ломти, каждый из которых начинает жить своей собственной хищной потусторонней жизнью. Скоро вчерашние части целого вцепятся другу в глотки, начнут раздирать друг друга когтями, расчищая площадку для чего-то нового.
Власть уже давно не способна ответить на вопрос, зачем она нужна, зачем вокруг нее существует этот мельтешащий, бурлящий, наполненный злом и противоречиями мир? Пытается судорожно припомнить какие-то смутные основы для своего существования. Ей никогда этого не удавалось сделать в полной мере, а сейчас — тем более...
Распухшая от денег и безнаказанности элита в суицидальном порыве готова слиться с протестующими массами [что-то подобное уже было в России лет сто назад, когда великие князья ходили с красными бантами в петлицах.] Это даже не попытка бежать впереди паровоза. Это желание — просто бежать! Движимые безотчетным стремлением покинуть тонущий корабль, они бегут, чувствуя под каблуками тектоническую дрожь врывающихся в трюм океанических волн.
Внешне политическая ситуация мало изменилась. Громоздкая декорация выборов, мертворожденные партии, поток пустых вымученных слов, льющихся с высоких трибун. Но что-то сломалось, какая-то маленькая, но очень важная шестерёнка привычного мира — вывалилась. И мы услышали хруст разрушающейся системы. Этот процесс, предсказанный всеми давным-давно, однако начавшийся всё равно неожиданно — дойдёт до своего логического конца.
Люди, вышедшие протестовать на улицы Москвы, вероятно, хотят улучшений. Но улучшений не будет. И хуже уже не будет... Будет — по-другому!
Огромные энергии, скрытые в обществе, накопленные за десятилетия противоречия нашли себе лазейку. В прорытую специально для Чебурашки норку «Честных выборов» уже пытается протиснуться огнедышащий дракон. И будьте уверены, у него это получится. Демоны безумия, дремавшие в недрах гниющего социума, проснулись и защелкали своими железными языками.
Нет, российский протест не утонет в болоте! Не ограничится истерическими выкриками с эстрады и пусканием в небо белых надувных шариков! В России есть много таких мест и таких людей, которые даже в страшных снах не являлись гламурным дурам, призывающим к революции через свой «пульсирующий твиттер».
Стоит ли играть в эти игры?
Думаю, что нет. Как не стоит хвататься за начальственные пиджаки фальшивых гарантов стабильности. За трухлявых идолов ушедшей эпохи, нелепых и жалких, обреченно торчащих на краю глубокого оврага.
Стратеги, интриганы, манипуляторы всех видов, тайные дирижеры и операторы невидимых систем — бойтесь Россию! Ибо она — до конца не познанный вами объект. В НЕЙ ЕСТЬ ТО, ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ПРОСЧИТАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИ. РОССИЯ НЕПРЕДСКАЗУЕМА...
Вижу мою Родину в потоках живительного хаоса, коим омывается она в веках своей истории, словно благодатным огнем. Но живые токи, порой, в одночасье обращаются в мертвящие вихри, а пламя теряет свою божественную природу и становится диким дьявольским водоворотом, русским пожаром от горизонта до горизонта.
Таков всемирно-исторический почерк русского народа. Такова поступь России в веках!
Ксюша Собчак вырвалась на трибуну протеста с криком: «Я - Ксюша Собчак, и мне есть что терять!» Слишком самонадеянное заявление из уст бездетной львицы, придавленной собственной опустошенностью.
Быть может, Ксюша, терять-то уже нечего! Быть может, всё самое главное уже случилось, и весь этот привычный, сонный, перекошенный мир катится в бездну. Что ж, туда ему и дорога! Пусть мертвые хоронят своих мертвецов. Чем быстрее они это сделают — тем лучше.
Не имеет смысла выбирать из двух зол меньшее... Нужно готовиться к Новому. Набираться сноровки, мужества и терпения. Без тени смущения вглядываться в ослепительный и страшный горизонт — смотреть в наше завтра.
Привычный мир меняется, взрывается изнутри. «Этажерка власти» начинает шататься и вибрировать, грозя превратиться в груду никому не нужного хлама, место которому — на помойке истории. На верхней полке этой этажерки — вовсе не лихие гимнасты, не ловкие мускулистые эквилибристы, но стремительно теряющие чувство равновесия, политики. Их удел — «хвататься за воздух» и льнуть к зыбкой ступени, то и дело уходящей из-под ног.
Сегодня мы воочию наблюдаем вовсе не процесс пробуждения гражданского общества, не восстание «среднего класса» и даже не воспетую кремлевскими администраторами пресловутую «оранжевую революцию». Идет великий и страшный процесс саморазрушения зла. Система пожирает сама себя. Змея кусает себя за хвост. Химера распадается на отдельные ломти, каждый из которых начинает жить своей собственной хищной потусторонней жизнью. Скоро вчерашние части целого вцепятся другу в глотки, начнут раздирать друг друга когтями, расчищая площадку для чего-то нового.
Власть уже давно не способна ответить на вопрос, зачем она нужна, зачем вокруг нее существует этот мельтешащий, бурлящий, наполненный злом и противоречиями мир? Пытается судорожно припомнить какие-то смутные основы для своего существования. Ей никогда этого не удавалось сделать в полной мере, а сейчас — тем более...
Распухшая от денег и безнаказанности элита в суицидальном порыве готова слиться с протестующими массами [что-то подобное уже было в России лет сто назад, когда великие князья ходили с красными бантами в петлицах.] Это даже не попытка бежать впереди паровоза. Это желание — просто бежать! Движимые безотчетным стремлением покинуть тонущий корабль, они бегут, чувствуя под каблуками тектоническую дрожь врывающихся в трюм океанических волн.
Внешне политическая ситуация мало изменилась. Громоздкая декорация выборов, мертворожденные партии, поток пустых вымученных слов, льющихся с высоких трибун. Но что-то сломалось, какая-то маленькая, но очень важная шестерёнка привычного мира — вывалилась. И мы услышали хруст разрушающейся системы. Этот процесс, предсказанный всеми давным-давно, однако начавшийся всё равно неожиданно — дойдёт до своего логического конца.
Люди, вышедшие протестовать на улицы Москвы, вероятно, хотят улучшений. Но улучшений не будет. И хуже уже не будет... Будет — по-другому!
Огромные энергии, скрытые в обществе, накопленные за десятилетия противоречия нашли себе лазейку. В прорытую специально для Чебурашки норку «Честных выборов» уже пытается протиснуться огнедышащий дракон. И будьте уверены, у него это получится. Демоны безумия, дремавшие в недрах гниющего социума, проснулись и защелкали своими железными языками.
Нет, российский протест не утонет в болоте! Не ограничится истерическими выкриками с эстрады и пусканием в небо белых надувных шариков! В России есть много таких мест и таких людей, которые даже в страшных снах не являлись гламурным дурам, призывающим к революции через свой «пульсирующий твиттер».
Стоит ли играть в эти игры?
Думаю, что нет. Как не стоит хвататься за начальственные пиджаки фальшивых гарантов стабильности. За трухлявых идолов ушедшей эпохи, нелепых и жалких, обреченно торчащих на краю глубокого оврага.
Стратеги, интриганы, манипуляторы всех видов, тайные дирижеры и операторы невидимых систем — бойтесь Россию! Ибо она — до конца не познанный вами объект. В НЕЙ ЕСТЬ ТО, ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ПРОСЧИТАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИ. РОССИЯ НЕПРЕДСКАЗУЕМА...
Вижу мою Родину в потоках живительного хаоса, коим омывается она в веках своей истории, словно благодатным огнем. Но живые токи, порой, в одночасье обращаются в мертвящие вихри, а пламя теряет свою божественную природу и становится диким дьявольским водоворотом, русским пожаром от горизонта до горизонта.
Таков всемирно-исторический почерк русского народа. Такова поступь России в веках!
Ксюша Собчак вырвалась на трибуну протеста с криком: «Я - Ксюша Собчак, и мне есть что терять!» Слишком самонадеянное заявление из уст бездетной львицы, придавленной собственной опустошенностью.
Быть может, Ксюша, терять-то уже нечего! Быть может, всё самое главное уже случилось, и весь этот привычный, сонный, перекошенный мир катится в бездну. Что ж, туда ему и дорога! Пусть мертвые хоронят своих мертвецов. Чем быстрее они это сделают — тем лучше.
Не имеет смысла выбирать из двух зол меньшее... Нужно готовиться к Новому. Набираться сноровки, мужества и терпения. Без тени смущения вглядываться в ослепительный и страшный горизонт — смотреть в наше завтра.
настроение: Благодарное
хочется: смотреть и слушать
слушаю: вас
putnikiegipet @mail.ru,
28-05-2011 20:28
(ссылка)
Египет – вторая Святая Земля.Православные шахиды.





4ый очерк из "Египетских заметок" Андрея Александровича Остапенко.
Мне как не имеющему филологического образования всегда было непонятно (но интересно) то, каким образом у слов могут меняться смыслы на противоположные. Как «догматик» как человек устойчивого и ясного мировоззрения со временем в понимании большинства превращается в «твердолобого упрямца»? Как «прелесть» как высшая степень лести и греховное состояние прельщения становится синонимом восторженности и восхищения?
Сегодня слово «шахид», означавшее мученика за веру (а, стало быть, святого), у нас устойчиво ассоциируется с терроризмом. Понятно, что это слово пришло к нам из арабского языка, ясно, что большинство говорящих на нём – мусульмане. Но и для мусульман, и для арабоговорящих христиан (а их, ох, как немало!) слово «шахид» несёт истинный смысл святости мученичества. И это отчётливо понимаешь на юге Египта в монастыре Эль-Шухада.
Слово «шахид» (شَهيد šahīd), в множественном числе звучащее как «шухада» (شُهَداء šuhadā'), происходит от арабского слова «шахада» (شهادة šahāda) – буквально «свидетельствование», что аналогично греческому μάρτυς– свидетель, мученик в христианстве. Стало быть, монастырь Эль-Шухада – это монастырь Мучеников.
Найти сведения об истории возникновения этого монастыря в русскоязычных источниках практически невозможно. Лишь в книге архимандрита Августина (Никитина) «Русские паломники у святынь Египта» находим, что в 1898 году обитель посетил известный русский востоковед В.Г. Бок, который в своих путевых записках указал, что «находящийся на краю пустыни, на расстоянии приблизительно одной мили к югу от г. Эсне, коптский монастырь Мучеников (Дейр-эш-Шуххад) <…> теперь покинут и монахов в нём нет».
А между тем история этого святого места и впоследствии возникшего на нём монастыря такова. Хорошо известно, что одни из самых жестоких гонений на христиан были в эпоху правления императора Диоклетиана. В 303 году вышел эдикт об уничтожении всех церквей и сдаче властям всех Библий и литургических книг. Начались кровавые гонения.
В дни празднования Рождества 304 года в это пустынное место прибыли солдаты Диоклетиана, и обнаружив то, что христиане продолжают богослужения, устроили кровавую резню, которая длилась три дня. В эти дни мученическую смерть приняли 8140 христиан, среди которых были дети и младенцы. Предание свидетельствует, что первые чудеса свершились уже во время этой резни. Мальчик по имени Захария, сын рыбака, начал громко молиться и взывать к Богу, говоря, что он видит, как множество ангелов принимают и встречают души мучеников. Мальчику вырезали язык, который отдали отцу, но отец воззвал к Архангелу Михаилу, и мальчик был исцелён и продолжал говорить. Тогда и Захарию, и его отца сожгли заживо…
В 400 году на этом месте была освящена церковь Мучеников, вокруг которой впоследствии возник монастырь.
В середине прошлого века, во время служения коптского патриарха Кирилла, произошло небывалое возрождение коптского православия и монашества. Вернулась жизнь и в эту обитель. И во время строительно-восстановительных работ Господь открыл мощи десятков погребенных здесь более чем полторы тысячи лет христиан-мучеников, православных шахидов, как их называют в этом монастыре. Часть тел была найдена обезглавленными, а головы обретены отдельно.
Во время приезда в монастырь нынешнего коптского патриарха Шенуды IIIпри богослужении глава одного из мучеников начала издавать свет в руках патриарха. На одной из женских голов по сей день продолжают расти красивые волосы каштанового цвета. Особое чувство возникает при виде тел убиенных младенцев и женщин, чьи головы украшены коронами.
Наместник монастыря, узнав, что мы из России (а русские бывают здесь крайне редко), пригласил нас в свои покои и с какой-то трепетной интонацией говорил о том, что часто приводит братии в пример русских, которые, несмотря на десятилетия безбожия и гонений, сохранили првославную веру. А потом вернулся в помещение, где покоятся мощи мучеников, и вынес каждому из нас их частицу…
Низкие мазаные глиной неровные купола приземистого храма Архангела Михаила монастыря Эль-Шухада казались соединёнными с Небом гораздо сильнее, чем многие другие высокие и золочённые купола…
…Утром, когда мы поездом приехали из Луксора в Каир, наш пассажирский состав более часа не принимали на вокзал станции Гиза. Когда же наконец-то мы прибыли и вышли на перрон, он оказался пустым и оцепленным со всех сторон вооружённой полицией. В горле и в носу появилось странное жжение, из глаз ручьём потекли слёзы. Я не сразу понял, что это было действие слезоточивого газа. Полицейские нас быстро вывели за пределы вокзала, усадили в автобус и только, когда мы въехали на высокий расположенный над железной дорогой автомобильный мост, стало понятно, что множеством полицейских грузовиков оцеплен соседний с вокзалом квартал и всех, кто там находится, вытравливают слезоточивым газом.
Вечером в гостинице по каналу CNNмы увидели репортаж из Гизы, где полиция разогнала шествие христиан-коптов, отстаивавших право строить православный храм в этой части Каира. Холодный голос диктора сообщил о двух погибших и двадцати трёх тяжело раненых христанах-коптах. Ком в горле напомнил утренний привкус слезоточивого газа…
…Мученичество за веру продолжается и в двадцать первом веке, на смерть за веру идут православные шахиды. И этим она укрепляется в наибольшей степени.
P.S. 25 февраля в разгар египетской «революции» от наших друзей из Каира пришло СМС-сообщение: «Дорогие, интернет теперь не работает. Монастыри св. Павла, св. Псоя и др. атаковала армия. 6 монахов в больнице, 2 в тюрьме, наместника убили. Молитесь за нас».
Фото Андрея Остапенко, Игоря Кодацкого и с сайта монастыря (http://www.elshouhada.org).
putnikiegipet @mail.ru,
28-05-2011 19:34
(ссылка)
«Будут последние первыми…» Египет – вторая Святая земля





третий очерк из "Египетских заметок" Андрея Александровича Остапенко
Если некоторому количеству людей задать вопрос «Что вы думаете о людях, которые живут на свалке, на помойке, на мусорке?», то самым типичным ответом будет фраза «Это бомжи». До поездки в Каир я и сам был в этом убеждён. В нашем понимании, люди, живущие на свалке, – это люди социального дна, маргинальный слой, деклассированные элементы. Но на восточной окраине Каира в квартале Маншият-Насир у подножия горы Моккатам начинаешь думать по-другому.
…От мечети Аль-Азхар или от пресловуто известного города мёртвых (так называют в Каире старейшее Северное кладбище), который действительно известен как приют для нищих, бродяг и попрошаек, до подножия горы Мокаттам несколько минут езды.
Квартал Маншият-Насир, Медина Зебела или Город Мусорщиков,как его называют местные, встретил нас оживлённо. Бедные дома в несколько этажей с непременно недостроенным верхним, были завалены мешками и тюками с мусором. Мусор везде. На улицах, в домах, на крышах. В этих сотнях тонн мусора копошатся по преимуществу женщины и дети. Мужчины заняты его доставкой. В этом квартале, созданном решением властей в 1969 году, живут заббалины, сборщики мусора. По преимуществу это бедные христиане-копты, для которых это занятие стало делом жизни нескольких поколений. Сбор, сортировка и переработка мусора – это семейный бизнес, который по местным меркам сносно кормит. Мусор сюда свозят со всего двадцатимилионного Каира. Жители города за вывоз мусора с их территории платят заббалинам небольшие деньги. И хотя власти города никак не вмешиваются в этот процесс, он признан одним из самых эффективных способов переработки городского мусора в мире. Дома этого странного города устроены очень просто. На первых этажах размещены просторные помещения для сортировки и упаковки мусора. Верхние этажи жилые. Крыши используются в качестве складских площадей для переработанного и готового к вывозу вторсырья. Некоторые умудряются даже содержать небольшие цеха по производству мелкого ширпотреба: пуговиц, сувениров, полиэтиленовых пакетов.
Когда мы открыли окна автобуса, чтобы сделать фотоснимки этого странного для нашего взгляда места, в салон ворвался чудовищный смрад. Он состоял из испарений перегнивающих пищевых отходов, текущей по улицам канализации и дыма сжигаемых не поддающихся утилизации отходов. Такого количества мух я не видел никогда в жизни. Говорят, что летом эти ощущения многократно усиливаются.
При всём этом на улицах кипела бурная повседневная жизнь – торговцы продавали фрукты, кальянные зазывали посетителей, по узким улицам и закоулкам ездили автомобили, гружённые тюками мусора или переработанного вторсырья.
Бросающейся в глаза особенностью этого экзотического места было то, что большинство серо-коричневых домов были обязательно украшены христианской символикой. Витиеватые коптские кресты изображались на дверях и стенах домов. У входа в кафе и магазины висели очень напоминающие католические картинки плакаты с изображением Христа и Богородицы. Некоторые стены балконов верхних этажей были расписаны яркими изображениями ликов святых, чаще всего либо святого Георгия, либо святого Мины.
Но самое главное было впереди. Для того, чтобы увидеть это главное и почувствовать всё его величие, надо, видимо, проехать (а лучше пройти) через кварталы этого единственного в мире города мусорщиков. И другой дороги для того, чтобы это увидеть и почувствовать нет! Надо пройти через квартал Медина Зебела.
В верхней части этого квартала, в глубине горы взору путника открывается потрясающей красоты скальный монастырь, вырубленный прямо в горе в честь почитаемого коптской православной церковью святого Самаана (или Симеона, известного как «кожевенник» или «башмачник»). Он жил здесь в X веке и прославился тем, что сдвинул с места гору Мокаттам пред лицом халифа Ал-Муизза. Проповедуя христианскую веру святой Самаан процитировал халифу то место из Евангелия, где Иисус говорит своим ученикам: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет: и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17: 20).Халиф дал коптам три дня на совершение этого чуда. В противном случае христианство должно быть объявлено ложью, и коптам пришлось бы либо погибнуть, либо покинуть Египет, либо принять ислам. Христиане собрались у подножия Мокаттама и после горячей молитвы, вознесённой ими Господу под руководством Самаана, раздался страшный грохот – часть горы исчезла. Копты были спасены.
Главный храм монастыря, освящённый в честь Богородицы, вырублен в скале в виде амфитеатра под открытым небом и вмещает 20 тысяч верующих коптов. Для его создания пришлось вырубить и перенести полмиллиона тонн (!) камня. Это самый большой христианский храм Ближнего Востока. И всё это создано руками и на средства христиан-коптов, живущих в этом странном городе мусорщиков, который своим отчасти апокалипсическим видом предваряет величие этого монастыря, состоящего из нескольких скальных храмов и часовен. А ещё здесь есть детский сад, школа и ряд благотворительных христианских учреждений.
Спускаемся вниз этого потрясающего амфитеатра, над которым между небом и землёй высится высеченная в скале величественная фигура Христа, слышим уже знакомые звуки коптских медных тарелочек и видим необычное зрелище. Перед алтарём этого непривычного храма несколько десятков (!) мальчишек самого разного возраста смиренно выстроились в очередь, и каждый держал в руках белый стихарь с вышитыми красными нитками коптскими крестами. Оказалось, что мы стали свидетелями посвящения этих мальчишек в алтарники храма. Пасхальная радость светилась в глазах этих совсем маленьких мальчиков и рослых юношей, стоящих рядом с ними отцов и заполнивших всю нижнюю часть амфитеатра празднично ярко одетых их матерей и сестёр.
Совсем рядом, в нескольких сотнях метров их ожидала ежедневная грязная работа по транспортировке и сортировке тонн мусора. От осознания этого их белые стихари казались ещё более белыми, они отливали чистотой и голубизной Неба, с которого на всех нас взирал Христос. И стали ещё более понятными Его слова: «Такбудут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 20: 16).
…Мы уезжали из монастыря по той же единственной дороге, ведущей через тот же квартал мусорщиков. Но теперь я смотрел на жизнь этих людей по-другому. Мне стало понятным отсутствие уныния в чистых взорах и улыбчивых лицах этих так любящих Христа людей.
putnikiegipet @mail.ru,
28-05-2011 19:10
(ссылка)
Можно ли играть в футбол перед резиденцией патриарха?
Из "Египетских заметок Андрея Александровича Остапенко." 18.02.2011 17:48
Вы можете себе представить, чтобы на площади перед главным входом в Храм Христа-Спасителя в Москве мальчишки, поставив четыре кирпича вместо ворот, шумно играли в футбол?
До поездки в Каир я тоже этого представить не мог…
Но обо всем по порядку.
Церковь Святой Варвары в старом Каире. Мы первый раз видим коптскую литургию. Тесный храм, битком набитый босыми людьми (в коптских храмах принято разуваться). Большое количество детей. Такое впечатление, что их больше, чем взрослых. Они, кажется, везде – сидят на полу храма, застеленном скромными потертыми коврами, самые маленькие сидя дремлют, опершись о шкаф, в котором находятся частицы мощей святых. Служба транслируется через громкоговоритель в церковный двор, поскольку храм не вмещает всех. Мужчины ритмично и энергично поют молитвы в такт звона медных тарелочек в руках одного из них.
Мы привыкли к тому, что есть моменты литургии, когда служащий священник имеет возможность молиться в алтаре молча. В это время звучит хор или читает чтец. Священник в эти моменты, как правило, находится в алтаре и людям он не виден. Поскольку у коптов последование литургии схоже, у священника так же есть такие минуты.

В это время священник прямо в центре арочного проема царских врат (а врат как таковых у коптов нет, есть лишь проем, завешиваемый плотной занавеской с вышитой храмовой иконой) повесил кадило...

...сел под иконостасом рядышком с этим проемом и… его босую фигуру тут же облепило множество детей. Самые быстрые с довольными лицами взгромоздились священнику на колени. Глаза и у детей, и у священника светились радостью…
Невольно всплыли слова Христовы: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14).

…А во дворе, увидев среди нас священника в непривычной одежде и с непривычным металлическим крестом (у коптов они сплетены из кожи), к нам подошел мальчонка лет шести-семи, отодвинул рукав немножко великоватой рубашки и показал запястье правой руки с татуированным крестом. «Я тоже православный!» Православный навсегда!..

Патриарший Собор Святого Апостола Марка в Большом Каире – главный собор Коптской церкви. В нем покоится часть мощей апостола Марка, перевезенная в 1968 году из Венеции коптским патриархом Кириллом VI.

Напротив центрального входа в собор, с другой стороны просторной площади расположена резиденция нынешнего патриарха Шенуды III. И вот на этой просторной площади мальчишки, положив четыре камня, имитирующих створ футбольных ворот, шумно гоняют плохо накачанный потертый мяч.

И никому в голову не приходит, что в этом есть какое-то неблагочестие. Эта футбольная картина настолько естественно и гармонично вписана в пространство главного христианского собора Египта, что становится понятным, что церковь и христианство – это не часть жизни этих людей, а вся их жизнь. Естественно выглядят девчонки-подростки, играющие на этой же площади в игру, очень похожую на нашу игру «в классики» с расчерченными на тротуаре квадратами. Естественно выглядит сидящий на ступеньках патриаршей резиденции мальчишка с надкушенной лепешкой в руках.
Видимо, только мы, иностранцы, как-то выпадали из этой своеобразной, не очень нам понятной, но очень греющей душу своей непосредственностью и искренностью гармонии. Но поскольку со всех сторон все нам улыбались и приветствовали, надеюсь, мы ее нарушали не очень сильно.

Наш гид, молодой православный парень Адель, на вопрос «Кого или что ты любишь больше всего?» ответил быстро, почти не раздумывая. Он сказал, что больше всего он любит Бога, родителей, сестер, братьев и… свою воскресную школу. Последняя часть ответа была настолько неожиданной, что мы стали уговаривать Аделя, чтобы он показал нам эту воскресную школу. И он согласился повезти нас в тот район Каира, в котором живет со своими родителями и который иностранцам, как правило, не показывают.
Пока мы почти час ехали в непривычно больших вагонах каирского метро среди разноликой по преимуществу мусульманской публики, на улицах стемнело.

И я никак не мог взять в толк, что и кого мы можем увидеть в воскресной школе поздно вечером, ведь в нашем понимании «детское» время уже закончилось. От метро мы еще некоторое время мы ехали на такси, в котором разговорчивый водитель рассказывал, почему он предпочитает нашу «Ладу-копейку»: «Прочная военная машина!». По нашему пониманию, было совсем позднее время.
Мы вошли в большие церковные ворота. Прямо за воротами мы увидели уже знакомую картину – на пыльной площади перед храмом при свете фонарей мальчишки играли в футбол. Молодые мамы катали в колясках своих младенцев. Из храма со светящимися и смотрящими на все четыре стороны крестами выходила свадебная процессия. Мальчишки катались на перилах церковных ступеней. Вся площадь перед храмом была заполнена шумной молодежью. В церковном скверике за столиками сидело большое количество что-то неспешно обсуждавших юношей и девушек. Жизнь только начиналась после дневной африканской жары! Оказывается это и была так любимая нашим Аделем воскресная школа, научившая его любить Бога и родителей.
Храм после венчания закрылся. Молодожены с гостями после венчания, сигналя клаксонами, уехали. Но людей не стало меньше. Их становилось только больше. Скверик со столиками оказался молодежным православным клубом. Такой вот ночной клуб по-коптски! Открылась библиотека. Открылись учебные помещения.
Ежедневная привычная жизнь христианского Каира продолжалась здесь. Ведь за воротами этих храмов-школ, храмов-домов мир иной веры, другой религии, в лучшем случае безразличной, но время от времени агрессивной.
Здесь под светом церковных крестов естественно, гармонично, по-настоящему, без пафоса и специальных программ по основам коптской культуры вырастают любящие Бога, свою Родину как Вторую Святую Землю и родителей молодые христиане, которым невозможно снять с себя крест.
Подписи к фото:
Каир. Литургия в храме Св. Варвары.
Кадило на крючке
Причастие в храме Св. Варвары в Каире
Копт не может снять с себя крест.
Каир У собора Св. апостола Марка.
Футбол перед резиденцией патриарха Щенуды III
Ночной Каир до революции
Вы можете себе представить, чтобы на площади перед главным входом в Храм Христа-Спасителя в Москве мальчишки, поставив четыре кирпича вместо ворот, шумно играли в футбол?
До поездки в Каир я тоже этого представить не мог…
Но обо всем по порядку.
Церковь Святой Варвары в старом Каире. Мы первый раз видим коптскую литургию. Тесный храм, битком набитый босыми людьми (в коптских храмах принято разуваться). Большое количество детей. Такое впечатление, что их больше, чем взрослых. Они, кажется, везде – сидят на полу храма, застеленном скромными потертыми коврами, самые маленькие сидя дремлют, опершись о шкаф, в котором находятся частицы мощей святых. Служба транслируется через громкоговоритель в церковный двор, поскольку храм не вмещает всех. Мужчины ритмично и энергично поют молитвы в такт звона медных тарелочек в руках одного из них.
Мы привыкли к тому, что есть моменты литургии, когда служащий священник имеет возможность молиться в алтаре молча. В это время звучит хор или читает чтец. Священник в эти моменты, как правило, находится в алтаре и людям он не виден. Поскольку у коптов последование литургии схоже, у священника так же есть такие минуты.

В это время священник прямо в центре арочного проема царских врат (а врат как таковых у коптов нет, есть лишь проем, завешиваемый плотной занавеской с вышитой храмовой иконой) повесил кадило...

...сел под иконостасом рядышком с этим проемом и… его босую фигуру тут же облепило множество детей. Самые быстрые с довольными лицами взгромоздились священнику на колени. Глаза и у детей, и у священника светились радостью…
Невольно всплыли слова Христовы: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14).

…А во дворе, увидев среди нас священника в непривычной одежде и с непривычным металлическим крестом (у коптов они сплетены из кожи), к нам подошел мальчонка лет шести-семи, отодвинул рукав немножко великоватой рубашки и показал запястье правой руки с татуированным крестом. «Я тоже православный!» Православный навсегда!..

Патриарший Собор Святого Апостола Марка в Большом Каире – главный собор Коптской церкви. В нем покоится часть мощей апостола Марка, перевезенная в 1968 году из Венеции коптским патриархом Кириллом VI.

Напротив центрального входа в собор, с другой стороны просторной площади расположена резиденция нынешнего патриарха Шенуды III. И вот на этой просторной площади мальчишки, положив четыре камня, имитирующих створ футбольных ворот, шумно гоняют плохо накачанный потертый мяч.

И никому в голову не приходит, что в этом есть какое-то неблагочестие. Эта футбольная картина настолько естественно и гармонично вписана в пространство главного христианского собора Египта, что становится понятным, что церковь и христианство – это не часть жизни этих людей, а вся их жизнь. Естественно выглядят девчонки-подростки, играющие на этой же площади в игру, очень похожую на нашу игру «в классики» с расчерченными на тротуаре квадратами. Естественно выглядит сидящий на ступеньках патриаршей резиденции мальчишка с надкушенной лепешкой в руках.
Видимо, только мы, иностранцы, как-то выпадали из этой своеобразной, не очень нам понятной, но очень греющей душу своей непосредственностью и искренностью гармонии. Но поскольку со всех сторон все нам улыбались и приветствовали, надеюсь, мы ее нарушали не очень сильно.

Наш гид, молодой православный парень Адель, на вопрос «Кого или что ты любишь больше всего?» ответил быстро, почти не раздумывая. Он сказал, что больше всего он любит Бога, родителей, сестер, братьев и… свою воскресную школу. Последняя часть ответа была настолько неожиданной, что мы стали уговаривать Аделя, чтобы он показал нам эту воскресную школу. И он согласился повезти нас в тот район Каира, в котором живет со своими родителями и который иностранцам, как правило, не показывают.
Пока мы почти час ехали в непривычно больших вагонах каирского метро среди разноликой по преимуществу мусульманской публики, на улицах стемнело.

И я никак не мог взять в толк, что и кого мы можем увидеть в воскресной школе поздно вечером, ведь в нашем понимании «детское» время уже закончилось. От метро мы еще некоторое время мы ехали на такси, в котором разговорчивый водитель рассказывал, почему он предпочитает нашу «Ладу-копейку»: «Прочная военная машина!». По нашему пониманию, было совсем позднее время.
Мы вошли в большие церковные ворота. Прямо за воротами мы увидели уже знакомую картину – на пыльной площади перед храмом при свете фонарей мальчишки играли в футбол. Молодые мамы катали в колясках своих младенцев. Из храма со светящимися и смотрящими на все четыре стороны крестами выходила свадебная процессия. Мальчишки катались на перилах церковных ступеней. Вся площадь перед храмом была заполнена шумной молодежью. В церковном скверике за столиками сидело большое количество что-то неспешно обсуждавших юношей и девушек. Жизнь только начиналась после дневной африканской жары! Оказывается это и была так любимая нашим Аделем воскресная школа, научившая его любить Бога и родителей.
Храм после венчания закрылся. Молодожены с гостями после венчания, сигналя клаксонами, уехали. Но людей не стало меньше. Их становилось только больше. Скверик со столиками оказался молодежным православным клубом. Такой вот ночной клуб по-коптски! Открылась библиотека. Открылись учебные помещения.
Ежедневная привычная жизнь христианского Каира продолжалась здесь. Ведь за воротами этих храмов-школ, храмов-домов мир иной веры, другой религии, в лучшем случае безразличной, но время от времени агрессивной.
Здесь под светом церковных крестов естественно, гармонично, по-настоящему, без пафоса и специальных программ по основам коптской культуры вырастают любящие Бога, свою Родину как Вторую Святую Землю и родителей молодые христиане, которым невозможно снять с себя крест.
Подписи к фото:
Каир. Литургия в храме Св. Варвары.
Кадило на крючке
Причастие в храме Св. Варвары в Каире
Копт не может снять с себя крест.
Каир У собора Св. апостола Марка.
Футбол перед резиденцией патриарха Щенуды III
Ночной Каир до революции
putnikiegipet @mail.ru,
28-05-2011 19:07
(ссылка)
«Как велика черствость моего сердца!»
Из «Египетских заметок» Андрея Александровича Остапенко.
24.03.2011 «Мое путешествие в Палестину точно было совершено мною затем,
чтобы узнать лично и как бы узреть собственными глазами,
как велика черствость моего сердца.
Друг, велика эта черствость!»
Из письма Н.В. Гоголя В.А. Жуковскому, 1850 годПозади осталась бóльшая часть нашей паломнической экспедиции по коптским храмам и монастырям. Позади были храмы старого Каира и монастыри Восточной пустыни, позади были теплые воды Чермного моря. Спереди и сзади нас сопровождали два черных полугрузовых полицейских джипа, в кузове которых, опершись на автоматы Калашникова, пытались дремать смуглые арабы-полицейские.
Впереди показались кресты монастыря Эль-Мухаррак, который считается одним из наиболее важных мест, посещенных Святым семейством во время бегства в Египет от Ирода. Его даже называют «вторым Вифлеемом», так как Богородица с Младенцем прожили здесь 185 дней. Именно здесь, на том самом месте, где позднее был построен этот монастырь, Ангел Господень явился Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и мать Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца!» (Мф., 2:20-21). Здесь и произошло, как нам кажется, важнейшее событие нашей экспедиции.

В монастыре Эль-Мухаррак
Все дело в том, что во время пребывания в Каире у нас дважды срывалась возможность увидеть коптское венчание. Мы все время опаздывали. Подъехавши к монастырским воротам Эль-Мухаррака, мы увидели толпы радостных улыбающихся людей и свадебный кортеж. Ну, теперь-то нам повезет, и мы увидим как это происходит!
Скромные наряды жениха и невесты (а люди в этом районе Египта живут на 10-15 долларов в месяц) были незаметны среди обилия улыбок всей свадебной свиты.
Из свадебной толпы, увидев наш неподдельный интерес и расчехленную видеоаппаратуру, к нам неожиданно стремительно подошел совсем юный кудрявый парень и с любопытством и очень дружелюбно спросил:
– Русский?
– Русские! Русские! – ответили мы.
– Я в Хургада работаю помогать русский туриста, – выпалил он с непривычным нам мягким акцентом.
Быстро завязался диалог, из которого, к нашему огорчению, выяснилось, что приезд свадебной процессии в монастырь вовсе не связан с венчанием. Приезжать новобрачным к месту, где жила Богородица с Младенцем Христом, – это благочестивая местная традиция. А само венчание будет проходить в 12 километрах отсюда в одном из храмов города Кусейя. Недолгие переговоры с нашим новым знакомым быстро завершились договоренностью о том, что нас возьмут на торжество в один из автомобилей свадебного кортежа. Мы быстро забросили наши вещи в паломническую гостиницу, приготовили съемочную аппаратуру и вышли к монастырским вратам, где стояли машины свадебного кортежа.

Свадьба у ворот монастыоя Эль-Мухаррак.
Вскоре к машинам вышли жених и невеста, многочисленные гости и родственники молодоженов. Наш новый знакомый указал нам автомобиль, в котором нам предстояла поездка на венчание. Мы положили нашу аппаратуру в багажник автомобиля и уже собрались садиться в него, но… не тут-то было. Полицейский, который мирно сидел у ворот монастыря, подошел к нам и указал на то, что, дескать, иностранцам нельзя покидать территорию монастыря. Это же подтвердил наш новый «друг», переведя слова полицейского.
– No problems, – пробормотали мы и начали доставать аппаратуру из багажника. – Нельзя так нельзя!
– Переведи полицейскому, что мы все поняли и никуда не поедем, - попросили мы нашего знакомца. Полицейский успокоился и сел на свое привычное место у ворот.
Свадебная толпа шумно, но неспешно рассаживалась по машинам, а мы вели разговор с нашим случайным знакомым. Жених с невестой уже уехали, а часть машин поджидала задержавшихся в монастырской ограде гостей. Полицейский тем временем куда-то ушел, чего мы, впрочем, не сразу заметили, но все же заметили…
– Давай, пока полицейский ушел, мы сядем в другую машину и поедем на свадьбу! – выпалил идею один из нас.
Парень недоуменно посмотрел на нас и тихо сказал:
– Ты же православный!..
…Стыд! Боже, какой стыд! Позор! Какой позор! В нашей испорченной голове даже не возникла мысль о том, что если ты пообещал никуда не ехать, то значит, ты никуда и не поедешь. В понимании этого юного православного копта слово естественным образом не может расходиться с делом. Коль ты сказал, что не поедешь, то ты и не поедешь! А как же иначе? А ты пытаешься сделать по-другому! Какой же ты православный?
Каким должен быть народ, сохранивший такую ясность и чистоту помысла? Как далеки мы от этой детской чистоты! До какой же степени мы испорчены, что у нас даже не возникает внутренний тормоз, когда мы так естественно врем?!
…Спасибо, тебе, юный незнакомец, за православный урок чистоты помыслов. Вот я и узрел, как велика черствость моего сердца!
Именно здесь, в Эль-Мухарраке – «втором Вифлееме» – пришло ясное понимание того, что Египет – это Вторая Святая Земля, сохранившая детскую чистоту помыслов ее улыбчивых жителей…

В коптской духовной семинарии монастыря Эль-Мухаррак

Литургия в монастыре Эль-Мухаррак.

Причастие в монастыре Эль-Мухаррак

Просфора по-коптски.
24.03.2011 «Мое путешествие в Палестину точно было совершено мною затем,
чтобы узнать лично и как бы узреть собственными глазами,
как велика черствость моего сердца.
Друг, велика эта черствость!»
Из письма Н.В. Гоголя В.А. Жуковскому, 1850 годПозади осталась бóльшая часть нашей паломнической экспедиции по коптским храмам и монастырям. Позади были храмы старого Каира и монастыри Восточной пустыни, позади были теплые воды Чермного моря. Спереди и сзади нас сопровождали два черных полугрузовых полицейских джипа, в кузове которых, опершись на автоматы Калашникова, пытались дремать смуглые арабы-полицейские.
Впереди показались кресты монастыря Эль-Мухаррак, который считается одним из наиболее важных мест, посещенных Святым семейством во время бегства в Египет от Ирода. Его даже называют «вторым Вифлеемом», так как Богородица с Младенцем прожили здесь 185 дней. Именно здесь, на том самом месте, где позднее был построен этот монастырь, Ангел Господень явился Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и мать Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца!» (Мф., 2:20-21). Здесь и произошло, как нам кажется, важнейшее событие нашей экспедиции.

В монастыре Эль-Мухаррак
Все дело в том, что во время пребывания в Каире у нас дважды срывалась возможность увидеть коптское венчание. Мы все время опаздывали. Подъехавши к монастырским воротам Эль-Мухаррака, мы увидели толпы радостных улыбающихся людей и свадебный кортеж. Ну, теперь-то нам повезет, и мы увидим как это происходит!
Скромные наряды жениха и невесты (а люди в этом районе Египта живут на 10-15 долларов в месяц) были незаметны среди обилия улыбок всей свадебной свиты.
Из свадебной толпы, увидев наш неподдельный интерес и расчехленную видеоаппаратуру, к нам неожиданно стремительно подошел совсем юный кудрявый парень и с любопытством и очень дружелюбно спросил:
– Русский?
– Русские! Русские! – ответили мы.
– Я в Хургада работаю помогать русский туриста, – выпалил он с непривычным нам мягким акцентом.
Быстро завязался диалог, из которого, к нашему огорчению, выяснилось, что приезд свадебной процессии в монастырь вовсе не связан с венчанием. Приезжать новобрачным к месту, где жила Богородица с Младенцем Христом, – это благочестивая местная традиция. А само венчание будет проходить в 12 километрах отсюда в одном из храмов города Кусейя. Недолгие переговоры с нашим новым знакомым быстро завершились договоренностью о том, что нас возьмут на торжество в один из автомобилей свадебного кортежа. Мы быстро забросили наши вещи в паломническую гостиницу, приготовили съемочную аппаратуру и вышли к монастырским вратам, где стояли машины свадебного кортежа.

Свадьба у ворот монастыоя Эль-Мухаррак.
Вскоре к машинам вышли жених и невеста, многочисленные гости и родственники молодоженов. Наш новый знакомый указал нам автомобиль, в котором нам предстояла поездка на венчание. Мы положили нашу аппаратуру в багажник автомобиля и уже собрались садиться в него, но… не тут-то было. Полицейский, который мирно сидел у ворот монастыря, подошел к нам и указал на то, что, дескать, иностранцам нельзя покидать территорию монастыря. Это же подтвердил наш новый «друг», переведя слова полицейского.
– No problems, – пробормотали мы и начали доставать аппаратуру из багажника. – Нельзя так нельзя!
– Переведи полицейскому, что мы все поняли и никуда не поедем, - попросили мы нашего знакомца. Полицейский успокоился и сел на свое привычное место у ворот.
Свадебная толпа шумно, но неспешно рассаживалась по машинам, а мы вели разговор с нашим случайным знакомым. Жених с невестой уже уехали, а часть машин поджидала задержавшихся в монастырской ограде гостей. Полицейский тем временем куда-то ушел, чего мы, впрочем, не сразу заметили, но все же заметили…
– Давай, пока полицейский ушел, мы сядем в другую машину и поедем на свадьбу! – выпалил идею один из нас.
Парень недоуменно посмотрел на нас и тихо сказал:
– Ты же православный!..
…Стыд! Боже, какой стыд! Позор! Какой позор! В нашей испорченной голове даже не возникла мысль о том, что если ты пообещал никуда не ехать, то значит, ты никуда и не поедешь. В понимании этого юного православного копта слово естественным образом не может расходиться с делом. Коль ты сказал, что не поедешь, то ты и не поедешь! А как же иначе? А ты пытаешься сделать по-другому! Какой же ты православный?
Каким должен быть народ, сохранивший такую ясность и чистоту помысла? Как далеки мы от этой детской чистоты! До какой же степени мы испорчены, что у нас даже не возникает внутренний тормоз, когда мы так естественно врем?!
…Спасибо, тебе, юный незнакомец, за православный урок чистоты помыслов. Вот я и узрел, как велика черствость моего сердца!
Именно здесь, в Эль-Мухарраке – «втором Вифлееме» – пришло ясное понимание того, что Египет – это Вторая Святая Земля, сохранившая детскую чистоту помыслов ее улыбчивых жителей…

В коптской духовной семинарии монастыря Эль-Мухаррак

Литургия в монастыре Эль-Мухаррак.

Причастие в монастыре Эль-Мухаррак

Просфора по-коптски.
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу