Пьетро Перуджино (Perugino) (настоящая фамилия Ваннуччи, Vannucci) (между 1445 и 1452-1523), итальянский живописец. Представитель умбрийской школы Раннего Возрождения. В его произведениях созерцательно-идиллическое настроение, тонкость пейзажных фонов сочетаются с ясностью, уравновешенностью композиций.
Перуджино Пьетро, Фрески из залы приемов Правления биржи в Перудже, Автопортрет, 1497-1500, Перуджа, Правление биржи
Родился в местечке Читта-делла-Пьеве в 35 км от Перуджи. После обучения у местного живописца в 1470 приехал во Флоренцию и поступил в мастерскую Андреа Вероккьо.
Вскоре достиг широкой известности, в 1481 в числе лучших художников Италии был приглашен папой Сикстом IV в Рим для участия в декорировке Сикстинской капеллы.
Работал во многих городах Италии, но постоянным местом была Перуджа, где он был главой большой мастерской. В 80-90-х годах XV века Перуджино был одним из самых прославленных художников Италии.
Перуджино вступил в цех св. Луки во Флоренции. В его ранних произведениях заметно влияние резких четких контуров и светотени Андреа Верроккьо.
Перуджино Пьетро, Мадонна с Иоанном Крестителем, 1505-1510, Лондон, Национальная галерея
В мастерской Верроккьо вместе с другими художниками юный Перуджино работает над созданием "Распятия со св. Иеронимом и св. Антонием" для церкви Санта-Мария в Арджано, а также исполняет "Рождество Иоанна Крестителя" (Ливерпуль, Художественная галерея Уокера) очевидно для предела алтаря "Мадонна ди Пьяцца", написанного Верроккьо для собора в Пистойе (после 1474). Однако, в отличие от Верроккьо и его флорентийских учеников, Перуджино проявляет больший интерес к чистым формам и рассеянному свету, восходящему к Пьеро делла Франческа. Воздействие светоносности и фантазии произведений Доменико Венециано и Пьеро (которые оба работали в Перудже) особенно заметно в сценах из жизни св. Бернардина (1473 Перуджа, Национальная галерея Умбрии) исполненных вероятно по рисункам Перуджино.
Поиск классического ритма, неизменная цель Перуджино - проявляется уже в фреске "Св. Себастьян с двумя святыми" (1478 церковь Санта-Мария в Черквето), но лучше всего - в фреске "Передача ключей апостолу Петру" (1481-1482 Ватикан, Сикстинская капелла).
Перуджино Пьетро, Фрески из Сикстинской капеллы, Христос передает Петру ключ от Царствия небесного, 1480-82, Рим, Ватикан, Сикстинская капелла
Вместе с тем здесь художник уже отходит от влияния Пьеро делла Франческа, создавая фризовую многоплановую композицию. Если геометризированные фигуры Пьеро окружены глубоким пространством то у Перуджино они отчетливо выделяются на фоне далекого пейзажа.
Фрески Сикстинской капеллы "Нахождение Моисея" и "Крещение Христа" он создал в соавторстве с Пинтуриккио; влияние сложных и живописных пейзажей Пинтуриккио проявляется также в Св. Иерониме (Вашингтон, Национальная галерея).
Кроме того, тщательно выписанный пейзаж в прекрасном "Галицинском триптихе" ("Распятие со св. Иеронимом и Марией Магдалиной"; там же), апеллирует к нидерландской живописи, что можно объяснить, вероятно, доставкой во Флоренцию около 1483 знаменитого триптиха Гуго ван дер Гуса заказанного семейством Портинари.
Перуджино Пьетро, Голицынский триптих, центральная часть, Распятие с Марией и евангелистом Иоанном, ок 1482, Вашингтон, Национальная картинная галерея
В "Полиптихе Альбани" ("Рождество со святыми" 1491 Рим, собрание Торлониа) усиливается ритмическая взаимосвязь между двумя четко различимыми симметричными и центрированными частями композиции персонажами и архитектурным декором. Это прием, часто используемый художником в последующие пять лет, когда он живет и работает преимущественно во Флоренции, появляется в таких его произведениях как "Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и св. Себастьяном" (1493 Флоренция, галерея Уффици), "Явление Мадонны св. Бернару" (Мюнхен, Старая пинакотека), "Пьета" (Флоренция, галерея Уффици).
В большой фреске "Распятие" (1493-1496 Флоренция, церковь Санта-Мария Малдалена леи Пацци) Перуджино придает пространству глубину с помощью простого ритмизированного пейзажа широкого исключающего всякий перспективный архитектурный декор. Это приводит к незамысловатому расположению персонажей, иногда размещенных вдоль наклонных по отношению к первому плану линий. В этом Р. Лонги видит влияние майоликовых алтарных картин Андреа делла Роббиа ("Мадонна со святыми" Болонья, Национальная пинакотека; "Вознесение" центральная часть полиптиха из церкви Сан-Пьетро в Перудже, ныне Лион, Музей изящных искусств пределла - Руан, Музей изящных искусств; фрески в Колледже дель Камбио в Перудже закончены в 1500; Успение Марии из монастыря Валломброза 1500, ныне - Флоренция, галерея Академии).
В последние годы XV века в мастерскую Перуджино поступает молодой Рафаэль. Они вместе работают над пределлой алтаря из церкви Санта Мария Нуова в Фано. Под влиянием Рафаэля Перуджино от несколько тусклых форм предшествующих лет переходит к более легким и сияющим (два "Пророка" из полиптиха церкви Сан-Пьетро, ныне - Нант, Музей изящных искусств; "Пьета" Уильямстаун, Художественный институт Кларка; медальоны на своде Колледже дель Камбио). На протяжении 20 лет искусство Перуджино сохранит свою элегантность, но вдохновение и изобретательность художника начинают постепенно иссякать, о чем свидетельствуют такие картины как Поклонение волхвов (1504 Читта делла Пьеве ораторий Санта-Мария деи Бьянки); "Триумф Целомудрия" для студиолы Изабеллы д'Эсте (1505 Париж Лувр); створки полиптиха из ц. Сантиссима-Аннунциата во Флоренции начатого Филиппино Липпи (1504-1507 Снятие с креста Флоренция, галерея Академии; "Успение Марии" Флоренция, церковь Сантиссима-Аннунциата; "Святые" Альтенбург, музей и частное собрание); медальоны на своде Станци дель Инчендио в Ватикане (до 1507); фреска "Рождество" (Монтефалько, церковь Сан-франческо); фрески в церкви Санта-Мария делле Лакриме в Треви (1521).
В первые годы XVI в. историческая функция искусства Перуджино сходит на нет. Однако, в конце кватроченто оно играло важную роль способствуя распространению вкуса к классическому искусству в Умбрии (Рафаэль), Тоскане (Фра Бартоломео) и Северной Италии (Франча Коста). Но сам Перуджино не последовал по тому пути, рождению которого так способствовали его поиски широты и монументальности.
Среди других значительных произведений художника следует отметить тондо "Мадонна с ангелами и святыми" (Париж Лувр), "Аполлон и Марсий" (там же), "Св. Себастьян" (там же и Санкт-Петербург Государственный Эрмитаж), "Оплакивание Христа" (1495 Флоренция, Палаццо Питти), "Мария Магдалена" (там же), триптих из Павийской Чертозы (Лондон, Национальная галерея), "Мадонна с младенцем"(Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), "Воскресение" (Ватикан, пинакотека), "Обручение Марии" (Канн, Музей изящных искусств) и множество замечательных портретов - Франческо делле Опере (1494 Флоренция, галерея Уффици) дон Бьяджо Миланези и дон Бальдассаре ди Антонио ди Анджело (там же) и Портрет молодого человека (между 1495-1500 Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Перуджино Пьетро, Мадонна на троне с двумя ангелами, святыми Розой и Екатериной Александрийской, ок 1492, Лувр
Перуджино Пьетро, Мария Магдалена, 1500, Флоренция, Палаццо Питти
Перуджино Пьетро, Видение св Бернарда, Мария и два ангела являются св Бернарду, на заднем плане евангелист Иоанн и св Варфоломей, ок 1493, Мюнхен, Старая пинакотека
У Перуджино было много учеников и подражателей, среди которых можно назвать Тиберио из Ассизи, Джанникола ди Паоло Эусебио ди Сан Джордже и Спанья.
В 1524 году Перуджино скончался от чумы в Перудже.
Пьетро Перуджино (Perugino) (настоящая фамилия Ваннуччи, Vannucci) (между 1445 и 1452-1523), итальянский живописец. Представитель умбрийской школы Раннего Возрождения. В его произведениях созерцательно-идиллическое настроение, тонкость пейзажных фонов сочетаются с ясностью, уравновешенностью композиций.
Перуджино Пьетро, Фрески из залы приемов Правления биржи в Перудже, Автопортрет, 1497-1500, Перуджа, Правление биржи
Родился в местечке Читта-делла-Пьеве в 35 км от Перуджи. После обучения у местного живописца в 1470 приехал во Флоренцию и поступил в мастерскую Андреа Вероккьо.
Вскоре достиг широкой известности, в 1481 в числе лучших художников Италии был приглашен папой Сикстом IV в Рим для участия в декорировке Сикстинской капеллы.
Работал во многих городах Италии, но постоянным местом была Перуджа, где он был главой большой мастерской. В 80-90-х годах XV века Перуджино был одним из самых прославленных художников Италии.
Перуджино вступил в цех св. Луки во Флоренции. В его ранних произведениях заметно влияние резких четких контуров и светотени Андреа Верроккьо.
Перуджино Пьетро, Мадонна с Иоанном Крестителем, 1505-1510, Лондон, Национальная галерея
В мастерской Верроккьо вместе с другими художниками юный Перуджино работает над созданием "Распятия со св. Иеронимом и св. Антонием" для церкви Санта-Мария в Арджано, а также исполняет "Рождество Иоанна Крестителя" (Ливерпуль, Художественная галерея Уокера) очевидно для предела алтаря "Мадонна ди Пьяцца", написанного Верроккьо для собора в Пистойе (после 1474). Однако, в отличие от Верроккьо и его флорентийских учеников, Перуджино проявляет больший интерес к чистым формам и рассеянному свету, восходящему к Пьеро делла Франческа. Воздействие светоносности и фантазии произведений Доменико Венециано и Пьеро (которые оба работали в Перудже) особенно заметно в сценах из жизни св. Бернардина (1473 Перуджа, Национальная галерея Умбрии) исполненных вероятно по рисункам Перуджино.
Поиск классического ритма, неизменная цель Перуджино - проявляется уже в фреске "Св. Себастьян с двумя святыми" (1478 церковь Санта-Мария в Черквето), но лучше всего - в фреске "Передача ключей апостолу Петру" (1481-1482 Ватикан, Сикстинская капелла).
Перуджино Пьетро, Фрески из Сикстинской капеллы, Христос передает Петру ключ от Царствия небесного, 1480-82, Рим, Ватикан, Сикстинская капелла
Вместе с тем здесь художник уже отходит от влияния Пьеро делла Франческа, создавая фризовую многоплановую композицию. Если геометризированные фигуры Пьеро окружены глубоким пространством то у Перуджино они отчетливо выделяются на фоне далекого пейзажа.
Фрески Сикстинской капеллы "Нахождение Моисея" и "Крещение Христа" он создал в соавторстве с Пинтуриккио; влияние сложных и живописных пейзажей Пинтуриккио проявляется также в Св. Иерониме (Вашингтон, Национальная галерея).
Кроме того, тщательно выписанный пейзаж в прекрасном "Галицинском триптихе" ("Распятие со св. Иеронимом и Марией Магдалиной"; там же), апеллирует к нидерландской живописи, что можно объяснить, вероятно, доставкой во Флоренцию около 1483 знаменитого триптиха Гуго ван дер Гуса заказанного семейством Портинари.
Перуджино Пьетро, Голицынский триптих, центральная часть, Распятие с Марией и евангелистом Иоанном, ок 1482, Вашингтон, Национальная картинная галерея
В "Полиптихе Альбани" ("Рождество со святыми" 1491 Рим, собрание Торлониа) усиливается ритмическая взаимосвязь между двумя четко различимыми симметричными и центрированными частями композиции персонажами и архитектурным декором. Это прием, часто используемый художником в последующие пять лет, когда он живет и работает преимущественно во Флоренции, появляется в таких его произведениях как "Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и св. Себастьяном" (1493 Флоренция, галерея Уффици), "Явление Мадонны св. Бернару" (Мюнхен, Старая пинакотека), "Пьета" (Флоренция, галерея Уффици).
Перуджино Пьетро, Пьета, 1494-95, Флоренция, Галерея Уффици
В большой фреске "Распятие" (1493-1496 Флоренция, церковь Санта-Мария Малдалена леи Пацци) Перуджино придает пространству глубину с помощью простого ритмизированного пейзажа широкого исключающего всякий перспективный архитектурный декор. Это приводит к незамысловатому расположению персонажей, иногда размещенных вдоль наклонных по отношению к первому плану линий. В этом Р. Лонги видит влияние майоликовых алтарных картин Андреа делла Роббиа ("Мадонна со святыми" Болонья, Национальная пинакотека; "Вознесение" центральная часть полиптиха из церкви Сан-Пьетро в Перудже, ныне Лион, Музей изящных искусств пределла - Руан, Музей изящных искусств; фрески в Колледже дель Камбио в Перудже закончены в 1500; Успение Марии из монастыря Валломброза 1500, ныне - Флоренция, галерея Академии).
В последние годы XV века в мастерскую Перуджино поступает молодой Рафаэль. Они вместе работают над пределлой алтаря из церкви Санта Мария Нуова в Фано. Под влиянием Рафаэля Перуджино от несколько тусклых форм предшествующих лет переходит к более легким и сияющим (два "Пророка" из полиптиха церкви Сан-Пьетро, ныне - Нант, Музей изящных искусств; "Пьета" Уильямстаун, Художественный институт Кларка; медальоны на своде Колледже дель Камбио). На протяжении 20 лет искусство Перуджино сохранит свою элегантность, но вдохновение и изобретательность художника начинают постепенно иссякать, о чем свидетельствуют такие картины как Поклонение волхвов (1504 Читта делла Пьеве ораторий Санта-Мария деи Бьянки); "Триумф Целомудрия" для студиолы Изабеллы д'Эсте (1505 Париж Лувр); створки полиптиха из ц. Сантиссима-Аннунциата во Флоренции начатого Филиппино Липпи (1504-1507 Снятие с креста Флоренция, галерея Академии; "Успение Марии" Флоренция, церковь Сантиссима-Аннунциата; "Святые" Альтенбург, музей и частное собрание); медальоны на своде Станци дель Инчендио в Ватикане (до 1507); фреска "Рождество" (Монтефалько, церковь Сан-франческо); фрески в церкви Санта-Мария делле Лакриме в Треви (1521).
В первые годы XVI в. историческая функция искусства Перуджино сходит на нет. Однако, в конце кватроченто оно играло важную роль способствуя распространению вкуса к классическому искусству в Умбрии (Рафаэль), Тоскане (Фра Бартоломео) и Северной Италии (Франча Коста). Но сам Перуджино не последовал по тому пути, рождению которого так способствовали его поиски широты и монументальности.
Среди других значительных произведений художника следует отметить тондо "Мадонна с ангелами и святыми" (Париж Лувр), "Аполлон и Марсий" (там же), "Св. Себастьян" (там же и Санкт-Петербург Государственный Эрмитаж), "Оплакивание Христа" (1495 Флоренция, Палаццо Питти), "Мария Магдалена" (там же), триптих из Павийской Чертозы (Лондон, Национальная галерея), "Мадонна с младенцем"(Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), "Воскресение" (Ватикан, пинакотека), "Обручение Марии" (Канн, Музей изящных искусств) и множество замечательных портретов - Франческо делле Опере (1494 Флоренция, галерея Уффици) дон Бьяджо Миланези и дон Бальдассаре ди Антонио ди Анджело (там же) и Портрет молодого человека (между 1495-1500 Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Перуджино Пьетро, Мадонна на троне с двумя ангелами, святыми Розой и Екатериной Александрийской, ок 1492, Лувр
Перуджино Пьетро, Мария Магдалена, 1500, Флоренция, Палаццо Питти
Перуджино Пьетро, Видение св Бернарда, Мария и два ангела являются св Бернарду, на заднем плане евангелист Иоанн и св Варфоломей, ок 1493, Мюнхен, Старая пинакотека
У Перуджино было много учеников и подражателей, среди которых можно назвать Тиберио из Ассизи, Джанникола ди Паоло Эусебио ди Сан Джордже и Спанья.
В 1524 году Перуджино скончался от чумы в Перудже.