Все игры
Запись

Венедикт Ерофеев - Из записных книжек. Цитаты

Метки: Цитаты, люди

Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


🎨 СОНЯ *      01-04-2011 15:04 (ссылка)
Ерофеев Венедикт Васильевич (1938-1990), русский писатель. Родился 24 октября 1938 на ст.Пояконда Мурманской обл. Отец - начальник железнодорожной станции, в 1939 был репрессирован. Школьные годы Ерофеев большей частью провел в детском доме г.Кировска Мурманской обл. Окончив школу с золотой медалью, в 1955 поступил на русское отделение филологического факультета Московского университета. Отчисленный в феврале 1957 за демонстративное непосещение занятий, до конца жизни оставался разнорабочим.
Неустроенность была для Ерофеева жизненным принципом и стимулом его писательства, которое постепенно приобретало характер религиозного поиска, причем основным средством поиска было культурно насыщенное слово, сопоставленное с советской действительностью. Это превращение словесного творчества в религиозный опыт очевидно на примере первого юношеского произведения Ерофеева Записки психопата, создававшегося в 1956-1957, впервые напечатанного (в сокращении) в 2000 и вызвавшего читательский интерес и критический отклик.

Из записных книжек:

• Ничто не вечно, кроме позора.

• А Мопассан, например, самой пошлой вещью на свете называл Эйфелеву башню.

• У Чехова повсюду и постоянно герои поют романс
"Не говори, что молодость сгубила…" Что это такое?

• Кто создал наше тело? - Природа. Она живит и разрушает его каждый день. Кто выпестовал наш дух? - Алкоголь выпестовал наш дух, и так же разрушает и живит его, и так же постоянно.

• Есть языки в которых вообще нет бранных слов и выражений, тем более нецензурных. У малайцев, например, самое сильное оскорбление и ругательство: "Как тебе не стыдно!"

• Гляжу я на тебя, Тихонов, и думаю: отчего это все великие люди плохо воспитаны?

• У В.Тихонова ни сердца, ни ума, ни постоянства, ни идеи - одно только: индивидуальность.

• А что нам с этих трёхсот грамм будет? Мы же гипербореи.

• Виною молчания еще и постоянное отсутствие одиночества: стены закрытых кабин мужских туалетов исписаны все снизу доверху, в открытых - ни строчки.


• Эпикур в письме к Менелаю: "Благодарение божественной натуре, за то, что она нужное сделала нетрудным, а трудное - ненужным".

• Мистика всегда шла бок о бок с половой распущенностью.

• Гибельные следствия полуфилософии" (Карамзин).

• Вот и Христос: "Тут же разрушу храм и в три дня его построю". Почему же в три, если он мог и в одно мгновение? Так убедительнее для обывателя.

• Протопоп у Лескова: "Мечтателю подобает говорить бестолково".

• Да мало ли от чего дрожит рука? От любви к отечеству.

• У меня было какое-то важное дело на душе.

• На левую ногу я надел ботинок без носка, на правую - только носок.
Пусть все видят, что я взволнован.

• Обожаю простые удовольствия. Это последнее прибежище сложных натур.

• свежа, как предание

• Какого им еще мессию? И что он сможет добавить к тому,
что тот уже сказал? Этот, ихний, будет молчать и заниматься судопроизводством.

• Установить для Мельниковой, был ли Дантес евреем, она мне за это полтинник даст.

• Если в граммах считать, я больше пролил слез, чем Боря водки выпил.

• Ткацкая фабрика имени Пенелопы.

• Розанов цитирует Гоббса: истина вроде той, например,
что сумма углов треугольника равна 180 градусов, не обошлась ни в одну каплю крови,
поскольку это истина, не затрагивающая ничьих интересов.

• Лёва набран петитом, а я курсивом.

• и скончался на 88-м чихе под громкий смех окружающих

• А в ответ сказать какую-нибудь гадость, например: "Служу Советскому Союзу".

• В поваренной книге определение того, что такое гювеч - болгарское
национальное кушанье из мяса, риса и овощей, которое может быть приготовлено без мяса,
без риса и без овощей.

• Хватит плоского реализма. Поговорим о чем-нибудь несуществующем:
о деньгах Тихонова, об уме Любчиковой.

• "Перед великим умом я склоняю голову, - сказал пошляк Гёте, -
Перед великим сердцем - колени".

• Родилась тогда-то. И была со мной каждый день.
А потом куда-то делась, я не знаю куда.

• Кто бы ни был прав - Библия или Дарвин - мы происходим,
стало быть от еврея или от обезьяны.

• Почему я должен болеть за арабов? Ни один араб меня
еще ни разу не похмелил.

• В древнеегипетском эпосе, оправдательная речь умершего:
" Я не чинил зла людям
И не нанес ущерба скотам.
Я не был причиною недуга
И не был причиною слез".

• Пора домой. Я чем-то удручен.

• нам больше невозможно пить по этому прейскуранту

• И еще мы обязаны свято оберегать массивы Уссурийской тайги.
Так разве я нарушил? Я сижу и свято оберегаю. Я в эти массивы еще даже ни одного окурка не бросил.

• Когда Господь глядит на человека, он вдыхает в него хоть чего-нибудь.
А тут он выдохнул.

• А мы для них, для жидов, просто окружающая среда, среда обитания.

• Если б меня спросили: как ты вообще относишься к жизни,
я бы примерно ответил бы: нерадиво.

• Кто это говорил, что деревья - это всего-навсего недопиленные бревна?

• Нас четверо на даче. Трое со мной: юный, добрая и вечный.
бесполезное ископаемое, вот кто я

• Человек - это звучит горько (просто сорвалось).

• Китаёзы, оказывается, те, изобретшие порох,
использовали его только в пиротехнике. Ничего, главное, им в голову не пришло.

• - Да ты же написал гимн Советского Союза. И слова твои, и музыка твоя.

• ощущение своей социальной второстепенности

• О пастухах достаточно сказано уже у Вергилия.

• торжественно провозглашать элементарные истины

• четверых убил, шестерых изнасиловал, короче, вел себя непринужденно

• не второсортная, а сорт "Б"

• Ни один композитор мира не покончил собой и не умер насильственной смертью.

• Мир, как Владик Цидринский, мал, плохо склеен, скорбен,
и только иногда натужно говорлив и бодр.

• Розанов: "Русь молчалива и застенчива, и говорить почти что не умеет.
Вот на этом просторе и разгулялся русский болтун".

• Симпатичный шалопай - да это почти господствующий тип у русских.

• моя хлопотливая и суматошная должность тунеядца

• "продал себя за рюмочку похвалы" (Розанов)

• "Ты-то, Ерофеев, возвышенных соображений, ты высмаркиваешь на всё,
что для них нужнее всего, но все-таки и их позови, вдруг да они возвышеннее тебя?"

• Меня, прежде чем посадить, надо выкопать.

• Скатертями - все твои дороги.

• пребывая в бдении и алкании день и нощь

• Не пойдем никуда, чтобы на людей не смотреть и себя не показывать.

• сочетать неприятное с бесполезным

• Христа (как следует) знали 12 человек, при 3-х с половиной миллионах
жителей земли, сейчас Его знают 12 тысяч при 3,5 миллиардах. То же самое.

• В этом мире я только подкидыш.

• Завтра написать Курту Вальдхайму о том,
что я признаю независимую республику Гвинею-Бисау.

• А Курт Вальдхайм мне в ответ телеграмму: "Дурак ты".

• Карамзин изобрел только букву "ё". Х, П и Ж изобрели Кирилл и Мефодий.

• "Лучше быть стройным тунеядцем, чем горбатым ударником"

• Люди, не убивайте друг друга, ибо это доставляет мне огорчение.

• о Спартанском царе Клеомене: "общаясь со скифами, он научился пить
неразбавленное вино и от этого впал в безумие" (у Геродота).

• У Г.П.Федотова определение понятия "русская интеллигенция": "Русская
интеллигенция есть группа, движение, традиция, объединяемые идейностью своих
задач и беспочвенностью своих идей".

• Геродот говорит: надо чтить чужие обычаи. И спустя двести страниц:
"Закапывать жертвы в землю живыми - персидский обычай".

• "Выживание наиболее приспособленных" (о выселении Тихонова из квартиры Любчиковой).
Вот как. Из пьесы "Саул" Жида: слуга говорит: "Он помешался! Видишь ли, я охотно допускаю, что можно всю ночь напролет пить вино; или же молиться, если у вас на сердце неизбывная тяжесть;
или, наконец, смотреть на небо, чтобы узнать, какая будет завтра погода…
Но все три дела разом! Он помешался".

• Мое сердце не говорит этой музыке "нет", но и "да" оно не говорит.
Мое сердце пожимает плечом, когда слушает ее.

• У него бездна ответов и он удивлялся: почему так мало вопрошаем?
почему ленивы и не любопытны и суетны?

• Эллины были тверже в этом отношении. Агамемнон возвращается
(через 10 лет) со своею Кассандрою и застает Клитемнестру с Эгисфом.
Никто не думает убить Агамемнона за блядки, его убивают не за блядки.
А Клитемнестра подсудна со всех сторон.

• Степень бабьего достоинства измерять количеством тех,
от чьих обьятий они уклонились.

• "Ты не холоден и не горяч, ты только тепловат;
не могу тебя терпеть, выплюну тебя из уст моих" (Иегова, Ветхий Завет).

• все равно пригвожденность, ко кресту ли, к трактирной ли стойке…

• Предсмертную тоску Пушкина ("Ах, какая тоска!", он говорил, что от нее
страдает больше чем от боли) - приписали воспалению брюшной полости.

• Шопенгауэр: "Жизнь вполне терпима, но вряд ли стоит родовых мук".

• Мы все так опаскудились мозгами и опаршивели душой, что нам 13-летняя
привязанность кажется феноменом. Мы, правда, живем в мире техники и скоростей, ну, что ж,
пропусти технику, иначе действительно собьет, протиснись сквозь все эти такси и иди куда тебе надо.

Самое значительное из произведений Ерофеева, написанное в 1969 и получившее с начала 1970-х годов широчайшее хождение в "самиздате" (машинопись и фотокопии), - прозаическое сочинение Москва - Петушки. Это было весьма насыщенное литературными и, в частности, поэтическими аллюзиями повествование от первого лица о злополучном путешествии в электричке за 125 километров от Москвы в городок Петушки. Путешествие это, включающее псевдосерьезные и откровенно комические размышления и признания, гротескные бытовые зарисовки, видения, фантасмагории и откровения и как бы адекватное целой жизни, является по сути дела целостным осмыслением советской действительности в религиозно-христианском ключе. В конце концов повествователь становится мучеником этой действительности; он опознан как "чужак", приговорен без суда и следствия и подвергнут линчеванию на советско-уголовный манер. Но прежде он выказывает себя тонким и внимательным наблюдателем и остроумным соучастником абсурдистских перипетий, складывающихся в узнаваемый на бытовом уровне образ советского существования людей, рабов и сынов Божиих. В "поэме" нет ни обличительности, ни отстранения от действительности; вероятно, поэтому она приобрела популярность во всех читательских слоях.
Написанной случайно и по заказу и вместе с тем глубоко закономерной, суммирующей его постоянную работу над словом, очевидную в записных книжках, явилась его Проза из журнала "Вече", перепечатывавшаяся под не-авторским заглавием Василий Розанов глазами эксцентрика. Это большой рассказ о религиозном озарении, достигнутом с помощью чтения Уединенного и Опавших листьев В.В.Розанова, — озарении, дающем силы и способность весело переносить абсурд советского существования.
Этот дикий абсурд с особой выразительностью и полнотой представлен в комической "трагедии в пяти актах" Вальпургиева ночь, или Шаги командора (1985), где действительность ограничена палатой психиатрической лечебницы, а действующие лица исполняют социально мотивированные роли визионеров-пациентов, изуверов-врачей и садистов-надзирателей. Действо имитирует действительность и постепенно превращается в пляску смерти, призванную "внести рассвет в сумерки этих душ, зарешеченных здесь до конца дней". Безысходно мрачный конец трагедии несет, однако, религиозный катарсис — освобождение, и не случайно одна из театральных постановок трагедии завершалась символическим восхождением пациентов к небесам.
Опубликованный в 2000 канонический состав творческого наследия Ерофеева со всей очевидностью свидетельствует о религиозной направленности и христианской подоплеке его творчества.
В 1985 году Венедикт Ерофеев принял католическое крещение, перед смертью исповедовался и причастился согласно обрядам римско-католической церкви.
Умер Ерофеев в Москве 11 мая 1990года.


источник

Код поста в комментарии