Как мы учимся с сотрудниками

За 17-летнюю историю этого вторничного собрания мы его еще так не проводили)))
Во-первых, вчера в Волгограде был коллапс. Т.е., неожиданный снегопад.

Город встал. А нам надо. Потому что, мы решили провести занятие на выезде - в чайном клубе ДАЧА у Андрея Виноградова. Мы решили, что жизнь - это приключение и все-таки добрались до места)
Во-вторых, мы решили, что собрание - это прекрасная возможность собраться и получить удовольствие от чего-то нового. Сам Андрей Виноградов нам рассказал, показал и угостил прекрасным чаем! У него действительно лучший чайный салон в городе и нам понравилось.
Ну и потом мы позанимались. Тема была новая и еще не достаточно исследованная нами. "Визуализация понятий". Мы пытались найти графические отображения понятий, которые мы часто используем в переговорах - я, мы, медиагруппа, целевая аудитория, переговоры, скидка, деньги, бизнес, инвестиции, бизнес-задачи, радио, реклама, покупатели и т.д...

Известно ведь, что визуализация (пиктограммы, инфографика) значительно упрощают и усиливают восприятие информации. И сам часто общаюсь с клиентами с карандашом в руке. В результате - рождается схема, по которой мы потом работаем. И очень важно научиться так изображать понятия, чтобы это не создал проблем при восприятии - а, наоборот, помогало.
Вообще, это сложно. Одна из лучших книг на эту тему - Нейтана Яу "Искусство визуализации в бизнесе" - рекомендую. Мы в последнее время делаем много инфографики в своей аналитике. Надо, чтобы и сотрудники умели при необходимости визуализировать свои мысли.
А город все еще стоит, трассы закрыты, аэропорт спит...
Метки: чайный клуб Дача
XVIII РадиоФорум

Про своё выступление особо распространятся не буду. Многое из сказанного, я выкладывал здесь, многое интересно только радийщикам. Еще я привел пару кейсов, касающихся нелинейного размещения на радио и использующих эффект синергии радио с другими коммуникациями.
Хочу рассказать о том, что зацепило в выступлениях других спикеров. А состав их был весьма солидный.
TNS, как обычно выдали кучу интересной инфы. Прежде всего, Михаил Райбман рассказал про рекламный рынок в 2013 году. Это первые данные о текущем годе.

Весь рынок вырос на 11, радио на 16%. Это подтверждается и нашими результатами. Как я понимаю, радио нагоняет свои застой в 2010-2011 годах. Если говорить про весь рекламный рынок, то удручает доминирование телика. Оно конечно медленно уменьшается, но ясно, что еще долго-долго телик будет #1 на рынке.
Что безусловно важно для радио - его аудитория стабильна. С маленьким трендом к увеличению.

Причем, аудитория стабильна во всех возрастах, в том числе и у молодежи.

Интересной мне показалась инфографика, на каких устройствах какая аудитория слушает радио -

Хорошее выступление было у Екатерины Ерошкиной из АЦВИ. Вот занятный слайд их аналитики о том, какие бюджеты формирую какие целевые группы.
Не очень хорошо видно. Я буду эту аналитику подробно разбирать и описывать. Но по ней видно, что 3/4 бюджетов на радио выделяются под мужчин. Конечно с разной степенью доходов, но - именно - мужчин. Хотя я раньше считал, что основным потребителем и распорядителем бюджета семьи является женщина. Ладно, осмыслим по отдельным отраслям...
Был на радиофоруме и развлекательный экшн. Ведущие утреннего шоу на NRJ практически в прямом эфире провели шоу "Детектор правды"))
Мы у себя в Волгограде на NRJ тоже проводим эту игру. Реально интересно! Причем, наши волгоградские девчонки (самые честные) и в прошлом, и в этом году ездили в Москву на финал игры! Молодцы!
А еще я немного забегу вперед и расскажу про Радио СПОРТ. Хотя и так уже многие знают, что мы его запускаем в Волгограде уже декабре!
На РадиоФоруме вице-президент ЕМГ Дарья Чуйкова рассказала про формат и аудиторию радиостанции.
В общем, всё, что интересно активным, живым и любознательным - будет на Радио СПОРТ. Остался месяц - послушаем! О том, что будет интересно мне говорит тот факт, что по времени прослушивания радио СПОРТ обгоняет все спортивные телеканалы - и Спорт1, и Россия2, и Eurosport, короче всех-всех!
80 минут в день - среднее прослушивание! Не каждая музыкальная станция может похвастаться таким временем прослушивания.
Впрочем, про радио СПОРТ я еще буду писать.
Резюме.
1. РадиоФорум показал, что радио-отрасль восстановилась после кризиса и шагает вперед, по темпам роста опережая все традиционные медиа.
2. Московский и федеральный сетевой бизнес смотрит на региональные станции и думает, как к ним подступиться. (Хотя это совсем несложно)
3. И самое главное. Радио преодолело внутренний системный кризис. И в части контента, форматов, и в части синергии с другими медиа, уже видны новые идеи. Пусть пока и в виде презентаций. Но надеюсь, они завоюют и свою реальную аудиторию.
Метки: Михаил Райбман, nrj, Екатерина Ерошкина, TNS, радио Спорт, Дарья Чуйкова
Демпинг - хорошо или плохо?
Итак, как потребитель определяет свое отношение к продукту?
Всего три вещи влияют на мнение о продукте (по умному - позиционирование).
- Бренд
- Упаковка
- Цена
Бренд – самый мощный фактор воздействия на потребителя. А вот если бренд не такой сильный и не оказал нужного воздействия на потребителя, то он оценивает упаковку. В случае радио это может быть и качество звучания, и красивый офис, и дружелюбие продавцов, и сервис при РК. Ну и последнее впечатление клиент складывает по стоимости. И это последняя точка, после которой уже сложно будет изменить мнение о вашем продукте.
На самом деле, действительно сильных брендов на всех рынках немного. Apple,Mercedes,Coca-Cola,VISA,McDonalds… Маркетологи говорят, что эти бренды продают сами себя. Да? А миллиарды на рекламу и маркетинг не считаются? Сильный бренд – это много
много и много инвестиций и технологий.
На медийных рынках сильных брендов побольше. Ну, просто в силу своей «самомедийности». Первый канал, Россия, СТС, ТНТ, Европа плюс, Ретро Fm, Юмор Fm, Русское Радио, Коммерсант, Известия, Ведомости, Форбс, ЖЖ, Яндекс – и еще много-много-много других медиа – безусловно, сильные бренды, просто потому, что мы их потребляем каждый день.
Больше половины радиостанций, например, в Волгограде – сильные бренды. И как рекламодатель должен составить свое мнение? Точно! По сервису и цене.
И если вы будете давать большие скидки или изначально невысокую стоимость – что он подумает? Правильно! Это не самый лучший продукт на рынке!
Сомневаюсь, что эта мысль не приходила в голову всем , кто занижает стоимость на свои товары. Это не только про медиа.
Чаще всего к демпингу прибегают продавцы, которые относятся к медиа как к печатному станку, без учета предпочтений клиентов и аудитории. Которым кажется, что позиционирование – вещь неважная. Рекламодатель – куда он денется? Будет покупать за сколько скажут.. И поэтому, если есть свободная минутка – надо её продать за любые деньги, хоть за пол-копейки, чтоб зря время в рекламном блоке не пропало. А потом продадим такую же минутку в десять раз дороже, ведь рекламодатель лох, он обязан купить за скольку скажут!
Иногда получается. В 2005-2006 году по подобной схеме работал федеральный ТВ-3. Который, правда, ни разу на моей памяти не выполнил месячный план. Сейчас к этой схеме частенько прибегают региональные "Видаки". Некоторые радиостанции после 2009 года ушли в зону демпинга.
Вот здесь я проанализировал две волгоградские радиостанции, которые в кризисные 2009-2010 годах активно демпинговали. Не буду их называть, просто X и Y.
Данные по продажам – результаты наших мониторингов. Мы делаем это постоянно, иногда корректируя с коллегами по рынку. Конечно, погрешность есть, но уверен, не больше 10 %. А данные по рекламным продажам станции Y еще и подтверждены владельцем станции.
Для сравнения, привел докризисный, 2008 год. В 2009 году радиорынок рухнул почти вдвое. Радиостанции Y удалось удержать продажи за счет демпинга в 2009-2011 годах. Но вот с 2012 года начался все больший отрыв от динамики рынка. Я склонен думать, что это из-за демпинга. Рынок начал расти, рекламодатель больше инвестирует в продвижение. Но станция уже спозиционирована как недорогая, и клиенты не готовы увеличивать свои чеки на этой станции.

А на второй станции X все грустней. Как рухнула станция в 2009 году, так и находится практически на этом уровне, с ростом даже ниже инфляции. Возможно, я субъективен, но думаю, этот известный федеральный бренд не воспринимается клиентами как дорогой, именно из-за долгосрочной политики демпинга.

И все же. Возможно, есть ситуации, когда демпинг действительно необходим или полезен? Давайте подумаем.
Сила демпинга в краткосрочном (2-3 месяца) увеличении количества клиентов и увеличении объема продаж именно за счет большого количество чеков. Затем, часть клиентов все же уходят со станции, выручка падает. Но в моменте – выигрыш. Соответственно, я думаю, в ситуации, когда надо показать выдающиеся финансовые показатели, а
будущее медиа - не волнует, демпинг – прекрасный инструмент.
В 2003-2006 годах я был приглашенным экспертом по нескольким медиасделкам. Иногда и участником. Как правило, это были продажи телекомпаний регионалами москвичам. И я помню пару случаев, когда продавец перед продажей именно так и поступал – при помощи демпинга поднимал показатели и соответственно стоимость актива.
А уж какие махинации проводились с EBITDA!))) Но это отдельная история….
Когда еще демпинг хорош?
Ещё когда слабый уровень сотрудников отдел продаж и единственным УТП является низкая цена (при отсутствии сервиса и эффективности) – тоже неплохой вариант.
Иногда демпинг хорош при появлении нового продукта на рынке. Часто этим пользуются торговые центры и магазины.
Недавно в Волгограде открылся второй Ашан, так там такие скидки были, что народ с прицепами приезжал на закупки.
Но тут важно не переборщить с периодом демпинга, чтобы не испортить позиционирование. Хотя, в случае с торговым центром, демпинг решает задачу быстрого привлечения большого количества клиентов для пробной покупки. Понятно, что больше там таких скидок не будет, но люди-то узнали!
В итоге, как часто бывает, демпинг – всего лишь один из инструментов продаж. Идти этим путем или
нет – зависит от уровня. И компании, и рынка.
20 лет спустя
Эта странная аббревиатура ВАКТАС - была придумана её основателем Интерпоста Валерием Княженченко. Ему хотелось быть очень важным и казалось, что такое серьезное название придаст значимости студии. Дословно расшифровывается как Волгоградская Акционерная Компания Телевизионное Агентство Студия "Интерпост". ООО, ЗАО и ОАО тогда еще не придумали, каждый называл себя как может...
Так вот, 3 октября началась буча в Москве. В отличие от подобного в августе 1991 года, региональная власть ситуацию контролировала и была на стороне президента Ельцина. Поэтому, когда макашовцы поехали брать Останкино, наш ОРТПЦ тоже взяли под охрану милиционеры. Хотя у нас, телецентр никто не собирался штурмовать.
Мы в те времена все программы делали в студии на Профсоюзной, 5А и материал возили на телецентр кассетами. Такой вот "полупрямой эфир". И в тот день мы, естественно, сделали поддерживающие Ельцина новости и я сам(тогда казалось, что это архиважно))) поехал отвозить кассету на телецентр.
Вообще, в городе было спокойно. Милиция вела себя более спокойно, чем ведет себя сейчас. Каких-то особенных противостояний не было, хотя мы снимали и показывали в новостях на этой кассете каких-то депутатов, которые что-то там Шабунину пытались донести. Деталей не помню, но ситуация коренным образом отличалась от 19-21 августа двумя годами раннее, когда власть нетерпеливо ждала, чем кончится дело и кого же поддержать.
Я приехал на телецентр часов в 8 вечера. И так случилось, что в тот момент, когда я заходил через проходные, особо не парясь (меня естественно знали все вахтеры, а милицинеры и не подумали останавливать спокойно идущего через турникет человека), так вот в этот момент начальник милиционеров докладывал там же за проходными самому большому милицейскому начальнику(СБМН), что типа "мышь не проскочит". Ну и тут я.
СМБН конечно вздрюкнул подчиненного и начал у меня выспрашивать сначала - кто я , а потом что на этой кассете - нет ли там бомбы или каких-то неправильных слов)
А я то - независимая пресса! )) Так я и сказал.
- Но, если хотите, говорю - пойдемте вместе посмотрим.
Ну и пошли на ОРТПЦ, в цех УКВ, откуда шла трансляция этой кассеты в эфир.

Как раз ко времени эфира и подошли. Я вставил кассету и вывел её в эфир. И показал на монитор - вот смотрите, говорю.
СБМН посмотрел честно все новости до титров и разрешил мне это все показывать.)))
Все сотрудники цеха ржали))))
С тех пор мне часто кажется, что большие начальники разрешают то, что давно уже произошло и не сильно зависит от них. И что им остается ещё делать - как не разрешить?
Метки: 3 октября, ВАКТАС Интерпост
От Пятерочки к Покупочке. Что в итоге?

Идея ребрендинга нами разрабатывалась еще три года назад. Тогда же мы провели и все сследования. Но, так как действовал десятилетний договор с X5RetailGroup по Пятерочке, решено было дождаться его окончания. Что произошло 19 сентября этого года.
Казалось бы – зачем нужен этот ребрендинг? Пятерочка - успешный бизнес, один из лидеров ритейла, крупнейшая сеть магазинов… Но… С каждым годом ограничения, связанные с брендом, все больше и больше влияли на развитие. Ну и наконец, ребенку понадобились новые штанишки)) Это ж нормально! Мне, как партнеру компании, нравится, что она будет и дальше развиваться.
Но вообще-то я не про это хотел написать. Когда мы подводили итоги за 10 лет, меня поразили разные цифры из финансовой отчетности.
1. Сейчас в Тамерлане работает 8 тысяч человек. И это – не завод! А если учесть членов семей – то Тамерлан заселит, например, весь Тракторозаводский район (без Спартановки).
2. Площадь всех магазинов – 190 тысяч кв. метров.
Это где-то 30 футбольных полей. Представил себе на Тракторном 30 стадионов))) ЧМ-18 – наш!
3. За 10 лет Пятерочку посетило 585 миллионов покупателей. Сейчас (уже) Покупочку посещают 290 тысяч покупателей в день!
Получается, каждый третий житель Волгограда с кошельком.
Мне сложно представить все эти цифры. Но одну цифру особенно сложно представить. Несмотря на то, что с математикой я дружу.
4. Пятерочка за 10 лет заплатила налогов – 4 МИЛЛИАРДА рублей. Только за 2012 год – 840 миллионов.
Когда-то я рассчитывал реальную стоимость строительства дорог, асфальта и прочих дорожных работ. По цифрам дорожников, конечно, а не чиновников.
Так вот! За эти деньги можно было бы отремонтировать и содержать все эти десять лет – всю Вторую Продольную!
Только одна Пятерочка могла бы содержать всю Вторую Продольную! Самую длинную улицу в мире! Представляете, какие бы у нас были дороги, если бы налоги волгоградских компаний шли по назначению? Германия!
Закон жизни # 2

И этот закон вовсе не о том, что люди врут. Это о том, что люди часто высказываются так, как будто мы прожили с ним всю жизнь и догадываемся, что они имеют в виду.
Помните поговорки – «Ни слова в простоте» и «Будь проще - люди к тебе потянутся!». Это как раз об этом. Нам нравятся люди, которые четко и понятно формулируют свои мысли, желания, просьбы. И нам бывает сложно с косноязычными или высокомерными людьми, которые считают, что их все должны понимать.
- Мне так холодно – говорит барышня, и её парень снимает пиджак. Но она-то подумала – обними меня!
- Не знаю, что можно сделать – говорит начальник и менеджер закрывает проект, а ведь шеф подумал – хорошее решение есть, найди его!
- Устала, работать больше не буду – говорит сотрудница боссу, а думает – выпиши мне премию!
- Мне реклама не нужна - говорит бизнесмен, а сам думает - я не знаю, как мне сделать хорошую рекламу...
- Надоел твой футбол – говорит жена, думая, что здорово было бы погулять вместе…
Как правило, результат от неправильно сформулированных мыслей не тот, что мы ждали, правда? Да, очень часто мы догадываемся, что имеет в виду наш собеседник. Но почему нельзя просто сказать, что думаешь?
Метки: Закон жизни # 2
Про народ
Ага! – подумал Путин, - Могу!

Советник Илларионов объяснил, почему с дорогой нефтью можно творить всё, что хочешь. Советник Илларионов больше был не нужен.
Правда, небольшой жим-жим произошел в 2009, когда, при стоимости нефти меньше 100 долларов, как-то всё начало сыпаться. Вдруг оказалось, что 100 – вовсе не высокая стоимость за нефть. Друзей-то до хрена. Охрана, опять же большая…
Но тут, милые сердцу арабы подняли нефть до 120 - и стало всё, как прежде.
Ну, почти всё.
Не доверив народу выбирать губернаторов, он, тем более, не мог доверить народу выбрать себя. «Рокировочка» показалась неплохим выходом из ситуации. Показалось…
До сих пор кажется.
А народ не оценил. Точнее не народ, а те, кому одной колбасы для жизни мало. Они (сволочи) уважать себя хотят, мнение своё ценят. Животные. Хомячки, одним словом.
А тут еще свои подлянку подкинули. АТЭС так и пришлось на пароме возить, на мост заехать не решились. В Сочи закопали столько миллиардов, что пришлось у математиков узнавать, как там следующая цифра называется. Триллион? Надо запомнить – а то еще стадионы к ЧМ-18 строить. Много стадионов.
Хорошо, что много, а то друзья как-то быстро размножаются. А у них - свои друзья, и у них амбиции. А тут ещё появился некто (тот, чьё имя нельзя называть) придумал вдруг про воровство и шубохранилища в интернете писать. Нет, ну это надо так подло придумать! Прям, как маленький… Зачем зря
народ будоражить? Подошел бы по-тихому, «ку»-два раза – и получай себе на откуп Аэрофлот, например. Нет, блин… посадить
Да и привык народ, что воруют. Деньги, землю, нефть, время, голоса, какая разница что…
Выходит, прав он?
Ирина Прохорова + Волгоград =

Многие пишут об этой замечательной женщине. Не буду оригиналем и скажу, что более образованной, интеллигентной, эрудированной, воспитанной и внимательной женщины я не встречал. Впечатление - как от общения с человеком с другой планеты.
Пожалуй, похожее впечатление у меня было от общения с Михайлом Горбачевым. Хотя, акценты были другие...
Не буду делиться тем, что мы обсуждали, меня больше интересовали исторические закономерности и параллели с нынешней Россией. Признаюсь, старался больше слушать, чем говорить. Да это и понятно. До сих пор вспоминаю указанное ею и обдумываю.
И только сегодня вдруг я понял, что именно Ирина является для Михаила Прохорова тем самым "моральным паровозом", который и толкнул его в политику.
Ну, просто невозможно жить рядом с таким человеком как она, и не пытаться изменить жизнь к лучшему.
Конечно, благотворительный фонд - это здорово! Все их замечательные проекты и программы. Но реально что-то изменить, можно только самому пойдя в политику. Наконец, для меня стали понятны мотивы Прохорова.
Может быть поэтому, когда мы проводили её в аэропорт, а потом стояли и обсуждали с Андрей Сукачев и Юрием Чеховым эту встречу, пришли к тому - что можно голосовать за Прохорова только потому, что у него такая сестра?
Многие пишут об этой замечательной женщине. Не буду оригинален и скажу, что более образованной, интеллигентной, эрудированной, воспитанной и внимательной женщины я не встречал. Впечатление - как от общения с человеком с другой планеты.
Пожалуй, похожее впечатление у меня было от общения с Михаилом Горбачевым. Хотя, акценты были другие...
Не буду делиться тем, что мы обсуждали, меня больше интересовали исторические закономерности и параллели с нынешней Россией. Признаюсь, старался больше слушать, чем говорить. Да это и понятно. До сих пор вспоминаю указанное ею и обдумываю.
И только сегодня вдруг я понял, что именно Ирина является для Михаила Прохорова тем самым
"моральным паровозом", который и толкнул его в политику. Ну, просто невозможно жить рядом с таким человеком как она, и не пытаться изменить жизнь к лучшему.
Конечно, благотворительный фонд - это здорово! Все их замечательные проекты и программы. Но реально что-то изменить, можно только самому пойдя в политику. Наконец, для меня стали понятны мотивы Прохорова.
Может быть поэтому, когда мы проводили её в аэропорт, а потом стояли и обсуждали с Андрей Сукачев и Юрием Чеховым эту встречу, пришли к тому - что можно голосовать за Прохорова только потому, что у него такая сестра?
Метки: Ирина Прохорова
Как надолго волгоградские бизнесмены оставляют свой бизнес?
Как обычно, у меня в распоряжении - наша CRM (кладезь неимоверно важной и интересной информации). Для начала я просто начал вспоминать, кто насколько и как далеко уезжает. Пару десятков вспомнил. Ну и еще поделал звонков. А потом еще и в СRMку заглянул. Время потратил, зато теперь - почти полноценный опрос. Хотя, мы с вами понимаем, что он релевантен только для наших клиентов. С изрядной долей допущения - для волгоградских бизнесменов.
Ну и, опрашивал я тех, кто сам занимается управлением своего бизнеса.
Вот что вышло -

Могу позавидовать двум процентам - они или молодцы или совсем пофигисты! А вот 18% - слишком много! Получается, эти люди живут без отпуска? А зачем им тогда бизнес?
Зная, кто это, я могу только сказать, что проблема там кроется в делегировании полномочий. Т.е. бизнес позволяет его оставить, но сам руководитель - себе нет.
Метки: волгоградский бизнес
Байк-шоу в Волгограде. Итоги.
И что в сухом остатке? Попытаюсь проанализировать.
1. Во-первых, город получил неплохую достопримечательность – фонтан «Детский хоровод». Не буду рассуждать о его эстетических достоинствах – это все война вкусов. Но памятник имеет безусловную историческую ценность. И это еще одна точка привлечения туристов. И это хорошо.

2. Байк-шоу. Это было грандиозно! Безусловно, Андрей Гуревич выполнил масштабную работу на 5 с плюсом! Огромный ему респект!
Опять же, не буду про эстетику, сценарий и прочее. На мой взгляд, все шоу было безвкусно и пошло. Но повторюсь - технически – безупречно. И это хорошо.
3. Тексты хирурга Путина – это трындец. Двухсоттысячной толпе молодежи засрали (сорри) мозги христианским сталинизмом (или сталинским христианством). Ужасно, что такие вещи молодежь хавает и запоминает надолго. А это ведь те самые люди, которые нас скоро сменят, которые придут к нам работать, будут за нами ухаживать в старости, строить нам дороги и писать для нас книжки.
Не берусь утверждать, что творится в мозгах у самого хирурга (на это есть медицинские специалисты), но тиражировать этот бред на огромную аудиторию считаю огромной ошибкой Путина (и кто там еще с ним). И это плохо.
4. Огромное количество мотоциклистов в городе. Здорово!

Ощущение праздника и центра жизни. В Волгограде такое редкость. Конечно, немного стыдно за дороги… Но, в целом – я был рад, что в городе жизнь! Волгоград на центральных каналах, в кои-то веки с позитивным посылом, а не с очередной чернухой. И это здорово!
5. Сталин реет над Волгоградом. На плакате байк-шоу ровненько над хирургом. Ну что, сталинисты, получили, чего хотели? Довольны? Ничему вас история не учит… И это очень плохо.

А это сам хирург и его рисковый летописец, фотографирующий каждый его чих. Точнее, рисковая...)

6. Авиашоу Витязей. Получилось немного странно. Когда, три года назад, авиашоу в честь столетия российской авиации организовывали наши волгоградские летчики Олег Бацула, Сергей Забеднов, Эдуард Пашута и другие – шоу длилось больше часа. Помните, что творилось на центральной набережной? А когда организовал хирург – меньше 15 минут… Как мог? Но в любом случае – это зрелище! И это хорошо.
7. Вечер мирового бокса, поединок между Чудиновым и Наваррой – кажется, мы даже получим рекорд книги Гинесса! Не берусь судить со спортивной точки зрения (все наши победили – так бывает?), но, с точки зрения зрелища – все классно! И это тоже хорошо.
8. Пробки, отсутствие в городе возможности хоть как-то разместить 11 тысяч автомобилей рядом с концертной площадкой, неумение организовать людские потоки, неподготовленность города к большому количеству гостей… А чего вы хотели при отсутствии власти в городе? Это плохо.
9. Полиция вела себя нормально. Зря не придирались, на вопросы отвечали. Видел, как возникшую драку быстро локализовали. Надолго дороги понапрасну не перекрывали. По-моему могут работать, когда начальник захочет. Это хорошо.
Ну, вот как-то так… Как всегда, что-то плохо, что-что здорово. С одной стороны – движуха! С другой стороны – движуха куда?
…И если все же, меня спросили бы – одной фразой, что я обо всём этом думаю…
Я бы ответил – Нас опять разделили.
Ведь в этом суть внутренней политики нынешней власти…
Метки: байк-шоу, Андрей Гуревич, волгоград, Олег Бацула, Эдуард Пашута
Медиапотребление радио в Волгограде - сколько?

Во-первых, видно что среди коммуникаций радио занимает самое высокое место по времени прослушивания. И потребление это растет.
Во-вторых, самая высокая динамика у потребления интернета - в 10 раз. Но, правда взят странный период - с 2005 года. Обычно используется период совпадающий с какими либо отраслевыми, либо экономическими периодами. А 2005 год - ни туда, ни сюда... Ну, да Бог с ними...
Ну и , в третьих - несмотря на то, что потребление печатных медиа падает, динамика падения похоже замедляется. Этого на этой диаграмме этого как раз не видно, но те же TNSовцы об этом рассказывали весной в Берлине, иллюстрируя периоды по годам.
Выводы? Да все хорошо! )
Метки: радио, домашний, Видео Интернэшнл
Несколько слов о пользе максимализма.
На мой взгляд, максимализм, как система – это определенный этап развития личности. Просто надо через него пройти. Я, например, проходил с 13 до 19 лет. Мне кажется это нормальным. Мы ведь дудоним в штаны (в определенном возрасте) и ничего в этом страшного нет, и нормальные родители за это не ругают.
Наверное, поэтому и сложилось стереотипное выражение «юношеский максимализм». Хотя, на мой (мужской, абсолютно субъективный взгляд) максимализм больше присущ барышням, а не мальчикам.

Другое дело, если продолжать дудонить будучи взрослым. Это когда максимализм из этапа превращается в веру. Веру, что мир полярен. Категоричен. Что люди бывают плохие и хорошие. Деньги – большими и маленькими. Начальники – добрыми и злыми. Ну и так далее, по списку…
Странная конечно религия… Мои наблюдения показывают, что часто максималист не осознает, что он максималист. Как алкоголик – что он алкоголик.

Максималиста легко определить по риторике – ограничительные прилагательные и наречия – по времени, месту, возможностям… Невербалка – категорична и утвердительна… Максималисты любят отвечать начиная со слова «нет»…
Не хочу, чтобы сложилось мнение, что я осуждаю максималистов. Мне с ними некомфортно, это правда. Но считать их неправильными? За что?
Великая шутка Бога – он сделал всех разными. Кто-то максималист, а кто-то в балете не разбирается…
Я вот чайник в химии, например, хотя это нехорошо, безусловно. Представляете, сколько можно прикольного сделать – если разбираешься? Один мой знакомый Игорь утверждает, что умеет делать, благодаря хорошим химическим познаниям, из 12 кг сахара – 20 литров 50-градусного самогона )
P.S.
Максималистом быть, несомненно, проще(см. первый абзац). Поэтому, признаюсь, что весь этот спич - тест. Сначала, конечно себя. )
Самые популярные волгоградские бренды
- Результат работы компании над своим брендом.
- Есть возможность сравнить со своей работой.
- Да и вообще интересно кто лидер!
Собственно, любые рейтинги интересны именно этим. А мне еще интересна динамика жизни бренда. И у нас есть возможность сравнить, что было 4 года назад и что - сейчас.
Хочу сделать акцент на двух моментах. При опросах, мы не добиваемся стопроцентной репрезентативности. У нас есть мнение, что тот, кто готов ответить на наш вопрос имеет представление о своих предпочтениях. Наша задача – только отделить потом волгоградские бренды от национальных и мировых, потому что, в этом как раз респонденты не обязаны разбираться. Мы понимаем, что невысокая репрезентативность дает возможность оценить только общее расположение брендов, поэтому не указываем цифр, а только ряд. Надо сказать, что обычно упоминаются 20-25 волгоградских брендов, из которых потом формируется десятка, как правило, существенно «отрывающаяся» от остальных.
И вторая ремарка. Это не рейтинг финансовой успешности бизнесов. Мы - не Форбс, и деньги не считаем. Это – узнаваемость.
Итак, вот эти ТОП-10

Ну а теперь попробую проанализировать эти результаты как рекламщик.
1. Чуть больше половины брендов сохранили место в «десятке» - Сады Придонья, МАН, АРКОНТ, Радеж, Царьпродукт, Конфил. Остальные – новички. Причем, надо помнить, что эти 4 года – кризисные годы. Для всех кризисные.
2. Сады Придонья, по-моему, пока единственный из наших брендов, ставший федеральным, поэтому его положение в рейтинге понятно.
3. МАН здорово прибавил за последние годы. Во-первых, расширив сеть, а во-вторых проводя постоянно довольно заметную рекламную кампанию.
4. Царьпродукт тоже довольно много рекламируется, но, как мне кажется, его главной рекламой является мощная дистрибуция и собственно качество продукта.
5. Радеж – старейший ритейлер, и этим все сказано. Высокая узнаваемость, как и у МАНа, связана с его заметным присутствием в городе.
6. АРКОНТ – первая во многих отношениях автомобильная(единственная в рейтинге) компания, традиционно много
инвестирующая в продвижение – чуть улучшила своё положение.
7. Конфил завершает список старожилов рейтинга. Такой же старожил в отрасли, как и АРКОНТ и Радеж.
8. Кто пришел? Диамант, Пивовар, А1, Волма.
Пивовар, А1 и Волма - активно рекламирующиеся и инвестирующие в продвижение компании. Каждый – лидер в своей области. Диамант – хочешь или нет, а самая заметная в городе сеть торговых центров.
9. А куда делись бывшие лидеры? А никуда не делись. Просто стали менее заметны, снизили свою рекламную активность – и как следствие узнаваемость.
Горная поляна – решила, что лучшая реклама – их бутылки на полках. Возможно, не учли, что на полках много и других бутылок…
Пятерочка, в последние два года перед ребрендингом практически прекратила своё продвижение…
СМАРТС - просто провел ребрендинг, в связи со сменой мажоритария…
ВолгоградСИТИ – вообще прекратил продвижение…
Просто резюме.
Все логично.
Люди/потребители/покупатели не дают никому из брендов честного слова, что будут помнить и покупать их вечно. Ни под венцом, ни на библии, ни… вообще никак не дают. Они искренне забывают о том, о чём им не напоминают. Собственно, на этом и стоит весь рекламный бизнес.
Метки: волгоградские бренды
Где реклама работает? Или нет...
Ага…
Ну, вот в связи с этим, я и решил вспомнить, какие принципы распространения рекламы используются чаще всего.
Во-первых, принцип размещения в «зоне интереса». Самый распространенный принцип. Помните – показывают интересный фильм или передачу – хоп! Немного рекламы – и поехали дальше смотреть. Слушаете любимое радио – раз – немного рекламы – слушайте дальше. Листаете глянцевый журнал с
красивыми/интересными материалами, попутно посмотрите и на рекламный макет.
Второй принцип – «монополия на интерес». Это когда вы вынужденно находитесь в каком-то месте и у вас единственный источник получения информации – коммуникация с рекламой. Ну, например, баннер в зоне вылета в аэропорту, экран над кассой, Биллборд на загородной дороге и т.д.
Третий, самый молодой, поэтому и не самый изученный принцип «расскажи сам, что интересно». Это интерактивная история, которую я чаще встречаю в интернете на форумах и соцсетях, когда опытные smm-щики модерируют обсуждение, в процессе которого все УТП высказываются самой аудиторией. Еще
помню похожие форматы на радио, когда ведущий расспрашивал слушателей о продукте.
Это принципы размещения рекламы только по коммуникациям, не по контенту. Про контент мы пока не говорим. И эти три принципа могут различаться по доверию к рекламе. И, как мне кажется, выбор способа распространения способен доверие усилить или разрушить.
Например, обсуждение FMCG в соцсетях вряд ли способно вызвать шквал интереса, а скорее недоумение – зачем это здесь? Так же и реклама Аэрофлота в Аэрофлоте вряд ли способна хоть как-то повысить лояльность к этой достойной компании. Или реклама пенсионного фонда на радио NRJ – не будет лучшей коммуникацией.
Правда же?
И возможно наш клиент ранее выбирал не совсем подходящие коммуникации...
Ну и, в завершение, результаты небольшого опроса, который мы проводили в 2009 году, накануне дня города. Вот как ответили респонденты на вопрос об отношении к рекламе, которая им попадается в течение дня на радио, в телике, на улице и т.д..

Метки: nrj
Рио... Поехали...

Сижу я как то у себя на работе, гляжу вот в это замечательное небо и пришла мне в голову занимательная мысль...
... Разработать устройство для передачи крутящего момента с одного механизма на другой при несовпадений осей момента, но при этом, эти оси пересекаются и имеют период колебании угла осей отличных от гармонических.
Те, кто когда-нибудь ездил на заднеприводном или полноприводном автомобиле, возможно вспомнят слово "кардан". Вот это как раз такое устройство. И вообще подобных устройств с различными способами передач момента довольно много. Приживаются, правда, далеко не все.
Почему я вдруг об этом? )
Очень сложно, увидев и поняв что-то новое и классное, хорошо работающее, но в других условиях и обстоятельствах - трудно бывает перенести себе и сделать, чтоб так же хорошо работало.
Во-первых (и это главное), сложно найти то, что вам надо и вы этого еще не знаете. Ну и успешно перенести, позаимствовать. Так, как это делает кардан. А это ведь и есть то, что называется - перенять опыт!
Для бизнеса это вообще очень актуально, потому что, увы, нет еще единой технологии создания успешного бизнеса! Технология создания хорошего автомобиль есть. И блокбастера есть. И хорошей дороги - есть. А вот бизнеса - нет.
Каждый бизнес - практически уникальное творение своего автора. (Я сейчас не про бизнес-модель) :-)
И поэтому, так важно всегда искать, где можно научиться и позаимствовать опыт!
Занимаясь много лет продвижением и консалтингом и своего бизнеса, и клиентского, я это понял давно. И очень ценю любую возможность усвоить что-то новое.
Вот так собственно и родилась идея бизнес-путешествий - поездок за опытом и, конечно, впечатлениями со своими коллегами и единомышленниками в разные интересные страны и города.
Ну.. Пока не буду раскрывать всё раньше времени, а просто покажу открытку, которую мы посылаем как приглашение на открытие нового нашего проекта!

Все ж понятно? )))
Метки: Рио-де-Жанейро, Сан Паулу, Бразилия
Как не надо готовиться к кризису.
И сразу вопрос про кризис. Что такое кризис? Без всяких глобальных геополитических и экономических терминов - кризис - это когда на рынке/отрасли мало денег. Потому что, мало покупателей/клиентов. Так же?
А что нужно делать когда клиентов мало и хочется зарабатывать больше? Правильно. Продвижение, реклама, маркетинг, все эти правильные слова. Вроде как логичная логика говорит о том, что в кризис надо сокращать все расходы понижающие выручку и увеличивать расходы повышающие выручку. Верно?
Ну, например, сократить личного водителя и нанять грамотного маркетолога/рекламщика.
Оказалось, в этом волгоградском банке профессионалы такого уровня, что они, решили вообще ОТКАЗАТЬСЯ ОТ КОММУНИКАЦИЙ СО СВОИМИ КЛИЕНТАМИ! И сократили маркетолога!!!..........
О чем эта история?
Вовсе не про кризис. И не про то, что я точно никогда не стану клиентом этого банка (если они такие "спецы" в продвижении, значит они такие же "спецы" и в работе с моими деньгами??? На фиг, на фиг...).
Эта история про странное отношение компании к своим клиентам...
Эта история про заблуждение, что все клиенты компании только и думают, что о твоей компании...
Эта история еще про одно заблуждение, что клиенты вам дали обет верности и никогда не уйдут.
Наконец, эта история про полное непонимание структуры выручки своей компании...
Конечно, подобные подходы к своему бизнесу встречаются довольно часто. Но одно дело - это ЧП, торгующий колготками на рынке, а другое - банк.
P.S. Написав эту статью, получил от наших маркетологов материал на смежную тему. Прикольно!
И в это материале - вот такая диаграмма, про то, кто считает что нужно рекламироваться летом. Это фактически частная ситуация от кризисного времени. (Что кризис, что не сезон - одинаково характеризуются малым количеством покупателей на рынке). Это опрос клиентов из нашей CRM.

Считаю результат оптимистичным. Как минимум половина понимает всё, о чем я сегодня написал.
Ну а с остальными - будем работать!! )))
Метки: Не сезон
Я Медиа Менеджер России. Круто))
В те времена вообще было очень модно ходить с приемником, а еще круче - с портативным магнитофоном! Тогда это много значило! Намного больше, чем сейчас, например, Порше Кайенн ))
И лежа на пляже я слушал по нему много-много всяких радиоволн на всяких языках... Английский, болгарский, арабский, турецкий, немецкий, какие там еще иностранные языки есть?...
Что удивительно, в первый же день я услышал что то похожее на " A' SlavA' MerHa Ba..." Вот это да! Подумал я. Откуда они знают, что я их слушаю? Какое-то волшебство! )
Я был умный мальчик и понимал, что это совпадение. Но несмотря на это, и что много лет спустя какой-то арабский студент сказал,что это означает "Уважаемые слушатели", ощущение волшебства радио у меня осталось. И до сих пор я верю в магию радио. И считаю, что радио - самое лучшее из всех медиа.

То, что я стал Медиа-менеджером России за вклад в развитие радио - для меня продолжение волшебства радио! Реально, очень круто быть в числе легенд российских медиа - телика, прессы, радио... Эрнст, Варин, Синдеева, Грахов, Костин, Архипов, Дишдишян, Роднянский, Сагалаев, Минтусов, Ройзман, Федутинов, Таллер, Полесицкий, Прохоров, Козырев, Сурков...




Я горжусь, что эта награда будет жить в Волгограде!
Я горжусь своим коллективом, который эту награду заслужил!
Спасибо вам!
Метки: Медиа-менеджер России 2013
Как проходят выборы в Болгарии
Решил немножко поделиться, буквально несколько фото.
Как обычно, большинство предвыборных плакатов ничего примечательного из себя не представляют.


Видно, что плакатов не жалеют, заклеивают "мультиками" все остановки, переходы... Спросил у одной бабушки - знает ли кого из них, и она показала вот на этого -

Его, действительно побольше других наклеено. Но помнила бабушка его совсем по другому плакату, который тоже довольно много где есть. Вот он -

Что это? Контр-агитация? "Мочилово" конкурентов? В 90-е годы у нас иногда происходило подобное, но чаще - на страницах безымянных "боевых листков".
Кстати, непонятно. Такая контр-агитация - она вредна или... полезна? Ведь, в результате, та самая бабушка запомнила именно его!
Пока шел от собора Кирилла и Мефодия до набережной, по пути попались 5 или 6 предвыборных палаток этого же кандидата. И надо сказать, что работают там молодые веселые (да и фамилия у него весёлая))) ребята, раздатку вручают не абы кому, а целевым способом. Приятно работают.
Были еще и другие предвыборные пункты. Но нигде я не встретил среди агитаторов насупленных серьезных старушек.
А вот еще один прикольный пример контр-агитации -

Даже без перевода понятно, что кто-то очень не любит эту коалицию )))
Самый понтовый вариант контр-агитации - я вообще поразился!
Представляете! У главного входа в мэрию - куча мусора и транспорант, что пора убрать отсюда мусор и прочую мафию! Не верю, что здесь не обошлось без работников ЖКХ!
И как бороться с такой агитацией? Действующему мэру самому что ли с лопатой придти и на своем джипе вывозить? Вот она, демократия в действии!
Довольно много и обычных видов агитации -
Этим трафаретом весь центр города украшен. Но, что удивительно, ни одной более-менее приличной поверхности или стены не испорчено краской!
Лозунги подобного типа меня всегда удивляют и у нас. Как будто какая-нибудь партия может написать, что она за слабую Болгарию??
Вот просто совершенно нестандартная агитация "зеленых" -
Скажите, круто? ))
А вот это, насколько я понял, довольно шовинисткий призыв. Что-то типа ЛДПР - Россия для русских...
Каждый вечер по улицам шествия. Жалко, языковой барьер (да-да! У болгар есть свой язык!) не позволил мне понять даже основных лозунгов или требований!
Никакой особой охраны или "космонавтов" у шествий нет. Пару-тройку спокойных, даже вялых полицейских, без всякого раздражения, просто следят, чтоб никто не мешал шествию.
Люди в колонне веселые, поют, скандируют!
... В общем, хочу тоже выборы! Нормальные, интересные и чтоб - выборы. Чтобы после них не пришлось ехать в то самое место, до которого 43 километра...
Какие они - бизнесмены?
Я точно не готов давать рецептов успешности, но этот вопрос навел меня на мысль – а какие они – бизнесмены?
Без всякого «успешный». Потому как – кто определяет эту успешность? На мой взгляд – так сам бизнесмен.
Поэтому я взял на выходные свою записную книжку и начал смотреть, с кем и когда я встречался и резюме встреч. Записной книжки мне обычно хватает на несколько лет. С 1996 года – эта третья. Так что информации там нашлось достаточно. Я просто проанализировал всех, с кем лично встречался, и встречи описаны или просто зафиксированы, и я хорошо знаю этих людей. Получилось почти под сотню бизнесов.
Проанализировал я этих бизнесменов с точки зрения их бизнесов: стиль управления, проблемы, задачи, видение. Естественно, ничего личного. Нельзя, конечно, это считать репрезентативным исследованием, все-таки они все – из числа моих знакомых. Но зато они представляют все отрасли малого и среднего бизнеса города. Так что, представление получить можно. Вот, что получилось.
Во-первых, мне было интересно оценить стиль руководства своей компанией – распределение обязанностей, свою вовлеченность в управление, доверие к сотрудникам. Я распределил эти вопросы на две группы –

Как мне кажется, здесь все понятно. Крайние ситуации (с тотальным контролем и полным пофигизмом) – в меньшинстве. Большинство придерживается некоей разумной стратегии контроля за бизнесом в самых важных точках.

Ну а тут… С самомнением (неважно, насколько обоснованным) у бизнесменов всё в порядке. Наверное, это нормально. А как еще заниматься бизнесом, если не считаешь себя лучшим?
Но вы знаете? Самое приятное впечатление при поверхностном знакомстве - от тех небольших 5%, которые – «Не должен разбираться, пусть работают профессионалы»! Это жизнерадостные, открытые люди, часто дружелюбные и позитивные! Не странно! :-)
А вот те, кто «самый опытный», да еще и «старается контролировать всё» - как правило, серьезны, часто занудны,
говорить с ними на сторонние темы сложно и скучно.
Положение обязывает быть серьезным? Ну, об этом еще Горин высказался устами барона Мюнхгаузена...
И, во-вторых, я проанализировал проблематику бизнесов. Здесь анализ нежесткий, т.е. в большинстве бизнесов – по две или более позиций.

Что тут сказать?
То, что подавляющее большинство недовольно экономикой региона – не новость. От нас это не зависит, пропускаем.
А вот на втором месте – проблема с кадрами! Вот это действительно проблема. В Волгограде только один ВУЗ, целевым способом готовящий специалистов для бизнеса – Волгоградский Институт Бизнеса, ВИБ. Похоже, этого мало. Да и в бизнес идти молодежи не особенно много рвется. Много легче идти в чиновники, получать гарантированную зарплату и ни за что не отвечать.
Важнейшая проблема – невозможность развития. Я свел в эту позицию всех, чей бизнес ограничен какими-то естественными ограничениями, например, природными ресурсами. Вот, например, нельзя просто так взять и открыть в Волгограде неограниченное количество радиостанций, так как частотный ресурс весьма ограничен и это естественное ограничение.
А вот коррупция, произвол властей, дорогая муниципальная аренда, высокие налоги и т.д. – это все ответ «Государство мешает». Довольно оптимистично, что только четверти моих знакомых бизнесменов мешает государство. Могло быть и хуже…
Проблемы «недобросовестная конкуренция» и «сложность управления», при том, что являются внешними и внутренними факторами, по-моему, сильно зависят от видения своей компании на рынке и ее позиционирования. Я их отношу к тем, которые поддаются решению, и решение существенно зависит от руководителя бизнеса.
Низкий уровень B2B и аутсорсинга – как раз индикатор развития самого бизнеса. И это вопрос скорее к самим бизнесменам, хотя и риторический. Если видите нишу, почему не занимаете? Ответ, очевидно, кроется в самом первом, большом столбике.
Ну а последняя проблема, вроде и не проблема, но несколько человек (в разное время) признавали, что не видят смысла в расширении бизнеса, так как им это неинтересно. Денег хватает, а лишних проблем и забот не хочется.
Но это, скорее, уже история про дауншифтинг…
Метки: МСБ
Много ли бизнеса в ЮФО?

В основных городах ЮФО (Пятигорск по старой памяти) населения - 4 млн 817 тыс. человек.. Пол-Москвы!
Количество предприятий МСБ - 86 тысяч.
Самые коммерческие города - Пятигорск, Ставрополь, Краснодар. Не удивительно!
А самый "бюджетный" - Астрахань.
Волжский не считается, так как он город-спутник и находится в зоне действия волгоградских бизнесов.
Волгоград - середнячок. Одно предприятие на 70 жителей. Кстати, количество активных предприятий МСБ с конца 11 года подросло аж на 22%! По крайней мере, статистически. Почти уверен - и реально. Оборот МСБ тоже вырос приблизительно на столько же, но только это, скорее, инфляционный рост.
Странно, но столица округа - Ростов-на-Дону - совсем не лидер. По крайней мере, по числу МСБ. Может по обороту?
Придёт время - посчитаем.
Вот так.
Чего хочет молодежь?
Правда, в случае со мной, все происходило днем :-)

Проектом занимаются чрезвычайно симпатичные ребята, которые пригласили меня выступить перед молодежью, студентами, стартаперами (простите за это слово, не я придумал). Грешным делом подумал, что молодежь будет пассивная и зевать (night все-таки).. Однако...
Вот тут я накануне рассказываю, чем я буду делиться -
На мастер-класс собралось человек 25-30 и... было интересно! О чем говорили - это наше с ними дело, а я вот вспомнил, что года 3-4 назад мы опрашивали 100 студентов 4-5 курсов про то, как они видят свое будущее. И вот что тогда получилось -

Каждый найдет в этих цифрах и оптимистические выводы и пессимистические. Для меня знаково, что целых 8 процентов планировали заниматься собственным делом. Надеюсь, это количество не падает, хотя и признаюсь молодежь в бизнесе встречаю редко. А то, что 48% еще не определились - не странно. Я до 5 курса тоже не знал, что хочу и куда пойду. Сейчас, конечно, времена другие...
А из тех, кто определился, вот кто куда собирался -

А вот здесь - полный пессимизм... 72% планировали работать на государство. Т.е. - становиться бюджетником, садиться на плечи остальным. Думаю, государственная политика последних лет привела к тому, что чиновник воспринимается как самый важный человек в стране. И зарплата большая, и отвечать ни за что не надо, еще и приятные бонусы всякие...Грустно..
Но все же, 18% - наши люди! Надеюсь, у них все получается. Выступая на "Неформате", я увидел таких же целеустремленных. И мне понравилось! Спасибо организаторам, что позвали!
Метки: неформат
Немного о Конференции с Белгороковым

Почему так долго не писал?
Во-первых, волгоградский вояж Александра закончился только в прошлую пятницу, так как сразу после конфы он еще работал с некоторыми волгоградскими компаниями. А во-вторых, за все время, прошедшее с конфы, я так МНОГО про неё рассказывал и не меньше слушал, что стало казаться, что уже и так все всё знают. Что конечно не так. Поэтому я просто отвечу на вопросы, которые мне чаще всего задавали.

Почему это называлось конференцией, хотя спикер был один? Логичнее было бы назвать семинаром.
Потому что на конференции был не только из семинар, но и мастер-класс с владельцами бизнеса. Проходил он в креативном пространстве ИКРА. А еще потому, что программа семинара и мастер класса готовилась с учетом вопросов, подготовленных волгоградскими бизнесменами. Теми, кто в течение пары месяцев отвечал на наши телефонные опросы и делился своей проблематикой.

Зачем разделили аудиторию и провели две разных сессии?
Ровно потому, что проблематика у продавцов и руководителей бизнеса разная. И с руководителями Александр работал на темы, которые, согласитесь, вовсе не надо обсуждать со всеми сотрудниками.

Почему именно Белгороков?
Тут всё просто. Во-первых, потому, что при опросах путем простого большинства победила тема конференции "Продажи". Во-вторых, я давно знаком с Белгороковым, мы сами работаем по многим его технологиям и я могу рекомендовать только то, что сам попробовал и убедился в эффективности.

Будут ли еще конференции?
Думаю, да.
Что еще будете делать для бизнесменов?
Вопрос не совсем про конфу, но мне он важен. В этом году, мы уже свозили волгоградских бизнесменов в бизнес-путешествие в Гонконг, поизучали бизнес там. Сейчас вот провели конференцию в Волгограде. В планах - продолжение международных конференций в интересных для бизнеса странах. Я мечтаю показать рынки стран Латинской Америки. Сейчас мы изучаем возможность путешествия в Рио-де-Жанейро. Мне кажется, это очень интересно не только с точки зрения бизнеса :-)
После того, как наша медиагруппа при проведения мероприятий перенесла акценты с широкой аудитории(например, Ночь пожирателей) на непосредственно бизнес-сообщество (все эти конференции и путешествия), мы увидели, что это вызывает реальный интерес наших партнеров и клиентов и понятно, что мы хотим продолжать в этом духе, пока это будет нужно и полезно.
А о том, как это полезно, мне и рассказывали эти две недели участники конфы. Одних только презентаций Белгорокова мы отправили по запросам несколько десятков!
Метки: Александр Белгороков
Рассказываю про сессию "Радиорынки"
Метки: Вместе радио, медиарынки
Крупные радиорынки России - сессия на Фестивале ВМЕСТЕ РАДИО
В течение дня с 11.00 до 18.00 мы с несколькими десятками радийщиков (по большей степени российских, хотя было несколько и европейских), разбирали ситуацию на малых, средних и крупных радиорынках России. Было много моих хороших друзей и знакомых, самых, на мой взгляд, продвинутых и подвижных людей в нашей отрасли, с которыми всегда интересно обсуждать и спорить о радио -
Андрей Воронцов, Сергей Ямщиков, Николай Грахов, Оксана Ачкасова, Юрий Федутинов, Андрей Недосеков, Христо Грозев, Алексей Беляев...
Рынки мы рассматривали с трех сторон - деньги, кадры и контент. И поэтому, важные дискуссии велись вокруг этих вопросов. Хотя успели поговорить о многом..
Я модерировал раздел по крупным рынкам. О них немного и расскажу. Самое прикольное, что про Волгоград будет минимум. Так как Волгоград, хоть и крупный рынок, но в ведущую семерку не входит. Пока. :-) Но мы же работаем! :-)
Все данные, которые я использовал, я собрал из разных источников - Деловой Квартал, РГ Дельтоплан, АКАР, TNS Media Intelligence, отдела маркетинга нашей МГ ПРЕМИЯ.
Начну с ситуации на всем рекламном рынке России:

Что радует в этой диаграмме, что рост радио в прошлом году был существеннее выше(23%), чем средний рост по рынку в 13%. За интернетом не угнаться, но телик и прочие - по темпам роста далеко позади. Здесь радуемся. Кстати, близкий к 23% рост отметили некоторые радийщики на всех рынках - от малых до крупных. Что говорит, наверное, о системном росте, а не за счет, как обычно, Москвы...
Вот объемы рынков крупнейших семи городов России. Сразу отмечу, что Москву и Питер мы не рассматриваем.

Завидно...
А вот количество потенциальных рекламодателей (МСБ) -

В Волгограде количество бизнесов (МСБ) - около 12 тысяч. Тут мы не сильно отстаем от лидеров. Хотя, понятно, что в оборотах МСБ мы проигрываем пока значительно. Один из интересных индикаторов - стоимость среднеко чека РК -

Увы, по Волгограду сведенных данных у нас пока нет. А вот данные по нашей медиагруппе - 28 219 руб.- не только не уступают, но и кого то обгоняют! Супер :-) Хотя, повторюсь, в целом по городу - нет данных.
А вот так вот выглядят структуры рынков по городам-лидерам. Немного мелко, но если кому-то нужно - пишите, я пришлю по электронке.

Об этом слайде мы долго спорили и обсуждали. Я обратил внимание на то, что в каких-то городах доля интернета существенно меньше 3-4 %% против 9-12%%. Т.е. в разы. Надо, кстати, заметить, что в интернете считаются только медиапродажи, без прочих статей дохода, типа, приложений, интернет-магазинов, контекста и т.д...
Предполагали, что дело в уровне технологического развития городов, силе телекоммуникационных компаний, дорогой интернет и т.д. Но, к общему мнению, так и не пришли. Лично у меня ответ простой - нет на рынке сильных игроков в интернет-продажах. Вот и всё. Возможно, более точный ответ могут эти самые игроки и дать.
Вот здесь Топ-15 самых рекламируемых отраслей на радио -
Тут надо понимать, что TNS мониторит весь трафик, без учета - коммерческая это реклама или взаимозачетная. Мы ведь понимаем, что "Массовые мероприятия" на втором месте - это все взаимозачетные РК разнообразных концертов, корпоративов и т.д.. А в остальном картина весьма корректная. Это кстати подтверждается данными и по Волгограду -
Первые позиции совпадают. Нашей региональной особенностью является довольно большая доля на рекламном радиорынке Бытовой техники. Это связано с особенно высокой конкуренцией в городе именно в этой отрасли. Хотя нельзя сказать, что в автомобильной отрасли у нас прям всё ровно. Тоже очень и очень конкурентно.
Теперь немного о кадрах. Вот данные по количеству сотрудников в отрасли в 40 крупнейших российких городах -
Может плохо видно напишу, что на радио работали:
в 2004 г. - 3300 человек.
в 2008 г. - 4900 человек.
в 2012 г. - 4600 человек.
Здесь вообще всё логично. С 2004 по 2008 год (тучные годы) медиаотрасль развивалась со страшной силой. Появлялись новые радиостанции, расширялись существующие. В Волгограде, например, за эти годы станций стало почти в два раза больше!
А с 2008 года по 2012 (года кризиса) - отрасль немного ужалась, избавившись в первую очередь от балластных сотрудников, сохранив основной костяк.
Хоти, вот мы, например, за эти годы активно развивались, кадрово увеличившись больше чем в два раза!
Возвращаясь к числу радиостанций в городах, можно отметить ужесточение конкуренции в части контента -
Отмечу лишь, что многие из отмеченных желтым- станции с "собственным программированием", таковыми по сути не являются. В Волгограде, например, только две станции с чистым собственным программированием - Ведо и Новая волна. Остальные - все сетевые. Поэтому надо просто смотреть общее количество станций. Видно, что города лидеры в продажах и лидеры в числе радиостанций. Это тоже понятно. Чем больше рынок - тем больших участников он может прокормить. Хотя правило, которое вывел Николай Грахов (первые шесть станций имеют 80% рынка) в общем-то справедливо для большинства крупных рынков.
Конечно, не смогу я рассказать о тех дискуссиях и даже баталиях :-) которые были на сессии. Было действительно интересно и я видел, что для многих участников, особенно те,кто были в первый раз на фестивале это было открытие.
И больше всего мне понравилось, что представители малых и средних рынков ничуть не уступают в своей подготовленности представителям крупных рынков. У нас просто денег разное количество - а в остальном - мы все одной крови!
И в заключение описания сессии, я еще раз хочу сказать спасибо Наталье Власовой, которая тащит на себе этот тяжелый, но офигительно нужный паровоз под названием Фестиваль ВМЕСТЕ РАДИО!
Ты знаешь, Наталь, что всегда можешь на меня рассчитывать!
Метки: медиарынки, Андрей Воронцов, Сергей Ямщиков, Николай Грахов, Оксана Ачкасова, Юрий Федутинов, Андрей Недосеков, Христо Грозев, Алексей Беляев
Радио через год – фантазии на Финальном фестивале ВМЕСТЕ РАДИО
Юрий Лабурец, глава отдела Радио EGTA,
Христо Грозев, председатель правления 100%NL-Radio, Голландия,
Юрий Федутинов, генеральный директор «Эхо Москвы», Москва
и я.

Очень приятно мне было пообщаться с Христо Грозевым. На мой взгляд, это один из самых умных и аналитичных радийщиков в мире. Я знаком с разными его материалами и работами в самых различных областях радио и было
интересно познакомиться с ним вживую, узнать о его видении перспектив радио…
Суть же моего выступления вкратце была такой – ничего сильно не изменится. Всё будет так же. Почему так думаю? Потому, что вижу на международных фестивалях и в гостях у зарубежных коллег, что радио развивается в конкурентной среде не с другими коммуникациями, а в конкуренции с самим собой. В мире есть много передовых и технологичных радиостанций, которые задают тон в развитии отрасли. Но в нашей стране… еще не подошла та грань, за которой работать по старому невозможно. Радио – одна из самых консервативных коммуникаций. В этом сила, но и слабость. И поэтому, несмотря на то, что есть в стране и ищущие новые пути станции (то же московское «Эхо», Новосибирский «Юнитон», Тюменская «Красная Армия», мы тоже что-то ищем..), за год больших изменений мы не увидим.
Консервативно? Возможно. Поживём - увидим..
А вот уже через 3-4 года, я уверен, технологии радио…
Но, об этом не сегодня!
Метки: Юрий Лабурец, Христо Грозев, Юрий Федутинов
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу