Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Все вопросы к девушкам!

false

Последний день детства. 1970-е г. Челябинск Фотограф Сергей Григорьевич Васильев


Меня вырастили, хоть и не в суровом Челябинске, именно такие девушки! Если что - все вопросы к ним. А так я хороший...

false


Метки: ladies first, фотооткровения, испытания историей, осебятина, граждане моего сердца

Триумф пенсионной свободы

false


2 месяц получаю пенсию. Но до вчерашнего дня был каким-то неполноценным пенсионером. И вот свершилось: добрался до «Моих Документов» и получил вожделенную «Карту москвича»!

Приветливая дама лет 35 вручила мне ее с напутствием: «Катайтесь, молодой человек!» Может, она имела в виду «Катитесь!», но наши МД очень вежливы и дружелюбны. И я заскочил в автобус, законно уселся на место для тех, кому не стоится и победоносно пронесся 3 коротеньких остановки. Вот он триумф полноценности! Не знаю, чего еще от себя ожидать.

Конечно, томатная рассада на кухонном окошке, подшивка газеты «ЗОЖ» с жирными красными подчеркиваниями и восклицаниями на полях, гиперактивность общественника с засовыванием носа во все мировые дыры, зияющие по недосмотру ЖЭКа - это 99 уровень, пока мне непосильный. Но воздуха пенсионной свободы я глотнул, пусть неполной грудью (все-таки нужно выполнять свои ежедневные рабочие обязанности).
false


Разбор первого дня полноценного пенсионного полета заставил признать: не все еще пережитки прожитого ликвидированы. На выходе из Моих Документов по привычке (как учила мама) придержал дверь и пропустил вперед девушку. А она приняла это как само собой разумеющееся. Больше ни одну девушку не пропущу!

Don’t stop me now, девочки и мальчики!

Метки: осебятина, экспрессии-импрессии, соц-и-ум

Без единого "цифрового" гвоздя

false


Вчера встретились с моим добрым другом Борисом Михайловичем Островским, инженером, конструктором, изобретателем - творцом удивительных образовательных сред для развития и жизни детей. Такие среды он и 120 его сотрудников создают без единого "цифрового" гвоздя (оба мы сторонники умной=уместной цифры). Сколько бы детей ни искушали "цифрой" (уже видны симптомы пресыщения), они будут тянутся к рукотворному миру, чтобы принять участие в его рукотворении. И уже простенькое, казалось бы, черчение может стать чудом... Поговорили об исчезновении пространства из мышления и его возвращении в мысль, много, о чем... Два часа пронеслось курьерским. Надеюсь подобнее рассказать на сайте о том уникальном, что создает уже больше 30 лет самарская фирма "Светоч" под началом Бориса Михайловича.

false

Метки: Цеховое братство, граждане моего сердца, Педагог-и-Я, немножко психологии, мир детства, Виртуазности

Простой план сэра Артура Конан Дойла

false

Коллаж: livelib.ru


22.05.2024

165 лет назад, 22 мая 1859 года читающий мир от мала до велика осчастливил своим появлением Артур Игнейшус (Игнатий) Конан Дойл (Дойль).

Затерянные миры не там, где светло, а там, где потеряли

А больше полувека назад он осчастливил мою жизнь первой почти взрослой и поныне любимой книгой – «Затерянный мир». В классе во втором, когда я приболел, мне ее читала вечерами моя мама, а со второго по пятый – раз 10 или больше перечитал я сам.

Мудрый и остроумный эпиграф к роману говорит сам за себя: «У меня есть простой план: доставить час радости мальчику, ставшему наполовину мужчиной, и мужчине, оставшемуся наполовину мальчиком».

Никакая компьютерная графика, никакие изыски анимации не могут сравниться с картинками, которые рисовала моя фантазия, пока глаза пожирали текст почище цератозавра, который заглянул к героям на огонек костра. От этих динозавров, которыми я не просто «приболел», а заболел раньше, где-то в 5 лет (дед подарил мне замечательную иллюстрированную книгу-альбом палеонтолога пражской школы профессора Йозефа Буриана и художника-реконструктора «По путям развития жизни», и на долгие годы палеонтология стала моей мечтой) не просто дух захватывало – от их дыхания шевелились волосы. Динозавры были рядом. Как и бесстрашные герои, голоса которых я слышал и различал. Как и ночные всплески озера Глэдис (имя невесты журналиста Мелоуна, от имени которого ведется повествование).

false

Фото: лабиринт.ру


Один из эпизодов не имел отношения к динозаврам, но я его отдельно перечитывал, взрываясь от смеха, вместе с остальными персонажами романа: профессор Челлендежер, инициатор британской экспедиции на таинственное плато в Амазонии оказался копией «обезьяньего царька» (по описаниям и книжным иллюстрациям, скорее, полуобезьяньего), который тут же принял его за брата и оказал ему братские почести. Челленджер был, мягко говоря, в смущении, но это спасло жизни членов экспедиции. Конан Дойл (и невольно Дарвин) сократили расстояние между вожаком дикарей и лондонским профессором от космического до комического.

Словом, как и Челленджер, я не чувствовал себя потерянным в этом затерянном мире, правда, без чувства внезапно обрушившегося «с дерева» родства.

Позже понял: вся литература – о «затерянных мирах». Мы ищем их там, где светло, а писатели – там, где потеряли. И находят вместе с героями. Чтобы пригласить туда читателей, нас.
Мистер X по фамилии Холмс

В юбилейный день сэра Артура было бы странным не вспомнить о Шерлоке Холмсе.

Казалось бы, в детективе – главное сюжет, в который вовлекаются герои. Герой в детективе – подставная величина, функция (f) от сюжета. Может, оно и так, но в бульварном детективе (это тоже жанр, не вижу в нем ничего уничижительного, там есть свои мастера, имена которых у всех на слуху). Но не в детективе, который является высокой литературой.

«Преступление и наказание» Достоевского - жанрово чистейший детектив с достаточно простой сюжетной линией, где преступник очевиден, но роман наполнен характерами в состоянии коллизии, что позволяет заодно раскрыть мотив преступления, не сводимый к поиску ответа на заученный в школе вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?». В таких детективах ищут не преступников, а ключ к разгадке тайны их личности в кругу таких же «загадочных личностей», включая личность самого детектива. Иногда такие детективы называют психологическими. Таковы классические книги Жоржа Сименона, Агаты Кристи, бр. Вайнеров, Элизабет Джордж…

Но самого загадочного детектива придумал, конечно же, Конан Дойл. Холмс – главный Х в рассказах о Холмсе. Недаром кинематографисты всего мира больше века исследуют его таинственный образ в экранизациях, включая пародии и прочие вариации «по мотивам» (а их больше 200).
false

Мисс Шерлок – Юко Такуэте. Фото: yandex.images


Чего только не делали с Холмсом! Заставляли превращаться в пенсионера-пасечника («Мистер Холмс»), в женщину («Мой нежно любимый детектив» – советский фильм с Екатериной Васильевой в роли Ширли Холмс и японский «Мисс Шерлок» с безвременно ушедшей Юко Такуэте), в разгадывателя загадки Лох-Несского чудовища («Частная жизнь Шерлока Холмса»), в собаку (опять же японский анимационный сериал «Великий сыщик Холмс»), в обычного канонического Холмса, среди которых один из самых канонических – Василий Ливанов в 5 фильмах Игоря Масленникова… Каждый раз получался свой Холмс. Из 60 историй Конан Дойла было экранизировано 53, некоторые по несколько раз.

Но в основе этих историй – драма противостояния личностей вплоть до смертельных объятий Холмса и профессора Мориарти, в которых они устремляются в пропасть.

А сюжет – захватывающий крепче этих объятий. Равных Конан Дойлу в детективном сюжетосложении найти трудно.

“Elementary, my dear Watson“

…«Элементарно, мой дорогой Ватсон» – неповторимый тембр и интонация голоса Василия Ливанова. “Elementary, my dear Watson“ – известно, что ни в одном из 56 рассказов и 4 романов Конан Дойла эта фраза ни разу не звучит. В финале старого американского фильма «Возвращение Шерлока Холмса» (1929) ее произносит главный герой, которого играет Клайв Брук. Оттуда она и была позаимствована создателями знаменитого советского сериала. И все же, в данном случае кинематографический дым не обошелся совсем уж без литературного огня...
false

«Elementary, my dear Watson». Клайв Брук в роли Шерлока Холмса.
Фото: tr.pinterest.com


В рассказе «Приключения скрюченного человека» «мой дорогой Ватсон» (довольно частое обращение в оригинальных произведениях о Холмсе) и «элементарно» разделяет всего одна короткая реплика:

«У меня есть преимущество в том, что я знаю ваши привычки, мой дорогой Ватсон», – сказал он. «Когда ваш круг короткий, вы идете пешком, а когда он длинный, вы пользуетесь экипажем. Поскольку я вижу, что ваши ботинки, хотя и подержанные, ни в коем случае не грязные, я не сомневаюсь, что в настоящее время вы достаточно заняты, чтобы оправдать поездку в экипаже.»

«Превосходно!..»

«Элементарно», – сказал он.

«Это один из тех случаев, когда рассуждающий может произвести эффект, который покажется замечательным его соседу, потому что последний упустил один маленький момент, лежащий в основе дедукции».

false

Два Холмса – Василий Ливанов
и Бенедикт Камбербэтч – кавалеры Ордена Британской Империи. Фото: dzen.ru


Тем не менее, вклад нашего сериала в мировое продвижение фразы отрицать не приходится. Ведь Шерлок Василия Ливанова был признан лучшим в Альбионе, а сам Ливанов награжден Орденом Британской Империи. Таким образом, через него «американское» «Elementary, my dear Watson» обрело вторую жизнь на родине героя.

Артур Конан Дойл оставил свою главную загадку в образе мистера X как повод для размышлений и творчества, как минимум, еще на 165 лет. И, конечно, свой план.

Колонка Владимира Кудрявцева в газете "Вести образования"

Метки: ПреКрасные даты, проза ветров, медиа, колонка в Вестях образования

Светлана Седун. Не упустите миг творения!

false

Фото Светланы Седун (2018)


Слова радости, восхищения, вдохновения, благодарности, песни разнес по миру цветаевской улыбкой майский ветерок. Не соберешь-не подберешь!

В.К.

Не упустите миг творения! Возьмите чай, к нему - варенье,
Компьютер. В ночь бегите! В сад! От плошек, плюшек и рассад..
Заткните уши соловьями. Укройтесь в трав болотных яме,
Но ухватите миг, когда молчат, как рыбы, города.
Они лежат на дне пустыни. А мы-то! Соловьями ныне
В цвету черёмух, вишен, груш - в бриллиантах всех словесных луж:
Эссе, поэзии, статей, романов, сказок для детей ...
Они кружат теперь над нами, как яблонь листья в оригами
Их вихрь ночной пронзает явь. И разум - вскачь, и сердце - вплавь,
Рассвет крадётся вором в сад - Мы будем пленники рассад,
опять. Но уж теперь другие: Из трав сплетённые, тугие
На наших луках тетивы. Их цель - весенний, летний ВЫ:
Ваш дух, восторг, ваш верный взор теперь растёт сквозь летний вздор
Полыни, клевера, сурепы, промеж забора древней скрепы...
И вырастает выше крон Рассада наша - Неба трон
земной - весенний и прекрасный, цветущий, свежий, сочный, праздный...
Итак, не упустите ночь. И соловья, и многоточь..
Ей богу - даром семена и ночь, что нам Весной дана!

16.05.2024
false


Светлана Седун более 20 лет консультирует взрослых в ситуации острого кризиса профессионального развития, поисков призвания и задачах повышения профессионального мастерства. Руководитель лаборатории work-idea.ru. Автор книг по коррекции профессионального и жизненного пути личности. Ведет научную работу по рефлексии практики преодоления кризисов профессионального развития на кафедре индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, работу по популяризации темы профессионального мастерства в СМИ (радио "Говорит Москва", "Серебряный Дождь", газета "Московский комсомолец", телеканал "Москва-24"). Перспективная зона интереса - культура на службе повышения профессионального потенциала нации, исследование вклада искусства в осознание, развитие и популяризацию механизмов профессионального становления, достижения профессионального мастерства и реализации личности в работе. Хобби, поддерживающие работу Светланы - реализация в поэтическом творчестве, скульптуре и движении.

В авторской колонке на сайте Toviecich.ru она представляет свои психологические стихи, стихи о духе и этике, социально-политические стихи, и, конечно, стихи о пути достижения профессионального и жизненного акме.

Метки: безумие поэтов, открытия сезона, Цеховое братство, фотооткровения, tovievich.ru, граждане моего сердца

Пионер бывает только первой свежести

false


Первая половина 1970-х: дебют великого и ужасного вокалиста одной московской школьной группы. Первая половина 2020-х: по-прежнему ужасен, хотя велик чуть меньше. Пионерия – кузница рок-н-ролла! Правда, сейчас его порой потягивает в здравницу.

Если ты порвал подряд книжицу и мячик, - положи на октябрят: ты уже не мальчик! Пионер и, особенно, пионерка не бывают второй свежести. По определению и умолчанию. Мы есьм - пусть не вечные, но зато вечно первосвежие и всегда готовые на все хорошее!

Вот тут несколько лет назад я написал об этом все очень серьезно. Добавить нечего, если только горстку еще более серьезного.

Я никогда не был председателем пионеров, только комиссаром - идеологом и стратегическим провокатором. Редактировал стенгазету и сам писал боевые листки, иногда на грани фола. Параллельно писал и рисовал на уроках газету "Поправда" с тем самым шрифтом зага. Гл. ред - Поручик Ржевский. Пускал по рядам на уроке. Герои - одноклассники, учителя, рок-музыканты, члены политбюро, включая тов. Брежнева Л.И., еще кто-то.

Бумага терпела, соучеников распирало, и они переставали учиться, учителей пару раз взорвало, что, конечно же, мешало им учить. Они, правда, не понимали, что происходит: газету им так никто и не сдал. Сдали однажды меня с товарищем. Сдал не попавший в герои. По моему недосмотру, а не из желания обидеть. Знал бы о его ранимости, обязательно бы нарисовал в виде чего-то коликогенного. Меня в 7 классе в первых рядах выпихнули в комсомольцы, чтобы не разлагал пионеров. К этому времени антиобщественная работа меня уже не интересовала, и я сконцентрировался на комсомолках как частное, но наглое лицо. Трудный участок - опыт комиссарского дела не работает!
false


На фото - 1978, 10 класс, но это уже другая история.

Мои поздравления, дорогие вечно первосвежие други и подруги! Будьте готовы! Всего хорошего делать-не переделать!

Метки: праздни, экспрессии-импрессии, осебятина

Психотерапия детством


Метки: детворения, немножко психологии, ВидиМОЕ

Целители на охоте. Медико-психологический анекдот


Метки: любимые анекдоты Товиевича, немножко психологии, ВидиМОЕ

Тонут олени!

false


Сидит оленевод на берегу Ледовитого океана, весь в себе, о чем-то думает. Стадо пасется вдалеке на утесе. К оленеводу подбегает маленький сын:

- Папа, один олень сорвался и утонул!

- Не мешай, сынок, видишь, я думаю!

Через некоторое время опять бежит сын:

- Папа, второй олень упал и утонул!

- Сколько тебе говорить - не отрывай меня!

Проходит еще 10 минут:

- Папа, третий олень утонул!

- Да что же такое, спокойно подумать отцу не даешь!

Через полчаса:

- Папа, четвертый олень утонул!

Оленевод поднимает голову и радостно произносит:

- Спасибо, сынок! Благодаря тебе я понял тенденцию: тонут олени!

Метки: любимые анекдоты Товиевича

Пять доказательств Фомы - вкусно, и точка!

false


Перекунивер в профессорской подворотне.  Надежнее поворачивать со Сретенки (от метро) - многолюдно, церковь, охрана общественного порядка, "Вкусно -  и точка"...   А в дыре со стороны Кольца ветрено и беспокойно, как у старика Иммануила с его шестым доказательством бытия Божия. Вот если бы Фома Аквинский шел со своими пятью через "Вкусно - и точку"... В общем, подвел бы спокойно "Сумму теологий" Фома: пять доказательств - вкусно, и точка!

Метки: УНИИвера, МГПУ, НА ПОСТУ, ВеЛичности, экспрессии-импрессии

Нельзя научиться читать и писать, не умея воображать...

false

Фото: dzen.ru


13.05.2024

Есть материалы, которые спустя годы не только не теряют актуальности, но даже становятся ещё более «ко времени». Наш колумнист, доктор психологических наук, профессор МГПУ и МГППУ Владимир Кудрявцев в 2016 году дал большое интервью журналу «Управление дошкольным образовательным учреждением». С удовольствием перечитываем сами и предлагаем прочесть вам.

– Владимир Товиевич! Кто повлиял Ваше научное становление?

– Мне посчастливилось родиться в психолого-педагогической семье. Хотя при рождении и в детстве я об этом счастье не подозревал, довольствуясь просто счастьем величайшей семейной любви, царившей у нас дома, которая вся замыкалась на единственного ребенка. Я рано заболел театром, с подачи тех же родителей, которые водили меня лет с 11 на вечерние спектакли в лучшие московские театры, и собирался поступать в ГИТИС, на режиссуру. Был еще «план B»– биофак МГУ, лет с 6 меня интересовали хищные динозавры и вся доступная литература с ними связанная, научно-фантастическая и научно-популярная. Более того, пытаясь разобраться в эволюционной интриге, которая вызвала их к жизни и ее же у них отняла, в 7 классе я совершил попытку прочитать «Происхождение видов» Дарвина. А там нешуточные страсти, которые и поныне не утихают! Вряд ли я тогда думал, что лет через 20 с небольшим буду заниматься, в том числе, критикой эволюционизма во взглядах на человека (за него гениальный сэр Чарльз Дарвин никакой ответственности не несет) – в своей докторской диссертации и книжках по проблемам психологии развития. Всего этого и не было бы, если бы однажды мне, старшекласснику, отец – Товий Васильевич Кудрявцев, известный психолог, открывший феномен технического мышления и создавший теорию проблемного обучения, не предложил бы попробовать поступить на психологический. Предложил очень мягко - мне, вообще, никогда ничего не навязывали ни родители, ни учителя. Хотя лучшей школы труда, - в котором не бывает разделенной ответственности – только персональная, с самого начала, без поправок на возраст и статус, раз уж взялся, - я не проходил ни с кем. Собственно, отец и стал первым моим учителем в психологии. Проблематика психологии творчества, да и развивающего образования, которыми я увлечен и поныне, досталась мне в наследство из его рук. И из рук его друга, с юности обожаемого (другого слова не подберу) моими родителями Василия Васильевича Давыдова, одного из выдающихся мыслителей XX века, подвижника отечественной психологии и отечественного образования.

Будучи дипломником В.В. Давыдова, я получил целевое направление в аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (теперь - Психологический институт РАО), где он директорствовал и возглавлял лабораторию психического развития и воспитания младших школьников. У меня не было сомнений в том, что я могу и должен продолжать свое обучение только у Василия Васильевича. Однако именно в эту пору андроповских «реформ» партия развернула очередную демонстративную кампанию - по борьбе с семейственностью в науке и других сферах нематериального производства. А мой отец как раз заведовал лабораторией в том же самом Институте. Словом, я очутился в положении отказника. Но так как Академия была обязана что-то делать со своим «целевиком», меня перенаправили в Институт дошкольного воспитания, созданный великим психологом детства А.В. Запорожцем (в настоящее время – Институт изучения семьи, детства и воспитания РАО). И тогда в ход событий вновь вмешалась КПСС. У партийного и прочего давно уже рос и оттачивался до состояния клинка зуб на Давыдова. Ведь он не только имел смелость посягнуть на традиционные устои системы образования (на них, впрочем, держалась не одна советская - вся мировая школа) и предложить новый фундамент, чтобы отстроить на нем нечто принципиально иное. Он еще и делал этот с весьма темпераментным вызовом.

И вот, Давыдова отлучают директорского кресла, а затем и изгоняют из партийных рядов. По тем временам, это – точка, «точка невозврата» в карьере. Выход один – придти другим временам… Они не заставили себя долго ждать, и Василий Васильевич стал вице-президентом РАО. Но тогда – это тогда. И не кресло из-под него выбили, а лишили административной позиции, с которой можно было бы влиять на судьбы школы. В той ситуации его и тревожила больше всего судьба собственного детища – развивающего обучения, которое очень робко, в «экспериментальном порядке» приживалось в единичных школах, разбросанных по городам и весям (была одна сельская школа) СССР. И научной школы, учеников, в том числе – он, не без оснований, опасался, что отыграются и на них. Да, это был не 37-й и даже не 50-й, а 83-й год, уже закатывающийся Советский Союз, но редактора выпалывали ссылки на Давыдова из публикаций. На всякий случай. Хотя сверху прямых распоряжений не поступало (сейчас подобное, увы, проглядывает в других сферах). Я, к примеру, спокойно цитировал своего учителя, сколько хотел. Единственный раз я посмел говорить с ним в повышенном тоне, – когда он предложил мне, в связи со всеми этими обстоятельствами, подумать о том, чтобы поменять научного руководителя. Я ответил: «Василий Васильевич, прошу Вас больше никогда не поднимать со мной этой темы!». На этом разговор завершился. Давыдов стал мне вторым отцом еще при жизни первого, а первый – не ревновал, потому что любил своего друга настолько, что когда-то специально для моей молодой мамы придумал легенду: мол, «Вася» - потомок Дениса Давыдова! И мама верила, верила и любила.

Так что, моя любовь к Василию Васильевичу – наследственная. Рядом с ним я прожил первые 36 лет моей жизни – наверное, лучшие…

Но вернемся к нашей истории. Дальше – третий, заключительный аккорд – перевод В.В. Давыдова на работу завлабом в созданный А.В. Запорожцем Институт дошкольного воспитания АПН СССР. Учитель сам «пришел» ко мне. Язык не поворачивается по-советски пошутить: «Спасибо партии за это!». Это был тяжелейший период в жизни Василия Васильевича, подрезавший ее годы. Но хорошо понимаю, что должен быть благодарен всей этой истории с собственным переводом в Институт дошкольного воспитания. И не только потому, что обстоятельства позволили теснее по-новому связать мою судьбу с В.В. Давыдовым, его делом и судьбой. Если бы я не оказался в Институте, то едва ли бы стал заниматься проблематикой образования и развития дошкольников. И едва ли бы вы меня пригласили бы сегодня в гости.

Не могу не сказать и о той роли, которую сыграла в моей профессиональной судьба мама – Татьяна Николаевна Янишевская. Окончив вместе с отцом филфак МГУ она посвятил всю свою жизнь московскому образованию – в качестве школьного учителя, а потом и управленца. На пенсии продолжала работать и работала до конца своих дней. В начале 90-х она уговорила В.В. Давыдова создать лабораторию на базе московской языковой школы № 368 в Гольяново. В результате сама школа, в значительной степени – усилиями ее директора А.С. Кухтинской, превратилась в школу-лабораторию «Лосиный остров». Идея состояла в том, чтоб выстроить там под руководством В.В. Давыдова многоступенчатую систему развивающего образования, начиная с дошкольной ступени. Заняться «дошколкой» предложено мне. Надо сказать, поначалу я, выпестованный в оранжерее академической, кабинетно-лабораторной, науки, не испытывал особого энтузиазма… Энтузиазм пришел, когда уже были сделаны первые шаги.

Моя профессия – психолог. В фокусе моих интересов – проблематика теоретической психологии, психологии творчества, детства и развивающего образования. С середины 90-х вместе с коллегами разрабатываю программы такого образования применительно к дошкольной ступени или, как сейчас принято говорить, уровню образовательной системы. Первым проектом была программа «Рекорд-Старт», затем – «Тропинки», этот проект продолжается и поныне. С недавних пор приступили к новому – «ФИРОбруч». Это - развивающая программа, которая создается совместными усилиями Федерального института развития образования и журнала «Обруч». Понятно, что программа в каждом случае лежит лишь в основе проекта, который наполнен методически - пособиями, рабочими тетрадями и пр. материалами, задает специфическую модель построения предметной среды, предполагает особую работу по подготовке кадров и т.д. Внутри этих проектов или самостоятельно реализуются более специализированные проекты – «Развивающая педагогика оздоровления», «Диагностика детской креативности» и др. Садики, так или иначе внедряющие или апробирующие наши наработки, есть, судя по всему, во всех регионах России. Мы официально работаем с более, чем полусотней. Так что, я – действующий «дошкольник».

– Нашу психолого-педагогическую науку не очень-то замечают на Западе. Читая публикации иностранных коллег, понимаешь, что они мало знакомы с нашими научными разработками, даже переведенными на европейские языки. Почему культурно-историческая концепция Л.С. Выготского стала так востребована в современном мире?

– В этом году Россия и весь мир широко отмечают 120-летие Выготского. Он – второй, по цитируемости, отечественный психолог на Западе. Можно сказать – первый, потому что возглавляет рейтинг И.П. Павлов: великого русского физиолога там относят к психологам.

О социальных факторах развития ребенка писали и до Выготского. Но именно о факторах, части внешней обстановки. Обычно – как о чем-то извне навязанном, директивном. С этой стороны, развитие представало как постепенное «социальное закабаление», а свободу искали в силах матушки-природы, что вполне естественно в этой логике. Вот взрослые задает ребенку образец какого-то действия. Своими руками, но не от своего же имени. За образцом – социальная норма, исторически сложившаяся. Но…

Ученик Выготского А.В.Запорожец описывал, как дети 2-3-летнего возраста выполняют физические упражнения. Педагог демонстрирует, как правильно строить движение, а малышу еще трудно выделить это в качестве образца из общего потока движений, которые он наблюдает. Можно, конечно, «собезьянничать», «срисовать» внешний рисунок движений, что детям в этом возрасте вполне удается. Но осмысленно вытащить из него эталон – не по силам. Только вот что интересно. Малыши сразу замечают, как ошибаются их сверстники, и могут их поправить.

Почему? Потому что сознание в эту пору устроено так, что ребенок не только не выделяет эталона из потока сложных движений, но по-настоящему - и самого себя из мира людей. Он видит чужую двигательную ошибку как свою (свою-то пока не разглядишь), и лишь через нее соотносит собственное действие с эталоном. Твоя шишка набивается, но на лбу ближнего. Что важно – на живом лбу.

По Выготскому, это - «интрапсихическая» форма его сознания, со своей проблемой он сталкивается вовне. Не погрязая в хаосе собственного опыта, из которого только предстоит создать «порядок».

Причем – самому, хотя при посредстве культурного образца, который первоначально осмыслен через то, что и как делает сверстник. Тогда и «хаос» постепенно становится «управляемым». И норма входит в детскую жизнь осмысленно, а не как фрагмент «филькиной грамоты» мира взрослых. Ведь иной раз таковой и остается. В школе детям нередко с трудом дается понимание, за что им ставят тут или иную отметку, а в самой отметке – видят лишь учительский «каприз». Потому что не способны оценить свое действие (ответ, решение) безотносительно к тому, что поставили. Оставаясь рабами отметки, тогда оценка – это свобода. Самостоятельное осмысленное произвольное действие ребенка с опорой на инструменты культуры (норму, образец, модель и т.п.) - это тот феномен, который, по сути, и открыл Выготский для психологии и образования. А мы по-прежнему инвентаризируем эти инструменты в поисках наиболее оптимальных и эффективных, не понимая главного.

– Принятый после долгих споров стандарт дошкольного образования, психологичен от первой до последней буквы. Кажется, если провести анализ на частоту употребления терминов, то первое место займет «социализация», второе — «среда». Не кажется ли Вам, что такой подход обедняет развитие наших детей. Присвоение культуры, «культурация» намного шире и предполагает социализацию. Только культуросообразное дошкольное образование способно воспитать личность в самом широком понимании.

–Согласен с Вами и даже когда-то писал об этом. Понятия «среда» (хотя оно сейчас интерпретируется по-разному) и «социализации» позволят лишь разглядеть «поверхностность» тех сложных процессов, которыми сопровождается процесс вхождения ребенка в мир человеческой культуры. Но все-таки не эти термины являются ключевыми в стандарте. «Личность», «развитие», «разнообразие детства», «содействие», «сотрудничество», «инициатива» и т.д. – вот то, что там обозначает главные образовательные ценности, придающие культуроосвоению человеческий смысл.

Что касается «психологизма» – в дошкольном образовании всегда наблюдался некоторый «переизбыток» психологии, Вы не замечали? И ничем, кроме специфики дошкольного образования, это не объясняется. Во-первых, его трудно оторвать от семейного воспитания (и обучения, зачастую стихийного). А, во-вторых, - провести в нем четкую между «педагогикой» и «психологией», так сказать, в «школьном» смысле. Иначе: между собственно «образовательной» и интимной, личной жизнью ребенка.

Для ребенка садик – не учреждение, которым со временем станет школа, а расширенное «личное пространство», наполненное сокровенными жизненными смыслами. Эти смыслы предстают в любимых игрушках и друзьях, чудесных играх и прочих занятиях, во всем том, что нельзя забрать «навсегда» с собой домой, чему место только в саду, место радостной встречи… Пусть не для всех, но для очень многих детей. Пусть не во всех дошкольных учреждениях и группах, но непременно – в тех, которые отвечают своему назначению и которых, поверьте, не так уж мало. Это взрослые «образуют» детей, используя целый арсенал своих педагогических изобретений, а дети – просто живут. И чем не меньше – по крайней мере, в дошкольном возрасте – они замечают наши педагогические «усилия», чем естественнее принимают дары нашего педагогического мастерства, тем лучше и тем виртуознее само это мастерство.

С позиций школярской, а не умной школьной (развивающей), дидактики эти усилия расходуются впустую. Никаких тебе знаний, умений и навыков – в привычном, подробно расписываемом в меню школьной программы виде. Хотя, впрочем, это – один из мифов о дошкольном детстве.

За первые 6-7 лет жизни каждый из нас приобретает фантастический капитал «ЗУНов». И тут еще надо разбираться, чей «капитал» повесомее – взрослый или детский. Взрослый – в быту, во всяком случае - учится именно тому, чего от него непосредственно требуется. Тогда как одно усвоенное в детстве умение может спонтанно «притягивать» еще несколько, «впрок», если уловлен, чаще всего – невольно, неосознаваемо, роднящий их принцип. Об этом писал еще в 20-х гг. прошлого столетия Курт Коффка, ведущий исследователь развития в рамках гештальтпсихологии.

Пример. Младенчество – и это отделяет его от новорожденности – начинается с так называемого «комплекса» оживления. Мама подходит к кроватке, а малыш, сытый, умиротворенный, спокойный, бескорыстно радуется самому факту ее явления: улыбается, гулит, двигает ножками, тянется к ней ручками, его пальчики в воздухе проделывают нечто, напоминающее хватание. Все это – экспрессия, а не тренаж в овладении умениями. Но, как показывают психологические исследования, широкий круг умений по-разному хватать самые разные вещи вырастает из этого экспрессивного «дирижирования». Символично: именно тот, кем «дирижируют», и научит потом не только хватать вещи, но и проделывать с ними многое другое. И все же «ЗУНы» в дошкольном детстве – преимущественно инструментальны. Кашка, успешно отправленная при помощи ложки в рот, еще не знак того, что ребенок освоил главное – культурную норму поведения, и, тем более (а это еще главнее!), сам стремиться вести себя в соответствии с ней. Но без успехов по части доставки кашки ложкой норма тоже не станет его личным достоянием.

Самостоятельной «образовательной ценностью» обладают эффекты психического развития ребенка – обретения на пути в мир человеческой культуры, который он прокладывает и проходит не в одиночку, а вместе со взрослым, взрослыми, всеми людьми, вовлеченными в его судьбу, включая других детей. Становление категориального восприятия, воображения, действенных и практических форм мышления, начальных форм произвольности (умения быть себе хозяином), эмоциональной регуляции деятельности и поведения и многое другое - это фундаментальные линии психического развития, поддержка которых и является основной задачей дошкольного образования. А благодаря этому дошкольное образование является не просто «пропедевтикой», а базисом системы образования. Но это «к делу не пришьешь», не выразишь на языке традиционных педагогических (все более смахивающих на «административные» галочки) показателей. Значит, нужны другие.

– Сегодня в тренде объединение детских садов со школами и даже колледжами. Что нужно сделать, чтобы выстроить устойчивую преемственность ступеней образования и сделать его действительно развивающим?

– Надо, наконец, понять, что определение дошкольного образования в качестве исходного, базисного уровня образовательной системы, как то обозначено в новом законе об образование» предполагает радиальное изменение всей этой системы. Когда мой коллега и друг Александр Асмолов говорит о том, что не ребенок должен быть готов к школе, а школа к ребенку – это не романтизм. И не призыв «играть в одни ворота» при решении проблемы межуровневой преемственности в образовании (раньше «играли» в другие, но тоже в одни, да и сейчас продолжают). Речь идет о жизненной необходимости – востребовать в образовательной перспективе потенциал развития «от 0 до 6-7», который во многом заложен средствами дошкольного образования. Фундамент, конечно же, должен быть рассчитан на то, что над ним надстроят, но пока рассчитывают, в основном, фундамент – многоэтажная надстройка проектируется безотносительно к нему и… проседает.

Нельзя научиться читать и писать, не умея воображать, а, значит, и играть. Ведь текст – это всегда адресация к другому человеку, которого в данный момент не видишь, а, может быть, даже и не знаешь. Можно только «вообразить» и прочитать написанное его глазами…

Нельзя разобраться в математике дальше счетных палочек, не научившись общаться. Потому что математика – это символическая система, «язык», который объединяет разных людей на поприще понимания содержания особого типа задач куда больше, чем пересчет яблочек, грибочков или даже «условных» палочек. А «условность» научного знания не может открыться разуму до и без «условности» игры, которая требует воображения. Школа игры, базовая школа общения проходится до школы.

О статусе дошкольного образования напомнили результаты международного исследования, которое проводилось несколько лет назад. Там была поставлена задача выявить степень влияния различных образовательных ступеней на жизненную успешность человека. Оказалось, что наиболее «влиятельными» с этой точки зрения являются стартовая и завершающая ступени образования — дошкольное и высшее (университетское).

Кстати, в Японии, стране, несомненно, успешных граждан, примерно в одно и то же время (в 2000-е гг.) были поставлены две задачи: введение всеобщего высшего образования и распространение «духа любви» (игры, творчества, общения), в котором выдержано дошкольное образование, на начальную школу. А по недавним расчетам ЮНЕСКО, один доллар, вложенный в дошкольное образование, возвращается в национальную экономику по показателям ВВП восемью. Не будет преувеличением сказать, что главной «образовательной инновацией» как раз и будет приведение системы образования в соответствие с ее фундаментом.

«Слияние» образовательных учреждений правомерно только тогда, когда в итоге из них ступенькой лестница развития человека, как об этом справедливо говорит В.И. Слободчиков. В ином случае мы имеем не «слияние», а административный «слив» нескольких «имущественных комплексов» в один.

– Вы много пишете о культуре и персоналиях в культуре. С чем связан Ваш интерес?

– Существует множество определений культуры, которые во многом дополняют друг друга. Мне ближе то, что предложил мой философский учитель, крупнейший мыслитель XX столетия Эвальд Васильевич Ильенков (перефразирую и беру на себя смелость чуть дополнить, но не в ущерб смыслу): культура – это то, что люди создают друг для друга, и потому – их объединяет в пространстве и времени. То, что имеет для них значение, делая небезраличными друг другу, даже если они не только не знакомы, но даже и не подозревают о существовании друг друга. Люди, которые пользуются ложкой, вилкой и ножом, и уже не могут принимать пищу иначе, – это «один круг» людей, даже, пусть все они так не похожи друг на друга. Люди, которые и читали/смотрели «Гамлета» и знают ответ на вопрос «Что ему Гекуба? Что он Гекубе?», - тоже. В Японии со мной была забавная ситуация. Я сел за компьютер с японизированным ‘Word’, сижу смело щелкаю по меню, где все на иероглифах – японские коллеги шутят: «Как ты хорошо знаешь японский!». ‘Word’ – ведь тоже своего рода разновидность «эсперанто культуры»… Как писал о. Павел Флоренский: «Культура – это язык, объединяющий человечество». Культура – от домашней бытовой – до мировой художественной – это созидающая и объединяющая сила, благодаря которой люди «узнают» друг друга и осознают свою принадлежность к человеческому сообществу, постигая нечто главное в себе самих. А овладевая ею, сами научаются созидать и этим объединять других. Кстати, человека, способного к такому всеобъединящему творчеству Ильенков называл личностью.

Личность в культуре (в науке, искусстве, технике, образовании), при всей ее самоценности, интересует меня как интегратор человеческого в людях. Это – такая вынесенная вовне воля. Только воля собирает человека, а личность – людей. Личность – этот тот, кто способен объединять человеческие индивидуальности не по случаю, а по существу. Не по признаку, а по нутру. Не по поводу, а по делу. Не по импульсу, а по осмысленному решению. Не по команде, а по доброй воле. Не по призыву, а по призванию. Не по легковерию, а по доверию. Не по «интересу», а по совести. Не по взглядам, а по уму. Не по достижениям, а по возможностям расти.

– Владимир Товиевич, что Вы пожелаете читателям журнала — руководителям дошкольных организаций?

– Я давно рассказываю одну историю. В целях введения понятия «точка» на уроках математики в первом классе по программе «Школа диалога культур» педагог С.Ю. Курганов использовал простое задание, которым решил воспользоваться и я, вынеся его за рамки математического содержания и слегка видоизменив. В разных странах я предлагал детям (старшим дошкольникам – на физкультурных занятиях) и взрослым (студентам – во время лекции) собраться в одном месте, но так, чтобы это было выполнено быстро и слаженно, а со стороны выглядело красиво. Студенты, видимо, «западая» на это последнее слово, объединялись в пары и бесшумно подтанцовывали друг к другу. Подтанцовывать получалось, а собраться – нет.

Впрочем, в массе студенты мало отличались от дошкольников: толкаясь и шумя, пытались хаотично сбиваться в кучи. Но среди тех и других (среди детей – чаще!) находились единицы, кто предлагал вначале пометить место сбора (положить игрушку, сумку и т.п.), а затем спокойно, без суеты собраться вокруг него.

Очевидно, что единицы и большинство решали разные задачи. Большинство – задачу на выполнение действия, единицы – на координацию действий. Не на исполнение, а на управление. Хитрость здесь в том, что решить первую можно только через решение второй. «Собраться вместе» - требование непосильное для одного человека, если каждый будет решать задачу «исполнительным» способом. Но вот кто-то помечает место – «изобретает» знак. А знак – типичный «объект», точнее, «агент» культуры. Место обозначено игрушкой или сумкой, вокруг него еще никто не собрался, но «исполнительная» задача фактически решена «в общем и целом» – для того, чтобы соблюсти ее условия остается только подойти, в чем нет никакой особой задачи.

Тот, кто обозначает место сбора, видит ситуацию глазами всех ее участников, с позиций каждого из них. И не надо подставлять себя на место Маши, Пети, Даши – достаточно положить игрушку. Тогда и у Маши, и у Пети, и у Даши сразу возникает такой же широкий взгляд на ситуацию. И они смогут увидеть друг друга в этой ситуации. Увидеть себя самих друг в друге. Смотреть на ситуацию с позиций разных людей, в пределе – всего человеческого рода, чтобы скоординировать эти позиции в реальности, позволяет воображение (как писал об этом тот же Э.В. Ильенков). Это и есть взгляд глазами культуры.

Другими словами, это полностью исчерпывает суть управления. Оно (и Выготский тут бы согласился) – не профессия, а выражение «человеческого в человеке». Профессия – уже о потом. А вначале – воображение, творчество в чистом виде. Следовательно, и профессия – самая творческая.

Организация ритуального бумагооборота, вся эта контрольно-учетная кутерьма к «управлению» не имеет ни малейшего отношения. Не надо путать управленцев и бюрократов. Дар и функцию. И вовсе не наука, а именно управление – поиск способа координации действий бесконечно разных людей, которых вам необязательно знать поименно, – возникает в истории человечества как первая форма «умственного труда». Кстати, на эту первичность указывал философ Ф. Энгельс.

Отсюда и пожелания – радостного творчества и счастливых, объединяющих людей мыслей. Принимая форму того и другого, управленческое действие меняет мир еще до того, как этим займутся исполнители.

Вести образования

Метки: немножко псхологии, Педагог-и-Я, детворения, медиа

«Счастливая рубашка», из которой вышла наша психология

false

Артур Владимирович Петровский. Фото из семейного архива Петровских


14 мая 1924 года в Севастополе родился Артур Владимирович Петровский. С этим именем связано не только начало моего пути в психологию (я принадлежу к тем поколениям психологов, которые «учились на одних букварях» - «учебниках Петровского»), но и начало моего жизненного пути в целом.

Я увидел весенний свет в марте 1961 года. А через два-три месяца, в мае или начале июня мой отец Товий Васильевич Кудрявцев отправился в свою первую зарубежную командировку - в Болгарию вместе со своим другом А.В.Петровским. Старт 60-х – эпоха неожиданного возникновения разных дефицитов: в одночасье исчезали то хлеб, то детские вещи на фоне космического прорыва страны. Той весной меня угораздило родиться в самый разгар дефицита пеленок-распашонок.

И вот в Пловдиве мой папа задался целью компенсировать этот всеобщий дефицит лично для меня. Ему вызвался помочь опытный папа двух детей А.В.Петровский (его сын Вадим через много лет станет моим ближайшим другом). По рекомендациям Артура Владимировича, с его слов и при его направляющем участии в шопинге меня удалось полностью укомплектовать вещами первой необходимости для жизни в человеческом мире. Оказалось, что ребенку надо подкупить еще и то, и это. Естественно, я тогда еще не знал его, а он знал только обо мне. Но жизненная связь между нами установилась - через болгарские распашонки, заботливо подобранными Артуром Владимировичем, которые стали для меня счастливыми. Можно сказать, я заново родился в них.


false

Артур Владимирович Петровский с детьми Татьяной и Вадимом. Фото из семейного архива Петровских


…Удивительная история межпоколенных семейных дружб длиной почти в 70 лет не сразу, но обрастала новыми дружбами, дорогими людьми, без которых моя жизнь была бы не совсем моей. Товий Васильевич и Артур Владимирович. Я и Вадим. А еще граждане моего сердца из той же семьи – Катя Щедрина, Леся Петровская, Марина Бороденко.

И о нашей последней встрече.

Начало «нулевых», опять же где-то май. Академик-секретарь Отделения возрастной физиологии и психологии Российской академии образования А.В.Петровский приехал познакомиться с работой Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, которым руководил я. Это день запомнился мне одним из самых солнечных в 21 веке. Иду провожать Артура Владимировича к машине. Перед распахнутой дверцей обнимаемся, и он вдруг говорит: «Володя, а давайте поцелуемся». Артур Владимирович, будучи у нас в гостях на Преображенке, даже когда я учился в старших классах, называл меня на «Вы». Я потом спрашивал, почему, а он отвечал: «Вы и тогда были очень серьезным юношей». Воспитывал мое самосознание – чтобы помнил, как себя держать себя не перед кем-то, а перед самим собой…

Мы поцеловались. И тут я ловлю себя на том, что прижимаю к себе этот человеческий космос, как ребенка, которого не хочется отпускать. Или прижимаюсь к нему, как ребенок к отцу (папы тогда уже не было в живых, как и моего учителя В.В.Давыдова, ставшего мне вторым отцом). Все во мне сопротивляется тому, чтобы служебный автомобиль унес его куда-то от меня и прижимаю (прижимаюсь) еще крепче. Тогда не знал, что он уедет навсегда.

Нет, еще прошло несколько лет. Мы время от времени созванивались, я, конечно, все собирался навестить, полагая: кто-кто, а он, с чьей руки меня одели в человеческие одежды, чьими руками были написаны первые золотые страницы психологии, которые я прочитал, - он уж точно навсегда! Можно подумать: мы навсегда. Поэтому не торопимся навестить. Поговорить, договорить. И даже просто сказать. Когда уже договорить не с кем.

Но я договариваю с Артуром Владимировичем, говоря с Вадимом Артуровичем. 10 лет назад Вадим написал: отец не просто во мне, я чувствую, как он во мне меняется, как он во мне молодеет. А это и есть то, что предохраняет нас, оставшихся, от личностного старения и умирания заживо. Наши родители и учителя, продолжаясь в нас, заботятся о продлении нашей жизни. Это проявление того, что Вадим Петровский называет в своих свежих публикациях трансвитальностью. И я чувствую Артура Владимировича в Вадиме - молодеющего, заботливого, нежного, «космического». Каким он и был в земной жизни.

Из «счастливой рубашки» Петровского, как из гоголевской шинели, во многом вышла наша психология. Включая тех, кто лишь примерил ее на себя. Школа А.В. Петровского шире огромного круга его сотрудников, учеников и последователей.

А он остался в моих объятиях, в нашем поцелуе у дверей машины – не прощальном, а с уверенностью в том, что будут новые встречи.

Объятия не остыли. А главная встреча продолжается. Ее имя - жизнь.

Метки: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца

Бывают ракеты, просто ракеты. И иллюминаторы

false


- Земля в иллюминаторе видна, и снится нам не рокот космодрома, не эта голубая синева, а снится нам трава у дома...

- Господи, опять со своими снами... И сын, должно быть, грустит о матери?! Бывают же ракеты, просто ракеты! Просто иллюминаторы. А вот голубой синевы не бывает: либо голубое, либо синее.

Метки: апокрифиги, ВеЛичности, немножко психологии

Мама - шанс остаться человеком

false

На фото с мамой Татьяной Николаевной Янишевской (1961)


Второе воскресенье мая. В мире Mother's Day. Всемирный день мам. Настоящих и будущих. Это еще и праздник беременных женщин. Ведь любые мамы – настоящие!

Человеческое в людях умирает, как только они забывают своих мам. Как только они перестают задумываться, хотя бы иногда, а то ли лелеяли в них мамы, чтобы они и те, кто окажется рядом с ними, были бы счастливы?

Конечно, у каждого из нас свое счастье. Но вначале в маминых глазах читалось: «Мое счастье!» Без этого потом трудно найти свое. Нужно побыть счастьем самого родного человека, чтобы найти. Хотя мы еще ничем не заслужили счастья быть счастьем.

Мамы уходят и оставляют нас с нашим счастливым детством, счастливыми детьми, какой бы ни была взрослая жизнь впереди.

Это первое счастье, которое не делится между мамами и нами. Это и есть то предельное, неразменное, несгораемое человеческое в людях. А сгорело – нет человека.

К счастью, в нем еще и великое терпение любви. А значит - шанс оставаться человеком, который всегда есть у него, покуда он помнит маму. Покуда его память и любовь совпадают.



Метки: Человеческое в человеке, детворения, граждане моего сердца, ВидиМОЕ, праздни

Когда история – жизнь. К юбилею Антонины Николаевны Ждан

false


Думая об Антонине Николаевне Ждан, - а не бывает дня, чтобы я о ней не думал, - вспоминаю эпизод. Как-то мы шли по университетской территории с факультета психологии, чтобы выйти на Охотный ряд. И где-то в районе Института стран Азии и Африки она задала такой темп ходьбы, что я был вынужден попросить: «Антонина Николаевна, не могли бы Вы идти чуть помедленнее, я не успеваю за Вами!»…

Да, все по Мандельштаму и притом буквально: «Учитель моложе ученика, потому что он бегает быстрее». 10 мая 2024 года у флагмана истории психологии профессора МГУ А.Н. Ждан – неожиданный (календарно) юбилей. Неожиданный и прекрасный. Прекраснее только сама она.

История психологии (и любой другой науки) – это не часть «введения» в психологию, не экскурсы в прошлое и не даже выжимка того главного, что уже в этом прошлом пройдено, состоялось, а вспоминается, чтобы не забылось. Хотя, по нынешним временам, когда манкуртизм в науке обычное дело, и помнить кое-что – уже неплохо. История психологии – это сама психология. Это смысловые ворота в нее, к которым еще нужно подобрать логический ключ. Это движение мысли в перспективу, в которую вовлечено все многообразие научных ретроспектив. История психологии – это не память, а мышление. А значит – сама психология как способ научного мышления и «умного делания» на практике.

Так и думает об истории психологии, так и живет в психологии Антонина Николаевна, солидаризируясь с Б.М. Тепловым, писавшим: «История вопроса непосредственно переходит в постановку проблемы исследования». Вне истории нет вопросов к себе, исследователю, да и исследователя нет. Нет науки. Так рассказывает об истории психологии студентам в своих лекциях, в своем учебнике А.Н. Ждан - «от Античности до наших дней». Это и есть по-настоящему профессорский, университетский стиль преподавания.

Вслед за П.Я. Гальпериным, Антонина Николаевна пошла по пути воссоздания истории психологии в логике развития предмета науки. Но что такое предмет? Это то, что порождает мышление самого исследователя. Бихевиористы не изучали готового поведения, а создавали условия для его возникновения в клетках и проблемных ящиках. Фрейд и психоаналитики не занимались толкованием разнообразных объективаций бессознательного, с которым анализант уже прилег на кушеточку. Они искали в них смыслы, которые могут внезапно приоткрыться анализанту тут же, на кушеточке. И это актуальное переживание представляло для них главный интерес, а вовсе не «воспоминания о прошлом», прошедшем, безвозвратно пройденном. Следовательно, для историка предмет науки так и останется «вещью в себе», покуда он не схватит в нем мысль его творца в своей собственной мысли.

Антонина Николаевна Ждан – это великий дар мышления историческими понятиями в науке. Проще говоря, дар научного мышления, который в истории психологии как «дисциплине» просто специализируется. Поэтому не бывает историков по периодам, странам, городам, весям, направлениям, школами и т.д. Историки – как талант - либо бывают, либо не бывают. И Антонина Николаевна – олицетворение историка. Удерживая воедино историческую ретроспективу и перспективу (тут трудно сказать, где кончается одна и начинается другая, вспомните Д.Б. Эльконина: «Вперед к Выготскому!), она способна сделать экскурс в любую эпоху, в любую школу основательнее, глубже и детальнее всякого «специалиста по раннему Пиаже».

false

А.Н.Ждан и В.Т.Кудрявцев в Гомеле, у здания Областной филармонии - дома, где жил Л.С.Выготский со своей семьей (2010)

Антонина Николаевна – сама историко-психологический феномен, она мыслит, живет в истории и продолжает ее в творчестве. Она из тех, кто чувствует за спиной теплое дыхание великих учителей.

Историки (как и теоретики) штучны. Иногда говорят, история психологии – уходящее ремесло. Да и зачем она, когда прямо о ноги бьется море тестов, хитроумных опросников, «эффективных инструментов воздействия», техник решения чужих проблем и сопровождения личностного роста… Психологу не надо разбрасывать сети, чтобы поймать Золотую рыбку, – достаточно протянуть руку. Что он вытащит – иной вопрос. Но и здесь Антонина Николаевна совершила удивительное. Вырастила не только благодарных слушателей и последователей, но и рядом, дома целую историко-психологическую семью. Дочь Марина Степанова и ее супруг Сергей Степанов – блестящие историки психологии, наделенные даром мыслить и жить историей, понимать ее. И потому - настоящие знатоки, как Антонина Николаевна. В отличие от просто «инсайдеров».

Дорогая Антонина Николаевна! История измеряется не годами, а мыслями. Пусть они будут, как всегда, большими, светлыми счастливыми! Пусть будут новые праздники торжества мысли. Новые прекрасные неожиданности.

Все еще пытаюсь, нет, не нагнать Вас, хотя бы чуть сократить расстояние. Дайте хотя бы чуть форы!

С юбилеем!

Любящий Вас

Володя Кудрявцев

Метки: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца

Век скромной вечности

false

Булат Окуджава в 5 часов утра на Арбате (1971-1972). Фото pastvu.com


9 мая исполнилось 100 лет со дня рождения Булата Окуджавы.

Я не принадлежу к первому эшелону его почитателей. Но не потому, что не представляю себе тех высот и глубин, которые находят в нем другие. Просто меня отделяет от него круг моих любимых поэтов – как принято считать, из той же плеяды. Словом, это вопрос предпочтений.

И… вопрос современности. Все-таки Окуджава не «шестидесятник». Это поэт, живущий в разных временах. Он незаметный современник Пушкина, который способен увидеть советское семейство на его фоне. Когда оно, а не он – фигура.

И мне кажется, что волна 60-х всколыхнулась теплым ветерком вечности по дуновению Булата Шалвовича. «Шестидесятники» - сами себе фигуры. С Пушкиным или без на фоне.

А Окуджава где-то незримо вблизи Пушкина, многих других, ушедших на почетный фон нашей современности. Такой тихий, скромный посол вечности.

Вечность бывает только скромной. И немножко одинокой.

Метки: ПреКрасные даты

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу