Молодой диплобог

Я - довольно молодой диплобог,
Да, конечно же, во мне Дарвина нет.
Деликатней о себе я напомнить бы смог,
Но обрушил лишь на вас пару комет.
Tags: экспрессии-импрессии, стихопотуги
Что и кого победили фронтовики нашего сердца

Альбер Камю, писатель и участник французского Сопротивления лучше многих знал, о чем говорил: «Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, - значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были... Мир прекрасен, и вне его нет спасения». Главный противник в войне - сама война. И искушение принять ее дьявольское «учение», перестав быть, чем был - человеком. У Камю есть другая мысль: война - это страшное одиночество. Война, как гиена, выхватывает слабого и обесчеловечивает его, даже сохранив жизнь. Люди воюют не друг с другом, а с войной. И побеждают не друг друга, а именно войну. В русском языке слово «мир» имеет два основных значения. «Миру - мир, война - войне» - написал Владимир Маяковский.
Читать далее на сайте В.К
Tags: сообщения-обращения, праздни, испытания историей, Человеческое в человеке, граждане моего сердца, tovevich.ru
Грясти или брести? (к юбилею Тахира Базарова)

7 мая исполнилось 70 лет Тахиру Юсуповичу Базарову, доктору психологических наук, профессору кафедры Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Заслуженному профессору МГУ.
7.05.2025
У Анны Ахматовой есть, как минимум, два стихотворения под названием «Творчество» — 1936-го («Бывает так: какая-то истома…») и 1959-го года, короткий текст которого приведем полностью:
...говорит оно:
Я помню все в одно и то же время,
Вселенную перед собой, как бремя
Нетрудное в протянутой руке,
Как дальний свет на дальнем маяке,
Несу, а в недрах тайно зреет семя
Грядущего...
Оно имеет прямое отношение к тому, чему посвящает (во всех смыслах) себя наш сегодняшний юбиляр Тахир Юсупович Базаров, и позволяет подобрать ключ к его личностному портрету. Так или иначе, Грядущее — ключевое слово ко всему, что связано с ним.
К психологии грядущего
Мы мыслим психологию в терминах будущего. «Психологический» человек — всегда гость из будущего. Даже у бихевиористов. Потому что всегда есть намеренье, цель, план, образ, мотив — всё, из чего предстоит вырасти человеку, которого пока нет. Кто только об этом ни писал. Жозеф Нюттен — даже толстую, очень хорошую книгу «Мотивация, действие и перспектива будущего». В настоящем — только след человека. Он прошел, уже выросший, готовенький, он уже в прошлом. И бессмысленного призывать его жить одним днем. Кого призывать? След?
Тахир Базаров занимается изучением совсем другого типа «человека возможного». Он занимается человеком «невозможным» — для самой продвинутой психологии, но в рамках традиции. Грядущим человеком, тем, как он становится возможным в не наступившем будущем, будь то завтра или далекая историческая даль, которую никто не может измерить, потому что «рулетка» только внутри такого человека. «Внутренний план», как известно, «производится» (П.Я. Гальперин), рождается вместе с идеями, наполняющими его смыслом, а не просто путем мистического перехода извне внутрь. И вовне он сразу внутренний. Тем более, у человека Грядущего. В ручонках младенца, которые тянутся к маме, чтобы поймать и замкнуть в маминых объятиях доступное бытие, сохранив доверие к недоступному. Маму не приближают, мама не приближается. Мама грядет со всем этим незнакомым, но заведомо чудесным миром, который она прихватит, зачерпнет в объятия.
Для младенца это неизбежно. А мы, взрослые порой не грядем, а бредем навстречу себе самим. И разбредаемся, расходимся, как корабли в море жизни. Хорошо, если не «Титаниками».
С Грядущим мы не просто не сталкивались, с ним можно разойтись как с собственной сущностью. Нам кажется, что она уже сложилась, и нам остается лишь гордо нести ее в себе. А на деле жизнь — это встреча с ней, еще не сложившейся. Возможно, именно сейчас она проходит сквозь нас. Или «мимо». Ребенка научили решать задачи определенного типа, ему было трудно, он испытывал не столько сопротивление материала, сколько непроницаемость собственной зоны актуального развития. Но вот научили, а он заявляет: «я это и так знал» (наблюдения Г.А. Цукерман). Эта «иллюзия дежавю» может говорить о многом, даже противоположном. Это может быть и ученое незнание Николая из Кузы. Но в данном случае — совсем другое. Да, ребенка научили, да, обучение протащило с трудом за собой какое-то «развитие». Но «мимо» ребенка, параллельно ему. Ему и так это было неинтересно, а когда научили, стало еще неинтереснее. В школе детям неинтересны не учебные предметы, дети не интересны сами себе средь «буднично серых людей» (М. Волошин) — взрослых, таких же неинтересных детям и себе. Будущее наступило, а ребенок и не заметил, потому что разминулся с собой-грядущим. И не во времени и пространстве. Там Грядущего не обнаружим. Из его «семени» вырастили нечто на «школьном подоконнике», вместе с кактусами. И он вырос вместе с кактусами. Отсюда и это «дежавю». Разуверить в нем человека бывает очень трудно — порой на протяжении всей жизни, которая превращается в «День сурка» (я имею в виду известный фильм Гарольда Расмиса с Биллом Мюрреем и Энди Макдауэл).

Мы с Тахиром Базаровым (я под его влиянием) для себя наложили табу на фиксацию такого человека в пространственно-временной протяженности, это чистое картезианство, хотя и неизжитое. И неизживаемое — в границах, заданных сверхмощным гением Декарта. Декарт только Спинозе по плечу. Но спинозизм по-настоящему так и не прижился в психологии, несмотря на великие теоретические усилия Рубинштейна, Выготского, Ильенкова. В них он живет, но даже в «деятельностной» психологии сплошь и рядом правит Декарт (об этом говорил Феликс Трофимович в 1995 году на Международном конгрессе по теории деятельности в Москве).
А Грядущее — это, извините за вульгаризм, «другое измерение», которым призвана заниматься психология. И работать с ним на практике. Тахиру Базарову это прекрасно удается.
План тут не работает, только готовность, в основе которой «дружба с неопределенностью». А друзьям соломок не подстилают. Только роскошное ложе, лоно человеческих возможностей. К слову, в древнекитайских обычаях было принято желать недругу: «Пусть сбудутся все твои планы!» Хочется добавить: сбудутся планы и сложится вся структура поведения (разумеется, это игра с названием известной книги Дж. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрама «Планы и структура поведения» — ярчайшего образца картезианства в психологии 20 века). Дальше только в ящик. В компьютерный корпус, для начала. И навеки.
Человек Университета и Школы
Т.Ю. Базаров не просто профессор — Заслуженный профессор Московского университета, и это не просто почетное звание. Есть Люди Университета, их нетрудно узнать сразу.
Дорогой сердцу Тахира Юсуповича Владимир Петрович Зинченко как-то рассказывал историю о том, как легендарный ректор МГУ академик-математик Иван Георгиевич Петровский принимал на работу профессоров. Каждого кандидата на профессорство он приглашал к себе в кабинет на собеседование лично. «Я просто смотрю, похож ли человек на профессора, и в зависимости от этого принимаю решение», — говорил он. Можно допустить, что, если бы Иван Георгиевич принимал бы на должность профессора Московского университета Тахира Юсуповича, то зачислил бы его «с первого взгляда». Тахир Базаров — «Человек МГУ» на «все сто», как говорил булгаковский герой поэт Иван Бездомный. Недаром Университет и его Профессор отмечают юбилеи в один год. И даже цифры у юбиляров почти совпадают, только у Университета на одну больше — 270.

Тахир Юсупович неустанно транслирует культуру и традиции Университета всюду, где бы он ни бывал. Прежде всего, это касается фактически заново созданного им в Ташкенте филиала факультета психологии МГУ, где читают лекции московские профессора (хотя уже выросла своя школа, ташкентская ветвь психологических школ Московского университета). Мне говорили ташкентские магистранты: «Мы горды быть студентами МГУ и мечтаем об одном — подойти к зданию высотки на Воробьевых горах и войти с осознанием принадлежности к нему». Мечта некоторых время от времени сбывается, когда они приезжают на Ломоносовские чтения и даже занимают первые места со своим докладами. Это дорогого стоит! И главная заслуга в этом принадлежит профессору Базарову.
В Московском институте психоанализа действует Школа практический психологии Тахира Базарова. Тахир Юсупович разделяет понятия прикладной и практической психологии. Об основаниях этого лучше узнать из его текстов. Замечу только одно. Прикладное знание — уже готовое, оно именно «прикладывается» к решению чаще всего «хронических», хотя и сложных проблем. В психологической практике рождаются новые знания, необходимые и для решения (постановки) тех проблем, о существовании которых вчера еще не подозревали или лишь смутно догадывались.
Все в полном соответствии с Л.С. Выготским («Исторический смысл психологического кризиса»): новая фундаментальная психология вырастает не в кабинетах, даже не в экспериментальных лабораториях, а на «камне, который презрели строители» — в практике (в школьном классе, в больничной палате, в производственном цеху, в зале судебного заседания… в перечислении Выготского), особенно на этапе социально-исторических переломов. И во времена Выготского, и сегодня мир переживает такие переломы. Лоб в лоб сталкиваясь с неизведанным «грядущим», которое не сводится к вееру «сценариев будущего», где остается лишь выбрать наиболее вероятный. Но здесь у психолога возникает уникальная возможность — принять участие в творении новых практик, а не просто «психологически сопровождать» те, которые не являются «психологическими».
Тогда возникает возможность говорить о «психологической практике» как особой социальной, социокультурной, где сливаются воедино другие «общественные практики». Та самая «психозойская эра», о которой писал Вернадский. Казалось бы, мы далеки от нее, дальше, чем во времена Вернадского и Выготского. Скорее, ближе к мезозою, грустно шутил все тот же В.П. Зинченко. Но можно ли осознать себя в «психозое» средствами традиционной науки, психологии? А средства новой науки (идеи, понятия, методы, методики и др.) можно создать, лишь включившись в конструирование новых практик. Где в фокусе внимания «человек на переломе, переходе», транс-субъектный, по выражению Т.Ю. Базарова, человек. К этому и нужно готовить психологов-профессионалов — работать с транс-субъектностью. И тут нельзя обойтись без золотой формулы Спинозы, любимого философа Выготского и Рубинштейна: хотите познать природу вещи — постройте (сотворите) ее. И никак не иначе. В меру сил этим и занимаются в Московской школе практической психологии Тахира Базарова. И именно потому, что сам Тахир Юсупович — великий конструктор неизведанных сущностей вещей и смыслов их существования в психологии.

И вот его слова:
Дружить с неопределенностью — это дружить с самим собой. Быть непредсказуемым в неопределенности — это быть готовым к встрече с тем, чего нет. Главное, чтобы изменить жизнь в условиях неопределенности, нужно изменить себя. Возможно, стать более непредсказуемым.
Здесь Тахир Базаров в созвучии с нашими общими друзьями — Вадимом Петровским (идея неадаптивности как надситуативной активности) и Александром Асмоловым (идея преадаптивности).
«Вызов» Асмолова (кстати, все «вызовы» от нас, из будущего нас никто не закидывает перчатками, там еще никого нет, как и самого будущего, а потому и принимать нечего): «На любую неопределенность мы ответим еще большей непредсказуемостью». Прежде всего — для самих себя. Это всего лишь призыв к развитию, а не фрондерство. Тезис Базарова о дружбе с неопределенностью означает то же самое. Только Тахир Юсупович специально подчеркивает «дружественный характер» отношений с неопределенностью. В то время как здравый смысл и традиционная наука призывают ее гасить. Из этого пока ничего не получалось. Относится это как к индивиду, так и к общности. Организационная психология Тахира Базарова строится на этом.
Майский запах распустившихся почек
Тахир Базаров недавно ввел новый конструкт — «зона грядущего развития» (ЗГР). Цитирую по нашей научной переписке (он любит этот жанр). «Зона ближайшего развития (ЗБР), утверждает он, это реальность взрослого (родителя или учителя). ЗГР — это реальность ребенка или учащегося. Он не знает, что «за поворотом», в отличие от взрослого. И для него это каждый раз неожиданная неожиданность. Пока... он сам не проведет кого-нибудь через неизведанное. Но и в этом случае он ЗГР ведомого конвертирует в ЗБР, поскольку методики иной нет. Или есть? И мы ее знаем?»
Неудивительно, что Смысл учения очень прост, а феномен крайне редок. Философ и востоковед Александр Пятигорский приводил эпизод. Ученик дзен сетует своему дзеновскому наставнику: «Я усердно медитировал, я постился год, а просветление не наступает». А тот ему ответ: «Ты НЕ ТАК медитировал, ты НЕ ТАК постился». Ученик в растерянности: «А как, Учитель? Я делал ровным счетом все то, что советовал мне ты, что показывал!» А Учитель говорит: «Когда ты будешь знать КАК, это будешь уже не ты».
Да, можно научить медитировать, можно научить поститься — даже не по шаблону, а ставя какие-то новые хитрые задачи. Но умение медитировать в сумме с умением держать пост и еще массой самых разных умений не дает просветления. Потому что пока они принадлежат тебе сегодняшнему, а как распорядишься ими ты завтрашний, не может знать ни ученик, ни учитель. И никто не ведает, чем это станет для тебя завтра. А если бы знали, если бы ведали — зачем учиться и учить? Распорядиться всем этим и принять его результаты «по-завтрашнему» и значит научиться.
Мы придумали (заимствовали) «компетентностный» подход («русскоязычные» уши почему-то не вянут, а пропускают, не фильтруя). «Прописываем», как говорят педагоги, компетенции на ближайшее будущее. И не задумываемся, кому они будут принадлежать, кто ими будет распоряжаться, «что за поворотом»? А зачем? По умолчанию предполагается (в духе худших образцов советской педагогики, но с использованием западной терминологии), что образ этого некто уже будет задан в компетенциях. А если за поворотом встретится кто-то другой?
Ты прочитал книгу сегодня, что-то понял, что-то нет — это одно. А завтра она стала «точкой опоры», и ты перевернул свой мир — это другое. Или не перевернул, но уже понимаешь, почему не нашел в книге «точки опоры». Это тоже важнейший опыт учения. И тут «Восток и Запад сходятся», как не противоречит друг другу смысл просветления и просвещения. А дзеновский ученик напоминает нашего школяра с его «дежавю».
Учение — не продвижение в материале, который сам «продвигается» по мере роста сознания. Даже не развития мышления, если его рассматривать само по себе. Учение «ума прибавляет» лишь постольку, поскольку «прибавляет» сознания. Точнее — самосознания. Самосознания себя меняющимся. А ум находит источник и инструменты этого изменения в материале. За пониманием периодического закона или даже простейших правил грамматики — новое мировидение и, так сказать, «самоощущение», которого не было еще вчера. Рост сознания, самосознания и является главным эффектом учения. А он — событие.
Поэтому не стоит удивляться тому, что учение — редкий феномен.
В итоге каждый из нас знает и умеет делать массу вещей, но, по большому счету, научен очень немногому. Зато самому важному, благодаря чему владеет этими знаниями и умениями.
70-е, май, конец учебного года. Я плетусь по 2-й Пугачевке из школы понурый, выдоенный, вымотанный двумя ненавистными геометриями. И вдруг на полпути осознаю, что ПОНЯЛ доказательство теоремы. Нет, я не ДУМАЛ, не мог даже и помыслить, что ДУМАЮ о таком, тем более после четырех часов учебной пытки. Само ДУМАЛОСЬ, «за меня», «кем-то другим». А ведь мне казалось, что доказательство понятно всем, даже прохожим, и только я, такой безнадежный тупица, не понимаю! И в этот момент я почувствовал запах лопнувших, распустившихся почек после дождя, незабываемый, неподдельный запах начала мая. Мне стало радостно, я ускорил шаг, почти побежал... «Эврика!» После этого у меня никогда не было проблем с геометрией. Отныне она пахла для меня майским взрывом почек, освеженных дождем. Или уже не для меня?

В эту чудесную пору 7 мая, в той же Москве, но в других годах родился Тахир Базаров. Мы еще не были знакомы. Но уже было Грядущее.
С «ТЮБилеем», дорогой друг, в тенденции — до университетских 270!
Психологическая газета
Под названием "Тайные семена Грядущего" текст опубликован на портале Psyjournals.ru.
Tags: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца, УНИИвера, МГУ, Московский институт психоанализа
Что такое педагогика
Tags: ИМХОризмы, Педагог-и-Я, УНИИвера, МГПУ
Весенняя победа лета над зимой

Май – это весенняя победа лета над зимой. По официальному календарю – еще и трудовая. По обычному – просто победа.



Фото Гульшат Уразалиевой
Tags: открытия сезона, У дачи и внутри
Мы в наши лучшие часы

Под занавес апреля – джаз, который празднует свой день во всем мире сегодня.
Джаз не требует слушательской подготовки, в него не надо «въезжать», как в современный академизм. Нужно просто принять разнообразие звучащего мира, вслушаться в него, прислушиваясь к себе и насладиться собой, вслушавшимся и вдруг услышавшим… Всего лишь имейте уши!
Читайте все, слушайте и смотрите в рубрике Владимира Кудрявцева "МузОбраз", в электронной газете "Вести образования"
Еще больше музыки и рассказов о ней в телеграм-канале "МузОбраз Владимира Кудрявцева"
Tags: праздни, Муз-ON, медиа, МузОбраз, детворения, Педагог-и-Я
Почему мартовские мимозы называют метелочками

Вот почему мартовские мимозы называют метелочками. К маю малышки подрастают. Кстати, 8 марта - это день, а ночь где? Праздничная весенняя ночь... Всех наших нежно любимых - с профессиональным! 8 марта - все-таки любительcкий праздник.
Tags: праздни, ladies first
Со дна

Наоллинклюкавшийся русский турист помахал со дна ручкой, прося спасателей довести его с пляжа до ужина, чтобы продолжить оллинклюнклюкало. Хотя бы без плавок, которые спасателям так и не удалось обнаружить.
Tags: апокрифиги
А.Якшина, В.Кудрявцев. Счастливая встреча с Еленой Кравцовой

28.04.2025
26 апреля исполнилось бы 75 лет выдающемуся детскому психологу и подвижнице образования Елене Евгеньевне Кравцовой (1950–2020). Со временем все больше осознается масштаб потери, но еще больше – масштаб личности Елены Кравцовой, встреча с которой необратимо изменила жизнь многих. Жизнь продолжается, покуда продолжается эта счастливая встреча. А у многих она еще впереди.
На стороне ребенка и взрослого
Елена Евгеньевна всегда выступала на стороне ребенка. И, как могла «перетягивала» на его сторону взрослых. Например, заново обучая их игре. Взрослые умеют (или считают, что умеют) руководить детской игрой. А играть не умеют! В начале 90-х наблюдалась курьезная ситуация. В садики проникала «игровая» идеология, все боролись с дошкольными занятиями. И вот взрослые инспектора внимательно следили за тем, чтобы дети не сидели за столами, как в школе, а, допустим, лежали на полу и «свободно играли» на полу. За это ставили «галочку». Ясно, что педагоги привыкли к «столам», но перед проверками пересаживали детей на пол. А то, что так не всегда удобно рисовать, лепить, конструировать… творить, особо никого не волновало: проверяющие довольны, «галочка проставлена».
Елена Кравцова любила повторять фразу Владимира Петровича Зинченко, что «чиновники – это недоигравшие дошкольники». Но ведь она учила играть и чиновников. Восполняла дефицит игры, – и чиновники превращались в прекрасных управленцев!
Волшебство? Нет, просто профессиональное, качественное управление – это умение заранее решить задачу в условно-смысловом плане, еще до того, как к ее решению подтянуться исполнительские силы. Но ведь, и детская игра состоит в этом же.
Елена Евгеньевна рассказывала, что однажды ее поразил ребенок, который, зная английский язык, вдруг заинтересовался немецкими мультфильмами. Проблемы нет: нетрудно найти перевод. Но это интересно. И он выучил немецкий язык, чтобы понимать немецкие мультики, самостоятельно, раз за разом просматривая их. Интерес к мультикам превратился в интерес к языку. Произошел знаменитый «сдвиг мотива на цель», как называл это Алексей Николаевич Леонтьев. Порой он бывает «судьбносным». Японский коллега и друг Елены Кравцовой Эйдзи Камия с молодости влюбился в Чехова, прежде всего в пьесу «Дядя Ваня». Стал учить русский язык. И что же? Сегодня профессор Камия – один из ведущих японских исследователей творчества Выготского и переводчик нескольких его трудов. Вот так люди и попадают в «зону дальнего развития», так уходят в ее «даль». Это вопрос судьбы, которую призывал изучать Выготский в психологии развития.
Игровое соучастие
Вернемся к игре. Елена Кравцова учила видеть детский замысел и смысл, оберегала спонтанную детскую игру от дидактизма и желания взрослых ее причесать, сделать «полезной», обращала внимание на сущностные, но часто невидимые с первого взгляда вещи. Или – предупреждала о риске превращения игры в то, что, по словам Елены Евгеньевны, очень напоминает игру, но полноценной игрой не является.


Скажем, несложно научить даже маленького ребенка превратить кубик в лягушку, которая прыгает. Иногда кажется, что мы уже «играем». Вот лягушку захотела съесть цапля. Берем кубик побольше, а кубик поменьше для изображения лягушки должен прыгать быстрее или как-то «уворачиваться». Это посложнее, здесь уже есть сюжет. Но и этому можно научить путем показа. Но… игра – это не показ, показ – только часть игры. Чтобы играть – надо самому превратиться в лягушку, а не просто превратить в нее кубик. Вжиться в образ, в роль – этого не покажешь ребенку. Тем более, если не вживешься сам, допустим, став цаплей. Потом можно поменяться ролями. Или пусть волшебная лягушка (мы же играем!) станет в воображении огромным диплодоком. Вряд ли цапля рискнет им пообедать. А бывшей лягушке и упрыгивать никуда не надо. А еще массивный, но травоядный и добродушный диплодок может подружиться с цаплей и объяснить ей, что лягушек есть негоже. Потом ребенок сможет создавать такие ситуации не только по собственному замыслу, но и без участия взрослого. Но вначале должно быть оно – взрослое участие в игре, заинтересованное и живое.
Тут, конечно, многое зависит от возраста ребенка и соответствующего ему типа игры. Нельзя научиться играть сразу и во все. На протяжении дошкольного детства игра претерпевает колоссальные изменения, о которых подозревают не все взрослые. Елена Евгеньевна была первой, кто создал возрастную типологию детских игр и предложила способы их включения в жизнь детей и взрослых.
Красота детства и свобода «хулиганить»
Елена Кравцова одинаково трепетно относилась к своим учителям (в этом году 120-летний юбилей ее учителя А.В. Запорожца), ученикам и коллегам. Была удивительно предана дружбе. Умела влюбляться в учеников и влюблять их в детей. Трудно было сказать, где находится созданный ею Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, в Москве на Миуссах или в Подмосковье в ее доме в Верхнем Мячково, всегда полном людьми, с которыми она делала свое дело. «Правильный ответ»: и там, и там. Некоторые просто жили в подмосковным доме. А учеников он не только воспитывала, но и буквально «питала». Готовила прекрасно (а что она делала как-то иначе?). Помнила о всех днях рождениях. Чужие проблемы, которые надо срочно решить принимала как свои и решала. Ее хватало на все и на всех. Кроме себя.

Она помогала своим ученикам увидеть красоту детства. Достаточно было послушать любой ее доклад или лекцию – с таким жаром и восторгом она говорила о воображении, игре, общении детей. Всегда простыми словами и в самое сердце, протягивая взрослым руку и приглашая их в удивительный мир детства.

Свобода «хулиганить», искриться спонтанностью и при этом смотреть в глубину, придумывать новые исследования и концепции (часть почти сходу), с жаром их отстаивать, продвигая идеи культурно-исторического подхода – вот, что всегда восхищало в Елене Евгеньевне, и что объединяло людей вокруг нее.
Елена Евгеньевна не только говорила, что общение – главный источник развития, но и каждый день своим примером подтверждала этот тезис, общаясь со студентами, коллегами, поддерживая, вдохновляя, выступая посредником и Учителем, встреча с которым меняет жизнь раз и навсегда.
Дар делать подарки
Елена Кравцова обладала еще одним чудесным даром – делать подарки. Оно обожала их делать и делала это (как и все остальное) талантливо. И в виде чувства, счастья сопричастности к династии, ставшей для многих из нас родной семьей. У нас родство по линии Елены Кравцовой. Думаю, что нас сотни.
Вот и на собственный юбилей Елена Евгеньевна сделал подарок нам. Не могла не сделать. В апреле издательство «Линка-Пресс» переиздало ее книгу «Воспитание волшебников». Первое издание вышло в 2019 года и почти сразу стало библиографической редкостью. 29 апреля 2025 года в режиме онлайн состоится вебинар-презентация книги, на который мы с удовольствием приглашаем наших читателей. Подробности здесь.
Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"
Tags: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца, червокнижие, медиа, колонка в Вестях образования
У храма просвещения цветет одичавшая вишня
Пока обсуждается проект концепции развития дошкольного образования, в Столярном переулке (под окнами МГПУ, Ин-т педагогики и психологии общего образования) цветет одичавшая вишня.


Tags: открытия сезона, экспрессии-импрессии, Aprieally!, УНИИвера, МГПУ, НА ПОСТУ
Две толпы в голове

Я встречал немало людей, у которых в голове живёт толпа. Мне сдается, сэр, что в вашей голове поселились две толпы. Соблаговолите, дайте вначале высказаться одной из них.
По мотивам собственного вольного перевода «Посмертных записок Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса
P.S. Бабушке Софии Павловне, профессиональной переводчице и исследовательнице творчества Диккенса (на фото) показывать бы не рискнул.

В вакханалиях имеет значение не размер, а размах

Гвидо Рени. "А разговоров-то было..." ("Ни слова о любви"), около 1619 г. Интеллигенты, обделенные воображением, называют эту картину "Вакх и Ариадна"("Ах и Ариадна"). Не художники, а еще интеллигенты! Видимо, технические.
Надо сказать, что и у Вакха могут вопросы к Ариадне по части объема. В общем, не говорите мне об нём... Впрочем, в вакханалиях имеет значение не размер, а размах.
Tags: апокрифиги, живокисть
Добро пожаловать в волшебный мир Елены Кравцовой!

Вебинар
«Воображение дошкольника – уникальный дар и норма детского развития»
Организаторы: издательство "Линка-Пресс", журнал "Обруч"
Форма участия: заочная (вебинар)
Дата проведения: 29 апреля 2025 года.
Время проведения: 13.00–14.30 (время московское).
Ссылка для подключения: будет отправлена после регистрации на мероприятие
Трансляция и запись вебинара: https://vkvideo.ru/@obruch_journal
Апрель 2025 года отмечен двумя событиями. 26 апреля исполнилось бы 75 лет выдающемуся детскому психологу доктору психологических наук, профессору Елене Евгеньевне Кравцовой (1950 – 2020). Педагогам ДОО Е.Е. Кравцова известна как автор развивающей образовательной программы «Золотой ключик». К юбилею Елены Евгеньевны издательство «Линка-Пресс» подготовило и выпустило в свет второе издание ее книги «Воспитание волшебников».
Первое издание вышло в 2019 году и практически сразу стало раритетом. При этом запросы на него постоянно исходили от психологов и педагогов. Заинтересовались книгой и родители. Теперь уникальная книга Е.Е. Кравцовой стала достоянием широкого круга взрослых, а значит и детей, с которыми взрослым предоставляется возможность поработать по этой книге.
Инициатива переиздания принадлежит молодому, но уже известному исследователю и практику-психологу Анне Николаевне Якшиной, ученице Е.Е. Кравцовой, которая проделала огромную работу в этом направлении. Мы признательны семье Елены Евгеньевны, продолжателям психологической династии Льва Семеновича Выготского оказавшей неоценимую помощь в работе над новым изданием, предисловие к которому написал Олег Геннадьевич Кравцов.
Человеческая культура – продукт волшебства. Об этом знают дети, но забывают взрослые. Ребенок спрашивает: кто повесил Солнце на небо? Ему понятно, что Солнце – это огромный фонарь, который освещает землю даже днем. А ночью он превращается в Луну и маленькие фонарики в виде звезд, и мы не плутаем по миру в кромешной темноте. А заодно создаем разного рода «искусственные» фонари, чтобы не плутать по тропинкам жизни. Это и есть человеческий (смысловой) подход к миру, взгляд на него «третьим» глазом под названием воображение.
Презентация книги задумана в форме вебинара, где будет рассказано о значении воображения в развитии ребенка, становлении его личности, формировании психологической готовности к школе и ко всей жизни в удивительном мире людей.
Автор: Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор Московского института психоанализа и Московского государственного психолого-педагогического университета, заместитель главного редактора журнала «Культурно-историческая психология», научный консультант журнала «Обруч»
Тематический план вебинара:
Вступительное слово – Якшина Анна Николаевна, научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ
Воображение в развитии ребенка: «вишенка» или «торт»?
Воображать – значит, общаться.
Очевидное и неочевидное в детской игре. Зачем оживлять игрушки?
Образовательная ценность развития воображения.
Воображение на пороге школьного ученичества.
Почему взрослых нужно заново учить воображать, и как это делать.
Заказать книгу: https://linka.alltrades.ru/shop/item_899/Kravcova_E.E._Vospitanie_volshebnikov.htm
Вебинар бесплатный. По желанию можно заказать сертификат слушателя вебинара. Стоимость сертификата — 350 рублей. Ссылка на заказ придет в письме после регистрации на мероприятие.
Регистрация
Tags: сообщения-обращения, ПреКрасные даты, немножко психологии, Педагог-и-Я, детворения, червокнижие, Цеховое братство, граждане моего сердца
Будьте внимательны к серьезному

Все крылатые и окрыляющие – немного поклевывающие и покусывающие. Нежно, очень нежно. Но туда (там), куда (где) не ждешь. Психеи – тому не исключение. Правило. Как и моя коллега и друг Ольга Маховская. Со своим уникальным даром видеть серьезное в иронической оптике и этим делать его еще более серьезным. В весенний день 25 апреля наша Психея в очередной раз вылетела на свет. Будьте внимательны. К серьезному.
С Днем Рождения, Оленька!
От "А так можно?" до "Так нужно"
Телеграм-канал Владимира Кудрявцева "Человеческое в человеке"
Николай Вересов: новый апрель жизни

9 апреля отмечает свой День Рождения мой друг Николай Николаевич Вересов – психолог, профессор Университета Монаш (Мельбурн).
Дорогой Коля,
В дружбе нет ничего дороже дружбы, даже истина. Потому что и она – плод дружбы и дар друга, особенно, если речь идет о тебе. Поэтому не бывает «истинной» дружбы, а есть просто дружба. И я счастлив, что она меня с тобой связывает много лет.

Пусть и дальше истина обретается в нашей дружбе. А мы с тобой не будем отвлекаться на обсуждение ненужного вопроса о том, что дороже. Пусть тебе столь же талантливо творится рядом со всеми теми, с кем и для кого хочется творить, будь то друзья или ученики. И, разумеется, ты сам.
С новым апрелем жизни!
Не в штанах счастье

Чо пригорюнился, братан? Не в штанах счастье - в крыльях за спиной!
Tags: апокрифиги
Зачем я просил Петровну повернуться!

Tags: апокрифиги, инфернастики
А вдруг это первый взгляд?

«Хипстер» 1965 года образца отоваривается в магазине «Овощи-фрукты» на улице Горького (нынешней Тверской). Фото: дзен.ру
15.04.2025
Вот мальчики – им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.
Белла Ахмадулина
И в самом деле – а вдруг? «Хипстер» 1965 года образца отоваривается в магазине «Овощи-фрукты» на улице Горького (нынешней Тверской). Кто-то скажет: постановочное фото для журнала, пропагандирующего советский образ жизни. Возможно. Уж больно профессиональная съемка и аппаратура. Изобилие и чистота. Даже гири не портят картинки. В общем, «витрина» во всех смыслах. На улице Горького тогда все было витриной, даже если никто не снимал.
Но девушка! И настроение снимка. Привлекли актеров (а заодно и режиссера) из ближайшего театра, которых в этом районе было не меньше, чем магазинов «Овощи-фрукты»? Тогда девушка – гениальная актриса. Да и «хипстер» (театральный жест!) подозрительно выразителен, как и вся мизансцена.
Сегодня картинки куда совершеннее, выбор куда шире, чистота куда стерильнее (до первого придирчивого клиента или визита СЭС по сигналу). Но так не играют. Так не снимают. Не потому что не умеют. А потому что другие люди, другие чувства. Другие «хипстеры, другие девушки. Замечательные – для своего времени.
Почти не нужно «постановочности» – мы живем в обществе сплошного спектакля (иногда кукольного). Того самого спектакля, который – нет, не предрекал, а констатировал как состояние общества, французский философ и режиссер Ги Дебор в книге, которая вышла в Париже в издательстве «Бюше/Шастель» ровно через 2 года после того, как был сделан этот снимок в Москве. Сейчас ее можно прочитать по-русски, в т.ч., в Сети. Хотя больше чем за 40 лет до этого Якоб Морено создал свою социодраму как метод терапии, в котором прочитывался путь облагораживания человека, а через него и всего общества силой воображения людей. Если Морено – ироничный оптимист, то Ги Дебор – пессимистичный, временами беспощадный критик. Его «общество спектакля» – омертвляющая имитация живых человеческих отношений и смыслов. Возведенная в норму жизни. А на фотографии (если она постановочная) – чистый Станиславский (да и Выготский), у которых театр – не просто жизнь. Он живее жизни, ибо переживание жизни.

А это – та же Москва, те же годы, те же «овощи-фрукты». Явно не «постановка», хотя «подсмотрел» это Владимир Матусевич, не только великий фотохудожник, но еще журналист и литератор. Подсмотрел – и увидел. Увидел то, что не успевают заметить другие – жизнь, судьбу, истории, характеры. Время. Не плохое, не хорошее – просто время, где есть разное. Вот сейчас бабушка найдет что-то вкусненькое, хотя по сезону (весна? апрель?) задачка не из простых, и, может, побалует внука. Это сейчас манго и авокадо круглый. А, может, ищет что-то для борща на всю семью? А вдруг внук обожает бабушкин борщ и запомнит его на всю жизнь, но пока отвлечен мороженым? Такая вот, как принято нынче говорить у специалистов, «визуальная социология».
Это тоже где-то в центре. Где на уличной «точке» дядька в ушанке, а не та девушка, ради которой можно забыть обо всех условных «авокадо» (которых нет в СССР), лишь увидев ее за прилавком.
А где-нибудь в Бирюлево тетя Клава в прокисших парах овощного отдела «покрывает» не очень трезвого (или вполне трезвого, даже вовсе не пьющего) дядю Славу, который имел неосторожность заметить, что картошка проросла и вообще гниловата. Не потому что «много вас тут таких ходит», а потому что одинока, – своевременно не поймала своего «первого взгляда». Она не про «много» – про себя. Конечно, это не очень профессионально, если работаешь с людьми. Но жизнь не заглядывает в трудовую книжку. Как говорил один ребенок, «баба Яга не злая, просто она старенькая и больная, ей нужно помочь».
Это тоже жизнь. А в ней всегда есть место для первого взгляда (он только на две пары глаз и на два сердца), который пристально следит за тобой. Будь немножко художником и посмотри.
Оторвись на секунду от смартфона, выплюни из ушей наушники, с которыми срослись не только уши, но и очи твои. Сбрось пелену обманчивых шаблонов и не зарекайся! «Зорко только сердце». Слушай его – и увидишь.
Особенно, весной, особенно, в апреле.
Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"
Tags: Человеческое в человеке, любовь добра, открытия сезона, Aprieally!, Фотооткровения, медиа, колонка в Вестях образования
Об умных домах и разных хозяевах

1 апреля – хороший повод прервать затянувшуюся с прошлого лета паузу в выпуске рубрики «Стенопись» на сайте tovievich.ru. Любит наш человек надписи на скалах, заборах и транспарантах. А мы любим нашего человека.



Весь выпуск рубрики
Полная подборка стенописи на сайте В.К.
Tags: праздни, экспрессии-импрессии, tovievich.ru
Иоанн Фейкоборец спешит на помощь

Иван Грозный спасает собачью голову от опричников и историков, которые ее присобачили к опричникам в качестве фейка.
На очереди - спасение Иваном Грозным:
- головы Ньютона - от яблока, которое далеко падает, хотя уже и это могло навести голову Ньютона на мысль;
- Евы - от другого яблока, которого она не ела, потому что в Ветхом завете речь идет просто о плоде, являющимся "злом" (возможна вторичная проекция другого - античного мифа о "яблоке раздора");
- собственного сына - от Ильи Репина, который того изувечил прямо в руках отца;
- Сальери - от Пушкина, который попытался отравить им Моцарта;
- Менделеева - от изобретения 40-градусной водки, которую он мог лишь утвердить в составе комиссии по акцизам;
- викингов - от боевых рогов, в которых воевать было невозможно - только участвовать в ритуалах и получать в награду за супружеское ожидание в тылу;
- первых ковбоев - от шляп, которые на высоких лошадиных скоростях срывал бы ветер, а ремешок резал бы и душил;
- Нобеля - от измены жены с математиком, в силу того, что Нобель являлся холостяком (премию по "абстрактным", не "опытным" наукам просто не дают);
- Ельцина - от усталости, хотя он заявил, что просто уходит;
- Фрэнка Заппу - от поедания на концерте экскрементов, которых он никогда не употреблял ни на сцене, ни за сценой;
- "Короля Артура" - от монархических полномочий, которые никогда ему не принадлежали;
- большинство святых - от святости, за которую церковь принимала обычную фриковость, поскольку всегда состояла в родстве с цирком (тема заслуживает отдельного исследования, но факт неоспорим и подтверждается даже некоторыми моими знакомыми священнослужителями);
- Розуэлл - от инцидента, а несчастных инопланетян - от услуг земных хирургов, тем более, предоставленных против их воли, ибо посмертно;
- быков - от красного цвета, который для них столь же фиолетов, как и зеленый, по причине дихроматического зрения.
Спаситель Иоанн Фейкоборец. Дорого и грозно.
Tags: праздни, апокрифиги
Никогда не знаешь, чего ждать от апреля

Апрель – это месяц-год. Целый год, компактно уложившийся в месяц.
В апреле бывает и 15-градусный мороз, и 27-градусная жара, и снегопад, и тропический ливень, и буран, и нежный бриз, и почти осеняя слякоть, и летняя засуха, и обычный лыжи, и водные. Причем переходы от одного к другому порой - на световых скоростях весны. Так непредсказуемо капризничать умеет только апрель.
Никогда не знаешь, чего ждать от апреля. Прогнозы погоды меняются вместе с погодой.
Одно неизменно – уверенность в том, что завтра снова будет весна.
Tags: открытия сезона, экспрессии-импрессии, метеопост, Заоконье, Aprieally!
Игры без правил и человек совестливый

Нидерландский историк и философ Йохан Хейзинга в книге ««Номо ludens» (Человек играющий») рассматривал культуру, культурную жизнь как своего рода игру с правилами. Там, где правила нарушаются, замечал он, гибнет культура.
Многих в концепции Хейзинги, по понятным причинам, привлекает «игра», а не «правила». Когда окончательно забывается об этом, культура как игра становится «игрой в культуру», «в историю». Возникает феномен «культурной заигранности». Или наоборот – недоигранности.
Прожитая нами почти что треть 21 века не устает демонстрировать тому свидетельства. По моему убеждению, мы все еще робко топчемся у его порога. Парализованные непрекращающимся футуршоком Тофлера еще с конца 20 века. Будущее давно наступило, но без нас. А мы – это сознание, в первую очередь. Быть в сознании – значит, не находится в шоке от будущего, настоящего и прошлого. Нет сознания – не миновать шока. Шоки приходят и уходят, сознание остается.
История вырвалась в свободное плаванье. Мы не управляем историей, тем более, не творим ее. И хотя тектонические сдвиги платформы цивилизации производны от нашей активности, сама она неуправляема. Нет рычагов, а рычаги – в правилах.
Потому что не сама по себе игра, а созданные и свободно принятые правила и есть культура. Хейзинга, по сути, это и сказал, но сделал все, чтобы приковать внимание к игре. Хотя он знал о культурной сакральности правила, так сказать, на генеалогическом уровне, будучи выходцем из рода фрисландских пастырей, а у фрисландцев, по его словам, сохранилось «древнее племенное сознание» с этим сакральным чувством.

Современность напоминает игру в крокет у героев «Алисы в Стране Чудес» Кэрролла. Вместо клюшек – фламинго, вместо мячей – ежи. К тому же, правила постоянно меняются. Читать новости невозможно - все время возникает вопрос: это о взрослых?
Сейчас многие признают, что с взрослением и взрослостью «что-то не так». Но психология продолжает заниматься популистской апологетикой нынешней взрослости (клиенты!). В лучшем случае, речь идет о трудностях идентификации, кризисе идентичности в современном мире, где так трудно «найти себя». Себя не нашел, а в руках сконцентрировал мощнейшие ресурсы, пытаясь влиять на судьбы мира, включая окружающих людей? А они доверчиво вверяют свои судьбы неопознанному властвующему (не собой – себя-то не нашел) субъекту: от политика и чиновника до педагога и родителя?
Разговоры об «инфантилизации» уводят в строну, в сторону клиники. Инфантильность – это симптом (кто-то считает, синдром) психического расстройства. Я всегда прошу студентов не употреблять это слово бездумно, а искать профессиональные основания для этого. Но даже если так, то человек нуждается в лечении, а не во вручении властных полномочий.
На днях один «взрослый» житель выкинул кошку из окна высокого этажа. Просто так. И зафиксировал ее полет и мучения внизу. Кошку медики спасли. В следующий раз выкинет человека? Не факт. А факт в том, что прокуроры «задумались» (!) о том, что стоит завести на него уголовное дело. Факт в том, что некий депутат думы (фамилии не помню, да и не имеет значения) предложил после уничтожения передержанных животных пускать их на мыла. И сослался на советскую практику. На что мылопроизводители разяснили: не было никогда такой практики в СССР, во всяком случае, на производстве – если только кустари-маргиналы отлавливали собак и варили из них мыло на продажу (я тоже слышал об этом в советские годы). Но что омандаченному дикарю, который не ушел дальше маргиналов? В думе вынашивается живодерский закон.
Или папаша выбросил из окна двух детей. Поссорился с женой. Отомстил, так сказать. Случай патологический. Но той же думой декриминализировано семейное насилие. В стране, где значительная часть преступлений совершается не бандитами, не ОПГ, а на бытовой почве. Это тоже патологический случай. Но семья-то сакральна, а первое сакральное лицо в ней отец, на чем настаивает православие.
На мой взгляд, нужна серьезная научная критика (в понимании немецкой классической философии и Карла Маркса) современного типа взрослости, а не оправдание «трудностей роста». В эпохи перелома человечества переживает острейшие кризисы взрослости. В 21 веке это необходимо осознать. Кризисы детства и подростничества производны, поскольку детское и взрослое сообщество нельзя разрубить надвое. И взрослый, любой, остается главным смысловым ориентиром в детской картине мира. Хорошо бы, чтобы и дети стали смысловыми навигаторами во взрослой картине.
Но пока мы от этого бесконечно далеки. Список людей типа Экзюпери, Корчака, Маргарит Мид (с ее концепцией о трех типах культуры в контексте отношений взрослых и детей), Александра Запорожца не столь уж длинный. Сюда я включил бы и Александра Асмолова, который показал, что «детоцентризм» (не путать с «педоцентризмом») – шанс человечеству выжить и жить по-человечески. Мы не знаем сегодняшних детей? А кто, собственно, МЫ?! Кто мы, чтобы знать детей? Кто мы, чтобы дети знали нас? Мы ведь все ищем. В том числе, правила, по которым жить. И все никак не заживем.
Дети старшего дошкольного возраста забывают об игре ради правил. Установление правил и контроль за их соблюдением становится для них серьезным занятием, хотя и остается частью игры. Сущностной частью. Попробуй нарушь – вон из игры! Особенно, если ты взрослый. Дети хотят разобраться в законах взрослый жизни, источниках их происхождения. А прочитать их можно только по правилам. Отсюда и интерес детей к играм с правилами. Сейчас он спадает в детском мире – во взрослом царит пресловутая аномия, оправданная взрослыми. И детям «не в кого» взрослеть. Они вслух признаются, что не хотят.
Мир переживает очевидный кризис управления, который ставит его на грань существования. Но этот кризис произвольности, свободы взрослых, считающих, что они «у руля». Но все по Вознесенскому:
Раб стандарта, царь природы,
ты свободен без свободы,
ты летишь в автомашине,
но машина — без руля...
Сплошное «реагирование на импульсы» в политике. Наши симметричные ответы Чемберленам. Всевластие над людьми при полном отсутствии власти над собой и ситуацией. Еще 40 лет назад трудно было прочитать заголовок: политик такой-то «взбесил» политика такого-то. Индукция «бешенства», а не международные отношения. Аффекты, обиды, месть, обвинения, извинения. Уровень глобальной коммунальной кухни. А рядом ломаются жизни, судьбы миллионов люди. Правила? Хотя бы взрослый этикет соблюдали.
Сейчас время предельной условности правил, которые не оговариваются даже ритуально. Их просто устанавливают - не столько сильные, сколько наделенные «силовым ресурсом», властью, а не волей, которая свободна, по определению. А нарушение мыслится (?) как данность, как «естественная норма». Для ее обозначения придумали словечко «вызов». Оно освобождает от всякой ответственности.
И «симулякры», «симулякры», «симулякры» - вместо свободной и ответственной деятельности на благо людей с вовлечением их в эту деятельность. Как в шутке: создается впечатление, что сегодняшние лесорубы отращивают бороды, чтобы нравиться другими лесорубам, забыв о лесе. За бородами леса не видно.
Впрочем, все это уже было. Вот что пишет Пастернак о 1918-м, предчувствуя, что за игрой в историю установится куда более жесткий и жестокий порядок, но без правил или по правилам, которые надиктуют избранные для всех:
Остаток дней, остаток вьюг,
Сужденных башням в восемнадцатом,
Бушует, прядает вокруг,
Видать - не наигрались насыто.
За морем этих непогод
Предвижу, как меня, разбитого,
Ненаступивший этот год
Возьмется сызнова воспитывать.
Но сейчас о другом.
Правила, нормы историчны, как и формы их нарушения, которое будет всегда, пока есть нормы, а значит - покуда существует культура. Ее самоотрицание в ней же, а не в сторонних варварах. Как говорится, диалектика. Диалектическая плата за культуру, увы.
Мы даже не подозреваем, сколько норм разрушили, двигаясь вперёд в истории. Чем-то можно и нужно было поступиться. С точки зрения дикарей-каннибалов, мы со своими запретами - сущий ад. Есть плоть - их священная норма, но не наша. Воскресни все предки, те, что подревнее, - они нам «спасибо» не сказали бы.
Но, к счастью, есть человек, не «луденс», просто человек, который знает, чем заведомо нельзя поступаться и не поступится. Потому что, если он, как утверждают, ещё и старый добрый sарiеns, то переплавил в своем разуме исторический опыт в коллективную совесть (со-весть) человечества. Пусть в лице отдельных людей, которых мы называем «личностями».
Личность – это, прежде всего, человек совестливый, даже если удобнее быть бессовестным. И в 10-м веке, и в 20-м, и в 21-м.
Tags: испытания историей, дебри культуры, Из-Мышления, Человеческое в человеке, детворения, ПолитЭССЫ, соц-и-ум, Хомылюденсы
Join the group to read them