Все игры
Discussions
Sort: by updates | by date | by rating Show posts: Full text | Headings

Вечное беспокойство натуры

false

Виллем Хайенраетс. "Романтические размышления"


«Уходящая натура» - очень неудачное выражение. Натуры не уходят, приходят и уходят бездарные рисовальщики. Натуры поцелованы Смыслом и слегка прикушены им в бергсоновском elan vital (жизненном порыве) сильнейшей из страстей. Вот и подхватывают натуры вечное Иммануилово беспокойство. Беспокойтесь и дальше, это беспокойство называется Жизнью! А сколько кому кукушка выкуковала, - забота недорисовальщиков. Это же смешно - считать, что убогая копия вместе с тем, кто её скухарил, приходит на смену натуре, т.е. жизни. А гений – это дар без остатка слиться с натурой, с жизнью, с ее вечным беспокойством (Владимир Кудрявцев. Из переписки с Александром Асмоловым).

Tags: Из-Мышления, артикуляции, Цеховое братство, граждане моего сердца

Love, Peace & Kiss!

false


С всепланетным Киссдэем!

Поцелуй - всего лишь точка во фразе "Я люблю тебя". Даже если ее не произнесли.

Ставьте точки россыпями - праздник нынче всепланетарный.

Хотя начинался World Kiss Day в конце позапрошлого века как всебританский праздник. Можно допустить, что науку филематологию, т.е. поцелуезнание, также создали британские ученые.

Я в этом ничего не смыслю, я - старый практик и не знаю филематерных слов. Знаю поздравительные, коими и поздравляю!

Пусть вас окружает как можно больше людей, которых вам не терпелось бы расцеловать, а они отвечали бы вам взаимным нетерпением. Взаимность в нетерпении - не менее важная штука, чем взаимность в терпении.

Жизнь, конечно, состоит не из одних поцелуев, – есть и продолжение истории поцелуев, прежде всего, сама жизнь. И провести ее вполне естественно в кругу целующихся!

Tags: праздни, Человеческое в человеке, любовь добра

Новости квантово-механического цеха

false


И где ваша хваленая "постоянная Планка"? Очень даже "переменная Планка"! Не Планк, а кот Шрёдингера какой-то после крыши... Взгляд такой, будто собирается рассказать хозяйке про ночной обстрел микрочастицами, Шкодигнер.

*****

Шредингер всю ночь гонялся по крыше за котом для опытов. Но так и не поймал: кот то был, то не был. Правда, довольные кошки пребывали в блаженной уверенности: был! Наивные жертвы классической механики!

*****

Если у механика в руках обезумевший кот, и за ним по лаборатории бегают санитары, медсестры и няньки, - значит, он квантовый и не сдал утренних анализов.

*****

- Механика вызывали?
- Вызывали.
- Тээкс, посмотрим... Знаете что, с одной стороны, эта ваша хреновина как бы нае... навернулась, а с другой стороны, как бы и не навернулась.
- ...А вы точно механик?
- Да, механик. Квантовый механик.

Tags: апокрифиги, УНИИвера, ВеЛичности

Июль, сенокос

false


Из не самого зачитанного до дыр Бродского.



Стихотворение написано в июле 1965 г. А на фото Иосиф Бродский в пору сенокоса 1964 г. в Архангельской области, в деревне Новинская, куда он был сослан на 5 лет за тунеядство. Позднее он назовет эту пору самой счастливой в жизни, потому что именно она была наполнена тем, что радикально изменило его жизненный сценарий. Бродский начинает изучать английскую поэзию, в первую очередь вчитывается в философско-ироническую лирику англо-американца Уистена Одена.

В хотенье — гибель; нехотенье —
Спасительное поведенье;
Лишь всхлипывая, слышишь всхлип;
Я влип лишь в мысль о том, что влип.


Это - Оден. А это – Бродский об Одене: «Я помню, как сидел в маленькой избе, глядя через квадратное, размером с иллюминатор, окно на мокрую, топкую дорогу с бродящими по ней курами, наполовину веря тому, что я только что прочёл… Я просто отказывался верить, что ещё в 1939 году английский поэт сказал: «Время… боготворит язык», а мир остался прежним».

Но через несколько лет мир, где «время боготворит язык» уже не сможет быть прежним, открыв Бродского. Как и он, – открыв для себя Одена.

Tags: безумие поэтов, ВеЛичности, испытания историей, открытия сезона, ВидиМОЕ

Воля и ее помощники

false


Процитирую Ханну Арендт, философа, теоретика и историка политики:

"Воля говорит памяти, что запоминать, а то забывать; она говорит интеллекту, что выбирать для понимания. Память и Интеллект оба созерцательны и как таковые пассивны; именно Воля заставляет их действовать и в конечном счете «связывает их воедино». …Память и интеллект ушли от внешних явлений (outside appearances) и имеют дело не с ними (настоящее дерево), а образами (ранее увиденное дерево), и эти образы очевидно находятся внутри нас. Иными словами, Воля с помощью внимания сначала осмысленным образом объединяет наши чувства с реальным миром, а затем втягивает этот мир в нас и готовит его для дальнейших операций…"

Получается так, что воля (которая бывает только свободной) – царица внутреннего мира человека, как и той части внешнего мира, которая она же сумела втянуть в него, чтобы дальше понимать и запоминать. Правда одна: и память, и интеллект легко поддаются власти импульсов, - а самые мощные и порой коварные те, что исходят изнутри них самих. Пока нет воли мыслить, воли запоминать (старая психологическая проблема избирательности мышления, памяти, внимания, восприятия). Воли – значит, свободы. Свободы мыслить, запоминать, действовать. Выготский потому и коротко определял «культурную» психику, как «опроизволенную», вырастающую из опыта произвольного, свободного действия, который является родовым, коллективным, но обязательно должен заново испытываться индивидуально.

Арендт замечает, что на помощь воле в поддержании продуктивного единства человека с миром, основанного на преобразовании того, что продиктовано его деятельной волей, приходит внимание. Замечательная трактовка П.Я. Гальпериным внимания как формы внутреннего контроля привносит в замечание Арендт особый смысл, отличный от того, что мы находим в традиционных учебниках психологии.

Есть, правда, у воли еще один «помощник» - воображение. Он наделяет ее зрячестью («слепая воля» - это оксюморон или выдумка Шопенгауэра). Причем многоглазой зрячестью, позволяющей «отбирать материал» для запоминания и понимания, для восприятия и внимания, для преобразующего действия с позиций человеческого разнообразия, которое разделяет свободную, по определению, волю.

Tags: Из-Мышления, немножко психологии, ВеЛичности

А были ли варвары?

false


10.07.2023

…Над нами варварское небо, и все-таки мы эллины.

Осип Мандельштам



Это известное стихотворение греческого поэта Константиноса Кавафиса неоднократно переводилось на русский язык. И все знакомые мне переводы прекрасны. Неудивительно: среди переводчиков – Михаил Леонович Гаспаров, которого по праву можно было бы назвать «послом античности» в наши дни, преемником великого Алексея Федоровича Лосева, Софья Борисовна Ильинская, первооткрывательница Кавафиса русскому читателю и, вероятно, лучший знаток новогреческой литературы.

Но непревзойденным переводчиком Кавафиса Иосиф Александрович Бродский считал Геннадия Григорьевича Шмакова. Он даже приложил руку к редактированию его переводов. Доверимся Бродскому. И моему другу Александру Григорьевичу Асмолову, который обратил мое внимание именно на этот перевод.

____________________________________________________________________


Константинос Кавафис

В ожидании варваров

– Чего мы ждем, собравшись здесь на площади?
– Сегодня в город прибывают варвары.
– Почто бездействует Сенат? Почто сенаторы
сидят, не заняты законодательством?

– Сегодня в город прибывают варвары.
К чему теперь Сенат с его законами?
Вот варвары придут и издадут законы.

– Зачем так рано Император поднялся?
Зачем уселся он у городских ворот на троне
при всех регалиях и в золотой короне?

– Сегодня в город прибывают варвары,
и Император ждет их предводителя,
чтоб свиток поднести ему пергаментный,
в котором загодя начертаны
торжественные звания и титулы.

– Почто с ним оба консула и преторы
с утра в расшитых серебром багряных тогах?
Зачем на них браслеты с аметистами,
сверкающие перстни с изумрудами?
Зачем в руках их жезлы, что украшены
серебряной и золотой чеканкой?

– Затем, что варвары сегодня ожидаются,
а драгоценности пленяют варваров.
– Почто нигде не видно наших риторов,
обычного не слышно красноречия?

– Затем, что варвары должны прибыть сегодня,
а красноречье утомляет варваров.
– Чем объяснить внезапное смятение
и лиц растерянность? И то, что улицы
и площади внезапно обезлюдели,
что населенье по домам попряталось?

– Тем, что смеркается уже, а варвары
не прибыли, и что с границы вестники
сообщают: больше нет на свете варваров.
– Но как нам быть, как жить теперь без варваров?
Они казались нам подобьем выхода.

1904

Перевод Геннадия Шмакова под редакцией Иосифа Бродского.
Литературное приложение к «Русской мысли» от 11 ноября 1988 г
.


Не просто усиливает – привносит новый смысл в ключевые, финальные, строки стихотворения в своем переводе Михаил Гаспаров:

Весть с границы: варвары не пришли,
Варваров вовсе и не было.
Что теперь будет?
С варварами была хоть какая-то ясность.

В большинстве переводов варваров уже нет (не дошли, повернули вспять, были, да сплыли, испарились и так далее). В греческом оригинале у Кавафиса то же «βάρβαροι πια δεν υπάρχουν» – «варваров больше не существует».

Но могут же вернуться, воскреснуть, заново начать существовать! У Гаспарова все безвыходно – их вовсе не было. И в этом настоящее крушение последнего ожидания, последней надежды. Надежды, которая теплилась в разрушенном умирающем имперском сознании, была его единственным оправданием и сохраняла ему жизнь в виде «последней смысловой инстанции» (Михаил Бахтин), точнее, имитации смысла.

Гаспаров в своем прочтении довел и без того острейший драматизм Кавафиса до экстремума. Ведь в варваров в итоге поверили, сакрализировав их, и Император, и сенаторы, и консулы, и преторы, которые и создали варваров в качестве апологетики отсутствия живого смысла. Апологетики – перед народом, а главное, перед самими собой.

Боги куда условнее «священных» варваров. Приелись в своем пантеоне, к тому же многие из них под римскими именами перекочевали еще с Олимпа. Боги больше для ритуалов. А вот варвары – это что-то живое и свеженькое! Кто-то о них слышал, кто-то их даже видел. Помощь – откуда не ждали, и вот теперь ожидаем в напряжении. И тут такое!

Падение святыни святынь равноценно смерти. Отсюда и вопрос: как жить дальше с этим (без этого). Никак! Все уже умерло задолго до «варваров», которых, оказывается, не было? Какая уж тут ясность? Темнота кладбищенского подземелья.

И все же варвары были, были! И не столько в образе диких вестготов и остготов.

Между прочим, варвары не только разносили Рим в руины, по мере нескольких «заходов» некоторые из них с удовольствием осели в нем, став чиновниками. Но и не в чиновниках с варварским прошлым дело.

Ожидание варваров – прощание с собой.

Об этом Кавафис. Это дает понять Гаспаров, гениально переведя по-другому финал гениального стихотворения.


Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"

Tags: безумие поэтов, испытания историей, Человеческое в человеке, медиа, колонка в Вестях образования

От Советского Союза только молодежь и осталась

false


Вчера на пустсоветском пространстве в очередной раз отмечался День молодежи - плоть от плоти Дня советской молодежи, который старшие товарищи заиграли, перетянув идеологическое одеяло на День рождения Комсомолии. А какой простор для молодой плоти и дерзновенного духа под суровой комсомольской покрывашкой? А между тем, советский молодежный праздничек с историей - отмечается с 1958 г. Что ж, никогда не поздно! Словом, Love & Peace, а там - как повезет! Хотя в нашем возрасте и этого вполне достаточно. Собственно, от Советского Союза только мы, молодежь, и остались.

Tags: праздни, экспрессии-импрессии

Подавись своим Мухосранском, Гвюдмюндсдооуттир хренова!

Иной раз возьмешь героически Мухосранск, а тут звонит мухосранский мэр и часа 2 рассказывает, что Байден нагадил в подъезде дома на улице генерала Крайнеплотского, Макрон ночами проковыривает нестандартные дырки в местных макаронах, яму с кипятком у клуба высоковольтажников вырыли исландские агенты. Уже и Мухосранск не в радость! Да подавись своим Мухосранском, Гвюдмюндсдооуттир хренова!

Tags: экспрессии-импресссии

Как соломонстр соломонстру

false

Рис. Алексея Меринова


- Скажу тебе, Федя, как мудрый соломонстр мудрому соломонстру: все неоднозначно!

Tags: экспрессии-импресссии, Алексей Меринов

Новости одного очень хорошего университета

false


Да, стартует набор в магистратуры одного очень хорошего университета. Я бы и сам в них не прочь поучиться, но держат меня там не для этого. Подробности на сайте очень хорошего университета.

Tags: сообщения-обращения, УНИИвера, НА ПОСТУ

Мастуркири

false


В начале 2010-х запоздавшие руки дошли (по Фрейду) до книжечки Мисимы Юкио (Киматакэ Хираока) «Исповедь маски». Мгновений июньского экспресс-рассвета хватило, чтобы проглотить. Силу вещи понял, но внутрь не принял, вытеснил (опять же - по Фрейду!). А Фрейд имеет к делу самое прямое отношение. Именно в логике фрейдовского слияния Эроса и Танатоса автор на собственном опыте осмысливает таинство мужания по-японски.

Но штука-то в том, что, у Фрейда (читай: у европейцев) - Эрос и Танатос – по одну строну баррикад культурного сознания, а у японцев – по разные. Мастурбация (о которой много в книжке) – нехорошая привычка, а харакири (которым завершил свой путь автор) – высшая добродетель. Хотя старик Фрейд мог бы быть доволен: как возвышенно и добродетельно сублимируют японцы… Прямо «мастуркири» какое-то - праздник души психоаналитика-ортодокса! Правда, гложет одно сомнение: рановато обрадовался бы старик. Ведь у японцев сэппуку, харакири - только извне выглядит как самоубийство, а по сути - это попытка противостояния Танатосу, смысл которой к тому же вовсе не исчерпывается семантикой смерти.

На, а за «нехорошие привычки» можно и руки отбить. Чтобы лишить счастья сделать харакири. На радость психоаналитикам!

P.S. Старый анекдот про культурные различия японской и нашей «семантик».
Беседуют у подъезда две старушки, одна говорит:

- Вот как у японцев все красиво, благородно: гейши, саке, харакири… А у нас – б…ди, водка, поножовщина…

Tags: проза ветров, немножко психологии, дебри культуры, экспрессии-импрессии, любимые анекдоты Товиевича

Прекрасное лицо Людмилы Карпенко в истории психологии

false


Вадим Петровский сообщил скорбную весть: не стало психолога Людмилы Андреевны Карпенко. Он сам узнал об этом накануне прощания с ней, на котором присутствовало 5 человек, среди них Вадим и его жена Марина.

А Людмила Карпенко, с которой я работал много лет назад, заботилась о том, чтобы история психологи психологии сохранилась в лицах. Среди многих, она и меня втянула в эти свои, очень нужные для всего психологического цеха, заботы. В результате появилось уникальное справочно-энциклопедическое издание «История психологии в лицах», редактором-составителем которого стала Людмила Андреевна. И «Краткий психологический словарь», который вышел под редакцией А.В. Петровского в 1985 г., и был настольным практически для каждого психолога, от студента и аспиранта до профессора, тоже составила Л.А. Карпенко. И еще масса подобной работы, плодами которой пользовались все. Не знаю, кто сможет выполнить ее на уровне Людмилы Андреевны.

Она незримо присутствовала в нашей профессиональной жизни всегда. И продолжит свое присутствие в жизни тех, кто придет нам на смену. Быть может, поэтому ее уход оказался незамеченным.

Но осталась история психологии в лицах. И прекрасное лицо Людмилы Андреевны Карпенко – в истории психологии.

Tags: уходящая натура, Цеховое братство, граждане моего сердца

Внезапно оБдарило

false


Вчера на пятичасовом (интереснейшем!) проектно-исследовательском семинаре с магистрантами программы «Развитие детской одаренности» МГПУ пришел новый термин – оБдаренность. Феномен, для обозначения которого этот термин поздним вечером постучался в голову, видимо, существует в двух полярных вариантах – недоодаренность и переодаренность. Посерединке – норма.

Tags: экспрессии-импресссии, осебятина, немножко психологии, УНИИвера, НА ПОСТУ

Союз высотников физического и умственного труда

false
false


Союз высотников физического и умственного труда. С Зухриддином в Заоконье.

Tags: Заоконье, экспрессии-импрессии

На лесенках

В Заоконье и у Клиники спортивной и балетной травмы: из коммунального капремонта в капремонт личный. С другом замечательным психотерапевтом Галией Инкаровой. Настроение балетное!

false
false false
false



Tags: Заоконье, экспрессии-импрессии, осебятина, граждане моего сердца

Пасторальный диалог



Как же хочется на дачу!

Tags: любимые анекдоты Товиевича, ВидиМОЕ

Курехин: что это было?

false


16 июня 2024 года музыкант, Сергей Анатольевич Курехин, композитор, режиссер, актер, исследователь неочевидных смыслов культуры, сочинитель самых разных текстов… мог бы отметить свое 70-летие. Для него это было вполне возможно. Но он признавался: как хочется невозможного!

Что это было? – до сих пор ищут ответа многие, даже хорошо знавшие его. И это «что?» нельзя получить перечислением и суммированием ипостасей - «кто это был?» Отсюда и поспешное отточие в перечислении родов занятий.

Велик соблазн в десятый раз назвать его титаном, и это будет правдой. Или кометой, срок жизни которой уместился в 42 года, в 1 лето (прилетела в июне, улетела в июле), с которыми он прихватила два века Ренессанса и всего, что стало его культурными следствиями.

Веселие «поликлиники», как назвал свою «Поп-механику» Сергей Курехин, не перекрывает космический трагизм темы «Донна Анна» с вокалом Ольги Кондиной. Разъять то и другое невозможно, как и разделить Курехина на гениального пересмешника и трагика смешения эпох в облике человека с огромным сердцем.

Увы, в этом сердце нашлось место и редчайшей саркоме, единственной на миллионы. Говорят, что предшествующая смерть от нее пришлась на 1930-е годы.

Курехин – комета времени. Или точнее – планета, с которой, быть может, мы встретимся когда-нибудь в будущем. Если станем «кем-то», о ком спросят: «Что это было?»

В короткой вспышке Курехина полезно увидеть себя. Чтобы определиться, в каком времени мы живем.

Рожденный навсегда, а живой - это как повезет с живущими.

Читайте на сайте В.К.:

Гений свежести (цитаты недели)

Колобок Сергея Курехина напоминал играющего бога

Tags: ПреКрасные даты

Грусть летних далей

false


В третье воскресенье июня во многих странах мира отмечается День отца.

На фото - Хоста, 1968-й, с папой. Сочи был «нашим городом» со своими секретными кодами, в значения многих из которых не была посвящена даже мама.

...А ведь соавторы - через 16 лет напишем первую совместную статью о мышлении и его развитии, которую издаст в Финляндии Пентти Хаккарайнен. Еще через 15 лет мы познакомимся и подружимся. Увы, Пентти, уже тоже нет. И папа, и он – «в мышлении», в «его развитии». Чаще мысли предшествует чувство. Но бывает и так, что мысль перерастает в страсть. В страсть мыслить и творить в мысли. В «продуктивную любовь», как сказал бы Эрих Фромм, который ввел это понятие по аналогии с «продуктивным мышлением» Макса Вертгеймера. «Мыслю – значит, люблю» - это было кредо и папы, и Пентти. И всех дорогих людей, которые поныне участвуют в «развитии мысли», хотя ответственность за это несу только я.



Tags: праздни, Человеческое в человеке, граждане моего сердца, ВидиМОЕ

В Смоленск – за Космосом: что нового в телеге

false


Как и обещалось, наша телега порой катится своим путем, загружаясь тем, что вы не сможете прочитать, увидеть и услышать на сайте.

Темы обновлений телеграм-канала «О человеческом в человеке. Сайт Владимира Кудрявцева:


Смятение Медведя

Алло, мы ищем Альцгеймера, или 150, между прочим!

Дыхание Космоса в Смоленске

Московское метро 70-х: прикладываешь пяточек,и доска отгибается

Свободные люди полезны для вашего здоровья

Где кончается биохимия и начинается психология

Иссык-кульский ветер в волосах

Нарцисс, ах!

Когда перестаешь расти

Полюбил - не встречай по одеже

Тест на гениальность актера и интеллект зрителя (критика)

Океан и готика

Незаменимые есть!

Чудо в Эммаусе

Почему Багира (Багир) – леопард, а не ягуар

Унылое «ПОРА!» - по нескольку раз на дню

Плывущая грань человеческого
Кроме того, мы начали практиковаться в подкастах. Успели наговорить на следующие темы:

Почему для овладения родным языком нужно начинать с сочинений

Талант – это такой магнит внутри, который притягивает удивительные подсказки

Лишь бы мамочку любил!

Каноны и шаблоны – не одном и то же

На свободу с университетским дипломом!

О человеческом в человеке. Телеграм-канал сайта Владимира Кудрявцева: https://t.me/tovievichru

Есть многое, только вас нам и не хватает!

Сайт Владимира Кудрявцева

Tags: сообщения-обращения, Блоготворцы и блоготворения, tovievich.ru, Виртуазности, Человеческое в человеке

Баллада социального психолога

false


Продолжаем отмечать столетие Галины Михайловны Андреевой.

Г.М.Андреева писала замечательные стихи. Среди них ироническая "Баллада социального психолога". Ученик Г.М.Андреевой Т.Ю.Базаров положил эти стихи на музыку. Он же придал балладе статус профессионального гимна.

БАЛЛАДА (ГИМН)
СОЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Слова - Г.М. Андреева, музыка - Т.Ю. Базаров


Ты покидаешь «Альму-Матерь»,
Усвоив уйму всяких знаний.
Из них, как общий знаменатель,
Ты извлеки ряд пожеланий:

В общенье будь ты компетентным,
Владей искусством интеракций,
Будь хоть не явным, но латентным
Производителем аттракций.

И коль вербалику заело,
Включай ты мимику тотчас,
И жесты рук, и позы тела,
И, наконец, контакты глаз.

Атрибутивные модели,
Как средство, очень хороши:
По ним причины поведенья,
Коль их не знаешь, - припиши!

В межгрупповом соревнованье
Не исповедуй эгоизм
И истребляй до основанья
Ингрупповой фаворитизм.

И коль проявишь ты тактичность,
Не будешь в поведенье глуп,
Приобретешь ты идентичность
Среди больших и малых групп.

Пик твоего самосознанья
Наступит в тот святой момент,
Когда поймешь других желанья,
Как будто сам ты свой клиент…

И чтоб не был твой путь печальным,
Ты повторяй себе стократ:
«Ведь я - ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНЫЙ,
Народу лучший друг и брат!»


Баллада (Гимн) Социального психолога. Исполняет Тахир Базаров.
10 Саммит психологов в Санкт-Петербурге, 5 июня 2016 г. 

Tags: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца, немножко психологии, УНИИвера, МГУ, Муз-ON, ВидиМОЕ

О детстве - экспертно и аналитически

false


6 июня 2024 г. в Смоленском государственном прошла экспертно-аналитическая сессия «Категория детства в современных педагогических и психологических исследованиях».

Всю "междисциплинарность" несет на себе сам ребенок, а вовсе не мы навешиваем ее на него. Наша задача - это понять и принять, в том числе как руководство к действию.

Подробнее на сайте В.К.

Tags: сообщения-обращения, детворения, УНИИвера, Цеховое братство, Вольный ветер странствий, немножко психологии, Педагог-и-Я

Мыслительница социального познания. К 100-летию Г.М.Андреевой

false



13 июня исполнилось 100 лет со дня рождения социального психолога и социолога Галины Михайловны Андреевой.

Г.М.Андрееву с полным основанием можно назвать мыслительницей "социального познания", определившей его методологическое своеобразие и самобытность метода во второй половине 20 века с мощным заделом вперед. С этой точки зрения, ее имя встало в один ряд с именами Т.Парсонса, П.Бурдье, Э.Гидденса, Ю.Хабермаса, З.Баумана, Т.Лукмана, Ч.Миллса, П.Штомпки, В.А. Ядова, Г.С. Батыгина и др.

Ее знали все психологи, независимо от степени близости своих интересов к сфере социальной психологии. Все мы больше 40 лет учились на одном "мыслящем букваре" - превосходном, неустаревающем, не раз переизданном учебнике "Социальная психология". "Социальную психологию" в изложении Галины Михайловны невозможно было "сдать и забыть". А теоретический способ мышления, которому она не изменяла, исследуя любой фрагмент социально-психологической конкретики, позволял воссоздать его всеобщее значение, если оно в нем коренилось. Даже для тех, кто в ином случае отнесся к нему как к чему-то сугубо специальному.

Я – не социальный психолог, хотя однажды пришлось прочитать курс журналистам. Зато ученик, до сих пор изучающий социальную психологию. И как таковой заверю: войти «с умом» (с мыслями) в нее можно через три учебника – Тамотсу Шибутани, Дэвида Майерса и Галины Андреевой. Минимум для новичка, чтобы понять, куда попал, о чем и как там мыслят. Три блистательных введения в социально-психологическую мысль. Очень разные, в разные времена написанные, но для одного думающего читателя. Учебник Г.М.Андреевой – уникальное сочетание фундаментальности, понятности и литературного слога - явно писался с расчетом на «умного студента». Другого для нее просто не существовало, она слишком уважала и любила студентов, чтобы предположить его существование. И ее научная школа за это доверие, за эту веру платила ей высочайшим профессионализмом. «По плодам их узнаете…»

Анализ социально-психологических процессов всегда выступал для Г.М.Андреевой как форма рефлексии "социального познания". А значит, и "социального конструирования реальности", пусть для этого она использовала другую терминологию, нежели П.Бергер и Т.Лукман, которые ввели это понятие в 1966 г.
false


Теоретическая социальная психология и социология Г.М. Андреевой – то знание, что не находит покоя в своих классических обоснованиях. Само обоснование (рефлексия) есть процесс поиска, построения их предмета. В полном созвучии с логикой Л.С.Выготского в исканиях предмета общей психологии (сквозных в его биографии).

Г.М.Андреева солидарна с Выготским, выступающим против раздвоения личности» по линии раскола психологии на общую и социальную:

"…«Пространством» латентного существования социальной психологии в период «перерыва» была, конечно, общая психология и некоторые ее ответвления. Особое место здесь занимают работы Л.С. Выготского, получившие всемирное признание. Из всего богатства идей культурно-исторической школы в психологии, созданной Выготским, две имеют непосредственное отношение к развитию социальной психологии. С одной стороны, это учение Л.С. Выготского о высших психических функциях, которое реализовало задачу выявления социальной детерминации психики (т.е., выражаясь языком дискуссии 20-х гг., «делало всю психологию социальной»).

С другой стороны, в работах Л.С. Выготского и в более непосредственной форме обсуждались вопросы социальной психологии, в частности — ее предмета. Полемизируя с Бехтеревым, Выготский не соглашается с тем, что дело социальной психологии — изучать психику собирательной личности. С его точки зрения, психика отдельного человека тоже социальна, поэтому она и составляет предмет социальной психологии. В то же время коллективная психология изучает личную психологию в условиях коллективного проявления (например, войска, церкви). Несмотря на отличие такого понимания от современных взглядов на социальную психологию, обусловленного предшествующей дискуссией, в ней много рационального".

Ведь до сих пор звучат вопросы: социальная психология – это вообще психология? Нет у группы психики и – о, ужас! – мозга, по наличию которого можно выявить заодно и счастливого обладателя психики.

Можно, конечно, свалить на Декарта, в плену которого до сих находится научное мышление (мифы об ИИ и нейросетях, им, к слову больше полувека, – лишь иллюстрации). Но ведь Декарт гениально выхватил из "общечеловеческого" мышления нечто, чему и поныне не может противостоять его научная форма…

А общественное (большее групповое, как, впрочем и малое) сознание или коллективное бессознательное – это про что-то другое, трудноопределимое, особенно, в картезианской логике мышления.

Да, видимо, социальной психологии надо было уйти в "латентное существование", чтобы такие вопросы и сомнения, не возникали. А заодно можно было бы уточнить свои общепсихологические представления – о психики индивида.

Социальная психология Галины Михайловны Андреевой, помимо всего прочего, способствует такому уточнению.

Есть просто такой феномен - "Человек совместный", которого нельзя собрать вскладчину из наборов общепсихологических и социально-психологических деталей. Все творчество Г.М.Андреевой о таком человеке и его самопознании.

false

Г.М.Андреева с учениками - А.И.Донцовым и Т.Ю.Базаровым


Читайте далее на сайте: Т.Ю.Базаров. "Пик твоего самосознанья..."

Tags: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца, немножко психологии, УНИИвера, МГУ

This group may contain posts available to members only.
Join the group to read them