Все игры

Откройте свой Мир!

Sign up
Discussions
Sort: by updates | by date | by rating Show posts: Full text | Headings

Гита-победительница

false

Гита Львовна Выгодская и Владимир Кудрявцев. Верхнее Мячково, 9 мая 2010 г.


9 мая 1925 г. у Льва Семеновича Выготского родилась дочь Гита. Подарком на 20-летие ей стала Победа.

А подарком Гиты Львовны Выгодской всему миру стал Выготский, которого она для него сохранила. Вся последующая жизнь Выготского в истории, которая кипит и поныне, была бы невозможной без этого. Даже при усилиях со стороны его выдающихся учеников.

Лев Семенович писал, что «человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически».

Гита Львовна – победительница!

Ее вклад психолога и дефектолога в «социальную и педагогическую» победу над глухотой бесспорен.

Чтобы слышать, надо научиться слушать. Слышать можно и «пустые звуки» при сохранном слуховом аппарате. А «слушать» - только живого человека рядом, который стремится услышать тебя. Это полностью относится к «норме». И прежде всего - к ней.

Кстати, как отмечала соратница Г.Л.Выгодской Э.И.Леонгард, даже слышащие дети, не обладающие опытом «слушания» («вслушивания», по терминологии Эмилии Ивановны) в ряде ситуаций ведут себя как функционально глухие. Взрослый просит о чем-то заведомо простом и понятном, а ребенок не способен выполнить просьбы. «Вы меня не слышите!» - привычный оборот школьной педагогической речи. В каком-то смысле это можно понимать почти буквально.

Гита Львовна учила по-особому «слушать» глухих и слабослышащих детей-дошкольников в сюжетно-ролевой игре – друг друга и себя самих. А такая игра – «школа слушания». Школа социальной чувствительности. Потому что включает ребенка в мир «слушающих».

Это мир и шире, и уже мира «слышащих». Зато это – полноценный, по специфически человеческим меркам, мир.

Tags: ПреКрасные даты, граждане моего сердца

Фронтовики моего сердца

false

Мой дед Василий Федорович Кудрявцев.



Полк, который всегда стоит за нами. Полк, с которым и перед которым стыдно жаловаться на одиночество и проигрывать. Самый сильный полк в мире, мир хранящий. Непобедимый. Потому что не просто победил в войне - победил войну. А мы рвемся заново побеждать друг друга, чтобы проиграть войне.

Такой полк есть у каждого, за каждым. Оглянитесь!


Подробнее

Tags: сообщения-обращения, испытания историей, Человеческое в человеке, граждане моего сердца, tovievich.ru

Красота мысли философа Сергея Мареева (к 80-летию)

false


Философия – уникальное знание. Со времен античности и даже с более ранних пор, оно размножается комментариями. Афористически это выразил Альфред Уайтхед, сказавший, что вся европейская философия – лишь набор комментариев к Платону. Так или иначе, комментарии – споры философии. Часто споры спора, в котором она рождается.

Гениальный Эвальд Ильенков не только из скромности называл свои занятия комментированием Маркса. И из ильенковских комментариев родился новый Спиноза, без которого уже нельзя понять «старого».

Комментарии – это и жанр, и форма исследования, и способ наследования мысли в философии.

Наверное, ученик Ильенкова философ Сергей Николаевич Мареев мог бы сказать, что комментирует своего учителя. А создал свою философию.

Сегодня ему исполнилось бы 80 лет, из которых около 40 пришлось на нашу дружбу. Мне посчастливилось: Сергей Николаевич «принял» меня в друзья совсем молодым.

Он однажды написал: мы наслаждаемся не красотой вещи самой по себе, а красотой рук мастера, ее творца, хотя видим вещь, а не руки. Парадокс идеального.

А мы продолжаем наслаждаться красотой философской мысли Сергея Мареева.



***

6-7 мая 2021 г. на платформе ZOOM пройдет Международный семинар памяти философа С.Н.Мареева.

Программe семинара в формате PDF  можно скачать здесь

Ссылку на мероприятие можно получить у Елены Валентиновны Мареевой, обратившись к ней через ее мессенджер в Facebook.

Tags: ПреКрасные даты, граждане моего сердца, сообщения-обращения

Наташ, мы тут всех воскресили...

false


Вставай, Наташ, мы тут всех воскресили, одна ты лежишь...

Tags: праздни, экспрессии-испрессии

Владимир Бибихин. Другая сторона Пасхи

false

Паоло Верноезе (Кальяри). Воскресение Христа. Около 1580 г.


Текст воспроизведен по изд.: Бибихин В.В. Узнай себя. СПб.: Наука, 1998.

17.4.1977

Страстная пятница. Грешная и злая, злая и грешная толпа перед казненным. Все таки Христос выкупает не этого вот грешного человека, который наблюдает его, чтобы он и дальше грешил и наблюдал, а Человека в нем, идею человека, Адама, которая так затмилась из за подданства злу и греху. То есть он выкупает человека против этого злого грешника, вопреки ему и в осуждение ему, даже в окончательное осуждение ему. Таким, каков я есть, я Богу не нужен.

8.4.1977

Пасха. Но ведь в ней не только светлая сторона. Пасха еще и еще раз оставляет позади осужденных, гонителей, лишая их радости навсегда. Кажется, русский 19 век мало понимал эту строгость Пасхи, слишком верил, что каждая Пасха еще и еще раз втягивает на просторные стогна спасения всю громадную, косную массу. От этого веселье Пасхи отяжелялось и озабочивалось, благодать растрачивалась на оправдывание неоправдываемых, лик Христа–Тигра тускнел, масса верующих приобретала сложные и отчуждающие, пугающие черты. Характерно, что возмездие пришло, размахивая мечом безжалостного разделения, отсечения. Не все переваливают через великий рубеж, смыкающий небо с адом, многие сгорают, не говоря уж о том что остаются в Египте. В Евангельском рассказе далеко не все ликуют после Воскресения. Во всяком случае было бы полезно смирение на Пасху, неверие в гарантированную радость.

Читайте также:

Владимир Кудрявцев. Бог живых

Tags: праздни, Из-Мышления, Человеческое в человеке

Долой избытки жидкости!

false


Художественно обезглавлен в части избытков жидкой поросли Мастером Алексеем Тиртичным.

Tags: Заоконье, осебятина, экспрессии-испрессии

Человек вошел в мир бесшумно, шел тихо и потряс сферы жизни

false


Сегодня исполнилось 140 лет со дня рождения Пьера Тейяра де Шардена - философа, теолога, геолога, палеонтолога археолога антрополога.

Разговор о нем требует времени и места. Ограничусь двумя цитатами из главной книги Тейяра - "Феномен человека".


Человек вошел в мир бесшумно… Прошло около столетия с тех пор, как перед наукой возникла проблема происхождения человека. И после ста лет упорного изучения прошлого в его первоначальной точке гоминизации все большим числом исследователей, резюмируя открытия предыстории, я не могу найти более выразительной формулы, чем эта. Чем больше находят ископаемых остатков человека, чем больше выясняется их анатомическое строение и геологическая последовательность, тем очевиднее становится из всех признаков и доказательств, что человеческий «вид», несмотря на уникальность уровня, на который его подняла рефлексия, ничего не поколебал в природе в момент своего возникновения…

Человек вошел бесшумно, сказал я. Действительно, он шел столь тихо, что когда мы начинаем его замечать, по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет — от Мыса Доброй Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет группами. Он уже добывает огонь. Но, в конце концов, не этого ли как раз и следовало ожидать? Разве мы не знаем, что всякий раз, когда новая живая форма поднимается перед нами из глубин истории, то она появляется совершенно законченной и что ее уже легион?..


false

Пьер Тейяр де Щарден с ископаемым черепом, который был обнаружен во время его китайской экспедиции.

С чисто позитивистской точки зрения человек — самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях универсума наука действительно еще не нашла ему места. Физике удалось временно очертить мир атома. Биология сумела навести некоторый порядок в конструкциях жизни. Опираясь на физику и биологию, антропология в свою очередь кое-как объясняет структуру человеческого тела и некоторые механизмы его физиологии. Но полученный при объединении всех этих черт портрет явно не соответствует действительности. Человек в том виде, каким его удается воспроизвести сегодняшней науке, — животное, подобное другим. По своей анатомии он так мало отличается от человекообразных обезьян, что современные классификации зоологии, возвращаясь к позициям Линнея, помещают его вместе с ними, в одно и то же семейство гоминоидных. Но если судить по биологическим результатам его появления, то не представляет ли он собой как раз нечто совершенно иное?

Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение сфер жизни — в этом весь парадокс человека… Поэтому совершенно очевидно, что в своих реконструкциях мира нынешняя наука пренебрегает существенным фактором, или, лучше сказать, целым измерением универсума.

Tags: ПреКрасные даты

Джаз – это серфинг в музыке

false


Под занавес апреля – джаз, который празднует свой день во всем мире сегодня.

Приблюзываюсь к Всемирному дню джаза. Только приблюзовываюсь с приличного расстояния, которое отделяет меня от джаза.

В сериале 'Good Girls Revolt' (про жизнь в 60-х) одна героиня говорит подруге о джазе: "Эта музыка не пытается тебя куда-то унести, а наоборот, пытается отыскать себя, суть себя самой". Джаз, действительно, - "вещь для себя". Не в смысле закрытости для понимания или какой-то элитарности. Хоть сэр Дюк, хоть Телониус Монк, хоть Бадди Рич все делают очень понятно, с музыкальной точки зрения. Порой образцово понятно.

Через джаз не нужно продираться, джазу бессмысленно прекословить. Надо лишь покорно принять на себя его волну, но так, чтобы оседлать, воспользовавшись ее же силой, как делают серфингисты. И тогда волна не унесет, а найдет "суть самой себя" в оседлавшем.

Джаз и есть своего рода серфинг в музыке.


false


Не сочтите за святотатство во Всемирный день джаза, но я люблю этот кавер намного больше оригинала Леди Дэй (бесспорно, одной из главных виновниц торжества), которая не только спела колыбельную, но и родила ребенка в соавторстве с Артуром Херцогом в 1939 г., за тридцать лет до того, как мистер Дэвид Клейтон-Томас впервые перепел шедевр в составе Blood, Sweat & Teras.


Tags: праздни

Диагностика развития дошкольников

>
false

В.Т.Кудрявцев с магистрантами МГППУ


В апреле-мае 2021 г. В.Т.Кудрявцев прочитает курс лекций "Диагностика развития в системе дошкольного развивающего образования" в рамках магистерской программы "Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании" МГППУ для магистрантов 1 курса.

Почему, прежде всего, диагностика развития креативности дошкольника позволяет судить об уровне его психического развития, психологической готовности к школе, а отчасти – и о будущих школьных достижениях? О том, какие диагностические методики можно применять в этих целях, расскажет магистрантам их автор проф. В.Т.Кудрявцев.

Расписание лекций:

29 апреля

18.00-19.20 - 19.40-20.50

Сретенка, 29, ауд. 410

20 мая

18.00-19.20 - 19.30-20.50

Адрес:
Сретенка, 29, ауд. 410

Tags: сообщения-обращения, УНИИвера, МГППУ, немножко психологии, Педагог-и-Я, детворения

Больше, чем актер. Слово о Кахи Кавсадзе

false


Умер актер Кахи Кавсадзе. В данном случае излишне добавлять «грузинский» или даже «великий». Актер Кахи, Кахи Давидович. Просто актер в Грузии – больше, чем актер.

Он родился в музыкальной семье музыкально одаренным ребенком. И вместе с братом был принят в школу для таких детей. Но папу-музыкального руководителя фольклорного ансамбля объявили врагом народа при вожде Иосифе Сталине. Хотя его собственного отца, дедушку Сандро, тоже музыкального руководителя, боготворил, почитая учителем, юный хорист-семинарист Сосо Джугашвили.

И если бы не злая судьба, мы, возможно, никогда не увидели его Черного Абдуллу в «Белом солнце пустыни» и просто не узнали бы об актере Кахи Кавсадзе. Абдулла – замечательная, но «меточная» роль. Такими ролями кинематограф часто «метит» актеров. Может быть и затем, чтобы зритель «заметил», не поленился и догадался перейти из кинотеатра в обычный театр, где творилось настоящее чудо. Оно и творилось на сцене Тбилисского театра им. Ш.Руставели более полувека. Зрителя выманить из кинозала трудно. К счастью, Театр Руставели, легкий на гастрольный подъем, щедро разносил по стране и миру это чудо и другие свои чудеса.

Актерский гений – это равноудаленность от Абдуллы и Дон Кихота, потому что они живут своими жизнями, которые в них вдохнул актер, хотя ему ближе Дон Кихот, всем об этом знают, но, видя Абдуллу, забывают.

Впрочем, Кахи мог талантливо «обойти» сцену и экран не только по линии музыки, но и по линии математики, окончив специальную математическую школу, откуда он старшеклассником был впервые приглашен пробоваться на роль, которую не сыграл. Попал с серьезной травмой в больницу, уступив роль другому.

На койке Кахи и принял окончательное решение о том, кем быть. И кем он, в итоге, стал для нас.

Tags: уходящая натура

Ты - здесь

false


Сегодня день рождения психолога и друга Елены Евгеньевны Кравцовой (26.04.1950 - 28.03.2020).

Леночка, наш с тобой учитель Феликс Михайлов, вернувшись из клинической смерти, сказал: "Мы там никому не нужны, нас там никто не ждет. Там даже тоннеля нет (а куда, к кому?)!". Есть только сеть любящих сердец. Она тебя никуда не отпустила.

И не колокола, а сердца, многие сердца, любящие и думающие (а сколько ты таких сама запустила!), звонят по тебе. Не поминально. Звучат тобой, живой. Твоими страстями, замыслам и делами.

Сегодня твой весенний День. И ты - здесь, всем нужная, всеми жданная!

Tags: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца

Заслуги 1 кат.

Отечество обласкало Жириновского орденом за заслуги перед ним, ласковым, не абы какой, а 1 степени. Заслуги сомнения не вызывают: достаточно посмотреть на это отечество. Смущает степень. Дело в том, что отечество - страна тотальной вторичности и второстепенности: от 2-22 лиц в креслицах первых до яиц 2 кат., так вовремя подорожавших вместе с остальными. 

Не удержусь и перескажу любимый анекдот одного из моих учителей.

Муж и жена в постели.
Жена (задумчиво):
- Вась, а ведь ты - мудак второй категории...
Муж (с чувством задетого достоинства):
- А почему это второй?!
Жена (просветительским тоном):
- Понимаешь, Вася, если бы состоялся всемирный конкурс мудаков, то ты на нем все равно занял бы второе место!


Но что нам всемирный конкурс? Есть еще всероссийские, региональные, областные, районные, муниципальные, наконец, дворовые. А тут - каждый первый.

Tags: экспрессии-импрессии, ПолитЭССЫ, ЗСР (Зал Славы Российской)

Преадаптивность – способность изменять самого себя

false


24.04.2021

24 апреля 2021 года проходит сетевая Межрегиональная апрельская онлайн конференция «Эврика – Авангард-2021» – «Стратегия развития образования». Эксперт лаборатории культурно-исторических моделей образования, профессор дирекции образовательных программ МГПУ стал экспертом панельной дискуссии «Преадаптивная предметность образования», которая прошла в рамках конференции.

Владимир Кудрявцев выступил с докладом «Неожиданное образование и его предметность». Он начал с цитаты Уильяма Херда Килпатрика: "Образование напоминает песню американских индейцев, которая давно утратила свое ритуальное значение, непонятна большинству исполнителей, поскольку часть ее слов успела превратиться в «мертвый язык». Но в угоду традиции песню продолжают исполнять".

Любое научное знание возникает в социальной ситуации развития, но мы не владеем ключиком к этой ситуации. Произойдет она или нет - мы не знаем. Человек должен быть готов к тому, что с ним может произойти такая ситуация.

Говоря о преадаптивности, Владимир Кудрявцев подчеркнул, что её потенциальная образовательная ценность в том, что это не просто готовность к непредсказуемому изменению мира, а к непредсказуемому изменению себя, изменяющему мир, даже предсказуемыми способами.

Отвечая на вопрос о возможности цифровизации занятий эстетического цикла, для которых очень важна тактильная передача мастерства от «мастера» к ученику, Владимир Кудрявцев предложил в самой цифровизации, как в культурном феномене, увидеть красоту человеческой мысли и человеческого воображения.

www.vogazeta.ru


Видео панельной дискуссии

Tags: сообщения-обращения, Педагог-и-я, немножко психологии, соц-и-ум, испытания историей, медиа

Много человека для субботы и чуть-чуть субботы для человека

false


Человек для субботы. За день сменил три места любимой работы с прекрасными людьми. Третье до сих пор не отпускает. Я и не вырываюсь. А если перепадет еще и сладкий остаточек субботы для человека...

Tags: экспрессии-испрессии, осебятина, НА ПОСТУ, МГПУ

Повыменно

false


Повыменно за каждой коровьей жизнью...

Tags: экспрессии-испрессии

Коварнее царевичей только их Наташки

false


- Маш, лет 10 потерпи, и я, может, на тебе женюсь! Извини, не умею еще целоваться, вот Наташка обещала всему научить...

Tags: апокрифиги, экспрессии-испрессии, любовь зла

Сердечное и умственное самоуправление

false


Когда законы власти преступны, и их исполнение автоматически приравнивает вас к соучастникам (а отвечать рано или поздно, здесь или там, в той или иной форме придется) – переходите на ручное самоуправление. Точнее – на сердечное и «умственное». Поступайте так, как поступили бы на вашем месте ваши родители и учителя – люди, желавшие вам счастья и дарившие его вам. Да, «с умом», «с фантазией» – с поправками на то, что они не могли предусмотреть хотя бы уже потому, что жили в другое время.

Их нравственный закон превыше всех государственных, поскольку писан персонально для счастливых. Тем более, когда в начальство выбилась горстка случайных лиц - проходимцев, которые узаконивают всеобщее несчастье, тотальную неполноценность, воинствующую социальную инвалидность, озлобленность на мир, пафосное безделие и кичливую никчемность. Мы выросли в приличных родительских домах, к дверям которых таких не подпускали. Заботясь, в числе прочего, и о нашем нравственном здоровье.

Fb Владимира Кудрявцева

Tags: Человеческое в человеке, ПолитЭССЫ, ЗСР (Зал Славы Российской), Виртуазности, Блоготворцы и блоготворения

Конференция «Загадка человеческого Я» (к 90-летию Ф.Т.Михайлова)

false


Московский государственный психолого-педагогический университет, Психологический институт РАО, философское общество «Диалектика и культура» и Институт проблем образовательной политики «Эврика» при информационной поддержке журналов «Культурно-историческая психология» и «Вопросы философии» проводят 16-17 апреля 2021 года на базе МГППУ Международную научную конференцию «Загадка человеческого Я» (К 90-летию со дня рождения Ф.Т. Михайлова).

Программа конференции.

12 апреля 2020 г. исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося отечественного философа, теоретика психологии и образования Феликса Трофимовича Михайлова (1930-2006).

Феликс Трофимович Михайлов – доктор философских наук, профессор, академик РАО – значимая фигура в смысловом поле отечественной культуры. «Загадка человеческого Я» являлась «альфой и омегой» всего его философского творчества, выступая при этом в качестве единого принципа, позволяющего теоретически синтезировать все многообразные формы человеческой культуры. И тем самым – как истинный философ-исследователь, он предельно обнажил проблему самого этого понятия. Введенная им в оборот категория обращения несет глубокий диалектический смысл, связующий экзистенциальное бытие человека с его глубинным материально-практическим основанием. Все это и определило диапазон всех проблем, замкнутых в пространство его философского интереса. Проблемы эти высвечивались им в трех измерениях: философии, теоретической психологии и педагогики. Содержание и метод развернутых в его творчестве проблем требуют критического анализа и развития их творческой мыслью. Организуемая конференция ставит своей задачей обсудить эти проблемы и наметить возможные пути продолжения их исследования – в синтезирующей их «точке-Я».

На конференции планируется обсудить следующий круг проблем:

Философская классика в творчестве Ф.Т. Михайлова
Ф.Т. Михайлов и его философско-психологический «круг»
Проблема человека в творчестве Ф.Т. Михайлова
Теория познания и теория науки
Онтология человеческого бытия
Обращение как механизм развития культуры и ее освоения в онтогенезе
Общение как процесс порождения, развития и раскрытия индивидуальности
Культура как форма самосознания
Проблема отчуждения в контексте исторического развития культуры
Теоретическое обоснование и методологические перспективы культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии в творчестве Ф.Т. Михайлова
Фундаментальные проблемы развития современного образования в контексте идей Ф.Т. Михайлова
Оргкомитет приглашает философов, психологов, педагогов, культурологов принять участие в планируемой конференции.

Конференция проводится в режиме онлайн 16-17 апреля 2021 г. Начало работы – в 10.00. Ссылка на регистрацию будет предоставлена дополнительно.

Для желающих принять участие в конференции в качестве слушателя необходимо зарегистрироваться на сайте.

Заявки на участие просьба присылать до 14 апреля (включительно) на электронный адрес feliksmix2020@mail.ru

В заявке необходимо указать фамилию, имя, отчество (полностью), место работы (учебы) и должность, электронный адрес и телефон и приложить краткие тезисы с указанием темы и автора объемом не более двух страниц.

По материалам конференции планируется издание сборника.

Основные работы Ф.Т. Михайлова размещены на сайте www.tovievich.ru.

www.mgppu.ru

Tags: сообщения-обращения, ПреКрасные даты, УНИИвера, МГППУ, Из-Мышления, немножко психологии, граждане моего сердца

Консервы нашей молодости без срока хранения

false


Рок-н-ролл - это консервы нашей молодости без срока хранения. В ржавой банке, которую рука открывает уже не так решительно и ловко, всегда прячется юный, наглый, отвязный, непредсказуемый джинн. И масса самых клевых в мире девчонок, которые все твои! Действуй и не сетуй на дряхлеющую моторику - ты же сам себя выпустил! А главное, ты не можешь обмануть ожиданий девчонок - и тех, что не из банки. Ты ведь - джинн, молодой раздолбай-бог из машины и старый опытный черт из табакерки в одном лице!

С Всемирным днем рок-н-ролла, братья и сестры!



Tags: праздни

Феликс Михайлов: философия и психология обращения

false


О том, как философ Феликс Михайлов «лишил личности» ответственного комсомольского работника и не только об этом

6.06.2020

12 апреля, День космонавтики, памятен еще одним событием для многих, чьей профессией является мышление. А философия, несомненно, относится к числу ремесел, о которых однажды сказал ее подвижник Эвальд Васильевич Ильенков: мышление, возведенное в ранг профессии. 12 апреля 1930 года, 90 лет назад, в казахстанском Чимкенте родился Феликс Трофимович Михайлов – в будущем соратник, единомышленник и друг Э.В. Ильенкова. Из числа таких же подвижников советской (затем и российской) философии, без которых она бы застряла в своем развитии на мертвых точках, венчающих формулировки «Краткого курса истории ВКП(б)». Ведь и после Сталина ее так трудно было сдвинуть с этих точек годами. Курс забыли (вытеснили) – ориентиры остались.

И это не все о нем

Про доктора философских наук, профессора, академика РАО Ф.Т. Михайлова можно рассказывать многое. Я бы, к примеру, начал свой рассказ с того, что Феликс Трофимович был, видимо, единственным советским философом, на критику которого неожиданно ответил письмом сэр Бертран Рассел. Кстати, сам Ф.Т. спокойно относился к этому, как и к источнику критики – своей знаменитой книге «Загадка человеческого Я», переведенной на несколько языков, включая английский. Позднее Ф.Т. в интервью, которое я взял у него для журнала «Вопросы психологии», говорил, что недолюбливает эту книгу, хотя главное – а его хватило для развития в нескольких томах – там сказал.

Наверное, стоило бы вспомнить о чудесных годах работы Ф.Т. в качестве заведующего лабораторией методологии психологии личности НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (теперь – Психологический институт РАО), которую открыл для него В.В. Давыдов, тогдашний директор института. Именно тогда и там я впервые встретил Ф.Т. студентом. Встретил, чтобы приступить под руководством В.В. Давыдова к написанию дипломной работы, а моим консультантом по философии официально стал Ф.Т. Мне повезло: он стал еще и моим учителем на всю жизнь (или уже был, когда я только увидел его в институтском коридоре дымящим трубкой?). Вместе с Э.В. Ильенковым, В.В. Давыдовым, А.В. Брушлинским и Т.В. Кудрявцевым. Из тех учителей, что начинают по-настоящему учить, уходя…

О том, что сделано Ф.Т. для педагогики и образования, – отдельный разговор. Упомяну лишь, что А.И. Адамский со своей «Эврикой» в 90-е провез Ф.Т. по многим школам России, где Ф.Т. выступил с лекциями. Это ему оппонент – выдающийся психолог Н.А. Менчинская сказала еще в «давыдовском» институте: «Феликс, когда ты говоришь, я тебе верю» …, впрочем, о философско-образовательных путешествиях Ф.Т. по линии «Эврики» лучше расскажет Александр Изотович.

Слеза комсомолки Маши

Я остановлюсь на одном частном, анекдотическом эпизоде из жизни Ф.Т. Хотя таких эпизодов в его биографии несть числа, этот по-своему примечателен. Передаю со слов рассказчика – самого Ф.Т.

Где-то полвека назад молодой Ф.Т. работал доцентом во Втором меде, преподавал философию (в конце жизни он вернулся туда заведовать философской кафедрой). Предмет идеологический. И вот на экзамен присылают инструкторшу из райкома ВЛКСМ, некую Машу – «дуру первостепенную», как охарактеризовал ее Ф.Т. Значит, надо было достичь особых отличий в этом, чтобы юной даме-комсомолке получить такую характеристику из уст деликатнейшего, обходительнейшего, нежнейшего Ф.Т.

Студентка тянет билет с вопросом о том, что такое личность. Готовится и выдает, в общем, верное – что-то вроде:

– Личность – это человек, который живет интересами других, объединяя их и выражая суть той эпохи, в которой все они живут вместе. Примеры личностей: Шекспир, Бетховен, Пушкин, Эйнштейн…

Тут оживляется гостья из райкома:

– Хорошо, а вот я, к примеру, являюсь личностью?

– А кем вы работаете? – интересуется студентка.

– Я работаю инструктором райкома ВЛКСМ, – произносит гордо Маша.

– Ну что вы! Я же сказала, личности – это Шекспир, Бетховен, Пушкин, Эйнштейн…

Инструкторша Маша покинула экзамен с поджатыми губками. А потом написала отчет о результатах идеологического контроля, подпустив обиженную слезу (примерно, кроме выделенной концовки): «Доцент Ф.Т. Михайлов распространяет на своих занятиях взгляды, согласно которым ответственные комсомольские работники не являются личностями». Вероятно, не соответствуй Маша характеристике Ф.Т., она смогла бы по ответам студентов уловить куда более серьезные, идеологически крамольные «вольности», которые он допускал на своих занятиях. Но запало именно это.

«Волшебная сила искусства»?

Какой бы ни была Маша, ее, конечно же, спровоцировала студентка. Что ей Шекспир? Личность. А она Шекспиру? То же, что ей Маша. Где студентка, а где Шекспир? Тогда нужен ли Шекспир?

Только у Шекспира актер плачет о какой-то Гекубе, которая, по понятным причинам, не подозревает о существовании актера. Что они друг другу? Ничего, если не понять, что актерскими слезами плачет сам Шекспир. Плачет по страданию вообще – прошлому, настоящему, будущему. По тем, кто еще не родился и не страдал. Потому он – и личность.

Уже не только все давно известно (из известного), но и давно пережито. До нас. Пережито не так, но именно то, что переживаем мы. Драматург поставил точку в рукописи, композитор захлопнул крышку рояля, художник нанес последний мазок – все, пережито. И не пережито – покуда не войдет в опыт всех и каждого, если ему суждено заново пережить. И кажется правдой Гекуба, и даже верится Пушкину, что Сальери отравил Моцарта, а Репину – что Иван Грозный убил своего сына. А правда одна – наши текущие переживания, поток которых подхватил авторское и приобрел особую оформленность.

Наша Таня горче плачет, чем все Тани, уронившие в речку мячик, вместе. Или даже не уронившие. Поэтому утешение приходит к ней первой. А ее не тонущий в речке мячик оказывается успокоением для сотен Танечек, которые оплакивают не мячик, а что-то другое.

Да простит мне читатель мое пространное рассуждение, но в «волшебной силе искусства» проступает объединяющее начало культуры, как его видел Ф.Т. Михайлов.

По Ф.Т., любое человеческое действие, любая мысль, любой образ, любое чувство приобретает культурную форму (а в иной – все это просто не существует) в силу того, что наполняется смыслом общезначимого обращения к другим людям. Если даже человек что-то делает, о чем-то думает, что-то представляет, что-то чувствует, оставаясь наедине с собой. Более того, действие, мысль, образ, чувства становятся возможными благодаря тому, что изначально являются обращениями. Это и есть то главное, о чем Ф.Т. написал еще в «Загадке человеческого Я» и позднее развил в философско-психологическую концепцию. Эйнштейн не просто рассматривает классическую механику как частный случай в своих построениях, а указывает на границы той картины мира, которая была универсальна для Ньютона и всех тех, кто разделял его мировоззрение. Теория относительности – это обращение. В череде таких обращений, пишет Ф.Т., рождается и живет феномен культуры.

Я потерялся в лесу, но нашел выход. Нашел и вдруг подумал о других людях, которые тоже могут заплутать. Я их не знаю и знать не могу. Возможно, они еще только собираются в лес. А я, уже предвидя их проблемы, наношу зарубку на дерево – знак. …Все же они заблудились в чащобе. Но вот увидели оставленный для них знак. И просто пошли в нужном направлении, без всяких благодарностей в адрес человека, о существовании которого могли лишь предполагать. Тут и не нужно благодарить, тут нужно просто выбираться. Я обратился к ним – буквально обернулся, как герой мифа или сказки, в знак. Знака достаточно. В нем я превращаюсь в свою, говоря философским языком, «всеобщую форму». Но когда-нибудь и мои спасенные выручат меня в подобной ситуации. Не они – так другие. Мы, не зная друг друга лично, станем небезразличными друг другу.

На простеньком примере мы увидели, «как работает» механизм культуры – обращение.

Уильям Сароян однажды написал: «Я не верю в расы. Я не верю в правительства. Я вижу жизнь в единственном числе и в одном времени. Миллионы жизней одновременно, по всему свету. Младенцы, не умеющие говорить ни на одном языке, и есть единственная раса на земле, род человеческий, все остальное, то, что зовется у нас цивилизацией, ненавистью, страхом, жаждой власти – притворство. Но дитя есть дитя. Братство людей – в детском плаче».

Младенческий плач, добавлю: и все доречевые вокализации (гуление, смех и т.д.), важнее языка, который всегда национален. Язык «вписывает» человека в относительно небольшую группу людей и отсекает от большой, урезая образ мира до того, что можно на нем высказать. Национальный язык остается человеческим и человечным настолько, насколько материнская песня, спетая на этом языке, отзывается на плач ребенка. Тогда язык становится по-настоящему родным. Еще до знания и понимания, в переводе на первозданные эмоции. Результатом этого «перевода» является рождение смутных, но уже ключевых, смыслов. Только став родным, предельно личным и запредельно универсальным одновременно, язык приобретает для ребенка характер национального.

А вы говорите – Шекспир, Бетховен…

Мать и дитя, их взаимные обращения друг к другу в виде плача и материнской песни – вот на чем стоит человеческий мир.

Заключая, процитирую одну из последних статей Ф.Т., которую он переделывал неоднократно: «Уникальная способность человека совершать целесообразно произвольные действия, обращенные к сочувствию других людей с надеждой на взаимопонимание, к свободному событию с ними как к бытию добра, бытию нравственному, – вот начало и высшая ценность человеческой истории и культуры!» (Михайлов Ф.Т. Проблема метода культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2005. № 2. С. 42).

Это – только начало. Большой разговор о мыслителе Феликсе Трофимовиче Михайлове впереди. Он должен был состояться в виде симпозиума еще в апрельские юбилейные дни, но пандемия внесла свои коррективы в сроки, как и все остальное. Разговор отложен на осень. (Сроки были скорректированы. Международная научная конференция «Загадка человеческого Я» (к 90-летию Ф.Т.Михайлова) состоится 16-17 апреля 2021 г - Сайт В.К.).

Если читатель желает к нему присоединиться, то может позднее уточнить дату и время на сайтах: Вести образованияМГППУ и сайте Владимира Кудрявцева.

Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"

Tags: сообщения-обращения, ПреКрасные даты, Из-Мышления, немножко психологии, граждане моего сердца, медиа, колонка в Вестях образования

«Срамота!»

false

Кадр кинофильма Леонида Гайдая "Операция «Ы» и другие приключения Шурика"


10.04.2021

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал о полученной официальной жалобе «о пагубном влиянии обнаженных скульптур на несовершеннолетних посетителей». Уже не раз предлагалось собрать их всех в одном зале и повесить табличку «18+». Мы попросили прокомментировать эту информацию профессора, доктора психологических наук Владимира Кудрявцева.

Стояли себе и стояли – господ психоаналитиков прошу не беспокоиться, я имею в виду исключительно местоположение (еще раз прошу психоаналитиков соблюдать спокойствие).Много лет стояли. Советских детей к ним экскурсиями водили посмотреть. И вот жалобы сейчас, когда, казалось бы, все уже все повидали - даже по нашему высоконравственному телевизору. В том, что в СССР считалось просто эстетическим воспитанием, в нынешней России усмотрели растление. Наивные, неискушенные советские взрослые – не то, что нынешние, все повидавшие и продолжающие напряженно разглядывать! Эрос, конечно, занимал не последнее место в античном искусстве, но привносил в него особый философско-эстетический, при этом метафорический смысл, а не лобовую семантику подворотни. В «эти дебри культуры» тогда, правда, не лезли.

Помнится, лет 7 тому назад один слуга народа в порядке своей беззаветной службы, видимо, с мощной лупой в руке рассмотрел на купюре достоинством 100 рублей некое непозволительное достоинство у скульптурного Аполлона на крыше Большого театре, который изобразили на купюре. По мнению депутата, это расходилось с законом «О защите детей о вредной информации» - ведь не только депутату, но и ребенку в руки могла попасть сторублевка. А то еще и с лупой, за которой можно всякого насмотреться! Впрочем, депутатского здравомыслия хватило, чтобы не лезть на крышу Большого театра с мастерком, а лишь обратиться в Банк России с предложением заменить изображение…

За последующие годы нескончаемых побед на других фронтах великовозрастная глупость нагуляла свою мощь до абсурдистских показателей.

У определенной части общества задние мысли стали передними без прикрытия всякими фиговыми листками. Можно бы и дальше запасаться попкорном – рискуя потом подавиться от смеха вперемешку с попкорном. Но что-то не очень смеется.

Во-первых, те, кого раньше называли «городскими сумасшедшими», сбиваются в кучки «активистов», выражают «общественное мнение» и отстаивают его, в том числе, в судах. Разумеется, каждый имеет право объявить свой индивидуальный или коллективный бред «гражданской позицией». Это, в общем-то, одно из завоеваний демократии. Но та же демократия не ограничивает права подрастающих поколений на приобщение к тому, что миллионами куда более трезвых и образованных умов давно признано культурным достоянием человечества. В «Зал голых» следовало бы собрать бдительных общественников, чтобы глаза их не смотрели…А другие глаза не смотрели бы на них.

Особенно, глаза растущих, в которых образ взрослости и так предстает все более социально и психологически инвалидным. Это – во-вторых и самое главное. «Коллективное городское сумасшествие» в своей организованной активистской форме прикрывает неспособность и нежелание великовозрастных людей заниматься серьезными взрослыми делами. При отчаянном стремлении продемонстрировать свою значимость для общества. С опорой на такие «образцы взрослости» дети едва ли смогут построить ее собственный образ, образ своего будущего. И едва ли захотят, чтобы затем шагнуть в подобную «взрослость».

От них не столь уж редко слышат психологи, социологи, педагоги, родители: «Не хочу взрослеть». Может, им слишком уютно и беззаботно в их счастливом детстве? Отчасти – да. Но когда-то счастливые дети рвались в счастливую взрослость (как они ее себе представляли). А в эту - несчастную, ущербную, обидчивую, лживую, неумную, «жалостную» (во всех смыслах), беспомощную, агрессивную и жестокую, в порядке компенсации– не особо-то и желают.

В-третьих, «18+» - это значок маленького «крестового похода» против культуры. Жалобщиков смущает исключительно нагая классика. А вот девицы в откровенном «милитари», которое напоминает о самых дерзких предложениях провинциального секс-шопа, участницы военно-патриотических действ, нисколько не смущают.

Пожалуй, перегнул я с «крестовым походом» - культуре достанется лишь по ходу.

Изоляция откровений культуры в специальном зальчике с ограниченным допуском – конечно, мягкая форма варварства. Но варвар нынче расчетлив. Голые античные персонажи не очень годны для привлечения молодежи в ряды сторонников традиционных державных ценностей, которые хорошо конвертируются в бюджетные средства «на поддержку». А полуголые девицы в буденовках и пилотках-вполне.

И в заключении – ретронаблюдение.

В классе 6-7-м у нас произошло неравноценное расслоение по признаку отношения к обнаженной натуре в живописи. Одни сумели, насколько могли, разглядеть в ней человека, настроение, чувство, мысль: нагота лишь приоткрывала все это. Вторые – ничего, кроме «голых баб», при виде которых они «гыгыкали» и после завершения пубертата.

В нынешних гикающих радетелей детской нравственности узнаю вчерашних «гыгыкающих».

«Срамота!» - возмутился на колхозном рынке эпизодический герой Алексея Смирнова в фильме Леонида Гайдая 
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика». И я с ним согласен.

Читайте также:

Александр Архангельский: «В этом мире должна быть эстетическая дистанция»

Колонка Владимира Кудрявцева в газете "Вести образования"

Tags: соц-и-ум, уровень бреда, ПолитЭССЫ, дебри культуры, медиа, колонка в Вестях образования

This group may contain posts available to members only.
Join the group to read them