Психология человека начала 3 тысячелетия
25-26 ноября 2025 г. в Федеральном научном центре психологических и междисциплинарных исследований (Психологический институт РАО) пройдет Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологии и психофизиологии человека третьего тысячелетия».
25 ноября на пленарном заседании с докладом на тему «Проблемность социальной ситуации развития современного человека: от рисков - к возможностям» выступит В.Т.Кудрявцев.
Конференция проводится в смешанном формате.
Место проведения: г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4.
Ссылки для подключения в Программе конференции
Метки: сообщения-обращения, немножко психологии, испытания историей, tovievich.ru
Дошкольники в музейном пространстве: развитие воображения
21.11.2025
Уважаемые коллеги!
В МГППУ продолжает работать ежемесячный онлайн-семинар «Актуальные проблемы теории и практики учебной деятельности».
Приглашаем вас 25 ноября в 17:00 на онлайн-семинар «Продуктивная деятельность в пространстве музея как условие развития воображения детей дошкольного возраста».
Руководители проекта:
Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО
Конокотин Андрей Владимирович, кандидат психологических наук
На семинаре с докладом выступит Валерия Константиновна Горбатова – практикующий психолог, арт-терапевт, выпускник магистратуры кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ.
Дискутант:
Кудрявцев Владимир Товиевич – доктор психологических наук, профессор Московского института психоанализа и Московского государственного психолого-педагогического университета, заместитель главного редактора журнала «Культурно-историческая психология»
Необходима предварительная регистрация.
Ссылка для подключения будет сообщена дополнительно.
Работы по теме семинара:
Горбатова B.K. Музей как площадка для развития творческого воображения дошкольников посредством организованной продуктивной деятельности // Давыдовские чтения: Сборник тезисов участников III международной научно-практической конференции: 10–11 сентября 2024 г. / под ред. В.В. Рубцова, А.В. Конокотина. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ. 2024. С. 196–200. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/davydov_readings_2024 (дата обращения 17.05.2022).
Горбатова B.K. Организованная продуктивная деятельность в музейном пространстве как условие развития воображения детей дошкольного // Актуальные вопросы общества, науки и образования: сборник статей XXII Международной научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 2 / под ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: Наука и Просвещение. 2025. С. 151–156. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=82435918 (дата обращения 20.11.2025).
Метки: сообщения-обращения, УНИИвера, МГППУ, немножко психологии, Педагог-и-Я, детворения
Вера Веры Бедерхановой
16 ноября оставила мир профессор Вера Петровна Бедерханова, педагог, психолог, филолог. Через полгода она могла бы отметить свое 84-летие. Нас связывала давняя и нежная дружба, хотя виделись мы намного реже, чем переписывались по электронной почте и в социальных сетях. Но каждая встреча была очной (если иметь в виду «око души» Достоевского) и незабываемой. Я помню все наши разговоры.
Веру Петровну называли «брендом Кубанского государственного университета», в котором она провела почти 60 счастливых учебных годов. Каждый год новые люди, впервые переступившие университетский порог в качестве студентов, не подозревали о том, какое счастье их ждет за этим порогом! И она каждый раз ждала счастья встречи с ними.
А про «бренд» говорила: никакой я не «бренд» – просто, если на титуле диплома или диссертации стоит моя фамилия как научного руководителя, это ко многому обязывает. Ее обязывает: Вера Петровна имела в виду себя, а не подопечного. А подопечного надо научить требовательности к самому себе. Значит – равнению на то лучшее, что он сумел сделать, и мог бы это превзойти. Но вначале нужно разглядеть, поддержать это лучшее, деликатно помочь ему вырасти. Прежде всего – в собственных глазах. Обрести уверенность через веру педагога. Вера Веры Бедерхановой была мощнейшим мотивом, из которого вырастало богатство собственной мотивации. Прав Александр Асмолов: учитель – мастер мотивации. А Вера Петровна была ее добрым гением. В этом смысл всей педагогики. И доброе, любящее, материнское лицо Веры Петровны его воплощало как ничье другое. Соцветие ее достойных учеников – тому подтверждение.
О ней еще скажут и напишут многое. Но свое главное слово в педагогике она сказала, и свою золотую страницу вписала в ее историю. Хотя, столь же скромная и беспафосная, сколь и самоироничная, она никогда об этом не задумывалась. Как и о своей образовательной миссии, в которой не разделяла педагогическую профессию и жизнь, а в жизни – самоотдачу другим и влюбленность в свое дело. Ее личность была несоизмеримо больше тех высочайших, для многих недостижимых квалификаций, которыми обладала она.
В лице Веры Петровны совпали великий учитель, выдающийся ученый и одаренный ученик. «Я и сейчас обожаю больше учиться, чем учить» - прочитайте ее замечательное интервью, которое опубликовано в память о ней в газете «Вести образования».
Аудитория опустела, но в ней жив дух. А значит, еще не все уроки Веры Петровны пройдены.
Переступим университетский порог, откроем школьную дверь, распахнем ворота детского лагеря, вспоминая с любовью Веру Петровну. Думая о ней с верой в себя.
Метки: уходящая натура, Цеховое братство, граждане моего сердца
Выготский и Бахтин. И дольше века длится день
17.11.2025
Календарные совпадения бывают порой удивительны. Это превращает совпадения в «символические» при условии, что они относятся к людям и события, которые становятся символами чего-то большого и общезначимого.
17 ноября – день рождения двух выдающихся российских ученых-гуманитариев – психолога Льва Семеновича Выготского и литературоведа и мыслителя Михаила Бахтина. 130-летие Льва Семеновича – в будущем году, Михаила Михайловича – в этом. Выготский ушел на 37 году жизни, Бахтин – на 80-м. И еще штрих: Бахтин родился в семье банковского служащего, а отец Выготского, в недавнем прошлом купец поступил на работу в банк, когда сыну был год (тогда их семья перебралась из Орши в Гомель).
Уже «общим местом» стала ссылка на близость их идеей, хотя они не были знакомы друг с другом и не знали работ друг друга (о всяком случае, при жизни Выготского): парадоксальный феномен их взаимной «незамеченности» - тоже общее место в историко-научных трудах. Оба широко известны и популярны на Западе, что для отечественных гуманитариев – большая редкость. Помимо них, к примеру, можно здесь назвать филолога и фольклориста В.Я. Проппа, исследователя волшебной сказки, объединившего ее морфологический и исторический анализ (так, что на его попытку откликнулся сам Клод Леви-Стросс), Ю.В. Кнорозова, расшифровавшего язык майя, что дало ключ к разгадке ряда тайн мезоамериканской цивилизации, Вяч. Вс. Иванова, лингвиста, теоретика и историка культуры, мыслителя, ученого-полигистора и полиглота, знавшего более 70 языков (он сам признавался, что где-то после 30 сбился со счета и перестал считать).
Кстати, именно Вячеслав Всеволодович Иванов в 1965 году подготовил к изданию в виде книги [7] диссертацию Выготского «Психологию искусства» на соискание ученой степени старшего научного сотрудника в Психологическом институте, снабдив издание своими комментариями (предисловие написал А.Н. Леонтьев). Диссертация была защищена без присутствия Льва Семеновича (он отсутствовал по болезни) в 1925 году. Так что в этом году мы можем отметить два юбилея «Психологии искусства» - 100 лет со дня защиты диссертации и 60 лет со дня публикации книги. А еще и (условно) третий – первые гомельские гамлетовские штудии, лешие в основу труда, относятся к 1915 году (если верить запискам) – получается 110 лет.
Это важный штрих. Некоторые считают «Психологию искусства» ранней и незрелой, с точки зрения его будущей конструкции культурно-исторической психологии (которую он так никогда не называл), работой Выготского. Здесь не место спорить. Но я убежден (увы, не место и доказывать): все ключевые идеи похода Выготского, так или иначе, оформлены. И начинать анализ Выготского нужно именно с этой книги, обязательно с обязательным последующей рефлексией того, что сделано в ней, которую автор осуществляет через два года (через год, если иметь ввиду подготовительные наброски) «Историческом смысле психологического кризиса» [9]. Только после этого – и исходя из этого! -можно понять работы Льва Семеновича по общей и генетической психологии (а всякая общая психология, по его словам, может быть лишь генетической), по педагогической психологии, по дефектологии, по патопсихологии и др.
Выготский, вероятно, известен в мире чуть больше, чем Бахтин. Зато, отправляясь от концепции литературоведа Бахтина, там, в числе прочего, строят работу практическую работу в таких специфических сферах, как, например, семейная терапия. А на пересечения их взглядов указывают и наши известные зарубежные коллеги (см., например [6], [17]). Среди зарубежных литературоведов я встречал специалистов по Бахтину повсеместно, это ученые (что немаловажно и приятно отметить, молодые) из Японии, Германии, США… Не говоря уже о фундаментальных литературоведческих трудах по бахтиноведенью, которым занимаются даже в Стэнфордском университете [18]. Всемирный диалог продолжается.
В годы «бумов» Выготского и Бахтина ближе к концу 20 века мой учитель Василий Васильевич Давыдов предупреждал: не надо их так насильственно сближать, Выготский – это Выготский, а Бахтин – это Бахтин. Конечно, Выготский и Бахтин мыслили и писали по-разному, но об одном и том же. А это намного важнее и интереснее, чем «одно и то же», ибо свидетельствует о содержательном родстве мыслей. Это и есть единомышленники (т.е. это не те, кто разделяет «единомыслие», по Козьме Пруткову). Можно, конечно, объединить терминологию Выготского и Бахтина, сказав: для обоих интериоризированный (вращенный вовнутрь) диалог с другими людьми, по сути, родом человеческим, и есть способ существования индивидуального сознания, механизм работы индивидуального мышления, «образ» душевной жизни. Но это, по крайней мере, сегодня почти проступает на поверхности. К тому же нечто подобное не писали и до Выготского с Бахтиным, и параллельно им, и после них (не всегда ссылаясь)?
А они – про другое: про то, как человек напряженно ищет свое самобытное место в этом диалоге, свою авторскую реплику в нем. Реплику, в которой звучит неповторимый голос его сознания. Даже если его не услышат все участники диалога (Платон – это слишком давно, а, скажем, Тед Нельсон – слишком далеко, хотя он все сделал, что мир стал ближе), даже если мою реплику не документирует история, ход его уже не может оставаться прежним.
Самостоятельно думая коллективным умом (как минимум, умом «на двоих») мы приходим к своим мыслям. Если, конечно, думаем. А когда люди перестают думать, для них создают «Антиплагиаты», высчитывая процент оригинальности слов и выражений, а не мыслей, которых нет. «Думаем», «мыслим», а не «свой», «чужой» - здесь ключевые слова. У Выготского наш собеседник – внутренний «голос», внутренняя речь. По мере своего превращения во вешнюю – не без остатка, многое в ней остается «на потом», а то и вовсе не востребуется «вовне», - при встрече с высказыванием другого человека, она становится формой, в которой не выражается как нечто готовое, а совершается, читай: совершенствуется мысль [8]. Интересно было бы провести детальное сопоставление «Психологии искусства» и «Мышления и речи».
В.С. Библер [5], разбирая бахтинские сюжеты (Библер, кстати, не только философски обоснованно настаивал на родстве мысли Выготского и Бахтина, но и не менее обоснованно «сроднил» ее с гегелевской), вспоминал Грибоедова: «Те же и Софья»… Не те же – уже те же, раз – Софья! Софья – конечно, ключевое действующее лицо пьесы. Но… Одно дело, когда история, представшая в образе диалога, творится «само по себе», «без сознания» (его участия) значительного круга людей, лишь проштамповываясь в их биографиях. Другое – когда ее творит это сознание, а биография выступает как сознательный «образ жизни» человека в истории.
Для этого вовсе не нужно требовать от каждого «вклада в историю» в обычном смысле, того, чтобы миллионы людей вдруг стали «историческими личностями». Нужно просто быть личностью, которая – всегда историческая, как минимум, историчная (А.Д. Майданский и В.В. Рубцов абсолютно правы в том, что «твердым ядром» культурно-исторической является понятие личности как «социального в нас», введенное Л.С. Выготским в противовес традиционному понятию личности как совокупности психологических черт индивида [12]). Нужно просто мыслить, сознавая свою сопричастность мышлению других, как бы по-разному ни протекал и во что бы ни выливался этот процесс у каждого из них. Адресовывать свое мышление им и «принимать в свой адрес» результаты их мышления. Такая взаимная адресация (взаимные «обращения», по Ф.Т. Михайлову [13]) и есть механизм творения истории личностями. Уже «на психологическом уровне».
О ней, о личности в человеческой истории, которая не менее активно живет внутри этой личности, чем вовне - в системе людских отношений, в ее мыслях, переживаниях, действиях, разделяемых ею с другими, размышляли и Выготский, и Бахтин. О самоотношении, самосознании личности, в пространстве которого и творится главная история эпохи. А материал искусства позволяет им нащупать образ «возможного человека» (О.С. Седакова о «Психологии искусства»*), который, как Гамлет, по словам учителя Выготского, Ю.И. Айхенвальда, в толпе, точнее, в публике, которая может раствориться в толпе со своими «гамлетовскими» вопросами. Их задают самим себе и герои Достоевского– герои Бахтина [2], [3]. В них (например, в Алеше Крамазове в диалоге с чертом) «разрывается связь времен» и в них же, порой трагически времена заново связываются. Как раз сейчас мы переживаем именно такие времена. Если поискать, найдем и Гамлета и Алешу Карамазова. Может быть, даже в Интернете.
Жизне- и конкурентоспособность новейших технологий трендов напрямую зависит от того, насколько они являются медийными инструментами «выстраивания отношений» человека с самим собой и лишь по мере этого – культурными орудиями коммуникации внутри человеческого сообщества. Отсюда – и иллюзия, что, «вращиваясь вовнутрь», новые средства коммуникации меняют нас изнутри. На самом деле мы – и разработчики, и пользователи - лишь фиксируем в них не всегда осознанные изменения нашего сознания и через них же осознаем эти изменения.
Что такое Интернет? Особое мировоззрение и особое «самоощущение», а не виртуализация прежнего. И особый тип организации взаимоотношений людей, а не просто его техническая инфраструктура. Но машина не производит ни того, ни другого. И никогда не произведет - на любом технологическом уровне. В создании принципиально новых «машин» обнаруживают себя скрытые тектонические сдвиги в нашем сознании, о которых мы «узнаем по плодам» - тем же «машинам».
Хотя post factum всегда можно найти предвестников из числа поэтов и писателей. В данном случае - это, к примеру, Велимир Хлебников [16] со своим «Радио будущего», под именем которого, местами в деталях, в 1922 г. описан самый обычный Интернет. Пусть с доставкой в радиотарелки. Или Мирослав Павич, который еще на бумаге структурировал свое произведения [14] в формате гипертекста в 1981 году (термин «гипертекст» позже предложит упомянутый Тед Нельсон). Но пока не появится и не заработает «машина», все это будет выглядеть «фантазиями» или «рабочими капризами».
А дальше - типичная ситуация 'Deus ex machina'. Из «машины» выскакивает «бог осознания», которого мы туда незаметно впускаем вместе с идеей «машины». Правда, чаще в образе «черта из табакерки».
В самосознании люди чаще - читатели жизни. В своей «философии диалога» Бахтин не просто по-особому развивает одну из ключевых идей гуманитаристики XX века. «Диалог» - и, кстати, именно в материале Достоевского - ему нужен для осознания Автора внутри, который адресуется к Читателю. В то время, как создатели иных версий «диалогизма» нередко топили Автора в многоголосии. Или - в «речи Другого», как Лакан, который лишь ужесточил деперсонификацию фрейдовского ОНО. На то есть серьезные основания.
Фрейд-то толковал ОНО в традициях науки об объектах, т.е. вполне респектабельной науки своего времени), так и не сменившего «третьего лица» на «первое», и т.д.
Лакан во второй книге своих «Семинаров» [11] упоминает о «коперниканском перевороте» в познании души, который совершил Фрейд. В чем «коперниканство» Фрейда? По мнению Лакана, в том, что он, говоря языком гештальтпсихологов, «перецентрировал» (Umzentrerlung) ту картину человеческого Я, которая (с точки зрения Лакана) начала складываться где-то в середине XVI — первой четверти XVII века, перенес ее центр. Откуда куда? Ожидаемый ответ: «из сознания в бессознательное» - верен, но верен формально. Он ничего не говорит ни о мотивировке, ни о сути фрейдовской новации. Смысл этой новации, отмечает Лакан, передает формула поэта Артюра Рембо: «Я – это другой». Именно Другой позволяет человеку открыть в собственном Я другое Я, которое одновременно является и источником его душевных проблем, и потенциальным мощным «союзником» в их разрешении. Как ту не вспомнить Бахтина: «Душа – есть дар, это дар моего духа другому человеку. Когда я думаю о другом человеке, я думаю о его душе (его образе), что касается меня самого, то сам я живу в духе» [4,97].
И перенесение центра Я из сознания в бессознательное было продиктовано тем, что в форме последнего для Фрейда как раз и представал этот «Другой». Иначе, Фрейд пытался преодолеть ограничения «индивидуальной психологии», как бы то ни парадоксально бы звучало. Парадоксально – потому, что Фрейда очень часто объявляли если не столпом, то предтечей «индивидуальной психологии», и не уставали критиковать за «индивидуализм». Хотя вроде бы очевидно, что все механизмы работы бессознательного у Фрейда - лишь вращенные в его глубины латентные диалоги «Я» и «Другого». По словам Выготского (сказанным несколько по иному поводу), «хромая, Фрейд шел к правде».
Современные последователи Л.С. Выготского хорошо понимают, что «дислокацией» Другого во внутреннем мире человека, выступает прежде всего сфера сознания, понимаемого «деятельностено». Ведь сознание для сторонников этого направления и есть идеальный образ того, что и как делает индивид совместно с другими людьми (В.В. Давыдов). Такая идеализация, как и любая иная, носит обобщенный характер: «другие» в индивидуальном сознании – это в пределе весь человеческий род и созданная им культура. Но надо понимать и то, что во времена Фрейда господствовали совсем другие представления о сознании как самозамкнутом индивидуальном феномене, «центр» которого естественно искать в нем же самом. Именно от этих представлений Фрейд и пытался в буквальном смысле слова «уйти» в сферу бессознательного, а заодно и найти там более подходящий «центр».
Развил ли Лакан линию Фрейда? Бесспорно развил. И развил он именно ту главную интенцию Фрейда, о которой мы говорим. Лакан без остатка свел бессознательное к «речи Другого», окончательно деперсонифицировав этого «Другого», превратив его в некий аналог «обобщенного Другого», понятие которого ввел при анализе сознательного Я Дж. Г. Мид. Но той же ценой Лакан по-своему персонифицировал бессознательное. Все это были новые шаги по сравнению с тем, что сделал Фрейд, но последовательно предпринятые в том магистральном направлении, которое Фрейд задал. Лакан, как минимум, придал бессознательному «первое лицо».
От постмодернистской «смерти Автора» не спасет и диалогизм... А Бахтина интересует прежде всего «первое лицо», от имени которого «второе» и «третье» в любой момент могут если не заговорить, то «задуматься». Или субъект – по Выготскому. Тут уже не «параллели» Бахтина с Выготским, которые модно чертить с начала 80-х, тут пересечения - в принципиальных точках.
Искусство, согласно Выготскому - «общественная техника чувств» - техника управления «потоками переживаний» (не в смысле М. Чиксентмихайи). Бахтин, показал, что «работать» эта «техника чувств» (у Бахтина - еще и понимания) может только в режиме диалога с другим. Сделал он это независимо от Выготского, но и, не противореча ему. Искусство для Выготского-психолога существует не ради искусства – ради анализа драматчного развития человеческого переживания, которое находит в искусстве свою вершинную форму. И литературное произведение для Бахтина – арена становления сознания в остро проблемном поле жизни.
Любое искусство – в каком-то смысле «поток сознания»: автора и героя. Равно как - читателя, зрителя, слушателя, сознание которых он захватывает внутрь себя. Но поток - не обычный, характеризующий повседневные впечатления и чувства, какие бы причудливые формы они ни принимали, а направляемый образом, подконтрольный ему. Образ определяет то русло, те берега, в которое он устремится. Варьируя конструкцию берегов в соответствии с творимым образом, над сознанием можно ставить поистине удивительные эксперименты. Такие, какие ставил ирландский писатель Джеймс Джойс.
Самый известный эксперимент Джойса назывался «Улисс» [10] и состоял из 18 серий (эпизодов). Это - роман-история одного дня, «роман-поток сознания» (как его называют литературоведы), рассказывающий о вечности на языке непредсказуемых мыслей, бурлящих переживаний, взрывных человеческих отношений, всего того, в чем обнаруживали себя дух и душа эпохи Джойса. Впрочем, «Улисс» не меньше, если не больше, рассказывает и о самих этих мыслях, переживаниях и отношениях, которые можно по-настоящему осмыслить лишь погруженными в исторически многоголосую вечность. А для этого Джойс воспроизвел в романе (как он сам выразился) «архитектуру» гомеровской «Одиссеи» (рубежный текст античности). Но – в перевернутом виде, превратив культурного героя Одиссея (Улисса – в латинской традиции) в рекламного агента, верную Пенелопу - в ветреную изменницу, мир – в город Дублин… Встречу Телемака с Протеем – по сути, в диалог, который ведет с самим собой один из центральных персонажей, Стивен (на это наталкивает разбор романа С.Хоружим [17])… Точнее – в полилог, где находится место и реплике Аристотеля, и слову Шекспира.
Притом что Джойс поныне остается чуть ли не самым признанным романистом в мире, он - не писатель для масс. И дело даже не в сложности изобретенной им формы при простеньких, по большей части, сюжетах. И не в культурно-образовательном уровне читателя. Я знаю весьма образованных людей, которые «сходили с дистанции» при чтении того же «Улисса» (сам удержался только со второго раза, в зрелом возрасте). А ведь в 20-40-е годы минувшего столетия Джойс был одним из самых востребованных авторов у читающей публики. Даже если отбросить ту ее часть, которую он привлек литературным эпатажем. И это не случайно.
Дело во времени. Как известно, эпоха Джойса идентифицируется с модерном, а его произведения – с «девятым валом» модернизма. Модерн, модернизм (тем более, постмодернизм) – это, конечно, дежурные маркеры. Но если ими что-то и обозначается, то именно своеобразная «культура», где эксперименты с «потоками сознания» позволяют найти людям ключ к пониманию устройства собственного, людского, мира, своего места в нем и его истории, а благодаря этому – прикоснуться к главным тайнам самого сознания.
Такие эксперименты ставились тогда и в живописи, и в поэзии, и в музыке, и в кинематографе, и в архитектуре. Не буду приводить обширный и неоднородный список именитых «экспериментаторов» в каждой из этих сфер… Правда, за несколько десятков лет до того, как модернизм громко возвестил о себе, с «потоками сознания» блестяще экспериментировал Ф.М. Достоевский. Не покидая почвы классицизма. Но, наверное, неслучайно то, что внятно откликнулись на эти эксперименты лишь в XX веке - гении, рожденные или проявленные временем модерна, гении, создавшие это время: Кафка, Фрейд, Бахтин… и, кстати, сам Джойс. Понимавшие, что подвластный художнику «поток сознания» обязательно вынесет в мир. И человеческое сознание станет его самосознанием. И именно с этими экспериментами Выготский связывал формирование нового («возможного») человека, а не с революционной «выковкой».
В самосознании жизнь инвертируется, по необходимости. Порой сетуют: много «стеба», а все серьезно. Прежде всего, не соглашусь с тем, что стеб, качественный стеб - это несерьезно. Формула Довлатова: «Юмор - инверсия здравого смысла»? Здравый смысл - вещь хорошая, но он, во-первых, местечковый, привязан к ситуации или к стандартному набору ситуаций, проштампованных в стереотипах а, во-вторых, в этой своей привязке неповоротлив.
Иногда нужно инвертировать, перевернуть - чтобы обессмыслить то, что давно и само по себе потеряло всякий смысл, да, собственно, и значение. А массовое сознание вязнет в фантомных значениях и страдает от фантомной боли, вызванной смысловой кастрацией, как если бы операцию делали по живому и без наркоза. Инверсия не только утыкает в болячку, но и, утыкая, веселит. Это напоминает детскую игру у Выготского: ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий. Об этом общекультурном значении юмора, иронии, комического и т.п. по-разному много написано в философии и специальной гуманитаристике.
Кажется трудным, чуть ли не безысходным, когда цветаевский «уровень бреда» поднимается не только над «уровнем жизни», но и уровнем над уровнем стеба, когда «бред» уже нет никакой возможности пересмеять, поскольку он сам справляется с этой задачей без помощи и лучше пересмешника. Оставшиеся без работы пересмешники впадают в отчаяние. Но здесь-то и включается резервный, объективный и безличный, механизм культуры - механизм обессмысливания утративших смысл значений, результативность которого превышает эффект усилий десятка Свифтов. И, тем не менее, именно Свифты подготавливают условия для его запуска. Это уже тема размышлений Бахтина о европейской смеховой культуре Средневековья. Как и «Психология искусства» Выготского, книга Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья» [2]. Еще один юбилей.
Век Выготского и Бахтина продолжается. Почти прожита его первая треть. Наша задача – пережить проживаемое в качестве современников. Современников Выготского и Бахтина.
_______________
* «В истории вражды других героев пьесы с Гамлетом (и в недоумении «реалистической» критики по поводу его поведения) и можно, вероятно, обнаружить ключ к вечной вражде того, что обыкновенно называется «жизнью», с тем, что называется «искусством». Это вражда завершенного, бывшего, неоспоримо и всеми видимого, очевидного – с возможным, рождающимся и невидимым. Творчество невидимо как будущее. Творчество понимается у Выготского не как один из видов специализированной деятельности человека (изготовление эстетических вещей) – но как общая антропологическая альтернатива человеку, обреченному на собственную наличную данность, на «возможное для него». Это значит: на внутреннюю жизнь, сведенную к рефлексам и реакциям на разнообразные агрессии внешней среды и «ранние травмы». На рост личности, который кончается по существу в раннем детстве.
Тема искусства и тема Выготского – человек возможный. С определенной, едва ли необщепринятой позиции это значит – человек невозможный» [15 , 145].
Литература
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М, 1965.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
4. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетическом событии // Избранное. Том I. М.; СПб., 2017.
5. Библер В.С.От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век). М., 1991.
6. Верч Дж. Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию. М., 1996.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти тт. Т. 1. М., 1982.
9. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
10. Джойс Дж. Улисс // Собр. Соч.: В 3 томах. Т. 1 М.., 1994.
11. Лакан Ж. Семинары. М., 1999.
12. Майданский А.Д., Рубцов В.В. О системе категорий культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология. 2025. № 3.
13. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.
14. Павич М. Хазарский словарь. Роман-лексикон. М., 1996.
15. Седакова О. Проза. М., 2001.
16. Хлебников В. Радио будущего // Хлебников В. Творения. М., 1986.
17. Хоружий С. ««Улисс»» в русском зеркале» // Джойс Дж. Собр. Соч.: В 3 томах. Т. 1 М.., 1994.
18. Шоттер Дж. М.М. Бахтин и Л.С. Выготский: интериоризация как «феномен границы» // Вопр. психол. 1996. № 6.
19. Morson G.S, Emerson C. Creation of a prosaics. Stanford (Calif.), 1990.
В.Т. Кудрявцев,
доктор психологических наук,
профессор Московского института психоанализа
и Московского государственного психолого-педагогического университета,
заместитель главного редактора журнала «Культурно-историческая психология»
Текст републикован в колонке автора в электронной газете "Вести образования"
Метки: ПреКрасные даты, немножко психологии, УНИИвера, МГППУ, медиа, колонка в Вестях образования
Простой критерий профессионализма
Критерий профессионализма очень прост. Ты адресуешь свою продукцию не двум-трем друзьям и пяти-шести знакомым, а сотням, тысячам, миллионам, которых ты лично не знаешь, порой даже не ведая об их существовании, но чувствуешь, что они есть. Сначала в лице двух-трех друзей, среди которых один - ты сам.
Метки: ИМХОризмы
Парадоксальность «феномена Зейгарник»
9 ноября исполняется 124 года со дня рождения психолога Блюмы Вульфовны Зейгарник, ученицы Курта Левина и последовательницы Л.С.Выготского. Во всех источниках годом ее рождения указывается 1900-й, хотя родилась она в 1901-м. Поэтому и 125-летие Блюмы Вульфовны отмечают в этом году, хотя ее юбилей «знаково» совпадает со 130-летием Выготского. Эту путаница произошла еще при ее жизни. К ней Блюма Вульфовна относилась спокойно.
Да, и вообще она относится к тем ученым, о которых вспоминают не только по юбилеям: «феномен Зейгарник» у всех на устах – от студента до профессора, он постоянно напоминает о себе всем ходом нашей изменчивой жизни. И именно эта изменчивость в значительной степени, актуализирует его в обыденности, биографиях, истории. Конечно «феномен Зейгарник» как ученого и личности намного больше открытого ею в молодости факта эффективности запоминания прерванного действия. Но это один из тех фактов, который имеет фундаментальное общепсихологическое (да и общегуманитарное) значение.
В прерванном действии возникает смысл, мысль, мечта, творческий порыв, сознание и многое другое, что с этим связано. Для психологии оно не один из источников фрустрации, а условие порождения человеческой психики в специфических формах. Как блестяще показал Петр Яковлевич Гальперин, необходимость в психике у всего живого создает ситуация противодействия – разрыва, преграды и т.д. Ее преодоление предваряет строительство образного плана-ориентировки, в котором оно поначалу совершается. Но только у человека этот образ наполняется мечтой, новыми смыслами и размышлениями о действительности и своих возможностях. Потому «фрустрация» не вытесняется, а лучше всего запоминается. И в памяти о ней содержатся ростки продуктивного действия.
Животное видит в противодействии только риск, а человек еще и шанс. Крыса в опытах бихевиористов никогда не бросалась на участок клетки под током, избегала его, как и ее сородичи, наблюдавшие за ней. Человек принимает на себя «высокое напряжение» жизни, если находит малейший шанс (и даже «без шансов») совершить что-то сверхзначимое. А сверхзначимое становится общезначимым, воодушевляет, вдохновляет, провоцирует других, вселяет в них смысловую интригу. Точка риска перерастает в точку роста, вокруг которой группируются человеческие устремления и усилия.
«Фрустрация» вгоняет животное в агрессию, в нервный срыв, в итоге, в апатию – как собаку в знаменитых опытах И.П.Павлова, на глазах которой круг превращался в эллипс. Человек в подобных случаях может испытывать целый диапазон переживания: от отчаяния вплоть до безысходности до наивысшего душевного пика. Животное запоминает прерванное действие, чтобы не повторялось, человек – чтобы, порой с нетерпением, продолжить.
Прерванное действие – воспоминание о возможном. О будущем. О грядущем, как сказал бы мой друг Тахир Базаров. В этом парадоксальность «феномена Зейгарник».
Впрочем, все это тема особого разговора и, главное, новых исследований.
А пока предлагаю вашему вниманию текст внука Блюмы Вульфовны Андрея Владимировича Зейгарника. Он хотел стать психологом, но стал химиком и фотографом. Возможно, в его биографической памяти угадываются следы прерванного на важнейшем этапе намеренья действия. В ней же, документированной, отчасти восполняется и его прерывание.
Метки: ПреКрасные даты, сообщения-обращения, немножко психологии, tovievich.ru
Генезис свободы. От Запорожца и Венгера к Выготскому
Движение от сенсорных эталонов к образным моделям, все более и более схематизированным, а от них – к сфере символов, всем тем, чем овладевал ребенок «по Венгеру», было не простым усложнением «системы опосредствования». За сенсорным эталоном «ловится взгляд» другого человека, взрослого «рядом», который этот эталон задал и, если требуется, скорректирует. В образной модели этот «взгляд» еще присутствует в остаточном виде, но тут с опорой на нее, ребенок должен выстроить собственный взгляд на «вещи». Обобщенная помощь, из которой уже не извлечешь «конкретной рекомендации». Только сам найдешь способ действия. А символ – вовсе освобождает от конкретики «чужих взглядов», и сквозь него ребенок может лишь увидеть мир и себя в нем «глазами человечества» как своими...Читать статью
Метки: сообщения-обращения, ПреКрасные даты, немножко психологии, детворения, Педагог-и-Я, tovievich.ru
А вы смогли бы?
Эта новая музыка гораздо более примитивна в плане своего гармонического языка. Она в основном опирается на простые трезвучия и базовые гармонии народной музыки. Никогда не забывайте, такая музыка использует весьма ограниченный музыкальный словарь, ограниченный и гармонически, и ритмически, и мелодически. Но в рамках этого ограниченного языка все эти новые идеи совершенно необычны. Я говорю об оригинальности мелодий The Beatles… С меньшими возможностями они сделали гораздо больше: одно дело написать «Сотворение Адама» на потолке Сикстинской капеллы, и совсем другое дело - создать шедевр, имея в руках только карандаш и лист бумаги.
Леонард Бернстайн, композитор, дирижер, пианист о музыке The Beatles (из публичной лекции «Кризис двадцатого века» в Гарварде)
К слову (не в противоречие Маэстро), Микеланджело умел творить невозможное в своих рисунках мелом и карандашом.
Метки: ВеЛичности, артикуляции, Муз-ON, LEt IT BEatles
Таланты размножаются парами
В первый день ноября отмечает свой День Рождения психолог, исследователь одаренности Марина Сергеевна Рыбакова. Этот прекрасный старт превращает ноябрь в самый солнечный, теплый, приветливый и вдохновляющий месяц года. С Днем Рождения, Марина!
Про наставничество
По мотивам беседы с В.Т. Кудрявцевым
Так тайна взросления приоткрывается ребёнку через внутрисемейные отношения и через пребывание в различных взрослых коллективах. Одарённому человеку (ребёнку и взрослому) нужен дар в виде учителя или в виде друга. Таланты «размножаются» парами.
Если проследить биографии известных талантливых людей, всегда был кто-то рядом — учитель, друг, муза. Подобное тянется к подобному: одарённость к одарённости. И если родителей не выбирают, то друзей и наставников многим из нас выбрать вполне себе по силам. Тут уже срабатывает так называемое «чувство пути» — своеобразная ориентировка (внутренний компас) на значимые для творчества и творческого развития условия.
Наставничество само по себе является одним из условий такого развития. Тут важно обратить внимание, что суть наставничества не сводится к передаче знаний.
Успешным наставничество становится только тогда, когда воспитаннику удается перенять творческое видение своего наставника, его мышление и подход к работе. При этом сами наставнические отношения могут касаться как узкопрофессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личностного развития.
Конечно, наставник должен не случайно преподавать свой предмет. Здесь играют большую роль не только личный опыт, но умение этот опыт передавать с отрефлексированной позиции. Очень желательно, чтобы передача этого опыта происходила в условиях отречения от необходимости двигаться в формате каких-либо обязательств.
Наставник должен быть человеком, который в любой момент может из учителя превратиться в учёного, из педагога в художника. Он должен быть «заразительным»: вдохновлять как образец мастерства, как соавтор, как атмосфера, как воздух. Такие наставления помогают видеть смысл и преодолевать сложности, справляться с неопределённостью.
Однако стоит признать, что не всякий одарённый человек способен развить талант в другом. История показывает, что все попытки создавать коллективы только из одарённых специалистов заканчивались провалом. Такие совместные «творческие потуги» обнажали совершенно приземленный мотивационный компонент: попросту говоря, «творцы» начинали выпендриваться друг перед другом, устраивали «толкание локтями», соревнование.
У истинно талантливого человека есть одна отличительная черта — он умеет удивляться, восхищаться талантливыми решениями других людей. Искать в преподаватели, в наставники (да и в друзья) нужно тех, кто сам умеет радоваться за победы своих воспитанников, соратников и даже формальных «конкурентов».
Если в таких отношениях, в таких коллективах человек будет испытывать радость и счастье, испытывать катарсис от пребывания в общности с другими талантливыми людьми, это и есть оптимальный сценарий развития.
Зрелую личность, отказавшуюся от нарциссических мечтаний о своем всеведении, желающую трудиться ради чего она трудится, в первую очередь интересует истинная созидательная активность, а уж потом всё остальное.
PRO одаренность ВКонтакте
Добро пожаловать на сайт PRO одаренность, созданный Мариной Рыбаковой! Это просветительский проект для всех, кому небезразлична проблематика детской одаренности.
Метки: новые люди, Цеховое братство, граждане моего сердца, немножко психологии, Педагог-и-Я, Блоготворцы и блоготворения
Назло бесцветному столетью
Входим ноябрь со стихами Владимира Мялина.
Ноябрь
1.
В раю не яблоня невинно
Цвела, как ранняя заря.
В раю румянилась рябина
Безлиственного ноября.
И утки улетали к югу,
Оставив застеклённый пруд.
И эту горькую разлуку
Мои стихи переживут.
2.
Лежит и золото и медь...
Как клёны тишиной богаты!
Как хорошо в душе иметь
Листок опавший и крылатый!..
3.
Мне дорог иней голубой
И лужиц битые стекляшки,
Листок в веснушках чуть живой,
Вороний крик и скок их тяжкий.
Сквозит ноябрь тишиной,
Берёз и клёнов манит сетью.
И мыслей золото со мной
Назло бесцветному столетью.
Владимир Мялин
Метки: открытия сезона, безумие поэтов, Владимир Мялин, граждане моего сердца
Смогут, если «за котят»
Вице-спикер ГД Анна Кузнецова заявила, что школы перестали быть приоритетным источником знаний. Если это считать невеселым диагнозом, то с Кузнецовой придется согласиться. Но, похоже, ее этот диагноз даже вдохновляет.
«Можно без конца писать много умных методических пособий и читать красивые лекции, но прежде всего дети спросят: «А вы кто? Если вы мне рассказываете про семью и семейные ценности, какие из них вы соблюдаете? А у вас нет семьи? И даже нет детей? А вы мне говорите о ценности семьи?» На эти вопросы мы должны быть готовы ответить нашим детям», – беспокоится Кузнецова.
Дело даже не в том, что рассказывать о семейных ценностях, а главное, утверждать их в жизни должна сама семья. Государство в плане создания социально-экономических условий лишь обязано сделать так, чтобы это было убедительно. У школы Монблан других задач.
Вице-спикер всерьез считает, что дети только и думают о том, если муж (жена) и дети у педагога? Проще говоря: не хочу учиться, а хочу жениться. А вы все учите, а сами не женаты (не замужем) и не нарожали еще?
Сейчас школа, образование буквально захлестнуты общественной гиперактивностью взрослых недорослей и недорослиц, единственное достоинство которых в том, что они "женаты и с детьми" и при положении.
Я всецело за семью, детей и, соответственно, за рождаемость. Но есть одно предложение.
Депутаты госдумы (если не сказать, "роддумы"), которые измеряют свою общественную значимость эффективностью репродуктивной функции и разговорами о ее повышении, могут быть заменены кошками. Приведу серьезные основания.
1. Кошки на Охотном ряду будут смотреться естественнее – там ведь еще с 17 века располагались торговые мясные ряды и, наверняка, в обилии плодились кошки. Т.е. это соответствует нашим историческим традициям.
2. Репродуктивная эффективность кошек значительно выше репродуктивной эффективности депутатов с человеческим лицом. А разговоров на эту тему, которым кошки не придают государственной значимости, среди них значительно меньше. К тому же, они сезонные (начало весны), а депутаты только об этом и говорят круглый год. Кошки не втягивают в свои обсуждения людей, ограничивая кошачий PR мартовской крышей, хотя некоторые жильцы выражают недовольство. Это не очень справедливо, потому что за свои концерты кошки, в отличие от человекообразных депутатов, не требуют бюджетного содержания. Если у кошек и возникает необходимость поговорить с людьми о важном (покормить), они заявляют об этом прямо, а не облекают свою нужду в демагогию о традиционных кошачьих ценностях.
3. В целом, государственная польза от кошек и депутатов примерно одинакова. Но ущерб от кошек значительно меньше. Ну, свалил елку, поточил коготки о диван из натуральной кожи или что-то совершил вне лотка. Депутаты к лотку не приучаемы и, вообще, не обучаемы человеком. А в остальном виноват только человек. К примеру, вместо того, чтобы оплачивать в салонах маникюры-педикюры депутатов, сходил бы к специалисту и подточил бы, подрезал кошачьи коготки. Это намного дешевле, и диван бы сохранил.
4. Если верить кошатникам (думаю, их поддержали бы и многие другие), кошки бы были бы безусловными всенародными избранникам. Даже самый отчаянный патриот при выборе домашнего питомца предпочел бы кошку депутату думы. И котят легче раздать в хорошие руки. Депутятам хороших рук мало: им нужно учиться в лучших западных школах и университетах, снимать (а лучше покупать) элитное жилье в Лондоне и Нью-Йорке. Дорогой патриот, вы потянете при всем неукротимом желании?
5. Кошки (все кошачьи) исключительно умные существа. И занимают высокую позицию на этологической шкале интеллекта. Этология – это наука о поведении животных. Ну и что, по Аристотелю, «человек – политическое животное». И вот тут слабое место: на этой шкале депутаты вообще не занимают никакой позиции. Возможно, потому, что их еще не изучали этологи. Короче, у них есть шанс. Быстрее кошек родятся только депутатские инициативы. Но кошек можно подучить.
6. У кошек, ни в голове, ни вне головы, нет «безумного принтера». Как сказал про них поэт Уильям Джей Смит, «им плевать на всякие бумажки». На обои допустим, не плевать: см. п. 3 и веди на маникюр. Гладишь, и с законами будет поспокойнее.
7. И главное. Кошки (а также собаки и просто хорошие, добрые люди) часто становятся лучшими друзьями детей. Это создает, как минимум, атмосферу для улучшения демографической ситуации в стране. Одна мяукающая и урчащая в семье любящих людей кошечка стоит орущей фракции дядек и тетек, которые требуют от вас «нарожать» незнамо для чего и для кого.
Надеюсь, я достаточно убедителен?
Вся власть кошкам, детям и тем, кто любит тех и других!
Смогут, если «за котят».
Метки: уровень бреда, ПолитЭССЫ, соц-и-ум, детворения, Педагог-и-Я, братья анималые, экспрессии-импрессии
Откройте Космос («Катарсис». P.S.)
"А.Ф. сидел и работал. Вот, говорят, он столько сделал! Так потому, что он систематически работал, не то, что побегал, потом в последний день спохватился, что-то там накропал. Такого безобразия А.Ф. не терпел. Он был очень дисциплинированный человек. Когда я попала в этот дом – я тоже приучилась к дисциплине. Он не терпел никаких слез, просьб, жалоб. И я с юности - я в 22 года сюда пришла - тоже привыкла к этому. Он учил: «Все, что делаешь - надо делать аккуратно и внимательно»" - Аза Алибековна Тахо-Годи об Алексее Федоровиче Лосеве.
Сегодня 103-й День Рождения Азы Алибековны Тахо-Годи, филолога-классика и историка философии, спутницы Алексея Федоровича Лосева. Первый без нее: Азы Алибековны не стало 8 сентября. Она вспоминала: «Ничего со мной не будет, буду жить долго, долго, как задумала в детстве». В детстве она загадала – до 117 лет, в мемуарах говорит о 95 или 100. Вышло 102, до 103 не хватило меньше 2 месяцев. Детская задумка не сбылась, но срок из мемуаров превзойден. Так обычно и бывает в жизни. Но главное – сама ее жизнь.
Этот небольшой текст – в продолжение моей статьи «Катарсис», слова памяти А.А. Тахо-Годи. В нем то, что я хотел, но не успел сказать в этом слове.
Мы закрыли Космос, и в этом все проблемы (это было исторически неизбежно, но проблема остается). Космос - в античном, т.е. философском смысле. Закрыли, как закрывают небо, обычное небо над обычной землёй, например, крышей дома. В старину не только в храмах, но и в домах на потолке рисовали небесный свод.
А от того Космоса прикрываться крышей бессмысленно: там нет понятий «выше» и «ниже», только метафоры, придающие зримость (чаще видимость) незримому. А в этот и Илон Маск туристов пошлет. И то в условный - настоящий там, где ослабевает земная гравитация и начинается мощная бомбардировка частичками солнечной радиацией без заслонок. Матушка-Гея даже туда своих детишек не пускает, держа на гравитационных вожжиках. Абсолютно точен поэт Роберт Рождественский в тексте известной песни Давида Тухманова, которая так и называется «Притяжение Земли»: «Мы - дети галактики, но самое главное, мы - дети твои, дорогая Земля!». Хотя бы на Земле вели себя, как воспитанные дети. Потому даже в этот космос не пускает (о чем еще Циолковский предупреждал).
А из того Космоса родом античные греки. Космические туристы-герои на Земле, точнее, актеры-гастролеры на земной сцене. Откройте (в сознании) тот Космос - пустят и в этот.
Есть Космос и космос, их нельзя путать. Греки Лосева и Тахо-Годи знали только об одном. И им не нужно было этого различения. И особой рефлексии на предмет поиска своего места в мире. А Герой, исторический предок Личности наверняка знал свою Судьбу (она закон Космоса и даже выше Богов, которые тоже его исполняют), и ее исход – верную погибель. Ему незнаком риск, он не чувствует страха. Все предопределено, остается лишь героически действовать. И ему неведом выбор: действие или бездействие, который выпадает на долю его исторического потомка – Личности. Можно лишь придумывать сценарии действия с предрешенным исходом. В остальном – «без вариантов». Герой ничем не рискует, потом что нечем рисковать.
Рискует Личность. И жертвует. И жертвует непредсказуемо. Герой уже приходит в мир жертвой. Точнее, приносится в жертву – самой Судьбой, самой себе. Для Героя это – космически должное, иначе, он не нужен. А Личность сознательно исполняет свой «космический долг», в который превращает «страдательное», пусть самое героическое, жертвование. И переживает это не как жертву, а как естественную потребность исполниться, от слова «полнота». Обратите внимание: не потеря, не утрата жизненно важного, а обретение жизненной полноты при любом исходе. И ее Судьба принадлежит ей в той же мере, сколь и Космосу.
И Космос руками Богов, иных высших сил, начинает делать неожиданные «поблажки», снижая градус предрешенности. В той статье я уже приводил примеры: Одиссея почему-то отпускают домой, Прометей и вовсе бросает вызов Богам ради смертных, обманывает их, глумится над ним и, в итоге, становится чем-то вроде полубога. Грекам уже знакомо ὑπὲρ μοῖραν - «вопреки судьбе» и даже ὑπὲρ αἶσαν - «сверх судьбы», тогда как Герой повинуется Судьбе. Так готовится выход на историческую арену Личности. А «Личность – это Чудо», как писал А.Ф. Лосев.
Но впервые (об этом я тоже писал) личность появляется на сцене античного театра. И свидетельство о том – зрительский катарсис, очищающее переживание возвышенного. Ведь в обыденной жизни, как писал в одной статье Лосев, греки – носители «приземлено-рабовладельческого образа мира», «грубые материалисты». Все здесь, все можно потрогать, включая то, что нам кажется чудесами. Например, эйдосы – образы, которые отделяется от вещей, носятся в средиземноморском воздухе вместе с их видимыми сущностями, чтобы попасть в чувствилище человека. Куда уходят корни выражения: «идеи витают в воздухе»? …Чистый рецепционизм. По сути - та же страдательность, что и при исполнении Героем космического долженствования. А в театре через переживание катарсиса творится новое чувство, новое мироощущение, новое самосознание.
Собственно, в театре начинается подлинная душевная жизнь человека – его жизнь в качестве личности. Жизни души в духе, как сказал бы, Лосев. И не столько на сцене, сколько в театроне – на склоне возвышенности, где располагались места для зрителей. Хотя сама архитектура и планировка античного театра (орхестра, скена, проскений и др.) организовывалась как ее арена. Актеры и поныне иногда выходят на сцену через проходы между зрительскими рядами. В античном театре это было обычным ритуалом: актеры и хор заходили через пароды (проходы), как бы вовлекая в действо зрителя. С самого начала было ясно, откуда прибыл герой: если актер шел по левому пароду - значит из дальних стран, если по правому – из мест поближе. Это разные сценарии, разные истории, внутрь которых сразу погружался зрителей. Но ведь даже в околотке человек может встретиться со своей Судьбой. Это ведь околоток Космоса, а не административно-полицейский надел, где судьбы вершит какой-нибудь участково-околоточный, охранник или сторож с колотушкой. Это удивительно, это и постигается в чувствах через катарсис.
Аза Алибековна с Алексеем Федоровичем Лосевым и родным дядей (по маме) литературоведом, историком и археологом Леонидом Петровичем Семеновым у него дома в Кисловодске.
С театра начиналась античная психология. Аристотель написал «Трактат о душе» и «Поэтику» (где вводится представление о катарсисе) примерно в одно и то же время – ок. 335-334 гг. н.э. Студентам-психологам я рекомендую начинать чтение с «Поэтики», которая ничуть не менее, а в чем-то даже более «психологична», чем «Трактат о душе».
И, конечно, рекомендую читать Алексея Федоровича и Азу Алибековну. В том числе, и для того, чтобв разобраться, что творится в психологии. Не «рецептируется, а именно творится.
Откройте Космос. И Чудо в нем.
Метки: ПреКрасные даты, Из-Мышления
Гигиеническое, профессиональное занятие незнанием
Через месяц будет 35 лет, как 25 ноября 1990 года в «накопителе» (было такое советское слово) аэропорта «Внуково» умер от сердечного приступа философ Мераб Константинович Мамардашвили. Той осенью, в сентябре ему исполнилось 60 лет. Из «накопителя» он должен был попасть в Тбилиси, что бы принять участие в заключительном туре первых выборов президента Грузии: Мамардашвили был яростным противником тогда еще председателя Верховного Совета Грузинской ССР. Из «накопителя» к президентским выборам - последний, непройденный отрезок жизненного пути Мераба Мамардашиви.
Чтобы так завершился (оборвался) путь Философа? Многим он казался аполитичным, хотя это не так. Он был не совместим с властью – да. Когда власть заменяет человеку свободную, по определению, волю, а властный статус (лучше сказать, «положение») – человеческое достоинство. А это уже философский (=жизненный) вопрос. С такой властью, как писал друг Мераба Константиновича, Владимир Петрович Зинченко, он был «физиологически несовместим». Иногда иронизировал по поводу нее. В начале 1980-х Мамардашвили было трудно работать в Москве и он (как часто бывало) вернулся к себе в Тбилиси. И вот его еще студенческие друзья В.П.Зинченко и В.В.Давыдов приезжают к нему, а Василия Васильевича как раз исключили из партии. Мераб Константинович, обнимая гостей, чуть ли не с порога произносит: «Вася, ту уже создал свою партию? Как я понимаю, ты же не можешь без партии?». Это был 1984 год, и я, аспирант В.В.Давыдова, помню, что моему учителю было не до шуток, хотя он мужественно держался. Вскоре ему вернули партбилет, но через несколько лет рухнула партия.
А для Мераба Константиновича ноябрьский визит в Тбилиси был важен. Этой же осенью он скажет:
«Если грузины не захотят протестовать, значит, они выродились. Для многих других единственный выход уйти во внутреннюю эмиграцию. Я не существовал для властей раньше и начинаю не существовать снова. Если они хотят распорядиться так, то я, как говорят англичане, возвращаю свой билет. Я не боюсь гражданской смерти. В свое время, моими угнетателями были сами грузины, ложь, агрессивное невежество и самоуправство правящей части моего собственного народа. Именно от них я и мне подобные уходили во внутреннюю эмиграцию… Если мой народ выберет Гамсахурдиа, мне придётся пойти против своего народа в смысле своих взглядов и настроений».
И еще: «Многие люди готовы вечно страдать (как «несчастный»), чтобы не страдать один раз (как «мужественный», т.е. «решительный»)».
В 1979–1980 гг. М.К.Мамардашвили прочитал во ВГИКе, два курса лекций, которые были объединены под названием «Введение в философию». Позднее они были изданы в виде одноименной книги, фрагмент который мы и предлагаем вниманию читателей сайта Tovievich.ru.
Метки: сообщения-обращения, Из-Мышления, ВеЛичности, tovievich.ru
Курс культурно-исторической психологии в МИПе
С 22 октября 2025 г. по 26 октября 2026 г. профессор В.Т.Кудрявцев прочитает курс «Методология, теория и практика культурно-исторического и деятельностного подходов» для магистратов Московского института психоанализа.
В 2024 году отмечалось 100-летие культурно-исторической психологии, ключевые принципы которой разработаны Л.С. Выготским и реализованы в исследованиях его научной школы, получившей международное признание и сферу распространения. 2026 – год 130-летия Л.С. Выготского, год Выготского в мировой науке и образовании. Внутри школы Выготского сложился деятельностный подход к пониманию природы развивающегося во времени истории и пространстве культуры человека.
Сегодня очевидно, что идеи Выготского и его последователей оказались востребованными в 21 веке и для решения новых научных проблем, и для конструирования социальных практик, о возможность существования которых 100 и даже 50 лет назад трудно предположить. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» Л.С. Выготский не только писал о практике как «камне, который призрели строители» здания научной психологии. Он подчеркивал, что такая психология может складываться в различных областях «высокоорганизованной практики», ориентированной на развитие человека в его исторически новых формах.
Мы живем в век «экспериментов над человеческим потенциалом», непредсказуемых по своим результатам, которые ставит сам человек (человечество), без участия, реже с участием психологов. Практика развивающего образования, созданная психологами культурно-исторической школы 20 веке и ныне реализуемая во всем мире на разных уровнях, в разнообразных формах образования, подтверждает продуктивность включения психологов в такие «эксперименты». А сама психология раздвигает в них свои исследовательские горизонты.
РАСПИСАНИЕ
Группа 10 КП + ПМ5А24/10 КП
Октябрь: 22,27,28,30,31
Ноябрь: 26,27
Декабрь: 1,3,4,5,8,11,12,15,18,19,22,23
Январь: 12,16,19,22
Февраль: 26
Время: 18.50-22.00
Группа ПМ1А24 КП
Декабрь: 9, 10, 16, 24, 25, 26
Январь: 13, 14, 15
Время: 15:45-18:50
Занятия проводятся в формате online.
Метки: сообщения-обращения, УНИИвера, Московский институт психоанализа, немножко психологии, Педагог-и-Я
Летной погоды Психее! К 30-летию "Психологической газеты"
Поздравляю с Юбилеем уникальную газету - возможно, единственную в мире, которая живет не один день!
Долгих и счастливых лет! Летной погоды Психее!
С постоянством и любовью читателя -
Ваш
Владимир Кудрявцев
Метки: ПреКрасные даты, Цеховое братство, немножко психологии
«Жэки-похорошители» из Новоговново против Николая Колли
С лица московского центра стерли дом-коммуну «Изотерма» 1930 г. постройки по проекту. Николая Колли. «Подарок» столичных властей к 95-летию здания.
Николай Джемсович Колли — академик архитектуры, продолжатель знаменитой династии, но его имя не стало «охранной грамотой». Видимо, о нем «жэки-похорошители» Москвы просто не подозревают. В метро они не ездят: Смоленская, Парк Культуры (северный павильон), Кировская (Чистые пруды), Павелецкая-Кольцевая – знаковые станции Московского метрополитена, и это все творения Колли.
Хорошо, по центру с мигалками шастают: над проектом здания Центросоюза на Мясницкой Колли работал в Париже в соавторстве с Ле Корбюзье. «Изотерме» присвоили лишь ни к чему не обязывающий статус «ценного градоформирующего объекта».
Теперь «формировать град» будет очередное многоквартирное Новоговново, в которое постепенно, но неуклонно превращается центр Москвы. Вместо того, чтобы загаживать исторический центр Москвы коробками из высокотехнологичного «говна и палок» для состоятельных господ можно было вложиться в реконструкцию здания для тех же господ. Но это сложнее, дольше и затратнее, а «похорошать» надо, пока есть бюджет для распила здесь и сейчас.
Метки: уровень бреда, ЗСР (Зал Славы Российской), нич(к)то человеческое, наша весь, ВеЛичности
Все для ЕОП и его бенифициаров!
История старая, ей около 10 лет. Началась она еще в думе с инициатив депутата Ирины Яровой. Старая, но хроническая, как и остальные болезни сегодняшнего госуправления, которые становятся, весьма мягко говоря, головными болями для всего общества.
Открываем источник:
Будущее единых школьных учебников обсудили 16 октября на заседании комитета Совета Федерации по науке.
Сейчас по единой государственной программе изучается только история, однако к 2028 Министерство просвещения намерено подготовить унифицированные пособия по всем дисциплинам.
Глава ведомства Сергей Кравцов сообщил, что цель проекта — создание «единого образовательного пространства», где школьники по всей стране будут одинаково подготовлены к экзаменам.
Все программы, отметил он, синхронизированы с материалами ОГЭ и ЕГЭ.
Помимо сомнений по части финансов и региональных бюджетов, которые учебники «не потянут», высказывались и другие, вполне здравые. Кроме одного – касающегося адресатов учебников: учеников и учителей. Все для ЕОП (единого образовательного пространства) и его бенифициаров!
Остается только выложить могильной плитой из этих учебников ЕОП. И чтоб былинки, нарушающей мертвое однообразие, не проросло. Правда, глава российской государственной корпорации развития и инвестиционной компании ВЭБ, бывший вице-премьер Игорь Шувалов даже предложил устроить конкуренцию между типографиями. Хорошо изданные и доступные учебники – это, конечно, радует. Но больше, как шарики из анекдота, когда ничего, кроме разноцветных шариков и одинакового воздуха в них нет.
Потянут ли эту «плиту» региональные бюджеты? Наверняка, потянут, привычно ужавшись в чем-то важном для образования ради воплощения прожектов начальства (они и так ужаты)? Потянут ли учителя и ученики? Учителям привычно – потянут, в очередной раз сломив самих себя, ценой психологического выгорания и утраты (административного обкрадывания) профессионализма принять на себя давление единой «плиты». Многие ученики этого даже не заметят, особенно те, которые пришли в школу за аттестатом, а не за «силой знания», которая возрастает, в том числе за счет разнообразия ее представлений в образовательном процессе. Речь-то не о «силе знания», а о «типографских мощностях.
Словом, проблема не в самом по себе издательском монополизме при поддержке государством частных издателей (к которому, как выясняется, неприменимо антимонопольное законодательство) и прочих, по нынешним временам, уже мелочах.
Стратегическое видение задач образования открыто сводится чиновниками к удобству сдачи ОГЭ и ЕГЭ, точнее, административного контроля за сдачей. De facto это уже давно так. Что ж, спасибо за честное признание фактически de jure.
Поезд для машиниста, образование для чиновников и книжного бизнеса. Флаг в руки? Но кто кому навстречу? Вопрос.
Метки: уровень бреда, ЗСР (Зал Славы Российской), червонижие, Педагог-и-Я
Нежная и постоянно трудящаяся душа
Айгуль Булатовна Абилова – педагог, социолог, дефектолог, юрист, подвижница профессионального педагогического образования… За любую из этих работ она возьмется хоть сейчас и с блеском выполнит. Нежная и постоянно трудящаяся душа. Любящая мама. И моя любимая племянница, у которой сегодня День Рождения.
С появлением на свет, который с тобой еще светлее!
Метки: новые люди, граждане моего сердца
Виталий Рубцов. Когда горы растут за тобой
20 октября отмечает свой День рождения психолог академик РАО, профессор, основатель, многолетний ректор и президент МГППУ Виталий Владимирович Рубцов, мой друг и «собрат по Давыдову».
Дорогой Виталий,
Казалось бы, все вершины покорены, и можно заслуженно почивать на покоренном.
Но в присутствии таких, как ты, горы растут. В том числе – и вслед за тобой. Значит, новых встреч с вершинами не избежать!
Было бы желание. Пусть будет большое желание! Долгих и добрых лет для его исполнения!
С Днем рождения!
Метки: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца, УНИИвера, МГППУ
Истина отцовства
Сегодня в России отмечается День отца.
…Мама – всегда мама, настоящая мама, изначально. Ей просто не с кем разделить свое материнство. Папа – это становление, порой трудное. Разумеется, и мама развивается. Но папа начинает позже (если начинает), а мама буквально ab ovo. Мамина миссия, вроде бы, очевидна. А папина?
Мама не делит свое материнство на «моменты истины» и прочие мгновения, она сама истина. Отцовство порой раскрывает себя в такие моменты.
В середине 90-х об этом писали газеты. На Камчатке произошло разрушительное землетрясение. Дома складывались, словно карточные домики. И в одном завале спасатели обнаружили отца и ребенка. Отец сдержал завалившуюся на него стену и этим спас жизнь ребенку. Он, наверное, что-то говорил, пытался успокоить сына, и это были главные отцовские слова. Мы их не узнаем, а сын, скорее всего, не вспомнит. Папа был уже мертв, но продолжал сдерживать, спасать. Со стеной за спиной он сам превратился в защитную стену. Второй раз подарил жизнь малышу. На этот раз – свою. В ней он и остался. Вероятно, где-то и сейчас живет эта повзрослевшая жизнь, возможно, продленная уже в третьей. Как хотелось бы, чтобы она была счастлива!
Может быть, в праздник не стоило вспоминать такие истории. Но в них предстает предельная истина отцовства.
Конечно, отец – это всегда и «папа на каждый день». Выдумщик, изобретатель, мастер, волшебник, импровизатор, советчик, домашний герой, весельчак, иногда чуть несуразный (ровно настолько, чтобы вызвать смех детишек и улыбку мамы), временами допускающий такие свободы, которые не может принять материнская ответственность… Но с постоянной готовностью «встать стеной», как минимум, за двоих, если понадобится, да хоть против всего мира.
Мне кажется, что нынешним папам нужно немного взрослеть. Они слишком легко, беззаботно, суетно, импульсивно, не в меру затратно распоряжаются собственной жизнью, ее ресурсами, которые могут потребоваться в «момент истины». И требуются просто «на каждый день» счастливого детства, которое является для пап, как и для мам, главным «моментом истины».
Метки: праздни
Алексей Осницкий: Сознание - это экспериментальная площадка
17 октября – День рождения замечательного психолога профессора Алексея Константиновича Осницкого, моего доброго друга. По сути дела, всю жизнь он занимается исследованием той проблемой, которую Л.С.Выготский считал «центральной» для всей психологии – проблемой свободы, которая является не только философской, а универсальной антропологической, человековедческой.
Образ человеческой деятельности не сваливается на индивидуальные головы из «космоса» культуры - человек изначально живет в нем, но этот образ ищется, опробывается, примеривается, преобразуется в сознании, кончено, при посредстве значимых других, близких и далеких, знакомых и незнакомых. Не все в этом образе принимается сразу и безоговорочно как регулятив. Регуляция деятельности возможна только как саморегуляция, и она постепенно складывается вместе с субъектной (в развитии – авторской) позицией, не всегда благодаря – нередко вопреки ситуации, точнее, ее внешней картине. Именно это и показывает в своих исследованиях А.К.Осницкий. Даже время реакции на простейший раздражитель, согласно ему, требует особой преднастройки, предвидения, прогноза, воображения. Что не позволяет считать его характеристикой чистого автоматизма, в котором угадывается «работа сознания», внутренне связанного с тем же воображением (В.В.Давыдов). Даже здесь присутствует маленький, но «замысел», и потому не остается лазейки для бихевиоризма, который так трудно вытравим из науки при всей критике в его адрес. Впоследствии К.В.Бардин и Ю.М.Забродин построят на этом целое направление - «субъектную психофизику». В диалоге с ними вызревали и идеи А.К.Осницкого, во многом благодаря его ученичеству у И.М.Фейгенберга, продолжавшего линию Н.А.Бернштейна. И это был прорыв не только за рамки классической фехнеровской психофизики, но и психофизики «субъективного шкалирования» Стивенса, нащупавшего слабое звено фехнерианства, которое оказалось центральным.
Широта видения проблем и глубина мысли Алексея Осницкого сочетается с феноменальной наблюдательностью к деталям, которые проступают не только в экспериментах, но и в жизненном опыте. Это черта ученого (тут не нужны эпитеты), а не просто «научного сотрудника».
Спасибо за память о Психологическом институте, которую ты продолжаешь в свой мысли. Пусть продолжение будет долгим и добрым!
С Днем рождения, дорогой друг!
Интервью с Алексеем Осницким
Метки: новые люди, Цеховое братство, граждане моего сердца, немножко психологии, tovievich.ru
Природа радуется нашему творчеству. К Дню рождения Олега Моткова
Природа радуется нашему творчеству, представая в нем спинозовской causa sui, гранью своей первосущности, в которой каждый раз заново раскрывается сущность человека. Таков девиз моего друга Олега Ивановича Моткова, психолога, поэта, путешественника по горным вершинам, фотохудожника, который сегодня отмечает свой День рождения. Неудивительно, что эту радость природы мы воспринимаем как собственную. В этом состоянии есть элемент психологической «тайны». «Тайна» - не научное понятие, но наука состоит из счастливых прикосновений к ней, в которых являет себя ответная - самсознающая радость природы.
Новых прикосновений, дорогой Олег! Пусть твое познание множит радости природы!
Автобиография, размышления, стихи и фотографии Олега Моткова на сайте Tovievich.ru
Метки: новые люди, Цеховое братство, граждане моего сердца, tovievich.ru
Литературная слава всея Зеленого Мыса
Помнится, в советские времена трудящиеся сборочного цеха только тем и занимались, что клеймили вероломную политику американского империализма. Аж времени на сборку не оставалось. Теперь вот клеймят политику Нобелевского комитета. И в частности, недоумевают по поводу присуждения «нобелевки» по литературе премии по литературе венгерскому писателю Ласло Краснахоркаи.
Допускаю, что не все в порядке в нобелевском литературном цеху, – ну, не рождается там новых Киплингов, Шоу и Пастернаков. Вот и предложили подправить демографическую ситуацию в сборочном. От имени сборочников выступил записанный в писатели общественно активный гражданин Прилепин:
«Мы должны создать аналог Нобелевской премии по литературе с Китаем, Индией, Латинской Америкой и Африкой и нормальными людьми в Европе и свою версию Нобелевской премии. Свою версию «Оскара» и свою версию всех иных форм культурных иерархий. Потому что мы участвуем в чужом карнавале, который тем более уже и стыд и совесть потерял... Они раньше хотя бы блюли некоторые там реноме».
И добавил: «Премия в последние годы присуждается за откровенную чепуху, в нобелевском комитете сами не читают произведения тех, кому они присуждают премии».
Правда, писатели из Китая, Индии, Нигерии, Египта, Колубмии и др. стран, с которыми желает объединиться Прилепин, уже нобелированы, а имена Рабиндраната Тагора, Габриэля Маркеса или хотя бы Мо Яня, видимо, не украшают доски почета сборочников. Все они получили своих Нобелей без протекции Прилепина.
Не проблема. Ударим конкурсом цеховой самодеятельности по нобелям-шнобелям с участием всех островов Зеленого Мыса! Можно привлекать и представителей бесписьменных культур, все равно писатели цехового уровня языком не особо владеют - только краснознаменной песней и пляской.
В общем, скромный бюджет «Интервидения» - какие-то 750 млн. руб. из бездонного кармана учителей, врачей, библиотекарей и пенсионеров плюс млн. 150 спонсоры накинут (к примеру, банки, вроде ВТБ, которые их же и обстригают) - и понеслась литературная слава всея Зелёного Мыса по всем островам.
Сейчас у нас действует целая индустрия по фабрикации и навязывания населению всевозможных комплексов ущербности – из материала заказчика и изготовителя. Да, мы утратили статус «самых читающих», да, пишем с ошибками при поступлении на журфак, а потом и в СМИ, включая официальные.
Но это не повод вбивать провинциальные цеховые комплексы в сознание граждан страны, которая когда-то подарила миру Пушкина и Гоголя, Тургенева и Чехова, Толстого и Достоевского. Об этом стоит чаще напоминать самими образом нашей жизни в мире (не только книгами!), а не шарить ищущим взором по островам в поисках «альтернативных» союзников «по цеху». А главное – самим избавиться от «островного» чувства родного очага.
Когда тому же Толстому предложили номинироваться на Нобелевскую премию по литературе, он спросил: «А зачем?». И в самом деле – зачем?
А потом появился советский анекдот. В Тульской писательской организации идет собрание, посвященное очередному юбилею Великого Октября. Председатель докладывает об успехах: «Товарищи! Сейчас в нашей организации состоит 130 членов, а до революции был только Лев Толстой».
Может, достаточно одного Толстого? Без премии. Без цеха. И без сборочников, которые так прониклись судьбами всемирной литературы, что уже не в состоянии собрать «откровенную чепуху» в собственном цехе.
Метки: уровень бреда, ЗСР (Зал Славы Российской), проза ветров, экспрессии-импрессии, Нобелиада
Наш психологический «нобелиат» профессор Ива
Пока в Стокгольме и Осло решали, кому присудить Нобелевские премии 2025 года, 9 октября в Белграде золотую награду фонда Алека Кавчича в номинации «Просветитель» получил классик культурно-исторической психологии наш друг профессор Иван Ивич. Наверное, это знаменательно: если бы современные психологи номинировались на «Нобеля», то первым нобелиатом стал бы именно он.
Статуэтка фонда считается самой престижной наградой за развитие науки и образования в Сербии. И неудивительно, что ее удостоен ученый, который в этом году отметил 90-летие, но является не просто патриархом - действующим садовником сербской психологии. Коллеги, ученики, друзья с любовью называют «профессором Ивой», а ива в Сербии (и не только) – символ весны. К слову, своим садом он сам занимается и загородом.
Мы счастливы тем, что продолжаем работать с Иваном Ивичем, что он является постоянным автором нашего журнала «Культурно-историческая психология», что вместе подготовили к изданию на русском языке его замечательную книгу «Человек как Animal Sumbolicum’, ставшую первой монографией сербского психолога, которая можно прочитать по-русски.
я счастлив еще и тем, что удостоился от него обращения «Сынок», потому что давно воспринимаю его как Папу. Уверен (да, собственно, и наблюдал): не один я, в числе тех, с кем он работает, кого оно выучил.
Поздравляю и радуюсь!
С сыновними чувствами –
Володя
Метки: сообщения-обращения, добровести, немножко психологии, граждане моего сердца, Нобелиада, Цеховое братство
Творческое разрушение-источник стабильного экономического роста
За последние 200 лет мир стал свидетелем экономического роста, который был беспрецедентным. Его основой является постоянный поток технологических инноваций; устойчивый экономический рост достигается, когда новые технологии заменяют старые в рамках процесса, известного как творческого разрушение. Лауреаты премии этого года по экономике, используя различные методы, объясняют, почему такое развитие стало возможным и что необходимо для дальнейшего роста.
От себя добавлю: это объяснение, во-первых, исторично, во-вторых весьма диалектично (одно предполагает другое).
Метки: сообщения-обращения, УНИИвера, Нобелиада, ЭКАномика, испытания историей, tovievich.ru
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу


