Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Образование не терпит суеты

false


С новым учебным! Хотя я ещё старый не выпроводил, так ему понравилось у меня в Ашукино. В общем, встречаю-провожаю на одной скатерке-дорожке.

Знаете, что самое несовместимое с образованием? Суета. Образование давно стало суетливым. Vanitas vanitatum et omnia vanitas - «Суета сует и всяческая суета». «Гиперактивная» утрата смысла большого дела. Волна СДВГ накрыла современное детство неслучайно. Хорошо бы еще поглубже и подетальнее разобраться, что скрывается под «шляпой» этого диагноза, прежде чем его ставить. Но одно точно: нарушение или недоразвитие произвольности (в следствие какого-то другого нарушения) – психологической основы свободного действия налицо. Погрязание в хаосе импульсов («вызовов»).

Лет десять назад мой друг, профессор меда сетовал: за время подготовки УМК по новым требованиям можно было новый учебник по дисциплине написать, очень нужный студентам написать. И по объему этот УМК, если и не совпадал с учебником, то тяготел к нему. Студенты читают не УМК, а учебники. УМК читают проверяющие. У чиновников и преподавателей разные представления о том, что является основным видом деятельности в университете. А как еще чиновникам обозначиться в университетском процессе? Может оказаться, что не нужны в университете все эти «управления», которых не было во времена «советской бюрократии» (как же мы ее поносили!). А хорошие учебники появлялись. По некоторым до сих пор учатся.

Ректор одного из европейских университетов как-то показал мне бумагу, что-то вроде стандартов по всем гуманитарным дисциплинам. Всего 8 страниц А4. 14 кегель. Коротенькие абзацы – профессуре обременительно читать больше, ей нужно незабываемые лекции читать, интересные семинары придумывать и проводить, хорошие учебники писать. Студенты ждут. Плодов «основной деятельности». О существовании «кухни», в пары которой у нас уходит все образование, они даже не подозревают. И правильно делают.

Это прямо какая-то «сказка про белого бычка». За последнюю четверть века каждый министр образования (просвещения), вступая в должность, обещал разгрузить педагогов от бюрократических вериг. Да и детей тоже – они еще как на себе таскают эти вериги взрослых. Время от времени министр повторял свои обещания. Что-то убавлялось, но тут же что-то прибавлялось, вплоть до бесполезных занятий и даже целых учебных предметов. Потому что избавляться пришлось бы не от нагрузок, а от тех, кто их, т.е. суету, создает и контролирует их выполнение. За создание суеты в российском образовании целая армия людей на бюджете отвечает. Куда же их девать? На барахолку матрешками торговать? Вполне возможно. Хотя их места займут другие. Проблема ведь не в избавлении-убавлении. А в системном изменении управления образованием, без которого и в самом образовании ничего не поменяется. И всей образовательной политики, которая, как и всякая политика, есть сгусток политического мышления, политической воли и политической ответственности. А не реакция на «вызовы» и приказы.

Так везде. Дурную, а не продуктивную, «развивающую»неопределенность, суету, способную перерасти в смуту, создают те, кто должен отвечать за внесение определенности - политики, чиновники и т.п. Этим они оправдывают свое существование, а концентрированные выбросы дурной неопределенности объявляют либо «вызовами», либо следствиями чьих-то происков. Как ни парадоксально, любые диктаты не выносят порядка. Они плодятся в хаосе с обещаниями придать ему порядок. Временный порядок для себя, а не для дела с иллюзией тотальной управляемости, заложниками которой сами и становятся. Упорядоченная суета остается суетой, только загнанная в административный регламент. И при случае, не предусмотренным регламентом, по нему же, в первую очередь, и ударит.

Порядок чудесным образом не возникает из хаоса. Порядок создает из хаоса свобода – об этом вся философия и специальные науки о человеке. Об этом история и жизнь людей. Об этом искусство. Камень – застывший кусок энтропии, результат «игры» сил природы, «правила» которой определяет природный закон, на какое-то время, пусть даже на миллионы лет (для вечности – «смехотворный срок», как сказал бы Воланд) укротивший энтропию в камне. Но вот глаза Микеланджело видят в нем ангела, руки «отсекают лишнее», чтобы, как говорит Титан в одном из своих стихов, «освободить его». И его свободой, дарованной Титаном, будет наслаждаться человечество, покуда существует. И перестанет существовать, когда перестанет наслаждаться. А вечность переживет камень. Суть творчества – «наведение порядка», человеческого порядка. Но и образования тоже наведение человеческого порядка в самом себе, а в итоге – и в человечестве. Формулу Карла Роджерса «Дисциплина – это от креативности» надо вешать над входом в каждую школу. Как и – «Суетиться запрещено» (какой же педагог поспорит?).

От энтропии возможностей человека спасти может только личная независимость от импульсов всеобщей суеты при непререкаемом следовании нравственному закону в условиях любого беззакония. Передается это, в первую очередь, не из книг, а от папы с мамой. Мих. Жванецкий говорил отцу: «Все же воруют!». А отец, военврач Отечественной, отвечал: «Да, все воруют, а ты не будешь!». Это называется воспитанием, в строгом смысле слова. Только воспитание порой и охраняет от суеты.

Так учит (воспитывает – попробуйте разделить!) хорошая семья, а суетиться заставляет плохая школа, пытаясь втянуть в порочный суетный круг не только ребенка, но и его семью. А семья, если у нее нет иммунитета от суеты, привносит ответную суету в школьную (почитайте родительские чаты), лишь усиливая хаос. Игрушкой в руках взрослой суеты становится ребенок. Как правило, не готов к школе не он, а семья, равно как и школа к нему (тут прав Александр Асмолов). А его - вместе с семьей - заставляют готовиться к ЕГЭ, к примеру. Форму такой подготовки приняло все образование, ставшее «ЕГЭбразованием» задолго до сдачи экзамена. Пусть привыкают? Так удобнее? Образование это не коммунальное хозяйство «со всеми удобствами» для чиновников и прочих взрослых. А тем, у кого «коммунальный» стиль мышления, нечего делать в образовании.

На прокатном стане или шпалоукладчике суетиться как-то не комильфо, а тут - пожалуйста. Учение, если оно совпадает с мышлением, неторопливо - это меня Давыдов учил. И спорил с Занковым, который тоже ставил задачу развития мышления в школе, но настаивал на ускорении темпов усвоения материала. Еще Экзюпери в своем педагогическом «Евангелии» - романе «Цитадель» писал: Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».

Копайте глубоко, спокойно и вдохновенно – «там золото». Копайте, дождетесь озарения, и будет вам прорыв. Я даже не о темпах работы, а об их бессмысленности. В образовании «нагрузки» и на тех, кто учит, и на тех, кто учится. Бредовое словечко: тягловые лошади, что ли? Но все привыкли, и это ещё хуже.

В образовании надо не грузиться, а летать! Если уж измерять, то «часами налета». Хотя летающие часов не наблюдают. Из хорошей школы дети не стремятся бежать со звонком последнего урока. И хорошие, «не суетливые», управленцы в этом помогут. Не только педагоги, но и они способны помочь школе стать такой, чтобы дети, как говорил Даниил Борисович Эльконин, рвались туда, а не оттуда.

Но лучшие управленцы - мы сами. Потому что «центр управления» в нас. И называется он «смысл». Смысл всего того, что мотивирует нас к учению, к творчеству, к жизни.

Счастливого управления полетами в новом учебном году, дорогие учащие и учащиеся - все участники полетов мысли и души в образовании!

Ашукино,
1-2 сентября 2025

Метки: праздни, Педагог-и-Я, Из-Мышления, Человеческое в человеке, У дачи и внутри

Первосентябрьское от Ходжи Насреддина

false

«Не согласись со мной хоть в чем-нибудь, чтоб нас было двое» – сказал Сенека. Фигурки Ходжи Насреддина из коллекции Тахира Базарова

1.09.2025

Ходжа Насреддин в притчах о нем предстает как великий мыслитель и образователь Востока (и не только). Эти притчи – золотые страницы истории всемирной педагогики, которыми остается лишь дополнить ее большую книгу. В ней он, несомненно, займет место, если не рядом, то неподалеку от Сократа. Хотелось бы избежать тривиально-пафосных сравнений, вроде «Насреддин – Сократ Востока», но это близко к истине. Роднит их и то, что о Сократе мы знаем от Платона, о Насреддине – из притч. И то, что оба они предпочитали для мышления затворничеству публичное пространство (агору, улицу, базар…). Каждый создал свой вариант педагогики мудрости. Сократова майевтика – не просто прикладное «повивальное искусство» задавать вопросы, по ступенькам которых, не впрямую, мысль движется к истине, которой Сократ уже владеет. Это сама мысль, само философствование с «непредрешеннным исходам» мышления. Готовность к этой непредрешеннности в мысли и жизни, понимание ее необходимости, и есть мудрость. Для мудрого истины еще нет, есть, как бы сказал Гегель, только «истина-процесс». Мудрый – в процессе. Придя к нему с вопросом или за советом, его как бы «оторвали» от мышления. А он – как бы только этого и ждал, что «оторвут». В этом и смысл педагогики мудрости, которая не передается, а творится на глазах людей. Педагогика мудрости Сократа и Ходжи не просто иронична, как и сама мудрость. Ирония для обоих – форма мышления. Остроумие – свойство ума, коль скоро он острый в своей «проникающей способности».

Принято считать, что к мудрости и мудрецам приходят с годами, с опытом. А Сократ и Ходжа выращивают ею самые первые побеги мышления. Собеседники Сократа – юноши, Насреддина – даже дети, но обязательно с родителями. Как в притче о том, как Ходжа Насреддин открывал учебный год, которую мы и представляем читателям, от души поздравляя их с 1 сентября – праздником открытий мысли и мудрости. И «пусть улыбка без сомненья вдруг коснется ваших глаз» и не покинет вас весь учебный год. Улыбка мудрости.


Тахир Базаров,
доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова,
Владимир Кудрявцев,
доктор психологических наук, профессор МИП и МГППУ

* * *

В первый день нового учебного года жители селения привели своих детей к мудрецу Ходже Насреддину и сказали:

– О, великий Ходжа! Вот наши дети. Они идут в школу за знаниями. Дай им своё благословение и скажи, каким должен быть путь ученика, чтобы учёба шла им на пользу?

Насреддин посмотрел на детей – откормленных, румяных, в новой одежде, с табличками для письма в руках. Он грустно вздохнул, потом подошёл к своему ишаку, который мирно жевал солому, и начал… закидывать на него детские сумки с книгами и сладостями.

Ишак насторожился и недовольно замотал головой.

– Что ты делаешь, о Ходжа? – удивились родители. – Мы просили благословения, а ты грузишь нашего осла!

– Я и благословляю, – ответил Насреддин, усаживаясь на землю. – Но сначала ответьте: зачем вы отдаёте детей в школу?

– Чтобы они стали умными, образованными и знающими! – хором ответили родители.

– Прекрасно! – воскликнул Ходжа. – А теперь посмотрите на моего ишака. Я нагрузил его вашими книгами, вашими табличками, вашими сладостями. Скажите, стал ли он от этого образованнее?

Все замерли в замешательстве.

– Конечно же, нет, о Ходжа! – нашелся кто-то из толпы. – Он же всего лишь осел! Он не может читать и учиться!

– Вот именно! – поднялся Насреддин и снял всю поклажу с спины животного. – Знание – это не груз, который можно взвалить на спину и носить с собой. Знание – это топливо, которое должно гореть внутри. Ваша задача – не нагрузить детей книгами, как этого бедного ишака, а разжечь в них огонь жажды знаний. Чтобы они сами хотели читать, сами рвались к табличкам, сами искали ответы на свои вопросы. А иначе вы получите лишь учёных ослов, которые таскают на своей спине груз чужих мыслей и чужих книг, но так и не становятся мудрее.

Он раздал детям их вещи и сказал уже им:

– Идите в школу. Но идите не как ослы, нагруженные чужими знаниями, а как путники, которые ищут свой собственный источник мудрости. Задавайте вопросы, спорите с учителем, ошибайтесь и ищите снова. Пусть ваш ум будет легким и голодным, как у того, кто отправляется в долгое и увлекательное путешествие, а не тяжелым, как у моего бедного ишака, который тащит на себе чужой груз.

false

Памятник Ходже Насреддину и ишаку, которого он обучает богословию, в Самарканде.
Фото: Дзен.ру


Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"

Републикация в "Психологической газете"

Метки: праздни, Педагог-и-Я, Из-Мышления, ВеЛичности, медиа, колонка в Вестях образования, Блготворцы и блоготвоерния

Magic must go on!

false


Василий Васильевич Давыдов снова подарил нам солнце в свой День. На сей раз щедрое юбилейное. А умел вытащить его сквозь любую беспросветную хмарь и хлябь накануне осени. Даже когда ушел, волшебство продолжалось, продолжается и будет продолжаться! Вот и лето не кончается. Просто уходит в отпуск. Мы же имеем право на летний отдых. Почему бы лету немножко не отдохнуть от нас, передав труды и заботы о наших душах осени и зиме? А там глядишь, и весна. А пока лету - незабываемого отдыха на юге, в Южном полушарии!

Magic must go on!


false

Метки: открытия сезона, У дачи и внутри, эеспрессии-импрессии, ПреКрасные даты, В.В.Давыдов, граждане моего сердца

Чем и кем я живу. К 95-летию В.В.Давыдова

false

В.В.Давыдов. Фото: PsyJourlnals.ru


95 лет назад родился психолог, педагог, мыслитель, образователь, просветитель Василий Васильевич Давыдов, мой учитель.

Его друг Владимир Петрович Зинченко (оба августовские, но с разницей в год) сказал о нем: родился 31 августа, а кажется, что уже 1 сентября пошел в школу. Точнее не скажешь. Дело не только в том, что Давыдов был гениальным учеником, из которого вскоре вырос гениальный учёный и гениальный учитель. Просто он, придя в школу, поделил ее историю, простите за банальность, на «до» и «после». И историю психологии образования заодно, для меня – и всю психологию. После Давыдова можно работать и не по Давыдову, но нельзя как "до".
false

Это фото сделано на даче в Ашукино в юбилейный день на том самом месте, где жарким, душным и дымным летом 72-го В.В.Давыдов с моим отцом Т.В.Кудрявцевым 2 дня писали передовицу для "Вопросов психологии" (я об этом эпизоде подробно рассказывал). Словом, место «намоленное», точнее, насиженное самыми дорогими авторами. Кстати, позднее через стенку у соседей дачу снимала приемная дочь Василия Васильевича Люся с мужем Андрюшей и детьми Танечкой и еще одним Андрюшей. И к детям, и к внукам он относился, как к своим. В Танюше просто души не чаял. Потом мы выкупили эту часть у соседей. Так что мой родной ашукинский дом – самый настоящий «давыдовский». Здесь же хранятся некоторые архивные материалы – каюсь, все не досуг разобрать. С московской бы частью разобраться.

Многое здесь изменилось, но оба главных моих учителя - «образователи души» (как сказыл бы Николай Чернышевский) - со мной, нераздельные.

Я не вспоминаю, я думаю о них, стараясь мыслить о том, о чем думали они.

И люблю. Тем и живу.

Метки: ПреКрасные даты, граждане моего сердца, В.В.Давыдов, У дачи и внутри

Вторичное без первичного

false

Рис. Алексея Меринова


Заглянул не только в СПК - список патриотических книг для школьников, но и в некоторые источники. СПК - это слабоумие, пустословие, косноязычие.

И дело не в патриотизме, а в литературе, точнее, в ее отсутствии. В подмене литературы, литературного (и вообще социально-гуманитарного образования) пропагандой пошиба боевого листка.

Пища и продукты ее переработки организмом имеют в своем составе много общего, но всё-таки мы, хочется верить, предпочитаем пищу. А здесь с литературой ничего общего нет. Вторичное без первчиного, в терминах Войновича. Как бы сказал литературовед проф. Евгений Жаринов, вместо плодов нормального литературного процесса - "литература премий" за какие-то достижения, далёкие от литературы и порой сомнительные. Необязательно патриотического свойства. Это происходит во всем мире. Даже литературного Нобеля дают не за художественные достоинства, а за "борьбу с апартеидом" (условно). В литературу двинула армия проходимцев, которой не было в СССР. Вот и представляют такого: "блогер, писатель".

Скажем, Мединский - то он выпускник МГИМО, то он министр культуры, то он доктор исторических наук (несмотря на несколько черных шаров на защите - ведь не диссертацию, отчизну защищал), то он автор учебников, то он командующий писателями и сам писатель. Или Прилепин, который то милиционер, то телеведущий, то общественный гиперактивист, то боец, то в театре по литчасти игрец... тоже писатель, хотя все его писания на уровне стенгазеты районного отдела милиции. Но даже либерально настроенные интеллигенты недоумевают: что произошло с Прилепиным? Т.е. берут в расчет не литературные критерии, а околополитические: пока он начальства не воспевал, был писателем, а стал воспевать - уже и не писатель. И не замечают очевидного: и тогда, и тогда литературная ценность Прилепина была ниже нуля.

Все не сидится им: писательский зуд или просто шило вместо пера. Шилом заодно и пишут, чтобы без мыла в списки.

Как-то в одном американском университете на должность завкафедрой славистики предложили кандидатуру Владимира Набокова на том основании, что он большой писатель. На что известный лингвист Роман Якобсон, как и Набоков, родом из России, съязвил: "Слон тоже большое животное, но его же не назначают руководить кафедрой зоологии". Это про Набокова! А чиновники назначают писателями суповой набор безвестных скреполюбивых графоманов для скармливания школьникам. Дабы дети вкушали плоды нарциссирующей ущербности взрослых (?).

И немного о "патриотизме". В России всегда весило слово (часто не доходя до дела). Поэтому есть великая русская литература, одна из лучших среди мировых литератур, великий русский язык с его уникальной поэтикой, семантикой, образностью, художественной выразительностью. А потому в начале всех русских "патриотизмов" - филологический, лингвистический. СПК - плевок в него. Ну, не могут соседствовать в одном поле Иван Тургенев с каким-нибудь Иваном Писюлькиным, где-то громко вякнувшим "за державу". А если Иван Писюлькин - рупор и зеркало эпохи, тем хуже, для эпохи.Тут надо как-то определяться.

А попытка кормить детей "вторичным без первичного" окончательно отобьёт у них желание заглянуть в гениальные русские художественные книги, обернутые пипифаксом СПК.

Метки: уровень бреда, ЗСР (Зал Славы Российской), ПолитЭССЫ, Педагог-и-Я, проза ветров

Зенон тебе, Рюшелье, в помощь!

false


29 лет назад в нашем доме появилась Рюша. С тех пор 29 августа мы отмечаем День рождения Рюшелье, как правило, на даче в Ашукино. Сегодня - скромными дачными яблочками. Родных витаминов тебе, чтобы были силы для обгона многих быстроногих Ахиллов.

Кстати, догнать Рюшу, если она бегает по даче, перепрыгивая через порожки, не так просто. Вот она здесь, а чуть зазеваешься, в соседней комнате. Однажды она - буквально - спрыгнула по ступенькам с крылечка в сад. Анекдот об эстонском фотографе и мельтечаших черепахах - про нее.

А ещё она не терпит ограничений, страшно любопытна, даже  не ради поиска жизненных благ, которые ей исправно предоставляются по первому выползу.  Если есть прерада - поползет именно туда. Если нет - найдет. Прямые пути ей  неинтересны.  Загоняй и  дальше своих Ахиллов, как сивок. Зенон тебе, Рюшелье, в помощь!

Метки: новые люди, граждане моего сердца, У дачи и внутри, братья анималые

Я сделаю это играючи...

false


31 год назад ушла моя мама Татьяна Николаевна Янишевская. Ей было 64, как мне сейчас, только ей «всего», а мне «уже».

Она была человеком, который каждым днём своей жизни делал мир чуть лучше, чтобы ни творились вокруг. Будь то мир школы, которой она, выпускница филфака МГУ, несмотря на рекомендацию в аспирантуру, посвятила себя, будь то мир друзей, будь то мир семьи.

Это не было самопожертвованием, жертвенность - это вообще какое-то дикое языческое чувство, когда отдаешь себя или кого-то на сжирание монстрам, боготворя их. Мама, по зову сердца дарила, а не жертвовала. И обожествляла тех, кого любила.

Что ж, «Бог есть Любовь. Там, где нет Ее, нет Его». Поэтому мы не нуждаемся в каком-то особом боге любви. А в мамах нуждаемся. Веселая мама любила «Трамвай «Желание»» Уильяма Теккерея – грустную пьесу с острой психологической линией, главной героиней которой, к слову, является бывшая учительница. Однажды Теккерей сказал: «Мама - это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей».

Только этот Бог сам верит в вас, больше, чем вы в себя. И в маленьких, и в больших. Мама уходит – от нее остается эта вера, а мы с ней. Наши Боги не умирают, если мы не разувериваемся в себя. Во след их веры в нас.

Мама часто повторяла в мой адрес: «Ты сделаешь это ИГРАЮЧИ».

Мне грустно, но иду делать, мама! И, может, мир станет чуть лучше, что бы там ни было. И вспомнит вместе со мной тебя.

Метки: боль и свет памяти, граждане моего сердца, Человеческое в человеке

When we're sixty four, или Кайфуют все!

false


Вот дружба, которой 64 года, ровно столько, сколько и друзьям, которые подружились в колясках. В Ашукино нас разделяет только забор. Я, правда, на целых три месяца старше Женьки - Евгения Викторовича Сизова, Мастера от Лу Баня и Гефеста, вместе взятых, величайшего строителя, человека которого не нужно дважды звать на помощь. Влюбленности и любови приходят и уходят, дружбы детства остаются. Вот и думайте, что важнее. Шучу - это провокация, не думайте. Просто дружите и любите.

false


А рядышком кайфует собачка дяди Жени по имени Майя, пока друзья детства обнимаются, вспоминают и рассказывают мальчиковые, почти что детские анекдоты. Рядом вихрем носится его же спаниель Гоша. Он хоть и мальчик, но, надеюсь, ничего не слышит, потому что ему не до нас - он тоже кайфует... Кайфуют все!

Метки: У дачи и внутри, граждане моего сердца, братья анималые

Благородство мысли

false


Выдающемуся мыслителю 21 века Владиславу Александровичу Лекторскому, любимому Учителю и Другу, неизменной жизненной опоре, сегодня 93! Поговорил с ним сегодня - душа стала чище и радостней, дух потверже и построже.

Эвальд Васильевич Ильенков, ближайший друг В.А., с подачи Гегеля, любил повторять: "Философия - это мышление, возведенное в ранг профессии". Мышление - никакого другого ранга, никакой другой профессии у философа нет. Как говорил Мих. Лифшиц (по поводу Ильенкова), "в философии весит только мысль". Владислав Александрович - это ещё и великое благородство Мысли, а не просто космическая высота, помноженная на океанскую глубину.


false

Владислав Лекторский и Владимир Кудрявцев. МГППУ, 2018 г.


Восхищаюсь, воодушевляюсь, учусь мыслить, бесконечно люблю!

Метки: ПреКрасные даты, Из-Мышления, граждане моего сердца

Иноагент тела, или В умственной отставке

false

На Сафари по старой Москве (Армянский переулок)


Мозг - это самый большой член головы.

*****

Мозг объявлен иноагентом тела. Предложение поступило от анонимов снизу: слишком высоко забрался, страшно далек от народа, много жрет. Отвлекает от главных дел: руки - от того, чтобы ковыряться и чесаться, рот - от того, чтобы принимать пищу, плеваться, матюгаться и вслух любить начальство. Смущает глаза и уши, которые под его влиянием начинают видеть не то и слышать не так.

*****

Четверти мозга, пересаженного от креветки, хватило на бурную общественную и политическую жизнь. Хватило остатков и креветке.

*****

Искусственный интеллект. Он же единственный. У значительной части населения.

*****

Некоторых граждан лучше рассматривать в отдельности от мозгов. С другими проще - они и живут так.

*****

Вышел в умственную отставку, но не стал бывшим!

Метки: ИМХОризмы, экспрессии-импрессии

Родительские полуслова

false

Джо Боулер. «Отец и дочка»


Важно не просто любить родителей, но и видеть в них САМЫХ БЛИЗКИХ ДРУЗЕЙ, от которых нет секретов. Потому что нечего скрывать. В этой дружбе ты приучаешься естественно жить так. Важно не стесняться этой дружбы, когда подрастаешь. Иначе, на всю жизнь застрянешь со своими "подростковыми тайнами".

false


На фото - Хоста, 1968, с папой. Сочи был "нашим городом" со своими секретными кодами (все-таки были!), в значения которых не была посвящена даже мама. А уж с мамой мы были друзья не разлей вода! Она знала обо мне все, чего не знал я сам. До 27 лет я даже отдыхал с ней вместе, притом что у меня давно уже была "своя" жизнь. Хотя какая - "своя"? Это были счастливые дни понимания всего и вся с полуслова.

...А с папой мы еще и соавторы - через 16 напишем первую совместную статью (о мышлении и его развитии), которую в Финляндии издаст мой будущий друг Пентти Хаккарайнен.

Никого из этих моих друзей уже нет. Но я все еще разговариваю на языке полуслов с теми, кого люблю.

Родительские слова – это полуслова.

Владимир Кудрявцев

ТК «О человеческом в человеке»

Для того, чтобы сделать чудо, надо взять себя в руки. О человеке возможном - в культуре, науке, образовании, жизни – добро пожаловать в телеграм-канал нашего сайта.

Метки: Человеческое в человеке, детворения, граждане моего сердца, Виртуазности, tovievich.ru, Блоготворцы и блоготворения

Слово о Татьяне Гризик

false


28 июля совсем молодой покинула нас Татьяна Ивановна Гризик. Она около четверти века стояла лет во главе главного журнала о дошкольном образовании – «Дошкольное воспитание», старейшего педагогического издания, которое в 2028 году отметит свое 100-летие.

Золотые страницы журнала – статьи классиков: психологов С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, А. А. Люблинской, З. М. Богуславской, Н.Н. Поддьякова, В.В. Давыдова, Ф.А. Сохина, Л.А. Венгера, педагогов Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И.Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, М.Ю. Кистяковской, Н.А. Ветлугиной, Р.С. Буре, С.А. Козловой, физиологов и медиков Е.А. Аркина, Ю.Ф. Змановского и многих других (далеко не полный список именитого авторского корпуса). Легендарные страницы легендарного журнала с тиражом около 100 тыс. экземпляров, который когда-то читали во всех детских садах страны, - им выделялись средства для подписки. Именно читали, обсуждали, а не копили в методкабинетах для сбора пыли. Удержать его уровень, несмотря на то, что пришли другие времена, другие авторы, а с ними и другие читатели, смогла Татьяна Ивановна Гризик, прекрасное лицо нашего поколения. Материнское лицо дошкольного образования.

Она работала до последнего дня, хотя болела, но верилось в то, что он не последний.

Отдавая себя журналу, Татьяна Гризик продолжала трудиться над тем, чему служила с самого начала, оставаясь исследователем детства и педагогом, образователем, неутомимой подвижницей дошкольных дел. Уникальные пособия по развитию детского познания и речи - только часть сделанного ею для детского сада. А журнал поэтому не просто освещал то лучшее, что творится науке и практике, а творил это лучшее, прежде всего, силами главного редактора.

С Татьяной Гризик мне посчастливилось осуществить немало планов. Она пригласила войти меня в состав редколлегии журнала, способствовала тому, чтобы я стал его постоянным автором. Пик нашего сотрудничества пришелся на нулевые – начало десятых годов. Именно в это время с ее поддержкой я подготовил для журнала несколько «сериалов» - о развивающем дошкольном образовании, становлении творческого потенциала детей и их оздоровлении на основе принципа развития. В шутку мы называли их «Санта-Барбарами». Когда я начинал писать, не знал, чем продолжится, тем более, чем завершится. Таня успокаивала: ничего сделаем на пару номеров паузу. А выигранное время уходило на вызревание новых идей. Так я никогда не работал, хотя считаю этот (не нами изобретенный) метод в ряде случаев оптимальным, и не только для периодики. Ты должен встать вровень с читателем, который не ведает, что впереди. А рядышком должен быть интеллигентный, спокойный, всепонимающий, терпеливый, отзывчивый, «ищущий», «экспериментирующий» и при этом сверхорганизованный редактор. Парадоксальная формула Карла Роджерса «Дисциплина – это от креативности» - о Татьяне Гризик.


false


Татьяна Ивановна предложила превратить ответы в гостевой книге моего сайта в маленькие статьи для журнала: мы сделали несколько выпусков. С ней мы также инициировали ряд свободны дискуссий по острым проблемам «дошколки» – «предшкольное» образование, ФГТ, ФГОС.

Не всем замыслам довелось сбыться, но что сбылось, то сбылось, и, уверен, не зря. (Была задумана еще одна «Санта-Барбара», но - увы). А главное, все это стало поводом для диалога с Татьяной Гризик, которая для меня была не только коллегой и другом, но и соратницей. А сколько таких важных дел, ради одного, дошкольного, у нее было с другими – не счесть! И дошкольное дело, прежде всего, педагоги и дети, выигрывали, поскольку были защищены авторитетом журнала и его главного редактора.

Всегда больно, когда сиротеет детство. Вот и наш большой детский сад осиротел, потеряв Татьяну Ивановну Гризик, а друзья - талантливейшую, потрясающе красивую женщину, такую нужную взрослым, детям и самому достойному в мире делу, которое связывает тех и других вместе.

Владимир Кудрявцев,
доктор психологических наук,
профессор Московского института психоанализа
и Московского государственного психолого-педагогического университета,
заместитель главного редактора журнала «Культурно-историческая психология»,
член редколлегии журнала «Дошкольное воспитание»

Метки: уходящая натура, Цеховое братство, граждане моего сердца

Как помочь ребенку стать самостоятельным

false


Самостоятельность в общих чертах – это способность обходиться без помощи другого человека. Но, чтобы стать самостоятельным, ребенку нужно помочь. И это – особая помощь. Она опирается на готовность ребенка к самостоятельному действию, которая возникает не сразу, когда взял да «отпустил поводок», а постоянно воспитывается и самовоспитывается в семье. Без всяких «поводков». Самовоспитывается - и детьми, и взрослыми.

Первоклассник-москвич Саша, сын наших друзей, по выходным дням обычно гостил у бабушки и дедушки, которые жили на другом конце мегаполиса. Разумеется, в гости он всегда ездил в сопровождении мамы или папы, без которых не покидал пределов двора и которые всегда провожали его в школу. И вот, в один прекрасный день мальчик встал пораньше, умылся, почистил зубы, аккуратно собрал свои вещи и заявил родителям, что поедет к бабушке и дедушки сам. Родители онемели, но инициативы сына сдерживать не стали. Надо ли говорить, сколько они перетерпели, пока Саша добирался до дома бабушки и дедушки. К счастью, приехав, он первым делом позвонил родителям и сообщил, что с ним все в порядке. Таким образом, пересекая московское пространство, ребенок в буквальном смысле совершил маленький «героический» переход в собственную взрослость и отнесся к этому по-взрослому ответственно.

Но тут еще и разделение двух пространств - своего и взрослого, родительского. И их объединение заново в форму собственного взрослого путешествия.

Саша – давно уже взрослый и сам прекрасный папа.

Об этом - в статье Гули Тахировны Базаровой, продолжательницы замечательной психологической династии. Она знает, о чем пишет, не только как психолог. И я видел, как работает Гули, чтобы знать об этом лучше многих других психологов.

А еще у Гули сегодня День Рождения. И не просто День Рождения – «июбилей». Что может быть лучше июля жизни. Только сама «июбилярша».

Дорогая Гули, прекрасной и долгой череды июлей в жизни и творчестве, которыми хочется поделиться со всеми, кто значим и дорог!

Владимир Кудрявцев

false

Психологическая династия Базаровых


Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос самостоятельным, ответственным, успешным и...

Как помочь в этом своему чаду?

Хочется начать с одной истории, которая произошла когда мобильной связи еще не было.

Сынишка подошел к отцу и сказал «Пап, я уже взрослый и буду ездить в секцию по плаванию сам, на трамвае».

На следующий день, когда сын выходил из дома, отец дал ему сложенный вчетверо листок и сказал «Разверни, если почувствуешь тревогу или опасность во время своей первой самостоятельной поездки».

Сын сел в трамвай и отправился в бассейн. В дороге ему стало очень тревожно, как бы не пропустить остановку, а тот ли номер трамвая. Он нащупал в кармане листок и дрожащими руками развернул. На листке было написано «Все в порядке сынок, я в соседнем вагоне. Папа»

Конечно, это был мудрый папа, который не стал отговаривать сына от поездки, критиковать его идею.

Он позволил мальчику взять ответственность на себя за самостоятельный поступок. Вместе с тем немного его подстраховал. Мудрость, «она такая».

Наступает момент, когда дети хотят отделиться от родителей, но в то же время все еще отчаянно в них нуждаются.

В этот период взрослому важно проявить терпение и позволить ребенку прочертить границу между «своим» миром и миром «взрослого». (Ещё раз хочу обратить внимание, тут разговор не про «дети-родители», а про «взрослый-ребенок»).

И, конечно, не нарушать ее, если ребенок не дал на то своего согласия. Так формируется автономия и появляется самостоятельность.

Один из моих Учителей Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» пишет:

«… Взрослому не следует вмешиваться, если ребёнок занят делом и не просит помощи. Таким невмешательством родитель сообщает: ты справишься, у тебя хватит сил».

Самостоятельный и автономный ребенок во взрослом возрасте будет выстраивать эффективные и комфортные отношения с друзьями, в семье, на работе.

Чтобы научить этому ребёнка, нужно сначала разобраться со своими границами.

Для этого предлагаем вам пройти опрос (это займёт 15 минут) и узнать больше о ваших личных границах и самоотношении. После прохождения Вас ждёт ссылка на дополнительные полезные материалы, литературу и психотехники.

Гули Базарова,
кандидат психологических наук,
директор Московской школы практической психологии Тахира Базарова
Московского института психоанализа

ТК Московской школы практической психологии Тахира Базарова

Метки: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца, детворения, немножко психологии, Московский институт психоанализа, Блоготворцы и блоготворения, Виртуазности

Высшая проба жизни (к Дню рождения отца)

false


22 июля исполнилось 97 лет со дня рождения психолога Товия Васильевича Кудрявцева (1928-1987), моего отца.

Любовь – это когда жизнь другого человека становится твоей судьбой, и ты не желаешь другой. Родители – та судьба, которую мы не выбираем.

Но вот дело отца как судьбу можно выбирать. Я выбрал, хотя этого не было в моих планах еще в начале 10 класса. Точнее, выбрал вначале место обучения. Через пару лет осознал, что это профессиональный выбор, когда уже начал проводить исследования и публиковаться.

Только в зрелые годы понял – это судьба.

А ведь папа всего лишь сказал: «А ты попробуй…».

До сих пор стремлюсь «распробовать» - себя. В профессии, в судьбе, в жизни. Собой часто бываю недоволен, а за остальное не устаю благодарить отца. Все это "высшей пробы".

Метки: ПреКрасные даты, граждане моего сердца

Прописать, озвучить, поймать струю

Изучаем язык отв. и уполномоч. аборигенов широкой страны многих лесов, полей и рек.

«Это надо ПРОПИСАТЬ». Но ПРОПИСАТЬ мало, важно еще и ОЗВУЧИТЬ. ОЗВУЧИТЬ – значит, ПРОПИСАТЬ звучно, звонко. И тогда всяк поймавший струю скажет: «Я вас УСЛЫШАЛ».   
   

Метки: уровень бреда, Лингвоеденье

Июльское утро всех переживет и позовет жить других

false


И снова оно, такое же свежее и пронзительное, как полвека назад. Но первые июльские два дня в Москве 2025 года как-то не вселяли веры в то, что оно наступит. Казалось, за окном воцарился какой-то «июбрь». Зато можно было поставить песню группы Uriah Heep ‘July Mornig’ с их третьего альбома ‘Look at Yorself’ (1971) и послушать его таким, каким оно должно быть. Я поставил и через день оно наступило.

Читайте все, слушайте и смотрите в рубрике Владимира Кудрявцева "МузОбраз", в электронной газете "Вести образования"

Еще больше музыки и рассказов о ней в телеграм-канале "МузОбраз Владимира Кудрявцева"

Метки: Муз-ON, Музобраз, медиа, песни типа Yesterday

Детей рожают не для государства

false

Джессика Земски. «Сестры»


Детей рожают не для государства. Не для общества. И даже не для родителей. Для счастья. А от счастливого ребенка счастья перепадает и всем остальным. Если, конечно, будут хорошо себя вести.

Метки: ИМХОризмы, детворения

Трамваи не должны отвлекать от управления Вселенной

false

Рис. Алексея Меринова


Сейчас во всем мире все, кому не лень, управляют Вселенной прямо из палат - не из больничных, а из царских, парламентских и пр. Куда, если повезет, протолкнут без мыла на социальной лебедке из подвалов.

Санитаров можно не бояться, их сократили - долго боролись с карательной психиатрией. Во имя демократии. А санитары переквалифицировались в охранников. Охраняют обычные склады. Раньше охраняли особые склады ума. От окружающих.

Т. наз. «новая нормальность» 21 века - старая наспех пролеченная ненормальность 20 века. Пресловутые «вызовы современности» это то, что отскакивает от внутренней стороны коллективной черепной коробки обратно - в то место, которое когда-то занимал «общечеловеческий мозг».

Идеократия слилась с «идиократией», политические идеи превратились в идефиксы. Параноики - в харизматичных лидеров, неукротимых, как прорванная коммунальная труба, шизофреники - в глубоких аналитиков, банальная истерия – в политику, обычная истерика – в ее великий пафос, гордость - в нарциссизм, начальственные мундиры - в памперсы.

Безумие помогает не отвлекаться от управления на всякую чепуху. А ум навязчиво и бесцеремонно лезет в детали.

Главный по уму у нас Иван Иваныч (ИИ), который носит мир в нейроавоське. Он все за нас решит, всех поработит или всех уничтожит. Что примерно одно и то же. Мы нужны ему для того, чтобы подавать ток. Правда, Иван Иваныч и без нас на рубильнике. Вот и пусть щелкает.

Чтобы управлять, заметил Воланд Берлиозу, надо иметь план, на смехотворно короткий срок, лет хотя бы на тыщу. Нынче планы серьезные: на все сто. И нет возможности обращать внимание на всякую ерунду, вроде трамвая. Трамваи иногда этим коварно пользовались.

Но теперь трамваи умные, почти как Иван Иваныч, который скоро полностью возьмет их под свой патронаж. И все – не будет им по рельсам, как по маслу. Иван Иваныч научит их объезжать масло. В крайнем случае – рельсы.

Главное, чтобы ничто не мешало управлять Вселенной. Даже трамваи. Иван Иваныч в помощь!

Метки: экспрессии-импрессии, Из-Мышления, Алексей Меринов, испытания историей, Виртуазности

Владимир Мялин. Липы отцвели уже в июле

false

Фото: dzen.ru


Липы отцвели уже в июле.
Мельница на облаке стоит...
Чтоб ветра осенние подули,
Держит путь Кихано инвалид.

Хороши доспехи у Алонсо –
Затекает в стремени нога...
И толстяк, вкусив вина и солнца,
Бьёт осла в упругие бока.

Липы, липы с порошковым мёдом
Со шмелиным зудом...
Не ханжой
Губернатор острова – с народом;
Господин – с потешной госпожой...

Много в жизни разных обстоятельств –
И случайность в них, и Божий перст...
Липы отцвели уже, приятель.
И ветряк – зерно и ветер ест.


2013

Страничка Владимира Мялина на портале Стихи.ру




false
false


На этих фото не совсем июль, а конец июня. И, конечно, совсем не липы, а лилии. Но автор фото и стихов один – поэт Владимир Мялин, с которым мы связаны 56-летней дружбой. Сфотографировал он лилии во время прогулки по Черкизовскому парку, где некогда гуляли мы…

Владимир Кудрявцев

Метки: открытия сезона, безумия поэтов, Владимир Мялин, граждане моего сердца, ВидиМОЕ

Июбрь, японский пруд

false

Фото: id.pinterest.com


Лягушкa в лепеху о лёд.
Июнь, японский пруд

***

Лягушки круги...
Подсчитать б!
Но валенки стареньки.
Все равно сыщу.
И прорубь.

***

Июнь - на рыбку плюнь,
Да примерзло...

***

Опять достал чернил -
И в прорубь пера!

***

Июбрь. Как много в этом слове!

UPD. 3.07. 2025. В нашем первопрестольно-нерезиновом Эдо днем было уже плюс 26. Утепление, и не в смысле – включили! Само. Рай летний. Налаживается японская жизнь!

Метки: стихопотуги, хайечку за испуг, открытия сезона, метеопост, Аян крепчал, проделки Вильфанда

Молодой кот Шредингера



С Днём молодежи, мальчики и девочки!

Метки: праздни, ВидиМОЕ

Cборник «Личность: от взаимоотношений к самоотношению»

false


К 70-летию психолога профессора Тахира Базарова в издательстве Московского института психоанализа вышел сборник статей «Личность: от взаимоотношений к самоотношению. Опыт Московской школы практической психологии МИП» под редакцией В.Т.Кудрявцева, редактор-составитель Г.Т.Базарова.

Подробнее

Метки: сообщения-обращения, червокнижие, ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца, Человеческое в человеке, немножко психологии, УНИИвера, МГУ, Московский институт психоанализа

Гете. Эпиррема

false

Георг Краус. Портрет Гете. (около 1775 г.)


Мирозданье постигая,
Все познай, не отбирая:
Что — внутри, во внешнем сыщешь;
Что — вовне, внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки.

Нам в правдивой лжи дано
Жить в веселье строгом:
Все живое — не одно,
Все живет во многом.

Иоганн Вольфганг фон Гете



Метки: ВеЛичности, безумие поэтов, Из-Мышления, ВидиМОЕ

Событие к событию: встреча с Ириной Владимировной Дубровиной

false

Ирина Владимировна Дубровина с Катериной Поливановой, Владимиром Кудрявцевым и Игорем Вачковым

Событийная – во всех отношениях – защита Анны Якшиной стала поводом для встречи с любимой Ириной Владимировной Дубровиной, юбилей которой мы отметили совсем недавно.

false


false

Ирина Владимировна с Катериной Поливановой, Владимиром Кудрявцевым и Гульшат Уразалиевой
false


Фото Игоря Вачкова и Гульшат Уразалиевой

Метки: Цеховое братство, граждане моего сердца, УНИИвера, МГППУ, преКрасные даты

Счастливый счет победы Анны Якшиной

false


13:0 – счастливый счет победы, победы на защите кандидатской диссертации Анны Николаевны Якшиной, которую она 19 июня 2025 одержала на заседании диссертационного совета МГППУ по специальности 5.3.7. Возрастная психология. Председатель Совета Виталий Владимирович Рубцов назвал защиту блестящей, и у меня нет никаких оснований оспаривать этой оценки. Могу лишь добавить слова благодарности в его адрес и в адрес всех членов Совета, оппонентов, рецензентов и многих других, кто вместе с Аней превратил эту защиту в событие.


false


Тема диссертации А.Н. Якшиной – «Разновозрастное взаимодействие как условие развития воображения у детей старшего дошкольного возраста». Подробнее об исследовании вы можете узнать из автореферата (скачать: avtoreferat_jakshinaan_04_04_2025-1.pdf [412,46 Kb])

Коротко: что показала и доказала Аня. В зоне ближайшего развития мы видим, прежде всего, мощную фигуру взрослого, с которым сотрудничает ребенок. Разумеется, взрослый демонстрирует и разделяет с ребенком не просто свой личный опыт ребенком – его опыт помножен на социально-исторический, культурный. Но далеко ли мы уходим от традиционного понимания развития, даже приговаривая магическое «ЗБР»? В сухом остатке получается банальное: то, что вчера ребенок делал вместе со взрослым, сегодня он умеет делать сам. Вся психологическая премудрость развития? Любому взрослому, имевшему дело с детьми, это известно. Не об этом Выготский. Не об этом Елена Кравцова. Не об этом Аня Якшина.

Сейчас речь даже не о том, что разделить совместное действие между взрослым и ребенком – это не просто «поделиться старым опытом» и заново «приобрести» его. Не о том, что переход совместной формы действия в индивидуальную куда более сложен, противоречив и интересен, чем просто его самостоятельное сворачивание на полюсе ребенка. Эти сюжеты также затронуты Анной (в работе много продуктивных «боковых» ростков), хотя, разумеется, проработаны до нее.

Э.В. Ильенков писал, что уму маленького человечка учат не только большие люди, но и другие маленькие человечки, и сверстники, и те, что постарше, и даже те, что помладше. Так вот в строительстве ЗБР с тронным местом взрослого в центре участвуют все они. А их участие принято выносить за скобки, хотя «короля» и его «наследника» делает маленькая «свита». Другие дети незримо присутствуют в этом процессе. А что если сделать это присутствие зримым, придать ему форму живого участия, сотворчества? – задалась вопросом Елена Евгеньевна Кравцова.

Достаточно ли просто наладить межвозрастную коммуникацию («контакт») детей, направляемую взрослыми? Будь так, в любом малокомплектном садике задачи детского развития решались бы «по умолчанию». Но этого не происходит.

Нужно сделать так, чтобы коммуникация приобрела форму общения, порождения чего-то общего для взрослых и детей. Как построить детско-взрослую общность, которая и является подлинным субъектом и конструктором ЗБР для каждого ребенка? На эти вопросы и отвечает Анна Якшина. Разновозрастное взаимодействие хорошо лишь тогда, когда оно становится условием, а иногда и источником развития воображения – способности детей гибко занимать «в воображении» разные позиции в продуктивном содействии друг с другом.

Это не обычная децентрация Пиаже, о чем справедливо говорили на обсуждении члены совета. Это «перецентрирование» (umzentrеrlung, по терминологии Макса Вертхаймера, который, правда, использовал это понятие применительно к гештальтпсихологическому анализу мышления) самой ситуации взаимодействия. Когда ты не просто смотришь на ситуацию с позиции другого ребенка, но и на себя самого с этой обобщенной на смысловом уровне позиции. Старшие учат младших – это прекрасно, но и хорошо известно. Но ведь и старшие при этом многому учатся. Конструирование ЗБР одного ребенка, его движение в ней уже при овладении простейшим умением - результат усилий всего воображающего разновозрастного детско-взрослого сообщества. Елена Евгеньевна назвала бы такую зону «зоной потенциального развития», вне которой трудно осмыслить ЗБР. Это главный вывод (и открытие) Анны Николаевны Якшиной, которая придумала еще и особые формы развивающей работы с детьми (и взрослыми).

Замысел учителя – Елены Кравцовой – реализован. В таких случаях Лена скромно говорила: «работа состоялась». Ее ярчайшая ученица унаследовала и эту фантастическую скромность своей выдающейся учительницы.

Сказать, что Анин путь к звездам был тернист – значит, не сказать ничего, хотя не в правилах нежной и стойкой Ани жаловаться. Я знаю Аню Якшину еще с тех пор, как читал ей, вместе с другими, различные курсы психологии в Институте им. Л.С. Выготского РГГУ. Ученица и учительница нашли друг друга еще тогда. Анна поступила в аспирантуру к Е.Е. Кравцовой и, казалось, что эта счастливая – редкая – встреча продлится на долгие годы. Но вначале в РГГУ закрыли диссертационный совет для перерегистрации. Затем у Елены Евгеньевны обострились отношения с руководством, которое, видимо, смутно представляло значение детища Елены Евгеньевны – Института психологии им. Л.С. Выготского, хотя оно было очевидно уже по «показателям эффективности».

Елена Кравцова покинула директорский пост. И сказала Ане, что лучше бы ей сменить научного руководителя, чтобы защититься… Точно такой же разговор у меня состоялся давным-давно с моим учителем Василием Васильевичем Давыдовом в период гонений на него. И где сейчас те гонители? Имен не помню, да и не заслуживают они памяти. Думаю, что и в случае Ани защита могла бы состояться в любом другом совете – имя и статус Елены Евгеньевны в научном психологическом сообществе оставались столь же весомыми, невзирая на ситуацию. Но уникальный институт, в том виде, в каком его задумала и создала Елена Кравцова, перестал существовать. А Аня Якшина продолжала свою работу.

Руководителя, все же, пришлось сменить. Но только потому, что в 2020 году Елены Евгеньевны не стало. Осиротела Аня, осиротели все мы, осиротела культурно-историческая психология. Но это не сломило Анну Якшину, ее исследование не только не прекратилось, но и приобрело новый масштаб, новый размах. Так или иначе, наши общие друзья, прежде всего, Игорь Богданович Шиян, обратились ко мне для содействия в завершении работы и защите. Так я стал научным руководителем Анны Якшиной. На мою просьбу организовать защиту в диссертационном совете МГППУ тут же откликнулся Виталий Владимирович Рубцов.

Анна Николаевна пришла практически с готовой работой, известным исследователем, имея публикации в ведущих научных изданиях, репутацию высокопрофессионального психолога-практика и востребованного эксперта в самых широких кругах. Ее имя явно «опережало» степень, как водится, де-факто – де-юре. И все равно больше года мы дорабатывали текст (спасибо Кафедре «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» и лично Ирине Владимировне Шаповаленко, ее заведующей), чтобы он стал таким, с каким Анна вышла на защиту. «Руководить» уже состоявшимся молодым ученым, с моей стороны, было бы странно. В качестве научного руководителя я лишь помог чуть усилить линию Э.В. Ильенкова в понимании природы воображения, которая сошлась с линией Л.С. Выготского. В остальном - вершину наметили Елена Евгеньевна с Анной Николаевной, которой пришлось продвинуться к ней самостоятельно, а я лишь выполнил роль «шерпа» на заключительных этапах пути к Аниной вершине. Мы с Аней очень хотели, чтобы на титуле диссертации и автореферата стояли две фамилии «научников» – моя и Елены Евгеньевны, но, к сожалению, этого сейчас нельзя делать по положению.

Не все сразу сложилось с выбором оппонентов. Не то чтобы откликнуться на диссертацию было некому. Но всё не совпадали специальности, сферы интересов, публикации. В итоге, судьба улыбнулась нам в лице двух блестящих ученых–психологов - Александра Александровича Мелик-Пашаева и Юрия Ивановича Родина. Они потрясающе глубоко проанализировали работу (более внимательного «оппонентского» прочтения диссертаций я давно не встречал!) и написали отзывы, которые я бы назвал «подарочными» для нас. Имею в виду не только высокие оценки, но и подсказки направлений, в которых нужно двигаться дальше.


false

Александр Александрович Мелик-Пашаев

false

Юрий Иванович Родин


Финальный участок пути – особая история. Условно он начался 26 апреля – в день юбилея Елены Евгеньевны Кравцовой. Мы с Анной подготовили статью о ней, которая через два дня увидела свет в газете «Вести образования». А 29 апреля провели вебинар-презентацию второго издания книги Е.Е. Кравцовой «Воспитание волшебников». Первое издание стало раритетом, идея второго принадлежит Анне Якшиной, которая подготовила его к публикации: теперь эта прекрасная книга доступна всем дошкольным психологам, педагогам и родителям. За две недели до защиты Анна презентировала в Сети еще одну книгу - Элли Сингер и Дориан Де Хаан «Смотри! Смотри! Смотри! Детские конфликты: ресурс для развития и работа над отношениями», над переводом и подготовкой к изданию которой трудилась сама (обе книги выпущены издательством «Линка-Пресс», которое теперь ждет авторскую книгу Анны Якшиной). При этом Анна, без отрыва от своих повседневных рабочих обязанностей, серьезнейшим образом готовилась к защите. И никаких «Не трогайте ее, ей скоро защищаться…». Очень «по-кравцовски»! После защиты я уже успел предложить Анне поработать еще над одной публикацией…

Но настоящий финал «защитной истории» Ани Якшиной еще впереди. Уверен, что это только предыстория новой истории ее (и не только ее!) прекрасных свершений. Телеграм-канал Анны Якшиной называется «Детский человек». Да, Аня - детский человек для всех детей. Но на защите незримо присутствовал еще один человек, вел он себя очень прилично, терпеливо, по-джентльменски (мальчик). Все слышал – не только Аниными ушами, но и своими, точнее, всеми вместе. Человек, который скоро станет главным «детским человеком» для самой Ани.

Через пару месяцев мы узнаем имя этого замечательного человека.

Но настоящий финал «защитной истории» Ани Якшиной еще впереди. Уверен, что это только предыстория новой истории ее (и не только ее!) прекрасных свершений. Телеграм-канал Анны Якшиной называется «Детский человек». Да, Аня - детский человек для всех детей. Но на защите незримо присутствовал еще один человек, вел он себя очень прилично, терпеливо, по-джентльменски (мальчик). Все слышал – не только Аниными ушами, но и своими, точнее, всеми вместе. Человек, который скоро станет главным «детским человеком» для самой Ани.

Через пару месяцев мы узнаем имя этого замечательного человека.

Но настоящий финал «защитной истории» Ани Якшиной еще впереди. Уверен, что это только предыстория новой истории ее (и не только ее!) прекрасных свершений. Телеграм-канал Анны Якшиной называется «Детский человек». Да, Аня - детский человек для всех детей. Но на защите незримо присутствовал еще один человек, вел он себя очень прилично, терпеливо, по-джентльменски (мальчик). Все слышал – не только Аниными ушами, но и своими, точнее, всеми вместе. Человек, который скоро станет главным «детским человеком» для самой Ани.

Через пару месяцев мы узнаем имя этого замечательного человека.

Посетите страничку Е.Е.Кравцовой на нашем сайте, создание которой инициировала Анна Якшина.

Больше фото

Метки: сообщения-обращения, Цеховое братство, граждане моего сердца, УНИИвера, МГППУ, немножко психологии, детворения, РГГУ, В.В.Давыдов

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу