Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Мама - шанс остаться человеком

false

На фото с мамой Татьяной Николаевной Янишевской (1961)


Второе воскресенье мая. В мире Mother's Day. Всемирный день мам. Настоящих и будущих. Это еще и праздник беременных женщин. Ведь любые мамы – настоящие!

Человеческое в людях умирает, как только они забывают своих мам. Как только они перестают задумываться, хотя бы иногда, а то ли лелеяли в них мамы, чтобы они и те, кто окажется рядом с ними, были бы счастливы?

Конечно, у каждого из нас свое счастье. Но вначале в маминых глазах читалось: «Мое счастье!» Без этого потом трудно найти свое. Нужно побыть счастьем самого родного человека, чтобы найти. Хотя мы еще ничем не заслужили счастья быть счастьем.

Мамы уходят и оставляют нас с нашим счастливым детством, счастливыми детьми, какой бы ни была взрослая жизнь впереди.

Это первое счастье, которое не делится между мамами и нами. Это и есть то предельное, неразменное, несгораемое человеческое в людях. А сгорело – нет человека.

К счастью, в нем еще и великое терпение любви. А значит - шанс оставаться человеком, который всегда есть у него, покуда он помнит маму. Покуда его память и любовь совпадают.



Метки: Человеческое в человеке, детворения, граждане моего сердца, ВидиМОЕ, праздни

Когда история – жизнь. К юбилею Антонины Николаевны Ждан

false


Думая об Антонине Николаевне Ждан, - а не бывает дня, чтобы я о ней не думал, - вспоминаю эпизод. Как-то мы шли по университетской территории с факультета психологии, чтобы выйти на Охотный ряд. И где-то в районе Института стран Азии и Африки она задала такой темп ходьбы, что я был вынужден попросить: «Антонина Николаевна, не могли бы Вы идти чуть помедленнее, я не успеваю за Вами!»…

Да, все по Мандельштаму и притом буквально: «Учитель моложе ученика, потому что он бегает быстрее». 10 мая 2024 года у флагмана истории психологии профессора МГУ А.Н. Ждан – неожиданный (календарно) юбилей. Неожиданный и прекрасный. Прекраснее только сама она.

История психологии (и любой другой науки) – это не часть «введения» в психологию, не экскурсы в прошлое и не даже выжимка того главного, что уже в этом прошлом пройдено, состоялось, а вспоминается, чтобы не забылось. Хотя, по нынешним временам, когда манкуртизм в науке обычное дело, и помнить кое-что – уже неплохо. История психологии – это сама психология. Это смысловые ворота в нее, к которым еще нужно подобрать логический ключ. Это движение мысли в перспективу, в которую вовлечено все многообразие научных ретроспектив. История психологии – это не память, а мышление. А значит – сама психология как способ научного мышления и «умного делания» на практике.

Так и думает об истории психологии, так и живет в психологии Антонина Николаевна, солидаризируясь с Б.М. Тепловым, писавшим: «История вопроса непосредственно переходит в постановку проблемы исследования». Вне истории нет вопросов к себе, исследователю, да и исследователя нет. Нет науки. Так рассказывает об истории психологии студентам в своих лекциях, в своем учебнике А.Н. Ждан - «от Античности до наших дней». Это и есть по-настоящему профессорский, университетский стиль преподавания.

Вслед за П.Я. Гальпериным, Антонина Николаевна пошла по пути воссоздания истории психологии в логике развития предмета науки. Но что такое предмет? Это то, что порождает мышление самого исследователя. Бихевиористы не изучали готового поведения, а создавали условия для его возникновения в клетках и проблемных ящиках. Фрейд и психоаналитики не занимались толкованием разнообразных объективаций бессознательного, с которым анализант уже прилег на кушеточку. Они искали в них смыслы, которые могут внезапно приоткрыться анализанту тут же, на кушеточке. И это актуальное переживание представляло для них главный интерес, а вовсе не «воспоминания о прошлом», прошедшем, безвозвратно пройденном. Следовательно, для историка предмет науки так и останется «вещью в себе», покуда он не схватит в нем мысль его творца в своей собственной мысли.

Антонина Николаевна Ждан – это великий дар мышления историческими понятиями в науке. Проще говоря, дар научного мышления, который в истории психологии как «дисциплине» просто специализируется. Поэтому не бывает историков по периодам, странам, городам, весям, направлениям, школами и т.д. Историки – как талант - либо бывают, либо не бывают. И Антонина Николаевна – олицетворение историка. Удерживая воедино историческую ретроспективу и перспективу (тут трудно сказать, где кончается одна и начинается другая, вспомните Д.Б. Эльконина: «Вперед к Выготскому!), она способна сделать экскурс в любую эпоху, в любую школу основательнее, глубже и детальнее всякого «специалиста по раннему Пиаже».

false

А.Н.Ждан и В.Т.Кудрявцев в Гомеле, у здания Областной филармонии - дома, где жил Л.С.Выготский со своей семьей (2010)

Антонина Николаевна – сама историко-психологический феномен, она мыслит, живет в истории и продолжает ее в творчестве. Она из тех, кто чувствует за спиной теплое дыхание великих учителей.

Историки (как и теоретики) штучны. Иногда говорят, история психологии – уходящее ремесло. Да и зачем она, когда прямо о ноги бьется море тестов, хитроумных опросников, «эффективных инструментов воздействия», техник решения чужих проблем и сопровождения личностного роста… Психологу не надо разбрасывать сети, чтобы поймать Золотую рыбку, – достаточно протянуть руку. Что он вытащит – иной вопрос. Но и здесь Антонина Николаевна совершила удивительное. Вырастила не только благодарных слушателей и последователей, но и рядом, дома целую историко-психологическую семью. Дочь Марина Степанова и ее супруг Сергей Степанов – блестящие историки психологии, наделенные даром мыслить и жить историей, понимать ее. И потому - настоящие знатоки, как Антонина Николаевна. В отличие от просто «инсайдеров».

Дорогая Антонина Николаевна! История измеряется не годами, а мыслями. Пусть они будут, как всегда, большими, светлыми счастливыми! Пусть будут новые праздники торжества мысли. Новые прекрасные неожиданности.

Все еще пытаюсь, нет, не нагнать Вас, хотя бы чуть сократить расстояние. Дайте хотя бы чуть форы!

С юбилеем!

Любящий Вас

Володя Кудрявцев

Метки: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца

У природы нет п...х...й погоды


false
false
false


Вы ох..ели, а я чем хуже?

У природы нет п...х...й погоды. Всякая погода бл...ть!
(Вскладчину с Vadim Glaz)

Метки: Заоконье, открытия сезона, проделки Вильфанда, Аян крепчал, экспрессии-импрессии

Образование от сердца

false


7.05.2024

Не прошло месяца, как вслед за Ларисой Евгеньевной Курнешовой ушла Любовь Петровна Кезина. Связка этих имен напоминает о расцвете и торжестве разнообразия жизни в московском образовании, которое они возглавляли (Л.П. Кезина – руководитель Московского департамента образования, Л.Е. Курнешова – ее зам), естественном соединении образовательной и научной жизни. Семена того, что им удалось вырастить, засеяли их предшественники в позднесоветское время.

Пожалуй, один из немногочисленных примеров продуктивности спонтанного централизма: из Москвы жизнь перекинулась в образование регионов. Это было немыслимо: внезапно обнищавшая, депрессивная страна – в значительной мере, на «вдохновении Москвой», местном энтузиазме и частных инициативах – возрождалась, в образовании, на долю которого приходились «остатки остатков» материальной поддержки. Тогдашняя федеральная и региональная образовательная политика этому как могла благоприятствовала. Но «процесс пошел» из сердца, из Москвы. И от сердца. Сердцем (да и умом) этого образовательного сердца была Любовь Петровна. Всюду стремились создать (не скопировать!) столичное образование. «Столичное образование», 1 и 2 – так назывались две программы, разработанные управленцами, практиками и учеными под началом Л.П. Кезиной. К этому был привлечен В.В. Давыдов и круг его единомышленников.

Инновационное движение строилось не на разрушении лучшего в основах (олицетворением чего и был Василий Васильевич), а на его развитии. Развивающее образование стало мыслиться как развивающееся.

А достичь его развития нельзя без участия подвижников-управленцев, иначе – только в экспериментальной колбе. «Развитие образования» – одно из ключевых слов «кезинских» инноваций.

Любое образование может быть только столичным – в этом его смысл. Оно не может быть провинциальным или «участково-околоточным», как сказал бы Салтыков-Щедрин. Образование связывает человека с миром, с всемирной культурой, помогает вписаться ему, его согражданам, его стране в социально-историческую перспективу. Оно центр и «мотор» общественных изменений – лейтмотив той образовательной политики, олицетворением которой была Любовь Петровна. Всюду, как могли, стремились создавать свое «столичное образование» – какая бы разруха, какое бы бездорожье не царили вокруг в 90-е. В глубинке начали зажигаться свои «звезды» – школы, садики, как следствие, институты и университеты. И, конечно, личности педагогов и управленцев.

Одного очень талантливого и продуктивного руководителя образования из южного приморского города так и прозвали – «наш Кезин».

Дорогого стоит! Курортный город он превратил в мощный научно-образовательный центр. Так что «развитие образования» (впереди общества и государства) – не лозунг и не утопия Уильяма Килпатрика из первой трети 20 века.

Сейчас в образовании, что бы нем ни критиковали (а критика – его планида), делается много хорошего, даже прекрасного. Мы уже привыкли к развивающейся школе – можно и поностальгировать о достоинствах прежней (они были).

Но давайте не забывать о вдохновителях и вдохновленных первопроходцах, которые, опираясь на мощную основу, сделали решительные шаги вперед. От основы – от сердца.

Звезда Любови Петровны Кезиной всё еще остается путеводной для образования.

Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"

Метки: уходящая натура, медиа, колонка в Вестях образования

В дружбе с неопределенностью, или Человек Грядущего

false


Сегодня в новорожденных мой добрый друг – ученый-психолог и практик профессор Тахир Юсупович Базаров.

Мы мыслим психологию в терминах будущего. «Психологический» человек – всегда гость из будущего. Даже у бихевиористов. Потому что всегда есть намеренье, цель, план, образ, мотив, всего из чего предстоит вырасти человеку, которого пока нет. Кто только об этом ни писал. Жозеф Нюттен даже толстенную, очень хорошую книгу «Мотивация, действие и перспектива будущего». В настоящем – только след человека. Он прошел, уже выросший, готовенький, он уже в прошлом. И бессмысленного призывать его жить одним днем. Кого призывать? След?

Тахир Базаров занимается изучением совсем другого типа «человека возможного».
Человеком «невозможным» - для самой продвинутой психологии, но в рамках
традиции. Грядущим человеком, тем, как он становится возможным
в не наступившем будущем, будь то завтра или далекая историческая даль, которую
никто не может измерить, потому что «рулетка» только внутри такого человека.
«Внутренний план», как известно, «производится» (П.Я.Гальперин), рождается
вместе с идеями, наполняющими его смыслом, а не просто извне внутрь. И вовне он сразу внутренний. Тем более, у человека Грядущего. В ручонках младенца, которые тянутся к маме, чтобы поймать и замкнуть в маминых объятиях доступное бытие, сохранив доверие к недоступному. Маму не приближают, мама не приближается. Мама грядет со всем этим незнакомым, но заведомо чудесным миром, который она прихватит, зачерпнет в объятия.      

C Грядущим мы не просто не сталкивались, с ним можно разойтись. Хотя, возможно, именно сейчас он проходит сквозь нас. Впрочем, мы с Тахиром (я – под его влиянием) для себя наложили табу на фиксацию такого человека в пространственно-временной протяженности, что чистое картезианство, хотя и неизжитое. И не изживаемое – в границах, заданных сверхмощным гением
Декарта. Декарт только Спинозе по плечу. Но спинозизм по-настоящему так и не
прижился в психологии, несмотря на великие теоретические усилия Рубинштейна,
Выготского, Ильенкова. В них он живет, но даже в «деятельностной» психологии
сплошь и рядом правит Декарт (об этом говорил Феликс Михайлов в 1995 году на
Международном конгрессе по теории деятельности в Москве).

А Грядущее - это, уж извините за вульгаризм, «другое измерение», которым призвана заниматься психология. И работать с ним на практике. Тахиру это прекрасно удается.

План тут не работает, только готовность, в основе которой «дружба с неопределенностью». А друзьям соломок не подстилают. Только роскошное ложе, лоно человеческих возможностей. К слову, в древнекитайских обычаях, было принято желать недругу: «Пусть сбудутся все твои планы»! Хочется добавить: сбудутся планы и сложится вся структура поведения (разумеется, это игра с названием известной книги Дж.Миллера, Ю.Галантера и К.Прибрамма «Планы и структура поведения» - ярчайшего образца картезианства в психологии 20 века). Дальше только в ящик. В компьютерный корпус, для начала. И навечно.

А вот слова Тахира Базарова:

"Дружить с неопределенностью – это дружить с самим собой. Быть непредсказуемым в неопределенности – это быть готовым к встрече с тем, чего нет. Главное, чтобы изменить жизнь в условиях неопределенности, нужно изменить себя. Возможно, стать более непредсказуемым".

Здесь Тахир Базаров в созвучии с нашими общими друзьями – Вадимом Петровским (идея неадаптивности как надситуативной активности) и Александром Асмоловым (идея преадаптивности).

Недовольны собой? Значит, внутри друг. «Полное и глубокое удовлетворение» - это то, что от вас нужно вашим врагам. Чтобы притупить готовность к изменениям – не столько мира, сколько вас самих. И чувствительность к ним.

Что пожелать Тахиру Юсуповичу? Того же, что он желает людям – Грядущего! Которое, в отличие от будущего, не бывает коротким или долгим. А доброе большое будущее приложится! И прирастет дружбами, любовью, жизнью, молодостью. Молодой Хайямовской мудростью, которая так свойственна Тахиру Базарову.

С Днем Рождения тебя, дорогой Друг!

Метки: новые люди, Цеховое братство, граждане моего сердца

Крокодил примату не товарищ!

false


Вылезай, братан, мы ж с тобой приматы, крокодилы нам не товарищи!

Метки: братья анималые, экспрессии-импрессии, апокрифиги

​Упуская время в вечность. По обе стороны жизни

false

Фото: binomen.ru


4.05.2024

«У Него все живы»

Несколько лет назад в «пасхальной» колонке мы вспоминали Левия Матфея, автора первого канонического Евангелия: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:23). Это ключевой смысл христианской веры. Веры в Бога, которая тождественна вере в Жизнь. В победу над смертью, которая лишь момент вечности жизни. Можно быть верующим или не верующим, – в европейской культуре мы не отыщем более жизнеутверждающего смысла, чем в идее Воскресения Христова.

Вспоминали мы и о том, что день Пасхи христиане не посещают погостов и не совершают панихид. Для этого отведен специальный день – вторник после пасхальной недели. Его имя Радоница – как напоминание о том, что вечный праздник Жизни продолжается. И даже молитва за усопших в Радоницу - передача им своей пасхальной радости, радости Воскресения, радости Жизни. Радости воссоединения живших с живущими. Об этом ведь философия воскрешения всех мертвых Николая Федорова, который лишь развивает главный христианский постулат вечности Жизни. И живые делятся своей радостью, оставляя пасхальные яйца в местах последнего приюта. Чтобы радость, радование стало сорадованием по обе стороны жизни.

А вот толкование Евангелия от Матфея из «Троицких листков» 19 века: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Бог не есть Бог несуществующих и совершенно уничтожившихся, которые никогда уже не воскреснут, но Бог живых». Бог несовместим с «совершенным уничтожением».

Он продолжает творить жизнь через «умное делание» (как это называлось в святоотеческой традиции) всех и каждого, кто посвящает себя нравственному и умственному совершенствованию, не ведая суетной корысти, тщеславия, гордыни.

Безусловную ценность жизни утвердило именно христианство. Вы спросите: а как же с крестовыми походами, сожжением «ведьм» и просто неугодных, церковные гонения, «освящение» жертвования жизнью – даром Божьим? Традиция жертвоприношения – вообще, от язычества. Вместо жертвы – подвиг, «духовный подвиг» (в том же святоотеческом наследии). Подвижничество – живое развитие человеческого (богочеловеческого) в человеке и ради человека, что и значит «ради Бога»

А что же стоит за искаженной аксиологией? Недопонимание смысла? Сознательная политика, берущая его «напрокат»? Или речь идет не об аксиологическом искажении, а совсем о других ценностях? История человечества устроена так, что вдоль узенькой смысловой тропинки благими, а часто отнюдь не благими намерениями вымощена широченная магистраль, где под знаменами «священной миссии» шагают известно, куда. Правда, очень скоро наступает развилка… Подвижники – от Августина Блаженного до о. Павла Флоренского - избирали тропинку смысла и удерживались на ней любой, порой самой жестокой ценой.

Я в некотором роде «из поповичей». Мой прапрадедушка был сельским священником, настоятелем храма в Можайском уезде Московской губернии. Судя по рассказам помнившей его внучки – моей бабушки, строгим и… очень «эффективным». В деревне никто не бездельничал, не пил до утраты образа человеческого и не дрался без весомого повода. Между крестинами-венчаниями-отпеваниями-ежедневными службами – огород и хлев. Это было обычным в семьях сельских священнослужителей – «разделять тяготы крестьянского быта». Я, советский школьник, все бабушку, поповскую внучку, подначивал: а как же мироедство, батрачащие денно и нощно селяне? А она отвечала: «Батраки? Ну да, были - мы, внуки...». Все своими руками. Когда нужно было подлатать купол или крышу старенькой церкви, из Епархии денег не слали. Немолодой уже батюшка вместе со звонарем и служкой забирался ввысь и занимался починкой. Селян не дергали (если кто-то сам не вызвался), чтобы не отрывать от хозяйственных забот. Для него это не было «жертвой» и даже «подвигом», в обыденном понимании.

А еще – постоянные визиты в открытый для всех и в любое время дом: приходили, кто за советом, кто за помощью. Батюшка никому не отказывал. Перед его авторитетом трепетали. Но никто не боялся постучаться в домашнюю дверь. Его любили. А он любил тех, кому помогал. От него никто никогда не слышал ни одного грубого, оскорбительного или унизительного слова. Как и от его внучки, моей бабушки, которая однажды встретила такого же «дедушку», чью фамилию я ношу.

У моего сурового прапрадедушки было щедрое сердце, не сомневающееся в смысле жизни. Он служил «Богу живых».

Я знаю таких священнослужителей и среди молодых. Они счастливы в своей вере и самостоятельны в своем служении. Их жены, дети, прихожане – в основном, такие же, счастливые и самостоятельные, свободные люди. Один такой батюшка оборудовал детскую площадку на церковной территории, чтобы малыши не томились во время службы со взрослыми, а резвились и играли. А его сынишка-школьник – прекрасный звонарь, его колокол узнаваем издалека. Жизнь.

Лучики светлого Воскресения

Сегодня вспоминаю и Георгия Дмитриевича Гачева (1929-2008), филолога, историка, этнолога, творца и смыслотворца культуры, мыслителя. 1 мая ему исполнилось 95 лет. Имя Гачева знаю давно – он учился с моими родителями на филфаке МГУ, они окончили его в 1952 году.


false

Георгий Гачев


Владимир Набоков говорил, что «гений – это негр, который видит во сне снег». Георгий Дмитриевич Гачев обладал даром видеть не только во сне, но и наяву целые миры, в которых он никогда не видел, в которых никогда не бывал. Видеть и любить. Об этом его галерея «Национальных образов мира».

Гачев смотрел на каждую культуру как на неразменную часть человеческого Космоса и как на особый завершенный Космос. Даже на самую маленькую. Большинство не только не знает, чем отличаются ороки от орочей, но и не подозревает о факте их существования. Еще бы: тех и других во всем мире примерно по 1000 человек. Они исчезнут, и никто этого не заметит, кроме большой культуры, которая объединяет миллиарды людей. Культура заметит, а миллиарды – нет. Потому что в лице ороков и орочей она лишится каких-то своих самобытных составляющих, без которых будет другой.

Культура распадается не макроэтносами, а национальными микрогруппами. Для макроэтносов существует только то, что то, что они способны принять и ассимилировать, переработать, растворить в себе. А не то, что может лежать в основе единства культуры, но в «гомеопатических дозах», то, что до боли обнажают умирающие малые народы. Это надо искать, как искал в Амазонии Клод Леви-Стросс среди индейских племен, вживаясь в их жизнь, влюбляясь в нее. Могикане существуют, покуда жив последний из могикан. Могикане уйдут с ним, но ведь и с ними что-то уйдет. А пока жив он и они, в культурном человеческом мире остается что-то важное, в каждом отдельном случае свое. В этом, среди прочего, и пытался разобраться Гачев.

Но сейчас о другом, хотя и связанном. Вот что Георгий Дмитриевич записал 22 апреля 2000 года в своем дневнике:

«Вышел — в рай утренней природы: солнышко, птички, сережки свисают свечечками вниз головой в лучах… — благодать и красота! И лиётся просто Радость — как дыхание Бытия. Всё дышит — и я вместе. И не имеет значения: есмь и аз при этом или нет? И никакого от этого отсутствия меня на празднике Жизни огорчения не испытываю. Как герой Толстого:

«Чтобы всё это было, а МЕНЯ бы не было?!..» — ужасается, страдает…

Ну и что?.. Так называемое «я» = ну, лучик, волна — в хороводе Бытия.

И так отрадно — МИР БЕЗ МЕНЯ — как добротен и самоуправен, и всё тут в порядке».

Георгий Гачев был человеком верующим, православным. Но главное даже не в этом. Таким, как он, не грозит смерть толстовского Ивана Ильича. А другой человеческой смерти, по большому, счету не бывает.

Финал «Смерти Ивана Ильича»:

— Да, все было не то, — сказал он себе, — но это ничего. Можно, можно сделать «то». Что ж «то»? — опросил он себя и вдруг затих…

«А смерть? Где она?» Он искал своего прежнего привычного страха смерти и не находил его. Где она? Какая смерть? Страха никакого не было, потому что и смерти не было. Вместо смерти был свет. — Так вот что! — вдруг вслух проговорил он. — Какая радость!

Для него все это произошло в одно мгновение, и значение этого мгновения уже не изменялось. Для присутствующих же агония его продолжалась еще два часа. В груди его клокотало что-то; изможденное тело его вздрагивало. Потом реже и реже стало клокотанье и хрипенье.

.— Кончено! — сказал кто-то над ним.

Он услыхал эти слова и повторил их в своей душе. «Кончена смерть, — сказал он себе. — Ее нет больше». Он втянул в себя воздух, остановился на половине вздоха, потянулся и умер.


Иван Ильич жил с тревогой и печалью, что его небытие отберет у него мир, так и не поняв, что же в жизни «то». И в итоге и не жил, и даже смерти не пережил. Потому что умер заживо, умер как личность, - писал о нем мой учитель В.В. Давыдов.

А Георгий Гачев радовался тому, что не просто оставит мир, а оставит, предоставит этот мир самому себе и тем, кому только предстоит испытать чувство встречи с его чудом. Душа Гачева улетела не в «рай утренней природы». Не в саду притаилась. Она во взорах тех, кто прочитает слова его радости.

Гачев написал о своей о радости и этим, вместе с собой, обессмертил всех, кто ее разделит с ним «в хороводе бытия», кто передаст ее другим. А если не прочитать, можно и не разглядеть райского чуда, чуда заново просыпающейся апрельской жизни в обычном саду. Не узреть незримой вечности.

В этом помогают художники, но Гачев обошелся без живописи. Художник Кузьма Петров-Водкин назвал своего коллегу Павла Филонова «очевидцем незримого». Я не поэт, но позволил себе горстку рифм по этому поводу:

Глаз слепят слепки –
Зримы лица
Нагого света очевидцев:
Те разжигают одиноко
На слепках тлеющее око.

Да, легче с ветхого холста,
Когда безвидна и пуста
Земля, и тьма пред взором,
Но тьма горящих глаз – укором...

Рукописи, бывают, горят. И холсты тоже. Горят и сгорают.

Горя, не сгорают только кем-то зажженные взоры.

Гачев праздновал жизнь ежедневно и ежечасно. И в своих великих, во всех отношениях, трудах. Он «упускал» время, а не держал его на коротком поводке, пытаясь выжать из него последние часы, минуты, в погоне за пользой:

«Моя эпитафия звучит так: «Упуская время, жил счастливо» – этот человек, который будет под камнем. Что это значит? Я не шагал в ногу со временем, не приспосабливался, не превращал время в деньги, а, как сквозь песок, упускал время. Но, упуская время, я выходил, пожалуй, в вечность, в никуда. То, что пишется не в современности, не в расчёте на «сейчас», оно, оказывается, не тухнет».

На лучиках держится вечный хоровод Бытия. Их источники могут скрываться в ороках и оручах, а мы об этом не подозреваем.

Лучики светлого Воскресения разжигают благодать. Пусть за благодатным огнем стоит обычная физика. Но это физика чудесного мира, чудесного, покуда за ним сохраняют право быть самим собой чудесные люди, которым это право принадлежит как его сотворцам.

Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"

Метки: праздни, Человеческое в человеке, Из-Мышления, ВеЛичности, граждане моего сердца, медиа, колонка в Вестях образования

ДетЗеппелин

false


Один мечтает о биологии, хотя уже играет на гитаре в телепередаче. В глазах и на устах другого - тонкое коварство искусителя с миной состоявшейся рок-звезды: хоть сейчас на сцену, и - 'Whole Lotta Love' давай! Третий всегда был самым взрослым и серьезным. И только Бонзо - чудесный ребенок! Им он и остался. Такой вот ДетЗеппелин.

Метки: Муз-ON, ВеЛичности

Стилягизация

false


Термин "стиляги" пришел из фельетонных и карикатурных обличений в журнале "Крокодил" . А "чуваки" и "чувихи" - самоназвание субкультуры.

"Чувак" - это тот, кто удостоился приглашения в "хату" на "процесс" (встречу - позднее у хиппоты "сейшн", "тусейшн", "тусовку", "тусу" ). Фото (из "Хтвиттера") хорошее. Но явно постановочная стилизация, "стилягизация". На заднем плане люди, одетые и обутые в "восьмидесятное" (да и шузы танцующих не из 50-х, а оттуда же, из второй половины 80-х). У кого-то вдали хаер лет на 10 раньше отрос...

"Чуваки" уцелели и поныне в кругах молодежи постарше, родившейся в 90-х. "Тусовка" и вовсе стала общенациональной и вневозрастной (благодаря СМИ, которые разнесли ее из уст селебрити). Впрочем и от "стиляг" осталось "на стиле".

Метки: испытания историей, соц-и-ум, Лингвоеденье

Какая же в державе датской миль!

false


Прекрасные Елена и Хеиди. И что делать прикажете московскому Парису Буридановичу? Но желание загадал - они обе представляют Международный отдел Университета Роскильде. На электричке от Копенгагена столько же, сколько от Москвы до Мытищ.

Какая же в державе датской миль!

Метки: экспрессии-импрессии, Вольный ветер странствий, Дания-2019, ladies first

Георгий Гачев. Лучик радости в хороводе бытия

false



1 мая 2024 г. – 95 день рождения Георгия Дмитриевича Гачева (1929-2008), филолога, историка и смыслотворца культуры, мыслителя.

Из дневников, 22.4.2000:

«Вышел — в рай утренней природы: солнышко, птички, сережки свисают свечечками вниз головой в лучах… — благодать и красота! И лиется просто Радость — как дыхание Бытия. Всё дышит — и я вместе. И не имеет значения: есмь и аз при этом или нет? И никакого от этого отсутствия меня на празднике Жизни огорчения не испытываю. Как герой Толстого:

«Чтобы всё это было, а МЕНЯ бы не было?!..» — ужасается, страдает…

Ну и что?.. Так называемое «я» = ну, лучик, волна — в хороводе Бытия.

И так отрадно — МИР БЕЗ МЕНЯ — как добротен и самоуправен, и всё тут в порядке».

Таким, как он, не грозит смерть Ивана Ильича. А другой ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ смерти, по большому, счету не бывает.

Гачев написал о своей о радости и этим, вместе с собой, обессмертил всех, кто ее разделит с ним «в хороводе бытия».

Смотрите на YouTube-канале Владимира Кудрявцева:

Заражение светом. К 90-летию Георгия Гачева

Метки: ПреКрасные даты

Трудиться, праздновать, желать: день весеннего совпадения

false

Фото: 4tololo.ru


Труд создал человека, - это очевидно. Из кого, - вопрос. Во всяком случае, есть люди, на челе которых проступает печать превращения обезьяны в нечто более человекообразное без всякого труда.

Мне ближе тезис Гегеля о самопорождении человека в труде. Без него не было бы Маркса. Значит, Маркс трудом собственной мысли произошел от Гегеля. С этим фактом историки философии спорить не станут.

Но тут чего-то не хватает.

Создав в нечеловеческих трудах человеческие условия жизни, в том числе, и самого себя, «почти человек» присел отдохнуть. Присел и вдруг увидел: вокруг-то весна, май! Не страда, не «пора!». Просто весна, просто май! И почувствовал, что внутри - то же самое: просто весна, просто май! Просто человеческая душа. Просто чудо.

Ведь «чудеса» архаических магий – вовсе не чудеса. В архаике – это повседневность, циклически повторяющийся образ жизни. Ритуализированный «День Сурка», растянутый на тысячелетия. А тут настоящее чудо!

Это открытие приблизил труд, который перестал быть антропологической каторгой, и превратился в то, что вместе с природой творит май, весну, цветущие сады в мире и в душе.

Вот тогда от «почти человека» отпало, как хвост (довольно тяжелый и неудобный), это «почти».

Николай Рерих в одной из своих заметок писал о «желанном празднике труда».

Одно дело – трудиться, другое – праздновать, третье – желать.

Счастливого весеннего совпадения всего этого вам, дорогие друзья!

Метки: праздни, Из-Мышления, открытия сезона

К маю малышки подрастают

false


Вот почему мартовские мимозы называют метелочками. К маю малышки подрастают. Кстати, 8 марта - это день, а ночь где? Праздничная весенняя ночь... Всех наших нежно любимых - с профессиональным! 8 марта - все-таки любительcкий праздник.

Метки: праздни, экспрессии-импрессии, ladies first, инфернастики

Головоломки: провокация или вызов стереотипам?

false

Опубликовано в журнале "Обруч" (2023. № 4)

Головоломки — эка невидаль? И человечеству, и человеку они знакомы с самого раннего детства. Насчет наскальных головоломок сказать ничего нельзя. А вот многие сакральные манускрипты, надписи на стенах храмов Древней Индии, Древнего Египта, Древней Греции являются типичными головоломками.

Или дзен-буддистские «коаны» — парадоксальные вопросы без «правильного» ответа: «Где никогда?», «Каким было твое лицо до встречи твоих родителей?», «Каков хлопок от удара одной рукой?»… Их не решали (да и в принципе можно ли решить?) — использовали в медитациях и других формах достижения Просветления. Впрочем, среди «коанов» можно встретить и головоломки с простым решением, в которых нет никакой экзотики и которые напоминают те задачки, над которыми мы любим поломать голову на досуге. Вот пример: «Можно ли извлечь семена из яблока, не разрезая его?» Чего тут думать — даже «трясти яблоню» не надо. Просто сорвите плод, положите его на землю и терпеливо дожидайтесь.
false


Вы любите пазлы, их любят ваши дети. А знаете ли вы, когда и как придумали самый первый пазл? В 1761 году, развлечения ради, британский географ Джон Спилсбери взял да и распилил… географическую карту, предварительно наклеив ее на фанерный лист. Получились кусочки, вырезанные по контурам отдельных стран, которые надо было сложить заново в географическую карту. Это процедуру Спилсбери проделывал несколько раз. Но только в XIX веке пазл вошел в обиход «интеллектуальных развлечений».

Головоломки — неотъемлемая составляющая фольклора разных культур. Разумеется, сразу вспоминаются загадки и, конечно, сказки. Не только в русских сказках, но и в сказках народов всего мира действует персонаж с чертами Иванушки-дурачка. Это свидетельствует об одной черте головоломок, о которой принято упоминать в первую очередь. Они не требуют специальных знаний в той или иной сфере и даже предполагают некоторую «наивность» человека, которому выпало решать головоломку. В этом смысле, — что для нас особо важно, — при решении головоломки взрослые и дети нередко оказываются в одинаковом положении. Более того, бывает так, что именно дети, не отягощенные грузом познавательного опыта в виде установок и готовых решений, справляются с головоломками успешнее.
false


«Наивность» здесь может граничить с великой мудростью. Легендарный царь Соломон был непревзойденным мастером по части решения головоломок. Во всяком случае, таким он предстает в притчах. Однажды обратились две женщины с просьбой рассудить их. Каждая из них, указывая на одного и того же ребенка, уверяла, что это ее сын. Тогда мудрец предложил женщинам поделить ребенка между ними, а для этого — разрубить его надвое. Женщину, отказавшуюся от раздела и согласившуюся отдать ребенка целым и невредимым своей сопернице, Соломон и признал истинной матерью.
false


Головоломка — это всегда вызов нашим стереотипам, которые мы превращаем в отмычки при решении задач. С этим связана еще одна характеристика головоломок.

Чтобы убрать тяжелый, неподъемный камень с дороги, человек начинает напряженно думать, как его сдвинуть вправо или влево. Камень — проблема, но в нем же (его свойствах) и решение. Надо просто совершить подкоп под него, и он всей своей тяжестью осядет в яму.
false


Чем «надежнее», провереннее готовые решения, тем больше соблазна переносить их на новые ситуации. Тем коварнее сами готовые решения, незаметно для нас превращающиеся в шаблоны мышления. Предположим, у 30-летнего сына есть мать 60-летнего возраста. Следовательно, мать старше сына ровно в 2 раза. Безгрешный вывод, который используем как правило расчета. Далее задается вопрос. Сколько лет было матери, когда сыну было: а) 20 лет, б) 15 лет, в) 10 лет, г) 5 лет, д) 2 года? Далеко не сразу отвечающий осознает, что попал в ловушку.

Отсюда еще одна черта головоломок — в них содержится провокация, попытка запутать человека с опорой на его собственные ограничения в виде шаблонов. Не стоит думать, что головоломки лучше решаются «новичками», которыми могут быть дети, которыми всякий раз могут стать взрослые. Как раз чувство, знание границ познания способствует решению головоломок. А это предполагает некоторую зрелость мысли. Недаром психологи предлагают особые головоломки взрослым и детям с целью оценки уровня развития их мышления.

Но все-таки разгадывание головоломок в обычной жизни — это непритязательный досуг. Достижения в этом не всегда свидетельствуют о «жизненной успешности». А необязательность особых знаний для решения головоломок, казалось бы, «обнуляет» их образовательную ценность. Более того, это свидетельствует в пользу того, что сложные задачи можно решать и без знаний, которые только во вред решению. Но, с другой стороны, погашение инерции накопленных знаний — это эффект и ценность хорошего обучения. Особенно дети и взрослые, сталкиваясь с головоломками, учатся чем-то вместе. И речь здесь идет не просто о совместном досуге взрослых и детей в виде решения головоломок. Речь идет об увлекательном исследовании возможностей человеческой мысли, ее ограничений и способов их преодоления, в которое дети и взрослые включаются вместе. Материал головоломок идеально подходит для этого.


Вот лишь некоторые возможные направления работы с головоломками:

1. Изучение природы и «устройства» головоломок, в отличие от иных задач. Лучший способ такого изучения — придумывание, конструирование головоломок взрослыми и детьми друг для друга. Как говорил философ Бенедикт Спиноза, хочешь узнать природу вещи — создай, сконструируй, сотвори ее.

2. Введение в определенные области человеческого знания (тут особо необходим возрастной подход) через головоломки. Математические головоломки хорошо известны и любимы взрослыми и детьми. Почему бы не быть «физическим», «химическим», «биологическим», «языковым» и прочим? Создавать их можно с опорой на те проблемы, которые возникли в тех или иных сферах познания.

3. Разумеется, необходимы игры и сказки, через которые всегда транслировался опыт решения головоломок. А еще лучше — самостоятельно придумывать их.

4. Интеллектуальные соревнования по решению головоломок между взрослыми и детьми — куда же без них? Здесь взрослый не должен «играть в поддавки». Да и не всегда у него это получается. Опыт показывает, что тестовые задачи на детское мышление и воображение могут создавать трудности для взрослых, которые пытаются решать их взрослыми способами. Осознание этих трудностей весьма продуктивно для взрослых.

5. Проектно-поисковая деятельность — головоломки создают грандиозное поле для ее развития. «Пойди туда — не знаю куда, найди то — не знаю что…» А если не найти, то можно создать. Как, не найдя способа переплыть через бурную реку, человек перебрасывает через нее мост.

Таков в целом способ жизни человека в мире, который осваивается и через головоломки.

Метки: детворения, Педагог-и-Я, немножко психологии

Кто успел, пока не съел...

false


Общественный туалет в Национальном парке Серенгети в Танзании

Метки: братья анималые, экспрессии-импрессии

Все танцы про любовь!

false


«У меня слова не главное, у меня танец главное», говорил куплетист из спектакля «Интервенция» в блистательной телеимпровизации Андрея Миронова.

На день - танец главное! Тем более, если это Всемирный день танца, как сегодня.

Все танцы - про любовь!

И пусть ничто не помешает танцу, миру, весеннему дню. Любви!

Но фото: приватные танцы в Москве (1981), Ванкувере (2017) и Ульяновске (2019).

Метки: праздни

По сю сторону Кантовского рубежа

false

Георг Деблер. Иммануил Кант. Прижизненный портрет (1791)


22 апреля 2024 года исполнилось 300 лет со дня рождения Иммануила Канта.

До Канта философская (научная) картина мира была весьма скучной, статичной, черно-белой.

Наблюдаемый и мыслимый объект, с одной стороны, наблюдающий и мыслящий субъект – с другой.

Кант совершил «гносеологический переворот». Он внес внутрь этой картины ее автора – человека. И именно его образ, образ его мысли (за которой Кант гениально угадал творческий акт, действие) проступил в глубине этой картины в неотторжимости от мировых законов, которые превратились в открытия мысли.

После Канта впервые можно было по-настоящему говорить не о «добыче», а о порождении, творении знания.

Да, до Канта был Платон и неоплатоники, Спиноза, Юм… Но именно он, благодаря уровню культуры своей эпохи, квинтэссенцию которой вобрал и усилил его гений, смог обозначить этот рубеж в истории теории человеческого познания.

В 21 веке мы продолжаем жить, видеть, думать по сю сторону Кантовского рубежа.

А если чего-то не проживаем (и не переживаем), чего-то не видим, о чем-то недодумываем, - это не вина Канта.

Кант живет в нашем времени, с нами - в науке, в современных технологиях, в искусстве. Прекрасно понимая и объясняя, иногда оправдывая нас.

Где очень не хватает Канта, так это в человеческих взаимоотношениях.

Если мы желаем («способность желания» - термин философии Канта), продлить их в исторической перспективе, придется снова обратиться к его спасительной мудрости.


Читаем Канта в Кантов день

Кошмар дальтоника

false


Кошмар дальтоника, который и улицу без пропагандиста не перейдет.

Метки: ПолитЭССЫ, экспрессии-импрессии

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу