Дом Психологии, который построил Сурат

4 июня исполнилось 40 лет ректору Московского института психоанализа Льву Игоревичу Сурату.
Есть в Москве такой Дом Психологии, который построил Сурат. Тот, кто раз вошел в него – в качестве, преподавателя, студента, просто гостя, - не сможет выйти прежним. Потому что продолжает строиться сам дом. А как говорят французы, «дом строится – продолжается жизнь».
Психология всегда имеет дело с тем человеком, о котором уже в плане наличного бытия можно сказать словами Сартра: «человек есть то, что он не есть». Такова и наука о нем.
За что держаться? Есть только МИП – за него и держись!
С молодым юбилеем, уважаемый Лев Игоревич!
Метки: ПреКрасные даты, УНИИвера, Московский институт психоанализа
Сам себе наденыш

Ребенок все равно себя найдет, как бы взрослые ни прятали. Сам себе (себя) найденыш...
Метки: ИМХОризмы
Планк нормального человека и Планк Шкодингера

И где ваша хваленная "постоянная Планка"? Очень даже "переменная Планка"! Не Планк, а кот Шрёдингера какой-то после крыши... Взгляд такой, будто собирается рассказать хозяйке про ночной обстрел микрочастицами, Шкодигнер.
Метки: апокрифиги, экспрессии-импрессии
Детство за щитом. Детские дни разных лет

Здесь я собрал свои публикации из колонки в газете «Вести образования», которые в разные годы писал ко Дню защиты детей. Точнее - сделал ссылки на них. Очевидно, что этот праздник заставляет обо многом подумать, обо многом, касающемся существа самой взрослости. Весомый повод для взрослого самосознания. В своих заметках и статьях я старался наполнить этот повод особым смыслом. Получилось ли у меня, - судить вам.
На фото – я с няней Александрой Гавриловной, с которой мы были большими друзьями. На оборотной стороне папиной рукой подписано: начало марта 1962 г. Значит, мне скоро годик. Я чувствую себя не просто защищенным – победителем!
Пусть защищенные вами дети – снаружи и изнутри – всегда побеждают по-взрослому. И по-детски радуются своим победам!0
Владимир Кудрявцев
Тройная защита
Животное, как правило, защищает детенышей от представителей другого вида. Homo sapiens – единственный вид, который вынужден защищать свое потомство от самого себя. Самого себя – и всего того, что он увлеченно делает. Делает настолько увлеченно, что порой забывает даже о ближайших потомках. И о сохранении популяции в собственных детях, которым грозят не волки, тигры и крокодилы, а дефицит человеческого и человечного во взрослых увлечениях…Читать все
Щемящее лето, щемящее детство
Дача, 60-е–начало 70-х, июнь. Сигнал заветной электрички. Я его ждал весь вечер, потому что на ней придет мама. Каждый рабочий день они приезжала из Москвы только ради нашей встречи, а наутро снова уезжала на работу. Я бежал встречать ее к колонке в начале, дальше запрещалось: проезжая часть. Из-за поворота идут пассажиры. Мамы все нет. Неужели не приехала? Быть такого не может! Скорее солнце изменит свой ход… Читать все
Защита детством
За лето взрослеешь куда больше, чем под опекой взрослых…Читать все
Детство – это когда мы были большими
Когда ты на взрослых плечах – это самое защищенное состояние. А самое беззащитное – в уютной колыбельке…Читать все
Доброе утро, мапа! (в соавторстве с Татьяной Волошко)
Защитный запах «мы». Прекрасный дух. Это – на всю жизнь, чтобы дышать. Чтобы жить...Читать все
Метки: праздни, детворения, Человеческое в человеке, немножко психологии, граждане моего сердца, медиа, колонка в Вестях образования
Погружение в летние сны Заоконья




Все погружение
Метки: сообщения-обращения, Заоконье, открытия сезона, Аллюзорные миры, фотоэкзерсисы Товиевича, tovievich.ru
До новой весны!

Завтра встретимся уже летом!
Метки: Заоконье, экспрессии-импрессии, открытия сезона
С загранпаспортом нового образца в «Советские времена»

Сходили с Гульшат в «Госуслуги» получить мой новый загранпаспорт на 10 лет. И сразу - в «Советские времена». Можно было бы незатейливо пошутить с загранпаспортом нового образца можно путешествовать во времени. Но «Советские времена» - всего лишь чебуречная напротив. Я бы сказал – «Советская чебуречная мечты», в СССР таких не было.
А в советские времена меня не тянет, я вообще чужд контрпродуктивного чувства ностальгии. На бытовом уровне любой из нас не продержался бы там пары дней, включая проживших значительную часть жизни. Утром проснулся, рука потянулась к мобильнику за звонками и новостями: ан нет, сходи вначале к почтовым ящикам за газетой… Далее в том же духе.

А ты давно другой человек, хотя и родом оттуда. Ностальгия по тем, кого любил и кого уже никогда не увидишь? По молодости, которую не вернешь. Все твое, все носи с собой – на три жизни хватит, если успел поймать доступное. И люби здесь и смотри на тех, кого любишь, и делись, и вспоминай, любя…
«Советские времена» в дальнем Заоконье - это мило, человечно, тихо (музыка приглушена), чисто, прохладно, доступно и вкусно. Чебуреки на хорошем тесте, в меру обжаренные и сочные, с бараниной и говядиной внутри.


Винтажные антураж (картинки, швейные машинки, проигрыватель, полочка с книжками и др.) не давит отовсюду, чтобы выжать ностальгическую слезу, не навязчив до кича и не отвлекает от трапезы и общения.
Метки: Человеческое в человеке, испытания историей, Заоконье, eat-ДА!, граждане моего сердца
Вершины Духа, глубины Души… К 80-летию Бориса Братуся

Думая о своем коллеге и друге профессоре Борисе Братусе, и не только по сегодняшнему юбилейному поводу, всегда задумываюсь о тайнах психологического мастерства, которые невозможно выразить в терминах профессиональных компетенций.
Личность – это то, в ком сходятся вершины Духа и глубины Души.
Поймать момент их всегда уникального, неповторимого схождения удается в психологии немногим. Осмыслить – единицам. А построить на этом общую психологию удалось лишь одному – Борису Братусю.
Кроме того, в качестве психотерапевта он помогает сводить людям в себе одну бесконечность с другой (а не концы с концами).

Пусть длится дальше работа духа над душей, а душа не устает вдохновлять на нее дух. Дальше и дольше!
С Юбилеем, дорогой друг!
Метки: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца, УНИИвера, МГППУ
Стиви Уандер: любовь без очереди

13 мая Стиви Уандеру исполнилось 75.
Стиви никогда не видел света и цвета. Нo он сам – свет и цвет всего звучащего в этом мире. А музыка Стиви учит людей с сохранным зрением по-настоящему видеть его. Когда видимое, но молчащее, вдруг начинает звучать.
Маленьким он подбрасывал монетки и угадывал на слух их достоинство, с подачи мамы же. Так рождалась музыка. В том числе, из звуков монеток «на счастье».
Читайте все, слушайте и смотрите в рубрике Владимира Кудрявцева "МузОбраз", в электронной газете "Вести образования"
Еще больше музыки и рассказов о ней в телеграм-канале "МузОбраз Владимира Кудрявцева"
Метки: ПреКрасные даты, Муз-ON, Музобраз, медиа
Скульптор развития. Век Венгера

26.05.2025
Пилить дрова, ковать металл,
Тахитоскопы электронные
Изготовлять из старых шпал.
Леонид Венгер – сыну Александру
26 мая 2025 года мы отмечаем столетие со дня рождения доктора психологических наук, профессора Леонида Абрамовича Венгера - одного из ярчайших представителей поколения творцов культурно-исторической психологии, выдающегося детского психолога, который внес радикальные коррективы в картину психического развития ребенка, усилив штрихи, лишь намеченные Выготским. В недрах лаборатории психофизиологии Института дошкольного воспитания АПН СССР, открытой специально для Леонида Абрамовича его учителем, основателем и директором Института Александром Владимировичем Запорожцем, им с замечательным коллективом вынашивались идеи новой дошкольной образовательной программы, где были бы учтены эти коррективы.

1965. Институт дошкольного воспитания. Золотой век, золотой состав - Запорожцевский. Рассвет, переходящий в расцвет. В год 100-летия Л.А. Венгера и 120-летия А.В. Институту исполнилось бы 65 лет. Символичны эти «юбилейные совпадения… В первом ряду: С. Новоселова, Н. Непомнящая, Л. Журова, Л. Венгер, Я. Неверович, Н. Поддьяков. Во втором ряду: Ф. Сохин, Т. Киселева, В. Зинченко, А. Венгер, А. Удалая, В. Холмовская. Фото из архива А.А.Катаевой (Венгер, сестры Леонида Абрамовича).
Программу назовут просто и точно — «Развитие» (на ее базе вскоре вырастет программа «Одаренный ребенок»). По ней в 1990-х годах заработают по всей стране детские сады, а Л.А. Венгер и его сотрудники станут бесспорными лидерами мощного инновационного движения в дошкольном образовании. В 1996 г. разработчики получат Премию Президента РФ в области образования, наряду с коллективом В.В. Давыдова. Леонид Абрамович уже этого не узнает, его не станет в 1992 г. Программа востребована и сегодня, по ней работает третье, если не четвертое поколение воспитателей в разных уголках страны.
А тогда прорывные идеи возникали буквально в подвале – подвальном помещении, которое длительное время занимала лаборатория в арендованном Институтом здании в Замоскворечье, в Климентовском переулке. На другом конце подвального этажа находилась другая такая же лаборатория развития речи Феликса Алексеевича Сохина. Дышать в подвале было нелегко, но сотрудники не покидали его допоздна, покуда шли горячие обсуждения. Наука, как и повелось у нас, часто творилась в таких условиях. Но надолго не задерживалась в «подвале» - результаты штудий апробировались в экспериментальных садиках. Правда, как вспоминала любимая ученица Венгера Ольга Дьяченко, «штудийные» заготовки иногда не работали в дошкольной группе и приходилось возвращаться к «штудиям» - не для того, чтобы просто переписать конспекты занятий с уточнениями, а для того, чтобы заново осмыслить суть дела. По этому тоже узнается наука, в отличие от опытничества. Это было нормой в научной школе Венгера, где бы и в чем бы ни воплощались ее поиски.

Л.А. Венгер создал и довел до филигранной реализации то, что можно было бы назвать скульптурным подходом к развитию ребенка-дошкольника, когда «отсекается все лишнее». Фрагментарная передача мысли скульптора, художника и поэта Микеланджело, оставляя вопросы (хотя сам он дает ответ в своих стихах). Что «отсекается», по какой линии, что остается. Наконец, в чем «отсекается»? Вероятно, в произвольном действии, если переводить разговор в плоскость психологии. Произвольность действия, в итоге, его свобода достигается диалектичной ценой погашения избытков степеней свободы (Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко). Это свобода от избыточных импульсов поведения (Л.С. Выготский), выделение себя из малого «поведенческого хаоса» в большом – «мировом». Когда человек не ведется на обстоятельства, а ведет себя в них и заставляет их «вести себя» в соответствии с человеческим замыслом.
Но что считать «импульсом»? В творчестве импульс может приобретать величайший смысл, хотя мы этого не осознаем, пока не приобрел… Или наоборот – туго запеленованный ребенок свободен? В какой-то мере – это шаг к свободе, связанные ручки и ножки «освобождаются» от «лишних движений». А какие нелишние? Пока знает (догадывается) только взрослый. А можно ли освободить человека помимо его воли, «за него». Но, может быть, пеленая ребенка, мы «выделяем» из стихии, с которой он слит, не ведая различий между внешним и внутренним, отграничивая «место» для возникновения будущей «самости». А пеленки в чем-то близки материнским объятиям, в которых он и свободен, и спокоен, и умиротворен, будучи составляющей «пра-мы»? Тем более, пеленание сопровождается объятиями…
Ставим вопросы в обостренно «детской», наивной форме лишь для того, чтобы подчеркнуть их остроту. На них продолжает отвечать школа Выготского, и ответы Л.А. Венгера бесценны.

Сенсорные эталоны в известной концепции А.В. Запорожца и Л.А. Венгера выполнят функцию не ограничителей, а расширителей, амплификаторов детского видения. Это своего рода искусственная «сетчатка», вынесенная вовне для придания видению человеческой избирательности. Сенсорные эталоны позволяют удерживать в предметах специфически культурную форму, чтобы ребенок сам смог упорядочивать мир в логике культуры, а вовсе не смотреть на вещи сквозь их призму. И главное – самостоятельно строить образ мира в той же форме. И воплощать ее в адекватном содержании для себя и для другого человека.
Зачем, ребенку еще как-то учиться схватывать вещи, если он рождается с готовым цеплятельным («обезьяньим», по Павлову) рефлексом, зачем ему развивать произвольное внимание, если есть поначалу безотказно срабатывающий «рефлекс сосредоточения» и т.п.? Однако цепляние у ребенка никогда не становится хватанием – оно просто вскоре отмирает. А хватание возникает заново, в рамках того же младенческого комплекса оживления (как его назвал Н.М. Щелованов), – когда ребенок при виде взрослого без всякой практической нужды сжимает и разжимает кулачки, улыбаясь и гуля (исследование С.Ю. Мещеряковой). Почему? Потому что цепляние «не чувствительно» к форме предмета, который оказывается в руках. Особенно – если эта форма придана ему другими людьми, человечеством, человеческой культурой. В виде некоего материализованного «замысла». Новорожденному безразлично, за что цепляться - за руку или за палку. А вот погремушку или ложку нужно именно схватить, воссоздав в акте хватания их особую форму. Чтобы потом действовать с этими предметами целенаправленно, по их человеческому предназначению).. Не забудем, что погремушку малыш получает из маминых рук, которые движут ею перед ним, постоянно вовлекая в это движение ручонки младенца. Хватая погремушку из рук мамы, он схватывает рисунок маминого движения.
Можно сказать, что погремушка - остановленный момент этого живого движения «на двоих» по замыслу, который кроется в ее устройстве и в этом движении приобретает смысл. А когда малыш трясет ею один, у него появляется цель.
А цепляние новорожденного – бессмысленно и бесцельно. Известно, что в первом полугодии жизни до определенного момента предмет, который выпал из детских ручек «перестает существовать» для малыша. Он не тянется к нему, не ищет его. Как будто бы ничего и не было. Просто «зацепилось».
А чтобы не «цеплялось», в культуре возникли моторные эталоны, как и сенсорные (та же погремушка – синтез одного и другого). Сенсорные эталоны не придумали А.В. Запорожец и Л.А. Венгер, но они – «от имени культуры» - донесли их до детей в виде ее образцов. В культуре по-особому структурирован мир. Но ведь и она поначалу предстает маленькому человеку как хаос, в котором все может стать образцом. Нужна система ориентации, путеводитель – для глаз, ушей, ума… Нужен навигатор познания. Чтоб не «цеплялось» за все, что попало. И сенсорные эталоны – только навигаторы.

Смысл не в том, чтоб мысленно приложить к небу синий кружочек, который меня в садике учили реально прикладывать к другим синим предметам. А в том, что я «знаю меру», умею пользоваться культурным эквивалентом синевы, даже если примешались какие-то полутона. Поэтому очень важно быть способным создавать, творить руками то, что предстоит увидеть, варьируя форму, условия, эталон в целом. Именно на этом настаивал Л.А. Венгер. Совсем неслучайно в его лаборатории был развернут уникальный цикл исследований в области детского конструирования. И сенсорное воспитание выступило органичной частью умственного, как и, позднее, художественного, развитие сенсорики и перцепции – становления творческих способностей.
И движение от сенсорных эталонов к образным моделям, все более и более схематизированным, а от них – к сфере символов, всем тем, чем овладевал ребенок «по Венгеру», было не простым усложнением «системы опосредствования». За сенсорным эталоном «ловится взгляд» другого человека, взрослого «рядом», который этот эталон задал и, если требуется, скорректирует. В образной модели этот «взгляд» еще присутствует в остаточном виде, но тут с опорой на нее, ребенок должен выстроить собственный взгляд на «вещи». Обобщенная помощь, из которой уже не извлечешь «конкретной рекомендации». Только сам найдешь способ действия. А символ – вовсе освобождает от конкретики «чужих взглядов», и сквозь него ребенок может лишь увидеть мир и себя в нем «глазами человечества» как своими. Восприятие превращается в воображение. Это тоже начал изучать Л.А. Венгер, а продолжила О.М. Дьяченко.
Так «по Венгеру» и, в общем, «по Выготскому». Отсечение лишнего, скульптура развития, когда «не лишним» в итоге остаешься только ты сам.
Поздравляя на заседании ученого совета друга Николая Николаевича Поддъякова с 60-летием, он сказал: «В мире много научных сотрудников, а ты – УЧЕНЫЙ». Этим словом он дорожил, потому что сам был, прежде всего, ученым. Банально, но это так: он не работал в науке, он жил ею. А те глубины, которые открывались в кабинете над книгами и рукописями, в экспериментах с детьми, Леонид Абрамович измерял ширью жизни, которую обожал, умея щедро и талантливо делиться ее счастьем с другими.
Читаем Венгера?
Владимир Кудрявцев,
доктор психологических наук, профессор
Московского института психоанализа и
Московского государственного психолого-педагогического университета,
заместитель главного редактора журнала «Культурно-историческая психология»
Портал психологических изданий PsyJournals.ru
UPD. 28.05.2025. Републикация в колонке Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"
Метки: ПреКрасные даты, немножко психологии, детворения, Педагог-и-Я, Цеховое братство, граждане моего сердца, УНИИвера, МГППУ, медиа, колонка в Вестях образования
Спасение лысых - дело самих лысых!

Пассажиры тонущего корабля барахтаются в воде, торчат одни головы. Матросы на лодке пытаются спасать их: хватают за волосы и затаскивают в шлюпку. Неожиданно рядом со шлюпкой появляется абсолютно лысая голова. Один матрос несколько секунд озадаченно смотрит на нее, затем с размаха бьет по лысине веслом:
- Б...ть, нам тут не до шуток!
Метки: любимые анекдоты Товиевича
Марш пакостроителей

(энергично, подло, скоропостижно)
Мы и пашем, и
сеем, и строим -
Строем пакостим вашему строю!
Метки: стихопотуги, экспрессии-импрессии
Что мешает орлам

- Помните, как военрук орал: "В каждом из вас сидит орел! Или разбирайте автомат, или прямо сейчас найду!"
- А как на выпускном эти яйца мешали танцевать!
Метки: апокрифиги, экспрессии-импрессии
Май Михаила Мака

Мой друг и соратник Михаил Мак помогает маю творить. По-моему, у них вместе здорово получается!



Все фото
Метки: открытия сезона, экспрессии-импрессии, природственное, артикуляции, Фотооткровения, Михаил Макаревич, tovievich.ru
Заткнитесь и слушайте

Заткнитесь и слушайте. Музыка – это разговор, большую часть времени приходится слушать. Из тех, кто умеет хорошо слушать, получаются лучшие сессионные музыканты.
Майкл Роудс, музыкант, бас-гитарист, великий труженик и скромняга сессионки, эгоборец, инструмент которого звучит с нескольких десятков выдающихся альбомов: от Долли Партон до Элтона Джона (все они считали за честь пригласить его)
Добро пожаловать в ТК МузОбраз Владимира Кудрявцева: https://t.me/muzobrazvk
Метки: Муз-ON, песни типа Yesterday, все эти хучи-кучи, ВеЛичности
Гита-победительница. К 100-летию со дня рождения Г.Л. Выгодской

В день 80-летия Великой победы мы отмечаем 100-летие Гиты Львовны Выгодской (1925–2010). Мы всегда праздновали эти дни как единый праздник. А вместе с ними еще и день рождения дочери Гиты Львовны — Елены Евгеньевны Кравцовой (1950–2020), хотя она родилась 26 апреля. Но мы ждали до 9 мая. Гита и Лена жили одной жизнью, в значительной степени посвящая ее отцу и деду Льву Семеновичу Выготскому и его делу.

Продолжить чтение на сайте В.К.
Метки: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца, немножко психологии, tovievich.ru
Молодой диплобог

Я - довольно молодой диплобог,
Да, конечно же, во мне Дарвина нет.
Деликатней о себе я напомнить бы смог,
Но обрушил лишь на вас пару комет.
Метки: экспрессии-импрессии, стихопотуги
А.Якшина, В.Кудрявцев. Счастливая встреча с Еленой Кравцовой

28.04.2025
26 апреля исполнилось бы 75 лет выдающемуся детскому психологу и подвижнице образования Елене Евгеньевне Кравцовой (1950–2020). Со временем все больше осознается масштаб потери, но еще больше – масштаб личности Елены Кравцовой, встреча с которой необратимо изменила жизнь многих. Жизнь продолжается, покуда продолжается эта счастливая встреча. А у многих она еще впереди.
На стороне ребенка и взрослого
Елена Евгеньевна всегда выступала на стороне ребенка. И, как могла «перетягивала» на его сторону взрослых. Например, заново обучая их игре. Взрослые умеют (или считают, что умеют) руководить детской игрой. А играть не умеют! В начале 90-х наблюдалась курьезная ситуация. В садики проникала «игровая» идеология, все боролись с дошкольными занятиями. И вот взрослые инспектора внимательно следили за тем, чтобы дети не сидели за столами, как в школе, а, допустим, лежали на полу и «свободно играли» на полу. За это ставили «галочку». Ясно, что педагоги привыкли к «столам», но перед проверками пересаживали детей на пол. А то, что так не всегда удобно рисовать, лепить, конструировать… творить, особо никого не волновало: проверяющие довольны, «галочка проставлена».
Елена Кравцова любила повторять фразу Владимира Петровича Зинченко, что «чиновники – это недоигравшие дошкольники». Но ведь она учила играть и чиновников. Восполняла дефицит игры, – и чиновники превращались в прекрасных управленцев!
Волшебство? Нет, просто профессиональное, качественное управление – это умение заранее решить задачу в условно-смысловом плане, еще до того, как к ее решению подтянуться исполнительские силы. Но ведь, и детская игра состоит в этом же.
Елена Евгеньевна рассказывала, что однажды ее поразил ребенок, который, зная английский язык, вдруг заинтересовался немецкими мультфильмами. Проблемы нет: нетрудно найти перевод. Но это интересно. И он выучил немецкий язык, чтобы понимать немецкие мультики, самостоятельно, раз за разом просматривая их. Интерес к мультикам превратился в интерес к языку. Произошел знаменитый «сдвиг мотива на цель», как называл это Алексей Николаевич Леонтьев. Порой он бывает «судьбносным». Японский коллега и друг Елены Кравцовой Эйдзи Камия с молодости влюбился в Чехова, прежде всего в пьесу «Дядя Ваня». Стал учить русский язык. И что же? Сегодня профессор Камия – один из ведущих японских исследователей творчества Выготского и переводчик нескольких его трудов. Вот так люди и попадают в «зону дальнего развития», так уходят в ее «даль». Это вопрос судьбы, которую призывал изучать Выготский в психологии развития.
Игровое соучастие
Вернемся к игре. Елена Кравцова учила видеть детский замысел и смысл, оберегала спонтанную детскую игру от дидактизма и желания взрослых ее причесать, сделать «полезной», обращала внимание на сущностные, но часто невидимые с первого взгляда вещи. Или – предупреждала о риске превращения игры в то, что, по словам Елены Евгеньевны, очень напоминает игру, но полноценной игрой не является.


Скажем, несложно научить даже маленького ребенка превратить кубик в лягушку, которая прыгает. Иногда кажется, что мы уже «играем». Вот лягушку захотела съесть цапля. Берем кубик побольше, а кубик поменьше для изображения лягушки должен прыгать быстрее или как-то «уворачиваться». Это посложнее, здесь уже есть сюжет. Но и этому можно научить путем показа. Но… игра – это не показ, показ – только часть игры. Чтобы играть – надо самому превратиться в лягушку, а не просто превратить в нее кубик. Вжиться в образ, в роль – этого не покажешь ребенку. Тем более, если не вживешься сам, допустим, став цаплей. Потом можно поменяться ролями. Или пусть волшебная лягушка (мы же играем!) станет в воображении огромным диплодоком. Вряд ли цапля рискнет им пообедать. А бывшей лягушке и упрыгивать никуда не надо. А еще массивный, но травоядный и добродушный диплодок может подружиться с цаплей и объяснить ей, что лягушек есть негоже. Потом ребенок сможет создавать такие ситуации не только по собственному замыслу, но и без участия взрослого. Но вначале должно быть оно – взрослое участие в игре, заинтересованное и живое.
Тут, конечно, многое зависит от возраста ребенка и соответствующего ему типа игры. Нельзя научиться играть сразу и во все. На протяжении дошкольного детства игра претерпевает колоссальные изменения, о которых подозревают не все взрослые. Елена Евгеньевна была первой, кто создал возрастную типологию детских игр и предложила способы их включения в жизнь детей и взрослых.
Красота детства и свобода «хулиганить»
Елена Кравцова одинаково трепетно относилась к своим учителям (в этом году 120-летний юбилей ее учителя А.В. Запорожца), ученикам и коллегам. Была удивительно предана дружбе. Умела влюбляться в учеников и влюблять их в детей. Трудно было сказать, где находится созданный ею Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, в Москве на Миуссах или в Подмосковье в ее доме в Верхнем Мячково, всегда полном людьми, с которыми она делала свое дело. «Правильный ответ»: и там, и там. Некоторые просто жили в подмосковным доме. А учеников он не только воспитывала, но и буквально «питала». Готовила прекрасно (а что она делала как-то иначе?). Помнила о всех днях рождениях. Чужие проблемы, которые надо срочно решить принимала как свои и решала. Ее хватало на все и на всех. Кроме себя.

Она помогала своим ученикам увидеть красоту детства. Достаточно было послушать любой ее доклад или лекцию – с таким жаром и восторгом она говорила о воображении, игре, общении детей. Всегда простыми словами и в самое сердце, протягивая взрослым руку и приглашая их в удивительный мир детства.

Свобода «хулиганить», искриться спонтанностью и при этом смотреть в глубину, придумывать новые исследования и концепции (часть почти сходу), с жаром их отстаивать, продвигая идеи культурно-исторического подхода – вот, что всегда восхищало в Елене Евгеньевне, и что объединяло людей вокруг нее.
Елена Евгеньевна не только говорила, что общение – главный источник развития, но и каждый день своим примером подтверждала этот тезис, общаясь со студентами, коллегами, поддерживая, вдохновляя, выступая посредником и Учителем, встреча с которым меняет жизнь раз и навсегда.
Дар делать подарки
Елена Кравцова обладала еще одним чудесным даром – делать подарки. Оно обожала их делать и делала это (как и все остальное) талантливо. И в виде чувства, счастья сопричастности к династии, ставшей для многих из нас родной семьей. У нас родство по линии Елены Кравцовой. Думаю, что нас сотни.
Вот и на собственный юбилей Елена Евгеньевна сделал подарок нам. Не могла не сделать. В апреле издательство «Линка-Пресс» переиздало ее книгу «Воспитание волшебников». Первое издание вышло в 2019 года и почти сразу стало библиографической редкостью. 29 апреля 2025 года в режиме онлайн состоится вебинар-презентация книги, на который мы с удовольствием приглашаем наших читателей. Подробности здесь.
Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"
Метки: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца, червокнижие, медиа, колонка в Вестях образования
Что и кого победили фронтовики нашего сердца

Альбер Камю, писатель и участник французского Сопротивления лучше многих знал, о чем говорил: «Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, - значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были... Мир прекрасен, и вне его нет спасения». Главный противник в войне - сама война. И искушение принять ее дьявольское «учение», перестав быть, чем был - человеком. У Камю есть другая мысль: война - это страшное одиночество. Война, как гиена, выхватывает слабого и обесчеловечивает его, даже сохранив жизнь. Люди воюют не друг с другом, а с войной. И побеждают не друг друга, а именно войну. В русском языке слово «мир» имеет два основных значения. «Миру - мир, война - войне» - написал Владимир Маяковский.
Читать далее на сайте В.К
Метки: сообщения-обращения, праздни, испытания историей, Человеческое в человеке, граждане моего сердца, tovevich.ru
Грясти или брести? (к юбилею Тахира Базарова)

7 мая исполнилось 70 лет Тахиру Юсуповичу Базарову, доктору психологических наук, профессору кафедры Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Заслуженному профессору МГУ.
7.05.2025
У Анны Ахматовой есть, как минимум, два стихотворения под названием «Творчество» — 1936-го («Бывает так: какая-то истома…») и 1959-го года, короткий текст которого приведем полностью:
...говорит оно:
Я помню все в одно и то же время,
Вселенную перед собой, как бремя
Нетрудное в протянутой руке,
Как дальний свет на дальнем маяке,
Несу, а в недрах тайно зреет семя
Грядущего...
Оно имеет прямое отношение к тому, чему посвящает (во всех смыслах) себя наш сегодняшний юбиляр Тахир Юсупович Базаров, и позволяет подобрать ключ к его личностному портрету. Так или иначе, Грядущее — ключевое слово ко всему, что связано с ним.
К психологии грядущего
Мы мыслим психологию в терминах будущего. «Психологический» человек — всегда гость из будущего. Даже у бихевиористов. Потому что всегда есть намеренье, цель, план, образ, мотив — всё, из чего предстоит вырасти человеку, которого пока нет. Кто только об этом ни писал. Жозеф Нюттен — даже толстую, очень хорошую книгу «Мотивация, действие и перспектива будущего». В настоящем — только след человека. Он прошел, уже выросший, готовенький, он уже в прошлом. И бессмысленного призывать его жить одним днем. Кого призывать? След?
Тахир Базаров занимается изучением совсем другого типа «человека возможного». Он занимается человеком «невозможным» — для самой продвинутой психологии, но в рамках традиции. Грядущим человеком, тем, как он становится возможным в не наступившем будущем, будь то завтра или далекая историческая даль, которую никто не может измерить, потому что «рулетка» только внутри такого человека. «Внутренний план», как известно, «производится» (П.Я. Гальперин), рождается вместе с идеями, наполняющими его смыслом, а не просто путем мистического перехода извне внутрь. И вовне он сразу внутренний. Тем более, у человека Грядущего. В ручонках младенца, которые тянутся к маме, чтобы поймать и замкнуть в маминых объятиях доступное бытие, сохранив доверие к недоступному. Маму не приближают, мама не приближается. Мама грядет со всем этим незнакомым, но заведомо чудесным миром, который она прихватит, зачерпнет в объятия.
Для младенца это неизбежно. А мы, взрослые порой не грядем, а бредем навстречу себе самим. И разбредаемся, расходимся, как корабли в море жизни. Хорошо, если не «Титаниками».
С Грядущим мы не просто не сталкивались, с ним можно разойтись как с собственной сущностью. Нам кажется, что она уже сложилась, и нам остается лишь гордо нести ее в себе. А на деле жизнь — это встреча с ней, еще не сложившейся. Возможно, именно сейчас она проходит сквозь нас. Или «мимо». Ребенка научили решать задачи определенного типа, ему было трудно, он испытывал не столько сопротивление материала, сколько непроницаемость собственной зоны актуального развития. Но вот научили, а он заявляет: «я это и так знал» (наблюдения Г.А. Цукерман). Эта «иллюзия дежавю» может говорить о многом, даже противоположном. Это может быть и ученое незнание Николая из Кузы. Но в данном случае — совсем другое. Да, ребенка научили, да, обучение протащило с трудом за собой какое-то «развитие». Но «мимо» ребенка, параллельно ему. Ему и так это было неинтересно, а когда научили, стало еще неинтереснее. В школе детям неинтересны не учебные предметы, дети не интересны сами себе средь «буднично серых людей» (М. Волошин) — взрослых, таких же неинтересных детям и себе. Будущее наступило, а ребенок и не заметил, потому что разминулся с собой-грядущим. И не во времени и пространстве. Там Грядущего не обнаружим. Из его «семени» вырастили нечто на «школьном подоконнике», вместе с кактусами. И он вырос вместе с кактусами. Отсюда и это «дежавю». Разуверить в нем человека бывает очень трудно — порой на протяжении всей жизни, которая превращается в «День сурка» (я имею в виду известный фильм Гарольда Расмиса с Биллом Мюрреем и Энди Макдауэл).

Мы с Тахиром Базаровым (я под его влиянием) для себя наложили табу на фиксацию такого человека в пространственно-временной протяженности, это чистое картезианство, хотя и неизжитое. И неизживаемое — в границах, заданных сверхмощным гением Декарта. Декарт только Спинозе по плечу. Но спинозизм по-настоящему так и не прижился в психологии, несмотря на великие теоретические усилия Рубинштейна, Выготского, Ильенкова. В них он живет, но даже в «деятельностной» психологии сплошь и рядом правит Декарт (об этом говорил Феликс Трофимович в 1995 году на Международном конгрессе по теории деятельности в Москве).
А Грядущее — это, извините за вульгаризм, «другое измерение», которым призвана заниматься психология. И работать с ним на практике. Тахиру Базарову это прекрасно удается.
План тут не работает, только готовность, в основе которой «дружба с неопределенностью». А друзьям соломок не подстилают. Только роскошное ложе, лоно человеческих возможностей. К слову, в древнекитайских обычаях было принято желать недругу: «Пусть сбудутся все твои планы!» Хочется добавить: сбудутся планы и сложится вся структура поведения (разумеется, это игра с названием известной книги Дж. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрама «Планы и структура поведения» — ярчайшего образца картезианства в психологии 20 века). Дальше только в ящик. В компьютерный корпус, для начала. И навеки.
Человек Университета и Школы
Т.Ю. Базаров не просто профессор — Заслуженный профессор Московского университета, и это не просто почетное звание. Есть Люди Университета, их нетрудно узнать сразу.
Дорогой сердцу Тахира Юсуповича Владимир Петрович Зинченко как-то рассказывал историю о том, как легендарный ректор МГУ академик-математик Иван Георгиевич Петровский принимал на работу профессоров. Каждого кандидата на профессорство он приглашал к себе в кабинет на собеседование лично. «Я просто смотрю, похож ли человек на профессора, и в зависимости от этого принимаю решение», — говорил он. Можно допустить, что, если бы Иван Георгиевич принимал бы на должность профессора Московского университета Тахира Юсуповича, то зачислил бы его «с первого взгляда». Тахир Базаров — «Человек МГУ» на «все сто», как говорил булгаковский герой поэт Иван Бездомный. Недаром Университет и его Профессор отмечают юбилеи в один год. И даже цифры у юбиляров почти совпадают, только у Университета на одну больше — 270.

Тахир Юсупович неустанно транслирует культуру и традиции Университета всюду, где бы он ни бывал. Прежде всего, это касается фактически заново созданного им в Ташкенте филиала факультета психологии МГУ, где читают лекции московские профессора (хотя уже выросла своя школа, ташкентская ветвь психологических школ Московского университета). Мне говорили ташкентские магистранты: «Мы горды быть студентами МГУ и мечтаем об одном — подойти к зданию высотки на Воробьевых горах и войти с осознанием принадлежности к нему». Мечта некоторых время от времени сбывается, когда они приезжают на Ломоносовские чтения и даже занимают первые места со своим докладами. Это дорогого стоит! И главная заслуга в этом принадлежит профессору Базарову.
В Московском институте психоанализа действует Школа практический психологии Тахира Базарова. Тахир Юсупович разделяет понятия прикладной и практической психологии. Об основаниях этого лучше узнать из его текстов. Замечу только одно. Прикладное знание — уже готовое, оно именно «прикладывается» к решению чаще всего «хронических», хотя и сложных проблем. В психологической практике рождаются новые знания, необходимые и для решения (постановки) тех проблем, о существовании которых вчера еще не подозревали или лишь смутно догадывались.
Все в полном соответствии с Л.С. Выготским («Исторический смысл психологического кризиса»): новая фундаментальная психология вырастает не в кабинетах, даже не в экспериментальных лабораториях, а на «камне, который презрели строители» — в практике (в школьном классе, в больничной палате, в производственном цеху, в зале судебного заседания… в перечислении Выготского), особенно на этапе социально-исторических переломов. И во времена Выготского, и сегодня мир переживает такие переломы. Лоб в лоб сталкиваясь с неизведанным «грядущим», которое не сводится к вееру «сценариев будущего», где остается лишь выбрать наиболее вероятный. Но здесь у психолога возникает уникальная возможность — принять участие в творении новых практик, а не просто «психологически сопровождать» те, которые не являются «психологическими».
Тогда возникает возможность говорить о «психологической практике» как особой социальной, социокультурной, где сливаются воедино другие «общественные практики». Та самая «психозойская эра», о которой писал Вернадский. Казалось бы, мы далеки от нее, дальше, чем во времена Вернадского и Выготского. Скорее, ближе к мезозою, грустно шутил все тот же В.П. Зинченко. Но можно ли осознать себя в «психозое» средствами традиционной науки, психологии? А средства новой науки (идеи, понятия, методы, методики и др.) можно создать, лишь включившись в конструирование новых практик. Где в фокусе внимания «человек на переломе, переходе», транс-субъектный, по выражению Т.Ю. Базарова, человек. К этому и нужно готовить психологов-профессионалов — работать с транс-субъектностью. И тут нельзя обойтись без золотой формулы Спинозы, любимого философа Выготского и Рубинштейна: хотите познать природу вещи — постройте (сотворите) ее. И никак не иначе. В меру сил этим и занимаются в Московской школе практической психологии Тахира Базарова. И именно потому, что сам Тахир Юсупович — великий конструктор неизведанных сущностей вещей и смыслов их существования в психологии.

И вот его слова:
Дружить с неопределенностью — это дружить с самим собой. Быть непредсказуемым в неопределенности — это быть готовым к встрече с тем, чего нет. Главное, чтобы изменить жизнь в условиях неопределенности, нужно изменить себя. Возможно, стать более непредсказуемым.
Здесь Тахир Базаров в созвучии с нашими общими друзьями — Вадимом Петровским (идея неадаптивности как надситуативной активности) и Александром Асмоловым (идея преадаптивности).
«Вызов» Асмолова (кстати, все «вызовы» от нас, из будущего нас никто не закидывает перчатками, там еще никого нет, как и самого будущего, а потому и принимать нечего): «На любую неопределенность мы ответим еще большей непредсказуемостью». Прежде всего — для самих себя. Это всего лишь призыв к развитию, а не фрондерство. Тезис Базарова о дружбе с неопределенностью означает то же самое. Только Тахир Юсупович специально подчеркивает «дружественный характер» отношений с неопределенностью. В то время как здравый смысл и традиционная наука призывают ее гасить. Из этого пока ничего не получалось. Относится это как к индивиду, так и к общности. Организационная психология Тахира Базарова строится на этом.
Майский запах распустившихся почек
Тахир Базаров недавно ввел новый конструкт — «зона грядущего развития» (ЗГР). Цитирую по нашей научной переписке (он любит этот жанр). «Зона ближайшего развития (ЗБР), утверждает он, это реальность взрослого (родителя или учителя). ЗГР — это реальность ребенка или учащегося. Он не знает, что «за поворотом», в отличие от взрослого. И для него это каждый раз неожиданная неожиданность. Пока... он сам не проведет кого-нибудь через неизведанное. Но и в этом случае он ЗГР ведомого конвертирует в ЗБР, поскольку методики иной нет. Или есть? И мы ее знаем?»
Неудивительно, что Смысл учения очень прост, а феномен крайне редок. Философ и востоковед Александр Пятигорский приводил эпизод. Ученик дзен сетует своему дзеновскому наставнику: «Я усердно медитировал, я постился год, а просветление не наступает». А тот ему ответ: «Ты НЕ ТАК медитировал, ты НЕ ТАК постился». Ученик в растерянности: «А как, Учитель? Я делал ровным счетом все то, что советовал мне ты, что показывал!» А Учитель говорит: «Когда ты будешь знать КАК, это будешь уже не ты».
Да, можно научить медитировать, можно научить поститься — даже не по шаблону, а ставя какие-то новые хитрые задачи. Но умение медитировать в сумме с умением держать пост и еще массой самых разных умений не дает просветления. Потому что пока они принадлежат тебе сегодняшнему, а как распорядишься ими ты завтрашний, не может знать ни ученик, ни учитель. И никто не ведает, чем это станет для тебя завтра. А если бы знали, если бы ведали — зачем учиться и учить? Распорядиться всем этим и принять его результаты «по-завтрашнему» и значит научиться.
Мы придумали (заимствовали) «компетентностный» подход («русскоязычные» уши почему-то не вянут, а пропускают, не фильтруя). «Прописываем», как говорят педагоги, компетенции на ближайшее будущее. И не задумываемся, кому они будут принадлежать, кто ими будет распоряжаться, «что за поворотом»? А зачем? По умолчанию предполагается (в духе худших образцов советской педагогики, но с использованием западной терминологии), что образ этого некто уже будет задан в компетенциях. А если за поворотом встретится кто-то другой?
Ты прочитал книгу сегодня, что-то понял, что-то нет — это одно. А завтра она стала «точкой опоры», и ты перевернул свой мир — это другое. Или не перевернул, но уже понимаешь, почему не нашел в книге «точки опоры». Это тоже важнейший опыт учения. И тут «Восток и Запад сходятся», как не противоречит друг другу смысл просветления и просвещения. А дзеновский ученик напоминает нашего школяра с его «дежавю».
Учение — не продвижение в материале, который сам «продвигается» по мере роста сознания. Даже не развития мышления, если его рассматривать само по себе. Учение «ума прибавляет» лишь постольку, поскольку «прибавляет» сознания. Точнее — самосознания. Самосознания себя меняющимся. А ум находит источник и инструменты этого изменения в материале. За пониманием периодического закона или даже простейших правил грамматики — новое мировидение и, так сказать, «самоощущение», которого не было еще вчера. Рост сознания, самосознания и является главным эффектом учения. А он — событие.
Поэтому не стоит удивляться тому, что учение — редкий феномен.
В итоге каждый из нас знает и умеет делать массу вещей, но, по большому счету, научен очень немногому. Зато самому важному, благодаря чему владеет этими знаниями и умениями.
70-е, май, конец учебного года. Я плетусь по 2-й Пугачевке из школы понурый, выдоенный, вымотанный двумя ненавистными геометриями. И вдруг на полпути осознаю, что ПОНЯЛ доказательство теоремы. Нет, я не ДУМАЛ, не мог даже и помыслить, что ДУМАЮ о таком, тем более после четырех часов учебной пытки. Само ДУМАЛОСЬ, «за меня», «кем-то другим». А ведь мне казалось, что доказательство понятно всем, даже прохожим, и только я, такой безнадежный тупица, не понимаю! И в этот момент я почувствовал запах лопнувших, распустившихся почек после дождя, незабываемый, неподдельный запах начала мая. Мне стало радостно, я ускорил шаг, почти побежал... «Эврика!» После этого у меня никогда не было проблем с геометрией. Отныне она пахла для меня майским взрывом почек, освеженных дождем. Или уже не для меня?

В эту чудесную пору 7 мая, в той же Москве, но в других годах родился Тахир Базаров. Мы еще не были знакомы. Но уже было Грядущее.
С «ТЮБилеем», дорогой друг, в тенденции — до университетских 270!
Психологическая газета
Под названием "Тайные семена Грядущего" текст опубликован на портале Psyjournals.ru.
Метки: ПреКрасные даты, Цеховое братство, граждане моего сердца, УНИИвера, МГУ, Московский институт психоанализа
Что такое педагогика
Метки: ИМХОризмы, Педагог-и-Я, УНИИвера, МГПУ
А вдруг это первый взгляд?

«Хипстер» 1965 года образца отоваривается в магазине «Овощи-фрукты» на улице Горького (нынешней Тверской). Фото: дзен.ру
15.04.2025
Вот мальчики – им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.
Белла Ахмадулина
И в самом деле – а вдруг? «Хипстер» 1965 года образца отоваривается в магазине «Овощи-фрукты» на улице Горького (нынешней Тверской). Кто-то скажет: постановочное фото для журнала, пропагандирующего советский образ жизни. Возможно. Уж больно профессиональная съемка и аппаратура. Изобилие и чистота. Даже гири не портят картинки. В общем, «витрина» во всех смыслах. На улице Горького тогда все было витриной, даже если никто не снимал.
Но девушка! И настроение снимка. Привлекли актеров (а заодно и режиссера) из ближайшего театра, которых в этом районе было не меньше, чем магазинов «Овощи-фрукты»? Тогда девушка – гениальная актриса. Да и «хипстер» (театральный жест!) подозрительно выразителен, как и вся мизансцена.
Сегодня картинки куда совершеннее, выбор куда шире, чистота куда стерильнее (до первого придирчивого клиента или визита СЭС по сигналу). Но так не играют. Так не снимают. Не потому что не умеют. А потому что другие люди, другие чувства. Другие «хипстеры, другие девушки. Замечательные – для своего времени.
Почти не нужно «постановочности» – мы живем в обществе сплошного спектакля (иногда кукольного). Того самого спектакля, который – нет, не предрекал, а констатировал как состояние общества, французский философ и режиссер Ги Дебор в книге, которая вышла в Париже в издательстве «Бюше/Шастель» ровно через 2 года после того, как был сделан этот снимок в Москве. Сейчас ее можно прочитать по-русски, в т.ч., в Сети. Хотя больше чем за 40 лет до этого Якоб Морено создал свою социодраму как метод терапии, в котором прочитывался путь облагораживания человека, а через него и всего общества силой воображения людей. Если Морено – ироничный оптимист, то Ги Дебор – пессимистичный, временами беспощадный критик. Его «общество спектакля» – омертвляющая имитация живых человеческих отношений и смыслов. Возведенная в норму жизни. А на фотографии (если она постановочная) – чистый Станиславский (да и Выготский), у которых театр – не просто жизнь. Он живее жизни, ибо переживание жизни.

А это – та же Москва, те же годы, те же «овощи-фрукты». Явно не «постановка», хотя «подсмотрел» это Владимир Матусевич, не только великий фотохудожник, но еще журналист и литератор. Подсмотрел – и увидел. Увидел то, что не успевают заметить другие – жизнь, судьбу, истории, характеры. Время. Не плохое, не хорошее – просто время, где есть разное. Вот сейчас бабушка найдет что-то вкусненькое, хотя по сезону (весна? апрель?) задачка не из простых, и, может, побалует внука. Это сейчас манго и авокадо круглый. А, может, ищет что-то для борща на всю семью? А вдруг внук обожает бабушкин борщ и запомнит его на всю жизнь, но пока отвлечен мороженым? Такая вот, как принято нынче говорить у специалистов, «визуальная социология».
Это тоже где-то в центре. Где на уличной «точке» дядька в ушанке, а не та девушка, ради которой можно забыть обо всех условных «авокадо» (которых нет в СССР), лишь увидев ее за прилавком.
А где-нибудь в Бирюлево тетя Клава в прокисших парах овощного отдела «покрывает» не очень трезвого (или вполне трезвого, даже вовсе не пьющего) дядю Славу, который имел неосторожность заметить, что картошка проросла и вообще гниловата. Не потому что «много вас тут таких ходит», а потому что одинока, – своевременно не поймала своего «первого взгляда». Она не про «много» – про себя. Конечно, это не очень профессионально, если работаешь с людьми. Но жизнь не заглядывает в трудовую книжку. Как говорил один ребенок, «баба Яга не злая, просто она старенькая и больная, ей нужно помочь».
Это тоже жизнь. А в ней всегда есть место для первого взгляда (он только на две пары глаз и на два сердца), который пристально следит за тобой. Будь немножко художником и посмотри.
Оторвись на секунду от смартфона, выплюни из ушей наушники, с которыми срослись не только уши, но и очи твои. Сбрось пелену обманчивых шаблонов и не зарекайся! «Зорко только сердце». Слушай его – и увидишь.
Особенно, весной, особенно, в апреле.
Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"
Метки: Человеческое в человеке, любовь добра, открытия сезона, Aprieally!, Фотооткровения, медиа, колонка в Вестях образования
Весенняя победа лета над зимой

Май – это весенняя победа лета над зимой. По официальному календарю – еще и трудовая. По обычному – просто победа.



Фото Гульшат Уразалиевой
Метки: открытия сезона, У дачи и внутри
Мы в наши лучшие часы

Под занавес апреля – джаз, который празднует свой день во всем мире сегодня.
Джаз не требует слушательской подготовки, в него не надо «въезжать», как в современный академизм. Нужно просто принять разнообразие звучащего мира, вслушаться в него, прислушиваясь к себе и насладиться собой, вслушавшимся и вдруг услышавшим… Всего лишь имейте уши!
Читайте все, слушайте и смотрите в рубрике Владимира Кудрявцева "МузОбраз", в электронной газете "Вести образования"
Еще больше музыки и рассказов о ней в телеграм-канале "МузОбраз Владимира Кудрявцева"
Метки: праздни, Муз-ON, медиа, МузОбраз, детворения, Педагог-и-Я
Почему мартовские мимозы называют метелочками

Вот почему мартовские мимозы называют метелочками. К маю малышки подрастают. Кстати, 8 марта - это день, а ночь где? Праздничная весенняя ночь... Всех наших нежно любимых - с профессиональным! 8 марта - все-таки любительcкий праздник.
Метки: праздни, ladies first
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу