Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки
Suhrob Rustamov, 06-02-2012 17:25 (ссылка)

Взаимоотношения с Барки Точик

Здравствуйте друзья, 
Хотелось бы получить информацию, касательно прав потребителей при взаимоотношениях с Барки Точик(БТ). Ниже привожу некоторые выборки из нормативно-правовых документов РФ, и хотел бы получить ссылки на правовые документы РТ. 
Вопрос возник из-за того, что сегодня (06.02.2012) контролер пришел и отключил электричество, а на улице температура днем -5 ночью должно быть -15. С контролером проблему урегулировали, но вопрос остается: на сколько его действия обоснованы и какие предварительные предупредительные меры и санкции должны исходить от представителей БТ до отключения электричества

С уважением,
Сухроб

============================================
В соответствии со ст. 67 Жилищного Кодекса РФ наниматель
жилого помещения по договору социального найма обязан: (пп. 5 п. 1 ст. 67)
своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Оплачивать электроэнергию также Ваша обязанность.
Между Вами и энергоснабжающей организацией заключен договор
электроснабжения. Это договор может быть заключен напрямую (2 стороны) или
через посредника (существует 3 сторона- посредник).
По договору Электроснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать
абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент
обязуется оплачивать принятую энергию. ( П.  1 ст. 539 ГК РФ)
Вопросы отключения электроэнергии за неуплату урегулированы Постановлением
Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования
розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования
электроэнергетики" (далее Постановление).
В соответствии с п. 178 данного Постановления в случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по
договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии)
ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке:
а) при наличии технической возможности применяются меры по частичному
ограничению режима потребления. Не менее чем за 15 дней до предполагаемого
введения такого ограничения гражданин-потребитель должен быть уведомлен о
частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения
(неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в
определенный в уведомлении срок;
б) при возникновении задолженности по оплате электрической энергии
гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик
(энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении
режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до
истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа
которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима
потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение
самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего
питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не
позднее, чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима
потребления;
в) если задолженность не погашена (не оплачена) в указанный в уведомлении
срок, соответствующая организация вправе ввести полное ограничение режима
потребления.
 Таким образом, отключить  электроэнергию можно, но необходимо соблюсти
процедуру (то есть уведомить Вас заранее и дать срок на погашение
задолжности).
Если процедура соблюдена, то действия организации по предоставлению
электроэнергии правомерны. 



Обращайтесь в наши офисы для защиты своих прав и интересов!

Уважаемые участники сообщества, для защиты Ваших прав и интересов, как ПОТРЕБИТЕЛЯ, в трёх регионах нашей республики действуют горячие линии, к которым Вы можете обращаться по телефону, либо непосредственно в офис. НАШИ УСЛУГИ БЕСПЛАТНЫ!!! Ниже приводятся контактные данные этих офисов:

734002, Таджикистан
г. Душанбе, пр. Рудаки 137 оф.501
Тел: +992 (37) 224 14 11Тел.факс + 992 (37) 224 14 04 E-mail: constaj@rambler.ru
Худжандский офис735716, Таджикистан   г. Худжанд, 28 мкр, зд.1 офис 401Тел.факс: +992 (3422) 5 55 52E-mail: constaj@yandex.ru
Курган-Тюбинский офис735140, Таджикистан   г. Курган-Тюбе, ул. Сино 4Тел.факс: +992 (3222) 2 94 62E-mail: constaj@bk.ru

Без заголовка

Здравствуйте, куда мне можно обратиться за консультацией На Корвоне в Элеганте купили туфли сыну за 50 &  Он их одел дошел до дороги и они порвались Что делать? Как грамотно поступить. Куда обратиться?

Сотовая компания обманывает клиентов!!!

Сотовая компания обманывает клиентов и "наживается", сумма приличная. Помогите я пытался что-то сделать по-мирному, но они не хотят признавать законные интересы клиентов. Вот такая хренотень....Люди!!! кому интересно, кто за справедливость - пишите или звоните 91 959 8885   

настроение: Взбешенное
хочется: справедливости....
слушаю: стук клавиш

Метки: для них закон не писан....

Создавайте ТСЖ в своём многоквартирном доме!

Товарищество собственников жилья  -  самый эффективный способ управления многоквартирным домом!


За справками обращайтесь в  офис Союза потребителей  Таджикистана!

Практические рекомендации по защите прав потребителей





Дорогие друзья! 



Каждый из нас в этой жизни, зависит
от многих вещей, необходимых ему, для того чтобы жить, трудиться, отдыхать. И
их нам приходится покупать. Порой незаметно и неосознанно мы покупаем. Садясь
на маршрутное такси, добираясь до работы, мы пользуемся услугами общественного
транспорта, покупая новую видеокассету с любимой комедией, покупая на рынке
зелень, огурцы и помидоры для домашнего салата, мы всюду выступаем
потребителями. Потому что все купленное мы обычно потребляем, куртки одеваем, в
холодильниках храним продукты, слушаем музыку, на купленном новом магнитофоне.
Конечно, мы как потребители вступаем в отношения с продавцами. А любые
отношения предполагают определенные права и обязанности обеих сторон. Как с
честью выйти из простых житейских ситуаций, с которыми мы встречаемся каждый
день: если телевизор, на который долго копила вся семья через пару дней
перестал показывать, если в химчистке вам выдали вашу куртку, но уже почему-то
без карманов, или если вы почувствовали себя плохо, после праздничного
сливочного торта, купленного вами на день рождения любимой дочки, если рейс
самолета, на котором должен был улететь ваш друг, вдруг отменили. Такое случается
с нами каждый день, и никто не застрахован от таких ситуаций в жизни. И,
обычно, после случившегося трудно выяснить кто прав, а кто виноват.


Основу наших правоотношений в этой
области представляет  закон «О защите
прав потребителей» Республики Таджикистан. И только применяя данный закон на
практике, мы с вами сможем не только знать, как действовать в таких ситуациях,
но и как не попадать в большинство таких случаев.


 


 



С пожеланиями успеха,



Исполнительный директор



Союза потребителей Таджикистана



Бахадур Хабибов



 



 



 



 



Кто такие потребители?


Каждый человек в современном
мире пользуется предметами, кото­рые он приобрел за деньги. Посмотрите дома
вокруг себя: вот шифоньер, купленный в мебельном магазине, вот инжир,
принесенный с базара, вот старенький телевизор, который недавно отремонтировали.


Все эти вещи нужны нам, чтобы
пользоваться ими, т. е. их потреб­лять. В каждый момент нашей жизни мы что-то
потребляем: одежду, которую мы носим, пищу, которую едим, кровать, на которой
спим. Мы потребляем также телефильмы, которые смотрим, музыку, кото­рую
слушаем, телефонную связь, которой пользуемся, услуги туристи­ческого
агентства, которое избавляет нас от хлопот по организации собственного отдыха.


Приобретая что-то за деньги,
мы выступаем в качестве потребителей. И как потребители вступаем в отношения с
другими людьми. А любые отношения предполагают взаимные права и обязанности.
Именно таким правам и обязанностям и посвящено это издание.


Потребитель
- это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (работу, услугу) для
личных (бытовых) нужд.



Вы можете спросить: а почему
мы называем потребителем только гражданина, а не организацию, купившую,
например, компьютеры для установки в офисе? Да, организация тоже может
приобретать товар за деньги и в экономическом смысле является потребителем. Однако
в этом издании мы будем говорить о потребителе как о частном лице, граж­данине,
а не организации. Потребитель-гражданин ведет себя на рынке не совсем так, как
потребитель-организация.


Связано это с тем, что
интересы фирм всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты и т. д.).
Потребитель, как пра­вило, такой профессиональной поддержки не имеет и вынужден
защи­щать свои права самостоятельно. Кроме того, организация, которая приобрела
некачественный товар, может переложить свои потери на других потребителей,
например, увеличив стоимость собственной про­дукции. Потребитель же вынужден
сам расплачиваться за неприятнос­ти, связанные с покупкой некачественного
товара или услуги.


Потребителем является не только человек,
который уже приобрел то­вар и использует его, но и тот, кто только собирается
это сделать. Это означает, что, если вы обратились к продавцу с просьбой
показать то­вар и рассказать о его свойствах, вы уже стали потребителем, а
значит, обладаете определенными правами.


И последний момент. Человек является
потребителем в том лишь случае, если он приобрел товар для личных нужд. Очень
часто один и тот же товар может использоваться как для личного потребления, так
и для предпринимательской деятельности. 
К примеру, вы купили удачно велосипед в городе и приезжая в родной
кишлак Вы собираетесь перепродать его соседу немного дороже, в этом случае
потребителем становиться уже Ваш сосед, а Вы сами продавцом. Конечно, на
практике бывает сложно определить, с какими именно целями вы покупаете товар.
Однако в случае возникновения конфликта надо иметь в виду, что, если будет
доказано, что вещь использова­лась вами как предпринимателем, вам будет сложнее
отстоять свои права.


 


Почему
рынок не решает всех потребительских проблем?


Потребители — огромная сила.
Посмотрите: во всех газетах, журналах, на радио и телевидении тысячи фирм
предлагают нам, потребите­лям, свои товары и услуги. Они зависят от нас: если
никто не будет покупать их товар, то они разорятся. Поэтому продавцы и
производители идут на всевозможные уловки, публикуют рекламу, снижают цены,
расширяют набор услуг — и все это для того, чтобы к ним пришли по­требители. Мы
же, потребители, независимы — нас никто не может за­ставить купить тот или иной
товар. У нас есть выбор: мы всегда можем пойти в магазин, где - то, что нам
нужно, лучшего качества или прода­ется дешевле. Мы как потребители влияем на
продавцов через наш спрос. Спрос — это количество товаров определенного
вида, которое покупатели готовы ку­пить при определенном уровне цен на них.
Спросу
противостоит предложение — количество товаров, которое продавец готов предложить
для про­дажи при определенном уровне цен на эти товары.
Чем больше спрос на
конкретный товар, тем лучше продавцу. Соответственно чем ниже спрос, тем ему
хуже. Итак, только в условиях рынка мнение потребителя о ценах и каче­стве
товаров и услуг становится для продавца "руководством к дейст­вию".


Однако даже рынок не
гарантирует потребителю, что он приоб­ретет товар именно того качества, какого
хотел бы, что услуга, на ко­торую он рассчитывает, окажется выполненной вовремя.
Причем далеко не всегда потребителя обманывают — очень часто он обманывается
сам. С чем это связано? Потребитель, как правило, — непрофессионал. Он далеко
не всегда детально разбирается в тех товарах, которые хотел бы купить. Продавец
же — даже частное лицо, а тем более организация, — специалист в области
торговли. Например, вы покупаете маг­нитофон раз в пять лет, а продавец продает
десятки магнитофонов в день. Так кто из вас лучше разбирается в магнитофонах?


Потребитель далеко не всегда может
объективно оце­нить потребительские качества товара, но он запоминает красивую
рек­ламу и готов руководствоваться ею, принимая решение о покупке. Кроме того,
продавец лучше, чем потребитель, информирован о продаваемых им товарах: он
точно знает, свежая ли у него колбаса, ис­правный ли телевизор. Потребитель же
либо оценивает качество товара или услуги в соответствии с собственными
знаниями (которые, как мы уже говорили, ограниченны) и здравым смыслом, либо
верит про­давцу на слово. Итак, продавец в чем-то сильнее, чем потребитель. Но
и продавец не может жить без потребителя. Так от чего же зависит реальное соот­ношение
сил на рынке? От чего зависит соблюдение интересов потре­бителей? В первую
очередь от самих потребителей, от их умения пра­вильно вести себя в различных
ситуациях, знания своих прав, умения отстоять свои интересы.


Но бывают случаи, когда сам
потребитель не может заставить продавца более внимательно относиться к своим
интересам. И тогда на помощь приходит закон. Во многих странах мира есть
законодательство, защищающее права и интересы потребителей. Подобное законо­дательство
есть и в нашей стране. Основной "потребительский" закон — закон
"О защите прав потребителей" Республики Таджикистан от 15 мая 1997
года, новая редакция с изменениями и дополнениями  которого была принята 9 декабря 2004 года.


Настоящий закон довольно
жестко и справедливо определяет границы взаимоотношений при купле-продаже,
налагая взаимные права и обязанности. Но закон действует только в том случае,
если потребители знают свои права и стремятся их защитить, значит, все зависит
от самих по­требителей, т. е. от нас с вами. Цель данного издания Союза
Потребителей рассказать о законе и дать практические рекомендации по его
применению.


Покупки сегодня потребителями
делаются в основном на базаре, или в магазинах, поэтому предлагаются советы,
как вести себя, как осуществлять покупки товаров, чтобы не допустить нарушение
ваших прав.  


 


Когда мы покупаем на базаре


Восточная мудрость гласит «Базар – отец
твой и мать твоя». Большинство наших покупок мы делаем на базаре. Мы не представляем
себе жизни без базаров, мы знаем, что чаще всего товары на базаре дешевле, мы
любим торговаться. Но также мы должны помнить и другую восточную мудрость
«когда что-либо покупаешь, надо покупать соразмерно выгоде и убыткам». Остановимся
на некоторых моментах при покупке на базарах:


*      
Мы уже говорили,
что бывают случаи когда, вы приобретя товар у продавца сегодня, рискуете не найти его на базаре завтра.
Поэтому важно помнить то, что любой предприниматель, торгующий на рынке должен
иметь специальный документ разрешающий ему заниматься торговлей – патент или
лицензия. Или же если продавец  является
представителем какой-нибудь фирмы, то над его торговой площадью, павильоном,
ларьком должна быть соответствующая вывеска. Так что если вы покупаете
какой-нибудь дорогостоящий товар, прежде узнайте, есть ли у продавца
соответствующее разрешение на торговлю. Риск, того, что его не будет завтра на
месте, снижается. Однако конечно это не станет вам гарантией, что товар,
продаваемый им, хорошего качества.


*      
В магазинах
должно выставляться время его работы чего, конечно, мы не видим на рынке. Время работы предпринимателей на базаре
обычно не лимитировано.
Однако стандартное время их работы, обычно
определяется администрацией базара (базарными комитетами), согласно времени
функционирования базара в целом. Кроме того, администрация базара предоставляет
в аренду места для торговли, закрепляя каждое торговое место за определенным
предпринимателем.


*      
При покупках не
надо стесняться. Ибо говорят: застенчивость
уменьшает хлеб насущный
. То есть спросите о товаре все, требуйте всю
информацию, которая вам необходима для покупки и дальнейшего использования
этого товара. Это право закреплено за Вами в вышеупомянутом законе, статьи с 9
по 12.


*      
Покупайте товары с инструкцией приложенной на понятном
для вас языке.
Понятно, если вы
купите товар, а инструкция к его последующему использованию будет на китайском
языке, то вы вряд ли сможете его использовать.


*      
Никогда не спешите с покупкой. Чем больше территория базара, тем больше продавцов,
чем больше продавцов, тем больше у вас шансов купить дешевле, да и выбор
больше.


И,
наконец, помните:



·  Не гонитесь
за дешевым товаром. Обычно чем дешевле товар, тем хуже у него качество;



·  Но и дорогой
товар не всегда гарантия качества товара.



А отсюда вывод, где
бы вы ни покупали: в дорогом фирменном магазине, или на базаре, требуйте документ, подтверждающий ваше
приобретение.
Потому что это ваша гарантия, и вы всегда можете вернуть товар,
если он окажется плохого качества. Понятно,
не все предприниматели имеют сегодня достаточно средств, чтобы купить кассовые
аппараты. Однако в этих случаях они могут вам выписать квитанцию или расписку о
том, что вы купили, с указанием даты, суммы, фамилии и номера патента или
лицензии продавца. Это также является юридическим документом, подтверждающим
факт вашего приобретения. Ну, а на крайний случай, особенно при покупке дорогостоящих
товаров, покупайте при свидетелях.


 


 


 


 


Как покупать в магазине


У
Ходжи Насреддина спросили «Чем отличается базар от магазина». Ходжа ответил
«Ничем, там продают, здесь продают. Только базар живой, он двигается и кричит».
Магазин тоже торговое предприятие. Обычно отличие от
базара, как заметил Ходжа Насреддин он стоит на месте и в отличии от базара у
него есть график работы, есть  ценники на
товарах, вывеска, ну может обычно чуть меньше людей, чем на базаре. Кому-то
нравиться больше покупать в магазине, кому-то больше нравиться покупать на
базаре, а для кого-то нет разницы, где покупать, просто они идут туда, где
ближе.


Мы уже говорили, что, прежде
всего надо обратить внимание на то, с кем вы имеете дело. При входе в магазин
внимательно посмотрите на вывеску, на ней должны быть название магазина, адрес
(место нахож­дения), режим работы. Конечно, если вы покупаете товары в соседнем
магазине, вам необязательно запоминать его адрес. Осо­бенно важно запомнить или
записать адрес магазина в том случае, ес­ли вы покупаете дорогостоящий товар.


Мы уже неоднократно говорили
о том, на что надо обращать вни­мание, выбирая товар, и что даже в самых
дорогих и хорошо оформленных магазинах товары могут оказаться, мягко говоря,
некачественными.


В продовольственных
магазинах, как и на продовольственных рынках, самое главное правило потребите­ля
— всегда проверять срок годности товаров. Срок годности товара указывается на
упаковке.  Бывает, что торговцы по
халатности или даже умышленно, нарушая Закон "О защите прав
потребителей", реализуют просроченный товар. Но возможно, что срок
годности на момент по­купки еще не прошел, но истекает в ближайшие дни. Поэтому
лучше выбирать товары с некоторым "запасом" в сроке годности. Это осо­бенно
важно, если вы покупаете большое количество товара, а также при покупке мясных,
молочных продуктов, консервов.


Обращайте внимание на
целостность упаковки товара: если видно, что коробку уже открывали, то лучше
воздержаться от покупки.


 


 


А теперь поговорим о том, как практически применять закон
«О защите прав потребителей» в разных ситуациях.



 


Итак,
как вести себя если...



…товар вам не подошел


А что делать, если вы купили
джинсы, которые оказались на пару размеров меньше, чем нужно? Или если туфли,
приобретенные в по­дарок сестре, не подошли по цвету к юбке? В этих случаях,
согласно статье 25 «Право потребителя на
обмен товара надлежащего ка­чества», закона «О защите
прав потребителей» от 9 декабря 2004 года, вы имеете право в течение 14 дней
обменять непродовольственный товар в магазине, или на базаре, где он был
куплен, на аналогичный. Аргументом может слу­жить то, что товар не подошел вам
по форме, цвету, размеру, фасону, габаритам или комплектации.


Товар, который вы собрались
менять, будет снова выставлен в будущем для продажи. Поэтому обменивать можно
не все товары. Товары, которые при примерке теряют какие-нибудь потребительские
свойства (чулочно-носочные изделия, к примеру) не подлежат обмену и возврату.


Если вы хотите обменять
качественный товар, то помните:


1. Товар не должен был быть в
употреблении. Если вы носили туфли три дня, то право на их замену из-за неподходящего
цвета у вас пропадает.


2. На товаре должны быть сохранены все
фабричные пломбы и яр­лыки, а также его упаковка.


3. Обязательно сохраните товарный или
кассовый чек, квитанцию, что является подтверждением факта покупки именно за
эту цену, именно в этот день именно у этого продавца.


В случае, если аналогичный товар
отсутствует в продаже в мо­мент обращения потребителя к продавцу, то согласно
части второй статьи 25 данного Закона, Вы вправе по свое­му выбору расторгнуть
договор и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы, либо обменять
товар на аналогичный при первом поступлении соответствующего товара в продажу.


Помните, что это относится
только к качественным товарам, которые не подошли лично вам. О товарах
некачественных — разговор особый.


 


…товар оказался
некачественным


Наверно часто у вас бывали
случаи, когда вы, выбрав сорочку, приходя, домой замечали, что один рукав
оказался надорванным, или сливочное масло купленное вами оказалось испорченным,
или телевизор через месяц другой вдруг переставал показывать или пропадал звук.
То есть вам продали товар с недостатком и товар не соответствует стандартам,
условиям договора или требованиям, обычно предъявляе­мым к подобным товарам. В
соответствии с Законом «О защите прав потребителей», статьи 18 «Последствия продажи товара ненадлежащего
качества» потребитель, которому продан товар ненадлежащего ка­чества,
если это не было оговорено продавцом, вправе по своему вы­бору требовать:


·        
безвозмездного устранения недостатков товара или возмеще­ния
расходов на исправление недостатков потребителем либо треть­им лицом
(бесплатный ре­монт);


·        
соразмерно уменьшения покупной цены. К примеру, если вы обнаружили, что в
вашем холодильнике не работает один из режимов, который вам в принципе не
нужен, то можете обратиться к продавцу с требовани­ем возврата части уплаченной
за покупку суммы — размер скидки оп­ределяется по согласованию сторон;


·        
замены на товар аналогичной марки (модели, артикула). Причем ес­ли цена на товар с момента
покупки возросла, с вас не имеют права требовать доплаты.


·        
замены на тот же товар другой марки (модели, артикула)
с соответствующим пересчетом покупной цены.
В этом случае цена товара пере­считывается: если выбранный
вами товар дороже, то вы доплачиваете, если дешевле, то доплачивают вам.


·        
расторжения
договора и возмещения убытков.


Если товар весит более 5 кг,
его доставка для ремонта или обмена должна осуществляться за счет продавца. Вы
можете либо попросить магазин прислать машину за вашим холодильником, либо
довезти его сами, но, подтвердив свои затраты документами, потребовать у мага­зина
компенсировать расходы по доставке.


Требования о замене, ремонте
или возврате денег за товар с недо­статками потребитель вправе предъявить в
течение гарантийного сро­ка, а если срок не установлен, то в течение срока
установленного законом.


Имейте в виду, что магазин
имеет право провести экспертизу и ус­тановить причину повреждения товара. Если
недостаток в товаре воз­ник по вашей вине (вы неправильно пользовались товаром,
уронили на пол, залили водой и т. п.), то ремонтировать товар вам придется за
свой счет.


 


Как отстоять свои права


Конечно,
идеальным будет вариант, когда ваши права не будут нарушаться. Однако всякое
бывает, поэтому если так уже случилось и ваши права нарушены, или вам так
кажется, чтобы дойти до истины действовать вам надо следующим образом.


Если вы на базаре, либо в магазине, вы знаете что
продавец, предприниматель, собственник торговой точки перед вами в одном
лице  то можете:


*      
устно объяснить, где именно он нарушил ваши права.
Знайте, что часто сами предприниматели могут не знать о ваших правах. Поэтому
вы можете кратко объяснить ему о его правонарушениях. И попросите его
удовлетворить ваши претензии. Часто у нас на базаре это вопрос решается именно
в таком порядке.


*      
иногда вас могут не понять и на ваши устные доводы
просто не обратить внимания. Тогда вы составляете письменную претензию в двух
экземплярах (один оставьте у себя, с пометкой продавца, что он её получил),
приложив к ней копию документа (товарный чек, кассовый чек), подтверждающего
факт покупки. Пример претензии мы поместили ниже. По закону в течение 10 дней
вы должны получить ответ на вашу претензию, независимо от того положительный
ответ или отрицательный.


*      
если принять претен­зию у вас отказываются, то
пошлите ее по почте письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.


*      
вы не получили ответа на вашу претензию. Что же
бывает и такое. Или же получили, но отрицательный ответ, но вы до сих пор
считаете, что ваши права нарушены. Тогда вы можете обратиться в суд. Но, как
правило, продавцы в добровольном порядке идут на удовлетворение законных требований
потребителей.


 


Резонно возникнет вопрос, как обратиться в Суд? В этом
случае Вы можете обратиться или в общественную организацию по защите прав
потребителей, или в отделение местного антимонопольного органа, которые помогут
Вам в защите Ваших прав и интересов.


 



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Образец претензии


Директору
_________________________________


            (наименование торговой организации)


От
гражданина _____________________________


                                                         (ФИО)


проживающего
по адресу_____________________


 



Претензия



____________________________________
я купил(а) в вашем магазине


                         (число, месяц, год)


_____________________________________________________________



(наименование товара)



что подтверждается имеющимся
документом (товарный, кассовый техпаспорт и т.д.). Тем самым между мной и Вашей
организацией был заключен договор купли-продажи, ______________________.
Заплатив за ______________________сумму в размере ________ сомони, я все                                                 


        
(наименование товара)



свои
обязательства перед Вашим магазином выполнил(а).


_________________________купленный
мной в Вашем магазине товар


          (число,
месяц, год)



вышел
из строя _______________________ т.е. оказался с недостатком.


                                       (указать, вид дефекта)


В
соответствии с п.____ ст.____ Закон РТ «О Защите прав потребителей» требую:


1._______________________________________________________



(указывается одно из требований,
предусмотренных одним из пунктов



части 1 статьи 18 Закона)



2.Возместить убытки,
причиненные мне вследствие продажи товара ненадлежащего качества в размере
_________ сомони.


Если мне откажут в удовлетворении моего законного
требования, я оставляю за собой право обратиться в суд с исковым заявлением о
при­нудительном выполнении моих требований, о взыскании неустойки в размере 1%
за каждый день просрочки (за задержку), а также о взыскании ком­пенсации
морального вреда, причиненного мне вашими незаконными действиями.


 


             Число_____________                 
Подпись_____________


 


 


 


Примечания


*       
Если товар
приобретен Вами у индивидуального предпринимателя работающего на основании
патента, на базаре, то в обращении можете указать его имя фамилию и номер
патента. 


*     
Возмещение убытков
Вы можете потребовать независимо от предъявления требований, указанных пунктов
части 1 статьи 18 Закона «О защите
прав потребителей».


*     
Не рекомендуем
предъявлять сразу два альтернативных требования организации продавца, поскольку
это может затянуть исполнение обязанностей.


 



Закон Республики Таджикистан "О защите прав потребителей"

                                  Закон Республики Таджикистан

«О защите прав потребителей»



 


Настоящий
Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями,
исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании
услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг)
надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о
товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах),
обеспечивает государственную и общественную защиту интересов потребителей, а также
определяет механизм реализации этих прав.


 


ГЛАВА 1. Общие положения



 



Статья
1. Основные понятия



 


Основные
понятия, используемые в настоящем Законе:


 


- потребитель- физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо
заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги)
исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности;


- изготовитель- организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а
также индивидуальный предприниматель, производящие товары для
реализации потребителям;


- исполнитель- организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный
предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по
возмездному и безвозмездному договору;


- продавец - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а
также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли - продажи;


- товарный
чек
- талон из кассы с обозначением реквизитов продавца (изготовителя),
суммы, относящейся к товару, его производству, хранению, купле-продаже;


- кассовый чек - отпечатанный посредством контрольно -
кассовой машины талон с указанием полученной
суммы, даты продажи, наименования организации (индивидуального
предпринимателя), производящей товары для реализации;


- стандарт - государственный стандарт, санитарные и строительные нормы и правила и другие нормативные документы,
которые в соответствии с законом
устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);


- качество
товара (работы, услуги)
- совокупность соответствующих характеристик товара
(работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и
(или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная
пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические,
информационные эстетические требования и др.);


- гарантийный срок - календарный срок (в месяцах) или наработки (в часах, циклах
срабатываний, километрах пробега и т.д.), в течение которых товар (результат
работы, услуга) должен соответствовать всем требованиям
к его качеству, определенным в порядке, установленном законодательством;


- срок годности - период, по истечении которого товар (результат работы) считается непригодным для использования по
назначению;


- срок
службы
- период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать
потребителю возможность использования
товара (результата работы) по назначению и гарантирует безопасность товара (результата работы) для жизни, здоровья
потребителей, а также окружающей
среды;


- срок хранения - период, в течение которого товар (результаты работы или услуги),
при соблюдении установленных условий хранения, сохраняет все свои свойства, указанные в нормативном документе, устанавливающем
требования к качеству товара (работы, услуги), или в договоре;


- недостаток
товара (работы, услуги) или товар ненадлежащего
качества - несоответствие товара
(работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым
требованиям к качеству товара (работы, услуги);


- существенный
недостаток товара (работы, услуги)
- недостаток,
который делает невозможным или недопустимым
использование товара (работы,
услуги) в соответствии с его целевым назначением либо не может быть устранен, либо проявляется вновь после
устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо
вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на
что он был вправе рассчитывать при
заключении договора;


- безопасность
товара (работы, услуги)
- безопасность товара (работы, услуги) для жизни,
здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при его
использовании, хранении-транспортировке и утилизации, а также безопасность процесса
выполнения работы (оказания услуги).


 


 


Статья 
2. Законодательство Республики 
Таджикистан  в области защиты прав
потребителей



Законодательство
Республики Таджикистан в области защиты прав потребителей основывается на
Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других
нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых
актов, признанных
Республикой Таджикистан.


 


Статья 3. Права
потребителя



Потребитель
имеет право на:


-               
просвещение в области защиты прав потребителей;


-               
информацию о товарах (работах, услугах),   а  
также   об   их изготовителях (исполнителях, продавцах);


-       
безопасность товаров (работ, услуг);


-               
свободный выбор товаров (работ, услуг);


-               
надлежащее качество товаров (работ, услуг);


-               
возмещение  
в  полном  объеме 
убытков   (вреда),   причиненного вследствие недостатков товара (работы,
услуги);


-               
защиту своих прав;


-       
создание общественных объединений потребителей;


-       
представление   
предложений     производителю   (продавцу),    по улучшению качества товара (работ, услуг).


 


Статья
4. Обеспечение права потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей



Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается
посредством включения вопросов по основам потребительских знаний в программы
общеобразовательных учреждений, а также посредством организации системы
информирования потребителя о его правах и  необходимых действиях по защите этих прав.


 


Статья    5.  
Право    потребителя    на  
свободный   выбор   товара (работы, услуги)



Потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества
в удобное для него время с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя).


Продавец  (изготовитель,  исполнитель) обязан  оказывать 
содействие потребителю в свободном выборе товара (работы, услуги).


Отдельным категориям потребителей могут предоставляться льготы и
преимущества - неторговом, бытовом и иных видах обслуживания потребителей   в  
порядке,   установленном   законодательством   Республики Таджикистан.


Установление каких-либо иных преимуществ, прямых или косвенных ограничений при
выборе товара (работы, услуги) не допускается, за исключением
преимуществ или ограничений, предусмотренных законодательством Республики
Таджикистан.


 


Статья 6. Качество и количество товара (работы, услуги)


Продавец (изготовитель) обязан передать потребителю товар (выполнить
работу, оказать услугу), качество и количество которого соответствуют договору.


При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель)
обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых
товар (работа, услуга) такого рода обычно
используется.


Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в
известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания
услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу,
оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.


При продаже
товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.


Если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы,
услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить
работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.


Потребитель оплачивает только фактически полученное им количество товара (работы,
услуги).


Учет действительно полученного потребителем товара (работы, услуги), обеспечивается
продавцом (изготовителем, исполнителем) по показаниям весов, приборов,
инструментов, счетчиков и других мерительных устройств, поверенных и клейменных
государственными органами по стандартизации и метрологии. Перечисленные и другие
мерительные приборы индивидуального учета количества полученных потребителем
товаров (работ, услуг) являются собственностью продавца (изготовителя,
исполнителя) и им обслуживаются.


Если продавец (изготовитель, исполнитель) передал потребителю меньшее количество товара
(работы, услуги), чем предусмотрено договором, то продавец
(изготовитель, исполнитель) обязан, если иное не предусмотрено договором, возместить
полностью убытки, понесенные при этом потребителем.


Предусматривать в договоре условия, ухудшающие и ограничивающие права потребителя по
сравнению с установленными законодательством, запрещается.


 


Статья 7. Права и обязанности изготовителя (исполнителя,
продавца)
по
установлению срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)



На товар (работу), предназначенный для длительного
использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы.


Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок
службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих
изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода
могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред
его имуществу или окружающей среде.


Срок службы товара (работы) исчисляется единицами
времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими), в
зависимости от предназначения и свойств товара (работы, услуги).


На продукты питания, парфюмерно-косметические товары,
медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель
(исполнитель) обязан устанавливать срок годности.


Продажа товара (выполнение работы) по истечении
установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который
должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен,
запрещается.


 


Статья    
8.     Право      потребителя      на     
безопасность     товара (работы,
услуги)



Потребитель имеет право на то, чтобы товар
(работа, услуга), при соблюдении
установленных правил его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для
жизни, здоровья потребителя,
окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.


Требования, которые
должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья
потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу
потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом.


Потребитель имеет
право на информирование через средства массовой информации о товарах (работах,
услугах), представляющих опасность для его жизни, здоровья, имущества и окружающей
среды за счёт продавца (изготовителя, исполнителя).


Изготовитель
(исполнитель), обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение
установленного гарантийного срока, срока службы или срока годности товара
(работы).


Вред, причиненный жизни,
здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности товара
(работы), подлежит возмещению в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.


Если для
безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки
и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила),
изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар
(работу, услугу), на этикетке, маркировкой
или иным способом, а продавец (исполнитель)
обязан довести эти правила до сведения потребителя.


Товары (работы,
услуги), на которые законами или стандартами, установлены обязательные требования,
обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и
предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и
здоровья потребителя, подлежат обязательной
сертификации в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Республики
Таджикистан. Перечень товаров
(работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, определяется Правительством Республики
Таджикистан.


Не допускается
продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного
товара (работы, услуги), без информации об обязательной сертификации, а при
необходимости санитарно-эпидемиологического заключения и соответствия
требованиям, указанным в шестой части настоящей статьи, а также без
алфавитно-цифровой информации - штрихового кода.


Если установлено, что
при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или
транспортировки товара (работы),
он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя,
окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец)
обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в
необходимых случаях, принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от
потребителя (потребителей).


Если причины вреда
устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу,
услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этих обязательств, снятие товара
(работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию уполномоченных органов
государственного управления,
осуществляющих контроль над качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).


Убытки, причиненные
потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в
полном объеме.


Если установлено, что
продавец (исполнитель) реализует товары (выполняет работы), представляющие опасность
для жизни, здоровья и имущества потребителей, такие товары (работы) подлежат
изъятию у продавца (исполнителя) в порядке, установленном законом.


 


Статья    
9.  Информация о товарах (работах,
услугах)  



Потребитель
вправе потребовать, а изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно
предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах,
услугах), обеспечивающую возможность правильного выбора. По отдельным видам
товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются
Правительством Республики Таджикистан.


Информация
в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при
заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг)
способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на
государственном и русском языках.


Информация
о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:


-       
обозначения стандартов, обязательным требованиям которых
должны соответствовать товары (работы, услуги), зарегистрированный (запатентованный)
товарный знак или знак обслуживания;


-       
сведения об основных потребительских свойствах товаров
(работ, услуг),
а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень
использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых
добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о
содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными
требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при
отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о
которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний,
утверждается Правительством Республики Таджикистан;


-       
цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);


-       
гарантийный срок, если он установлен;


-       
правила и условия эффективного и безопасного
использования товаров (работ, услуг);


-       
срок службы и срок годности товаров (работ, услуг),
установленный в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, а также сведения о
необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных
последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы, услуги) по
истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества
потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;


-       
указание на упаковке о способе приготовления продуктов
быстрого приготовления
(полуфабрикатов);


-       
место нахождения (юридический адрес), фирменное
наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения
организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие
претензий от потребителей, и производящей ремонт и техническое обслуживание товара
(работы);


-       
сведения о сертификации товаров (работ, услуг),
подлежащих обязательной
сертификации, а также при необходимости информацию о санитарно-эпидемиологическом заключении;


-       
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ,
оказания услуг);


-       
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять
работу (оказывать
услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы
(услуги);


-       
указание на использование фонограмм при оказании
развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.


Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток
(недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.


Информация, предусмотренная настоящей статьей, доводится до сведения потребителя
в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на
этикетках маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ,
услуг).


Информация о сертификации товаров (работ, услуг), представляется в виде маркировки в
установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической
документации сведений о проведении сертификации и включает в себя сведения о номере
сертификата, сроке его действия и об организации,
его выдавшей.


Если техническая документация на товары (технический паспорт, руководство по
эксплуатации и другие) выполнены на иностранном языке, то обязательно наличие
её перевода на государственный или русский язык.


Продукты
питания, упакованные или расфасованные на территории Республики Таджикистан, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.


 


Статья 10. Информация
об изготовителе (исполнителе, продавце)



Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной
информации об изготовителе (исполнителе, продавце).


Указанная
информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли - продажи и договоров
о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на
государственном языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя
(исполнителя, продавца), на русском и на
других языках.


Изготовитель
(исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим
ее работы.


Если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем,
продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена
информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе,
выдавшем эту лицензию.


Информация, предусмотренная частями третьей и четвёртой настоящей статьи, должна быть доведена до
сведения потребителей также при
осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на
ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды
обслуживания потребителей осуществляются
вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).


 


Статья
11. Режим работы продавца (исполнителя)



Режим
работы государственных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти на
местах.


Режим работы негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового
и иных видов обслуживания потребителей и не указанных в части первой настоящей
статьи, а также индивидуальных предпринимателей, определяется ими по
согласованию с органами исполнительной
власти на местах.


Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и
должен соответствовать установленному порядку.


За нарушение режима работы государственного предприятия торговли,
бытового и иных видов обслуживания, должностные лица несут ответственность,
установленную законодательством Республики Таджикистан.


 


Статья
12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую
информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце)



Если потребителю, при заключении договора, не предоставлена возможность
незамедлительно получить информацию о товаре (работе, услуге), он вправе
потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным
уклонением от заключения договора,
а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар (работу,
услугу) суммы и возмещения других
убытков.


При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это
возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).


Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной
информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную
настоящим Законом и действующим законодательством Республики
Таджикистан, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи
потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.


В случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие не предоставления ему полной и
достоверной информации о товаре (услуге),
потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда, предусмотренного настоящим Законом, в том числе
полного возмещения убытков,
причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.


 


Статья 13.
Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав
потребителей



За нарушение прав потребителя продавец (изготовитель, исполнитель) несет
ответственность, предусмотренную настоящим Законом, другими нормативными
правовыми актами Республики Таджикистан или договором.


Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению
в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной Законом или договором.


Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают (изготовителя,
исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств перед потребителем.


Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение
обязательств или их ненадлежащее
исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, и при отсутствии его вины.


Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или
договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем) в
добровольном порядке.


При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд вправе
вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя),
нарушавшего права потребителя, штраф в размере цены иска за несоблюдение
добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.


 


Статья
14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков
товара (работы, услуги)



Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие
конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара
(работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.


Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара
(работы, услуги), признается за любым потерпевшим, независимо от того, состоял он в договорных
отношениях с продавцом (исполнителем) или
нет.


Вред,
причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги).


Если на товар (работу) изготовителем (исполнителем) должен быть, в соответствии с
нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, установлен срок
службы или срок годности, но он не установлен, либо потребитель,
которому был продан товар (выполнена работа), не был проинформирован о
необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных
последствиях при невыполнении указанных действий, вред подлежит возмещению,
независимо от времени его причинения.


Если в соответствии с настоящим Законом изготовитель (исполнитель) не установил на товар
(работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение
десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи
установить невозможно, от даты изготовления товара (окончания выполнения
работы).


Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом
товара.


Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению
исполнителем.


Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный
жизни, здоровью, окружающей среде или имуществу потребителя в связи с использованием
материалов, оборудования, инструментов
и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял
уровень научных и технических знаний
выявить их особые свойства или нет.


Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если
докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения
потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки
товара (работы, услуги).


 


Статья 15. Возмещение морального ущерба


Возмещение морального ущерба, причиненного потребителю вследствие нарушения
изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных
законодательством, осуществляется причинителем ущерба при наличии его вины.


Возмещение морального ущерба осуществляется независимо от подлежащего возмещению
имущественного вреда. Возмещение морального вреда осуществляется в денежной форме.


Размер
возмещения морального ущерба определяется судом


 


Статья   16. 
Недействительность  условий  договора, 
ущемляющих права потребителя



Условия
договора, ущемляющие права потребителя и противоречащие нормам и правилам,
установленным законодательством Республики Таджикистан в области защиты прав
потребителей, признаются недействительными.


Если в
результате выполнения условий договора, ущемляющего права потребителя, у него
возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в
полном объеме.


Запрещается
обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных
товаров. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный
выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.


Продавец
(исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные
работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ
(услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя)
возврата уплаченной суммы.


 


Статья 17. Судебная защита прав потребителей


Защита
прав потребителя, предусмотренных законодательством Республики
Таджикистан, осуществляется судом.


Иски
предъявляются в суд по месту жительства истца или по месту нахождения ответчика
или по месту причинения вреда.


Уполномоченные     органы государственного управления (их территориальные
управления), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров
(работ, услуг), местные органы государственной власти, общественные объединения потребителей
(их союзы, ассоциации) по

искам, предъявляемым
в интересах потребителя, группы потребителей,

неопределенного
круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.


 


 


 


ГЛАВА 2. Защита прав
потребителей при продаже товаров



 


Статья 18. Последствия
продажи товара ненадлежащего качества



Потребитель,
которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено
продавцом, вправе по своему выбору потребовать:


-       
замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или
же товар другой
марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;


-               
безвозмездного устранения недостатков товара или
возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;


-       
расторжения договора купли - продажи;


-       
соразмерного уменьшения покупной цены.


При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных
ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.


Потребитель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего
товара в случае обнаружения существенных недостатков товара (существенного
нарушения требований к его качеству). Перечень технически сложных товаров
утверждается Правительством Республики Таджикистан.


Требования, указанные в части первой настоящей статьи, предъявляются
потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на
основании договора купли - продажи с ним.


В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить
эти недостатки, потребитель вправе по своему выбору потребовать замены
такого товара на товар надлежащего качества или сораз­мерного уменьшения
покупной цены либо расторгнуть договор.


Потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной
за него суммы. При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы,
продавец не вправе удерживать из неё сумму, на которую понизилась стоимость
товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного
вида или других подобных обстоятельств.


Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является
основанием для отказа в удовлетворении его требований.


Для подтверждения факта покупки товара могут использоваться свидетельские
показания, элементы упаковочного материала (тары), в которых имеются отметки,
подтверждающие, что покупка товара осуществлялась у данного продавца, а также документы и другие
средства доказывания, указывающие на осуществление покупки товара у данного продавца.


Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя)
организация, на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у
потребителя, а в случае необходимости провести
проверку качества товара.


При возникновении спора о причинах возникновения недостатка товара
продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя)
организация, на основании договора с ним, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. О месте и
времени проведения экспертизы потребитель
должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе участвовать в проверке качества (проведении
экспертизы) товара лично или через
своего представителя. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.


Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем). Если в результате экспертизы
товара установлено, что недостатки возникли после продажи товара
потребителю вследствие нарушения установленных правил использования,
хранения или транспортировки товара, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы
на проведение экспертизы, а также связанные
с её проведением расходы на транспортировку товара.


Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя)
организация, на основании договора с ним, отвечает за недостатки товара, на
который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли
до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.


В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец
(изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) организация, на основании договора с ним,
отвечает за недостатки товара, если не
докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих
лиц или непреодолимой силы.


В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее
двух лет и недостатки товара обнаружились потребителем по истечении
гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, продавец
несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли
до передачи товара    потребителю или по причинам,
возникшим до этого момента.


Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и
возврата их потребителю осуществляются
силами и за счет продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя), на основании договора
с ним. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя) или
организации, выполняющей функции
продавца (изготовителя) на основании договора с ним, доставка и возврат
указанных товаров в месте нахождения потребителя могут осуществляться потребителем. При этом продавец
(изготовитель) или организация,
выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним,
обязаны возместить расходы потребителю, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров.


 


Статья    19.   Сроки   
предъявления    потребителем   требований   
в отношении недостатков товара



Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона
требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара,
если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности,
установленных изготовителем.


В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не
установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если
недостатки товаров обнаружены в течение шести месяцев, но в пределах двух
лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены
законом или договором.


Гарантийный срок товара исчисляется со дня передачи товара потребителю, если
иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить
невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.


Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с
момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется исходя
из климатических условий места нахождения потребителей.


При продаже
товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара по­требителю
не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если,
потребитель лишен возможности использовать товар, вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар
нужда­ется в специальной установке, подключении или сборке, в нем
имеются недостатки), начало гарантийного срока наступает с момента устранения продавцом таких обстоятельств. Если день
доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от
продавца обстоятельств, вследствие
которых потребитель не может использовать товар по назначению,
определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.


Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части
основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные
части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.


Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части това­ра считаются равными
гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено
договором.


В случае, если на комплектующее изделие или составную часть товара в договоре установлен
гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе
предъявить требования, связанные с
недостатками комплектующего изделия или составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено
договором.


Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности,
чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить
требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки
комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие,
независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.


В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет
менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении
гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу
(изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если
докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам,
возникшим до этого момента.


В случае выявления существенных недостатков товара, в том числе производственных,
конструктивных, рецептурных и иных недостатков, не связанных с износом,
старением и другими физическими процессами в товаре, потребитель вправе
предъявить изготовителю требования, предусмотренные статьёй 18
настоящего Закона, если докажет, что недостатки возникли до продажи товара
потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть
предъявлено, если недостатки в товаре обнаружены
после продажи товара потребителю, но в пределах установленного на товар срока службы, или в течение десяти лет со
дня продажи товара, если срок службы
не установлен.


 


Статья     20.    
Устранение     недостатков     товара    
изготовителем (продавцом)



Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем
(продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании
договора с ним, незамедлительно, если
соглашением сторон не установлен иной срок устранения недостатков. Максимальный срок устранения недостатков не может
превышать четырнадцати календарных
дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара.


В отношении товаров длительного пользования изготовитель (продавец) или организация,
выполняющая функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, обязаны при
предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить
потребителю
на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Перечень
товаров длительного пользования, на которые указанное требование не
распространяется, устанавливается Правительством Республики Таджикистан.


В случае устранения
недостатков товара гарантийный срок на него продлевается
на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период
исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении
недостатков товара, до дня выдачи его по окончании ремонта.


При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего
изделия или составной части основного товара, на которые установлены гарантийные сроки, на новые
комплектующее изделия или составную часть
основного изделия, устанавливается гарантийный срок той же
продолжительности, что и на замененные и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого
товара по окончании ремонта, если
договором не установлен иной порядок.


 


Статья 21.
Замена товара ненадлежащего качества



В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене
такого товара, продавец (изготовитель) обязан заменить такой товар
незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества такого
товара продавцом (изготовителем) - заменить его в течение четырнадцати
календарных дней со дня предъявления указанного требования.


При отсутствии у продавца (изготовителя) необходимого для замены товара, на день
предъявления указанного требования, продавец (изготовитель) должен заменить
такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. В случае
отсутствия у продавца (изготовителя) товара данной модели (марки, типа,
артикула и т. п.), по не зависящим от него причинам - в течение месяца со дня
предъявления требования потребителем продавец (изготовитель) обязан предоставить ему
аналогичный товар другой модели (марки, типа артикула и т. п.) с согласия
потребителя.


Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый, то есть на товар, не бывший в
употреблении.


При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.


 


Статья     22.     Сроки     удовлетворения     отдельных    требований потребителя


Требования
потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара ненадлежащего качества, возмещении расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом,
а также о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора
купли-продажи (возвратом товара
ненадлежащего качества изготовителю), подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) незамедлительно. Максимальный срок для удовлетворения требований
потребителя не может превышать семи
дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости, проведения экспертизы -
четырнадцати календарных дней.


 


Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований
потребителя



За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона
сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о
предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара, продавец
(изготовитель) или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца) на основании договора
с ним, допустившие такие нарушения, уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного
процента цены товара.


Цена товара определяется исходя из цены товара аналогичной модели (марки, типа,
артикула и т. п.), существующей на момент выплаты неустойки продавцом
(изготовителем) или на день вынесения судебного решения, если требование не было
удовлетворено добровольно. Если на день продажи товара потребителю его цена
была выше, чем цена аналогичного товара на момент выплаты неустойки их на день
вынесения судебного решения, то размер неустойки определяется исходя из цены товара
на день его продажи потребителю.


В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20, 21 и 22
настоящего Закона, потребитель вправе по
своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.


 


Статья 24.
Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества



При замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки
(модели, артикула) перерасчет цены товара не производится.


При замене товара
ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в
случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже
цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу
в ценах. В случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в
ценах выплачивается потребителю.


В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара, в расчет
принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об
уценке, а если оно добровольно не удовлетворено - на момент вынесения судом
решения о соразмерном уменьшении покупной
цены.


При расторжении договора купли-продажи потребитель вправе требовать возврата
уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент
добровольного удовлетворения такого требования или, если требование
добровольно не удовлетворено, на момент
вынесения судом решения.


Потребителям,
которым товар был продан в кредит, в случае расторжения договора купли -
продажи возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного
ко дню возврата товара кредита, а также
возмещается плата за предоставление кредита.


 


Статья25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества


Потребитель вправе в течение четырнадцати календарных дней с момента

передачи
ему непродовольственного товара, если более длительный срок не

объявлен
продавцом, обменять купленный товар в месте покупки или иных

местах,
объявленных продавцом, на аналогичный товар другого размера,

формы,
габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя, в случае

разницы
в цене, необходимый перерасчет продавцом.


Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если
товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются
доказательства приобретения его у данного продавца.


Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье,
утверждается Правительством Республики Таджикистан.


В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже в день обращения
потребителя
к продавцу, потребитель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить
уплаченную за него денежную сумму.


 


Глава 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)


 


Статья 26. Сроки выполнения работ (оказания услуг)


Исполнитель обязан осуществить выполнение работы (услуги) в сроки, установленные
договором о выполнении работ (оказании услуг).


Срок выполнения работы (оказания услуги) определяется датой (периодом времени), к
которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой
(периодом времени), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы
(оказанию услуги).


В случае, если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям (доставка
периодической печати, техническое обслуживание) в течение срока
действия договора о выполнении работ (оказании услуг), должны
предусматриваться соответствующие сроки (периоды) выполнения таких работ
(оказания услуг).


 


Статья 27. Последствия     нарушения     исполнителем     сроков выполнения работ
(оказания услуг)



Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы
(оказания услуги), сроки начала и окончания выполнения работы (оказания услуги)
и промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги), или во время
выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена
в срок, потребитель по своему выбору вправе:


-       
назначить
исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к выполнению
работы (оказанию услуги) и (или) закончить выполнение работы (оказание услуга),
и потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);


-       
поручить
выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам или выполнить её своими
силами и потребовать от исполнителя возмещения понесённых расходов;


-       
потребовать
уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);


-       
расторгнуть
договор о выполнении работы (оказании услуги).


Потребитель вправе потребовать также полного
возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения
работы (оказания услуги).


Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы
(оказания услуги), указываются в договоре о выполнении работы (оказании

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу