Тайцзицюань и цигун
2. Дыхание.
Простой и, в то же время, сложный вопрос. Или рассматривать дыхательный процесс как необходимый для биохимической деятельности организма во время физических нагрузок, либо как одно из условий, играющее особую роль в системе энергоресурсов, формирующихся под воздействием специальных, отличных от известных современному спорту и физической культуре, упражнений, ведущих к результатам, позволяющим говорить и об укреплении здоровья, и о профилактике заболеваний , и о повышении специальной тренированности в конкретном виде спорта.
Что представляет из себя дыхание в системе упражнений тайцзицюань? Во-первых, динамический механизм регуляции ресурсов организма по биохимическому признаку. Во-вторых, механизм управления ( во взаимном влиянии сознания ), имеющий тактовую структуру и аппарат резонирования с глобальными процессами природы и социума.
Кроме улучшения функций занимающегося тайцзицюань по таким показателям как: оптимизация биохимических показателей (расщепление АТФ, креатинфосфорных ресурсов и др.), ЧСС и АД; специальное дыхание также положительно влияет на нейрогуморальную способность проведения импульсов в направлениях к ЦНС и обратно к органам и мышцам, а специфическое влияние на образование новых стволовых клеток костного мозга при воздействии на организм цигун и тайцзицюань изучается в Академии Наук КНР с 90-х годов. Всё это позволяет делать однозначные выводы в пользу внедрения как в спорт так и в общую физическую культуру поставок достоверной информации и подготовленных специалистов.
На чём строится механизм дыхания в тайцзицюань? Если выстраивать последовательность, начиная с фазы вдоха и заканчивая выдохом, то не отразить всего спектра движения структур, присущих только этому виду упражнений. Но, идя в коридоре принятых понятий (который со временем мы расширим) можно, отталкиваясь от цикличности физиологических процессов, представить весь дыхательный цикл как газообмен, только с одним образным сравнением – смена потенциалов. В этом кроется всё построение философской или теоретической базы, на которую, как на стержень, нанизывается многофункциональное влияние тайцзицюань и цигун. Под сменой потенциалов имеется в виду дуальность материального мира, поделённая нашим сознанием на категории, которая в свою очередь легла в основу системы представлений всей специфической организации современной и древней цивилизации стран Востока.
Итак, газообмен и смена потенциалов. Не рассматривая стандартное объяснение по газообмену из курса физиологии и биохимии, остановимся только лишь на вполне объективном, прошедшем проверку временем, учении о двойственности всего в природе. Бесполезно перечислять все антонимические образования языка, тем более они не являются предметом нашего рассмотрения, но для общего формирования целостного восприятия будем обращаться к лёгким примерам.
Исходят из разделения тела на правое-левое, верх-низ, внутреннее-внешнее, переднее-заднее; а также по ходу и против хода. Всё это, естественно, касается движений. А поскольку дыхание и движение не разделяются, то рассмотрим параметры дыхания в рамках вышеизложенных категорий.
Лёгкие, находясь в верхнем отделе туловища, при наполнении воздухом создают момент перераспределения веса и объёмов, что неблагоприятно сказывается на функциях других органов, а длительное дыхание таким способом создаёт возможность заболевания за счёт застоя соков организма в верхней части. К тому же, не используется нижняя доля лёгких, что говорит о нерациональном использовании этого органа. Дыхание, когда при вдохе заполняется низ живота с видимым расширением, называется диафрагмальным в силу того, что при таком типе дыхания диафрагма совершает колебательные движения вверх-вниз, увеличивая книзу объём внутри туловища и массируя органы, а это, несомненно, благоприятно сказывается на их деятельности. Применение диафрагмального дыхания в тайцзицюань на протяжении длительного времени приводит к тому, что опускается центр тяжести и всё тело становится устойчивее, насыщение кислородом крови происходит быстрей и качественнее, не появляется застойных явлений в области груди. Таков перечень далеко не всех положительных моментов диафрагмального дыхания.
Поскольку физиологически вдох и выдох влияют на тонус мышечного аппарата, то и движения строятся по схеме расслабления-напряжения, сочетающиеся с фазами дыхания. Расслабление обусловлено вдохом, а напряжение выдохом. Расслабление подразумевает принятие извне (чего бы то ни было), напряжение же характеризуется выбросом силы. Движение этой силы также обусловлено понятием по ходу и против. По ходу – это вдох ; против – это выдох. Фаза наполнения – это вдох; фаза опустошения – выдох. И так далее.
Важен такой момент, как естественное дыхание через нос. Циркуляция жизненной силы в организме зависит от качества путей протекания и непрерывности. Качество путей подразумевает, что в целом по физиологическим параметрам тело-организм здорово и нет каких-либо сложностей в механизме внешнего и внутреннего параметров. Под непрерывностью имеется ввиду замкнутый круг, чтобы обеспечить поток, в системе проведения жизненной субстанции по имеющимся и образующимся каналам.
Под естественным дыханием подразумевается дыхание без внешнего и внутреннего усилия. Глубина и скорость вдоха-выдоха – это внешние факторы, а правильное думание – это внутренний. Вот как об этом говорит в своей книге «Вхождение во врата тайцзицюань» Фэн Чжи Цян, мастер нашего времени:
«…Нельзя напрягать дыхание-ци, применяя силу. Если есть напря¬жение, значит в силе правит твёрдость, а она легко ломается. В ре¬зультате подобных чрезмерных усилий циркуляция дыхания-ци легко нарушается в области диафрагмы в груди, из-за чего зажимаются лёгкие. В этом случае может возникнуть застой в грудной клетке и воспаление лёг¬ких. Если применять грубую силу, тогда нарушается проходимость крове¬носных сосудов во всём организме, в результате чего сухожилия и кос¬ти теряют гибкость и подвижность, всё тело становится скованным и напряжённым, нарушается подвижность четырёх конечностей. Там где в организме застаивается грубое дыхание-ци, там и возникает болезнь, и даже если в данный момент ты этого не чувствуешь, через некоторое время оно обязательно проявится. В общем следует стремиться к тому, чтобы сила была живой, а телесная форма податливой, чтобы во всём было совершенство без изъяна, ведь в результате накопления мягкости образуется твёрдость…»(пер. Виногродский Б.Б.)
Правильность дыхания в данной технике зависит от уровня концентрации и информационной поддержке по протеканию всех процессов в организме и их направленности. Взаимосвязь дыхания и сознания позволяет ввести новый термин – контролируемое дыхание
«Когда упражняешься во внутренне работе, в первую очередь сле¬дует тренировать внутреннее дыхание-ци. Ведь дыхание-ци - это субстанция, посредством которой осуществляется наработка-цзинь, а наработка-цзинь является функцией дыхания-ци. Когда внутреннее дыхание-ци в достатке, тогда и внутренняя наработка /нэй-цзинь/ тоже будет достаточной. А когда внутреннего дыхания-ци недостаточно, тогда и наработка будет слабой и вялой. Существует очень большое количество методов тренировки внутреннего дыхания-ци…» (Фэн Чжи Цян «Вхождение во врата тайцзицюань», пер.Виногродский Б.Б.)
3. Внимание.
Работа вниманием в тайцзицюань представляет собой умение долго и целенаправленно сохранять состояние глубокого погружения сознания в процессы проделывания внутренних и внешних техник, а также непосредственного их объединения. Ничего необычного в этом нет, если к тому же перевести всё на язык приёмов психической регуляции в медицине и спорте, то получается метод идеомоторной тренировки плюс аутогенный, но с использованием чётких отправных знаний по точкам, зонам, структурам и присущим системе тайцзицюань и цигун теоретическим и практическим положениям.
Так описывается это у Фэн Чжи Цяна:
« … Кроме того, Тай-цзи цюань представляет собой движение внимания /и/, дыхания-ци, духа-шэнь и формы-син, и необходимо, чтобы внима¬ние приводило в движение дыхание-ци, так как внимание и дыхание должны соединиться. А когда посредством дыхания-ци приводишь в движение тело, тогда происходит объединение духа-шэнь и формы-син. Сердце отдаёт приказ, и дыхание-ци приходит в движение. Внутреннее дыхание-ци подобно воде, а внимание можно уподобить каналу, который направ¬ляет воду. Внимание управляет движением дыхания-ци, и вода течёт. Если же нет достаточного количества воды, то есть внутреннего ды¬хания-ци, то каким образом можно привести в движение воду и образо¬вать поток? И если внутреннего дыхания-ци достаточно, только тогда можно посредством внимания приводить в движение дыхание-ци, а посред¬ством дыхания-ци двигать тело, и только в этом случае, когда направ¬ляется внимание, тогда направляется и дыхание-ци, и тогда же естес¬твенно приходит в движение наработка-цзинь. В Тай-цзи цюань самое главное - это культивирование дыхания-ци, вскармливание дыхания-ци, накопление дыхания-ци, а основополагающий принцип Тай-цзи цюань - это движение дыхания-ци, циркулирование дыхания-ци, проницание ды¬хания-ци, посредством чего дыхание-ци становится сильным и соединя¬ется с изначальным единым ци. Поэтому в занятиях Тай-цзи цюань в пер¬вую очередь необходимо культивировать ци, вскармливать ци, накапли¬вать ци. Данное требование существует не только для тех, кто идёт по пути боевых искусства, но также и для тех кто занимается искусством питания жизни /ян-шэн/. Высшая истина Тай-цзи цюань заключается в том, что методики наработок, методики упражнений боем и методи¬ки питания жизни соединяются в нём. Сначала достигается состояние от¬сутствия предела, то есть вскармливается внутреннее ци. Посредством открытия и закрытия Инь и Ян приводится в движение внутреннее ци, а посредством переключающего перелома груди и живота /чжэ-дье/ соверша¬ется трансформация внутреннего ци. Посредством спирального закручи¬вания внутреннее ци смешивается с изначальностью, и все внутренние наработки /цзинь, усилия, которые накапливаются внутри /прим.перев.// целиком зависят от внутреннего ци, которое является таким образом ос¬новой Тай-цзи цюань. Сохранение и укрепление здоровья в методиках питания жизни /ян-шэн/ тоже целиком зависит от внутреннего дыхания-ци.
Сердцу соответствует движение огня, оно находится наверху и представляет собой Ян. Почки можно уподобить Земле. Почки соответ¬ствуют движению воды и находятся внизу, они представляют собой Инь. Расстояние между сердцем и почками составляет восемь цуней и четыре фэня. Если опускать вниз огонь сердца, тогда сердце и почки соединя¬ются между собой. Вода и огонь составляют знак-гуа Цзи-цзи /Процесс пройден/, в котором Инь и Ян связаны между собой. Вода почек, получая огонь сердца, образует испарения, так что "внутри воды образуется огонь, среди снега открываются цветы", то есть рождается дыхание-ци. Дыхание-ци можно уподобить Ян, а жидкость можно сравнить с Инь. Дыхание-ци рождается из жидкости, а жидкость опускается вниз из серд¬ца. Внутри дыхания-ци есть вода, а внутри воды содержится дыхание-ци. То есть внутри Инь есть Ян, а внутри Ян есть Инь.
Когда Инь и Ян находятся в состоянии гармонии и равновесия, тогда человек дости¬гает естественного долгожительства. Инь и Ян достигают гармонии, и в результате рождаются три ипостаси. Три ипостаси представляют со¬бой семя-цзин, дыхание-ци и дух-шэнь. Дух-шэнь - это дух, который на¬ходится в сердце. Семя-цзин - это вода, которая располагается в поч¬ках, а дыхание-ци - это ци, которое располагается между сердцем и почками.
Толчок и тяга, которые возникают при выдохе и вдохе при открытии и закрытии переднего и заднего киноварных по¬лей, дают стимул, приводящий в движение внутреннее дыхание-ци. И со¬держащееся внутри дыхание-ци в результате опускается в область ниже пупка. Вовне данная техника проявляется в виде брюшного дыхания /вдоха и выдоха посредством живота/. Вдох и выдох в киноварном по¬ле приводится в движение естественно. Однако следует дойти до опре¬делённого уровня в упражнении огненных циклов /хо-хоу/, и только то¬гда появится возможность открывать и закрывать киноварное поле при выдохе и вдохе. В этом его отличие от намеренного дыхания посредством живота…»(пер.Виногродский Б.Б.)
Вот для того, чтобы оперировать всей необходимой базой данных по этим методикам, как видим достаточно сложным и в понимании и в делании, требуется чёткое представление о происходящих изменениях и их последовательности. Тут работы вниманием много, тем более, что она специфична сознанию восточного человека, и, в следствии этого, развивает симметричность в мозговой деятельности, оказывая благотворное воздействие на симпатическую и парасимпатическую деятельность у людей про-западной культуры.
Таким образом, возможность регулировать процессы зависит от качества внимания. Здесь задействуется механизм упорядоченного вдоха-выдоха с последующим изменением протяжённости, но только на поздних этапах по мере приобретения тренированности.
Невозможность применения в полном объёме подобных техник, основана на отсутствии общего знаменателя в системах описания между научным и символическим языками разных, к тому же, культур. Преодолеть сложившееся положение возможно через переосмысление в свете последних данных науки о строении биологического и тонкоматериального тела человека.
Действенность упражнений цигун и тайцзицюань напрямую зависит от системы мировозрения, сформировавшейся под воздействием культурных наслоений. Восприятие окружающей действительности сознанием как целостного и взаимообусловленного организма, где правила функционирования лежат зачастую за пределами первичной логики настоящего времени, стирается по мере расчленения (т.е. узкой специализации в среде современного общества в силу преобладания выхолощенных отношений финансово-воспитательной зависимости) сфер приложения сознания в силу информационной загруженности пространства и роста умственной деятельности по принципу «пылеглотства», а не методом постижения множества через глубокое проникание в одно. Одним словом, выразить такое положение можно как рассеяние. Вникание в механизм процессов в разные исторические времена, происходящих как в природе так и в социуме, отличается очень сильно, тем более, разница языковой и письменной (особенно) передачи информации отсекает большую часть ментальных слепков не поддающихся транскрипции «на новый лад» под современность, но несущие вполне определённую и практически значимую информацию, которая может применяться и должна применяться в любые времена, поскольку есть тело – должно быть и здоровье!
Итак, чтобы заставить сегодня работать так, как предназначалось изначально, подобные техники – необходим ключ, каковым является умение манипулировать символикой и постижением образов. Сила образного мышления (заложенная изначально в природу человека) – это самый действенный механизм в изучении не только восточных способов проведения сакрального времени, но и метод, всегда применяемый в любых образовательных системах как наиболее яркий и доступный нашему сознанию. Сами образы заложены в символику и такое соединение является оптимальным. Задачей в занятиях тайцзицюань и цигун является через постижение символа проникать в смысл упражнений. Такой подход может показаться ненаучным, но результаты показывают, что именно так возможно претворить в жизнь все те концепции, которые связаны с программой для реализации каковой и создавались эти техники. Хотя по большому счёту – наука просто ещё не добралась туда.
Такое длинное отступление от темы не случайно. Ввиду невозможности раскрытия материала в рамках одного или нескольких курсов занятий, то указать направление движения мы просто обязаны.
Методов тренировки внимания существует огромное множество. Протэжирование того или иного зависит от многих обстоятельств, но отточенное временем и доведённое сегодня до рамок оптимального сочетания с нашим образом жизни представляемое искусство не имеет аналогов ( По результатам личного исследования на протяжении 25 лет.). Обозначая главные моменты в изучении данных техник, необходимо отметить мягкое и долго действующее влияние на весь организм в плане оздоровления и укрепления организма независимо от языковых и менталитетных различий.
Внимание, как звено в цепочке последовательностей, работает на базе всего вышеизложенного и суммируется с простыми и сложными способами движений и дыхания в тайцзицюань и цигун.
Внимание сочетается с намерением, а намерение базируется на готовности создать волевой импульс при необходимой проводимости через структуры тела и пространства.
Итак, намерение – волевой импульс – проводимость.
Проводимость – это отстроенный специальным способом «инструмент» с психо-физиологическими параметрами .
Волевой импульс – это созданная наработка через многократное воспроизведение смодулированных концептов.
Намерение – это законченное усилие, способное трансформировать среду.
4. Намерение.
Конечной целью (если таковая существует) в любой практике является умение манипулировать данными исходными свойствами через их трансформацию для чего-нибудь. Трансформация тела – особый (и главный) пункт взаимодействия индивида с окружающим миром.
Поскольку материя подчиняется единым законам своего проявления во времени и пространстве, а для такой характеристики материи, как длина волны, подходит закон кванта, то, есть смысл ввести такое понятие. С введением термина и понятия длина волны становятся понятными трудные и непонятные фрагменты учения традиционных школ, где используются цельные слепки накапливаемого опыта, посредством соединения-синтеза, зачастую, и как правило, без логически-научного объяснения происходящего, основанные лишь на реальных ощущениях и описанные доступным в сложившейся культуре языком. Не переведённые на современный язык в следствии разных причин такие знания попадают в разряд оккультных, в лучшем случае, а часто просто не воспринимаются серьёзно
Длинна волны, порождаемая во время занятий цигун и тайцзицюань, достаточно велика. и поэтому, для того, чтобы попадать в ритм с целью куммулятивного эффекта (накапливания) необходимо постоянство циклов при протекании которых возможно творчески воздействовать на происходящие процессы. Следовательно, только ставка на постоянство осознанных занятий даёт реальный результат.
Вывод: качество волны прямо пропорционально её длине. А длинная волна – это состояние уравновешенности всех систем организма, регулируемое через аппарат: дыхание – сознание – движение.
. Вооружившись современными представлениями - что есть материя и её формы, можно обосновать механизм воздействие наших практик.
Встаёт закономерный вопрос о непосредственном объекте нашего внимания и реализации всего цикла сопутствующих трансформаций.
«Мысль находится в соединении с силой дыхания. А сила дыхания находится в соединении с физической силой. Таковы три составляющие. И если в начальной форме в сердце есть хоть малейшее отклонение, то оно со временем приведёт к огромным сбоям.» (Сунь Лутан «Синь-И цюань».)
В даосских текстах по практике продления жизни описывается следующая последовательность: «Вскармливание ци, производство цзин, поднятие очищенной ци, напитывание костного мозга и всего тела конечным экстрактом». Можно приводить очень много красочных высказываний, но чтобы понимать о чём идёт речь необходимо владение понятийным термино-ёмким языком.
Понятие ци.
Сумма производных от функциональной системы человек-природа, проявляющаяся через опосредованные биохимические реакции тела человека и управляемая волевыми импульсами, называется жизнетворной силой или ци. Поскольку эта ци напитывает тело целиком, то нет смысла выделять её как нечто отдельное, но, в тоже время, имеющую систему накапливания и трансформации обособленную в пространстве тела. Каналы-меридианы, проходя через симметрию нашего организма, образуют замкнутую цепь циркуляции ци. Поступая в организм с пищей и атмосферно-географические воздействия через механизмы анализаторов информационных срезов, ци играет важную роль во всех процессах жизнедеятельности. Простым языком – это то, чем наполняется любая сущность изначально и как затем трансформируется в процессе взаимодействия осознанного и бессознательного. Но, поскольку, мы говорим непосредственно только о человеке, то необходимо отслеживать очень точно все звенья неосознанного соприкосновения с предметной средой для получения реальной картины, основываясь на которую, можно коррелировать благоприятное и никчёмное осознанием и практикой.
Понятие цзин.
Трансформированная посредством специальных упражнений жизненная сила-ци может превращаться в отдельные виды силы, называемые – цзин – усилие. Именуясь в соответствии с предназначением для употребления, усилия-цзин составляют сложный и труднодоступный арсенал семейства внутренних практик ушу.
Трансформированная посредством специальных упражнений, жизненная сила-ци образует различные по предназначению в практике ушу усилия-цзин. Они составляют сложную и труднодоступную часть практик из семейства внутренних. Суть самих упражнений основана на умении сочетать дыхание и движение с постоянной, направляющей и опережающей движения, работой сознания. Установленная мастерами практики, последовательность нарабатывания и происхождения этих усилий-цзин может вызвать вопросы в среде учёных, но не у людей, посвятивших большую часть своей жизни изучению и классификации, происходящих изменений в организме под воздействием внутренних практик.
А вот как цзин описывается в «Большой практической энциклопедии ушу» ответ на вопрос: в чём различие между силой-цзинь и простой физической силой-ли?.
«Тело приводится в движение за счёт своей внутренней силы. Внутренняя сила приводит в движение суставы, производя динамическое взаимодействие различных частей тела. Если направить данную функцию тела на внешнее пространство, возможно преодолеть сопротивление некоего физического тела и заставить его произвести движение, а можно также, в свою очередь, и извне получить противодействие, которое вызовет движение во всём организме. Сила-цзинь китайского ушу, вызывающая движение во всём теле, тождественна с внутренней силой человеческого организма. Под физической силой-ли прежде всего подразумевается сила сокращения мышц под воздействием сигналов головного мозга. Что же касается силы-цзинь, то она вырабатывается законам упорядоченного динамического взаимодействия, при непосредственном управлении сознания функциями сжатия и растяжения мышц в соединении со специфической дыхательной техникой.»
Существует несколько методов выработки силы-цзинь.
Простой и, в то же время, сложный вопрос. Или рассматривать дыхательный процесс как необходимый для биохимической деятельности организма во время физических нагрузок, либо как одно из условий, играющее особую роль в системе энергоресурсов, формирующихся под воздействием специальных, отличных от известных современному спорту и физической культуре, упражнений, ведущих к результатам, позволяющим говорить и об укреплении здоровья, и о профилактике заболеваний , и о повышении специальной тренированности в конкретном виде спорта.
Что представляет из себя дыхание в системе упражнений тайцзицюань? Во-первых, динамический механизм регуляции ресурсов организма по биохимическому признаку. Во-вторых, механизм управления ( во взаимном влиянии сознания ), имеющий тактовую структуру и аппарат резонирования с глобальными процессами природы и социума.
Кроме улучшения функций занимающегося тайцзицюань по таким показателям как: оптимизация биохимических показателей (расщепление АТФ, креатинфосфорных ресурсов и др.), ЧСС и АД; специальное дыхание также положительно влияет на нейрогуморальную способность проведения импульсов в направлениях к ЦНС и обратно к органам и мышцам, а специфическое влияние на образование новых стволовых клеток костного мозга при воздействии на организм цигун и тайцзицюань изучается в Академии Наук КНР с 90-х годов. Всё это позволяет делать однозначные выводы в пользу внедрения как в спорт так и в общую физическую культуру поставок достоверной информации и подготовленных специалистов.
На чём строится механизм дыхания в тайцзицюань? Если выстраивать последовательность, начиная с фазы вдоха и заканчивая выдохом, то не отразить всего спектра движения структур, присущих только этому виду упражнений. Но, идя в коридоре принятых понятий (который со временем мы расширим) можно, отталкиваясь от цикличности физиологических процессов, представить весь дыхательный цикл как газообмен, только с одним образным сравнением – смена потенциалов. В этом кроется всё построение философской или теоретической базы, на которую, как на стержень, нанизывается многофункциональное влияние тайцзицюань и цигун. Под сменой потенциалов имеется в виду дуальность материального мира, поделённая нашим сознанием на категории, которая в свою очередь легла в основу системы представлений всей специфической организации современной и древней цивилизации стран Востока.
Итак, газообмен и смена потенциалов. Не рассматривая стандартное объяснение по газообмену из курса физиологии и биохимии, остановимся только лишь на вполне объективном, прошедшем проверку временем, учении о двойственности всего в природе. Бесполезно перечислять все антонимические образования языка, тем более они не являются предметом нашего рассмотрения, но для общего формирования целостного восприятия будем обращаться к лёгким примерам.
Исходят из разделения тела на правое-левое, верх-низ, внутреннее-внешнее, переднее-заднее; а также по ходу и против хода. Всё это, естественно, касается движений. А поскольку дыхание и движение не разделяются, то рассмотрим параметры дыхания в рамках вышеизложенных категорий.
Лёгкие, находясь в верхнем отделе туловища, при наполнении воздухом создают момент перераспределения веса и объёмов, что неблагоприятно сказывается на функциях других органов, а длительное дыхание таким способом создаёт возможность заболевания за счёт застоя соков организма в верхней части. К тому же, не используется нижняя доля лёгких, что говорит о нерациональном использовании этого органа. Дыхание, когда при вдохе заполняется низ живота с видимым расширением, называется диафрагмальным в силу того, что при таком типе дыхания диафрагма совершает колебательные движения вверх-вниз, увеличивая книзу объём внутри туловища и массируя органы, а это, несомненно, благоприятно сказывается на их деятельности. Применение диафрагмального дыхания в тайцзицюань на протяжении длительного времени приводит к тому, что опускается центр тяжести и всё тело становится устойчивее, насыщение кислородом крови происходит быстрей и качественнее, не появляется застойных явлений в области груди. Таков перечень далеко не всех положительных моментов диафрагмального дыхания.
Поскольку физиологически вдох и выдох влияют на тонус мышечного аппарата, то и движения строятся по схеме расслабления-напряжения, сочетающиеся с фазами дыхания. Расслабление обусловлено вдохом, а напряжение выдохом. Расслабление подразумевает принятие извне (чего бы то ни было), напряжение же характеризуется выбросом силы. Движение этой силы также обусловлено понятием по ходу и против. По ходу – это вдох ; против – это выдох. Фаза наполнения – это вдох; фаза опустошения – выдох. И так далее.
Важен такой момент, как естественное дыхание через нос. Циркуляция жизненной силы в организме зависит от качества путей протекания и непрерывности. Качество путей подразумевает, что в целом по физиологическим параметрам тело-организм здорово и нет каких-либо сложностей в механизме внешнего и внутреннего параметров. Под непрерывностью имеется ввиду замкнутый круг, чтобы обеспечить поток, в системе проведения жизненной субстанции по имеющимся и образующимся каналам.
Под естественным дыханием подразумевается дыхание без внешнего и внутреннего усилия. Глубина и скорость вдоха-выдоха – это внешние факторы, а правильное думание – это внутренний. Вот как об этом говорит в своей книге «Вхождение во врата тайцзицюань» Фэн Чжи Цян, мастер нашего времени:
«…Нельзя напрягать дыхание-ци, применяя силу. Если есть напря¬жение, значит в силе правит твёрдость, а она легко ломается. В ре¬зультате подобных чрезмерных усилий циркуляция дыхания-ци легко нарушается в области диафрагмы в груди, из-за чего зажимаются лёгкие. В этом случае может возникнуть застой в грудной клетке и воспаление лёг¬ких. Если применять грубую силу, тогда нарушается проходимость крове¬носных сосудов во всём организме, в результате чего сухожилия и кос¬ти теряют гибкость и подвижность, всё тело становится скованным и напряжённым, нарушается подвижность четырёх конечностей. Там где в организме застаивается грубое дыхание-ци, там и возникает болезнь, и даже если в данный момент ты этого не чувствуешь, через некоторое время оно обязательно проявится. В общем следует стремиться к тому, чтобы сила была живой, а телесная форма податливой, чтобы во всём было совершенство без изъяна, ведь в результате накопления мягкости образуется твёрдость…»(пер. Виногродский Б.Б.)
Правильность дыхания в данной технике зависит от уровня концентрации и информационной поддержке по протеканию всех процессов в организме и их направленности. Взаимосвязь дыхания и сознания позволяет ввести новый термин – контролируемое дыхание
«Когда упражняешься во внутренне работе, в первую очередь сле¬дует тренировать внутреннее дыхание-ци. Ведь дыхание-ци - это субстанция, посредством которой осуществляется наработка-цзинь, а наработка-цзинь является функцией дыхания-ци. Когда внутреннее дыхание-ци в достатке, тогда и внутренняя наработка /нэй-цзинь/ тоже будет достаточной. А когда внутреннего дыхания-ци недостаточно, тогда и наработка будет слабой и вялой. Существует очень большое количество методов тренировки внутреннего дыхания-ци…» (Фэн Чжи Цян «Вхождение во врата тайцзицюань», пер.Виногродский Б.Б.)
3. Внимание.
Работа вниманием в тайцзицюань представляет собой умение долго и целенаправленно сохранять состояние глубокого погружения сознания в процессы проделывания внутренних и внешних техник, а также непосредственного их объединения. Ничего необычного в этом нет, если к тому же перевести всё на язык приёмов психической регуляции в медицине и спорте, то получается метод идеомоторной тренировки плюс аутогенный, но с использованием чётких отправных знаний по точкам, зонам, структурам и присущим системе тайцзицюань и цигун теоретическим и практическим положениям.
Так описывается это у Фэн Чжи Цяна:
« … Кроме того, Тай-цзи цюань представляет собой движение внимания /и/, дыхания-ци, духа-шэнь и формы-син, и необходимо, чтобы внима¬ние приводило в движение дыхание-ци, так как внимание и дыхание должны соединиться. А когда посредством дыхания-ци приводишь в движение тело, тогда происходит объединение духа-шэнь и формы-син. Сердце отдаёт приказ, и дыхание-ци приходит в движение. Внутреннее дыхание-ци подобно воде, а внимание можно уподобить каналу, который направ¬ляет воду. Внимание управляет движением дыхания-ци, и вода течёт. Если же нет достаточного количества воды, то есть внутреннего ды¬хания-ци, то каким образом можно привести в движение воду и образо¬вать поток? И если внутреннего дыхания-ци достаточно, только тогда можно посредством внимания приводить в движение дыхание-ци, а посред¬ством дыхания-ци двигать тело, и только в этом случае, когда направ¬ляется внимание, тогда направляется и дыхание-ци, и тогда же естес¬твенно приходит в движение наработка-цзинь. В Тай-цзи цюань самое главное - это культивирование дыхания-ци, вскармливание дыхания-ци, накопление дыхания-ци, а основополагающий принцип Тай-цзи цюань - это движение дыхания-ци, циркулирование дыхания-ци, проницание ды¬хания-ци, посредством чего дыхание-ци становится сильным и соединя¬ется с изначальным единым ци. Поэтому в занятиях Тай-цзи цюань в пер¬вую очередь необходимо культивировать ци, вскармливать ци, накапли¬вать ци. Данное требование существует не только для тех, кто идёт по пути боевых искусства, но также и для тех кто занимается искусством питания жизни /ян-шэн/. Высшая истина Тай-цзи цюань заключается в том, что методики наработок, методики упражнений боем и методи¬ки питания жизни соединяются в нём. Сначала достигается состояние от¬сутствия предела, то есть вскармливается внутреннее ци. Посредством открытия и закрытия Инь и Ян приводится в движение внутреннее ци, а посредством переключающего перелома груди и живота /чжэ-дье/ соверша¬ется трансформация внутреннего ци. Посредством спирального закручи¬вания внутреннее ци смешивается с изначальностью, и все внутренние наработки /цзинь, усилия, которые накапливаются внутри /прим.перев.// целиком зависят от внутреннего ци, которое является таким образом ос¬новой Тай-цзи цюань. Сохранение и укрепление здоровья в методиках питания жизни /ян-шэн/ тоже целиком зависит от внутреннего дыхания-ци.
Сердцу соответствует движение огня, оно находится наверху и представляет собой Ян. Почки можно уподобить Земле. Почки соответ¬ствуют движению воды и находятся внизу, они представляют собой Инь. Расстояние между сердцем и почками составляет восемь цуней и четыре фэня. Если опускать вниз огонь сердца, тогда сердце и почки соединя¬ются между собой. Вода и огонь составляют знак-гуа Цзи-цзи /Процесс пройден/, в котором Инь и Ян связаны между собой. Вода почек, получая огонь сердца, образует испарения, так что "внутри воды образуется огонь, среди снега открываются цветы", то есть рождается дыхание-ци. Дыхание-ци можно уподобить Ян, а жидкость можно сравнить с Инь. Дыхание-ци рождается из жидкости, а жидкость опускается вниз из серд¬ца. Внутри дыхания-ци есть вода, а внутри воды содержится дыхание-ци. То есть внутри Инь есть Ян, а внутри Ян есть Инь.
Когда Инь и Ян находятся в состоянии гармонии и равновесия, тогда человек дости¬гает естественного долгожительства. Инь и Ян достигают гармонии, и в результате рождаются три ипостаси. Три ипостаси представляют со¬бой семя-цзин, дыхание-ци и дух-шэнь. Дух-шэнь - это дух, который на¬ходится в сердце. Семя-цзин - это вода, которая располагается в поч¬ках, а дыхание-ци - это ци, которое располагается между сердцем и почками.
Толчок и тяга, которые возникают при выдохе и вдохе при открытии и закрытии переднего и заднего киноварных по¬лей, дают стимул, приводящий в движение внутреннее дыхание-ци. И со¬держащееся внутри дыхание-ци в результате опускается в область ниже пупка. Вовне данная техника проявляется в виде брюшного дыхания /вдоха и выдоха посредством живота/. Вдох и выдох в киноварном по¬ле приводится в движение естественно. Однако следует дойти до опре¬делённого уровня в упражнении огненных циклов /хо-хоу/, и только то¬гда появится возможность открывать и закрывать киноварное поле при выдохе и вдохе. В этом его отличие от намеренного дыхания посредством живота…»(пер.Виногродский Б.Б.)
Вот для того, чтобы оперировать всей необходимой базой данных по этим методикам, как видим достаточно сложным и в понимании и в делании, требуется чёткое представление о происходящих изменениях и их последовательности. Тут работы вниманием много, тем более, что она специфична сознанию восточного человека, и, в следствии этого, развивает симметричность в мозговой деятельности, оказывая благотворное воздействие на симпатическую и парасимпатическую деятельность у людей про-западной культуры.
Таким образом, возможность регулировать процессы зависит от качества внимания. Здесь задействуется механизм упорядоченного вдоха-выдоха с последующим изменением протяжённости, но только на поздних этапах по мере приобретения тренированности.
Невозможность применения в полном объёме подобных техник, основана на отсутствии общего знаменателя в системах описания между научным и символическим языками разных, к тому же, культур. Преодолеть сложившееся положение возможно через переосмысление в свете последних данных науки о строении биологического и тонкоматериального тела человека.
Действенность упражнений цигун и тайцзицюань напрямую зависит от системы мировозрения, сформировавшейся под воздействием культурных наслоений. Восприятие окружающей действительности сознанием как целостного и взаимообусловленного организма, где правила функционирования лежат зачастую за пределами первичной логики настоящего времени, стирается по мере расчленения (т.е. узкой специализации в среде современного общества в силу преобладания выхолощенных отношений финансово-воспитательной зависимости) сфер приложения сознания в силу информационной загруженности пространства и роста умственной деятельности по принципу «пылеглотства», а не методом постижения множества через глубокое проникание в одно. Одним словом, выразить такое положение можно как рассеяние. Вникание в механизм процессов в разные исторические времена, происходящих как в природе так и в социуме, отличается очень сильно, тем более, разница языковой и письменной (особенно) передачи информации отсекает большую часть ментальных слепков не поддающихся транскрипции «на новый лад» под современность, но несущие вполне определённую и практически значимую информацию, которая может применяться и должна применяться в любые времена, поскольку есть тело – должно быть и здоровье!
Итак, чтобы заставить сегодня работать так, как предназначалось изначально, подобные техники – необходим ключ, каковым является умение манипулировать символикой и постижением образов. Сила образного мышления (заложенная изначально в природу человека) – это самый действенный механизм в изучении не только восточных способов проведения сакрального времени, но и метод, всегда применяемый в любых образовательных системах как наиболее яркий и доступный нашему сознанию. Сами образы заложены в символику и такое соединение является оптимальным. Задачей в занятиях тайцзицюань и цигун является через постижение символа проникать в смысл упражнений. Такой подход может показаться ненаучным, но результаты показывают, что именно так возможно претворить в жизнь все те концепции, которые связаны с программой для реализации каковой и создавались эти техники. Хотя по большому счёту – наука просто ещё не добралась туда.
Такое длинное отступление от темы не случайно. Ввиду невозможности раскрытия материала в рамках одного или нескольких курсов занятий, то указать направление движения мы просто обязаны.
Методов тренировки внимания существует огромное множество. Протэжирование того или иного зависит от многих обстоятельств, но отточенное временем и доведённое сегодня до рамок оптимального сочетания с нашим образом жизни представляемое искусство не имеет аналогов ( По результатам личного исследования на протяжении 25 лет.). Обозначая главные моменты в изучении данных техник, необходимо отметить мягкое и долго действующее влияние на весь организм в плане оздоровления и укрепления организма независимо от языковых и менталитетных различий.
Внимание, как звено в цепочке последовательностей, работает на базе всего вышеизложенного и суммируется с простыми и сложными способами движений и дыхания в тайцзицюань и цигун.
Внимание сочетается с намерением, а намерение базируется на готовности создать волевой импульс при необходимой проводимости через структуры тела и пространства.
Итак, намерение – волевой импульс – проводимость.
Проводимость – это отстроенный специальным способом «инструмент» с психо-физиологическими параметрами .
Волевой импульс – это созданная наработка через многократное воспроизведение смодулированных концептов.
Намерение – это законченное усилие, способное трансформировать среду.
4. Намерение.
Конечной целью (если таковая существует) в любой практике является умение манипулировать данными исходными свойствами через их трансформацию для чего-нибудь. Трансформация тела – особый (и главный) пункт взаимодействия индивида с окружающим миром.
Поскольку материя подчиняется единым законам своего проявления во времени и пространстве, а для такой характеристики материи, как длина волны, подходит закон кванта, то, есть смысл ввести такое понятие. С введением термина и понятия длина волны становятся понятными трудные и непонятные фрагменты учения традиционных школ, где используются цельные слепки накапливаемого опыта, посредством соединения-синтеза, зачастую, и как правило, без логически-научного объяснения происходящего, основанные лишь на реальных ощущениях и описанные доступным в сложившейся культуре языком. Не переведённые на современный язык в следствии разных причин такие знания попадают в разряд оккультных, в лучшем случае, а часто просто не воспринимаются серьёзно
Длинна волны, порождаемая во время занятий цигун и тайцзицюань, достаточно велика. и поэтому, для того, чтобы попадать в ритм с целью куммулятивного эффекта (накапливания) необходимо постоянство циклов при протекании которых возможно творчески воздействовать на происходящие процессы. Следовательно, только ставка на постоянство осознанных занятий даёт реальный результат.
Вывод: качество волны прямо пропорционально её длине. А длинная волна – это состояние уравновешенности всех систем организма, регулируемое через аппарат: дыхание – сознание – движение.
. Вооружившись современными представлениями - что есть материя и её формы, можно обосновать механизм воздействие наших практик.
Встаёт закономерный вопрос о непосредственном объекте нашего внимания и реализации всего цикла сопутствующих трансформаций.
«Мысль находится в соединении с силой дыхания. А сила дыхания находится в соединении с физической силой. Таковы три составляющие. И если в начальной форме в сердце есть хоть малейшее отклонение, то оно со временем приведёт к огромным сбоям.» (Сунь Лутан «Синь-И цюань».)
В даосских текстах по практике продления жизни описывается следующая последовательность: «Вскармливание ци, производство цзин, поднятие очищенной ци, напитывание костного мозга и всего тела конечным экстрактом». Можно приводить очень много красочных высказываний, но чтобы понимать о чём идёт речь необходимо владение понятийным термино-ёмким языком.
Понятие ци.
Сумма производных от функциональной системы человек-природа, проявляющаяся через опосредованные биохимические реакции тела человека и управляемая волевыми импульсами, называется жизнетворной силой или ци. Поскольку эта ци напитывает тело целиком, то нет смысла выделять её как нечто отдельное, но, в тоже время, имеющую систему накапливания и трансформации обособленную в пространстве тела. Каналы-меридианы, проходя через симметрию нашего организма, образуют замкнутую цепь циркуляции ци. Поступая в организм с пищей и атмосферно-географические воздействия через механизмы анализаторов информационных срезов, ци играет важную роль во всех процессах жизнедеятельности. Простым языком – это то, чем наполняется любая сущность изначально и как затем трансформируется в процессе взаимодействия осознанного и бессознательного. Но, поскольку, мы говорим непосредственно только о человеке, то необходимо отслеживать очень точно все звенья неосознанного соприкосновения с предметной средой для получения реальной картины, основываясь на которую, можно коррелировать благоприятное и никчёмное осознанием и практикой.
Понятие цзин.
Трансформированная посредством специальных упражнений жизненная сила-ци может превращаться в отдельные виды силы, называемые – цзин – усилие. Именуясь в соответствии с предназначением для употребления, усилия-цзин составляют сложный и труднодоступный арсенал семейства внутренних практик ушу.
Трансформированная посредством специальных упражнений, жизненная сила-ци образует различные по предназначению в практике ушу усилия-цзин. Они составляют сложную и труднодоступную часть практик из семейства внутренних. Суть самих упражнений основана на умении сочетать дыхание и движение с постоянной, направляющей и опережающей движения, работой сознания. Установленная мастерами практики, последовательность нарабатывания и происхождения этих усилий-цзин может вызвать вопросы в среде учёных, но не у людей, посвятивших большую часть своей жизни изучению и классификации, происходящих изменений в организме под воздействием внутренних практик.
А вот как цзин описывается в «Большой практической энциклопедии ушу» ответ на вопрос: в чём различие между силой-цзинь и простой физической силой-ли?.
«Тело приводится в движение за счёт своей внутренней силы. Внутренняя сила приводит в движение суставы, производя динамическое взаимодействие различных частей тела. Если направить данную функцию тела на внешнее пространство, возможно преодолеть сопротивление некоего физического тела и заставить его произвести движение, а можно также, в свою очередь, и извне получить противодействие, которое вызовет движение во всём организме. Сила-цзинь китайского ушу, вызывающая движение во всём теле, тождественна с внутренней силой человеческого организма. Под физической силой-ли прежде всего подразумевается сила сокращения мышц под воздействием сигналов головного мозга. Что же касается силы-цзинь, то она вырабатывается законам упорядоченного динамического взаимодействия, при непосредственном управлении сознания функциями сжатия и растяжения мышц в соединении со специфической дыхательной техникой.»
Существует несколько методов выработки силы-цзинь.
3-е Вдохновение Кораном.
СУРА 68 ЧАСТЬ ВТОРАЯ
(34) Истинно, набожным у Господа блаженные сады.
(35) Поступим ли Мы с Подчиненными как с теми, что грешны?
(36) Что с вами и каково суждение?
(37) Или у вас писание, а в нём учение
(38) Что вам, поистине, любое предпочтение?
(39) Или у вас Наши клятвы вплоть до Дня Предстояния о том, что вам – плод вашего суждения?
(40) Спроси их, кем будут клятвы подтверждены?
(41) Или у них – святые? Пускай же приведут своих святых, если правдивы они.
(42) В тот день, когда откроются все тайны, и призовут земной поклон вершить, они не смогут сделать преклонение –
(43) Опущены их взоры и их постиг позор, а ведь могли они пасть ниц, (когда спустилось повеление).
(44) Оставь Меня с теми, кто ложью считает этот рассказ – когда они не будут знать, их жизнь постигнет завершение –
(45) Я дам отсрочку им, ведь замыслы Мои прочны.
(46) Или ты просишь награды и у них от платы отягощение?
(47) Или, быть может, пишут они тайное откровение?
(48) Ты дотерпи! Господь решит! Не будь подобен спутнику кита. Вот он воззвал, когда его постигло заточение.
(49) И если б не Господня милость, то был бы выброшен он на пустырь, его постигло б унижение.
(50) Избрал его Господь и сделал человеком правоты.
(51) А те, кто отвергает, своими взорами тебя готовы опрокинуть, и, слушая Упоминание, говорят: «Его коснулось бесов проникновение»
(52) Но это - не что иное, как Упоминание для народов, (ниспосланное с Божьей высоты).
Тимур Джумагалиев - ответственный за перевод.
Источник: http://blogs.mail.ru/mail/timjum/62F437EA42AA03A5.html
(34) Истинно, набожным у Господа блаженные сады.
(35) Поступим ли Мы с Подчиненными как с теми, что грешны?
(36) Что с вами и каково суждение?
(37) Или у вас писание, а в нём учение
(38) Что вам, поистине, любое предпочтение?
(39) Или у вас Наши клятвы вплоть до Дня Предстояния о том, что вам – плод вашего суждения?
(40) Спроси их, кем будут клятвы подтверждены?
(41) Или у них – святые? Пускай же приведут своих святых, если правдивы они.
(42) В тот день, когда откроются все тайны, и призовут земной поклон вершить, они не смогут сделать преклонение –
(43) Опущены их взоры и их постиг позор, а ведь могли они пасть ниц, (когда спустилось повеление).
(44) Оставь Меня с теми, кто ложью считает этот рассказ – когда они не будут знать, их жизнь постигнет завершение –
(45) Я дам отсрочку им, ведь замыслы Мои прочны.
(46) Или ты просишь награды и у них от платы отягощение?
(47) Или, быть может, пишут они тайное откровение?
(48) Ты дотерпи! Господь решит! Не будь подобен спутнику кита. Вот он воззвал, когда его постигло заточение.
(49) И если б не Господня милость, то был бы выброшен он на пустырь, его постигло б унижение.
(50) Избрал его Господь и сделал человеком правоты.
(51) А те, кто отвергает, своими взорами тебя готовы опрокинуть, и, слушая Упоминание, говорят: «Его коснулось бесов проникновение»
(52) Но это - не что иное, как Упоминание для народов, (ниспосланное с Божьей высоты).
Тимур Джумагалиев - ответственный за перевод.
Источник: http://blogs.mail.ru/mail/timjum/62F437EA42AA03A5.html
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу